docgid.ru

Обычной нормой ночного сна студента считается. Сколько спать подростку и когда — установлено. Полезен ли длительный сон

1

1. Амвросимова Т. Ночная жизнь или все про сон. Журнал «Здоровье». 2011. № 3.

2. Бережкова Л.В. Как избавиться от бессонницы. Нева: СПб., 2003. 42 с.

3. Шпорк П. Сон. Почему мы спим и как нам это лучше всего удается / П. Шпорк; пер. с нем.; под ред. В. М. Ковальзона. М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2010. 234 с.

Важную роль в суточном режиме играет сон. В свете современных представлений сон рассматривается как активная деятельность организма, только организованная иначе, чем дневная жизнь. Сон человека - основной и ничем незаменимый вид отдыха и способ восстановления сил и энергоресурсов организма, особенно для растущего организма. Режим и продолжительность сна один из критериев и показателей здорового образа жизни. Проблема недостаточного сна студентов является предметом заботы и внимания специалистов, потому, как недосыпание приводит к существенным проблемам со здоровьем.

Цель нашего исследования - выявить соответствие продолжительности сна студентов рекомендуемым физиологическим нормам. Задачи исследования: 1. Изучить влияние сна на здоровье и работоспособность человека. 2. Изучить физиологические нормы продолжительности сна и сравнить их с продолжительностью сна студентов.

Объект исследования: студенты ТИ (ф) СВФУ. Предмет исследования: сон и его продолжительность. В исследовании приняло участие 178 студентов 1-5 курсов, обучающихся на дневном отделении Технического института (филиала) СВФУ.

Сон - эффективный способ снятия умственного и физического напряжения. Недаром ослабленный, больной человек или находящийся длительное время в экстремальных ситуациях способен спать длительное время. Это - физиологическая защита организма, потребность, как лечение, обусловлена сложными психофизиологическими процессами. Как отмечал И.П. Павлов, сон - это не просто отдых, а активное состояние организма, которому свойственна особая форма деятельности мозга. В частности, во время сна происходит анализ и переработка информации, накопленной человеком за предшествующее время. Если такая сортировка прошла успешно, то мозг оказывается освобожденным от чрезмерной информации, накопленной накануне, и вновь готов к работе. Благодаря этому у человека нормализуется нервно-психическое состояние, восстанавливается работоспособность. Сон обеспечивает процессы программирования в мозгу и выполняет целый ряд других функций. Во время сна происходят изменения всей жизнедеятельности организма, уменьшается расход энергии, восстанавливаются и начинают функционировать системы, которые понесли сверхнагрузку (переутомление или болезненные изменения). Сон устраняет утомление и предупреждает истощение нервных клеток. Происходит накопление богатых энергией фосфорных соединений, при этом повышаются защитные силы организма. Хронические же недосыпания способствуют так называемой сшибке - появлению неврозов, ухудшению функциональных и снижению защитных сил организма .

Нарушения биологических ритмов организма, режима и продолжительности сна ведет к ухудшению физического и психоэмоционального состояния, депрессиям, нарушениям поведения и агрессивности подростков и студентов. Кроме того, недостаток сна ухудшает память, мышление, концентрацию и объём внимания, снижает быстроту психомоторных реакций, что негативно отражается на результатах учёбы. Студенты нуждаются в достаточном количестве и качестве сна вследствие биологического созревания и приходившихся на этот этап онтогенеза высоких учебных и психоэмоциональных нагрузок.

Сон тесно связан с суточным ритмом организма чередования дня и ночи, света и темноты. Во время сна происходит обновление и накопление энергетических и функциональных резервов организма человека. Люди спят около трети своей жизни. События и деятельность в течение дня влияют на сон ночью и самочувствие на следующий день. Чем больше человек бодрствует, тем в более продолжительном сне он нуждается. Сон выполняет так называемую гомеостатическую функцию, снимая чувство усталости .

Со сном связана выработка нескольких очень важных гормонов. Вот почему нехватка сна может вызвать проблемы со здоровьем. Мелатонин - гормон, который защищает от стрессов, преждевременного старения, повышает иммунитет и предупреждает раковые заболевания. До 70% его суточной нормы вырабатывается во время сна. Его выработка начинается в сумерках, достигает пика в темноте - с полуночи до 4 утра, и к рассвету падает. У городских жителей проблемы с нехваткой мелатонина возникают чаще, чем у сельских, из-за сильной освещенности городов в ночное время. Соматотропный гормон (гормон роста) замедляет старение, улучшает память и регулирует деятельность нервной системы. Пик его производства приходится на начало ночи, через 2-3 часа после засыпания. Нарушения сна ведут к уменьшению выработки соматотропного гормона. Грелини лептин: первый отвечает за аппетит, второй - за чувство насыщения. У тех, кто недосыпает, повышается аппетит, а значит, и вес. Поэтому худеющим нужно наладить сон. Исследования показали: женщины, которые достаточно спят, худеют в 2 раза быстрее тех, кто недосыпает .

Средняя продолжительность сна человека обычно зависит от многочисленных факторов: начиная от возраста, пола, образа жизни, питания и степени усталости, до внешних факторов (общий уровень шума, местонахождение и т. д.). Продолжительность сна у новорождённых, взрослых и пожилых людей составляет 12-16, 6-8 и 4-6 ч в сутки соответственно. Также, весной и летом, при малоподвижном образе жизни, при малом количестве углеводов в приёме пищи, а также за городом нормальная длительность сна может составлять лишь 5-6 часов, а при внезапных громких звуках (или во время громкой музыки) и ярком освещении возможно даже полное отсутствие сна. В общем случае, при нарушениях сна его длительность может составлять от нескольких секунд до нескольких суток. Также бывают случаи, что взрослому человеку требуется 12 часов, чтобы выспаться с запасом сил или восстановиться после тяжёлой работы и бессонных ночей. Длительность сна менее 5 ч (гипосомния) или нарушение физиологической структуры считаются факторами риска бессонницы. Начиная с семи лет, норма сна - 10 часов. В подростковом возрасте (12-18 лет) - около девяти часов. С восемнадцатилетнего возраста человека считают взрослым и его норма сна составляет 8 часов. По мере увеличения возраста норма сна постепенно сокращается и к 60 годам выходит на уровень шести часов сна в сутки. Принято считать, что студентам необходимо спать 7-9 часов в сутки. Наиболее физиологичным периодом является период с 23 до 7-8 часов утра. .

Проведенное нами анкетирование позволило выяснить, что у 20,7% от опрошенного числа студентов сон длится 8 часов, у 24,7 % - 5 часов, у 17,9 % опрошенных - 6 часов, 16,3 % студентов спят 7 часов, в течение 4 и 9 часов длится сон студентов у 7 % опрошенных, и в течение 10 часов спят 5 % студентов.

Исходя из полученных данных, можно сделать вывод, что половина студентов испытывают недостаток сна.

Таким образом, сон является физиологической защитой организма от чрезмерной информации, периодом восстановления нервно-психического и физического состояния. Сон обладает лечебным эффектом поддержания организма в здравии и способствует повышению бодрости и работоспособности человека. Физиологическая норма сна для лиц студенческого возраста составляет 7-9 часов. На основе проведенного нами анализа можно констатировать, что только у 44% опрошенных студентов продолжительность сна соответствует норме. 49,6% респондентов не досыпают, 5% пересыпают. В связи с чем, необходимо изучить причины недосыпа студентов и разработать валеологические рекомендации.

Библиографическая ссылка

Черцова А.И., Прокопенко Л.А. СОН И ЕГО ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТЬ // Международный студенческий научный вестник. – 2015. – № 5-4.;
URL: http://eduherald.ru/ru/article/view?id=13983 (дата обращения: 24.03.2020). Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»

Очень часто подростки засиживаются допоздна за компьютерами, укладываются спать уже в середине ночи, но вставать им приходиться все равно рано утром, чтобы отправиться на учебу. Некоторые родители встревожены тем, что подросток не успевает как следует отдохнуть за ночь, а некоторые считают это явление в порядке вещей и не очень переживают по этому поводу. А напрасно, так как недосыпание в подростковом возрасте чревато самыми разными проблемами как в физическом, так и в психологическом плане.

Норма сна для подростка

Исследователи установили, что нормой сна для подростков можно считать примерно 9 часов полноценного сна. Восемь часов сна уже считается критической нормой, и меньше этого количества времени, отведенного на сон подростка, лучше не допускать. Если подросток уделяет недостаточно времени для сна, это может спровоцировать множество различных нарушений в его развитии - это и физические, и эмоциональные, и психологические отклонения.

Недосыпание и социальные проблемы подростков

Недосыпание подростков связано с возникновением проблем в социальном плане. Прежде всего недостаток сна отражается на успеваемости подростка, у него также возникают проблемы в общение с окружающими. Стоит отметить, что недосыпание делает подростка раздражительным, негативно настроенным к людям, окружающим его на протяжение дня, как к взрослым, так и к ровесникам. Он испытывает отсутствие нормального общения дома и в школе, что, в свою очередь, провоцирует развитие психологических проблем.

Психологические проблемы

Исследователи пришли к выводу, что недосыпание вызывает у подростков такие психологические проблемы, как депрессия, возникновение мыслей о самоубийстве, а также о возникновении желания наносить вред самому себе. Ученые отмечают, что подобные проблемы возникают у подростков, которые ложились спать после полуночи. Причем, чем меньше времени на сон есть у подростка, тем выше вероятность развития различных психологических заболеваний.


Кроме психологических проблем, у подростков также возникают и физические. Недосыпание очень часто связано с развитием ожирения, причем чаще всего избыточным весом страдают девочки-подростки. Недосыпание подростков также очень часто связано с развитием у них такого заболевания, как вегето-сосудистая дистония. Необходимо знать, что признаками этого заболевания является быстрая утомляемость, слабость, головная боль, склонность к обморочным состояниям, ощущение нехватки воздуха, плохая адаптация к жаре или душным помещениям, повышенная потливостью и прочие расстройства.

Как видим, проблем, связанных с недосыпанием подростков, много, поэтому родители должны довести до сведения подростка, какие негативные последствия возникают в результате просиживания за компьютером либо перед экраном телевизора до полуночи. Недостаток сна влияет негативно не только на его качество именно в эту ночь, но и способно повлиять на естественные биоритмы и спровоцировать развитее бессонницы.

ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ: НОРМЫ И РЕАЛИИ СНА ПОДРОСТКОВ И СТУДЕНТОВ

Некрасова Екатерина Николаевна

студент 2 курса кафедры бухгалтерского учета, анализа и аудита КемИ(филиал)РГТЭУ, г. Кемерово

E - mail :

Григорьева Светлана Аркадьевна

научный руководитель, доцент кафедры физического воспитания КемИ(филиал) РЭУ им. Г.В. Плеханова, г. Кемерово

Ключевые слова: здоровый образ жизни, режим и продолжительность сна, учащиеся, студенты.

Актуальность. Сон человека - основной и ничем не заменимый вид отдыха и способ восстановления сил и энергоресурсов организма, особенно для растущего организма. Считается, что десятиминутный сон восстанавливает активность мозга на один час . Режим и продолжительность сна - один из критериев и показателей здорового образа и стиля жизни .

Учебный труд подростков и студентов предполагает высокую степень психофизических нагрузок и большого количества времени на занятия и подготовку к ним . Однако современный ритм жизни в мегаполисе предполагает непродуктивные затраты времени (транспортные пробки, очереди и др.). Из-за постоянной нехватки времени учащимся и студентам приходится чем-то жертвовать. И, чаще всего, они жертвуют сном. Дефицит сна накапливается и не восполняется даже в выходные дни, так как различные мероприятия и интенсивная подготовка к предстоящей учебной неделе не дают возможности выспаться. Собственный опыт и наблюдения за одногруппниками показывает, что на занятиях, особенно на первых парах, большая часть группы откровенно зевает и спит, а на последней паре присутствуют лишь самые выносливые.

Проблема недостаточного сна подростков и студентов является предметом заботы и внимания специалистов, потому, как недосыпание приводит к существенным проблемам со здоровьем . Нарушения биологических ритмов организма, режима и продолжительности сна ведет к ухудшению физического и психоэмоционального состояния, депрессиям, нарушениям поведения и агрессивности подростков и студентов; кроме того, недостаток сна ухудшает память, мышление, концентрацию и объём внимания, снижает быстроту психомоторных реакций, что негативно отражается на результатах учёбы . Учащиеся и студенты нуждаются в достаточном количестве и качестве сна вследствие биологического созревания и приходившихся на этот этап онтогенеза высоких учебных и психоэмоциональных нагрузок .

Проблема. Необходимость получения новых знаний о научно обоснованных физиологических нормах режима и продолжительности сна и реальными показателями сна современных учащихся и студентов. Мы решили выявить ответы на вопросы: «Каковы научно разработанные современные нормы сна?», «Соблюдают ли эти нормы и рекомендации подростки и студенты?».

Цель исследования : выявить соответствие режима и продолжительности сна подростков и студентов рекомендуемым физиологическим нормам.

Задачи исследования:

1. Выявить и изучить физиологические нормы и научные рекомендации по режиму и продолжительности сна для учащихся и студентов.

2. Выявить реальный режим, продолжительность сна и самочувствие подростков и студентов в процессе обучения.

3. Сравнить полученные данные с физиологическими нормами режима и продолжительности сна и предложить пути решения проблемы.

Предмет исследования - сон и самочувствие подростков и студентов.

Методы исследования : анализ научной литературы, анкетирование, методы математической статистики.

Организация исследования. Исследование было организовано и проведено в Кемеровском институте (филиале) РЭУ им. Г.В. Плеханова на кафедре физического воспитания. В исследовании принимали участие подростки 12-14 лет (93 чел.), 15-18 лет (91 чел.) и студенты 19-22 лет (93 чел.).

Результаты исследования. Для решения первой задачи исследования мы провели анализ научной и научно-методической литературы, который позволил выявить, что существуют разработанные для каждой возрастной категории физиологические нормы продолжительности сна:

· для подростков (12-14 лет) - 9-8,5 часов;

· для учащихся (15-18 лет) - 8,5-8 часов;

· для студентов (19-22 года) - 8-7,5 часов .

Специалисты считают, что соблюдение режима сна - время отхода ко сну и время пробуждения, существенно влияют на качество сна, при этом время отхода ко сну у разных возрастных категорий имеет разницу (30 минут), то время пробуждения для всех одинаково - 7 часов утра. Специалисты рекомендуют:

· для подростков (12-14 лет) время «отбоя» - 22.00 часов;

· учащихся (15-18 лет) - 22.30 часов;

· для студентов (19-22 лет) - 23.00 часов .

Для решения второй задачи исследования мы провели закрытое анкетирование и проанализировали результаты по возрастным группам.

Анализ результатов показал, что продолжительность сна подростков в возрастной группе 12-14 лет у 2 % составляет 11 часов и более; у 20 % - 10,5-10 часов; у 30 % - 9-8,5 часов; у 29 % - 8-8,5 час.; 11 % спят 8-7,5 часов; 7 % - 7-6 час. и менее 5 часов спит 1 % респондентов (рис. 1).

Таким образом, сравнивая полученные результаты с рекомендуемой нормой (9-8,5 час.) мы выявили, что лишь 30 % подростков в возрасте 12-14 лет соблюдают нормы продолжительности сна, а большая часть (70 %) нарушают рекомендуемые нормы. Выявленное отличие можно объяснить высокими учебными и психоэмоциональными нагрузками и защитной реакцией организма на них .

Анализ результатов анкетирования в возрастной группе 15-18 лет показал, что спят 11 часов и более 5 % опрошенных; 10,5-10 часов - 7 %; 9-8,5 часов - 8 %; 8,5-8 часов 20 %; 8-7,5 часов 14 %; 7-6 часов - 43 % и менее 5 часов - 3 % (рис. 1).

Анализируя результаты исследования, мы выявили, что лишь 20 % подростков в возрасте 15-18 лет соблюдают нормы продолжительности сна(8-8,5 час.), а большая часть (80 %) нарушают рекомендуемые нормы. Причиной этому может быть переходный возраст, новые развлечения, увеличение учебной и бытовой нагрузки, подработка в вечернее или ночное время.

Студенты 19-22 лет тратят на сон следующее количество времени: 11 часов и более - 2 %; 10,5-10 часов - 6 %; 9-8,5 часов - 7 %; 8,5-8 часов - 13 %; 8-7,5 часов - 10 %; 7-6 часов - 44 % и менее 5 часов - 18 % (рис. 1).

Анализируя результаты исследования, мы выявили, что лишь 10 % студентов в возрасте 19-22 лет соблюдают нормы (7-8 час.) продолжительности сна, а большая часть (90 %) их нарушают. Это обусловлено высоким темпом жизни студентов, большой учебной и бытовой нагрузкой, подработками.

Рисунок 1. Продолжительность сна подростков и студентов

Результаты ответов на вопрос анкеты «Во сколько вы ложитесь спать?», позволили нам выявить режима сна респондентов. Анализируя ответы в возрастной группе 12-14 лет, мы получили следующие результаты: ложатся спать в 21.00 и ранее - 11 % респондентов; в 22.00 - 25 %; в 22.30 - 31 %; в 23.00 - 19 %; в 24.00-01.00 - 12 %; в 02.00 и позднее - 2 % (рис. 2).

Соотнеся полученные данные с физиологическими нормами мы выявили, что 25 % подростков 12-14 лет соблюдают режим сна, а остальные 75 % его нарушают.

Анализ ответов возрастной группы 15-18 лет показал, что в 21.00 и ранее ложатся спать - 3 %; в 22.00 - 13 %; в 22.30 - 15 %; в 23.00 - 47 %; в 24.00-01.00 - 18 %; в 02.00 и позднее - 4 % (рис. 2). Сравнивая полученные данные с физиологическими нормами мы выявили, что лишь 15 % 15-18-летних респондентов соблюдают нормы, а остальные 85 % их нарушают.

Анализ ответов студентов (19-22 года), показал, что: ложатся спать в 21.00 и ранее - 0; в 22.00 - 4 %; в 22.30 - 6 %; в 23.00 - 10 %; в 24.00-01.00 - 56 %; в 02.00 и позднее - 24 % (рис. 2). Таким образом, лишь 10 % студентов соблюдают режим сна, а большая часть (90 %) его соблюдать не могут.


Рисунок 2. Режим сна подростков и студентов

Анализ ответов на вопрос анкеты «Как вы оцениваете своё самочувствие в течение учебного дня?» (рис. 3), показал, что самочувствие подростков и студентов сильно варьируется.

В возрастной группе 12-14 лет лишь 5 % респондентов ответили «отлично, спать не хочу, я настроен на учёбу»; 55 % - «чувствую себя хорошо»; 37 % - «удовлетворительно, но испытываю слабость, желание поспать» и 3 % выбрали ответ «чувствую себя плохо, хочется уйти с занятий и выспаться» (рис. 3).

Анализ ответов в возрастной группе 15-18 лет показал, что отлично себя чувствующих, выспавшихся и настроенных на учёбу 0 %; «чувствую себя хорошо» - 45 %; «удовлетворительно, но испытываю слабость, желание поспать» - 48 %; «чувствую себя плохо, хочется уйти с занятий и выспаться» - 7 % (рис. 3).

В студенческой возрастной категории (19-22 года) также не оказалось отлично себя чувствующих, выспавшихся и настроенных на учёбу (0 %); при этом 31 % отметили, что «чувствую себя хорошо»; 35 % - «удовлетворительно, но испытываю слабость, желание поспать»; 34 % - «чувствую себя плохо, хочется уйти с занятий и выспаться» (рис. 3).


Рисунок 3. Самочувствие подростков и студентов в течение учебного дня

Выводы

1. Сон - обязательная и полноценная форма отдыха. Для возрастной группы 12-14 лет обязательная и необходимая норма сна составляет 8,5-9 часов, 15-18 лет - 8-8,5 часов, 19-22 года - 7,5-8 часов. Специалисты рекомендуют соблюдать режим сна и его продолжительности; исключать перед сном активную физическую и умственную деятельность, употребление стимулирующих напитков, курение, переедание; не спать днём, соблюдать условия полноценного сна - перед сном гулять и выполнять гигиенические процедуры; поддерживать в спальне оптимальную температуру (18-20˚), выключать средства связи, телевизор.

2. Продолжительность сна подростков и студентов в возрасте 12-22 лет значительно отличается от физиологических норм: 20 % соблюдают, а 80 % не придерживаются рекомендуемых норм для их возрастной группы; при этом, 57 % недосыпают, а 23 % подростков и студентов пересыпают.

3. Режим сна соблюдают 17 % подростков и студентов 12-22 лет, а 83 % его нарушают; при этом, отходят ко сну раньше рекомендуемого часа 12 %, а 71 % гораздо позднее, что нарушает их биологические ритмы и самочувствие в течение учебного дня.

4. В связи с несоблюдением норм и режима сна подростками и студентами их самочувствие в течение дня в основном находится на отметке между «хорошо» и «удовлетворительно» и ухудшается с увеличением возраста. Лишь 2 % исследуемых чувствуют себя отлично в течение учебного дня, в то время как плохое самочувствие наблюдается у 14 % респондентов.

1. Планировать свою учебную и бытовую нагрузку, посещение развлекательных мероприятий и подработку с учётом режима сна. Расставить приоритеты (здоровье, учёба) и помнить, что без полноценного сна вы не сможете воспринимать учебный материал и справляться с учебными нагрузками.

2. Постепенно приближайте время отхода ко сну в рекомендуемое время, помните, что сон в течение часа до полуночи и подъём в 7 часов соответствуют биологическим ритмам человека, что помогает восстанавливать силы и сохранять здоровье.

3. Старайтесь не спать днём, это нарушает время отхода ко сну вечером, негативно отражается на продолжительности ночного сна и самочувствии в течение учебного дня.

Список литературы:

1.Абаскалова Н.П. Системный подход в формировании здорового образа жизни субъектов образовательного процесса «Школа-вуз» [Текст]: монография / Н.П. Абаскалова. Новосибирск, 2001. - 403 с.

2.Агаджанян Н.А. Биоритмы, спорт, здоровье [Текст]: / Н.А. Агаджанян. М.: Физкультура и спорт, 1979. - 340 с.

3.Виленский М.Я., Горшков А.Г. Физическая культура и здоровый образ жизни студента [Текст]: учеб.пособие /М.Я. Виленскицй, А.Г. Горшков. М.: Гардарики, 2007. - 140 с.

4.Давиденко Д.Н. Психофизиологические основы функциональных состояний [Текст]: учеб. пособие /Д.Н. Давиденко. СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 2005. - 242 с.

5.Иванова Л.Ю. Студенты: поведение как фактор риска для здоровья [Текст]: система воспитания в высшей школе /Л.Ю. Иванова, Г.А. Ивахненко, Т.П. Резникова. М.: ФИРО, 2011. - 80 с.

6.Евсеенко Л.Н., Харитонова Л.Г., Биологические основы жизнедеятельности человека [Текст]: учеб. пособие / Л.Н. Евсеенко, Л.Г. Харитонова. Омск: СибГАФК, 2002. - 168 с.

7.Куртев С.Г., Современные аспекты профилактики заболеваний. Часть 1: Формирование здорового образа жизни [Текст]: учеб. пособие / С.Г. Куртев, С.И. Еремеев, С.К. Поддубный. Омск: изд-во СибГУФК, 2007. - 122 с.

8.Розенфельд Л.Г. Здоровье студентов по данным субъективной оценки и факторы риска, влияющие на него [Текст]: / Л.Г. Розенфельд, С.А. Батрымбетова. // Здравоохранение Российской Федерации. 2008. № 4.

9.Тристан В.Г., Двигательная активность, временная регуляция жизнедеятельности и уровень здоровья человека. Омск: ОГИФК, 1994. - 144 с.

Температура воды при закаливании

Вопреки распространенному мнению, закаливание не требует низкой температуры. Оно требует температурного контраста. Холод ведет к сужению сосудов, тепло вызывает их расширение. И главное в закаливании - тренировка сосудов.


Подростки очень активны: старательно учатся, посещают дополнительные занятия, занимаются спортом, увлекаются творчеством, общаются с друзьями, смотрят фильмы… Чтобы восстанавливать затраченные силы после физических и умственных нагрузок организму нужен сон.

Недостаток сна быстро сказывается на состоянии подростка: он быстро устает, становится вялым, невнимательным, раздражительным. Ухудшается его академическая успеваемость, появляются трудности в общении, пропадает интерес к прежним увлечениям.

Поэтому правильный режим сна для подростков имеет большое значение.

Во сколько подросток должен ложиться спать?

Суточная потребность во сне составляет приблизительно 9 часов для подростков 10-14 лет и 8 часов – для подростков 14-18 лет. Если умственные и физические нагрузки ежедневно превышают норму, время сна может быть увеличено до 10 часов.

На основании этих показателей можно составить правильный режим сна для подростков.

Во сколько подросток должен ложиться спать? Если по утрам ему приходится просыпаться в 7.00, значит засыпать он должен не позже 22.00-23.00. Не стоит отказываться от непродолжительного дневного сна – всего 1 час (например, 15.00-16.00) поможет наверстать недостаток ночного сна, восстановить силы, затраченные в первой половине дня.

Тинейджеры – «совы» и «жаворонки»

«Жаворонки» и «совы» – распространенные типы биоритмов людей. «Жаворонки» легко просыпаются утром, активны в первой половине дня, засыпают до полуночи. «Совы» с трудом просыпаются по утрам. Пик их активности наступает во второй половине дня, засыпание происходит после полуночи.

Большинство людей относятся к «жаворонкам» – ранний подъем и раннее засыпание свойственно человеческому организму. Те, кто называют себя «совами», скорее всего, просто привыкли к такому образу жизни.

Особенно этим «грешат» подростки. Их дневное расписание занято не только учебными занятиями, но и общением с друзьями, играми, прогулками, хобби. Не успевая днем, подростки переносят часть дел на вечер и ночь. Постепенно организм привыкает к позднему засыпанию, но появляется проблема раннего подъема.

Что делать, если подросток поздно ложится спать?

Родители часто застают тинейджеров за книгами, смартфонами или компьютерами далеко за полночь. Компенсировать недостаток сна некогда – рано утром приходится вставать в школу.

Что делать родителям, если подросток поздно ложится спать?

  • Пояснить подростку важность полноценного ночного сна – для повышения успеваемости в школе, спортивных достижений, творческих результатов;
  • Снизить дневные нагрузки или правильно распределить школьные и внешкольные занятия на протяжении дня, чтобы подростку не приходилось переносить часть дел на ночь;
  • Ограничить компьютерные игры, «просиживание» в Интернете, просмотр фильмов, прослушивание музыки;
  • Исключить энергетические напитки (в том числе колу), крепкий кофе и чай на ночь;
  • Поощрять короткий дневной сон и своевременное (не позже 23.00) засыпание ночью;
  • Избегать длительного сна в выходные дни.

Поэтому не зря ученые попытались разобраться, подростку, а заодно и когда ему ложиться и вставать лучше.

Каждому хорошо известно, что людей в возрасте 15-18 лет утром трудно вытащить с постели. Оказалось, что это не просто блажь, а особенность организма в таком возрасте, когда хочется лечь спать и проснуться попозже, что характерно для ночных «сов». В среднем людям в возрасте 17-18 лет при типичном графике подъема утром не хватает для сна примерно полтора часа- установили ученые из США после обследования 53 689 человек в течение 12 лет по 2014 год.

Наилучшее время просыпаться подросткам 12:30 дня, что на практике совершенно не выполняется. Такой режим является полной противоположностью режима сна и бодрствования для людей старше 60 лет, которые с возрастом превращаются в «жаворонков», мало того — ложатся спать не позднее 23 часов вечера.

Что любопытно, уже в 19 лет у большинства подростков постепенно исчезает потребность просыпаться в средине дня.
Как известно, у человека есть биологические , на функционирование которых заметно влияет свет. Но современный подросток чаще всего засыпает с подсветкой и планшетов, в которых преобладает синий свет. По мнению ряда экспертов, не исключено, что свет от них нарушает работу циркадных часов- хронометра процессов в организме.

Мужчины по наблюдениям спят дольше женщин, возможно потому, что женщины видят меньше естественного света из – за их многочисленных .

Таким образом, время сна и подъема колеблется в зависимости от возраста, пола и хронотипов людей («сов» и «жаворонков»). В исследовании отмечается, что женщины в первой половине своей жизни (до 40 лет) больше «жаворонки», чем мужчины из –за гормональной перестройки организма. Среднее время сна между между молодыми людьми 17-18 и возрастом 60 лет составило 90 минут и пришлось на соответственно 4:30 утра и 3:00 ночи. Реально пожилые ложатся не позже 23 часов при восьми часовом сне просыпаются в 7 часов, а вот молодые люди делают это в среднем на полтора часа позже.

К этим ритмам могут быть причастны гормональные изменения, а также женские семейные обязанности, сменная работа, а также соматические и психические расстройства (депрессия,например), режим освещенности спальни, увлеченность чем либо.

Исследования проводились в выходные дни, чтобы необходимость подъема на работу или по другим неотложным делам была исключена.

Любопытен вопрос о разбросе хронотипов людей в разрезе «сов» и «жаворонков». Эти различия оказались потрясающими: разница между ними доходит до 60% и в отдельных случаях может достигать 10 часов между разными людьми.(Вспомним, например, как работал И.Сталин — он начинал работать ближе к вечеру и напрягал других большую часть ночи, вовлекая в такой же ритм партийный и государственный аппарат, где были разные типы людей по их индивидуальным особенностям сна и бодрствования).

Возвращаясь к подросткам 17-18 лет, становится понятно, что начинать учебу или работу им рекомендуется не раньше 8:30 утра. Обследованные молодые люди плохо спали, просыпались ночью и днем были более сонными — и это неприятная реальность современности. Кто в этом виноват, понятно- не только сама по себе, но и растущие, как грибы после дождя, социальные сети в Веб- паутине. Ученые нашли, что чем больше подростки перед сном отправляли сообщения в социальных сетях, разговаривали, играли, тем хуже они спали.

В качестве послесловия, нужно обратить внимание на одну деталь- при переводе часов на летнее и зимнее время, как это делают в большинстве стран мира- указанные границы сна требуют осмысления. Дело в том, что речь здесь идет не только об одном часе. Знатоки утверждают, что современное время и без движения «лето- зима» и так было смещено еще на час, и поди тут разберись срекомендуемым временем начала и окончания сна.

Добавьте статью в закладки, чтобы вновь вернуться к ней, нажав кнопки Ctrl+D .Подписку на уведомления о публикации новых статей можно осуществить через форму "Подписаться на этот сайт" в боковой колонке страницы.

Загрузка...