docgid.ru

Сенсорный голод. Как преодолеть сенсорный голод? Проявления сенсорного голода

Тибетские и гималайские буддийские монастыри очень широко практикуют так называемое сенсорное голодание. Оно обеспечивается за счет длительного пребывания человека в темном помещении, лишенном окон. Его роль может выполнять обычная прикрытая яма. Просидевший таким образом как минимум несколько месяцев человек переживает мощный стресс. Его следствием могут стать как полная утрата психического здоровья, так и открытие третьего глаза, как называют обретение дара ясновидения буддисты.

Нередко параллельно с этой процедурой используются дополнительные приемы, в результате которых уникальные способности остаются навсегда. У получившего такую «закалку» человека есть все шансы превратиться не только в ясновидящего - ему могут стать доступны левитация, телепатия, а также визуальное проецирование видений.

Существует и методика «наоборот» - сенсорная перегрузка. В этом случае органы чувств подвергаются длительной сенсорной «атаке». Это могут быть мигающий свет, монотонные крики, громкие звуки в определенном ритме. Это средство знали еще самые древние народы, и именно на такой методике базируются экстазы шаманов, благодаря которым те путешествуют по иным мирам.

Вот как описаны действия шаманов в мемуарах Гильома Рубрука, который в XIII в. был в ставке Мангу-хана. Под покровом ночи к шаману приходят люди, желающие, чтобы на их вопросы ответили демоны. Тот, произнося заклинания, сильно ударяет своим бубном о землю, спустя какое-то время приходит в состояние беснования, и его вяжут. В темноте появляется вызываемый демон, ест мясо, которое ему дает шаман, и отвечает на вопросы.

Несмотря на то, что со времени написания этого повествования минуло немало веков, шаманские обряды не претерпели никаких изменений и не утратили актуальности. Более того, они стали пользоваться успехом у представителей народов, для которых эта культура совершенно чужда. Возникло даже движение «новых шаманов». Они ставят перед собой задачу изложить суть шаманства с помощью современных понятий. Значительная роль в этом принадлежит Майклу Харнеру: именно его работа наряду с другими трудами превратилась в теоретическое обоснование деятельности «новых шаманов». Харнер был членом Нового Института Социальных Исследований, а позднее племя кунибо посвятило его в шаманы. Во время этой процедуры новоиспеченный прорицатель пережил видения, которые посещают, как правило, тех, кто находится перед лицом смерти.

Большой кожаный бубен - традиционное шаманское средство для выхода в астрал - частенько звучит на харнеровских семинарах. Участвующие в них люди тоже путешествуют в этот параллельный мир. Сидя с закрытыми глазами или в темном помещении, они создают в своем воображении мировое древо, верхушка которого находится в небе, а корни - на большой глубине. Путешественники заходят в дверь, находящуюся у подножья, и спускаются по главному корню, который постепенно становится туннелем. В конце этого пути - свет, куда люди стремятся под ритмичные звуки бубна. Оказавшись в светящемся тумане, они призывают на помощь проводника для «экскурсии» по той местности, куда им сейчас предстоит попасть. Роль «гида» может выполнять дух, какое-нибудь животное либо мифический персонаж. Как правило, продолжительность пребывания в астральном мире примерно минут двадцать, порой и больше. Когда приходит пора возвращаться, бубен издает звуки уже в другом ритме. Оказавшись вновь в материальном мире, участники семинара воссоздают в памяти путешествие, стараясь вспомнить и записать все как можно детальнее.

Сенсорную перегрузку можно себе обеспечить, пристально глядя на мигающий свет или же предметы, которые вращаются в быстром темпе. Древние греки приспосабливали под это дело гончарный круг с лежащим на нем куском глины. В нынешних реалиях к такому состоянию может привести стробоскоп (особая мигающая лампа), кинопроектор, куда вставляется пустая раскадрированная пленка. Методика такая весьма опасна. Если, к примеру, у кого-то есть предрасположенность к эпилепсии, он может заработать серьезный припадок. Хотя, как сказали бы об этом древние, в таком состоянии есть большой плюс: перед судорогами возникают видения, которые не только очень ясны, но и весьма содержательны с точки зрения прорицания.

А у африканских аборигенов принято обеспечивать себе сенсорную перегрузку разными способами одновременно. Более того, они при этом употребляют средства, обладающие психостимулирующим или же токсичным действием, и до полного изнеможения танцуют. Такое поведение обеспечивает гарантированный выход из материального мира. Однако людей, слишком часто испытывающих на себе такой мощный эффект, ждет опасность: они могут перестать отличать настоящую жизнь от видений. Примерно то же самое может случиться с посетителями современных дискотек, чье поведение напоминает ритуальные пляски аборигенов.

Техника пристального взгляда

Которое приводит к снижению потока нервных импульсов в центральную нервную систему . Сенсорная депривация может возникнуть при изоляции персонала в замкнутом пространстве (на подводной лодке , космическом корабле и т.п.); причём в космическом полёте развитию сенсорной депривации способствует состояние невесомости .

Короткие периоды сенсорной депривации имеют расслабляющее воздействие на человека, запускают процессы внутреннего подсознательного анализа, структурирования и сортировки информации, процессы самонастройки и стабилизации психики, в то время как длительное лишение внешних раздражителей может привести к чрезвычайному беспокойству , утере связи с реальностью, галлюцинациям , депрессии , неспособности концентрироваться и асоциальному поведению , которые впоследствии могут привести к посттравматическому стрессу . Эта особенность воздействия сенсорной депривации на личность человека через его органы чувств нашла широкое применение при ведении процедур форсированного дознания (см. например, «пять методов » или «расширенные методы допроса »).

Камера сенсорной депривации [ | ]

Камера сенсорной депривации - звуко- и светонепроницаемый бак, где человек плавает в солёной воде, плотность которой равна плотности тела и температура которой очень близка к температуре тела. Такая камера была впервые использована Джоном Лилли в 1954 году для изучения эффектов сенсорной депривации. Такие камеры также используются для медитации , расслабления и в нетрадиционной медицине . Также используется термин «флоатинг» капсула (англ. float - свободно плавать, держаться на поверхности).

Питер Сьюдфелд и Родерик Борри из Университета Британской Колумбии изучали терапевтические применения камеры сенсорной депривации в конце -х. Их техника была названа «Терапия ограниченной средовой стимуляции» (Restricted Environmental Stimulation Therapy, REST).

Преимущества сенсорной депривации [ | ]

Сенсорная депривация очень активно используется в качестве средства борьбы со многими эмоциональными состояниями и заболеваниями. Наиболее распространенными из них являются:

Многие упражнения разнообразных школ используют депривации с целью коррекции личности. Закрытые глаза, тихое, уединенное место, неподвижная поза, отшельничество - все это разновидности сенсорной депривации, используемые для различных практик саморазвития .

Негативные последствия [ | ]

По мере увеличения времени пребывания в условиях сенсорной депривации на этапе неустойчивой психической деятельности появляется эмоциональная лабильность со сдвигом к пониженному настроению - заторможенность, депрессия, апатия, которые на короткое время меняются эйфорией, раздражительностью.

Чем более жесткие условия сенсорной депривации, тем быстрее нарушаются процессы мышления, что проявляется в невозможности на чем-либо сосредоточиться, последовательно обдумать проблемы. Фиксируют снижение функции экстраполяции и производительности при выполнении несложных умственных действий .

В случае увеличения времени воздействия сенсорной депривации эйдетические представления могут выйти из-под контроля актуального «Я» и проявляться в форме галлюцинаций. В генезисе этого процесса четко прослеживаются астенизация нервной системы и развитие гипнотических фаз в коре полушарий головного мозга.

Факторы риска у детей [ | ]

Говоря о депривации у детей, подразумевается нарушение чувствительности от поступающих из внешнего мира сигналов. У детей это нарушение подразделяется на тотальное или частичное и может привести к отставанию в умственном и психическом развитии. Чаще встречается зрительная и слуховая депривация. Опасность представляет лишение тактильного, зрительного, голосового контакта с матерью в первые месяцы жизни.

Дети, воспитываемые в интернатах, не имеющие семьи, склонны испытывать недостаток в новых впечатлениях, поскольку постоянно находятся в одних и тех же условиях. Переживающие сенсорную депривацию дети имеют недоразвитость двигательных навыков, отставание речевого развития и умственное отставание .

Примечания [ | ]

  1. Сенсорная депривация // Советская военная энциклопедия . - М. : Военное издательство Минобороны СССР, 1980. - Т. 7. - С. 325.
  2. Stuart Grassian

Психология потребностей, отмечал А. Н. Леонтьев, исходит из различения потребности как внутреннего условия, как одной из обязательных предпосылок деятельности и потребности как фактора, направляющего и регулирующего конкретную деятельность субъекта в предметной среде. "Именно в направляющей своей функции,- писал он,- потребность и является предметом психологического познания" 173.

Поскольку в обычных условиях человек чрезвычайно редко сталкивается с прекращением воздействия раздражителей на рецепторы, он не осознает этих воздействий и не отдает себе отчета, насколько важным условием для нормального функционирования его мозга является "загруженность" анализаторов. Вот как описывает воздействие сурдоэффекта в наших исследованиях Г. Т. Береговой: "И тут на меня обрушилась тишина… Я услышал свое дыхание и еще, как бьется мое сердце. И все. Больше ничего не было. Абсолютно ничего… Постепенно я стал ощущать какое-то беспокойство. Словами его было трудно определить; оно вызревало где-то внутри сознания и с каждой минутой росло… Подавить его, отделаться от него не удавалось…" 174 Эмоциональная напряженность в первые двое суток в условиях изоляции и сенсорной депривации объективно выражалась в показателях электроэнцефалограммы, кожно-гальванического рефлекса, частоты пульса, дыхания, а также в нарушении восприятия времени.

Особый интерес представляет тот факт, что наступающая тишина воспринимается вначале не как лишение чего-то, а как сильно выраженное воздействие. Тишину начинают "слышать". Приведем ряд самонаблюдений восприятия тишины в различных условиях: "Тишина временами стучала в ушах" (Антарктида, К. Борхгревинк); "Тишина была громкой, как нож, ударяющий в барабанную перепонку" (испытуемый в опытах Раффа); "Трудно передать "молчание камня", и поэтому спелеолог… стремится не слушать тишины, ибо в этих глубочайших преддвериях ада особенно четко звучат шумы; биение сердца, хрипы легких, хруст суставов и шейных позвонков" (Н. Кастере); "Вторые сутки подводная лодка лежит на грунте. Во втором отсеке безмолвие, которое, как это ни странно, начинает звучать. Очень редко с потолка на палубу падают капли конденсата. Несколько удивлен, что они могут так громко стучать" (самонаблюдение автора).

В измененных условиях нехватка афферентных, идущих от органов чувств импульсов для нормального функционирования мозга начинает осознаваться и переживаться как потребность. Согласно И. М. Сеченову, эту потребность как с психологической, так и с физиологической точки зрения можно поставить рядом с ощущением голода. "Зрительное желание,- пишет он,- отличается от голода, жажды, сладострастия лишь тем, что с томительным ощущением, общим всем желаниям, связываются образные представления" 175. Характерно, что люди, испытывающие потребность в афферентации, сами сравнивают свое состояние с голодом, а удовлетворение ее — с насыщением. Так, об условиях жизни в Антарктиде В. Песков пишет: "Особенно скучает человек по зрительным образам, когда он находится в длительном (санном.- В. Л.) походе. Но вот люди возвращаются, их кормят, дают помыться и сразу же показывают фильмы, сколько они хотят. В течение нескольких часов они смотрят фильмы: три-четыре фильма, пока не насытятся. И только потом они начинают жить обычной жизнью зимовщиков" 176.

Потребность в сенсорных ощущениях в условиях изоляции вначале может переживаться неопределенно. Испытуемый Ч. на пятый день эксперимента так охарактеризовал свое состояние: "Странное самочувствие: точно меня лишили воздуха, чего-то не хватает, а чего — не пойму". По мере увеличения срока пребывания в подобных условиях — независимо от того, будет ли это в космическом полете, в Арктике или в модельном эксперименте,- данная потребность начинает осознаваться все более отчетливо. Причем люди испытывают потребность не только в зрительных и слуховых восприятиях, но и в афферентации со стороны тактильных, температурных, мышечных и других рецепторов. Приведем несколько примеров.

Марио Маре (Антарктида): "Я бы охотно лишился своего… жалования ради того, чтобы взглянуть на зеленую траву, покрытый цветами луг, на котором пасутся коровы, на березовую или буковую рощу с желтеющими листьями, по которым струятся потоки осеннего ливня" 177. П. С. Кутузов (Антарктида): "Ужасно хочется видеть зелень, чувствовать ее запах, слышать треск кузнечиков, птиц, даже лягушек, лишь бы живых"178. А. Г. Николаев: "В космическом полете… по земным привычным звукам, явлениям и ароматам мы поистине сильно скучали. Иногда все это земное чувствовали, слышали и видели во сне"179. Е. Терещенко, вспоминая о камерном исследовании, писал, что все чаще хотелось открыть куда-то дверь и увидеть что-то другое. Все равно что, только бы новое. Иногда мучительно, до рези в глазах, хотелось увидеть яркий, определенный, простой цвет спектра или кумачовый плакат, синее небо180. А. Н. Божко (годичное гермокамерное исследование): "Закрываю глаза и, кажется, чувствую запахи земли, леса, слышу пение птиц. До чего же хочется увидеть солнце, выкупаться в реке, побродить по лесу, по лугам"181. М. Сифр (пещера): "Как бы мне хотелось ощутить дыхание свежего ветра или живительную влагу дождя на своем лице!"182

При полетах на кораблях класса "Восток" и "Союз", на которых невозможно было достаточно полно загрузить опорно-двигательный аппарат, космонавты испытывали потребность в мышечных усилиях. Г. Т. Береговой так охарактеризовал это состояние: "…тело начинает как бы тосковать по нагрузкам… Захотелось почувствовать самого себя, ощутить себя изнутри — волокнами мышц, связками суставов; захотелось спружиниться, что ли, выгнуться, подтянуться до хруста в костях…"183

Во время длительных автономных походов на подводных лодках по нашим самонаблюдениям и по наблюдениям за моряками четко возникало ощущение голода по впечатлениям внешнего мира. Когда лодка всплывала и имелась возможность на несколько минут подняться на ходовой мостик, каждый с нетерпением ожидал своей очереди, чтобы подышать свежим воздухом, полюбоваться морской поверхностью, погреться на солнце или поглядеть на звезды (чаще всего всплытие производилось в ночное время). По данным В. Д. Ткаченко, в ассоциативном тесте ("произвольные образы") моряки записывали в основном слова: "луг", "березка", "дуб", "трава" и т. д. Появление потребности в сенсорных ощущениях у полярников отмечают многие исследователи Арктики и Антарктики.

Видимо, к компенсаторным реакциям в ответ на сенсорный голод следует отнести появление каждую ночь обильных и ярких сновидений. "Неделю назад… мне приснился дождь,- записал в дневнике В. И. Севастьянов.- Самый обычный дождь. Но я слышал во сне его шум. И этот шум везде преследовал меня. Наблюдая мощный циклон над Африкой, я представил, что… сейчас идет дождь — тропический ливень, гроза. Нет, это не то. А вот наш мягкий, летний, теплый, ласковый дождь! Тра-та-та-та… А вчера мне приснился воробей. Самый обычный воробей. Сидит на пыльной дороге и что-то ищет на пропитание. Я обхожу его осторожно стороной, чтобы не вспугнуть, а он посматривает на меня, эдак перескакивая, поворачиваясь, провожает меня и делает свое дело. Потом встрепенулся и улетел… Я даже, кажется, вздохнул во сне"184. Космонавту В. Соловьеву во время полета почти каждую ночь снилась земля — грибы в осеннем лесу, речка детства, футбольные матчи, шум дождя. И лица родных, друзей, иногда просто знакомых.

На третьем месяце полета на орбитальной станции "Салют-7" В. Ляхов в беседе с корреспондентом сказал, что сновидения приходят к ним теперь каждую ночь. Сны обычные, земные, домашние. Просыпаются бодрые, с хорошим настроением, будто дома побывали.

"- А что в минувшую ночь приснилось?

— Рыбалка, — ответил Ляхов.- Зорька была отличная, рыбину на 9 килограммов 200 граммов вытащил…

— Хорошие у вас сны…

— Если в реальности это сейчас невозможно, зато можно во сне,- заметил Александр Александров" 185.

Аналогичные сновидения примерно через месяц появлялись у испытуемых в модельных экспериментах. "Необычность наших условий жизни сказывается на всем, даже на снах,- записал в дневнике А. Божко.- На днях, когда обострились наши отношения с Германом, мне приснилось, будто в термокамеру входит Виктор Потапов и заменяет его. В другой раз я ясно видел, как мы выбираемся из термокамеры на крышу, покрытую снегом, играем в снежки, а потом возвращаемся вновь к себе. Только теперь я обнаружил, что вижу цветные сны. Они здесь воспринимаются по-иному: во сне возможно покинуть эти серые стены, повидать близких и родных, вообще узнать что-нибудь новое. Сны связывают нас с недоступной пока жизнью. Иногда о своих снах мы рассказываем друг другу и замечаем, что сновидения становятся дополнительным источником информации"186. Цветные сны появлялись и у других испытуемых. О появлении ярких цветных сновидений во время зимовок говорят и полярники. По мнению многих лиц, оказавшихся в условиях сенсорного и информационного голода, сновидения помогают удовлетворению потребностей в ощущениях и информации и нередко сравниваются с передачами по цветному телевидению или кинофильмами.

Что такое сенсорный голод — пояснить несложно. Это нехватка разнообразных ощущений. Доказано, что новорожденные, лишенные контакта с людьми длительное время, вскоре погибают. Информации о сенсорном дефиците в интернете немного, но специалистам-дефектологам, как правило, без труда удается определить потребность ребенка в дополнительной стимуляции органов чувств, а также выработать методы его восполнения.

Проявления сенсорного голода

Проявления сенсорного дефицита могут быть самыми различными, и подтвердить наличие или отсутствие такого рода голода сможет квалифицированный дефектолог. Тем не менее, вы и сами сможете понять, что крохе не хватает ощущений, если:

— он посасывает язычок (но это также может быть и неудовлетворенным сосательным рефлексом);

— пытается привлечь к себе внимание любым способом;

— разбрасывает игрушки, бьет их;

— облизывает практически все, что попадается под руку.

Все это — этапы взросления малыша, абсолютно адекватные, поэтому для уточнения дефицита ощущений желательно все-таки проконсультироваться с медиками. Восполнить сенсорный дефицит несложно, а вот пренебрежение сигналами, которые подает ваш ребенок, может обернуться отставанием в развитии, нервозностью и проч.

Причины возникновения сенсорного дефицита

Наиболее распространенная причина этого явления — недостаток внимания от матери или близких ребенку людей. Поглаживания, контакт «кожа к коже», массаж для самых маленьких, создание развивающей обстановки — все это позволяет сделать мир ребенка ярким, наполненным массой разнообразных ощущений, а значит — интересным, привлекательным.

Вторая причина может крыться в индивидуальных особенностях ребенка. Скажем, сниженный слух с неизбежностью породит дефицит в сфере слуховых ощущений, поэтому мама должна постараться говорить громче и четче, слушать вместе с ребенком музыку, выполнять рекомендации медиков по развитию слуха у малыша.

У некоторых детей снижена чувствительность кожных покровов.

Любые особенности следует учитывать, придумывая интересные игровые способы преодоления сенсорного голода.

Способы устранения сенсорного голода

Контакт с ребенком должен быть регулярным. Погладить по голове, потрепать по щечке, ущипнуть за ручку — все это вклад в копилку сенсорных ощущений. Но не стоит останавливаться на этих обычных методах.

Специалисты считают, что ребенка с сенсорным голодом необходимо как можно чаще и крепче обнимать. Пусть это будет не просто эмоциональный акт — ребенок должен почувствовать ваши объятия. Для совсем маленьких детей предлагаются воздушные ванны, а в это время вы сможете сделать ему легкий массаж (сделайте акцент на чувствительных (но не до боли!) щипковых движениях). А после ванны хорошо обтирать ребенка жестким махровым полотенцем — это и дополнительные массажные движения, и отличная сенсорная стимуляция.

С детьми постарше можно и так играть: забросать малыша тяжелыми подушками — пусть барахтается, выбирается. Ощутимо прижмите его подушкой к дивану, а затем отпустите — пусть поднимается сам! Это и отличная физическая тренировка, и невероятный эмоциональный подъем, много смеха и радости. И, конечно, устранение сенсорного голода.

Ребенок заинтересовался содержимым комода? Позвольте ему поиграть — это подарит ему незабываемый бесценный опыт. Главное, чтобы там не было ничего опасного для ребенка — мелких предметов, маникюрного набора, ножниц.

Сделайте для ребенка сенсорный ящик — например, коробочку с лоскутками разного цвета и фактуры. Этими же кусочками ткани можно прикасаться к коже малыша, поглаживать ее. Полезны будут игры в — в развивающих центрах иногда создаются такие помещения.

В ящик также поместите разнообразные предметы и игрушки. Пусть они умеют пищать, играть музыку, пусть они будут мягкими и приятными и, наоборот, жесткими и колючими. Да-да, неприятные ощущения также должны присутствовать в вашей программе сенсорного развития. Запахи, звуки, цвета, предметы, прикосновения — малыш должен испытывать воздействие разнообразных раздражителей сполна!

Обратите внимание на одежду, постель. Они также подарят ребенку много новых ощущений.

Wisenteta специально для сайта Я — молодая мама

2011, . Все права защищены. В случае полного или частичного использования материалов сайта активная ссылка на источник обязательна.

Загрузка...