docgid.ru

Психические нарушения при чмт. Травматические поражения головного мозга


Травматическое поражение головного мозга является довольно распространенной патологией. Психические нару-шения при травмах мозга носят полиморфный характер и за-висят от характера поражения, возможных осложнений и стадии. Выделяют следующие стадии последствий черепно-мозговой травмы: начальную (наступает сразу после получе-ния травмы), острую (длительностью до 6 недель), позднюю и отдаленную.


В начальной стадии на первом плане стоят общемоз-говые симптомы и нарушение сознания в виде сопора или комы. Характерен при этом внешний вид больного, выра-женная бледность лица, влажность кожных покровов. Отме-чается расстройство сердечной деятельности центрального генеза: тахикардия со слабым наполнением пульса, реже - аритмия или брадикардия. Зрачки обычно расширены, реак-ция на свет отсутствует. При более легких поражениях эти симптомы могут наблюдаться частично или полностью от-сутствовать.

При травматическом поражении стволовой части моз-га развиваются явления бульбарного паралича (нарушение дыхания, кровообращения, глотания).

В острой стадии происходит постепенное восстанов-ление сознания, однако периоды ясного сознания могут сме-няться его нарушением (вслед за обнубиляцией сознание проясняется, а затем развивается вновь легкое оглушение). Как правило, на этом этапе отмечается ретро-, антеро- или ретроантероградная амнезия. Могут возникать различные психотические состояния: делирий, онейроид, сумеречное помрачение сознания с психомоторным возбуждением, ост-рый галлюциноз. В ряде случаев картина психоза в остром периоде принимает форму аменции с характерной спутанно-стью, инкогерентностью мышления, галлюцинациями и по-следующей амнезией. Реже на этом этапе могут встречаться такие синдромы, как кататоноподобный, маниакальный или депрессивный. Необходимо учитывать, что при наличии тя-желой черепно-мозговой травмы возможно развитие мории - состояния, близкого к эйфории с благодушием, беспечно-стью, с непониманием тяжести болезни (анозогнозия). Это может привести к врачебной ошибке в плане недооценки тя-жести состояния больного и к его гибели. В остром периоде выявляется и определенная неврологическая симптоматика: параличи, парезы, афазии, апраксия. Иногда отмечаются и эпилептиформные припадки.

В поздней стадии вышеуказанная симптоматика рег-рессирует, и на первый план выступают симптомы астении с истощаемостью, аффективной неустойчивостью и вегетатив-ными расстройствами, возможны также мнестические нару-шения.

Особого внимания заслуживают психические нару-шения в отдаленном периоде черепно-мозговой травмы, ко-торые могут быть определены как травматическая болезнь. К этим нарушениям относятся травматическая астения (церебрастения), травматическая энцефалопатия и иногда как последствие - травматическая эпилепсия, а также трав-матическое слабоумие.

Травматическая астения (церебрастения) . Клини-чески эта форма травматической болезни выражается в го-ловных болях, головокружениях, ощущении тяжести в голо-ве, резкой утомляемости, снижении работоспособности, на-личии выраженных вегетативных и вестибулярных рас-стройств, нарушении внимания, снижении сна и аппетита, повышении потливости. Больные обычно плохо переносят жару, изменение барометрического давления, езду на транс-порте. Вся эта симптоматика усиливается при утомлении больного, а также при воздействии дополнительных вредно-стей - травм, инфекций, интоксикаций, соматических забо-леваний и может значительно уменьшаться после отдыха или, в более тяжелых случаях, адекватной терапии. Явления травматической астении иногда сочетаются с психопатоподобными расстройствами в виде эксплозивности, сутяжничества, ипохондрических идей, реже идей отношения.

Травматическая энцефалопатия - более тяжелая форма болезни. Клиническая картина этой формы травмати-ческой болезни выражается теми же, но более выраженными и стойкими психическими нарушениями, что и травматиче-ская астения, но обязательно включает в себя разнообразные очаговые неврологические расстройства, которые развива-ются в результате деструкции мозговой ткани при черепно-мозговой травме (контузия или ранение вещества мозга). Могут при травматической энцефалопатии отмечаться и эпилептиформные припадки. Часто наблюдаются эпизодические состояния нарушения сознания по типу сумеречных и аментивных с психомоторным возбуждением и последующей ам-незией. Иногда отмечаются отчетливые приступы аффектив-ных нарушений в виде тоски, страхов, дисфории, тревоги, которые могут сопровождаться агрессивными или суици-дальными действиями. В целом для больных характерны бо-лее отчетливые нарушения памяти, некоторое снижение ин-теллекта, а также психопатоподобное поведение.

Выделяют три типа изменений личности при травма-тической энцефалопатии: эксплозивный - с взрывчатостью, резкой раздражительностью, грубостью, склонностью к аг-рессии; эйфорический - с повышенным фоном настроения и снижением критики и апатический - с вялостью, аспонтанностью.

Больная Ш., 28 лет, инженер. В детстве развивалась правильно, хорошо училась в школе и институте. Замужем. В возрасте 20 лет во вре-мя занятий альпинизмом получила черепно-мозговую травму, сорвалась со скалы. Около месяца находилась в больнице. После выписки из боль-ницы состояние было удовлетворительным, продолжала учиться в инсти-туте, бросила занятия альпинизмом. Спустя три года, уже после оконча-ния института, стала испытывать постоянные головные боли, «укачива-ло» в транспорте, тошнило, особенно плохо себя чувствовала в душном помещении, в жаркую погоду. От маленькой рюмки алкоголя усилива-лись головные боли. Отмечались периоды очень плохого настроения, возникающего без всякой на то причины, тогда могла накричать на со-трудников, оскорбить их, вытолкать из своего кабинета. В дальнейшем сообщила, что ей стоит большого труда не наброситься с кулаками на «обидчика», особенно на тех, кто курит (так как стала плохо переносить запах табачного дыма). Однажды на работе «как бы отключилась», не-сколько секунд сидела, уставившись на собеседника, на вопросы не отве-чала. После выхода из этого состояния ничего не могла понять, не пом-нила, о чем велась беседа. Малые припадки стали повторяться с частотой 1 раз в два-три месяца. Однажды дома (на глазах мужа) внезапно упала на пол, билась в судорогах, отмечалось непроизвольное мочеиспускание, после прекращения судорог «крепко спала» 4 часа, после чего жаловалась на сильную слабость, головную боль, разбитость во всем теле. Была ста-ционирована в психиатрическую больницу.

Физическое состояние. Без особой патологии. Неврологическое состояние. Правая глазная щель уже левой, нистагм при крайних отведениях. Снижение рефлексов в верхних конеч-ностях. Стойкий красный дермографизм. Гипергидроз ладоней. Тремор пальцев вытянутых рук.

Психическое состояние. Вступает в контакт охотно, подробно с излишней детализацией рассказывает о своих занятиях альпинизмом, о том, как сорвалась со скалы. Детали падения не помнит, очнулась уже в альплагере. Отмечает у себя повышенную раздражительность, «даже злобу», часто бывает такое плохое настроение, что «жить не хочется». О своих припадках знает со слов окружающих. Считает себя больной, пунктуально выполняет все назначения врача. Отмечает у себя значи-тельное ухудшение памяти, (что подтверждается объективно при выпол-нении методики «Заучивание 10 слов»). Интересы сохранены, хотя «прежнего увлечения жизнью нет».

Травматическая эпилепсия чаще встречается при ранениях черепа и проявляется в виде повторяющихся эпи-лептических припадков. Судорожные приступы могут быть генерализованного и джексоновского типа. В отличие от припадков, при эпилептической болезни они обычно начи-наются без предвестников и ауры. При травматической эпи-лепсии могут отмечаться также психические эквиваленты (сумеречное помрачение сознания, дисфории) и формироваться изменения личности по эпилептическому типу. Наря-ду с пароксизмальными расстройствами имеют место все клинические проявления травматической энцефалопатии.

Больной М., 50 лет. Инвалид II группы. В прошлом старший на-учный сотрудник, кандидат физико-математических наук. Около 10 лет назад подвергся нападению со стороны преступников, которые ударили его по голове тяжелым предметом. Получил черепно-мозговую травму. Семь дней был в состоянии комы. Вскоре после выписки из Института скорой помощи у больного начались развернутые судорожные припадки, которые повторялись почти каждый день. Постоянно лечился у невропа-тологов и психиатров, в результате лечения припадки хотя и не прошли полностью, но стали относительно редкими (с частотой один раз в 2 ме-сяца). Одновременно часто отмечались дисфории, во время которых он избивал жену и сына. Чтобы снять состояние «тоски и злобы», стал при-бегать к употреблению алкоголя, который, по словам больного, «делал его добрее». Резко ухудшилась память, не мог вспомнить основных по-ложений своей диссертации, во время чтения (особенно специальной ли-тературы) ничего запомнить не может, хотя перечитывает текст десятки раз. В отделении ничем не занят, не читает, изредка смотрит телепереда-чи. В беседе крайне обстоятелен, вязок, с трудом переключается с одной темы на другую. Все вопросы врача записывает в тетрадь, на следующий день дает развернутые ответы с массой ненужных деталей. Периодически отмечается состояние тоскливо злобного настроения. Жалуется на плохую память. Интеллект снижен.

Травматическое слабоумие формируется на фоне травматической энцефалопатии. При этом наряду с выра-женной астенией, неврологической симптоматикой, вегета-тивными расстройствами, личностными изменениями (экс-плозивный, апатический, эйфорический тип) выявляется зна-чительное снижение интеллекта с грубым нарушением памя-ти и мышления (конкретность, обстоятельность, инертность) при отсутствии критического отношения к своему состоя-нию.

Больной X., 33 лет. В возрасте 30 лет попал в авиакатастрофу. Отмечалось множественное повреждение костей и тканей черепа. Около месяца находился без сознания. Лечился в госпитале в течение года. По-сле выписки больному была оформлена инвалидность I группы. Спустя два месяца был стационирован в психиатрическую больницу.

Неврологическое состояние. Асимметрия лица, выпадение ко-ленных рефлексов, резко снижены ахилловы рефлексы. Правосторонняя гемиплегия.

Психическое состояние. Контакту практически не доступен из за моторной афазии. Вместо речи выдает какой-то неотчетливый набор зву-ков, пытается дать ответы на вопросы в письменном виде, однако писать не может из-за отчетливого гиперкинеза. В отделении ничем не занят, постоянно сидит в постели, ничем не интересуется, не может найти доро-гу в столовую. В постели неопрятен. В туалет самостоятельно не ходит. Не узнает сотрудников по работе, родителей, жену.

Лечение зависит от стадии заболевания, тяжести, вы-раженности психических нарушений, вегетативных и невро-логических расстройств. В лечении заболевания важное ме-сто занимает дегидратационная терапия (25% раствор магне-зии с 40% раствором глюкозы внутривенно), а также другие дегидратационные средства. Широко используются ноотропные препараты (ноотропил, аминалон).

Значительные психопатоподобные расстройства тре-буют применения транквилизаторов, а в особо тяжелых слу-чаях - нейролептиков. В случае развития эпилептиформных припадков используются противосудорожные средства.

Наряду с этим периодически проводится общеукреп-ляющая терапия.


Под редакцией профессора М.В. Коркиной.

МИНИСТЕРСТВО ЮСТИЦИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«РОССИЙСКАЯ ПРАВОВАЯ АКАДЕМИЯ

МИНИСТЕРСТВА ЮСТИЦИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

Калужский (г. Калуга) филиал

РЕФЕРАТ

НА ТЕМУ: Психические расстройства при травмах головного мозга

СУДЕБНО-ПСИХИАТРИЧЕСКАЯ ЭКСПЕРТИЗА………………………..15

Всякая травма голова таит в себе опасность будущих осложнений. В настоящее время черепно-мозговая занимает одно из ведущих мест в поражении головного мозга и наиболее широко распространена в молодом трудоспособном возрасте, а тяжелые формы нередко приводят к летальному исходу или инвалидности.

В связи с ускорением темпа жизни проблема черепно-мозговых травм вообще и психических расстройств при них в частности становится все более актуальной. Наиболее частая причина этой группы расстройств – морфологические структурные повреждения головного мозга в результате черепно-мозговой травмы.

Вследствие повреждения головного мозга изменяются физико-химические свойства головного мозга и процессы метаболизма, в целом расстраивается нормальная жизнедеятельность всего организма. Среди всех экзогенно – органических заболеваний черепно-мозговая травма занимает первое место, при этом зарытые черепно-мозговые травмы составляют около 90%. Психические расстройства, обусловленные травмой, определяются характером травмы, условиями ее получения, преморбидным фоном. Черепно-мозговые травмы подразделяются на закрытые и открытые. При закрытых травмах черепа не нарушена целостность мягких покровов и сохранена замкнутость черепной травмы черепа делятся на проникающие и не проникающие: нарушение целостности только мягких покровов и костей черепа, и сопровождающиеся повреждение твердой мозговой оболочки и вещества мозга. Закрытые черепно–мозговые травмы как правило остаются асептическими, открытые черепно–мозговые травмы могут осложниться инфекцией.

Классификация закрытых черепно–мозговых травм выделяет:

Коммоции - сотрясение головного мозга

Контузии - ушибы головного мозга и травмы взрывной волной

Психические расстройства, непосредственно обусловленные черепно-мозговой травмой, формируются поэтапно, характеризуются полиморфизмом психических синдромов и, как правило, регрессивным их развитием.

Выявляют четыре этапа развития психических расстройств после черепно-мозговой травмы: начальный, острый, реконвалесценции и отдаленных последствий.

КЛИНИЧЕСКАЯ КАРТИНА

Патологические проявления при черепно-мозговой травме зависят от характера повреждения, сопутствующей патологии, возраста и преморбидного фона. Выделяют три степени тяжести черепно-мозговой травмы – легкая, средняя, тяжелая; и четыре периода развития травматического процесса.

1. Начальный период, период острых проявлений. Острый период наступает непосредственно за травмой, продолжительность 7 – 10 дней. В большинстве случаев сопровождается утратой сознания, различной глубины и продолжительности. Длительность бессознательного состояния свидетельствует о тяжести состояния. Однако потеря сознания не обязательный симптом. Отмечаются различной степени фиксационные амнезии охватывающие незначительный период до травмы и сам факт травмы, отмечается ухудшение зрительной памяти. Выраженность и характер мнестических расстройств – показатель тяжести травмы. Постоянный симптом острого периода – астения, с выраженным адинамическим компонентом. Пониженное настроение, обидчивость, капризность, слабодушие и соматические жалобы - свидетельствуют о менее выраженной астении. Явление гиперстезии. Нарушено засыпание, сон поверхностный. Постоянны вестибулярные расстройства, резко усиливающиеся при перемене положения тела – головокружения. Может сопровождаться тошнотой и рвотой. При пробеле на конвергенцию и движения глазных яблок у больного кружиться голова и он падает - окулостатический феномен. Может наблюдаться преходящая анизокоррия, легкая пирамидная недостаточность в виде асимметрии глубоких рефлексов. Постоянны вазомоторно - вегетативные расстройства: лабильность пульса с преобладанием брадикардии, колебания артериального давления, потливость и акроцианоз, расстройства терморегуляции с повышенной зябкостью дермографизм - стойкий и разлитой, покраснение лица, усиливающиеся при незначительных физических нагрузках. Повышенное слюноотделение или наоборот сухость во рту. Возможны локальные неврологические симптомы, двигательные нарушения в виде парезов и параличей, встречаются избирательные нарушения чувствительности. При переломах костей основания черепа выявляются признаки поражения черепных нервов - паралич половины мышц лица, нарушения движений глаз - диплопия, косоглазие. Могут проявляться менингиальные симптомы - ригидность затылочных мышц, симптом Кернига. Восстановление сознания происходит постепенно. В период восстановления сознания наблюдается сонливость, резкая общая заторможенность, невнятная речь, отсутствие ориентировки в месте, времени, ослабление памяти, амнезия - объясняется динамикой запредельного торможения, после травмы претерпевает медленное обратное развитие, дольше всего идет восстановление второй сигнальной системы.

2. Острый, вторичный период от нескольких дней до 1 месяца. Начинается по мере ликвидаций выключения сознания. Затрудненно осмысление происходящего, отмечаются мнестические нарушения на фоне церебростенических проявлений, неустойчивость настроения, гиперстезии и гиперпатии (усиление восприимчивости к психогенным влияниям). Наряду с психическими расстройствами выявляются неврологические, вегетососудистые, вестибулярные расстройства, возможно появление эпилептиформных припадков и развитие острых психозов. Раздражительность, эмоциональная неустойчивость, быстрая утомляемость - стойкие симптомы, сопровождающие травму головного мозга. В процессе обратного развития психопатологических нарушений травматического генеза возникает период, когда кора еще не полностью освободилась от охранительного торможения, в связи с чем, подкорковые функции начинают преобладать над корковыми. Первая сигнальная система, преобладает над второй сигнальной системой, что создает характерное для истерии состояние – истериодоподобные посттравматические состояния. Существует связь развития травматической астении с преморбидными особенностями личности, конституциональными особенностями высшей нервной деятельности пострадавшего. Неврастенический синдром легче возникает у неуравновешенных лиц - раздражительная слабость, лабильность, быстрая истощаемость. Охранительное торможение способствует регенеративным метаболическим процессам головного мозга, восстанавливая его работоспособность. Появление посттравматической депрессии основано на явлении истощения и разлитого охранного торможения на кору и подкорковые структуры. Возникновение ипохондрии при астении, объясняется образованием очагов застойного возбуждения в ослабленной коре головного мозга - страх болезни, может быть связана с преобладанием подкорковых воздействий и влияний со стороны первой сигнальной системы (опасения, страхи, неприятные ощущения - чувственная прокладка). Клинической основой неврастении являются – слабость, истощаемость корковых клеток, дефицит внутреннего торможения - результатом является невыносимость слабых раздражителей, нарушение сна, превалирование низших структур над высшими, ослабление второй сигнальной системой. Клиническое течение и длительность острого и подострого периода позволяют предполагать возможные последствия черепно-мозговой травмы: чем тяжелее травма, тем тяжелее последствия и тем длиннее будет период ограниченной трудоспособности.

3. Период рековалесценции, длительность до 1 года. Происходит постепенное полное или частичное восстановление нарушенных функций. Наиболее мягкими последствиями будет умеренно выраженная отвлекаемость, неустойчивость произвольного внимания, астенизация, обидчивость, плаксивость, вегето-сосудистая недостаточность. Преобладание в клинической картине общемозговых, сомато-вегетативных и вестибулярных расстройств, желудочно-кишечных дискенизий, колебания артериального давления, метеочувствительность, повышенная потливость.В структуре церебро–астенических проявлений отдельные интелектуально-мнестические расстройства.

4. Отдаленные последствия черепно-мозговой травмы возникают после 1 года, проявляются в виде психоорганического синдрома, характеризуется повышенной истощаемостью и малой продуктивностью всех психических процессов, явлениями недоосмысливания, снижения памяти и интеллекта, недержание аффектов. Возможно формирование патологических свойств личности по астеническому, иппохондрическому, паранояльно-кверулянтного, истерического, эпилептоидного типу. К стойким проявлениям стоит отнести церебральные проявления: головные боли, головокружения, шум и тяжесть в голове, приливы жара или чувство холода в голове. В основе этой симптоматики лежат расстройства кровообращения остающиеся длительный период. Посттравматическая астения выражается в упорных головных болях, невыносимости к шуму, расстройства оптического восприятия и вестибулярных функций. Травма может привести к стойкому травматическому слабоумию, в этом случае стабильное дефектное состояние наступает сразу же после исчезновения острых явлений, в сочетании с нарушением аффективной сферы. Серьезные черепно-мозговые травмы накладывают отпечаток на весь облик больного, его деятельность, делая его неспособным к работе и к компенсации своего дефекта. Аффективно-волевая сфера чрезвычайно лабильна, преобладающее настроение ипохондрическое. Наиболее тяжелое и неподдающееся методам активной терапии проявления апатико – акинетико - абулического синдрома. Сопровождается резким расстройством эмоциональной сферы, явлениями астенизации и нарушения витальных функций. Характерны затяжные реактивные состояния с явлениями сурдомутизма.

Спады и подъемы настроения ощущали многие из нас. Причиной тому могут служить приятные эмоции, события, или настигшее горе, конфликт и т.д. Но существуют состояния, при которых проблема возникает без предшествующих факторов, способных изменить эмоциональное состояние. Это и есть аффективные расстройства — психический симптом, требующий изучения и лечения.

Аффективное расстройство — психическое расстройство, связанное с нарушениями в эмоциональной сфере

К определенным типам психических нарушений, при которых меняется динамическое развитие эмоциональных ощущений человека, приводит к резким перепадам настроения. Аффективное расстройство довольно часто встречается, но не всегда есть возможность сразу определить недуг. Оно может скрываться за разными видами болезней, в том числе и соматическими. Согласно данным исследований, примерно 25% населения планеты, подвержены такого рода проблемам, то есть каждый четвертый человек. Но, к сожалению, обращается к специалисту за адекватным лечением только четвертая часть страдающих перепадами настроения.

Расстройство поведения наблюдается у людей с древнейших времен. Только в 20-м веке, ведущие специалисты плотно занялись изучением состояния. Стоит отметить сразу, что сфера медицины, занимающаяся аффективным расстройством — психиатрия. Ученые подразделяют данный недуг на несколько типов:

Перечисленные моменты до сих пор будоражат умы ученых, которые не прекращают спорить о правильности выделенных типов. Проблема заключается в многогранности расстройств поведения, разнообразии симптоматики, провоцирующих факторов и недостаточным уровнем исследования заболевания.

Ученые подразделяют такое расстройство на несколько типов: биполярное расстройство, депрессивное состояние, тревожность-мания

Аффективные расстройства настроения: причины

Определенных факторов, приводящих к расстройствам настроения специалисты так и не выявили. Большинство склоняется к той мысли, что происходит нарушение в коре головного мозга, сбой в функциях эпифиза, лимбики, гипоталамуса и т.д. Из-за выброса таких веществ, как мелатонин, либерины, возникает сбой в цикличности. Нарушается сон, утрачивается энергичность, снижается либидо, аппетит.

Генетическая предрасположенность.

Согласно статистике, у каждого второго больного, один из родителей или оба также страдал данной проблемой. Поэтому генетики выдвинули гипотезу о том, что нарушения возникают из-за мутировавшего в 11-й хромосоме гена, отвечающего за синтез фермента, вырабатывающего катехоламины — гормоны надпочечника.

Психосоциальный фактор.

Расстройства могут быть вызваны затяжными депрессиями, стрессом, важным событием в жизни, что вызывает сбой или разрушение ЦНС. Сюда относятся:

Важно: расстройства настроения, аффективные расстройства — это не легкое недомогание или краткосрочная проблема. Недуг истощает нервную систему человека, разрушает его психику, из-за чего распадаются семьи, наступает одиночество, полная апатия к жизни.

Аффективные расстройства могут быть вызваны конфликтами в семье, потерей близкого человека и прочими факторами

Психологические модели аффективных расстройств

Нарушение в эмоциональном состоянии человека может быть свидетельством следующих моделей.

  • Депрессии как аффективный вид расстройств. В данном случае характерно затяжное уныние, ощущение безнадежности. Нельзя путать состояние с банальным отсутствием настроения, наблюдаемого в короткий период времени. Причина депрессивного расстройства — нарушение функций определенных участков мозга. Ощущения могут длиться неделями, месяцами, и каждый следующий день для страдающего — очередная порция мучений. Некоторое время назад этот человек радовался жизни, проводил время в позитиве и думал только о хорошем. Но определенные процессы в мозге вынуждают его мыслить только в негативном русле, размышлять о суициде. В большинстве случае, пациенты долгое время посещают терапевта, и только по счастливой случайности единицы попадают к психиатру.
  • Дистимия — депрессия, выраженная в более легких проявлениях. Сниженный настрой преследует от нескольких недель до многих лет, чувства и ощущения притупляются, что создает условия для неполноценного существования.
  • Мания. Данному типу характерна триада: чувство эйфории, возбужденные движения, высокая сообразительность, быстрая речь.
  • Гипомания — более облегченный вариант расстройства поведения и сложная форма мании.
  • Биполярный тип. В данном случае происходит чередование вспышек мании и депрессии.
  • Тревожность. Пациент ощущает беспочвенные волнения, тревоги, страхи, что сопровождается постоянным напряжением и ожиданием негативных событий. В запущенных стадиях, к состоянию присоединяются беспокойные действия, движения, больным трудно найти себе место, страхи, тревоги нарастают и превращаются в панические атаки.

Тревожность и чувство страха — одна из психологических моделей аффективных расстройств

Симптомы и синдромы аффективных расстройств

Признаки аффективности в настроении разнообразны и при каждом случае, врач применяет индивидуальный подход. Проблема может возникнуть из-за стрессов, травмы головы, сердечно-сосудистых заболеваний, позднего возраста и т.д. Рассмотрим кратко каждый тип по отдельности.

Специфика аффективных расстройств при психопатиях

При психопатии, наблюдаются специфические отклонения в поведении человека.

  • Влечения и привычки. Больной совершает действия, противоречащие его личным интересам и интересам окружающих:
Азартные игры — гемблинг

За больным наблюдается увлеченность азартными играми и даже при неудаче, интерес не пропадает. Данный факт негативно отражается на взаимоотношениях с родными, коллегами, друзьями.

Пиромания

Влечение поджигать, играть с огнем. У пациента возникает желание поджечь свою или чужую собственность, предметы, не имея на то никаких мотивов.

Воровство (клептомания)

Без какой либо необходимости есть желание украсть чужую вещь, вплоть до безделушек.

Клептомания проявляется в желании украсть что-либо без необходимости делать это

Выдергивание волос — трихотилломания

Больные рвут волосы, из-за чего заметна ощутимая потеря. После того, как будут вырваны клоки, пациент ощущает облегчение.

Транссексуализм

Внутренне человек ощущает себя представителем противоположного пола, чувствует дискомфорт и стремится измениться путем хирургических операций.

Трансвестизм

В данном случае есть стремление пользоваться предметами гигиены и носить одежду противоположного пола, при этом отсутствует желание изменить пол хирургическим путем.

Также в список расстройств при психопатии относится фетишизм, гомосексуализм, эксгибиционизм, вуайеризм, садомазохизм, педофилия, бесконтрольный прием лекарственных препаратов, не вызывающих привыкание.

Аффективные расстройства при сердечно-сосудистых заболеваниях

Примерно у 30% страдающих расстройствами пациентов, состояние «маскируется» под соматические заболевания. Выявить недуг, который поистине мучает человека, может профильный специалист. Доктора указывают, что депрессия может возникать на фоне болезней сердца, сосудов, что называется нейроциркуляторной дистонией. Например, эндогенную депрессию, проявляемую тяжестью «в душе», «предсердечной тоской» тяжело отличить от банального приступа стенокардии из-за схожести симптомов:

  • покалывание;
  • ноющая, острая боль с отдачей в лопатку, левую руку.

Перечисленные моменты вполне присущи депрессии эндогенного типа. Также с аффектом тревожности присутствуют такие проблемы, как аритмия, тремор конечностей, учащенный пульс, перебои в работе сердечной мышцы, удушье.

Расстройство данного типа может возникать на фоне сердечно-сосудистых заболеваний

Аффективные расстройства при травматических поражениях головного мозга

Травма головы, а вследствие и мозга — распространенная патология. Сложность психических расстройств зависит от тяжести травмы, осложнений. Выделяется три стадии нарушений, вызванных поражением мозга:

  • начальная;
  • острая;
  • поздняя;
  • энцефалопатия.

При начальной возникает сопор, кома, кожа становится бледной, отечной, влажной. Возникает учащенное сердцебиение, брадикардия, аритмия, зрачки расширены.

Если поражена стволовая часть — нарушается кровообращение, дыхание, глотательный рефлекс.

Острой стадии характерны возрождение сознания больного, которые часто нарушаются легким оглушением, из-за чего возникают антеро-, ретро-, ретроантероградная амнезии. Также возможен делирий, помрачение рассудка, галлюциноз, психоз.

Важно: больному необходимо наблюдаться в стационаре. Только опытный специалист сможет обнаружить морию — состояние удовольствия, эйфории, при которой пациент не чувствует тяжести своего положения.

При поздней стадии процессы нарастают, проявляется астения, истощение, неустойчивость психики, нарушается вегетация.

Астения травматического типа. У пациента возникают головные боли, тяжесть, быстрая утомляемость, потеря внимания, координации, потеря массы тела, нарушение сна и т.д. Периодически, состояние дополняют психические расстройства, проявляемые в неадекватных идеях, ипохондрии, эксплозивности.

Травматическая энцефалопатия. Проблема сопровождается нарушением функции мозгового центра, поражением участков. Проявляются аффективные нарушения, выраженные в печали, тоске, тревогах, беспокойствах, агрессии, приступах гнева, суицидальных мыслях.

Травматическая энцефалопатия сопровождается тревогой, приступами агрессии, постоянными мыслями о суициде

Аффективные расстройства позднего возраста

Психиатры редко занимаются вопросом расстройства поведения у лиц пожилого возраста, что может привести к запущенной стадии, при которой бороться с недугом будет практически невозможно.

Из-за хронических, соматических заболеваний, «накопленных» за прошедшие годы, омертвения клеток мозга, гормональной, половой дисфункции и других патологий, люди страдают депрессией. Состояние может сопровождаться галлюцинациями, бредом, мыслями о суициде и другими нарушениями в поведении. Существуют особенности в характере пожилого человека, отличающиеся от поведения при других провоцирующих факторах:

  • Тревога достигает уровня, при котором возникают бессознательные движения, состояние оцепенения, отчаяния, вычурность, демонстративность.
  • Бредовые галлюцинации, сводящиеся к чувству вины, неотразимости наказания. Больной страдает ипохондрическим бредом, вследствие, возникают поражения внутренних органов: атрофия, гниение, отравления.
  • Со временем клинические проявления становятся однообразными, тревоги монотонные, сопровождаемые одинаковыми движениями, психическая активность снижается, постоянная угнетенность, минимум эмоций.

После эпизодов расстройств, наблюдается периодический спад фона, но могут присутствовать бессонница, потеря аппетита.

Важно: лицам пожилого возраста присущ синдром «двойной депрессии» — поникшее настроение сопровождается фазами депрессий.

Органическое аффективное расстройство

Нарушение поведения часто наблюдается при заболеваниях эндокринной системы. Чаще страдают лица, принимающие гормональные препараты. После окончания приема, возникают расстройства. Причиной нарушений органической природой являются:

  • тиреотоксикоз;
  • синдром Кушинга;
  • климакс;
  • отравления гипотензивными средствами;
  • новообразования головного мозга и т.д.

После устранения причинных факторов, состояние нормализуется, но требует периодического контроля со стороны врача.

Органическое аффективное расстройство чаще всего проявляется у тех, кто долгое время принимает гормональные препараты

Дети и подростки: аффективные расстройства

После долгих споров ведущих ученых, не признававших такой диагноз, как аффективность поведения у детей, все же удалось остановиться на том, что формирующаяся психика может сопровождаться расстройством поведения. Симптомами патологи в юношеском и малом возрасте являются:

  • частые перепады настроения, вспышки агрессии, переходящие в спокойствие;
  • зрительные галлюцинации, сопровождающие малышей в возрасте до 3-х лет;
  • аффективные расстройства у детей возникают фазами — только один приступ на протяжении длительного времени или повтор каждые несколько часов.

Важно: самый критический период — от 12 до 20 месяцев жизни малыша. Наблюдая за его поведением, можно обратить внимание на особенности, «выдающие» расстройство.

Диагностика аффективных расстройств при наркомании и алкоголизме

Биполярное расстройство — один из главных спутников лиц, злоупотребляющих алкоголем, наркозависящих. У них наблюдаются как депрессии, так и маниакальные настроения. Даже если алкоголик, наркоман со стажем уменьшают дозу или полностью отказываются от вредной привычки, фазы психического расстройства еще долго или всю жизнь преследуют их.

По статистике, проблеме с психикой подвержены примерно 50% злоупотребляющих. В таком состоянии, больной ощущает: никчемность, ненужность, безнадежье, тупик. Все свое существование они считают ошибкой, чередой неприятностей, неудач, трагедий и потерянных шансов.

Важно: тяжелые мысли нередко приводят к суицидальным попыткам или вновь загоняют в алкогольную, героиновую ловушку. Возникает «замкнутый круг» и без адекватного врачебного воздействия выйти из него практически невозможно.

Биполярное расстройство нередко встречается у тех людей, которые злоупотребляют алкоголем

Связь общественно-опасных деяний и аффективных расстройств

Согласно уголовному праву, деяние, совершенное при аффективном расстройстве, называется преступлением, совершенным в состоянии аффекта. Выделяют два вида состояния:

Физиологический — кратковременный эмоциональный сбой, возникший внезапно, вызывающий нарушение психики. В этом случае, есть понимание того, что совершается, но невозможно подчинить действия собственному контролю.

Патологический — приступ сопровождается помрачением сознания, кратковременной или полной потерей памяти. В судебной медицине встречается довольно редко, для точной диагностики необходима экспертиза с участием психиатров, психологов и т.д. При совершении действия, больной человек произносит бессвязные слова, ярко жестикулирует. После приступов, возникает слабость, сонливость.

Если преступление совершено при патологическом аффекте, виновный считается невменяемым и избавляется от ответственности. Но при этом, должен содержаться в спецучреждении психиатрического типа.

Человек, признанный невменяемым при аффективных расстройствах, должен проходить лечение в психиатрической больнице

Аффективные расстройства — это состояние, которому может подвергнуться каждый, если есть генетическая предрасположенность, присутствуют вредные привычки, имели место травмы, заболевания и т.д. Чтобы психическая патология не перешла в угрожающую для жизни фазу — необходимо вовремя обратиться к профильному специалисту для устранения провоцирующих факторов и лечения психики. Чтобы избежать нарушений в настроении в пожилом возрасте, старайтесь смолоду следить за здоровьем, развивать мелкую моторику и беречь голову от травм.

Описание термина ПСИХИЧЕСКИЕ РАССТРОЙСТВА ПРИ ТРАВМАТИЧЕСКОМ ПОРАЖЕНИИ ГОЛОВНОГО МОЗГА :

Характеризуются комплексом неврологических и психических нарушений, обусловленных черепно-мозговыми травмами. Они наблюдаются как непосредственно после травмы (антеградная и ретроградная амнезия, астения, апатия, головная боль, повышенная раздражительность, вегетативные расстройства и др.), так и на отдаленных этапах травматической болезни (энцефалопатия, травматические психозы, судорожный синдром, аффективные расстройства, деменция и др.).

Синдромы психотического уровня определяются грубыми нарушениями психической деятельности, непосредственно связанными с черепно-мозговой травмой, при которых пострадавшие не способны к правильному восприятию и осмыслению ситуации, к сознательным действиям и поступкам. Психозы возможны во всех периодах черепно-мозговой травмы. В начальном и остром периодах наиболее часто наблюдаются оглушение (глубокое и умеренное), спутанность и сумеречное состояние сознания, транзиторная глобальная амнезия, корсаковский синдром. Эти расстройства могут продолжаться и в период ближайших последствий черепно-мозговой травмы. Отдаленные последствия включают в себя т.н. периодические психозы со сменой депрессивного и маниакального со стояний, бредовой и галлюцинаторно-бредовой симптоматикой.

Субпсихотические состояния (гипоманиакальный синдром, эйфория с расторможенностью, гневливая мания, депрессия, грубые эмоционально-личностные изменения) возможны во все периоды течения травматической болезни, но наиболее часто наблюдаются в остром и подостром периодах, как и выраженные психотические расстройства.

Синдромы невротического уровня определяются разнообразными расстройствами (преимущественно неврозоподобными), развившимися в связи с черепно-мозговой травмой. Пострадавшие способны к правильному восприятию и оценке ситуации, их действия и поступки адекватны, целесообразны и полезны для них самих и для окружающих людей. Однако трудоспособность ограничена из-за физической и психической истощаемости, слабости внимания и памяти, эмоциональной неустойчивости, а также головной боли, головокружения и т.п. Ведущим становится астенический синдром, наблюдавшийся в разных вариантах во всех периодах травматического повреждения мозга. В периодах ближайших и отдаленных последствий наряду с астенией возможны ипохондрические, обсессивно-фобические, психопатоподобные расстройства.

Синдромы выпадения (транзиторные и исходные).Общим для них является грубое снижение или не восстановление (после выхода из комы, сопора) интеллекта, памяти, внимания, адекватного эмоционального реагирования. Эти нарушения могут быть преходящими или достаточно устойчивыми.

Пароксизмальные расстройства — судорожные и бессудорожные припадки. Они могут возникать как в начальном периоде черепно-мозговой травмы, так и гораздо чаще в течение первого года после травмы. Состояние и трудоспособность больных определяются частотой эпилептических припадков.

Спектр психопатологических синдромов, которые обнаруживаются у одного и того же больного в разных периодах черепно-мозговой травмы, определяется, прежде всего тяжестью, характером и локализацией очага повреждения мозга. Так, после тяжелой травмы по выходе из коматозного со стояния у больного могут наблюдаться апаллический синдром, акинетический мутизм, после восстановления понимания обращенной к нему речи и собственной речевой активности - спутанность сознания, структура которого различна при преимущественном поражении правого или левого полушария мозга. Состояние спутанности трансформируется в относительно ясное сознание через корсаковский (при правополушарном поражении) или дисмнестический (при левополушарном поражении) синдром. При яс ном сознании преобладают астенические явления. На динамику психопатологической симптоматики, смену синдромов могут существенно влиять не только глубина и длительность перенесенного в начале коматозного со стояния, но и пол, возраст, преморбидные особенности, соматическое и психическое состояние в момент травмы. От этого зависят индивидуальные предпосылки, как развития травматической болезни головного мозга, так и реализации компенсаторных механизмов.

ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ

Психические расстройства, обусловленные травматическим по­вреждением головного мозга, занимают важное место среди психи­ческих заболеваний у детей.

Все травматические повреждения головного мозга принято де­лить на три группы: внутриутробные, родовые и послеродовые. По локализации различают травмы центральной и периферической нервной системы, т. е. головного и спинного мозга. Для психопато­логии наиболее важное значение имеют травмы головного мозга.

По характеру травматического воздействия на головной мозг выделяют открытые и закрытые травмы черепа. Первые характе­ризуются нарушением целостности костей черепа, которые, в свою очередь, подразделяются на проникающие травмы с повреждением мозговых оболочек и вещества мозга и непроникающие. При за­крытой травме кости черепа не повреждены. Встречается она зна­чительно чаще, чем открытая. Поэтому ниже мы рассматриваем психические нарушения при закрытой травме головного мозга у де­тей и подростков.

Травматизация головного мозга может произойти как внутри­утробно, так и в процессе родов. В дальнейшем у детей могут воз­никать бытовые, игровые, уличные, транспортные и другие ее виды.

Наблюдения показывают, что травмы головы у детей чаще встречаются в пятилетием возрасте, потом их кривая падает, поды­маясь снова к десятилетнему возрасту.

Внутриутробная травма, связанная с различными ушибами бере­менной при падении, подъеме тяжестей, прыжках и другими факто­рами, приводит к нарушению внутриутробного развития плода.

Родовая травма (длительные, стремительные роды, акушерско- хирургическое вмешательство) может привести к возникновению внутричерепного кровоизлияния. Установлено, что кровоизлияния могут происходить и в результате асфиксии, наблюдающейся при патологических родах, и при нарушении плацентарного кровооб­ращения матери. Нередко последствием родовой травмы является болезнь Литтла, проявляющаяся парезом черепных нервов, спасти­ческим тетрапарезом, различными подкорковыми симптомами и незначительным снижением интеллекта.

Закрытая травма мозга дифференцируется на сотрясение (ком- моция) и ушиб (контузия). При сотрясении поражается преиму­щественно мозговой ствол (продолговатый мозг, мост, иногда средний мозг). При ушибе страдают в основном полушария большо­го мозга. Наличие этих двух видов травм обосновано не только клиническими, но и анатомическими данными. Может наблюдать­ся сочетание сотрясения и ушиба мозга.

При сотрясении грубо нарушается функция мозга, но в то же время выраженных анатомических изменений не наблюдается. Че­ловек при этом мгновенно теряет сознание и падает: лицо его рез­ко бледнеет, взгляд неподвижен, зрачки расширены, не реагируют на свет, дыхание поверхностное, пульс редкий, сухожильные реф­лексы не вызываются. Иногда наблюдаются рвота и судороги. В тяжелых случаях может наступить смерть в результате пораже­ния продолговатого мозга. При сотрясении легкой степени сознание через несколько минут возвращается, иногда сразу же после трав­мы появляются психомоторное возбуждение и ретроградная амне­зия. Первые дни наблюдаются головная боль, усиливающаяся при резких движениях, головокружение, шум и звон в ушах, тошно­та, лабильность пульса и др. В основе этих явлений лежит нару­шение мозгового кровообращения и функции вестибулярного ап­парата.

В течение длительного периода после травмы могут наблюдаться головная боль, головокружение, повышенная эмоциональная воз­будимость, гипомнезия. В позднем периоде травмы иногда на пер­вый план выступают острые психические расстройства с двигатель­ным возбуждением, спутанностью сознания и последующей амне­зией, которые в дальнейшем приводят к существенным изменениям ядра личности.

Контузия легкой степени клинически проявляется лишь состоя­нием оглушенности, порой нарушение сознания полностью отсут­ствует. В целом же очаговые и общемозговые симптомы при конту­зии выражены более резко, чем при сотрясении. Они зависят прежде всего от локализации поражения и обусловлены возникаю" щим при этом разрушением мозгового вещества в результате про­питывания его излившейся кровью, а также ушибом ткани мозга вследствие контрудара. Более тяжелое течение контузии по сравне­нию с сотрясением мозга вызвано тем, что при контузии помимо мозгового ствола страдают и полушария большого мозга. От ин­тенсивности и локализации повреждения зависит симптоматика психических расстройств.

ПАТОГЕНЕЗ ЗАКРЫТОЙ ТРАВМЫ ЧЕРЕПА

В клинической картине закрытой травмы черепа можно выде­лить три стадии патофизиологических изменений мозга, подвергше­гося травмированию. Для каждой стадии характерны особые как психопатологические, так и неврологические и соматические про­явления.

Первая, острая, стадия возникает непосредственно после трав­мы мозга. При этом в клочках коры большого мозга развивается разлитое охранительное торможение, распространенность и про­должительность которого прямо пропорциональны степени тяжести травмы. Объективно это выражается потерей сознания, нарушени­ем деятельности сердца и дыхания. Постепенно отдельные области коры большого мозга, клетки которых не пострадали, а также под­корковые образования освобождаются от торможения. Сознание восстанавливается, общемозговые симптомы исчезают и появляются признаки очагового поражения головного мозга. Так как слух и речь, особенно в раннем оптогенезе, тесно взаимосвязаны, то в первой стадии закрытой травмы мозга глухота сочетается с немо­той.

В том случае, когда охранительное торможение в коре большо­го мозга длительно не ослабевает, а в подкорке исчезает, разви­вается клиническая картина травматического психоза с делирием или без него. Вне делириозного состояния психические расстрой­ства проявляются усилением моторики, эйфорией, снижением кри­тичности и нелепым поведением типа пуэрилизма. Может также наблюдаться двигательная заторможенность с апатией, вялостью, доходящей до ступора.

В более тяжелых случаях возникают амнезия, очаговые рас­стройства в виде афазии и пареза. У детей делириозное состояние при травматическом психозе наблюдается реже, чем при инфекци­онном. Однако у них чаще наблюдается состояние оглушения и растерянности, недостаточного осмысления окружающего, рас­стройство анализа и синтеза явлений внешней среды: дети жалуются, что окружающие их предметы изменились. В острой стадии закры­той травмы мозга могут наблюдаться различные по тяжести пси­хические расстройства, при наиболее тяжелых ситуациях в первые же дни после травмы наступает смерть. В большинстве же случаев после окончания острой стадии, продолжительность которой в среднем от 3 до 7 недель, начинается постепенное восстановление функций, уменьшение острых явлений.

Вторая, поздняя, стадия патофизиологических изменений разви­вается спустя 3-7 недель после травмы. Характеризуется она, главным образом, ослаблением активного торможения, инертностью и слабостью процессов возбуждения. Клинически это проявляется различными астеническими и энцефалопатическими состояниями, преобладанием функции подкорки, резким понижением работоспо­собности, эмоциональной неустойчивостью в виде повышенной эффективности и лабильности эмоций. По малейшему поводу боль­ной плачет, причем слезы исчезают так же быстро, как и появля­ются. Наблюдаются выраженные вегетативные нарушения: тахи­кардия при малейшем волнении, красный дермографизм, гипере­мия кожи лица, шеи, груди, повышенная потливость и др. К невро­логическим симптомам относятся дрожание век, языка, пальцев вытянутых рук, повышение сухожильных рефлексов. Неблагопри­ятные биологические микросоциальные факторы среды усиливают эту симптоматику, вплоть до судорог определенных групп мышп, трансформирующихся в эпилептиформные припадки или психиче­ские эквиваленты.

Третья, отдаленная, стадия патофизиологических изменений, обусловленных закрытой травмой черепа, наблюдается спустя 2- 3 года после травмы. Педагогам-дефектологам и медицинскому персоналу вспомогательной школы особенно важно знать психопа­тологическую симптоматику, характерную именно для этой отда­ленной стадии, именуемой периодом остаточных явлений. Он зна­менуется формированием стойких очаговых или общемозговых нарушений, тяжесть которых может быть весьма различной, и опре­деляется степенью травмирования и лечебно-педагогическими ме­роприятиями в первой, острой, стадии. При этом действуют две противоположные тенденции: с одной стороны, пластичность расту­щего организма способствует компенсации нарушенных функций, а с другой - более молодые в онтогенетическом отношении струк­туры нервной системы подвергаются процессам рубцевания, анато- мически-деструктиипым изменениям.

ХРОНИЧЕСКИЕ ПСИХИЧЕСКИЕ РАССТРОЙСТВА

КАК ПОСЛЕДСТВИЯ ТРАВМ МОЗГА

Последствиями травм мозга могут быть как незначительные органические изменения в виде церебрастении, так и грубые орга­нические нарушения, вплоть до травматического слабоумия. Сте­пень тяжести стойких психических расстройств в значительной мере определяется локализацией травмы, ее характером, эффективнос­тью лечебных мероприятий, проведенных в момент травмы, в острой и поздней стадиях, а также условиями среды, в которой проживал больной в промежуток времени между травмой и развитием отда­ленных последствий. В значительной мере утяжеляют отдаленные последствия травм даже незначительные повторные травмы черепа, инфекции, интоксикации и другие неблагоприятные воздействия окружающей среды. У большинства детей и подростков, перенесших черепно-мозговую травму, нарушенные функции компенсируются. Дефектологу приходится встречаться со следующими разновид­ностями необратимых резидуальных психических расстройств.

Травматическая церебрастения наблюдается у детей и подрост­ков, перенесших преимущественно сотрясение мозга, и клинически напоминает неврастению либо астеишо. В клинической картине травматической церебрастеппи выражены эмоциональные расстрой­ства. Долгое время, иногда в течение многих лет, эти больные жа­луются па головную боль и головокружение, возникающие спон­танно или при определенных условиях - школьных занятиях, шу­ме, повороте головы. У таких больных отмечаются раздражитель­ность, неустойчивость настроения, склонность к внезапным аффек­тивным вспышкам; для них характерны ослабление памяти, замед­ленный тип мышления, снижение внимания. Возможны изменения характера с более выраженными, чем у взрослых, антисоциальными и истерическими реакциями.

Дети с подобным психическим расстройством отличаются непо­слушанием в школе и дома, агрессивны, склонны к побегам и бро­дяжничеству. Некоторые из них преувеличивают свое болезненное состояние, демонстрируют неестественное заикание, дрожание, со­провождая это плачем, криком, угрозами. Такое патологическое состояние приводит к отрыву ребенка от школьной жизни, обуслов­ливает своеобразное интеллектуальное и социальное снижение, которое не следует отождествлять с истинным слабоумием, несмот­ря на некоторую ущербность интеллекта. Обучение подобных детей представляет известные трудности, осложняет работу педагога и воспитателя.

Дети (подростки), страдающие травматической церебрастенией, особенно в начале обучения в школе, чаще других становятся вто­рогодниками, проявляют ипохондрические идеи с тенденциозным истолкованием окружающего: они утверждают, что к ним плохо относятся, против них производят враждебные действия и поэтому они отказываются посещать школу. Благодаря внимательному от­ношению родителей и педагогов, своевременному лечению, правиль­ному режиму, социальной направленности развития интересов наступает улучшение, больной начинает более критично относиться к окружающему.

Прогноз при подобных психических расстройствах зависит от тяжести травмы и дальнейших условий жизни ребенка после нее. Поскольку указанная патология определяется не столько интеллек­туальным дефектом типа слабоумия, сколько ущербностью эмоци­онально-волевой сферы, то соответствующие лечебно-педагогичес­кие мероприятия несомненно способствуют значительной компен­сации дефекта.

Травматическая энцефалопатия возникает преимущественно вследствие контузии мозга и характеризуется более выраженными неврологическими и психопатологическими симптомами органиче­ского поражения мозга. В этих случаях выражена очаговая (парез черепных нервов, афазия, алексия, аграфия, апраксия) и обгцемоз- говая (необратимые нарушения памяти, мышления, аффективная неустойчивость и др.) неврологическая симптоматика. Прогноз у больных с травматической энцефалопатией более неблагоприятный, чем у больных с травматической церебрастенией, из-за атрофии отдельных участков ткани мозга, рубцовых перерождений, внутрен­ней водянки и других органических изменений. Наблюдаются и вестибулярные расстройства, но они менее выражены, чем при травматической церебрастении.

В одних случаях травматической энцефалопатии в связи с рез­ким ослаблением регулирующего влияния коры большого мозга на подкорковые образования на первый план выступают аффективные расстройства, преобладание примитивных влечений и инстинктов. Больным с этим вариантом травматической энцефалопатии свой­ственны импульсивные действия, вспышки гнева, склонность к конфликтам с окружающими, ссорам, дракам. Критическое отно­шение к своему поведению у них снижено, они расторможены и су­етливы, настойчивы в достижении своих эгоистических желаний, игнорируют общественные нормы поведения, плохо уживаются в коллективе, проявляют грубость, жестокость, наклонность к бро­дяжничеству. Подобная гипердинамичность с нарушением интел­лектуальной деятельности (без выраженного слабоумия), проявля­ясь то раздражительностью со вспышками гнева, то эйфорией, клоунадой и дурашливым поведением, влечет за собой неуспевае­мость в школе, неспособность к усвоению учебного материала, утрату интереса к учебным занятиям. Гипомпезия, ущербность мы­слительных операций, патологический аспект характерологических особенностей, склонность к развитию, при усложнении жизненной ситуации, реактивных психозов, псевдодеменции, ступора и других патологических феноменов приводят к резкому снижению работо­способности таких детей. Семья и школа должны учитывать, что коррекция подобных посттравматических психических расстройств представляет большие трудности. Дети с указанными проявлениями нуждаются в систематическом лечении и обучении специальными методами.

При другом варианте травматической энцефалопатии на первый план в клинической картине выступает неврологическая симптома­тика в сочетании с апатией, вялостью, медлительностью, резким снижением активности и двигательной заторможенностью. В этом случае преобладают признаки поражения коры большого мозга и стойкие психические расстройства в виде снижения памяти, резкой истощаемости, утраты прежних знаний и навыков, трудности сосре­доточения, значительного снижения или утраты работоспособности. Таким образом, этот апатико-адинамический вариант энцефалопа­тии характеризуется значительным снижением интеллектуального уровня.

Травматическая эпилепсия, возникающая в отдаленном периоде черепно-мозговой травмы, характеризуется полиморфностью пато­логических проявлений - судорожными припадками с подкорковым компонентом, вегетативными расстройствами, психическими экви­валентами в виде дисфории, сумеречного состояния сознания. Наблюдаются и истерические припадки с выразительными движе­ниями. Судорожные припадки обусловлены рубцеванием ткани мозга в области моторной и премоторной зон лобной доли полуша­рия. Возможны судорожные припадки типа джексоновских с сохра­нением сознания. Судороги сперва охватывают ограниченную груп­пу мышц, а затем приобретают генерализованный характер и со­четаются с потерей сознания (так же, как при истинной эпилепсии).

В отличие от истинной, при травматической эпилепсии припад­ки возникают, во-первых, под воздействием внешних патогенных факторов, во-вторых, не сопровождаются быстрым нарастанием изменений личности по эпилептическому типу. Длительность забо­левания, частота судорожных припадков, психические эквивален­ты, которые наблюдаются и при травматической эпилепсии, обу­словливают снижение интеллекта, преобладание тоскливости и злобности. Но все же в большинстве случаев травматическая эпи­лепсия не влечет за собой таких выраженных изменений психики, которые характерны для истинной эпилепсии, являющейся само­стоятельным заболеванием. Органический характер поражения мозга при травматической эпилепсии дает основание для примене­ния патогенетического лечения, под влиянием которого судорож­ные припадки у многих больных исчезают.

Травматический паркинсонизм является преимущественно след­ствием травматического поражения основания мозга (мозгового ствола). На фоне вестибулярных и вегетативных расстройств, осо­бенно в раннем детском возрасте, развиваются расстройства, сход­ные с паркинсонизмом, обусловленным энцефалитом, При этом расстройства сна и назойливость выражены не так ярко, как при эпидемическом энцефалите. Со стороны психики, наряду с амимией и скованностью, наблюдаются вялость, апатия, отсутствие иници­ативы, безразличие к окружающему. Неблагоприятные условия окружающей среды способствуют развитию психопатоподобного состояния, ведущими признаками которого являются ограничен­ность интересов и гневливость.

Травматическое слабоумие представляет собой наиболее тяже­лую форму отдаленных последствий черепно-мозговой травмы, пре­имущественно контузии, особенно при одновременном поражении лобных и теменных долей полушарий большого мозга. Иногда та­кого же рода слабоумие является следствием сильного сотрясения мозга без повреждения вещества мозга. В клинической картине этого слабоумия обнаруживаются значительные изменения лич­ности и стойкие снижения интеллекта в виде различных вариантов олигофрении. Независимо от возраста ребенка отмечаются труд­ность образования новых временных связей, невозможность вос­произведения прошлого опыта, что, собственно, и определяет кар­ тину слабоумия.

Характерно резкое ослабление памяти, особенно способности запоминать текущие события, слабость суждений, снижение сооб­разительности. У больных отсутствуют целенаправленные интере­

сы, снижена критичность, нередко наблюдаются амнестическая афазия и другие формы расстройств речи, письма, счета и др. По мере углубления патологического процесса нарушается осмысле­ние, иногда отмечаются спутанность сознания и галлюцинаторные переживания.

Поздний травматический психоз может возникать через много лет после черепно-мозговой травмы, проявляясь чаще всего в виде эпизодического расстройства сознания по типу делириозного со­стояния. Возможно появление истерической реакции, кратковре­менных деспрессивного, маниакального и гебефренического синд­ромов. Однако у детей они наблюдаются сравнительно редко. Эти острые, эпизодические психические расстройства развиваются в тех случаях, когда больной с остаточными явлениями травмы моз­га подвергается воздействию неблагоприятных микросоциальных или биологических факторов (чрезмерная психическая травма, усложненная жизненная ситуация, острая инфекция).

Психические расстройства могут возникать при поражении ор­ганизма человека (в том числе головного мозга) молнией, электри­ческим током, длительном или интенсивном воздействии солнечно­го и теплового (инфракрасного) излучения.

Прохождение через тело сильного электрического тока вызыва­ет оглушенность или потерю сознания, сопровождающуюся воз­буждением и аффектами страха с последующей амнезией. Иногда в результате травмы электрическим током наблюдаются резиду­альные явления в виде церебрастении, эпилептиформных припад­ков, гипомнезии и головокружения.

Солнечный удар вызывается длительным или интенсивным воз­действием на организм прямых солнечных лучей, тепловой - нару­шением терморегуляции организма в результате длительного воз­действия высокой температуры воздуха или теплового излучения. Предвестниками солнечного и теплового ударов являются голово­кружение, шум в ушах, рвота, шаткая походка. Затем наступает делириознос или коматозное состояние, температура тела повыша­ется до 40 °С и более. Прогноз довольно серьезный, в тяжелых случаях возможен летальный исход. Стойкие последствия: длитель­но наблюдающееся состояние церебрастении, иногда афазия.

Лечение заключается в искусственном дыхании, применении тонизирующих средств (камфары, кофеина, эфира), введении изо­тонического раствора натрия хлорида, кровопускании; при солнеч­ном или тепловом ударе, кроме того, необходимо охлаждение (об­ливание холодной водой, холодный компресс и др.).

ЛЕЧЕБНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ МЕРОПРИЯТИЯ

Прогноз закрытой травмы черепа зависит прежде всего от ее тяжести, характера биологической «почвы», которая травмируется, возраста пострадавшего, объема и характера лечебно-педагогичес­ких мероприятий в острой и поздней стадиях, а также от воздей­ствующих на организм дополнительных болезнетворных факторов.

Неблагоприятные последствия наблюдаются в тех случаях, когда травмируется уже несколько неполноценный в результате остаточ­ных явлений перенесенных заболеваний или онтогенетически еще полностью несформировавшийся мозг. В этом случае травма за­держивает развитие ребенка и приводит к выраженным интеллек­туальным расстройствам. При травме у ребенка старшего возраста последствия ее более благоприятные. Активность лечебного вмеша­тельства, устранение дополнительных вредных факторов также имеют прогностическое значение.

Лечение больных с травмой головного мозга в острой стадии прежде всего состоит в соблюдении полного покоя и строгого по­стельного режима, длительность которого зависит от тяжести по­вреждения: при легкой травме, отсутствии потери сознания, рвоты и тошноты - до 15 дней, при тяжелой - до 2 месяцев. Если больной находится в бессознательном состоянии, он должен лежать на бо­ку. Для усиления функции органов дыхания и кровообращения применяют стимулирующие лекарственные средства - камфору, кофеин, лобелии и др. В этом периоде целесообразно назначать снотворные, общеукрепляющие и тонизирующие препараты.

Больным, перенесшим травму головного мозга, вводят внутри­венно гипертонические растворы и назначают инсулин. При эн­цефалопатии, сопровождающейся гипердинамичностью и растор- моженностью, применяют лекарственные средства, которые усили­вают процесс торможения в коре большого мозга и уменьшают раздражительность. Назначают также препараты, стимулирующие центральную нервную систему (коразол, кордиамин, кофеин и др.). Для снижения внутричерепного давления применяют спинно-моз­говую пункцию, но не сразу после травмы, а спустя некоторое вре­мя.

Лечебно-педагогические мероприятия в отдаленном периоде после травмы определяются характером резидуальных явлений, индивидуальными и возрастными особенностями больного. Стра­дающим травматической церебрастенией назначают гипертоничес­кие растворы, физиотерапевтические процедуры, гидротерапию, небольшие дозы снотворных средств.

При энцефалопатии хорошие результаты дает лечение биохино- лом, препаратами йода, применение диатермии, ультрафиолетово­го облучения: при повышении внутричерепного давления - рент­геновское облучение, спинно-мозговая пункция, умеренные дозы наркотических анальгетиков; при расстройствах речи-введе­ние глюкозы, магния сульфата, гексаметилентетрамина, натрия йодида.

При травматической эпилепсии, сопровождаемой упорной го­ловной болью, эффективно внутривенное введение гипертонических растворов. Наряду с применением противосудорожных средств хо­рошие результаты дает введение воздуха в желудочки мозга (пнев­моэнцефалография), способствующее ликвидации спаек, образо­вавшихся после травмы и восстановлению нормальной циркуляции спинно-мозговой жидкости. При необходимости производят нейро­хирургическое вмешательство. Рекомендуется применение лечебной гимнастики.

Профилактика обострения последствий черепно-мозговой трав­мы заключается в устранении различных факторов, способных уси­ливать болезненную симптоматику. Необходимо оберегать детей, перенесших травму головного мозга, от охлаждения и перегре­вания, инфекций и интоксикаций, переутомления и праздного вре­мяпрепровождения. Одним из важнейших профилактических и ле­чебно-педагогических мероприятий является правильно организо­ванный режим.

Дети и подростки, перенесшие тяжелую травму мозга, должны в течение длительного времени состоять па диспансерном учете и периодически получать предупредительное лечение.

Большое значение имеют педагогические мероприятия, направ­ленные па тренировку способности к интеллектуальному напряже­нию, выработку навыков по сосредоточению внимания, а также постепенное включение такого учащегося в коллектив, работа по индивидуальному плану. Не менее важным является устранение психической травматизации. Учебная нагрузка должна контроли­роваться учителем и врачом с целью своевременного предоставле­ния кратковременного отдыха или переключения на другой вид деятельности, не требующий напряжения.

Для учащихся, перенесших травму мозга, характерна поли- морфность психических нарушений: снижение памяти, неполно­ценность мыслительных операций, расстройства речи, дислексия и др. Настойчивость учащегося в достижении цели далеко не всегда дает необходимые результаты; он начинает ощущать и понимать свою несостоятельность, самолюбие его ущемляется, возникает обида на тех, кто не очень внимателен или очень требователен к нему. Именно в этих случаях важную роль играют психотерапев­тические беседы учителя с учащимся, направляющие его эмоции в нужное русло, мобплнзнрующие его силу воли для выработки компенсатор но-и рпспособитсльных механизмов, увеличивающих возможность включения в учебно-трудовую деятельность. Значи­тельная интеллектуальная ущербность является диагностическим критерием перевода такого учащегося из общеобразовательной во вспомогательную школу.

Одним из лечебно-педагогических мероприятий является выбор будущей профессии. При этом следует учитывать характер травмы мозга, степень выраженности стойких остаточных последствий, компенсаторно-приспособительные возможности организма или, на­оборот, склонность к рецидивам, дальнейшему усугублению пси­хопатологической симптоматики, а также период времени, про­шедший с момента травмы, что при отсутствии грубых деструктив­ных изменений в ткани мозга является положительно действующим фактором.

Загрузка...