docgid.ru

Реализация фгос до в практике работы дошкольного учреждения. Опыт работы по внедрению фгос дошкольного образования

Доклад из опыта работы по теме:

«Реализация познавательного развития воспитанников в ДОО в соответствии с ФГОС ДО»

Подготовила:

Воспитатель 1 квалиф. категории

МБДОУ Плотниковский детский сад «Теремок»

Чукова Анастасия Александровна

Плотниково 2017

Сегодня государством поставлена задача, подготовить совершенно новое поколение: активное, любознательное. И дошкольные учреждения, как первая ступенька в образовании, уже представляют, каким должен быть выпускник детского сада, какими качествами он должен обладать, это прописано в федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования. Задача педагогов ДОУ, используя наиболее эффективные средства обучения и воспитания на основе современных методик и образовательных технологий, не насыщать ребёнка информацией, а развивать у него познавательный интерес, умения добывать знания самостоятельно, чтобы использовать их в разных жизненных ситуациях.

Маленький ребенок по сути своей - неутомимый исследователь. Он все хочет знать, ему все интересно. А от того, сколько разного и интересного малыш увидел, зависит то, какими знаниями он будет обладать. Ведь согласитесь, если маленький ребенок ничего, кроме квартиры, не видит и не знает, у него и мышление совсем узкое.

Познавательное развитие по ФГОС в ДОУ предполагает вовлечение ребенка в самостоятельную деятельность, развитие его воображения и любознательности.

Что дает познавательная деятельность?

В детских учреждениях все создано для того, чтобы маленький исследователь смог удовлетворить свое любопытство. Чтобы эффективно развивать познавательную сферу малыша, лучшим вариантом считается организация и проведение действий, направленных на познание. Деятельность, какой бы она ни была, является важной составляющей для гармоничного развития ребенка. Ведь в процессе ребенок познает окружающее его пространство, приобретает опыт взаимодействия с различными предметами. Ребенок приобретает определенные знания и овладевает конкретными навыками. В результате этого активизируются психические и волевые процессы, развиваются умственные способности и формируются эмоциональные черты личности. В ДОУ вся программа по воспитанию, развитию и обучению детей основана на ФГОС. Поэтому воспитатели должны четко придерживаться разработанных критериев.

Познавательное развитие по ФГОС в ДОУ преследует следующие задачи:

    Поощрение любознательности, развитие и выявление интересов ребенка.

    Формирование действий, направленных на познание окружающего мира, развитие сознательной деятельности.

    Развитие творческих задатков и воображения.

    Формирование знаний о самом себе, других детях и людях, окружающей среде и свойствах различных предметов.

    Дети знакомятся с такими понятиями, как цвет, форма, размер, количество. Начинают осознавать время и пространство, причины и следствие.

    Дети получают знания о своей Отчизне, им прививаются общие культурные ценности. Даются представления о национальных праздниках, обычаях, традициях.

    Дошкольники получают представление о планете как всеобщем доме для людей, о том, как многообразны жители Земли и что у них общего.

    Ребята узнают обо всем многообразии растительного и животного мира и работают с местными экземплярами.

ОО Познавательное развитие включает в себя:

    Формирование элементарных математических представлений

    Развитие познавательно – исследовательской деятельности

    Ознакомление с предметным окружением

    Ознакомление с социальным миром

    Ознакомление с миром природы

Понятно, что конкретное содержание указанных областей зависит от возрастных и индивидуальных особенностей детей. В программах для каждой возрастной группы указываются те виды деятельности, в которых это содержание может быть реализовано.

Формы работы по развитию познавательной деятельности.

Главное условие работы с дошкольниками - ориентироваться на их возможности и развивать деятельность, направленную на изучение мира и окружающего пространства. Воспитателю следует так строить занятия, чтобы ребенок был заинтересован в исследовании, был самостоятелен в своих познаниях и проявлял инициативу.

К основным формам , направленным на познавательное развитие по ФГОС в ДОУ, относятся:

    личная вовлеченность детей в исследование и разную деятельность;

    применение различных дидактических заданий и игр;

    использование приемов в обучении, которые помогают в становлении у детей таких черт, как воображение, любознательность и развитие речи, пополнение словарного запаса, формирование мышления и памяти.

Познавательное развитие дошкольников немыслимо без активности. Чтобы дети не были пассивны, для поддержки их активности используются своеобразные игры. Дети не мыслят своей жизни без игры. Нормально развивающийся ребенок постоянно манипулирует с предметами. На этом строится работа воспитателей по познавательной деятельности.

Чтобы дети получили качественное познавательное развитие по ФГОС в ДОУ, педагоги должны применять различные методы и приемы в повседневной жизни группы и на занятиях.

Широко применяются методы и приемы:
 настольные и дидактические игры;
 чтение сказок и рассказов;
 наблюдения;
 развлечения;
 трудовые поручения;
 сюжетно-ролевые игры;
 строительные игры;
 индивидуальная работа;
 подвижные игры;
 моделирование;
 проектирование;
 синтез и анализ.

В детском саду, будь то группа или участок, все создано так, чтобы развитие познавательной активности проходило естественно и непринужденно.

Сомнение - главный аргумент.

Каким хотят видеть своего ребенка родители? В разное время данный вопрос имел разные ответы. Если в советские времена мамы и папы стремились воспитать послушного во всех отношениях «исполнителя», способного в будущем усердно работать на заводе, то сейчас многие желают вырастить человека с активной позицией, творческую личность. Ребенок, чтобы он в будущем был самодостаточным, имел свое мнение, должен научиться сомневаться. А сомнения в итоге приводят к собственному выводу. Задача воспитателя - не подвергнуть сомнению компетенцию педагога и его учения. Главное - научить малыша сомневаться в собственно знаниях, в их способах получения. Ведь ребенку можно просто что-то сказать и научить, а можно и показать, как это происходит. Ребенок сможет спросить о чем-то, высказать свое мнение. Так полученное знание будет намного крепче. Ведь можно просто сказать, что дерево не тонет, а камень сразу пойдет ко дну - и ребенок, конечно же, поверит. Но вот если малыш проведет опыт, он сможет лично в этом убедиться и, скорее всего, попробует другие материалы на плавучесть и сделает собственные выводы. Так появляется первое рассуждение. Развитие познавательной деятельности невозможно без сомнения. По-современному ФГОС в ДОУ сейчас перестали просто давать знания "на блюдечке". Ведь если ребенку что-то сказать, ему остается это только запомнить. Но порассуждать, поразмышлять и прийти к собственному выводу гораздо важнее. Ведь сомнение – это дорога к творчеству, самореализации и, соответственно, независимости и самодостаточности. Как часто нынешние родители слышали в детстве, что они еще не доросли, чтобы спорить. Пора забыть об этой тенденции. Учите детей высказывать свое мнение, сомневаться и искать ответ.

Познавательное развитие в ДОУ по возрастам

С возрастом у детей меняются возможности и потребности. Соответственно, и предметы, и вся окружающая обстановка в группе для детей разных возрастов должны быть различными, соответствующими исследовательским возможностям. Ведь малышу можно просто что-то сказать и научить, а можно и показать, как это происходит. Ребенок сможет спросить о чем-то, высказать свое мнение. Так полученное знание будет намного крепче.

От группы к группе усложняются задачи и расширяются используемые приемы. В любом возрасте нужно поддерживать исследовательский интерес и активность ребенка.

В младших группах дети привыкают к жизни в детском саду. Их приучают принимать активное участие на занятиях и в играх. Познавательное развитие происходит в наблюдениях и организованных играх.

К началу средней группы малыши становятся более самостоятельными. У детей проходит кризис трех лет. Они начинают играть не рядом, а вместе. Период упрямства сменяется желанием быть хорошим. Дети очень любопытны. В этом возрасте их не зря называют «почемучками». Познавательное развитие в средней группе проходит более насыщенно, чем в младшей. С четырехлетками можно проводить разнообразные опыты и эксперименты.

В соответствии с ФГОС ДО, детей нужно продолжать знакомить с окружающим миром:

Закрепляются знания об овощах и фруктах. Детей учат выделять признаки,

форму, цвет, вкус, поверхность овощей и фруктов.

Знакомить с трудом сельских жителей на полях и фермах.

Закреплять знания о диких и домашних животных и птицах, их жилищах и

зимовье.

В процессе экспериментирования знакомить со свойствами воды, глины,

песка, воздуха, ветра, растений.

Начинать знакомить с некоторыми профессиями.

Учить выделять признаки времен года.

Знакомить с жизнью растений.

Учить правилам дорожного движения.

Знакомить с видами транспорта.

Со старшими дошкольниками закреплять знания:

    о разных существах;

    о временах года, их красоте и неповторимости;

    о явлениях природы, катаклизмах, стихийных бедствиях;

    о профилактике болезней, травмах, об оказании первой помощи;

    о безопасном обращении с бытовой техникой;

    о поведении на улице, с незнакомцами, в транспорте.

Воспитатели заинтересовывают детей разными видами занятий. Это и этюды, и игры, и беседы. В мини-этюде ребенок может стать зернышком, которое посадили, поливали, берегли. А потом зернышко превратилось в колосок. Фантазии нет предела! Цель - вызвать желание придумывать у ребенка.! Но для этого у него должен быть определенный багаж знаний. Поэтому познавательное развитие в старшей группе переплетается с развитием речи, художественной литературой и ознакомлением с природой.

Дети подготовительной группы, выпускники - гордость любого детского сада. Сколько труда, любви, терпения и знаний вложили воспитатели в каждого ребенка! На протяжении всего учебного года познавательное развитие в подготовительной группе усложняется и углубляется. К окончанию детского сада ребёнок чувствует себя значимым человеком, понимает, что его уважают, с ним считаются, он уверен в себе и прилагает собственные усилия, чтобы добыть необходимые знания. Ребёнок в этом случае не боится ошибиться, задаёт вопросы, чтобы правильно решить задачу, стремиться к самостоятельности.

К концу года дети получают следующие знания:

привита культура поведения между мальчиками и девочками, между детьми и взрослыми;

дети должны познакомиться с родословной и историей своей семьи; знать народные традиции, игры, обряды, кухню; гордиться своей Родиной.

Если маленький человек получит всестороннее дошкольное образование, то в первом классе он легко справится и с новой обстановкой, и с требованиями, и с нагрузкой. Он будет уверенным в себе, самостоятельным и инициативным. А это много значит для успешной школьной жизни.

Развивающая предметно-пространственная среда при организации познавательного развития должна быть содержательно-насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной и безопасной. Насыщенность среды должна соответствовать возрастным возможностям детей и содержанию Программы.

Одним из важных условий при создании развивающей предметно - пространственной среды является соответствие материала возрасту дошкольников. Соответствие возрасту - одно из значимых и в то же время сложно выполнимых условий. Связано это с тем, что материалы, сложность и доступность их содержания должны соответствовать сегодняшним закономерностям и особенностям развития детей данного конкретного возраста и учитывать те особенности зон развития, которые характерны опять же сегодня каждому отдельному ребенку. Одновременно надо помнить, что следующая возрастная группа является хранителем среды предыдущей группы по многим причинам. Она должна сохранять материалы прошлой ступени развития.

О чень ва жным моментом является позиция взрослого при организации познавательного развития. Он должен быть партнёром, поддерживающим детскую инициативу, знающим, умеющим и авторитетным, которому хочется подражать, умеющим вовлечь в познавательный процесс родителей.

Таким образом, решающую роль в построении РППС, стимулирующей познавательную и творческую активность у детей дошкольного возраста в соответствии с ФГОС ДО, в организации познавательно-исследовательской деятельности детей принадлежит педагогу. От него главным образом и используемых им в педагогической практике методов организации процесса познания во многом зависит уровень развития познавательной активности, познавательных интересов и познавательных способностей его воспитанников.

На сегодняшний день перед образованием дошкольников стоят достаточно непростые задачи. Каждая из этих задач хоть как-то связаны с формированием элементов стабильного становления порядка образования в целом, сейчас делается все, чтобы оно полностью соответствовало потребностям 21века, общественным и финансовым нуждам формирования страны, запросам личности, общества, страны:
.Государство предоставляет полностью все обязательства доступности и равноправных перспектив получения необходимого образования дошкольников;
.образование дошкольников выходит на новый современный уровень и соответствующее качество;
. Социальный статус и компетентность сотрудников дошкольного образования постоянно повышается, а правительственная и общественная содействие увеличивается;
.Формирование образования дошкольников как открытой правительственно-социальной системы на базе рассредоточивая ответственности среди лиц образовательной политики и увеличения роли всех участников образовательных взаимоотношений - воспитанников, воспитателей, родителей, организаций образования.
ФГОС ДО - это специальная совместность требуемых условий к образованию дошкольников:
1. К структуре главной программы образования обучения дошкольников. ООП ДО создается как инновационная программа психолого-преподавательского содействия положительной социализации и индивидуализации, становления личности деток и устанавливает объединение ключевых характеристик образования дошкольников - объём, содержание и намечаемые результаты в типе целевых ориентиров. Проект должен гарантировать формирование личности ребёнка в последующих образовательных отраслях: общественно-коммуникативное воспитание, познавательное воспитание, речевое формирование, художественно-эстетическое и физическое;
2. К обстоятельствам осуществления программы - профессиональным, материально-технологическим, психолого-преподавательским, денежным и формирующей предметно - пространственной среде; 3. К последствиям изучения ООП ДО. Взамен интегративных достоинств дошкольника, определённым в ФГТ как предполагаемый окончательный результат изучения ООП ДО, в ФГОС ДО рекомендованы целевые цели дошкольного образования. Они отмечены как «общественно-нормативные возрастные характеристики вероятных достижений ребёнка на этапе окончания уровня образования дошкольника».
Индивидуальность дошкольного детства, то есть податливость, легкость воспитания ребёнка, большой разброс альтернатив его воспитания, непринужденность и непроизвольность, а кроме того системные индивидуальности образования дошкольника делают незаконными запросы от ребенка определенных образовательных достижений. Собственно по этой причине целевые цели не подлежат конкретной оценке, так же и в типе преподавательской проверки, и не считаются причиной для их формального сопоставления с истинными достижениями детей. Вследствие этого, изучение ООП ДО не обязано быть сопровождаемые проведением промежуточных и окончательной аттестаций воспитанников. Результаты воспитания детей, которые «мониторят» воспитатели 2-3 раза в год еще никто не аннулировал, но они специализированы только для того, чтобы воспитатель мог сформулировать для каждого ребёнка персональный общеобразовательный план и откорректировать свою образовательную работу. Большая часть руководителей задаются вопросом: если не станет осуществляться оценка познаний деток, то по каким коэффициентам может быть оценена функционирование дошкольной образовательной организации?
Перед детскими садами стоят вопросы, объединенные с формированием требуемых критерий для воспитания детей. Исключительно эти критерии считаются объектом оценки деятельности организации образования и результативности работы воспитателей, а так же и со стороны общества родителей.
Помимо того, основные ориентиры обозначают причиной преемственности дошкольного и начального единого образования, и при следовании перечисленных выше критерий априори представляют воспитание у детей положений учебной работы на этапе окончания ими воспитания дошкольников. Это определение наиболее важно воспринять сейчас и воспитателям, и родителям, и преподавателям начальной школы, так как одним из главных возможностей вступление ФГОС ДО является «конфликт» стандарта с правилами родителей, которые до сегодняшнего дня полагают, что от ДОО необходима «дрессировка» детей, которая даст возможность им быть полностью готовыми к школе. Обусловленные надежды такового рода есть и у преподавателей начальных классов. Присутствуют обусловленные трудности, объединенные с вступлением ФГОС. У воспитателей и руководителей организации образования отмечается очень бдительная точка зрения. В течение минувших 5 лет, с 2009 по 2013 годы в дошкольных организациях выступало интенсивное исследование и введение ФГТ. Многие оценивали ФГТ как ступень в течении типизации образования дошкольников, на основании которых будут изобретены ФГОС ДО. Но в стандартах установили новейшие цели и вопросы, модифицировали саму структуру ООП ДО, востребование к обстоятельствам её осуществлении, установили новейшие направления на итог образования дошкольников. В данных условиях воспитатели оказались в некоторой степени дезориентированы, растеряны. Ведь прежде образовательный процесс был нацелен на знания, а не на формирование достоинств личности ребёнка, на замену учебной модификации занятия прибыла НОД, в основании которой лежат индивидуально-ориентированный и деятельный подходы; у множества понизилась мотивация к переменам, стремление к принятию нововведений, возникла недоверчивость к их качеству.
Малопонятно, почему начальная школа уже четвертый год действует по стандартам, а в ДОУ он лишь только начинает работать. Ограничение в обеспечении преемственности промеж дошкольным и начальным общим образованием. Каждая из систем «не знает», каким будет ребёнок, изучивший первостепенную образовательную программу образования дошкольников, и в чём его различие от такого же ребёнка, не изучившего данную программу. Такая неосведомленность порождает индивидуальный подход к приёму детей в первый класс общеобразовательными учреждениями: по личным аспектам, нередко направленным на интенсификацию течения учёбы в начальной школе; ориентацию дошкольных образовательных учреждений на исполнение общественного заказа преподавателей и родителей по подготовке дошкольника к школе с превалированием познавательного составляющего воспитания, в убыток достижениям физической и психологической готовности. Изучим профессиональное обеспечение. Это в достаточной степени основательный вопрос. Он содержится в последующем. На данный момент согласно изучениям Института психолого-педагогических трудностей детства доказано, что буквально во всех областях, кроме Москвы, средний возраст профессионального состава педагогов 50 лет. И в данном случае сильная трудность. Через определенное количество лет сможет отмечаться одномоментный уход воспитателей образования дошкольников на пенсию, и организация дошкольного образования попадёт в абсолютную профессиональную яму. У нас весьма недостаточно 30-35 летних педагогов, которые прибудут на замену воспитателям пред пенсионного и пенсионного возраста. В ситуациях сельской местности отыскать специализированный кадровый состав очень трудно, и это тоже сильная трудность.
В результате, с вступлением Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» и ФГОС ДО обозначился как положительный этап к дошкольному детству как к моменту, в котором заложены существенные образовательные средства. Ожидает огромная деятельность. В данный момент это лишь начало. Необходимо проделать так,чтобы ФГОС ДО стал истинным инструментарием формирования и увеличения качества образования.
Сейчас каждый мечтает, что инновации нынешнего дня дадут возможность детям в будущем стать удачными и мобильными в любых общественно-финансовых условиях.
Список литературы
1. Барылкина Л.П. Участие коллектива в управлении как одна из возможностей решения педагогических проблем // Наука и бизнес: пути развития. 2013. № 5 (23). С. 89-91.
2. Перова О.Д., Барылкина Л.П. Роль учебника в реализации федеральных государственных образовательных стандартов в начальной школе // Наука и бизнес: пути развития. 2013. № 5 (23). С. 96-98.
3. Остапенко Г.С. Методы активного социально-психологического обучения / Г.С.Остапенко. Воронеж: Изд-во, ВГПУУ 2012. 183 с.

Альфия Бакирова

МБДОУ Асекеевский детский сад №1

воспитатель Бакирова А. Ш.

Внедряем ФГОС ДО

Поиск и освоение инноваций, способствующих качественным изменениям в деятельности ДОО – основной механизм оптимизации развития системы дошкольного образования . Многими исследователями развитие ДОО связывается с процессами целенаправленной разработки и создания , внедрения и освоения , распространения и стабилизации новшеств, обуславливающими его качественно новое состояние. Таким новшеством на сегодняшний день является внедрение федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования .

Так как ФГОС ДО призван решать проблемы, связанные с повышением качества образования , главное внимание было акцентировано на обеспечение надлежащих условий для развития личности дошкольников и активизации инновационных аспектов деятельности, на изменение подходов к организации воспитательно-образовательного процесса .

В соответствии с этим в нашей дошкольной образовательной организации были определены основные задачи по совершенствованию воспитательно-образовательного процесса . Прежде всего это :

1. Повышение профессиональной компетентности педагогов по теоретическому знанию ФГОС ДО и их практической реализации в образовательный процесс .

2. Организация психолого-педагогического сопровождения развития воспитанников.

3. Обновление материально-технического обеспечения ДОО.

4. Создание развивающей предметно-пространственной среды в соответствии с требованиями ФГОС ДО .

Для решения поставленных задач и более успешного управления процессом введения ФГОС ДО в нашей дошкольной организации были разработаны проекты :

-«Организация развивающей предметно-пространственной среды ДОО в период введения ФГОС ДО »;

-«Организация психолого-педагогических условий введения ФГОС ДО »;

-«Кадровое обеспечение ДОО в период введения ФГОС ДО » ;

-«Материально-техническое обеспечение введения ФГОС ДО » .

Проект «Организация развивающей предметно-пространственной среды ДОО в период введения ФГОС ДО » имеет своей целью разработать модели развивающей предметно-пространственной среды, способствующей гармоничному развитию и саморазвитию детей с последующим ее формированием и доведением соответствия близким по требованиям ФГОС ДО .

Разработан рабочий план реализации проекта. В соответствии с планом в 2013-2014 учебном году изучены нормативные документы, проведен анализ условий, изучены особенности групповых помещений, с воспитателями проведены семинары, консультации по соответствующей теме. На 2014-2015 учебный год запланировано приобретение игрушек, дидактических пособий, консультации с родителями и привлечение их к организации развивающей предметно-пространственной среды в групповых помещениях ДОО.

На сегодняшний день развивающая среда в группах нашего детского сада организована в соответствии с реализуемой основной образовательной программой и учитывает индивидуальные особенности детей, отвечает принципам организации образовательного пространства , учтены гендерные особенности воспитанников.

Зоновое расположение игрового материала, пособий обеспечивает интеграционное развитие, реализацию актуальных потребностей детей, свободу выбора детской деятельности. Большая часть площади в группах отведена игровой деятельности. Потому что ведущим видом деятельности детей дошкольного возраста является игра.


Загрузка...