docgid.ru

Что такое парламентская монархия. Становление и жизнеспособность парламентарной монархии

Парламентская монархия

ПАРЛАМЕНТАРНАЯ МОНАРХИЯ - один из двух видов конституционной монархии (наряду с дуалистической монархией). Характеризуется тем, что монарх выполняет свои функции номинально. Правительство при П.м. формально и фактически ответственно перед парламентом, которому в соответствии с конституцией принадлежит формальное верховенство среди других органов государства. П.м. сложилась в Великобритании в XVIII в., а в других европейских странах в XIX - начале XX в. В настоящее время П.м. существует в Великобритании, Нидерландах, Испании, Бельгии, Норвегии, Дании, Швеции, Японии и некоторых других странах.

Из книги Энциклопедический словарь (М) автора Брокгауз Ф. А.

Из книги Большая Советская Энциклопедия (ИЮ) автора БСЭ

Из книги Большая Советская Энциклопедия (МО) автора БСЭ

Из книги Большая Советская Энциклопедия (ПА) автора БСЭ

Из книги Политика автора Джойс Питер

Из книги Политология: Шпаргалка автора Автор неизвестен

Из книги Энциклопедия юриста автора

ПАРЛАМЕНТСКАЯ ФОРМА ПРАВЛЕНИЯ При парламентской форме правления исполнительная ветвь власти формируется из состава законодателей и коллективно подотчетна в своих действиях законодательной власти. Должности главы государства и главы исполнительной власти разделены,

Из книги Все о Великобритании автора Иванова Юлия Анатольевна

14. ПРЕЗИДЕНТСКАЯ И ПАРЛАМЕНТСКАЯ РЕСПУБЛИКИ: ОБЩЕЕ И ОСОБЕННОЕ Отличительными чертами парламентской республики являются образование правительства на парламентской основе и его формальная ответственность перед парламентом.Парламент формирует и поддерживает

Из книги The Question. Самые странные вопросы обо всем автора Коллектив авторов

Монархия МОНАРХИЯ (греч. monarchia - единовластие) - наряду с республикой одна из двух форм правления, известных истории государства и права; при этой форме главой государства является единоличный правитель - монарх: власть монарха, как правило, является пожизненной и

Из книги автора

Парламентская республика ПАРЛАМЕНТАРНАЯ РЕСПУБЛИКА - разновидность государства с республиканской формой правления. Другой является президентская республика. Зачастую существуют смешанные варианты. Специфическая черта П.р. - ведущая роль парламента в государстве.

Из книги автора

Парламентская неприкосновенность см. Иммунитет

Из книги автора

Парламентская этика см. Депутатская этика.

Из книги автора

Сессия парламентская СЕССИЯ ПАРЛАМЕНТСКАЯ (лат. sessio - заседание) - период времени. в течение которого парламент (палаты парламента) проводит пленарные заседания и принимает правомочные решения.Сессионный порядок работы парламента исторически сложился в период

Из книги автора

Фракция парламентская ФРАКЦИЯ ПАРЛАМЕНТСКАЯ - в парламенте или его отдельной палате объединение депутатов, принадлежащих к одной партии, движению. Они либо избраны по их списку на основе пропорциональной избирательной системы, либо выдвинуты (поддержаны) партией,

Из книги автора

Монархия Британия - страна традиций, и одна из самых сильных традиций - это монархия. Вглядываясь в современную британскую монархию, мы сталкиваемся с явным противоречием между основным законом и реальностью.Подданные Ее Королевского ВеличестваЕсли формально

Из книги автора

Возможна ли в России парламентская республика? СТИВЕН КОЭНИсторик, почетный профессор Принстонского и Нью-Йоркского университетовЯ считаю, что парламентская республика представляет собой наиболее демократичную и репрезентативную форму правления. Однако она

Парламентарная монархия

Эта форма правления существует обычно в высокоразвитых государствах, где переход от аграрного строя к индустриальному сопровождался преимущественно не коренной ломкой прежних институтов власти, а постепенным их преобразованием и приспособлением к новым условиям.

Парламентарная монархия - один из двух видов конституционной монархии, наряду с дуалистической монархией, который характеризуется тем, что монарх выполняет свои функции чисто номинально.

Коренное отличие парламентарной монархии заключается в том, что статус монарха как юридически, так и фактически, ограничен во всех сферах государственной власти, в первую очередь, в законодательной и исполнительной. Правовые ограничения на власть монарха могут быть закреплены в высших законах, таких, как конституция или статут, либо в прецедентных решениях, вынесенных верховными судебными инстанциями. Примерами подобной формы монархии могут служить: Великобритания, Канада, Австралия, Япония и многие другие страны.

Законодательная власть в этих государствах полностью принадлежит парламенту, а исполнительная -- правительству, которое несёт ответственность за свою деятельность перед парламентом. Благодаря этому, парламентарная монархия может сочетаться с парламентской демократией - одной из характерных черт современных республик. В этом случае правительство формируется партией или коалицией из партий, получившей во время всеобщих выборов большинство голосов в парламенте. Глава такого правительства обычно называется премьер-министром. Для стран с парламентарной монархией характерен следующий принцип: «монарх правит, но не управляет». Остановимся подробнее на ключевых чертах и особенностях парламентарной монархии.

Суверенитет принадлежит народу, а король и парламент лишь реализуют его.

Монархия может быть как наследственная, так и выборная.

Политический режим, как правило, характеризуется как демократический.

В условиях достаточно последовательного проведения принципа разделения властей правительство обычно обладает правом предложить монарху распустить парламент и назначить новые выборы, так как король в таких монархиях может иметь право роспуска парламента. Однако в конституциях обычно определяются достаточно узкие рамки возможных вариантов, при которых это может иметь место.

В парламентарных монархиях центральная, а также решающая роль в системе отношений высших органов государственной власти: монарх -- парламент -- правительство, принадлежит парламенту. Монарх как юридический глава государства участия в реальном управлении страной не принимает, оставаясь чаще всего лишь символом единства нации. В ряде случаев монарх формально не назначает правительство. К примеру, Конституция Японии прямо запрещает участие монарха в управлении страной, а конституции и конституционная практика Швеции, Норвегии, Великобритании, Японии и других стран не наделяют монарха никакими управленческими полномочиями. Конституции ряда парламентарных монархий (Бельгии, Дании) формально возлагают исполнительную власть в пределах, определенных конституцией, на короля, но фактически она осуществляется правительством, а роль монарха в этом случае сводится лишь к формальному подписанию актов правительства.

Монарх обычно не имеет права отлагательного вето в отношении принятых парламентом законов, а если и обладает формально таким правом, то практически не использует его (например, в Великобритании, Бельгии), либо использует, но на основании решения правительства. Также в силу сложившейся политической практики и конституционных обычаев монарх обычно в подписании принятых парламентом законопроектов.

Обычно в парламентарных монархиях король не действует самостоятельно. Его акты подготавливаются правительством и скрепляются, контрассигнуются главой правительства или тем или иным министром, не имея, в противном случае, юридической силы. Такой принцип установлен в Швеции.

Судебную власть осуществляют независимые суды, но приговоры и постановления приводятся в исполнение именем короля.

Подводя итог, следует заметить, что все вышесказанное не должно вести к одностороннему мнению, будто институт монарха в парламентарных монархиях всегда носит чисто архаический и номинальный характер. Отстраненность монарха от управления страной и политических перипетий вовсе не означает, что его роль здесь и в иных отношениях (например, как символа единства нации, морально-политического авторитета, арбитра между ветвями и органами государственной власти и др.) близка к нулевой. Достаточно сослаться на опыт Испании, где в феврале 1981 г. именно король Хуан Карлос как Верховный главнокомандующий остановил попытку военного переворота в стране. А также на опыт Великобритании с ее традицией, согласно которой «король не может быть неправ». Кроме того, в ряде таких монархий, как Малайзия и Таиланд, главы государств имеют существенно более широкие права и полномочия. Вместе с тем, как это вытекает из сказанного, реальная государственная власть в парламентарных монархиях принадлежит не монарху, а парламенту и подчиненному ему правительству. Из этого следует сделать вывод, что существование парламентарной монархии является свидетельством полной победы буржуазии над феодалами.

В заключение поговорим о преемственности парламентарной монархии в современном мире. Посмотрим на политическую карту мира. Что же мы наблюдаем? Подобная форма правления уступает только республике. Все остальные виды монархии «остались далеко позади». Преимущество парламентарной многократно. Почему? Написав данную работу, проанализировав определенную литературу, и, имея личные монархические убеждения и взгляды на окружающий мир, я пришел к выводу, что ни один народ не желает жить под властью и давлением однообразной государственной системы, которая заставляет каждое новое поколение мыслить старыми стереотипами. Л. Тихомиров здесь указывает: «значение государства состоит в том, что оно дает место сознательному человеческому творчеству», то есть не навязывает свою волю.

Ведь почему произошла «арабская весна» в 2011 году? А вы представьте себе, что будет, когда один человек бессменно находится у руля государства на протяжении 30-40 лет. В стране никогда не будет никого «движения». А молодое поколение, которое выросло, не хочет жить так, как жило поколение их родителей. Молодому поколению надоела однотипность всего происходящего. Ему надоела старая система, им нужна новая и т. д. И тут как раз-таки и проявляется важнейшая особенность парламентарной монархии. Она одним своим существованием «убивает двух зайцев». То есть она утверждает монарха в качестве формально-юридического правителя государства, а также одновременно лишает его всякого фактического управления тем же государством. В этом и заключается весь секрет большого количества таких монархий на нашей с вами политической карте мира.

8. Нетрадиционные монархии .

1, В настоящее время в мире насчитывается несколько десятков монархий. В Европе:

Великобритания (Соединенное Королевство Великобритании и Север­ной Ирландии); Испания; Швеция; Голландия; Бельгия; Люксембург; Дания; Норвегия; микрогосударства - Андорра, Монако, Лихтенштейн, Ватикан.

Саудовская Аравия; Кувейт; Объединенные Арабские Эмираты; Оман; Катар; Бахрейн; Непал; Бутан; Бруней; Таиланд; Малайзия; Япония.

В Африке:

Марокко; Свазиленд; Лесото.

Ряд монархий находится в Океании (Фиджи, Тонга, иные островные государства).

Монархиями также являются: Канада; Австралия; Новая Зеландия. Гла­вой данных государств являе1гся МОНарх Великобритании (в настоящее время королева).

2. Монархия отличается следующими признаками:

ü главой государства является Монарх;

ü власть монарха передается по, наследству;

ü деятельность монарха не ограничена определенным сроком, монарх исполняет свои обязанности пожизненно"

ü монарх не избирается народом;

ü монарх не может быть принудительно смещен с должности (кроме слу­чаев антимонархической революции, переворота и т. д.);

ü монарх, как правило, является главнокомандующим вооруженными силами;

ü существует особая процедура принятия власти монархом и сопровож­дающий его деятельность церемониал.

3. Монархия может быть

ü абсолютной;

ü ограниченной.

4 . При абсолютной монархии монарх обладает неограниченной властью (издает законы, назначает Должностных лиц и др.) - "Государство - это Я" (Людовик XIV).

5. Разновидностями ограниченной монархии являются:

ü дуалистическая;

ü парламентарная.

6. Дуалистическая монархия - Промежуточный, переходный вариант от абсолютной к парламентарной монархии.

В дуалистической монархии власть монарха ограничена, но незначи­тельно. Можно выделить сле/1ующие признаки дуалистической монар­хии:

ü наличие, наряду с монархом иных высших органов государственной власти - парламента и правительства (что несвойственно абсолютной монархии);

ü назначение членов парламента (либо одной из его палат) монархом (в отличие от парламентарной монархии, где парламент избирается на­родом);

ü назначение членов правительства монархом и ответственность прави­тельства лично перед монархом;

ü монарх выполняет функции реального главы государства.

Дуалистические монархии были распространены в конце XIX - начале XX в. (в период буржуазно-демократических революций) в то время, когда монархи уже не могли удержать форму правления в виде абсо­лютной монархии, а буржуазия еще недостаточно окрепла, чтобы взять власть в свои руки. Примеры дуалистической монархии сегодня: Кувейт; Непал.

До 1990 г. оба эти государства являлись абсолютными монархиями, од­нако в силу исторических событий (народное восстание в Непале в 1990 г., война Кувейта против Ирака совместно с международными силами 1991 г.) в них начались демократические реформы и на сегодняшний день Кувейт и Непал перешли от абсолютных к дуалистическим монар­хиям.

7. Парламентарная (конституционная) монархия отличается следующими признаками:

ü наряду с монархом имеются высшие органы государственной власти -парламент, правительство и др.;

ü парламент избирается народом;

ü правительство формирует партия, завоевавшая большинство мест в парламенте, в результате выборов правительство ответственно перед парламентом (также и в парламентарной республике);

ü имеет место разделение властей;

ü монарх принимает участие в политической жизни, однако его власт­ные функции минимальны и носят церемониальный характер (приня­тие отставки правительства, представление государства за рубежом, вручение государственных наград и т. д.);

ü лишь в некоторых парламентарных монархиях монарх имеет реальные рычаги управления государством (распускает парламент, является гла­вой судебной власти, главой церкви - Великобритания), однако на практике многие реальные рычаги власти практически не применяют­ся.

В настоящее время парламентарными монархиями являются практи­чески все монархии Европы: Великобритания, Швеция, Испания, Бельгия, Голландия, Дания, Норвегия, а также Япония и др.

8. Особой разновидностью монархий являются нетрадиционные монархии; Объединенные Арабские Эмираты и Малайзия.

Объединенные Арабские Эмираты состоят из нескольких монархий -Эмиратов (Шаржи, Дубай и др.), возглавляемых эмирами, каждый из которых по очереди становится верховным эмиром ОАЭ. Малайзия состоит одновременно из республик и монархий. Главы мо­нархий из своего числа избирают общегосударственного монарха сро­ком на 9 лет.

ВОПРОС 15. Республика как форма правления

Переход от дуалистической монархии к парламентской оказывается возможным благодаря наличию ряда факторов: зрелости гражданского общества, кристаллизации социально-экономических интересов населения, их устойчивости, существованию многочисленного «среднего класса», функционированию конкурентной партийной системы, способной отражать интересы социальных групп и общностей, сформированное™ демократических традиций и политической культуры гражданственности.

В этих условиях согласование многообразных социальных интересов и потребностей осуществляется не сосредоточением властных полномочий в руках монарха, а благодаря их разумному распределению между различными органами государственной власти, их своевременному реагированию на требования общества, стремлению к компромиссу основных политических сил. Этот диалог власти и политических партий, движений, отражающих интересы и чаяния населения, может опираться на национальную традицию, символ единства общества, общность исторической судьбы, олицетворяющихся в личности монарха. Многие промышленно развитые государства как в Европе (Великобритания, Дания, Норвегия, Бельгия, Швеция, Испания, Голландия и т.д.), так и в Азии (Япония) являются по форме правления парламентскими монархиями.

Парламентская монархия обладает рядом юридических признаков :

  • характер власти монарха наследственный и пожизненный;
  • монарх царствует, но не правит. Будучи главой государства, он выполняет представительную функцию, является символом государства. Формально обладая властными полномочиями, монарх их самостоятельно не использует, они оказываются «спящими»;
  • режим взаимодействия законодательной власти (она сосредоточена у парламента) и исполнительной (она находится у правительства) основан на принципе сотрудничества, а не жестокого разделения;
  • правительство формируется парламентом и ответственно перед ним, т.е. ему принадлежит право юридической инвеституры. Формально это делает монарх, однако фактически лидер победившей на выборах партии формирует правительство из числа депутатов своей фракции;
  • монарх юридически безответствен, что выражается в принципе контрасигнатуры, когда акты монарха скрепляются подписью премьер-министра или министра, несущего ответственность за него.

Общие черты парламентской монархии могут приобретать конкретно-исторические формы, обладать национальной спецификой. Это может касаться объема властных полномочий монарха, особенностей его взаимодействия с парламентом и правительством. Для иллюстрации этих различий сравним британскую и испанскую парламентские монархии.

Власть монарха и в Великобритании, и в Испании пожизненная и наследственная. В этих странах используется кастильская система престолонаследия, согласно которой престол передается по мужской линии, а наличие младшего брата исключает возможность занять престол для старшей сестры. Королевой Британии является Елизавета II из династии Виндзоров, занявшая трон в 1952 г. Король Испании - Хуан Карлос I Бурбон, взошедший на престол после смерти диктатора Франко в 1975 г.

Однако природа монаршей власти различна в этих странах. Если в Испании источником государственной власти является народ и власть не носит божественного характера, то в Британии источник власти - монарх, «суверен», являющийся одновременно главой англиканской и пресвитерианской Церкви. Именно понятием «суверен» обычно определяют статус монарха в Британии, и он не носит титула главы государства, хотя является таковым, обладая широкими властными полномочиями, на практике «спящими», большинство которых он реализует «по совету и с согласия» премьер-министра.

В Испании король является главой государства и получает верховную власть из рук парламента, которому присягает во время коронации. Парламент Испании (генеральные кортесы) признает неспособность короля осуществлять свои полномочия и назначает законного наследника или регента в случае несовершеннолетия наследника. Как глава государства испанский король не входит ни в одну из ветвей власти, т.е. не обладает функциями главы исполнительной власти и реальными полномочиями в сфере законодательной власти. Он стоит над органами верховной власти, выступая символом единства и преемственности государства, арбитром и гарантом эффективного функционирования государственных органов. Монарх Испании является верховным главнокомандующим, осуществляет право помилования, назначает послов и дипломатических представителей, с предварительного согласия кортесов объявляет войну и заключает мир, подписывает международные договоры, жалует гражданские и воинские должности, награждает орденами и присваивает почетные звания.

Согласно традиции монарх в Британии включается в состав парламента как один из его главных элементов: термином «Корона» обозначаются все органы исполнительной власти, а члены правительства - слугами Короны. Монарх не может посещать заседания парламента без специального приглашения. Полномочия монарха существуют в форме королевских прерогатив, т.е. исключительных прав, не исходящих от парламента. Большинство этих прерогатив существуют номинально. Так, обладая правом абсолютного вето на законы парламента, монарх не пользуется им с 1707 г. Монарх является главнокомандующим вооруженными силами Великобритании, хотя в период военных действий эта функция переходит к премьер-министру.

Однако у монархов Испании и Британии существует право на роспуск парламента, которое они осуществляют «но совету и согласию» премьер-министра. Механизм функционирования государственной власти в обеих странах довольно схож. Он основан на принципе парламентаризма, который предполагает формирование и ответственность правительства перед парламентом. Номинально монархи Испании и Британии предлагают кандидатуру премьер-министра. Однако этой кандидатурой является лидер той политической партии, которая победила па парламентских выборах. Дело в том, что правительство в парламентских системах эффективно работает, если опирается на доверие парламента, а это оказывается возможным в том случае, когда большинство депутатов являются сторонниками победившей партии и тем самым одобряют кандидатуру премьер-министра. Поэтому в парламентской монархии не существует жесткого разделения властей, а используется принцип сотрудничества законодательной и исполнительной властей. В силу этого в парламентских монархиях реальной и весьма значительной политической властью обладает премьер-министр, поскольку он опирается на поддержку парламента.

Монархи в Британии и Испании юридически безответственны. Издаваемые ими акты скрепляются подписями премьер-министра или министра, ответственного за их реализацию.

Эта форма правления существует обычно в высокоразвитых государствах, где переход от аграрного строя к индустриальному сопровождался преимущественно не коренной ломкой прежних институтов власти, а постепенным их преобразованием и приспособлением к новым условиям (Великобритания, Япония, Нидерланды, Швеция, Канада, Австралия и др.).
Здесь мы наблюдаем развитое разделение властей при признании принципа верховенства парламента над исполнительной властью, демократический или, по крайней мере, либеральный политический режим.
Верховенство парламента выражается в том, что правительство, которое обычно назначается монархом, должно пользоваться доверием парламента (или его нижней палаты), а монарх, следовательно, вынужден назначать главой правительства лидера партии, имеющей в парламенте (нижней палате) большинство мест, либо лидера коалиции партий, таким большинством располагающей.
Монарх при данной форме правления «царствует, но не правит». Правом вето в отношении законов, принятых парламентом, даже когда оно ему принадлежит, он либо на практике не пользуется, либо осуществляет это право по указанию правительства. Как правило, он лишен возможности действовать самостоятельно, и все исходящие от него акты обычно подготавливаются правительством и контрасигнуются (скрепляются) его главой или соответствующим министром, без чего не имеют юридической силы. Тем самым глава правительства или министр принимают на себя ответственность за данный акт монарха, ибо сам монарх неответствен (в Великобритании это выражается принципом «Король не может быть неправ»).
Главный отличительный признак парламентарной монархии – политическая ответственность правительства перед парламентом (нижней палатой) за свою деятельность. Если парламент (нижняя палата) выразит правительству недоверие или откажет в доверии (ниже – в п. 6 § 6 гл. VIII в связи с парламентским контролем за правительством и его ответственностью перед парламентом – мы покажем, в чем тут разница), правительство должно уйти в отставку либо должно быть уволено в отставку монархом. Однако обычно это полномочие парламента уравновешивается правом правительства предложить монарху распустить парламент (нижнюю палату) и назначить новые выборы, с тем чтобы конфликт между законодательной и исполнительной властью разрешил народ: если он поддержит правительство, то в результате выборов в парламенте образуется большинство из его сторонников, если же избиратели с правительством не согласны, то и состав парламента окажется соответствующим, а правительство будет сменено.
Изложенная система отношений между монархом, парламентом и правительством характеризует парламентарный режим, или парламентаризм. Однако этот государственный режим действует только при условии, что в парламенте ни одна политическая партия не имеет абсолютного большинства и не может сформировать однопартийное правительство. Такая ситуация традиционно существует, например, в Дании, Нидерландах и некоторых других странах. Чем шире партийная коалиция, сформировавшая правительство, тем это правительство менее устойчиво, ибо тем сложнее достигать согласия между партнерами по коалиции относительно различных политических вопросов. Подчас стоит какой-либо партии отозвать своих представителей из правительства, как оно утрачивает необходимое большинство в парламенте (нижней палате) и зачастую вынуждено уйти в отставку.
Напротив, в странах, где существует двухпартийная система (Великобритания, Канада, Австралия и др.) или многопартийная система с одной доминирующей партией (Япония в 1955–1993 гг.) и правительства в принципе однопартийные, парламентарная модель отношений между парламентом и правительством практически превращается в свою противоположность. Юридически парламент осуществляет контроль за правительством, однако на деле правительство, которое состоит из лидеров партии, обладающей в парламенте (соответственно в его нижней палате) большинством, через эту партийную фракцию полностью контролирует работу парламента. Такой государственный режим получил название системы кабинета, или министериализма.
Следовательно, при одной и той же форме правления – парламентарной монархии – возможны два государственных режима: парламентаризм и министериализм. Это зависит от существующей в стране партийной системы.
Из развивающихся стран к числу парламентарных монархий можно отнести Малайзию, Таиланд, Непал, однако в последнем, учитывая реальное влияние монарха, приходится констатировать наличие элементов дуалистического государственного режима.

Загрузка...