docgid.ru

"Союз"- "Аполлон": стыковка двух систем. "Союз-Аполлон": стыковка времен разрядки Совместный советско американский космический полет год

Экспериментальный полёт « Аполлон» - « Союз» (сокр. ЭПАС; более распространённое название - программа « Союз» - « Аполлон»; англ. Apollo-Soyuz Test Project (ASTP )), также известен, как Рукопожатие в космосе - программа совместного экспериментального полёта советского космического корабля « Союз-19» и американского космического корабля « Аполлон».
Контакты между советскими и американскими учеными начались со времени запусков первых советских искусственных спутников Земли. Первое соглашение о сотрудничестве в области мирного изучения космоса между Академией наук СССР и НАСА было подписано в июне 1962 года. Тогда начался широкий обмен мнениями и взаимное ознакомление с результатами космических экспериментов.
Инициаторами обсуждения вопросов о возможности сотрудничества СССР и США в области пилотируемых полетов были президент Академии наук (АН) СССР академик М. В. Келдыш и директор национального управления США по аэронавтике и исследованию космического пространства (НАСА) доктор Пейн.
В октябре 1970 года в Москве состоялась первая встреча специалистов СССР и США. Делегации возглавляли: американскую – директор центра пилотируемых полетов имени Джонсона доктор Р. Гилрут, советскую – председатель Совета по международному сотрудничеству в исследовании и использовании космического пространства « Интеркосмос» при АН СССР академик Б. Н. Петров. Были образованы рабочие группы для согласования технических требований по обеспечению совместимости советских и американских кораблей.
В 1971 году сначала в июне в Хьюстоне, затем в ноябре в Москве состоялись встречи специалистов АН СССР и НАСА США (руководители Б. Н. Петров и Р. Гилрут). Рассмотрены технические требования к системам космических кораблей, согласованы принципиальные технические решения и основные положения по обеспечению совместимости систем, а также возможность осуществления в середине 70-хгодов пилотируемых полетов на существующих космических кораблях с целью испытания создаваемых средств сближения и стыковки.

В 1972 году американская делегация во главе с исполняющим в то время обязанности директора НАСА доктором Дж. Лоу и советская делегация, возглавляемая исполняющим обязанности президента АН СССР академиком В. А. Котельниковым, проанализировали работу, проделанную за прошедший период. В итоговом документе был сделан вывод о технической осуществимости и желаемости экспериментального полета с использованием существующих космических кораблей: советского — типа « Союз» и американского — типа « Аполлон».
1972 год, май. Подписано правительственное Соглашение между Советским Союзом и Соединенными Штатами Америки о сотрудничестве в исследовании и использовании космического пространства в мирных целях, предусматривавшее проведение работ по проекту « Союз – Аполлон». Директорами проекта были назначены: с советской стороны – член-корреспондент АН СССР К. Д. Бушуев, с американской – доктор Г. Ланни.

Основными целями программы были:

Испытание элементов совместимой системы сближения на орбите;
испытание активно-пассивных стыковочных агрегатов;
проверка техники и оборудования для обеспечения перехода космонавтов из корабля в корабль;
накопление опыта в проведении совместных полётов космических кораблей СССР и США.

Кроме этого программа предполагала изучение возможности управления ориентацией состыкованных кораблей, проверку межкорабельной связи и координации действий советского и американского центров управления полётами.
24 мая 1975 года в Москве состоялось заключительное заседание специалистов АН СССР и НАСА. Итоговый документ о готовности к полету подписали: с советской стороны – академик В. А. Котельников, с американской – доктор Дж. Лоу. Утверждена дата старта кораблей « Союз – 19» и « Аполлон» – 15 июля 1975 года.
15 июля 1975 года в 15 часов 20 минут с космодрома « Байконур» запущен « Союз-19».
В 22 часа 50 минут с космодрома на мысе Канаверал запущен « Аполлон» (с помощью ракеты-носителя « Сатурн-1Б»);
17 июля в 19 часов 12 минут была совершена стыковка « Союза» и « Аполлона»;
19 июля была проведена расстыковка кораблей, после чего, через два витка « Союза», совершена повторная стыковка кораблей, ещё через два витка корабли окончательно расстыковались.

Время полёта:

“Союз-19» - 5 суток 22 часа 31 минута;
“Аполлон» - 9 суток 1 час 28 минут;
Общее время полёта в состыкованном состоянии - 46 часов 36 минут.

Американский:

o Томас Стаффорд - командир, 4-й полёт;
o Вэнс Бранд - пилот командного модуля, 1-й полёт;
o Дональд Слейтон - пилот стыковочного модуля, 1-й полет;

Советский:

o Алексей Леонов - командир, 2-й полёт;
o Валерий Кубасов - бортинженер, 2-й полёт.

При совместном полёте были проведены несколько научных и технических экспериментов:

Искусственное солнечное затмение - изучение с « Союза» солнечной короны при затмении Солнца « Аполлоном»;
Ультрафиолетовое поглощение - измерение концентрации атомарного азота и кислорода в космосе;
Зонообразующие грибки - изучение влияния невесомости, перегрузок и космического излучения на основные биологические ритмы;
Микробный обмен - исследование обмена микроорганизмами в условиях космического полёта между членами экипажей;
Универсальная печь - изучение влияния невесомости на некоторые кристаллохимические и металлургические процессы в полупроводниковых и металлических материалах. Одним из участников исследования влияния невесомости на процессы твердо-жидкофазного взаимодействия металлов был К. П. Гуров.

В « Аполлоне» люди дышали чистым кислородом под пониженным давлением (?0,35 атмосферного), а на « Союзе» поддерживалась атмосфера, сходная с земной по составу и давлению. Непосредственный переход из корабля в корабль по этой причине невозможен. Для решения этой проблемы был специально разработан и запущен вместе с « Аполлоном» переходный отсек-шлюз. Для создания переходного отсека использованы наработки по лунному модулю, в частности, использовался тот же стыковочный узел для соединения с кораблём. Роль Слейтона именовалась « пилот переходного отсека». Также давление атмосферы в « Аполлоне» немного подняли, а в « Союзе» снизили до 530 мм рт. ст., повысив содержание кислорода до 40%. В результате длительность процесса десатурации при шлюзовании сократилась с 8 часов до 30 минут.

Использованные источники:

1. Союз - Аполлон – Википедия [Электронный ресурс]. – 2012. – Режим доступа: http://ru.wikipedia.org .
2. РКК « ЭНЕРГИЯ» — ПРОГРАММА ЭПАС [Электронный ресурс]. – 2012. – Режим доступа: http://www.energia.ru .
3. Рукопожатие на орбите. К 35-летию международного космического полета по программе ЭПАС [Электронный ресурс]. – 2012. – Режим доступа:


15 июля исполнилось 40 лет миссии "Союз-Аполлон", историческому полету, который часто считают окончанием космической гонки. Впервые два корабля, построенные на противоположных полушариях, встретились и состыковались в космосе. "Союз" и "Аполлон" были уже третьим поколением космических аппаратов. К этому моменту конструкторские коллективы уже "набили шишки" на первых экспериментах, и новые корабли должны были находиться в космосе долго и выполнять новые сложные задачи. Думаю, будет интересно посмотреть, к каким техническим решениям пришли коллективы конструкторов.

Введение

Любопытно, но в изначальных планах и "Союзы" и "Аполлоны" должны были стать аппаратами второго поколения. Но в США достаточно быстро осознали, что между последним полетом "Меркурия" и первым полетом "Аполлона" пройдет несколько лет, и для того, чтобы это время не пропало зря, была запущена программа "Джемини". А СССР ответил на "Джемини" своими "Восходами" .

Также, для обоих аппаратов главной целью была Луна. США не жалели денег на лунную гонку, потому что до 1966 года СССР имел приоритет во всех значимых космических достижениях. Первый спутник, первые лунные станции, первый человек на орбите и первый человек в открытом космосе - все эти достижения были советскими. Американцы изо всех сил стремились "догнать и перегнать" Советский Союз. А в СССР задача пилотируемой лунной программы на фоне космических побед затмевалась другими насущными задачами, например, надо было догонять США по количеству баллистических ракет. Пилотируемые лунные программы - это отдельный большой разговор, а здесь мы поговорим про аппараты в орбитальной конфигурации, такой, в какой они встретились на орбите 17 июля 1975 года. Также, поскольку корабль "Союз" летает много лет и претерпел множество модификаций, говоря о "Союзе", мы будем иметь в виду версии близкие по времени к полету "Союз-Аполлона".

Средства выведения

Ракета-носитель, про которую обычно редко вспоминают, выводит космический корабль на орбиту и определяет многие его параметры, главными из которых будут максимальный вес и максимальный возможный диаметр.

В СССР для вывода нового корабля на околоземную орбиту решили использовать новую модификацию ракеты семейства "Р-7". На РН "Восход" заменили двигатель третьей ступени на более мощный, что увеличило грузоподъемность с 6 до 7 тонн. Корабль не мог иметь диаметр больше 3 метров, потому что в 60-х годах аналоговые системы управления не могли стабилизировать надкалиберные обтекатели.


Слева схема РН "Союз", справа - старт корабля "Союз-19" миссии "Союз-Аполлон"

В США для орбитальных полетов использовалась специально разработанная для "Аполлонов" РН "Saturn-I" В модификации -I она могла вывести на орбиту 18 тонн, а в модификации -IB - 21 тонну. Диаметр "Сатурна" превышал 6 метров, поэтому ограничения на размер космического корабля были минимальными.


Слева Saturn-IB в разрезе, справа - старт корабля "Apollo" миссии "Союз-Аполлон"

По размерам и весу "Союз" легче, тоньше и меньше "Аполлона". "Союз" весил 6,5-6,8 т. и имел максимальный диаметр 2,72 м. "Аполлон" имел максимальную массу 28 т (в лунном варианте, для околоземных миссий топливные баки были не полностью залиты) и максимальный диаметр 3,9 м.

Внешний вид


"Союз" и "Аполлон" реализовывали ставшую уже стандартной схему деления корабля на отсеки. Оба корабля имели приборно-агрегатный отсек (в США он называется сервисным модулем), спускаемый аппарат (командный модуль). Спускаемый аппарат "Союза" получился очень тесным, поэтому на корабль был добавлен бытовой отсек, который также мог использоваться как шлюзовая камера для выхода в открытый космос. В миссии "Союз-Аполлон" американский корабль также имел третий модуль, специальную шлюзовую камеру для перехода между кораблями.

"Союз" по советской традиции запускался целиком под обтекателем. Это позволяло не заботиться об аэродинамике корабля на выведении и располагать на наружной поверхности хрупкие антенны, датчики, солнечные батареи и прочие элементы. Также, бытовой отсек и спускаемый аппарат покрыты слоем космической теплоизоляции. "Аполлоны" продолжали американскую традицию - аппарат на выведении был закрыт лишь частично, носовую часть прикрывала баллистическая крышка, выполненная конструктивно вместе с системой спасения, а с хвостовой части корабль был закрыт переходником-обтекателем.


"Союз-19" в полете, съемка с борта "Аполлона". Темно-зеленое покрытие - теплоизоляция


"Аполлон", съемка с борта "Союза". На маршевом двигателе, похоже, местами вспучилась краска


"Союз" более поздней модификации в разрезе


"Аполлон" в разрезе

Форма спускаемого аппарата и теплозащита



Спуск корабля "Союз" в атмосфере, вид с земли

Спускаемые аппараты "Союза" и "Аполлона" похожи друг на друга больше, чем это было в предыдущих поколениях космических кораблей. В СССР конструкторы отказались от сферического спускаемого аппарата - при возвращении с Луны он потребовал бы очень узкого коридора входа (максимальная и минимальная высота, между которыми нужно попасть для успешной посадки), создал бы перегрузку свыше 12 g, а район посадки измерялся бы десятками, если не сотнями, километров. Конический спускаемый аппарат создавал подъемную силу при торможении в атмосфере и, поворачиваясь, менял ее направление, управляя полетом. При возвращении с земной орбиты перегрузка снижалась с 9 до 3-5 g, а при возвращении с Луны - с 12 до 7-8 g. Управляемый спуск серьезно расширял коридор входа, повышая надежность посадки, и очень серьезно уменьшал размеры района посадки, облегчая поиск и эвакуацию космонавтов.


Расчет несимметричного обтекания конуса при торможении в атмосфере


Спускаемые аппараты "Союза" и "Аполлона"

Диаметр 4 м, выбранный для "Аполлона", позволил сделать конус с углом полураствора 33°. Такой спускаемый аппарат имеет аэродинамическое качество порядка 0,45, а его боковые стенки практически не нагреваются при торможении. Но его недостатком были две точки устойчивого равновесия - "Аполлон" должен был входить в атмосферу ориентированным дном по направлению полета, потому что в случае входа в атмосферу боком, он мог перевернуться в положение "носом вперед" и погубить астронавтов. Диаметр 2,7 м для "Союза" делал такой конус нерациональным - слишком много места пропадало впустую. Поэтому был создан спускаемый аппарат типа "фара" с углом полураствора всего 7°. Он эффективно использует пространство, имеет только одну точку устойчивого равновесия, но его аэродинамическое качество ниже, порядка 0,3, а для боковых стенок требуется теплозащита.

В качестве теплозащитного покрытия использовались уже освоенные материалы. В СССР применяли фенол-формальдегидные смолы на тканевой основе, а в США - эпоксидную смолу на матрице из стеклопластика. Механизм работы был одинаковый - теплозащита обгорала и разрушалась, создавая дополнительный слой между кораблем и атмосферой, а сгоревшие частицы принимали на себя и уносили тепловую энергию.


Материал теплозащиты "Аполлона" до и после полета

Двигательная система

И "Аполлоны" и "Союзы" имели маршевые двигатели для коррекции орбиты и двигатели ориентации для изменения положения корабля в пространстве и выполнения точных маневров по стыковке. На "Союзе" система орбитального маневрирования была установлена впервые для советских космических кораблей. По каким-то причинам конструкторы выбрали не очень удачную компоновку, когда маршевый двигатель работал от одного топлива (НДМГ+АТ), а двигатели причаливания и ориентации - от другого (перекись водорода). В сочетании с тем, что на "Союзе" баки вмещали 500 кг топлива, а на "Аполлоне" 18 тонн, это привело к разнице запаса характеристической скорости на порядок - "Аполлон" мог изменить свою скорость на 2800 м/с, а "Союз" только на 215 м/с. Больший запас характеристической скорости даже недозаправленного "Аполлона" делал его очевидным кандидатом на активную роль при сближении и стыковке.


Корма "Союза-19", хорошо видны сопла двигателей


Двигатели ориентации "Аполлона" крупным планом

Система посадки

Системы посадки развивали наработки и традиции соответствующих стран. США продолжали сажать корабли на воду. После экспериментов с системами посадки "Меркуриев" и "Джемини" был выбран простой и надежный вариант - на корабле стояли два тормозных и три основных парашюта. Основные парашюты были резервированы, и безопасная посадка обеспечивалась при отказе одного из них. Такой отказ произошел при посадке "Аполлона-15", и ничего страшного не случилось. Резервирование парашютов позволило отказаться от индивидуальных парашютов астронавтов "Меркурия" и катапультных кресел "Джемини".


Схема посадки "Аполлона"

В СССР традиционно сажали корабль на сушу. Идеологически система посадки развивает парашютно-реактивную посадку "Восходов". После сброса крышки парашютного контейнера срабатывают последовательно вытяжной, тормозной и основной парашюты (на случай отказа системы установлен запасной). Корабль спускается на одном парашюте, на высоте 5,8 км сбрасывается теплозащитный экран, а на высоте ~1 м срабатывают реактивные двигатели мягкой посадки (ДМП). Система получилась интересная - работа ДМП создает эффектные кадры, но комфортность посадки изменяется в очень широком диапазоне. Если космонавтам везет, то удар о землю практически неощутим. Если нет, то корабль может чувствительно удариться о землю, а если совсем не повезет, то еще и опрокинется на бок.


Схема посадки


Совершенно нормальная работа ДМП


Дно спускаемого аппарата. Три круга сверху - ДМП, еще три - с противоположной стороны

Система аварийного спасения

Любопытно, но, идя разными путями, СССР и США пришли к одинаковой системе спасения. В случае аварии специальный твердотопливный двигатель, стоявший на самом верху ракеты-носителя, отрывал спускаемый аппарат с космонавтами и уносил его в сторону. Посадка производилась штатными средствами спускаемого аппарата. Такая система спасения оказалась самой хорошей из всех использованных вариантов - она простая, надежная и обеспечивает спасение космонавтов на всех этапах выведения. В реальной аварии она применялась один раз и спасла жизни Владимира Титова и Геннадия Стрекалова, унеся спускаемый аппарат от горящей в стартовом сооружении ракеты.


Слева направо САС "Аполлона", САС "Союза", различные версии САС "Союза"

Система терморегуляции

В обоих кораблях использовалась система терморегуляции с теплоносителем и радиаторами. Покрашенные в белый цвет для лучшего излучения тепла радиаторы стояли на сервисных модулях и даже выглядели одинаково:

Средства обеспечения ВКД

И "Аполлоны" и "Союзы" проектировали с учетом возможной необходимости внекорабельной деятельности (выхода в открытый космос). Конструкторские решения также были традиционными для стран - США разгерметизировали весь командный модуль и выходили наружу через стандартный люк, а СССР использовал бытовой отсек в качестве шлюзовой камеры.


ВКД "Аполлона-9"

Система стыковки

И "Союз" и "Аполлон" использовали стыковочное устройство типа "штырь-конус". Поскольку при стыковке активно маневрировал корабль, и на "Союзе" и на "Аполлоне" были установлены штыри. А для программы "Союз-Аполлон", чтобы никому не было обидно, разработали универсальный андрогинный стыковочный агрегат. Андрогинность означала, что могли состыковаться любые два корабля с такими узлами (а не только парные, один со штырем, другой с конусом).


Стыковочный механизм "Аполлона". Он, кстати, использовался и в программе "Союз-Аполлон", с его помощью командный модуль стыковался со шлюзовой камерой


Схема стыковочного механизма "Союза", первая версия


"Союз-19", вид спереди. Хорошо виден стыковочный узел

Кабина и оборудование

По составу оборудования "Аполлон" заметно превосходил "Союз". Прежде всего, в состав оборудования "Аполлона" конструкторы сумели добавить полноценную гиростабилизированную платформу, которая с высокой точностью хранила данные о положении и скорости корабля. Далее, командный модуль имел мощный и гибкий для своего времени компьютер, который при необходимости можно было бы перепрограммировать прямо в полете (и такие случаи известны). Интересной особенностью "Аполлона" было также отдельное рабочее место для астронавигации. Оно использовалось только в космосе и было расположено под ногами астронавтов.


Панель управления, вид с левого кресла


Панель управления. Слева расположены органы управления полетом, по центру - двигателями ориентации, сверху аварийные индикаторы, снизу связь. В правой части индикаторы топлива, водорода и кислорода и управление электропитанием

Несмотря на то, что оборудование "Союза" было проще, оно было самым продвинутым для советских кораблей. На корабле впервые появился бортовой цифровой компьютер, а в состав систем корабля входило оборудование для автоматической стыковки. Впервые в космосе использовались многофункциональные индикаторы на электронно-лучевой трубке.


Панель управления кораблей "Союз"

Система электропитания

"Аполлоны" использовали очень удобную для полетов длительностью 2-3 недели систему - топливные элементы. Водород и кислород, соединяясь, вырабатывали энергию, а полученная вода использовалась экипажем. На "Союзах" в разных версиях стояли разные источники энергии. Были варианты с топливными элементами, а для полета "Союз-Аполлон" на корабле установили солнечные батареи.

Заключение

И "Союзы" и "Аполлоны" оказались по-своему очень удачными кораблями. "Аполлоны" успешно слетали к Луне и станции "Скайлэб". А "Союзы" получили крайне долгую и успешную жизнь, став основным кораблем для полетов к орбитальным станциям, с 2011 года они возят на МКС и американских астронавтов, и будут возить их, как минимум, до 2018 года.

Но за этот успех была заплачена очень дорогая цена. И "Союз" и "Аполлон" стали первыми кораблями, в которых погибли люди. Что еще печальнее, если бы конструкторы, инженеры и рабочие меньше спешили и после первых успехов не перестали бы бояться космоса, то Комаров, Добровольский, Волков, Пацаев, Гриссом, Уайт и Чеффи

Экспериментальный полет «Аполлон» - «Союз» (сокр. ЭПАС; более распространенное название - программа «Союз» - «Аполлон»; англ. Apollo-Soyuz Test Project (ASTP)), также известен, как Рукопожатие в космосе - программа совместного экспериментального полета советского космического корабля «Союз-19» и американского космического корабля «Аполлон».

Программа была утверждена 24 мая 1972 года Соглашением между СССР и США о сотрудничестве в исследовании и использовании космического пространства в мирных целях.

Директор Центра Проекта «Союз-Апполон» сопровождает русскую делегацию.

Основными целями программы были: испытание элементов совместимой системы сближения на орбите.

Дик и Вэнс на тренировках в барокамере.

испытание активно-пассивных стыковочных агрегатов.

Томас Стаффорд на советском тренажере.

накопление опыта в проведении совместных полетов космических кораблей СССР и США.
Слева направо: астронавты Дональд Слейтон К., Д. Вэнс Бранд и Томас Стаффорд П., космонавты Валерий Кубасов и Алексей Леонов.

Проверка техники и оборудования для обеспечения перехода космонавтов из корабля в корабль.

Во время тренировок в советском космическом центре.

Тренировки в Хьюстоне.

Во время обучения в Хьюстоне.

Во время обучения в Хьюстоне.

Пресс-конференция в Хьюстоне.

Никсон знакомится с устройством командного модуля «Апполона» после брифинга.

Программа предполагала изучение возможности управления ориентацией состыкованных кораблей, проверку межкорабельной связи и координации действий советского и американского центров управления полетами.

Томас Стаффорд - командир, 4-й полёт.

Дональд Слейтон - пилот стыковочного модуля, 1-й полет.

Вэнс Бранд - пилот командного модуля, 1-й полёт.

Алексей Леонов - командир, 2-й полёт.
Валерий Кубасов - бортинженер, 2-й полёт.

Старт ракеты с «Союзом».

В 22 часа 50 минут с космодрома на мысе Канаверал запущен «Аполлон» (с помощью ракеты-носителя «Сатурн-1Б»).

Ракета-носитель «Сатурн-1Б» на пусковой установке.

Экипаж «Аполлона» позирует возле «Сатурна-1Б» на площадке за день до старта.

За день до старта.

Перед стартом.

Старт ракеты-носителя «Сатурн-1Б».

«Аполлон» заходит на стыковку.

«Союз» на орбите.

Историческое рукопожатие.

19 июля была проведена расстыковка кораблей, после чего, через два витка «Союза», совершена повторная стыковка кораблей, еще через два витка корабли окончательно расстыковались.

Во время совместного полета.

В «Аполлоне» люди дышали чистым кислородом под пониженным давлением (≈0,35 атмосферного), а на «Союзе» поддерживалась атмосфера, сходная с земной по составу и давлению. Непосредственный переход из корабля в корабль по этой причине невозможен. Для решения этой проблемы был специально разработан и запущен вместе с «Аполлоном» переходный отсек-шлюз. Для создания переходного отсека использованы наработки по лунному модулю, в частности, использовался тот же стыковочный узел для соединения с кораблём. Роль Слейтона именовалась «пилот переходного отсека». Также давление атмосферы в «Аполлоне» немного подняли, а в «Союзе» снизили до 530 мм рт. ст., повысив содержание кислорода до 40 %. В результате длительность процесса десатурации при шлюзовании сократилась с 8 часов до 30 минут.
Президент Джеральд Форд разговаривает с членами американского экипажа в прямом эфире


Время полета:
«Союз-19» - 5 суток 22 часа 31 минута;
«Аполлон» - 9 суток 1 час 28 минут;
Общее время полета в состыкованном состоянии - 46 часов 36 минут.

Приводнение «Аполлона».

Командный модуль «Аполлона» опускается на палубу USS New Orleans после приводнения в Тихом океане, к западу от Гавайских островов.

Нашивка на скафандрах участников экспедиции.

В Советском Союзе в 1975 году были выпущены сигареты «Союз - Аполлон» совместного с США производства, которые пользовались большой популярностью благодаря высокому качеству табака и были в продаже в течение нескольких лет.

Макет Союза-19 в Звездном городке.

Сигареты «Союз-Аполлон».

Ко дню стыковки космических аппаратов фабрика «Новая Заря» и предприятие «Ревлон» (Бронкс) выпустили по одной партии духов «Эпас» («Экспериментальный Полёт „Аполлон“ - „Союз“»), объёмом 100 тыс. флаконов каждая. Упаковка духов была американской, содержимое флакона - русским, с использованием некоторых французских компонентов. Обе партии были моментально распроданы.

Часы «Омега» выпущенные к данному событию.

После приземления.

Леонов и Кубасов дают интервью.

Встреча двух экипажей после приземления.

Бывают дни, когда вся наша планета живет одним дыханием, одним интересом. И на всех континентах земли, раскрывая газеты, люди ищут сообщения об одном. И думают об одном.

Именно таким был июль 1975 года. Весь мир с волнением и неубывающим интересом следил за первым в истории человечества совместным полетом советского и американского космических кораблей по программе «Союз–Аполлон».

Впервые идея сотрудничества в космосе была высказана нашим соотечественником. Более чем полвека назад, в 1920 году, увидела свет книга К. Э. Циолковского «Вне земли». В этой научно-фантастической повести ученый излагал давно и всесторонне обдуманную им программу подготовки к космическому путешествию и его осуществления. Циолковский был великим провидцем, ибо утверждал: целесообразнее всего покорять и осваивать космос силами международного коллектива ученых, инженеров, рабочих, изобретателей.

Через 40 лет в газете «Правда» великий русский ученый Сергей Павлович Королев – именно так назвал конструктора ракетно-космических систем товарищ Л. И. Брежнев в своей речи, посвященной 250-летию Академии наук СССР, – писал:

«Можно надеяться, что в этом благородном, исполинском деле будет все более расширяться международное сотрудничество ученых, проникнутых желанием трудиться на благо всего человечества, во имя мира и прогресса».

И вот идея претворяется в жизнь. Выдающийся совместный советско-американский эксперимент стал подлинным космическим праздником для людей Земли. Его успех открывает новые перспективы для совместной работы различных стран по изучению и освоению космического пространства на благо всего человечества.

Более трех лет ученые, инженеры, техники, рабочие, космонавты и астронавты в СССР и США неустанно решали сложные организационные, технические и просто человеческие проблемы, обмениваясь знаниями, опытом, идеями, чтобы успешно выполнить программу «Союз–Аполлон». Это стало возможным благодаря позитивным, сдвигам в советско-американских отношениях, благодаря неуклонному претворению в жизнь Программы мира, провозглашенной нашей партией.

Советская страна стремится к тому, чтобы деловое сотрудничество государств на взаимовыгодной основе приносило все более плодотворные результаты. Программа «Союз–Аполлон» ярко показала широкие возможности и обоюдную пользу объединения усилий двух крупнейших стран мира ради решения тех гигантских задач, которые стоят перед всем человечеством. Это проблемы сохранения окружающей среды, освоения энергетических и природных ресурсов, исследования и освоения космоса и Мирового океана.

Опыт успешного осуществления программы «Союз–Аполлон» может послужить хорошей основой для проведения в будущем новых международных космических полетов.

О совместной работе советских и американских специалистов над подготовкой и осуществлением небывалого космического рейса говорится в этой книге. Каждая ее глава – это рассказ о решении одной из тех технических или организационных проблем, с которыми столкнулись участники ЭПАС – экспериментальной программы «Союз–Аполлон».

Если приглядеться внимательнее
к советским источникам, начинаешь
кое-что понимать.

Вот как происходила стыковка Союз-Аполлон. Невооруженным глазом видно, что используются советские киноматериалы. И у диктора характерные интонации. Когда и кем сделан фильм, еще выясним.

Продолжительность ролика меньше 20 минут. Попробуйте найти сами ту мелкую деталь, которая привлекла моё внимание. Если жалко времени, начните смотреть с 12-ой минуты. Если нет терпения даже на 1,5 минуты, добро пожаловать под кат.

Расшифровка слов диктора с 12.46 по 12.55.
"Через семь часов тридцать минут после запуска "Союза" с полигона имени Кеннеди стартовала ракета "Сатурн-1Вэ" с кораблем "Аполлон" ".

Надо бы еще выяснить, может диктор оговорился? Не в том смысле, что английскую "В" озвучил по-русски "Вэ". А в том, что перепутал её с ракетой "Сатурн-5". Вопрос ведь не прост. Грузоподъемность "Сатурна-1В" на орбиту высотой 195 км - 18,1 тонны. А масса "Аполлона" никак не меньше 20 тонн даже без командного отсека. По-крайней мере, НАСА так утверждает. Например, масса командного отсека Аполлон-17 - 20,5 тонн. Причем, это "сухая" масса, без топлива.
Могли, конечно, снять не требующееся оборудование, - не к Луне ведь летели, - но и надо было дооборудовать шлюзовым устройством. В любом случае возникает вопрос: а как же "Сатурн-5" ? Ведь оставалось по версии НАСА еще две ракеты.

На самом деле, если всё слушать внимательно, - к тому же это интересно, - того же Леонова, то рождается интересное ощущение. Дважды Герой СССР, летчик-космонавт Леонов А.А. может сколько угодно защищать "американский подвиг". Вот только его личный опыт, его бесценные свидетельства противоречат словам своего обладателя.

Над этим не грех тихо похихикать. Во ролике, что пониже, Леонов в своём интервью рассказывает подробности своего знаменитого выхода в космос. Посмотрите. Для общего развития полезно.

1) С момента 3:40 Алексей Архипович рассказывает, что в результате ошибки корабль оказался вплотную к поясу Ван-Аллена. Буквально, в пяти километрах. Оказывается, были опасения схватить дозу радиации, которую организм безболезненно не переварит ("Там порядка 500 рентген можно было схватить ").
Всё обошлось. Мы видим Алексея Архиповича живым и здоровым до сих пор. Получил он всего 86 миллирад.

2) Тот полет изобиловал аварийными ситуациями. И одна касалась конкретно Леонова, когда его скафандр раздуло. Он сбросил давление до половины. По его же словам пошел на недопустимый риск, но деваться было некуда. Мог закипеть азот в крови при резком падении давления. Всем известные опасности резкой декомпрессии. Обсуждения этого момента в этом ролике нет. Но фильмов от Леонова много. Можно , например, глянуть (момент 7:45, но там длинно и растянуто, смотреть долго).

А теперь задам неприятные вопросы.
- Как решалась проблема регулирования давления при спуске на Землю командного отсека? Внутреннее давление в треть атмосферного должно повышаться до атмосферного. Конструкция была такова, что выдержать не могла даже разницы в половину атмосферы. Изнутри. Полагаю, что избыточное давление снаружи (в те же пол-атмосферы) тоже могло оказаться фатальным.
Повышение внутреннего давления от трети до половины грозило разорвать консервную банку, которую американцы важно величали "командным модулем Аполлона". Разница между наружным давлением в одну атмосферу и одной третью внутри могло смять конструкцию, как жестяное ведро. Как иногда сминает цистерны, которые нет нужды делать чересчур тонкими.
Вот я и спрашиваю, как НАСА решало это проблему. Им надо было при спуске постепенно поднимать внутреннее давление для выравнивания с внешним. Что-то я не слышал о соответствующем оборудовании.

Второй неприятный вопрос про радиацию. Тут даже пояснять ничего не надо. Наш самый авторитетный и популярный специалист по космосу прямо озвучил количество радиации, которое должен был получить космонавт в поясе Ван-Аллена. Даже при "спокойном" солнце.
Жестяное ведро, именуемое по американскому недоразумению "Аполлоном", - прошу простить мою язвительность, - конечно же даёт какую-никакую защиту. Но всё-таки. Насанавты за поясом Ван-Аллена летали целую неделю. Бродили по Луне несколько часов, т.е. уже не находясь под защитой корпуса. И ничего. "Вернулись" веселые, бодрые и здоровые.

Загрузка...