docgid.ru

 История географии. Экспедиции второй половины XIX века и начала XX века

Русские первооткрыватели и путешественники 19 века совершили ряд выдающихся открытий, которые стали достоянием не только российской, но и зарубежной, мировой науки. Кроме того, они внесли значительный вклад в развитие отечественных знаний и сделали очень много для того, чтобы способствовать подготовке новых кадров для развития морских исследований.

Предпосылки

Русские первооткрыватели и путешественники 19 века осуществили свои открытия во многом потому, что в это столетие обозначилась необходимость поисков новых торговых путей и возможностей для поддержки связи России с другими странами. В конце XVIII - начале XIX века наша страна окончательно укрепила свой статус на международной арене как мировая держава. Естественно, что это новое положение расширило её геополитическое пространство, которое потребовало новых исследований морей, островов и океанских побережий для строительства портов, судов и развития торговли с иностранными государствами.

Русские первооткрыватели и путешественники 19 века состоялись как талантливые мореплаватели как раз в то самое время, когда наша страна добилась выхода к двум морям: Балтийскому и Чёрному. И это неслучайно. Это открывало новые перспективы для морских исследований и дало толчок к строительству и развитию флотов, морского дела вообще. Поэтому неудивительно, что уже в первые десятилетия рассматриваемого столетия русские первооткрыватели и путешественники 19 века осуществили ряд выдающихся исследований, которые существенно обогатили русскую географическую науку.

План кругосветной экспедиции

Такой проект стал возможным во многом благодаря успешным военным действиям нашей страны в конце XVIII столетия. В это время Россия получила возможность строить свой флот на Чёрном море, что, разумеется, должно было стимулировать морское дело. Русские мореплаватели в это время всерьёз задумались над тем, чтобы проложить удобные торговые пути. Этому ещё способствовало то обстоятельство, что наша страна владела на территории Северной Америки Аляской. С ней также необходимо было поддерживать постоянные связи и развивать экономическое сотрудничество.

И.Ф. Крузенштерн ещё в конце XVIII века представил план кругосветной экспедиции. Однако тогда он был отвергнут. Но уже буквально через несколько лет, после воцарения Александра I, российское правительство проявило интерес к представленному плану. Он получил одобрение.

Подготовка

И.Ф. Крузенштерн происходил из дворянского рода. Он учился в Кронштадтском морском корпусе и, будучи его учеником, принял участие в войне против Швеции, хорошо себя тогда зарекомендовав. После этого он был отправлен на стажировку в Англию, где получил прекрасное образование. По возвращении в Россию представил план кругосветной экспедиции. Получив одобрение, тщательно к ней подготовился, закупил лучшие приборы и оснастил корабли.

Его ближайшим помощником в этом деле был его товарищ Юрий Фёдорович Лисянский. С ним он подружился ещё в кадетском корпусе. Друг также себя прекрасно зарекомендовал как талантливый морской офицер в годы Русско-шведской войны 1788-1790 годов. Уже в скором времени были снаряжены два суда под названиями «Нева» и «Надежда». Последним руководил граф Николай Резанов, ставший знаменитым благодаря известной рок-опере. Экспедиция отправилась в плавание в 1803 году. Её целью было исследовать и разведать возможность открытия новых торговых путей из России в Китай и побережье североамериканской территории.

Плавание

Русские мореплаватели обогнули мыс Горн и, выйдя в Тихий океан, разделились. Юрий Фёдорович Лисянский повёл свой корабль к североамериканским берегам, где отбил захваченный индейцами торговый русский город Ново-Архангельск. Во время этого путешествия он также провёл впервые в истории мореплавания парусный корабль вокруг Южной Африки.

Судно «Надежда» под руководством Крузенштерна отправилось в Японское море. Заслуга этого исследователя состоит в том, что он тщательно исследовал берега острова Сахалин и внёс значительные изменения на карту. Основной же было исследовать в чём давно было заинтересовано руководство Тихоокеанского флота. Крузенштерн вошёл в Амурский лиман, после чего, исследовав берега Камчатки, вернулся на родину.

Вклад Крузенштерна в науку

Путешественники России существенно продвинули русскую географическую науку, выведя её на мировой уровень развития. привлекла внимание широкой общественности. После окончания путешествия оба написали книги, в которых были изложены результаты их исследований. Крузенштерн опубликовал «Путешествие вокруг света», но особенное значение имеет выпущенный им атлас с гидрографическими приложениями. Он заполнил многие белые пятна на карте, провёл ценнейшие исследования морей и океанов. Так, он изучил давление и температуру воды, морские течения, приливы и отливы.

Общественная деятельность

Его дальнейшая карьера была тесно связана с морским корпусом, куда он сначала был определён инспектором. Впоследствии стал там преподавать, а потом вообще его возглавил. По его инициативе были созданы Высшие офицерские классы. В дальнейшем их преобразовали в Морскую академию. Крузенштерн ввёл новые дисциплины в учебный процесс. Это существенно повысило качественный уровень преподавания морского дела.

Кроме того, он помогал в организации других экспедиций, в частности содействовал планам другого видного исследователя О. Коцебу. Крузенштерн принял участие в создании знаменитого Русского географического общества, которому суждено было занять одно из ведущих мест не только в российской, но и в мировой науке. Особое значение для развития географии имел выпущенный им «Атлас Южного моря».

Подготовка новой экспедиции

Крузенштерн через несколько лет после своего путешествия настаивал на тщательном исследовании южных широт. Он предлагал снарядить две экспедиции к Северному и Южному полюсам по два корабля в каждой. До этого мореплаватель почти вплотную подошёл к Антарктике, однако дальше пройти ему помешали льды. Тогда предположил, что шестого материка либо не существует, либо к нему невозможно добраться.

В 1819 году российское руководство приняло решение о снаряжении новой эскадры для плавания. Фаддей Фаддеевич Беллинсгаузен после ряда проволочек был назначен её руководителем. Было принято решение о строительстве двух кораблей: «Мирный» и «Восток». Первый спроектировали по плану российских учёных. Он отличался прочностью и водоустойчивостью. Однако второй, построенный в Великобритании, был менее устойчив, так что его пришлось не раз переделывать, перестраивать и ремонтировать. Подготовкой и постройкой руководил Михаил Лазарев, который сетовал на такое несоответствие двух суден.

Путешествие к югу

Новая экспедиция отправилась в 1819 году. Она достигла Бразилии и, обогнув материк, вышла к Сандвическим островам. В январе 1820 года русская экспедиция открыла шестой материк - Антарктиду. Во время манёвров вокруг неё было обнаружено и описано множество островов. Среди наиболее значимых открытий можно назвать остров Петра I, побережье Александра I. Сделав необходимое описание берегов, а также зарисовки животных, увиденных на новом материке, Фаддей Фаддеевич Беллинсгаузен отплыл обратно.

Во время экспедиции, помимо обнаружения Антарктиды, были сделаны и другие открытия. Например, участники обнаружили, что Земля Сандвича - это целый архипелаг. Кроме того, был описан остров Южная Георгия. Особое значение имеют описания нового материка. Со своего корабля Михаил Лазарев имел возможность наблюдать лучше за землёй, поэтому его выводы представляют особенную ценность для науки.

Значение открытий

Экспедиция 1819-1821 годов имела огромное значение для отечественной и мировой географической науки. Открытие нового, шестого материка, перевернуло представление о географии Земли. Оба путешественника опубликовали результаты своего исследования в двух томах с приложением атласа и необходимыми указаниями. Во время путешествия было описано около тридцати островов, сделаны великолепные зарисовки видов Антарктиды и её животного мира. Кроме того, участники экспедиции собрали уникальную этнографическую коллекцию, которая хранится в Казанском университете.

Дальнейшая деятельность

Беллинсгаузен впоследствии продолжил свою военно-морскую карьеру. Он участвовал в Русско-турецкой войне 1828-1829 годов, командовал Балтийским флотом, а потом был назначен губернатором Кронштадта. Показателем признания его заслуг является тот факт, что его именем назван ряд географических объектов. В первую очередь следует упомянуть море в Тихом океане.

Лазарев также отличился после своего знаменитого путешествия к Антарктиде. Он был назначен командиром экспедиции по охране берегов Русской Америки от контрабандистов, с чем он успешно и справился. Впоследствии командовал черноморским флотом, участвовал в за что удостоился нескольких наград. Итак, великие первооткрыватели из России также внеси свой выдающийся вклад в развитие географии.

История русских географических открытий XIX в. начинается серией кругосветных путешествий, среди которых особенно выделяются плавания Я. Ф. Крузенштерна и /О. Ф. Лисянского (1803-1806 гг.), В. М. Голсвнина (1807-1809 и 1817-1819 гг.) и Ф. Ф. Беллинсгаузена и М. П. Лазарева (1819-1821 гг.) (рис. 8).

Плавание И. Ф. Крузенштерна и Ю. Ф. Лисянского было первой русской кругосветной экспедицией. Поводом к ее организации послужило неудобство снабжения и необходимость защиты владений, находившихся в Северной Америке. Основными задачами первой русской кругосветной экспедиции были: доставка на Дальний Восток грузов Российско-Американской компании и продажа мехов этой компании в Китае, доставка в Японию посла Н. Н. Резанова и производство попутных географических исследований. Для экспедиции были снаряжены два корабля водоизмещением в 450 и 350 г, соответственно названные «Надеждой» и «Невой». Командиром «Надежды» был назначен Иван Федорович Крузенштерн, а командиром «Невы» - Юрий Федорович Лисянский. Команды обоих кораблей состояли из русских военных моряков, набранных добровольно. В экспедиции участвовали астроном Горнер, естествоиспытатели Тилезиус и Лангсдорф и доктор медицины Лабанд.

26 июля 1803 г. корабли вышли из Кронштадта. Посетив Копенгаген, Англию и Канарские острова, 14 ноября 1803 г. «Надежда» и «Нева» впервые в истории русского флота пересекли экватор. Обогнув мыс Горн, 12 марта 1804 г. корабли разлучились во время шторма и встретились вновь лишь на Маркизских островах, откуда вместе добрались до Гавайских островов. Далее началось их раздельное плавание.

Крузенштерн от Гавайских островов направился в Петропавловск-на-Камчатке, а оттуда в Японию, где после пятимесячного ожидания получил отказ японцев принять русского посланника. Из Японии Крузенштерн прошел неизвестным европейцам Японским морем, далее через пролив Лаперуза в Охотское море и вернулся в Петропавловск. Отсюда он направился к Сахалину, изучив его восточные берега, затем обогнул северную оконечность острова и спустился на юг к устью Амура. Встретив сильное течение с юга и пресную воду, Крузенштерн пришел к ложному заключению, что Сахалин соединяется с материком южнее устья Амура. Побывав снова на Камчатке, Крузенштерн направился в Макао (Китай).

Лисянский направился от Гавайских островов к берегам северо-западной Америки, где произвел описание берегов и принял меха. После этого «Нева» направилась в Макао. По пути, к западу от Гавайских островов, Лисянский открыл остров, названный его именем.

Закончив продажу мехов, Крузенштерн и Лисянский поплыли на родину через Зондский пролив, Индийский океан, вокруг мыса Доброй Надежды. Около мыса Доброй Надежды корабли разлучились и пришли в Кронштадт порознь в августе 1806 г.

Экспедиция Крузенштерна - Лисянского дала громадные научные и практические результаты. Она положила начало океанографическим исследованиям; во время плавания были произведены многочисленные съемки в северо-западной части Тихого океана, сделано много этнографических наблюдений, собраны большие коллекции.

Крузенштерн и Лисянский описали свое плавание. В 1809-1812 гг. был издан труд Крузенштерна «Путешествие вокруг света в 1803, 1804, 1805 и 1806 годах на кораблях «Надежда» и «Нева» в трех томах с приложением альбома рисунков и атласа карт». В 1812 г. вышла работа Лисянского «Путешествие вокруг света в 1803, 1804, 1805 и 1806 годах на корабле «Нева» с приложением атласа карт и рисунков».

Отважным мореплавателем был Василий Михайлович Головины, совершивший два кругосветных плавания. Первое путешествие он совершил в 1807-1809 гг. на шлюпе «Диана». Головнин намеревался пройти в Тихий океан вокруг мыса Горн, но сильные штормы не пустили корабль на запад. Тогда Головнин повернул на восток с целью обогнуть мыс Доброй Надежды. У мыса Доброй Надежды в связи с войной между Англией и Россией англичане задержали корабль, хотя Головнин имел пропуск английского правительства. После длительного ожидания Головнин решил уйти от англичан. Изучив внимательно ветры и дождавшись их благоприятного сочетания, Головнин обрубил якорные канаты и бежал. Опасаясь погони, он взял курс на юг, а затем повернул на восток - в обход Австралии с юга. Сделав стоянку у Новых Гебрид, Головнин добрался до Петропавловска-на-Камчатке. После прихода на Камчатку Головнин плавал у берегов северо-западной Америки, а затем занялся описанием Курильских островов. Во время этой работы он был захвачен японцами и пробыл в плену более двух лет.

Второе путешествие Головнина состоялось в 1817-1819 гг. на шлюпе «Камчатка». На этот раз он прошел в Тихий океан вокруг мыса Горн. После стоянки в Петропавловске Головнин направился в Русскую Америку, определив по дороге астрономическое положение ряда островов. Побывав на Кадьяке, в Ново-Архангельске, у берегов Калифорнии, посетил Гавайские, Марианские острова и о. Манилу. Затем Головнин обогнул мыс Доброй Надежды и, зайдя на острова Св. Елены, Вознесения и Фиал, через Портсмут возвратился в Кронштадт. Свои плавания Головнин описал в сочинениях: «Путешествие российского императорского шлюпа «Диана» из Кронштадта в Камчатку в 1807, 1808 и 1809 годах под начальством лейтенанта В. Головнина» и «Путешествие вокруг света, совершенное на военном шлюпе «Камчатка» в 1817, 181.8 и 1819 годах».

В 1819-1821 гг. на шлюпах «Восток» и «Мирный» под начальством Фаддея Фаддеевича Беллинсгаузена и Михаила Петровича Лазарева состоялась первая русская южнополярная экспедиция (рис. 8), ознаменовавшаяся величайшим географическим открытием XIX в.- открытием шестого материка - Антарктиды. Корабли вышли в плавание 4 июля 1819 г. В районе Южной Георгии экспедицией был открыт ряд островов (о-ва Анненкова, Лескова, Завадовского и др.). Затем корабли направились к земле Сандвича, причем выяснилось, что она представляет собой архипелаг, получивший название Южных Сандвичевых островов.

16 января 1820 г. под 69°21" ю. ш. мореплаватели очень близко подошли к берегам Антарктиды и отметили признаки земли. Этот день может считаться датой открытия шестого материка. 21 января и 5 февраля с кораблей опять наблюдали признаки близости земли и видели ледяной барьер. Далее, следуя на восток, корабли прибыли в Джексон (Сидни). Затем экспедиция совершила плавание по Тихому океану, причем было открыто много островов в группе Паумоту. После возвращения в Сидни корабли снова вышли на поиски Южного материка. От о. Маккуори шлюпы взяли курс на юг, а достигнув плавающих льдов, поплыли на восток, обходя антарктический материк. Плавание проходило в тяжелых условиях, однако, несмотря на трудности, экспедиция при всякой возможности стремилась проникнуть как можно далее на юг. 10 января 1821 г. под 68°57" ю. ш. и 90°46" з. д. был открыт о. Петра I , a 17 января - земля Александра I . Далее шлюпы направились к Южно-Шетландским островам, ранее принятые англичанином Смитом за выступ Южного материка, откуда взяли курс на Рио-де-Жанейро и 24 июня 1821 г. прибыли в Кронштадт. Всего было пройдено свыше 91 тыс. км пути, причем моряки обошли вокруг всего антарктического материка.

Описание замечательного плавания на судах «Восток» и «Мирный» было опубликовано под заглавием «Двукратные изыскания в Южном Ледовитом океане и плавание вокруг света в продолжение 1819, 1820 и 1821 годов, совершенные на шлюпах «Восток» и «Мирный» под начальством капитана Беллинсгаузена командира шлюпа «Восток». Шлюпом «Мирный» начальствовал лейтенант Лазарев». Описание составило два тома с атласом карт и видов.

Труды первой русской антарктической экспедиции были высоко оценены учеными. Советский народ ценит заслуги мореплавателей, открывших Антарктиду.

Русское географическое общество. В течение второй половины XIX и начала XX вв. русская география добилась больших успехов, что было связано главным образом с деятельностью Русского географического общества.

Русское географическое общество было организовано в 1845 г. Целью общества было «собрание и распространение в России географических сведений вообще и в особенности о России, равно как распространение достоверных сведений о нашем отечестве в других землях». Общество согласно уставу разделялось на четыре отделения: 1) географии общей, 2) географии России, 3) статистики России, 4) этнографии России. Председателем общества стал царевич Константин, фактическим же руководителем являлся Федор Петрович Литке.

Ф. П. Литке (1797-1882 гг.)- адмирал русского флота, был крупным географом-путешественником. В чине мичмана он принял участие в плавании В. М. Головнина на «Камчатке». В 1821 г. Литке был назначен начальником экспедиции по описанию Новой Земли, которая не имела еще точных карт. На бриге «Новая Земля» Литке совершил четыре плавания к берегам Новой Земли. За это время были описаны западные и южные берега острова и пролив Маточкин шар.

В 1828 г. Литке опубликовал книгу «Четырехкратное путешествие в Северный Ледовитый океан, совершенное на бриге «Новая Земля» в 1821 -1824 годах», которая получила высокую оценку ученых. Описания Литке отличались точностью и большой объективностью.

В 1826-1829 гг. Ф. П. Литке был командиром шлюпа «Сенявин», совершившим кругосветное плавание, во время которого были выполнены значительные научные работы в северной части Тихого океана. На Камчатке были определены важнейшие пункты берега и измерены высоты многих сопок; подробно описаны острова: Карагинский и Св. Матвея и берег Чукотки от мыса Дежнева до устья р. Анадыря; определены острова Прибылова и многие другие. Большие работы были проведены в Каролинском архипелаге. Очень большое значение имели выполненные самим Литке наблюдения над земным магнетизмом и силой тяжести, а также ежедневные наблюдения над погодой и температурой воды. Натуралисты экспедиции собрали богатые коллекции по зоологии, ботанике, минералогии и этнографии. Описание этого плавания Литке дал в книге «Путешествие вокруг света на военном шлюпе «Сенявин» в 1826-1829 гг.».

Ф. П. Литке руководил Географическим обществом до 17 января 1873 г. После него руководителем общества стал П. П. Семенова-Тян-Шанский (1827-1914 гг.), сыгравший большую роль в развитии русской географии. По поводу деятельности П. П. Семенова-Тян-Шанского известный советский географ Л. С. Берг писал: «Бывают три типа географов: путешественники, страноведы и организаторы. Петр Петрович Семенов-Тян-Шанский был и тем, и другим, и третьим».

В 1856-1857 гг. Семенов-Тян-Шанский совершил научную экспедицию в Тянь-Шань, положив начало, комплексному изучению природы и человеческой деятельности. Во время экспедиции Семенов-Тян-Шанский изучил взаимные связи между различными компонентами природы и человеческой деятельностью, а также нашел закономерности в связях элементов природы, выделив вертикальные пояса и типы местности. Кроме того, он сопоставлял природу исследуемой территории с другими местностями, широко применяя сравнительный метод. Результаты этого путешествия были изложены в книге «Путешествие в Тянь-Шань».

Семенов-Тян-Шанский рассматривал географию как комплекс наук, куда входят картография, физическая география, антропология, историческая география и статистика. Этот комплекс наук есть, по Семенову-Тян-Шанскому, «география в широком смысле слова». Помимо нее, он говорил о географии «в тесном смысле», т. е. о страноведении. П. П. Семенов-Тян-Шанский способствовал созданию целой школы географов-исследователей, куда входили крупнейшие ученые: Я. М. Пржевальский, В. И. Роборовский, Я. Г. Потанин, М. В. Певцов, Я. К. Козлов, В. А. Обручев, И. В. Мушкетов и другие.

Охарактеризуем деятельность некоторых других членов Русского географического общества.

Петр Алексеевич Кропоткин (1842-1921 гг.) во время своих путешествий по Сибири в 1862-1867 гг. собрал исключительно ценный материал, который изменил все прежние представления о северо-восточной части Азии. На основе проведенных в Сибири и Финляндии наблюдений он создал теорию о ледниковом периоде. Исследования П. А. Кропоткина были

обобщены в работах: «Общий очерк орографии Восточной Сибири» (1875 г.) и «Исследования о ледниковом периоде» (1876 г.).

Николай Михайлович Пржевальский (1839-1888 гг.) известен как великий исследователь Центральной Азии. Находясь в Военной академии, Пржевальский составил большой труд «Военно-статистическое обозрение Приамурского края» и был избран членом Географического общества.

В 1867 г. П. П. Семенов-Тян-Шанский предложил Пржевальскому направиться в Уссурийский край. Пржевальский принял это предложение и замечательно провел свою первую экспедицию, результаты которой изложены в книге «Путешествие в Уссурийском крае». После этого Географическое общество приняло план его путешествия в Центральную Азию.

Н. М. Пржевальский совершил в Центральную Азию четыре путешествия: Монгольское (1871 -1873 гг.), Лоб-Норское и Джунгарское (1876-1877 гг.), Тибетское первое (1879-1881 гг.) и Тибетское второе (1883-1886 гг.). В начале пятой экспедиции Пржевальский умер. Свои путешествия Н. М. Пржевальский описал в книгах: «Монголия и страна тангутов» (1875 г.); «От Кульджи за Тянь-Шань и на Лоб-Нор» (1878 г.);

«Из Зайсана через Хами в Тибет и на верховья Желтой реки» (1883 г.) и «От Кяхты на истоки Желтой реки, исследование северной окраины Тибета и путь через Лоб-Нор по бассейну Тарима» (1888 г.).

Заслуги Пржевальского бессмертны для науки. Он прошел более 30 тыс. км, произведя маршрутную съемку всего пути с определением астрономических пунктов и высот и впервые дал правильные представления о природе Центральной Азии. В своих трудах Н. М. Пржевальский


описал рельеф и ландшафты Гоби, Наньшаня, Цайдама, Куньлуня, Северного Тибета, Лобнора и других мест. Метеорологические наблюдения, которые велись в течение всех четырех путешествий, дали большой материал для выяснения климата Центральной Азии и Тибета.

Пржевальский собрал обширные коллекции. Он открыл дикую лошадь, дикого верблюда, несколько видов горных баранов, антилоп, фазанов, больдурука, рыб Кукунора и других озер, змей, ящериц, насекомых. Столь же обширны были сборы растений. В описаниях путешествий Н. М. Пржевальского нашли отражение быт и нравы народов, с которыми ему приходилось встречаться. Пржевальский дал характеристику монголов, тангутов, тибетцев, китайцев, дунган, тюрков Лобнора и Таримского бассейна, киргизов и калмьжов Тянь-Шаня.

Достойным учеником Н. М. Пржевальского был Петр Кузьмич Козлов (1863-1935 гг.), продолживший исследование Центральной Азии. П. К. Козлов совершил три самостоятельных путешествия: Восточно-Тибетское (1899-1901 гг.), Монголо-Тибетское (1907-1909 гг.) и Монгольское (1923-1926 гг.), описав их в следующих книгах: «Монголия и Кам (трехлетнее путешествие по Монголии и Тибету)» (1905 г.); «Монголия и Амдо и мертвый город Хара-хото» (1923 г.) и «Путешествие в Монголию» (1923-1926 гг.).

За время своих путешествий П. К. Козлов прошел около 40 тыс. км. В пустыне он обнаружил развалины мертвого города Хара-хото, раскопки которого дали ценные археологические материалы. Козлов изучил малоизвестные места Центральной Азии: Кам и Амдо, а также собрал дополнительные сведения о природе других территорий. Большое внимание Козлов уделил этнографическим исследованиям.

Среди путешественников прошлого века особое место занимает Николай Николаевич Миклухо-Маклай (1846-1888 гг.). В то время как другие географы открывали новые, доселе неизвестные земли, Миклухо-Маклай стремился прежде всего открыть человека среди исследовавшихся им «первобытных», т. е. не затронутых европейской культурой, народов.

20 сентября 1871 г. Миклухо-Маклай высадился на северо-восточном берегу Новой Гвинеи, в заливе Астролябии. Сюда он был доставлен корветом «Витязь», совершавшим кругосветное плавание. Путешественнику выстроили хижину вблизи папуасской деревни. Вскоре между Миклухо-Маклаем и папуасами установились дружеские отношения. Миклухо-Маклай подробно изучил быт, культуру и занятия папуасов.

19 декабря 1872 г. за Миклухо-Маклаем пришел клипер «Изумруд», на котором исследователь совершил большое путешествие по Малайскому архипелагу. В дальнейших своих путешествиях Миклухо-Маклай побывал на юго-западе Новой Гвинеи, на полуострове Малакка, на о. Ява, в группе Каролинских островов, островах Адмиралтейства и через три с половиной года после отъезда снова поселился на берегу залива Астролябии. Здесь Миклухо-Маклай прожил до ноября 1877 г., после чего побывал в Сиднее, на островах Адмиралтейства и юго-восточном берегу Новой Гвинеи. В 1883 г. он в третий раз посетил папуасов залива Астролябии, пробыв здесь лишь несколько дней.

Миклухо-Маклай был своеобразным исследователем жизни первобытных народов. Он любил людей и протестовал против тех насилий, какие практиковались европейцами по отношению к этим народам.

В Географическом обществе полвека работал Александр Иванович Воейков (1842-1916 гг.) - один из основоположников климатологии. Воейков много путешествовал. Кроме Кавказа и Средней Азии, он побывал во многих странах Западной Европы, в Северной и Южной Америке, в Японии и Индии. Странствования послужили источником тех обобщений, которые даны в его главном труде «Климаты земного шара, в особенности России». Здесь Воейков устанавливает глубокую связь, имеющуюся между климатом и другими элементами природы. Он рассматривает также влияние отдельных элементов географической среды на климат и обратное влияние климата на эти элементы. Кроме того, Воейков занимался вопросами географии населения и хозяйства. Он обратил внимание на взаимодействие человека и природы, посвятив этим вопросам ряд статей.

Русским географическим обществом были проведены большие работы по изучению Азии и других материков. Общество способствовало развитию физической географии, этнографии и экономической географии, неоднократно рассматривало вопрос о сущности географии, много сделало для распространения географических знаний. Общество вело большую работу на местах, имея в различных частях России филиалы и отделения.

Научная деятельность выдающегося русского ученого Василия Васильевича Докучаева (1846-1903 гг.) протекала вне связи с Географическим обществом, но имела огромное значение для судеб географии в нашей стране. Докучаев был разносторонним исследователем. Его классические научные работы «Русский чернозем», «Наши степи прежде и теперь», «Способы образования речных долин Европейской России», «К учению о зонах природы» и др. касаются различных вопросов геологии, геоморфологии, географии, почвоведения и агрономии. Разнообразие природы нашей страны позволило Докучаеву создать науку о почве и учение о географических зонах. Докучаев показал, что в каждой зоне наблюдаются строго закономерные связи между климатом, материнской породой, почвой, растительностью, животным миром и сельскохозяйственной деятельностью человека. Среди элементов природы Докучаев придавал большое значение почве. Он рассматривал почву как особое естественноисторическое тело, являющееся связующим звеном между живой и мертвой природой и находящееся в тесной связи с той и другой.

Идеи Докучаева имеют большое научное и практическое значение. Сельское хозяйство нашей страны ведется в соответствии с почвенно-климатическими условиями каждой зоны. Учение Докучаева о географических зонах является основой географии.

РАЗВИТИЕ ГЕОГРАФИЧЕСКИХ ЗНАНИЙ v В течение второй половины XIX и начала XX вв. русская география добилась больших успехов, что было связано главным образом с деятельностью Русского географического общества.

Ф. П. ЛИТКЕ v Ф. П. Литке (1797- 1882 гг.)- адмирал русского флота, был крупным географомпутешественником. В чине мичмана он принял участие в плавании В. М. Головнина на «Камчатке» .

Ф. П. ЛИТКЕ v В 1826- 1829 гг. Ф. П. Литке был командиром шлюпа «Сенявин» , совершившим кругосветное плавание, во время которого были выполнены значительные научные работы в северной части Тихого океана. На Камчатке были определены важнейшие пункты берега и измерены высоты многих сопок; подробно описаны острова.

СЕМЕНОВА-ТЯНШАНСКИЙ v Ф. П. Литке руководил Географическим обществом до 17 января 1873 г. После него руководителем общества стал П. П. Семенова-Тян-Шанский (1827- 1914 гг.), сыгравший большую роль в развитии русской географии.

v В 1856- 1857 гг. Семенов-Тян-Шанский совершил научную экспедицию в Тянь-Шань, положив начало, комплексному изучению природы и человеческой деятельности. Во время экспедиции Семенов-Тян-Шанский изучил взаимные связи между различными компонентами природы и человеческой деятельностью, а также нашел закономерности в связях элементов природы, выделив вертикальные пояса и типы местности. v Семенов-Тян-Шанский способствовал созданию целой школы географовисследователей, куда входили крупнейшие ученые: Я. М. Пржевальский, В. И. Роборовский, Я. Г. Потанин, М. В. Певцов, Я. К. Козлов, В. А. Обручев, И. В. Мушкетов и другие.

ПЕТР АЛЕКСЕЕВИЧ КРОПОТКИН v Петр Алексеевич Кропоткин (1842- 1921 гг.) во время своих путешествий по Сибири в 1862- 1867 гг. собрал исключительно ценный материал, который изменил все прежние представления о северовосточной части Азии.

НИКОЛАЙ МИХАЙЛОВИЧ ПРЖЕВАЛЬСКИЙ v Николай Михайлович Пржевальский (1839- 1888 гг.) известен как великий исследователь Центральной Азии. Находясь в Военной академии, Пржевальский составил большой труд «Военностатистическое обозрение Приамурского края» и был избран членом Географического общества.

v В 1867 г. П. П. Семенов-Тян-Шанский предложил Пржевальскому направиться в Уссурийский край. Пржевальский принял это предложение и замечательно провел свою первую экспедицию, результаты которой изложены в книге «Путешествие в Уссурийском крае» . После этого Географическое общество приняло план его путешествия в Центральную Азию. v Н. М. Пржевальский совершил в Центральную Азию четыре путешествия: Монгольское (1871 - 1873 гг.), Лоб-Норское и Джунгарское (1876- 1877 гг.), Тибетское первое (1879- 1881 гг.) и Тибетское второе (1883- 1886 гг.). В начале пятой экспедиции Пржевальский умер.

НИКОЛАЙ НИКОЛАЕВИЧ МИКЛУХО-МАКЛАЙ v Среди путешественников прошлого века особое место занимает Николай Николаевич Миклухо-Маклай (1846- 1888 гг.). В то время как другие географы открывали новые, доселе неизвестные земли, Миклухо-Маклай стремился прежде всего открыть человека среди исследовавшихся им «первобытных» , т. е. не затронутых европейской культурой, народов.

v Гуманитарные науки в России в XIX в. отличались оригинальностью и были на мировом уровне развития. Характерной особенностью развития гуманитарных наук в XIX веке является их дифференциация: из философии выделяются такие науки как социология, политология; из исторической науки - археология, этнография и вспомогательные исторические дисциплины. Гуманитарные науки стали отличаться разнообразием школ и течений, которые оказали влияние на развитие науки в XX веке.

v Характерным явлением начала XIX в. в России было возрастание интереса к истории. Как следствие, появляются многочисленные исторические общества, в частности Московское общество истории и древностей российских (1804). С именами К. Д. Кавелина (1818 -1885), Б. Н. Чичерина (1828 -1904), С. М. Соловьева (1820 -1879) связано направление в отечественной исторической науке, за которым утвердилось название “государственная школа”.

В. О. КЛЮЧЕВСКИЙ v Легендой и классиком русской историографии стал ученик С. М. Соловьева - В. О. Ключевский (1841 -1911) яркий представитель национальной психолого-экономической школы, формировавшейся в России в последней четверти XIX в. , когда стал популярен психоанализ.

«Курс географии» - Титульный лист включает: Правила оформления программ: Элективный курс по географии. Название элективного курса – «Основы предпринимательской деятельности». Учебно-тематическое планирование. Предметные курсы: Города, районы, поселки городского типа 1 16. Предметные курсы. Критерии оценки программы элективного курса:

«Учебники по географии» - География: 9 класс: Технология тематического тестирования Ростов. Обновление содержания курса географии в УМК нового поколения. Технология тематического тестирования. Г.П. Волобуев. География России. Население и хозяйство. 9 класс`. Барабанов В.В., Дюкова С.Е., Петрова Н.Н. Готовимся к ЕГЭпо географии.

«Задания по географии» - Иван Фёдорович Крузенштерн. Печатный станок германия 1455г. Но нет в океане. Пастух. Владимир ильич ленин (ульянов). Донетчане. Куряне. Наполеон 1 бонапарт. Что есть в реке, пруде, озере, в море. Дмитрий донской дмитрий иванович рюрикович. Пищаль русь 15 век. Телескоп н 17 века нидерланды. Очки италия 1280.

«Уроки географии» - Знания умения навыки. Хороший уровень знаний. Организация деятельности учащихся на уроках географии. Развитие обучение. Исследование реки. Проблемный вопрос. Понимание радости открытий. Слайды. Лекционно-семинарские занятия. Уроки-рефлексии. проанализировать опыт работы по организации личностно-ориентированного обучения на уроках географии.

«Игры по географии» - Игры развивающего обучения: В небе облаком летаю, На земле рекой бываю, Я и море, океан… Метод изучения действий «соперника». Толерантное отношение к окружающим. Соотнесение шкалы игровых оценок со шкалой школьных отметок. Стремление к самой деятельности, независимо от результата. Тема проекта: Развитие творческих и коммуникативных способностей учащихся.

«Вопросы по географии» - Восточно- сибирсоке. Продолжение. Саргассово. Аляска. Назовите третью планету Солнечной системы. Сейсмограф. Урал. Антарктида. Назовите самое большое и глубокое море у берегов России. На северном полюсе. Сахалин. Вопрос: Назовите самый большой остров России. Пампа. Берингово. Какой континент пересекают все меридианы?

Становление отечественной науки, в частности естественнонаучной мысли, связывают, прежде всего, с преобразованиями Петра I и преобразованиями послепетровской эпохи. Петр I осознавал важнейшую роль географических исследований, как самой страны, так и приграничных с нею территорий, в дальнейшем социально-экономическом развитии России. «Все, что сделал Петр для распространения географических сведений, проистекало частью из пламенного желания оживить торговлю и привести своих подданных в близкие сношения с другими народами, частью из очевидной для всякого правителя потребности узнать средства своей страны, и наконец, из живой любознательности его ума, жаждавшего всякого познания, особенно когда любопытство бывало, пробуждено чем-нибудь до тех пор невиданным» Гнучева В.Ф. Географический департамент Академии Наук XVIII в. / Под ред. А.И. Андреева. М.; Л.: АН СССР, 1946. С. 13..

При Петре I были осуществлены первые значительные научные экспедиции, созданы научно-исследовательские и учебные организации, такие как Морская Академия, Кунсткамера и Академия наук. Составление новой карты Российской Империи, инициатором создания которой был Петр I, способствовало ускорению развития картографии в России.

Одной из первоочередных задач политики Петра I являлось издание общих (генеральных) карт, связанное с изучением обширных территорий страны, созданием морского флота, а также поиском и разработкой местоположений природных ресурсов.

В связи с этим, возникла необходимость в отечественных кадрах картографов, навигаторов, геодезистов. В 1701 г. в Москве по указу Петр I была создана Школа математических и навигацких наук, готовившая первых специалистов в области геодезических работ.

В 1715 г. Петром было создано такое высшее учебное заведение как Морская академия, выпускающая специалистов морского и военного дела более высокого уровня, чем Навигацкая школа, в области морской артиллерии, навигации, фортификации и устройства кораблей, а в дальнейшем картографии, геодезии и топографии.

Уже в 1719 г. экспедицию на Дальний Восток возглавили геодезисты Морской Академии: И.М. Евреинов и Ф.Ф. Лужин. Петр I придавал большое значение вопросам, касающимся восточных окраин государства: определению границ, укреплению и расширению владений в Сибири и Дальнем Востоке. В связи с этим заданием экспедиции было: «от Тобольска на Камчатку далее куда вам указано и описать тамошние места: сошлась Америка с Азией, что надлежит тщательно сделать, не только Зюйд или Ост, но и Ост и Вест и все на карте исправно поставить»1. Результатом экспедиции явилась карта Сибири, Камчатки и Курильских островов основанная на точных данных. До проведения данной экспедиции, проводились составления карт и чертежей различных территорий, но они были не настолько точными и достоверными.

Петр I организовал Первую научно-исследовательскую Камчатскую экспедицию (1725-1730), под руководством офицера русского флота В.И. Беринга, для решения вопроса соединена ли Азия с Америкой, а также изучения прибрежных районов этих материков. Надо отметить, что на вопрос о соединении двух материков ответ был дан ранее русским землепроходцем Семеном Дежневым, открывшим пролив между Северной Америкой и Азией значительно раньше в 1648 г. Правда, данные его открытия не были опубликованы и не были известны. Они были преданы гласности лишь в 1736 г. в ходе Великой Северной или, как ее еще называют, Второй Камчатской экспедиции (1733-1743). По результатам Первой Камчатской экспедиции была сделана карта и описание пути от Тобольска до Камчатки «Всего бытия нашего от Тобольска реками и морем до возврата», совершенно меняющая существующие представления «о протяженности Сибири с запада на восток и о восточном побережье Тихого океана от Камчатки до Чукотского носа» Есаков В.А. Витус Ионссен Беринг (1681-1741) // Творцы отечественной науки. Географы. М.: Агар, 1996. С. 25.. Большое значение имели географические наблюдения, проведенные ее участниками. По результатам данных наблюдений были составлены описания: растительного и животного мира, рельефа, течений, погоды, этнографических и экономические особенностей регионов. Необходимо отметить и политическое значение данной экспедиции, определившей границы России на северо-востоке Азии.

В правление Петра I было проведено научное исследование юго- восточных окраин Европейской России с Каспийским морем и Закаспийской земли с Аральским морем. Это было связано со стремлением Петра Великого проложить путь через данные территории в Среднюю Азию и Индию. В течение 1715-1719 гг. была сделана опись Каспийского моря, по данным которой в 1720 г. была издана карта Каспийского моря - «Картина плоская моря Каспийского от устья Иарковского до залива Астробатского» Берг Л.С. Указ. соч. С. 18.. Карта, составленная на основе астрономических наблюдений и отражавшая близкие к современным очертания Каспийского моря, изменила представления о Каспийском море существующие в начале XVIII в. и стала значительным событием в географии.

С 1720 г. были начаты работы по съемке и составлению карт внутренней территории России, в основном, ее Европейской части. Материалы, собранные геодезистами в ходе этих работ, поступали в Сенат обер-секретарю И.К. Кирилову, имевшему «высочайшее разрешение на издание первого Атласа России» Гнучева В.Ф. Географический департамент Академии Наук XVIII в./ Под ред. А.И. Андреева. М.; Л.: АН СССР, 1946. С. 21.

Петр I способствовал формированию и развитию в Российской Империи музейной и библиотечной деятельности. В 1714 г. появляется, созданное по настоянию Петра государственное научное собрание, музей - Кунсткамера. Кунсткамера, функционировала и как культурное и просветительское учреждение, и как научно-исследовательский институт. Для Кунсткамеры собирали не только «диковинки», но и этнографический, археологический и исторический материал, а также различные коллекции животного и растительного мира. Были созданы минералогический и анатомический отделы.

Практически одновременно с «Кунсткамерой» учреждается первая публичная государственная научная Библиотека, в дальнейшем ставшая Библиотекой Академии Наук. Создание Библиотеки отвечало назревшим культурным, образовательным и просветительским нуждам Российской Империи и сыграло огромную роль в развитии библиотечного дела.

Еще одним грандиозным событием на пути развития отечественной науки явился именной указ Петра I от 28 января 1724 г. Князев Г.А. Краткий очерк истории Академии наук СССР / Под ред. акад. К.В. Островитянова. М.; Л.: Наука, 1964. С. 11. об учреждении в Петербурге Академии наук, ставшей важнейшим научным центром страны.

Официальное открытие Академии Наук состоялось в декабре 1725 г. после смерти Петра I.

В состав Академии как научно-исследовательские учреждения вошли Кунсткамера и Библиотека, а также сформированные позднее Физический кабинет, Астрономическая обсерватория, Химическая лаборатория, Анатомический театр, Ботанический сад.

Академией с 1726 г. особое внимание уделялось вопросу составления географической карты России. Работы Академии Наук по картографированию возглавил астроном И.Н. Делиль.

В тоже время, к 1726 г., обер-секретарем Сената И.К. Кириловым уже был собран значительный материал, и начат выпуск Генеральной карты России и Атласа Российской империи. Изначально предполагалось издать 3 тома Атласа по 120 карт. Но в дальнейшем стало понятно - это очень долгое и требующее больших затрат предприятие. Сенат не спешил с публикацией накопившихся материалов, и Кирилов принял решение издавать карты за свой счет. «В течение 1726-1734 гг. И.К. Кирилов составил 31 карту России, из которых 14-15 были напечатаны в 1734 г. в виде первого выпуска «Атласа Всероссийской Империи» Берг Л.С. Указ. соч. С.19.. Генеральная карта России входила в состав карт «Атласа Всероссийской Империи» и неоднократно переиздавалась.

Генеральная карта Российской Империи и «Атлас Российский», «состоящий из девятнадцати специальных карт, представляющих Всероссийскую Империю с пограничными землями, сочиненный по правилам географическим… » Коверский Э.А. О необходимости образования геодезического органа для надлежащего изучения всего пространства Российской Империи в географическом отношении // Ежегодник ИРГО. СПб.: Тип. А.С. Суворина, 1890. С. 5. были закончены Академией Наук лишь в 1745 г.

Хотя Атлас Академии наук нуждался в доработках и исправлениях, это был новый качественный этап в развитии русской научной картографии, и по полноте использованных данных, и по уровню их обработки, и по технике картографических изображений. Атлас состоял из тринадцати карт Европейской части России и шести карт Сибири. В нем были отражены результаты съемки территорий 190 уездов. В генеральной карте Кирилова были использованы съемки только 115 уездов. Атлас Академии Наук отличался значительно большей согласованностью в оформлении карт, однородностью и точностью подачи съемочного материала, богатством и разнообразием содержания. В предисловии к атласу поясняется принятая в нем проекция, перечислены астрономические опорные пункты, на которых базируются карты, и указываются математические методы, использованные при черчении отдельных карт, дается (впервые в русских картах) таблица условных знаков, отражающая богатство их картографического языка.

К 1739 г. в Академии Наук был сформирован Географический департамент, в котором сосредоточились все картографические работы Академии.

Географический департамент был первым и на долгие годы оставался единственным картографическим учреждением в стране. В его работе, помимо И.Н. Делиля, принимали участие такие видные ученые как математик Л. Эйлер и ученый-естествоиспытатель М.В. Ломоносов. Свою работу департамент осуществлял до 1799 г. Но в связи с тем, что картографические работы к концу XVIII в. начали развиваться вне стен Академии, а также с изменением направления политики государственной власти в деле издания карт Российской Империи, первостепенное значение Географического департамента как центра научной картографии было утрачено.

В 1763 г. Екатериной II был создан Генеральный штаб, в ведение которого переходит военная картография Империи. По словам русского генерала Н.П. Глиноецкого, «…главные занятия Генерального штаба во время мира …, сосредотачивались на составлении карт расположения войск по постоянным квартирам, на выбор мест для лагерей, в которые войска выводились на летнее время. На составление маршрутов между пунктами расположения, и наконец, более всего, на производстве съемок целых губерний и больших пространств» Глиноецкий Н.П. История Русского генерального штаба. В 2-х т. СПб.: Тип. Штаба войск гвардии и Петерб. военного окр., 1883. Т. 1. С. 50..

В 1797 г. Павлом I было создано Собственного Е.и.в. Депо карт, в котором сосредоточилось управление геодезической съемкой Империи. Депо карт было не только военным, но и полным государственным архивом планов и карт.

В 1798 г. Павел I издает указ о цензуре карт, который обязывал Академию наук отправлять на предварительное рассмотрение географические карты в Географический департамент в Сенате, а топографические, крепостные и относящиеся к военным операциям в особое Депо карт при Кабинете Е.и.в. В связи с данными обстоятельствами деятельность Географического департамента Академии Наук была не актуальна и в 1799 г. он был упразднен. В 1812 г. Депо карт было переименовано в Военно-топографическое депо и вошло в состав Военного министерства, которое занималось изданием и составлением карт. Под руководством Военно-топографического депо в 1822 г., для централизованного проведения государственных картографических съемок был создан Корпус военных топографов, проводивший триангуляцию и топографические съемки.

Развитию отечественной географической науки способствовали также проводимые Академией научные экспедиции. В частности, подготовка и участие во Второй Камчатской экспедиции В.И. Беринга (1733-1743); большие академические экспедиции 1768-1774 гг., охватившие огромные территории Империи - П. Палласа, С.Г. Гмелина, И. Гильденштедта, И.И Лепехина, И. Георги Материалы для истории экспедиций Академии Наук в XVIII и XIX веках: Хронологические обзоры и описание архивных материалов / Сост. В.Ф. Гнучева; под общ. ред. В.Л. Комарова. М.; Л.: АН СССР, 1940. С. 11..

В последней четверти XVIII в. и в XIX в. в связи с развитием экспедиционной деятельности в Морском и Военном министерствах, а также с созданием в 1845 г. Русского Географического Общества экспедиционная деятельность Академии наук идет на спад. Но в первой половине XIX в. Академией были осуществлены такие значительные комплексные экспедиции, как экспедиция К.М. Бэра на Новую Землю (1837) и Сибирская экспедиция А.Ф. Миддендорфа (1842-1845) Там же. С. 19..

В начале XIX в., наряду с Академией наук, важнейшими научными центрами становятся университеты. Вместе с тем, географическая наука не получила должного развития ни в Академии Наук, где был упразднен Географический департамент, ни в университетах. При этом с ростом промышленности, расширением границ государства, общественно-политическими реформами потребность в географических исследованиях возрастала. Этим был вызван целый ряд кругосветных путешествий первой половины XIX в., которые возглавляли офицеры российского военно-морского флота. Это кругосветное путешествие И.Ф. Крузенштерна и Ю.Ф. Лисянского (1803-1806) Магидович И.П., Магидович В.И. Очерки по истории географических открытий. В 5-ти т. М.: Просвещение, 1985. Т. 4. С. 15., с целью выгодного прямого торгового сообщения между русскими портами в Балтийском море и Русской Америкой.

Кругосветные плавания В. И. Головнина 1807-1809 гг. и 1817-1819 гг., целью которых являлась доставка материалов и продовольствия для восточных русских поселенцев, а также проведение научных исследований: в первое плавание - описание Курильских островов, во второе - районов Русской Америки Исаков В.А. Русские океанические и морские исследования в XIX - начале XX в. М.: Наука, 1964. [Электронный ресурс]. URL: http://flot.com/publications/books/shelf/explorations/4.htm (дата обращения: 15.12.2016).

Кругосветные плавания 1815-1818 гг. и 1823-1826 гг. О.Е. Коцебу Магидович И.П., Магидович В.И. Указ. соч. С. 21-24 Экспедиция 1815-1818 гг. была предпринята для решения проблемы северо- западного морского прохода со стороны Берингова пролива. Экспедиция 1823- 1826 гг. должна была доставить на Камчатку военно-морское снаряжение и продовольствие, а после нести в течение года охрану североамериканских колоний.

Большое значение имело и кругосветное путешествие Ф.Ф. Беллинсгаузена и М.П. Лазарева (1819-1821) открывшее Антарктиду Там же С. 26-30.

В 1825-1827 гг. было осуществлено кругосветное плавание бароном Ф.П. Врангелем для доставки грузов в Петропавловск и Новоархангельск Пасецкий В.М. Фердинанд Петрович Врангель. М.: Наука, 1975. С. 118-126..

Необходимо отметить кругосветное плавание Ф. П. Литке и М.Н. Станюковича 1826-1829 гг., основной задачей которого являлось исследование северной части Тихого океана и описание противоположных берегов Америки и Азии Магидович И.П., Магидович В.И. Указ. соч. С. 25..

Проведенные экспедиции, способствовали накоплению обширной базы фактического географического материала, но в тоже время в стране не было организации или учреждения, которое могло объединить, систематизировать и направлять ход географических исследований.

Конечно, к середине XIX в. в России функционировали Петербургская Академия наук, Военно-Топографическое Депо Генерального штаба, Гидрографический департамент, Статистическое отделение при Министерстве Внутренних дел. Все эти учреждения занимались какими-либо видами географических исследований, но не рассматривали географическую научно- исследовательскую деятельность как центральное и приоритетное направление своих работ. В условиях повышенного интереса к научной деятельности в стране, ростом гражданской активности, силами социально-активной части российского общества стали создаваться общественные организации по различным направлениям науки, в частности и географической. Научные общества создавались при университетах. Например, Общество истории и древностей российских (1804), Императорское общество испытателей природы (1805), при Московском университете, Общество наук при Харьковском университете (1812).

Также, научные сообщества стали появляться вне стен университетов. Ученые, путешественники, исследователи, стали объединяться в частные группы, кружки, организовывать вечера, на которых обсуждались развитие науки и общества. Некоторые, из которых перерастали в целые общественные организации, научное значение которых постоянно росло.

Организационная структура таких обществ создавала благоприятные условия для занятий научной деятельностью.

Данная форма организации науки поддерживалась правительством, т.к. напрямую никак не угрожала монархическому государственному строю, и в тоже время помогала по средствам осуществления своей научной деятельности решению экономических, производственных и социальных задач государства.

Например, в январе 1817 г. на квартире известного исследователя в области минералогии и геодезии Л.И. Панснера группой «любителей неорганической природы» по «склонности к наукам и по истинной любви к Отечеству» было принято решение учредить в Санкт-Петербурге Минералогическое общество. Данное Общество стало ведущим в области геолого-минералогических наук в стране.

В начале 40-х годов XIX в. в Санкт-Петербурге под руководством академика, российского статистика и этнографа П.И. Кеппена стал собираться кружок статистиков и путешественников для обсуждения вопросов, касающихся географии, этнографии и статистики России. Активное участие в деятельности кружка принимали будущие организаторы и учредители Русского Географического Общества (далее - РГО): Ф.П. Литке, К.М. Бэр, И.Ф. Крузенштерн, Ф.П. Врангель.

Таким образом, развитие географической науки, начавшееся с эпохи петровских преобразований; активное социально-экономическое развитие и рост промышленности, требовавшие масштабного изучения территорий и ресурсов страны; накопленные в ходе экспедиций и морских кругосветных плаваний обширные научные материалы; отсутствие в государственном аппарате учреждения координирующего географическую работу по изучению страны; появление общественных научных кружков, послужили теми предпосылками, которые сыграли главную роль в организации Русского Географического Общества.

Загрузка...