docgid.ru

Откуда в крыму английский дворец или удивительный замок графа воронцова. Алупка воронцовский дворец и парк в крыму история фото

Уже более ста лет одной из любимых и популярных достопримечательностей Крыма, созданных человеком, является удивительный по своей красоте Воронцовский дворец. В середине XIX века он был резиденцией знаменитого русского графа, а сегодня стал музеем, который посещают туристы не только из России и Украины, но и из стран дальнего зарубежья.История дворца

В 1828 году в Крыму, в Алупке у горы Ай-Петри начали строить резиденцию графа М. С. Воронцова – видного российского деятеля, а по совместительству генерал-губернатора Новороссийского края. Строили даже не дом или особняк, а огромный дворец из прочнейшего диабаза, который добывали неподалеку. Проект резиденции разрабатывался английским архитектором Эдвардом Блором. Англичанин в Крыму никогда не был, но прежде чем приступить к созданию проекта, по книгам и рисункам изучил рельеф горной местности.

Строительство дворца шло двадцать лет. Это была действительно грандиозная стройка, на которой трудились солдаты из саперного батальона и крепостные из Московской и Владимирской губерний. Они выполняли всю черную работу, но к резке камней их не допускали – это делали потомственные камнетесы, которые принимали участие в строительстве белокаменных московских дворцов.


Архитектура дворца

Дворец возводили постепенно, корпус за корпусом. Сначала построили столовый, потом центральный корпус и пристроили к нему бильярдную. После этого появились восточные флигели, гостевой и хозяйственные корпуса, башни дворца. Строительство завершилось оформлением Парадного двора и строительством библиотеки.

Не зря архитектор так скрупулезно изучал местный ландшафт – ему удалось расположить дворец как бы по рельефу гор и сделать его с ними как будто бы одним целым. Видишь его и понимаешь, что он находится действительно на своем месте.

Архитектор создал дворец в английском стиле, смешав сразу несколько эпох, самая поздняя из которых – XVI век. При этом элементы располагаются по хронологии – чем ближе к воротам, тем старше стиль. Здесь есть готика, есть классицизм, есть богатство Востока: арки, своды, надписи на арабском.

Стоит ли говорить о богатстве интерьеров дворца? В их оформлении использовалось дерево дорогих пород, натуральные камни, благородные металлы. Каждая комната оформлялась по-особенному, в духе определенной эпохи или страны. Например, здесь есть Ситцевая комната, Китайский кабинет, Голубая гостиная. Столовая, как в средневековом замке – ее украшают гигантские панно и богатейшая резьба по дереву.

Судьба дворца

До самой революции дворцом владели Воронцовы. Но когда сменилась власть в стране, поменялся хозяин и у знаменитого замка – его национализировали, и в 1921 году здесь открылся музей.

Во время войны отсюда не успели вывезти ценнейшие экспонаты, и они достались оккупантам. Немцы переправили в Германию коллекции живописи, старинную утварь, статуэтки и прочие вещи, которыми когда-то владели Воронцовы. Некоторые картины после войны удалось вернуть, но большинство из них осели в частных коллекциях.

Убранство Воронцовского дворца смог оценить сам Уинстон Черчилль – во время Ялтинской конференции дворец являлся его резиденцией.

С 1945 по 1955 дворец был правительственной дачей, а с 1956 года и по наше время является музеем-заповедником.

Что показывают туристам?

Осмотр дворца посетители начинают с уникального парка, который создавал еще во времена графов Воронцовых садовник-ботаник Карл Кебах. Более 25 лет на площади в 360 тысяч квадратных метров он разводил и выращивал редчайшие цветы и кустарники. Сад украшают и каменные львы, созданные специально итальянским скульптором Джовани Боннани.

Сегодня в залах дворца постоянно работают несколько экспозиций, которые рассказывают о самом дворце и о роде Воронцовых. Здесь также представлены произведения искусства, которые удалось сохранить и вернуть. Всего во дворце насчитывается 27 тысяч экспонатов, а в библиотеке, которую начинал собирать сам граф Воронцов – более 10 тысяч книг!

Материал подготовила Юлия Савоськина.

Вам также может быть интересно:

Если вы выбрали для отдыха в Крыму в 2016 Алупку, то обязательно увидите на фотографиях, открытках, картинах, указателях по всему городу Воронцовский дворец. Самый величественный в Крыму, он стал настоящим украшением этого приморского городка и одной из главных достопримечательностей ЮБК, на которую ежегодно приезжают посмотреть миллионы туристов. Великолепная архитектура Воронцовского дворца в Алупке, роскошный парк, потрясающие виды на склоны Крымских гор и Черное море никого не оставят равнодушным.

Где расположен : Алупка, Дворцовое шоссе, 10.

Как удобнее всего добраться : проще всего приехать в Алупку из Ялты: сюда ходят маршрутки № 102, 115, 107. Из Симферополя и Севастополя добраться до Воронцовского дворца можно с автовокзала.

В какое время года лучше всего посещать : в любое время года в хорошую погоду.

История Воронцовского дворца в Крыму

Воронцовский дворец в Алупке возводился как резиденция генерал-губернатора Новороссийского края графа М.С.Воронцова. Надо сказать, что сам выбор Крыма для строительства этого величественного сооружения должен был льстить нашему полуострову: в те времена в Новороссию входила огромная территория от Одессы до Дона.

Дворец возводился по проекту английского архитектора Эдварда Блора, который «приложил руку» к строительству Букингемского дворца в Лондоне и замка Вальтера Скотта в Шотландии. До сих пор ведутся споры относительно того, был ли архитектор лично в Крыму или создал свой шедевр, руководствуясь исключительно рассказами об окрестных пейзажах. В первое верится больше, ведь Воронцовский дворец в Алупке идеально вписывается в ландшафт: его острые башенки словно повторяют пики Крымских гор, а совмещение нескольких архитектурных стилей, в том числе восточных, прекрасно отражает судьбу Крыма.

Возводился дворец в 1828-1848 годах под руководством еще одного английского архитектора, Уильяма Гунта. Параллельно со зданием велись работы и над созданием парка: за них был ответственен Карл Кебах, садовод, которому Крым обязан появлением великолепных садов и парков Фороса, Гаспры, Ореанды, Массандры, Мисхора.

Владеть дворцом Михаилу Семеновичу Воронцову пришлось недолго: он умер в Одессе в 1856 году. После него имение перешло его сыну, а затем - родственникам, богатым дворянам Воронцовым-Дашковым. В 1917 году Воронцовский дворец национализировали. Ему повезло намного больше, чем другим культурным объектам в Крыму: с 1921 здесь устроили историко-бытовой музей, с 1956-го - художественный музей. В 1990 Воронцовский дворец стал Алупкинским дворцово-парковым музеем-заповедником.

Архитектурный шедевр

Первое, на что обращаешь внимание, когда видишь фото Воронцовского дворца, - необычный цвет камня, из которого он возведен. Все прочие имения российских аристократов в Крыму радуют светлыми, белыми фасадами, в то время как резиденция графа Воронцова выглядит серой глыбой, затерянной в густой зелени. Здание возведено из диорита, серовато-зеленоватого камня вулканического происхождения. Добывали его здесь же, в Алупке, причем каждый блок обрабатывался вручную.

Воронцовский дворец встречает туристов Шуваловским проездом. Идя по булыжной мостовой, окруженной высокими стенами, кажется, что сейчас окажешься в настоящем средневековом замке. Однако достаточно одного взгляда на легкомысленные башенки, чтобы понять: Воронцовский дворец не так-то прост.

Блор объединил в проекте дворца неоготический и неомавританский стили. В Англии такое смешение назвали бы романтизмом, а вот в России - эклектикой. Северный фасад Воронцовского дворца со строгими линиями напоминает резиденции английских аристократов. А вот южный, обращенный к морю, оформлен в восточном стиле: эксперты говорят, что Блор вдохновлялся дворцом Альгамбра, резиденцией арабских правителей Испании в Гренаде. В парк ведет Львиная терраса - лестница, украшенная мраморными фигурами львов - аналогов скульптур с гробницы папы Климента XII в Риме.

Внутреннее убранство, как легко понять из фото Воронцовского дворца в Крыму, сохранилось практически неизменным с XIX века. Каждая комната имеет свое индивидуальное оформление - например, Китайский кабинет, Зимний сад, Голубая гостиная, Ситцевая комната. Очень оригинально в Воронцовском дворце в Алупке оформлена парадная столовая: она напоминает зал средневекового дворца. Залы украшены скульптурами и работами известных живописцев - итальянских, французских, английских и, конечно, русских мастеров. Всего в Воронцовском дворце около 150 комнат, включая подсобные помещения, но для посещения, конечно, отрыта лишь часть.

Воронцовский дворец - кинозвезда

Если при взгляде на фото Воронцовского дворца у вас возникает ощущение, что он вам знаком, это значит, вы ценитель классики советского кинематографа. Вряд ли есть другая , которая «засветилась» бы в таком количестве фильмов! Воронцовский дворец в Крыму изображал царскую резиденцию в «Обыкновенном чуде» и «Гамлете», «Трех мушкетерах» и «Небесных ласточках». Здесь снимали «Алые паруса», «Безумный день, или Женитьбу Фигаро» и «Сафо». Велика вероятность столкнуться со съемочной группой и летом 2015: залы и ландшафты дворца-музея постоянно используют при съемке художественных и документальных фильмов.

Экспозиции Воронцовского дворца в Крыму

В 2016 году в Воронцовском дворце вы сможете посетить такие экспозиции:

  • «Парадные залы Главного корпуса Воронцовского дворца».
  • Южные террасы.
  • «Квартира Дворецкого» в Хозяйственном корпусе.
  • «Дом графа Шувалова».
  • «Воронцовская кухня».
  • Интерьерные экспозиции «Кабинет графа И.И. Воронцова-Дашкова» и «Кабинет коменданта Гос. Дачи».
  • «Парижский архив» (картины и фотоматериалы - дар семьи Комстадиусов).
  • «Дар профессора В.Н. Голубева» (картины художников XX века).


Цена билета в Воронцовский дворец

Большинство экспозиций Воронцовского дворца работают без выходных. В любой день недели можно приехать и насладиться роскошным парком. Обратите внимание, что в однодневные экскурсии, которые можно купить практически в любом курортном городке Крыма, обычно не входит посещение залов, так что если хотите насладиться внутренним убранством Воронцовского дворца, придется подумать об этом моменте заранее. Впрочем, и осмотр экстерьера этого потрясающего здания и громадного парка (его площадь - более 40 Га!) оставит незабываемые впечатления! В целом на посещение этой достопримечательности, как и Никитского ботанического сада в Крыму, стоит выделить хотя бы 3-4 часа, а если хотите послушать экскурсию и пройтись по всем экспозициям, а после - еще и покупаться на алупкинском пляже, то запланируйте поездку на целый день!

Экспозиция Взрослый билет Детский билет
Парадные залы Главного корпуса 300 рублей 150 рублей
Воронцовская кухня 110 рублей 55 рублей
Южные террасы 50 рублей 25 рублей
Гостевой корпус 50 рублей 25 рублей
Дом графа Шувалова 110 рублей 55 рублей
Квартира дворецкого 110 рублей 55 рублей
Единый билет на все экспозиции 550 рублей 275 рублей
Экскурсия по парку 100 рублей 50 рублей

Первый вторник каждого месяца для школьников и студентов устраивают бесплатные экскурсии. Сделать фото в Воронцовском дворце можно, доплатив 30 рублей. Кстати, у музея есть свой прейскурант на выездную регистрацию и профессиональную съемку, так что при желании можно устроить настоящий фотосет на фоне великолепного дворца!

Дворец М.С. Воронцова в Алупке является одной из самых известных достопримечательностей Крымского полуострова. Он находится у подножия горного массива Ай-Петри. Окружающий его прекрасный парк, как и сам дворец, с 1956 г. является музеем.

Фото Воронцовского дворца:



Архитектура дворца

Стиль, в котором построено здание – это сочетание английского и неомавританского направлений, они не только отлично сочетаются между собой, но и прекрасно учитывают окружающий рельеф местности. Автор проекта – английский архитектор Эдвард Блор – сумел органично соединить элементы английского стиля от древнего периода до XVI в, что наблюдается в западной его части. Восточные элементы представлены на Южном входе, где арка, выполненная в виде подковы, и двухъярусный свод богато украшены резьбой. Есть даже арабский текст, он гласит: « и нет победителя, кроме Аллаха». Дымовые трубы в этой части напоминают башни минаретов.


Историческая справка

Воронцовский дворец возводили 20 лет, в 1828 — 48 г.г. для графа М.С. Воронцова, бывшего на тот момент губернатором Новороссийского края. Начинали строительство зодчие Ф. Боро и Т.Харрисон. Английский же архитектор Э. Блор сменил их после внезапной смерти Хариссона. Он не приехал ни разу, лишь хорошо изучил местность, на основании чего и создал свой шедевр. Руководил строительством У. Гунт, его ученик.

Интересно:
Строили дворец крепостные крестьяне Московской и Владимирской губерний. При выполнении сложнейшей рельефной отделки использовались только ручной труд и примитивные инструменты.

Первым был в 1830 – 34 г.г. возведён корпус столовый, завершено строительство в 1840 – 46 г.г. библиотечным корпусом. Одновременно в 1840 — 48 г.г. велись масштабные работы по устройству парка. К сооружению террас у южного фасада привлекли даже солдат сапёров.

Парк с 1824 по 1851 г. создавал немец К.А. Кебах, который был главным садовником всего ЮБК. Площадь парка 40 га. Здесь представлено более 200 видов растений.

Интересно:
На дно Лебединого озера, украшающего парк, было высыпано 20 мешков полудрагоценных камней для создания необыкновенной игры света в солнечную погоду.

Завершающей точкой в создании великолепного садово-паркового ансамбля стала установка на центральной лестнице у главного входа мраморных львов, созданных итальянскими мастерами.


Немного о заказчике и первом хозяине

Граф Михаил Семёнович Воронцов более всего известен нам с не очень лестной стороны. И это, благодаря едким эпиграммам А.С. Пушкина, который находился под его надзором во время южной ссылки. И правда, как можно относиться к тому, в чью жену ты влюблён без взаимности. Вот и наш великий стихотворец отыгрывался на муже Елизаветы Ксаверьевны со всем пылом. Каждый школьник знаком с пушкинской характеристикой генерала:

Полу-милорд, полу-купец,
Полу-мудрец, полу-невежда,
Полу-подлец, но есть надежда,
Что будет полным наконец.

В действительности же М.С. Воронцов умный, достойный уважения человек и настоящий герой. Фигура его не случайно представлена на памятнике 1000-летию России. Родился он в знаменитой семье, крестной его матерью стала Екатерина II. Образование (блестящее!) юноша получал в Лондоне, там отец его служил посланником.

Начав военную службу в 21 год, он участвовал во многих сражениях. Вот только некоторые из них:

  • — 1804 г. – штурм крепости Гянджа на Кавказе;
  • — 1809 г. – штурм крепости Базарджик на Балканах;
  • — 1812 г. – Бородино (рана штыком в рукопашном бою);
  • — 1813 г. – баталия под Лейпцигом;
  • — 1814 г. – взятие Парижа.

М.С. Воронцов возглавлял оккупационные войска в Париже, а когда они покидали Францию, собрал информацию о долгах офицеров и солдат местному населению и компенсировал из личных средств все (почти 1 500 000 тех рублей), продав для этого одно из своих имений.

Он очень много сделал для экономического развития Бессарабии, Одессы, Крыма, Новороссийской области, всей Южной России.

Военную службу М.С. Воронцов продолжил на Кавказе в 1844 г. За успехи получил титул князя, затем, светлейшего, звание генерал-фельдмаршала, должность Кавказского наместника.

Личные качества М.С. Воронцова.

Он был библиофилом и являлся членом Российской Академии наук. Имел уникальную библиотеку, которую начали собирать ещё его отец и родная тётка Е.Р. Дашкова.

Его награды за военные и государственные заслуги составляют огромный список, среди них

  • Георгиевский крест трёх степеней (за личное мужество);
  • — 2 золотые шпаги (за храбрость),
  • — Ордена Святого Владимира;
  • — Александра Невского;
  • — Андрея Первозванного и ещё очень много русских и иностранных орденов и наград.

Его любили солдаты, для которых он отменил физические наказания, был с ними прост в обращении и доступен, любили и уважали офицеры. После его смерти родилась грустная поговорка у военных: «До Бога высоко, до царя далеко, а Воронцов умер»

Существует несколько памятников генералу, созданных на деньги, которые собрали благодарные ему люди. Умер он в 1856 г., похоронен был в Одессе. С воинскими почестями в 2005 г его прах и прах супруги перенесли в Спасо-Преображенский собор.
В общем, не прав был великий поэт.

Дворец генерал-губернатора

Это сегодня Южный Берег Крыма является роскошным и популярным курортным местом, а в первые годы XIX в. он только обретал известность. Русские помещики осваивали благодатные места, не стал исключением и М.С. Воронцов – один из богатейших людей своего времени. Его выбор пал на небольшое татарское селение Алупка.

Что привлекло Новороссийского генерал-губернатора? Безусловно, то же, что высоко ценят современные туристы:

  • — целебный климат;
  • — роскошные пейзажи;
  • — тёплое море;
  • — окрестные родники.

Архитекторы отдали дань любви М.С. Воронцова ко всему английскому, но при этом подчеркнули и недавнее турецкое влияние, сохранившееся в Крыму. Всё это учтено в гармоничном смешении английского и восточного стилей, не забыто и участие в формирование образа дворца горного массива Ай-Петри.

Интересно:
Для повышения сейсмо устойчивости в плиты фундамента залит свинец.

Продолжение истории

После смерти хозяина дворец перешел к его племянникам, Павлу Андреевичу Шувалову, затем Михаилу Андреевичу. Последней владелицей стала внучка М.С. Воронцова Елизавета Андреевна Воронцова-Дашкова.

В советский период имение национализировали. Сначала здесь находилась дача НКВД, а в 1921 г. во дворце начал работать музей.

Во время Великой отечественной войны экспонаты эвакуировать не успели, вывезено в Германию было раритетов на 4 980 000 рублей (в исчислении 1945 г.)

Интересно:
Музей дважды спасал от разрушения С.Г. Щеколдин, сотрудник музея, назначенный немцами его директором. Он предотвратил взрыв от заложенного НКВД динамита. Удалось ему спасти здание и от авиабомб. Он же предоставил список похищенного. НО! Был осуждён «за сотрудничество с оккупантами» на 10 лет. Реабилитирован лишь в 1991 г.

В феврале 1945 года во время Ялтинской конференции во дворце жила делегация англичан, возглавляемая У. Черчиллем. До 1955 г. здесь была государственная дача.

С 1956 г. это музей, а с 1990 г. музей-заповедник, включающий парк и дворец.

Интерьеры дворца

В здании 150 комнат, расположенных в 5 корпусах. Здесь также сочетаются элементы английского стиля и восточные мотивы.

Комнаты симметричны, их двери находятся напротив друг друга. В каждой комнате имеется камин, на стенах портреты известных людей и пейзажи. Скульптуры в оранжерее – изображения членов семьи первого владельца.

В 1914 г. во дворце появилось электричество.

В настоящее время для посетителей доступны 10 комнат на первом этаже. В них, практически, сохранился первоначальный интерьер. Это парадные помещения, где хозяева принимали гостей, и оранжерея. Среди предметов мебели есть оригинальные. Остальные подобраны с таким умением, что не нарушают общую картину.


Интересно:
Паркет дворца подлинный – ему почти 200 лет.

Видео обзор дворца:

Информация для туристов

Помимо основной экспозиции вниманию посетителей предлагаются следующие выставки:

  • — квартира дворецкого;
  • — кухня Воронцовых;
  • — дом Шувалова;
  • — парковая скульптура
  • и ряд других.
Важно:
Можно покупать билеты на каждую выставку отдельно, но выгоднее купить единый билет за 650 рублей. Дети до 16 лет посещают дворец бесплатно. Студенты, пенсионеры и граждане 16 -18 лет за 325 рублей.

По парку можно покататься на электромобиле. Стоимость такой экскурсии 800 рублей за всю группу (от 4 до 20 человек.) Экскурсионное обслуживание предусмотрено и в музее.

Основная экспозиция работает без выходных с 8:00 до 20:00. Остальные выставки выходные в понедельник и среду.

Подробная и самая актуальная информация на сайте дворца: http://worontsovpalace.org (официальный сайт)

Как добраться в Воронцовский дворец

Из Ялты сюда идут автобусы с центрального автовокзала. Ехать до остановки «Алупкинский дворец». Далее по парку пешком. На маршрутке можно доехать до местного автовокзала и, ориентируясь по указателям, пройти 850 м. пешком. Можно на катере по морю – это дополнительное удовольствие и впечатления. Затем от пляжа в гору. Адрес: Алупка, Дворцовое шоссе, 18.

Воронцовский дворец на карте Крыма

GPS Координаты: N 44.419861, E 34.055972 Широта/Долгота

С Воронцовским дворцом у меня связаны самые чудесные воспоминания. Я была ещё школьницей, когда вместе с родителями приехала в Алупку впервые. Мама предложила пойти на экскурсию, и при слове «дворец» я почему-то представила себе что-то сказочное, вроде дворца царя Салтана – белоснежное здание с синими куполами, храм и терем одновременно. Но то, что я увидела, перешло все границы самых прекрасных фантазий: дворец и крепость, изысканность и строгость, пышность и сдержанность.

Тогда я понятия не имела, что такое английский стиль и о чём говорит экскурсовод, но суть рассказа становилась ясной благодаря тому, что возникало перед глазами. Я поняла, что русский аристократ, долго живший в Англии – тот самый граф Михаил Семёнович Воронцов – пожелал украсить полудикую местность изумительным строением. Оно должно было повторять очертания Ай-Петри – горы, у которой расположена. А может, не он сам додумался до этого, а архитектор Эдвард Блор, но в результате получился архитектурный шедевр. У меня такое ощущение, что дворец существует столько же, сколько сама крымская земля, хоть это и не так.

Что посмотреть на территории дворца

Второй раз я приехала в Алупку вместе с мужем, когда ждала дочку. Воронцовский дворец и парк стали для меня чем-то вроде счастливого талисмана. Но если в пору моего детства очереди в кассу дворца были огромными, то в то лето мы попали внутрь довольно быстро: видимо, в начале 21 века интерес к прекрасному в Украине поубавился. Да-да, ведь тогда вместе с Крымом была в плену безрадостности. И все же Крым оставался Крымом: гостеприимным, цветистым, щедрым. Мы с мужем приехали в Алупку на довольно удобном автобусе и сразу пошли в гости к Михаилу Семёновичу. Но, по правде сказать, он в своём алупкинском дворце почти не бывал!

Строительство дворца началось в 1828 году.

Столовый корпус

Первым возводили столовый корпус. Я не помню, почему, но позволю себе предположить, что интеллигентная графская семья предпочитала кушать в достойной обстановке. Это сейчас мы влетаем в закусочные и под звуки попсы глотаем гамбургеры, а тогда не лишенные культуры семьи собирались в столовых, где неспешно проводили время за приятной трапезой, сопровождающейся переливами классической музыки. Вот так выглядит парадная столовая Воронцовского дворца.

Деревянный балкончик наверху предназначен для музыкантов. Согласитесь, в такой обстановке невозможно повысить голос, начать жестикулировать, пренебрегать приборами и просто куда-то спешить. Блюда готовились на дворцовой кухне: повара передавали их сюда слугам, которые пользовались подземной галереей. Но это было уже тогда, когда дворец был полностью построен. На это ушло целых двадцать лет!

Особенности архитектуры Южного фасада

Архитектор Эдвард Блор в Алупке никогда не бывал – невероятно, но факт. Он был осведомлён о рельефе местности, и поэтому так точно и мастерски создал проект дворца. В нём соединились и классический английский (как я уже говорила) стиль, и восточный, в котором построен Южный фасад. Как объяснила мне знакомая экскурсовод, это был красивый жест, реверанс Воронцова: он хотел отдать дань культуре мусульман, основавших Алупку и живших в ней.

Таким Южный фасад вы вряд ли когда-нибудь увидите: на этих ступенях всегда полно туристов с фотоаппаратами. Даже в ноябре здесь много гостей. Львы, украшающие ведущую к морю лестницу, были установлены в 1848 году, спустя двадцать лет после начала строительства дворца. Создал их итальянский скульптор Джовани Боннани. Львиная терраса завершила строительство дворца, но за двадцать лет было пережито и создано немало!

Вглядитесь в эти камни, зубцы, башенки – всё это создано руками русских крепостных из Московской и Владимирской губерний. Потомственные каменотёсы строили дворец из местного камня диабаза (застывшей магмы, как я читала). В их распоряжении были лишь самые примитивные инструменты. Имена этих мастеров остались неизвестными, но Воронцовский дворец навсегда сохранил тепло их рук.

Интерьер

Крепостные занимались и более тонкой работой. Например, паркетом. Он восхищает, как произведение искусства.

Эта комната, голубая гостиная, вызвала у меня неописуемый восторг. Она – далеко не первое помещение во дворце (в своём рассказе я нарушаю порядок экскурсии), но, безусловно, самое изысканное. Обратите внимание на белые цветы на голубом фоне. Я слышала, что ни один из них не повторяет другой! Вроде бы даже этим вопросом заинтересовались искусствоведы. Повторов не нашли: листочки, стебли, лепестки, изгибы – разные! И сделали это те же самые русские крепостные.

Ну, а если по порядку, то одной из первых комнат, в которой оказываются гости-экскурсанты – парадный кабинет. Впечатление несколько портит вентилятор, но летом без него, видимо, никак.

Портреты

Хозяин дворца, граф Воронцов, чтил героев Отечественной войны 1812 года: на стенах можно видеть множество портретов.

А вот портрета Александра Сергеевича Пушкина, не менее известного современника графа Воронцова, в этом роскошном доме нет и быть не может. Знаете, почему? Служил поэт под начальством Михаила Семёновича в Одессе, и ответственный генерал-губернатор никак не мог понять разгильдяйства своего молодого подчинённого. Солнцем русской поэзии его тогда мало кто считал, а вот повесой был отменным. Есть версия, что Александр Сергеевич крутил роман с супругой своего шефа, Елизаветой Ксаверьевной, а мужу-рогоносцу посвятил известную эпиграмму «Полу-милорд, полу-купец...» В общем, Воронцову было за что не любить Пушкина, но он смотрел на эти шалости сквозь пальцы, поэтому в Сибири стихотворец не оказался: всего лишь в так называемой «северной ссылке» в своём родовом имении Михайловском. Тосковала ли по нему красавица-хозяйка Воронцовского дворца? Кто знает, но что собой Елизавета Ксаверьевна была чудо как хороша, сомнений нет.

В своём дворце Михаил Семёнович не мог не отдать должного Екатерине II и Григорию Потёмкину: без них ещё тогда русские люди ни за что не сказали бы, что Крым – наш. В комнатах-залах есть их портреты, а в Зимнем саду – мраморный бюст Екатерины II работы Иоганна Эстеррейха.

Зимний сад

Зимний сад Воронцовского дворца (простите, я опять перескакиваю с одного на другое!) так же прекрасен, как и всё в этом великолепном здании. Разве можно почувствовать ненастье, если рядом всегда тепло и солнечно?

По-моему, в Воронцовском дворце соединилось всё самое лучшее, что есть на свете. И классическая Англия, и светлая , и лучшие русские мотивы, и сам Крым. И даже если за стенами хозяйничает зима,

то в этом уголке дворца не кончается лето.

Библиотека

Обойдя всё, что позволено обойти экскурсанту, причём не один раз, я не нашла во дворец ни одной детали интерьера, которая бы меня разочаровала. Взгляните, например, на эту люстру и потолок над ней. Само совершенство!

А какая здесь собрана библиотека! Если бы разрешили пожить и почитать, то никакой Интернет не был бы нужен, скучать бы не пришлось.

Немного истории

Кстати, после того, как в этом бесподобном родовом имении жили наследники графа Михаила Семёновича, здесь действительно были постояльцы, которым посчастливилось чувствовать себя в этих интерьерах, как дома: во время Ялтинской конференции 1945 года национализированный советской властью Воронцовский дворец стал гостиницей для английской делегации во главе с Уинстоном Черчиллем. Вот так, наверное, выглядел тогда хозяйственный дворик:

Гостям-англичанам достался зимний пейзаж, а мне в мой третий приезд уже с большой дочкой – солнечный осенний.

Эта дорожка ведёт к парку Воронцовского дворца. Его справедливо считают шедевром садово-паркового искусства. Но это уже другая история.

Как добраться до Воронцовского дворца

Такой вопрос вы вряд ли зададите, если приехали на экскурсию на автобусе: вас приведут прямо во внутренний дворик дворца, и ваша главная задача – следовать за экскурсоводом и не потеряться. Но если вы турист-одиночка или приехали в Алупку с компанией сами по себе, то вам поможет карта.

Как видите, пеший путь от автостанции отнимет у вас не больше 15 минут. А о том, что посмотреть в Воронцовском дворце, какие бывают экскурсии, какое время для посещения самое удобное, вы узнаете на официальном сайте музея .

Время работы и стоимость

Основная касса музея работает с 9.00 до 16.15, по субботам с 9.00 до 19.15, без выходных. Касса выставок работает с 9.00 до 16.15. О стоимости входных билетов, во всём их разнообразии, можно узнать .

Алупкинский дворец, шедевр архитектуры романтизма, строили почти 20 лет, с 1828 по 1848 год, по заказу могущественного генерал-губернатора Новороссийского края, аристократа и англомана графа Михаила Семеновича Воронцова. Граф самолично выбрал место для своей крымской резиденции на живописном каменном мысу у подножья горы Ай-Петри в малоизвестном татарском селе Алупка. Органично вписать здание дворца в окружающий ландшафт удалось англичанину Эдварду Блору - автору замка Вальтера Скотта в Шотландии, придворному архитектору британской короны. В архитектуре Воронцовского дворца Блор соединил разные стили - английский, неомавританский и готику, отдав должное светской моде того времени на романы Вальтера Скотта и восточные сказки.

История создания

Первоначально возводить резиденцию был назначен знаменитый итальянский архитектор Франческо Боффо, уже построивший графу дворец в Одессе. Помогать ему должен был англичанин Томас Харрисон, инженер, приверженец неоклассики. Начались работы, и к 1828 году фундамент, который для сейсмоустойчивости залили свинцом, а также первая кладка портальной ниши центрального корпуса были готовы. Но в 1829 году умер Харрисон, а два года спустя граф решил приостановить строительство дворца, по всей видимости отказавшись от идеи возведения резиденции в стиле неоклассики.

Воронцов обращается к англичанину Эдварду Блору, блистательному историку архитектуры, графику и модному у себя на родине архитектору. Скорее всего, Воронцову его отрекомендовал граф Пембрук. Новых чертежей пришлось ждать почти год. Но результат Михаилу Семеновичу понравился, и в декабре 1832 года началось возведение корпусов. Блор блистательно решил задачу в исторической перспективе: архитектура дворца демонстрирует развитие средневековой европейской и мавританской архитектуры, начиная от форм раннего Средневековья и кончая XVI веком. Здание дворца развернуто таким образом, что повторяет собой очертания виднеющихся гор. Удивительно, что сам архитектор, так точно вписавший здание в окружающую природу, ни разу не побывал в Крыму, а использовал лишь многочисленные пейзажные наброски и рисунки рельефа, которые были высланы ему в Англию.

Получившийся замок, вполне мог служить иллюстрацией к историческим романам: пять корпусов, укрепленных оборонительными башнями, различными по форме и высоте, объединены между собой множеством открытых и закрытых переходов, лестниц и двориков.

Строительство велось из местного камня зеленовато-серого цвета - диабаза, по прочности не уступающего базальту, который брался из естественных россыпей в Алупке. При его обработке требовались немалые усилия, так как сложные по рисунку украшения экстерьера дома мог испортить один неверный удар долотом. Поэтому для сложнейших каменотесных работ пригласили российских камнерезов, строивших белокаменные храмы в Центральной России.

Основное декоративное украшение Воронцовского дворца - мотив пологой стрельчатой килевидной арки - неоднократно повторяется и в чугунной балюстраде балконов, и в каменной резной решетке, ограждающей крышу, и в декоративном убранстве портала южного входа, выполненного в мавританском стиле дворца Альгамбра.

В оформлении обращенного к морю южного входа переплетаются рисунок тюдоровского цветка и мотив лотоса, которые завершаются шестикратно повторенной по фризу арабской надписью: «И нет победителя, кроме Аллаха», так же как это написано в гранадской Альгамбре.

Перед фасадом располагается Львиная терраса и монументальная лестница белого каррарского мрамора работы итальянского скульптора Джованни Бонанни. С обеих сторон ступеней расположены три пары львов: левый снизу - спящий, правый снизу - пробуждающийся, выше - пара бодрствующих, и третья пара - рычащие.

Задний фасад дворца и его западная часть, вариация на тему тюдоровской Англии XVI - начала XVII века, напоминают суровые замки английских аристократов.

Кстати, этот дворец был один из первых в России, который оборудовали водопроводом с горячей водой и канализацией.

Расходы на строительство дворцового комплекса составили около 9 миллионов рублей серебром - астрономическая по тем временам сумма. Но граф Воронцов мог себе это позволить, так как после женитьбы в 1819 году на Елизавете Ксаверьевне Браницкой он удвоил свое состояние и стал богатейшим помещиком Российской империи. Елизавета Ксаверьевна, та самая, в которую, по одной из версий, в одесской ссылке влюбился Александр Пушкин, лично следила за созданием интерьеров здания, заботилась о художественном оформлении парка и нередко оплачивала работы.

Обитатели дворца

Долго пожить в Алупкинском дворце Михаилу Семеновичу не удалось. Последовало очередное назначение - на этот раз на Кавказ. Зато в Алупке в конце 1840-х годов поселилась с детьми его дочь, графиня Софья Михайловна. Затем, после смерти князя Воронцова (он получил княжеский титул в 1845 году), дворец по праву майората перешел к его единственному сыну - Семену Михайловичу. В 1882 году его вдова, Мария Васильевна Воронцова, уехала за границу и вывезла из дворца многие ценности. Детей у нее не было, дворец оказался брошенным, и к концу XIX века здание, парк и хозяйство пришли в полный упадок.

В 1904 году у замка появились новые хозяева - родственники по линии Воронцовых-Дашковых. Жена наместника царя на Кавказе графиня Елизавета Андреевна Воронцова-Дашкова, урожденная графиня Шувалова, энергично взялась за дело. Она сдала земли под санатории и пансионы и построила на территории имения более 120 дач.

После революции и установления власти Советов в Крыму земли Воронцовых-Дашковых были национализированы. А 22 февраля 1921 года в Крым пришла телеграмма Ленина: «Примите решительные меры к действительной охране художественных ценностей, картин, фарфора, бронзы, мрамора и т. д., находящихся в ялтинских дворцах и частных зданиях, ныне отводимых под санатории Наркомздрава...»

В начале 20-х годов на Южном берегу Крыма, в ряде крупнейших дворянских усадеб были созданы музеи, среди них и Алупкинский музей. Коллекция музея серьезно пострадала во время Великой Отечественной войны: многое было вывезено оккупантами, в том числе 537 произведений живописи и графики. Лишь небольшую часть картин удалось разыскать после войны и вернуть во дворец.

В феврале 1945 года на время Крымской (Ялтинской) конференции Алупкинский дворец стал резиденцией английской делегации. В Парадной столовой дворца состоялись встречи глав союзных держав - Сталина, Черчилля и Рузвельта.

Позже дворец стал госдачей НКВД. В 1952 году там разместили санаторий, и лишь в 1956 году по решению советского правительства здесь открылся Крымский государственный музей изобразительного искусства. С 1990 года дворец входит в состав Алупкинского дворцово-паркового музея-заповедника. В его коллекции сегодня представлены произведения живописи, скульптуры и прикладного искусства, а также документы, старинные рисунки и литографии, знакомящие с историей строительства дворца.

Английский парк

Английский парк дворца - произведение немецкого садовода-ботаника Карла Кебаха, которого Воронцов пригласил в Крым в 1824 году, когда не было и проекта самого дворца. Он с рвением принялся за создание парка, учитывая рельеф, климат и местную флору, сочетая, впрочем, все с новейшими достижениями садово-паркового искусства. Со всего мира сюда были завезены около 200 видов деревьев и кустов. Посылки с семенами и саженцами приходили из Америки, Италии, Кавказа, Карелии, Китая и Японии. Рассказывали, что здесь одновременно цвело более двух тысяч сортов роз. Немецкий садовод настолько прославился в Крыму, что его стали приглашать помещики для создания или улучшения своих парков и садов по всему побережью.

Карл Кебах четко спланировал парк по принципу амфитеатра, сохранив в его структуре связи с главным дворцом и прочими архитектурными объектами. Прибрежное шоссе (Ялта - Симеиз) делит парк на Верхний и Нижний.

Нижний парк оформлен в стиле итальянских садов эпохи Возрождения с фонтанами, мраморными скульптурами, византийскими колоннами, вазами и каменными скамьями. Верхний создан по принципу английских пейзажных парков эпохи романтизма - более естественным и природным: в нем скалистые обломки, тенистые пруды и сохраненные участки крымского леса перемежаются с живописными полянами, уникальной системой озер, водопадов, каскадов и гротов. Кебах создавал Верхний парк как место созерцания моря и горы Ай-Петри, возвышавшейся над парком и дворцом, словно руины замка великанов.

Тщательно продуманная дренажная система и индивидуальный уход за растениями сделали свое дело - многие, даже очень редкие и прихотливые растения хорошо укоренились. Всего на территории парка к концу XIX века произрастало 250 видов деревьев и кустарников. Растения Воронцовского парка пользовались такой популярностью, что саженцы даже продавали на сторону, в другие сады и усадьбы.

Славу Воронцовского парка как шедевра ландшафтной архитектуры упрочили художники, работавшие здесь на этюдах: Исаак Левитан, Василий Суриков, Аристарх Лентулов... А парки, сады и виноградники, принадлежавшие графу Михаилу Воронцову и его родственникам - Нарышкиным и Потоцким, полностью изменили облик побережья от Алушты до Фороса.

Загрузка...