docgid.ru

Опасность малых – мелких грехов для человека. Грехи в исламе

Глава VIII. Приоритеты в области религиозных запретов

Малые грехи

Малые грехи идут после больших грехов.

Этих поступков избежать практически никто не в силах. Они отличаются от больших грехов тем, что их возможно искупить. Их искуплением является пятикратная молитва, пятничная молитва, пост в месяц Рамадан. В хадисе говорится:

«Пятикратная молитва, каждая последующая пятничная молитва и пост в месяц Рамадан - искупляют грехи, совершенные между ними, если среди них не было больших грехов».

В другом хадисе говорится:

Пророк (с.а.с.) однажды спросил своих сподвижников: «Как вы думаете, если у двери человека будет протекать река, и он будет купаться там пять раз в день, останется ли на нем грязь? Сподвижники ответили: «Нет». Тогда Пророк (с.а.с), сказал: «Точно также и пятикратная молитва стирает грехи».

(альБухари и Муслим)

В еще одном хадисе, приведенном аль-Бухари и Муслимом, говорится:«Кто постился в Рамадан с верой и надеждой на прощение Аллаха, простятся ему его прошлые грехи».

А в Коране Всевышний говорит о том, что отстранение от больших грехов, является искуплением малых: «Если вы будете избегать больших грехов из того, что вам запрещено, то Мы простим ваши злодеяния и введем вас в почтенный вход».

(Коран. 4:31)

Что же касается больших грехов, то их искуплением является искреннее покаяние.

Малые грехи являются общими для всего человечества. Всевышний Аллах, описывая в Коране своих праведных рабов, упоминает, что они отстраняются от больших грехов и не упоминает при этом малые: «Все, что даровано вам, является преходящим благом мирской жизни. А то, что есть у Аллаха, будет лучше и долговечнее для тех, которые уверовали и уповают на своего Господа, которые избегают великих грехов и мерзостей и прощают, когда гневаются».

(Коран. 42:36-37)

«Аллаху принадлежит то, что на небесах, и то, что на земле, дабы Он воздал злодеям за то, что они совершили, и воздал творившим добро Наилучшим (Раем)».

«Они избегают великих грехов и мерзостей, кроме мелких и немногочисленных проступков. Воистину, твой Господь обладает необъятным прощением. Ему было лучше знать о вас, когда Он сотворил вас из земли и когда вы были зародышами в утробах ваших матерей. Не восхваляйте самих себя, ибо Ему лучше знать тех, кто богобоязнен».

(Коран, 53:31-32)

Так Всевышний Аллах описал праведных рабов. Это люди, избегающие великих грехов и мерзостей, кроме мелких и немногочисленных проступков.

Под мелкими и немногочисленными проступками, по мнению большинства ученых, имеются ввиду малые грехи. Это мнение большинства сподвижников и их последователей. Как на это указывает имам ибн аль-Каим. Это мнение было передано от Абу Хурайры, ибн Масуда, ибн Аббаса, Масрука, аш-Шааби и других.

Но не смотря на то, что шариат проявляет к малым грехам большую мягкость, он строго предостерегает от пренебрежения этими грехами и проявления упорства в них, потому что сумма малых грехов, в конечном итоге, дает большой грех. Народная мудрость гласит: «Большой пожар происходит от маленькой искры».

В хадисе говорится: «Остерегайтесь малых грехов. Ибо пренебрегающий ими гибнет».(Ахмад,ат-Табарани)

В другой версии этого хадиса, которая была передана ибн Macъудом, говорится:«Если человек будет пренебрегать малыми грехами и их у него соберется много, то они его погубят. Подобно людям, которые решили приготовить пищу. Они стали собирать маленькие веточки и когда их собралось много, они разожгли огонь и приготовили себе еду».

(Ахмад, ат-Табарани)

Т.е. если маленькие веточки собирать в кучу, то можно разжечь огонь, достаточный для приготовления пищи. Также и малые грехи. Если их набирается множество, этого будет достаточно для того, чтобы разжечь огонь Ада и погубить человека.

От ибн Масъуда было передано следующее высказывание: «Верующий видит свои грехи как большую гору и боится попасть в них. Лицемер же видит свои грехи как маленькую мошку, которая села ему на нос и он прогнал ее».

Имам аль-Газали в книге «Оживление наук о вере» в главе о покаянии приводит множество причин, делающих малый грех большим или увеличивающих большой грех. Из этих причин - преуменьшение и пренебрежение малыми грехами. От некоторых праведных предков нашей общины передается:

Грех, который возможно не будет прощен - это когда человек говорит: «О если бы все мои грехи были бы такими как этот». Т.е. вроде бы малыми.

Ибн аль-Кайм писал: «Необходимо помнить следующее: большой грех может сопровождаться страхом, стыдом и осознанием величия совершенного греха. А это уменьшает его степень; в свою очередь, малый грех может сопровождаться отсутствием стыда, страха и пренебрежением совершенного поступка. Это увеличивает степень совершенного греха и возводит его в ранг больших грехов».

(Мадариджу ас-саликин, 1/328)

Кроме того, степень греха изменяется в зависимости от положения человека, совершившего его. Так, например, степень греха за прелюбодеяние, совершенное холостым человеком, отличается от степени греха человека, состоящего в браке.

Ибн Раджаб аль-Ханбали писал: «Действия, запретные для мусульманина, упомянуты в Коране и сунне».

Как, например: {151} Скажи: «Придите, и я прочту то, что запретил вам ваш Господь». Никого не приобщайте к Нему в сотоварищи, делайте добро родителям. Не убивайте своих детей, опасаясь нищеты, ведь Мы обеспечиваем пропитанием вас вместе с ними. Не приближайтесь к мерзким поступкам ни к очевидным, ни к сокрытым. Не убивайте душу, которую Аллах запретил убивать, если только у вас нет на это права. Это заповедал вам Аллах, быть может, вы уразумеете.

{152} Не приближайтесь к имуществу сироты, кроме как во благо ему, пока он не достигнет зрелого возраста. Наполняйте меру и весы по справедливости. Мы не возлагаем на человека сверх его возможностей. Когда вы произносите слово, будьте справедливы, даже если это касается родственника. Будьте верны договору с Аллахом. Это заповедал вам Аллах, быть может, вы помяните назидание.

{153} Таков Мой прямой путь. Следуйте по нему и не следуйте другими путями, поскольку они собьют нас с Его пути. Он заповедал вам это, быть может, вы устрашитесь.

(Коран, 6:151-153)

«Скажи: «Мой Господь запретил совершать мерзкие поступки, как явные, так и скрытые, совершать грехи, бесчинствовать безо всякого права, приобщать к Аллаху сотоварищей, в пользу чего Он не ниспослал никакого доказательства, и наговаривать на Аллаха то, чего вы не знаете.

(Коран, 7:33)

Кроме того, в некоторых аятах упоминается запрет на конкретные вещи и в определенное время: «Скажи: «Из того, что дано мне в откровении, я нахожу запрещенным употреблять в пищу только мертвечину, пролитую кровь и мясо свиньи, которое (или которая) является скверной, а также недозволенное мясо животных, заколотых не ради Аллаха». Если же кто-либо вынужден пойти на это, не проявляя ослушания и не преступая пределы необходимого, то ведь Аллах Прощающий, Милосердный».

(Коран, 6:145)

«Вам запрещены мертвечина, кровь, мясо свиньи и то, над чем не было произнесено имя Аллаха (или что было зарезано не ради Аллаха), или было задушено, или забито до смерти, или подохло при падении, или заколото рогами или задрано хищником, если только вы не успеете зарезать его, и то, что зарезано на каменных жертвенниках (или для идолов), а также гадание по стрелам…»

(Коран, 5:3)

«… Аллах дозволил торговлю и запретил ростовщичество».

(Коран, 2:275)

В сунне также были упомянуты подобные действия. Например: «Поистине Аллах запретил продавать спиртное, мертвечину, свинину и идолов».

(аль-Бухари и Муслим)

«Все опьяняющее - запретно».

«Для мусульманина запретна кровь, имущество и честь другого мусульманина».

Все, на что в Коране и сунне указан прямой запрет, для мусульманина запрещено.

На запрет также может указывать порицание, сопровождаемое угрозой наказания от Всевышнего Аллаха: «О тe,которые уверовали! Воистину, опьяняющие напитки, азартные игры, каменные жертвенники (или идолы) и гадальные стрелы являются скверной из деяний сатаны. Сторонитесь же ее, быть может, вы преуспеете. Воистину, сатана при помощи опьяняющих напитков и азартных игр хочет посеять между вами вражду и ненависть и отвратить вас от поминания Аллаха и намаза. Неужели вы не прекратите?»

(Коран, 5:90-91)

Что же касается обычного порицания, то оно не однозначно среди ученых. Ученые разошлись во мнениях – указывает оно на запрет или нет? От ибн Умара передается его мнение, что порицание не указывает на запрет. Ибн Мубарак передает от Салима бну Аби Мутыа, от ибн Аби Духайля, от его отца: «Однажды я был у ибн Умара и он сказал: «Пророк (с.а.с.) не разрешил смешивать изюм и финики. Человек, стоявший позади меня, спросил: «Что он сказал?» Я ответил: «Он сказал, что Пророк запретил смешивать изюм и финики», тогда ибн Умар сказал: «Это не правда». Я ответил: «Но ведь ты сказал, что Пророк (с.а.с.) не разрешил смешивать изюм и финики. Не является ли это запретом?» Он ответил: «Неразрешенное Пророком (с.а.с.) относится к нормам этики».

Ан-Нахаи говорил:«Они порицали какие-то вещи, но не запрещали».

Продолжение следует

Малые грехи

Несмотря на то, что вышеперечисленные грехи являются наиболее тяжкими и их необходимо возненавидеть всеми силами души, не думай, что можно без страха и угрызения совести впадать в более мелкие. Помни, что ты ответишь перед страшным и беспристрастным Судьей даже за каждое праздно сказанное слово (см.: Мф. 12, 36).

Пренебрегающего малым падением быстро постигнет падение большое. Из-за одного недостающего гвоздя слетает вся подкова, из-за одной подковы может упасть лошадь, а из-за лошади может погибнуть и сам человек! Если бы он с самого начала позаботился о недостающем в подкове гвозде и восстановил незначительную потерю, то не погиб бы преждевременно из-за своей небрежности.

А как рушатся огромные дворцы и величественные строения? Вначале падает маленький камешек, затем открывается небольшая брешь в стене, а после этого мало-помалу стены начинают проседать и превращаться в руины. Разве не ничтожно малы легкие песчинки? Но если перегрузить песком корабль, то он пойдет ко дну. Или разве не малы капли воды? Но если они соединятся в бесчисленное множество, то образуют стремительный и безудержный поток, вырывающий с корнями деревья и разрушающий жилища.

Святой Григорий Богослов говорит, что зачастую намного опаснее и вреднее впасть в

незначительное прегрешение, чем в тяжкое. Большое падение человек осознает сразу же и тут же раскаивается и исправляется. В малый же грех человек с легкостью впадает снова и снова и делает это до тех пор, пока не придет осознание совершаемого и не заговорит совесть.

Небольшие падения причиняют душе огромный вред, ибо усыпляют совесть, гасят пламя любви, ослабляют желание и готовность к деланию добродетели, подавляют божественную страсть, умаляют благоговение и вообще не позволяют благодати Божией действовать в нас. Необходимо тщательно избегать, не позволять себе насмешек и грубых шуток, беспричинного смеха и иронии, лукавства, хвастовства, злословия, многоспания, бесстыдных песен и танцев и всего подобного этому, дабы не впасть в более тяжкий грех, и не соделаться врагом Господа и Творца нашего, и не утратить через это несказанные небесные блага.

Из книги Толковый Типикон. Часть II автора Скабалланович Михаил

Малые догматики В качестве Богородичных на Господи воззвах воскресной малой вечерни положены так называемые «догматики малые». Малые догматики, судя по употреблению их только на такой сравнительно поздней службе, как малая вечерня, должно быть, позднейшего

Из книги Чистая Россия автора Кротов Яков Гаврилович

Из книги Вопросы священнику автора Шуляк Сергей

15. Готовясь к исповеди я свои грехи записал на бумаге. Разрешительная молитва была прочитана надо мной. т.е. что я там написал священник не знал. В таком случае за эти грехи надо исповедоваться еще раз или они уже прощены Господом? Вопрос: Готовясь к исповеди я свои грехи

Из книги Египетские храмы. Жилища таинственных богов автора Мюррей Маргарет

3. Грехи вызывают болезни, то есть человек получает болезнь за грехи, для осознания своего неправильного поведения, неправильного пути. Зачем его исцелять, ведь он снова вернется к своему греху? Христос исцелял, чтобы вернуть человека во грех? Вопрос:Грехи вызывают

Из книги Еврейский мир автора Телушкин Джозеф

Из книги Хасидские предания автора Бубер Мартин

Из книги Библиологический словарь автора Мень Александр

ОТЕЦ И МАЛЫЕ ДЕТИ Равви Арье из Шполы, прозванный «дедушкой из Шполы», в молодости был знаком с Баал Шемом. Однажды в Пасху, перед Седером*, он велел своему младшему сыну прочесть знаки Седера. Когда отец попросил объяснить его смысл слова «каддиш»* («освяти»), мальчик

Из книги Призыв Духа автора Хорд Георгий

МАЛЫЕ ПРОРОКИ сборник канонич. книг ВЗ, включающий писания 12 пророков: Осии, Иоиля, Амоса, Авдия, Ионы, Михея, Наума, Аввакума, Софонии, Аггея, Захарии, Малахии. Общее название сборникаМ.п. определяется малым размером его книг в сравнении со сборником *Великих пророков. Как

Из книги Литургика автора (Таушев) Аверкий

Малые общины Немногочисленные на первых порах христиане знали друг друга лично. Они встречались ежедневно на молитвах. Так как они «имели все общее» (Деян. 2, 44), то, вступая в евхаристическое общение, чувствовали, что единение, известное им из повседневного опыта,

Из книги Введение в Ветхий Завет Канон и христианское воображение автора Брюггеман Уолтер

Праздники малые Малые праздники, отмеченные тремя черными точками в дуге, имеют на «Господи воззвах» стихиры на 6 из Минеи, а на утрени канон на 6 из Минеи. Эти дни святых называются поэтому «шестиричными святыми». Стихиры на 6 именуются «шестерик». В эти дни на литургии

Из книги Сатана. Биография. автора Келли Генри Ансгар

Глава 17. Малые Пророки (1)

Из книги Псевдонаука и паранормальные явления [Критический взгляд] автора Смит Джонатан

Глава 18. Малые Пророки (2) 7. Книга пророка Наума Книга пророка Наума - одна из трех в корпусе текстов Малых Пророков, обычно датируемых концом VII века до н. э., временем расцвета и падения великих государств, расположенных севернее Иудейского царства, когда и над самим

Из книги Элевсинские мистерии автора Лауэнштайн Дитер

2.1 Грехи людей, грехи ангелов: Бытие 1-11 и «Книга Еноха» Как я отмечал ранее, тематический анализ Еврейской Библии указывает на то, что священная история для евреев изначально начиналась с 12-й главы Книги Бытия, историей Авраама, потому что в дальнейшем нет ссылок на

Из книги Том V. Книга 1. Нравственно-аскетические творения автора Студит Феодор

Вещи великие и малые Все паранормальные явления, описанные в этой книге, могут поднимать вопросы о Боге и вообще о сверхъестественном. В самом деле, любой серьезный учебник по паранормальному время от времени отвлекается на теологическую дискуссию. Мы уже видели, что

Из книги автора

Из книги автора

Бог столько не прогневляется на грехи мирян, сколько на грехи монахов Посему никто из нас да не будет безбожником, или смутьяном, или обидчиком, блудолюбцем, (328) ропотливым, сплетником, нерадивым, лентяем, ибо гнев Божий велик, близок, он отомщает за провинности. Бог столько

Вопрос: Аллах сказал (перевод смысла): «» (53:32) Что значит слово ламам (малые грехи)?

Ответ: Вся хвала Аллаху.
Этот аят проходит в суре наджм, где Аллах описывает атрибуты совершающих благие деяния людей Рая. Аллах сказал (перевод смысла): «Аллаху принадлежит то, что на небесах, и то, что на земле, дабы Он воздал злодеям за то, что они совершили, и воздал творившим добро Наилучшим (Раем).Они избегают великих грехов и мерзостей, кроме мелких и немногочисленных проступков » (53:31-32)

Муфассиры и имамы разошлись во мнения относительно того, что означает слово ламам (переведено как малые грехи). Их мнения такие:
1. Передано от группы саляфов, что это относится к греху который совершается только один раз, не повторяя его, даже если это большой грех. Аль Багави сказал: «Это мнение Абу Хурайры, Муджахида и аль Хасана, и было передано от ибн Аббаса»
2. Саид ибн аль Мусаййаб сказал, что это относится к тому, что у человека в мыслях
3. Аль Хасан ибн аль Фадл сказал: «Ламам (малые грехи) относится к не преднамеренному, и что прощается. Но если человек посмотрит еще раз, то это не является прегрешением, а грехом.
4. Группа ученых считала, что ламам относится к тому, что они совершали во время джахилии, перед тем как стать мусульманами, поэтому Аллах не спросит у них за это. Это потому, что мушрики говорили мусульманам: «Вчера вы совершали это с нами». И поэтому, Аллах ниспослал этих аяты. Это било мнением Зейда ибн Сабита и Зейд ибн Аслама.
5. Большинство ученых считает, что ламам относится к малым грехам.

Бухари (2634) передал, что Ибн Аббас сказал: «Я никогда не видел чего либо, что объясняло бы значение слова ламам, чем слова переданные Абу Хурайрой от Пророка (Да благословит его Аллах и приветствует): «Аллах предопределил сыну Адама долю из Зина (прелюбодеяния), которую он будет неизбежно совершать. Зина глаз – это взгляд, Зина языка это разговор, и Зина сердца – желание и страсть, и половые органы будут поддерживать или отвергать это»
Аль Раджиб сказал: «Ламам означает совершать грех, и относится к малым грехам»

Аллах упомянул слово ламам в аяте: ««Они избегают великих грехов и мерзостей, кроме мелких и немногочисленных проступков » (53:32), что относится к прощаемым деяниям.

Аллах также сказал в другом аяте: «» (4:31)
Из этих двух аятов можно понять, что слово ламам относится к малым грехам, которые прощаются, если избегать больших грехов.
Ан-Навави процитировал слова Хаттаби, он сказал: «Это правильное объяснение слова ламам. И было сказано, что это относится к тому что проходит в мыслях, но не совершается, или что это совершение греха, но не упорствование в нем. Также имеются и другие мнения, которые не совсем ясны. Основное значение слова ламам это склонность к совершению чего либо и желание этого, но не на продолжительной основе. И Аллаху известно лучше»

Аль-Хафиз сказал: «Под словами ибн Аббаса мы понимаем, что слово ламам относится к определенным малым грехам, или это можно понять как все малые грехи»

Тирмизи (3284) передал от ибн Аббаса: «Если вы будете избегать больших грехов из того, что вам запрещено, то Мы простим ваши злодеяния и введем вас в почтенный вход » (32:53). Пророк (Да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Когда Ты прощаешь, о Аллах, Ты прощаешь с великой щедростью, ведь кто из твоих рабов не совершает грехов?» Оценен как сахих шейхом Аблани в Сахих Тирмизи.

Сказано в Тухфат аль Ахвази:
«Ученые разошлись во мнениях относительно значения слова ламам, но большинство считают что это относится к малым грехам. Это мнение наиболее правильное»

Аль Куртуби сказал: «кроме немногочисленных грехов» относится к малым грехам, от которых никто не может уберечься кроме тех кого Аллах защитыл.»

Ибн Джарир: «Наиболее правильное мнение относительно этого, по моему мнению, это то, что слово «илла» (кроме) является истесна мунгати (исключение, которое исключает вещи которые не относятся к тому же типу, что и вещи упомянутые до илля). В аяте: ««Они избегают великих грехов и мерзостей, кроме мелких и немногочисленных проступков» (53:32) говорится о менее серьезных грехах, чем большие грехи и аморальные действия, за которые налагается хадд, в этом мире, и в мире следующем. Им будут прощены эти малые ошибки. Это мнение подтверждается аятом в котором Аллах говорит: «Если вы будете избегать больших грехов из того, что вам запрещено, то Мы простим ваши злодеяния и введем вас в почтенный вход » (4:31)
Поэтому, если человек избегает больших грехов, Аллах обещал, что простит меньшие грехи, о которых Пророк (Да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Глаза совершают Зина, руки совершают Зина, и ноги совершают Зина, и половые органы либо подтверждают или опровергают». Это потому, что нет наказания хадд за что то меньшее чем прелюбодеяние. Это прощение от Аллаха в этом мире, когда человек освобождается от наказание, и Аллах наищедрейший, чтобы возвращаться к тому, что Он запретил»

В сахих сунне, слово ламам использовано по отношению к тем кто совершают грех однажды но не упорствует в нем.
В хадисе об ифк (клевете против Аишы) сказано: «Если случилось так, что ты совершила грех (ин кунти алмамти би занбин), то попросил Аллаха о прощении» Передано Бухари (2661), Муслим (2770)

Ан-Навави сказал: «Имеется ввиду: если ты совершала грех, который ты обычно не совершаешь. Это основное значение слова ламам»

Ас-Саади совместил оба этих значения в своем тафсире, где он говорит: (стр 976):
«Те кто избегают больших грехов и аль фаваахиш (прелюбодеяния» означает: «они совершают обязанности пред Аллахом, то что предписано им, совершение которых является большим грехом, и они устраняются от основных запрещенных деяний, таких как Зина, алкоголь, риба, убийство и другие больших грехов, кроме малых прегрешений, т.е. малые грехи в которых человек не упорствует, или которые человек не совершает часто. То, что он совершил их, не значит что он никогда не будет считаться как совершающий благое. Если он также выполняет обязанности которые возложены на него и избегает харама, он будет прощен Аллахом, чье прощение охватывает все. Так Аллах сказал (перевод смысла): «Воистину, твой Господь обладает необъятным прощением » (53:32)

Если бы не было Его прощения, вся земля людей была бы обречена. Если бы не было Его прощения и терпения, небеса рухнули бы на землю, и ни одно существо не осталось бы в живых на земле. Так, Пророк (Да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Пять ежедневных молитв, от Джума до следующей (Джума), и от Рамазана до следующего (Рамазана), являются искуплением за грехи, которые совершаются между ними, если избегаются большие грехи»

Этот аят не значит, что нам даровано разрешение совершать малые грехи или прегрешения. Напротив это значит, что если мы будем избегать больших грехов, то малые грехи которые мы совершаем по ошибке, будут прощены, из-за нашего избегания больших грехов.

Аллаху известно лучше.

Вся хвала Аллаху! Мир и благословение посланнику Аллаха.

Ибн Кайим, да смилостивится над ним Аллах, сказал: «Грехи подразделяются на малые и большие, согласно текстам Корана, Сунны, единогласному мнению праведных предков и разуму» (Мадариджу Саликин 1/135).

Когда мы познаем большие грехи, то узнаем и о малых.

Кроме перечисления основных семи видов больших грехов, ученые дали многочисленные определения большим грехам, тем самым не ограничивая их числом семью.

Хафиз сказал: «Большие грехи - это те, которые несут угрозу совершающему их, согласно текстам Корана и Сунны» .

Ибн Салах сказал: «У них [больших грехов] есть много признаков. Среди них - наличие наказания категории хадд*, угроза огня Ада за их совершение или наказания другой мерой, указанной в Коране и Сунне. Среди них - описание совершающего их, как нечестивца. Сюда же относится проклятие Аллаха тем, кто совершил подобное».

Исмаил Кади с достоверной цепочкой передачи передал от Хасана Басри: «Всякий грех, который Аллах сопоставляет с наказанием огнем Ада - он является большим грехом».

Одним из самых прекрасных определений являются слова имама Куртуби в «Муфхам»: «Всякий грех, на который указывает Коран и Сунна как на большой, и имеется единогласное мнение ученых (иджма), что он является большим, великим, или грех, за который объявлена страшная кара или дается указание о применении наказания (хадд), или сообщается о сильном его порицании - все это является большим грехом».

Халими в «Минхадж» сказал: «Какие бы грехи не взять, среди них есть большие и малые. Малый грех может перейти в категорию большого при наличии связанных с ним других грехов. Также и большой грех может перейти в категорию бесчинства - как, например, убийство человека без права является большим грехом. А если он убьет прямое и косвенное потомство, родных, или будет убивать в заповедной мечети или в запретные месяцы - то все это является бесчинством.

Прелюбодеяние - большой грех. Но если прелюбодеяние будет с женой соседа, с родственниками, или совершено в месяц Рамадан или при Заповедной мечети - то это уже бесчинство.

Кража денег менее суммы, с которой выплачивается закят (нисаб) - это малый грех. Но если у пострадавшего не окажется других денег, и по этой причине он будет испытывать нужду - то это уже большой грех» . (Завершено цитирование по Хафизу. См. Тафсир Ибн Касир, 2/285-286)

Шейха ислама Ибн Таймию, да смилостивится над ним Аллах, спросили о больших грехах, упомянутых в Коране и хадисах - имеются ли границы их определения? Он ответил: «Самым прекрасным словом по этому вопросу является сказанное Ибн Аббасом и упомянутое Абу Убайдой, Ахмадом ибн Ханбалем и другими, и это следующее: малым грехом считается все, что выходит за рамками двух наказаний (хадд) - наказания при жизни и наказания в Судный день. Это раскрывает смысл определения: (малый грех) это то, за что не предусмотрено наказание (хадд) в земной жизни. Это раскрывает смысл определения: всякий грех, после упоминания которого следует проклятие Аллаха, гнев Аллаха или огонь Ада, является большим грехом. Это раскрывает смысл определения: и нет в этом наказания (хадд) в земной жизни и угрозы в Судный день, т. е. частной угрозы, как например угрозы огнем, гневом или проклятием, (что и является малым грехом).

А также, всякий грех (за совершение которого) человеку грозит не войти в рай и даже не почувствовать его запаха, или о котором говорится, что «кто совершит такой-то грех, тот не из нас» и что такой человек грешен - все это является одним из больших грехов» (Маджмуъу фатава 11/650-652).

Точные указания о больших грехах ограничиваются семью грехами.

Имам Бухари и имам Муслим передают от Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, что посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Остерегайтесь семи страшных, губительных грехов. Его спросили: «О, посланник Аллаха! Каковы они. Он ответил: придание сотоварища Аллаху, колдовство, убийство человека не по праву, ростовщичество, поедание имущества сирот, дезертирство с поля боя, обвинение целомудренной мусульманки в прелюбодеянии».

Имам Табарани в «Муъджамуль Авсат» привел от Абу Саида Худри, да будет доволен им Аллах, что посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Больших грехов семь: придание в сотоварищи Аллаху, убийство человека не по праву, обвинение целомудренной мусульманки в прелюбодеянии, дезертирство с поля боя, использование ростовщичества, поедание имущества сироты, возвращение в стан бедуинов после переселения (хиджры)». (Хадис посчитал достоверным Альбани в «Сахих Джами»)

Это не означает, что большие грехи ограничены семью.

Хафиз сказал в «Фатх-аль Бари»: «Привел Табари от Ибн Аббаса, которому сказали: «больших грехов семь». На что он сказал: их больше, чем семью семь. В другой версии от него передается: их около семидесяти. В другой версии: около семисот. Эти его слова соотносят с гиперболизацией, к которой он прибег в противовес тому, кто ограничил большие грехи семью».

Обратимся к трем положениям, существующим по данному вопросу:

Первое: постоянство в малом грехе делает его большим. Имам Карафи сказал: «Малый грех не лишает человека качества справедливости (адаля) и не делает его нечестивцем, если только он не проявляет постоянство в нем, что становится уже большим грехом. Как говорили праведные предки - постоянно совершаемый малый грех это уже не малый, а большой грех, но с принесением раскаяния он становится малым. Где под раскаянием понимали покаяние с присущими ему условиями, а не просто раскаяние и намерение» (Мавсуа фикхия).

Ибн Кайим, да смилостивится над ним Аллах, сказал: «Постоянство в малом грехе по степени равняется большому греху или превосходит его» (Игасату Лахафан).

Шейх Ибн Усаймин, да смилостивится над ним Аллах, сказал: «Если человек постоянен в малом грехе и этот грех становится его привычкой, то он становится большим грехом - именно по причине постоянного совершения, а не потому, что он таковым является. Например: общение с женщиной для услады является запретным (харам), но не является большим грехом. Однако, если человек постоянен в этом настолько, что у него нет другого стремления, кроме как заниматься по телефону общением с женским полом, грех становится большим. Постоянство в малом грехе делает его большим именно по причине постоянного совершения. Потому что постоянство в малом грехе указывает на его пренебрежение Аллахом, Свят он и Велик и игнорирование того, что запретил Аллах» (Ликау баб-уль мафтуха).

Второе: Недооценка малых грехов - пагубна. Имам Ахмад привел от Абдуллы Ибн Масуда, да будет доволен им Аллах, что посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Остерегайтесь недооценивать грехи. Поистине они могут накапливаться в человеке до тех пор, пока не погубят его» (Муснад, хадис №3808).

Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, привел пример: «Остерегайтесь малых грехов! Поистине, малые грехи подобны людям, которые остановились в ущелье, и один пришел с веткой дерева, затем другой принес ветку, пока они не собрали дрова на костер, на котором приготовили себе еду. Поистине, когда малые грехи скапливаются в большом количестве, они губят раба!».

Третье: Оставление больших грехов стирает малые грехи.

Никто не обезопасен от совершения грехов в своей жизни - они совершаются либо между человеком и Господом, либо между человеком и другими людьми. Поэтому следует стараться всегда очищать свою страницу. Так знай, что если боятся смертельных (мухликат), больших (кабаир) и наказываемых (мубикат) грехов, то Аллах простит совершенные между ними малые грехи (ламам). Всевышний Аллах сказал: «Если вы будете избегать больших грехов из того, что вам запрещено, то Мы простим ваши злодеяния и введем вас в почтенный вход» (Сура Женщины, аят 31). Также сказал: «Они избегают великих грехов и мерзостей, кроме мелких и немногочисленных проступков. Воистину, твой Господь обладает необъятным прощением …» (Сура Звезда, аят 32).

Хафиз Ибн Хаджар, да смилостивится над ним Аллах, сказал: Хаттабий сказал: Смысл слова «ламам», которое упомянул Аллах в аяте: «Они избегают великих грехов и мерзостей, кроме мелких и немногочисленных проступков (ламам)» — это то, что прощается. В другом аяте Аллах сказал: «если вы будете избегать больших грехов, которые вам запрещены, мы сотрем ваши прегрешения» (Сура Женщины, аят 31)». Из этих двух аятов следует, что мелкие грехи (ламам) - относятся к малым грехам, которые стираются избеганием больших грехов.

А Аллах знает лучше!

Посредством своих Пророков и через ниспосланные Священные Книги Священный Аллах указал людям на то, что могло бы навредить здоровью, разрушить взаимоотношения с окружающим миром, поколебать веру. Переступая обозначенную в Сунне и Священном Коране черту, человек совершает грех. При этом грехи – это не только нанесение вреда в «настоящем». В зависимости от количества и степени тяжести грехов, после Судного дня человек попадает в один из семи уровней Ада.

По степени тяжести выделяют «большие грехи» – самые тяжкие грехи в Исламе и «малые грехи», прощение которых можно получить после раскаяния перед Аллахом о содеянном, если больше их не совершать.

Самые большие грехи в Исламе

  1. Идолопоклонничество , многобожие – великий смертный грех в Исламе. Каждого, кто отрицает Аллаха, поклоняется идолам, ожидают большие мучения в самых низах Ада. Спасения оттуда нет.
  2. Клевета – обвинение порядочной женщины в прелюбодеянии. Тяжкими грехами являются любые действия, способствующие разрушению семьи.
  3. Убийство верующего . Аллах запрещает убийство вообще всех невинных людей, но убийство человека, который верит в Единого Создателя, считается самым тяжким грехом и влечет за собой беспощадную кару.
  4. Бегство с поля боя . Мусульманин не должен допускать, чтобы были попраны его святыни и опозорена его нация.
  5. Посягательство на имущество сироты .
  6. Совершение недозволенных действий в пределах Мекки , особенно у Священной Каабы. Это святое место, где верующие думают о величии Всевышнего Создателя, о бренности мира, молятся о прощении грехов.
  7. Оставление надежды на прощение и искупление грехов – в Исламе также большой грех. Так могут грешить только те, чья вера слаба.
  8. Прелюбодеяние, лжесвидетельство, гомосексуализм , жизнь на проценты, употребление свинины, мертвечины, спиртных напитков – все это стоит в первых рядах смертных грехов в Исламе.

Помимо больших грехов, есть целый ряд нежелательных и запрещенных действий, о которых Всевышний Создатель предостерегал мусульман. Если мы хотим, чтобы Ангелы Аллаха защищали нас от сил Сатаны, то должны быть очень внимательны к этим предостережениям.

Малые грехи в Исламе

  1. Является нежелательным и запретным употребление в пищу мяса вьючных домашних животных – лошадей и ослов (кроме лошадей, специально откормленных для этого). Нельзя есть мидий, улиток, устриц, а также сидеть за одним столом с употребляющими спиртное.
  2. Запрещено есть и пить из серебряной и золотой посуды.
  3. Мужчинам непозволительно носить шелковую одежду и украшения (можно носить только серебряное кольцо). Грехом считается ношение амулетов и вера в их силу.
  4. Запрещена купля-продажа краденого имущества, а также продажа спиртного, свинины или другой продукции, которую Шариат не разрешает употреблять.
  5. Нельзя нанимать на работу сотрудника, не оговорив заранее оплату его труда.
  6. Недопустимо садиться на могилы, крайне нежелательно без разрешения садиться между двумя людьми.
  7. В Исламе запрещается ложиться спать перед ночным намазом или после молитвы вести разговоры, не касающиеся вопросов веры.
  8. Религия не одобряет шептания двоих в присутствии третьего собеседника, а также бесед на непонятном ему языке.
  9. Запрещается оправляться по малой или большой нужде в сторону Каабы, делать это вдоль дорог; под деревья, плоды которых употребляют в пищу; а также на гнезда пауков, в текущую или стоящую воду; на пастбищах; стоя против ветра.
  10. Нежелательно входить в баню или купаться в водоемах раскрытым от пояса до колен. Для женщин Харамом является прозрачная или сильно облегающая одежда.
  11. Ислам против всяческого злословия, клеветы, заглазного осуждения, сплетен, оскорбления личности, так как все это становится причиной разрыва дружеских связей.

Приведенный перечень грехов в Исламе далеко не полный. Читайте Священный Коран и повышайте свои знания! Читайте книги ученых, Приверженцев – их знания получены от Пророка Мухаммеда (да благословит его Аллах и приветствует).

Каждый грех очерняет нашу душу и отдаляет от милости Всевышнего. Чтобы быть мусульманином на деле, а не на словах, необходимо постоянно совершенствовать знания и остерегаться как больших, так и малых грехов .

Загрузка...