docgid.ru

Достоин ли регент пропитания? А певцы

На вопросы телезрителей отвечает иерей Александр Асонов, зав. канцелярией Гатчинской епархии, настоятель храма Всех святых в Гатчине. Передача из Санкт-Петербурга.

- Батюшка, скажите, пожалуйста, почему так сложилось, что в человеческом обществе живут интриги?

Вы задали такой серьезный философский вопрос, что я не могу ответить на него одним или даже рядом предложений. На это уйдет длительный период времени, и, наверно, мне нужно написать по этой теме целую научную статью. Давайте перефразируем этот вопрос, чтобы не начинать со слишком «размытого» материала.

- Хорошо, тогда давайте начнем с происхождения данного слова.

Слово «интрига» в переводе с латыни - «запутываю». Можно посмотреть определение данного понятия в словарях, в Интернете (в частности, в «Википедии»). Там написано, что это «способ достижения цели посредством манипуляции другими людьми». Существуют производные этого термина: интригующий, заинтригован и прочие. Причем не всегда эти производные имеют негативный оттенок. Но, так или иначе, предполагается достижение желаемого через манипуляцию другими. Как это происходит? Через определенные фразы, жесты, двусмысленные высказывания, недомолвки, намеки. Интрига необязательно должна быть выражена вербально. Она может быть визуальной, предполагать какой-то поступок, действие. В обществе это существует, и это невозможно вычеркнуть из человеческой жизни. Это тонкий момент. Я думаю, что интрига находится в глубине греховной человеческой природы, внутри каждого из нас. Мы с детства знаем, что такое интрига. Этому не учат. Постепенно человек сам научается более сложным манипуляциям. Но изначально он постигает это, словно учится ходить или говорить на родном языке; скорее все-таки «ходить», потому что языки бывают разными, а интрига в любой лингвистической форме одинакова.

- Но всегда ли инициатором интриг выступает один человек?

Нет. Это может быть один человек или группа людей. Интрига бывает индивидуальной, когда достижение какой-то цели посредством манипуляции другими людьми и их сознанием предполагает один человек, и групповой (в данном случае это уже заговор). И в том, и в другом случае интрига - попытка достигнуть цели не совсем правильными способами.

- Всегда ли человек, который становится участником интриги, понимает, в какой ситуации оказался?

Изначально подобные намеки, высказывания, умалчивание могут выглядеть очень позитивно: кто-то пытается тебе помочь. На самом деле всякая недомолвка чревата неискренностью. Если человек что-то недоговаривает, он неискренен. Он намекает, а ты должен сам достроить до конца его мысль. И не факт, что ты сделаешь это правильно. Главное, что в этот момент человек тебя запутывает. Что такое интрига в нашей жизни? Представьте: поздно вечером вы идете по тропинке в лесу. Тропинку еще видно, но видно плохо. И вдруг сбоку от вас происходит что-то, что сбивает вас с толку. И вот вы уже дезориентированы. Интрига - нечто подобное. Самое интересное, что она порождает «сумеречную зону», когда ты не понимаешь, о чем речь, что, где, кто сказал:

А вот, сказали.
- Кто?
- Да там, сказали.

Это один из примеров. В любом случае намеки, недомолвки очень опасны. Они говорят о том, что группа людей или отдельно взятый индивидуум преследуют свои цели, пытаясь вовлечь вас в свою стратегию, которую они разрабатывают, и использовать. Мы все имеем к этому склонность. Тот, кто интригует, в какой-то момент начинает чувствовать себя кукловодом, ощущает, что возвышается над другими: «Я знаю что-то, чего не знают они. Я намекаю им об этом, пытаюсь прояснить для них ситуацию. Но через это я смогу нечто приобрести и для себя». Это связано с человеческой гордыней. Неискренность и гордыня - правая и левая рука зла. Любая интрига - это зло.

Если обратиться к истории, в советское время православные люди жили в режиме «полуподполья»: для достижения конкретной цели - быть в Церкви - приходилось запутывать власти, выкручиваться. Не было ли это своего рода интригами?

Я бы так не сказал. Это способ выживания. В данном случае невозможно интерпретировать поведение Церкви того исторического периода как интригу. Церковь не пыталась втянуть советскую власть во что-то плохое. А интрига - попытка втянуть кого-то во что-то ради достижения своих коростных целей, при этом вы так или иначе подставляете этого человека. Церковь в советский период была искренна. Она была вынуждена скрываться, каким-то образом выживать. Это был инстинкт самосохранения. Поэтому Церковь не прокламировал а свои идеи открыто, более того, ей запрещали это делать. Она бы с удовольствием этим занималась, просто ее поставили в такие рамки (например: «вы не должны читать проповеди после чтений во время Божественной литургии, потому что не надо агитировать народ»).

Почему в нашей традиции из литургики была настолько вытеснена проповедь? Потому что был длительный советский период, когда либо заставляли заранее писать проповедь и отдавать ее на утверждение ответственному по делам религии, либо во время отпуста говорить только «братья и сестры, сегодня праздник, была прекрасная литургия, поздравляю всех причастников». Церковь заблокировала сама советская власть, которую Церковь не стремилась использовать. Другое дело, что в Церкви всегда были интриги, потому что она - срез общества. Но Святая Апостольская Православная Церковь никогда не смотрела на людей как на материал, который можно использовать, а прокламировала, что каждый человек - чудесное творение Божие и от Бога обладает удивительной природой, потому что создан по образу и подобию Божию. Церковь всегда говорила об этом, и в советский период тоже. Получается, интригами занималась власть. Она пыталась порождать интриганов в церковном сообществе, потому что интрига раскалывает сообщества и может породить разобщение даже среди очень близких людей. Одно невзначай брошенное третьим лицом слово может посеять между ними недопонимание, раскол, хотя эти люди в данный момент не имеют между собой никаких споров. Интрига порождает промахи. Промах - последствие греха.

Вопрос от телезрителя: «Какие силы имеют на интригана наибольшее воздействие: его внутреннее зло или невидимый мир злых духов?»

Думаю, что основной причиной его поведения является его внутренняя интенция (намерение). Это не какая-то бесовщина или негативный духовный мир. Но с другой стороны, не стоит забывать, что интриган начинает вести себя таким образом, потому что имеются какие-то основания, связанные с историей его жизни. То есть в жизни человека был какой-то период, содействующий формированию такой личности, для которой люди - ничто, она видит только себя и свою гордую цель. Для такого человека нет малых и великих - только падшие. Он д"Артаньян, все вокруг - гвардейцы кардинала. Интрига, как наркотик, порождает интересное внутреннее состояние эйфории. Человек становится сродни морфинисту. Он обладает людьми, может ими манипулировать.

Но ведь интрига прорастает далеко не на всякой почве. Есть коллективы, в которых нельзя представить наличие интриг, а есть такие, где что ни день возникает интрига за интригой.

Женские коллективы почему-то страдают этим больше всего. Это отдельная тема, я не буду ее сейчас затрагивать, чтобы не обидеть наших сестер, матерей и жен. Мне еще ехать домой, а там матушка и мама, которые сейчас смотрят эту передачу. Они скажут мне все, что думают по поводу меня и моего отношения к женщинам, нашей праматери Еве (именно про нее они мне и напомнят). Может быть, женская природа склонна к интриганству: это попытки самоутвердиться. Женщина должна выживать в этом мире посредством прокламации себя как личности, в том числе визуально.

Вопросы интриг и гордыни взаимосвязаны между собой, их нельзя разъединить. В обществе это всегда неизбежно возникает. Поэтому почва интриг - человеческая гордыня и попытка кого-то использовать. Может быть, за счет эфемерного ощущения власти в организме человека даже вырабатываются какие-то химические элементы. Наверняка существует понятие «эфемерная власть», когда власти нет, но есть ее ощущение. Вы никогда не обращали внимание на особое внутреннее возбуждение, когда вас чем-то награждают или говорят доброе слово? Людям нравится, когда им дают какие-то награды, титулы. Я не говорю про всех: кто-то выше этого. Но иногда из-за титула (без какой-либо власти или материальной выгоды) человек начинает чувствовать себя по-другому. Это попытка самоутвердиться на принципах, которые являются зыбкими, неустойчивыми, как туман; это дом, строящийся на песке. У человека возникает ощущение горделивого достоинства, самоуверенности, превозношения над кем-то. Человек становится выше самого себя.

У кого-то из классиков (по-моему, у Льва Николаевича Толстого) есть произведение, в котором один из героев в поезде рассказывает своему спутнику о своей жизни и говорит о том, что однажды, по юности лет, увлекся женщинами. Ему стала нравиться распутная жизнь, он ходил в дома терпимости, соблазнял женщин и так далее. И он сказал: «Понимаете, человек, живущий такой жизнью, начинает ощущать, что имеет над кем-то власть». Блудник подобен наркоману. Ему не выйти из этого состояния. Тот, кто плетет интриги, занимается подобным.

Вопрос от телезрительницы из Выборга: «В интриге всегда есть две стороны. Как быть человеку, который стал жертвой интриги, как бороться, какие меры предпринимать? Как поступить по-христиански?»

Все зависит от контекста ситуации. Это индивидуальный момент. Я не могу ничего посоветовать. Та или иная ситуация должна рассматриваться определенным образом. Человек должен почувствовать, что его пытаются вовлечь в какую-то грязную игру, попытаться уйти от этих людей на максимально дальнее расстояние. Интригу можно сравнить с некой сетью, в которую ты попал, когда плавал. Если есть возможность вовремя выдернуть из нее ногу или руку и отплыть, то ты в эту сеть не попадешься. Либо придется ее рвать. Интригу надо разрывать сразу на части. Играть по ее правилам нельзя: это глупо. Ты неминуемо запутаешься в ней еще больше.

Вопрос от телезрительницы из Екатеринбурга: «Как уйти от интриг, которые предлагает нам телевидение? В посты есть силы уйти от этого, а между постами тянет погрузиться в интриги телевизионных шоу, художественных фильмов. А потом и молиться, и читать даже православную художественную литературу (не то что святых отцов) трудно. Что бы Вы посоветовали?»

Думаю, что я уже дал ответ на этот вопрос. Только что я говорил о том, что если Вы чувствуете, что Вас пытаются вовлечь в какую-то интригу, попытайтесь избежать этого, отойдя на максимальное расстояние, каким-то образом удалить это из своей жизни. В конце концов, в мире существует множество других интересных вещей, не только художественная литература. Сейчас Вы можете выбрать иные варианты того, что может заполнять Вашу жизнь. Есть Интернет, посредством которого можно найти хорошие сайты с классическими фильмами. Смотреть классику тоже полезно. Читайте качественные позитивные ресурсы, чаще смотрите телеканал «Союз» или «Спас». И тогда постепенно Вы сможете от этого отойти. Либо отойти, либо придется рвать путы. Но рвать путы - крайний вариант: значит надо полностью все отключить. В таких случаях люди говорят: «Я пока уеду в деревню, подальше, в глушь, в Саратов к тетке, там приду в себя, потом вернусь - и все будет хорошо». Бывает и такое. И кому-то иногда нужно уехать туда, где потише, поспокойнее, побыть наедине с собой. Мы живем в очень интенсивное, напряженное время. Люди, которые живут в мегаполисах, переживают особенно много психологических стрессов, влияющих на их духовное состояние. По возможности надо давать себе отдыхать от этого.

Но почему шоу на светском телевидении так затягивают? Отчего к ним возникает интерес? Ведь интрига связана с интересом.

Это наша человеческая природа. Мы все любим посплетничать, а интрига связана в том числе и со сплетнями, слухами. Человек, который имеет многолетний жизненный опыт и которому Господь открыл Свои истины, может легко переживать сплетни, не обращая на них никакого внимания и не питая к ним склонности. Но большинство из нас к этому склонность имеет. Этим и пользуются масс-медиа: шоу, скандалы, интриги, расследования - это их работа. Им надо чем-то привлекать людей. Когда мы идем в цирк, что мы хотим там увидеть? Шоу. Чтобы слон танцевал, медведи ездили на велосипеде. Это нужно нам. Медведю нужно другое: он хочет бегать в лесу. Ему совершенно неинтересно ездить на велосипеде. Я больше чем уверен, что слону танцевать тоже неинтересно. Это неестественные условия существования для животных. Цирку это нужно, потому что ему за это платят деньги. Я не говорю, что цирк плох, а пытаюсь пояснить, почему это происходит. Сплетни существуют, потому что есть спрос. Спрос есть, потому что существует наша греховная природа и мы склонны к тому, чтобы сплетничать и интриговать.

Это наша беда. И как только мы замечаем это в себе, мы должны пытаться уйти от этого, потому что никакая интрига и сплетня никогда не приносила, не приносит и не будет приносить никому настоящей духовной прибыли. От этого страдает и тот, кто сплетничает и интригует, и тот, кто находится под влиянием сплетника и интригана. Тот, кто интригует ради достижения своей цели, вредит своей бессмертной душе. Вспоминаются слова Спасителя: «Что человеку, если он весь мир приобретет, а душе своей повредит?» То есть никакая интрига не является оправданием. Ты начал интриговать - все рухнуло: ты уже занимаешься непристойным делом, а тот, кто является жертвой, страдает из-за самой интриги и слухов. Но к жертве нельзя предъявлять претензий. Если мы хотим быть свободными от склонности к интригам, мы должны помнить, что надо избывать их из своей жизни. Не хочешь, чтобы кто-то пытался тобой манипулировать, не манипулируй другими; не хочешь, чтобы кто-то занимался интригами в твоей жизни и распускал о тебе слухи - не распространяй слухи о других, не плети интриги. Поступайте с людьми так, как хотите, чтобы люди поступали с вами. Это элементарная философия.

- Когда мы общаемся в церковной среде, кажется, что там интриг нет. Но они есть.

Как я уже говорил, Церковь - срез общества. Интриги всегда были, есть и будут. Они есть и в светском, и в церковном обществе. Только вот в чем беда: в светском обществе интриги, слухи, попытки манипуляции кем-то для достижения своей цели выглядят естественно, как борьба за выживание. А в Церкви это приобретает какие-то карикатурные формы. Это смешно. Когда кто-то начинает плести интриги в Церкви, на территории Бога (а Церковь как сообщество верующих - территория Бога, потому что «экклесия» в переводе с греческого - «собрание верных»), это выглядит карикатурно. Это карикатура на мир. В миру это естественно. Это и так плохо. И все это понимают. Вообще за это бьют. А когда кто-то кем-то пытается манипулировать в Церкви, плести с благовидным выражением лица и потупленным взором какие-то интриги, его, конечно, не бьют - это Церковь, здесь это не принято. А в миру давно бы выбили зубы. Здесь же он начинает закостеневать еще больше, потому что вокруг много добрых людей, ведь Церковь полна искренне верующих. Среди них есть волки в овечьей шкуре - об этом очень много говорил Августин Блаженный: «Церковь - корпус пермикстум» («тело смешанное»). В ней есть и хорошие, и плохие. Это неизбежно, потому что Церковь видимая и существует в миру Христовом. Среди двенадцати был Иуда. Интриганство в Церкви приобретает гипертрофированные карикатурные формы, потому что Господь долготерпит и люди, которые попадают в такие ситуации, - добрые христиане. Конечно, они не могут повести себя как обычные светские люди. В миру это чревато. Интриган - нарицательное наименование. Помните, в стихах у Филатова: «А виновник - генерал, интриган и аморал! Энто он, коровья морда, честь цареву обмарал!» Это нормальное отношение к сплетнику и интригану в миру.

- В древности за такое отлучали от Церкви.

Не вижу ничего плохого, чтобы дать понять «интригану и аморалу» (не в физическом смысле, а в вербальном), что он не прав. Не надо этого бояться, какое бы положение он ни занимал. Нужно просто воспитанно сказать: «Я с Вами не согласен, Вы не правы». Всё. Господь разбирается с интриганами в Церкви очень быстро: все они попадают в свои сети. Этим и заканчивается. Мгновенно. Может быть, молния по темечку бьет не в тот же день (я образно выражаюсь), но рано или поздно это происходит. Церковь - святая территория. Здесь это не пройдет. Никогда не проходило.

- Вы привели очень контрастный пример - Иуду.

Да, среди 12 апостолов был интриган Иуда. Интересный момент: когда мы рассуждаем об Иуде, мы должны вспомнить о том, что святой апостол Петр тоже отрекся от Господа. Трижды отрекся. Это тоже было предательством. Господь его предупредил. Иуда предал - это отречение, но и Петр отрекся. Но причины отречения разные. У Иуды - интрига, свои цели. У Петра этого нет. Почему Петр получает отпущение грехов и прощение от Господа? Потому что Господь заранее знает, что Петр предаст Его не потому, что он интриган, который пытается достичь своей цели, а просто из человеческой слабости. Он элементарно испугался и был в состоянии психологической дезориентации, стресса, аффекта. Он не мог поступить иначе. Аффект иногда длится долго, несколько часов. А Иуда был интриганом. Возможно, он из-за этого и повесился: его интрига не вышла. Вот в чем главная проблема. В Евангелии Иуда не говорит, что предал Сына Божия, а говорит, что предал праведника. И в этом его трагедия: его интрига не вышла, он же и оказался виноват. Это было крахом его идеологии. Мне кажется, что для Иуды (некоторые люди иногда даже хотят его реабилитировать, говоря, что он «пострадал за истину» - ничего подобного) Иисус Христос из Назарета и апостолы - лишь те, благодаря которым он может достичь своей цели. Он главный: он встречается с Синедрионом, он договаривается о встрече, он целует Христа («Вот, Равви, это сделал я: благодаря мне Ты войдешь в политические круги»). А этот интриган оказался сам впутан в интриги членов Синедриона. В это время кто-то управлял им. Никогда нельзя забывать, что когда ты плетешь интриги, кто-то управляет тобой. Есть великие кукловоды (в духовном смысле этого слова).

Вопрос от телезрительницы из Рязани: «Я была жертвой интриги. До меня доходили сплетни обо мне, я даже плакала. Будучи неконфликтным человеком, я переносила все молча. Небеса расставили все по своим местам: этого человека с позором уволили. Она старше меня на 15 лет. Через полтора года мне пришлось с ней встретиться. Вместо того чтобы выяснять отношения, кричать, говорить «ты не права», «зачем ты так сказала?», я пришла, поздоровалась, поинтересовалась, как внучок и дочка, «как внучка, как Жучка». Но это были неискренние эмоции. Я знаю, что человек негативно ко мне относится. Как правильно : выяснять отношения или фальшивить

Я считаю, что Вы поступили по-христиански. Надо иметь силу воли и серьезное духовное намерение, чтобы по-человечески говорить со своими врагами. Неплохо было бы молиться за них. Вы поступили правильно. Не думаю, что это неискренне. Вами руководило желание оставаться человечной. Выяснять взаимоотношения уже поздно: и так понятно, как человек к Вам относится и какие у него намерения. Вы должны помнить об этом, но оставаться дружелюбной. И Вы это делаете. Вы молодец. Нужно так и продолжать: мы призваны к этому. Христос возлюбил нас тогда, когда мы были Его врагами, смеялись над христианской верой. Подумайте об этом. Так было за много лет до нашего рождения. Но Он все равно возлюбил нас. И Господь учит нас тому, что мы должны молиться за своих врагов. Это тяжело, но Господь помогает в этом. Конечно, когда наступает критический момент, надо попытаться выяснить взаимоотношения с человеком, но, по возможности, в мягких формах, то есть сделать это воспитанно. Если Вы чувствуете, что так не получается, надо держаться от такого человека на расстоянии и корректно себя вести. И молиться за него. В конце концов, он тоже творение Божие, просто находится под влиянием зла. У каждого из нас это бывает, иногда и мы кого-то обижаем и не замечаем этого. Надеюсь, что я ответил на Ваш вопрос.

- Может быть, Вы подскажете нам методы духовной борьбы с интригами?

Я всегда говорю, что в определенных жизненных ситуациях мы должны молиться. Это касается и интриг. Молитва верующего человека способна на многое. Господь открывает каждому, в какой форме следует молиться, какое молитвенное правило читать, к каким святым взывать о заступничестве. Понятно, что прежде всего надо просить у Христа, но и подключать всю Церковь Христову. Я убежден в этом на сто процентов, потому что Церковь - невидимое Тело и она участвует в нашей жизни в миметическом смысле вне времени и пространства. Мы все единый организм, Тело Христово. Надо сразу начинать молиться. Чувствуешь, что возникает непонятная ситуация, - нужно просить у Господа разрешить ее, дать мудрости. Господь отвечает на каждую нашу молитву. Может, не сразу, но отвечает: через обстоятельства, определенные Божественные откровения.

Впоследствии, если Вы видите, что ситуация тяжело развивается, опять же пытайтесь отойти на максимально дальнее расстояние от эпицентра, от тех сетей, которые располагаются вокруг Вас и пытаются Вас поймать. Выйдите из группы этих людей, начинайте молиться и не играйте в их игру.

- А если их целью и является наш выход из игры? Допустим, увольнение.

Все имеет индивидуальный контекст. Мы никогда не можем заранее все предугадать. Здесь нет общего рецепта. Панацеи не существует. Жизнь человека имеет индивидуальный характер. Каждый должен начинать с молитвы. Каждую ситуацию он должен осмыслять с молитвой. Без этого нельзя двигаться дальше.

Если человек посмотрел нашу программу и раскаялся в интриге, которую плел ранее, каким образом можно остановиться и изгладить свою вину? Ведь существует инерция.

Действительно, интрига - это болото, которое затягивает самого интригана, потому что это зло. Надо идти в церковь, каяться на исповеди, сказать батюшке: «Так и так, такая ситуация, раскаиваюсь и очень сожалею. Прошу помолиться обо мне, чтобы Господь мне помог». Батюшка отпустит грехи и будет о Вас молиться. Если Вы это сделаете, это уже здорово. Если нет сил, то хотя бы перед Господом Богом покайтесь у себя дома. Но лучше всего сделать это на исповеди. Таинство Церкви очень важно. Тем более что такие проступки, как интриги, сплетни и слухи, попытки манипуляции кем-то, - как болезнь. Лучше идти в церковь. Таинство Исповеди обрезает многие путы зла.

- Самому, наверно, не распознать всего масштаба зла.

Сам человек никогда не может найти выход из ситуации. Господь все равно будет им руководить. Нам надо признать, что есть проблема, ее причины ясны, видны следствия - и надо начать исход («эксодус»), чтобы не было летального исхода (как говорят врачи, «эксодус леталис»). Как только ты почувствовал такой грех в своей жизни (а интрига - это всегда грех), надо идти в церковь. Помните, мы как-то беседовали о грехе и я касался данной тематики: понятие греха очень запутанное. Может быть, нужно сделать отдельную передачу «Что такое грех в богословии». Я бы сказал, что интрига даже не грех, а плохое деяние, связанное с грехом. Потому что грех первородный, он нарушает в каждом из нас Божественный образ. Это та язва, которая порождает метастазы - наши действия. Но интрига связана с этой первородной язвой, грехом, унаследованным от Адама и Евы.

Я всегда говорю: если мы встречаем какие-то препятствия на своем пути, мы должны преодолевать их с молитвой, если нужно - с постом, но всегда благодаря Господа. Я иногда люблю вспоминать классиков. У Бродского есть строки: «Пока мне рот не забили глиной, из него раздаваться будет лишь благодарность». У него есть такое стихотворение, и оно запомнилось мне именно этими словами. Мы должны благодарить Господа за те препятствия, которые Он дарует нам в жизни, потому что, преодолевая их, мы видим что-то новое, становимся новыми, очищаемся, если идем по жизни с молитвой, верой, надеждой, любовью.

Ведущий: диакон Михаил Кудрявцев
Расшифровка: Арсения Волкова

Моя должность в храме называется регент (от лат. управляющий), т. е. руководитель церковного хора, который является уставщиком над певчими, задает им тон и подает знаки рукой (или руками) для согласного пения.

Раньше это место занимал головщик, который никогда не дирижировал, он первым начинал пение, задавая тем самым и тон, и темп, и характер звучания песнопения, а хор вступал со второй фразы, продолжая пение головщика.

Почему я не головщик?

Почему я не головщик? Потому, что в современной Церкви царит, к сожалению, другая система пения.

Головщики были в Православной Церкви в те времена, когда:

  • богослужебное пение представляло собой весьма стройную систему и включало в себя не только слышимое пение, но и знание точных законов соединения движения сердца с движением голоса;
  • когда богослужебное пение объявлялось особой дисциплиной тела, души, духа;
  • когда правильная духовная жизнь провозглашалась причиной и условием правильно построенной мелодии, а певчий должен был стать неким инструментом Святаго Духа, а пение – богословием в звуках;
  • когда богослужебные песнопения не сочинялись композиторами, а являлись плодами молитвенного подвига монашествующих (к примеру, многим известен нерукотворный гимн Пресвятой Богородице «Агни парфене», который пропели ангелы во сне святому Нектарию Эгинскому, записавшему мелодию и все 24 стиха этого гимна).

В результате обрыва традиций сегодня многое утеряно, а система богослужебного пения оказалась вытесненной музыкой, большей частью композиторской, что наблюдается даже во многих монастырях; да и на клирос, в церковный хор приходят люди зачастую невоцерковленные, что сказывается на качестве служб.

Что я считаю важным в церковном пении

В таких условиях меня как регента заботят три главных аспекта:

  • стилистика самих песнопений, которые руководитель хора свободно выбирает по своему усмотрению из огромного количества доступных сегодня нот;
  • характер, манера исполнения песнопений;
  • внутреннее состояние поющих, осознание ими мировоззренческого, исповедального, духовного содержания каждого музыкального элемента и каждого слова, осознание того, что сам процесс исполнения является следствием и проявлением определенно настроенного человеческого духа.

В подборе репертуара руководствуюсь тем, чтобы песнопения как можно меньше давали возможностей певчим демонстрировать свои голоса. У Блаженного Августина в «Исповеди» сказано: «Когда со мною случается, что меня трогает больше пение, нежели то, что поется, то я признаюсь, что я тяжело согрешаю, и тогда желал бы и не слышать поющего».

О том же говорит свт. Иоанн Златоуст в одной из своих бесед: «Слуга Христов должен петь так, чтобы приятными были слова, которые он произносит, а не голос его».
В одном из писем архимандрита Иоанна Крестьянкина к духовным чадам нашла такие строки: «…пение профессиональное редко несет в себе живой, до Господа доходящий глас. Сердце надо иметь обращенным к Богу. Только тогда никто на пение и внимание не обратит, но все устремятся за вами к Богу».

Что касается манеры исполнения, то у нас есть 75-е правило Шестого Вселенского Собора (VII в.), которое никто не отменял. Святые отцы постановили: «Желаем, чтобы приходящие в Церковь для пения не употребляли бесчинных воплей, не вынуждали из себя неестественного крика, и не вводили ничего несообразного и не свойственного церкви: но с великим вниманием и умилением приносили псалмопения Богу, назирающему сокровенное. Ибо Священное слово поучало сынов израилевых быти благоговейными».

Вот ключевое для нас слово – благоговейно всё надо петь в Церкви. Один человек недавно сказал: стоял на службе в одном из наших храмов, молился, вдруг сопрано как заверещит, хотелось убежать, молитва разрушилась. Надо помнить, что Церковь – это не концертный зал и не театр, а молитвенное собрание верующих. В храме эмоциям не место, иначе духовность заменяется душевностью. Некоторые прихожане тоже иногда грешат этим, когда во время пения «Символа веры» или «Отче наш» стараются перекричать других и даже хор.

О дисциплине в церкви

Для меня важен и вопрос о дисциплине в церкви, о благочинии певчих на хоре и клиросе. Певчие у нас зачастую считают, что их назначение не молиться, а исполнять певческую работу, во время которой можно вести себя довольно свободно, допуская во время чтения чтеца праздные разговоры, шутки, даже смех, ведя переписку или переговоры по сотовому телефону. В некоторых храмах во время Шестопсалмия даже выходят покурить. Моменты чтения воспринимаются как перерыв в работе.


В церковный хор должны идти не просто профессионалы, желающие попеть за определенное вознаграждение, но и дорожащие Церковью и чтущие её святость. Надеюсь, что в нашем храме Господь собрал именно таких людей на клиросе. Я их всех очень люблю и каждый день поминаю о здравии на утренних молитвах, заказываю за них службы по праздникам и когда болеют.

Все наши певчие периодически участвуют в таинстве исповеди, принимают Святое причастие. Перед началом каждой службы мы просим друг у друга прощения, благословения. На репетициях-спевках молитвенно обращаемся за помощью к нашим храмовым святым, к покровителю уральских певчих свщмч. Вячеславу Невьянскому, а также к покровителю всех певчих прп. Роману Сладкопевцу.

«Десять заповедей для идеальных певчих»

  1. По дороге в храм твори молитвы (в том числе молитву идущего в церковь «Возвеселихся о рекших мне: в дом Господень пойдем…»).
  2. Во время богослужения внимай словам молитв и Священного Писания, не допускай посторонних разговоров (кроме тех замечаний и указаний, которые необходимы по ходу службы); ум возводи на Небо.
  3. Помни о великой ответственности певчих перед Богом и людьми – нашими устами прихожане возносят к Богу молитвы.
  4. В основу ангелоподобного пения в храме положи для себя принцип: «Бога должно воспевать не голосом, но сердцем». Прилагай все свои силы так, будто это твоя последняя служба.
  5. Не приступай к пению в гневе, раздражении или не простив ближнего.
  6. Соблюдай по возможности все посты, в том числе среду и пятницу.
  7. Приступай ко Святому Причащению не реже 4-х раз в год, т. е. в каждый из постов (а лучше раз в месяц), чтобы иметь духовное подкрепление и не стать врагом Христу.
  8. Внешним видом соответствуй облику православного человека. Женщинам: юбка до щиколоток или ниже колен без глубоких разрезов, рукава не выше локтя, ноги прикрыты гольфами или носками.
  9. Помни заповедь «Блажени миротворцы, яко тии сынове Божии нарекутся». Признавай достоинства других и будь снисходительным к недостаткам и немощам других.
  10. Следуй во всех обстоятельствах совету прп. Амвросия Оптинского: никого не осуждай, никому не досаждай и всем свое почтение выражай.

С любовью ваш регент»

А вообще клирос у нас очень дружный.

Одна из певчих Анастасия Пронькина (это моя дочь) написала стихотворение .
Вот это стихотворение:

«Любимому клиросу посвящается…»

Эпиграф:
«Друзья мои, прекрасен наш союз! (Пушкин)
«Надеюсь, регент мне поставит плюс!» (автор)

Вы послушайте, ребята,
Сей папирус вам поведает
Про наш прекрасный клирос:
С чувством юмора у всех у нас в порядке,
Потому что начинаем день с зарядки.
Не с зарядки белого смартфона
И не пресловутого айфона,
А с зарядки голоса и слуха,
Чтобы не страдало чьё-то ухо,
И простим неправильную ноту,
(Если вдруг медведь вам наступил на «что-то»),
Ну, а если вдруг придется туго, —
Бережно плечо подставим другу.
Есть у нас диван, электрочайник,
Ну, а если в пении вы «чайник», —
Подливать не будем кипяточку…
Вот ещё б найти для рифмы строчку!
Ах, друзья мои, люблю вас очень!
Станислава Пронькина, короче.*

*«Сие слово зде допущено для рифмы пущей» (А.С.Пушкин)

В дальнейшем на своей страничке планирую поговорить о том, что такое богослужебное пение, что включает в себя это понятие и почему вообще в храме необходимо пение.

Евгений Сергеевич Кустовский – регент московского храма во имя Трех Святителей Вселенских Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоустого. Окончил Московское хоровое училище имени Свешникова, дирижерско-хоровой факультет консерватории, аспирантуру института им. Гнесиных. С 1996 года руководит созданными им же при храме Московскими православными регентскими курсами (МПРК).

МПРК известны своей активной издательско-просветительской деятельностью. Е.С. Кустовский – редактор и составитель многочисленных богослужебных сборников. На интернет-сайте МПРК http://kliros.ru/kust/kust.html находится богатое нотное собрание обиходных песнопений, а в интернет-сообществе “Клирос” общаются православные регенты практически со всего мира.

Евгений Сергеевич, Вы учились в Консерватории. Почему Вы не связали свою судьбу со светской музыкой, почему стали регентом? Как сложилось так, что Вы пришли на клирос?

Когда я учился в консерватории, то примерно к третьему курсу начал серьёзно задумываться о том, чем я буду заниматься после ее окончания. Конечно, я получал образование и квалификацию по полной программе. Больше, чем мне давали там, мне бы не дали нигде. Но почти все выпускники консерватории дружными рядами шли работать в рестораны, в дома звукозаписи, педагогами по сольфеджио в музыкальных школах или, в лучшем случае, в училищах. И только единицы продолжали работать как дирижёры.

Я стал спрашивать – не риторически самого себя, а педагогов, студентов, – для чего консерватории выпускают каждый год 20 отточенных специалистов, которые потом работают не по специальности? Ведь никто же не выпускал по 20 хоров для каждого из дирижёров. Получалось, что заведомо выпускали человека безработного, либо человека, который будет работать где-нибудь ещё, но только не дирижером. На такие вопросы я получал разного рода ответы, начиная с “не лезь не в своё дело” и заканчивая партийными комсомольскими утверждениями, что меня ждёт некий город Ош, в котором вообще ни одного дирижёра-хормейстера нет, что я закончу и поеду туда и буду там работать по распределению и поднимать хоровую культуру киргизского народа.

Вы учились на дирижерском факультете?

Да, на дирижёрско-хоровом. Меня с седьмого класса хорового училища учили дирижировать. Но кем – так и не сказали.

В общем, ответа на свой вопрос я так и не нашел. Сейчас я понимаю, что тогда мне никто и не мог сказать правды. А правда заключалась вот в чем: дирижёрско-хоровое отделение консерватории, в то время, когда оно только появилось – это было высшее отделение по подготовке дирижёров не только светских, но и церковных хоров. Это была верхняя надстройка над Синодальным училищем. А спрос на регентов высшей квалификации был в России огромный. В советское время об этом забыли, и получилось так, что дирижёрско-хоровое отделение консерватории продолжало функционировать в полном объёме, а вот регентского не было, потому что в Москве к этому времени действовали всего 42 храма.

Но я этого не знал. Я тогда не был церковным человеком. И что поют в церкви, кто поёт в церкви, меня не интересовало. Меня просто интересовал вопрос, зачем мы нужны, кто для меня сформирует хор из 20 человек, дождавшись, когда я закончу учиться. Вопрос элементарный, очевидный, просто я его начал задавать раньше других. Другие стали задавать его себе на 5-м курсе и пытались устроиться руководителями самодеятельных вузовских хоров, но такие должности по Москве были заняты. В общем, меня эта ситуация очень угнетала. К сожалению, не дал ответа даже мой педагог по дирижированию, глубоко верующий человек, который был консультантом Матвеева по церковному пению, – Василий Федорович Балашов. Он, как и все лучшие педагоги, был по необходимости членом партбюро. Конечно, он ничего не мог сказать.

Тогда я принял очень непопулярное решение. Я решил больше не заниматься дирижированием. К тому времени я уже занимался фольклористикой у профессора Консерватории А.В. Рудневой и по ее рекомендации просто перевёлся на фольклорное отделение в Гнесинский институт. Никто не мог понять, зачем я это сделал. А я уже понимал, что нет такой профессии – дирижёр, если у него нет хора. А фольклорист – есть.

В фольклористике могло найтись дирижёрское применение? Там была востребованность?

– Нет. Хором управляет запевала, и не руками, а голосом.

А почему вы тогда ушли туда? Получается, что дирижер это не специальность?

– Буквально так. Вне хора это не специальность. Ну, как, например… боксер. Без соперника он уже не боксер, а, скажем, мастер по борьбе с тенью. Или артист балета, исполняющий роль боксера.

Я на много лет ушёл из дирижирования – 7 лет работы в Союзе композиторов, старший научный сотрудник фольклорной комиссии, командировки, статьи, научная работа, аспирантура в Гнесинском институте. Но вот во время учебы в аспирантуре я попал на клирос…

Это получилось случайно. Одна девушка из ансамбля сказала, что её брат уходит в отпуск и нужен человек, который умеет читать ноты. А у меня как раз был финансовый кризис: я учился в аспирантуре и получал мизерную зарплату, жена была беременна второй дочерью, работать мне, как аспиранту, не разрешали. И я пошёл просто подменить человека – ну а что, подумаешь попеть с листа… да запросто!

Но на клиросе я увидел, что поют и регентуют там совершенно не ангелы, а такие же музыканты, как и я, но с важным преимуществом: они свободно владеют кругом своих напевов, которому меня не учили нигде – ни в училище, ни в консервотории, ни в аспирантуре. Пришлось осваивать на ходу.

Я втянулся в это дело, стал петь, затем регентовать… и вот тут-то педагоги моего славного Гнесинского института меня на клиросе и увидели.

А Вы не боялись?

– Боялся. Из-за клироса я не защитил диссертацию. Это был уже конец 1982 года: поэтому меня уже не выгнали из ВУЗа, не расстреляли. Но почему-то вдруг оказалось, что аспирантура не для меня: часов для меня нет, моя тема не очень актуальна… и так далее. Я особенно не расстраивался, тем более, что после того, как закончил аспирантуру, уже не вернулся в госсистему, а оставался на клиросе.

А как произошло так, что Вы остались на клиросе? Вот Вы пришли один раз попеть…?

– У Курта Воннегута есть фантастическая повесть: на далёкой планете живет отшельник, о Земле ему напоминает только случайно найденая в пустыни железяка – пружина от обломков корабля, которую он носил на шее. Точил её, шлифовал, полировал как амулет. Затем на эту планету опустился потерпевший крушение корабль, и когда появился реальный шанс улететь, выяснилось, что у корабля нет самой главной детали, ключа зажигания. И вдруг выяснилось, что железяка-амулет и есть ключ зажигания.

То же и у меня. Встав на клирос, я почувствовал (понял позже, а почувствовал именно тогда), что все, чем я занимался – совершенно разнородные специальности и увлечения, исключающие друг друга, которые я ставил как альтернативу одно другому, – они все явились слагаемыми того, что нужно на клиросе. У меня сильнейшее дирижёрское образование (училище, консерватория), я фольклорист, причём не просто фольклорист-теоретик (к тому времени было развито фольклорное движение поющих фольклористов – я совместно работал с Покровским, другими ансамблями). Это значит, что я мог услышать напев, понять его как напев и дальше петь с любым текстом. Вот это и есть природа церковного обихода.

В довершение к этому «букету» у меня был коллектив в таком жанре как авторская песня. На Биофаке МГУ был ансамбль «Скай», опыт работы с которым научил меня очень неплохо аранжировать бардовские песни для квартетного исполнения.

И вдруг всё это вместе сошлось в церковной музыке: КСП и консерватория, фольклористика и дирижирование. Опыт работы с малым коллективом, с ансамблем, с квартетом, опыт вхождения в напев и развертки его в новом тексте. В результате тот путь, который люди проходят годами, у меня занял месяц. Вся клиросная специфика оказалась мне знакома по различным до-церковным профессиям. Ключ подошёл! Вдруг оказалось, что есть область, в которой все мои знания являются востребованными.

Такого «парада планет» нарочно не придумаешь. Надо быть слишком умным человеком, чтобы наметить себе долгосрочную жизненную программу: я буду заниматься тем-то и тем-то, чтобы получить регентскую квалификацию. Я бы не додумался. Но так получилось. Когда я пришёл на клирос, то просто почувствовал: больше мне нигде ничего не нужно, а здесь нужно все.

– А что происходит в храме, Вы уже понимали?

Нет. В храм я впервые пришел на два месяца раньше, чем на клирос. Первое мое впечатление стало константой, точкой отсчёта. То есть всё, что делает хор – правильно. Правильно, что мы поём 1-й глас, что он состоит из таких-то мелодий, что на шестопсалмии надо выйти покурить (смеется. – прим. ред). Правильно и то, что мы здесь для того, чтобы зарабатывать деньги и петь красивую музыку. Моим первым хором, одним из лучших в Москве, руководил Николай Сергеевич Георгиевский – до недавнего время он был регентом первого клироса России, в Храме Христа Спасителя. А в то время Н.С. Георгиевский регентовал в храме Рождества Богородицы во Владыкино. Это был концертнейший хор. Вся лучшая музыкальная литература: Бортнянский, Кастальский, Гречанинов, Никольский – все это было наше. По 4 человека на партию, хор 16-20 человек, с солистами. Такова была первая, «нулевая» точка отсчета. Я думал, что служба – это некая изысканная форма концерта, в котором сосуществуют сразу несколько видов искусств: художественного хорового пения, художественного чтения, и все это подчиняется определённому сценарию (Всенощная, Литургия). И я долго пребывал в уверенности, что так и должно быть. Но впервые мои убеждения пошатнулись, когда меня попросили помочь на клиросе, где нет баса, и я пришёл и увидел, что, оказывается, все можно спеть очень просто. И никто не ругает за то, что хор не поёт известных композиторов, которых, как я думал, обязательно нужно петь на богослужении. И я понял, что богослужения могут совершаться на противоположных уровнях: с одной стороны можно сделать роскошный концерт из произведений композиторов, с другой стороны – вообще не спеть ни одного авторского опуса, а спеть все на «двух аккордах». При этом служба не перестает быть службой.

Добрый десяток лет пения и регентования в разных храмах позволил мне сделать сравнения и понять, что, оказывается, можно за всю службу ни разу не вынуть ноты и при этом не испортить ничего. И что нет в службе таких эпизодов, которые обязаны быть сверхсложными или сверхкрасивыми. У самой службы нет такого требования. У службы есть требование уметь говорить языком гласов . Потому что номер гласа в уставе записан, а, например, что в Великий четверток надо петь «Вечери Твоея тайныя» именно Львова – там этого нет. У этого песнопения есть свой собственный 6-й глас. И существуют несколько традиций, не авторских, обиходных, в которых этот 6-й глас может быть более длинным или более коротким.

Евгений Сергеевич, расскажите о своём воцерковлении. Вот вы пришли на клирос…

– Так получилось, что крестился и познакомился со своим духовником двумя месяцами раньше, чем стал певчим. В одной из первых бесед с о. Владиславом я спросил у него: как же так, у меня своя дорога, я пишу диссертацию, у меня уже есть имя, по России известное…что же, мне всё это бросать?

– Чего, – говорит, – ты мне заладил моё-моё, своё-своё . Ты музыкант?

– А ты что, сам стал музыкантом? Что, слух сам себе развил?

– Нет, слух у меня с рождения.

– А, значит всё-таки не сам. А что ты сам-то?

Думаю, действительно, а что я сам-то? Слух себе развил не я, музыкальную память – тоже. Моего ничего…

– Тебе Господь дал?

– Пора отдавать.

И решил отдавать… вот до сих пор отдаю .

А потом Вы пробовали заниматься церковной музыкой в Гнесинке?

– Нет, как раз наоборот. Я отовсюду ушел. Ушёл на клирос. И стал в одном хоре петь, в другом регентовать, в третьем снова петь, в четвёртом опять регентовать.. 10 лет я прыгал из хора в хор в качестве типичного наёмного певчего-регента. Певчий правого хора – регент левого, в одном храме на буднях – в другом на праздники… Десятка два храмов я пробежал тогда. Это нормально. Сейчас тоже полно народа, который прыгает из храма в храм с не меньшей интенсивностью. У меня появился редкий для певчего опыт сравнения стиля богослужения в разных храмах Москвы. Человек, который служит всё время в одном храме, только понаслышке знает о том, как богослужение совершается в другом храме. А я собственным опытом прошел этот путь, мне дал Господь возможность увидеть разные варианты – от сильнейших сокращений до отсутствия всяких сокращений, от получасовых до многочасовых богослужений.

И вот, когда я уже был опытным правохорным регентом, о. Владислав получил место в Подмосковье и начал создавать свою собственную общину. И он меня пригласил… не то, что бы пригласил – у нас с ним немного иной тип отношений – поставил к себе на клирос. Тогда я навсегда бросил наёмную работу.

Я стал открывать для себя совершенно новый тип хора: хор=община . В представлении иных регентов и певчих общинный хор – это что-то такое: стоит один лапотно-бородатый дяденька, который с избытком благочестия делает безграмотные движения руками и фольклорным голосом орёт что-то среднее между пятым и шестым гласом, а все прихожане подвывают ему, нестройно, с запозданием. Получается каша из полузнакомых слов, которые кто-то знает, кто-то не знает, все путаются, сбиваются…

…и вдруг оказалось, что общинный хор может состоять из 4-5 довольно молодых человек, с высшим образованием, которые хорошо читают ноты с листа, могут петь нормальными академическими голосами. Их надо было просто найти в этой общине, дать им представление о том, как звучит какой глас, собрать их вместе и уже дальше не отпускать. По квалификации этот хор был совершенно не хуже, чем тот, который был у меня раньше, а через несколько лет на каждой воскресной службе на клиросе пели 15 человек.

Помню, кто-то из музыкантов меня недавно упрекал, что я деградировал: был музыкантом-профессионалом, а скатился до «бабулькиного» пения. Я думаю, есть люди, которые никогда не поймут, что умение сделать что-то просто , не потеряв при этом качества – это не деградация, а наоборот. Но я говорю не для того, чтобы их переубедить. До этого надо дойти, как дошёл Бортнянский, который, имея опыт писания изысканнейших концертов, для службы написал простые ирмосы Покаянного канона на 5-ти аккордах, увидев в этой простоте то необходимое состояние, которое возможно только на Великом Повечерии 1-й седмицы Великого Поста. Это понимание приходит к людям уже после того, как они поднимались на вершину музыкальных дел во всех отношениях. В одном «Аминь»… Впрочем, позвольте процитировать Алексея Пузакова, одного из лучших исполнителей Рахманинова, регента храма Николы в Толмачах. Он написал в гостевом альбоме Регентских Курсов: «Аминь – самый главный звук. Слышать его – быть регентом». У него концертный хор. Обычно я говорю это с осуждением, но здесь я делаю поправку – он служит в храме, где это востребовано. Это не тот храм, где был бы уместен строго аскетический стиль древнего пения, или простого пения. Стиль – это все вместе: пение хора, архитектура храма, традиции богослужения. То, что уместно в одном храме, будет совершенно неуместно в другом.

И еще я понял, что надо искать «золотую середину» либо в наиболее развитых проявлениях обихода, либо в творчестве тех композиторов, которые дошли до одной важной мысли: лучший способ писать церковную музыку – это подражать обиходу в силу своего таланта. То есть писать то, что органично сочетается с обиходом, а не противопоставляется ему. Таких композиторов было достаточно и в 19 и в 20 веке: Аллеманов, Фатеев, Азеев, Туренков и даже Кастальский, который, как выяснилось впоследствии, не только писал изысканные произведения, но и умел очень своеобразно обрабатывать обиходные напевы. Он доказал это своей бессмертной работой «Пособие по выразительному пению стихир», которое переиздано силами Курсов при помощи о. Михаила Фортунато.

У меня есть на этот случай несколько мыслей по поводу пения хора:

Чем отличается хороший хор от плохого? Не тем, что хороший хор поёт Рахманинова, а плохой – 6-ой глас, а тем, что плохой хор поёт Рахманинова, как 6-ой глас, а хороший хор поет 6-ой глас, как Рахманинова. Важно не что, а как . Расположение гласа, расположение аккорда очень вариантно: его можно свернуть в трёхголосие, а можно по всем правилам широкого расположения развернуть до шестиголосия. Например тропарь Рождеству Христову, 4-й глас, в гармонизации Кастальского – это вообще «симфония»! Если поет большой хор, то не надо натягивать на него квартетные расположения, и наоборот: не надо пытаться спеть сложный многоголосный опус Гречанинова квартетом. Тут нужно соответствие динамики и выразительности пения со следующими условиями: где, в какой день и с каким хором ты служишь.

И ещё одна мысль на тему «что такое хорошо, что такое плохо». Когда я провел службу и мне говорят «Вы сегодня очень плохо пели» – это мне неприятно. Но когда говорят «Вы сегодня очень хорошо пели» – вы знаете, это тоже нехорошо. Это значит, что наше пение оттянуло на себя слишком много внимания, стало самодостаточным. Из служебного превратилось в концертное . Кстати, за несколько десятков лет я только два или три раза слышал от о. Владислава оценку своего пения. Впрочем, иногда я добиваюсь от него, на мой взгляд, самой высокой похвалы. Происходит это так: иногда я, бывает, пою на службе только разученное песнопение, а потом осторожно спрашиваю: «Батюшка, ну как мы сегодня пели «Херувимскую?» А он мне: «А что, это было что-то особенное, вы разве что-то новое пели? А я и не заметил». Вот это самое лучшее, что может заслужить хор –когда его пение не замечают. Но не потому, что оно маловыразительное, а потому, что оно точно вписывается в выразительность богослужения. Сама служба имеет динамическую кривую – взлеты, спады, кульминацию. Если хор не будет эту кульминацию поддерживать, он выпадёт из богослужения, и на это все обратят внимание. А если эта кульминация будет поддержана особо выразительным пением хора – это естественно. Внимание должно быть не к тому, как поёт хор, а к тому, как проходит служба.

Хор надо не замечать?

Да. Замечать надо весь комплекс богослужения, не выделяя из него пение хора в особую эстетическую категорию.

Подготовка к печати: Марина Васильева, Мария Абушкина.

Регент в переводе с латинского означает «правящий». Так называют руководителей (дирижеров) церковных хоров в Русской Православной Церкви.

В настоящее время спрос на музыкантов, способных организовать либо возглавить уже созданный церковный хор (клирос), весьма высок. Объясняется это постоянным ростом количества действующих храмов, приходов и епархий РПЦ. Данная статья содержит полную информацию о том, как стать регентом.

Церковное послушание

Попасть в церковный хор можно только по благословению приходского священника, либо возглавляющего епархию (митрополию) владыки.

Регенту, постоянным певчим и уставщику выплачивается заработная плата. Начинающие хористы оплату не получают. Так как ответственность за клирос несет регент, все организационные вопросы решает именно он.

Обязанности регента:

  • подготовка к богослужениям,
  • выбор репертуара,
  • проведение спевок (1-3 раза в неделю),
  • составление нотного архива,
  • определение численности и состава клироса по будним и воскресным дням,
  • распределение партий,
  • дирижирование во время богослужения,
  • подготовка к концертным выступлениям и т.д.

Если есть возможность, в помощь регенту назначают уставщика. Он отвечает непосредственно за подготовку клироса к ежедневным церковным службам, в отсутствие регента руководит хором.

Как стать регентом?

В штате любого крупного церковного хора в настоящее время всегда есть профессиональные музыканты:

  • выпускники хорового либо дирижерского отделения вуза,
  • учащиеся и преподаватели музыкального колледжа или музыкальной школы,
  • солисты, музыканты, актеры филармоний, театров и т.д.

Однако в силу специфики пения на клиросе, светский музыкант не может руководить церковным хором. Для этого нужны соответствующая подготовка и опыт пребывания на клиросе не менее 2-5 лет.

Специальность «Регент церковного хора» можно получить во время учебы в регентских (певческих) школах (отделениях, курсах). Ниже приводится список самых известных учебных заведений, где обучают будущих регентов.

Требования при поступлении

  • Наличие музыкального образования, умение читать ноты и петь с листа – не обязательное, но весьма желательное условие зачисления на учебу. В некоторых учебных заведениях это обязательный критерий (см. таблицу). В любом случае необходимо подготовиться к прослушиванию, которое определит музыкальные способности кандидата.
  • Требуется рекомендация священника. Иногда можно получить благословение от священника на месте.
  • Практически во всех духовных учебных заведениях при поступлении необходимо пройти собеседование, во время которого подтверждается знание основных православных молитв, Священного Писании (Ветхий и Новый завет).
  • Умение читать на церковнославянском языке, на котором составлена подавляющая часть богослужебных книг.
  • Приоритет при поступлении имеют певчие, псаломщики, уставщики с клиросным послушанием от 1 года.
  • Аттестат (диплом) об образовании (не ниже полного среднего).
  • Умение грамотно написать изложение.
  • При поступлении в некоторые учебные заведения абитуриент обязан сдать экзамен по дирижированию.

Обучение

Время учебы псаломщиков (чтецов) и певчих обычно составляет 1 год или более. Обучение регентов занимает не менее 2 лет.

Во время учебы будущие регенты получают одновременно музыкальное и духовное образование. За 2-4 года необходимо овладеть знаниями церковных канонов, литургики, церковного обихода, богослужебного устава, церковно-славянского языка.

Программа регентского обучения включает в себя как общемузыкальные предметы, так и церковные дисциплины (певческие и общие):

  • церковное пение,
  • обиход церковного пения Русской Православной Церкви,
  • история русской духовной музыки,
  • литургика,
  • катехизис,
  • богослужебный устав,
  • сравнительное богословие,
  • основы церковнославянской грамоты,
  • основы православного вероучения,
  • Библейская история,
  • Ветхий и Новый завет,
  • сольфеджио,
  • гармония,
  • дирижирование,
  • теория музыки,
  • чтение хоровых партитур,
  • хороведение,
  • фортепьяно,
  • аранжировка.

Во время учебы, курсанты проходят обязательную богослужебную практику на клиросе в храмах РПЦ.

Регент (лат. Regens — правящий) — руководитель церковного хора. Профессия подходит тем, кого интересует пение, музыка и религия (см. выбор профессии по интересу к школьным предметам).

В православных храмах церковные службы сопровождаются пением. Регент — это человек, который управляет церковным хором. Подбирает певчих, выбирает какие аранжировки песнопений исполняются хором.

Главная задача регента — гармоничное звучание певчих во время службы. Музыка помогает молиться в храме, настраивает и успокаивает. Во время службы регент задает тон песнопения, регулирует темп и помогает хору петь слаженно, красиво, в соответствии с моментом богослужения.

Особенности профессии.

Регент дирижирует и поет, у него хороший музыкальный слух, он знает построение службы и порядок исполнения музыкальных произведений. Обязательное условие — быть православным христианином. Для работы регент должен получить благословение настоятеля.

Важно настраивать певцов на молитвенное пение, поддерживать, ведь служба идет от нескольких минут до 8 часов. В задачи регента входит правильное распределение голосов, репетиции. Иногда в хоре складываются сложные отношения и тут пригодится способность вовремя заметить и погасить конфликты. Для развития хора нужно организовать обучение начинающих певцов.

Плюсы и минусы профессии.

Плюсы

Это востребованная профессия, регентов не хватает, особенно в районных центрах России. В каждом храме есть регент, иногда несколько, если службы идут постоянно.

Регент — уважаемый человек в храме.

В иерархии церковной службы занимает место после священнослужителей.

Служа Богу, добиваясь гармоничного пения, регент может испытывать очень сильные эмоции, радость и удовлетворение.

Минусы

У регента ненормированный рабочий день.

Зарплата может быть низкой.

Важные качества

У руководителя церковного хора 3 важных качества: крепкая нервная система, уверенность в себе и умение быстро реагировать на внешние раздражители. Богослужение идет в быстром темпе, задача регента сконцентрироваться на действиях священнослужителей. Православные службы могут идти от нескольких минут до нескольких часов, все это время регент должен быть предельно сконцентрирован.

Профессиональные навыки и знания

  • Музыкальное образование
  • Умение петь
  • Знание правил православных богослужений
  • Чтение на церковно-славянском языке
  • Управление хором
  • Подбор репертуара
  • Обучение начинающих певцов
  • Умение настроить коллектив на продуктивную работу.

Где учиться на регента

Для регентования мало музыкальных знаний и умения дирижировать. Требуется понимание православия, знание Священных Писаний и вовлеченность в церковную жизнь. Для поступления требуется музыкальное образование.

Обучение состоит из двух составляющих: духовной и музыкальной.

Духовная — изучение Библии и правил построения церковных служб, истории Церкви. Музыкальная — изучение мелодий православных песнопений, постановка рук, умение слышать звучание хора со стороны, задавать тон для разных голосов.

Загрузка...