docgid.ru

Характеристика понятия и основные показатели готовности детей седьмого года жизни к обучению в школе. Готов ли ребенок к школе? Виды готовности, критерии и рекомендации родителям Основные показатели готовности ребенка к школьному обучению

  • 1. Мотивационная готовность;
  • 2. Физическая готовность;
  • 3. Волевая готовность;
  • 4. Социальная готовность;
  • 5. Интеллектуальная готовность;

Диагностический инструментарий :

Диагностическая программа 1

Психологическая готовность к школьному обучению включает в себя четыре сферы:

  • 1) аффективно-потребностная;
  • 2) произвольная;
  • 3) интеллектуальная;
  • 4) речевая.

Исследование аффективно-потребностной сферы.

а) методика по определению доминирующего мотива у ребенка Оборудование: На столе заранее расставляются игрушки.

Ребенка приглашают в комнату, показывают игрушки, которые он рассматривает в течение одной минуты. Затем экспериментатор подзывает ребенка к себе и предлагает послушать интересную сказку (но не очень длинную). На самом интересном месте чтение сказки прерывается и задается вопрос: "Чего тебе сейчас хочется больше: дослушать сказку или пойти поиграть с игрушками?" Дети с развитым познавательным интересом просят дочитать сказку, со слабым - идут играть (но игра, как правило, носит манипулятивный характер - хватают то одну игрушку, то другую).

б) Экспериментальная беседа по выявлению внутренней позиции школьника Беседа должна содержать вопросы, которые бы косвенным образом позволяли определить наличие познавательных или учебных потребностей.

Вопросы могут быть такими:

  • · Что ты знаешь о школе?
  • · Как ты думаешь, что там будет интересного?
  • · Ты со своими друзьями играешь в школу?
  • · А кем тебе больше нравится быть: учителем или учеником?
  • · Тебе нравятся мультики или фильмы про школу?
  • · А сам ты умеешь читать?
  • · А ты хочешь научиться читать, писать?
  • · Как ты думаешь, зачем детям надо идти в школу?
  • · Как ты думаешь, как лучше учиться: в школе с учительницей или дома с мамой?
  • · Кем ты хочешь быть? А что для этого нужно?

Число положительных ответов 6 и более свидетельствует о наличии познавательных или учебных потребностей.

Исследование произвольной сферы а) Методика "Домик".

Цель: Выявить у ребенка умение ориентироваться в работе на образец, умение точно скопировать его, уровень развития произвольной памяти, внимания, сенсомоторной координации и тонкой моторики руки.

Инструкция: "Перед тобой лежит лист бумаги и карандаш. Нарисуй на этом листочке точно такую же картинку, какую ты видишь здесь (положить перед ребенком образец с домиком). Не торопись, будь внимателен, постарайся, чтобы твой рисунок был точно такой же, как на образце. Если ты что-то нарисуешь не так, то стирать резинкой или пальцем нельзя, а надо поверх неправильного (или рядом) нарисовать правильно. Тебе понятно задание?" Рисунок выглядит следующим образом:

Пока ребенок рисует, стоит отметить:

  • · ведущую руку;
  • · как работает с образцом;
  • · быстро или медленно проводит линии;
  • · отвлекаемость во время работы;
  • · сравнивает ли свой рисунок с образцом по окончании работы;
  • · исправляет ли сам ошибки.

Ошибками считается:

  • · отсутствие какой-либо детали на рисунке;
  • · увеличение отдельных деталей более чем в 2 раза при сохранении общих размеров рисунка;
  • · неправильное изображение деталей в пространстве рисунка;
  • · отклонение прямых линий более чем на 30° от заданного направления;
  • · разрывы линий в тех местах, где они должны быть соединены;
  • · наложение линий одна на другую.

За каждую ошибку начисляется один балл.

Таблица 1 Уровни оценки результатов для детей 6 и 7 лет

б) Методика "Да и Нет" Инструкция: "Давай с тобой поиграем в игру, в которой нельзя произносить слова "да" и "нет". Повтори, какие слова нельзя будет произносить? (Ребенок повторяет эти слова). Теперь будь внимателен, я тебе буду задавать вопросы, отвечая на которые нельзя будет говорить слова "да" и "нет". Понятно?" После того, как ребенок подтвердит, что ему понятно правило игры, экспериментатор начинает задавать ему вопросы, провоцирующие ответы "да" и "нет".

Ошибками считаются только слова "да" и "нет". Слова "ага", "неа" и тому подобные не рассматриваются в качестве ошибок. Также не считается ошибкой бессмысленный ответ, если он удовлетворяет формальному правилу игры. Допустимо, если ребенок вместо словесного ответа отвечает утвердительным или отрицательным кивком головы.

Средний уровень - 1 ошибка;

Исследование интеллектуальной сферы.

  • а) Методика исследования обучаемости А. Ивановой (приложения А, Б).
  • б) Сюжетные картинки Методика предназначена для исследования развития логического мышления, речи и способности к обобщению.

Материал: 3-4 сюжетные картинки, предъявляемые в неправильной последовательности.

Инструкция: "Посмотри, перед тобой лежат картинки, на которых нарисовано какое-то событие. Порядок картинок перепутан, и тебе надо догадаться, как их поменять местами, чтобы стало ясно, что нарисовал художник. Подумай, переложи картинки, как ты считаешь нужным, а потом расскажи по ним рассказ о том событии, которое здесь изображено".

Высокий уровень - если ребенок все сделал правильно или же при неправильной раскладке картинок сочинил логичную версию рассказа.

Средний уровень - если картинки разложены правильно, но рассказ ребенок смог составить только при помощи наводящих вопросов.

Низкий уровень - если ребенок не справился с заданием.

Исследование речевой сферы. Методика "Звуковые прятки".

Предназначена для проверки фонематического слуха.

Инструкция: "Давай с тобой поиграем в прятки со звуками. Мы с тобой загадаем какой-нибудь звук, который надо будет искать. Потом я буду называть тебе слова, а ты мне будешь говорить, есть в них звук, который мы ищем, или нет". Разобрать пример: "у" - шуба.

"с" - суп, киска, лужа, свет.

Высокий уровень - ни одной ошибки;

Средний уровень - 1 ошибка;

Низкий уровень - более 1 ошибки.

Форма протокола, заполняемого в процессе обследования, представлена ниже.

Методика №1:

"Да и Нет не говори" (Гуткина Н. И.);

Цель: изучение произвольности общения ребенка с взрослым. Методика рассчитана для детей 6-7 лет.

Инструкция: "Ты играть любишь? В какие игры ты играешь? Давай мы с тобой поиграем в новую игру! Я буду задавать тебе различные вопросы, а ты будешь на них отвечать. Только запомни - тебе нельзя говорить: "Нет", "Да". Например, нельзя говорить - "не бывает", "не хочу", "не знаю". Запомнил?"Так, какие слова тебе нельзя говорить?" (Если ребенок затрудняется воспроизвести "запрещенные слова", нужно снова разъяснить инструкцию).

Затем следует 25 вопросов, ответы на которые взрослый никак не оценивает и не выражает своего отношения к ним.

  • 1. Как тебя зовут? *
  • 2. Ты мальчик или девочка? *
  • 3. Ты ходишь в школу?
  • 4. Ты любишь мороженое?
  • 5. Ты видел синее мороженое?
  • 6. Мороженое горькое?
  • 7. Ночью солнце светит?
  • 8. На тебе надето платье (брюки) (называется предмет одежды, который не надет на ребенка)?
  • 9. Зимой трава растет?
  • 10. Трава красная?
  • 11. С кем ты живешь? *
  • 12. Твой папа любит играть в куклы?
  • 13. Ты умеешь ходить по потолку?
  • 14. А летать умеешь?
  • 15. Тебя зовут… (неверное имя)?
  • 16. Ты любишь ходить к врачу?
  • 17. Какого цвета халаты у врачей? *
  • 18. Доктор стрижет детей?
  • 19. Ты любишь слушать сказки?
  • 20. Какие сказки ты любишь? *
  • 21. Бармалей очень добрый?
  • 22. А Баба-Яга добрая?
  • 23. Кошка боится мышки?
  • 24. Ты сейчас спишь?
  • 25. Коровы по небу летают?

Следует иметь в виду, что вопросы задаются ребенку в довольно быстром темпе. Если ребенок долго молчит, следует напомнить ему вопрос и попросить побыстрее отвечать. Иногда можно переходить к следующему вопросу, если данный вызывает у ребенка затруднения.

По окончании взрослый спрашивает: "Игра тебе понравилась? Какие слова нельзя было говорить? Ну-ка назови… Ты говорил эти слова? А почему ты их говорил?". В протоколе регистрируются все ответы детей и общее время выполнения задания, количество верных ответов в абсолютных значениях и в процентах.

Оценка произвольности общения:

Низкому уровню развития произвольно-контекстной формы общения соответствует 0-5 набранных дошкольниками баллов;

Среднему уровню развития произвольно-контекстной формы общения соответствует 5-15 набранных дошкольниками баллов;

Высокому уровню развития произвольно-контекстной формы общения соответствует 15-25 набранных дошкольниками баллов.

Методика №2:

"Сюжетные картинки" (Дерманова И.Б.).

Цель: исследования развития логического мышления, речи и способности к обобщению. Методика предназначена для детей 6-7 лет.

Инструкция: Ребёнку говорят: "Посмотри, перед тобой лежат картинки, на которых нарисовано какое-то событие. Порядок картинок перепутан, и тебе надо догадаться, как их поменять местами, чтобы стало ясно, что нарисовал художник. Подумай, переложи картинки, как ты считаешь нужным, а потом расскажи по ним рассказ о том событии, которое здесь изображено".

Оценка:

Высокий уровень - если ребенок все сделал правильно или же при неправильной раскладке картинок сочинил логичную версию рассказа.

Средний уровень - если картинки разложены правильно, но рассказ ребенок смог составить только при помощи наводящих вопросов.

Низкий уровень - если ребенок не справился с заданием.

Считается, что ребенок не справился с заданием в том случае, если:

  • · не смог выложить последовательность картинок и отказался от рассказа;
  • · по выложенной им самим последовательности картинок составил нелогичный рассказ;
  • · выложенная испытуемым последовательность не соответствует рассказу (за исключением тех случаев, когда ребенок после наводящего вопроса взрослого меняет последовательность, несоответствующую рассказу);
  • · каждая картинка рассказывается отдельно, сама по себе, не связанно с остальными - в результате рассказа не получается;
  • · на каждом рисунке просто перечисляются отдельные предметы.

В случае если наблюдаются феномены, описанные в пунктах 4 и 5, требуется дополнительная проверка интеллектуальных способностей ребенка, т.к. подобные нарушения характерны для детей с ЗПР.

Данная методика позволяет определить и уровень развития речи ребенка: как он строит фразы, свободно ли владеет языком, каков его словарный запас и т.д. Но не менее важно и умение выделять на слух в слове различные звуки, т.е. развитие фонематического слуха.

Методика №3:

"Звуковые прятки" (Гуткина Н. И.).

Цель: проверка фонематического слуха. Методика предназначена для детей 6-7 лет.

Экспериментатор рассказывает ребенку, что все слова состоят из звуков, которые мы произносим, и поэтому люди могут слышать и произносить слова. Для примера произносятся несколько гласных и согласных звуков. Затем ребенку предлагается поиграть в прятки со звуками. Условия игры следующие: каждый раз договариваются, какой звук надо искать, после чего экспериментатор называет испытуемому различные слова, а тот должен сказать, есть или нет разыскиваемый звук в слове.

Ребёнку говорят: "Давай с тобой поиграем в прятки со звуками. Мы с тобой загадаем какой-нибудь звук, который надо будет искать. Потом я буду называть тебе слова, а ты мне будешь говорить, есть в них звук, который мы ищем, или нет". Разобрать пример: "у" - шуба.

Предлагается по 4 слова на каждый звук:

"о" - кошка, море, точка, баня;

"а" - мама, парта, стол, каша;

"ш" - шайба, ручка, школа, суша;

"с" - суп, киска, лужа, свет.

Оценка:

Высокий уровень - ни одной ошибки;

Средний уровень - 1 ошибка;

Низкий уровень - более 1 ошибки.

Если ребенок на все слова подряд отвечает, что искомый звук есть, или, что разыскиваемого звука нигде нет, то правильные ответы стоит рассматривать как случайные.

Общие итоги: готовность ребенка к школе определяется преобладанием высокого и среднего уровней по каждой из четырех обследуемых сфер. Наличие низкого уровня по одной или двум сферам свидетельствует о недостаточном развитии соответствующих способностей. В связи с этим родителям даются соответствующие рекомендации по развитию отстающих способностей, и в конце августа проводится повторное тестирование.

Анна Афанасьева
Готовность ребенка к обучению в школе

Проблема диагностирования тесным образом связана с задачами воспитательно-образовательной работы ДОУ. От психолога требуется умение определить уровень психического развития ребенка , вовремя диагностировать его отклонения и на этой основе намечать пути коррекционной работы. Изучение уровня развития психики детей является основой организации всей последующей воспитательной и учебной работы, а также опенки эффективности содержания процесса воспитания в условиях детского сада. Готовым к школе считается ребенок , который сможет без особых затруднений освоить школьную программу , находясь в коллективе сверстников. Психологическая это целый комплекс умений и психологических характеристик ребенка .

Основной целью определения психологической готовности к школьному обучению является профилактика школьной дезадаптации . Задача подготовки детей к школе охватывает все сферы жизни ребенка . На рубеже дошкольного и младшего школьного возраста у детей появляются новые формы общения с окружающими - взрослыми и сверстниками - и коренным образом меняется отношение к самому себе. Основная черта этих новых форм общения - произвольность. Другая особенность заключается в том, что сиюминутные и непосредственные желания, а также ситуативные взаимоотношения ребенка , подчиняются логике и правилам всей ситуации в целом. Именно эти формы общения связаны с компонентами ведущей деятельности в младшем школьном возрасте , именно они обеспечивают ребенку безболезненный переход к новому периоду развития и создают условия для формирования полноценной учебной деятельности.

Основная цель психологической работы с детьми дошкольного возраста - выявление уровня готовности к обучению в школе и проведение коррекционно-развивающих мероприятий по развитию у ребенка необходимых умений , навыков для успешного усвоения учебного материала.

Готовность ребенка к обучению в школе в одинаковой мере зависит от физиологического, социального и психического развития ребенка . Это не разные виды готовности к школе , а разные стороны ее проявления в различных формах активности. В зависимости от того, что является предметом внимания педагогов, психологов, родителей в данный момент и в данной ситуации - самочувствие и состояние здоровья, его работоспособность; умение взаимодействовать с педагогом и одноклассниками и подчиняться школьным правилам ; успешность усвоения программных знаний и необходимый для дальнейшего обучения уровень развития психических функций, - говорят о физиологической, социальной или психологической готовности ребенка к школе . В реальности это целостное образование, отражающее индивидуальный уровень развития ребенка к началу школьного обучения . Все три составляющие школьной готовности тесно взаимосвязаны , недостатки в формировании любой из ее сторон, так или иначе, сказываются на успешности обучения в школе .

Развитие основных функциональных систем организма ребенка и состояние его здоровья составляют фундамент школьной готовности . Под готовностью к школе можно понимать достижение ребенком такого уровня развития, который обеспечит ему успешность обучения в школе , адаптацию к новым условиям и обязанностям. В связи с этим возникают две проблемы, связанные с началом обучения : проблема функциональной готовности детей к школе и проблема адаптации к новым условиям. Школьная зрелость - это такой уровень морфофункционального развития организма ребенка (развитие физических и психических систем организма, при котором ребенок может справиться со всеми требования обучения .

Готовность ребенка вступить в новые отношения с обществом в конце дошкольного возраста находит свое выражение в готовности к школьному обучению . Выделяют следующие компоненты психологической готовности : интеллектуальная, личностная (или мотивационная, и эмоционально - волевая готовность к школе .

Личностная готовность ребенка к школе . Подготовка ребенка к школе включает формирование у него готовности к принятию новой «социальной позиции» - положения школьника , имеющего круг важных обязанностей и прав, занимающего иное по сравнению с дошкольниками , особое положение в обществе. Готовность этого типа , личностная готовность , выражается в отношении ребенка к школе , к учебной деятельности, к учителям, к самому себе. Как правило, дети выражают желание идти в школу . Как правило, детей привлекает следующие моменты : «Мне форму купят красивую» , «У меня будет новенький ранец и пенал» , «В школе Боря учится , он мой друг.» .

Внешние аксессуары школьной жизни , желание сменить обстановку действительно кажутся заманчивыми старшему дошкольнику . Но оказывается, это еще не самые главные мотивы. Важно, чтобы школа привлекала ребенка и своей главной деятельностью - учением («Хочу учиться, чтобы быть, как папа» , «Люблю писать» , «Научусь читать» , «У меня братик есть маленький, ему тоже буду читать» , «В школе буду задачи решать » ). И это стремление естественно, оно связано с новыми моментами в развитии старшего дошкольника . Ему уже недостаточно лишь в игре приобщаться к жизни взрослых. А вот быть школьником - совсем другое дело. Это уже осознаваемая ребенком ступенька вверх , к взрослости, да и учеба в школе воспринимается им как ответственное дело. Не проходит мимо внимания 6-летнего ребенка и уважительное отношение взрослых к учебе как к серьезной деятельности.

Конечно, общение ребенка с воспитателями и со сверстниками в детском саду, позиция педагогов в вопросах формирования взаимоотношений играют при этом важную роль. Но не менее значимо и то, какое внимание этой проблеме уделяют родители, какова семейная микросреда, какое место занимает ребенок среди братьев и сестер, успела ли душа ребенка потрудиться в семейных условиях, изолируют или приветствуют родители контакты своего ребенка со сверстниками во дворе, как оценивают его поведение, взаимоотношения

К концу дошкольного возраста происходит оформление основных структурных элементов волевого действия - ребенок способен поставить цель, принять решение, наметить план действия, исполнить, реализовать его, проявить определенное усилие в процессе преодоления препятствия, оценить результат своего волевого действия. Правда, выделяемые цели еще не всегда достаточно устойчивы и осознанны; удержание цели в значительной степени определяется трудностью задания, длительностью его выполнения.

Все исследователи развития воли у детей отмечают, что в дошкольном возрасте цель успешнее достигается в игровой ситуации.

Шестилетний ребенок оказывается способным соподчинить мотивы своего поведения - это очень важно. Важно в плане развития его личности, важно для создания предпосылок развития воли. Поэтому так необходимо в этом возрасте развить способность действовать по моральным мотивам, отказываться, руководствуясь этими мотивами, от того, что непосредственно привлекает.

Интеллектуальная готовность ребенка к школе . Умственное развитие в психологических исследованиях характеризуется с разных сторон, и выделяются разные его критерии. Исследования, проведенные отечественными психологами (А. В. Запорожец, Л. А. Венгер, В. В. Давыдов, Д. Б. Эльконин, Н. Н. Поддъяков, позволили установить, что в основе умственного развития детей дошкольного возраста лежит усвоение ими различных видов познавательных ориентировочных действий, причем главная роль отводится персептивным и мыслительным операциям.

Интеллектуальная готовность к школьному обучению связана с развитием мыслительных процессов - способностью обобщать, сравнивать объекты, классифицировать их, выделять существенные признаки, делать выводы. У ребенка должна быть определенная широта представлений, в том числе образных и пространственных, соответствующее речевое развитие, познавательная активность.

Многие считают, что именно интеллектуальная готовность является главной составляющей психологической готовности к школе , а основа ее - это обучение детей навыкам письма, чтения и счета. Это убеждение и является причиной многих ошибок при подготовке детей к школе .

На самом деле интеллектуальная готовность не предполагает наличия у ребенка каких-то определенных сформированных знаний или умений (например, чтения, хотя, конечно, определенные навыки у ребенка должны быть . Показатели интеллектуального развития. Важным аспектом интеллектуального развития является развитие пространственных представлений и образного мышления. Этот показатель лежит в основе освоения детьми начертания букв, правил сложения и вычитания, а также многих других аспектов учебного содержания занятий в первом классе.

Другой показатель интеллектуального развития ребенка - умение ориентироваться на систему признаков. Этот показатель позволит выявить, сколько признаков может одновременно учитывать ребенок при выполнении того или иного задания. Способность ориентироваться на ряд связанных признаков одновременно только складывается к началу школьного обучения , однако она принципиально важна для усвоения учебного содержания.

Тесно связано с интеллектуальным развитием развитие речи ребенка . Шести-семилетний ребенок должен не только уметь формулировать сложные высказывания, но и хорошо понимать смысл различных грамматических конструкций, в которых формулируются объяснения на уроке, даются инструкции к работе, иметь богатый словарный запас.

В заключение хотелось бы подчеркнуть, что при определении «готовности » к школьному обучению необходимо учитывать системный характер проявления индивидуальных качеств в деятельности, а также неравномерность и гетерохронность развития отдельных качеств личности

Критерии готовности ребенка к школе. Какие требования выдвигает ФГОС?

Что такое Федеральный государственный стандарт дошкольного образования?

Федеральные государственные стандарты устанавливаются в Российской Федерации в соответствии с требованием статьи 12 «Закона об образовании» и представляют собой «совокупность обязательных требований к дошкольному образованию».

Какие требования выдвигает ФГОС ДОУ?

Стандарт выдвигает три группы требований:

Требования к структуре образовательной программы дошкольного образования;

Требования к условиям реализации образовательной программы дошкольного образования.

Требования к результатам освоения образовательной программы дошкольного образования.

Каков должен быть выпускник ДОУ?

Ребенок - выпускник ДОУ должен обладать личностными характеристиками, среди них инициативность, самостоятельность, уверенность в своих силах, положительное отношение к себе и другим, развитое воображение, способность к волевым усилиям, любознательность.

Быть готовым к школе – не значит уметь считать , писать и читать. Быть готовым к школе – значит быть готовым всему этому научиться.

Начало обучения в школе – новый этап в жизни ребёнка (да и родителей тоже ) , безусловно, требующий определенного уровня готовности к этому качественно новому этапу в жизни и совершенно новому виду деятельности – учебной. Часто под готовностью к обучению подразумевают только определенный уровень знаний, умений, навыков ребёнка, что конечно тоже важно.

Как ФГОС обеспечит подготовку детей к школе ?

Цель детского сада - эмоционально, коммуникативно, физически и психически развить ребенка. Сформировать устойчивость к стрессам, к внешней и внутренней агрессии, сформировать способности, желание учиться.

Будут ли учиться дошкольники как в школе?

Ребенок должен учиться через игры. Первые навыки в рисовании, пении, танцах, чтения. Счета и письма войдут в мир познания ребенка чрез ворота детской игры и другие детские виды деятельности. Через игру и экспериментирование, общение дети знакомятся с окружающим миром. Каково участие родителей? Статья 44 «Закон об образовании в РФ» «родители обязаны обеспечить получение детьми общего образования».

Критерии готовности:

1. физическая

2. интеллектуальная

3. социальная

4. мотивационная.

Физическая готовность - это такой уровень развития всех систем организма, при котором ежедневные учебные нагрузки не вредят ребенку, не вызывают у него чрезмерного напряжения и переутомления. У каждого ребенка свой, вполне определенный, адаптивный ресурс, и закладывается он задолго до поступления ребенка в школу. Интеллектуальная готовность - включает багаж знаний ребенка, наличие у него специальных умений и навыков (умения сравнивать, обобщать, анализировать, классифицировать полученную информацию, иметь достаточно высокий уровень развития второй сигнальной системы, иначе говоря, восприятия речи). Умственные умения могут выражаться и в умении читать, считать. Однако читающий и даже умеющий писать, ребенок вовсе не обязательно хорошо подготовлен к школе. Гораздо важнее научить дошкольника грамотному пересказу, умению рассуждать и мыслить логически.

Социальная готовность - это настрой ребенка на работу и сотрудничество с другими людьми, в частности взрослыми, принявшими на себя роль учителей-наставников. Имея данный компонент готовности, ребёнок, может быть, внимателен на протяжении 30-40 минут, может работать в коллективе. Привыкнув к определенным требованиям, манере общения педагогов, дети начинают демонстрировать более высокие и стабильные результаты учения.

Мотивационная готовность - предполагает обоснованное желание идти в школу. В психологии различают разные мотивы готовности ребенка к школе: игровой, познавательный, социальный.

Начало школьной жизни - серьезное испытание для детей, так как оно связано с резким изменением всего образа жизни ребенка. Он должен привыкнуть:

К новому педагогу;

К новому коллективу;

К новым требованиям;

К повседневным обязанностям.

Что необходимо знать и уметь ребёнку, поступающему в школу:

Советы родителям:

Развивайте настойчивость, трудолюбие ребёнка, умение доводить дело до конца

Формируйте у него мыслительные способности, наблюдательность, пытливость, интерес к познанию окружающего. Загадывайте ребёнку загадки, составляйте их вместе с ним, проводите элементарные опыты. Пусть ребёнок рассуждает вслух.

По возможности не давайте ребёнку готовых ответов, заставляйте его размышлять, исследовать.

Ставьте ребёнка перед проблемными ситуациями, например, предложите ему выяснить, почему вчера можно было лепить снежную бабу из снега, а сегодня нет.

Беседуйте о прочитанных книгах, попытайтесь выяснить, как ребёнок понял их содержание, сумел ли вникнуть в причинную связь событий, правильно ли оценивал поступки действующих лиц, способен ли доказать, почему одних героев он осуждает, других одобряет.

Будьте внимательны к жалобам ребенка.

Приучайте ребёнка содержать свои вещи в порядке.

Не пугайте ребёнка трудностями и неудачами в школе.

Научите ребёнка правильно реагировать на неудачи.

Помогите ребёнку обрести чувство уверенности в себе.

Приучайте ребёнка к самостоятельности.

Учите ребёнка чувствовать и удивляться, поощряйте его

любознательность.

Стремитесь сделать полезным каждое мгновение общения с ребенком.

Подготавливая ребёнка к школе , необходимо научить его слушать, видеть, наблюдать, запоминать, перерабатывать полученную информацию.

В области развития речи и готовности к овладению грамотой будущему первокласснику необходимо :

уметь чётко произносить все звуки речи;

уметь интонационно выделять звук в словах;

уметь выделять заданный звук в потоке речи;

уметь определять место звука в слове (в начале, в середине, в конце) ;

уметь произносить слова по слогам;

уметь составлять предложения из 3-5 слов;

уметь называть в предложении только 2-е слово, только 3-е слово, только 4-е слово и т. д. ;

уметь использовать обобщающие понятия (медведь, лиса, волк – это животные) ;

уметь составлять рассказ по картинке (например, «В зоопарке» , «На детской площадке» , «За грибами» , «Отдых на море» и т. д.)

уметь составлять несколько предложений о предмете;

различать жанры художественной литературы (сказка, рассказ, стихотворение, басня) ;

уметь наизусть читать любимые стихотворения;

уметь последовательно передавать содержание сказки.

К началу обучения в школе у ребёнка должны быть развиты элементы математического представления :

знать цифры от 0 до 9 ;

уметь считать до 10 и обратно, от 6 до 10, от 7 до 2 и т. д;

уметь называть предыдущее и последующее число относительно любого числа в пределах первого десятка;

знать знаки + , -, =, <, >;

уметь сравнивать числа первого десятка (например, 7<8, 5>4, 6=6)

уметь соотносить цифру и число предметов;

уметь сравнивать две группы предметов ;

уметь составлять и решать задачи в одно действие на сложение и вычитание;

уметь сравнивать предметы по цвету. Форме, размеру;

знать названия фигур : треугольник, квадрат, круг;

уметь оперировать понятиями : «налево» , «направо» , «вверх» , «вниз» , «раньше» , «позже» , «перед» , «за» , «между» и т. д. ;

уметь группировать по определённому признаку предложенные предметы.

В области представлений об окружающем мире будущему первокласснику необходимо :

уметь различать по внешнему виду растения, распространённые в нашей местности (например, ель, сосна, берёза, дуб, подсолнух, ромашка) и называть их отличительные признаки;

уметь различать диких и домашних животных (медведь, белка, корова, заяц, коза) ;

уметь различать по внешнему виду птиц (например, дятел, воробей, сорока) ;

иметь представление о сезонных признаках природы (например, осень – жёлтые и красные листья на деревьях, увядающая трава, сбор урожая…);

знать названия 1-3 комнатных растений;

знать названия 12 месяцев года;

знать названия всех дней недели.

Кроме того, ребёнок, поступающий в первый класс, должен знать :

в какой стране он живёт, в каком городе, на какой улице, в каком доме;

полные имена членов своей семьи, иметь общие понятия о различных видах их деятельности;

знать правила поведения в общественных местах и на улице.

Общий кругозор :

Фамилия, имя.

Дата рождения.

Свой возраст.

Имя и отчество родителей .

Домашний адрес.

В какой стране живет.

Знание животных (диких, домашних, северных и южных стран) .

Знание растений.

Знание профессий, видов спорта, транспорта.

Быт людей.

- Уметь объяснить закономерности природных явлений.

Времена года, месяцы по сезонам, дни недели.

Мышление :

Определение четвертого лишнего.

Классификация, обобщение.

Сходство/различия.

Умение решать логические задачи.

Сложение фигур из частей.

Сложение из счетных палочек.

Постройки из кубиков по чертежу, счет использованных кубиков.

Внимание :

Устойчивость (сравнение 2-х картинок с 10-15 различиями) .

Переключение.

Распределение.

Память :

Повтор 10 слов или цифр.

Запоминание картинок, фигур, символов (до 10 шт.) .

Пересказ текстов.

Речь :

Артикуляция, произношение.

Отвечать на вопросы и задавать их.

Строить рассказы по картинкам.

Сочинять сказки.

Составлять предложения.

Заучивать наизусть стихи, прозу.

Моторика :

Правильно держать ручку, карандаш, кисточку.

- Уметь чертить прямую линию.

Писать печатную букву по образцу.

Вырезать из бумаги.

Аккуратно клеить.

Рисовать как отдельные образцы, так и сюжетные картинки.

Лепить как отдельные образы, так и целые композиции.

Изготавливать аппликации.

Математические знания :

- Знать цифры (от 0 до 9) .

Называть числа в прямом и обратном порядке.

Решать элементарные задачи на сложение и вычитание.

Соотносить цифру и число предметов.

Ориентироваться на листе бумаги в клетку (графический диктант) .

Я и общество

Дети должны знать :

Название нашей страны и её столицы;

Флаг, герб России;

Название родного города, села, свой адрес.

Дети должны иметь представление :

О всенародных праздниках;

О труде людей в городе и сельской местности.

Дети должны уметь рассказывать о своей семье.

Предметный мир

Дети должны уметь :

Сравнивать, группировать , классифицировать предметы;

Математические знания

Дети должны знать :

Состав чисел первого десятка (из отдельных единиц) ;

Состав чисел из двух меньших.

Количество и счет

Дети должны уметь :

Сравнивать по длине, высоте, ширине;

Ориентироваться на листе бумаги;

Различать форму предметов;

Составлять из нескольких треугольников, четырехугольников фигуры большего размера;

Измерять длину предметов с помощью условной мерки;

Сравнивать до 10 предметов, различных по величине;

Делить круг, квадрат на 2 и 4 равные части.

Предметный мир

Дети должны уметь :

Сравнивать, группировать , классифицировать предметы;

Называть материалы, из которых они изготовлены;

Понимать значение обобщающих слов.

Неживая природа

Дети должны :

Иметь представление о сезонных изменениях в природе;

Определять состояние погоды : солнечно, пасмурно, ветрено, дождливо, выпал снег.

Животный мир

Дети должны иметь представление :

О домашних и диких животных;

О перелетных и зимующих птицах;

О зависимости изменений в живой природе от изменений в неживой природе.

Растительный мир

Дети должны иметь представление :

Об условиях необходимых для роста растений;

О лесных ягодах и грибах;

Об овощах и фруктах;

О деревьях, кустарниках и цветах.

Дети должны уметь различать и называть деревья по коре, листьям, плодам.

Крупная моторика

Дети должны уметь :

Прямо и твердо ходить, бегать, прыгать;

Точно ловить и кидать мяч;

На протяжении некоторого времени носить не очень легкие вещи, большие предметы;

Застегивать пуговицы, завязывать шнурки.

Мелкая моторика

Дети должны уметь :

Проводить прямые, не дрожащие линии;

- «видеть» строку и писать в ней;

Видеть клеточки и точно вести по ним рисунок.

Готов ребенок к новой школьной жизни или нет, определяется по совокупности таких особенностей:

  • морфологических;
  • психологических;
  • личностных.

Степень их сформированности зависит от:

  • правильного созревания организма дошкольника (особенно ЦНС);
  • уровня развития его психических процессов;
  • социальной среды, в которой малыш воспитывался;
  • личностных качеств, которые у него выработались;
  • наличия основных универсальных учебных умений.

Представим основные виды готовности к обучению в школе и их характеристики в таблице.

Физическая

Уровень физического и биологического развития, состояние здоровья.

Психологическая

Интеллектуальная

Наличие необходимой базы знаний, готовность воспринимать и усваивать новую информацию.

Социальная

Готовность взаимодействовать с окружающим социумом.

Личностная

Сформированная внутренняя позиция, являющаяся основой для сознательного вступления в роль школьника.

Эмоционально-волевая

Умение управлять своими мотивами, желаниями, настроением. Наличие нравственных установок.

Специальная

Основные учебные умения

По оценкам специалистов готовность к школьному обучению формируется у детей в период между шести- и семилетним возрастом. Однако каждый ребенок имеет индивидуальный темп развития. Решение о том, отдавать ли его в школу, должно приниматься на основе оценки всего перечня необходимых качеств.

Физическая готовность

Такой вид готовности к обучению в школе, как физическая готовность определяется на основе соответствия уровня развития организма ребенка основным возрастным нормам. Необходимо учитывать целый ряд критериев.

  1. Уровень биологического развития:
  • рост;
  • масса;
  • работоспособность;
  • система условных словесных реакций;
  • зрелость пищеварительной и мочевыделительной системы.
  1. Состояние здоровья и анализаторных систем. Для определения состояния здоровья перед поступлением в школу ребенок должен пройти медицинский осмотр и получить заключение о том, что он здоров и может обучаться в общеобразовательном учреждении. Особое внимание уделяется проверке зрения и слуха, которые имеют первостепенное значение для восприятия информации.

При наличии каких-либо медицинских отклонений или противопоказаний необходимо отсрочить зачисление в первый класс, пройти курс лечения или позаботиться о создании для ребенка специальных условий обучения.

Общее физическое развитие. Определяется по наличию основных физических качеств:

  • ловкость;
  • скорость;
  • сила;
  • скоординированность движений.

Уровень развития основных видов движений:

  • прыжки;
  • наклоны;
  • приседания;
  • ползание.

Развитие мелкой моторики рук:

  • держать ручку или карандаш;
  • проводить четкие линии;
  • перекладывать мелкие предметы;
  • складывать лист бумаги.

Гигиенические умения, навыки самообслуживания. Ребенок должен самостоятельно:

  • умываться;
  • чистить зубы;
  • мыть руки;
  • пользоваться туалетом;
  • одеваться;
  • застегиваться и завязывать шнурки;
  • следить за своим внешним видом;
  • пользоваться столовыми приборами;
  • убирать за собой посуду;
  • организовывать рабочее место;
  • собирать, складывать и убирать свои вещи.

Знания по основам здоровья. Ребенок обладает знаниями о:

  • важности быть здоровым;
  • необходимости беречь здоровье;
  • режиме дня;
  • значимости занятий спортом.

Физически здоровый и подготовленный ребенок , изменившемуся режиму дня и уровню нагрузок.

Психологическая готовность

Рассмотрим виды психологической готовности к школе, которая охватывает несколько аспектов.

Умственная готовность включает:

  • достаточный багаж знаний об окружающем мире;
  • умение оперировать имеющимися знаниями для решения различных задач;
  • любознательность, потребность в получении новых знаний;
  • уровень мыслительной деятельности, который обеспечит усвоение новых знаний;
  • наличие словесно-логического и образного мышления;
  • развитую речь, достаточный словарный запас;
  • сформированные сенсорные навыки;
  • устойчивое внимание;
  • крепкую память.

Интеллектуальная подготовка к поступлению в школу является необходимым условием для успешного овладения учебной программой.

Социальная готовность базируется на таких компонентах:

  • коммуникативность;
  • стремление общаться со сверстниками, устанавливать с ними дружеские отношения;
  • умение выслушивать собеседника;
  • готовность соблюдать очередь;
  • готовность идти за лидером или самому проявлять лидерские качества;
  • понимание социальной иерархии, готовность подчиняться требованиям старших.

Основы взаимоотношения ребенка с окружающим миром закладываются в семье и развиваются в процессе посещения дошкольного учреждения. «Домашние» дети труднее приспосабливаются к условиям школьного коллектива.

Личностная готовность к поступлению в школу связана со степенью формирования внутреннего настроя ребенка на то, что меняется его роль в обществе, меняется отношение взрослых и их система запросов к нему. Первоклассник должен сознательно принимать позицию школьника и иметь . Важно, чтобы его положительная мотивация не базировалась на внешних аспектах (приобретение новой одежды, обладание канцелярскими принадлежностями и т.д.), а на том, что посещая школу, он станет умнее, сможет развивать свои способности и навыки.

К тому же ребенок должен быть готов, что в семье его будут считать более взрослым и самостоятельным. Поэтому увеличится количество требований и семейных обязанностей. В этом плане особенно сложная ситуация складывается в семьях, где еще есть дети дошкольного возраста.

Эмоционально-волевая готовность подразумевает наличие таких аспектов:

  • радостное ожидание поступления в школу;
  • принятие целей образовательной деятельности и положительное отношение к ним;
  • способность подчинять свои мотивы коллективным;
  • умение сознательно управлять своим поведением в соответствии с нравственными установками;
  • стремление преодолевать трудности;
  • стремление достигать высоких результатов в своей деятельности;
  • сознательное определение некоторых положительных и отрицательных качеств своего характера и готовность меняться;
  • присутствие сдержанности, усидчивости, самостоятельности, настойчивости, дисциплинированности и организованности.

Высокий уровень эмоционально-волевой готовности к школе является ключом к успешному обучению. Ведь в таком случае, даже имея проблемы на начальном этапе школьной адаптации, ребенок сможет их преодолеть и не будет испытывать трудности в дальнейшем.

Специальная готовность

Специальная готовность к школьному обучению заключается в том, что ребенок обладает некоторыми универсальными учебными умениями:

  • называть буквы;
  • читать слоги или слова;
  • считать, прибавлять и отнимать в пределах 10;
  • писать отдельные элементы;
  • рисовать простые предметы;
  • выполнять несложные физические упражнения.

Это лишь примерный список. Обычно такие умения формируются в ходе специальных занятий, которые проводятся в детском саду. Их наличие необходимо для изучения школьных предметов, предусмотренных учебным планом.

Важно, чтобы все основные виды готовности ребенка к школе были сформированы на достаточном уровне. Только в таком случае в условиях систематического обучения у ребенка не наступит ухудшение здоровья, он будет справляться с предъявляемыми требованиями, успешно усвоит школьную программу и социально-психологически адаптируется к школьной жизни.

Прежде чем предъявлять те или иные требования, нужно знать возможности ребенка и объективно оценивать его способности, так как у каждого ребенка своя физиология, свои особенности развития и свои способности к обучению .

Итак, готовность к школе имеет биологические, психологические и социальные аспекты. Мы рассматриваем только биологические, в частности - морфологические и физиологические. Морфологически ребенок должен быть достаточного размера, чтобы поместиться за партой (рабочим столом). Его пропорции должны соответствовать двигательным задачам, которые ему предстоит решать в процессе обучения, а также должны отражать тот факт, что полуростовой скачок уже прошел. Физиологические системы организма должны приобрести свойства, обеспечивающие необходимый уровень надежности, то есть дееспособности ребенка в режиме умеренной умственной и физической нагрузки. Должны созреть нервные центры, управляющие разнообразными видами деятельности. В частности, способность к достаточно тонкой координации движений - это свойство нервной системы, которое реализуется только на определенном уровне ее зрелости. Именно с этими способностями связано обучение письму. И наконец, должны произойти качественные изменения в обменных процессах, благодаря которым ребенок приближается к взрослому по внутреннему ощущению времени. Дело в том, что наши «внутренние часы» работают от тех биохимических реакций, которые происходят непрерывно в клетках нашего тела. Но у детей до полуростового скачка скорость этих реакций намного выше, чем у взрослых. Поэтому они не могут долго заниматься одним и тем же делом, трудно им и сидеть на уроке, даже если он укорочен до 30-35 минут. Новое качество приобретается детьми в этом отношении именно в возрасте 6-7 лет, и это очень важно для того, чтобы можно было успешно организовывать совместную деятельность взрослых и детей.

Большинство детей, не обладающих достаточной функциональной готовностью к школе, не справляется с требованиями учебной программы и школьного распорядка. Неготовность детей к школе неблагоприятно отражается на их работоспособности, успеваемости и состоянии здоровья. Поэтому для содействия наиболее благоприятной организации учебно-воспитательного процесса на первоначальном и последующих этапах обучения, нахождения причин тех или иных отклонений в развитии ребенка, оказание ему соответствующей помощи, возникает необходимость тщательной своевременной диагностики степени готовности дошкольника 6-7 летнего возраста перед поступлением в школу.

Цель диагностики? выявить закономерности развития каждого ребенка и дать рекомендации по коррекции учебно-воспитательного процесса, его формированию и организации, чтобы каждый ребенок достиг более высокого уровня развития.

Основными показателями морфофункциональной готовности являются следующие .

1) Состояние здоровья. Критерии: анализируется на основе четырех критериев: наличия или отсутствие в момент обследования хронических заболеваний; функционального состояния основных органов и систем (особенно нервной, сердечно-сосудистой); устойчивости организма к возникновению острых хронических заболеваний; уровня развития и степени гармонизации всех систем организма;

2) Физическое развитие. Критерии: определяется по параметрам длины тела (рост), масса тела (вес) и окружности грудной клетки в сопоставлении с местными возрастно-половыми стандартами.

3) Развитие анализаторов. Критерии: функциональные возможности; отклонение от нормы.

4) Нейродинамические свойства. Критерии: исследуются при помощи специальных методик такие свойства нервной системы, как скоростные характеристики, уравновешенность, подвижность, динамичность и др.

5) Развитие речевого аппарата. Критерии: диагностируется на основе анализа правильности звукопроизношения (частота речи), наличия дефектов речи.

6) Развитие мышечного аппарата. Критерии: точность, координирован-ность движений; зрительно-моторная координация кисти руки; развитие мелкой моторики пальцев, которое выступает в качестве важного показателя готовности дошкольников к овладению навыками письма.

7) Работоспособность-утомляемость. Критерий: определяется на основе изучения способности детей выдерживать определенное время физические и интеллектуальные нагрузки; т.к. повышенная утомляемость препятствует усвоению материала, приводит в конечном итоге к низкой результативности деятельности.

При диагностике очень важно использовать целый комплекс методик, который бы позволил рассмотреть личность ребенка с разных сторон и составить целостное представление о его психическом и физическом развитии; она помогает определить те сферы, в которых ребенок не готов к школе; выявить причины нарушения; определить качества, которые сформированы хуже всего.

Определение готовности детей к обучению в школе проводится по медицинским и психофизиологическим критериям .

1) Медицинские критерии

Медицинский осмотр детей имеет особое значение для подготовки ребенка к школе, так как позволяет не только своевременно выявить отклонения в состоянии его здоровья, но и провести максимально полное оздоровление.

При решении вопроса о возможности обучения с 6 или 7 лет одним из основных медицинских критериев является биологическое созревание организма. Биологическую зрелость расценивают, как замедление, соответствующее возрасту или ускоренное развитие, состояние здоровья в момент осмотра, острая заболеваемость за предшествующий год. Установлено, что дети, имеющие замедленный темп развития, длительно адаптируются к занятиям и имеют сниженную успеваемость на первом году обучения.

Одним из показателей являются темпы прорезывания постоянных зубов (табл. 2) :

Таблица 2. Оценка биологического возраста (появление постоянных зубов, по зубной формуле)

Исследование физического развития детей проводится по общепринятой антропометрической методике: длина тела, масса, (соответствие длины тела возрасту, соответствие массы тела длине тела) окружность грудной клетки, для оценки гармоничности физического развития рассчитывался индексы Вервека и Кетле. Полученные данные сравниваются с таблицами биологического развития, где имеются средние показатели по данному возрасту, степени гармоничности развития. Данная методика позволяет, прежде всего, определить величину и соотношение основных размеров тела ребенка, характеризующие процессы роста и развития его организма, а также функциональные возможности, свидетельствующие о степени его дееспособности.

Изучаются также основные показатели гемодинамики чистота сердечных сокращений (ЧСС) и артериальное давление (АД). Для оценки состояния ССС использовался метод вариационной пульсометрии, являющийся индикатором состояния регуляторных механизмов организма .

Для определения биологической зрелости готовности ребенка к школьному обучению, как уже было сказано выше, используется «филиппинский» тест , так как биологическая зрелость тесно коррелирует с типом телосложения и развитием психических функций. Установлено, что между физическим и умственным развитием детей существует определенная закономерность. Суть «филиппинский теста» сводится к тому, что ребенок через голову кончиками пальцев должен коснуться мочки противоположного уха и закрыть ухо ладошкой). К пяти годам пальчики ребенка только приближаются к уху, к семи годам он закрывает ухо (тест положителен).

а) рост ниже М-1 сигма по местным стандартам физического развития;

б) прибавку в росте за последний год менее 4 см;

в) полное отсутствие постоянных зубов.

Определяется уровень резистентности, при этом учитывается частота и длительность заболевания. В случае часто (более 4 раз в год) и длительно (более 25 дней по одному заболеванию) дети относятся в группе со сниженной резистентность. Уровень резистентного здоровья: хороший - не более 3 острых заболеваний в год, предшествующий поступлению в школу.

Оценивается состояние здоровья, функциональные отклонения и наличие (отсутствие) хронических заболеваний за прошедший год.

На основании комплекса признаков (наличие или отсутствие хронического заболевания, уровень функционального состояния основных систем организма, частота заболеваний, уровень физического и нервно-психического развития) определяет группу здоровья:

К 1 группе относятся здоровые дети с хорошими функциональными показателями, нормальным физическим развитием.

2 группу составляют тоже здоровые дети, но имеющие более низкие показатели мышечной силы, жизненной емкости легких, с небольшими отклонениями со стороны зрения, речи, осанки и часто болеющие.

К 3-4 группам относят детей, которые имеют какие-либо хронические заболевания. Установлено, что наилучшим образом адаптация осуществляется у детей, относящихся к 1 группе здоровья (около12%), наихудшие результаты отмечались у детей 3 группы здоровья. У 88% детей из этой группы адаптация протекала неблагополучно: наблюдались нервно-психические отклонения, снижение содержания гемоглобина. У 40% из них в этот период ухудшалось состояние здоровья, и они были отнесены к 4 группе (частые обострения основного заболевания). У детей с заболеваниями нервно-психической сферы хорошая адаптация - явление очень редкое (8%), у 42% отмечается затруднение адаптации, у 50% - не наступает вовсе.

Плановые осмотры в ДОУ проводятся каждые 3 месяца, наблюдение за состоянием здоровья детей необходимо для того, чтобы выявить малейшие отклонения на самых ранних стадиях, своевременно оказать ребенку необходимую помощь и полностью оздоровить к моменту перехода в школу . Детям с отставанием биологического развития рекомендуется временная отсрочка от приема в школу:

1) рост ниже среднего по местным стандартам физического развития;

2) прибавка в росте за последний год менее 4 см;

3) полное отсутствие постоянных зубов.

Напомним, что отставание биологического развития имеет глубинный смысл и свидетельствует о морфофункциональной незрелости различных структур (например, мозга) и органов.

2) Психофизиологические критерии .

Проводится оценка уровня функциональной зрелости детей. В настоящее время имеется целый ряд методов для выявления взаимосвязи морфо функциональных показателей с психофизиологическими.

Одним из наиболее распространенных является ориентировочный тест А. Керна (1955) в модификации Я. Ирасека (1966). По мнению многих авторов, тест является весьма информативным и характеризующим состояние основных функциональных систем организма. Успешность выполнения заданий данного теста свидетельствует об уровне наблюдательности, внимания, памяти, характеризует степень развития мелких мышц кисти, а также дает представление об уровне социального развития ребенка. Психофизиологическое обследование детей проводится с целью выявления у них отставания в развитии школьно-необходимых функций моторики, аналитических и синтетических функций коры головного мозга.

Определение степени «школьной зрелости» по тесту Керна-Ирасека может проводиться индивидуально или одновременно у группы из 10-15 детей. Остальные исследования проводятся с каждым ребенком отдельно в специально отведенном помещении. Тест Керна-Ирасека включает 3 задания:

Рисование мужской фигуры (она должна иметь голову, на которой нарисованы волосы (возможны шапка или шляпа), шею, соединяющую голову с туловищем, на лице - глаза, нос, рот; конечности, руки должны заканчиваться пятью пальцами. Одежда должна иметь признаки мужской одежды);

Графическое копирование фразы из трех коротких слов (она ела суп);

Срисовывание 10 точек, расположенных в форме пятиугольника.

Эти задания дают общее представление об уровне психического развития ребенка, о его глазомере и способности к подражанию, степени развития координационных движений, способности к целенаправленному действию.

Одним из критериев готовности ребенка к школе является также характер звукопроизношения (наличие дефектов), отражающего функцию сложного рече-двигательного аппарата. Для определения чистоты речи ребенку предлагается по картинкам перечислить последовательно вслух предметы, в названиях которых встречаются звуки, относящиеся к группам:

1) сонорные - [Р] - твердый и мягкий; [Л] - твердый и мягкий;

2) свистящие - [С] - твердый и мягкий; [З] - твердый и мягкий;

3) шипящих - [Ж], [Ш], [Ч], [Щ].

Картинки или рисунки подбираются таким образом, чтобы каждый из перечисленных звуков встречался в начале, середине и конце слова. Наличие дефектов произношения затрудняет обучение и расценивается как неготовность к школе.

Один из важных показателей готовности к школьному обучению служит уровень развития мелкой моторики кисти рук ребенка. Методик по развитию этого показателя множество, назовем некоторые.

Исследование координации руки при обведении ребёнком нарисованного круга (В.В. Орлова) определяет уровень развития готовности руки к обучению письму. Обследуют детей 6 и 7 лет. Перед каждым сидящим за столом ребенком кладут карточку с изображенными на ней двумя окружностями диаметром 2,5 см. Просят ребенка обвести окружность по контуру, не отрывая руки. Если вся линия окружности, изображенная ребенком, извилистая, - это свидетельствует о наличии тремора, т.е. легкого дрожания руки, который резко снижает качество письма при обучении в школе и, кроме того, служит признаком неблагополучного состояния центральной нервной системы. Этот тест позволяет определить способность ребенка под зрительным контролем выполнять задание, а также зрелость тонкой моторики. Если у ребенка недостаточно гибкие и подвижные мелкие мышцы кистей рук, слабые моторные (двигательные) навыки, то он не сможет успешно овладеть письмом. С первых же дней такой ребенок может попасть в число неуспевающих.

Оценка мелкой моторики по шкале Н.И. Озерецкого представляет собой тестовую батарею исследования уровня развития двигательных умений, отдельных компонентов моторики у детей и подростков. Методика предложена Н.И. Озерецким в 1923 г. под названием «Метод массовой оценки моторики у детей и подростков» . Шкальный принцип построения аналогичен традиционным тестам интеллекта. Предусматривается возможность как индивидуального, так и группового обследования. Тесты объединены в пять групп (по 5 тестов в каждой). Состав и направленность тестов по отдельным компонентам развития двигательной сферы следующие:

Статическая координация (способность стоять с закрытыми глазами в течение 15 с; то же поочередно на правой и левой ногах; на цыпочках, на носках, при различных положениях туловища);

Динамическая координация и соразмерность движений (передвижение прыжками на правой и левой ногах; прохождение лабиринтов попеременно правой и левой руками; вырезание кружка из бумаги (время ограничено: 1 мин для правой руки и 1,5 для левой); прочерчивание линий; прыжки с места в высоту);

Скорость движений (укладывание 20 монет по одной копейке в коробку (время 15 с); рисование вертикальных линий; раскладывание спичек; прокалывание отверстий в листе бумаги с нанесенными на нем кружками (бланк пробы внимания по Россолимо); нанесение точек на бумагу;

Сила движений (сгибание, распрямление различных предметов). Сопровождающие движения (синкинезии) - поднимание бровей; наморщивание лба; движения кистями рук. Тесты считаются невыполненными, если наряду с требуемыми у испытуемого отмечаются другие движения, например, движение кистью вместе с движением всей руки, поднимание бровей и движения губами и т.д.

Испытания начинаются с тестов на динамическую координацию, затем следует оценка скорости движения, силы, синкинезии и статической координации. В протоколе обследования фиксируется количество выполненных тестов по всем пяти группам моторных качеств (за каждый выполненный тест - 1 балл) и суммарная оценка. Продолжительность процедуры обследования - 45-65 мин. По суммарному результату в соответствии с таблицами норм для испытуемых определяется тот или иной возрастной уровень моторного развития. В результате теста отчетливо выявляется общий фактор моторного развития.

Важным дополнением к сведениям о «школьной зрелости» являются представления об умственной работоспособности детей и ее динамике в процессе обучения, характеризующие функциональные состояния центральной нервной системы. При изучении умственной работоспособности у дошкольников рекомендуется пользоваться фигурными таблицами. Оценка выполненного задания проводится по объему (количеству просмотренных фигур за определенный промежуток времени) и качеству работы (количеству допущенных ошибок в пересчете на 100 просмотренных знаков).

Определить координацию движений пальцев кисти руки можно и по мотометрическому тесту Н.И. Озерецкого «вырезание круга». Тест позволяют определить способность ребенка под зрительным контролем выполнять задание, а также зрелость тонкой моторики кисти. На карточке изображен толстой линией круг диаметром 30 мм, разделенный на 8 секторов. Вокруг него имеются 3 больших и 3 маленьких по диаметру круга, изображенные тонкой линией на расстоянии 1 мм друг от друга. Вырезается основной круг. Работа должна быть выполнена за 1 минуту. При этом должно быть вырезано не менее 68 круга и отклонений не более 2-х раз. Тест считается невыполненным, если для выполнения потребовалось более 1 минуты и при большом количестве ошибок.

Изучение особенностей зрительно-моторной координации, используя методику «Змейка» (тест Н.Л. Локаловой). На листе бумаги рисунок извилистой дорожки шириной 5 мм. Ребенок должен как можно быстрее провести карандашом линию внутри этой дорожки, не касаясь при этом ее стенок. Качество выполнения задания оценивается по числу касаний.

Диагностика мелкой моторики по методике «Домик» (Н.Н. Гуткиной) представляет собой задание на срисовывание картинки, изображающую домик, отдельные детали которого составлены из прописных букв. Задание позволяет выявить умение ребенка ориентироваться в своей работе на образец, умение точно скопировать его, выявляет особенности развития произвольного внимания, пространственного восприятия, сенсомоторной координации и тонкой моторики руки. По ходу работы ребенка необходимо зафиксировать: какой рукой он рисует - правой или левой; как он работает с образцом: часто ли смотрит на него, проводит ли воздушные линии над рисунком-образцом, повторяющие контуры картинки, сверяет ли сделанное с образцом или, мельком взглянув на него, рисует по памяти; быстро или медленно проводит линии; отвлекается ли во время работы; высказывается и задает вопросы во время рисования; сверяет ли испытуемый после окончания работы свой рисунок с образцом. По окончании работы взрослый предлагает ребенку проверить, все ли у него верно. Ребенок может исправить неточности (это необходимо отметить психологу). Обработка экспериментального материала производится путем подсчета баллов, начисляемых за ошибки. В зависимости от суммы баллов делается вывод об уровне сформированности произвольного внимания, умения действовать по образцу и др.

Методика «Дорожки» (по Л.А. Венгеру) представляет собой задание на проведение ребенком линий, соединяющих разные элементы рисунка. Методика позволяет определить уровень развития точности движений, степень подготовленности руки к овладению письмом, сформированность внимания и контроля за собственными действиями. На рисунке изображены дорожки, у одного конца которых стоят машины, у другого - дом. Машина должна «проехать» по дорожке к дому. Ширина дорожек подбирается так, чтобы была достаточно трудна, но доступна ребенку. Тип дорожек усложняется от первой к последней. Высокий уровень выполнения считается, если выходы за пределы дорожки отсутствуют, карандаш отрывается от листа не более 3 раз; низкий - три и более выходов за пределы «дорожки», неровная, дрожащая линия, очень слабая, почти невидимая, или линия с очень сильным нажимом, рвущим бумагу, с многократным проведением по одному и тому же месту рисунка.

Методики «узоры» и «линии» (по В. Мытацину), каждая из которых представляет собой задание на дорисовывание, усложняющихся узоров или линий различной траектории. Методика позволяет определить готовность ребенка к овладению письмом. На листе нелинованной бумаги педагог изображает начальную часть узора или линии определенной траектории, а ребенок продолжает их выполнение. По мере необходимости узоры и линии усложняются. Если ребенок хорошо справляется с заданием, значит достаточно готов к работе, которая ожидает его при обучении письму. Если же нарисованные им узоры и линии не соответствуют образцу по величине, стройности, ритму, элементам и т.п., это свидетельствует о том, что ребенок плохо управляет движениями своей руки, пальцев, также у него недостаточно развита координация глаза и руки, зрительный контроль.

Методика «фигуры» (по В. Мытацину) - задание, связанное с вырезанием ребенком фигурок по заданным контурам. Методика позволяет определить уровень развития координации движения глаза и руки ребенка, степень дифференцированности усилий пальцев рук. На листе плотной бумаги рисуются четкими линиями различные фигуры. Ребенку предлагается вырезать эти фигуры по контурам. Ширина линий подбирается так, чтобы была достаточно трудной, но доступной ребенку. Тип фигур с каждой попыткой усложняется. Уровень выполнения считается низким, если ребенком допущены следующие ошибки: линия среза выступает за внешний контур более чем на 1 мм; линия среза выступает с внутренней стороны более чем на 1 мм; наличие углов при вырезании плавного контура.

По результатам диагностики выносится решение о готовности ребенка к обучению в школе:

Готовые к обучению в школе - это дети, успешно осваивающие программу детского сада, имеющие нормальный уровень психического развития и школьной зрелости (по всем тестам). Биологический возраст соответствует паспортному, редко болеют, не имеют хронических заболеваний и дефектов произношения;

Условно готовые к обучению в школе - это дети, имеющие хронические компенсированные заболевания, с определенными трудностями справляющиеся с программой воспитания в детском саду, их биологический возраст отстает от паспортного, они имеют начальные отклонения в поведении и нервно-психическом развитии. У них не полностью сформированы навыки школьной зрелости по результатам тестов;

Не готовые к обучению в школе - это дети, имеющие хронические заболевания, выраженные функциональные отклонения, отклонения в поведении, несформированные школьные навыки (по результатам тестов и при повторном исследовании). Биологический возраст не соответствует паспортному; нет осознанного отношения к учебе, не справляются с программой детского сада, имеют множественные дефекты звукопроизношения.

Таким образом, правильная и своевременная диагностика - это первый шаг в организации коррекции морфофункциональных других отклонений. Дошкольникам, у которых выявлено отставание в развитии школьно-необходимых функций (моторика, речь), рекомендуется комплекс упражнений по их коррекции. Занятия по устранению дефектов звукопроизношения проводятся врачом- логопедом. Упражнения или занятия по развитию моторики (рисование, лепка, игры с мелкими конструкторами и т.д.) и физических качеств проводятся воспитателями ДОУ, а также родителями.

При этом, необходимо сказать, что при диагностике готовности к школе не все компоненты готовности обязательно должны быть максимально развиты, важнее, чтобы присутствовали все эти компоненты, даже если уровень сформированности некоторых из них недостаточно высок. То есть, главным должно быть определение условий, наиболее благоприятствующих их дальнейшему развитию. Важны не различия в уровне готовности, а поиск путей более эффективного их выравнивания.

Загрузка...