docgid.ru

Сценарий экономической игры для старшеклассников. Что рождает спрос? I Вступительное слово учителя

Одним из эффективных методов подготовки квалифицированных кадров, получившим широкое распространение среди других форм обучения, являются деловые игры.

Деловая игра – имитация, моделирование, упрощенное воспроизведение реальной экономической ситуации в игровой форме. В деловой игре каждый участник играет роль, выполняет действия, аналогичные поведению людей в жизни, но с учетом принятых правил игры. Деловые игры применяются в качестве метода и средства практического обучения экономике, бизнесу, средством познания норм экономического поведения, освоения процессов принятия экономических решений.

В данной методической работе описаны деловые экономические игры для учащихся, успешно используемые в Кукморском аграрном колледже. Проведение экономических деловых игр направлено на достижение следующих учебно-воспитательных целей: 1) обучающая – формирование экономических знаний на основе включения каждого студента в реальный процесс решения возникающих экономических проблем; 2) воспитательная – проявление в процессе игры деловой активности и качеств личности; 3) развивающая – приобретение навыков деловой расчетливости, умение производить быстрый анализ сложившейся в ходе игры экономической ситуации, расчет наиболее выгодных путей выхода из кризисных ситуаций, формирование активной творчески мыслящей личности. Рассмотрены деловые экономические игры аудиторного типа, которые предназначены для работы в классе со всей группой, и игры группового типа, целью которых является формирование творческого экономического мышления, когда участник игры предоставлен самому себе и должен самостоятельно найти выход из быстро изменяющейся экономической ситуации. Описано проведение деловых игр группового типа «Валютная политика государства и деятельность фирм» и «Заработать на жизнь».

Принимая участие в таких играх, учащиеся значительно повышают свои знания в области экономики и предпринимательской деятельности. Деловые игры помогают учащимся разобраться в сложном механизме предпринимательской деятельности и понять ее важность и значимость в рыночной экономике.

Данная разработка деловых игр по экономике способствуют обучению учащихся практическим, теоретическим навыкам и методам изучения предпринимательской деятельности, развитию личностного интереса учащихся к закономерностям экономической науки, формированию экономической культуры и грамотности.

Деловая игра

«Валютная политика государства и деятельность фирм»

Цель игры. Ознакомить учащихся с процессом валютного регулирования и его последствиями для экономики; развивать у учащихся аналитическое мышление; прививать и развивать у них коммуникативные навыки.

В игре моделируется различные ситуации в сфере международной торговли в зависимости от валютного курса ЦБ. Роль Центрального Банка исполняет учитель-координатор. Создаются российские и иностранные фирмы (по 3-4 с каждой стороны). Например, среди российских могут быть нефтяная, по продаже электроники и т. д. У иностранных это производители электроники, нефтеперерабатывающие и т.п. Организуется также несколько коммерческих банков.

Центральный Банк объявляет курс рубля к доллару. Например, 30:1. Сообщается также цена нефти за один баррель, например, 60 долл. Российская фирма продает определенное количество нефти, выручив при этом доллары. Затем обменивает их на рубли в коммерческом банке. Фирма, продающая электронику, покупает доллары в коммерческом банке по существующему курсу и импортирует электронику. Торговые фирмы покупают этот товар за рубли. При этом цены на товары приближены к реальным. Затем все фирмы подсчитывают свою выручку. На этом первый этап заканчивается. После объявления Центральным Банком нового курса рубля к доллару, начинается новый этап игры, по окончании которой участники сравнивают свои результаты предыдущими.

Для учета торгово-финансовых операций всех участников ведутся контрольные ведомости по предложенной форме.

Контрольная ведомость финансовых результатов

Название фирмы

месяц

первый

второй

третий

четвертый

Деловая игра «Заработать на жизнь»

ЭКОНОМИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ

Экономическая система неоднородна, она включает в себя разные группы людей, выполняющих различные функции. И хотя всякое деление условно, все же оно поможет нам при анализе функционирования системы.

Самым простым является разделение на домашние хозяйства и фирмы. Под домашними хозяйствами понимаются семьи и отдельные люди, которые потребляют товары и услуги. Фирмы занимаются производством этих товаров и услуг, их целью является максимизация прибыли.

Домашние хозяйства являются собственниками ресурсов и передают их фирмам в обмен на доход в форме Заработной платы, Прибыли, Ренты и Процента. Эти ресурсы используются фирмами в качестве факторов производства (Труда, Земли и Капитала), соединение которых необходимо для создания товаров и услуг. Факторы производства называют также производственными ресурсами. Собственники ресурсов, в свою очередь, используют полученный доход для приобретения товаров и услуг.

Все вместе описанные выше группы и отношения между ними образуют взаимозависимую экономическую систему. Иллюстрацией этой системы может служить модель кругооборота ресурсов, товаров, услуг и денег.

При анализе схемы кругооборота важно понимать, что один и тот же человек может быть и собственником ресурсов, и членом домашнего хозяйства, и работником фирмы, производящим товары и услуги. Кроме того, как в том, так и в другом качестве он играет роль и покупателя, и продавца.

ЧТО ЛЕЖИТ В ОСНОВЕ МОДЕЛИ

Домашние хозяйства и фирмы вступают во взаимоотношения между собой, поскольку это выгодно каждой стороне. Домашние хозяйства заинтересованы в получении товаров и услуг, а фирмы - в получении прибыли. Однако домашние хозяйства не производят необходимые им блага (товары и услуги) и могут получить их только в обмен на деньги, вырученные от продажи имеющихся у них ресурсов. В то же время фирмы могут получить прибыль лишь тогда, когда они продадут произведенный ими продукт. Можно сказать, что создание богатства в условиях рыночной экономики окончательно завершается только в процессе торговли. Благосостояние домашних хозяйств зависит от благосостояния фирм, и наоборот.

Модель кругооборота помогает проиллюстрировать этот принцип. Она также демонстрирует, как экономические стимулы (в данной модели Заработная плата, Прибыль, Процент и Рента) влияют на действие экономической системы.

ЧЕМУ ДОЛЖНЫ НАУЧИТЬСЯ УЧАЩИЕСЯ

  1. Анализировать экономические отношения, существующие между домашними хозяйствами и фирмами в рыночной экономике.

2. Объяснять содержание понятия трех факторов производства и платы за них, классифицировать экономические блага по принадлежности их к тому или иному фактору.

3. Иллюстрировать экономические отношения домашних хозяйств, фирм и государства схемой кругооборота товаров, услуг, ресурсов и денег.

4. Понимать взаимосвязь концепции ограниченности ресурсов с функционированием экономической системы и концепцией экономических мотивов и стимулов.

5. Объяснять роль рынка товаров и услуг и рынка факторов производства.

ОПИСАНИЕ УРОКА

В основе занятия лежит игра "Заработать на жизнь", которая моделирует кругооборот ресурсов, товаров, услуг и денег, помогает разобраться в нем с позиций домашних хозяйств и фирм.

Требуемое время: 2 часа

ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ЗАНЯТИЯ ВАМ ПОНАДОБЯТСЯ :

1. Материалы 3-1; 3-2; 3-3 для каждого ученика.

2. Карточки для домашних хозяйств и предпринимателей (их количество зависит от числа играющих) (Материал 3-4).

3. Значки предпринимателя (в произвольной форме, в расчете на половину класса, это могут быть просто карточки с булавкой)

4. Табличка с названием "ФАБРИКА ЭКОНО".

5. Два маленьких приза (необязательно).

ХОД ЗАНЯТИЯ

1. Начните урок с объяснения того, что экономическая система создает "правила игры", в соответствии с которыми человек играет различные роли. Мы являемся потребителями, когда потребляем различные товары и услуги. Когда мы продаем имеющиеся у нас ресурсы (знания, информацию, умения и навыки, результаты труда), мы играем роль продавцов, а когда тратим полученный от продажи ресурсов доход на покупку товаров и услуг, мы являемся покупателями. Производители (фирмы) являются продавцами, когда они продают произведенные ими товары и услуги, и покупателями, когда покупают у домашних хозяйств производственные ресурсы.

Попросите учащихся определить роли людей, которые они играют в следующих ситуациях:

а) организуют свое дело (производители);

б) идут в магазин (покупатели);

в) устраиваются на работу (продавцы);

г) смотрят телевизор (потребители)

Предложите детям самим придумать еще несколько примеров.

2. Скажите учащимся, что они будут играть в деловую игру "Заработать на жизнь" для того, чтобы лучше понять взаимозависимость между фирмами и домашними хозяйствами. Название игры подчеркивает причину, лежащую в основе развития экономической системы и заставляющую людей действовать в ней, - стремление заработать на жизнь (экономические стимулы).

3. Раздайте учащимся правила игры (Материал 3-1), дайте время на их изучение.

4. Разделите класс пополам, в первой группе вручите каждому ученику значок предпринимателя и карточки денег на сумму 1000 рублей, а во второй группе - карточки ресурсов (по 15 штук каждому). Набор карточек может быть произвольным для каждого школьника: Вы можете дать одному школьнику по 5 карточек каждого ресурса, другому - 15 карточек какого-либо одного ресурса, третьему - 10 карточек одного и 5 карточек другого ресурса и т.д. Однако желательно, чтобы в сумме у всех школьников, представляющих домашние хозяйства, на руках находилось одинаковое количество карточек всех типов ресурсов.

5. Установите на одном из столов табличку "ФАБРИКА ЭКОНО". Во время игры за этим столом располагается ведущий, который обменивает предпринимателям купленные ими у домашних хозяйств карточки ресурсов на карточку ЭКОНО. Для получения одной карточки ЭКОНО, символизирующей товары и услуги для населения, у предпринимателей должен быть собран набор из трех карточек ресурсов (по одной каждого ресурса). Вы можете сами производить обмен карточками, либо перед началом игры выбрать себе помощника для этой цели.

6. Обговорите еще раз правила игры. Удостоверьтесь, что ученики, играющие роль предпринимателей, поняли, что они должны платить деньги представителям домашних хозяйств за карточки ресурсов и затем

продавать им ЭКОНО за деньги. Учащиеся, представляющие домашние хозяйства, также не могут обменивать ресурсы прямо на ЭКОНО и должны использовать деньги.

7. Вы можете заранее определить продолжительность игры (примерно 20 минут), либо дождаться момента, когда приблизительно одна треть ресурсов будет продана, и объявить, что до конца игры осталось еще 5 минут. Это должно стимулировать деловую активность и дать возможность ученикам продумать стратегию поведения в оставшееся время.

8. Проведите игру. Возможно, что представители домашних хозяйств попытаются обойтись без услуг предпринимателей и напрямую обменять имеющиеся у них ресурсы на фабрике ЭКОНО. Скажите им, что они не являются предпринимателями и не могут производить ЭКОНО (у них нет значка).

9. По окончании игры попросите учащихся подсчитать количество имеющихся у них ЭКОНО, если они играли роль домашних хозяйств, и денег, если они выступали в качестве предпринимателей. Объясните, что предприниматели, в распоряжении которых осталось меньше 1000 рублей, понесли убытки. Попросите их объяснить причины неудачи. Определите победителей игры: это предприниматель, получивший наибольший доход (деньги свыше 1000 руб.), и потребитель, купивший больше всех ЭКОНО. Попросите их рассказать о своей стратегии и причинах успеха. Наградите победителей маленькими призами.

10. Раздайте каждому Материалы 3-2 и 3-3. Попросите учащихся объяснить схему кругооборота товаров, услуг, ресурсов и денег, используя опыт проведенной игры. Расскажите, что в экономической системе производители предъявляют спрос на факторы производства и предлагают товары и услуги. В тоже время домашние хозяйства создают предложение факторов производства и предъявляют спрос на товары и услуги. Таким образом, каждый человек сталкивается с двумя рынками (товаров и услуг; факторов производства). Покажите также, что в экономике существует два разнонаправленных круговых потока: поток денег (сплошная линяя на схеме) и поток товаров и услуг (пунктирная линяя).

ОБСУЖДЕНИЕ

1. Попросите учащихся проанализировать, каковы отличия данной модели от реальной жизни, например:

В жизни нет жесткого деления на предпринимателей и домашние хозяйства;

Не только потребители могут быть собственниками ресурсов. Фирмы также могут владеть ресурсами. Кроме того, они могут торговать ими между собой;

Не оговорена роль государства, которое является особым экономическим агентом, не похожим по своему поведению ни на фирмы, ни на домашние хозяйства;

Ресурсы могут быть взаимозаменяемы: одно и то же количество товара можно произвести, используя разные комбинации ресурсов.

2. Остановитесь подробнее на выяснении роли государства. Используйте для этого схему (Материал 3-3). Здесь отражены такие функции государства, как производство и потребление товаров и услуг, осуществляемые на средства от сбора налогов, и перераспределение дохода (трансфертные платежи). Попросите школьников привести примеры, соответствующие каждому из потоков на схеме.

3. Обсудите вопрос о факторах производства. Дайте задание определить, к какому фактору производства следует отнести:

а) кофеварку в кафе (Капитал)

б) месторождение угля (Земля)

в) бухгалтера малого предприятия (Труд)

Попросите учащихся привести другие примеры.

Необходимо иметь в виду, что существует и другая классификация факторов производства, включающая такой производственный ресурс, как Предпринимательство, то есть деятельность по соединению человеческих, природных и капитальных ресурсов в процессе производства. Платой за этот фактор является Прибыль. В сокращенном виде можно ограничиться классификацией, данной вначале.

Важно также, чтобы в ходе урока учащиеся получили четкое представление о том, что может быть отнесено к капитальным ресурсам. Никакая вещь не может быть отнесена к Капиталу автоматически, это всегда зависит от ее использования. (Например, автомобиль, в котором семейство едет на дачу, не является капиталом. Но тот же самый

автомобиль может быть отнесен к капитальным ресурсам, если глава семейства зарабатывает с его помощью деньги, перевозя пассажиров).

При характеристике Капитала выделяют физический капитал, который состоит из машин, оборудования, производственных запасов, запасов продуктов и материалов и деньги, которые можно использовать на покупку какой-либо части физического капитала. Деньги также не во всякий момент могут быть отнесены к капитальным ресурсам: например, когда мы покупаем продукты в магазине, чтобы приготовить обед, уплачиваемые за покупки деньги не являются капиталом.

Часто возникают вопросы о том, куда при классификации по факторам следует отнести информацию. Иногда ее выделяют в качестве отдельного производственного ресурса, однако по своим основным характеристикам она может быть отнесена к Капиталу.

4. Поставьте перед аудиторией следующие вопросы:

а. Для производства ЭКОНО требовалось использование одной единицы каждого фактора. Возможна ли ситуация, когда для производства товара (услуги) необходимы разные количества ресурсов? Привести примеры.

б. Если Вы обнаружили, что обладаете дефицитным ресурсом, как Вы поступите и почему?

в. Возможна ситуация, когда в ходе игры домашние хозяйства будут снабжены дополнительным количеством ресурсов, в то же время предприниматели не получат ничего сверх первоначальной суммы. Является ли это нарушением правил игры в экономике? Окажутся ли в этом случае предприниматели в худшей ситуации?

ИНСТРУКЦИИ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ

В этой игре вы будете выступать в роли Домашнего хозяйства или Фирмы. Внимательно изучите Ваши функции в качестве предпринимателя или потребителя. Какая именно роль достанется Вам, определит учитель.

ДОМАШНИЕ ХОЗЯЙСТВА:

В Ваши функции входит продажа фирмам человеческих ресурсов, природных ресурсов и капитала, которые фирмы будут использовать для производства продукта. Вы будете использовать доход, полученный от продажи ресурсов, на приобретение у фирм товаров и услуг, необходи мых Вам. Эти товары и услуги в игре называются ЭКОНО. Вы можете удовлетворить все Ваши потребности, покупая ЭКОНО, продукт, производимый фирмами в игре.

Успех домашнего хозяйства будет оценен исходя из того, какое количество ЭКОНО Вы смогли собрать в течение игры. Вам дадут 15 карточек ресурсов. Для того чтобы купить ЭКОНО, Вы должны продать Ваши ресурсы фирмам и после использовать доход для приобретения ЭКОНО. Не храните карточки ресурсов, потому что лишь приобретенные Вами ЭКОНО будут учтены при подсчете результатов игры.

ФИРМЫ :

Вашей функцией является обеспечение домашних хозяйств товарами и услугами, в которых они нуждаются. В результате своей деятельности фирмы должны получить прибыль. В этой игре единственным продуктом, который хотят купить домашние хозяйства, является ЭКОНО.

Для того чтобы сделать одно ЭКОНО, Вы должны действовать как предприниматель и приобрести одну единицу человеческих ресурсов, одну единицу природных ресурсов и одну единицу капитала. Ваша фирма должна купить эти ресурсы у домашних хозяйств по наиболее приемлемой для Вас цене. Когда в Вашем распоряжении окажется по единице каждого ресурса, Вы можете отправиться на фабрику, которая произведет для Вас ЭКОНО (Вы получите там карточку ЭКОНО в обмен на набор из трех разных карточек ресурсов). После этого Вы можете продать ЭКОНО домашним хозяйствам по выгодной для Вас цене.

Для получения прибыли Вы должны продать ЭКОНО за сумму, превышающую стоимость Вашего производства, которая в этой игре складывается из заработной платы, которую Вы платите за Труд, процента и ренты, которые Вы платите за использование Капитала и природных ресурсов. После этого Вы можете использовать полученные от продажи деньги на покупку дополнительных ресурсов. Это позволит Вам произвести дополнительные ЭКОНО.

У Вас будет 1000 рублей, чтобы начать игру. Успех Вашего бизнеса будет зависеть от того, какую прибыль Вы получите. Спланируйте Ваше время таким образом, чтобы Вам удалось распродать все ЭКОНО за время игры. Если Вы остались без денег и у Вас нет больше ЭКОНО на продажу, Вы должны закричать "банкрот" и выйти из игры.

Материалы

Материал 3-4

Материал 3-5

Ролевая игра "Семейная экономика"

Ведущий предлагает всем отправиться в "плаванье" на катамаране "СЕБЮД" (семейный бюджет). Но вначале необходимо выяснить, кто же будет в этом путешествии капитаном, кто пассажиром, кто рулевым (проводится тест "Капитан, рулевой, пассажир").

Ну вот, теперь все роли распределены и мы можем отправиться в путь. Для повышения комфортности и безопасности наш "СЕБЮД" оснащен двигателем, питанием из бака "Семейных доходов". Без горючего наш катамаран не сможет плыть, поэтому вам необходимо его заправить. Как вы думаете, какое горючее поможет пополнить бак семейных доходов?

Ребятам предлагаются карточки с вариантами: заработная плата, акции, семейные сбережения, дополнительный приработок.

Дети выбирают нужные карточки.

Итак, бак заправлен, и мы поплывем по реке семейных расходов. Для того чтобы экипаж не попал на мель, вам необходимо решить следующую задачу: распределить бюджет семьи из трех человек. Общий заработок семьи 500000 рублей.

Плата за квартиру - ...

Плата за детский сад - ...

Питание - ...

Проезд в транспорте - ...

Покупки повседневного спроса (порошок, мыло, шампунь...) - ...

Покупка одежды - ...

Крупные покупки (телевизор, холодильник...) - ...

Непредвиденные расходы (подарки на день рождения...) - ...

Ребята индивидуально распределяют семейный бюджет, руководитель объясняет значимость каждого пункта.

Руководитель: "Кто-то из вас отправится дальше на катамаране "СЕБЮД", а тот, кто сел на мель крупных расходов, может воспользоваться буксиром "потребительского кредита". Знаете ли вы, что потребительский кредит - это когда люди берут деньги в банке в долг, чтобы купить дорогую вещь, а потом несколько лет, по частям, возвращают долг, да еще и приплачивают банку за то, что он им одолжил деньги?

Ну вот, наш экипаж снова в сборе и дальнейший его маршрут пролегает вдоль ручья "семейного богатства", но без знания русла ручья вы можете попасть в водоворот. Поэтому выполните следующее задание: найдите определение экономических понятий.

Ребятам предлагается два комплекта карточек: на одних - определения, на других - значение этих определений. Карточки перемешиваются, ребята должны их ранжировать.

Первый комплект содержит определения: рента, заработная плата, процент, субсидия, инфляция, налог.

Второй комплект - значение определений: цена, выплаченная за пользование землей, цена, выплаченная за труд, плата за использование чужих денег или капитала, финансовая помощь, "вздутие" цен, сбор с населения или фирм в пользу государства.

Наш катамаран приплыл в гавань семейного благополучия, но там нам необходимо пройти шлюзы. А пока мы будем шлюзоваться, решите следующую задачу:

Старик-отец призвал к себе двух сыновей - Ганса и Питера и сказал: "Я решил оставить все свое наследство тому из вас, кто сумеет лучше вести созданное мной дело, и поэтому хочу вас испытать. Я даю каждому из вас по одной тысяче дукатов и отпускаю на год. Ровно через год вы должны прийти ко мне и рассказать, как использовали эти деньги и чего добились". Спустя год сыновья предстали перед отцом и Ганс сказал: "Отец, я купил каретную мастерскую, стал поставщиком королевского двора и за год продал карет на тысячу дукатов". "А я, - сказал Питер - купил гончарную мастерскую и за год продал горшков на 500 дукатов". Кому из братьев завещал отец свои деньги, если учесть, что Ганс изготовил 5 карет, продал каждую за 200 дукатов, себестоимость кареты 180 дукатов. Питер изготовил 1000 горшков, продал каждый по 0,5 дуката, а себестоимость одного горшка 0,3 дуката?

Ребята решают задачу, педагог поясняет новые термины, помогает принять правильное решение.

Итак, наш катамаран закончил свое путешествие. Кто-то из вас, наверное, призадумался над тем, что семейная экономика - дело сложное, но интересное и что во многом зависит только от нас самих, какое у нас будет благосостояние.


Экономическая подготовка современных школьников является одной из наиболее важных для нормального развития рыночных отношений в стране.

Сейчас недостаток экономических знаний остро ощущается большинством населения страны, и дать эти знания учащимся - вот наиболее перспективное направление формирования экономической культуры всего населения.

Переход страны к рынку поставил перед школой, детскими объединениями задачи социальной значимости - осуществлять эффективную подготовку подростков к жизни в обществе, основанном на рыночной экономике. Это предполагает внесение существенных корректив во всю систему образования. Сегодняшней школе необходимо помочь им приспособиться и выжить в условиях рыночной экономики.

Наиболее эффективными методами обучения экономике являются игровые формы обучения. Их использование активизирует познавательную активность детей. Игры облегчают усвоение ребятами разных возрастов сложных экономических понятий.

Образовательной целью игр является углубление, закрепление и обобщение знаний, кроме того, развитие таких качеств, как внимание, память, логическое мышление, умение действовать коллективно.

Возрастающий интерес к деловым играм объясняется рядом факторов:

– при использовании деловых игр процесс обучения максимально приближен к реальной практической деятельности, к жизни, имитирующих реальную жизнь, позволяют детям включиться в практическую деятельность организаций и фирм, испробовать себя в роли менеджера, бухгалтера, экономиста и т. д.

– игра является коллективным методом обучения, способствующим развитию коммуникативных способностей учащихся. И нельзя не отметить особый эмоциональный настрой, формирующийся во время игры, который способствует активизации процесса обучения. Исследователи установили, что при лекционной подаче материала усваивается не более 20 % информации, а во время деловой игры – около 90 %.

– всякая деловая игра является имитационным методом, способствующим подготовке учащихся к жизни. Во время игры участники выполняют какую-либо роль, принимают решения, исходя из интересов данной роли.

Предлагаемая игра является вариантом игры “Шоу–биржа – V, VI”,проводимой в ДЮЦе и адаптированной к условиям проведения в помещении общеобразовательной школы.

Цель игры: Познакомить учащихся с работой фондовой биржи.

1. Создать активное игровое поле, атмосферу делового взаимодействия между участниками игры.

2. Обучить подростков – участников игры основным навыкам в области менеджмента.

3. Организовать и провести серию конкурсов и торговых сессий.

4. Продолжить развитие коммуникативных, организаторских, творческих способностей учащихся в ходе игры.

Назначение игры

Игра проводится с учащимися, которые изучили тему “Финансовый рынок. Ценные бумаги”.

Число участников не ограничено одним классом. В игре могут принимать участие несколько параллельных классов из (9-11 классов) одной школы или нескольких школ.

Участники.

Из учащихся 10-11 классов создаются команды, именуемые компаниями (фирмами) до начала игры. Выбирают название, менеджера, распределяют остальные роли (заместитель, присяжный и др.)

Каждый участник игры носит бейдж (табличку) с именем, названием команды, с литером класса.

Общие положения по игре.

Проводимая игра будет представлять собой не просто деловую игру, а деловую игру с

элементами шоу. Это введено из-за необходимости создать среди учащихся - участников игры - атмосферу взаимодоверия и раскованности, т. к. возможны другие варианты игры. Это позволит добиться больших результатов в задачах, поставленных перед компаниями (фирмами).

Игра проводится как комплексное испытание для фирм-компаний.

Все фирмы являются равноправными игроками на бирже. Их основная цель - “заработать” как можно большее количество игровой валюты.

Игру проводят учащиеся 11-х классов, под руководством педагога (педагогов).

Отношения во время игры регулируются документами, выпущенными Организацией (Приложение 1). Основной документ - Судебный кодекс (Приложение 7).

Игра реализуется поэтапно.

1 этап. Подготовка к игре.

Цель; оформление рабочей среды (создание компаний, жетонов, игрового пакета).

2 этап. Адаптация учащихся в игровой ситуации.

Цель: Создание благоприятной психологической и деятельностной атмосферы в ходе развития игры.

3 этап. Реализация игры.

Цель: отслеживание развития сюжета в рамках сценария.

4 этап: Подведение итогов. Рефлексия.

Цель: анализ деятельности компаний и отдельных участников в игровых ситуациях.

Рефлексия участников и организаторов игры (анкетирование, круглый стол) с целью выявления полученных навыков управленческой и игровой деятельности; закрепление полученных знаний, формирования коммуникативных умений.

Требования к компаниям

Общее количество 10-11 человек.

До начала необходимо приготовить:

  • акции компании (количество акций устанавливается по формуле: 100*n, где n-
  • количество членов команды.).
  • творческое представление “Визитка”
  • жетоны для шоу “Здравствуйте!” количеством 50-80 шт.

Первый день (подготовительный) - дата, пятница, вечер.

Шоу “Здравствуйте!”

Проводится конкурс “Визитка”. Каждая команда должна приготовить выступление не более чем на 10 минут, в форме приветствия. Команда изготавливает жетоны, которыми оценивает выступление конкурсантов, жетоны можно дарить, менять. По результатам конкурса каждая компания получает стартовую сумму игровых денег, в зависимости от того, на сколько больше, чем у других набрано жетонов.

Начало - 16. 00 до 18. 00 (не более 2-х часов).

Второй день (начало первого игрового дня) - дата, суббота, вечер.

Каждая компания до начала игры должна зарегистрироваться и сдать все свои акции на биржу. В результате торгов и участия в конкурсах курс акций каждой команды будет меняться (стартовый курс всех акций - 1:100).

Цель компании - заработать как можно больше игровых денег.

Начало в 16. 00 до 19. 30. (не более 4-х часов).

Третий день (второй игровой день) - воскресенье, весь день.

Конкурсы и торги на бирже. “Аренда” помещений. Работа суда. В конце игрового дня музыкальный марафон (дискотека). Итоги игры подводят сами компании под наблюдением Организаторов игры. Побеждает та компания, которая заработает наибольшее количество “живых денег”. Победители будут определены в нескольких номинациях.

Начало - 10. 00 до 18. 00 (19. 00).

Подведение итогов.

Итоги подводятся после каждого из 3-х дней:

После первого дня подсчитываютсяколичество жетонов у каждой компании и определяется ставка акций команды на второй день (первый игровой).

После второго дня определяется прибыль компании (разница между доходами и расходами компании определяется по формул (П=Д-Р) и сумму налога, выплаченного компанией.

После третьего дня подводятся итоги по сумме “живых деньг”. Все оставшиеся акции после окончания последней торговой сессии в расчет не берутся.

Награждение команд грамотами и призами.

Экономические игры являются обязательной составляющей в экономическом образовании и воспитании старшеклассников.

Деловая игра - это совместное творчество, совместный поиск, которые могут обеспечить высокий эффект изучения азов экономики. Отличием деловых игр от традиционного обучения заключается в том, что участники проигрывают практическую ситуацию в ускоренном режиме ее развития. Учащиеся включаются в анализ, обсуждение, выработку решений и в результате сами находят нужные практические действия в смоделированной ситуации. При деловых играх новые знания не передаются от учителя к учащимся, а вырабатываются самими участниками процесса .

Первую школьную игру мы провели 28-30 января 2000г . В ней участвовали ученики 11 х классов, а в ходе подготовки пришли к выводу, что следует пригласить и 10-классников, т. о. общее количество участников составило 96 человек! (7 команд) и 2 учителя.

Организаторами стали учащиеся, которые участвовали в 2х городских играх, прошедших в ДЮЦе в 1999г

Результаты, интерес и необычность игр вызвало такую бурную активность учеников, что они начали подготовку к школьной игре самостоятельно: разрабатывали документ, Положение по игре, придумывали игровые деньги, делали расчеты по затратам, распределяли обязанности и фактически поставили меня перед фактом, что игру можно провести и здании школы.

Вторая игра была проведена 30 января -1 февраля 2004 году. Школьная молва разнесла рассказы выпускников о предыдущей игре и народ “тоже хотел поиграть”. На этот раз кроме 11-классников принял участие только 1 десятый класс и тогда мы решили пригласить учащихся школы № 3, которые с большим энтузиазмом не только восприняли наше предложение, но и очень быстро включились в подготовку. Вариант межшкольной игры очень понравился всем участникам, так как внес новые нюансы, которые надо было продумывать, решать и это было здорово. В игре приняли участие 6 команд (106 человек) и 4 учителя.

Анкетирование участников игры показало , что пришли на игру большинство - добровольно, получить навыки и умения, проверить себя в конкретном деле, хотя 29 человек пришли просто “потусоваться”.

Оценили игру “просто класс” и “хорошо” -60 % участников

Из-за длительного временного пространства игру лучше проводить во внеурочное время и приурочивать к воскресным дням, что привлечет еще больше желающих для участия в игре. Жесткие правила не предполагают присутствие болельщиков, но это в свою очередь помогает учителю не волноваться за дисциплину и порядок на протяжении всей игры. Команды сами контролируют свою деятельность, поведение участников, выполняют правила игры, чтобы не терять игровые деньги на штрафы. Если в первой игре были замечены нарушения виде курения в туалете, подделка денег Организации и фальшивые акции, то во второй игре этих отрицательных моментов уже не было. Школа была оставлена в идеальном порядке, что очень удивило технических работников школы.

Большую роль в более четкой организации и проведении игры, а главное в быстром подведении итогов сыграло техническое оснащение - вся работа банка и биржи проводилась на компьютере, за что мы были очень благодарны преподавателю информатики.

Данная игра может использоваться учителями, классными руководителями и педагогами дополнительного образования как в урочной деятельности, так и во внеурочной. Она может быть отдельным мероприятием, так и составной частью интерактивного учебного блока.

Считаю, что высокий интерес вызывает эта игра еще и потому, что учащиеся на уроках экономики участвовали в следующих деловых и ролевых играх:

Книжная фабрика,

Рынок кофе,

Овощной рынок,

Предприниматели и безработные,

Рынок природных ресурсов,

Доходное производство,

Совещание менеджеров “Как заставить людей работать лучше?”,

Семья. Рациональное потребление. Бюджет социально-зрелой семьи”.

Список литературы

  1. Бабурин В. Л. “Деловые игры по экономической и социальной географии”, М, “Просвещение”, АО “Учебная книга”,1995 г.
  2. Гудкова Н. Ф. (составитель), “Деловые игры по экономике”, С-Петербург, Лаборатория социально-экономического образования,1995 г.
  3. Мерзляков В. Ф. “Задачи и вопросы по экономике”, М, “Просвещение”,1997г.
  4. Прудченков А. С. , Райзберг Б. А. , Шемякин Б. П. “Рынок? Рынок…Ура! Рынок!”, М, “Новая школа”, 1994 г.
  5. Прудченков А. С. “Школа деловой игры Фондовая биржа”, журнал “Школьные технологии”, №5,1998г.
  6. Селевко Г. К. “Педагогические технологии на основе активизации, интенсификации и эффективного управления УВП”, М, НИИ школьных технологий, 2005 г.
  7. Стребулаев И. “Фондовый рынок, или кое-что о летних впечатлениях”, “Школьный экономический журнал”, №5,1997 г.
  8. Трайнев В. А. “Учебные деловые игры”, М, гуманитарный издательский центр “Владос”, 2005г.
  9. Фирсов Е. Т “Экономика. Интеллектуальные игры для школьников”, Ярославль, “Академия развития”, 1998 г.

СЦЕНАРИЙ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ИГРЫ

«В мире экономических знаний»

1-ый ведущий: Добрый день, дорогие гости!

Добрый день, уважаемое жюри!

Добрый день участникам нашей экономической игры «В мире экономических знаний»

Девиз сегодняшней игры: «Удача сопутствует образованным!»

2-ой ведущий:

  • Скажите, можно ли быть неграмотным?

1-ый ведущий:

  • Можно, но очень не удобно. Точно так же можно попробовать прожить и не зная о законах и механизмах мира экономики. Это не смертельно.

2-ой ведущий:

  • Вот только жизнь будет поворачиваться к вам все время острыми углами, и вы будете о них больно расшибаться.

1-ый ведущий:

  • Конечно же мы все войдем в этот удивительный мир - мир экономики! Кто-то в качестве предпринимателя, кто-то в качестве наемного рабочего, кто-то станет профессиональным экономистом.

2-ой ведущий:

  • И мы очень надеемся, что спустя годы, вы с улыбкой будете вспоминать свои первые шаги по городу деловых людей.

1-ый ведущий:

  • У кого-то эта игра получится лучше, кого-то постигнет неудача.

2-ой ведущий:

  • Но лучше неудача в игре, чем в жизни!

1-ый ведущий:

Итак, приветствуем участников!

(Представление команд-участников конкурса).

2-ой ведущий:

  • Итак, наших игроков, рискнувших вступить в борьбу, вы уже знаете, а теперь представляю тех, кто будет оценивать их выступление.

(Представление членов жюри, объявляются условия конкурсов).

1-ый ведущий:

  • А теперь перед началом игры исполним «Гимн экономике».

(На сцену выходит исполнитель и поет песню на мелодию «Очарована, околдована…». Участники команд подпевают).

Гимн экономике

Не веселая, не печальная

К нам в Россию недавно пришедшая

Ты то с прибылью, то летальная,

Ну а чаще всего – сумасшедшая.

Все, что спросится, то предложится

По цене, что зовут равновесная.

Помнят все, что «Маршалловы ножницы»

Кейнс считал и стихами, и песнею.

Преклонюсь пред твоими законами,

Выбирая принятье решения.

И о том, что ресурсами скован я,

Расскажу остальным поколениям.

Очарована, околдована,

Наконец-то и с нами повенчана.

В упражненья и тесты закована

Экономика – словно как женщина.

2-ой ведущий:

  • Итак, мы приступаем к конкурсу.

Первый конкурс «Разминка».

1-ый ведущий:

Для того, чтобы заниматься бизнесом и вращаться в деловом мире необходимо обладать суммой экономических знаний, разбираться в специальных терминах. Сейчас в качестве разминки участникам предлагается ответить на вопросы. Максимальная оценка конкурса – 5 баллов.

(Прохождение 1 этапа конкурса. На экране появляются вопросы этапа. Ведущий озвучивает их).

(Объявляются результаты конкурса)

1-ый ведущий:

Знания не имеют конца, потому что предмет их познания бесконечен.

Второй конкурс: «Плавание по морям знаний»

Экономические вопросы из разных областей знаний: литературы, истории, общих знаний.

За верный ответ – 20 баллов.

(Идет 2 этап конкурса).

2 – ой ведущий: (к зрителям)

  • Пока жюри проводит итоги 2 тура, давайте вспомним какие поговорки вы знаете о деньгах.

(Жюри объявляет итоги конкурса. Определяется сумма денег на счету участников игры.)

1-ый ведущий:

Третий конкурс «Деньги любят счет»

Ах, деньги, деньги! Они любят счет. Так называется наш третий конкурс. Он состоит из двух частей. В первой части конкурса наши будущие бухгалтеры должны ответить на вопросы о деньгах. Каждый ответ оценивается в 50 баллов. Во второй части конкурса каждая команда должна составить текст делового письма, адресованного директору банка с просьбой о предоставлении кредита. В текст письма должны быть включены слова из банковской лексики. Время выполнения 3 мин. (на экране появляется банковская лексика). 200 баллов будут перечислены той команде, которая составит лучший вариант текста письма. Эти баллы пригодятся команде для следующего конкурса.

2 – ой ведущий: Пока игроки выполняют задание, предлагаю немного поиграть и зрителям.

Подтвердите пословицей, что…

Один опытный бухгалтер стоит двух неопытных;

Сразу не становятся опытным бухгалтером, на все нужно время;

И опытный бухгалтер может ошибаться;

Бухгалтер не добьется результата, если возьмется за несколько дел сразу.

(После конкурса болельщиков оглашаются результаты конкурса «Деньги любят счет»)

Слово предоставляется жюри.

Четвертый конкурс «Ва-банк»

1-ый ведущий:

Знаете ли вы, что означает выражение «ва-банк» и каково его происхождение?

В переводе с французского – банк идет, так игроки оповещали партнеров, что они готовы играть на весь банк. Выражение «ва-банк» давно уже значит – идти на большой риск, действовать с отчаянной смелостью.

И четвертый конкурс для наших игроков будет связан с риском.

В этом конкурсе участники должны будут купить право ответа на вопрос. Стоимость вопроса 100 баллов. Если он правильно отвечает, эта сумма возвращается в двойном размере. Если же терпит поражение, то сумма остается в банке.

(Идет 4 этап конкурса).

2 – ой ведущий: Спасибо всем участникам, которые сегодня в полный голос заявил о себе как о претендентах на бизнесменские кресла.

Сейчас мы услышим жюри, его решение, кто же из игроков признан победителем.

(Оценка жюри. Объявление и награждение победителей)

1-ый ведущий:

Поздравляем победителей сегодняшней конкурсной игры. Все участники конкурса получают памятные призы. При этом участники, занявшие 1 место, награждаются денежной премией.

ПЛАН

Проведения интеллектуальной экономической игры «В мире экономических знаний»

для студентов I-II курсов спец. 080110 «Экономика и бухгалтерский учет на автомобильном транспорте»

(в рамках проведения недели специальности)

Цели:

  • воспитательная – формирование познавательной потребности; оценка своих возможностей в конкурентной борьбе.
  • развивающая – развитие творческого и логического мышления.
  1. Оформление

1. Плакаты

2. Мультимедийный проектор

3. Маркеры, листы бумаги

  1. Участники

В конкурсной программе участвуют три команды численностью 4-5 человек каждая.

  1. Ход мероприятия

1. Вступительное слово ведущих о значимости экономических знаний в жизни человека.

2. Представление команд-участников, жюри.

3. Первый этап конкурса «Разминка».

Выясняется знание экономических терминов участниками.

4. Второй этап конкурса «Плавание по морям знаний».

Участники должны ответить на вопросы, связанные с экономикой, из разных областей знаний.

5. Третий этап конкурса «Деньги любят счет»:

А) проверка знаний из истории возникновения денег.

Б) составление документа «Деловое письмо» (письменно).

6. Четвертый этап «Ва-банк».

На этом этапе участники могут приумножить заработанные баллы или потерять их.

7. Подведение итогов конкурса.

8. Заключительное слово ведущих. Награждение.


Сценарий деловой игры «Занимательная экономика»

Внеклассное мероприятие для учащихся 5-7 классов

Автор: Францева Ольга Николаевна, методист МБОУДОД «Центр внешкольной работы» г.Брянска
Описание материала: разработка будет полезна вожатым, педагогам-организаторам, классным руководителям школ для проведения внеклассных мероприятий. Сценарий предназначен для учащихся 5-7 классов. Материал в яркой и увлекательной форме направлен на обобщение базовых экономических понятий и становление экономического мышления школьников.
Цели: формирование и обобщение основных экономических понятий, с которыми учащиеся имеют дело в повседневной жизни.
Задачи:
- учить принимать решения, анализировать информацию, излагать свою точку зрения и вести дискуссию;
- формировать осознанное экономическое поведение;
- развивать инициативу, познавательную активность, интерес к постоянной потребности в новых знаниях, стремление к самовыражению и самореализации;
- содействовать экономическому воспитанию учащихся.
Форма: деловая игра.
Оборудование:
карточки с заданиями;
6 бумажных кошельков;
игрушечные бумажные деньги;
плакат с надписью игры;
листы бумаги, ручки;
костюм для инсценировки.
Предварительная работа:
1) Формируются команды. Учащиеся придумывают название и девиз своей команды.
2) Команды готовят рекламу своей творческой работы.
Участники: учащиеся 5-7 классов. На сцену выходит Знайка
Знайка:
Хочу сегодня я, друзья
Открыть вам свой секрет,
Об этом говорил ещё мой дед:
"Ученье - свет, а неученье - тьма!"
И как же прав он был!
Вот посудите сами…
Все хотят красиво жить,
А чтобы вы могли есть шоколад
И молоко кокосов пить,
Вам надобно, друзья,
Предметов прежде много изучить.
К примеру, экономика.
Детишки! Дама эта мудрена.
Не любит шуток в счете денежек она.
С ней будете встречаться Вы немало лет,
Пока покажет вам она ваш жизненный билет.
Предметов будет очень много –
Долго их считать,
А мне, сказать по правде,
Очень уж не терпится узнать,
Умеете ли вы считать?
Ну что ж, проверить мне не трудно вас.
Начнем игру «Занимательная экономика» сейчас.
Ведущий: Здравствуйте, ребята, члены жюри. Вы узнали нашего героя? Кто это? Сегодня мы встретились здесь, чтобы показать свои знания и выявить лучших знатоков экономики, научиться принимать решения, анализировать информацию, излагать свою точку зрения и вести дискуссию.
Итак, мы начинаем игру «Занимательная экономика». Давайте поприветствуем наши команды.
Представление команд и жюри.
Ведущий: За каждое правильное выполненное задание команда будет получать деньги, и та, у которой в итоге их окажется больше - выигрывает.

Конкурс «Разминка»
Ведущий: Разминка введет нас в игру, т.к. сейчас мы попытаемся вспомнить и назвать некоторые экономические понятия.
Вопросы для разминки команд
1.Финансовое кредитное учреждение. (Банк)
2.Отчисления от доходов в пользу государства. (Налог)
3.Денежная единица государства. (Валюта)
4.Управляющий, специалист по управлению. (Менеджер)
5.Деньги, переданные в долг под проценты. (Кредит)
6.Лицо, объявленное неспособным расплатиться с долгами. (Банкрот)
7.Сказочный персонаж, с помощью мистической силы превративший нагревательный прибой в транспортное средство.(Емеля)
8.Самый, если верить легенде, надежный сторож для крупных ценностей. (Дракон)
9.Разговорное обозначение миллиона денежных единиц. («Лимон»)
10.Одна из крупнейших в мире фирм по производству детских конструкторов. («ЛЕГО»)
11.Сказочное существо, умеющее изготавливать золотые монеты простым ударом копыта. (Антилопа)
12.Название комнаты, в которой хранились несметные сокровища, потерянные во время Второй мировой войны. (Янтарная)
Жюри подводит итоги разминки.

Конкурс «Экономика в литературе»
Ведущий: экономические термины встречаются в литературных произведениях, в устном народном творчестве (пословицах, поговорках).
Задание: как можно больше вспомнить сказок, мультфильмов, кинофильмов, песен, литературных произведений, пословиц, поговорок, в которых вспоминаются деньги или говорится о богатстве.
Варианты ответов: «Золотая Антилопа», «Алладин и волшебная лампа», «Али-Баба и сорок разбойников», «Кот в сапогах» (Ш. Перо), «Сказка о рыбаке и рыбке» и «У Лукоморья» (Пушкин), «Огниво» (Г. X. Андерсен), «Буратино» (А. Толстой), к/ф «Бриллиантовая рука»; «Без копейки рубля нет», «Копейка рубль бережет», «Деньгам – счет, а хлебу мера», «Нелегко деньги нажить, а легко прожить», «Не имей сто рублей, а имей сто друзей», «Деньги любят счет», и т.д.
Жюри подводит итоги конкурса.

Конкурс «Экономическая задача»
Ведущий: Каждая хозяйка знает, как много времени уходит на приготовление пищи и другую домашнюю работу. Чтобы оставить время на отдых или для занятия любимым делом, необходимо правильно планировать и экономить рабочее время. Попробуем?
Задание: Девочка решила помочь маме приготовить ужин. До прихода мамы остался один час. Меню ужина состоит из овощного салата, картофельного пюре и котлет. На приготовление необходимые следующие затраты времени (в минутах):
-мытье овощей - 10 мин.
-резку овощей - 10 мин.
-чистку картофель - 10 мин.
-варку картофеля - 30 мин.
-приготовление пюре - 10 мин.
-приготовление котлет из фарша - 10 мин.
-жарка котлет - 30 мин.
-накрывание стола - 10 мин.
Всего: 120 мин.
Вопрос: В какой последовательности необходимо производить операции по приготовлению ужина, чтобы успеть к мамину приходу? Распределите последовательность работ так, чтобы уложиться в 60 минут. Решение есть.
Ответ:
-чистку картофель - 10 мин. - варку картофеля - 30 мин.
-приготовление котлет из фарша - 10 мин. - жарка котлет - 30 мин.
-мытье овощей - 10 мин.
-резку овощей - 10 мин.
-приготовление пюре - 10 мин.
-накрывание стола - 10 мин.
Всего: 60 мин.

Конкурс «Логика»
Ведущий: Экономика - наука сложная, но интересная. Люди, работающие в этой отрасли должны уметь быстро и правильно принимать самостоятельные решения, а для этого надо быть не только знающим и умеющим, но и думающим.
Вопросы:
1.Ребята пилят бревна на метровые куски. Отпиливание одного такого куска занимает одну минуту. За сколько минут они распилят бревно длиной 5 метров?
Ответ: 4 минуты.
2.Два землекопа выкапывают два метра канавы за два часа. Сколько землекопов за пять часов выкопают 5 метров канавы?
Ответ: 2 землекопа.
3.Один человек купил трех коз и заплатил 3 рубля. Спрашивается: почему каждая коза пошла?
Ответ: по земле.
4.Мельник пришел на мельницу. В каждом из четырех углов он увидел по 3 мешка, на каждом мешке сидело по три кошки, а каждая кошка имела при себе троих котят. Спрашивается, много ли ног было на мельнице.
Ответ: две ноги.
5.Летели утки: одна впереди и две позади, одна позади и две впереди, одна между двумя и три вряд. Сколько всего летело уток?
Ответ: всего летело три утки, одна за другой.
6.Что это может быть: две головы, две руки и шесть ног, а в ходьбе только четыре?
Ответ: всадник на лошади.
7.Два отца и два сына поймали трех зайцев, а досталось каждому по одному зайцу. Спрашивается, как это могло случиться?
Ответ: это были дедушка, его сын и внук.

Конкурс «В супермаркете»
Ведущий: Следующее задание по своему характеру очень близко к первоначальному определению слова «экономика», то есть оно связано с ведением домашнего хозяйства. Вам приходится пойти в магазин и купить продукты.
Задание: игрок первой команды называет продукт питания, который можно приобрести в современном супермаркете, участник из второй команды называет продукт на последнюю букву и т.д. Тот, кто не может быстро назвать продукт на нужную букву, выходит из игры. Игра идет до тех пор, пока не останется один участник.
Например: М ясО короК олбасА брикоС метана...

Конкурс «Геометрический бег»
Ведущий: Ребята, многие, из вас став взрослым, наверное, захотят открыть своё дело, заняться бизнесом. А бизнес - это непременно рискованный труд. И прямо сейчас вы начнете преодолевать препятствие в конкурсе «Геометрический бег».
Представители команд вытаскивают карточки с заданиями.
Задания конкурса «Геометрический бег»
1.Бежать треугольником
2.Бежать пунктиром
3.Бежать кругом
4.Бежать косой линейкой
5.Бежать овалом
6.Бежать прямоугольником и т.п.
Жюри подводит итоги 2 конкурсов.

Конкурс «Назови профессию»
Ведущий: Ребята, вы, конечно, со мной согласитесь, что такие черты поведения, как тактичность, вежливость, деликатность необходимы не только для умения вести себя в обществе, но и для повседневной жизни. Именно имидж человека в любой профессии гарантирует и успех деятельности, и удовлетворение от неё.
Представители команд вытаскивают карточки с названием профессии и показывают ее пантомимой. Другие команды отгадывают эту профессию.
Варианты профессии: парикмахер, компьютерщик, продавец, врач, учитель, астроном, садовник, водитель, повар, дворник, артист, спортсмен.
Ведущий: А какие качества отличают людей экономических профессий?
Ответы учащихся: смекалка, находчивость, обман, и т.д.

Конкурс «Реклама»
Ведущий: как вы думаете, отчего зависит коммерческий успех?
Ответы учащихся.
Коммерческий успех зависит от того, насколько деятельность производства нацелена на изучение запросов людей и создания нового товара.
Всем хорошо известно выражение «Реклама - двигатель торговли». А что такое реклама?
Ответы учащихся.
Реклама - это деятельность по ознакомлению людей с товарами и продвижение их на рынок.
Ведущий: Какие вы знаете виды реклам?
Ответ: телереклама, объявление в газетах и журналах, рассылка почтой, наружная, выставки-продажи, упаковка товара.
И сейчас мы с вами побываем на презентации ваших творческих работ.
Команды показывают домашнее задание «Реклама».
Жюри подводит итоги 2 конкурсов и всей игры.
Награждение победителей.

Цель: развитие мыслительной активности учащихся, позволяющей им правильно принимать экономические целесообразные и социально ответственные решения; развитие способностей:

К системному анализу проблем и принятию целесообразных решений по ним;

К эффективному деловому взаимодействию в ходе коллективной работы по принятию решений;

К ответственности перед другими членами «семьи» за принятое решение; к привитию экономности, бережливости, предприимчивости.

Ход игры

Учащиеся делятся на группы по 7-8 человек и распределяют игровые роли: жена, муж, дочь, сын и т. д. Выбирают свою фамилию.

1-й этап (7-12 мин).

Составляют характеристику семьи, обсуждая вместе игровое имя, возраст, профессию, заработную плату (пособия, стипендия, пенсия) каждого члена семьи, возможные источники других доходов, итоговую сумму доходов всей семьи. Все эти данные заносятся в таблицу.

Каждая «семья» знакомит других участников игры, экспертов со своими членами семьи. Выступающим задают вопросы о составе семьи и ее доходах.

2-й этап (15-18 мин).

Необходимо спланировать близко к реальной жизни предстоящие расходы за один месяц, исходя из общей суммы предполагаемых доходов. Заполняют таблицу

Каждая «семья» представляет свои расходы и комментирует принятые решения. Отвечают на вопросы экспертов и других участников игры.

3-й этап (10-15 мин).

Каждая «семья» получает индивидуальную ситуацию. Необходимо принять решение и изыскать дополнительные доходы. «Семьи», обсуждая, принимают решения и рассказывают о них.

1. К вам в гости приехала дальняя родственница из Тамбова. Ваше гостеприимство ей очень понравилось и она решила погостить весь месяц. Как вы будете изыскивать дополнительные средства её содержания?

2. Ваш сын, придя из школы, сообщил, что он случайно разбил стекло в классе и администрация просит родителей возместить ущерб. Изыщите такую возможность в своей семье.

3. Ваш супруг сломал ногу. Больничный лист в этом месяце не оплатили. Как вы будете изыскивать оплату квартиры и другие платежи?

4. Вам дали срочную путевку в санаторий. Ваша жена очень нуждается в лечении. Как вы спланируете эти дополнительные расходы?

4-й этап. Подведение итогов.

Высказывается «глава семьи» о поведении каждого «члена семьи». (Были ли в «семье» конфликты? Какие использовали аргументы? Как «семья» выходила из различных ситуаций? Какие испытывали трудности?)

Обсуждают игру и проводят мониторинг игры.

Высказывается эксперт, который подводит итог игры. Награждает «семьи», показавшие лучшие результаты.

Загрузка...