docgid.ru

Организация туризма для людей с ограниченными возможностями. Проблемы и перспективы туризма инвалидов. Социально-культурному отчуждению способствуют

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Туризм для лиц с ограниченными жизненными возможностями является сравнительно новым и динамично развивающимся направлением туризма. Социальная значимость туризма для особых категорий населения обусловлена, в частности, тем, что относительное и абсолютное число лиц с различными видами ограничения жизненных возможностей непрерывно растет.

Общество нередко отторгает людей с особенностями развития и отклонениями в состоянии здоровья.

Основной функцией туризма с социальной точки зрения является воспроизводящая функция, направленная на восстановление сил. Туризм не ограничивается пассивной формой восстановления физических и психических сил, а использует формы, благодаря которым можно изменить характер деятельности и окружающие условия, активно познавать явления природы, традиции, устанавливать новые социальные контакты, дружеские и деловые связи.

Туризм всегда связан с перемещением. Он обеспечивает смену обстановки, изменение обычного образа жизни. Чистый воздух, активная форма отдыха способствуют физическому оздоровлению. Наступает психологическое расслабление, так как отсутствуют раздражающие факторы производственной и городской среды (шум, напряженность рабочего режима, суетность городской жизни и т.д.).

Туризм положительно влияет на развитие личности. Он обладает восстановительной функцией и несет в себе большой гуманитарный потенциал. Для человека всегда очень важно увидеть своими глазами, услышать, потрогать, попробовать все самому.

Не менее важны компенсаторные функции туризма, которые обеспечивают специальные нужды людей с ограничениями.

В наше время туризм становится все более доступным для людей с проблемами здоровья, с инвалидностью. Благодаря развитию медицины и фармации, техники, туристской отрасли появляются способы для поддержания здоровья и жизнедеятельности в активной форме. Так, принимая регулярно лекарственные средства, человек поддерживает оптимальный уровень нарушенных функций, а с помощью технических средств и усовершенствованного транспорта он может комфортно передвигаться на большие расстояния. Развитие социального туризма, который становится приоритетным в туристской индустрии, разработка туристских программ с учетом доступности для людей со специальными нуждами - все это создает равные возможности для осуществления права на отдых, для приобщения к культурным ценностям.

Федеральным законом от 03.05.2012 №46-ФЗ «О ратификации Конвенции о правах инвалидов» ратифицирована Конвенция о правах инвалидов, которая была подписана от имени Российской Федерации в Нью-Йорке 24 сентября 2008 года. Конвенция направлена на ликвидацию дискриминации по признаку инвалидности, обеспечение лицам с ограниченными возможностями здоровья возможностей для полного участия в гражданской, политической, экономической, социальной и культурной жизни общества. Как первый шаг ратификации конвенции на федеральном и региональном уровнях разработаны программы «Доступная среда», главное направление которых -- интеграция инвалидов в современное общество, для чего планируется создание инфраструктуры городов, необходимой для свободного перемещения маломобильных групп населения.

Немаловажное значение в интеграции этой категории населения в современное общество будет играть обеспечение возможностей для отдыха и туризма. Одним из приоритетных направлений социальной политики государства является развитие системы социального туризма, т.е. туризма, субсидируемого из средств, выделяемых на социальные нужды. Однако говорится не только о социальном туризме. Нельзя лишать инвалидов и другие маломобильные группы населения возможности заниматься активным отдыхом и путешествовать за счет собственных средств.

Развитие этого направления туризма очень актуально для Кабардино-Балкарской Республики, так как имеются все предпосылки для превращения республики в рекреационно-оздоровительный центр и центр туризма для инвалидов и других маломобильных групп населения. Кабардино-Балкарская Республика обладает неповторимым сочетанием природно-климатических и ландшафтных особенностей, позволяющих создать туристский продукт, интересный как российским, так и иностранным туристам. На территории республики настоящее время насчитываются 11 зон рекреационной специализации: горно-рекреационный комплекс «Приэльбрусье», санаторно-курортный комплекс «Нальчик», оздоровительно-лечебные комплексы «Джылы-Су», «Аушигер», «Тамбукан», альпинистский комплекс «Безенги», экскурсионно-туристские комплексы «Чегемские водопады», «Голубые озера», «Долина нарзанов», археолого-туристские комплексы «Верхняя Балкария» и «Верхний Чегем».

Курорт Нальчик -- бальнеологический и климатический курорт предгорной зоны. Он расположен на высотах от 500 до 555 метров над уровнем моря, у северных предгорий центральной части главного Кавказского хребта, в самом комфортном в климатическом отношении районе города Нальчика -- Долинск. Курорт включает в себя 33 санаторно-курортных учреждения, 18 минеральных источников и скважин. При этом необходимо отметить, что Нальчик -- одно из немногих мест в мире, где вместе собраны 4 вида минеральной воды разного типа: йодобромная, азотноминеральная, сероводородная, гидрокарбонатно-натриевая. Наряду с минеральными водами на курорте Нальчик широко используется лечебная грязь озера Тамбукан.

Для привлечения в республику в качестве туристов людей с ограниченными физическими возможностями, необходимо обеспечение доступности городской инфраструктуры и объектов туристской индустрии.

Так же необходимо развивать разнообразную, увлекательную туристскую инфраструктуру, представленную различными видами туризма. Услуги каждого вида туризма должны быть максимально дифференцированы по возрастным особенностям отдыхающих, их материальному, семейному положению, ориентированы как на индивидуальный, так и на совместный отдых. туризм инвалид развитие услуга

Наиболее приоритетными, с учетом возможности предоставления услуг инвалидам и другим маломобильным группам населения, на наш взгляд, являются следующие виды туризма:

лечебно-оздоровительный -- организация туров в лечебно-оздоровительные и санаторно-курортные учреждения для реабилитации, поддержания здоровья, молодости и красоты, снятия усталости и стресса.

экологический -- туризм с целью ознакомления с уникальной природой республики. Для организации таких туров, необходимо обозначить перечень мест, доступных для посещения инвалидами и другими маломобильными группами населения. Разработать маршруты движения, с учетом длительности пребывания в пути, возможных остановок, определить подходящий вид транспорта и другие мероприятия.

этнический -- туризм с целью знакомства, с историей, культурой, традициями, обычаями и т.д. народов республики. Такой туризм предполагает организацию мероприятий в местах, приспособленных для инвалидов.

сельский -- туризм с целью отдыха в сельской местности, получении консультаций хозяев по садоводству, виноградарству, овощеводству животноводству. Для организации таких туров необходимо создать все необходимые условия для проживания людей с ограниченными физическим возможностями в сельских населенных пунктах.

гастрономический -- путешествие с целью изучения национальной кухни , ее особенностей и традиций.

Предложенные виды туризма могут по-разному сочетаться между собой. Например, такие виды как экологический, этнический и гастрономический разнообразят и дополнят лечено-оздоровительный. Этнический и гастрономический могут частью сельского туризма.

Таким образом, реализация предлагаемых нами мероприятий приведут к развитию разнообразной и сложной туристкой индустрии, возможности которой в сочетании с туристскими ресурсами республики позволят формировать конкурентоспособный туристский продукт для инвалидов и других маломобильных групп населения, что позволит туризму республики занять значительное место на российском и мировом рынках.

Для формирования такого туристского продукта необходимы разнообразные услуги туристской индустрии, основой которой преимущественно являются малые и средние предприятия, способные создать значительную долю рабочих мест.

Реализация туристского продукта инвалидам и другим маломобильным группам населения будет способствовать решению проблемы интеграции этих категорий населения в современное общество, а также обеспечит решение ряда экономических и социально-значимых для республики задач.

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

    Понятие и сущность доступного туризма. Международный опыт организации туризма для людей с ограниченными возможностями. Проблемы организации отдыха и безбарьерной среды для инвалидов в Республике Беларусь. Анализ деятельности фирмы ООО "Wellness Travel".

    дипломная работа , добавлен 25.05.2013

    Классификация видов туризма. Признаки сегментации и основные сегменты туристского рынка. Экстремальные ситуации. Специфика экстремального туризма. Виды и особенности экстремального туризма. Психологические особенности людей занимающихся экстремальным тури

    курсовая работа , добавлен 23.10.2003

    Крым как регион развитого туризма, условия для организации его нетрадиционных видов. Развитие экстремального и нетрадиционного туризма на территории Крыма. Этнографический, сельский туризм, объекты интим-туризма, винные туры. Перспективы научного туризма.

    реферат , добавлен 17.06.2010

    Туризм как один из наиболее прибыльных бизнесов в мировом хозяйстве. Уникальные природные ресурсы и культурно-исторические памятники Сибири. Роль туризма в решении социальных проблем. Развитие отрасли туризма и отдыха сибирского региона, его направления.

    реферат , добавлен 26.07.2010

    Характеристика Архангельской области с точки зрения развития туризма, виды экскурсионных программ. Баланс туристического денежного оборота в РФ. Рекомендации по использованию потенциала Онежского и Приморского района для развития экологического туризма.

    дипломная работа , добавлен 09.12.2014

    Понятие и классификация познавательного туризма. Ресурсы организации познавательных маршрутов для детей с ограниченными возможностями на Урале. Коммерческие и некоммерческие организации, как социальная и финансовая поддержка для детей-инвалидов.

    дипломная работа , добавлен 21.08.2015

    Сущность, понятие и особенности школьного туризма, его образовательная функция. Влияние туризма на организм школьника. Туризм или краеведение. Современное состояние рынка школьного туризма в Российской Федерации, его основные тенденции и проблемы.

    контрольная работа , добавлен 12.06.2014

    Организации международного туризма в современных условиях. Основные тенденции развития международного туризма. Развитие и активное применение передовых технологий, активизация мирового рынка туристских услуг. Процесс формирования индустрии туризма.

    реферат , добавлен 17.05.2014

    Основные понятия и виды социального туризма, его отличительные особенности, аспекты формирования. Туризм для инвалидов и пожилых людей, определение его роли и значения. Транспортное обслуживание в сфере социального туризма, главные требования к нему.

    контрольная работа , добавлен 28.03.2012

    Смысл системы отпускных чеков, ее преимущества. Основные принципы функционирования данной системы. Приоритетные виды социального туризма. Необходимость создания инфраструктурных условий для инвалидов-туристов, направления социокультурной реабилитации.

В сегодняшний Международный день инвалидов мы расскажем о том, как организуется туризм для людей с ограниченными возможностями, с какими трудностями те сталкиваются, и как преодолеваются многочисленные препятствия на пути к туризму для всех.

Точно так же, как за повседневными делами мы мало задумываемся о том, с какими трудностями сталкиваются люди с ограниченными возможностями в самый обычный день (высокие бордюры, светофоры без звуковых сигналов и другие маленькие, но очень важные вещи), так и на отдыхе наши головы на часто посещают мысли о том, насколько туризм доступен для инвалидов. А между тем, по социологическим опросам, около девяноста процентов людей с ограниченными возможностями (цифра меняется в зависимости от страны, где проводится опрос, но в пределах статистической погрешности) считают, что испытывают серьезные затруднения при организации отдыха.

При этом в техническом плане организация экскурсионных туристических поездок для инвалидов особых преград не имеет. Во всяком случае, если речь идёт о развитых странах, весомая часть из которых обладает должной туристической привлекательностью. В Барселоне, Иерусалиме, Париже , Праге или Амстердаме инфраструктура, продуманная с учётом интересов и банального удобства людей с ограниченными возможностями, находится на должном уровне, чтобы обеспечить достойный приём и комфорт пребывания. Миниатюры исторических зданий и аудиогиды для слабовидящих, гиды-сурдопереводчики, разнообразные специальные программы, даже специализированные музеи (как, например, афинский тактильный) - всё работает во благо равенства.

Как правило, организацией подобных экскурсий занимаются туристические компании, ориентирующиеся именно на людей с ограниченными возможностями, - достаточный опыт позволяет им обеспечить отдых по высшему разряду. Хотя, конечно, обеспечение каждого такого туриста индивидуальным сопровождающим и специальным транспортом (если речь идёт о колясочниках) обходится дороже организации обычных туров - где-то помогают благотворители и меценаты, но в основном остаётся уповать на волонтёров.

К сожалению, волонтёров всегда не хватает. И для привлечения их некоторые компании выдумывают достаточно оригинальные и, что немаловажно, действенные предложения. Хорошим примером здесь может послужить британский туристический оператор Traveleyes, специализирующийся на отдыхе инвалидов по зрению. На каждый тур приглашаются не только слабовидящие путешественники, но те, кто будет фактически их глазами: зрячие сопровождающие, которых привлекают очень низкие цены на такие путёвки.

В комплексе такой туристический симбиоз оказывается способен на практике осуществить не только качественные и недорогие поездки, но и существенно разнообразить их, сделать доступными места, не обладающие в силу тех или иных причин инфраструктурой для людей с ограниченными возможностями. И этот опыт бесценен, хоть и только начинает своё распространение по миру, ведь система организации оного позволяет обеспечивать туры далеко не только для слабовидящих.

В сущности, наличие сопровождающего (не важно, волонтёр он или какой-нибудь привлечённый скидками студент) делает для человека с ограниченными возможностями доступным абсолютно любой туристический отдых - хоть экскурсионный, хоть экстремальный. И любое место, хоть сельву Амазонки, хоть Южный полюс. И француз Марк Копп, несмотря на свой рассеянный склероз, приземлившийся на Эверест осенью этого года с парашютом при помощи известного экстремала Марио Жервази, - яркий тому пример.

  • Глава 3. Технологии социальной работы с инвалидами
  • 3.1. Социальная диагностика: цель, этапы и методы проведения
  • Программа социальной диагностики инвалида
  • 3.2 Технология социального консультирования инвалидов
  • 3.3. Социальная реабилитация инвалидов
  • 3.4. Технология социальной адаптации инвалидов
  • 3.5. Технология социальной терапии в социальной работе с инвалидами
  • Вопросы для самоконтроля
  • Рекомендуемая литература
  • Глава 4. Содействие занятости и трудоустройству инвалидов
  • Положение инвалидов на рынке труда
  • Социальная поддержка безработных инвалидов
  • Вопросы для самоконтроля
  • Рекомендуемая литература
  • Глава 5. Социальное обеспечение инвалидов
  • 5.1 Пенсионное обеспечение инвалидов
  • 5.2. Ежемесячная денежная выплата как форма социального обеспечения инвалидов
  • Вопросы для самоконтроля
  • Рекомендуемая литература
  • Глава 6. Социальное обслуживание инвалидов
  • 6.1. Социальное обслуживание инвалидов в стационарных учреждениях
  • 6.2 Полустационарное и срочное социальное обслуживание инвалидов
  • Вопросы для самоконтроля
  • Рекомендуемая литература
  • Глава 7. Комплексная поддержка семей инвалидов
  • 7.1. Характеристика семей имеющих в своей структуре инвалидов
  • 7.2. Основные направления комплексной поддержки семьи инвалида
  • Вопросы для самоконтроля
  • Рекомендуемая литература
  • Глава 8. Социальная работа с молодыми инвалидами
  • 8.1. Социальный статус молодых людей с ограниченными возможностями в современной России
  • 8.2. Социальная работа с молодыми инвалидами в учреждениях профессионального образования
  • 8.3. Организация досуга молодых инвалидов
  • Вопросы для самоконтроля
  • Рекомендуемая литература:
  • Глава 9. Социальная помощь и поддержка детей-инвалидов
  • 9.1. Ребенок-инвалид как объект социальной помощи и поддержки
  • 9.2. Система социальной помощи и поддержки детей-инвалидов
  • 9.3. Социально-педагогическая помощь и поддержка одаренных детей с ограниченными возможностями
  • Вопросы для самоконтроля
  • Рекомендуемая литература
  • Глава 10. Гендерные аспекты социальной работы с инвалидами
  • 10.1 Гендерные особенности инвалидности
  • 10.2 Государственная и общественная поддержка мужчин и женщин с инвалидностью
  • Вопросы для самоконтроля
  • Рекомендуемая литература
  • Глава 11. Социальная работа с инвалидами в исправительных учреждениях
  • 11.1. Характеристика основных проблем осужденных инвалидов в исправительном учреждении
  • 11.2. Правовые нормы социальной работы с осужденными инвалидами в уголовно-исполнительном законодательстве рф
  • 11.3. Содержание и методика социальной работы с инвалидами в исправительных учреждениях
  • Вопросы для самоконтроля
  • Рекомендуемая литература
  • Глава 12. Особенности деятельности общественных объединений инвалидов
  • 12.1 Понятие и виды общественных объединений инвалидов
  • 12.2 Содержание деятельности общественных объединений инвалидов
  • Вопросы для самоконтроля
  • Рекомендуемая литература
  • Глава 13. Профессиональная этика социальной работы с инвалидами
  • 13.1. Ценностно-нормативные основы социальной работы с инвалидами
  • 13.2. Профессиональный этикет специалиста по социальной работе во взаимодействии с людьми особых потребностями
  • Вопросы для самоконтроля
  • Рекомендуемая литература
  • Приложения о перечне приоритетных профессий рабочих и служащих, овладение которыми дает инвалидам наибольшую возможность быть конкурентноспособным на региональных рынках труда
  • Порядок
  • Участия граждан пожилого возраста и инвалидов,
  • Проживающих в стационарных учреждениях
  • Социального обслуживания, в лечебно-трудовой деятельности
  • Глава I. Общие положения
  • Глава II. Медико-социальная экспертиза
  • Глава III. Реабилитация инвалидов
  • Глава IV. Обеспечение жизнедеятельности инвалидов
  • Глава V. Общественные объединения инвалидов
  • Глава VI. Заключительные положения
  • Положение о Совете при Президенте Российской Федерации по делам инвалидов
  • Конвенция о правах инвалидов Принята резолюцией 61/106 Генеральной ассамблеей от 13 декабря 2006 года
  • I. Общие положения
  • II. Цели, задачи и принципы деятельности вои
  • III. Члены всероссийского общества инвалидов
  • Всемирная программа действий в отношении инвалидов
  • 1 (IV). Всемирную программу действий
  • I. Цели, история вопроса и концепции
  • О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов Федеральный закон от 2 августа 1995 г. № 122-фз
  • Глава I. Общие положения
  • Глава II. Права граждан пожилого возраста и инвалидов в сфере социального обслуживания
  • Глава III. Социальное обслуживание граждан пожилого возраста и инвалидов
  • Глава IV. Организация социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов
  • Глава V. Профессиональная деятельность в сфере социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов
  • Глава VII. Порядок введения в действие настоящего Федерального закона
  • I. Общие положения
  • II. Порядок разработки индивидуальной программы
  • III. Порядок реализации индивидуальной программы
  • I. Общие положения
  • II. Условия признания гражданина инвалидом
  • 8.3. Организация досуга молодых инвалидов

    Досуговую деятельность принято понимать какосознанную и направленную активность человека, в которой удовлетворяются потребности в познании собственной личности и социальной действительности, в результате чего повышается способность к самовыражению и удовлетворению личностных интересов.

    Досуговая деятельность рассматривается как одна из ведущих видов наряду с игровой, учебной, трудовой. Её цели и содержание избираются свободно в зависимости от культурного уровня, потребностей и интересов молодого человека.

    При организации досуговой деятельности молодых инвалидов в целях их оптимального вхождения в социокультурное пространство и восстановления социокультурных связей, необходимо ориентироваться на наличие специализированной политики государства, учитывающей индивидуальные особенности данной группы населения.

    Законодательство Российской Федерации закрепляет право каждого человека на культурную творческую деятель­ность, свободный выбор нравственных, эстетических и других позиций, приобщение к культурным ценностям, на доступ к государственным биб­лиотечным, музейным, архивным фондам и т.п., право на гуманитарное и художественное образование, выбор его форм и способов. В федеральном законодательстве также опреде­лены обязанности государства в области культуры, в том числе, по обес­печению доступности культурных ценностей для всех граждан.

    В Концепции социокультурной политики в отношении инвалидов в Российской Федерации (1997) отмечено, что государственная политика в отношении молодых людей с ограниченными возможностями, как одной из наименее социально защищенных категорий населения является важнейшей составляющей социокультурной политики страны 1 , учитывает особенности здоровья данной категории, специфику современной общественной ситуации, характер и степень дифференцированности различных групп инвалидов, опирается на правовые основания, что является необходимым условием конструктивной организации культурно-досуговой деятельности молодых инвалидов.

    В отношении молодых людей с ограниченными возможностями, культурно-досуговая деятельность, представляет собой процесс создания условий для организации свободного времени, связанный с реализацией их потребностей и интересов, обладающий личностно-развивающим характером, социально-ценностной ориентацией и самореализацией.

    Участие в различных видах досуговой деятельности является необходимой областью социализации, самоутверждения и самореализации молодого инвалида, но ограничено, в связи с недостаточным уровнем развитости и доступности.

    Недостаточная развитость инфраструктуры досуговой деятельности молодых инвалидов может проявлять себя в таких характеристиках, как низкий уровень доступности, а, нередко, и просто недоступность многих учреждений культуры в силу их неприспособленности для посещения людьми с ограниченными физическими возможностями (слабовидящими, слабослышащими, колясочниками и др.); отсутствие или весьма ограниченное число специализированных спортивных сооружений, оснащенных соответствующим оборудованием для различных групп инвалидов; отсутствие систематической подготовки профессиональных организаторов досуга, спортивных тренеров для соответствующих групп инвалидов; слабое методическое и техническое обеспечение данной области деятельности.

    В жизнедеятельности молодых инвалидов присутствует социально-культурное отчуждение, которое связано не столько с количеством социальных связей человека, сколько с их качеством. Социально-культурное отчуждение - это отсутствие или разрыв значимых для человека связей с обществом или культурой. Социально-культурному отчуждению молодых инвалидов способствуют:

    Трудности адаптации молодого человека к обществу (ограниченные физические и интеллектуальные возможности, недостаток образования или коммуникативных качеств и навыков);

    Неадаптированность общества к насущным потребностям человека (ориентация общества на бездуховные ценности наживы, потребления, агрессия, отсутствие условий для развития и самореализации личности, в том числе наличие физических и психологических барьеров).

    Молодой человек с инвалидностью, вступая во взрослую жизнь, очень часто встречается с трудностями, которые способствуют его удалению от общества и замыканию в себе, формируя «проблемное поле», в котором присутствуют: ограниченный доступ к учреждениям культуры и спорта; дефицит общения; отсутствие организации досуга.

    Проблема социально-культурного отчуждения молодых инвалидов сложна. С одной стороны причиной отчуждённости является их неадаптированность к обществу, как следствие ограниченных физических возможностей. С другой стороны - общество не отвечает сущностным потребностям развития инвалида. Причиной социально-культурного отчуждения может быть также процесс становления юной личности, который часто связан с противопоставлением себя обществу. Основой для преодоления социально-культурного отчуждения молодого инвалида является социально-культурная реабилитация.

    Социально-культурная реабилитация - это целостный комплекс мероприятий, имеющих целью оказание помощи молодому инвалиду в достижении и поддержке оптимальной степени участия в социальных взаимосвязях, реализации культурных интересов и запросов, что обеспечивает ему средства для позитивных изменений в образе жизни и наиболее полную интеграцию в общество за счет расширения рамок его независимости (Т.А. Макарова).

    Социальная независимость молодого инвалида подразумевает достижение им макси­мально возможного уровня самостоятельного участия в культурно-досуговой деятельности, позволяет ему использо­вать свой потенциал не только для личной пользы, но и для блага своего ближайшего окружения. Осуществление социальной независимости молодых инвалидов является одной из главных задач специалистов по социальной работе, создающих условия для активного приобретения знаний и умений, раскрывающих способнос­ти и возможности инвалидов, активизирующих и стимулирующих их участие в личностно значимой культурно-досуговой деятельности.

    Культурно-досуговую деятельность молодых инвалидов составляет общение, отдых, вечера встреч, прогулки, физкультурно-оздоровительная деятельность (игра в шашки, шахматы, дартс, теннис и др.), интеллектуально-познавательная деятельность активного (чтение, экскурсии, занятия в кружках, студиях, издание газеты) и пассивного характера (просмотр телевизора, прослушивание музыки и др.), любительская деятельность прикладного характера (шитьё, фотодело, тестопластика, конструирование, моделирование), активная общественная деятельность.

    Отечественный и зарубежный опыт решения проблем социальной адаптации и социально-культурной реабили­тации молодых инвалидов средствами культуры, спорта и искусства свидетельствует об эффектив­ности соответствующих программ и технологий, о их возможностях обес­печения интеграции молодых людей с ограниченными возможностями в социальную и культурную жизнь.

    Интеграция в социокультурное пространство обеспечивается во многом благодаря клубам для молодых инвалидов, где реализуется процесс творческой, физкультурно-оздоровительной реабилитации и организации календарных праздников, конкурсных мероприятий, отдыха для молодых людей с ограниченными возможностями.

    Под клубным учреждением понимается социальная организация, основной деятельностью которой является предоставление населению услуг социально-культурного, просветительского, и развлекательного характера, создание условий для занятий любительским художественным творчеством.

    Клуб создаётся для удовлетворения интересов его участников, членство в котором является добровольным, и каждый человек выступает как индивид, поведение и взаимодействие которого с другими людьми определяется его внутренними качествами (Г.П. Щедровицкий).

    Одним из направлений деятельности клубов для молодых инвалидов является творческая реабилитация – процесс, способствующий развитию личностного потенциала молодого человека благодаря различным видам художественной деятельности, направленной на приобщение к творчеству, накопление знаний в его различных направлениях; приобретение практических умений и навыков, развитие художественных способностей, речи, моторики, логоритмики, вкуса.

    Примером клубной работы могут служить клубы – «Бисероплетение», «Изонить», «Мягкая игрушка», а также клубные объединения, развивающие вокальные, хореографические, театральные способности молодых инвалидов.

    Для успешной реабилитационной работы клубов может быть организована кружковая работа, проведение фестивалей творчества, выставки работ. Примером организации фестивалей может служить фестиваль «Поверь в себя» г. Рязань, фестиваль «Ума, души и рук творение» г. Кострома.

    Целью деятельности клубных объединений является формирование у молодых людей – инвалидов ориентации на совместную творческую деятельность как средства развития, самореализации и интеграции в общество.

    Особое место в системе досуговой деятельности инвалидов принадлежит различным видам спорта - как массово-оздоровительного, так и соревновательного. Спорт представляет собой многочисленные и многообразные комплексы физических упражнений, направленных на физическое развитие человека, заполнение досуга, достижение физического совершенства, отражающего определённые представления о телесной красоте, пластической свободе и здоровье человека.

    Спорт – важнейший феномен современной культуры и, в соответствии со ст. 18 ФЗ «О культуре и спорте в РФ» от 9.10.1992 №3612-1 основной целью вовлечения инвалидов в занятия физической культурой и спортом является повышение их двигательной активности. В документе определяется, что двигательная активность – это непременное и определяющее условие всесторонней реабилитации и социальной адаптации инвалида».

    Адаптивный спорт помогает укрепить здоровье, обрести уверенность в себе, развить коммуникативные навыки, повысить самооценку. Среди адаптивных видов спорта большую популярность обрели борьба, настольный теннис, сидячий волейбол, баскетбол на колясках, дартс, лёгкая атлетика, конный спорт, спортивная езда на велоколясках. Основная задача адаптивного спорта – вовлечение в занятия спортом как можно большего числа молодых людей с ограниченными возможностями. В массовом адаптивном спорте молодые инвалиды получают возможность для полного раскрытия своих возможностей, установить контакты с другими людьми, осуществить взаимодействие с другими общественными организациями.

    Глухие и слабослышащие инвалиды принимают участие в таких видах массового спорта как футбол, лыжи, коньки, стрелковый, велосипедный спорт, теннис, шахматы, гребля, бокс, плавание, классическая борьба, легкая атлетика. Незрячие инвалиды участвуют в соревнованиях по лёгкой атлетике, плаванию, гребле, туризму, лыжах, освоена новая спортивная игра для незрячих – роллинсбол (командная игра с озвученным мячом).

    Всё большую популярность приобретают Специальные Олимпийские игры, целью которых является пропаганда олимпийского движения, привлечение внимания общественности к проблемам молодых инвалидов, активизации деятельности государственных, общественных и других организаций в решении проблем по укреплению здоровья и адаптации к жизни в обществе молодых людей с ограниченными возможностями. Для успешного выступления круглогодично проводятся тренировки спортсменов, летние и зимние игры на местном, региональном и национальном уровнях. Специальные Олимпийские игры охватывают многие регионы страны, в них участвуют более 25 тысяч спортсменов-инвалидов.

    Основными причинами, сдерживающими развитие спорта среди инвалидов, служат – отсутствие достаточного числа стадионов, спортивных залов и площадок, оборудования и инвентаря, труднодоступность спортивных сооружений для инвалидов, недостаточное финансирование паралимпийского спорта на региональном и муниципальном уровнях, нехватка профессиональных кадров.

    В последние годы ситуация с развитием реабилитационного спорта в России меняется, увеличивается количество спортивных организаций, объединяющих более 200 тысяч людей с ограниченными возможностями. Ежегодно для инвалидов проводятся более 100 национальных соревнований, лучшие спортсмены могут участвовать в 60 международных состязаниях, атлеты-паралимпийцы получают стипендию президента РФ.

    Таким образом, физкультурно-оздоровительная деятельность является действенным средством восстановления нормальной жизнедеятельности организма, и способствует повышению уровня активности, физической подготовленности организма молодого инвалида.

    Физкультурно-оздоровительную направленность имеет также туротерапия – одна из реабилитационных технологий культурно – досуговой деятельности молодых инвалидов, основу которой составляют различные виды туризма: путешествия, экскурсии, походы, выезды.

    Туризм создаёт сферу полноценного общения, расширения кругозора, развития физических возможностей, выработки позитивной установки, и возможности установления новых социальных контактов. Участвуя в туристических поездках, экскурсиях молодые инвалиды узнают историю края, обычаи и традиции, создают фото и видеоматериалы о прошедших событиях.

    Для эффективного обеспечения технологии туризма в культурно-досуговой деятельности необходимо соблюдать следующие правила:

    Вид туризма подбирается в зависимости от физических нарушений и в соответствии с индивидуальной программой реабилитации, учитывающей персональный интерес, мнения, финансовые возможности;

    Обеспечение безопасности для туристов;

    Включение в программу осмотра достопримечательностей;

    Наличие физической подготовленности молодых инвалидов, психологической переносимости трудностей.

    Творческая и физкультурно-оздоровительная деятельность, экскурсионные поездки также могут быть организованы в рамках проведения летних смен для молодых инвалидов. Организация летнего отдыха представляет собой целенаправленный психолого-педагогический процесс, включающий в себя организацию различных мероприятий, способствующих полноценному отдыху и оздоровлению молодых людей с ограничениями в развитии. Целью организации такого отдыха для молодых инвалидов является восстановление индивидуальной и социальной ценности человека, имеющего нарушения здоровья, использование условий загородного отдыха для его оздоровления и закаливания.

    Участвуя в мероприятиях и программах летнего отдыха, молодые инвалиды стараются реализовать себя, почувствовать свою значимость, иметь возможность достичь высоких результатов в предлагаемых видах деятельности.

    Специалисты-организаторы этого вида отдыха способствуют созданию благоприятной психотерапевтической среды, в целях преодоления психологического дискомфорта в общении со сверстниками; оказывают помощь в организации самообслуживания, самопомощи и взаимопомощи, предлагают различные виды индивидуальной и групповой деятельности, расширение зоны творческих способностей и круга интересов молодых инвалидов.

    Большие возможности для реализации культурно-досуговых интересов и предпочтений молодых инвалидов создаёт Интернет, посредством которого осуществляется их приобщение к культурным, духовно-нравственным ценностям, здоровому образу жизни, включению в мир искусства и культуры. Интернет для молодых инвалидов служит средством развития разнообразных жизненных познавательных навыков, повышения самооценки, возможности творческого выражения.

    Многие молодые люди использует Интернет для общения. Виртуальное общение – это процесс, имитирующий структуру, функции и результаты реальных отношений и взаимных действий человека, через его виртуальные образы. В этом случае Интернет становится не только средством связи молодых инвалидов, но и источником совета и поддержки. В виртуальном пространстве коммуникации создается особая среда, где транслируются «желаемые» образы (например, большая часть «виртуальных персон» наделяется атрибутами физической красоты и силы).

    Овладение Интернет – технологиями с одной стороны позволяет молодым инвалидам включаться во многие сферы жизнедеятельности наравне со здоровыми людьми, а с другой специальные компьютерные продукты позволяют восполнить ранее утраченные или не развитые качества. Эффективная форма организации жизнедеятельности, неограниченный доступ в информационную среду, общение, взаимодействие с равными себе и помощь – всё это возможности социокультурной реабилитации молодых инвалидов, связанных с их вовлечением в сферу пользования виртуальной реальностью.

    Таким образом, досуговая деятельность молодых инвалидов представляет собой часть их жизненной среды, предназначенной для отдыха, преодоления усталости, восстановления физического и психического здоровья. Участие в различных видах досуговой деятельности является необходимой областью социализации, самоутверждения и самореализации молодого человека с ограниченными возможностями, но ограничено, в связи с недостаточным уровнем развитости и доступности. Интеграция в социокультурное пространство обеспечивается благодаря клубам для молодых инвалидов, где реализуется процесс творческой, физкультурно-оздоровительной реабилитации и организации календарных праздников, конкурсных мероприятий, отдыха для молодых людей с ограниченными возможностями. Кроме того, досуговая деятельность молодого инвалида в современных условиях может осуществляться, благодаря применению Интернет-технологий.

    Досуговую деятельность принято понимать какосознанную и направленную активность человека, в которой удовлетворяются потребности в познании собственной личности и социальной действительности, в результате чего повышается способность к самовыражению и удовлетворению личностных интересов.

    Досуговая деятельность рассматривается как одна из ведущих видов наряду с игровой, учебной, трудовой. Её цели и содержание избираются свободно в зависимости от культурного уровня, потребностей и интересов молодого человека.

    При организации досуговой деятельности молодых инвалидов в целях их оптимального вхождения в социокультурное пространство и восстановления социокультурных связей, необходимо ориентироваться на наличие специализированной политики государства, учитывающей индивидуальные особенности данной группы населения.

    Законодательство Российской Федерации закрепляет право каждого человека на культурную творческую деятель­ность, свободный выбор нравственных, эстетических и других позиций, приобщение к культурным ценностям, на доступ к государственным биб­лиотечным, музейным, архивным фондам и т.п., право на гуманитарное и художественное образование, выбор его форм и способов. В федеральном законодательстве также опреде­лены обязанности государства в области культуры, в том числе, по обес­печению доступности культурных ценностей для всех граждан.

    В Концепции социокультурной политики в отношении инвалидов в Российской Федерации (1997) отмечено, что государственная политика в отношении молодых людей с ограниченными возможностями, как одной из наименее социально защищенных категорий населения является важнейшей составляющей социокультурной политики страны , учитывает особенности здоровья данной категории, специфику современной общественной ситуации, характер и степень дифференцированности различных групп инвалидов, опирается на правовые основания, что является необходимым условием конструктивной организации культурно-досуговой деятельности молодых инвалидов.



    В отношении молодых людей с ограниченными возможностями, культурно-досуговая деятельность, представляет собой процесс создания условий для организации свободного времени, связанный с реализацией их потребностей и интересов, обладающий личностно-развивающим характером, социально-ценностной ориентацией и самореализацией.

    Участие в различных видах досуговой деятельности является необходимой областью социализации, самоутверждения и самореализации молодого инвалида, но ограничено, в связи с недостаточным уровнем развитости и доступности.

    Недостаточная развитость инфраструктуры досуговой деятельности молодых инвалидов может проявлять себя в таких характеристиках, как низкий уровень доступности, а, нередко, и просто недоступность многих учреждений культуры в силу их неприспособленности для посещения людьми с ограниченными физическими возможностями (слабовидящими, слабослышащими, колясочниками и др.); отсутствие или весьма ограниченное число специализированных спортивных сооружений, оснащенных соответствующим оборудованием для различных групп инвалидов; отсутствие систематической подготовки профессиональных организаторов досуга, спортивных тренеров для соответствующих групп инвалидов; слабое методическое и техническое обеспечение данной области деятельности.

    В жизнедеятельности молодых инвалидов присутствует социально-культурное отчуждение, которое связано не столько с количеством социальных связей человека, сколько с их качеством. Социально-культурное отчуждение - это отсутствие или разрыв значимых для человека связей с обществом или культурой. Социально-культурному отчуждению молодых инвалидов способствуют:

    Трудности адаптации молодого человека к обществу (ограниченные физические и интеллектуальные возможности, недостаток образования или коммуникативных качеств и навыков);

    Неадаптированность общества к насущным потребностям человека (ориентация общества на бездуховные ценности наживы, потребления, агрессия, отсутствие условий для развития и самореализации личности, в том числе наличие физических и психологических барьеров).

    Молодой человек с инвалидностью, вступая во взрослую жизнь, очень часто встречается с трудностями, которые способствуют его удалению от общества и замыканию в себе, формируя «проблемное поле», в котором присутствуют: ограниченный доступ к учреждениям культуры и спорта; дефицит общения; отсутствие организации досуга.

    Проблема социально-культурного отчуждения молодых инвалидов сложна. С одной стороны причиной отчуждённости является их неадаптированность к обществу, как следствие ограниченных физических возможностей. С другой стороны - общество не отвечает сущностным потребностям развития инвалида. Причиной социально-культурного отчуждения может быть также процесс становления юной личности, который часто связан с противопоставлением себя обществу. Основой для преодоления социально-культурного отчуждения молодого инвалида является социально-культурная реабилитация.

    Социально-культурная реабилитация - это целостный комплекс мероприятий, имеющих целью оказание помощи молодому инвалиду в достижении и поддержке оптимальной степени участия в социальных взаимосвязях, реализации культурных интересов и запросов, что обеспечивает ему средства для позитивных изменений в образе жизни и наиболее полную интеграцию в общество за счет расширения рамок его независимости (Т.А. Макарова).

    Социальная независимость молодого инвалида подразумевает достижение им макси­мально возможного уровня самостоятельного участия в культурно-досуговой деятельности, позволяет ему использо­вать свой потенциал не только для личной пользы, но и для блага своего ближайшего окружения. Осуществление социальной независимости молодых инвалидов является одной из главных задач специалистов по социальной работе, создающих условия для активного приобретения знаний и умений, раскрывающих способнос­ти и возможности инвалидов, активизирующих и стимулирующих их участие в личностно значимой культурно-досуговой деятельности.

    Культурно-досуговую деятельность молодых инвалидов составляет общение, отдых, вечера встреч, прогулки, физкультурно-оздоровительная деятельность (игра в шашки, шахматы, дартс, теннис и др.), интеллектуально-познавательная деятельность активного (чтение, экскурсии, занятия в кружках, студиях, издание газеты) и пассивного характера (просмотр телевизора, прослушивание музыки и др.), любительская деятельность прикладного характера (шитьё, фотодело, тестопластика, конструирование, моделирование), активная общественная деятельность.

    Отечественный и зарубежный опыт решения проблем социальной адаптации и социально-культурной реабили­тации молодых инвалидов средствами культуры, спорта и искусства свидетельствует об эффектив­ности соответствующих программ и технологий, о их возможностях обес­печения интеграции молодых людей с ограниченными возможностями в социальную и культурную жизнь.

    Интеграция в социокультурное пространство обеспечивается во многом благодаря клубам для молодых инвалидов, где реализуется процесс творческой, физкультурно-оздоровительной реабилитации и организации календарных праздников, конкурсных мероприятий, отдыха для молодых людей с ограниченными возможностями.

    Под клубным учреждением понимается социальная организация, основной деятельностью которой является предоставление населению услуг социально-культурного, просветительского, и развлекательного характера, создание условий для занятий любительским художественным творчеством.

    Клуб создаётся для удовлетворения интересов его участников, членство в котором является добровольным, и каждый человек выступает как индивид, поведение и взаимодействие которого с другими людьми определяется его внутренними качествами (Г.П. Щедровицкий).

    Одним из направлений деятельности клубов для молодых инвалидов является творческая реабилитация – процесс, способствующий развитию личностного потенциала молодого человека благодаря различным видам художественной деятельности, направленной на приобщение к творчеству, накопление знаний в его различных направлениях; приобретение практических умений и навыков, развитие художественных способностей, речи, моторики, логоритмики, вкуса.

    Примером клубной работы могут служить клубы – «Бисероплетение», «Изонить», «Мягкая игрушка», а также клубные объединения, развивающие вокальные, хореографические, театральные способности молодых инвалидов.

    Для успешной реабилитационной работы клубов может быть организована кружковая работа, проведение фестивалей творчества, выставки работ. Примером организации фестивалей может служить фестиваль «Поверь в себя» г. Рязань, фестиваль «Ума, души и рук творение» г. Кострома.

    Целью деятельности клубных объединений является формирование у молодых людей – инвалидов ориентации на совместную творческую деятельность как средства развития, самореализации и интеграции в общество.

    Особое место в системе досуговой деятельности инвалидов принадлежит различным видам спорта - как массово-оздоровительного, так и соревновательного. Спорт представляет собой многочисленные и многообразные комплексы физических упражнений, направленных на физическое развитие человека, заполнение досуга, достижение физического совершенства, отражающего определённые представления о телесной красоте, пластической свободе и здоровье человека.

    Спорт – важнейший феномен современной культуры и, в соответствии со ст. 18 ФЗ «О культуре и спорте в РФ» от 9.10.1992 №3612-1 основной целью вовлечения инвалидов в занятия физической культурой и спортом является повышение их двигательной активности. В документе определяется, что двигательная активность – это непременное и определяющее условие всесторонней реабилитации и социальной адаптации инвалида».

    Адаптивный спорт помогает укрепить здоровье, обрести уверенность в себе, развить коммуникативные навыки, повысить самооценку. Среди адаптивных видов спорта большую популярность обрели борьба, настольный теннис, сидячий волейбол, баскетбол на колясках, дартс, лёгкая атлетика, конный спорт, спортивная езда на велоколясках. Основная задача адаптивного спорта – вовлечение в занятия спортом как можно большего числа молодых людей с ограниченными возможностями. В массовом адаптивном спорте молодые инвалиды получают возможность для полного раскрытия своих возможностей, установить контакты с другими людьми, осуществить взаимодействие с другими общественными организациями.

    Глухие и слабослышащие инвалиды принимают участие в таких видах массового спорта как футбол, лыжи, коньки, стрелковый, велосипедный спорт, теннис, шахматы, гребля, бокс, плавание, классическая борьба, легкая атлетика. Незрячие инвалиды участвуют в соревнованиях по лёгкой атлетике, плаванию, гребле, туризму, лыжах, освоена новая спортивная игра для незрячих – роллинсбол (командная игра с озвученным мячом).

    Всё большую популярность приобретают Специальные Олимпийские игры, целью которых является пропаганда олимпийского движения, привлечение внимания общественности к проблемам молодых инвалидов, активизации деятельности государственных, общественных и других организаций в решении проблем по укреплению здоровья и адаптации к жизни в обществе молодых людей с ограниченными возможностями. Для успешного выступления круглогодично проводятся тренировки спортсменов, летние и зимние игры на местном, региональном и национальном уровнях. Специальные Олимпийские игры охватывают многие регионы страны, в них участвуют более 25 тысяч спортсменов-инвалидов.

    Основными причинами, сдерживающими развитие спорта среди инвалидов, служат – отсутствие достаточного числа стадионов, спортивных залов и площадок, оборудования и инвентаря, труднодоступность спортивных сооружений для инвалидов, недостаточное финансирование паралимпийского спорта на региональном и муниципальном уровнях, нехватка профессиональных кадров.

    В последние годы ситуация с развитием реабилитационного спорта в России меняется, увеличивается количество спортивных организаций, объединяющих более 200 тысяч людей с ограниченными возможностями. Ежегодно для инвалидов проводятся более 100 национальных соревнований, лучшие спортсмены могут участвовать в 60 международных состязаниях, атлеты-паралимпийцы получают стипендию президента РФ.

    Таким образом, физкультурно-оздоровительная деятельность является действенным средством восстановления нормальной жизнедеятельности организма, и способствует повышению уровня активности, физической подготовленности организма молодого инвалида.

    Физкультурно-оздоровительную направленность имеет также туротерапия – одна из реабилитационных технологий культурно – досуговой деятельности молодых инвалидов, основу которой составляют различные виды туризма: путешествия, экскурсии, походы, выезды.

    Туризм создаёт сферу полноценного общения, расширения кругозора, развития физических возможностей, выработки позитивной установки, и возможности установления новых социальных контактов. Участвуя в туристических поездках, экскурсиях молодые инвалиды узнают историю края, обычаи и традиции, создают фото и видеоматериалы о прошедших событиях.

    Для эффективного обеспечения технологии туризма в культурно-досуговой деятельности необходимо соблюдать следующие правила:

    Вид туризма подбирается в зависимости от физических нарушений и в соответствии с индивидуальной программой реабилитации, учитывающей персональный интерес, мнения, финансовые возможности;

    Обеспечение безопасности для туристов;

    Включение в программу осмотра достопримечательностей;

    Наличие физической подготовленности молодых инвалидов, психологической переносимости трудностей.

    Творческая и физкультурно-оздоровительная деятельность, экскурсионные поездки также могут быть организованы в рамках проведения летних смен для молодых инвалидов. Организация летнего отдыха представляет собой целенаправленный психолого-педагогический процесс, включающий в себя организацию различных мероприятий, способствующих полноценному отдыху и оздоровлению молодых людей с ограничениями в развитии. Целью организации такого отдыха для молодых инвалидов является восстановление индивидуальной и социальной ценности человека, имеющего нарушения здоровья, использование условий загородного отдыха для его оздоровления и закаливания.

    Участвуя в мероприятиях и программах летнего отдыха, молодые инвалиды стараются реализовать себя, почувствовать свою значимость, иметь возможность достичь высоких результатов в предлагаемых видах деятельности.

    Специалисты-организаторы этого вида отдыха способствуют созданию благоприятной психотерапевтической среды, в целях преодоления психологического дискомфорта в общении со сверстниками; оказывают помощь в организации самообслуживания, самопомощи и взаимопомощи, предлагают различные виды индивидуальной и групповой деятельности, расширение зоны творческих способностей и круга интересов молодых инвалидов.

    Большие возможности для реализации культурно-досуговых интересов и предпочтений молодых инвалидов создаёт Интернет, посредством которого осуществляется их приобщение к культурным, духовно-нравственным ценностям, здоровому образу жизни, включению в мир искусства и культуры. Интернет для молодых инвалидов служит средством развития разнообразных жизненных познавательных навыков, повышения самооценки, возможности творческого выражения.

    Многие молодые люди использует Интернет для общения. Виртуальное общение – это процесс, имитирующий структуру, функции и результаты реальных отношений и взаимных действий человека, через его виртуальные образы. В этом случае Интернет становится не только средством связи молодых инвалидов, но и источником совета и поддержки. В виртуальном пространстве коммуникации создается особая среда, где транслируются «желаемые» образы (например, большая часть «виртуальных персон» наделяется атрибутами физической красоты и силы).

    Овладение Интернет – технологиями с одной стороны позволяет молодым инвалидам включаться во многие сферы жизнедеятельности наравне со здоровыми людьми, а с другой специальные компьютерные продукты позволяют восполнить ранее утраченные или не развитые качества. Эффективная форма организации жизнедеятельности, неограниченный доступ в информационную среду, общение, взаимодействие с равными себе и помощь – всё это возможности социокультурной реабилитации молодых инвалидов, связанных с их вовлечением в сферу пользования виртуальной реальностью.

    Таким образом, досуговая деятельность молодых инвалидов представляет собой часть их жизненной среды, предназначенной для отдыха, преодоления усталости, восстановления физического и психического здоровья. Участие в различных видах досуговой деятельности является необходимой областью социализации, самоутверждения и самореализации молодого человека с ограниченными возможностями, но ограничено, в связи с недостаточным уровнем развитости и доступности. Интеграция в социокультурное пространство обеспечивается благодаря клубам для молодых инвалидов, где реализуется процесс творческой, физкультурно-оздоровительной реабилитации и организации календарных праздников, конкурсных мероприятий, отдыха для молодых людей с ограниченными возможностями. Кроме того, досуговая деятельность молодого инвалида в современных условиях может осуществляться, благодаря применению Интернет-технологий.

    Вопросы для самоконтроля

    1. Охарактеризуйте показатели социального статуса молодого инвалида.

    2. Определите трудности в сфере получения образования, трудоустройства молодых инвалидов.

    3. Какие формы социальной защиты лиц с ограниченными возможностями существуют в учреждениях профессионального образования?

    4. Раскройте особенности организации досуга молодых инвалидов.

    5. Охарактеризуйте формы досуговой деятельности молодых инвалидов.

    Акатов Л.И. Социальная реабилитация детей с ограниченными возможностями здоровья. Психологические основы. – М., 2003.

    Ветрова И.Ю. Проблемы социальной адаптации инвалидов. – М., 2000.

    Гранкин А.Е. Социальная и лечебная реабилитация людей с ограниченными возможностями в сфере получения высшего образования/ Проблемы деинституциализации детей-инвалидов. – М., 2001.

    Дементьева Н.Ф., Яцемирская Р.С. Трудовая терапия в системе реабилитации больных и инвалидов. Пособие для реабилитологов и социальных работников. – М., 2006.

    Евсеев С.П.., Шапкова Л.В.Адаптивная культура: Учеб. пособие. – М., 2000.

    Киселёва Т.Г. Красильников Ю.Д. Социально-культурная деятельность. – М., 2004.

    Концепция модернизации российского образования на период до 2010 г. // Бюллетень Министерства образования Российской Федерации. – 2002. – № 2. – С. 2-31.

    Концепция социокультурной политики в отношении инвалидов в Российской Федерации. – М., 1997.

    Организация летнего отдыха детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях загородного лагеря: Из опыта деятельности оздоровительных учреждений Алтайского края / Под. ред. С.И. Григорьева, Л.Г. Гусляковой. – 2-е изд., – М.,1998.

    Проект Закона Российской Федерации «Об образовании лиц с ограниченными возможностями здоровья (специальном образовании)» // Дефектологи. – 1995. – № 1. – С. 3-9.

    Система реабилитационных услуг для людей с ограниченными возможностями в Российской Федерации // Ежеквартальный бюллетень. – 2008. – №4.

    Система реабилитационных услуг для людей с ограниченными возможностями в Российской Федерации // Ежеквартальный бюллетень. – 2009. – №5.

    Социально-культурная деятельность учреждений культуры клубного тип. / Под общей ред. Н.П. Гончаровой. – М., 1997.

    Стандартные правила обеспечения равных возможностей для инвалидов // Жить инвалидом, но не быть им / Под ред. Л.Л. Коноплиной. – Екатеринбург, 2000.

    Титов Б.А. Социализация детей, подростков и юношества в сфере досуга. – Спб., 1997.

    Федоров А.В. Социальная защита молодых инвалидов-горожан в условиях перехода к рыночной экономике. - СПб., 1999.

    Холл Дж., Тинклин Т. Студенты-инвалиды и высшее образование // Журнал исследо­ваний социальной политики. – 2004. – Т. 2. – № 1. – С. 115-126.

    Ярская-Смирнова Е. Р., Лошакова И. И. Инклюзивное образование детей-инвалидов // Социологические исследования. – 2003. – № 5. – С. 100-106.

    Здравствуйте уважаемые читатели портала сайт. По последним данным на территории России проживает около 15 млн. людей , и как утверждает статистика, порядка 70% из них хотели бы путешествовать, если не за границу, то хотя бы по родной стране.

    У 30% людей с ограниченными возможностями даже есть средства, чтобы позволить себе отдохнуть. Но лишь 3% инвалидов могут не отказывать себе в самостоятельном путешествии, еще 7% могут ездить на отдых с родственниками.

    А вот оставшееся значительное количество инвалидов не могут организовать свой туризм, потому что туроператоры России не уделяют достаточно внимания для путешествия данной категории людей.

    Гораздо лучше ситуация обстоит в Европе. Там более 70% могут свободно отправиться в путешествие, а большая часть из них даже путешествует с сопровождающими из туристического агентства. Так происходит, потому что во всем мире уже давно стало известно, что туризм для инвалидов является важным сегментом в экономике туризма.

    В Европе быстро растущий спрос быстро приводит к предоставлению услуги и таким образом формирует новую отрасль туризма для людей с ограниченными возможностями.

    Увы, в России нет соответствующих законодательств, соответственно нет подхода к решению этой проблемы на региональном уровне. В итоге, Российским туристам с ограниченными возможностями часто приходится довольствоваться путевками в местные .

    Также в России нет соответствующего транспорта и персонала, который смог бы работать с инвалидами. Кроме того у туристических агентств не к тому же и желания работать с инвалидами, так как это слишком долго окупается и не выгодно для бизнеса.

    К счастью сейчас в России, как и во всех странах, стараются помочь инвалидам, чтобы дать им возможность отдохнуть, рынок туризма при финансировании государства все же в скором времени должен освоить туризм для инвалидов .

    Это изменит не только жизнь инвалидов, но и изменит общественное отношение к этой группе людей. Кроме того, важно, чтобы и у самих инвалидов было желание вырваться за привычные пространственные круги, чтобы посмотреть на мир.

    Российские туристы к туристическим фирмам представляют не так уж много потребностей, чтобы их удовлетворить во время туризма. 33% инвалидов нуждаются в правильном питании во время путешествия, 27% просят создать обстановку, которая не вызовет аллергии, 19% инвалидов просят создать медицинское обслуживание и лишь 8% требуют от туризма соответствующего транспорта.

    Удовлетворениями потребностей специалистов уже занимаются туристические программы, а о том, чтобы туризм для инвалидов оказался более доступным должно позаботиться государство.

    Загрузка...