docgid.ru

Культура самураев. Самураи - японские воины Исследовательский проект самураи и европейские рыцари презентация

Самураев сравнивают со средневековыми рыцарями Европы. Некоторые поверхностные аналогии очевидны. И те и другие должны были уметь мастерски обращаться с оружием, быть храбрыми в бою и преданными сюзерену, который, в свою очередь, великодушно награждал соратников общей добычей и кровом над головой. И рыцари и самураи должны были соблюдать кодекс чести, игнорировать трудности, культивировать самоконтроль и презирать богатство, однако японскому воину были чужды и галантное отношение к дамам, и религиозное рвение крестоносцев. Женщины самураев должны были быть такими же твердыми и послушными долгу, как и мужчины, и даже сражаться в случае необходимости - они умели обращаться с длинными алебардами {нагината). Тогда как рыцари часто сражались, чтобы расширить границы христианской веры или уничтожить еретиков, японские войны совершенно не касались идеологии. Религиозные убеждения самураев были вопросом их личного сознания и утешения; считалось, скорее, что вера будет опорой их главному служению и чести, а не камнем преткновения.

Файлы:
  • Текст работы: " Самураи и европейские рыцари" По состоянию на 23 января 2018 г. 15:09 (44,2 КБ)
  • Презентация: " Самураи и европейские рыцари" По состоянию на 23 января 2018 г. 15:09 (851,1 КБ)
Результаты экспертной оценки

Экспертная карта межрайонного этапа 2017/2018 (Экспертов: 1)

Средний балл: 0

0 баллов
Отсутствует описание цели проекта.
Не определён круг потенциальных заказчиков / потребителей / пользователей.
Не определены показатели назначения.

1 балл
Обозначенная цель проекта не обоснована (не сформулирована проблема, которая решается в проекте) или не является актуальной в современной ситуации.
Круг потенциальных заказчиков / потребителей / пользователей не конкретен.
Заявленные показатели назначения не измеримы, либо отсутствуют.

2 балла
Цель проекта обоснована (сформулирована проблема, которая решается в проекте) и является актуальной в современной ситуации.
Представлено только одно из следующего:
1) Чётко обозначен круг потенциальных заказчиков / потребителей / пользователей.
2) Заявленные показатели назначения измеримы.

3 балла
Есть: конкретная формулировка цели проекта и проблемы, которую проект решает; актуальность проекта обоснована;
Чётко обозначен круг потенциальных заказчиков / потребителей / пользователей.
Заявленные показатели назначения измеримы.

Средний балл: 1

0 баллов
Отсутствует список используемой литературы

1 балл
Отсутствует анализ существующих решений проблемы и их сравнение

2 балла
Дана сравнительная таблица аналогов с указанием показателей назначения. Выявленные в результате сравнительного анализа преимущества предлагаемого решения не обоснованы, либо отсутствуют.

3 балла
Есть: актуальный список литературы, анализ существующих в практике решений, сравнительная таблица аналогов с указанием преимуществ предлагаемого решения

Средний балл: 1

0 баллов
Отсутствует план работы.
Ресурсное обеспечение проекта не определено.
Способы привлечения ресурсов в проект не проработаны.

1 балл
Есть только одно из следующего:


2 балла
Есть только два из следующего:
1) План работы, с описанием ключевых этапов и промежуточных результатов, отражающий реальный ход работ;
2) Описание использованных ресурсов;
3) Способы привлечения ресурсов в проект.

3 балла
Есть: подробный план, описание использованных ресурсов и способов их привлечения для реализации проекта.

Средний балл: 0

0 баллов
Нет подробного описания достигнутого результата. Нет подтверждений (фото, видео) полученного результата. Отсутствует программа и методика испытаний. Не приведены полученные в ходе испытаний показатели назначения.

1 балл
Дано подробное описание достигнутого результата. Есть видео и фото-подтверждения работающего образца/макета/модели. Отсутствует программа и методика испытаний. Испытания не проводились.

2 балла
Дано подробное описание достигнутого результата. Есть видео и фото-подтверждения работающего образца/макета/модели. Приведена программа и методика испытаний. Полученные в ходе испытаний показатели назначения не в полной мере соответствуют заявленным.

3 балла
Дано подробное описание достигнутого результата. Есть видео и фото-подтверждения работающего образца/макета/модели. Приведена программа и методика испытаний. Полученные в ходе испытаний показатели назначения в полной мере соответствуют заявленным.

Средний балл: 1

0 баллов
Участник не может точно описать ход работы над проектом, нет понимания личного вклада и вклада других членов команды.
Низкий уровень осведомлённости в профессиональной области.

1 балл
Участник может описать ход работы над проектом, но не выделяет личный вклад в проект и вклад других членов команды.
Уровень осведомлённости в профессиональной области, к которой относится проект, не достаточен для дискуссии.

2 балла
Участник может описать ход работы над проектом, выделяет личный вклад в проект, но не может определить вклад других членов команды.

3 балла
Участник может описать ход работы над проектом, выделяет личный вклад в проект и вклад каждого члена команды.
Уровень осведомлённости в профессиональной области, к которой относится проект, достаточен для дискуссии.

Презентация и текст преподавателем (руководителем проекта) не отсмотрены. Присутствуют орфографические и пунктуационные ошибки. Новизны и актуальности исследования нет.
На основании экспертной оценки- работа не рекомендована к очной защите.

Сумма баллов: 3

Слайд 2

Самурай (яп. 侍, бу́си яп. 武士) - в феодальной Японии в широком смысле - светские феодалы, начиная от крупных владетельных князей (даймё) и кончая мелкими дворянами; в узком и наиболее часто употребляемом значении - военно-феодальное сословие мелких дворян. Хотя слова «самурай» и «буси» очень близки по значению, но всё же «буси» (воин) это более широкое понятие, и оно не всегда относится к самураю. Также, в некоторых определениях, самурай - это японский рыцарь. Само же слово «самурай» происходит от глагола «самурау», в дословном переводе означающего «служить вышестоящему лицу»; то есть самурай - служилый человек. Самураи - не просто воины-рыцари, они были и телохранителями своего даймё (см. ниже), и в то же время его слугами в повседневной жизни. Самая почётная должность - смотритель меча своего господина, но были и такие должности, как «смотритель зонтика» или «подаватель воды утром, после сна».

Слайд 3

Начало выделения самураев как особого сословия обычно датируется периодом правления в Японии феодального дома Минамото (1192-1333). Предшествовавшая этому затяжная и кровопролитная гражданская война (т. н. «Смута Гэмпэй») между феодальными домами Тайра и Минамото создала предпосылки для установления сёгуната - правления самурайского сословия с верховным военачальником («сёгуном») во главе.

Слайд 5

В эпоху междоусобных войн произошло некоторое размывание границ сословия, так как удачливый простолюдин мог, подобно Тоётоми Хидэёси, не просто стать самураем, а сделать головокружительную карьеру (сам Тоётоми Хидэёси, будучи сыном простого крестьянина, не мог стать сёгуном, но был им без титула). Размыванию границ сословия также способствовало то, что многие полководцы в ту эпоху использовали в качестве вспомогательных воинских сил непрофессиональных солдат, завербованных из крестьянских семей. Ещё более подорвали систему традиционного самурайства законы о рекрутских повинностях, введённые Ода Нобунага.

Тоётоми Хидэёси

Слайд 6

Сословие самураев получило чёткое оформление во время правления в Японии сёгунов из феодального дома Токугава (1603-1867). Наиболее привилегированный слой самураев составляли так называемые хатамото (буквально - «под знаменем»), являвшиеся непосредственными вассалами сёгуна. Хатамото в своём большинстве занимали положение служивого слоя в личных владениях сёгуна. Основная масса самураев являлась вассалами князей (даймё); чаще всего они не имели земли, а получали от князя жалование рисом.

Слайд 7

Значительная часть самураев, ещё при Токугава фактически владевшая землёй (госи), стала после аграрных законов 1872-1873 и юридическим собственником этой земли, войдя в состав так называемых «новых помещиков». Из среды бывших самураев пополнялись кадры чиновников, из них состоял в основном офицерский состав армии и флота. Кодекс «Бусидо», прославление самурайской доблести и традиций, культ войны - всё это стало составной частью идеологии милитаристской Японии до начала Второй мировой войны. Термин «самурай» и сейчас иногда применяется для обозначения служащих японской армии.

Слайд 8

Бусидо́ (яп. 武士道 буси-до:, «путь воина») - бусидо - неписаный кодекс поведения самурая в обществе, представлявшего собой свод правил и норм «истинного», «идеального» воина. Бусидо, первоначально трактовавшееся как «путь коня и лука», впоследствии стало означать «путь самурая, воина» («буси» - воин, самурай; «до» - путь, учение, способ, средство). Кроме того, слово «до» переводится ещё и как «долг», «мораль», что имеет соответствие с классической философской традицией Японии, где понятие «путь» является некой этической нормой. Таким образом, бусидо - это самурайская мораль, морально-этический кодекс.

Слайд 9

Требования бусидо

  • Сформировавшись в конце эпохи воюющих провинций Бусидо требовал: беспрекословной верности феодалу; признания военного дела единственным занятием, достойным самурая; самоубийства в случаях, когда опозорена «честь» самурая; запрет лгать; запрет прикасаться к деньгам.
  • Чётко и довольно вразумительно требования Бусидо сформулированы в «Начальных основах воинских искусств» ДайдодзиЮдзана:
  • Истинная храбрость заключается в том, чтобы жить, когда правомерно жить, и умереть, когда правомерно умереть.
  • К смерти следует идти с ясным сознанием того, что надлежит делать самураю и что унижает его достоинство.
  • Следует взвешивать каждое слово и неизменно задавать себе вопрос, правда ли то, что собираешься сказать.
  • Необходимо быть умеренным в еде и избегать распущенности.
  • В делах повседневных помнить о смерти и хранить это слово в сердце.
  • Уважать правило «ствола и ветвей». Забыть его - значит никогда не постигнуть добродетели, а человек, пренебрегающий добродетелью сыновней почтительности, не есть самурай. Родители - ствол дерева, дети - его ветви.
  • Самурай должен быть не только примерным сыном, но и верноподданным. Он не оставит господина даже в том случае, если число вассалов его сократится со ста до десяти и с десяти до одного.
  • Слайд 10

    • На войне верность самурая проявляется в том, чтобы без страха идти на вражеские стрелы и копья, жертвуя жизнью, если того требует долг.
    • Верность, справедливость и мужество суть три природные добродетели самурая.
    • Во время сна самураю не следует ложиться ногами в сторону резиденции сюзерена. В сторону господина не подобает целиться ни при стрельбе из лука, ни при упражнениях с копьём.
    • Если самурай, лёжа в постели, слышит разговор о своём господине или собирается сказать что-либо сам, он должен встать и одеться.
    • Сокол не подбирает брошенные зёрна, даже если умирает с голоду. Так и самурай, орудуя зубочисткой, должен показывать, что сыт, даже если он ничего не ел.
    • Если на войне самураю случится проиграть бой и он должен будет сложить голову, ему следует гордо назвать своё имя и умереть с улыбкой без унизительной поспешности.
    • Будучи смертельно ранен, так что никакие средства уже не могут его спасти, самурай должен почтительно обратиться со словами прощания к старшим по положению и спокойно испустить дух, подчиняясь неизбежному.
    • Обладающий лишь грубой силой не достоин звания самурая. Не говоря уж о необходимости изучения наук, воин должен использовать досуг для упражнений в поэзии и постижения чайной церемонии.
    • Возле своего дома самурай может соорудить скромный чайный павильон, в котором надлежит использовать новые картины-какэмоно, современные скромные чашки и налакированный керамический чайник.
    • Самурай должен прежде всего постоянно помнить, что он должен умереть. Вот его главное дело
  • Слайд 11

    История доспеха.

    Самые ранние японские доспехи представляли собой сплошные металлические панцири, сделанные из нескольких секций из пластинок – часто имевших форму, близкую к треугольной – которые были плотно сошнурованны вместе и обычно покрывались лаком против ржавчины. Нет ясности, как их называли на самом деле, некоторые предлагают термин кавара, означающий “плитка", другие считают, что это был просто ёрой, означающий “доспехи". Этот стиль брони стали называть танко, что значит “короткий доспех". Доспехи имели петли на одной стороне, либо даже были без петель, закрываясь за счет упругости, и открывались по центру передней части. Расцвет танко приходится на период с четвертого по шестой век. Различные добавления приходили и уходили, включая состоящую из пластин юбку и защиту плеча.

    Танко медленно выходил из обращения и замещался новой формой доспехов, прототипом которой, похоже, были континентальные модели. Эта новая форма доспехов затмила танко и установила образец на следующую тысячу лет. Конструкция была пластинчатой. Из-за того, что сплошной танко опирался на бедра, а новая пластинчатая броня висела на плечах, историографическим термином, данным ей, стал кэйко (висящая броня).

    Общий контур имел вид песочных часов. Кэйко обычно открывался спереди, но так же были известны модели, напоминающие пончо. Не смотря на раннюю датировку (с шестого по девятый век), кэйко был более сложным типом брони, чем поздние модели, поскольку в одном комплекте могло использоваться шесть или более разных типов и размеров пластинок.

    Слайд 12

    Раннее средневековье

    Классический японский доспех, тяжелый, прямоугольный, коробчатый комплект, сейчас называют о-ёрой (большая броня), хотя на самом деле он назывался просто ёрой. Старейший сохранившийся о-ёрой сейчас стал просто полосами, сделанными из пластин, прошнурованных вместе. Доспехи, хранящиеся теперь в ОямадзумиДзиндзя, были изготовлены в два первых десятилетия десятого века. Эти доспехи демонстрируют единственный сохранившийся пережиток из конструкции кэйко: шнуровку, идущую прямо вниз вертикальными линиями.

    Важная особенность о-ёрой то, что в поперечном разрезе при взгляде сверху корпус образует букву C,поскольку он полностью открыт с правой стороны. Три больших, тяжелых набора пластин юбки из полос кодзанэ свисают с него – один спереди, один сзади и один слева. Правая сторона защищена сплошной металлической пластиной, называемой ваидатэ, с которой свисает четвертый набор юбочных пластин. Два больших квадратных или прямоугольных наплечника, называемых о-содэ, крепились к плечевым ремням. Небольшие закругленные выступы торчали из плечевых ремней, чтобы придать дополнительную защиту со стороны шеи.

    Две пластины, висящие на передней части доспеха и, якобы, защищающие таким образом подмышки, назывались сэндан-но-ита и кюби-но-ита. Самые ранние о-ёрой, по-видимому, имели на один ряд меньше пластин в передней и задней панелях юбки, что, без сомнения, делало их более удобными при верховой езде. Более поздние модели, начиная примерно с двенадцатого века, имели полный набор пластин юбки, но нижний ряд впереди и сзади был разделен по середине, чтобы обеспечить такой же комфорт.

    Слайд 13

    Ранние воины носили только один бронированный рукав (котэ) на левой руке. По существу, главным его предназначением было не защитить, а убрать мешковатый рукав одежды, надеваемой под доспехи, чтобы он не мешал луку. Только в тринадцатом столетии, или около того, пара рукавов стала распространенным явлением. Котэ надевался раньше доспехов, и привязывался длинными кожаными ремнями, идущими вдоль тела. Следующей надевалась отдельная боковая пластина для правой стороны (ваидатэ). Воины обычно носили эти два предмета, защиту горла (нодова) и бронированные наголенники (сунэатэ) в районе лагеря, как своего рода “полуодетую" броню. Вместе эти предметы называются “когусоку" или “маленькая броня".

    Слайд 14

    Различные о-ерой ранеего средневековья

    Слайд 15

    Высокое средневековье

    Во время периода Камакура (1183-1333) о-ёрой был главным типом доспехов для тех, кто имел положение, но самураи сочли до-мару более легкими, более комфортными доспехами, чем о-ёрой и начали надевать их все более часто. К середине периода Муромати (1333-1568) о-ёрой встречался редко.

    В ранних до-мару не было подмышечной пластины, как и в ранних о-ёрой, но около 1250 года она появляется во всех доспехах. До-мару надевались с огромными содэ, такими же, как в о-ёрой, в то время как харамаки по началу имели на плечах лишь маленькие пластины в форме листа (гёё), служащие сполдерами. Позже, они были перенесены вперед, чтобы прикрывать шнуры, удерживающие плечевые ремни, заменяя сэндан-но-ита и кюби-но-ита, а харамаки стали комплектоваться содэ.

    Защита бедра, названная хаидатэ (лит. “щит для колена") в форме разделенного передника из пластинок, появилась в середине тринадцатого века, но не спешила завоевать популярность. Разновидность ее, появившаяся в начале следующего века, имела форму хакама длинной до колен с небольшими пластинками и кольчугой спереди, и больше всего походила на мешковатые бронированные шорты-бермуды. В течении столетий хаидатэ в виде разделенного передника стали доминирующими, понижая статус вариации в виде коротких хакама до сувенира.

    Чтобы удовлетворить потребность в большем количестве доспехов, требовалось более быстрое производство, так появилась сугакэодоси (редкая шнуровка). Известно несколько комплектов доспехов, имеющих торс со шнуровкой кэбики, а кусадзури (тассеты) - со шнуровкой одоси, не смотря на то, что вся броня собрана из пластинок. Позже, в первой половине шестнадцатого века, оружейники начали использовать сплошные пластины вместо полос, набранных из пластинок. Часто в них проделывались отверстия под полную шнуровку кэбики, но не редко отверстия делались и под шнуровку сугакэ.

    Слайд 16

    Слайд 17

    Период позднего средневековья

    Последнюю половину шестнадцатого столетия часто называют СэнгокуДзидай, или Эпоха Сражений. В течении этого периода почти не прекращавшихся войн, множество даймё соперничали за власть и преобладание над соседями и соперниками. Некоторые из них даже хотели добиться главного приза – стать тэнкабито, или властителем страны. Только два человека в течении этого времени смогли добиться чего-то, близкого к этому: Ода Нобунага (1534-1582) и ТоётомиХидэёси (1536-1598).

    Эти пять десятилетий видели больше усовершенствований, новшеств и переделок в доспехах, чем все предшествующие пять веков. Доспехи подверглись своего рода энтропии, от полностью прошнурованных пластинок к редко шнурованным пластинкам, к склепанным большим пластинам, к сплошным пластинам. Каждый из этих шагов означал, что доспехи стали дешевле и быстрее изготавливались, чем модели до них.

    Одним из самых важных факторов, влиявших на доспехи в этот период, были аркебузы с фитильным замком, называемые в Японии тэппо, танэгасима или хинава-дзю (первый термин, вероятно, был самым часто встречающимся в то время). Это создало потребность в тяжелых, пуленепробиваемых доспехи у тех, кто мог себе их позволить. В конце появились сплошные панцири из тяжелых, толстых пластин. Многие сохранившиеся экземпляры имеют многочисленные отметины от проверок, доказывающих мастерство оружейников.

    Слайд 18

    Слайд 19

    Новое время

    После 1600 года оружейники создали множество доспехов, полностью непригодных для поля боя. Это было во время Мира Токугава, когда война ушла из повседневной жизни. К несчастью, большинство сохранившихся до сегодняшнего дня в музеях и частных коллекциях доспехов датируются этим периодом. Если вы не будете знакомы с появившимися изменениями, легко по ошибке реконструировать эти поздние привнесения. Чтобы избежать этого, я рекомендую стараться насколько возможно лучше изучать исторические доспехи.

    В 1700 году ученый, историк и философ АраиХакусэки написал трактат, прославляющий “древние" формы доспехов (определенные стили, относящиеся ко временем до 1300-го года). Хакусэки порицал тот факт, что оружейники забыли, как их делать, а люди забыли, как их носить. Его книга вызвала возрождение старейших стилей, правда, прошедших сквозь призму современного восприятия. Это породило несколько изумительно эксцентричных и множество просто отвратительных комплектов.

    В 1799 году специалист по истории доспехов СакакибараКодзан, написал трактат, призывающий к боевому использованию брони, в котором он порицал тенденцию к изготовлению антикварных доспехов, делающихся лишь для красоты. Его книга вызвала второй поворот в дизайне доспехов, и оружейники снова начали изготовлять практичные и пригодные для боя комплекты, обычные для шестнадцатого века.

    Посмотреть все слайды


    Возникновение самурайства Возникновение самурайства не представляет собой исключительного явления в социальной истории народов мира. Сословия и касты профессиональных воинов существовали во многих государствах Европы и Азии в эпоху господства феодализма. В Японии появление сословия воинов было тесно связано со становлением феодализма, который развивался в общих чертах по тем же классическим законам, что и феодальный строй Западной Европы. .


    Постоянные войны с аборигенами Японских островов - айнами - вели к проникновению японцев из южных и центральных областей Хонсю на северо-восток страны, сопровождавшемуся захватом айнских земель. Эта экспансия делала возможными распределение территории айнов между японскими даймё, которые становились хозяевами айнской земли. Возникали сильные и постоянные дружины для защиты владений от вторжения в них айнов и войск других княжеств, а также для подавления крестьянских восстаний


    В XII в. после победы коалиции под предводительством феодалов из рода Минамото над другой мощной группировкой во главе с родом Тайра в Японии установился режим военной диктатуры, при котором власть в стране находилась в руках верховного военачальника - сёгуна. Подобная форма правления отодвигала императора, лишённого фактической власти, на задний план и позволяла князьям более эффективно эксплуатировать крестьян и другие низшие слои населения, удерживая их в подчинении силой оружия.


    Наибольшей ценностью для самурая был меч - и как вооружение профессионального воина, разящее врага и защищающее одновременно жизнь его обладателя, и как символ сословия воинов, эмблема доблести, чести, могущества и храбрости, неоднократно воспетый в легендах, рассказах, песнях и стихах. С глубокой древности меч рассматривался японцами как священное оружие - подарок "солнечной богини" своему внуку, которого она послала править на земле и вершить с помощью этого меча дело справедливости, искоренять зло и утверждать добро. Именно поэтому меч стал принадлежностью синтоистского культа, он украшал храмы и священные места; приносимый верующими в качестве пожертвования богам, он сам являлся святыней, в честь которой воздвигались храмы.


    Одним из древнейших видов оружия были лук и стрелы. Японский лук юми (или о-юми) сохранил свою форму и размеры (от 180 до 220 см) с глубокой древности до наших дней. Его главная особенность заключается в том, что место, где накладывается стрела, расположено не в центре, как у большинства народов мира, а немного ниже. Сам лук изготавливался из многочисленных деревянных планок, скрепленных между собой и обмотанных тростниковой бечевкой. Такая форма и конструкция позволяли добиться большей дальности стрельбы (до 300–350 м) и в то же время давали возможность стрелять с лошади всаднику.


    Принятая в среде самураев, эта форма самоубийства совершалась либо по приговору как наказание, либо добровольно (в тех случаях, когда была затронута честь воина, в знак верности своему даймё и в иных подобных случаях). Совершая харакири, самураи демонстрировали своё мужество перед лицом боли и смерти и чистоту своих помыслов перед богами и людьми.


    Воспитание самураев Звание самурая в средневековой Японии было наследственным. Сын, как правило, шёл по стопам отца, становясь воином-профессионалом, представителем сословия военно-служилого дворянства, и оставался в том феодальном клане, членом которого был его родитель. Поэтому в самурайских семьях особое внимание уделялось воспитанию подрастающего поколения уже с раннего детства в духе бусидо.


    Основной задачей наставников молодого буси была выработка в нём того комплекса особенностей, которые считались необходимыми в профессии самурая, т.е. воспитание человека физически сильного, владеющего в полной мере военным искусством, вооружённого знанием моральных принципов господствующего класса.


    Сын самурая с самого рождения окружался исключительной заботой. Он являлся продолжателем рода, хранителем и наследником его традиций. Он имел право совершать религиозные обряды по отправлению культа предков. Исходя из этого, рождение ребёнка мужского пола в японской семье считалось праздником. С особым вниманием относились к первому сыну, так как он по закону уже с момента рождения считался наследником дома, всего состояния семьи и имени самурая. Кроме того, сын наследовал землю или рисовый паёк, за который служил у феодала его отец. Поэтому, если самурай без наследника в семье (в 1615 г. самураям было разрешено усыновление наследников из среды их родственников, носящих то же родовое имя) почему-либо не мог взять себе наложницу или если последней не удавалось родить ему сына, феодал конфисковывал у буси его надел и лишал родового имени.

    Работа может использоваться для проведения уроков и докладов по предмету "Культура и Искусство"

    Готовые презентации по культуре, искусству, фото и т.п. можно скачать нашем сайте. Красочные слайды с пояснениями, картинками, портретами, фотографиями содержат информацию о истории, тенденциях и перспективах развития мировой художественной культуры, развитии фотографии и фотоискусства.

    Самураи – одни из самых известных и колоритных персонажей истории

    Японии. Тринадцать столетий прошло с тех пор, как появились первые из них и более ста лет – как последние официально перестали существовать.

    Влияние просуществовавшего более тысячи лет военного сословия было настолько велико в Японии, что без него невозможно понять историю, традиционную культуру, да и любую грань сегодняшней жизни современной Японии.

    Когда слышим слово самурай, мы символизируем его не только с воином- профессионалом, искусно уничтожающим любую цель. Но вспоминаем и о самурайском кодексе чести Бусидо, и о легкости противостояния человека смерти, а в то же время и о передаче своей жизни ей посредством традиционного обряда сэппуку.

    Идеальный самурай на протяжении всех 13 веков становления, развития и упадка этого воинского сословия должен был служить воплощением канонических конфуцианских добродетелей наделенным, однако, силой и свирепостью ни о, "стражей ворот" в буддийской храмовой скульптуре. Идеальный самурай должен был стать и порой действительно становился сверхчеловеком в ницшеанском понимании этого слова.

    Душой его был меч, профессией - война, постоянным занятием - воинские искусства, а нередко также изящная словесность и живопись. Философия входила в его плоть и кровь под сводами храмов и святилищ в долгие часы медитации и упражнений с оружием. Физическое совершенство, моральная чистота, возвышенность помыслов таким был настоящий самурай. "Меж цветов красуется сакура, меж людей самураи",-гласила пословица.

    Самурайство зародилось в VIII в. на востоке и северо-востоке Японии. Но лишь в X-XII вв. окончательно оформились владетельные самурайские роды.

    К тому времени сложились и устои неписанного морального кодекса самурая, позже превратившегося в грозный свод заповедей "Путь Самурая" - Бусидо.

    Четко и довольно вразумительно требования Бусидо сформулированы философом Дайдодзи Юдзана:"

    Истинная храбрость заключается в том, чтобы жить, когда правомерно жить и умереть когда правомерно умереть.

    К смерти следует идти с ясным сознанием того,что надлежит делать самураю и что унижает его достоинство.

    Следует взвешивать каждое слово и неизменно задавать себе вопрос, правда ли то, что собираешься сказать.

    Необходимо быть умеренным в еде и избегать распущенности.

    В делах повседневных помнить о смерти и хранить это слово в сердце.

    Уважать правило "ствола и ветвей".Забыть его - значит никогда не постигнуть добродетели. Родители - ствол древа, дети - его ветви.

    Самурай должен быть не только примерным сыном, но и верноподданным.

    Следует быть усердным и прилежным, иметь чувство ответственности.

    Не подобает гнаться за роскошью, следует избегать бесполезных трат

    Не подобает гнаться за дутой славой. Следует во всем соблюдать простоту и умеренность, не быть тщеславным.

    Нас до сих пор поражает мастерство владения самураев оружием, а также их способность вести бой голыми руками. Остается только удивляться преданности самураев своему сюзерену, их возможности отдалиться от всего мира и остаться наедине с собой. Работа Николая Цеда полностью посвящена им. В его книге рассмотрены история становления самурайства, философские и религиозные основы их мировоззрения, этика, боевые искусства, культура и многое другое. Видно, что автор знает и любит предмет своего повествования, он прекрасно показывает нам Японию, её историю, её традиции и обычаи и, конечно же, то без чего рассказ обо всем этом будет неполным – самураев.

    Человеческая жизнь изменяется из тысячелетия в тысячелетие, из века в век, изо дня в день. Меняется и форма управления обществом, и способы производства необходимых ему вещей, и коммуникативные средства общения. Единственной же неизменной вещью на протяжении существования человеческого общества остается его психология: моральные нормы, этические принципы в отношениях между людьми.

    Для рассмотрения данных отношений как нельзя лучше подходит уникальнейшее сословие по сравнению со всеми другими, существовавшими ранее. Это сословие самураев Японии. Самураи – одни из самых влиятельных и колоритных персонажей истории Японии. Тринадцать столетий прошло с тех пор, как появились первые из них и более ста лет – как последние официально перестали существовать.

    Влияние просуществовавшего более тысячи лет и канувшего в историю военного сословия было настолько в Японии прежних лет, что без него невозможно понять историю, традиционную культуру, да и любую грань сегодняшней жизни современной Японии.

    Когда слышим слово самурай, мы символизируем его не только с воином-профессионалом, искусно уничтожающим любую цель. Но вспоминаем и о самурайском кодексе чести Бусидо, и о легкости противостояния человека смерти, а в то же время и о передаче своей жизни ей посредством традиционного обряда сэппуку.

    Нас до сих пор поражает мастерство владения самураев оружием, а также их способность вести бой голыми руками. В то же время мы понимаем, что военное сословие Японии не было бы таким, как его можно наблюдать сквозь призму пройденных веков без специфики их религии. А конкретно, без учений сект дзэн, синто, без влияния конфуцианских догм. Остается только удивляться преданности самураев своему сюзерену, их возможности отдалиться от всего мира и остаться наедине с собой.

    Как и раньше, так и сейчас японское общество чтит средневековых воинов, выражая это в проведении многочисленных праздников, посвященных самурайской истории. Как и прежде, эти праздники, рассчитанные на воспитание молодежи в духе самурайских традиций, ежегодно напоминают о прошлом сословия воинов.

    Хотя формально самурайство и было отменено во второй половине 19 века, фактически японское общество сегодня буквально дышит многими принципами военного сословия прежних веков.

    Именно поэтому данный аспект и сегодня интересует многих исследователей. Проблема самурайства получила определенное историческое освещение в трудах отечественных историков. Вопросы сюзеренитета и иерархии в японском обществе достаточно полно рассмотрены в монографии Сила-Новицкой Т. Г. “Культ императора в Японии”. В ней прослежена история культа императора в Японии с древности до наших дней, рассматриваются догматика и эволюция доктрины монархизма; анализируется культ императора в современной Японии. Книга помогает лучше понять истоки и особенности японского национализма, механизм взаимодействия официальной идеологии и массового сознания.

    Особый интерес представляет работа Спеваковского А. Б. “Самураи – военное сословие Японии”. Это наиболее полное и точное описание жизни самураев времен образования данного сословия, а также здесь мы можем наблюдать проблемы наследия самураев сегодня. Помимо обычных, общеизвестных фактов Спеваковский рассматривает и подробно объясняет особенности самурайской идеологии, обрядовую специфику, систему военной подготовки.

    Определенное внимание привлекает книга под редакцией Жукова Е. М. “Японский милитаризм”. Тут мы имеем возможность проследить путь самураев на протяжении тысячелетия. Достаточно монументально, а в тоже время ярко рассмотрено положение самурайства в период феодальной раздробленности.

    История формирования идеологии самураев весьма подробно нашла свое отражение в монографии Мещерякова А. Н. “Древняя Япония: буддизм и синтоизм: проблема синкретизма”. Здесь рассказывается о национальной японской религии, а также о пути проникновения буддизма на религиозную почву страны Восходящего солнца. Приводятся как проблемы соприкосновения двух религий, так и пути их решений, которые были найдены.

    Целью же данной работы является максимально полное и точное рассмотрение проблемы самурайства. Для достижения ее необходимо осветить следующие вопросы: начальные этапы становления самурайства, самурайство в период междоусобных феодальных войн, кодекс самурайской чести Бусидо, харакири, религиозные воззрения самураев. Так же необходимо понять проблему самурайского наследия в Японии наших дней.

    Слайд 1

    Описание слайда:

    Слайд 2

    Описание слайда:

    Слайд 3

    Описание слайда:

    Слайд 5

    Описание слайда:

    Слайд 6

    Описание слайда:

    Слайд 7

    Описание слайда:

    Слайд 8

    Описание слайда:

    Слайд 9

    Описание слайда:

    Слайд 10

    Описание слайда:

    Слайд 11

    Описание слайда:

    Слайд 12

    Описание слайда:

    Слайд 13

    Описание слайда:

    Описание слайда:

    Высокое средневековье Высокое средневековье Во время периода Камакура (1183-1333) о-ёрой был главным типом доспехов для тех, кто имел положение, но самураи сочли до-мару более легкими, более комфортными доспехами, чем о-ёрой и начали надевать их все более часто. К середине периода Муромати (1333-1568) о-ёрой встречался редко. В ранних до-мару не было подмышечной пластины, как и в ранних о-ёрой, но около 1250 года она появляется во всех доспехах. До-мару надевались с огромными содэ, такими же, как в о-ёрой, в то время как харамаки по началу имели на плечах лишь маленькие пластины в форме листа (гёё), служащие сполдерами. Позже, они были перенесены вперед, чтобы прикрывать шнуры, удерживающие плечевые ремни, заменяя сэндан-но-ита и кюби-но-ита, а харамаки стали комплектоваться содэ. Защита бедра, названная хаидатэ (лит. “щит для колена”) в форме разделенного передника из пластинок, появилась в середине тринадцатого века, но не спешила завоевать популярность. Разновидность ее, появившаяся в начале следующего века, имела форму хакама длинной до колен с небольшими пластинками и кольчугой спереди, и больше всего походила на мешковатые бронированные шорты-бермуды. В течении столетий хаидатэ в виде разделенного передника стали доминирующими, понижая статус вариации в виде коротких хакама до сувенира. Чтобы удовлетворить потребность в большем количестве доспехов, требовалось более быстрое производство, так появилась сугакэ одоси (редкая шнуровка). Известно несколько комплектов доспехов, имеющих торс со шнуровкой кэбики, а кусадзури (тассеты) - со шнуровкой одоси, не смотря на то, что вся броня собрана из пластинок. Позже, в первой половине шестнадцатого века, оружейники начали использовать сплошные пластины вместо полос, набранных из пластинок. Часто в них проделывались отверстия под полную шнуровку кэбики, но не редко отверстия делались и под шнуровку сугакэ.

    Описание слайда:
  • Загрузка...