docgid.ru

Не нужно богохульствовать, это наказуемо

Словарь Ушакова

Богохульство

богоху льство , богохульства, ср. (церк. ). Брань, поношение бога.

Библейская энциклопедия арх. Никифора

Богохульство

(Лев 24:11-16) - один из самых тяжких грехов, состоящий в произнесении дерзких и хульных слов на Бога и промысл Божий. По закону Моисееву за богохульство наказывали смертью, именно: виновного выводили за пределы стана и побивали камнями (Лев 24:15-16). Между видами богохуления, особенно тяжкий грех хула на Духа Святого (Мф 12:31, Мк 3:28-30), по заповеди Спасителя: «всякий грех и хула простятся человекам, а хула на Духа не простятся человекам ни в сем веке, ни в будущем» (Мф 12:31-32). Именей и Александр, упоминаемые в 1-м послании ап, Павла к Тимофею (1:20), за богохульство были преданы апостолом страшному наказанию, и в будущем, по слову Божию, суд таких людей не медлит и погибель их не дремлет (2 Пет 2:3, Иуд. 8-15).

Библейский Словарь к русской канонической Библии

Богохульство

богох’ульство (Мат.9:3 ; Мат.26:65 ; Мар.2:7 ; Мар.7:22 ; Мар.14:64 ; Лук.5:21 ; Иоан.10:33 ,36; 1Тим.1:20 ; Отк.13:1 ,5) - поношение, оскорбление имени Божия. В Мат.9:2 -3 книжники считали богохульством даже попытку делать дело Божие и говорить от имени Бога. (см. ).

Православный энциклопедический словарь

Богохульство

оскорбление Бога и святынь, один из самых тяжких грехов. Христос предупреждал, что "хула на Духа (Святого) не простится человекам" (Евангелие от Матфея 12,31).

Культура речевого общения: Этика. Прагматика. Психология

Богохульство

хула на Бога, на то, что связано с верой в Бога. В любом случае неэтично. Субъект выказывает свое духовно-нравственное недостоинство или невежество и этим самым вызывает у порядочных людей отрицательное отношение к себе не только во время данного общения, но и надолго позже. Не следует вступать в спор с богохульствующим взрослым человеком, делать ему замечание: узнав о вашей позиции, он также будет относиться к вам плохо.

Целесообразная реакция – спокойное и краткое выражение неприятия высказывания или красноречивое неодобрительное молчание.

Православная энциклопедия

Богохульство

один из наиболее тяжких грехов, представляющий собой произнесение слов хулы на Бога и Божий промысел. В соответствии с законом Моисеевым богохульников предавали смерти. Виновного выводили из города или стана и публично побивали камнями. Самым тяжким из богохульств является поношение Святого Духа. Сам Спаситель по этому поводу говорил следующее: «Всякий грех и хула простятся человекам, а хула на Духа не простится человекам. ни в сем веке, ни в будущем» (Евангелие от Матфея, 12, 31–32).

Библия: Тематический словарь

Богохульство

произносить хулу на Бога

А. Как совершаются богохульства:

речи против Бога:

Лев 24:11,16; Мф 26:64,65; Деян 6:11

речи против слова Божия:

идолопоклонство:

Неем 9:18,26; Иез 20:27,28

преследования церкви:

угнетение бедных:

богохульные имена:

Б. Установления о богохульстве

запрещено законом Божиим:

Исх 20:7; Исх 22:28

наказуемо смертью:

Лев 24:13–16,23; Мф 26:65,66

В. Причины обвинения Иисуса в богохульстве

прощал грехи:

* Данный материал старше двух лет. Вы можете уточнить у автора степень его актуальности.


Закон о богохульстве , или Blasphemy law (дословно: закон о богохульстве) - законодательное ограничение свободы слова и высказываний, относящихся к богохульству или неуважению к святым лицам, религиозным артефактам, обычаям и верованиям.

Они существует более, чем в 30 странах мира. Наиболее распространены на Ближнем Востоке и в Северной Африке, в которых в 70 % стран есть подобное законодательство.

Богохульство в ряде стран - является административным правонарушением, однако, на большинстве территорий, где действуют подобные законы, ‒ это уголовное преступление.

Соответственно, и наказывают обвиняемых в богохульстве по-разному: от незначительного штрафа до смертной казни. Наиболее радикальные меры используют в мусульманских странах, судебная система которых действует на основе принципа .

В последнее время в некоторых странах законы о богохульстве пересматриваются в сторону смягчения. А, например, в Исландии в 2015 году Парламент отменил наказание за богохульство.

Как власти понимают, что человек совершает богохульство? Как правило, определение прописано законодательно. Общие черты нарушения закона о богохульстве для многих стран:

  • публичность;
  • озознанность;
  • презрительное, насмешливое отношение, кощунство в устной или письменной форме, а также в виде изображений;
  • оскорбительные замечания и действия, провоцирующие разжигание ненависти на основе религиозных отличий.

Определение термина «богохульство» в России

Основные толкования синонимического ряда в различных толковых и энциклопедических словарях:

Богоху́льство . Поношение, оскорбление Бога, догматов веры (Большой толковый словарь русского языка / Под ред. С.А. Кузнецова. СПб., 2006. С.87).

Богохульство , богохульства, ср. (церк.). Брань, поношение Бога (Ушаков Д.Н. Толковый словарь. 1935-1940).

Богоху́льство (от Бог и др.-рус. хула, ст.-слав. хѹла) - непочтительное использование имени Бога или богов, а также поношение любых объектов религиозного поклонения и почитания (https://ru.wikipedia.org/wiki/ Богохульство).

Богохуление (βλασφημια, blasphemia) - непочтение к Богу, выражаемое дерзкими словами или какими-нибудь поступками (Клокоцкий С.С. Богохуление // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона: в 86 т. (82 т. и 4 доп.). СПб., 1890-1907).

Богохульство (греч. blasphemia) - любой оскорбительный или непочтительный акт, слово или намерение, в отношении Бога или святыни. Обычно этот термин ассоциируется с сознательным кощунством или поруганием святыни. В Ветхом Завете он часто подразумевает отрицание или отвержение Бога (http://dic.academic.ru Энциклопедия Кольера).

Богохульство - это когда одно или несколько лиц пытаются сознательно подвергнуть унижению и поруганию религиозные святыни или символы, которые являются священными для русских православных людей. Оно может выражаться как словами, так и действиями, оскорбительными с точки зрения православного христианина (simvol-veri.ru).

Исходя из вышеуказанных определений, попробуем описать противоправное деяние, номинируемое словом «богохульство». Его можно репрезентировать следующим образом:

  • отрицать, выступать против;
  • не признавать действительным, истинным, священным, божественным;
  • негативно оценивать, не одобрять, представлять непривлекательным, плохим, дурным;
  • иронизировать, шутить, насмехаться, высмеивать, язвить, издеваться (обидно, язвительно, зло, ядовито);
  • клеветать, распространять негативную информацию.

Наказание за богохульство в России

В России за возведение хулы на Бога, оскорбление церковных обрядов и реликвий в разные исторические периоды наказывали по-разному. Самым жестоким видом наказания была смертная казнь через сожжение. Подобная мера существовала на Руси несколько веков и, в том числе, предусматривалась в Уложении царя Алексея Михайловича Романова 1649 года. Причем, это был первый пункт первой главы свода:

«Будет кто иноверцы, какие ни буди веры, или и Русский человек, возложить хулу на Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, или на рождшую Его пречистую Владычицу нашу Богородицу и приснодеву Марию, или на честный Крест, или на Святых Его угодников, и про то сыскивати всякими сыски накрепко. Да будет сыщется про то допряма, и того богохульника, обличив, казнити, сжечь».

Позже, при Петре I, сыне Алексея Михайловича к смертной казни добавили еще и «прожжение языка калёным железом». Далее несколько цитат из Воинского устава 1716 г.:

«Артикул 3. Кто имени Божию хуление приносить, и оное презирает, и службу Божию поносит, и ругается слову Божию и святым таинствам, а весьма в том он обличен будет, хотя сие в пьянстве или трезвом уме учинится, тогда ему язык раскаленным железом прожжен, и потом отсечена глава да будет.

Артикул 4. Кто пресвятую Матерь Божью Деву Марию и Святых ругательными словами поносит, оный имеет по состоянию его особы и хуления телесным наказанием отсечения сустава наказан или живота лишен быть».

Наказывали и тех, кто кощунственные и богохульные речи слышал, однако, не донёс на автора незаконных высказываний:

«Артикул 5. Ежели кто слышит таковое хуление и в принадлежащем месте благовременно извету не подаст, оный имеет по состоянию дела, яко причастник богохуления, живота или своих пожитков лишен быть».

Устав благочиния, или Полицейский устав 1782 г. подтверждает пункты петровского устава.

В XIX веке наказания постепенно смягчали, заменяя казнь на ссылку и удары плетью.

А в начале XX века богохульников уже карали арестом от трех недель до трех месяцев. И только в случае «ужасного» кощунства - тюремным заключением на срок от четырех до восьми месяцев. Появлялись прецеденты, когда виновный и вовсе уходил от наказания. Понятно, что после революции речи о законах против богохульства речи не велось. К нему вернулись значительно позже - в 2013 году, когда вступил в силу Федеральный закон Российской Федерации от 29 июня 2013 г. N 136-ФЗ г. Москва «О внесении изменений в статью 148 Уголовного кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях противодействия оскорблению религиозных убеждений и чувств граждан».

В соответствии с новеллой 148 УПК РФ, «публичные действия, выражающие явное неуважение к обществу и совершенные в целях оскорбления религиозных чувств верующих, наказываются штрафом в размере до 300 тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до двух лет, либо обязательными работами на срок до двухсот сорока часов, либо принудительными работами на срок до одного года, либо лишением свободы на тот же срок».

Как доказывают противоправность деяствия?

Высказывания (вербальные или письменные) обвиняемого оценивают эксперты-лингвисты. Эксперты анализируют высказывания, чтобы найти «запрещённые приёмы», например, речевую агрессию, речевую манипуляцию или обман.

Какие вопросы ставят перед экспертами-лингвистами , оценивающих высказывания в рамах расследования дел о неуважении и оскорблении религиозных чувств верующих?

  1. Содержит ли текст информацию, унижающую религиозные чувства верующих?
  2. Является ли ложной распространяемая информация?
  3. Является ли группа граждан, выделяемая по религиозному признаку, предметом речи в высказывании «…»? Если нет, каков предмет речи в данном высказывании?
  4. Используется ли в следующем высказывании «…» оценочная лексика и фразеология? С помощью каких языковых средств она выражена?
  5. Относятся ли слова (выражения) «…» к бранной/обсценной лексике, бранной/обсценной фразеологии, жаргону?
  6. Является ли умышленным речевое деяние?

При написании материала использовалась статья В. Ю. Меликяна «Оскорбление религиозных чувств верующих»: юрислингвистическое параметризирование»/ Сборник материалов конференции «Язык и право: актуальные проблемы взаимодействия», 2015.

Дискуссия вокруг роли и места Православия в жизни россиян спровоцирована отнюдь не богохульской выходкой в Храме Христа Спасителя. Возросший интерес к христианству не просто как к религии, а как к духовному стержню общества, заставляет отвечать на, казалось бы, простые вопросы, на которые любой воцерковленный мирянин знает ответ. Ответы на все вопросы, как это ни банально звучит, есть в Библии. И даже если православный не может ответить на вопрос, процитировав канонический библейский текст, он чувствует, как надо поступать. Наверное, потому что его ведет Бог. Поэтому у православного не вызывает сомнений оценка произошедшего в Храме Христа Спасителя. Это богохульство. Но так случилось, что современное российское православное сообщество состоит во многом из неофитов, людей крещеных, но невоцерковленных. И именно поэтому мы услышали так много снисхождения в оценках случившегося даже от людей, регулярно посещающих церковь. Поэтому я и решил обратиться с вопросом о хуле к отцу Сергию. Чтоб снять наконец разночтения. Что такое богохульство? В какой форме оно может проявляться? Можно ли гнев, направленный в адрес не собственно Господа, а например, конкретного священнослужителя, считать грехом богохульства? Можно ли вообще сказать, что бывает большая и меньшая хула? В чем отличие хулы в адрес Господа, звучащей из уст православного христианина, и той же хулы со стороны атеиста, представителя другой конфессии? Современные законы светских государств защищают церковь как сообщество верующих, обеспечивая ее мирное существование. Поэтому преследуется оказание публичного неуважения к догматам и обрядам религии, препятствование свободному отправления богослужения и т. п. деяния, так как этим нарушаются интересы и права личностей, то есть наказывают за «оскорбление чувств верующих». Объектом преступления выступает не вера, религия, тем более не Бог, а отдельные верующие или церковь как учреждение, признанное и охраняемое государством. На мой взгляд, это разумно. Так нуждается ли Бог в нашей защите? Стоит ли нам, верующим, осуждать других за богохульство?

ОТЕЦ СЕРГИЙ: Существует программный документ – решения последнего Архиерейского Собора Русской Православной Церкви 2011 года по вопросу об отношении Церкви к клевете на нее и богохульству. Я не буду приводить весь документ по причине его объемности. Там, в частности, разъясняется, чем отличается клевета и богохульство от конструктивной критики, которая периодически звучит из недр самой Церкви.

Богохульство – это когда одно или несколько лиц пытаются сознательно подвергнуть унижению и поруганию религиозные святыни или символы, которые являются священными для русских православных людей. Оно может выражаться как словами, так и действиями, оскорбительными с точки зрения православного христианина.

Гнев, направленный на конкретного священнослужителя как на человека, богохульством не считается. Но если священник, монах или другой служитель Церкви подвергается издевательству за свое исповедание православной веры, то здесь присутствует хула на Духа Святаго. Например, в кощунственной песне группы «Р… R...» прозвучали слова хулы на Патриарха, который является лицом Церкви. Тогда как Святейший ничего плохого этим девицам никогда не делал. Хуля Патриарха, в его лице они хулили и всю Церковь, тем более что их действия производились не где-либо на улице, а в храме.

Чем больше святыня, которая подвергается хуле и поруганию, тем больше вина хулителя и тем большая у него потеря страха Божия. Когда подвергается хуле Всевышний, это хула наибольшая. Когда подвергается хуле какой-нибудь священный предмет, вина, наверное, меньше. Хула на Господа со стороны православного христианина – больший грех, чем со стороны атеиста, никогда не знавшего Бога, или представителя другой конфессии, имеющего о Боге ложное представление. Сказано в Евангелии: От всякого, кому дано много, много и потребуется, и кому много вверено, с того больше взыщут (Евангелие от Луки гл. 12, ст. 48).

Оказание публичного неуважения к догматам и обрядам религии, и вообще всему, что связано с православной верой, что и вызывает «оскорбление чувств верующих», является самым настоящим богохульством. Независимо от того, плюет ли хулящий в Небо или на икону, изображающую Святую Троицу, он имеет одинаковое намерение оскорбить Бога, за что и должен быть наказан.

Причем существует три вида наказаний: наказание Божие, которому обязательно подвергнется нечестивец, если не покается; наказание юридическое, государственное, от которого виновный может и откупиться; и наказание со стороны самих верующих, которые имеют полное право защитить себя, своих детей и свои святыни от кощунства. Их право основано на законе Божием, то есть, заповедях Священного Писания, которые разрешают верующим применить по отношению к богохульникам соответствующие меры. Эти меры простираются от отлучения от Церкви и предания анафеме до требования тюремного заключения или ссылки лица, разжигающего религиозную ненависть и оскорбляющего чувства верующих. «Если кто-то при тебе злословит Царя Ангелов, освяти свою руку, ударив по нечестивым устам» (свт. Иоанн Златоуст).

Если в вашу квартиру ворвется подонок, начнет там все бить и крушить, оскорблять вашу мать, супругу, пугать детей, как вы поступите? Будете прощать или ждать, пока приедет наряд милиции? Нормальный русский мужик поступит однозначно – выкинет вон подонка, как следует накостыляв ему. Вот затем уже, может быть, вызовет милицию, чтобы впредь было неповадно. Это по-русски. «Цивилизованные» господа пусть уповают на свою толерантность, пока не придут «выходцы из стран Азии и Африки» и не поселятся в их домах.

Если мы сегодня не защитим нашу веру, завтра мы ее потеряем. Святые наши предки не только «подставляли левую щеку». Когда это было необходимо, они брали в руки оружие и по благословению своих духовных отцов шли воевать, прежде всего, за свою веру, а потом уже за Царя и Отечество, как это сделал, например, св. блгв. Князь Димитрий Донской по благословению св. прп. Сергия Радонежского. Да и все наши святые благоверные князья – а их в наших святцах не один десяток – были не только мудрыми политиками, но и мужественными воинами.

ИГОРЬ ШАТРОВ: Лично у меня вопросов на этот счет больше нет. Для себя я уяснил, на мой взгляд, главное. Если я считаю, что мои чувства к Богу кем-то оскорблены, я имею право на защиту государства. И не надо спрашивать ни у кого совета на этот счет. Ведь это мои чувства и мне решать, оскорблены они или нет, готов или не готов я простить кому-то это оскорбление. Все остальное – вопрос сбора доказательств того, что сам факт богохульства (для юристов - «оскорбления чувств верующих»). И если даже 100 человек решили простить, я один могу потребовать защиты у государства. И оно обязано мне помочь. Защитить меня, не Бога. Бог, как известно, не поругаем!

[богохуление], тяжкий грех и церковное преступление, подлежащее церковным прещениям; в широком смысле слова не только прямая хула на Бога, но и всякое преступление против веры.

В ВЗ наказанием за хулу на Бога является смертная казнь: «...кто будет злословить Бога своего, тот понесет грех свой; и хулитель имени Господня должен умереть, камнями побьет его все общество: пришелец ли, туземец ли станет хулить имя [Господне]...» (Лев 24. 15-16). В НЗ самым непростительным грехом Господь называет хулу на Св. Духа: «...всякий грех и хула простятся человекам, а хула на Духа не простится человекам; если кто скажет слово на Сына Человеческого, простится ему; если же кто скажет на Духа Святого, не простится ему ни в сем веке, ни в будущем» (Мф 12. 31-32). Хула на Св. Духа означает отвержение Божией благодати и тем самым сознательное принятие стороны демонических сил в их противлении Божественной воле и благодати, в то время как «слово на Сына Человеческого» означает непризнание Богосыновства Иисуса Христа, к-рое может происходить от неведения и потому не исключает внутренней перемены человека, покаяния и обращения к вере во Христа.

В канонах правосл. Церкви Б. в собственном смысле слова не упоминается, хотя в них предусматриваются прещения по религ. преступлениям, к-рые могут рассматриваться как Б. в расширительном значении этого понятия, в частности произвольное отречение от Христа или отречение, вызванное мучениями или страхом предстоящих мучений. Такое отречение в эпоху гонений на Церковь в Римской империи часто предполагало также и публичное хуление Христа. Более прямое отношение к преступлению Б. имеет правило свт. Василия Великого , не содержащее в себе, однако, никакой санкции: «Если кто, приняв имя христианина, оскорбляет Христа, такому нет никакой пользы от наименования» (Васил. 45). Интерпретация содержания этого правила в смысле осуждения греха Б. не является общепринятой. Существует толкование, по к-рому свт. Василий Великий говорит здесь не о словесной хуле на Христа, а о несоблюдении крестившимися в своей жизни заповедей Божиих как хулении Бога (ср.: Basil . Magn . In Isaiam proph. I 31).

Средневек. каноническое право католич. Церкви тщательно разработало тему Б. С одной стороны, оно усматривает преступное деяние лишь в случае публичного богохуления, поскольку в нем наличествует умысел совращения присутствующих к отпадению от Христа, с др., расширительно толкуя данное церковное преступление, причисляет к нему помимо хулы на Бога поношение Божией Матери и святых, тем самым подводя под обвинение в Б. еретиков и позже протестантов, и распространяет понятие Б. на божбу и всякое призывание имени Божия всуе, а также лжеприсягу - случай, когда присяга дается с намерением ее не исполнять.

Рим. гос. уголовное право, согласно принципу «deorum injurias diis curae» (оскорбление богов - забота самих богов), не предусматривало наказания за Б., но в эпоху гонений на Церковь вопреки этому принципу христиане среди прочего обвинялись и в преступлении Б. и даже атеизма, под к-рым подразумевалось непочитание ими рим. богов.

Христ. императоры Рима установили уголовное наказание за преступления против христ. религии и Церкви, в т. ч. и за Б. В 77-й новелле св. имп. Юстиниана I говорится: «Так как некоторые, кроме чародейства, произносят также хулительные слова, клятву, божбу, чем возбуждают гнев Божий, то мы обращаемся к этим людям с предупреждением, чтобы они воздерживались от таких поступков, хранили в сердце страх Божий и подражали людям, нравственно живущим, ибо вследствие таких поступков посылаются на страну гонения, землетрясение и чума: поэтому виновные подлежат заключению и затем и смертной казни, дабы от попустительства таких преступлений не погибли самые народы и целые государства».

Средневек. уголовное законодательство Зап. Европы предусматривало за Б. самые тяжкие кары, как правило смертную казнь, в т. ч. через сожжение. С XVI в. наказания за данное преступление смягчаются: смертная казнь заменяется телесными наказаниями или штрафами. В XVIII в. уголовное право большинства европ. гос-в уже не предусматривает смертной казни за Б., изменяется объем этого преступления (из него, в частности, исключается божба), иначе трактуется и его природа. Так, в Австрии при имп. Марии Терезии (кодекс 1768 г.) Б. еще рассматривается как тягчайшее преступление, суть к-рого заключается в оскорблении Божества, могущем привлечь гнев Божий на попускающее его правительство и на всю страну, но уже при имп. Иосифе II (кодекс 1787 г.) трактуется как преступление против интересов религ. общины, угрожающее общественным возмущением. Виновные в Б. подлежали принудительному помещению в дом для умалишенных впредь до раскаяния и исправления. В кодексе революционной Франции 1791 г. Б. среди преступлений вовсе отсутствует. В уголовном законодательстве большинства гос-в ХХ в. Б. не рассматривается в качестве преступления, при этом отдельные его проявления могут подлежать уголовной ответственности как посягательства на законные интересы религ. общин и верующих.

В юридических источниках Др. Руси религ. преступления впервые упоминаются в Церковном уставе св. Владимира , где к ведению суда митрополита и епископов отнесено рассмотрение разных видов волшебства («ведьство, зелейничество, потвори, чародеяния, волхвования… зубоежа»), а также «еретичество», «церковная татьба, крест посекут», исполнение языческих обрядов: «кто молится под овином, или в рощеньи, или у воды» (Российское законодательство Х-ХХ вв. 1984. Т. 1. С. 149). Аналогичные положения о подсудности религ. преступлений епископу содержатся в церковном уставе новгородского кн. Всеволода Мстиславича (XII в.). Однако о Б. в собственном смысле слова речь в этих, как и в позднейших, актах не идет.

Кара за Б. впервые в российском законодательстве предусмотрена Соборным уложением царя Алексея Михайловича (1649), 1-я глава к-рого называется «О богохульниках и о церковных мятежниках». В ней, в частности, говорится: «Будет кто иноверцы, какия ни буди веры, или и русский человек, возложит хулу на Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, или на рождьшую Его Пречистую Владычицу нашу Богородицу и Приснодеву Марию, или на Честный Крест, или на святых Его угодников, и про то сыскивати всякими сыски накрепко. Да будет сыщется про то допряма, и того богохулника обличив, казнити, зжечь. А будет какой бесчинник пришед в церковь Божию во время Святыя литургии, и каким ни буди обычаем, Божественная литургии совершити не даст, и его изымав и сыскав про него допряма, что он так учинит, казнити смертию безо всякия пощады» (1985. Т. 3. С. 85).

Уголовное законодательство имп. Петра I разделило преступление Б. на 2 вида в зависимости от объекта хулы: хуление имени Божия, а также св. таинств влекло за собой прожжение языка, а затем отсечение головы, а поношение Божией Матери, святых и правосл. веры - отсечение сустава или смертную казнь. Смертной казнью или конфискацией имущества каралось, согласно «Воинскому артикулу» (1714) Петра Великого, и недонесение о Б. «Воинский артикул» однако находит основание для снисхождения, если преступление не содержит в себе намеренного богохуления и «слова оного ругателя… токмо из легкомыслия произошли». В этом случае виновный наказывается арестом на 14 дней и вычетом месячного жалованья в пользу госпиталя либо шпицрутенами, но троекратное совершение данного преступления влечет за собой уже смертную казнь через расстрел (1986. Т. 4. С. 329).

При императрицах Елизавете Петровне и Екатерине II среди наказаний за Б. была отменена смертная казнь. Религ. преступления подверглись тщательной разработке при составлении Свода законов Российской империи 1832 г., где они собраны во 2-м разд. 1-й кн. XV т., причем богохуление занимает 1-ю гл. этого раздела.

В «Уложении о наказаниях уголовных и исправительных» 1845 г. разд. 2-й озаглавлен «О преступлениях против веры и о нарушении ограждающих оную постановлений», 1-я гл. раздела - «О богохулении и порицании веры». Согласно «Уложению», произнесение хулы на «Бога, или на Пречистую Владычицу нашу Богородицу и Приснодеву Марию, или на Честный Крест, или на бесплотные силы небесные, или на святых угодников Божиих и их изображения» в церкви карается лишением всех прав состояния и ссылкой в каторжные работы в рудниках сроком от 12 до 15 лет, а также наказанием плетьми и наложением клейма, если виновный не освобожден от телесных наказаний. Аналогичная хула, произнесенная не в церкви, но в публичном месте, влечет за собой лишение всех прав состояния и ссылку в каторжные работы на заводах сроком от 6 до 8 лет, а также наказание плетьми и наложение клейма. Уличенный в совершении того же преступления не в публичном месте, но при свидетелях и с намерением поколебать их веру наказывается лишением всех прав состояния и ссылкой на поселение в отдаленнейшие места Сибири, а также плетьми (Там же. 1988. Т. 6. С. 213). Недонесение о подобных преступлениях, согласно «Уложению», карается тюремным заключением на срок от 6 месяцев до 1 года либо арестом от 3 недель до 3 месяцев. Виновный в публичном произнесении слов, «имеющих вид богохуления или поношения святых …или порицания веры и Церкви», но учинивший это без умысла, а по неразумию или пьянству, подвергается заключению в смирительном доме на разные сроки, но не более 2 лет, а также в более тяжелых случаях лишением нек-рых прав и преимуществ. Богохуления, поношения святых и порицания веры и Церкви в печатных или даже письменных, но распространяемых сочинениях влечет за собой лишение всех прав состояния и ссылку на поселение в отдаленнейшие места Сибири, а также наказание плетьми. Причем наказанию подвергаются как авторы, так и распространители подобных сочинений, в т. ч. и книготорговцы.

В «Уголовном уложении» 1885 г. в целом сохранены положения «Уложения» 1845 г. В уголовном законодательстве нач. ХХ в. Б. трактуется как одно из самых тяжких преступлений, но наказания, предусмотренные для виновных в этом преступлении, смягчены, как смягчены они и по всем др. преступлениям.

В уголовном законодательстве советской эпохи ввиду отделения Церкви от гос-ва, атеистической политики гос. власти и дискриминации Церкви не было места для такого преступления, как Б. Более того, Б., в т. ч. в самой циничной форме, официально поощрялось, составляло характерную черту атеистических публикаций, особенно в 20-30-х гг., на страницах ж. «Безбожник» , а также на рубеже 50-60-х гг., во время хрущевских гонений на Церковь.

Уголовный кодекс РФ 1996 г. не включает в перечень преступлений Б. Но косвенным образом отдельные случаи Б. могут подлежать уголовной ответственности, если они, напр., содержат в себе также оскорбление религ. чувств, возбуждение религ. вражды, чинение препятствий в совершении санкционированных богослужений, акты вандализма.

Лит.: Белогриц-Котляревский Л . С . Преступления против религии в важнейших государствах Запада. СПб., 1886; Российское законодательство Х-ХХ вв.: В 9 т. М., 1984-1988.

Прот. Владислав Цыпин

ов, состоящий в произнесении дерзких и хульных слов на Бога и промысл Божий. По закону Моисееву за богохульство наказывали смертью, именно: виновного выводили за пределы стана и побивали камнями (Лев 24:15-16). Между видами богохуления, особенно тяжкий грех хула на Духа Святого (Мф 12:31, Мк 3:28-30), по заповеди Спасителя: «всякий грех и хула простятся человекам, а хула на Духа не простятся человекам ни в сем веке, ни в будущем» (Мф 12:31-32). Именей и Александр, упоминаемые в 1-м послании ап, Павла к Тимофею (1:20), за богохульство были преданы апостолом страшному наказанию, и в будущем, по слову Божию, суд таких людей не медлит и погибель их не дремлет (2 Пет 2:3, Иуд. 8-15).

Библейский Словарь к русской канонической Библии

богохульство

богох’ульство (Мат.9:3 ; Мат.26:65 ; Мар.2:7 ; Мар.7:22 ; Мар.14:64 ; Лук.5:21 ; Иоан.10:33 ,36; 1Тим.1:20 ; Отк.13:1 ,5) - поношение, оскорбление имени Божия. В Мат.9:2 -3 книжники считали богохульством даже попытку делать дело Божие и говорить от имени Бога. (см. хула).

Православный энциклопедический словарь

богохульство

оскорбление Бога и святынь, один из самых тяжких грехов. Христос предупреждал, что "хула на Духа (Святого) не простится человекам" (Евангелие от Матфея 12,31).

Культура речевого общения: Этика. Прагматика. Психология

богохульство

хула на Бога, на то, что связано с верой в Бога. В любом случае неэтично. Субъект выказывает свое духовно-нравственное недостоинство или невежество и этим самым вызывает у порядочных людей отрицательное отношение к себе не только во время данного общения, но и надолго позже. Не следует вступать в спор с богохульствующим взрослым человеком, делать ему замечание: узнав о вашей позиции, он также будет относиться к вам плохо.

Целесообразная реакция – спокойное и краткое выражение неприятия высказывания или красноречивое неодобрительное молчание .

Православная энциклопедия

богохульство

один из наиболее тяжких грехов, представляющий собой произнесение слов хулы на Бога и Божий промысел. В соответствии с законом Моисеевым богохульников предавали смерти. Виновного выводили из города или стана и публично побивали камнями. Самым тяжким из богохульств является поношение Святого Духа. Сам Спаситель по этому поводу говорил следующее: «Всякий грех и хула простятся человекам, а хула на Духа не простится человекам. ни в сем веке, ни в будущем» (Евангелие от Матфея, 12, 31–32).

Библия: Тематический словарь

богохульство

произносить хулу на Бога

А. Как совершаются богохульства:

речи против Бога:

Лев 24:11,16; Мф 26:64,65; Деян 6:11

речи против слова Божия:

идолопоклонство:

Неем 9:18,26; Иез 20:27,28

преследования церкви:

угнетение бедных:

богохульные имена:

Б. Установления о богохульстве

запрещено законом Божиим:

Загрузка...