docgid.ru

Заикание. Травмы, стрессы и избыток информации. Почему люди начинают заикаться

22 октября отмечают Международный день заикающихся людей. Корреспондент «АиФ-Черноземье» поговорил с логопедом Ольгой Жуковой о том, что может стать причиной заикания, можно ли вылечить его во взрослом возрасте и какие нарушения в речи могут указать на проблемы со слухом или неврологические заболевания.

Заикание лечится у детей и взрослых

Ирина Евсюкова, «АиФ-Черноземье»: Почему люди начинают заикаться?

Ольга Жукова: Заикание - это патология речи, о которой известно с древности, но ее продолжают изучать. Существует много причин, по которым оно может возникнуть, но основных - четыре. Во-первых, наследственность. Раньше считалось, что эта патология не наследуется, сегодня ученые пришли к выводу, что такой фактор существует. Потом - физиология. Например, функциональное поражение мозга, различные травмы, в том числе внутриутробные, инфекционные заболевания. Третья - негативное влияние социума, ссоры в семье, перегибы в воспитании. Когда дети часто кричат, визжат, орут, они напрягают голосовые связки. И, наконец, психологические травмы - начиная от сильных эмоциональных потрясений и заканчивая просто информационной перенасыщенностью. Сегодня дети с малых лет сидят в гаджетах. Информации так много, что они не могут с ней справиться. Часто они кушают и тут же смотрят мультфильмы, все это возбуждает и перегружает нервную систему, и тогда может возникнуть дисфункция мозга и запинки в речи. Ребенок начинает что-то взахлеб рассказывать, запинаться, а потом эти запинки для него входят в норму.

Заикание чаще зарождается в детском возрасте. Причем, по статистике, у мальчиков шанс развития заикания в четыре раза больше, чем у девочек. По наблюдениям врачей, среди людей, проживающих в сельской местности, заикающихся меньше, потому что они находятся в более спокойной, размеренной среде. В мегаполисе детям, конечно, сложнее.

- Можно ли вылечить заикание?

Взрослых, страдающих заиканием, насчитывают всего 1%. Это говорит о том, что заикание лечится. Если вовремя обратиться к специалистам, речь можно восстановить, сделать ее мелодичной, ритмичной.

Заниматься со специалистами нужно комплексно. Невролог выписывает медикаментозное сопровождение, психиатр назначает гипнотерапию или тренинги, психолог обучает находиться в социуме, общаться, принимать решения в стрессовой ситуации, логопед ставит мелодичную, ритмичную речь. Но при этой патологии часто бывают рецидивы. Если ребенок пользуется запинками длительное время, то начнутся мышечные спазмы, которые препятствуют мелодичности речи. Преодолеть эти спазмы помогает вокализация, напевание слов.

- Кому проще справиться с заиканием - детям или взрослым?

Если взрослый человек начинает заикаться после травмы головного мозга или кровоизлияния в речевые центры, такая патология лечится легче, чем заикание, с которым человек живет с детства. Взрослые подходят к лечению более осознанно и с большей мотивацией, чем дети, для которых занятия с логопедом всегда проходят в форме игры. С детьми сложнее, так как часто бывает, что в кабинете логопеда у них все отлично получается, но в жизни они продолжают пользоваться привычными запинками. Взрослые могут контролировать этот момент. Если ребенок заикается, вся семья должна постоянно заниматься с ним по выбранной логопедом методике. Например, включать режим молчания, чтобы успокоить мышцы, шепотную речь, следить за дыханием.

Тревожные сигналы

- Какие проблемы с речью могут указать на неврологические заболевания?

Речевых нарушений при неврологических заболеваниях насчитывают довольно много. Например, затруднение или невозможность произнести слово, недостаточная координация исполнительного аппарата речи - языка, голосовых связок, губ, неба - это признаки дизартрии, возникающей вследствие органического поражения центральной нервной системы.

Другая патология - афазия - может возникнуть в результате перенесённых травм, опухолей, инсультов, воспалительных процессов и при некоторых психических заболеваниях. Больной может понимать чужую речь, но сам не может выразить свои мысли, при этом сами функции исполнительного аппарата речи не нарушены. Существует и другой вид афазии - сенсорная, когда человек не понимает обращенную к нему речь. А при амнестической афазии больные не помнят названия предметов, хотя знают их назначение. Эти разграничения условны, различные виды афазии могут сочетаться друг с другом.

У маленьких деток могут диагностировать алалию - это очень сложное неврологическое заболевание, системное недоразвитие речи, которое возникает в доречевой период жизни. Такой ребенок может искажать слоговую структуру слова, у него бедный словарный запас и нарушенное звукопроизношение. При сенсорной алалии происходит непонимание чужой речи и недоразвитие моторной речи. Подозревать алалию нужно, если у ребенка в два с половиной-три года не сформирована выраженная речь. Здесь только логопед не справится, нужна неврологическая помощь. Это сложный дефект, но он исправляется серьезной работой на протяжении нескольких лет.

Сегодня очень много детей рождаются с перинатальной энцефалопатией - поражениями центральной нервной системы. Раньше мы встречали эту патологию намного реже. Причина кроется в стрессах, которые может испытывать мама во время беременности, плохой экологии и даже питании мамы. Если ребенку внутри утробы не хватает кислорода, это может повлиять на его здоровье при рождении.

- Вы сказали, что в три года у ребенка должна быть сформирована фразовая речь.

Да, в три года ребенок уже должен употреблять 300-500 слов и уметь выстраивать предложения, употреблять предлоги. Если этого не происходит, нужно обратиться к логопеду. Он направит ребенка к невропатологу или сурдологу. Ведь нарушения в речи могут указывать, в том числе, и на проблемы со слухом. Сигналы к этому - если ребенок говорит в нос, использует усеченные слова, плохо передает мелодику слова, пропускает, заменяет или путает звуки, соединяет слоги из разных слов. Он воспроизводит слова не по звукам, а по зрительной артикуляции. Одной из причин этого могут быть аденоиды, которые препятствуют формированию фонемных рядов.

Вообще после двух лет жизни речевой аппарат ребенка уже сформирован: гортань, язык, горло, губы, органы артикуляции. В два с половиной года ребенок может еще не выговаривать какие-то звуки, менять их местами в словах, смягчать слова. Если окружающие его понимают, можно подождать до четырехлетнего возраста. Хотя раньше считалось, что в два с половиной года фразовая речь должна быть сформирована. Но в последние лет десять этот порог увеличился до трех лет.

- Какие тревожные сигналы должны указать родителям, что ребенка необходимо показать логопеду?

Если вы чувствуете, что его речь отстает от сверстников, в ней отсутствуют предлоги, союзы, практически не использует глаголы, наречия и прилагательные. Если отмечается «смазанность» речи, невыразительность, невнятность, межзубное или хлюпающее произношение шипящих и свистящих, если голос тихий, слабый, глухой, ребенок говорит в нос.

Обратите внимание на темп и ритм речи. Если речь ускоренная, ребенок говорит взахлеб, это может привести к запинкам. Разговаривайте с ним спокойно, неторопливо. Иногда родители сами чересчур эмоциональны, они постоянно одергивают ребенка, повышают голос. Малыш возбуждается, нервничает, плачет, истерит, и все это сказывается на его речи. Если ребенок не выговаривает много звуков, также стоит обратиться к специалисту. Логопед обследует речь ребенка, разработает пути коррекции дефектов.

- Считается ли картавая речь патологией? Можно ли исправить произношение звука «р» во взрослом возрасте?

Картавость, или ротацизм - это не патология, но и она приносит дискомфорт. Такие люди могут завуалировать неуверенность, даже бравировать этим. Особенно в подростковом возрасте. Этот дефект исправляется в детском возрасте очень легко, если за ним нет неврологической патологии. Но и во взрослом возрасте его тоже можно исправить. Сейчас очень много специалистов, которые работают со взрослыми пациентами. Конечно, это потребует больше усилий и времени, потому что придется отвыкнуть от уклада мышц, которым человек всю жизнь пользовался, и подключить те, которые раньше не работали.

Корректировать все дефекты речи необходимо до школы, чтобы избежать проблем письма и чтения. Тем более, в раннем возрасте мышцы эластичнее, поэтому исправить их легче. Родителям важно поддерживать ребенка в работе над преодолением речевых нарушений, мотивировать его, заниматься с ним. Это кропотливая работа, но вся речевая патология исправима. Вообще специальность логопеда - междисциплинарная. Она находится на стыке медицины, педагогики и психологии. Бывает сложно, но интересно.

Заикание - это изменение речи, включающее в себя удлинение отдельных слогов, слов, звуков и\или их множественное повторение. Как результат – человек с данной патологией не может правильно поставить речь из-за постоянных прерываний в разговоре. Заиканию (логоневрозу) сопутствует изменение тембра голоса, ритма речи и расстройств органов дыхания.

Можно выделить ряд факторов, позволяющих дать ответ на вопрос: «почему люди заикаются»? Во-первых, это обуславливается нестабильностью нервной системы, цикличность которой вызывает у человека пребывание в хроническом стрессе, отсюда – многочисленные проявления невроза. Ярким примером будет заикание, которое появилось из-за сильного испуга, причем оно может пройти самостоятельно при нормализации психического фона. Во-вторых, это состояние наблюдается у лиц с соматическими заболеваниями и перенесших оперативное вмешательство по их поводу.

Патогенез заикания имеет свои особенности, так как речевая функция контролируется двумя мозговыми центрами – Вернике и Брока. Они располагаются в височных и лобных долях, соответственно.

Первый отвечает за постановку предложений, анализ речи, поступившей извне. Другими словами, он представляет собой слуховой центр головного мозга. А вот зона Брока отвечает за голосообразование посредством прямого воздействия на мышцы лица, которые отвечают за воспроизведение речи. При патологии происходит частичное выпадение функций той или иной зоны мозга, что приводит к неодинаковой скорости их работы, возникает заикание. В норме же эти мозговые центры действуют совместно, что и оказывает свое положительное влияние на речь в целом.

Степень выраженности заикания будет зависеть от характера и силы повреждения вышеназванных зон Вернике и Брока.

Механизм развития заикания

Судороги мышц, которые отвечают за речеообразование, возникают при прерывании передачи нервных импульсов. Когда раздражается мозговой центр Брока, судороги усиливаются, тем самым вызывая нарушение речевой функции. Звуки или отдельные слоги повторяются, начинают воспроизводиться человеком удлиненно. Заикание, как правило, чаще всего попадает именно на согласные звуки, что объясняется такой же частотой нервной импульсов.

Причины

Причины заикания у детей:

  • Наследственное заикание. Причем у мальчиков вероятность возникновения данного патологического состояния в 4 раза больше, чем у девочек. Заикание может и не проявиться вовсе, если не будет предрасполагающих к нему факторов;
  • Психоэмоциональная нестабильность. Определенные черты характера, например, сильная впечатлительность, ранимость могут оказать свое воздействие на нарушение речевой функции;
  • Заикание, как проявление поражения коры головного мозга. Органическое заикание имеет стойкий характер, не меняется под динамикой логопеда и при употреблении лекарственных препаратов;
  • Сильное эмоциональное потрясение. Резкое изменение подачи нервного импульса из-за испуга может привести к разногласию между центрами Брока и Вернике, что и вызовет патологию. Такое заикание хорошо поддается лечению, если был устранен раздражающий фактор;
  • Инфекции, которые были перенесены матерью во время беременности;
  • Сопутствующие соматические заболевания.

Заикание у взрослых имеет такие же причины возникновения патологии, однако в большинстве случаев оно бывает как следствие черепно-мозговой травмы или операций на головном мозге.

Формы заикания

По характеру проявлений заикание делится на тоническую и клоническую формы. Тоническая форма характеризуется пролонгацией конкретных звуков или слогов. Клоническая – их многочисленным повторением. Зачастую встречается смешанная форма заикания, при которой встречается как удлинение звуков и слогов, так и их повторение.

По этиологии заболевания выделяют неврозоподобную и невротическую формы заикания.

Невротическая форма заикания

Невротическая форма заикания встречается у детей дошкольного и школьного возраста одинаково часто. Пусковым механизмом для ее возникновения служит сильное эмоциональное потрясение. Нарушение речевой функции отчетливо наблюдается тогда, когда ребенок испытывает волнение, и проходит самостоятельно при нормализации психоэмоционального фона. Как правило, у таких детей отсутствуют какие-либо травмы или грубые патологии в анамнезе, нет и серьезных нарушений нервной деятельности. Заикание при этой форме обуславливается неспособностью ребенка правильно адаптироваться к окружающей среде и адекватно реагировать на стрессовый фактор. Если вовремя повлиять на ребенка, то патологический процесс можно остановить. В другом случае заикание будет носить пребывающий характер – возникать каждый раз при стрессовой ситуации. Особенность характера у таких детей – это чрезмерная впечатлительность и ранимость, мнительность, тревожность. В отличие от неврозоподобной формы дети с невротическим заиканием хорошо учатся, умеют и могут правильно говорить в межприступные периоды.

Невротическое заикание можно заподозрить и при наличии дополнительных симптомов, указывающих на нестабильность нервной системы:

  • Различные фобии;
  • Недержание мочи;
  • Раздражительность;
  • Агрессивность.

Более того, в школьном возрасте, когда идет становление человека как личности, ребенок может замкнуться в себе из-за наличия такого речевого дефекта.

Неврозоподобная форма заикания

При неврозоподобной форме заикания психотравмирующие факторы отсутствуют. Однако в анамнезе была перенесена какая-либо инфекция, гипоксия или травма черепа и\или головного мозга. Неврозоподобное заикание чаще всего возникает у детей 3-5 лет. Ребенок с данной формой патологии отстает в нейропсихическом развитии, поздно начинает разговаривать, ходить. У него постоянно присутствует слабость и повышенная утомляемость, импульсивность поступков. Первые слова он говорит после 2 лет, а словарный запас накапливается очень медленно. Когда ребенок учится формировать фразы (около 3-4 лет) начинает развиваться неврозоподобное заикание. Причем предложения, составленные этим ребенком, будут наделены рядом звуков и слогов, которых не должно быть в разговоре («Э», «А» и другие). Инвалидность при заикании зачастую встречается именно при неврозоподобной форме, хотя и не у всех детей, перенесших какую-либо внутриутробную инфекцию, развиваются грубые нарушения речевого аппарата. Инвалидность ставится специальной комиссией, при маловыраженных явлениях или невротической она не ставится, только если у последней заикание не имеет стойкий характер.

Клиническая картина

Симптомы заикания включают в себя нарушение речевой функции, вследствие чего речь носит прерывистый характер с многочисленными повторениями или пролонгациями слогов и звуков. Иногда наблюдается астеновегетативная симптоматика в виде усталости, тревожности, депрессии, раздражительности и многого другого. Но, несмотря на вышеперечисленные признаки, мужчин с заиканием берут в армию, если нарушения речи носят не тотальный характер (малоразличимые фразы).

Заикание у детей

Логоневроз имеет тенденцию своего развития в детском возрасте. Характерен астеновегетативный синдром, иногда у ребенка наблюдаются внезапные скачки голоса.

При невротической форме выраженность заикания будет зависеть от психотравмирующего фактора, который оказал такое влияние на ребенка. При разговоре можно заметить, что мышцы лица напряжены, скованны. Речь монотонная, а при большом скоплении людей ребенок теряется и отказывается говорить. Он чувствует себя подавленным и не таким как все из-за особенностей речевого аппарата. Психика таких детей чрезвычайно ранима и легко изменяется в сторону агрессивного поведения.

Заикание у взрослых

Чаще всего является результатом невылеченной патологии в детстве и проявляется с яркой картиной фобического расстройства. Взрослый человек испытывает панические атаки, страх открытого или, наоборот, замкнутого пространства. Заикание сопровождается хаотичными движениями конечностей, а мероприятия, требующие общения с людьми, избегаются человеком из-за страха опозориться. Речевая функция нарушена, фразы прерывисты, голос не имеет четкой тональности и постоянно варьирует от низких значений до высоких. У некоторых больных отмечается появление такого симптома как маскированная депрессия. Причем при ней будет не только угнетение психического состояния, но и наличие постоянно меняющихся соматических жалоб (боль в животе сменяется головной болью, затем все проходит, но начинается сильный кашель и т.д.).

Лечение заикания

Для успешной терапии должен применяться комплексный метод преодоления заикания. Если имеет место быть невротическая форма, то тогда основное лечение будет направлено на устранение невроза. На ранних стадиях развития возможна коррекция состояния под контролем психолога и логопеда, в дальнейшем, при отрицательной динамике могут назначаться лекарственные препараты, подавляющие возбудимость центральной нервной системы. В зависимости от тяжести логоневроза применяются седативные, ноотропные и противотревожные лекарства. Так как во время нарушения речи у пациентов наблюдается судорожная активность и подергивание конечностей, целесообразен прием противосудорожных препаратов на основе вальпроевой кислоты (Пантогам, Фенибут). Хороший результат дает витаминотерапия, сульфат магния, что оказывает укрепляющее воздействие на нервную систему.

Немедикаментозные методы

Для коррекции заикания существует множество методов, однако все они рассчитаны на устранение определенной первопричины, поэтому занятия с логопедом должны проходить в индивидуальном порядке под консультацией психотерапевта. Психолог также необходим в данной ситуации, потому что неокрепшая психика ребенка воспринимает свою речевую особенность как что-то постыдное, что приводит к замыканию в себе и нежеланию общаться со сверстниками. Иногда положительные результаты дает групповая терапия, когда ребенок общается с детьми, имеющими такое же нарушение речи. Это помогает ребенку принять себя и, в некоторых случаях, заикание проходит само собой. Также практикуют лечение гипнозом, которое напрямую связано с устранением причины, приведшей к заиканию. А самая основная и важная задача лежит на плечах родителей, ведь именно от них будет зависеть, как ребенок поведет себя в той или иной стрессовой ситуации. Поэтому, регулярно уделяя своему ребенку время, можно предотвратить развитие логоневроза у него в дальнейшем.

Заикание у взрослых или детей является речевым нарушением, которое проявляется в виде повторяющихся слогов, букв, выражений, сокращений слога. Человек во время разговора запинается, останавливается, волнуется, «глотает» слова, речевой темп разрывается. На вопрос «почему люди заикаются» существует несколько ответов.

Заикание – нарушение, провоцируемое психологическими и физическими факторами. Медицинское название данной проблемы речи – логоневроз, его изучают как медицинские работники, так и психологи, объединяя по группам.

Биологические предпосылки (наследственность)

Отмечается, если заиканием страдали мать или отец, то шанс развития логоневроза с раннего детства у ребенка возрастает. Также это может передаваться через поколение, если у прародителей были легкие или осложненные стадии патологии.

Физиология

В большинстве случаев оказывает влияние соматика:

  • функционально поражается головной мозг;
  • были травмы головы в процессе нахождения в утробе матери;
  • перенесенное инфекционное заболевание;
  • расстройство вегетативной нервной системы и т. д.

Помимо этого, заикание провоцируется общим физическим или нервным истощением, ослаблением иммунной системы, дефектами при формировании аппарата речи, недостаточным развитием моторики и т. д.

Влияние социума

Социальный фактор, влияющий на человека, беспокоит и меняет общее внутреннее и внешнее состояние. Дети страдают от нарушений в функционировании речевого аппарата по причине проблем с общением:

  • ссоры и непонимание в семье;
  • не додаются какие-либо аспекты в воспитании;
  • не находят общий язык со сверстниками.

Психология

Дети и взрослые поддаются психологическим факторам, которые в будущем влияют на общение с окружающими. Логоневроз может развиться по причине:

  • психологических травм;
  • острых эмоциональных переживаний (они могут быть как положительными, так и отрицательными);
  • сильного испуга;
  • психологического переутомления;
  • информационной истощенности;
  • стрессовых ситуаций и т.д.

Эти факторы зависят от человека, не все жизненные обстоятельства способны привести к нарушениям и проблемам. Если правильно расставить приоритеты, справиться с психологическими барьерами, то речевых нарушений наверняка удастся избежать.

Те, кто подвержен заиканию, чаще всего замкнуты, что мешает им корректировать и восстанаваливать правильные речевые навыки. Логоневроз, возникший по психологическим предпосылкам, лечится быстрее и легче.

Сперва рассматриваются предпосылки начала проблемы, а затем уже назначается комплексная методика лечения. Логоневроз должен быть не только устранен физиологически, следует искоренить психологические причины заикания, чтобы в будущем они вновь не способствовали развитию патологии.

Статистика

Логоневроз считается проблемой, зарождающейся чаще в детском возрасте, чем в зрелом. По статистике, во всем мире около одного-трех процентов детей страдают заиканием. Эта статистика меняется в зависимости от местности, возрастных показателей и темперамента национальности.

При этом у мальчиков шанс развития заикания в четыре раза выше, чем у девочек. Многие не знают, что такое логоневроз и есть ли он у них, так как патология может проявляться в облегченной форме.

Доказано, что заикание у взрослых, которым они страдают именно с детства, встречается намного чаще у людей, выросших в детских домах и интернатах. Очевидно, что ранняя разлука с родителями и неблагоприятный социальный климат, влияет на дальнейшее психологическое состояние и развитие человека.

Также люди, проживающие в селах и поселках, менее подвержены речевым дефектам, чем живущие в мегаполисе. Это связано со спокойной средой. Взрослых, страдающих заиканием, насчитывают всего 1% от населения, что говорит об успешном лечении этой патологии.

Родные братья и сестры перенимают это нарушение в 18% случаев. Причем у дизиготных близнецов заикание встречается в 32%, а у монозиготных — в 77%.

Фазы развития патологии

I фаза

Заикание с небольшими эпизодами, сокращением периода плавной речевой размеренности. Характеризуется такой симптоматикой:

  1. Трудность в произношении на начале слова и при построении предложения.
  2. Спотыкание в речи происходит в произношении кратких частей речи, союзов и частиц.
  3. Заикание возникает в результате «Коммуникативного давления» (волнение, человек торопится что-то сказать и т.д.).
  4. Фобии речи не наблюдается.

II фаза

  1. Проявляется хроническая форма патологии.
  2. Произношение затруднено при быстрой речи и в сложных словесных сочетаниях.
  3. Осознание речевого дефекта, но это еще не мешает нормальной коммуникации.

III фаза

  1. Явный судорожный синдром. Но человек еще не воспринимает это как проблемы.
  2. Не могут быть произнесены некоторые звуки, слоги.
  3. Заторможенность речи, так как начинаются попытки замены одних слов на другие, менее проблемные.

IV фаза

  1. Заикание перерастает в большую личностную проблему. Человек понимает, что у него серьезные речевые нарушения и избегает контактов, сложных ситуаций, где потребуется общение. Если на более ранних стадиях иногда менялись слова и выражения, то сейчас это происходит постоянно.
  2. Антиципация – человек ждет своих речевых ошибок.
  3. Хроническая проблема в произношении слов. Развитие страха общения.

Виды заикания

Разделение касается судорожных форм, клинического проявления и течения патологии.

Судорожный формы заикания у взрослых и детей имеет такие разделения:

  • Клоническая форма - кратковременная судорога, сменяющаяся второй такой же, что приводит к непроизвольным повторам фраз и букв.
  • Тоническая форма - длительное или кратковременное мышечное сокращение. Как результат, человек долго не выговаривает одно слово.
  • Смешанное заикание в виде параллельной клонической и тонической формы.

Помимо этого, кроме функционала речевого аппарата страдает мимика: может сопровождаться судорогами лицевых мышц и частей конечностей.

Течение заикания

  1. Долговременное - когда дефект проявляется на постоянной основе во всех словах и в любой ситуации.
  2. Прерывистое - некоторые психологические ситуации провоцируют заикание (волнение, радость).
  3. Рецидив - после лечения проблема через некоторое время появляется. Неважно — вылечивается человек полностью или частично.

Клиническая форма заикания

Логоневроз проявляется в двух клинических формах: невротической и неврозоподобной. Каждая из них имеет свою причину с развивающимся механизмом.

Невротическое заикание

Заикание у взрослых и детей не было спровоцировано родовыми или послеродовыми травмами. Это не физические нарушения в коре головного мозга. К данной форме нарушения относят психологические и социальные факторы описанные выше. При данном виде патологии больного легче вылечить, чем при неврозоподобной форме. Занимается проблемой в основном психолог. Чаще подвержены хронической форме этой патологии взрослые.

Характеристика человека, имеющего невротическое заикание:

  • Человека с заиканием видно сразу: он молчалив, пуглив и взволнован, надумывает тревоги, часто обижается, раздражается, он замкнутый, его надуманные страхи мешают жить. Это меланхолики.
  • Физических отклонений в развитии у такого больного нет.

Неврозоподобная форма

Проявляется неожиданно, чаще всего в истории болезни имеют место родовые проблемы. К примеру, матерью была перенесена тяжелая беременность: осложнения, родовые травмы. В результате нарушение работы мозга и ЦНС, лечение занимает больше времени, и не всегда дается 100% гарантия на выздоровление.

Часто каждый из отделов аппарата речи подвержен тяжелым формам судорог. При разговоре люди могут сопровождать свою речь резкими кивками головы, подергиванием рук, сокращением лицевых мышц. Все это происходит непроизвольно.

Человек после длительного общения устает, поэтому такие люди более молчаливые. Помимо истощения больной жалуется на плохую память, ориентацию в пространстве и времени.

Заниматься со специалистом нужно комплексно, принимая специальные препараты. Длительная процедура восстановления может занять несколько лет.

Как происходит развитие заикания

Данный процесс окончательно не был изучен, на настоящий момент существует версия. В зависимости от предпосылок к нарушениям функции речевого аппарата затрагивается центр Брока (голосовой центр, отвечающий за работу мышц и связок, участвующих в речи). В результате перевозбуждения центра Брока скорость его работы возрастает. Нарушается функционирование так называемого речевого круга (центр Брока, область Вернике и ассоциативного центра).

Это вызывает судорожный эффект (язык, губы, мягкое небо и другие). У человека развивается заикание из-за нарушенных согласованных функций речевого аппарата при воспроизведении слов, слогов и фраз, которые вызывает судорога. Судорога начинается в одном из отделов речевого аппарата.

Если центр Брока сильно перевозбужден, то это отражается и на участках мозга, находящихся рядом. В результате чего — непроизвольные движения и судороги конечностей и т. д.

Интересно, что нервные импульсы при возбужденной нервной системе и согласные звуки (в особенности глухие) схожи по своей частотности. Поэтому заикание в основном возникает на согласных и крайне редко встречается на гласных звуках.

Специалисты

И взрослых схожи. В зависимости от определения причины проявления речевого дефекта назначается лечащий врач. Их несколько, иногда одним больным занимаются два и более специалиста.

  • Невропатолог и психиатр – назначают медикаментозное лечение для решения проблемы заикания.
  • Психотерапевт назначает психотерапию в зависимости от особенностей человека: гипнотизирование, тренинги.
  • Психологом изучается психосоматика и человеческая личность. Сначала больной выводится из психологического барьера. Его обучают находиться в социуме и принимать решение в стрессовых ситуациях.

Логопед является тем специалистом, который исправляет речь параллельно с оказанием помощи другим специалистом. Он помогает усовершенствовать речь, использовать дыхательные упражнения, выговаривать буквы и звуки.

Целью его терапии является не исправление неправильного произношения, а помощь в осознании того, что слова могут строиться в предложении легко в независимости от патологии. Больной уменьшает свой страх перед заиканием.

Иглорефлексотерапевт работает с улучшением кровообращения. Применяемые сеансы отвечают за определенный орган, в целом методика помогает при легких стадиях заикания.
Заикания достаточно редкое явление, может корректироваться долгое время. Если вовремя начать бороться с патологией и диагностировать верный фактор развития проблемы, то шансы на избавления от этого нарушения речи резко увеличиваются.

Это заболевание отличается тем, что оно протекает без каких либо нарушений речевого аппарата. При заикании не наблюдается никаких изменений и дефектов голосовых связок, губ, языка, зубов или легких. Не нарушена и мозговая деятельность, однако речь человека не согласована с речевым аппаратом.


Второе название заикания – . Из этого следует, что заикание – недуг невротический и возникает он в результате ослабления нервной системы. Это может случиться во время какой-либо инфекционной болезни, психической травмы или другого рода воздействий. Часто причиной выступают неправильное воспитание, конфликты, чрезмерные требования родителей к ребенку. Бывает, что заикание возникает на фоне подражания кому-то из , чья речь не отличается чистотой.


Логоневроз развивается преимущественно в раннем возрасте, в момент формирования речи. Заикание у детей может начаться в период от 2 до 5 лет, когда малыши начинают говорить фразами, но случается это и в 6, и в 7 лет. Пубертатный возраст тоже в зоне риска, так как подростки излишне чувствительны и восприимчивы.


Заикание всегда родом из детства. Не бывает такого, чтобы ребенок начал заикаться сам собой – этому всегда предшествует какое-то неблагоприятное событие.


Медицина различает две формы заикания – невротическое и неврозоподобное. Причиной невротического заикания обычно становится какая-то психологическая травма. Это может быть внезапный испуг, смерть родного человека или любимого питомца, скандалы в семье, . По мере того, как развивается заикание, появляется логофобия – страх речи, что еще больше усугубляет ситуацию. Ребенок, понимая несовершенство своей речи, старается меньше говорить, стыдится своего дефекта. Параллельно с этим развиваются и вегетативные нарушения – ребенок краснеет, потеет от напряжения. Если не обращать внимания на проблему, то заикание будет прогрессировать и повлечет за собой другие нарушения, например, подергивание мышц лица и шеи, конечностей. Могут развиться боязнь темноты, бессонница, ночное недержание мочи.


Неврозоподобное заикание развивается на фоне органического поражения центральной нервной системы и возникает постепенно, в отличие от невротического. Здесь присутствует судорожность речи, которая часто сопровождается принужденными движениями мышц лица и рук. Однако при такой форме заикания, ребенок не испытывает страха перед речью, а все проявления являются стабильными. Неврозоподобное заикание лечится трудно и зависит от общего течения болезни, на фоне которой оно появилось.


Часто заиканием ошибочно называют нарушение речи, при котором человек словно скандирует слова. Такая речь неравномерна – то быстрая и громкая, то тихая и медленная. Это – речевая атаксия, которая развивается при заболевании мозжечка.


Подлинное невротическое заикание, напрямую зависит от состояния человека. В моменты волнения оно усиливается и ослабевает, если человек спокоен. Интересно то, что заикающиеся люди прекрасно поют.


Лечение заикания проводится логопедами и психотерапевтами, так как эта болезнь имеет под собой невротическую почву. Поскольку никаких нарушений речевого аппарата не наблюдается, то при комплексном лечении от него можно избавиться. Конечно, чем раньше начнется работа над этим недугом, тем лучше. В период лечения очень важно поддерживать спокойствие больного. Доброжелательность, последовательность и внимание ускорят выздоровление. В медицинской практике известны случаи значительного улучшения речи, едва менялись условия жизни больного и его окружение.

Загрузка...