docgid.ru

Противоэпидемические мероприятия в очаге. VII. Мероприятия в очаге инфекции Противоэпидемические мероприятия в очаге при коклюше включают

Изоляция пациента

Выявить всех контактных

Карантин на контактных на 14 дней (в ДОУ)

Осмотр ежедневный (выявить детей с кашлем)

Обследовать детей методом «кашлевых пластинок»

Просмотр формы № 63

Влажная уборка, кварцевание помещений

6. Техника постановки горчичников детям раннего возраста.

ЦЕЛЬ:

· провести рефлекторную терапию при заболеваниях органов дыхания.

ОСНАЩЕНИЕ:

· горчичники;

· лоток с водой 40 - 45°С;

· лоток со стерильным растительным маслом 37 - 38°С;

· пеленки (тонкая и теплая);

· одеяло;

· лоток для отработанного материала.

ОБЯЗАТЕЛЬНОЕ УСЛОВИЕ:

· горчичники ставить при температуре тела не выше 38°С и на неповрежденную кожу.

Этапы Обоснование
ПОДГОТОВКА К ПРОЦЕДУРЕ
- Объяснить маме/ребенку цель и ход проведения процедуры, получить согласие -Обеспечение права на информацию, участие в процедуре
- Подготовить необходимое оснащение - Проверить пригодность горчичников (горчица не должна осыпаться с бумаги и иметь резкий специфический запах) -Обеспечение четкости и эффективности выполнения процедуры
- Вымыть и осушить руки
- Раздеть ребенка по пояс - Осмотреть кожные покровы -Горчичники ставятся только на неповрежденную кожу
ВЫПОЛНЕНИЕ ПРОЦЕДУРЫ
- Свернуть тонкую пеленку в виде гармошки и смочить ее в теплом растительном масле - Отжать и расстелить на ровной поверхности -Обеспечение более «мягкого» и длительного действия горчичников
- Смочить горчичники в воде 40 - 45° С в течение 5 - 10 секунд, поместив их в воду горчицей вверх -При более низкой температуре воды эфирное горчичное масло не выделяется, при более высокой - разрушается
- Поместить горчичники горчицей вниз в центральной части тонкой пеленки так, чтобы на правой стороне их было 2 - 4, на левой 1 - 2 (количество горчичников зависит от размеров грудной клетки) , оставив свободное пространство между ними, для позвоночника -Исключение избыточной тепловой нагрузки на сердце и позвоночник
- Завернуть верхний и нижний края пеленки над горчичниками
- Перевернуть пеленку нижней стороной вверх -Обеспечение действия горчицы на кожу ребенка через один слой пеленки
- Уложить ребенка спиной на пеленку так, чтобы позвоночник располагался в свободном от горчичников пространстве - Исключение избыточной тепловой нагрузки на позвоночник и сердце
- Завернуть правый край пеленки вокруг грудной клетки, затем левый (горчичники не должны располагаться в области сердца
- Укрыть ребенка теплой пеленкой и одеялом - Обеспечение сохранения тепла
- Держать горчичники до стойкой гиперемии кожи - Создание условия для обеспечения рефлекторного воздействия горчичников
ЗАВЕРШЕНИЕ ПРОЦЕДУРЫ
- Снять горчичники, сбросить их в лоток для отработанного материала
- Тепло укутать ребенка и уложить в кровать на час - Сохранение эффекта процедуры и обеспечение необходимого отдыха
- Вымыть и осушить руки - Обеспечение инфекционной безопасности

Эталон ответа к задаче № 2.



Проблемы пациента:

Трещина слизистой оболочки нижней губы

Не знает, как правильно питаться при сахарном диабете

Беспокоится о своём состоянии

Приоритетная проблема:

Цель: ощущение жажды уменьшится к концу первых суток

План Мотивация
1. М/с обеспечит строгое соблюдение диеты N 9, исключая раздражающую острую, сладкую и соленую пищу. Нормализация обменных процессов в организме, прежде всего углеводного и жирового
2. М/с проведет беседу с родственниками о характере передач Нормализация обменных процессов и повышения защитных сил
3. М/с осуществит уход за слизистыми ротовой полости Профилактика присоединения инфекции, появления новых трещин
4. М/с обеспечит доступ свежего воздуха путем проветривания палаты в течении 30 минут Обогащение воздуха кислородом, улучшающие очистительные процессы в организме
5. М/с обеспечит психологическую поддержку пациенту и его досуг Использование приёмов отвлечения

Оценка: пациент отмечает улучшение самочувствия, уменьшение жажды.

Задача № 1.

В инфекционное отделение поступила Таня А. 8-ми лет с диагнозом: дифтерия зева. При сестринском обследовании медицинская сестра получила следующие данные: девочка больна 2-й день. Заболевание началось с головной боли, болей в горле при глотании.



При осмотре: состояние средней тяжести, t тела 38,5ºС, кожные покровы чистые, бледные. Зев гиперемирован, миндалины отечны, покрыты грязно-серым налетом. Подчелюстные лимфатические узлы увеличены да размера боба, болезненные при пальпации. Имеется незначительный отек шеи. Тоны сердца приглушены, пульс 110 в минуту. В легких везикулярное дыхание, живот мягкий, безболезненный. Физиологические отправления в норме. Медицинский диагноз: дифтерия зева, субтоксическая форма.

Задания:

3. Определите цели, и составить план сестринского вмешательства с мотивацией

4. Объясните матери необходимость изоляции больного

5. Обучите ребенка полоскать полость рта

Задача № 2.

В хирургический кабинет поликлиники обратился пациент 40 лет с жалобами на боли в области обеих костей, онемение конечностей. Из анамнеза медицинская сестра выяснила, что пациент находился на морозе без перчаток в течение 2х часов. При осмотре выявлено: кожные покровы кистей рук цианотичны, определяется мраморность кожи, чувствительность нарушена, имеются пузыри, наполненные светлым содержимым. Пульс - 80 в мин., АД - 130/80 мм.рт.ст., ЧДД - 18 в мин., температура - 36,9.

Задания:

1. Определите и обоснуйте вид повреждения на момент осмотра.

2. Выявите, удовлетворение, каких потребностей нарушено у пациента.

3. Определите настоящие и потенциальные проблемы пациента.

4. Определите цели и составьте план сестринского вмешательства с мотивацией.

5. Продемонстрируйте наложение повязки на кисть «варежка».

Эталон ответа к задаче № 1.

1. У ребенка нарушены потребности: поддерживать температуру тела, есть, быть здоровым, общаться, пить.

Проблемы пациента: (настоящие)

Лихорадка,

Боли в горле при глотании из-за воспалительного процесса,

Головная боль.

(потенциальные)

Нарушение глотания, нарушение речи и зрения.

Из данных проблем приоритетной является – боль в горле при глотании.

2. Краткосрочная цель: к концу недели у ребенка уменьшатся боли в горле при глотании, нормализуется температура тела.

Долгосрочная цель: к моменту выписки у ребенка наступит клиническое выздоровление.

ПЛАН МОТИВАЦИЯ
Медицинская сестра:
1. Поместит ребенка в отдельный бокс. 1. С целью изоляции
2. Обеспечит ребенку строгий постельный режим. 2. Для предупреждения осложнений
3. Будет обслуживать ребенка в маске. В боксе будет переодеваться в другой халат 3. Для строгого соблюдения санэпидрежима
4. Проконтролирует, чтобы ребенок получал полужидкую легкоусваиваемую пищу, обильное питье. 4. Для уменьшения болей в горле при глотании. Для уменьшения симптомов интоксикации.
5. По назначению врача введет противодифтерийную сыворотку по методу Безредка 5. Для специфического лечения.
6. проведет по назначению врача инфузионную терапию: введет в/в 5% р-р глюкозы 6. Для уменьшения симптомов интоксикации.
7. По назначению врача введет преднизолон, ампициллин в/мышечно 7. Для лечения инфекции.
8. Обеспечит регулярное снятие ЭКГ ребенку. 8. С целью ранней диагностики возможных осложнений со стороны сердца.
9. Будет регулярно брать мочу на исследования. 9. Из-за возможного развития нефрита
10. Будет регулярно брать у ребенка мазок из зева и носа 10. Для контроля за бактериовыделением
11. Организует досуг ребенка. 11. Для смягчения отрицательного влияния режима изоляции.

Оценка: к концу недели состояние ребенка улучшится: температура тела нормализуется, уменьшатся симптомы интоксикации, боли в горле при глотании. Цель будет достигнута.

3. Студент продемонстрирует правильно выбранный уровень общения с матерью, способность доступно, грамотно и аргументировано объяснить ей необходимость изоляции ребенка?

4. Студент продемонстрирует матери правила полоскания полости рта.

5. Студент продемонстрирует манипуляцию на муляже в соответствии с алгоритмом, принятым в данном учебном заведении

Техника проведения АКДС – вакцины.

ЦЕЛЬ ВВЕДЕНИЯ:

· Профилактика коклюша, дифтерии, столбняка

ОСНАЩЕНИЕ:

· стерильный столик с ватными шариками, салфетками, пинцетом

· перчатки

· вакцина АКДС

· мензурка, для помещения в неё ампулы с вакциной

· светозащитный конус из чёрной бумаги

· лоток с дезраствором для сбрасывания шприцев

· ёмкость с дезраствором для отработанного материала

· 70% этиловый спирт

Этапы Обоснование
ПОДГОТОВКА К ПРОЦЕДУРЕ
-Организовать выполнение 1-4 принципов иммунопрофилактики (См. принципы иммунопрофилактики) -Профилактика поствакцинальных осложнений
-Подготовить необходимое оснащение -Обеспечение чёткости и быстроты выполнения процедуры
-Вымыть и осушить руки -Надеть перчатки -Обеспечение инфекционной безопасности
-Достать из упаковки ампулы с вакциной, протереть шейки ампулы ватным шариком со спиртом, надрезать наждачным диском -Накрыть стерильной салфеткой и надломить -Отработанные ватные шарики, салфетку сбросить в ёмкость с дезраствором -Ампулы поставить в мензурку -Обеспечивается профилактика инфицирования во время инъекции. -Вскрытие ампул с использованием салфетки предупреждает попадание сухой вакцины в окружающую среду -Все, что касалось вакцины должно обеззараживаться во избежание загрязнения окружающей среды -Предотвращение падения ампул и, следовательно, предотвращение попадания живой вакцины в окружающую среду.
-Вскрыть упаковку шприца -Надеть на него иглу с колпачком, зафиксировать иглу на канюле шприца -Снять с иглы колпачок -Предупреждение падения иглы во время работы
-Взять ампулу с АКДС – вакциной и набрать его в шприц 0,5 мл препарата (пустую ампулу сбросить в дезраствор) - Строгий учёт вакцины
-Взять пинцетом со стерильного столика салфетку и выпустить в неё воздух из шприца (сбросить салфетку в ёмкость с дезраствором) -Положить шприц внутрь стерильного столика -Предупреждение попадания живой вакцины в окружающую среду
ВЫПОЛНЕНИЕ ПРОЦЕДУРЫ:
-Обработать верхненаружный квадрант ягодицы 70% этиловым спиртом, (ватный шарик оставить в руке) -Ввести вакцину внутримышечно -Обеззараживание инъекционного поля -Местом введения вакцины АКДS является верхненаружный квадрант ягодицы.
-Извлечь иглу -Место инъекции обработать ватным шариком, оставленным в руке после обработки инъекционного поля -Сбросить ватный шарик и шприц в лоток с дезраствором (предварительно промыв шприц) -Профилактика развития постинъекционного абсцесса.
ЗАВЕРШЕНИЕ ПРОЦЕДУРЫ:
-Снять перчатки и сбросить их в дезраствор -Все, что касалось вакцины должно быть обезврежено
-Организовать выполнение 6-7 принципов иммунопрофилактики (см. принципы иммунопрофилактики) -Чёткая регистрация введённой вакцины -Учёт поствакцинальных осложнений

Эталон ответа к задаче № 2.

1.У пациента отморожение обеих кистей I-П степени. Информация, позволяющая м/с заподозрить данную патологию: пребывание на холоде около 2х часов; цианоз и мраморность кожи; наличие пузырей со светлым содержимым.

2.У.пациента нарушено удовлетворение потребностей, быть здоровым, поддерживать состояние. Одеваться, раздеваться, работать.

3. Проблемы пациента:

1.Нарушение целостности кожных покровов при отморожении, связанных с нарушением периферических кровообращений.

2. Дефицит самообслуживания. .

Приоритетная проблема - нарушение целостности кожных покровов.

4.Краткосрочная цель - уменьшить возможность инфицирования.

Долгосрочная цель - добиться восстановления целостности кожных покровов.

Повязка на кисть «варежка».

Показания: те же что и для повязки типа «перчатка».

Материальное обеспечение: бинт 7-10 см.

Этапы Обоснование
1. Пациенту придают удобное положение. В таком положении накладывают повязку.
2. Бинтующий встает лицом к больному. Бинтующий должен вести наблюдение за больным.
3.Бинтование производят открытым бинтом слева направо. Согласно правилам бинтования.
4.Закрепляющий тур производят круговым движением вокруг лучезапястного сустава. Закрепляющий тур проводят через узкую часть конечности.
5.Затем бинт перегибают на 90 о и ведут по тыльной поверхности к кончикам пальцев, перегибают на ладонную поверхность, доводя до лучезапястной области. Этапы бинтования.
6.Действия повторяют 3-4 раза, прикрывая 4 пальца одновременно.
7.Круговым ходом в лучезапястной области фиксируют предыдущие туры, предварительно перегнув бинт на 90 о.
8.Затем круговыми ходами по спирали спускаясь в низ до кончиков пальцев, и поднимаясь вверх фиксируют свободные туры повязки.
9.Фиксирующий тур закрепляется в месте лучезапястного сустава.

Задача № 1.

Пациентка 36 лет поступила в эндокринологическое отделение с диагнозом сахарный диабет 1 типа, средней тяжести. Предъявляет жалобы на повышенный аппетит, жажду, полиурию, сильный кожный зуд, который не дает заснуть ночью. Знает принципы диетического питания при диабете, но часто нарушает диету, так как «не может удержаться».

Поведение беспокойное, раздражительное из-за кожного зуда. Кожные покровы телесного цвета, сухие с многочисленными следами расчесов, ногти в неопрятном состоянии, отросшие. Пульс 78 ударов в 1 минуту, ритмичный, АД - 120\80 мм рт. ст., частота дыхания 18 в 1 минуту, температура тела - 36,8° С. Рост 168 см, масса тела 60 кг.

Задания

1. Определите проблемы пациентки; сформулируйте цели и составьте план сестринского ухода по приоритетной проблеме с мотивацией каждого сестринского вмешательства.

2. Объясните, как собрать мочу на общий анализ, оформите направление.

3. Обучите пациента принципам профилактики гипогликемических состояний.

Задача № 2.

Наташа Р., 6 лет, заболела остро, появился озноб, многократная рвота, t тела повысилась до 39ºС. Был вызван участковый врач, который, осмотрев девочку, дал направление в стационар. Жалобы при поступлении: боль в горле, головная боль, суставные и мышечные боли.

Объективно: общее состояние ближе к тяжелому. Правильного телосложения, удовлетворительного питания. На гиперемированном фоне кожных покровов обильная, мелкоточечная сыпь. Пульс 130 ударов в 1 минуту, тоны сердца приглушены. Кончик языка сосочковый. Язык обожжен густым белым налетом. В зеве яркая ограниченная гиперемия, рыхлые миндалины, гнойные налеты на них. Подчелюстные лимфоузлы увеличены, болезненные при пальпации.

Диагноз: «Скарлатина», тяжелое течение.

Задание:

1. Выявите, удовлетворение, каких потребностей нарушено у ребенка.

2. Определите проблемы пациента с их обоснованием

3. Определите цели и составьте план сестринских вмешательств с мотивацией

4. Объясните матери необходимость применения антибиотиков для лечения

5. Обучите мать сбору мочи у девочек на общий анализ

Эталон ответа к задаче № 1.

Проблемы пациента:

Не может спать и отдыхать из-за сильного кожного зуда

Риск инфицирования расчёсов кожи из-за неопрятного состояния ногтей

Допускает погрешности в диете

Приоритетная проблема – не может спать и отдыхать из-за сильного кожного зуда.

Цель: пациентка отметит улучшение сна к концу 1-ой недели

План Мотивация
1. М/с обеспечит физический и психический покой пациентке, постельный комфорт. Для улучшения общего состояния
2. М/с обеспечит строгое соблюдение диеты N 9, исключая раздражающую острую, сладкую и соленую пищу Для нормализации углеводного обмена
3. М/с проведет беседу с родственниками о характере передач Для ранней диагностики и своевременного оказания неотложной помощи в случае возникновения осложнений
4. М/с обеспечит гигиену кожи пациентки (обтирание, душ, ванна). Пациентка с помощью сестры приведёт ногти в порядок. Профилактика присоединения инфекции
5. М/с осуществит уход за кожей, за промежностью, используя растворы антисептиков, по назначению врача Для уменьшения кожного зуда и профилактики инфицирования расчесов
6. М/с обеспечит смену хлопчатобумажного нательного и постельного белья по мере загрязнения Для улучшения комфортного состояния
6. М/с обеспечит доступ свежего воздуха путем проветривания палаты в течение 30 минут перед сном Обогащение воздуха кислородом

Оценка: пациентка отмечает улучшение сна, уменьшение зуда. Цель достигнута.

Эталон ответа к задаче № 2.

1. У ребенка нарушены потребности: быть здоровым, поддерживать t тела, выделять, быть чистым, играть, общаться.

Проблемы пациента: (настоящие)

Боль в горле,

Головная боль,

Суставные и мышечные боли,

Лихорадка,

Гнойный налет на миндалинах,

Изоляция ребенка.

(потенциальные)

Риск развития миокардита, нефрита

Из данных проблем приоритетной является – лихорадка, боли (в горле, суставные, мышечные, головная)

2. Краткосрочная цель: лихорадка и боли уменьшатся в течение 2-х дней, прекратится рвота.

Долгосрочная цель: ребенок будет здоров через 10 дней без осложнений.

ПЛАН МОТИВАЦИЯ
Медицинская сестра:
1. Обеспечит изоляцию ребенка в отдельный бокс на 10 дней + 12 дней домашнего режима. Подаст экстренное извещение в СЭС 1. Для предотвращения распространения заболевания (по эпидемическим показаниям)
2. Обеспечит постельный режим до исчезновения температуры, выраженных симптомов интоксикации. 2.
3. Обеспечит полноценное витаминизированное питание в теплом, жидком, полужидком виде. 3. Для уменьшения болей при приеме пищи.
4. Обеспечит обильное питье (морс, соки) при отсутствии рвоты. 4. Для дезинтоксикации.
5. обеспечит полоскание зева раствором антисептика, травами: фурациллин, ромашка, ромашка, календула и д. … 5. Для уменьшения болей в горле и снятия налетов.
6. Обеспечит смену нательного и постельного белья, обработку кожи. 6. Для удовлетворения потребности быть чистым.
7. Обеспечит влажную уборку в боксе с дез. средствами, проветривание, обработку посуды больного с использованием дез. средств, мытьё игрушек. 7. Для предотвращения распространения заболевания.
8. Обеспечит капельное введение реополиглюкина, глюкозо-совевых растворов – парентерально по назначению врача. 8. Для дезинтоксикации.
9. Обеспечит дачу симптоматических средств: жаропонижающих, сердечных, витаминов. 9. Для снижения температуры, улучшения сократительной способности миокарда.
10. Будет вести учет диуреза, подсчет пульса, ЧДД, сбор анализов мочи. 10. Для профилактики осложнений.
11. Выполнит назначения врача: введет антибиотики пенициллинового ряда, десенсибилизирующие. 11. Для действия на стрептококк, уничтожения возбудителя.

Помещение, где находится больной, тщательно проветривают.

Дети, соприкасавшиеся с больным и не болевшие коклюшем, подлежат медицинскому наблюдению в течение 14 дней с момента разобщения с больным. Появление катаральных явлений и кашля вызывает подозрение на коклюш и требует изоляции ребенка от здоровых детей до уточнения диагноза.

На детей до 10-летнего возраста, бывших в контакте с больным и не болевших коклюшем, накладывается карантин сроком на 14 дней с момента изоляции больного, а при отсутствии разобщения - в течение 40 дней с момента заболевания или 30 дней с момента появления у больного судорожного кашля.

Дети старше 10 лет и взрослые, работающие в детских учреждениях, допускаются в детские учреждения, но в течение 14 дней с момента разобщения с больным находятся под медицинским наблюдением. При продолжающемся на дому контакте с больным они находятся под медицинским наблюдением в течение 40 дней от начала заболевания.

Все не болевшие коклюшем дети, контактные с больным, подлежат обследованию на бактерионосительство. При выявлении бактерионосительства у некашляющих детей их допускают в детские учреждения после троекратных отрицательных бактериологических исследовании, проводимых с интервалом в 3 дня и с предъявлением справки из поликлиники о том, что ребенок здоров.

Контактным детям в возрасте до одного года, не привитым против коклюша и не болевшим коклюшем, внутримышечно вводят гамма-глобулин по 6 мл (по 3 мл через день).

Контактным детям в возрасте от 1 года до 6 лет, не болевшим коклюшем и не привитым против коклюша, проводят ускоренную иммунизацию коклюшной моновакциной троекратно по 1 мл через 10 дней.

Б очагах коклюша по эпидемиологическим показаниям детям, соприкасавшимся с больным, ранее вакцинированным против коклюша, у которых после последней прививки прошло более 2 лет проводят ревакцинацию однократно в дозе 1 мл. помещение, где находится больной, тщательно проветривают.

Заключение

Коклюш широко распространен в мире. Ежегодно заболевает около 60 млн. человек, из которых около 600 000 умирает. Коклюш встречается и в странах, где в течение многих лет широко проводятся противококлюшные прививки. Вероятно, среди взрослых коклюш встречается чаще, но не выявляется, так как протекает без характерных судорожных приступов. При обследовании лиц с упорным продолжительным кашлем у 20-26% серологически выявляется коклюшная инфекция. Смертность от коклюша и его осложнений достигает 0,04%.

Наиболее частым осложнением коклюша, особенно у детей до 1 года, является пневмония. Часто развиваются ателектазы, острый отёк лёгких. Чаще всего больные лечатся в домашних условиях. Госпитализируются больные с тяжёлой формой коклюша и детей до 2-х лет.

При применении современных методов лечения летальность при коклюше снизилась и встречается преимущественно среди детей 1 года. Смерть может наступить от асфиксии при полном закрытии голосовой щели вследствии спазма мускулатуры гортани во время приступа кашля, а также от остановки дыхания и судорог.

Профилактика заключается в проведении вакцинации детей коклюшно - дифтерийно-столбнячной вакциной. Эффективность противовококлюшной вакцины составляет 70-90%.

Прививка особенно хорошо защищает от тяжелых форм коклюша. Исследования показали, что вакцина эффективна в 64% против легкой формы коклюша, на 81% против пароксизмальной и в 95% - против тяжелой.

7.1. Целью проведения противоэпидемических мероприятий в очаге коклюшной инфекции является его локализация и ликвидация.

7.2. Первичные противоэпидемические мероприятия в очагах проводятся медицинскими работниками медицинских и иных организаций, а также лицами, имеющими право на занятие частной медицинской практикой и получившими лицензию на осуществление медицинской деятельности в установленном законодательством Российской Федерации порядке, сразу после выявления больного или при подозрении на коклюш.

7.3. При получении экстренного извещения специалисты территориальных органов федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление федерального государственного санитарно-эпидемиологического надзора, в течение 24 часов проводят эпидемиологическое расследование очага инфекции в дошкольных образовательных и общеобразовательных организациях, специальных учебно-воспитательных учреждениях открытого и закрытого типа, организациях отдыха детей и оздоровления, организациях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, домах ребенка, санаториях для детей, детских больницах, родильных домах (отделениях) для установления источника инфекции, уточнения границы очага, круга лиц, бывших в контакте с заболевшим, их прививочного статуса, а также осуществляют контроль за проведением противоэпидемических и профилактических мероприятий в очаге.

7.4. В очаге коклюшной инфекции профилактические прививки против коклюша не проводят.

В помещении осуществляют ежедневную влажную уборку с использованием дезинфицирующих средств, разрешенных к применению, и частое проветривание.

7.5. Общавшиеся с больным коклюшем дети в возрасте до 14 лет при наличии кашля, независимо от прививочного анамнеза, подлежат отстранению от посещения дошкольных образовательных и общеобразовательных организаций. Их допускают в детский коллектив после получения двух отрицательных результатов бактериологического и (или) одного отрицательного результата молекулярно-генетического исследований.

7.6. В семейных (в семьях, где есть больные коклюшем) очагах за контактными детьми устанавливают медицинское наблюдение в течение 14 дней. Всем кашляющим детям и взрослым проводят двукратное бактериологическое (два дня подряд или с интервалом один день) и (или) однократное молекулярно-генетическое исследования.

7.7. Взрослые, работающие в дошкольных образовательных и общеобразовательных организациях, специальных учебно-воспитательных учреждениях открытого и закрытого типа, организациях отдыха детей и оздоровления, организациях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, домах ребенка, санаториях для детей, детских больницах, родильных домах (отделениях), общавшиеся с больным коклюшем по месту жительства/работы, при наличии кашля подлежат отстранению от работы. Их допускают к работе после получения двух отрицательных результатов бактериологического (два дня подряд или с интервалом один день) и (или) одного отрицательного результата молекулярно-генетического исследований.

7.8. За лицами, общавшимися с больными коклюшем в дошкольных образовательных и общеобразовательных организациях, специальных учебно-воспитательных учреждениях открытого и закрытого типа, организациях отдыха детей и оздоровления, организациях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, домах ребенка, санаториях для детей, детских больницах, родильных домах (отделениях), устанавливается медицинское наблюдение в течение 14 дней с момента прекращения общения. Медицинское наблюдение за общавшимися с больным с ежедневным осмотром контактных осуществляется медицинским персоналом медицинской организации, к которой прикреплена данная организация.

В дошкольных образовательных и общеобразовательных организациях, специальных учебно-воспитательных учреждениях открытого и закрытого типа, организациях отдыха детей и оздоровления, организациях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, домах ребенка, санаториях для детей, детских больницах, родильных домах (отделениях) при появлении вторичных случаев заболевания медицинское наблюдение осуществляется до 21-го дня с момента изоляции последнего заболевшего.

7.9. Новорожденным в родильных домах, детям первых 3 месяцев жизни и непривитым детям в возрасте до 1 года, имевшим контакт с больным коклюшем, вводится внутримышечно нормальный иммуноглобулин человека в соответствии с инструкцией к препарату.

Карантин при коклюше длится определенное время, которое зависит от наличия иммунитета к возбудителю.

Если среди детей обнаруживается источник поражения, то с этого момента для всех контактировавших рекомендуется исключение из коллектива на срок от 14 до 16 дней. В случае, когда ребенок, больной коклюшем, остается в группе, то проводится общая изоляция на 25 суток.

Для чего вводится карантин при коклюше? Что используется для профилактики инфекции? Для полного понимания картины рассмотрим основные признаки и особенности влияния инфекции на человека.

Заболевание коклюшем имеет особенность, которая проявляется в остром поражении дыхательных путей. Это бактериальная инфекция, передающаяся воздушно-капельным способом, которая определяется наличием возбудителя – коклюшной палочки под названием Bordetella pertussis.

Болеют чаще всего дети раннего возраста с 2 до 7 лет. Это связано с материнским иммунитетом, который передается с рождения до окончания грудного вскармливания. Массовое скопление малышей становится причиной быстрой передачи коклюша. Но для детской инфекции характерна средняя либо легкая форма течения.

Специфическим симптомом бактериального поражения считается тяжелый спазматический кашель, который появляется через 2 недели после заражения (день, когда устанавливается карантин). Но, кроме того, перед острой фазой болезни, в катаральный период коклюша могут проявляться такие признаки как:

  • воспаление носоглотки – насморк, чихание;
  • умеренная температура – повышение показаний до 38-38,5 С;
  • кашель – переходящий в приступы.

Помимо этого, при коклюше поражаются клетки нервной системы, вследствие чего ребенок становится раздражительным и капризным.

У грудничков наличие признаков бактериального поражения коклюшной палочкой несет опасность в виде остановки дыхания, когда спазмы при кашле приводят к нарушению функции легких. В результате чего малыш может погибнуть.

Практически в каждом случае обнаружения коклюша требуется незамедлительная антибактериальная терапия. Тогда врач назначает комплекс препаратов, способных предотвратить наступление острого проявления инфекции в виде серьезных и тяжелых приступов кашля. Такое лечение часто проводится еще до подтверждения точного диагноза, так как лабораторные исследования тканей больного занимают несколько дней. При этом человек с признаками бактериального коклюша отправляется в карантин.

В ходе лечения любой формы заболевания очень важно создать правильные условия для выздоровления, которые реально помогают справиться с недомоганиями:

  • обеспечить больному покой, исключить внешние (звуковые, световые) раздражители;
  • назначить щадящую диету с повышенным содержанием белков – пища не должна быть слишком острой, кислой или сухой, так как это может спровоцировать очередной приступ кашля;
  • регулярно проветривать помещение, гулять на свежем воздухе;
  • соблюдать прием предписанных лекарств;
  • употреблять больше жидкости (компоты, чаи с малиной, липой).

Хорошо наряду с медицинскими препаратами использовать народные средства для облегчения кашля. Один из таких действенных методов следующий: берут горсть сухой горчицы и кладут в носки, которые надевает ребенок.

Очень эффективным будет также компресс из шерстяной ткани, пропитанный смесью из пихтового масла, столового уксуса и камфоры. При соблюдении постельного режима его кладут ребенку на грудь для прогревания.

Первой и главной профилактической мерой при коклюше является изоляция больного от коллектива сроком на 14-16 дней. Если у ребенка заболевание протекает тяжело или с осложнениями, то рекомендуется лечение в стационаре. Карантин при коклюше может быть увеличен до 25 дней с момента возникновения первых признаков инфекции в группе.

При контакте с заразным человеком, больных детей дошкольного возраста необходимо временно отправить на карантин. В целях профилактики проводят вакцинацию иммуноглобулином для тех, кто не был ранее привит АКДС. Бесклеточная вакцина представляет собой три инъекции, которые вводят однократно с перерывом в 1-3 месяца. Она содержит защиту от коклюша, дифтерии и столбняка, и сегодня считается самым эффективным средством профилактики коклюша. Прививку ставят детям возрастом до 5 месяцев подкожным способом. В дальнейшем для поддержки иммунной защиты, потребуется ревакцинация.

Чтобы диагностировать болезнь на ранней стадии, и исключить массовое заражение, при первых признаках коклюша необходимо провести лабораторное исследование. Особому риску подвергаются дети первых месяцев жизни, у которых вирус протекает обычно в тяжелой форме. В остальных случаях детского заболевания прогноз является благоприятным. Обязательной госпитализации в начальной стадии коклюша подлежат такие пациенты:

  • дети до года, не болевшие бактериальной инфекцией;
  • больные до 3 лет из семей с неблагоприятными жилищными условиями;
  • первые заболевшие в детских учреждениях.

Карантин при коклюше составляет 21 день с момента последнего посещения коллектива последним заразившимся ребенком.

Получается, что карантин продлевается, если в школе или саду заболеет кто-нибудь еще. А в основном, врачи рекомендуют лечение в домашних условиях около месяца, а то и больше, так как защитные силы у ребенка при коклюше особенно ослабляются.

Для маленьких деток при коклюше в первую очередь проводят курс витаминотерапии. Применяют такие препараты, как: Пассилат, Мистик, Хромвитал+ и другие. Для восстановления микрофлоры кишечника после приема сильнодействующих антибиотиков, рекомендованы пробиотики (например, Линекс). Из растительных средств для укрепления здоровья подойдут настойка женьшеня, аралии маньчжурской или элеутерококка.

В постболезненный период, который должен длиться не менее 2 недель, очень важное значение имеет режим жизни ребенка. Чтобы исключить повторные приступы кашля, необходимо больше гулять, двигаться, и по возможности, сократить до минимума отрицательные эмоции.

Симптомы коклюша

КОКЛЮШ

Коклюш – острая респираторная инфекционная болезнь антропонозной природы, характеризующаяся явлениями интоксикации и преимущественным поражением дыхательных путей со своеобразными приступами судорожного кашля.

Этиология. Возбудитель коклюша – палочка Борде-Жангу (Bordetella pertussis). Является представителем рода Bordetella, относящегося к родам с неясным систематическим положением. В состав рода входят также В.parapertussis, и B.bronchiseptica. Это неподвижный микроорганизм размерами 0,2-0,3х0,5-1,2 мкм, грамотрицателен, строгий аэроб. Спор не образует, при окрашивании по Романовскому-Гимзе выявляется нежная капсула, которая может утрачиваться при пересевах. Выделяют три серотипа возбудителя: 1,2,3; 1,2,0; 1,0,3, а также «дефектный» – 1,0,0, специфичность которых определяется агглютининами. Всего выделяют 8 агглютининов, из которых 1 и 7 - общие для всех серотипов. Серотип с антигенным набором 1,2,3 является более патогенным и обуславливает тяжелые формы болезни. Кроме агглютининов в антигенную структуру возбудителя коклюша входят гемагглютинин, токсин, лимфоцитозстимулирующий и гистаминсенсибилизирующий факторы, аденилциклаза и защитный фактор. Токсин коклюшного микроба представлен двумя фракциями – экзо- и эндотоксином. Экзотоксин термолабилен, действует на прессорные нервы, вызывая сужение просвета сосудов и некроз тканей и обладает иммуногенными свойствами. Он прочно связан с клеткой, максимальное количество его обнаруживается в логарифмический период фазы роста, в отмирающих клетках он не выявляется. Эндотоксин образуется при разрушении микробной клетки, не обладает иммуногенными свойствами. Обе фракции токсина обладают дерматонекротизирующим эффектом.

Возбудитель неустойчив во внешней среде и вне организма быстро погибает. В сухой мокроте сохраняет жизнеспособность несколько часов, в капельном аэрозоле – 20-23 часа. Палочка коклюша погибает при воздействии рассеянного солнечного света в течение 2 часов, прямых солнечных лучей – в течение 1 часа, ультрафиолетовых лучей – в течение нескольких минут. Температура 56°С вызывает гибель возбудителя коклюша через 10-15 минут, растворы дезинфицирующих средств в обычных концентрациях – через несколько минут.

Механизм развития эпидемического процесса. Источник инфекции. Источником инфекции является больной острой формой болезни, который становится заразительным с появлением первых клинических проявлений. Заразительность больного максимальна в катаральном периоде и на первой неделе судорожного кашля, когда коклюшную палочку удается выделить в 90-100 % случаев. На второй неделе спазматического кашля возбудитель выделяется в 60-70 % случаев, с третьей недели заразительность больного резко снижается. Как правило, после 25-го дня болезни возбудитель выделить не удается. На длительности заразного периода сказывается и качество этиотропной терапии. Все больные коклюшем независимо от тяжести клинических проявлений представляют опасность как источники возбудителя инфекции. Особую опасность представляют больные со стертыми атипичными формами коклюша, значение которых после внедрения активной иммунизации резко возросло. Следует отметить, что в большинстве случаев диагноз ставится после начала судорожного кашля и больные, находящиеся в продромальном периоде, остаются в коллективах, активно заражая окружающих. Установлено носительство коклюшной палочки в очагах инфекции. Носительство встречается нечасто – у 1-2 % детей старшего возраста, привитых против коклюша и имеющих напряженный иммунитет, а также у взрослых, ухаживающих за детьми (до 10-12 %). Носительство встречается только в пораженных учреждениях и не встречается в детских учреждениях, в которых отсутствуют больные дети. Носительство, как правило, непродолжительно – не превышает двух недель и не имеет существенного эпидемиологического значения.

Механизм передачи. Возбудитель коклюша передается с помощью воздушно-капельного механизма. Коклюшная палочка размножается только в глубоких отделах дыхательных путей (гортань, трахея, бронхи) и выделяется из организма с секретом дыхательных путей при кашле и других экспираторных актах. Больной при кашле выбрасывает в окружающую среду крупнодисперсный аэрозоль, который оседает в непосредственной близости от источника инфекции. Заражение происходит только при непосредственном общении с источником инфекции на расстоянии, не превышающем 2 метра. Таким образом, для распространения инфекции необходим тесный и длительный контакт с больным. В связи с выраженной нестойкостью возбудителя в окружающей среде передача коклюшной палочки через контаминированные предметы обихода или третьих лиц практически исключена.

Восприимчивость и иммунитет. К коклюшу восприимчивы дети с первых дней жизни. В крови новорожденных материнские антитела практически отсутствуют вне зависимости от наличия их в крови матери. Это обусловлено тем, что противококлюшные антитела представлены, в основном, иммуноглобулинами класса М, которые не проникают через плаценту. В настоящее время появились сообщения об обнаружении материнских антител в крови новорожденных в течение первых 5-6 недель жизни, однако это не обеспечивает их защиту от инфекции. Первая встреча с возбудителем приводит обычно к развитию клинически выраженного заболевания. Такая встреча происходит чаще всего в раннем детстве, что и определяет «детский» характер инфекции. Защитный фактор определяется только в живой микробной клетке и является антигеном, обеспечивающим формирование стойкого пожизненного иммунитета у перенесших коклюш. Повторные заболевания встречаются чрезвычайно редко и обусловлены, видимо, ранним назначением антибиотиков, что приводит не только к эффективному купированию процесса, но и препятствует формированию стойкого иммунитета. В клеточной коклюшной вакцине, которая применяется в настоящее время в большинстве стран мира, защитный фактор отсутствует, что приводит к выработке неполноценного иммунитета.

Основные клинические проявления. Инкубационный период при коклюше колеблется от 4 до 21 дня, составляя, в среднем, 5-8 дней. В довакцинальный период коклюш протекал тяжело и характеризовался высокими показателями летальности и смертности. Так, в 1890 году в Минской губернии летальность при коклюше составила 8,32 %. По этим показателям коклюш занимал 1-е место среди причин смерти детей первого года жизни. Это объясняется тем, что коклюш часто сопровождался тяжелыми осложнениями, главным из которых была пневмония, осложнявшая течение болезни в 70-80 % случаев. В настоящее время преобладают легкие и стертые формы болезни – до 95 %. Среднетяжелые формы встречаются у незначительного числа больных, часть детей оказывается бактерионосителями.

Дети первого года жизни переносят коклюш по-прежнему тяжело, поскольку явление пассивного иммунитета при данной инфекции не выражено. У них по-прежнему часто встречаются осложнения в виде пневмоний (до 10 % случаев) и бронхитов (40-45 % случаев).

В течении коклюшной инфекции выделяют следующие последовательные периоды: инкубационный, катаральный, спазматического кашля, обратного развития или разрешения. Катаральный период характеризуется упорным кашлем, длится от 3 до 14 дней и является наиболее заразительным. Спазматический или судорожный период характеризуется приступами кашля с репризами и длится от 2 до 4 недель (у грудных детей может увеличиваться до 2-3 месяцев). Общая продолжительность коклюшной инфекции зависит от тяжести течения болезни, но обычно не превышает 6-8 недель. Болеют коклюшем и взрослые, однако у них тяжелые формы болезни не встречаются. У взрослых преобладают легкие (около 65 %) и стертые (до 20 % случаев) формы болезни. Бактерионосителей среди контактировавших с больным коклюшем взрослых значительно больше, чем среди детей – 10-12 % против 1-2 %, соответственно.

Лабораторная диагностика. Диагноз коклюша базируется на клинико-эпидемиологических данных и результатах лабораторных исследований. Любой длительно кашляющий человек, будь то ребенок или взрослый, подозрителен в отношении коклюша, особенно при наличии активной иммунизации в прошлом.

Основным методом лабораторной диагностики является бактериологический. Материалом для исследования является слизь с задней стенки глотки. которую забирают натощак или через 2-3 часа после еды. Взятие материала может проводиться двумя способами: методом «тампона» и «кашлевых пластинок». В связи с медленным ростом коклюшной палочки на питательных средах бактериологическое исследование продолжается в течение 5-7 суток, т.е. предварительный ответ может быть получен на 3-5 сутки, окончательный - на 5-7 сутки. В настоящее время предложен иммунофлюоресцентный метод (как метод экспресс-диагностики), который позволяет получить ответ через 2-6 часов после забора материала. Антигеном является слизь из гортано-глотки, а антителом – сухие люминесцирующие коклюшные глобулины из гипериммунных антибактериальных сывороток ослов. При длительном кашле и отсутствии бактериологического подтверждения диагноза используется серологический метод диагностики. Используется реакция агглютинации (РА), реакция связывания комплемента (РСК) и реакция пассивной гемагглютинации (РПГА). Серологическое исследование необходимо проводить в динамике, начиная со второй - третьей недели болезни с интервалом 1-2 недели. Диагностическое значение имеет нарастание титров антител в 4 и более раза. Для детей, не привитых и ранее не болевших коклюшем, диагностическое значение имеет наличие специфических антител в титрах 1:80 и выше.

Проявления эпидемического процесса. В довакцинальный период коклюшной инфекции в Республике Беларусь была свойственна интенсивность эпидемического процесса в пределах от 120,0 до 320,0 случаев на 100000 населения, цикличность с интервалами 3-4 года, высокая очаговость, выраженное преобладание заболеваемости среди детей, посещающих детские учреждения, более высокая заболеваемость в городах, чем в сельской местности. Повсеместно более 80 % заболевших составляли дети до пяти лет, при этом на детей до 3 лет приходилось около 50 % всех зарегистрированных случаев.

В 1958 году начато проведение иммунопрофилактики коклюша. До начала 60-х годов использовалась коклюшно-дифтерийная вакцина, затем КДС-, еще позднее - АКДС-вакцина. В первые годы иммунизации охват прививками был невелик и существенного влияния на ход эпидемического процесса она не оказала. Однако уже с 1964 года произошло выраженное снижение заболеваемости (до 77,4-12,1 случаев на 100000), а начиная с 1978 года, заболеваемость коклюшем не превышает 2-8 случаев на 100000 населения.

Рост уровня привитости сопровождался изменением этиологической структуры и свойств возбудителя. До 70-х годов преобладал серовар 1,2,3, характеризующийся высокой вирулентностью (LD50 - 3,579 МЕМ). С конца 70-х годов токсичность и вирулентность циркулирующих штаммов снизилась. В 70-80-х годах в этиологической структуре возбудителя 93 % составлял серовар 1,0,3, характеризующийся сравнительно низкой вирулентностью (LD50 - 6,555 МЕМ).

В многолетней динамике сохранилась цикличность с интервалами 3-4 года. Она объясняется изменением вирулентности циркулирующих возбудителей, усиление которой неизбежно при накоплении прослойки восприимчивых лиц. Сезонность недостаточно четко выражена и несколько отличается от сезонности при других аэрозольных инфекциях: подъем заболеваемости начинается уже летом и достигает максимума в осенне-зимний период. Возрастная структура заболеваемости также претерпела изменения. В настоящее время в наиболее неблагоприятных условиях находятся дети первого года жизни. Увеличился также и удельный вес в структуре заболевших детей и подростков 7-14 лет. Заболеваемость детей, посещающих ясли, существенно ниже заболеваемости детей домашнего воспитания, что, возможно, связано с более высоким охватом иммунизацией организованных детей.

Эпидемиологический надзор. Цель эпидемиологического надзора за коклюшем состоит в профилактике заболеваний в группах риска и снижении заболеваемости населения.

Для оценки эпидемической ситуации по коклюшу следует располагать информацией о заболеваемости этой инфекцией за прошлые годы и в настоящее время. Кроме этого, важное значение имеют сведения, отражающие своевременность и полноту охвата прививками лиц, подлежащих вакцинации и ревакцинации; результаты контроля качества поступающих вакцин и условиях их хранения, транспортировки и использования; данные лабораторного обследования больных и лиц, подозрительных на заболевание коклюшем.

В результате анализа информации выявляют наиболее типичные проявления эпидемического процесса, оценивают качество и эффективность проводимых профилактических и противоэпидемических мероприятий. С учетом полученных данных принимают управленческие решения по проведению профилактических мероприятий.

Профилактика. Основой профилактикикоклюша является активная иммунизация детей адсорбированной коклюшно-дифтерийно-столбнячной вакциной (АКДС-вакциной). Иммунизация проводится с трехмесячного возраста. Коклюшный компонент вакцины АКДС (убитые бактерии коклюша) вызывает выработку иммунитета, который в ряде случаев не предупреждает развитие заболевания. Однако у привитых этой вакциной заболевание коклюшем протекает легко и без осложнений. В последние годы в отдельных странах для вакцинации против коклюша применяется бесклеточная коклюшная вакцина, являющаяся мало реактогенным и эффективным препаратом.

Противоэпидемические мероприятия. Больной коклюшем подлежит изоляции. Госпитализация осуществляется по клиническим и эпидемическим показаниям. Изоляция больных продолжается в течение 25 дней от начала заболевания. Лица, которые общались с больным коклюшем, подвергаются медицинскому осмотру, сбору эпидемиологического анамнеза и медицинскому наблюдению. В коллективах, обслуживающих детей до 3-х лет, с целью активного выявления источников инфекции проводят двукратное бактериологическое обследование детей и персонала. Кашель является главным симптомом коклюша. Поэтому с целью выявления источников инфекции каждого ребенка, кашляющего в течение 5-7 дней, врач должен направить на двукратное бактериологическое исследование (два дня подряд или через день) и установить за ним активное наблюдение. Кашляющих детей обследуют в специальном помещении поликлиники или на дому. Взрослых людей, работающих с детьми, обследуют в бактериологической лаборатории ЦГЭ или в очаге коклюша по месту работы. Выявленных бактерионосителей из этих коллективов изолируют до получения двух отрицательных результатов бактериологического исследования, проведенных 2 дня подряд или с интервалом 1-2 дня.

Если с больным коклюшем по месту жительства общались дети до 7 летнего возраста, которые не болели и не привиты против этой инфекции, то они подлежат разобщению от организованных коллективов на 14 дней. За переболевшими или привитыми детьми до 7 лет, а также детьми старше 7 лет и взрослыми, общавшимися с больным коклюшем, устанавливают медицинское наблюдение на 14 дней без разобщения от коллективов. В семье и квартире, а также в закрытых детских коллективах, общавшимся детям до 7 лет и взрослым, работающим с детьми дошкольного возраста, выполняют двукратное бактериологическое обследование.

Возбудитель коклюша обладает невысокой устойчивостью во внешней среде, поэтому заключительная дезинфекция в очагах этой инфекции не проводится. В очагах коклюша следует усилить соблюдение санитарно-гигиенических мероприятий (влажная уборка, проветривание, обработка игрушек), а также проведение санитарно-просветительной работы.

Загрузка...