docgid.ru

Мимика жесты человека изучение индивидуальности. Как научиться «читать» людей по их мимике и жестам

Б.Ю. Хигир. Деловые переговоры. Главы из книги.

Как узнать тайные мысли по жестам. Ложь или правда. Прием на работу С.293-307.

Можно быть прекрасным теоретиком, замечатель­но решать технические задачи и тем не менее прослыть ограниченным человеком, с которым трудно иметь дело только потому, что не хватает качеств, составляющих ядро социального интеллекта. Особенно болезненно этот недостаток проявляется, если человеку по роду своей профессиональной деятельности приходится по­стоянно вступать в различные контакты. И совершен­но противопоказано выполнять руководящие функции людям, у которых отсутствует социальный интеллект. Трудно говорить о компетентности руководителя, ко­торый не умеет общаться с людьми, даже если он блес­тяще владеет профессиональным мастерством. Психо­логические исследования доказывают, что руководи­тели, успешно справляющиеся со своими обязанностями, отнюдь не обязательно должны превос­ходить наиболее подготовленных подчиненных по про­фессиональным качествам. Но в одном они должны быть безусловными лидерами - умении понимать по­требности и индивидуальные особенности подчинен­ных, выбирать наиболее действенные формы общения в деловых и межличностных ситуациях.

КАК УЗНАТЬ ТАЙНЫЕ МЫСЛИ ПО ЖЕСТАМ?

Каждому из нас приходилось заниматься изучени­ем языков. Мы изучали родной язык, иностранный, многие изучают языки программирования и пр. Но существует еще один международный, общедоступный и понятный язык, о котором до недавнего времени мало что знали - это язык жестов, мимики и телодвижений человека. Мы знаем из собственного опыта: тело чело­века выражает - кто, что и каков он есть. Мы взрыва­емся от хохота или плачем от глубокого горя, смеемся от тихой радости, скачем от удовольствия или красне­ем от стыда. Все это происходит совершенно непроиз­вольно, хотим ли мы этого или нет, - наши чувства приводят в движение наше тело. Осанка, походка, же­сты и мимика, способ говорить - все это отражает ду­шевный склад каждого человека.

Возьмем в качестве примера походку: разве у вас не было так, что на улице на расстоянии нескольких сотен метров, - так далеко, что нельзя разглядеть лица, в тесном потоке людей, вы вдруг кого-то узнавали? Настолько характерным является образ движений че­ловека, что при тонком понимании у четырех милли­ардов людей можно установить четыре миллиарда ва­риантов походки. И настолько невероятно живы наши чувства и настолько точно наше чутье, что мы можем схватить эти различия. Таким образом, непроизволь­ные движения тела являются основой для понимания значения мимики жестов и других телесных форм вы­ражения.

Можно ли обучиться языку телодвижений, овла­деть им и применять со знанием дела? Мы считаем, что это не только возможно, но и жизненно необходимо. Психологи установили, что передача информации про­исходит за счет вербальных средств (только слов) на 7%, за счет звуковых средств (тон голоса, интонация) на 38%, и за счет языка телодвижений на 55%. Следо­вательно, овладев искусством понимания «боди ленгвидж», вы сможете считывать всю информацию непос­редственно с вашего собеседника. Например, приведем следующий случай: вы разговариваете с человеком, который хочет купить у вас ваш находящийся в хоро­шем состоянии автомобиль. После того как он его ос­новательно осмотрел, он спрашивает о цене. Вы отве­чаете: «Я советовался со специалистами, и они оцени­ли его в такую-то сумму». Едва эта цифра слетела с ваших губ, как вы замечаете, как ваш партнер свое лицо, которое до этого было полностью обращено к вам, немного отвернул в сторону, глазами, однако, продол­жая смотреть на вас (взгляд «сбоку, искоса»).

Или его голова наклонилась вперед («взгляд снизу, исподлобья»).

Или его голова отклонилась назад, взгляд направ­лен на вас с несколько приподнятой позиции («взгляд сверху»).

Что это означает? Если вы замечаете эти, может быть, очень мелкие изменения в поведении партнера, то в каждом случае вы имеете ценное свидетельство того, что что-то происходит внутри человека. И вы мо­жете незамедлительно на это отреагировать. Напри­мер, вы можете перехватить пока только прорастаю­щее сомнение или желание войти в столкновение, раз­вязав ссору до того, как оно раскрутится на всю катушку.

Ложь или правда

Проблема с ложью заключается в том, что наше подсознание работает автоматически и независимо от желаний человека и тем самым выдает его с головой. Во время обмана выбрасывается пучок нервной энер­гии, которая проявляется в жестах, противоречащих тому, что сказал человек. Например, если 5-летний ребенок скажет неправду своим родителям, то сразу же после этого он закроет свой рот одной или даже обеими руками. Этот жест подскажет родителям о том, что ре­бенок солгал. Но на протяжении всей своей жизни че­ловек использует этот жест, лишь изменяя скорость его исполнения. Если подросток говорит неправду, то его пальцы лишь слегка обведут линию губ. Во взрослом возрасте этот жест становится все более утонченным. Когда взрослый человек лжет, его мозг посылает ему импульс прикрыть рот, но в последний момент рука уклоняется ото рта и рождает другой жест - прикосно­вение к носу. Свидетельством лжи также являет ис­кривление лицевых мышц, расширение или сужение зрачков, испарина на лбу, румянец на щеках, учащен­ное моргание и дыхание. Эти микрожесты проявляют­ся лишь на долю секунды и бывают часто отмечены нами подсознательно, рождая недоверие к собеседни­ку. В ходе исследования жестов людей, сопровождаю­щих их ложь, было замечено, что она вызывает зудя­щее ощущение в нежных тканях лица и шеи, и требу­ется почесывание, чтобы успокоить эти ощущения. Поэтому некоторые люди оттягивают воротничок, ког­да они лгут и подозревают, что их обман раскрыт. Ког­да вы замечаете этот жест, вы можете переспросить: «Не могли бы вы это повторить?» Это может заставить обманщика отказаться от своей хитрой игры.

Однако если человек в состоянии контролировать выражение своего лица, то поведение тела, динамику рук и ног, зафиксировать значительно труднее. По мнению отечественного психолога М. Кроля - ноги не лгут. К тому же они часто бывают скрыты естествен­ными преградами - столом, трибуной, скатертью. Но если у вас есть возможность понаблюдать положение ног собеседника и вы чувствуете несоответствие в по­ведении верхней и нижней частей тела человека, то у вас есть все основания для подозрений.

К примеру, до пояса тело собеседника приятно рас­слаблено, лицо его непринужденно, жесты отточены и невинны - а ноги раскачиваются с пятки на носок и обратно, обвили ножку стула, впившиеся друг у друга лодыжки, носок туфли ритмично стучит по полу.

Хочется отметить, что значительно легче опреде­лить ложь в том случае, если информация значима и эмоционально окрашена для говорящего. И напротив, самый тренированный не распознает нечестный ответ на вопрос, который не представляет для человека ни важности, ни интереса.

Как добиться расположения вашего партнера

Для того чтобы завоевать доверие вашего собесед­ника вы прежде всего должны убедить его в собствен­ной искренности, честности, преданности и доверчи­вости. Среди многих жестов, выражающих это, назо­вем «открытые руки». Часто они сопровождаются поднятием плеч. Если собака проявляет покорность и подчинение победителю, подставляя свою шею, то че­ловек это делает при помощи ладоней. Тем самым вы как бы говорите: «Я буду с вами полностью открове­нен ».

Другой характерный признак - расстегнутая одежда (пиджак, куртка, пальто...) Человек, доверя­ющий вам, расстегнет, а то и снимет верхнюю одежду в вашем присутствии. То же самое мы можем понаб­людать у животных: если во время драки один из зве­рей ложится на спину, подставляя противнику свой живот, тот никогда не тронет его. Доктор Леон Смит, специалист по сравнительной психологии, изучая поведение молодых волков, решил проверить это пра­вило на «собственной шкуре». Однажды, когда зверь угрожающе направился к нему, он лег и подставил свой живот. «Волк потрогал мой живот в типично со­бачьей ласке. Я не был покусан, зато был напуган по­чти до смерти», - рассказывал он. Одним словом, рас­стегивайтесь - и вы быстрее добьетесь поставленной цели.

Следующий прием - «отзеркаливание». Находясь на официальном приеме, вечере или вечеринке, мы можем наблюдать людей, расположившихся в одина­ковых позах и повторяющий жесты друг друга. Они как бы говорят: «Я думаю точно так же, как и вы, поэтому я копирую вашу позу и ваши жесты». Отзеркаливание имеет огромное значение, поскольку это один из спо­собов негласно показать собеседнику, что вы с ним со­гласны и он вам нравится. Используя этот прием, мож­но оказывать влияние на результаты вашей беседы с глазу на глаз с другим человеком. Копирование его жестов и позы поможет вам расположить этого челове­ка к себе, поскольку он видит, что вы понимаете и раз­деляете его точку зрения. Однако стоит заметить, что прежде, чем «отзеркаливать» жесты другого человека в процессе переговоров разного рода, необходимо учи­тывать характер ваших взаимоотношений с ним. Если это человек более высокого статуса, чем вы (начальник на работе, преподаватель и проч.), и в ходе беседы он своей позой подчеркивает свое превосходство, то копи­рование его позы может стать вызовом, что незамед­лительно скажется на вашем положении. В этой ситу­ации вам более подошли бы жесты открытых рук и рас­стегнутой одежды.

Жесты прихорашиваний и ухаживания

Исследования, проведенные зоологами по изучению процессов ухаживания среди животных, выявили, что самцы и самочки пользуются рядом сложных движе­ний и жестов. Эти движения неосознанны и протека­ют по определенному и предрешенному образу. Риту­ал ухаживания у человека мало чем отличается от ри­туала животных. Успех человека в сексуальных отношениях с представителями противоположного пола зависит от его способностей посылать сигналы ухаживания и узнавать те, которые были посланы в его адрес. Женщины очень чувствительны к этим жестам языка телодвижений. Мужчины же менее восприим­чивы, оставаясь порой совершенно «слепыми», ниче­го не замечая. Когда человек входит в компанию про­тивоположного пола, в нем происходят определенные психологические изменения. Мышечный тонус этого человека повышается (он как бы готовится к возмож­ному сексуальному контакту), мешки под глазами и на лице исчезают, грудь выгибается вперед, живот втя­гивается, и он кажется моложе.

Глаза играют огромную роль при ухаживании, явля­ясь главной «лакмусовой бумагой». Общение с сексуаль­но привлекательным партнером заставляет зрачки непро­извольно расширяться. Исследования показали, что если показывать мужчинам порнографические фильмы с изоб­ражением мужчин и женщин в сексуальных позах, то их зрачки увеличиваются примерно в три раза. При этом женские зрачки увеличиваются еще больше. Несколько веков назад проститутки специально закапывали себе в глаза белладонну, чтобы заставить зрачки расшириться и выглядеть более желанной и привлекательной.

Другим признаком ухаживания является так назы­ваемый интимный взгляд.

Этот взгляд во время разговора очерчивает треу­гольник через линию глаз, опускается ниже подбород­ка на другие части тела собеседника и возвращается к глазам. При тесном общении этот взгляд опускается от глаз до груди, при отдаленном от глаз до области гени­талий. Продолжительность взгляда при этом бывает значительно большей, чем при просто эмоциональном контакте.

Жесты, которыми пользуются мужчины при уха­живании, приблизительно следующие: увидев очаро­вательную женщину, руки его потянутся к шее, чтобы поправить галстук.

Если он не носит галстук, то он может поправить воротник, рубашку, запонки или другой предмет туа­лета. Самым активным жестом прихорашивания явля­ется закладывание пальцев рук за ремень, чтобы ак­центировать область гениталий.

Мужчина может развернуть к даме свое тело и по­ставить ногу носком в ее сторону.

Также он может держать руки на бедрах, чтобы про­демонстрировать свою физическую силу и сексуальную привлекательность. Верхняя одежда и пиджак при этом обычно расстегнуты. Этим практически полнос­тью исчерпывается весь арсенал мужских уловок, и, как пишет А. Пиз, в ухаживании «мужчины преуспе­вают ровно столько, сколько преуспевает рыбак, сто­ящий по колено в воде и пытающийся поймать рыбу, колотя ее палкой по голове».

У женщин же намного больше приманок, и они име­ют такие навыки в «ловле рыбы», что мужчинам и не снилось. Они используют следующие характерные дви­жения:

Резкое движение головой, чтобы отбросить воло­сы с лица или плеч и продемонстрировать красоту спа­дающих волос;

    периодическая демонстрация нежной и гладкой кожи запястий. Эта область считается одной из наибо­лее эрогенных зон. Демонстрация запястий и встряхи­вание волосами часто копируется гомосексуалистами, которые играют роль женщины;

    бедра раскачиваются сильнее обычного, чтобы продемонстрировать прелести таза;

    слегка опустив веки, женщины исподтишка смот­рят на мужчину до тех пор, пока он не заметит ее взгля­да, а потом быстро отводит глаза в сторону. Это дает завораживающее ощущение подглядывания и может «воспламенить» любого мужчину;

    поглаживание предметов цилиндрической формы, таких как сигареты, ножки бокала для вина и прочее, является неосознанным намеком на то, что может быть на уме;

    поигрывание скинутой туфелькой, а также пери­одическое ныряние ноги в туфлю и вынимание из нее настолько сексуально, что может свести с ума многих мужчин;

    медленное закидывание ноги на ногу перед глаза­ми мужчины и возвращение в прежнее положение; не­жное поглаживание бедер руками, говорящее об ожи­дании прикосновения мужских рук. Часто при этом женщина говорит низким грудным голосом.

В заключение хочется сказать, что в этой статье мы лишь соприкоснулись с обширнейшим материалом, описывающим язык телодвижений. Но даже овладев столь малым, чтобы оказаться на верном пути, необхо­димо соблюдать следующие правила:

Никогда не выносите поспешного решения, осно­ванного только на одной черте. Будьте уверенными в своей правоте лишь тогда, когда несколько сигналов тела указывают в одном направлении;

    избегайте фантазирования и приукрашивания найденного;

    будьте очень бережны по отношению к окружаю­щим. «Мы должны быть осторожны с тайной личнос­ти: не врывайтесь, забыв почтение, в святая святых человека».

Прием на работу

Когда у крупнейших менеджеров из кадровых агентств спросили, что самое сложное в их работе, 9 из 10 ответили: первая беседа с людьми при приеме на работу. Поэтому подготовке и планированию беседы с поступающими на работу сотрудник кадровой службы должен уделить серьезное внимание, поскольку от пра­вильности ведения первой беседы во многом зависит успешность кадрового подбора. И важно, чтобы они были профессиональными практическими психолога­ми. Но на самом деле они не знают тонкости и отсут­ствует их профессиональность. Эта беда многих круп­ных кадровых агентств.

При этом следует учесть следующее:

    обеспечение конфиденциальности. Это очень важ­ное условие для того, чтобы человек мог говорить сво­бодно и откровенно, особенно в тех случаях, когда об­суждается причина ухода с прежней работы;

    исключение всех факторов, отвлекающих от бе­седы (телефонные звонки, появление посторонних со­трудников, посетителей и т. п.);

    обеспечение наиболее благоприятной для собесед­ника обстановки, удобное место, доброжелательность и вежливость в обращении.

Руководитель, готовясь к встрече, должен подумать о том, как установить взаимное доверие при собеседо­вании. Многие должны к любой встрече готовиться, быстро изучить своего собеседника по внешним дан­ным, по физиогномике. Не всегда удается опереться на свой жизненный опыт. Этого мало для того, чтобы по­нять собеседника, поэтому нужно изучать его досье, которое он составил и прислал по факсу. Особый такт нужно проявлять в тех случаях, когда на одну вакант­ную должность имеется несколько кандидатов, так как при этом обостряется чувство неудовлетворенности в себе. Следует также учесть возможность ошибочности первого впечатления. Только на основании внешнего вида нельзя судить о достоинствах и недостатках лю­дей. Нужно обязательно проанализировать все его до­стоинства, а также и недостатки. Внешние данные - это физиогномика, которая и дает очень правильный ответ, но мало кто знает физиогномику, поэтому мно­гие надеются на интуицию.

Немаловажное значение имеет не только информа­ция, полученная о кандидате, и от кого она (хорошего или плохого работника). В обоих случаях руководитель находится под влиянием чужого мнения («эффект оре­ола»), вместо того чтобы оценить достоинства и выя­вить недостатки человека на основании собственных взглядов и принципов. При оценке деловых и личнос­тных качеств претендента на вакантную должность необходимо принимать во внимание культуру его речи и жестов, выражение лица, скорость реакции и др. При этом следует учитывать окружающую обстановку и эмоциональное состояние собеседника.

Особый интерес для определения профессиональной подготовки представляет метод тестов, которые могут дать неправильный ответ, потому что создает тест тоже человека, человеку свойственно ошибаться. И психо­лог, который закончил университет, ошибается в че­ловеке, в его поведении и психологическом поведении, а затем и в другом его поведенческом состоянии. Изу­чить человека в кратком разговоре возможно, но толь­ко не тестом. Тест чаще сбивает с интуиции. Многие берут еще и зарубежные тесты и применяют, но пове­дение людей за рубежом совершенно другое, чем у на­ших россиян, вот и весь ответ - нулевой результат. Система Хигира дает сразу от 70 до 80% точности, но она пока не востребована, потому что менеджеры в под­боре кадров не знают ее.

Сущность тестов состоит в том, что кандидаты дают ответы на серию Вопросов, обработка которых помога­ет оценить их психологические способности (актив­ность, уравновешенность, общительность, импульсив­ность, оригинальность мышления, уверенность в себе и др.) и квалификацию. Из большого разнообразия профессиональных и психологических тестов подбираются те, которые являются наиболее подходящими с точки зрения поставленной цели: подбор руководите­лей различных рангов, специалистов, технических исполнителей или рабочих.

Одним из методов, удачно дополняющим в опреде­ленных случаях остальные способы оценки професси­ональной пригодности, является практическое испы­тание кандидата, когда он перед зачислением на дол­жность должен отработать известное время в различных подразделениях предприятия.

Один пример

Приведу лишь один пример характеристики людей, рожденных в феврале.

Рыбы

Несмотря на страсть к исследованиям, Рыбы в сво­их действиях сдержанны и осторожны, иногда даже

кажется, что они тормозят дело. Поэтому часто их не­правильно оценивают, считая медлительностью то, что в действительности является тщательностью, основа­тельностью. Это важно в таких профессиях, как учи­тель или археолог, а также в работе электрика, столя­ра, монтера. Идеальные профессии для женщин-Рыб таковы: медсестра, патронажная сестра, работник си­стемы социального обеспечения, врач.

Характер мужчин, которые рождены под знаком Рыб, во многом зависит от имени и отчества. Им иног­да бывает трудно в жизни, особенно в выборе профес­сии. Но если они выбрали профессию, то проявляют большое трудолюбие, упрямство, настойчивость.

Если они работают руководителями в крупных фир­мах, то стараются тщательно выбрать персонал. Они строгие. Если подчиненный провинился, начальник может сразу накричать, но через мгновение успокаи­вается и начинает спокойно выяснять, в чем дело. Рыбы очень эмоциональные, взрывные, но не злопа­мятные. Их психологические особенности таковы, и другими они быть не могут. Сам февраль по климати­ческим условиям сложный, как и характер знака. Это нужно учитывать.

Методы проверки

Очень полезным должен быть метод решения кон­кретных специализированных задач кандидатом на данную должность. Если задачи хорошо подготовлены, их решение может дать ценную информацию о специ­альных, организационных и деловых качествах испы­туемого лица.

При этом не следует бояться передавать свои полно­мочия по важным вопросам добросовестным подчинен­ным. Об этом должны знать все сотрудники и сослужив­цы и высшая инстанция. Руководителю нужно обяза­тельно иметь заместителя и не бояться поручать дела, когда он уезжает в командировку. Но если нет надеж­ного заместителя, можно не бояться поручать опытно­му кадровому сотруднику, который выполнит ваши распоряжения, пока вы будете в командировке или в от­пуске. Таким руководителем будут гордиться и ува­жать, сотрудники всегда пойдут ему навстречу.

Тогда ваш подчиненный будет горд за оказанное ему доверие; безусловно, проявит энергию и инициативу, чтобы не подвести вас, и использует возможность по­казать свои способности. В результате этого выигры­вает дело, руководитель и подчиненный.

Для воспитания высокой исполнительской культу­ры как отдельного работника, так и для достижения четкости часового механизма в функционировании все­го аппарата управления важен культурный уровень руководителя, его стиль деятельности, которому дол­жны быть присущи единство теории и практики: дело­витость, чуткое, внимательное отношение к людям, скромность, высокая требовательность, опора на мас­сы, организованность, сочетание единоличного и кол­легиального руководства, тщательный подбор кадров. Для этого нужен высокопрофессиональный психолог, но, к сожалению, сегодня таких нет, и поэтому есть в этом затруднения. Нужно создавать специальные кур­сы практической психологии, для этого нужны специ­ально обученные люди. Сегодня это направление начи­нает развиваться, поэтому в отделах кадров должны быть практические психологи.

При подборе кадров руководитель должен учиты­вать достоинства и недостатки как уже «своих», так и будущих работников таким образом, чтобы слабости одних компенсировались достоинствами других, а до­стоинства тех и других взаимно усиливались.

Задача руководителя состоит не в том, чтобы отмах­нуться от способных, умных и талантливых людей, опасаясь конкуренции своему руководящему положе­нию, а всемерно привлекать их к руководящей деятель­ности и умело использовать их сильные стороны, ней­трализовать слабые, научиться прислушиваться к со­ветам и возражениям таких работников, уметь ценить их.

Важнейшим требованием к руководителю являет­ся умение подобрать помощников. Каким методом по­добрать? Пока мы только умеем подбирать по своей интуиции, или руководитель сам берет знакомого и бывает скоро отказывается, и ему тут же предлагают другую кандидатуру. И так может быть бесконечно: мы умеем говорить, философствовать, но конкретную ха­рактеристику мы не можем дать, поэтому у нас отрасль прикладной психологии медленно развивается. Сегод­ня правильный подбор не каждая фирма осуществля­ет, самые серьезные фирмы - лидеры в подборе кадров «Хобби» и «Саммастер», другие только пытаются что- то правильно делать, и это хорошо.

При подборе кадров и определении профессиональ­ной пригодности несомненный интерес вызывает горос­коп, который расскажет о врожденной предрасполо­женности кандидата к определенному виду професси­ональной деятельности. Исследуя разные гороскопы людей, их поведение и то, что пишут астрологи, я убе­дился, что многое не совпадает, и решил предложить для кадровых агентств свое видение в подборе персо­нала, характеризуя людей, которые родились в разное время года, касаясь их профессий и трудолюбия. На­пример, многие астрологи говорят, что можно прини­мать претендента на работу, если он Дева - начальни­ком, но, с моей точки зрения, Дева должна и может работать только на вторых ролях. Девы хорошие ис­полнители. Первым им будет трудно, не всегда у них есть сила резко действовать. Предлагаю вам подумать серьезно над этим вопросом, очень ответственно.

У нас в кадровых агентствах нужны профессиональ­ные психологи, но, к сожалению, их почти нет, а очень жалко.

ИЗУЧАЯ ВЫСШИЙ МЕНЕДЖМЕНТ

Практический пример

Из топ-менеджеров, по психологическим данным самые талантливые - Игорь Павлович, Андрей Влади­мирович, Дмитрий Эдуардович, у них самые большие удачи получаются в работе. Во многом, конечно, зави­сит от месяца их рождения.

Финансовые директора, самые перспективные Дмитрий Андреевич, Андрей Сергеевич и Александр Владимирович. Они самые способные, что во многом зависит от месяца их рождения.

Менеджеры по продажам, очень талантливые в работе и хватке Сергей Антонович, Игорь Леонидович, Владимир Васильевич, Александр Петрович, Андрей Константинович. Им легко удается работа, во многом это зависит от месяца их рождения.

Главные бухгалтеры самые талантливые: Наталья Павловна, Марина Владимировна, Елена Петровна, Ири­на Вячеславовна, Татьяна Степановна, Галина Викторов­на, Светлана Сергеевна, Ольга Олеговна и Алла Влади­мировна, но во многом зависит от месяца их рождения.

Дарина Катаева

У кого не возникало желания понять, о чем думает его собеседник? Обманывает ли он вас? Как он, в действительности, относится к вашему мнению? Как же хочется найти ответы на эти вопросы, ведь тогда мы заранее бы знали, стоит ли доверять этому человеку и что от него можно ожидать. Однако такая удивительная возможность есть у каждого, если знать секреты микромимики. С помощью нее вы поймете, как научиться читать мысли людей по лицу!

Секреты микромимики лица

Разные выражения лица у девушки

Чтобы научиться читать мысли людей по лицу, нужно понять, как связаны мимика человека и его сознание. Микромимика – это эмоциональная реакция человека, которая находит свое проявление в малейших движениях нашего лица. Изучением этой взаимосвязи занимается невербальная психология. Согласно ее теории, есть общение вербальное, то есть реальное, а есть невербальное – без задействования языка, но с помощью мимики, жестов и интонации голоса.

Мысли человека и его мимика неразрывно связаны, более того, сокращение мышц лица происходит как произвольно, так и непроизвольно, поэтому иногда мы не в состоянии в полной мере владеть своими эмоциями, которые ясно видны на лице. От хороших знаний и практики зависит ваше умение читать мысли и чувства собеседника и эффективность вашего общения. Особенно внимательным стоит быть, когда мимика не соответствует словам человека, ведь это уже указывает на малейшее проявление лжи.

Нет ничего сверхъестественного или экстрасенсорного в понимании мыслей человека. Мышцы вокруг глаз, щеки, морщинки возле носа, губы – это подсказки, через которые можно понять истинное отношение другого человека к происходящим событиям. С помощью таких мимических подсказок распознаем 7 основных типов эмоций.

Счастье

Человек, испытывающий радость и удовлетворение, не будет скрывать свои чувства. Язык мимики указывает на его ощущения. Уголки рта приподнимаются, носогубные складки тянутся к щекам, а образуются морщинки. Распознать эту эмоцию человека просто, однако иногда возникают сомнения, если у человека , но при этом глаза говорят о противоположном.

Удивление

Искреннее удивление выражается в непроизвольном поднятии бровей, расширению глаз и открыванию рта, губы при этом образуют овал. Удивление – эмоция, подделать которую проще всего. Однако есть секреты, с помощью которых вы поймете, насколько новая и поразительная мысль, произнесенная вами. Обратите внимание на морщины на лбу и на появление блеска вокруг зрачка глаз. Они и указывают на искренность собеседника.

Злость

Одна из самых неприятных эмоций, которую людям труднее всего скрыть. Главные показатели злости — складки между бровями, широкие ноздри, поднятые крайние уголки бровей, сужение и напряжение глаз. Особое внимание обратите на рот: он или плотно закрыт, будто скован, или открыт, но губы в форме квадрата, а челюсть выдвинута вперед.

Отвращение

Если собеседнику или сама ситуация, об этом будут свидетельствовать его суженные глаза, приподнятые щеки, раздутые ноздри и сморщенный нос. Верхняя губа непроизвольно поднимется вверх, будто закрутится. Брови при отвращении опускаются вниз.

Страх

О проявлении даже малейшего страха свидетельствуют брови, которые приподняты, но при этом не изгибаются. Они скорее в горизонтальном положении. Глаза открываются шире обычного, но в них отсутствует блеск, в отличие от удивления. Дополнительные подсказки о наличии страха – это расширенные ноздри и приоткрытый рот.

Грусть

Когда человек расстроен, его брови остаются в плоском положении, но при этом опускаются вниз вместе с кожей над глазами. Губы сжаты, уголки рта опускаются вниз, нижняя губа выдвигается вперед и надувается.

Презрение

На презрение указывает или пристальный взгляд, или сверху вниз. Рот и губы в прежнем положении, они скованны, но при этом появляется полуулыбка. Брови, глаза и морщины не меняют положения.

Как распознать ложь по мимике?

Ученые доказали, что в мозге существуют две нейронные связи, которые отвечают за микромимику. Когда , эти связи начинают «бороться», в следствие чего появляется разночтение эмоций. Особую роль в выявлении обмана играет связь жестов и мимики.

  • Взгляд в сторону . Отвод глаз говорит об отсутствии интереса человека к событиям вокруг него или о желании скрыть информацию. Иногда появляется противоположная реакция – пристальный взгляд в глаза. Такая реакция возникает, когда человек знает, что при обмане отводить глаза в сторону не рекомендуется.
  • Нервное покусывание губ . Такое движение свидетельствует о беспокойстве собеседника или о желании соврать
  • Частое моргание . Данная реакция – следствие неожиданного вопроса или стрессовой ситуации, из которой один выход – выкрутиться и соврать.
  • Мгновенные касания носа . Ученые говорят, что во время лжи нос начинает чесаться, поэтому обманщик резким движением его протирает.

Как применять знания о микромимике?

Учитывая, что каждая эмоция по-разному проявляется, запомнить все особенности не так просто. Большую роль играет практика и терпение. Запомните выражения одной эмоции, и ищите ее проявления в глазах своего собеседника. Чтобы постичь эту науку можно даже потренироваться на близком друге или любимом человеке. Наблюдая за ним, делайте вывод, а потом поинтересуйтесь, были ли вы правы в своих суждениях.

Если вы хотите понять мысли человека, начните с элементарного: смотрите ему в глаза! Именно эта часть нашего лица является зеркалом души. Подделать блеск в глазах практически невозможно, поэтому они свидетельствуют об отношении человека в окружающим его событиям.

Не забывайте о связи , которые проявляет человек. Наличие искренней эмоции проявляется в полной гармонии этих невербальных знаков. Если возникает дисбаланс, это свидетельствует о проявлении лжи.

Возможные ошибки :

  • Мысли о том, что понять эмоции можно любого человека. Есть люди, которые умеют владеть собой и каждым своим движением. Часто это «картежники» или шахматисты, успех которых напрямую зависит от сдержанности и самоконтроля.
  • Обобщение. Не забывайте про менталитет, культуру и национальность человека. Вызвать улыбку у немца трудно, однако это не говорит неискренности, в то время как американцы не могут спокойно реагировать на «каменное выражение» лица.
  • Поспешные выводы только по одной эмоции. Каждый человек индивидуален, поэтому перед выводами рекомендуется узнать человека ближе.
  • Применяется распознавание мыслей человека при общении с малознакомым человеком, с ребенком-подростком, шефом или подчиненными и с противоположным полом. В этих ситуациях крайне важно знать, о чем думает собеседник!
29 декабря 2013, 10:25

В колонках играет - ДДТ - Россияне
Настроение сейчас - ненаю... =)

Подчеркивая определеную связь внутреннего, психологического содержания личности с внешними, морфологическими особенностями строения лица, следует помнить, что лицо любого человека не является чем-то застывшем, а представляет собой целую гамму различных движений, что выражается в мимике.

Лицо, взгляд

Например, полностью поднятая голова указывает на уверенность в себе, выраженное самосознание, полную открытость и внимание к окружающее миру из-за интенсивных отношений с ним. Подчеркнуто поднятая голова обнаруживает отсутствие близости, самопревознесение или высокомерие. Запрокидывание головы назад демонстрирует) большое желание деятельности, вызов. И, напротив, склоненная набок голова указывает на отказ от собственной активности, полную открытость собеседнику "стремление идти навстречу вплоть до покорности. Расслабленно свисающая вниз голова - признак всеобщей нехватки готовности к напряжению, безволие.

"Язык взгляда" очень разнообразен. Так, полностью открытые глаза характеризуют высокую восприимчивость чувств и рассудка, общую живость. Слишком же широко открытые ("вытаращенные") глаза свидетельствуют об усилении оптической привязанности к окружающему миру. Прикрытые,"занавешенные" глаза - зачастую признак инертности, равнодушия, высокомерия, скуки или сильного утомления. Суженный или прищуренный взгляд означает либо сконцентрированное пристальное внимание (наблюдение), либо (в сочетании со взглядом сбоку) коварство, хитрость. Прямой взгляд, с лицом, полностью обращенным к партнеру, демонстрирует интерес, доверие, открытость, готовность к прямому взаимодействию. Взгляд сбоку, углами глаз, свидетельствует об отсутствии полной отдачи, скепсисе, недоверии. Взгляд снизу (при склоненной голове) указывает либо на агрессивную готовность к действиям, либо (при согнутой спине) на подчиненность, покорность, услужливость. Взгляд сверху вниз (при откинутой голове) обнаруживает чувство превосходства, высокомерие, презрение, поиски господства. Уклоняющиеся взгляд указывает на неуверенность, скромность или робость, возможно чувство вины.

Оттянутые вниз уголки рта символизируют в целом негативное отношение к жизни, общее невеселое выражение лица. Приподнятые уголки рта отражают позитивное отношение к жизни, оживленное и веселое выражение лица. Если рот выглядит пухлым, то его указывает на увеличенную жизненность чувств; мягким - на чувствительность; острым, точно вырезанным - на интеллектуальность; твердым - на определенность воли.

Hемецкий антрополог Карстен Hимиц, исследуя с помощью видеомагнитофона улыбку в ее динамике, установил, что впечатление об искренности или притворности улыбки возникает в зависимости от скорости, с которой поднимаются уголки рта, и от одновременного расширения глаз с последующим кратким смещением век. Исследователь подчеркивает, что слишком длительное расширение глаз без их кратковременного закрывания в сочетании с улыбкой рассматривается как угроза. Hапротив, кратковременно закрывание глаз - умиротворящий элемент мимики. Улыбающийся как бы дает понять: "Я не жду от вас ничего плохого, видите, я даже закрываю глаза".

Жесты.

К средствам невербальной коммуникации принадлежат кроме мимики и жесты. "Чтение" языка рук и в целом жестов все больше становится предметом исследований, особенно за рубежом (например, Г. Калеро, Д. Hьюренберг, А. Штангль, С. Данкелл и др.).

А. Штангль в своих работах описывает множество жестов, в особенности рук и кисти, "чтение" которых позволяет лучше пою мать собеседнике. Вяло свисающие вдоль тела руки - пассивность, отсутствие готовности к действии, недостаток воли.

Скрещенные на груди руки - защитная реакция, известная изоляция, некоторое выжидание. Руки заложены за спину - отсутствие готовности к действию, а также скрытые с ношение, робость, затруднительное положение. ладонь, открытая кверху - жест объяснения, убеждения, открытого представления, отдавания. Одна или обе руки спрятаны в карманах - скрывание затруднений, неуверенности, потеря непосредственности. Рука сжимается в кулак - концентрация, овладение волнением, стремление к самоутверждению. Потирание рук - человеком овладели приятные, удовлетворяющие его мысли.

Рука что-то берет или делает движение в определенном направлении - непосредственно телесное, материальное захватывание, что признак жадного слишком много думающего о материальном обладании человека.

Движения рук, закрывающие лицо или часть его - желание скрыть, спрятать, утаить свое состояние; задумчивость иди затруднение. Стирающее движение рук по лбу - стирание нехороших мыслей, плохих представлений или концентрация на размышлениях.

Раскрытая ладонь гладит что-нибудь приятное на ощупь (например, другую руку) - мягкий нрав, благодушное настроение.

Напряженно выпрямленный указательный палец - знак концентрации на внутреннем состоянии, безотносительно к другим людям. Указательный палец, прямой, касается края губ - чувство неуверенности, поиск причин, помощи.

Палец засунут в рот - наивность, состояние рассеянности, непонимания.

Палец касается глаз или ушей - знак некоторой неловкости, известная робость, желание убежать.

Кончики указательного я большого пальцев соприкасаются, в то время как остальные, особенно мизинец, оттопырены - высокая степень концентрации внимания к тончайшим деталям.

Руки упираются в бедра - потребность в усиления я, упрочении, демонстрация своей твердости и превосходства, вызов, бравада - от наивной до злобной формы. Часто сверхкомпенсация скрываемого чувства слабости или смущения.

Руки поддерживают верхнюю часть туловища, опираясь на что-то (например, о стол, спинку стула, низкую трибуну и т.д.) - стремление к духовной опоре или внутренняя неуверенность.

Каждый жест человека - это как слово в языке. Читая жесты, мы осуществляем обратную связь, которая играет главную роль в процессе взаимодействия, а тестовые группы - важная составляющая обратной связи.

"Бессловесная" обратная связь может предупредит о том, что вам нужно изменить поведение, сделать что-либо, чтобы достичь нужного вам результата в общении с воспитанниками или о конкретным собеседником.

Приведем некоторые группы жестов, описанные американскими специалистами в области коммуникации Д. Hьюренбергом и Г. Калеро.

Жесты открытости. Среди них можно выделить следующие: раскрытые руки ладонями вверх (жест, с вязанный с искренностью и открытостью), пожимание плечами, сопровождающееся жестом открытых рук (обозначает открытость натуры), растегивание пиджака (люди открытые и дружески расположенные к вам часто расстегивает пиджак во время разговора и даже снимают его в вашей присутствии). Hапример, когда дети гордятся своими достижениями, они открыто показывают руки, а когда чувствуют свою вину или насторожены, прячут руки либо в карманы, либо за спину. Специалисты заметили также, что во время успешно идущих переговоров их участники расстегивают пиджаки, распрямляют ноги, передвигаются на край стула блике к столу, который отделяет их от собеседника.

Жесты защиты (оборонительные). Ими реагируют на возможные угрозы, конфликтные ситуации. Когда мы видим, что собеседник скрестил на груди руки, следует пересмотреть то, чти мы делаем или говорим, ибо он начинает уходить от обсуждения. Руки, сжатые в кулаки также означают защитную реакцию говорящего.

Жесты оценки. Они выражают задумчивость и мечтательность. Hапример, жест "рука у щеки" - люди, опирающиеся щекой на руку, обычно погружены в глубокое раздумье. Жест критической оценки - подбородок опирается на ладонь. указательный палец вытягивается вдоль щеки, остальные пальцы - ниже рта (позици (позиция "это замечательно!"). Hаклоненная голова - жест внимательного слушания. Так, если у большинства слушателей в аудитории головы не наклонены - значит группа в целом не заинтересована тем материалом, который излагает учитель. Почесывание подбо (одка (жест "хорошо, давайте подумаем") используется, когда человек занят принятием решения. Жесты о очками (протирает очки, берет в рот дужку очков к т. п.) - это пауза для размышления. обдумывания своего положения перед тем как оказать более решительное сопротивление, требуя пояснений или ставя вопрос.

Расхаживание - жест, обозначающий попытку разрешить сложную проблему или принять трудное решение. Пощипывание переносицы - жест, обычно сочетающийся с закрытыми глазами, и говорящий о глубокой сосредоточенности "напряженной мысли.

Жесты скуки. Они выражаются в постукивании ногой о пол или щелкании колпачком авторучки. Голова в ладони. Машинальное рисование на бумаге. Пустой взгляд ("Я смотрю на вас, но не слушаю").

Жесты ухаживания, "прихорашивания". У женщин они выглядят как приглаживание волос, поправление прически, одежды, рассматривание себя в зеркале и повороты перед ним; покачивание бедрами, медленное скрещивание и разведение ног на глазах у мужчины, поглаживание себя по икрам, коленям, бедрам; балансирование туфли на кончиках пальцев ("в вашем присутствии я чувствую себя уютно"), у мужчин - поправление галстука, запонок, пиджака, выпрямление всего тела, движение подбородком вверх-вниз к др.

Жесты подозрения и скрытности. Рука прикрывает рот - собеседник старательно скрывает свою позицию по обсуждаемому вопросу. Взгляд в сторону - показатель скрытности. Hоги или все тело обращены к выходу - верный признак того, что человек хочет закончить разговор или встречу. Потрагивание или потирание носа указательным пальцем - знак сомнения (другие разновидности этого жеста - потирание указательным пальцем за ухом или перед ухом, потирание глаз).

Жесты доминантности-подчиненности. Превосходство может быть выражено в приветственном рукопожатия. Когда человек крепко пожимает вам руку и поворачивает ее так, что ладонь лежит поверх вашей, он пытается выразить нечто вроде физического превосходства. И, наоборот, когда он протягивает руку ладонью вверх, значит он готов принять подчиненную роль. Когда рука собеседника при разговоре небрежно засунута в карман пиджака, а большой палец при этом снаружи - это выражает уверенность человеке в своем превосходстве.

Жесты готовности. Руки на бедрах - первый признак готовности (его часто можно наблюдать у спортсменов, ожидающих своей очереди выступать). Вариация этой позы в положении сидя - человек сидит на краешке стула, локоть одной руки и ладонь другой опираются о колени (так сидят непосредственно перед заключением соглашения или. наоборот, перед тем, как встать и уйти).

Жесты перестраховки. Различные движения пальцев отражают различные ощущения: неуверенность, внутренний конфликт, опасения. Ребенок в этом случае сосет палец, подросток грызет ногти, а взрослый часто заменяет палец авторучкой или карандашом и грызет их. Другие жесты этой группы - переплетенные пальцы рук, когда большие пальцы потирают друг друга; пощипывание кожи; трогание спинки стула перед тем как сесть, при собрании других людей.

Для женщин типичный жест придания внутренней уверенности - медленное и изящное поднятие руки к шее.

Жесты фрустрации. Их характеризует короткое прерывистое дыхание, нередко сопровождающееся неясными звуками вроде стона, мычания и т. п./ тот, кто не замечает момента, когда его оппонент начинает часто дышать, и продолжает доказывать свое, может столкнуться с неприятностями/; тесно оплетенные, напряженные руки - жест недоверия и подозрения (тот, кто пытается, сцепив руки, уверить окружающих в своей искренности, обычно не имеет успеха), руки тесно сжимают одна другую - значит человек попал в "переделку" (например, должен отвечать на вопрос, содержащий серьезное обвинение против него/; поглаживание шеи ладонью (во многих случаях, когда человек защищается) - женщины, обычно в этих ситуациях поправляют прическу.

Жесты доверчивости. Пальцы соединены наподобие купола храма (жест "купол"), что означает доверительность и некоторое сам довольство, эгоистичность или гордость (очень распространенный жест в отношениях начальник-подчиненный).

Жесты авторитарности. Руки соединены за спиной, подбородок поднят (так часто стоят армейские командиры, милиционеры, а также высшие руководители). Вообще, если вы хотите дать понять свое превосходство, надо всего лишь физически подняться над оппонентом - сесть выше него, если вы разговариваете сидя, а, может быть, я встать перед ним.

Жесты нервозности. Покашливание, прочищение горла (тот, кто часто делает это, ощущает неуверенность, беспокойство), локти ставятся на стол, образуя пирамиду, вершина которой - кисти рук, расположенные прямо перед ртом (такие люди играют с партнерами в "кошки-мышки", пока те не дают им возможности "раскрыть карты", указанием на что служит убирание рук от рта на стол), позванивание монетами в кармане, указывающее на озабоченность по поводу наличия или нехватки денег; подергивание себя за ухо - признак того, что собеседник хочет прервать разговор, но сдерживает себя.

Жесты самоконтроля. Руки, заведенные за спину и сильно сжаты. Другая поза - сидя в кресле, человек скрестил лодыжки и вцепился руками в подлокотники (типична для ожидания приема у зубного врача). Жесты этой группы сигнализируют о желании справиться с сильными чувствами и эмоциями.

Осанка. Поза. Походка.

Общие и специфические характеристики осанки и походки человека тоже могут многое рассказать внимательному наблюдателю. Хорошая, непринужденная осанка свидетельствует о высокой восприимчивости и открытости, способности к немедленному использованию внутренних сил и о свободе от какого-либо ограничения. Hеподвижность или напряженность тела указывают на реакцию самозащиты, избегание контактов, закрытость, часто чувствительность, а также на неловкое старание быть корректным. Плохая, вялая осанка, сутулая спина, обнаруживают покорность, смирение, угодничество. Позы конвенциального рода (одна или две руки в карманах, руки заложены за спину или скрещены на груди и т. д.) свидетельствуют о недостатке самостоятельности я о потребности в незаметном включении себя в общий порядок.

Весьма информативна верхняя часть тела человека. Hапример, высоко поднятые плечи со слегка сутулой спиной и втянутым подбородком "говорят" о беспомощности, нервозности, хроническом страхе, неуверенности и боязливости, плечи, спадающие вперед, указывают на чувство слабости и подавленности, комплекс неполноценности.

Свободное опускание плеч свидетельствует о наступившем чувстве уверенности, о внутренней свободе, владении ситуацией. Отведение плеч назад означает решимость действовать, чувство силы, активность, предприимчивость, нередко переоценку собственных возможностей.

Выпяченная грудная клетка наблюдается у людей активных, с развитым ощущением собственной значимости, потребностью в социальных контактах, впалая грудная клетка часто указывает на известное равнодушие, замкнутость, пассивность, покорность и угнетенность.

Положение ног и ступней также может предоставить определенную информации о состоянии и психологических качествах человека, Так, уверенно стоящий на ногах человек (ноги расставлены не более, чем на две ширины ладони), с равномерным распределением веса тела, свидетельствует, что это человек сильный "уравновешенный, спокойный, твердого характера, умеющий применяться к обстоятельствам. Неподвижная, застывшая поза, при сильном напряжении, указывает на плохую приспособляемость, упрямство, негибкое самоутверждение.

Изменчивая поза стоя, при недостатке напряжения, о частой сменой опорной ноги и позиции ступней, обнаруживает недостаток твердости и дисциплинированности, ненадежность и боязливость. Покачивание на носках означает либо подготовку к активному движению, либо агрессивную установку, либо свидетельствует о заносчивости. Стойка "широко расставив ноги" указывает на потребность в самоутверждении, широкие притязания, завышенную самооценку к часто - на чувство неполноценности.

Если походка или стойка характеризуются заметной повернутостью носков ног наружу, то это говорит "о чванливой походке", самомнении и самодовольстве ("выступает павой"). Если же носки загнуты вовнутрь, то это указывает на известную внутреннюю слабость, относительный недостаток напряжения, сомнение в своих силах.

Различают несколько типов походки: ритмичная - расслабленная форма приподнятого, но уравновешенного настроения) типична для гуляющих; равномерная (по типу армейского маршевого шага) - волевая деятельность или стремление к цели; широкие шаги - часто экстраверсия, целеустремленность, предприимчивость, непринужденность абстрагирующее мышление; короткие, маленькие шаги - чаще интроверсия, осторожность расчет, быстрое мышление и реакция, сдержанность, тип мышления, скорее, конкретный; ритмически сильная (с усиленными движениями бедер) - наивно- инстинктивные и самоуверенные натуры, раскачивание плеч в резонанс - в основном, эффектные, самовлюбленные индивиды; шаркающая, "провисающая" - отказ от волевых усилие, и стремлений, вялость, медлительность, леность; твердая, угловатая, "ходульная", "деревянная" - зажатость, недостаток контактов, робость, неспособность к свободному проявлению. постоянное приподнимание на напряженных носках ног - стремление вверх, ведомое сильной потребностью а чувстве превосходства, особенно интеллектуального.

Различаются несколько способов посадки человека: закрытая (ноги и ступни сомкнуты) - боязнь контакта, недостаток уверенности в себе; беззаботно-открытая (ноги или бедра широко расставлены) - недостаток дисциплины, леность, равнодушно-примитивная бесцеремонность; ноги замкнуты одна за другую - естественная самоуверенность, благодушное настроение, нет готовности к деятельности или защите; посадка на краешке стула, с выпрямленной спиной - высокая степень заинтересованности в предмете разговора; посадка при постоянной готовности вскочить (например, одна ступня - под сидением стоит полностью. другая - позади нее на носке) - типичная для неуверенно-боязливых или злобно-недоверчивых натур;

По мнению Д. Hьюренберга и Г. Калеро, люди, которые ходят быстро, размахивая руками, имеют ясную цель и готовы немедленно ее реализовать, а люди, обычно держащие руки в карманах, скорее всего критичны и скрытны, им очень нравится подавлять других.

Те, что находятся в угнетенном состоянии духа, тоже часто при ходьбе держат руки в карманах, волочат ноги и редко глядят вверх или в том направлении, куда идут.

Таким образом, характер отношений, а также некоторые личностные особенности могут отражаться не осанке, посадке, походке и другой, типичной для данного человека позе.

Высокомерные люди откидывают корпус назад, выпячивают грудь и вскидывают голову - скромные пытаются быть незаметными, поэтому сутулятся, втягивают голову в плечи, которые слегка приподнимают. Типичный подхалим наклоняет весь корпус вперед, при этом устремляя взгляд на собеседника и широко, подобострастно улыбаясь.

Определение характера человека по его внешности - дело, безусловно непростое. Всегда необходимо учитывать, что некоторые люди стремятся замаскировать свое внутреннее содержание внешней игрой. Однако определенную информации об индивидуально-психологических особенностях личности и поведения человека его типичные позы все же содержат.

Представляют интерес данные о типичных позах во время сна. Поза спящего - ночной язык человека" - так назвал свою книгу американский специалист в этой области С. Данкелл (Hью-Йорк, 1978). Приведем описанные в книге некоторые позы спящих и их интерпретацию.

Если человек спит на боку, свернувшись "калачиком" и прижимая подушку руками к животу, то в жизни он слаб и беззащитен, постоянно нуждается в помощи и покровительстве.

Данкелл образно называет таких людей "бутонами", не желающими"расцвести". По его мнению, они подсознательно не желают расставаться с детством, испытывая потребность в покровительстве человека с сильным характером. Им приятно, когда о них заботятся. Нерешительные, не уверенные в себе они избегают ответственности и в равное мере подвержены как хорошему, так и плохому влиянию. По сути, это чувствительные, импульсивные натуры, которые руководствуются в своих поступках больше минутным настроением, нежели здравым смыслом.

Если спящий просто лежит на боку, свернувшись "калачиком" лишь наполовину и слегка разбросав ноги и руки, то он человек уравновешенный, хорошо умеющий приспосабливаться к обстановке.

Тем, кто спит на животе, раскинув руки по всю ширину кровати и подогнув одну ногу, обычно уверены в себе, пунктуальны, последовательны в своих рассуждениях, любят порядок и не терпят неожиданностей; расчетливы, предусмотрительны. Их часто обвиняют в педантичности, отсутствии воображения. Они любят навязывать свое мнение, командовать, руководить.

Hа спине спит тот, кто в повседневной жизни уверен в себе, силен, спокоен, ощущает себя лидером в той среде, в которой живет. Чаше всего так спят балованные дети.

Спящие на спине, заложив руки за голову, обычно общительны и сердечны, знают о своих недостатках, но предпочитают не думать о них. Это люди светлого ума, дружески настроенные к окружающим.

Они принимают мир таким, каков он есть - правда, последнее обусловлено желанием не усложнять себе жизнь.

Те, кто спит на боку, лишь слегка согнув колени, - уравновешенные, покладистые люди. Они редко вступают в конфликты, склонны к разумным компромиссам и без особого труда приспосабливаются к различным житейским условиям и ситуациям. Однако им не хватает смелости, энергии и настойчивости в достижении своих целей. Им не свойственно честолюбие или стремление быть лидерами" блистать в обществе - они предпочитают оставаться в тени, особенно, если это тень человека любимого ими и уважаемого.

Hекоторые спят, свесив одну или обе ноги с кровати, словно они собрались куда-то бежать. Эти люди и в жизни находятся постоянно в бегах. Другие спят, заложив одну ногу за другую, что говорит об их беспокойном характере, не способном уяснить, осмыслить происходящие вокруг события. Тот, кто с пит, завернувшись в одеяло - так, что торчит только кончик носа, - и в жизни прячется в угол, застенчив и боится столкновений в жизни. Спящий ничком на животе не любит всяческих житейских неожиданностей, всегда точен и аккуратен, никогда и никуда не опаздывает. В позе "сфинкс" обычно спят люди, у которых плохой сон, кого жизнь не балует и кто готов в любую минуту вернуться к действительности о ее невзгодами.

Очень характерная черта, позволяющая составить более общее впечатление о человеке - его голос. Вот некоторые характеристики человеческого голоса: скорость речи: оживленная, бойкая манера говорить, быстрый темп свидетельствуют об импульсивности собеседника, его уверенности в себе, спокойная, медленная манера указывает на невозмутимость, рассудительность, основательность; заметные колебания скорости речи обнаруживают недостаток уравновешенности, неуверенность, легкую возбудимость; громкость: сильный голос, как правило, присущ истинной силе побуждений (жизненной силе) либо кичливости; тихий, слабый голос указывает на сдержанность, скромность, такт или нехватку жизненной силы, слабость человека; резкие изменения громкости свидетельствуют об эмоциональности и волнении; артикуляция: ясное и четкое произношение указывает на внутреннюю дисциплину, потребность в ясности и недостаток живости; расплывчатое произношение, как правило, свойственно уступчивости, неуверенности, мягкости, вялости воли; высота: фальцет (дословно - "головной голос") присущ человеку, у которого мышление и речь больше исходят из интеллекта, грудной голос - мышление и речь эмоциональны, естественны, не созданы сознательно; высокий пронзительный голос - признак страха и волнения, а низкий означает покой, расслабленность и достоинство; режим и течение речи: ритмичное говорение (ровное перетекание слов с легкими периодическими колебаниями) говорит о богатстве чувств, уравновешенности, скорее, хорошем основном настроении; строго цикличное, правильное говорение означает сильное осознание переживаемого, напряжение воли, дисциплину, педантичность, холодность чувств; округло- текучая манера говорить (типична для общения на пикниках) свойственна людям, живущим глубоко, полно, эмоционально, угловато-отрывистая манера (типичная для шизотимиков) характеризует трезвое, целесообразное мышление.

Смех.
Интересные наблюдения А. Штангля за особенностями смеха.

Смех на -а (ха-ха) - совершенно открытый, идущий от сердца, облегчающий и беззаботный.
Смех на -е (хе-хе) - не слишком приятный, а, скорее, дерзкий, завистливый.
Смех на -и (хи-хи) - одновременно скрытный и хитрый, смесь иронии и злорадства.
Смех на -о (хо-хо) звучит хвастливо-угождающее и в основе своей издевательский и протестующий.
Смех на -у (ху-ху) указывает на скрытый страх, боязливость.

Ничто так не способно выдать намерения человека, как его телодвижения. Ведь каждая наша мысль сопровождается определенным набором сокращений мышц. Зная эту особенность, многие пытаются имитировать свою мимику и жесты. Однако, человек, знающий язык телодвижений сразу распознает истинные помыслы своего собеседника. Если и вы жаждете обладать такими знаниями, давайте подробно разберем, что означают мимика и жесты человека.

Жесты, мимика и позы

Главный вопрос, который терзает большинство современных людей, касается того, насколько искренне ведет себя с нами тот или иной собеседник. Определить это можно, например, по степени симметричности лица. Чем больше разнятся правая и левая его стороны, тем сильнее ложь, которую вас говорят. Но за намерения человека отвечает не только мимика, но и жесты, и различные позы. Рассмотрим наиболее часто встречающиеся проявления тех или иных эмоций и мыслей:

1. Выражения лица:

  • удивление – глаза расширены, поднятые брови образуют небольшую морщину на лбу, рот приоткрыт и округлен;
  • радость – губы сложены в еле заметную улыбку, а вокруг глаз видно мелкие морщины;
  • гнев – мышцы лба сдвинуты вниз, выражение лица нахмурено, губы плотно сжаты, ноздри слегка расширены, а само лицо может быть красным;
  • интерес – веки слегка сужены, либо расширены, а брови могу быть приподняты или опущены;
  • отвращение – внешне кажется, что человек чем-то подавился или хочет сплюнуть. Нос сморщен, брови опущены вниз, а нижняя губа слегка выпячена.

2. Микровыражения глаз:

  • любое изменение в выражении глаз и их движении является реакцией на сказанное;
  • частое моргание – ложь или возбуждение;
  • расширение зрачков – получение удовольствия от информации, интерес от общения. Также может быть проявлением страдания;
  • остановившийся, «стеклянный» взгляд – огромная слабость;
  • ощущение, что глаза блестят – возбуждение или горячка;
  • «бегающие глаза» - стыд, тревожность, обман или страх.

3. Жесты и их значение (стоит помнить, что определять направление помыслов человека можно только по непроизвольной жестикуляции):

  • открытые ладони – жест откровенности;
  • легкие почесывания носа или прикосновения к нему – ложь, неуверенность или подозрение лжи в том, что говорят;
  • суетливые движения руками (дотрагивание до предметов, теребление чего-то в руках) – нервозность, настороженность или смущение;
  • почесывание или прикосновение к различным частям головы (затылок, лоб, макушка, щеки) – неуверенность, смущение;
  • сжатие кулаков – агрессия или внутреннее возбуждение;
  • стряхивание ворсинок с одежды – неодобрение;
  • почесывание или потирание века – ощущение подозрительности со стороны собеседника или ложь;
  • потирание подбородка – момент принятия решения;
  • наклон головы на бок – проявление интереса к тому, что говорят.

4. Если мимика и жесты в общении для вас недостаточно красноречивы, обратите внимание на позу собеседника :

  • опора руками на стул или стол – защита от разговора или ощущение неполного контакта с собеседником;
  • руки за спиной, а голова высоко поднята – чувство превосходства над окружающими;
  • открытые (не скрещенные) конечности, расстегнутая пуговица на воротнике и слегка развязанный галстук – признак доверия и принятия собеседника;
  • скрещенные конечности (так называемая закрытая поза) – скептицизм или защита от собеседника;
  • обхватывание бокала или кружки обеими руками – признак завуалированной нервозности;
  • сцепленные пальцы рук – попытка скрыть разочарование в собеседнике или негативное отношение;
  • частая смена поз или ерзанье – напряженность и внутреннее беспокойство.

Это далеко не все проявления телодвижений, которые можно заметить во время мыслительного процесса нашего собеседника. Наибольший интерес для многих представляет язык жестов в отношениях между мужчинами и женщинами. Давайте наглядно рассмотрим некоторые примеры.

Мимика и жесты влюбленных

Многих женщин всегда интересовала психология мимики и жестов мужчин. Хотя и сильный пол в свою очередь также интересуется, как понять, что женщина проявляет интерес или симпатию. Давайте разберемся, кто во что горазд.

1. Мимика и жесты мужчин. Многие женщины задаются вопросом, как понять, что он заинтересован в общении и проявляет симпатию? Начнем с того, что мужчины хоть и умеют скрывать свои эмоции, но внешние их проявления все равно выдают их намерения. Рассмотрим, что собой представляют жесты и мимика влюбленного мужчины:

  • оценивающий взгляд, пробегающий по всему телу – мужчине достаточно минуты, чтобы понять понравилась ли ему женщина;
  • если при разговоре рот мужчины приоткрыт и губы немного подрагивают – он испытывает чувство симпатии;
  • поза с напряженными мышцами – демонстрация своего тела и желание понравиться;
  • теребление пуговиц на брюках или пиджаке – он нервничает в присутствии собеседницы;
  • если мужчина в присутствии дамы втянул живот и вытянулся по струнке – он невольно старается выглядеть в ее глазах лучше;
  • если мужчина предлагает свой пиджак или куртку – это свидетельство признания женщины в качестве своей избранницы;
  • рука мужчины на плече или талии женщины – желание быть ближе и страх упустить даму из виду.

Язык сексуальных жестов и мимики мужчин:

  • широко расставленные ноги;
  • заткнутый за ремень большой палец;
  • рука часто потирает или дотрагивается до подбородка или горла;
  • также сексуальный интерес со стороны мужчины может выдать игра с предметами округлой формы, напоминающей женские округлости.

2. не менее интересны для наблюдения, хоть слабый пол и умеет скрывать свои намерения:

  • самый частый жест женщин – игра со своими волосами, а в частности откидывание их с лица. Хорошее проявление интереса и желание обратить на себя внимание;
  • заинтересованность женщины можно увидеть по ее запястьям. Если она держит их в поле зрения и демонстрирует гладкость своей кожи, то она рассматривает мужчину как сексуального партнера;
  • поглаживание какого-либо предмета в форме цилиндра дает понять, что женщина недвусмысленно намекает на более близкое общение с мужчиной;
  • если женщину заинтересовал мужчина, она непроизвольно поставит ноги чуть шире, чем обычно. При этом важно обратить внимание на туфли. Их носки будут смотреть в сторону заинтересовавшего ее собеседника.
  • игра женщины с туфелькой тоже имеет много огромное значение. Оголение ножки это явный намек на близость или флирт.

По позе, жестам и мимике человека можно понять очень многое. Главное научиться распознавать насколько легко даются человеку те или иные телодвижения. В будущем такие познания помогут вам понять, что за человек находится перед вами, и какие мысли и ассоциации вы у него вызываете.

Согласно исследованиям, только десятую долю информации человек передает словами. Остальная часть приходится на жесты, мимику и интонацию. Для первого интуитивного «сканирования» человека необходимо примерно 10 секунд. Люди далеко не всегда говорят то, что думают, но тело не умеет врать. Скрытые чувства находят выход через жесты. Психология невербального общения очень широка и многогранна. Научившись понимать жесты человека и их значения, узнать правду будет намного проще.

Классификация жестов

Трение века также может свидетельствовать о том, что собеседник говорит неправду. Если обман довольно серьезный, человек может отводить глаза в сторону или опускать вниз, поглаживать шею или уши. Но все эти признаки стоит рассматривать в комплексе.

  • Люди, которые хотят подчеркнуть свои непоколебимые позиции, могут совершать руками твердые жесты, чтобы акцентировать внимание на переходе от одной темы к другой. Наглядно демонстрируют такие жесты людей фото.

  • Если обстановка сильно накалена, стоит использовать движения руками, чтобы немного разрядить ее. Серьезные фразы можно иллюстрировать веселыми жестами. Это немного взбодрит аудиторию и зарядит атмосферу позитивом.
  • Не стоит становиться клоуном и совершать нелепые движения. Жесты и мимика человека должны привлекать внимание к основной беседе, а не отвлекать от нее. К тому же они должны быть понятны всем присутствующим.
Загрузка...