docgid.ru

Размеры инвалидной коляски. Инвалидная коляска от а до я Ширина стандартной инвалидной коляски

Чтобы подобрать оптимальный размер инвалидной коляски, нужно произвести предварительные измерения габаритов тела пациента, а также дверных проемов, ширины используемых пандусов. В некоторых случаях может понадобиться дополнительная консультация врача.

Чтобы подобрать наиболее подходящие размеры инвалидной коляски, необходимо учесть индивидуальные параметры пациента (рост и вес). Также следует обратить внимание на ощущения человека и его положение в кресле: поза должна быть удобной, посадка – прямой. Подробная инструкция по выбору представлена ниже.

Стандартные размеры колясок

Для принятия правильного решения учитывают не только сами габаритные размеры инвалидной коляски, но и среду, в которой она будет использоваться, т.е. ширину дверных проемов, пандусов, располагающихся рядом с входом в дом, магазин, поликлинику и т.п.

Обычно все эти показатели соответствуют максимально возможной ширине инвалидной коляски (68–70 см) и плюс 5–10 см зазора.

Стандартные габариты такие:

  1. Высота 93–109 см.
  2. Длина 110–120 см.
  3. Расстояние между передними колесиками 65 см.
  4. Ширина спинки 45 см.
  5. Глубина сиденья (расстояние от переднего края до основания спинки) 40–45 см.
  6. Высота подлокотников (от поверхности сиденья) 25 см.

Что касается ширины сиденья, оно должно подходить под размер одежды пациента с инвалидностью.

Таблица 1. Соответствие ширины коляски размерам одежды пациента

*К указанному размеру необходимо прибавить еще 2–3 см, чтобы учесть толщину зимней одежды.

Важно понимать, что приведенные габариты инвалидной коляски являются приблизительными. Выбор конкретной модели можно сделать только вместе с самим пациентом, с учетом его личных ощущений.

Размеры по ГОСТ

Параметры медицинских средств реабилитации зачастую регулируются на уровне государственных стандартов. В случае с инвалидной коляской следует обращаться к ГОСТ Р 50602-93, в котором предусмотрены такие стандартные показатели:

  1. Высота H = 109 см.
  2. Ширина между колесами B = 70 см.
  3. Длина L = 120 см.

Указанные размеры во всех 3 случаях понимаются, как наибольшее расстояние между максимально выступающими частями (по высоте, ширине и длине). При этом габарит длины и ширины может быть увеличен в случае необходимости (до 175 см и 81 см соответственно). Такие инвалидные коляски изготавливаются для людей с избыточным весом, а также для пациентов с ампутированными конечностями.

Разновидности колясок по размерам

Существует несколько , в том числе и в зависимости от среды использования:

  1. Уличные коляски: могут достигать до 120 см в длину и 70 см в ширину (имеется в виду ширина колес инвалидных колясок).
  2. Домашние (комнатные) – до 110 см в длину и 67 см в ширину.

Уличные модели габаритные, поскольку ширина колеи у них больше (65–70 см). К тому же они оснащены более широкими колесами, изготовленными из литой резины, отличающейся высокой износостойкостью. Они подходят и для домашнего использования, если ширина проемов дверей позволяет беспрепятственно перемещать коляску.

Пошаговая инструкция по выбору модели

Подбор конкретной модели осуществляется в присутствии пациента.

Заранее следует измерить его рост и вес, а также ширину дверных проемов, пандусов и других технических сооружений, которыми будет пользоваться инвалид (проемы в лифте, ширина межкомнатных дверей в квартире и т.п.).

Шаг 1. Подбор по ширине

Для этого можно сориентироваться по сведениям, представленным в таблице, добавить к ним 5 см, чтобы стенки не давили на тело слишком плотно, а также 2–3 см для верхней одежды. Например, размер одежды пациента 48. Тогда ему подойдет модель с шириной сиденья 42 см + 5 см + 2 см = 49 см. При этом ширина колес инвалидной коляски остается стандартной – 70 см.

Если сиденье оказалось немного шире, и пациент чувствует себя в нем довольно просторно, это лучше, чем если оно будет уже. Если ширина инвалидной коляски по габаритам слишком большая, наблюдаются такие последствия:

  • человек сидит неуверенно;
  • тело слишком подвижно, есть риск опрокинуться на бок и даже упасть;
  • если пациент полностью или частично парализован, он может завалиться на 1 бок, интуитивно стремясь занять устойчивое положение; это приведет к тому, что тело занемеет, возникнет отечность.

Примечание! Слишком широкая спинка приводит к нарушению осанки и ухудшает самочувствие инвалида.

Шаг 2. Глубина кресла

Имеется в виду максимальное расстояние от основания спинки до передней границы сиденья (например, у колясок «армед» 40–41 см). Этот габарит имеет большое значение, потому что в норме вес пациента должен равномерно распределяться (в основном на ягодицы и бедра). В противном случае основное давление придется на седалищные бугры. Это приводит к ряду негативных последствий:

  • болезненные ощущения в пояснице;
  • пролежни;
  • нарушения чувствительности в коленях, на поверхности бедер;
  • ухудшение кровоснабжения ног;
  • быстрая утомляемость человека.

В идеале посадка должна быть достаточно плотной. Для этого нужно изначально провести замеры расстояния бедра. Пациент садится на ровную поверхность, а другой человек отмеряет расстояние от коленей до края бедра (по выступающей кости). От этого показателя нужно отнять 5 см – это и будет оптимальный размер инвалидной коляски по глубине.

Можно провести и такой тест: посадить человека в коляску так, чтобы спина плотно опиралась в кресло. Затем измерить расстояние от края сиденья до поверхности ноги – оно должно составить не более 7 см, т.е. 4 пальца в толщину. Если кресло окажется слишком глубоким, это приводит к различным нарушениям осанки. Если параметр будет недостаточно большим, инвалид рискует выпасть во время активного движения.

Примечание! Если не удается подобрать оптимальную глубину, ее можно отрегулировать с помощью специальной ортопедической подушки. Она устанавливается и фиксируется на боку – т.е. идет параллельно спинке модели.

Шаг 3. Высота сиденья

Расстояние от пола до поверхности кресла (высота сиденья) должна быть такой, чтобы человек сидел правильно – ноги в коленных суставах согнуты под прямым углом, спина идеально прямая. При этом человек чувствует себя максимально комфортно, не прогибается вперед или назад, поза правильная. Для определения показателя нужно измерить параметр ноги – расстояние от коленного сустава до стопы, затем прибавить 5 см.

Примечание! Отрегулировать правильную высоту можно и с помощью ортопедической подушки под попу, положив ее на центр сиденья.

Если изначально предполагается, что пациент будет пользоваться этим изделием, его размер также нужно учесть (вычесть разницу). При этом нужно понимать, что при посадке высота подушки уменьшается примерно в 2 раза.

Шаг 4. Высота спинки

Этот габарит имеет значение в основном для правильной осанки человека. Пациент должен опираться спиной на поверхность так, чтобы нагрузка на позвоночник была не слишком большой. В противном случае спина начнет затекать, а в долгосрочной перспективе возникает риск нарушения осанки. Для правильного выбора человеку следует сесть в коляску. Затем нужно измерить расстояние от внутренней поверхности подмышек до верхнего края спинки. Если оно составит примерно 10 см, такая модель оптимально подойдет инвалиду.

Если спинка окажется слишком высокой, спина будет чувствовать себя некомфортно, поскольку подвижность тела будет существенно ограничена. Если же, наоборот, спинка будет ниже уровня, позвоночник не получит нужной поддержки. В итоге пациент будет постоянно запрокидываться назад, и спина начнет быстро уставать.

Внимание! Если человек полностью или частично парализован, за параметром высоты нужно проследить особенно внимательно.

Шаг 5. Определение высоты подлокотников

Еще одна важная точка опоры – это подлокотники. Размер их высоты играет важную роль для общей устойчивости тела человека. Для правильного определения нужно посадить его в коляску и измерить высоту от поверхности кресла до локтей, прибавить к этому числу 2,5 см. Именно эта сумма и будет наиболее оптимальным габаритом.

На сегодняшний день практически у всех моделей предусмотрена возможность отрегулировать данный параметр, поэтому его можно подстроить под каждого человека.

Шаг 6. Вес пациента

Это тоже очень важный параметр, особенно в тех случаях, когда инвалид страдает избыточным весом. Максимальная нагрузка на изделие всегда прописывается в техническом паспорте. Поэтому нужно ориентироваться именно на этот параметр. При этом стоит приобретать модели с запасом веса: например, если масса человека 110 кг, лучше купить коляску, которая выдерживает до 120–125 кг.

Таким образом, выбор размеров инвалидной коляски по ширине, высоте и глубине нужно делать с учетом сразу нескольких габаритов, как самого пациента, так и технических устройств (проемов, пандусов). Если человек страдает заболеваниями спины, мышц, полностью или частично парализован, предпочтительно получить дополнительную консультацию врача.

Как правильно снять мерки с пациента для выбора подходящего кресла-коляски смотрите в видеоролике:

При выборе инвалидной коляски возникает масса вопросов, которые нужно учесть перед приобретением. В первую очередь это касается габаритов. Также стоит учитывать и сферу применения реабилитационного оборудования. Рассмотрим разновидности колясок для людей с нарушениями опорно-двигательного аппарата и основные критерии выбора.

Особенности инвалидной коляски

Многие путают такие понятия, как инвалидная каталка и коляска. Первый вариант относится к пассивному реабилитационному оборудованию, передвигать которое может третье лицо. Каталка часто используется для домашнего применения. Ее вес может достигать 8 кг, а перевозить пациента на ней можно до 100 кг. Преимуществом каталки является мобильность, она легко складывается и переносится. Вес и ширина инвалидной коляски больше, но ею может управлять и сам пациент, что снижает его зависимость от других людей.

Выбор оборудования для реабилитации зависит от физиологических особенностей и потребностей человека, а также от того, насколько у него нарушен двигательный аппарат. Продаются коляски для людей с ограниченными возможностями в специализированных магазинах. Важно при выборе ознакомиться с сертификатом качества и государственными лицензиями на товар.

Не знаете, какой ширины инвалидная коляска? В первую очередь стоит ознакомиться с ее видами. Именно от типа и модификации зависят ее габариты.

Разновидности реабилитационного оборудования для передвижения:

  1. Активный тип. Коляски этого вида предназначены для самостоятельного передвижения пациентов. Они изготовлены из прочных материалов для длительных нагрузок, но имеют несколько облегченную конструкцию для удобства передвижения.
  2. Рычажной/механический привод. Устройства оснащены которые позволяют использовать коляску на разной поверхности. Здесь при выборе нужно учитывать ширину инвалидной коляски по колесам. Конструкция надежна, безопасна, имеет регулируемую спинку. Может использоваться даже лицами, которые активно занимаются спортом.
  3. Электрическая кресло-коляска. Предназначена для свободного передвижения как дома, так и на улице. Работает конструкция от батареек, оснащена пультом управления. Ее управление не требует особых усилий. Преимуществами такой коляски является удобство и легкость использования, к минусам относится высокая стоимость.
  4. Спортивная коляска. Оборудована для занятий различными видами спорта. Колеса таких колясок расположены под углом, но являются мобильными и устойчивыми.
  5. Детские кресла. Чаще всего изготавливаются под заказ, учитывая размеры ребенка. Спинка в таких конструкциях должна регулироваться.
  6. Санитарное устройство. Это коляска, которая оснащена определенными удобствами (к примеру, съемным судном). В ней можно принимать душ или посещать туалет.

Стандартные габариты и ширина инвалидных колясок

Зачастую оборудования для передвижения лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата имеют стандартные размеры. Коляска должна легко проходить в дверные проемы и заезжать на пандусы в общественных местах.

Стандартные размеры инвалидных колясок:

  • высота - от 93 см до 109 см;
  • длина - от 110 см до 120 см;
  • расстояние между колесами передними - около 65 см;
  • ширина спинки - 45 см;
  • глубина сидения (от края до основания спинки) - от 40 см до 45 см;
  • высота подлокотников - 25 см.

Ширина инвалидной коляски выбирается в зависимости от размера одежды человека. Здесь также есть стандартные размеры.

Как подобрать ширину реабилитационного оборудования в зависимости от размера одежды:

  • меньше 46-го - ширина до 40 см;
  • 46-50-й - 42-43 см;
  • 51-54-й - 44-46 см;
  • выше 55-го - 48-58 см.

Чтобы верно определить ширину инвалидной кресла-коляски стоит добавить к стандартной ширине еще 3 см, то есть учесть толщину одежды на зиму. К тому же, габариты являются хотя и стандартными, но приблизительными, что зависит от производителя. Лучше подбирать изделие с пациентом, насколько комфортно он будет себя чувствовать в той или иной модели.

Размеры по ГОСТ

Габариты медицинских средств для передвижения лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата четко регулируются по государственным стандартам.

Размер и ширина инвалидной коляски по ГОСТ 50602-93 имеет такие показатели:

  • высота - 109 см;
  • расстояние между колесами - 70 см;
  • длина - 120 см.

Предусмотрены также размеры для лиц с большой массой тела или пациентов с ампутированными нижними конечностями. Для них может быть увеличена длина до 175 см, а ширина до 81 см.

Разновидности колясок по размерам:

  • уличные варианты - длина до 120 см, ширина - 70 см;
  • для домашнего пользования - длина 110 см, ширина - до 67 см.

Уличные модели несколько больше, поскольку ширина колеи у них составляет до 70 см. Они оснащаются более широкими колесами и отличаются высокой износостойкостью. Их можно применять и дома, так как проходят в дверные проемы без препятствий.

Вес, рама и материал для изготовления инвалидных колясок

При выборе нужно учитывать не только ширину инвалидной коляски, но также такие показатели, как вес конструкции, особенности рамы и материал, из которого изготовлено сиденье.

Габариты и вес зависят от модели конструкции. В среднем реабилитационное оборудование для передвижения весит до 19 кг. Есть варианты с облегченной алюминиевой рамой до 15 кг. Масса спортивной модели может варьироваться от 8 до 15 кг. Повышенной грузоподъемностью, что актуально для тучных пациентов, отличаются коляски с усиленной двойной рамой и расширенным сиденьем.

Рама может отличаться в зависимости от особенностей конструкции материалом изготовления. Чаще всего она изготавливается из стали, а иногда из алюминия или хрома. Элементы конструкции могут быть складными или монолитными. Первый вариант предпочтительнее, так как она может легко складываться и транспортироваться.

Сиденье и спинку делают из кожзама или гигроскопического материала. Они легко поддаются санитарной обработке и обладают высоким уровнем комфорта.

Критерии выбора

Чтобы выбрать самый функциональный и оптимальный вариант коляски стоит учесть то, где и как оборудование будет использоваться в первую очередь.

Что еще учесть при выборе:

  • особенность патологии опорно-двигательного аппарата у человека;
  • где будет использоваться конструкция больше (дома или на улице);
  • наличие подножек и противоопрокидывающей системы;
  • особенность рамы (складная для транспортировки или монолитная);
  • тип и ширина колес.

Главными параметрами при выборе коляски является ее ширина, глубина сидения и высота спинки. Чаще всего выбираются варианты активного типа, поскольку они комфортные, удобные, имеют небольшой вес, легко складываются в багажник любого авто. Среди этого варианта есть инвалидные коляски шириной 60 см.

При выборе детского реабилитационного оборудования стоит учесть возраст ребенка. Есть среди них базовые и активные модели. В отдельную группу стоит выделить коляски для детей с ДЦП. Они могут иметь различные приспособления в зависимости от возможностей и потребностей ребенка, чтобы обеспечить его безопасное пребывание в кресле. Важно, чтобы они были оснащены боковыми фиксаторами, была прочная и удобная спинка, единая подножка, фиксаторы головы и ремни.

Ширина инвалидной коляски

Максимальная ширина реабилитационного оборудования до 42 см. Если ширина коляски больше, это затруднит ее способность проходить в узкие дверные проемы и лифты. Чтобы определить необходимый размер, стоит замерить бедра (по самым широким участкам). К полученной длине стоит добавить около 3-5 см. К примеру, человеку с размером одежды 48 подойдет 42 см + 5см + 2 см (на верхнюю одежду) = 49 см. При этом ширина колес останется стандартной 70 см.

Для определения глубины сиденья стоит замерить размеры человека в сидячем положении, от бедра до коленок и отнять 5 см. Это самые важные показатели при выборе реабилитационного устройства. Если сиденье узкое, будет ограничиваться двигательная способность человека, поскольку поворачивать туловище будет неудобно. Также повышается риск развития пролежней. Если же, наоборот, сиденье широкое, спинка пациента в таком случае не фиксируется, что может привести к искривлению позвоночника.

Немаловажным критерием является глубина сиденья. Если она маленькая, вес тела будет распределяться неравномерно, что увеличит нагрузку на позвоночник. Если слишком большая, пациент может выпадать из кресла, или у него разовьется деформация позвоночника.

Если подобрать оптимальную глубину сиденья не получается, ее можно отрегулировать с помощью ортопедической подушки, что фиксируется сбоку.

Высота сиденья

Этот показатель зависит от особенностей поражения позвоночника. Если у человека травма шейного отдела позвоночника спинка должна быть выше, но так, чтобы пациент не сидел сгорбленным. Также стоит помнить, что высота может увеличиваться при помощи ортопедической подушки, которая расположена под бедрами.

Чтобы определить высоту стоит измерить расстояние от пятки до колена плюс 5 см и высоту подушки, если она будет использоваться. Если используется полиуретановая подушка, она уменьшается вдвое при посадке.

Подножка располагается от пола на расстоянии 5 см. Если высота сиденья увеличивается, должна увеличиться и высота подножки. Если подножка и сиденье располагаются низко, они будут мешать колесам двигаться, а при наезде на небольшую ямку пациент может упасть. Если же высоко, человек не подъедет к столу, или ему будет трудно дотянуться до предметов, которые расположены на уровне коляски.

Ширина проезда для инвалидной коляски составляет от 90 см до 150 см, по высоте ограничений нет.

Высота подлокотников

Этот критерий играет немаловажную роль для обеспечения комфортности сидения пациента в реабилитационном оборудовании. Чтобы определить необходимый размер, стоит измерить расстояние от локтей до сидения плюс 2,5 см. Именно на этом уровне должны располагаться подлокотники. Лучше выбирать регулируемые, чтобы подобрать их расположение индивидуально, а не руководствоваться стандартами.

Если подлокотники располагаются низко, это может сказаться на осанке, повысить утомляемость человека и даже привести к затруднению дыхательной функции. Если же слишком высоко - они перестанут выполнять свою задачу, а именно поддерживать предплечья.

Колеса для инвалидной коляски

Колеса для реабилитационного устройства выбираются в зависимости от того, где будут использоваться больше всего. Они могут быть пневматическими и литыми.

Пневматические колеса обладают более высокими амортизационными свойствами, литые - более долговечные, надежные и износостойкие. Первый вариант подходит для передвижения по неровной поверхности, поездка будет мягкой. Второй вариант для домашнего использования, так как если литые колеса несколько повреждаются, они не подлежат ремонту, а требуют замены. Ширина инвалидной коляски по колесам не зависит от их разновидности.

Стандартные размеры пандусов в общественных местах до 1 м. Ширина инвалидной коляски для пандуса оптимальная составляет до 58 см плюс рама. Чем шире стандартная модель, тем выше располагаются элементы конструкции.

Вывод

При выборе инвалидной коляски стоит учесть множество нюансов. Если стандартные размеры не подходят, можно заказать реабилитационное оборудование по индивидуальному заказу. Стоит обращать внимание на габариты, ширину, высоту изделия, особенность конструкции рамы, материал для спинки и тип колес.

Время чтения: ~13 минут Татьяна Григорьева 1611

В последние несколько десятилетий рынок реабилитационного оборудования достаточно широк. Это является, с одной стороны, положительным моментом, а с другой – во много раз усложняет людям с ограниченными физическими возможностями (ОФЗ) выбор необходимого приобретения. К примеру, инвалидные коляски (ИК) имеют различное предназначение и могут быть использованы как для передвижения в помещениях, так и на длительные поездки.

Кроме того, они оборудованы самыми разнообразными механизмами, позволяющими инвалиду быть максимально маневренным и комфортно осуществлять все необходимые действия. Но для этого следует скрупулезно подходить к выбору данного средства передвижения и изначально тщательно вычислить его параметры, а именно длину, высоту и ширину инвалидной коляски.

Что необходимо учитывать в выборе?

При подборе ИК нужно по возможности учесть все обязательные факторы, о которых будет написано ниже. Если при заказе и покупке будут соблюдены все правила, то передвижение, а следовательно, и сама жизнь человека с ОФВ будет более легка и комфортна. У него будет возможность удобно маневрировать в ванной комнате, дверных проемах и прочих помещениях, имеющих ограниченное пространство.

Во многих магазинах, не только в Москве, но и в гораздо меньших городах, представлено большое количество инвалидных кресел-колясок, имеющих достаточно широкий ценовой диапазон. Можно приобрести как экономичные и доступные для людей с ОФЗ, ведущих простой образ жизни, так и более дорогие ИК, в основном предпочитаемые активными инвалидами. Это могут быть многофункциональные и облегченные коляски, ИК для дома и улицы, для полных людей, детей, с электроприводом, санитарным оснащением, а также ИК активного типа.

Оборудование импортного производства в большинстве случаев практичнее и удобнее – оно изготавливается с особой тщательностью и продуманностью, учитывая разнообразные потребности инвалидов. Эти коляски выполняются на цельнолитых дисках, из-за чего и стоимость их немного выше отечественных, но и прослужат они гораздо дольше. Поэтому такой выбор является полностью оправданным.

Виды транспортного оборудования для людей с ОФВ

Изначально инвалидные кресла подразделяются на ИК и кресло-каталку, и в свою очередь каждая группа имеет свои разновидности, характеризующиеся массой отличий.

Инвалидная каталка

Такое средство предназначено в основном для инвалидов, не имеющих возможности перемещаться самостоятельно, то есть без посторонней помощи. В основном это лица с дисфункцией опорно-двигательной системы, что не позволяет им выполнять необходимые действия самим. Тогда как кресла-коляски производятся именно для самостоятельного использования, что обеспечивается благодаря присутствию больших колес.

ИК с рычажным приводом

Данные средства перемещения оборудованы пневматическими шинами, благодаря которым они могут амортизировать на ухабистой дороге, что позволяет инвалидам преодолевать значительные расстояния на улице. ИК для квартиры или других помещений по большей мере оснащены литыми шинами, благодаря которым человек легко маневрирует по гладкой поверхности. Размеры комнатных (домашних) колясок, как правило, следующие: длина – до 110 см, ширина до 67 см.

Рычажный привод обеспечивает качественную и одновременно высокую мобильность, а также плотный контакт с покрытием пола, даже если оно недостаточно ровное. Большинство таких ИК дополнительно оснащены регулировкой положения, что позволяет осуществлять плавный наклон задней спинки. Они рассчитаны на длительные расстояния и поэтому имеют максимально комфортные для инвалидов характеристики.

Если у человека с ОФВ передвижение может осуществляться при помощи только одной руки, то необходимо приобретать коляску, специально предназначенную для подобных случаев, то есть с односторонним управлением. Такие удобства предоставляются за счет рычажного и приводного управления ИК, и они дают возможность гражданам с инвалидностью вести относительно активный (в их состоянии) образ жизни.

Многие, имея подобное средство передвижения, способны быстро и достаточно легко перемещаться, уверенно маневрировать на дороге и даже заниматься доступными видами спорта. Коляски для уличного использования выпускаются до 120 см в длину и 70 в ширину.


Разновидности колясок для инвалидов

ИК с электроприводом

Коляски, оснащенные электроприводом, используются для самостоятельного быстрого перемещения как в различных зданиях и постройках, так и на уличных тротуарах (и пандусах) с ровным и качественным покрытием в благоприятные погодные условия. В зависимости от активности человека либо его потребностей такие ИК могут оснащаться механическим приводом (когда задние (ведущие) колеса запускаются усилием рук) либо электрическим приводом, работающим на аккумуляторных батареях.

Электроприводные ИК оборудованы отличной от стандартных ходовой частью и широко применяются для передвижения на улице и в различных помещениях. Пульт, при помощи которого осуществляется управление, расположен на подлокотнике и поэтому комфортен в использовании. При этом в большинстве ИК доступна переустановка пульта на более удобную сторону, посередине, либо вообще можно сделать управление ножным.

Это обеспечит пользователю минимальные траты своих сил, но такое оборудование зачастую недешево. Такие модели могут быть как для уличного применения, так и для домашнего и иметь соответственно размеры от 110 до 120 в длину и 65-70 в ширину.

Коляски активные

Такие ИК – оптимальный вариант для людей, привыкших к активному образу жизни и даже с появлением инвалидности не готовых лишить себя скорости перемещения. Они предоставляют возможность быстро и относительно свободно передвигаться, преодолевать барьеры и заниматься спортом.

Для изготовления данных ИК используются сверхпрочные материалы, которые способны выдержать экстремальные нагрузки, зачастую связанные со спортом. При этом облегченная конструкция (9-14 кг), оснащенная маленькими и большими колесами, обеспечивает их длительное использование при значительных нагрузках. Размеры могут варьироваться с учетом физиологических особенностей пациента – ширина сиденья от 28 до 46 см, длина коляски – от 100 см и выше.

Детские ИК

Чтобы правильно подобрать кресло-коляску для ребенка, необходимо учесть его возраст и размеры тела. Это обеспечит малышу максимальный комфорт при движении и осуществлении своих потребностей, а также предоставит больше самостоятельности и независимости от близких.

В связи с чем зачастую коляски для детей производятся на заказ, опираясь на конкретные характеристики маленьких пациентов, и могут быть от 107 до 121 см в длину и от 32 до 56 см в ширину, включая все необходимые приспособления (к примеру, подголовник).

ИК с санитарным оснащением

Данные ИК предназначены для применения в качестве душевого или туалетного приспособления, так как оборудованы съемным судном. Также выпускаются специальные коляски, предназначенные для тучных людей (до 300 кг) или пациентов с ампутированными нижними конечностями. Их размеры заметно превышают стандартные и достигают в длину до 175 см и ширину до 81 см.

Важно! Подбирая коляску для человека с ОФВ, нужно учитывать его массу и размеры тела, чтобы ничто не мешало передвижению и нахождению в ней. Какая она должна быть, полностью обусловлено физическими возможностями и потребностями пациента.

Характеристика габаритов

Размеры инвалидной коляски – очень важный момент, который обязательно следует учитывать, прежде чем ее выбирать. Кроме того, необходимо брать во внимание основные параметры человека, который будет ею пользоваться. Чтобы сделать правильный выбор, в результате которого инвалиду не придется ощущать дискомфорт и различные проблемы, связанные с неудобным положением, рекомендуется изначально произвести замер 6 позиций. Сюда входят: ширина и глубина сидения, высота спинки и сиденья, длина ног и высота предплечий.


Выбор коляски для инвалидов – очень важный аспект

Существует общепринятые, то есть ГОСТ размеры ИК, рассчитанные на людей средней комплекции. Такое оборудование с легкостью проходит во все двери, ванные комнаты и туалеты, так как оно создано с учетом данных конструкций. Стандартные габариты коляски для инвалидов следующие:

  • длина между передними и задними элементами – 120 см;
  • ширина между колесами или боковыми элементами – 70 см 4 мм;
  • высота от верхней детали до пола – 109 см.

Ширина сиденья

Если выбирать с учетом индивидуальных особенностей и характеристик человека, то для взрослых людей коляска изготовляется из расчета размера одежды. Если, например, человек носит одежду до 48 размера, то ширина сиденья должна быть 38 или 40 см.

  • до 52 – 42 см;
  • 54-56 – 43 см;
  • 56-58 – 46 см;
  • до 64 – 50 см.

При этом не следует забывать, что ширина ИК, превышающая 42 см, значительно снижает ее возможность проходить в лифты, туалеты и другие узкие проемы. Измерение ширины сиденья считается самым важным. Его задача заключается в том, чтобы:

  • обеспечить равномерное распределение массы тела инвалида на максимально широкой и удобной поверхности;
  • облегчить передвижение и предупредить соприкосновение и трение частей тела человека о поручни и боковые стенки;
  • выяснить наиболее возможную ширину ИК с расчетом, позволяющим беспрепятственному маневрированию в ванной комнате, узких дверных проемах и прочих ограниченных пространствах.

Важно! Неправильный выбор ИК может привести к негативным последствиям для здоровья человека.

Замеры ширины производятся путем определения расстояния между наиболее удаленными участками подвздошных костей либо бедер при применении сантиметровой ленты. Для данной цели можно установить по бокам две средние по ширине книги и вымерять расстояние между ними. Далее к полученному значению прибавляется 3-5 см, что делается с учетом ношения толстой (зимней или осенней) одежды.

Следует помнить, что слишком узкое сиденье значительно снизит степень подвижности пациента, так как туловищу будет сложно поворачиваться по оси. А в результате того, что масса тела будет распределяться по малой поверхности, повысится давление на седалищные бугры. Это может вызвать вторичные осложнения, к примеру, такие как возникновение пролежней.

Чрезмерно широкое сиденье зачастую становится причиной формирования проблем физического характера, а также внешнего. Снижение устойчивости в сидячем положении в обязательном порядке сказывается на нормальном положении тела. Появляются затруднения при поступательном передвижении ИК, и для облегчения передвижения вперед человеку придется пользоваться руками.

Для контроля соответствия габаритов коляски и размеров человека можно разместить ладони между боковыми стенками кресла-коляски и его бедрами. Если все вымерено правильно, то руки будут размещаться свободно, не ощущая какого-либо давления с обеих сторон.

Глубина сиденья

Измерение глубины ИК производится так, чтобы распределение массы тела на бедра и ягодицы не вызывало на седалищные бугры чрезмерного давления. Это поможет предотвратить ухудшение циркуляции крови и лимфы, а также предупредит появление раздражения кожных покровов под коленом. Замеры производят вдоль бедра, начиная от края ягодицы и постепенно доводя до внутреннего коленного сгиба.


Подбор глубины сиденья

Для получения правильного размера от данного показателя отнимается 5-7,5 см. При недостаточной глубине сиденья кресла-каталки дополнительный вес будет также распределяться на бедра и ягодицы, что приведет к смещению центра тяжести и росту давления на седалищные бугры.

Габаритные замеры с такими ошибками в несколько раз повышают опасность выпадения инвалида-колясочника при движении вперед. Излишняя глубина ИК нередко становится причиной давления, которое приводит к ухудшению микроциркуляции тазовых органов и нижних конечностей, а также провоцирует появление раздражения под коленом и на верхнем участке лодыжки.

Совет! Для контроля соответствия сиденья размерам больного оценивается расстояние между областью под коленом и передним краем сиденья (или обивки). Его ширина не должна быть больше 3-4 пальцев взрослого человека, что равняется примерно 7,5 см.

Длина ног

Проведение замеров длины ножной части, так же как высоты самого сиденья, непосредственно связаны между собой, поэтому их следует оценивать в комплексе. Кроме того, нужно помнить, что площадку для размещения ног нужно закрепить в 5 см от пола. Благодаря этому пациент сможет безопасно осуществлять повороты плечами и туловищем.

Достаточная высота сиденья позволит предотвратить нарушение микроциркуляции и сдавливание в данной зоне. Замеры выполняются от пятки либо края каблука (если человек с ОФВ носит туфли) до уровня бедра.

Подушка предоставляет дополнительный комфорт и минимизирует давление на кожу. При чрезмерно низком установлении подставки для ног нередко появляются трудности с безопасностью. Инвалиду будет трудно выполнять развороты туловища и плеч – при этом он может даже упасть из ИК.

Вращающиеся колесики, прикрепленные снизу, способны нанести повреждения голеностопа либо лодыжки в случае свисания стоп при низкорасположенной площадке для ног. Есть риск выпадения из коляски, если она зацепится за какое-либо возвышенное препятствие.


Рекомендации по выбору высоты спинки

Высота сиденья

Цель замера данного параметра заключается в предупреждении давления на наиболее повреждаемые участки, находящиеся в седалищных буграх и под коленом. Кроме этого, правильно вымеренная высота сиденья ИК обеспечит инвалиду возможность достигнуть максимально маневренные условия для передвижения и сохранить его коленные суставы от всевозможных ударов и ушибов.

Замеры осуществляются посредством прибавления к длине согнутой нижней конечности 5 см. Это позволяет закрепить на безопасном расстоянии от пола подставку. При этом не следует забывать, что каждые 2,5 см увеличения высоты сиденья должны сочетаться с расширением расстояния между поверхностью пола и площадкой для ног.

Если во время сидения пациент пользуется полиуретановой подушечкой, то ее объем под давлением среднего веса снижается наполовину. Из чего следует, если высота подушки равна 10 см, то при давлении она станет 5 см, поэтому всегда необходимо иметь в виду данный момент. Очень низко расположенное сиденье ИК и подставка для ног – весьма опасно для человека с ОФЗ.

Поэтому нужно его посадить выше, предварительно подложив на сиденье подушку, и переустановить подставку для ног. В таком случае седалищные бугры избавятся от чрезмерного давления. При несоразмерно высоком закреплении сиденья колени будут задраны вверх, и человеку станет неудобно выполнять различные манипуляции за столом.

Чтобы выяснить, соответствует ли высота сиденья правилам, нужно ввести два пальца под бедро до глубины второй фаланги, плавно перемещаясь под подушкой или обивкой коляски. В норме такой размер должен не выходить за рамки 3,75-5 см.

Высота спинки

Инвалидные кресла часто изготавливаются с низкой спинкой. Высота спинки коляски должна регулироваться в зависимости от физических отклонений человека и его степени активности. Достаточная высота и правильная форма кресла предоставят возможность инвалиду находиться в удобной позе, что также подразумевает его устойчивое положение и комфорт при перемещении.

При выполнении замеров выясняется высота от подмышечной впадины пациента и поверхности сиденья, при этом руки человек должен вытянуть вперед и приподнять параллельно полу. Для получения верных размеров данного параметра, а именно высоты спинки вместе с обивкой, нужно отнять от результата 10 см. Такая высота позволяет добиться минимальной потребности в поддержке туловища.

Если пациент нуждается в полной поддержке корпуса, то тогда вымеряется высота от сиденья до требуемой линии поддержки (плечи, шея либо нижняя половина головы). В случае потребности полной поддержки корпуса, как правило, подбирается коляска со спинкой, предоставляющая возможность пациенту отклониться назад, а иногда рекомендуется пользование ИК со спинкой, оснащенной секционной регуляцией высоты.

Такое приспособление позволяет менять степень поддержки по мере восстановления работоспособности отдельных частей корпуса. Чтобы проверить соответствие высоты спинки у людей, имеющих минимальные отклонения в функционировании туловища, нужно 4 пальца руки уместить между подмышечной впадиной и верхним краем обивки ИК. Данное расстояние должно быть около 10 см.

Высота подлокотников

Для сохранения правильной посадки инвалида и обеспечения ему равновесия, требуется уделить не меньшее внимание высоте подлокотников. Их расстояние измеряют от локтя до поверхности сиденья. Затем к полученному результату нужно прибавить 2,5 см.

При несоразмерно высоких подлокотниках плечи пациента будут приподняты, а это приведет к чрезмерному и скорейшему утомлению мышц. Кроме того, инвалид не сможет пользоваться подлокотником по его прямому предназначению, что станет причиной его неустойчивости в сидячем положении.


Правила установки подлокотника

При несоразмерно низком расположении подлокотников инвалид не сможет принять комфортную для себя позу. Он будет вынужден сутулиться, чтобы получить возможность опираться предплечьями. Вследствие согнутого положения человек быстрее устанет, нарушится его равновесие, а также возникнут трудности с дыханием. Подвижность диафрагмы снизится, что приведет к ухудшению дыхательной функции.

Памятка . Безусловно, выбор коляски для человека с ОФВ достаточно сложное и емкое дело, но пренебрегать вышеуказанными правилами не следует. Благодаря правильному и скрупулезному подходу к приобретению данного средства перемещения можно как обеспечить пациента большей самостоятельностью и маневренностью, так и снизить его и без того небольшой комфорт. Кроме того, не стоит забывать, что в неудобной и выбранной не по размеру коляске у человека могут развиться различные заболевания, которые усугубят его состояние.

Видео по теме

Согласно принятому определению, «инвалид» — человек с ограниченными возможностями в связи с физическими, умственными, сенсорными или психическими недостатками, этот термин имеет медицинско-юридический статус. Очевидно, что для полноценной жизни таким людям нужны особые приспособления. Одним из таких примеров специальных приспособлений для увеличения силы не очень сильных людей (именно так с латыни переводится слово «инвалид») может считаться инвалидное кресло.

Медицинская и социальная реабилитация инвалидов

Существуют несколько общепринятых взглядов на проблемы инвалидов. До последнего времени была наиболее распространена так называемая медицинская точка зрения, согласно которой проблемы людей с инвалидностью заключаются в их неполноценности, что требует создания специальных учреждений для изолирования инвалидов и обслуживания их специально обученными людьми.

Сейчас всё больше активно развивается другая концепция - социальная. Согласно ей, проблемы инвалидов связаны с недостаточным развитием социальной среды, позволяющей инвалидам полноценно участвовать в жизни общества. В 2006 году была принята Конвенция ООН, направленная на защиту прав инвалидов. Россия является одной из стран, ратифицировавших положения этой конвенции.

Но подписать и ратифицировать Конвенцию - это даже не полдела. Гораздо сложнее воплотить в жизнь то, что написано на бумаге. Большинство наших домов не оборудовано пандусами для проезда прогулочной инвалидной коляски, а размеры дверных проёмов и лифтов не соответствуют ширине инвалидной коляски. Не имеет государство и достаточных финансовых возможностей обеспечения нуждающихся современными инвалидными колясками по доступной цене.

Конечно, мероприятия, направленные на реализацию пунктов этой конвенции, уже начали проводиться государством. Объекты социального назначения оборудуются для свободного передвижения людей в инвалидных креслах-колясках, а в нормы на проектирование и строительство внесены изменения, касающиеся создания доступной среды для человека, частью повседневной жизни которого является коляска.

Раз инвалидное кресло является столь неотъемлемой частью жизни человека с ограниченными возможностями, то и выбору модели следует уделить особое внимание.

Медицинских причин, по которым может потребоваться инвалидное кресло-коляска, много. Поэтому и кресло-коляска для инвалидов может быть разной конструкции. Производители, занимающиеся выпуском медицинского оборудования, разрабатывают модели, приспособленные для потребностей людей с различными заболеваниями. Предлагаемые изделия различаются назначением, имеют разные основные и дополнительные функции, способы управления, дизайн, и, конечно же, стоимость.

Прежде чем рассматривать разновидности технических устройств для реабилитации, нужно разобраться с терминологией. Вся продукция для передвижения инвалидов делится на две категории: кресло-каталка и инвалидная коляска. Первый вариант предназначается для людей, которые не могут самостоятельно управлять средством передвижения, каталку возит сопровождающий - медицинский работник или опекун. Кресло-коляска предназначается для более мобильных инвалидов, способных самостоятельно управлять своим средством передвижения.

Кресла-каталки

Самый простой вариант - это каталка, предназначенная для временного пребывания. Её используют для реабилитации пациента при временной потере подвижности. Например, при переломах нижних конечностей. При выборе модели необходимо учесть, чтобы кресло-коляска для инвалидов отвечала всем потребностям больного: особенностям его заболевания, возрасту, росту и весу, функциональным возможностям, а также образу жизни и занятиям.

Каталки постоянно используются в больницах, такие же модели можно использовать и дома. Их отличают небольшие размеры, например, при стандартной ширине сидения в 44 см, внешние габариты - всего 58 см. Это позволяет использовать такие средства передвижения в небольших квартирах, без специального переустройства. Особенно это актуально, если кресло необходимо временно, только на период лечения и реабилитации. Ещё один плюс - простые конструкции относительно недорого стоят.

Кресла-коляски

  1. Базовая коляска инвалидная. Базовый вариант различается по типу конструкции рамы, устройству подлокотников и подножек, виду колёс. Также они имеют разные размеры и вес. Ширина сидения от 38 до 54 см. Кресло-коляска для инвалидов, имеющих большой вес и габариты, имеет усиленную раму. Ширина сидения такого кресла - от 56 см.
  2. Кресло-коляска с санитарным оснащением. Модели, оснащённые туалетным устройством, имеют стульчак и санитарный горшок, закрепляющийся на раме коляски. Конструкция такова, что кресло-коляска может использоваться и с обычным унитазом, если снять горшок. Материалы для изготовления сиденья используются влагоустойчивые, поэтому за креслом удобно ухаживать. Кроме того, такое кресло может использоваться в душе.

Кресла с приводом

Кроме моделей с традиционным способом передвижения - за внешний обод колёс, существуют варианты: коляска с рычажным приводом и с электроприводом.

  1. Коляска для инвалидов с рычажным ручным приводом предназначена для больных, которые не утратили подвижность верхней части тела. Есть модели с однорычажным приводом, разработанные специально для людей, имеющих подвижность только с одной стороны.
  2. Электрическая инвалидная коляска не требует от своего владельца мышечных усилий для передвижения - она работает с помощью электродвигателя, питающегося от аккумуляторных батарей. В зависимости от модели, заряда батареи хватает на путешествие от 10 до 40 километров.

Кресло-коляска с электроприводом удобна для всех больных. Но в некоторых случаях - если пациент ослаблен или у него ограниченная подвижность верхней части тела, инвалидные коляски с электроприводом могут стать единственной возможностью сохранять мобильность и меньше зависеть от своих опекунов.

Управление электроприводом инвалидного кресла-коляски может осуществляться при помощи джойстика, встроенного в подлокотник. Существуют модели, которые управляются джойстиком, рассчитанным на движение подбородка. Такие варианты предназначены для полностью неподвижных людей, имеющих определённый диагноз, например, квадриплегия.

Существует уже кресло-коляска с электроприводом, управлять которой можно буквально силой мысли. Электрическое инвалидное кресло, разработанное японской компанией BSI-Toyota, управляется, воспринимая активность человеческого мозга через сенсоры, встроенные в специальный шлем.

Инвалидное кресло с электроприводом может быть оснащено дополнительными функциями. Одно из таких дополнительных удобств - возможность «привставать» — поднимать кресло вместе со своим пассажиром на высоту около 30 сантиметров. Это помогает пользователю доставать высоко расположенные предметы.

Встроенный вертикализатор и трансформирование кресла в положение «лёжа» также являются дополнительными удобствам, которыми может обладать коляска с электроприводом.

Можно выбрать и вариант, совсем непохожий на традиционное реабилитационное средство передвижения. Примером могут служить коляски производства компании Армед, например, Армед FS141, похожая на гольф-кар.

Специфические разновидности

Среди кресел для людей с ограниченными способностями выделяется несколько специфических категорий, представленных, в том числе, моделями Армед.

Модели для детей

Чтобы выбрать модель для ребёнка, нужно учитывать возраст и тип заболевания. Модель Армед FS958LBHP имеет размеры сиденья 38 сантиметров. Габариты её в разложенном состоянии - 52х118 см.

Модели колясок инвалидных для детей младшего возраста от Армед с виду могут практически не отличаться от обычной прогулочной детской коляски. Модель Армед FS258LBYGP удобна тем, что кресло легко снимается с рамы и может использоваться в качестве автомобильного кресла для ребёнка. Сама рама имеет компактные размеры в сложенном состоянии.

Детская инвалидная коляска для детей с ДЦП от компании Армед имеет специальные фиксаторы положения тела и головы, абдуктор, позволяющий избежать самопроизвольного винтового скрещивания ног, надёжные привязные ремни. Отличным вариантом является коляска модели Армед Н 006, которая стоит около 40000 рублей.

Облегчённые модели

Если вам нужно выбрать инвалидную коляску Армед или другой марки для путешествий, немаловажным фактором выбора станет небольшой вес и размеры реабилитационного устройства, а также возможность легко её сложить инвалиду самостоятельно при пересаживании в машину или сопровождающему.

Отличным выбором станет модель Армед FS872LH, имеющая вес всего 12 килограмм и размеры в сложенном состоянии всего 260 мм.

Спортивные варианты

Такие модели используются очень активными людьми, имеющими инвалидность, а также спортсменами инвалидами. Спортивные модели Армед имеют небольшой вес, компактные габариты, усиленную раму. Чаще всего они изготавливаются без подлокотников или с очень небольшого размера подлокотниками.

Модели пассивного типа, наоборот, предназначены для людей, имеющих очень малую подвижность и проводящих большую часть своей жизни сидя. Они имеют удобное кресло анатомической формы, подголовники, удобные подлокотники. Подушки сиденья, спинки, подлокотников имеют специальный наполнитель, предотвращающий появление пролежней.

Кресло пассивного типа имеет несколько позиций трансформирования, вплоть до положения «лёжа». Часто пассивная коляска оборудуется электроприводом.

Как выбрать подходящую модель

Разнообразие ассортимента реабилитационной техники приводит к сложной проблеме выбора подходящей модели, особенно если приобретать техническое устройство приходится для близкого человека, без собственного понимания потребностей больного.

Предварительно перед выбором нужно проконсультироваться у лечащего врача, какое именно кресло требуется больному.

Инвалидные коляски с электроприводом при соответственном устройстве дома - организации достаточного места для манёвров коляски, можно использовать как для улицы, так и в помещении. К сожалению, прогулочные инвалидные коляски с электроприводом довольно дорого стоят, что часто недоступны многим. Стоимость не самой сложной модели кресла-коляски прогулочной с электроприводом - около 100000 рублей.

Чтобы выбрать кресло-коляску, сначала нужно определить, для каких целей она нужна: для перемещения по улице или в помещении и нужна ли складывающаяся конструкция.

Если техническое средство перемещения необходимо для улицы, то лучше выбрать модель с пневматическими шинами, амортизирующими неровности дороги. Для помещения подойдёт инвалидная коляска на литых шинах, более долговечных и надёжных.

Самым важным фактором при выборе являются размеры инвалидной коляски. От того, насколько правильно подобраны размеры, зависит удобство инвалида, его безопасность и предотвращение возможных побочных заболеваний - пролежней, раздражения кожи, остеохондроза.

Перед покупкой необходимо снять мерки с пациента, а потом тщательно обмерить выбранную модель коляски или уточнить эти размеры у менеджера, если нет возможности измерить коляску в магазине. Измеряются габаритные размеры инвалидной коляски: ширина и глубина сидения, высота спинки. Также большое значение имеют не только габариты, но и диапазон регулирования положения подлокотников и подножки.

Приглашаем врачей

Приглашаем практикующих врачей c подтвержденным медицинским образованием для онлайн консультирования посетителей сайта.

Подать заявку

Для того чтобы проектировать здания и сооружения с учетом доступа инвалидов-колясочников, необходимо знать:
- габариты кресла-коляски;
- параметры инвалида в кресле-коляске.

В России большинство инвалидов и дома, и на улице обычно используют для передвижения так называемую "комнатную" инвалидную коляску (рис. 4.1). Ширина комнатной коляски, на которой предпочитают передвигаться большинство взрослых инвалидов, составляет около 620 мм. Именно коляска такой ширины с огромным трудом, но все же входит в узкий пассажирский лифт (обычно устанавливаемый в 9-этажных домах). Максимальная ширина коляски составляет 670 мм. Максимальная длина коляски составляет 1100 мм.
Таким образом, габариты комнатной коляски без человека составляют 670х1100 мм.
Габариты комнатной коляски с человеком несколько больше. Ширина самой коляски определяется расстоянием между ободами на колесах. Так как комнатная коляска приводится в движение руками инвалида, толкающего обода, то необходимо по бокам коляски дополнительное пространство для рук около 50 мм с каждой стороны (рис. 4.2). Ширина комнатной коляски с человеком составит 770 мм. Если при проектировании дверей ориентироваться только на ширину коляски 670 мм, то коляска в дверь пройдет, но инвалид должен быть в дверях осторожен, чтобы не поцарапать или не повредить кисти рук. По длине комнатная коляска с человеком будет тоже больше за счет выступающих за подножку стоп ног.
Часть инвалидов для поездки на улицу используют другую коляску – прогулочную (рычажную), которая тоже приводится в действие руками инвалида, но не за обода, а с помощью специальных механических приспособлений-рычагов (см. фото 4.1). Габариты и вес прогулочной коляски больше, чем у комнатной.

Габариты прогулочной коляски без человека составляют 703х1160 мм.
Размер прогулочной коляски, как более широкой, примем в качестве габаритов типовой инвалидной коляски без человека.
Чтобы инвалид на коляске чувствовал себя более ли менее уютно, не задевал при движении стены и косяки, ему необходима достаточная зона для размещения кресла-коляски: ориентировочно 850х1200 мм.
Однако иногда этой зоны может быть недостаточно. К примеру, некоторые инвалиды не могут передвигаться сами. Значит, необходимо позади коляски предусмотреть дополнительную зону для сопровождающего. Инвалидам, которые хотя и пользуются коляской, но могут вставать на ноги, необходима перед коляской свободная зона. Параметры комфортной зоны для размещения кресла-коляски составят не менее 900х1500.

Хочу сразу предупредить, что терминология "достаточная зона" и "комфортная зона" для размещения кресла-коляски в нормативной литературе не используется, а придумана мной для удобства объяснения. Цель всех этих рассуждений – объяснить, почему в нормативной литературе одни и те же параметры представлены разными цифрами. На мой взгляд, это определяется только субъективной позицией авторов нормативов. Получив необходимые знания, Вы сможете в каждом конкретном случае иметь свое собственное мнение. Особенно это важно при реконструкции зданий, когда возможности архитекторов по обеспечению доступа инвалидов весьма ограничены.

Таким образом, для проектирования зданий и сооружений с учетом особенностей инвалидов, передвигающихся при помощи кресла-коляски, можно использовать следующие параметры:

Ширина коридоров и проходов должна быть достаточной для свободного движения инвалидов, пользующихся креслами-колясками. Ширина зон прохода при различных видах движения представлена в таблице 4.1

Эта таблица – попытка логического обобщения имеющейся нормативной литературы, в которой логика цифр начисто (!) отсутствует, так как зоны прохода представлены самыми разнообразными цифрами. Но важно то, что "ширина пандуса должна соответствовать основным параметрам проходов" ("Рекомендации…Вып. 1", стр. 21). Вот почему возникла необходимость в создании унифицированной таблицы. Я думаю, она поможет Вам в каждом конкретном случае самим определить необходимую ширину зоны прохода, коридора или проектируемого пандуса. Но надо помнить одно правило:
Минимальная ширина коридора, в котором сможет повернуть или развернуться инвалидная коляска, составляет не менее 1200 мм.
При местном сужении прохода возможно уменьшение его ширины до 0,85 м.
Что такое "местное сужение прохода"? Например, два участка коридора разделены между собой стеной. Ширина каждого коридора – 1500 мм. Соединяет коридоры между собой открытый проем в стене. Его ширина может быть 850 мм.
Обращаю ваше внимание, что в таблице дана ширина зон прохода в чистоте. Объекты и устройства (почтовые ящики, укрытия таксофонов, информационные щиты и т. п.), размещаемые на стенах зданий, сооружений или на отдельных конструкциях, а также выступающие элементы и части зданий и сооружений не должны сокращать пространство, необходимое для проезда и маневрирования кресла-коляски. Ни одно препятствие в коридорах не должно перекрывать минимально необходимую ширину прохода. В противном случае необходимо расширить ширину тротуарной дорожки или коридора с учетом возможных препятствий.
На стр. 42–45 можно увидеть пример неграмотно установленного информационного щита, перекрывающего доступ к пандусу инвалида на коляске, и познакомиться с образцом бездумной установки мусорного контейнера, который не дает инвалиду на коляске подъехать к кнопке вызова.
При повороте тротуарной дорожки, коридора, пандуса и т. п. на 90° должна соблюдаться минимально необходимая зона для поворота кресла-коляски, приведенная в разделе "Зоны разворота кресла-коляски". В тупиковой части пешеходных дорожек и коридоров необходимо обеспечить возможность разворота кресла-коляски на 180°.
Высота прохода до низа выступающих конструкций должна быть не менее 2,1 м.
Подходы к оборудованию и мебели должны иметь ширину не менее 0,9 м, а при необходимости поворота кресла-коляски на 90° – не менее 1,2 м.
При расстановке оборудования в торговом зале необходимо оставлять проходы между стеллажами не менее 0,9 метра.
Если торговля осуществляется по системе самообслуживания, то на входе ширина одного из турникетов должна быть достаточной для въезда инвалида на коляске. На выходе ширина прохода возле хотя бы одного из контрольных кассовых постов должна быть не менее 1,1 м (минимально допустимая ширина – 0,9 м). Расчетная плоскость этого кассового поста должна быть расположена на высоте, не превышающей 0,8 м от уровня пола.
В магазинах одежды хотя бы одна из примерочных кабин должна быть шириной не менее 0,9 метра, глубиной 1,2–1,5 метра. Но это минимальные стандарты. В СП 31-102-99 рекомендуется проектировать примерочную кабину с размерами, не менее: площадь – 2,0х1,7 кв.м, высота – 2,1 м, чтобы обеспечить инвалидам необходимый уровень комфорта. Хорошо было бы не забыть поставить во всех примерочных кабинках (или возле них) стул, который будет нужен не только инвалидам на костылях, но и обычным людям. А несколько крючков на разной высоте окажут покупателям незаменимую услугу. В примерочных кабинах для инвалидов необходимо предусматривать небьющиеся зеркала или выполнять противоударное ограждение нижней части зеркала на высоту 0,3 м.
Хотелось бы посоветовать шире использовать откидные сиденья (в лифтах, в телефонных будках, душевых и т. п.). Они создают дополнительные удобства для людей, передвигающихся с помощью тросточек и костылей, но при этом не сокращают пространство, необходимое для маневрирования инвалида-колясочника.
Около столов, прилавков и других мест обслуживания, у настенных аппаратов и устройств, которыми пользуются маломобильные посетители, следует предусматривать свободное пространство размерами в плане не менее 0,9х1,5 м.
Иными словами, необходимо всегда предусматривать свободную зону подхода (к телефону, к пандусу, к двери, к примерочной и т. д.).
Ширина галерей, а также балконов и лоджий (в санаториях, гостиницах и т. п.) должна быть не менее 1,5 метра в свету. Жилые помещения специализированных жилых зданий и территориальных центров социального обслуживания следует проектировать с балконами (лоджиями) глубиной не менее 1,4 м.

4.3. Зоны разворота кресла-коляски

В основе размеров пространства для разворота кресла-коляски лежат параметры инвалида в кресле-коляске.
Все имеющееся многообразие цифр, определяющих параметры пространства для маневрирования кресел-колясок, систематизировано мною для удобства пользования в виде таблицы 4.2. Замечу, что названия зон в таблице не являются нормативными, а предложены мною для придания таблице логической законченности.

В зависимости от конкретной ситуации возможны различные варианты устройства площадки для маневрирования коляски перед входной дверью в здание или помещение. Габариты данных площадок зависят не только от вида входных дверей и направления их открывания, но и от направления подъездов к дверям. При проектировании надо помнить габариты инвалида в кресле-коляске (850 х 1200 мм) и знать требования по глубине площадок и тамбуров (СНиП 2.08.02-89*, п.4.7.):
Глубина пространства для маневрирования кресла-коляски перед дверью при открывании "от себя" должна быть не менее 1,2 м, а при открывании "к себе" – не менее 1,5 м.
Следовательно, можно вывести "золотое правило" на все случаи жизни:
Глубина площадки перед входной дверью и глубина тамбура не могут быть меньше 1,2 м.
Сразу замечу, что такая глубина необходима не только для маневрирования инвалидов на креслах-колясках, но и для обычных людей. Рассмотрим это на конкретных примерах.
Если глубина узкой площадки перед входной дверью всего 600 мм, а полотно распашной двери – 900 мм, то человек, открывающий дверь, должен сначала подняться по ступенькам на площадку, а затем, открывая дверь и пятясь назад, спуститься (!) на одну-две ступеньки, так как полотно распахнутой двери будет фактически нависать над верхними ступеньками лестницы. А как быть при этом с детской коляской, если по лестнице поднимается женщина с маленьким ребенком? Из этого можно сделать вывод: глубина и ширина площадки перед входной дверью должна быть не меньше ширины открываемого полотна дверей (рис. 4.3).

Для того чтобы на такой узкой площадке (рис. 4.3) человеку при открывании дверей не приходилось спускаться назад на ступеньки, глубина площадки должна быть еще дополнительно увеличена приблизительно на 300 мм (рис. 4.4). Общая глубина площадки составит 1200 мм.
Но и эта более глубокая площадка имеет существенный недостаток. Заключается он в том, что при открывании дверей человеку все равно придется пятиться назад по площадке. Чтобы решить эти проблемы, необходимо расширить площадку со стороны ручки двери.
На рис. 4.5 показаны недопустимый и правильный варианты установки дверей. Минимальное расстояние от двери до угла должно быть не менее – 300 мм. Этой зоны хватает для размещения сбоку от двери обычного человека.
Если же дверь, расположенную от угла на расстоянии 300 мм, будет открывать инвалид на коляске, то глубина площадки должна быть больше – не менее 1700 мм!
Можно расстояние от угла до двери увеличить до 500 мм. Тогда для маневрирования кресла-коляски будет достаточно обычной глубины площадки – 1500 мм. Именно поэтому, наверное, в нормативах нет упоминания о 300 мм, а говорится о 500 мм, но немного в другой форме:
Для дверей, расположенных в углу коридора или помещения, расстояние от ручки до боковой стены должно быть не менее 0,6 м.

Таким образом, размеры площадки перед входом должны быть такими, как на рис. 4.6.
Минимальная площадь тамбуров при входах в здания и сооружения должна устанавливаться в соответствии с возможностью беспрепятственного проезда и поворота инвалида на кресле-коляске. Габариты тамбура зависят от расположения дверей и направления их открывания.
На рис. 4.7 представлены для примера размеры тамбура при открывании двери внутри тамбура наружу на себя. Если расстояние от двери до стены Вы захотите уменьшить с 500 до 300 мм, то глубину тамбура Вам придется увеличить на 300 мм до 1800–2000 мм. Размеры входных площадок при оборудовании у входа одновременно лестницы и пандуса рассмотрены в разделе "Пандусы".

Загрузка...