docgid.ru

Копия приказа об учетной политике. Учетная политика приказ образец. Учетная политика предприятия: общие требования к оформлению

Любая организация должна вести бухгалтерский и налоговый учет, фиксируя способы их ведения в учетной политике. Учетная политика организации создает единую систему учета и документооборота, которой обязаны следовать все сотрудники и подразделения фирмы. Отсутствие учетной политики – грубое нарушение, за которое предприятие могут оштрафовать. Как составить учетную политику на 2018 год, и какие особенности следует учесть – об этом наш материал.

Учетная политика предприятия: общие требования к оформлению

Учетная политика составляется по правилам, установленным законом о бухучете № 402-ФЗ от 06.12.2011, а также ПБУ 1/2008. Кроме того, в каждой отрасли могут действовать свои нормы, влияющие на ее содержание.

В составе учетной политики две части: бухгалтерская и налоговая. Их можно оформить в виде единого документа, состоящего из двух разделов, либо сделать два отдельных положения.

Применение учетной политики организации ведется непрерывно из года в год, а обоснованные изменения в нее могут быть внесены только с начала отчетного года. Приказ об учетной политике утверждает руководитель, не позднее 90 дней после регистрации компании. Например, учетная политика 2017 г. должна была быть принята до 31.12.2016г., а документ, утвержденный в 2017 г., вступит в силу лишь с 01.01.2018 г.

Учетная политика организации должна отражать методы учета только по реально имеющимся активам, операциям, обязательствам. В тексте документа целесообразно закреплять те моменты учета, по которым есть выбор из нескольких вариантов, либо закон по ним не содержит однозначного толкования. Например: какие способы амортизации применяются, как создаются резервы и т.п. Переписывать однозначные положения ПБУ, или Налогового кодекса, не предлагающие выбора, бессмысленно.

«Учетная политика организации» ПБУ 1/2008: изменения

С 06.08.2017 г. в ПБУ 1/2008 «Учетная политика организации» вступили в силу поправки (приказ Минфина РФ от 28.04.2017 № 69н). Его положения включают, в частности, следующие новшества:

  • действие ПБУ «Учетная политика» теперь распространяется на всех юрлиц, кроме кредитных и государственных организаций,
  • введена норма о самостоятельном выборе способа ведения бухучета, независимо от выбора других организаций, а дочерние общества выбирают из стандартов, утвержденным основным обществом (п. 5.1),
  • понятие рациональности ведения бухучета уточнено - бухгалтерская информация должна быть достаточно полезна, чтобы оправдать затраты на ее формирование (п. 6),
  • в случаях, если определенный способ ведения бухучета в федеральных стандартах отсутствует, организация разрабатывает его сама, исходя из п.п. 5 и 6 ПБУ 1/2008 и рекомендаций по бухучету, последовательно обращаясь к стандартам МСФО, федеральным (ПБУ) и отраслевым стандартам учета (п. 7.1), а фирмам, ведущим упрощенный бухучет (малые предприятия, некоммерческие организации, участники «Сколково»), при формировании учетной политики достаточно руководствоваться требованиями рациональности (п. 7.2),

Содержание учетной политики организации (ООО)

Положения учетной политики должны отражать:

  • перечень нормативных актов, на основании которых компания ведет учет: Закон о бухучете № 402-ФЗ, ПБУ, НК РФ и др.,
  • рабочий план счетов , оформленный как приложение к учетной политике,
  • должности ответственных за организацию и ведение учета в компании,
  • формы применяемой «первички», бухгалтерских и налоговых регистров - унифицированные формы, или самостоятельно разработанные,
  • вопросы амортизации – методы начисления, периодичность (ежемесячно, раз в год и т.д.),
  • лимиты стоимости основных средств , порядок их переоценки,
  • учет материалов, готовой продукции, товаров,
  • учет доходов и расходов,
  • порядок исправления существенных ошибок и критерии отнесения к ним,
  • прочие положения, которые организация сочтет нужным отразить.

Если «бухгалтерская» часть учетной политики организации достаточно универсальна для всех, то налоговая будет отличаться для каждого режима налогообложения, но в любом случае должна содержать:

  • информацию о применяемой налоговой системе, а если имеет место совмещение налоговых режимов - порядок ведения раздельного учета,
  • каким образом уплачиваются налоги в обособленных подразделениях , при их наличии,
  • имеет ли предприятие налоговые льготы, и при каких условиях они действуют.

Учетная политика УСН

Нюансы налоговой учетной политике при «упрощенке» зависят от выбранного объекта: «доходы» (6%) , или «доходы минус расходы» (15%) .

Применяя УСН «доходы», в налоговой политике следует отразить:

  • порядок учета доходов,
  • указать, как уменьшают налоговую базу уплаченные страхвзносы,
  • в каком порядке, и по какой ставке рассчитывается налог и авансовые платежи,
  • налоговый регистр - КУДИР .

При объекте «доходы минус расходы» особое внимание следует уделить не только доходам, но и расходам, указав:

  • порядок учета основных средств, метод начисления амортизации,
  • состав материальных расходов,
  • порядок учета затрат на реализацию (при их наличии),
  • признание прошлых убытков в текущем периоде,
  • порядок исчисления и уплаты минимального налога,

в остальном пункты налоговой политики будут аналогичны тем, что указываются для УСН по «доходам».

Учетная политика ОСНО

Один из главных пунктов налоговой политики при ОСНО – ведение учета по налогу на прибыль . В документе следует отразить:

  • порядок признания прямых и косвенных расходов предприятия (кассовый, или метод начисления),
  • порядок учета основных средств, применяются ли повышающие коэффициенты при амортизации, амортизационная премия, для каких объектов,
  • методы оценки материалов, сырья и товаров,
  • формируются ли резервы для равномерного распределения расходов в течение года (отпусков, по сомнительным долгам, на ремонт ОС и др.),
  • в каком порядке исчисляется и уплачивается налог на прибыль и авансовые платежи по нему,
  • применяемые налоговые регистры и т.д.

Особенности учета НДС при формировании учетной политики стоит указать тем, кто от налога освобожден, или проводит операции, облагаемые по ставке 0% - это касается порядка распределения «входящего» НДС.

Учетная политика: образец

Создать образец учетной политики, который одинаково подходил бы для всех предприятий невозможно. В каждом случае есть свои особенности, зависящие от вида деятельности, применяемого налогового режима и многих других факторов. Учетная политика, пример которой приводится здесь, составлена для предприятия, работающего на ОСНО.

Для начала работы выберите соответствующий пункт в верхнем меню или из следующего списка:

Новое в приказе об учетной политике предприятия на 2019 год

Учетная политика для целей налогового учета

Если компания собирается использовать новый «инвестиционный» вычет по налогу на прибыль, то это тоже лучше прописать в приказе об изменении УП. Напомним, с помощью этого вычета с 2019 года можно уменьшать расходы на приобретение и модернизацию ОС.

Учетная политика для ведения бухгалтерского учета

  1. Положения по бухгалтерскому учету (ПБУ) признаны «федеральными стандартами бухгалтерского учета». Поэтому в бухгалтерской учетной политике необходимо обновить ссылки на ПБУ.
  2. В учетной политике необходимо прописать способы учета для операций, которые проводит организация (из федерального стандарта, из международного стандарта, из рекомендаций по бухучету или собственный способ).
  3. Если организация учетную политику формирует по стандартам МСФО, то в приказе на 2019 год нужно прописать, от какого способа отказалась компания и какому правилу в международном стандарте оно противоречит.

Многие ПБУ к 2019 году обещают обновить в соответствии с МСФО. Поэтому уже в 2019 году лучше начинать подготовку к переходу на новые стандарты и утверждению способов ведения бухгалтерского учета аналогичных МСФО.
МСФО (IAS) 8 "Учетная политика, изменения в бухгалтерских оценках и ошибки"

Инструкции по составлению учетной политики в программах БухСофт

Вы создали, распечатали и положили в папку документ «Учетная политика» компании. Не забудьте настроить программу в соответствии с правилами, прописанными в ней.

Новое в приказе об учетной политике предприятия на 2017 год

В 2016 году были внесены изменения в Налоговый кодекс РФ и нормативные акты по бухгалтерскому учету, которые повлияют на работу организаций в 2017 году и, при необходимости, могут быть отражены в учетной политике.

НАЛОГОВЫЙ УЧЕТ

Для целей налогового учета в 2017 г. изменился порядок списания убытков и формирования резервов:

  1. С 1 января 2017 года организации вправе уменьшить налогооблагаемую базу на сумму убытков не более чем на 50%, при этом срок списания 10-ю годами больше не ограничен.
  2. В 2017 году организации получают право выбора порядка формирования резерва по сомнительным долгам. Можно выбрать один из вариантов:
  • 10% от суммы выручки предыдущего налогового периода.
  • 10% от суммы выручки текущего налогового периода.

БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ

Изменить учетную политику для целей бухгалтерского учета в 2017 году могут, в первую очередь, малые и микропредприятия, которые имеют право применять упрощенные способы ведения бухгалтерского учета. Соответствующие поправки в бухгалтерское законодательство были внесены Приказом Министерства Финансов РФ от 16 мая 2016 г. N 64н. Не все изменения одинаково полезны для оптимизации учета, некоторые просто увеличат расхождения между бухгалтерским и налоговым учетом.

Поправки коснулись:

  1. Оценки товарно-материальных затрат и сопутствующих расходов (ПБУ 5/01 «Учет материально-производственных затрат»):
    • Микропредприятия, которые вправе применять упрощенные способы ведения бухгалтерского учета, могут закрепить в учетной политике порядок списания стоимости сырья, материалов, товаров, других затрат на производство и подготовку к продаже продукции и товаров в составе расходов по обычным видам деятельности в полной сумме по мере их приобретения (осуществления).
      Обратите внимание, что аналогичные изменения в Налоговый кодекс РФ внесены не были, товары для целей налогового учета продолжают списываться на расходы по факту реализации, поэтому применение на практике данного способа учета, приведет к расхождениям между налоговым и бухгалтерским учетом.

    • Организации, которые могут применять упрощенные способы ведения учета, имеют право относить затраты, непосредственно связанные с приобретением материально-производственных запасов, в полной сумме в состав расходов в том периоде, в котором они были понесены;

    • Организации, которые вправе применять упрощенные способы ведения учета, могут признавать расходы на приобретение материально-производственных запасов, предназначенных для управленческих нужд, в составе расходов по обычным видам деятельности в полной сумме по мере их приобретения (осуществления);

    • Материально-производственные запасы, которые морально устарели, полностью или частично потеряли свое первоначальное качество, либо текущая рыночная стоимость которых снизилась, отражаются в бухгалтерском балансе на конец отчетного года за вычетом резерва под снижение стоимости материальных ценностей. Организации, которые вправе применять упрощенные методы ведения учета, могут такие резервы не создавать.

  2. Учета основных средств (ПБУ 6/01):
    • В 2017 году можно выбрать период начисления амортизации для основных средств (месяц, квартал, год);
      Период «раз в год» выбирать невыгодно в случае, если организация является плательщиком налога на имущество, в течение года будет происходить завышение налоговой базы.

    • Если производственный или хозяйственный инвентарь был принят к учету как основное средство, организации, применяющие упрощенные способы ведения учета, имеют право списать его единовременно в момент ввода таких объектов в эксплуатацию;

    • Организации вправе затраты, связанные с приобретением, сооружением и изготовлением объектов основных средств, включать в состав расходов по обычным видам деятельности в полной сумме в том периоде, в котором они были понесены, а не относить на первоначальную стоимость объекта. При выборе этого способа учета в первоначальную стоимость включается только цена продавца и затраты на монтаж.

  3. Учета нематериальных активов (ПБУ 14/ 2007)

    Организации, которые вправе применять упрощенные способы ведения бухгалтерского учета, могут признавать расходы на приобретение (создание) объектов, которые подлежат принятию к бухгалтерскому учету в качестве нематериальных активов, в составе расходов по обычным видам деятельности в полной сумме по мере их осуществления.

    Обратите внимание! В налоговом учете никаких изменений в части списания НМА нет, и они будут по-прежнему списываться через начисление амортизации.

    Произошедшие изменения налогового и бухгалтерского законодательства включены в учетную политику Бухсофт на 2017, обновлены ссылки на нормативные законы и приказы. Форма Учетной политики позволяет сформировать актуальный и полный документ, раскрывающий особенности учетной политики вашей организации!

Информационным сообщением от 02.08.2017 N ИС-учет-9 Минфин России рассказал, что с 6 августа 2017 года его же приказ от 28.04.2017 N 69н изменил правила формирования учетной политики:

  • когда утвержденные основным обществом стандарты бухгалтерского учета обязательны к применению его дочерним обществом, последнее формирует свою учетную политику исходя из стандартов бухгалтерского учета основного общества;
  • когда следование общему порядку приводит к недостоверному представлению финансового положения такой организации, можно отступить от общего порядка формирования учетной политики организации;
  • учетную политику организации можно формировать по МСФО и по российским правилам;
  • содержание требования рациональности;
  • введена обязанность раскрывать досрочное применение федеральных стандартов бухгалтерского учета и отменена обязанность раскрывать в отчетности отдельные факты (в том числе, факт неприменения утвержденного и опубликованного, но еще не вступившего в силу нормативного правового акта по бухгалтерскому учету).

Новое в приказе об учетной политике предприятия на 2016 год

В 2015 году были внесены изменения в Налоговый кодекс РФ, которые повлияют на работу организаций в 2016 году и должны быть отражены в учетной политике:

  • Для налогового учета амортизируемым признается имущество с первоначальной стоимостью свыше 100 000 рублей (п. 1 ст. 256 НК РФ в ред. от 08.06.2015 №150-ФЗ). С учетом этого же критерия определяется стоимость основного средства для отнесения его к амортизируемому имуществу (п. 1 ст. 257 НК РФ в ред. от 08.06.2015 №150-ФЗ). Эти требования применяются к основным средствам, введенным в эксплуатацию начиная с 1 января 2016 года. Для имущества, введенного в эксплуатацию ранее этой даты, сохраняются прежние критерии по стоимости (более 40 тыс. руб).
  • Для целей налога на прибыль с 10 до 15 миллионов рублей увеличен лимит среднеквартальной суммы доходов от реализации, определяемой за предыдущие четыре квартала. При превышении данного лимита организация обязана перейти на уплату ежемесячных авансовых платежей, которые необходимо перечислять не позднее 28 календарных дней с даты окончания отчетного периода (п. 3 ст. 286 НК РФ в ред. от 08.06.2015 №150-ФЗ).
  • Если в 2016 году выручка превысит 79,74 миллионов рублей, то налогоплательщик не сможет применять УСН (Приказ Минэкономразвития России от 20.10.2015 N 772).

Данные изменения налогового и бухгалтерского законодательства включены в учетную политику Бухсофт на 2016, обновлены ссылки на нормативные законы и приказы. Форма Учетной политики позволяет сформировать актуальный и полный документ, раскрывающий особенности учетной политики вашей организации!

Новое в приказе об учетной политике предприятия на 2015 год

Начало 2015 года, как и каждого отчетного года, связано для бухгалтера с обязанностью сформировать приказ об учетной политике предприятия. В 2014 году были внесены поправки в Налоговый кодекс РФ, которые повлияют на работу организаций в 2015 году и должны быть отражены в учетной политике:

  • Начиная с 1 января 2015 года из Налогового кодекса исчезнет понятие суммовой разницы (рассчитывались, в тех случаях, когда счет выставлен в валюте, а оплата произведена в рублях), теперь это будет частный случай расчета курсовой разницы. Определение, сроки и порядок расчета курсовых разниц в бухгалтерском и налоговом учете с 2015 года совпадают (п.11 ст. 250, п.8 ст. 271, п.10 ст. 272 НК РФ);
  • С 1 января 2015 года в налоговом учете перестает действовать метод ЛИФО (метод оценки товаров исходя из стоимости последних по времени приобретений). Теперь и в бухгалтерском, и в налоговом учете будут действовать три метода - по средней стоимости, по стоимости единицы запасов, по методу ФИФО (п.8 ст. 254 НК РФ);
  • Появится возможность выбирать порядок списания неамортизируемого имущества - единовременно или в течение нескольких периодов (линейным способом или пропорционально объему выпущенной продукции). Это особенно актуально при учете спецодежды и специнструмента, которые сейчас в бухгалтерском и в налоговом учете списываются по разным правилам. Изменения внесены в п.1 ст. 254 НК РФ;
  • Произошло сближение налогового и бухгалтерского учета в части убытка от переуступки права требования. Раньше первая половина убытка учитывалась во внереализационных расходах на дату уступки права требования, вторая половина - через 45 календарных дней с даты уступки (п.2 ст. 279 НК РФ). С 1 января 2015 года весь убыток можно будет учесть в момент уступки права требования (новая редакция п.2 ст. 249 НК РФ);
  • С 1 января в расходах можно будет учитывать стоимость безвозмездно полученного имущества (стоимость определяется как сумма дохода организации исходя из рыночных цен на безвозмездно полученное имущество, оценка должна быть документально подтверждена). Изменения внесены в п.2 ст. 254 НК РФ

Произошли изменения в законе о страховых взносах (Федеральный закон от 24.07.2009 N 212-ФЗ (ред. от 04.06.2014)). При организации налогового учета в части начисления и уплаты взносов в фонды в 2015 году их нужно скорректировать с учетом изменения тарифов (окончен срок действия некоторых льготных тарифов) и предельных сумм налоговой базы для исчисления страховых взносов.

Эти и многие другие изменения налогового и бухгалтерского законодательства включены в учетную политику "Бухсофт" на 2015, форма которой позволяет сформировать актуальный и полный документ, раскрывающий особенности учетной политики вашей организации!

Приказ об учетной политике – важнейший документ предприятия. Он закрепляет порядок ведения основных видов учета (бухгалтерского и налогового), утверждает способы и методики, выбранные из всего возможного разнообразия разрешенных стандартов учета, которые соответствуют индивидуальным особенностям деятельности организации.

Продуманная и структурированная положительно влияет на отдельные показатели деятельности компании (себестоимость продукции, ценовую политику, налоговое планирование и пр.) и улучшает финансовое состояние субъекта в целом.

Кто утверждает

Учетную политику формирует лицо, отвечающее за в компании. Как правило, таким человеком является главный бухгалтер.

Утверждается приказ руководителем компании не позже 31 декабря, так как прописанные в нем методики применяются с начала года, следующего непосредственно за годом принятия документа.

Если организация утверждает приказ сразу на несколько лет, то, учитывая количество изменений, происходящих в законодательстве в течение отчетного периода, целесообразно вносить в него ежегодные поправки .

Приказ может представлять собой один документ, состоящий из разделов, в одном из которых рассмотрены отдельные моменты бухучета, а другой посвящен налоговому учету. Или же создаются и утверждаются два отдельных приказа на каждый вид учета.

Порядок формирования для целей бухучета

Прямых указаний к составлению учетной политики не установлено. предусматривает только перечисление необходимых данных.

Приказ устанавливает :

  • рабочий план счетов, который содержит аналитику и синтетические счета, нужные для организации бухучета, соответственно правилам соблюдения его своевременности и полноты;
  • бланки применяемых первичных документов, документации предприятия для внутреннего пользования, регистров бухучета;
  • способ инвентаризирования долгов и активов компании, а также методы их оценки;
  • процедуру контролирования хозяйственных операций;
  • правила оборота документации и другие моменты, без которых невозможна полноценная организация бухучета.

Решение вопросов, каким образом и в какой очередности предприятие планирует раскрывать необходимую информацию, является самостоятельной инициативой организации . Здесь главное – соблюсти системный подход и удобство использования.

Методы, подлежащие раскрытию в УП :

  • амортизации ОС и нематериальных активов;
  • оценки производственных ресурсов;
  • принятия выручки от продажи товаров и пр.

Не обязательно расписывать операции, отсутствующие в учете компании. Если фирма не имеет финансовых вложений, нематериальных активов, не ведет капитального строительства и пр., не стоит указывать подобные операции в учетной политике.

При появлении новых операций, не встречавшихся ранее, можно прописать порядок их отражения в бухучете на момент появления, будь это середина года или его конец.

Закрепление метода учета фактов, возникших впервые в хозяйственной деятельности компании, изменением УП не является.

Учетная политика также устанавливает общие способы для бухгалтерии и налогов, относительно:

  • списания денежных средств;
  • признания расходов;
  • амортизации;
  • периода использования ОС.

Существуют некоторые особенности, которые нужно учитывать при формировании УП определенным видам организаций :

  • сельскохозяйственным предприятиям стоит уделить пристальное внимание учету земель как основному средству производства, разрабатывать специфику учета в животноводстве и растениеводстве;
  • торговым фирмам следует подробно остановиться на формировании себестоимости товара, его списании, транспортных расходах;
  • кредитным структурам нужно правильно разграничивать ведение финансового и управленческого учета;
  • некоммерческим организациям необходимо прописать метод раздельного учета целевых средств и т.д.

Для налогового учета

УП для налогового учета обобщает информацию об операциях, проведенных организацией за отчетный период в целях определения базы по налогам и взносам. Этот порядок закрепляется согласно регламенту НК РФ.

При учете для целей налогообложения на предприятии используются данные :

  • первичной документации (на основе которой организован бухучет);
  • регистров аналитики, ведомостей, расчетов и таблиц, нужных для формирования таких регистров;
  • расчета базы по налогообложению.

Налоговые регистры, соответственно, являются источником данных при составлении налоговых деклараций. Их требуют инспекторы ФНС при проведении проверок. Чаще всего налоговые регистры формируются на базе бухгалтерских программ.

По специальным режимам, установленным на территории РФ, не требуется регламентация , так как их налоговая база однозначно прописана в главах кодекса, и никаких двусмысленных толкований не предусмотрено.

В этом случае в УП следует указать применяемый вид режима, например, УСН, ЕСХН. Правила формирования баз по таким налогам регламентированы так жестко, что полностью исключают маневренность для компании.

В УП по налогам следует закрепить решения определенных вопросов, не раскрытых при нормировании расчетов с государством по какому-либо налогу, или вопросов, не имеющих однозначной трактовки.

Например, по налогу на прибыль следует прописать:

  • метод признания затрат и доходов;
  • раздельный учет при целевом финансировании;
  • амортизационные премии;
  • материальные расходы;
  • деление затрат на прямые и косвенные;
  • резервирование расходов и пр.

По НДС следует разграничивать операции, подлежащие обложению данным налогом и освобождаемые от налогообложения, либо облагаемые по ставке 0%.

Раздельный учет разрешается не вести и не распределять «входной» НДС в случаях, когда доля расходов на покупку, производство, продажу предмета сделки либо имущества составляет менее 5% от общего объема затрат.

По НДПИ нужно раскрыть:

  • способ, которым определяется количества добытого сырья;
  • оценку стоимости добытого сырья;
  • метод применения налоговых вычетов (исключительно при добыче угля).

На какие изменения нужно обратить внимание

Учетная политика – это исключительно внутренний документ предприятия, и предоставлять ее в налоговые органы необходимости нет. Но, в рамках проводимой на предприятии проверки, контролеры имеют право потребовать данный приказ и оштрафуют за его отсутствие. Также грамотная УП позволяет аргументировать позицию организации в судебных спорах с ФНС и может склонить судью принять решение в пользу компании.

Так как взносы на обязательное страхование с текущего года перешли под контроль ФНС, то необходимо утвердить в приказе форму карточки персонифицированного учета сумм начисленных взносов.

Ранее страхователи пользовались формами, которые устанавливались ПФР и ФСС. ФНС, в свою очередь, не стали утверждать новые бланки карточек , оставив организациям право самостоятельного выбора формы данного регистра. Выбранную методику нужно отразить в УП, так как учет взносов и вознаграждений теперь регламентируется НК РФ.

Основные средства

Вступила в силу свежая редакция Постановления №1 от 01.01.2002. Теперь из данного нормативного документа убрана рекомендация об использовании классификатора основных средств в учете предприятия.

Ранее использование классификатора подразумевало отсутствие расхождений в налоговом и бухучете. Запрета продолжать использование данного способа не установлено, но предприятие вправе определять период полезного применения ОС на основании рекомендаций производителя. Выбранный способ следует закрепить в УП.

Малые предприятия

Организации, относящиеся к сектору малого бизнеса, имеют определенные преференции в плане ведения бухучета и отчетности. Они могут организовывать ведение учета и составлять отчетность в упрощенном виде.

Например, малые предприятия могут учитывать сырье и материалы по ценам продавца, не включая в них вознаграждения агентам, транспортные расходы и прочие сопутствующие затраты. А списывать МПЗ возможно единовременно.

Для того чтобы использовать возможные послабления, необходимо прописать и утвердить каждое из них в приказе об УП.

Из данного видео можно узнать, как вести учетную политику правильно.

Форма приказа об учетной политике помимо общих правил оформления должна учитывать специальные нормы закона. Как может выглядеть такой приказ? Когда и кем он должен быть утвержден? Ответы на эти и другие вопросы рассмотрим в материале далее, а также приведем образец приказа об утверждении учетной политики на 2019 год, который можно скачать совершенно бесплатно.

Что должен включать приказ об утверждении учетной политики

Формирование приказа об утверждении учетной политики (УП) — процесс, подчиняющийся внутренним требованиям по разработке и утверждению распорядительной документации общего характера.

В бухгалтерском законодательстве и НК РФ о содержании утверждающего УП приказа ничего не сказано, поэтому:

  • структура приказа — стандартная (общепринятая в данной компании) для такого рода документов (заголовок приказа, поясняющая и распорядительная части, подпись руководителя);
  • форма приказа — составляется он в произвольном виде с обязательным указанием номера этого документа, его темы и даты;
  • содержание приказа — в его тексте могут найти отражение важные для компании аспекты (например, с какой даты вводится УП, указание Ф. И. О. и должности ответственного работника, на которого возлагается контроль за исполнением УП).

О видах приказов общего характера читайте в материалах:

  • «Приказы по основной деятельности — это какие приказы?» ;
  • «Приказы по личному составу — это какие приказы (виды)?» .

Дата приказа об утверждении учетной политики

Утвердить УП — это означает установить обязательность ее применения для конкретного хозяйствующего субъекта начиная с даты утверждающего документа.

Оформляя приказ об утверждении УП, необходимо учитывать следующие правила:

  • вновь образованная компания (составляющая впервые УП) должна успеть разработать и утвердить учетную политику не позднее 90 дней со дня своей госрегистрации (абз. 2 п. 9 ПБУ 1/2008) — УП в таком случае считается применяемой со дня госрегистрации;
  • при необходимости внесения изменений в действующую УП приказ о ее утверждении может быть оформлен любой датой текущего года, но вступит в силу такая УП по особым правилам.

Так, измененная УП вступает в силу:

  • с 1 января года, следующего за годом создания соответствующего приказа (абз. 1 п. 9 ПБУ 1/2008) — если изменения затронули применяемые компанией методы учета и произошли они по воле самой компании;
  • с момента вступления в силу измененных норм законодательства по бухучету — если причиной внесения в УП изменений явились изменения бухгалтерских НПА.

Вышесказанное относится к особенностям определения даты приказа об утверждении УП (или ее изменений) в целях бухучета.

С налоговой УП и утверждающим ее приказом дело обстоит несколько иначе: в НК РФ ничего не говорится о датах утверждения УП вновь образованными компаниями. При этом не следует ориентироваться на 90 дней — норму, установленную для УП в целях бухучета.

К примеру, НК РФ для отдельных налогоплательщиков предусматривает требование об уплате ежемесячных авансовых платежей по налогу на прибыль — таким образом, уже по истечении месяца работы у вновь образовавшейся фирмы должна быть закрепленная в УП методика расчета этих платежей.

О нюансах «прибыльных» авансовых платежей читайте в статье «Авансовые платежи по налогу на прибыль: кто платит и как рассчитать?» .

Таким образом, вновь созданным компаниям важно как можно скорее сформировать и утвердить УП — уже в течение первого месяца своего существования.

В отношении даты оформления приказа об утверждении новой редакции налоговой УП (при корректировке методов учета по воле компании или в связи с изменениями налогового законодательства) подход к дате приказа аналогичен вышеописанному для бухгалтерской учетной политики.

Кем утверждается учетная политика предприятия

УП утверждает руководитель организации — такое условие установлено законодательством:

  • п. 4 ПБУ 1/2008 — для УП в целях бухучета;
  • ст. 313 НК РФ — для налоговой УП.

Роль главбуха не менее важная — в его обязанности (помимо прочих) входит процесс формирования УП.

Однако ситуация, когда главбуху потребуется поставить свою подпись под приказом об утверждении УП, возможна, если совпали два обстоятельства:

  • УП необходимо утвердить и ввести в действие в компании на законных основаниях;
  • руководитель отсутствует, предоставив право подписи распорядительной документации главбуху.

О том, как уполномочить главного бухгалтера на подписание документов за руководителя, читайте в материалах:

  • «Приказ о предоставлении права подписи главному бухгалтеру» ;
  • «Приказ о праве подписи первичных документов — образец» .

Помимо главбуха приказ об утверждении УП вправе подписать любое уполномоченное лицо, если такую обязанность на него возложил руководитель в отдельном приказе или доверенности.

Образец приказа об утверждении учетной политики на 2019 год

Рассмотрим на примере, как составить приказ об утверждении учетной политики (образец).

Пример

ООО «Техномаш» получило свидетельство о госрегистрации 01.03.2019. Деятельность начата с этой же даты. По критериям ООО «Техномаш» относится к малому бизнесу и планирует применение общей системы налогообложения.

До начала формирования своей УП руководством ООО «Техномаш» были приняты следующие организационные решения:

  • бухучет вести в полном объеме (упрощенные методы учета, возможные для малого бизнеса, не применять);
  • сформировать две отдельные полноценные УП — в целях бухучета и в целях налогообложения;
  • разработка УП проводится под контролем и при непосредственном участии главбуха в соответствии с графиком, в котором указаны сроки и ответственные за отдельные разделы УП исполнители;
  • согласование проекта УП произвести со всеми службами и подразделениями — их предложения и рекомендации рассмотреть не позднее 11.03.2019;
  • согласованный проект УП представить на рассмотрение специально созданной комиссии в срок до 15.03.2019 с последующим утверждением руководителем.

После того как УП была разработана, согласована и получила одобрение специально созданной в компании комиссии, был сформирован следующий приказ об утверждении учетной политики:

ООО «Техномаш»

ИНН 1601003897 КПП 160101001

ПРИКАЗ

«Об утверждении учетной политики»

№ 148/У

В соответствии с требованиями ст. 8 закона «О бухгалтерском учете» от 06.12.2011 № 402-ФЗ и ст. 313 Налогового кодекса РФ

ПРИКАЗЫВАЮ:

  1. Утвердить учетную политику:
  • в целях бухгалтерского учета (приложение 1);
  • в целях налогообложения (приложение 2).
  1. Применять учетную политику в целях бухучета и налогообложения начиная с 01.03.2019.
  2. С учетной политикой ознакомить всех причастных работников.
  3. Руководителям всех подразделений обеспечивать правильное и своевременное исполнение положений учетной политики.
  4. Контроль за исполнением положений учетной политики возложить на службу внутреннего контроля.
  5. Контроль за исполнением данного приказа оставляю за собой.

Директор ООО «Техномаш» Иванов Иванов Н. Г.

В рассмотренном примере утверждаются две УП — для целей бухучета и для целей налогообложения. Такой вариант не является единственным: компания вправе оформить одну УП, предусмотрев бухгалтерские и налоговые учетные аспекты в разных главах УП, объединив их единым организационно-техническим разделом. Или предусмотреть иную структуру УП.

В таком случае в приказе об утверждении УП отдельно такие разделы не упоминаются, а утверждается единая УП.

О том, в отношении каких еще видов учета может формироваться учетная политика, читайте в статьях:

  • «Учетная политика для целей управленческого учета» ;
  • «Учетная политика в формате МСФО - основные положения» .

Итоги

Приказ об утверждении учетной политики составляется по форме, принятой в компании, и содержит важные для нее аспекты — дату, с которой обязательно применение учетной политики, ответственных за ее исполнение и контроль лиц.

Для осуществления ведения бухгалтерского и налогового учета бухгалтерская служба хозяйствующего субъекта разрабатывает документ, в котором определяются конкретные требования и положения бухгалтерского и налогового учета, применяемые на данном предприятии. Для закрепления правил бухгалтерского и налогового учета хозяйствующим субъектом оформляется приказ об учетной политике.

Есть ли типовая форма приказа

Типовая форма приказа отсутствует, вследствие чего этот документ составляется в произвольной форме. Положения, характеризующие учетную политику хозяйствующего субъекта, можно оформить разными вариантами:

  • положения оформляются непосредственно в тексте приказа;
  • положения оформляются в виде приложений к приказу.

Приказ должен содержать обязательные реквизиты, в числе которых — дата составления, наименование, текст, подписи и другие.

Структура и содержание приказа по утверждению учетной политики

Структура приказа об утверждении политики в области бухгалтерского и налогового учета является стандартной. Приказ содержит заголовок, подпись руководителя хозяйствующего субъекта, части распорядительные и поясняющие.

  • указываются ФИО и должность сотрудника, на которого возлагаются обязанности по контролю за исполнением положений, описанных в документе;
  • указание на дату, с которой вводится этот документ, и др.

Условия для формирования образца приказа по утверждению учетной политики

Рассмотрим формирование приказа об утверждении учетной политики на конкретном примере.

ООО «ЗенитПлюс» зарегистрировано в качестве юридического лица, имеет свидетельство о государственной регистрации, дата выдачи которого — 01.05.2017. Хотя ООО «ЗенитПлюс» относится к субъектам малого бизнеса, оно планирует применение такой системы налогообложения, как общая (ОСНО).

Осуществление финансово-хозяйственной деятельности ООО «ЗенитПлюс» было начато с этой даты. Прежде чем было начато формирование учетной политики ООО «ЗенитПлюс», руководство хозяйствующего субъекта определило следующие позиции:

  • не использовать возможные для субъектов малого бизнеса упрощенные системы налогообложения и вести бухгалтерский учет в полном объеме;
  • формирование учетной политики произвести по двум направлениям: для налоговых и бухгалтерских целей;
  • необходимость формирования графика разработки положений учетной политики, указание сроков, ответственных. За формирование отдельных разделов учетной политики назначаются различные ответственные исполнители;
  • контроль за формированием положений учетной политики возлагается на главного бухгалтера;
  • обязательное проведение согласований проекта документа со всеми заинтересованными пользователями, при необходимости внесение корректировок до 13.05.2017;
  • проект документа, прошедший согласование, утверждается на заседании комиссии (не позднее 16.05.2017) и подписывается руководителем хозяйствующего субъекта.

В приказе указывается следующая информация:

  • о дате начала применения разработанной учетной политики (для целей бухгалтерского и налогового учета);
  • о необходимости ознакомления с приказом всех заинтересованных лиц хозяйствующего субъекта;
  • указание руководителям всех структурных подразделений хозяйствующих субъектов о необходимости обеспечения исполнения положений учетной политики в части правильности и своевременности;
  • указание на структурное подразделение, на которое будет возложен контроль за соблюдением и исполнением учетной политики хозяйствующего субъекта;
  • сведения о должностном лице, которое будет являться ответственным за исполнение приказа.

Образец приказа об учетной политике

Загрузка...