docgid.ru

Как написать тезис к конференции. Что такое тезисы и зачем они нужны копирайтеру? Требования к оформлению

Научный термин «тезис» знаком каждому учащемуся различных учебных заведений.Это результат исследования, написанный в форме краткого изложения. Обычно объем такого изложения примерно 2 страницы печатного текста. Многие знают значение данного термина, но как сформулировать и правильно изложить результаты, известно не всем. Но это легко исправить.

Тезисы можно назвать небольшой научной статьей, вобравшей в себя основные положения проведенного исследования. Это визитная карточка вашей основной работы. В большинстве случаев они пишутся для научной конференции, где студенту нужно отчетливо и в форме доклада изложить суть своей работы. Существуют определенные правила оформления, обязательные к выполнению, а также структура написания.

Вконтакте

Структура

В тезисах вы подводите итоги, затрагивая только одну тему, выбранную вместе с руководителем. Писать нужно только о личных достижениях или разработках во время исследования, учитывая всех его участников, если помимо вас таковые имеются. Как и любой другой письменный текст, тезисы состоят из определенных разделов:

  1. Вступление. Здесь нужно очень кратко описать причину выполнения исследования. По вступлению читатель сразу должен понять, о чем идет речь, и почему это важно. Отсюда вытекает научная новизна, без которой данная работа будет обычным . Обычно вступление занимает не более одного абзаца.
  2. Теор-часть, в которой тезисно следует отразить самые основные аспекты, касающиеся теории, чтобы читатель имел четкое представление о предмете и объекте проведенного исследования. Лишние высказывания в данной части не приветствуются, так как они и так будут представлены в основном докладе.
  3. Основная часть, где опять-таки кратко излагается анализ проведенного исследования. Излагая те или иные факты, автор всегда должен их подтверждать аргументами. Поэтому он заранее должен подумать, как сформулировать тезис.
  4. Выводы, сформулированные по полученному анализу. Всегда задавайте себе вопрос, почему вы пришли именно к таким выводам. В заключении можно опять кратко упомянуть вступление и научную новизну в прошедшем времени. Пример фразы: «И так мы обосновали…» подойдет как нельзя лучше.
  5. . Важно обратить внимание на правильное оформление, так как частой ошибкой является именно невнимательное отношение к требованиям по оформлению. Научный руководитель обычно уточняет этот момент со студентом.

Типы тезисов

Существует три типа написания :

  • формулирование понятия к постановке проблемы;
  • результат проведенного исследования;
  • представление новой методики работы.

Постановку проблемы можно назвать самым нестабильным жанром. Попадут ваши тезисы докладов в сборник или нет зависит от того, насколько ваше описание проблемы понравится куратору. Если ему покажется, что вы были недостаточно убедительны, их не опубликуют. Поэтому стоит принимать во внимание все аспекты работы, даже то, какой у вас научный руководитель.

Тезисы в литературе

О том, что такое тезис в литературе, мало кто задумывается. Но это достаточно интересный момент, который никак не сравнить с традиционным пониманием понятия.

В Древней Греции литераторы называли тезисом ниспадающую фазу .

На вопрос, что такое тезис в , можно ответить только то, что это кратко и четко формулированные мысли, изложенные в одном предложении. Такие понятия используют для написания сочинений. Относительно стихосложения данным термином называется момент, когда рассказчик использует краткие слоги, понижая голос во время прочтения стихотворения.

Как правильно писать?

Для того, чтобы процесс написания проходил без всяких затруднений и была грамотен в исполнении, нужно соблюдать определенный алгоритм действий:

  • Первое, что нужно сделать, это определиться к какому тексту вы пишите тезисы. В них к докладу вся информация излагается очень кратко, переписывать абсолютно все из научного труда будет неправильным подходом к заданию.
  • После следует заново прочитать ваш доклад, выявить актуальность работы и ее цель.
  • Понять и сформулировать проблематику, затрагиваемую в научной работе.
  • Далее нужно аргументировать свой выбор относительно проблематики.
  • Описать методы исследования, если можно - предложить свою новую методику.
  • Сформулировать выводы.

Важно! Тезисы к статье можно писать либо по выбранной теме, либо подобрать ее к уже написанным работам и придумать название. Любой способ написания имеет место быть. Но в любом случае все будет зависеть от куратора, который будет вас направлять и выбирать способ написания для научной конференции.

Тезисный план

Тезисный план станет при правильном выполнении хорошим помощником в написании любого научного текста. Он должен выражать суть проведенного исследования, конкретные аспекты и голые факты. Без тезисного плана все аргументы автора, приведенные в научном труде, потеряют свой вес. Из всего вышеперечисленного можно сделать вывод, что тезисы пишутся как к готовой работе, так и к совершенно неготовой.

Важно! Тезисы - это отдельный жанр научного письменного труда, а тезисный план их верный спутник.

Тезисный план должен быть дискуссионного характера, то есть вызывать у слушателей ответную реакцию или споры. Это можно назвать неким анонсом, разогревом перед подачей основной работы и информации на научную тематику. Слушатель уже будет знать о чем конкретно будет идти речь в докладе и так далее.

Тезисный план также можно составить и к художественным текстам. Обычно такие задания даются школьникам, а не студентам. Учащиеся формулируют тезисы и тезисный план для грамотного написания по литературе или русскому языку. В таком случае тезисы будут уже не научным сочинением, а четко сформулированными мыслями, которые в последствие нужно аргументировать в сочинении.

Теперь вопрос: «Что такое тезисы и как их писать?», больше не вызовет у вас затруднений. Формулировать их можно как к научным трудам, так и к художественным произведениям, и это будут два совершенно разных вида письменных работ. Но, если придерживаться четкого алгоритма действий, выполнять задания будет проще. А примеры написания позволят наглядно понять структуру и то, как грамотно их составлять.

Что такое тезис

Подготовка к сочинению

Тезисы доклада - это его основные положения, кратко сформулированные с целью лаконично (на 1-2 страницах) передать содержание текста, рассказать о целях, задачах, методах, результатах описываемого исследования и сделанных автором выводах. После знакомства с тезисами к докладу читатель должен понять суть представляемой работы, ее новизну и актуальность.

Тезисное изложение выступления заранее представляют организаторам студенческих научно-практических конференций, форумов, симпозиумов, семинаров или после окончания такого рода мероприятий используют для отчетов об их итогах.

Виды

В зависимости от специфики, полноты и композиции материала, используемого для составления текста, тезисы доклада подразделяются на два типа:

  • Основные (простые) - без пояснений представляют ключевые идеи.
  • Аргументные (развернутые, сложные) - содержат применяемую для объяснения основного тезиса доказательную базу: факты, законы, аксиомы, общепринятые определения.

Структура тезисов доклада

Любые тезисы пишутся по стандартному шаблону:

  1. Тема (название). Простое и лаконичное предложение, передающее суть доклада. Оно не должно занимать больше двух строк.

Сформулировать тему проще после окончательного составления тезисов и доклада, когда уже не предвидится существенных корректировок материала.

  1. Вступление. Содержит информацию об актуальности и новизне. Автору необходимо ответить на два основных вопроса: «О чем будет доклад?» и «Заинтересует ли сказанное слушателей или читателей?». Никаких лишних сведений быть не должно.
  2. Основной текст. Эта часть включает примеры и доказательства выдвинутых теорий или посвящается раскрытию сущности проделанной работы.
  3. Заключение. Подытоживает сообщение. В финале можно еще раз акцентировать внимание на новизне и уникальности проделанной работы, наметить перспективы дальнейших исследований.
  4. Список использованной литературы.

Требования к оформлению

Организаторы конференций, на которых прозвучит выступление, или редакции научных изданий, где предполагается публикация сообщения, как правило, представляют примеры, как писать тезисы доклада, и прописывают технические стандарты форматирования. Несоблюдение этих требований может стать поводом отклонения заявки на участие или включение работы в печатные сборники, брошюры или электронные базы.

  • Объем - от одного до пяти листов формата А4, набранных шрифтом Times New Roman 14-го кегля с полуторным межстрочным интервалом.
  • Поля страницы - по 2,5 см справа и слева, сверху и снизу - по 2 см, абзацный отступ - 1,2 см.
  • Оформление списка литературы согласно ГОСТ 7.1-2003.
  • В начале обязательно указываются: название доклада, данные об авторе (Ф. И. О, место учебы, работы, город, информация для связи).
  • Аннотация со списком ключевых слов (факультативный пункт).

Образец тезисов к докладу

Попова Н. А., к. б. н., н. с.

Бутенко Н. Г., к. б. н., ст. н. с.

Институт проблем криобиологии и криомедицины НАН Украины,

ул. Переяславская 23, г. Харьков 61016, Украина.

Е-mail: [email protected]

Влияние повышенной концентрации NaCl на устойчивость микроводоросли Dunaliella Salina к пониженным температурам

Микроводоросли являются не только неотъемлемой частью биосферы нашей планеты, но и обладают значительным биотехнологическим потенциалом как сырьевой источник получения экологически чистых пищевых красителей, биотоплива и т. п. ...

От правильности оформления тезисов доклада во многом зависит то, как будет оценена проведенная работа. Грамотный подход способствует полному раскрытию потенциала научного труда и привлекает к нему внимание академического сообщества.

Введение

Согласно словарным определениям, тезис – это доказываемое положение или утверждение.

Тезисы доклада, статьи или другого объемного (как правило – текстового) материала – совокупность отдельных положений, логически связанных друг с другом. При этом часто подразумевается, что их доказательство имеет место в тексте основной (объемной) публикации.

Основная цель написания любых тезисов – обобщить имеющийся материал, дать его суть в кратких формулировках, раскрыть содержание относительно большой по объему публикации или доклада; глубоко разобраться в вопросе, проанализировать его и создать возможность противопоставления своих мыслей мыслям других, либо дополнение последних.

Главное отличие тезисов от других научных текстов – малый объем (1–2 печатные страницы), в котором необходимо изложить все основные идеи доклада (статьи). Именно по качеству тезисов читатели будут судить обо всей работе целиком, и принимать решение о необходимости познакомиться с материалом в полном объеме.

Неудачно написанные тезисы способны отпугнуть читателя от интересной научной работы. И наоборот, удачно составленный текст тезисов привлекает внимание и к научному материалу, и к докладчику. Конечно, во многом качество тезисов определяется реальным научным содержанием работы, но и его можно либо испортить, либо выгодно представить. В настоящее время широко распространена практика, когда по результатам рассмотрения тезисов доклада оргкомитет международной конференции не только принимает решение о включении соответствующего доклада в программу конференции, но нередко и оплачивает участие в ней автора (полностью или частично) по причине высокой значимости его доклада.

Любые тезисы могут быть отнесены к одному из двух основных типов:

  1. Тезисы, составленные по публикации другого автора.
  2. Тезисы, написанные на основе собственного оригинального материала.

В первом случае автор тезисов заранее не знаком с материалом и должен его тщательно изучить. Поэтому после предварительного ознакомления текст читают вторично. При этом разбивают текст на ряд отрывков. Далее находят в каждой части выделенного текста то, что определило первоначальное его членение; выписывают или временно просто отмечают это главное в самом тексте публикации. Затем, хорошо продумав выделенное, уяснив его суть, формулируют отдельные положения. Это и будут тезисы.

Ко второму типу как раз и относятся тезисы научных работ – докладов, презентаций, статей и др. В этом случае подразумевается, что автор хорошо знает вопрос и его основной задачей является краткое и емкое выражение этого вопроса в письменной форме. Последнее не всегда удается легко и быстро сделать, однако по окончании работы по написанию тезисов оказывается, что понимание описываемого вопроса или материала стало глубже, нередко появляются новые идеи, становится легче объяснять другим суть своей работы. Облегчению этой задачи и посвящено данное руководство.

Классификация тезисов научных работ

Такие тезисы могут быть представлены двумя основными группами:

  1. Написанные тезисы по уже имеющемуся материалу (большой статье или докладу).
  2. Написанные тезисы до того, как составлен доклад.

В первом случае основной сложностью при составлении тезисов является необходимость значительного уменьшения объема печатного текста при максимальном сохранении его содержания. Чем хуже автор владеет материалом, тем труднее ему выразить свои мысли кратко. В такой ситуации поможет тот же рецепт, что и при составлении тезисов по материалам другого автора (приведены в предпоследнем абзаце Введения).

Наиболее часто встречается ситуация второго типа – когда вначале пишут тезисы, которые со временем автор расширяет до размеров статьи. Именно так преимущественно и поступают авторы тезисов докладов, представляемых на научные конференции.

Основная сложность в таком случае заключается в том, что автор не до конца сформировал свое представление о том, что хочет написать. В научных исследованиях это является нормальной ситуацией. Вначале появляется идея, которую хочется записать. Запись будет краткой, так как кроме нее писать нечего. Дальше хочется сделать эту идею достоянием общественности – и автор садится за написание тезисов, которые потом отправит на конференцию. Чтобы сделать идею понятной читателю, необходимо ее аргументировать, ввести читателя в проблему, изложить другие аспекты работы. Первоначальное описание всех этих аспектов такое же короткое, как и описание самой идей. Весь текст умещается на 1–2 страницах – тезисы готовы.

Дальнейший материал данного руководства сфокусирован именно на этом тяжелом случае.

Можно выделить три основных типа тезисов:

  • К постановке проблемы;
  • Результаты исследования;
  • Новая методика работы.

Каждый тип предъявляет довольно жесткие требования к структуре работы.
Что предполагают эти варианты?

Типовая структура тезисов

При написании тезисов типа «К постановке проблемы» необходимо представить следующие блоки информации:

  • Краткое вступление (актуальность темы).
  • Цель работы (поставить проблему/задачу).
  • Обзор существующих точек зрения на проблему, или описание ситуации в предметной области.
  • Некоторые собственные мысли на эту тему.
  • Предполагаемые исследования (опционально).
  • Вывод (какая задача или проблема ставится для последующего решения).

При написании тезисов типа «Результаты исследования» необходимо представить следующие блоки информации:

  • Краткое вступление, постановка проблемы (собственно, все-то же, что в тезисах «к постановке проблемы», только коротко).
  • Цель работы (исследовать что-то конкретное).
  • Базовые положения исследования или гипотеза (в случае экспериментального исследования).
  • Примененные методы.
  • Параметры выборки.
  • Промежуточные результаты (при необходимости).
  • Основные результаты.
  • Интерпретация + выводы.

При написании тезисов типа «Новая методика работы» необходимо представить следующие блоки информации:

  • Краткое вступление, описывающее задачи, для решения которых необходима разрабатываемая методика, область применения методики (актуальность).
  • Цель работы (разработать такую-то методику).
  • Описание существующих методик.
  • Описание новой методики.
  • Описание результатов применения.
  • Оценка преимуществ и ограничений новой методики.
  • Выводы.

Оформление тезисов

Требования к оформлению тезисов определяются оргкомитетом конференции и доводятся до сведения всех потенциальных участников. Их необходимо неукоснительно соблюдать, т.к. любое нарушение требований приводит к значительному увеличению затрат на составление сборника тезисов доклада, что может послужить причиной отказа со стороны оргкомитета.

Обычный объем тезисов устанавливается равным 1–2 страницам печатного текста. Реже его указывают в количестве слов или знаков. При часто встречающихся требованиях к оформлению тезисов (шрифт Times New Roman, 12, интервал одинарный, формат-документ Word), 1 страница печатного текста составляет около 45 строк или 5–7 средних абзацев. При этом заметную часть занимает заголовок, фамилии авторов и названия организаций, где они работают. В общем, это совсем небольшой объем, доступный для внятного изложения мыслей автора.

Алгоритм написания тезисов

1. Определитесь, к какому типу будут относиться ваши тезисы и выберите соответствующую структуру.

2. Четко представьте себе, что будет основным результатом или выводом вашей работы.

3. Подберите рабочее название тезисам. При этом необходимо одновременно учитывать:

  • выбранный выше тип тезисов;
  • основной результат/вывод вашей работы и ее фактическое содержание, которое будет описано в тезисах;
  • название конференции, в которой предполагается участие.

Последний пункт нужен для того, чтобы ваши тезисы соответствовали тематике конференции. В случае несоответствия вам откажут в участии. В то же время, любую работу можно представить с различных точек зрения. Поэтому употребите в названии ключевые слова по теме конференции (конечно, с умом), взяв их из названия конференции, ее отдельных секций или тематики. В общем, скажите то, что от вас хотят услышать оргкомитет и другие участники конференции.

Помните – название определяет все остальное содержание тезисов («Как яхту назовем, так она и поплывет»).

4. Составьте структуру тезисов (можно ) согласно обязательным разделам тезисов выбранного вами типа, указанным выше. Подумайте, о чем пойдет речь в каждом разделе, и напишите его основную идею (тезис) одним – предложением напротив каждого раздела. Обычно одному разделу в тексте тезисов (точнее – каждой идее) соответствует один абзац. Если у вас оказалось в одном разделе несколько идей, значит, этот раздел будет состоять из нескольких абзацев. Таким образом, вы получили подробный план ваших тезисов – основное содержание по каждому абзацу.

5. Внимательно прочитайте написанное и проверьте, достаточно ли этих разделов и абзацев для полного раскрытия темы. Если недостаточно – допишите. Составленные вами идеи каждого абзаца должны быть выстроены логически так, чтобы доказать основную идею всей работы – результат/вывод ваших тезисов (самый последний раздел тезисов любого типа), которые вы определили на этапе 2 данного алгоритма. При необходимости, поменяйте порядок следования абзацев, уточните формулировки. Возможно, вам захочется внести корректировки в название работы.

6. Внимательно прочитайте требования к оформлению тезисов, обратив внимание на их объем. Выразите его в количестве строк соответствующего шрифта и распределите (примерно) этот объем между отдельными разделами и абзацами. Таким образом, вы получили подробный план ваших тезисов. Можно переходить к их написанию.

7. По очереди, начиная с первого абзаца, излагайте свои мысли, стараясь уложиться в отведенный для них объем. После написания первого абзаца переходите ко второму и т.д.

8. Прочитайте весь получившийся текст целиком. Отредактируйте переходы между абзацами, само содержание абзацев. Очень вероятно, что в процессе написания у вас появились новые соображения по тезисам. Если считаете необходимым, внесите их в план, начиная с п. 4 данного алгоритма, и повторно пройдите пп. 4–8. По объему отдельные абзацы могут отклониться от первоначального плана. В этом нет ничего страшного – кроме вас этот план был никому не известен. Важно, чтобы основной результат/вывод вашей работы был хорошо аргументирован.

9. Проверьте соответствие получившихся тезисов заданному общему объему. Если их размер несколько больше – найдите и сократите второстепенные детали, измените отдельные фразы, которые помогут избавиться от неполных строчек и др.

10. Оформите тезисы согласно всем требованиям оргкомитета.

11. Покажите их научному руководителю, своим знакомым, чтобы выслушать их мнение по содержанию, аргументации, стилю работы. Внесите исправления и дополнения, которые посчитаете существенными.

12. Отправьте готовые тезисы в оргкомитет конференции.

Некоторые общие требование к написанию тезисов

  • Каждое утверждение (тезис) должно быть кратким и ёмким.
  • Каждое утверждение должно быть обосновано либо логикой, либо эмпирикой.
  • Не «переписывайте» Internet и учёные статьи.
  • Не пишите доклады, рефераты, теоретические записки.
  • Не стремитесь рассмотреть в тезисах решение проблемы, тезисы – это аналитический труд по выбранной теме.
  • Соблюдайте научный стиль, меньше эмоций – выше результативность.
  • Даже неподготовленный читатель должен понять ваш текст.

Небольшое видео о структуре научной статьи:

Видео о подготовке выступления на конференции:

Смотрите также другие статьи

Составление тезисов для выступления на конференции.
Тезисы доклада, статьи или другого объемного (как правило – текстового) материала
– совокупность отдельных положений, логически связанных друг с другом. При этом
часто подразумевается, что их доказательство имеет место в тексте основной (объемной)
публикации.
Основная цель написания любых тезисов - обобщить имеющийся материал, дать
его суть в кратких формулировках, раскрыть содержание относительно большой по
объему публикации или доклада; глубоко разобраться в вопросе, проанализировать
его и создать возможность противопоставления своих мыслей мыслям других, либо
дополнения последних.
Главное отличие тезисов от других научных текстов – малый объем (1-2 печатные
страницы), в котором необходимо изложить все основные идеи доклада (статьи). Именно
по качеству тезисов читатели будут судить о всей работе целиком и принимать решение
о необходимости познакомиться с материалом в полном объеме.
Неудачно написанные тезисы способны отпугнуть читателя от интересной научной
работы. И наоборот, удачно составленный текст тезисов привлекает внимание и к
научному материалу, и к докладчику. Конечно, во многом качество тезисов определяется
реальным научным содержанием работы, но и его можно либо испортить, либо выгодно
представить. В настоящее время широко распространена практика, когда по результатам
рассмотрения тезисов доклада оргкомитет международной конференции не только
принимает решение о включении соответствующего доклада в программу конференции.
Наиболее часто в практике научных работников встречается ситуация, когда вначале
пишут тезисы, которые со временем автор расширяет до размеров статьи. Именно так
преимущественно и поступают авторы тезисов докладов, представляемых на научные
конференции.
Основная сложность в таком случае заключается в том, что автор не до конца
сформировал свое представление о том, что хочет написать. В научных исследованиях
это является нормальной ситуацией. Вначале появляется идея, которую хочется записать.
Запись будет краткой, так как кроме нее писать нечего. Затем необходимо сделать эту
идею достоянием общественности – и автор садится за написание тезисов, которые
потом отправит на конференцию. Чтобы сделать идею понятной читателю, необходимо
ее аргументировать, ввести читателя в проблему, изложить другие аспекты работы.
Первоначальное описание всех этих аспектов такое же короткое, как и описание самой
идеи. Весь текст умещается на 1-2 страницах – тезисы готовы.
Тезисы к исследовательской работе состоят из четырех основных частей – введения,
формулировки целей и задач исследования, основной части и выводов (заключения).
Ниже описано содержание каждой части.
Введение.
Для восприятия тезисов посторонним, не знающим темы исследования человеком,
требуется постепенное вхождение в курс дела. Введение - это не просто
композиционная часть работы, но и документ, включающий в себя ее важные
характеристики. Если содержание основной части диктуется конкретной спецификой
темы, то содержание введения соответствует определенному канону, принятому
стандарту, и обязательно должно включать ряд общезначимых формулировок.
Введение начинается с обоснования актуальности выбранной темы. В том,
как именно вы подойдете к этому обоснованию, проявляется ваша научная и
профессиональная зрелость. Достаточно кратко обрисовать сущность сложившейся
в современной науке ситуации в связи с вашей темой. Выходы на социальную

действительность и потребности общества в решении ваших исследовательских задач
возможны и нужны, особенно в работах по социальным и гуманитарным наукам, но
делаться они должны немногословно и корректно, в границах здравого смысла и научной
эстетики.
Переходя к описанию степени разработанности темы в современной научной
литературе, вы должны продемонстрировать достаточно глубокое знакомство с
имеющимися источниками, способность к критическому мышлению и объективной
оценке сделанного вашими предшественниками в освоении этой темы. Задача этого
раздела в том и состоит, чтобы показать читателю, что в исследовании темы уже сделано,
а что не сделано, что является относительным «белым пятном». Именно на основе
содержания этого раздела станет ясно, что еще предстоит сделать, в том числе и вам.
Поэтому он логически и по расположению в тексте предшествует формулировке цели
вашего исследования. Цель вытекает из наличия чего-то неисследованного в теме (если
все уже исследовано, то ваша работа становится бесцельной). Вы как бы оглядываете и
показываете читателю фронт работ и намечаете участок для своей собственной научной
деятельности.
Подача материалов в этом разделе введения может осуществляться двумя путями:
либо в хронологическом порядке, начиная с концепций, появившихся раньше всех других
по времени, и кончая наиболее современными, свежими; либо в логическом порядке,
диктуемом логикой развития научного исследования темы, и тогда хронологический
порядок может быть нарушен. Обычно логический порядок предпочтительнее,
поскольку лучше работает на общее раскрытие темы.
В этом разделе необходимо строго отделять нужное от ненужного. Поскольку
выбранная тема является сравнительно узкой, анализируя в этой связи содержание
источников, в текст работы следует вносить только то, что непосредственно связано с
вашей темой. Все остальное не должно занимать места в ограниченном каноническими
рамками объеме этого раздела введения. Может быть, оно окажется более уместным в
основной части.
Будьте осторожны и не делайте опрометчивых заявлений о том, что до вас данная
тема никем и никогда не исследовалась. Подобные высказывания допустимы лишь на
основе тщательного изучения литературы. Более обычной является ситуация ввода в
отечественный научный оборот новых понятий и идей, существующих в зарубежных
исследованиях, когда студенческая работа пишется на основе непереведенных
иностранных источников. Это следует специально оговорить во введении.
Цель и задачи исследования
Далее переходят к формулированию цели и задачи исследования. Формулировка
цели должна логически вытекать из обрисованной вами выше сложившейся в науке
ситуации по теме. Обозначив, что и как в этом направлении сделано другими, вы тем
самым уже подошли к вопросу о том, что необходимо делать дальше, в частности, что
именно собираетесь сделать вы сами. Отсюда следует конкретная цель, которую вы перед
собой ставите. Формулировка цели должна быть максимально четкой и краткой, а также
полной и логически корректной.
Сформулированная общая цель исследования составляет его стратегию и потому
требует постановки конкретных тактических задач. В отличие от цели, которая одна,
задач должно быть несколько. В совокупности они образуют общую стратегию
реализации поставленной цели, а по отдельности представляют собой последовательные
шаги продвижения к ней (тактику). Фактически основная часть текста - это
постепенное решение поставленных во введении задач. Поэтому часто формулировки

задач совпадают или почти совпадают с тематикой последующих разделов (абзацев)
основной части тезисов. Задачи подаются после цели в форме перечисления.
Основная часть
Общее содержание основной части должно соответствовать теме исследования и
служить ее исчерпывающим раскрытием. Изложение необходимо строить так, чтобы
оно выглядело аргументированным, подаваемые суждения - взвешенными, логическая
канва - продуманной. В тексте не следует оставлять ничего лишнего, не связанного
непосредственно с авторским замыслом.
Помимо соблюдения общей структуры основной части тезисов соответствующего
типа (изложена выше), может оказаться целесообразным введение дополнительных
разделов(абзацев), соответствующих решению отдельных задач исследования
(расширение раздела «промежуточные результаты»).
Выводы и заключение.
Заключение представляет собой окончательный, итоговый синтез всего ценного и
значимого, существенного и нового, что содержится в вашей работе.
Несмотря на то, что все уже сказано и подробно показано в тексте основной части,
в заключении вы снова обращаетесь к проделанной работе, чтобы кратко воспроизвести
снова логическую схему исследования. Охарактеризовав пройденный путь, нужно
четко сформулировать и последовательно изложить полученные в ходе исследования
промежуточные и основные результаты и сделать на их основании выводы. Текст
заключения должен быть написан так, чтобы выводы соотносились с поставленными
во введении целью и задачами исследования. В заключении вы как бы отчитываетесь о
проделанной работе и осуществляете синтез на базе проведенного анализа. В заключении
автор объективно обрисовывает реально достигнутое в результате проделанной работы
приращение знания по предмету исследования. Это приращение должно быть полностью
и исчерпывающе описано в форме последовательности выводов.
Подведя итоги своему исследованию, необходимо перейти к характеристике его
научной значимости и возможностей практического применения. Желательно оценить не
только главные итоги работы, но и побочные, второстепенные результаты, которые могут
также обладать самостоятельным научным значением. По возможности следует указать
пути и перспективы дальнейшего исследования темы, обрисовать задачи, которые еще
предстоит решить.

При написании тезисов типа "К постановке проблемы" необходимо представить следующие блоки информации:

Краткое вступление (актуальность темы).

Цель работы (поставить проблему/задачу).

Обзор существующих точек зрения на проблему, или описание ситуации в предметной области.

Некоторые собственные мысли на эту тему.

Предполагаемые исследования(опционально).

Вывод (какая задача или проблема ставится для последующего решения).


Здравствуйте, уважаемые читатели блога сайт. Есть термины, пришедшие в наш язык из древнегреческой логики и риторики. Их очень много и они довольно активно используются, но далеко не всегда сходу понятен их смысл.

Например, слово «тезис». С ним мы встречаемся еще на школьной скамье, когда речь заходит о написании сочинения по литературе. Но это далеко не единственное его применение. В университете, например, студенты составляют тезисные планы чужих или будущих своих работ.

Так что же такое тезис, как и зачем их формируют и формулируют. Почему удачный тезис — это уже половина успеха в написании сочинения и, конечно же, масса примеров их написания для различных тем школьных сочинений. Надеюсь, что будет интересно.

Определение тезиса - что это такое

Слово «тезис» происходит от греч. thesis и означает «утверждение ». Оно используется в лингвистике, философии, медицине, музыке, литературе. В общепринятой научной терминологии определение таково: тезис – это краткое изложение основных мыслей исследования.

В узком смысле тезисы — это сокращённый вариант научной статьи, передающий в сжатом виде суть более объёмной работы.

Этот жанр востребован на научных конференциях, когда необходимо максимально компактно сформулировать для публики основные положения своего труда, осветить результаты и перспективы исследования.

В философии тезис понимается как коротко сформулированное утверждение.

После того как выдвигается научная гипотеза, в подтверждение , у которых, в свою очередь, могут (и должны быть) примеры. Находя в философском трактате тезис, помните, что это понятие описывает утверждение, давшее импульс всему сочинению.

В музыке тезисом называется ударная начальная часть полного такта. Ей противопоставляется арзис – часть такта без ударения.

Тезисный план - как писать научные тезисы

Умение писать тезисы необходимо каждому студенту. Иногда этому учат в старших классах школы, но чаще всего первокурсники вынуждены изучать структуру жанра самостоятельно. Чтобы не возникло путаницы, придерживайтесь тезисного плана.

Тезисный план – это краткое перечисление основных значимых составляющих статьи или доклада.

Для научного текста пример тезисного плана выглядит так:

  1. Тема статьи (уже написанной и планируемой для написания).
  2. Фамилия, имя, отчество автора или коллектива авторов. (На первых курсах университета лучше с научным руководителем и указывать его фамилию перед своей).
  3. Цель работы.
  4. Задачи, которые вы ставите перед собой.
  5. Актуальность выбранной темы.
  6. Методы исследования.
  7. Основные положения работы ( , которые вы выдвигаете).
  8. Результаты. (Если тезисы написаны по исследованию, которое находится в активной или завершённой стадии).
  9. Перспективы.

Понять, что такое тезисный план, поможет вдумчивое отношение к материалу.

Поймите, что вы пишете, какими инструментами пользуетесь, насколько это важно и ново, а главное, для чего проводится исследование.

Тогда картина станет яснее для вас и будет выглядеть убедительно в глазах читателя. Кстати, не нужно дожидаться поступления в ВУЗ. Потренируйтесь в составлении тезисного плана при подготовке очередного доклада.

Тезисы при написании сочинения по литературе (на примере)

Итоговое сочинение по литературе предполагает наличие тезиса. Слово «тезис» в единственном числе имеет совсем иное значение.

В размышлениях по той или иной проблеме тезис воспринимается как исходное утверждение, на котором держится вся система аргументации. Проще говоря, это та печка, от которой вы пляшете, развивая основную мысль.

Для примера возьмём тему «Искусство и ремесло ». Тезис данной работы сформулируем так:

Ремесленников тысячи, творцов – единицы.

Наше утверждение не бесспорно. Возможно, кто-то захочет узнать, на основании чего мы сделали такой вывод. Чтобы обосновать тезис, это утверждение подкрепим аргументами . Для нашего примера это могут быть такие аргументы:

  1. Ремеслу можно научиться, а творцом нужно родиться.
  2. Ремесло обычно осваивают для заработка, искусством занимаются для души.
  3. Ремесло, которому отдаёшься с талантом и душой, становится искусством. Искусство, утратившее устремлённость к небу, называют ремеслом.

К каждому из аргументов необходимо привести литературные примеры . Их можно почерпнуть в «маленькой трагедии» А. С. Пушкина «Моцарт и Сальери», повести Н. В. Гоголя «Портрет», пьесе Н. А. Островского «Лес», романе М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита», пьесе А. П. Чехова «Чайка».

Например, в «Мастере и Маргарите » главному герою противопоставлены «официальные» писатели из Дома литераторов. Их воплощением можно назвать героя, который представляется как Алоизий Магарыч. Ябеднику и завистнику Алоизию никогда не понять Мастера. Он не может создать ничего ценного, так как пуст изнутри.

Единственный жанр, который он освоил, — анонимное письмо с доносом. Таких литераторов называют ремесленниками. Они способны написать нужное количество знаков на заказ, но такие «произведения» не заставят ни одно читательское сердце биться сильней.

Меж тем, роман Мастера настолько совершенен, что ему удаётся распахнуть границы времени и пространства, впустить в мир советской Москвы персонажей из далёкого прошлого. Такой способностью обладает только настоящее искусство.

Пример тезиса по направлению доброта и жестокость

Сформулировать тезис по теме « » можно так :

Человек рождается добрым, жестокость появляется в ответ на несовершенства мира.

Предлагаем следующие аргументы :

  1. появляется в людях, когда происходит внутреннее очерствение.
  2. Люди становятся жестокими оттого, что с ними поступили жестоко.
  3. природный дар, который даётся не каждому.

В качестве иллюстраций подойдут примеры из повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка», повести Н. В. Гоголя «Тарас Бульба», романа Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание», романа-эпопеи М. А. Шолохова «Тихий Дон».

Родион Раскольников был добрым ребёнком. Матушка вспоминает, как он плакал, произнося слова молитвы. Став старше, восприимчивый к тому, как несправедливо устроена жизнь, он начал много думать о законах общественного устройства. Раскольников увлёкся модными идеями господства личности над толпой.

Дойдя до абсурда в своих размышлениях о всемогуществе отдельно взятого человека, он совершил тяжелейшее преступление. Объяснить и оправдать его жестокость невозможно, и наказание в виде страшных мук совести последовало мгновенно.

Примерно в это же время петербургский студент помогает Катерине Ивановне, вдове погибшего Мармеладова, сочувственно относится к её детям. Так в одном человеке уживаются природная доброта и приобретённая в результате глубоких заблуждений жестокость.

Пример тезиса по теме «Отцы и дети»

По направлению «Отцы и дети» запишем, к примеру, так:

Если дети не понимают отцов, они не только повторяют их ошибки, но и добавляют к ним собственные.

Аргументы могут быть такими:

  1. Отрицая опыт старших, молодые люди начинают всё с нуля, тогда как могли начать хотя бы с единицы.
  2. Родители не всегда позволяют детям идти собственным путём, из-за чего непонимание между ними возрастает.
  3. Прожить жизнь за ребёнка нельзя: он должен сам найти ответы на свои вопросы.

Последний довод звучит как контраргумент, но и он может быть полезен для раскрытия темы.

Проиллюстрировать тезис помогут романы И. С. Тургенева, И. А. Гончарова, Ф. М. Достоевского, М. А. Шолохова, пьесы А. П. Чехова, рассказы И. А. Бунина.

В романе Гончарова «Обыкновенная история» молодой провинциал Сашенька Адуев приезжает в столицу к дяде, надеясь получить родственный приём. Практик Пётр Адуев решает перевоспитать юного романтика.

С ужасом наблюдая за «бесчувственным» дядюшкой, Александр год за годом становится всё более похожим на него (но не по духу, а по стилю жизни). В конце романа племянник и дядя как бы меняются местами. То, что с негодованием отрицал Александр, становится для него нормой.

Тезисы по направлению «Мечта и реальность»

Уместно начать с тезиса :

Мечты сбываются, если приложить к их исполнению реальные усилия и настоящий труд.

Озвучив эту мысль во введении, перейдём к аргументам :

  1. Мечта, не подкреплённая действием, бесплодна.
  2. Пустые мечты приводят к разочарованиям.
  3. Мечта – это вдохновение, всё остальное – труд.

Подобрать примеры из литературы помогут персонажи поэмы Н. В. Гоголя «Мёртвые души», рассказа А. П. Чехова «Ионыч», сказочной повести Э. -Т. Гофмана «Щелкунчик».

Самой яркой иллюстрацией представляется гончаровский Обломов , которого об идеальном устройстве Малиновки в итоге привели его на огород вдовы Пшеницыной.

Уносясь мыслями в сладкий мир грёз, касающихся чуть ли не переустройства России, в реальности герой не достиг ничего. Он потерял свою любовь, расстроил хозяйственные дела, похоронил данные ему таланты и, в конце концов, выбрал обыкновеннейшую обывательскую жизнь.

Образно говоря, Обломов просто перелёг с дивана на диван. Друг Обломова Штольц понимал мечту только как конкретную цель. В своей деятельной жизни, наполненной трудом, Штольц не оставил места праздности. Так два героя романа демонстрируют разное понимание мечты.

Краткое резюме

Как видите, тезис – это основное утверждение научного или школьного сочинения. Его истинность доказывают убедительные аргументы и достоверные факты.

Чтобы не забыть, что такое тезис в сочинении, формулируйте основную мысль так, чтобы она звучала как ваше собственное мнение , личное открытие, которое вы готовы защищать.

Удачи вам! До скорых встреч на страницах блога сайт

Вам может быть интересно

Что такое аргумент Доброта и жестокость - как написать итоговое сочинение (подбор аргументов, темы и пример работы) Что такое жестокость - причины возникновения, можно ли ее оправдать и как защитить себя от жестокости Что такое гипотеза Полемика - это словесная война Что такое постулат - просто о сложном Что такое доброта, хорошо ли быть добрым и как им стать (7 шагов) Что такое диалектика и какие этапы развития она прошла - 3 закона диалектики в философии Гегеля Как писать сочинение - что это такое, план подготовки и пример сочинения-рассуждения на тему мечты Что такое гносеология

Загрузка...