docgid.ru

Причины религиозных войн в истории. Войны из за религий

Религиозные войны породило принятие христианства в ортодоксальной форме. Так основатель Франкского королевства Хлодвиг, приняв в 496 г. крещение, обещал отныне бороться с идолами во имя креста - «поклоняться тому, что сжигал, и сжигать то, чему поклонялся». Под этим лозунгом Хлодвиг начал в 507 г. поход против германских племён и овладел почти всей римской Галлией.

Начиная с XI в. в мире начались Крестовые походы.

Инициатива первого крестового похода принадлежала католической церкви, которая являлась самым крупным феодалом. В 1095 г. на Клермонском церковном соборе во Франции папа выступил с призывом отправиться в крестовый поход для «освобождения гроба господня» (святыни христиан) и упомянул о богатой добыче, которая ожидает крестоносцев на Востоке. Таким образом, организаторы завоевательных походов маскировали свои истинные цели «освободительной» религиозной формой .

Первый Крестовый поход (1096-1099) завершился захватом крестоносцами у сельджуков Иерусалима и образованием Иерусалимского королевства. Второй (1147-1149) и третий (1189-1192) были безрезультатны. Четвёртый Крестовый поход (1202-1204), организованный по инициативе Римского Папы Иннокентия III, был направлен против Византии, на части территории которой после захвата крестоносцами Константинополя была создана Латинская империя (1204-1261). Последние походы - пятый (1217-1221), шестой (1228-1229), седьмой (1248-1254), восьмой (1270) - существенной роли не играли. С переходом к мусульманам Акры (1291) крестоносцы полностью утратили свои владения на Востоке.

Во Франции во второй половине XVI в. вели борьбу гугеноты (протестанты) и католики. За период с 1562 по 1593 г. насчитывается десять религиозных войн. По своему политическому содержанию это была тридцатилетняя война, включавшая десять кампаний, различавшихся по стратегическим целям, времени и театрам действий.

Тридцатилетняя война, начавшаяся в 1618 г. в Германии, переросла в борьбу за господство в Европе между императором Священной Римской империи Фердинандом II, поддержанным Испанией и Баварией, и Францией, поддержанной различными протестантскими государствами, а также папой 1 .

Религия использовалась во время гражданской войны в Англии (1642-1646, 1648-1649) между парламентской и королевской армиями.

В 1644 г. английским войскам был дан «Солдатский катехизис», разъяснявший цели войны и указывавший средства достижения победы. Английским солдатам парламентской армии внушалось, что их профессия благородна. Война является религиозной, это война против врагов, которые преследовали религию, разрушали мир справедливости и свободы. Поэтому солдаты перед потомством и самим собой должны встать на защиту чести и правого дела; кто не разделяет энтузиазма «честных и благочестивых» солдат, тот малодушный трус и тайный враг бога, а потому с ним будет иметь дело сам бог. «Честные и благочестивые» солдаты победят потому, что их дело справедливое и доброе, а дело врагов - безнадёжно дурное, а бог не может поддерживать коварного врага, бог всегда на стороне справедливости. Поэтому хороший солдат должен быть религиозным, благочестивым и нравственным, такого солдата благословит бог. Одним из средств воспитания парламентских солдат являлось изучение священного писания. При этом Кромвель (командующий парламентской армией - Прим. В.М.) указывал, что божественная сила так относится к физической, как бесконечность к одному .

В результате религиозных причин в VII веке арабы-мусульмане завоевали греко-римские территории от Сирии до Испании; в XIV-XV веках мусульмане захватили Индию, государства западноевропейской цивилизации воевали с православной Россией; католики воевали с протестантами, шииты с суннитами.

Императрица Екатерина II в 1769 г. приняла решение вторгнуться в Грецию с целью освобождения христиан от «нечестивого турка». Она убеждала греков примкнуть к борьбе с «неверными». Османы, приверженцы «газавата» («священной войны») вели войны не только для захвата новых земель, но и для «выполнения религиозного долга». В Балканскую войну 1912-1913 гг. царь Болгарии Фердинанд стремился освободить христиан от турецкого гнёта. Иран в войне с Ираком ставил задачу привести к власти шиитское большинство, создать Исламскую республику. Под влиянием идей самурая Ямадзаки Ансая (1618-1682) его ученики стремились в войнах добиться распространения «японского духа» не только в Азии, но и во всём мире. Испанский король Карл V ставил перед собой следующие цели: объединить весь христианский мир, возглавить его на борьбу с неверными (турками и маврами), разгромить их, распространить христианство на всей земле

В Европе в 16-17 вв., войны между представителями разных христианских конфессий (чаще всего между католиками и протестантами), возникавшие гл. обр. из-за противоречий на религиозной почве (см. ст. Реформация, Контрреформация).

Важнейшая причина религиозных войн - борьба за веру; политические и экономические противоречия отступали на второй план. Религиозные войны отличались особой жестокостью, сочетанием военных действий с непрерывной идеологической борьбой. Протекали в немецких землях, во Франции, в Швейцарии, Англии, в сочетании с национально-освободительной борьбой - в Нидерландах, Ирландии, Шотландии.

В немецких землях в 1530 г. император Священной Римской империи Карл V и рейхстаг отклонили предложенное лютеранами «Аугсбургское исповедание». Это стало отправной точкой длительного конфликта между католическими и протестантскими князьями, который протекал особенно остро в силу политической раздробленности империи. Протестантские князья стремились захватить владения Католической церкви (епископства и монастыри).

В 1531 г. они образовали Шмалькальденский союз, который в 1532-46 г. был связан союзническими отношениями с Францией, а с 1538 г. - с Данией. В ходе Шмалькальденской войны 1546-48 гг. империя разгромила это объединение протестантов. Однако они сумели собрать новые силы, и возобновившиеся в 1552 г. военные действия принесли им победу. Нассауский договор 1552 г. признал за лютеранами свободу вероисповедания.

Согласно Аугсбургскому религиозному миру (1555) князья получили право определять религию своих подданных (принцип «чья власть, того и вера»), а лютеранство наряду с католичеством было признано официальным вероисповеданием империи. Кальвинисты и анабаптисты таких прав не получили, что стало причиной ряда локальных религиозных конфликтов в 16-17 вв.

Во Франции в 1562-98 гг. проходили гражданские войны, в ходе которых за власть боролись 2 дворянские группировки - католики, опиравшиеся гл. обр. на центральные и северо-восточные провинции страны, и гугеноты, концентрировавшиеся в южных и западных провинциях. Обе стороны обращались к помощи союзников: католики - к Испании, гугеноты - к протестантам в немецких землях и в Нидерландах. После событий Варфоломеевской ночи (1572) образовалась Гугенотская конфедерация городов и дворянства (по сути, государство в государстве) и Католическая лига (1576). Гугенотские войны окончились изданием Нантского эдикта. В 17 в. обособленное положение гугенотов препятствовало укреплению абсолютизма во Франции. Это привело к войне 1621-29 гг. По миру в Але секретные статьи Нантского эдикта были аннулированы, но гугеноты сохраняли свободу вероисповедания до 1685 г.

В Швейцарии противостояние католических и протестантских кантонов вылилось в Каппельские (1529, 1531) и 1-ю Вильмергенскую (1656) войны. Характер религиозной войны носили первые 3 этапа Тридцатилетней войны (до открытого выступления католической Франции на стороне антигабсбургской коалиции в 1635 г.).

Противостоянием между англиканами (см. ст. Англиканство) и пуританами во многом определялись события Английской революции 17 в. и гражданской войны 1642-46 гг. Черты религиозных войн в определённой степени были присущи испано-голландским войнам 2-й пол. 16 - нач. 17 вв. (см. ст. Нидерландская революция).

Религиозный аспект был частью многих конфликтов в Европе в 16-17 вв. Тридентский собор принял программу непримиримой контрреформации. Её ударной силой стали Габсбурги (в первую очередь испанские). Страны, принявшие Реформацию, не имели общепризнанного лидера, их раздирали противоречия между течениями протестантизма. В католическом лагере тоже не было единства: католическая Франция, будучи противником Габсбургов, искала союзников среди протестантских держав. Вестфальский мир 1648 г. констатировал невозможность решить религиозный конфликт военными средствами. С этого момента конфессиональный фактор в европейской политике отходит на второй план.

Религиозные войны. Антианглийское и антикатолическое восстание в Эдинбурге в 1637 г.

История западной цивилизации полна свидетельств массового кровопролития и зверств, ставших обыденностью не только в жизни средневековой Европы, но и в недавнем ХХ веке. По размаху кровопусканий и зверств ХХ век превосходит средневековье, и нет гарантий, что европейская цивилизация не вернётся к привычной для себя практике. Самолюбование западной цивилизации выглядит достаточно странной, когда она имеет наглость учить морали и нравственности Россию.

Один из виднейших историков современности, оксфордский профессор Норман Дэвис сказал «Всякий согласится, что преступления Запада в ХХ веке подорвали моральное основание его претензий, включая и прошлые его претензии».

Екатерина Медичи (1519 - 1589) - королева Франции с 1547 по 1559 год, организовавшая в Париже массовую резню гугенотов (протестантов) в день святого Варфоломея в ночь с 24 на 25 августа 1572 года католиками. В Варфоломеевскую ночь погибло около 30 тысяч человек. Выражение «Варфоломеевская ночь» уже давно вошло в языки многих народов мира, и означает жестокое вероломное убийство беззащитных людей, не имеющих возможности сопротивляться. В других городах Франции Тулуза, Бордо, Лион, Бурж, Руан и Орлеан от рук убийц погибло около 6 тысяч гугенотов (протестантов).

Первая коронованная в 1553 королева Англии Мария I Тюдор (1516-1558) получила прозвище Мария Кровавая (англ. Bloody Mary). Вступив на английский престол Мария I дочь Генриха VIII от брака с Екатериной Арагонской, начала реконструкцию католических монастырей восстановление в государстве католической веры, начались массовые казни протестантов, в 1555 году запылали костры по всей Англии, сожжено около 300 ярых протестантов и иерархов церкви. Было приказано не щадить даже тех протестантов, кто соглашался принять католичество.

16 февраля 1568 года святая инквизиция осудила на смерть всех жителей Нидерландов как еретиков, а испанский король Филипп II приказал привести этот приговор в исполнение. Убить всех не удалось, но королевская армия сделала, что смогла – уничтожила в Нидерландах – 100 тысяч человек, только в Харлеме было убито 20 тысяч жителей.

Ещё один классик английской «истории для читателей» Джон Ричард Грин в 1874 году цитировал отчёт Оливера Кромвеля о проделанной работе в Ирландии: «Я приказал своим солдатам убивать их всех… В самой церкви было перебито около тысячи человек. Я полагаю, что всем монахам, кроме двух, были разбиты головы…» (Джон-Ричард Грин “История английского народа”, т.3, М., изд. Солдатенкова, 1892, с.218)

Целью «усмирения Ирландии» в 1649-53 годах войсками Оливера Кромвеля (1599 – 1658 г.г.) была подчинение католической Ирландии властям протестантской Англии. Карательная экспедиция Кромвеля была направлена на физическое уничтожение резню ирландцев -католиков в Дрохеде и Уэксфорде, 32 тысячи ирландцев бежали из страны. 1\6 ирландского населения Ирландии покорилась Англии, от этого смертельного удара Ирландия уже никогда не смогла оправиться.


Исторические предпосылки раскола (схизмы) Христианской церкви начались в поздней античности - 410 году н. э., когда Рим был разгромлен войсками вестготов под предводительством короля Алариха I. В Христианской церкви появились новые элементы в церковных обрядах, возникли этические и эстетические различия в между западной и восточной традициями христианства.

Разрыв между западным и восточным христианством продолжался и во времена раннего Средневековья. По настоянию короля франков и лангобардов Карла Великого (768-774 г.г.) на соборе епископов в Ахене в 809 году , в «Символ Веры» , вопреки протесту Папы римского Льва III, было внесено слово «filioque» - «…и от Сына», то есть Дух Свят исходит равно «от Отца и от Сына…»

Карл Великий отличался особой жестокостью не только в религиозных вопросах. Во время войны с саксами он приказал казнить 4 500 пленных саксонских воинов Германии.

Когда Христианская церковь была единой . До 1054 года Христова церковь была единой. Константинопольские патриархи не признали притязаний Папы Римского Льва IX, на полноту власти Рима над всех Христианской Церковью. Церковный раскол 1054 года разделил Христианскую церковь на западную и восточную.

Западные христиане обращаются к Святому Петру , как к основному камню своей Церкви, поставившему для них верховную кафедру в Риме. Западную христианскую церковь стали называть латино-католической, с центром в Риме.

В осточные христиане, с любовью притекают к Святому Андрею , обошедшему их земли с Евангельской вестью. ‘Путь Андрея Первозванного по Скифии, вокруг Понта. Святой Андрей Первозванный поставил первого епископа в Константинополе, в Византии, который стал главою всего греко-православного Восточного христианства.

После взятия Казани войсками Ивана Грозного 2 октября 1552 года, царь приказал архиепископу Гурию обращать жителей Казани в православие исключительно по собственному желанию каждого человека (свобода вероисповедания ), и пригласил к себе на службу всю казанскую знать. В 1555 году послы сибирского хана просили Ивана Грозного, чтобы он «всю землю Сибирскую взял под свое имя… и дань свою на них положил и человека своего прислал, кому дань собирать ». Астраханское ханство присоединилось к русскому царству, при свободном вероисповедании для всех новых граждан Руси.

Мы можем чувствовать правоту своей веры, но не всегда можем ее объяснить или доказать человеку неверующему, в особенности тому, у кого наше мировоззрение почему-то вызывает раздражение. Разумные вопросы атеиста могут поставить в тупик даже самого искренне верующего христианина. О том, как и что отвечать на распространенные аргументы атеистов рассказывает Сергей Худиев.

Разве не религия - причина всех войн?

Часть войн (хотя, конечно, далеко не все) велись под религиозными лозунгами и между группами, исповедующими различные религии. Мы можем видеть это и сейчас - особенно любят поминать экстремистские группы вроде ДАИШ (она же ИГИЛ - запрещенная на территории Российской Федерации террористическая организация) и затяжной конфликт между протестантами и католиками в Северной Ирландии. Приводят и другие примеры - крайне ожесточенная и опустошительная Тридцатилетняя война в Европе XVII века, страшная резня между Сикхами, Индуистами и Мусульманами, происшедшая после ухода британцев из Индии, причем это вражда продолжает до сих пор вспыхивать эпизодическими столкновениями, резня в бывшей Югославии между людьми практически одного языка, но разных культур, связанных с религиями - соответственно, Православием, Католичеством и Исламом. Примеры можно продолжать, и Докинз (и другие атеистические авторы) восклицают, что если бы не религия, всего этого бы не было.

Почему такой вывод грубо неверен? Он представляет собой достаточно типичную подгонку задачи под ответ - воинствующие атеисты заранее уверены, что религия является источником войн, и везде где они обнаруживают войну и религию, они постулируют, что второе является причиной первого. А обнаружить то и другое можно повсеместно - увы, люди воюют всю свою историю, и абсолютное большинство культур в истории религиозны. Религиозность - это общее свойство человеческого рода, как, например, двуногость. Мы с таким же успехом можем обратить внимание на то, что все войны ведутся двуногими людьми - и объявить двуногость причиной войн.

Надо заметить, что, например, классический пример «религиозной войны» - тридцатилетняя война, если мы рассмотрим ее подробнее, не выглядит такой уж религиозной. Например, католик Кардинал Ришелье воевал с католической же Испанией - очевидно, ради государственных интересов Франции, а не ради религии. Острые национальные конфликты - такие как в Северной Ирландии или в Югославии - являются именно национальными, а не религиозными. Их участники совершенно не интересуются богословием, традиционная религия, является, максимум, одним из маркеров, который отделяет «своих» от «врагов».

Более того, в ХХ век - это век войн, неслыханных по масштабам потерь и разрушений, которые не имели никакого отношения к религии, а велись между чисто светскими режимами под лозунгами чисто светских идеологий. Так что причина войн - явно не религия.

Но разве войны не велись - и не ведутся сейчас - под религиозными лозунгами?

Это несомненно, и есть масса примеров военной пропаганды, активно апеллирующей к религии. Но «лозунги, под которыми ведется война» и «причины войны» - это совершенно разные вещи. Из того, что абсолютно любая военная пропаганда со времен появления письменности объявляет дело своей стороны добрым и справедливым, никак не следует, что причина всех войн - доброта и справедливость. Конечно же, официально войны развязываются ради восстановления попранной справедливости, защиты угнетенных, наказания злодеев, водворения мира и порядка, помощи жертвам - то есть по самым благородным и возвышенным мотивам. (Вы будете смеяться, но с точки зрения древних римлян, они за всю историю не развязали ни одной агрессивной войны; у них всегда были уважительные причины) Считать, что именно эти благородные побуждения и являются причиной войн было бы несколько наивно.

В любом обществе военная пропаганда апеллирует к принятым в нем ценностям - и если общество религиозно, то она будет апеллировать к религии. А если не особенно - то к правам человека, демократии, справедливости, достоинству, свободе и другим ценностям, важным для людей, к которым она обращаются. Это никак не делает эти ценности сами по себе источником войн.

Но, например, бомбисты-самоубийцы - разве стали бы они взрывать себя вместе с невинными людьми, если бы их религия не обещала им рай после смерти?

Увы, стали бы. В истории больше чем достаточно примеров, когда люди жертвуют собой ради дела, которое они считают правым. Камикадзе, японским летчикам-смертникам времен Второй Мировой войны, которые таранили корабли противника на своих одноразовых самолетах, никто не обещал рай после смерти. Судя по сохранившимся свидетельствам, надежда на какое-либо посмертие не играла ровно никакой роли в их мотивации. Они жаждали прекрасной, в их глазах, смерти, за Императора и Японию, и приходили в глубочайшую подавленность, если последний вылет почему-то срывался.

Самоубийственные атаки широко использовались китайцами во время японо-китайских войн, и германскими нацистами - перед самым их концом.

Даже сама практика бомбистов-самоубийц появилась не в религиозной среде. Первым бомбистом такого рода был народоволец Игнатий Гриневецкий, 1 Марта 1881 года взорвавший бомбу, которая смертельно ранила Государя Александра II и его самого. В 1970-80 годы пояса со взрывчаткой активно использовалась «Тиграми освобождения Тамилов» - группой, которая исповедовала чисто светскую националистическую идеологию.

А как же нацистские солдаты, на пряжках ремней которых было написано «С нами Бог»?

Этот лозунг не имел никакого отношения к нацизму и был на пряжках немецких солдат с 1847 года - примерно также, как на гербе Российский Империи была надпись «С нами Бог». Нацисты просто унаследовали этот традиционный элемент формы от своих предшественников в немецкой армии.

Сам же по себе национал-социализм как доктрина был непримиримо враждебен к христианству. Как сказал Председатель нацистского «Народного Трибунала» Роланд Фрейслер на процессе над христианином и антифашистом Гельмутом фон Мольтке: «Маска сброшена. Только в одном отношении мы и христианство схожи: мы требуем человека целиком».

Итак, причина войн, на глубинном уровне - человеческий грех, на более поверхностном - конфликт политических или экономических интересов, а религиозные лозунги привлекаются уже потом.

Безусловно, самым ярким событием столетия стало появление исламского фундаменталистского политического движения. Экстремизм в исламе представляет собой мощное течение в рамках современного исламизма, понимаемого как политическое движение, стремящееся повлиять на процесс общественного развития исходя из религиозных норм. Развернув свою деятельность по всей планете, это движение фактически превратилось в общемировое противостояние сил ислама всему остальному миру.

Солдаты ислама уже многие годы ведут непрекращающуюся войну во многих уголках земного шара (Алжир, Египет, Индонезия, Филиппины и многие другие страны). Не случайно, что атаку на Всемирный торговый центр почти моментально стали приписывать радикальным исламским группировкам. А одну из них - "Аль-Каида" - Соединенные Штаты Америки фактически признали организаторами этой операции.

Объектом агрессивных нападок религиозных экстремистов становятся современные политические институты и властные структуры, представленные "неверными", так как именно они являются главным препятствием на пути установления основ исламского порядка. Практика исламских радикалов заключается в активных и немедленных, а потому обычно агрессивных действиях по установлению исламского государства, прихода к власти истинных мусульман. Движущие силы современного исламского экстремизма составляют в основном студенты, рабочие, мелкие торговцы, инженеры, врачи. Расширению рядов религиозных экстремистов способствует происходящий в современном мусульманском мире процесс внедрения неприемлемой для ислама западной культуры и люмпенизация населения. На сегодняшний день, по приблизительным подсчетам, под знаменами различных экстремистских группировок, исповедующих ислам, находятся около шестидесяти миллионов бойцов.

2. РЕЛИГИОЗНОЕ ПРОТИВОСТОЯНИЕ В ИРЛАНДИИ

Противоборство, в огромном количестве случаев вооруженное, между католиками и протестантами в Северной Ирландии, осложняющееся нежеланием первых оставаться в составе Великобритании, весьма и весьма показательно. Оно демонстрирует наличие серьезнейшей конфликтности в довольно благополучном регионе Западной Европы и лишний раз опровергает миф о "гармонии", которая якобы царит в странах западной демократии.

В данном случае религиозные противоречия теснейшим образом связаны с этническими, а также и с идеологическими. Идейно-теоретическую базу Ирландской республиканской армии (ИРА), стоявшей в авангарде сопротивления, можно охарактеризовать как радикально-социалистическую. К слову сказать, социалистические и даже коммунистические идеи активно берутся на вооружение большинством европейских "сепаратистов". Так, террористическая организация ЭТА, борющаяся за независимость басков и их выход из состава Испании, исповедует марксизм, парадоксально (казалось бы парадоксально) соединенный с радикальным национализмом. Внутри знаменитой УЧК ("Армии освобождения Косово") очень сильны радикально-социалистические настроения, причудливо сплетенные с национализмом и исламизмом.

В настоящий момент ирландское сопротивление находится в фазе затухания, вооруженную борьбу продолжает лишь непримиримое меньшинство из т.н. "истинной" ИРА. Однако сама проблема остается, и в обозримом будущем можно ожидать появления новых радикальных течений, причем религиозно-фундаменталистского окраса.

3. ИСЛАМСКАЯ РЕВОЛЮЦИЯ В ИРАНЕ

Революция, происшедшая в Иране, является одной из самых неожиданных побед исламского фундаментализма, которая, безусловно, потрясла привычный ход человеческой истории. Для многих тогда, в 1979 году, стало неожиданностью, что такое явление, как исламская революция, вообще оказалось возможным. Однако все сомнения были решительно развеяны революционно настроенными иранцами.

У самых истоков духовного сопротивления потрясавшей страну шахской тирании стоял духовный учитель, аятолла Хаири, ставший наставником и вдохновителем шиитских мыслителей и духовных деятелей - Хомейни, Табатабаи, Мотахарри, Мортэзалари и других. Его усилиями возник круг "революционных аятолл", который сделал возможным победу фракции "обновителей".

Зачистка исламского пространства от агентуры Мировой Системы прошла успешно и после выдержала испытание временем. После революции прошло уже больше двадцати лет. Когда произошла исламская революция, население Ирана насчитывало 37 миллионов, сейчас - 60 миллионов. Рост населения произошел, несмотря на то, что ущерб от прошедших после революции войны составил около 200 миллиардов долларов.

Для исламского религиозного сознания фигура имама Хомейни переросла чисто социальные мирские рамки. Само слово "имам", которое применяется к Хомейни, есть беспрецедентная уступка особому статусу личности лидера исламской революции, поскольку традиция шиизма признает только 12 имамов, последним из которых и будет Махди. Вождь последней великой войны, которая положит конец несправедливости и угнетению.

4. ВОЙНА НА СВЯТОЙ ЗЕМЛЕ

Самый широко освещаемый конфликт на религиозной почве - это развернувшаяся война за Святую землю Палестины. Особенностью ближневосточного кризиса в отличие от любого другого локального религиозного конфликта заключается в том, что главный предмет спора - Иерусалим - имеет огромное значение не только для непосредственных участников конфликта (мусульман и иудеев), но и для представителей всех христианских конфессий. Вопрос о статусе Иерусалима является главным камнем преткновения в израильско-палестинских отношениях, эту проблему можно было бы разрешить, не поступаясь религиозными чувствами и сохраняя доступ верующих к святыням, но пока этот долгожданный мир установить так и не удалось. Бесконечные крупные и мелкие военные столкновения происходят здесь уже не одно десятилетие. Количество жертв этого противостояния пока никем не подсчитано. События на Ближнем Востоке вызывают резко негативную реакцию со стороны представителей арабского мира. Палестинские отряды непрерывно черпают для себя новых рекрутов из числа мусульман, готовых сражаться за освобождение исламских святынь. В свою очередь, власти Израиля постоянно заявляют, что Иерусалим был, есть и будет единой и неделимой столицей Израиля, оставаясь святым городом для иудеев. И его израильтяне не согласны отдавать ни при каких условиях. Участники палестино-израильского конфликта пока что далеки от согласия. Удастся ли им найти общий язык и завершить многолетнее противостояние - покажет время.

5. ГОНЕНИЯ НА РЕЛИГИЮ В СССР

В прошлом веке в России развернулась беспрецедентная атеистическая кампания, важнейшим элементом которой были массовые репрессии в отношении священнослужителей и простых верующих. Вряд ли стоит сейчас подробно характеризовать масштабы репрессий, обрушившихся на православных и представителей иных конфессий. Об этом писалось и говорилось вполне достаточно.

Хотелось бы сказать несколько слов о том, что православие не выступало в те времена только лишь в "страдательной", так сказать, роли. Имели место быть случаи активного и пассивного сопротивления богоборческой власти. В период Гражданской войны органы церковного управления, существовавшие на "белой" территории, заняли откровенно антисоветскую позицию. В армии адмирала Колчака успешно сражался целый полк, сформированный из православных священнослужителей. Снос церквей и атеистические глумления коммунистических активистов часто срывались верующими, причем порой сопротивление принимало характер вооруженных восстаний.

Уже в 30-е годы, по данным органов НКВД, от 20 до 30% населения не являлись на работу в дни крупных религиозных праздников, что было чревато уголовным преследованием. Наряду с "сергианской" РПЦ, вынужденно занявшей примиренческую позицию, действовали тайные и явные структуры так называемой катакомбной - независимой - церкви. В эмиграции богоборческую власть осуждала Русская Православная Церковь Заграницей.

Именно упорное нежелание людей отказаться от веры во многом и вынудило коммунистическое руководство сделать определенные шаги навстречу верующим в 40-е годы - отказ от массовых репрессий, возвращение священников из мест заключения и ссылки, возврат храмов, оживление системы церковного образования и т.д.

6. КИТАЙСКАЯ ОККУПАЦИЯ ТИБЕТА

Это событие не вызвало особого резонанса на международной арене, хотя его значение для судеб мира трудно переоценить. 23 мая 1951 года 40-тысячная армия коммунистического Китая (КНР) вторглась на территорию Тибета - тогда еще независимого государства.

Формально тибетцам гарантировалась широчайшая религиозная и политическая автономия, однако собственные обещания китайские коммунисты стали нарушать с первых же дней своего владычества. За 50 лет господства маоистов в Тибете погибли полтора миллиона человек, из 6 тысяч монастырей уцелело лишь 13 (позже по сугубо прагматическим соображениям китайские власти разрешили открыть 1,5 тысячи монастырей). Кроме того, КНР проводил неблагоприятную для тибетцев демографическую политику, направленную на обеспечение китайского этнического преобладания в данном регионе. В настоящее время соотношение местного населения к китайскому составляет 6,5:7. Территория Тибета превратилась в свалку ядерных отходов КНР.

Имело (и имеет) место быть и сопротивление тибетцев красному Китаю. В 1959 году в регионе вспыхнуло вооруженное народное восстание, жестоко подавленное коммунистами. Тогда погибли около 100 тысяч человек. Лидер тибетцев Далай-лама бежал в Индию, где и создал правительство в изгнании.

В последнее время интерес мировой общественности к Тибету и его религиозно-политическим проблемам пробуждается все больше. Приведем лишь один пример - в 1989 году Далай-ламе была присуждена Нобелевская премия. Однако внимание к этой древней, "волшебной" стране все еще нельзя назвать достаточным.

По сути, политику китайских коммунистов в Тибете можно сопоставить с гонениями на православие в России, которые осуществляли коммунисты советские.

7. РЕЛИГИОЗНЫЕ ВОЙНЫ В АФРИКЕ

Все последнее столетие Африканский континент становился полем боя для межконфессиональных войн. Многие страны континента пережили настоящую религиозную резню. Некоторые переживают ее до сих пор. Последние четырнадцать лет Судан раздирается ожесточенным противоборством между властью и оппозицией. Кровопролитная гражданская война унесла уже 2 миллиона человеческих жизней, а 600 тысяч суданцев были вынуждены покинуть свою родину.

Политические противоречия здесь отступают на второй план и уступают место противоречиям религиозным. Суданские власти выражают интересы мусульманской части страны, составляющей 70% всего населения, тогда как оппозиция строго ориентирована на язычников (25%) и христиан (5%). Причем ситуация усложняется тем, что правящий режим борется еще и с неортодоксальными нубийскими мусульманами, а также с многочисленными исламскими сектами.

В Нигерии, самой крупной стране Африканского континента, идет непрекращающийся религиозный конфликт между христианами, мусульманами и язычниками.

Этнические и религиозные распри, постоянно раздирающие Нигерию, стали одной из самых больших опасностей для этой молодой страны. Борьба за власть в федерации между политическими деятелями Севера (мусульмане хауса, фульбе) и Юга (христиане йоруба, игбо) непрерывно осложняет политическое положение в стране.

Жестокие столкновения часто парализуют Лагос - экономическую столицу и самый крупный город Нигерии. В этом десятимиллионном африканском мегаполисе кровопролитные столкновения на улицах между христианами и мусульманами считаются совершенно обыденным явлением. В Лагосе, бывшей столице Нигерии, экстремисты из "Конгресса народа Одуа", представляющего собой военизированную группировку народности йоруба, захватывают представителей народности хауса и вершат над ними самосуд.

В штате Кадуна после введение шариата христиане, составляющие примерно половину населения штата, устроили массовый марш протеста. В считанные часы город был охвачен погромами.

8. КОНФЛИКТ МЕЖДУ ИНДУИСТАМИ И ИСЛАМИСТАМИ

Граница Индии и Пакистана в любой момент рискует превратиться в глобальную линию фронта. Два государства непрерывно обвиняют друг друга в начале вооруженных действий.

Конфликт между Индией и Пакистаном, подобно конфликту в Югославии, является столкновением двух различных конфессий - индуизма и ислама. Сам раздел Индии на Пакистан и Индийский Союз в 1947 году произошел по конфессиональному признаку. Сейчас в Индии индуизм исповедует более 80% населения страны, однако в некоторых штатах большинство составляют приверженцы других религий. Так, в штате Пенджаб большинство населения являются сикхами, более половины жителей штата Нагаленд исповедуют христианство, а около двух третей населения штата Джамму и Кашмир составляют мусульмане. Поэтому Пакистан не перестает предъявлять территориальные претензии к Индии, желая присоединить к себе штаты, население которых исповедует ислам. В этих штатах функционирует ряд сепаратистских политических исламских организаций, чья деятельность направлена на создание независимого государства (например, "Фронт освобождения Джамму и Кашмира"). Семена раздора, посеянные еще в конце 40-х гг. при довольно условном и произвольном территориальном размежевании, многократно приводили к вспышкам насилия, пограничным конфликтам, не раз перераставшим в локальные войны. В ходе многолетнего противостояния уже погибли сотни тысяч приверженцев ислама и индуизма.

Оценивая отношения Пакистана к этой проблеме, не следует забывать обстоятельства последнего военного переворота: причиной недовольства пакистанских военных стал приказ президента Шарифа вывести пакистанских военных из Кашмира.

Как показывает практика, конфликты, имеющие в своей основе конфессиональные или этнические причины, могут длиться десятилетиями или даже столетиями. Об этом свидетельствует и опыт Балкан, и Кавказский регион, и противоборство в Северной Ирландии. Однако в случае индо-пакистанских отношений конфессиональный конфликт впервые может возникнуть между государствами, обладающими ядерным оружием.

9. ПРОТИВОСТОЯНИЕ СЕРБОВ И ХОРВАТОВ

Указанное явление более чем показательно. Оно еще раз подтверждает тот факт, что взаимная религиозная вражда может быть присуща и этнически схожим общностям. В случае с сербами и хорватами мы имеем дело с одним и тем же этносом, разделенным на две нации именно по религиозному признаку.

Поражает размах религиозно-этнических чисток, организованных хорватскими националистами-католиками в отношении православных сербов в период Второй мировой войны. Называется цифра в пятьсот человек убитыми, что же до различных изуверств, то они поражали даже видавших виды немецких нацистов. Гонения на сербов осудил и официальный Ватикан.

Вместе с тем необходимо во всем и всегда следовать принципу объективного освещения событий. Не подлежит сомнению тот факт, что в Королевстве сербов, хорватов и словенцев (так называлась Югославия до 1941 года) хорватское население явно находилось в приниженном положении. Во всех значимых сферах общественно-политической и экономической жизни доминировали именно сербы, жизненный уровень хорватов был намного ниже сербского. В стране довольно агрессивно насаждался сербский национализм.

Но, конечно, реакция на все это хорватских националистов была, мягко выражаясь, неадекватна. За ошибки и злоупотребления правящей элиты расплачивались простые сербы.

В заключение еще раз обратим внимание на теснейшую, мистическую, можно сказать, связь двух православных славянских народов - русских и сербов. И речь сейчас идет даже не о совместной борьбе против фашизма. Мало кому известно, но в период Второй мировой на территории Югославии активно действовал т.н. "Русский корпус", состоящий из монархически настроенных участников Белого движения 1917-1921 гг., оказавшихся в эмиграции. Они сотрудничали с нацистской Германией, сражались против титовских партизан, но самоотверженно защищали единоверцев-сербов от посягательств их недоброжелателей.

10. ТЕОЛОГИЯ ОСВОБОЖДЕНИЯ

В 70-е ГОДЫ прошлого века в Латинской Америке возникло мощное религиозное течение, известное как "теология освобождения". Его идеологи (Густав Гутьеррес, Леонардо Боффа, Серхио Менендес и др.) бросили вызов мировой капиталистической системе, основываясь на собственной трактовке религиозных принципов христианства.

По мнению "теологов освобождения", жизнь и учение Христа представляли собой социальное восстание против Римской империи и эгоизма знати. По сути дела, они выдвинули концепцию некоего католического "джихада" - революционной религиозной войны против капитала.

В принципе, появление "теологии освобождения" есть лишнее свидетельство в пользу того, что в XX веке религии все больше и больше политизируются, активно включаясь в социально-политическое противоборство.

Надо отметить, что феномен "теологии освобождения" нельзя понять без рассмотрения его во взаимосвязи с персоной легендарного Эрнесто Че Гевары, который еще в 60-е годы предложил создать союз левых и католиков. Пламенный команданте, которого многие его последователи часто сравнивают с Христом, является культовой фигурой для "теологов освобождения", да и вообще для многих католиков. В Боливии, в тех местах, где сражался команданте, в каждой семье молятся святому Санто-Эрнесто-де-Ла-Игера - Че Геваре.

Загрузка...