docgid.ru

Взаимодействие природы и общества. Какова взаимосвязь общества и природы? в чём выражается специфика общественных явлений

ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОПРОВЕРКИ

1. Что следует понимать под обществом в узком и широком смысле слова?

Понятию «общество» мы можем дать несколько определений.

Общество в широком значении слова включает в себя все способы взаимодействия людей в разных сферах общественной жизни: политической, экономической, правовой, духовной. С этой точки зрения обществом можно считать человечество в целом, население Земли во всем его культурном многообразии.

Общество в узком смысле слова - совокупность людей, устойчиво связанных между собой теми или иными видами взаимодействия. Это может быть определенная группа людей, объединенных общими целями, интересами, мировоззрением, происхождением (дворянское общество, общество охотников и рыболовов и т. п.).

2. Какова взаимосвязь общества и природы? В чём выражается специфика общественных явлений?

Взаимосвязь общества и природы очень значительная. Во-первых, природная среда, географические и климатические особенности оказывают значительное воздействие на общественный прогресс, ускоряя или замедляя темп развития стран и народов, влияя на общественное разделение труда. Во-вторых, и общество влияет на естественную среду обитания человека. История человечества свидетельствует и о благотворном влиянии деятельности людей на естественную среду обитания, и о пагубных её последствиях. Так, в своё время были осушены болота вокруг Флоренции, ставшие затем цветущими землями.

Специфика общественных явлений заключается в том, что в отличие от стихийных природных сил в центре общественного развития стоит человек, обладающий сознанием и волей. Природа же существует и развивается по своим собственным, независимым от человека и общества законам. Есть и ещё одно обстоятельство: человеческое общество выступает в качестве творца, преобразователя, создателя культуры.

3. В чём заключается особенность человеческой деятельности?

Человек не ограничивается приспособлением к окружающей среде, а преобразует её. В основе деятельности человека не биологическая программа поведения, а сознательно поставленная цель. Деятельность людей обеспечивается их взаимодействием, в процессе которого рождаются различные формы их объединения. Не случайно одни исследователи рассматривают общество на уровне действующих в нём организаций (государство, церковь, система образования и др.), другие - сквозь призму взаимодействия социальных общностей. Человек входит в общество через коллектив, являясь одновременно членом нескольких коллективов (трудового, профсоюзного, спортивного и др.). Общество представляется как коллектив коллективов.

4. Какова связь между совместной деятельностью людей и формами их объединения?

Формы объединения образуются за счёт совместной деятельности людей. В любом обществе люди взаимодействуют, по крайней мере, должны это делать, чтобы обеспечивать для себя определённые условия. В результате таких взаимодействий настраивается связь, которая перетекает в формы объединения. Так между ними образуется прочная связь. Одно обеспечивает дорогу другому.

К общественным отношениям относятся многообразные связи, возникающие между социальными группами, нациями, а также внутри их в процессе экономической, социальной, политической, культурной жизни и деятельности.

Но не все связи, возникающие между людьми в процессе общения или совместной деятельности, относят к общественным отношениям. Действительно, представьте, что вы находитесь в переполненном автобусе: кто-то интересуется, когда будет нужная ему остановка, кто-то просит уступить место. Возникающие в этих ситуациях контакты случайны, эпизодичны, и их не относят к общественным отношениям.

6. Раскройте разные смыслы понятия «культура».

Культура - это достижение человеческой мысли во всех сферах деятельности.

Она подразделяется на материальную и духовную.

Духовная культура - это достижения в живописи, литературе, поэзии. музыки и т. д.

Материальная культура - это достижения во всех сферах материального производства начиная от земледелия и кузнечного дела, заканчивая высокими технологиями. Само понятие культура в наиболее широком смысле означает всё созданное человеком: это сотворённая человеком вторая природа, которая как бы надстроена над природой естественной. Всё это порождает представление о том, что человек и общество в своей деятельности противопоставляются природе. Отношение к природе как к чему-то неоформленному, более низкому, чем культура, ставит человека в позицию завоевателя, покорителя природы.

7. Что исследователи относят к культурным универсалиям?

Исследователи относят к культурным универсалиям ценности или способы поведения, характерные для всех человеческих культур.

8. Какие науки изучают общество?

К наукам, изучающим общество относятся: философия, психология, обществоведение, история, биология, социология, культурология, экономика, правоведение, антропология и др.

ЗАДАНИЯ

1. На одном из уроков завязался спор. Николай утверждал, что раньше появился человек, а потом - общество. Ему возразила Ольга: человек становится человеком только в обществе, поэтому сначала возникло общество, а затем - человек. А как думаете вы? Свою точку зрения аргументируйте.

Я считаю, что человек и общество зародилось одновременно, ещё с древних пор нашим предкам свойственно было жить совместно, общинами. Человеку необходимо было выживать в тяжёлых условиях, где одному просто не под силу было справиться.

2. Римский философ Сенека (ок. 4 г. до н. э. - 65 г. н. э.) говорил: «Мы рождены, чтобы жить совместно; наше общество - свод из камней, который обрушился бы, если бы один не поддерживал другого». Как вы понимаете это высказывание? Сопоставьте его с определением общества, приведённым в учебнике. Совпадают ли эти характеристики? Если современное определение общества отличается от данного античным философом, то в чём заключаются отличия?

На сегодняшний день понятие общества таково: общество - это совокупность людей. Однако это не простая сумма входящих в него индивидов, которых иногда называют «социальными атомами», а скреплённая многочисленными связями и отношениями. Но в современном обществе, где пропагандируется индивидуализм эти связи и отношения носят формальный характер, а ранее, действительно, каждый человек был связан с другим более сильными связями. В этом и заключается отличие.

3. Л. Н. Толстой писал: «Если тебе мешают люди, то тебе жить незачем. Уходить от людей - это самоубийство». Какая мысль в учебном тексте созвучна этому высказыванию писателя? Почему вы так считаете?

Человек становится человеком только в обществе. А если человек уходит от людей, то как человек он «умирает».

4. Относятся ли так называемые отрицательные ценности (правила поведения в преступном сообществе, производство порнографии и т. п.) к явлениям культуры? Свой вывод аргументируйте.

Да, отрицательные ценности также относятся к явлениям культуры, т.к. это признаки нашей сегодняшней культуры, то что создаётся в обществе нынешнем, в общественном сознании людей.

5. В 2011 г. на вопрос социологов «Как вы считаете, современное российское общество устроено в целом справедливо или несправедливо?» дали ответ «справедливо» 12% опрошенных, а «несправедливо» - 61%. Ещё 27% затруднились с ответом (опрос ФОМ, 24.11.2011 г.). А как считаете вы? Объясните своё мнение.

Чаще всего справедливое общество описывается россиянами как общество, где реализован принцип равенства всех людей перед законом, а также нет экономического неравенства. Но на сегодняшний день по данным параметрам наблюдается несоответствие, т.к. не все граждане равны перед законом и материальное неравенство очень заметно. Из вышесказанного следует сделать вывод, что российское общество на сегодняшний день «несправедливо».

Взаимодействие общества и природы существовало не только в далеком прошлом, не только на первых порах развития человеческого рода, эта взаимосвязь непрерывно воспроизводится на каждом этапе общественной истории, в каждый мин его существования. Диалектика природы и общества есть процесс непрерывно развивающийся в ходе его развертывания расширяется круг тех природных явлений, которые используются человеком в его жизнедеятельности, углубляется уровень тех природных закономерностей, которые человек ставит себе на службу. Люди могут сознательно ставить себе цели, менять отношения с природой, а могут и не ставить. Но независимо от этого, если они люди, если они живут, действуют, обеспечивают себе условия существования, преобразуют и совершенствуют свою жизнь, они тем самым уже вступают во взаимосвязь с природой.

Как природа непрерывно и постоянно воздействует на общество, так и общество непрерывно и постоянно воздействует на природу. Эта взаимная направленность носит объективный характер, без непрерывной и живой взаимосвязи с природой человечество просто не может существовать. Стало быть, постоянная забота общества об этой связи, ее постоянное поддерживание в рамках определенного оптимума является приоритетной задачей общества, человечества.

Взаимодействие природы и общества включает в себя воздействие природы на общество и общества на природу. Природа выступает источником средств жизни. Она поставляет человеку пищу, обеспечивает его водой, снабжает материалами для строительства жилищ, обеспечивает соответствующий тепловой режим и т.д. Природа выступает и как источник средств труда. Она снабжает человека металлом, углем, электроэнергией и т.п. Роль природы как источника средств существования и как источника средств труда наполняется конкретным содержанием в каждую историческую эпоху применительно к каждой социальной общности.

Природа влияет на развитие общества и как его среда обитания. Климатические условия человеческой жизни, растительный и животный мир, географический ландшафт, температурный режим и его циклы -- все это существенно влияет на жизнь общества.

Природа во всем своем многообразии ставит перед человеческим обществом самые разнообразные задачи. Наличие рек и морей побуждает развивать рыболовство и другие морские и речные промыслы, плодородные почвы создают условия для развития земледелия, запасы нефти в земных недрах стимулируют создание и совершенствование средств ее добычи и переработки. Природа, обладая определенными богатствами, создает плацдарм для развития определенных качеств общественного человека, ее богатства прямо преломляются в богатстве качеств человека.

Вместе с тем природа побуждает человека к развитию и совершенствованию и тогда, когда определенных богатств в том или ином регионе нет, когда она не может удовлетворить определенные запросы человека. В данном случае дефицит природных возможностей побуждает человека к поиску компенсаторных механизмов, инициирует обращение к другим качествам природы и развитие обмена между людскими сообществами, живущими в разных регионах. Этот импульс, идущий в чем-то от слабости природных возможностей, также в определенной мере влияет на развитие общества.

Природа во всем разнообразии своих форм, как при наличии огромных и благоприятных ресурсов, так и при относительной бедности некоторых из них, всегда воздействует на общество, на его развитие и совершенствование.

Влияние природы на общество всегда носило глобальный характер. Земля -- общий дом всего человечества; солнечное тепло, лунный свет одинаково охватывают всех землян, атмосферная оболочка Земли, ее кислородный слой, ее функция щита против вредных космических излучений -- эти и подобные явления природы универсальны, они не знают границ государств, не знают национальных и иных различий, они одинаково воздействуют на всех.

Как многопланово воздействие природы на общество, так многогранно и воздействие общества на внешнюю природу. Прежде всего, общество в определенной мере разрушает сложившиеся естественно-природные комплексы, взаимосвязи в природе. Из земных недр извлекаются природные ресурсы, вырубаются леса, перегораживаются плотинами реки, так или иначе сокращается, уничтожается определенная часть животного и растительного мира и т.д. Все эти вторжения человеческого общества в природу, продиктованные интересами его жизнедеятельности, необходимостью удовлетворения потребностей людей, в определенной мере деформируют природный мир, весьма существенно меняют естественное течение присущих ему процессов.

Общество в ходе своей деятельности не просто изменяет природно-естественные связи и комплексы. Деформируя, разрушая, оно вместе с тем и созидает. Вместо выкорчевывания лесов создаются пашни и пастбища, засеянные культурными растениями, приспособленные для выращивания домашних животных, вместо неупорядоченного движения рек создаются новые контуры рек, перегороженные плотинами, на твердь земную наносятся “социальные морщины” ирригационных систем, транспортных коммуникаций, на месте природных территорий создаются города, деревни, поселки и т.д. Все эти изменения вписываются в ранее существовавшие природные комплексы и взаимосвязи, становясь их составной частью.

Общество воздействует на природу и отходами своей производственной и иной деятельности. Например, процессу извлечения каменного угля человечество обязано не только животворной энергией, но и терриконами отработанной породы. Гербициды и другие химические средства воздействия в сельскохозяйственном производстве не только облегчают труд, повышают урожайность сельскохозяйственных структур, но и отравляют природную сферу. При этом, с ростом масштабов производственной деятельности человека, по мере роста самого человечества разрушительное воздействие на природу этих отходов человеческой цивилизации резко возрастает.

Взаимодействие природы и общества всегда процесс противоречивый. Противоречия эти касаются не только результатов данного взаимодействия, они заложены в самой основе взаимодействия, они имманентны ему. Эти противоречия связаны как с особенностями общества и характером его воздействия на природу, так и особенностями природы и характером ее преобразований.

Природа исполнена жизненной и творческой мощи. Но из богатства и щедрости природного потенциала отнюдь не следует, что природа так уж стремится отдать человеку, предложить ему в готовом виде свои дары. В процессе эволюции, уходящей своими корнями в необозримую толщу тысячелетий, все явления природы сцементировались в прочную систему, которую не так-то легко разорвать, обрели свои собственные функции, которые не так-то просто переиначить и обратить на службу другим целям. Природа созидательна прежде всего по отношению к самой себе и в этой самостоятельности обладает большой долей сопротивляемости.

Сопротивление природы воздействию человека есть величина развивающаяся. Безграничны возможности природы, не остановим рост потребностей людей. Поэтому каждая новая вершина овладения природой -- это по существу начало нового витка во взаимоотношениях общества и природы. И на этом новом витке -- новое сопротивление природы. Причем весь опыт истории человеческой цивилизации показывает, что освоение каждого нового пласта природы дается человечеству все с большим напряжением сил.

Природа сопротивляется человеку не только своей силой, на определенном этапе развития общества выясняется, что природа сопротивляется человеку и своей слабостью. В ходе исторического развития возрастает мощь, сосредоточенная в руках человека. Этого бывает достаточно, чтобы кардинально изменить природную среду: выкорчевать леса, превратить быструю реку при помощи системы плотин в систему “морей” и т.д. Все эти примеры свидетельствуют о мощи человека и об определенной “слабости” природы. Но эта “слабость”, которая вроде бы обеспечивает человеку безграничный простор для переделки природы, вдруг на определенном этапе превращается в ее сопротивление: выкорчеванный лес разрушил гидрорежим почвы, изменил биосферу местности, открыл дорогу суховеям и т.д. Оказалось, что победа человека чревата столь отрицательными -- в перспективе -- последствиями для него, что существенно перевешивают тот кратковременный положительный эффект, который был достигнут первоначально. Когда эти отрицательные последствия осознаются, приходит понимание того, что “слабость” природы отнюдь не означает, что с ней можно делать все, что угодно. Эта “слабость” заставляет человека серьезно подумать, прежде чем пуститься в очередную авантюру преобразования природы.

Природа в своем противостоянии человеку ставит перед ним как бы два барьера: с одной стороны, это закрытость природы, сцементированность ее связей, неразгаданность ее законов; с другой, напротив, открытость природы, ее пластичность и ранимость. Человечеству всегда необходимо соблюдать меру в преодолении этих барьеров. Если оно ослабит свой напор, познавательную мощь -- оно много “недоберет” у природы, сократит возможности своего развития. Если же оно “переберет” в своем преобразовательном рвении, то в конечном счете также придет к отрицательным для себя результатам, срубив сук, на котором сидит.

Одной из самых злободневных проблем современности, от решения которой зависит будущее человечества, является проблема взаимосвязи общества и природы.

В широком смысле слова под природой понимается весь окружающий нас мир в бесконечном многообразии его форм и проявлений. В этом значении природа выступает как синоним понятия «Вселенная». В узком же смысле слова - в соотношении с понятием «общество» - под природой понимают весь материальный мир за исключением общества. Иными словами, это совокупность естественных условий существования человеческого общества. Общество как обособившаяся в процессе совместной жизнедеятельности людей часть природы неразрывно с ней связано. Следует иметь в виду, что понятие «природа» употребляется для обозначения не только естественных, но и созданных человеком материальных условий его существования - «второй природы», в той или иной мере преобразованной и созданной человеком.

Выделение человека из мира природы знаменовало рождение качественно нового материального единства, ибо, как известно, человеку присущи не только природные, но и социальные свойства. Общество связано с природой; во-первых, оно есть не что иное, как сама природа, ее важнейший эле­мент; во-вторых, оно через человеческую деятельность целе­направленно воздействует на природу, изменяя ее. Взаимодействие общества и природы не бесконфликтное, оно порождает большое количество противоречий.

На первых порах противоречие между обществом и природой выступало как их различие, так как у человека еще были примитивные орудия труда, с помощью которых он добывал себе средства к жизни. Однако в те далекие времена полной зависимости человека от природы уже не было. Общество как обособившаяся часть природы и сама природа органически взаимосвязаны, поскольку природа есть естественное условие существования людей. Все природные и общественные системы являются динамическими или изменяющимися со временем.

По мере совершенствования орудий труда общество оказы­вало усиливающееся воздействие на окружающую среду. Человек, став самым совершенным живым существом, не может обойтись без природы еще и потому, что технические средства, облегчающие ему жизнь, создаются по аналогии с природными процессами.

Вместе с развитием общества изменялись представления людей и о самой природе, и о взаимосвязи человека с природой, что нашло отражение в философских и научных идеях.

В эпоху Античности природа трактуется как совершенный космос, противоположный хаосу. Это образец совершенства, средоточия мудрости и разумного начала, а взаимоотношение человека с природой должно быть гармоничным, рассматривается как самая желанная и благородная цель, где человек и природа связаны неразрывным единством.

В средневековой культуре с утверждением христианства природа мыслилась как результат творения Бога и нечто более низкое по сравнению с человеком, поскольку считалось, что только человек обладает божественным началом - душой.

Именно это приближает человека к Богу и дает основание пос­тигать сотворенный («тварный») мир природы. Бог как вечное, абсолютное духовное начало, стоящее над природой, противопоставляется земному, сотворенному Богом началу - природе. Не слияние с природой, как это было характерно для Античности, а возвышение над ней становится основным принципом средневековой культуры. В рамках такой традиции было закономерно рассматривать отношение к природе, а вместе с тем и к греховному ее порождению - человеческому телу как к чему-то негативному, которое необходимо обуздать, подчинить себе. Вместе с тем, поскольку природа рассматривалась как результат божественного творения, считалось, что человек, наделенный искрой божественного разума, приоткрывает в процессе познания природы сокровенный замысел ее творца.

Такие установки в понимании природы способствовали переориентации отношения человека к природе в эпоху Возрождения. Природа стала трактоваться как источник радости, наслаждения. Возрождается античный идеал толкования природы как образца гармонии и совершенства, единения человека и природы. На этой основе вызревают идеи романтизма и эстетического отношения к природе, а отход от природы рассматривается как нечто противоестественное и противоречащее истинному предназначению человека.

Такое поэтизированное и идеализированное отношение к природе было существенно трансформировано в Новое время, в период становления промышленного капитала. В результате активного освоения природы, развития экспериментального естествознания формируется идея подчинения природы человеком. Природа начинает рассматриваться как объект экспериментирования человека, как косная и инертная сила, требующая покорения и подчинения человеком разумным. Ф. Бэкон эту идею господства над природой посредством развития науки выразил фразой: «Знание - сила». Природа становится объектом технологической эксплуатации, утрачивая при этом свой священный характер, что приводит к разрыву устанавливаемой веками связи между человеком и природой.

Понимание природы как области приложения научных идей человека, как объекта преобразования и подчинения человеком, удовлетворения человеческих желаний стало доминирующим в рамках западноевропейской технологической цивилизации вплоть до нашего времени. Отголоском этих идей является утверждение: «человек - царь природы».

Вместе с тем в рамках традиционных восточных культур (Древняя Индия, Древний Китай, Древний Вавилон) сформиро­валось совершенно противоположное видение природы и от­ношение к ней человека. Природа здесь рассматривается как целостный живой организм, все части которого тесно связаны друг с другом. Человек такой культуры не противопоставлял себя Природе, не допускал насильственного проникновения в ее тайны, исключал враждебное к ней отношение и относил­ся к ней с любовью и благоговением. Вектор преобразующей деятельности человека был направлен не вовне, на природу, а внутрь человека, на его личное самосовершенствование, по­иск гармонии с собой и природой.

Подобные взгляды, гуманные по отношению к природе, к космосу, разрабатывали в середине XIX в. русские «космисты», которые остро почувствовали углубляющееся противоречие между природой и человеком. Для них было ясно, что спасти мир можно только с помощью идеи целостного рассмотрения природы, восстановления нарушенных связей между челове­ком и природой. С точки зрения В. И. Вернадского, идея гос­подства над природой, рассмотрение ее как независимого от человека объекта должны смениться идеей гармонизации че­ловека и природы, человека и космоса, возрастанием ответственности человека перед последующей эволюцией Земли. Гармония между человеком и природой связана с достижением ноосферы (сферы разума) на всей планете, что ведет к пре­одолению необратимых, опасных, трагических для человече­ства процессов.

Современная наука, особенно такое ее «молодое» междисциплинарное направление, как синергетика, стремится выявить общие принципы самоорганизации в разных природных системах, обогащая эти идеи новыми данными. Они позволяют лучше рассмотреть мир как целостный, живой организм, где малейшие изменения в отдельных частях его незамедлительно сказываются на человеке и на природе в целом.

В связи с этим на современном этапе возникает необходи­мость формирования нового миропонимания, синтезирующего лучшие традиции западноевропейской и восточной культур, понимания природы как целостного уникального организма, отношение к которому следует строить не с позиции силы, господства и монолога, а с позиции партнерства, сотрудничества и открытого диалога с ней. Ведь природа для современного человека и общества в целом продолжает оставаться основой их жизнедеятельности. Общество при всей своей интеллектуальной мощи и относительной независимости не может существовать и развиваться вне природы.

Очень часто современный школьник впервые задается вопросом, какова взаимосвязь общества и природы, в 10 классе на уроках обществознания. Или же годом позже, при подготовке к экзамену по этому предмету. Попробуем поразмышлять на эту тему.

Человек, общество, природа

Термин "природа" довольно многозначен. Его можно понимать как непосредственную среду обитания человека (географическая среда или окружающая среда). Однако в контексте вопроса, какова взаимосвязь общества и природы, этот термин определяется как совокупность естественных условий существования человека и общества. Обеспечивая общество необходимыми ресурсами, природа, а точнее, контакт с ней, служит также важным фактором в развитии полноценной человеческой личности.

Человек как живое существо также является частью природы. В далеком прошлом, на заре своего существования, люди, осознавая свою зависимость от естественных сил, обожествляли их, стремились жить в гармонии с природной средой. Однако с развитием общества менялся характер взаимодействия человека и природы. По мере расширения знаний человека об окружающем мире обществовсе более и более обосабливалось от природной среды, стремясь как можно полнее использовать ее богатства для удовлетворения своих растущих потребностей.

Философские воззрения

Рассмотрим, как изменялись философские размышления о том, какова взаимосвязь между обществом и природой, в зависимости от исторической эпохи.

О первобытном взгляде на природу было упомянуто выше. Античные философы рассматривали природу как источник возникновения человека, как мать.

В средние века отношение к природе поменялось кардинально. Сильное религиозное влияние на все сферы жизни стало причиной возвеличивания человека как обладателя бессмертной души над «греховной» низкой природой; не поощрялось ни ее изучение в научных целях, ни творческий интерес.

Расцвет интереса к природе произошел в эпоху Ренессанса, когда воспевалось единение с природой, возврат к «золотому веку человечества».

Идеи нового времени (XVII-XVIII вв.) надолго определили отношение общества к природе. В эту эпоху бурного развития науки и промышленности такие философы, как Ф. Бэкон, говоря о том, какова взаимосвязь общества и природы, утверждали, что человек должен покорить природу, вознестись над ней. Эти идеи проявились в потребительском, хищническом отношении к окружающей среде и природным ресурсам.

В новейшее время (XX-XXI вв.) в условиях острого экологического кризиса все больший вес приобретает концепция «устойчивого развития», заключающаяся в сбалансированности всех социально-экономических процессов и эксплуатации природных ресурсов с действиями по защите и сохранению окружающей среды для будущих поколений.

Воздействие природы на развитие общества

Итак, какова же взаимосвязь общества и природы? Ответ на этот вопрос следует разделить на две части. Рассмотрим сначала одну сторону данной проблемы, т.е. влияние природы на формирование и развитие человеческого общества.

Природные условия, в частности географические и климатические, обеспеченность теми или иными ресурсами являются важным фактором развития общества. И русские (В.О. Ключевский), и зарубежные историки отмечали, например, значимость речных систем в процессе формирования государства. В частности, реки служили в первую очередь источником воды и удобными торговыми путями, способствуя компактному проживанию населения, расширению экономических связей. Такими же значимыми факторами являлись, к примеру, суровый или мягкий климат, плодородные почвы и др.

Важным моментом является также зависимость жизненных ритмов человека от естественных биологических циклов (смена дня и ночи, времен года, изменение фаз луны и т.д.).

Кроме того, нельзя не упомянуть, что несмотря на все достижения человечества, оно все еще зависит от природных сил. Каждый год стихийные бедствия уносят тысячи жизней.

Влияние человека на природу

Говоря о том, какова взаимосвязь общества и природы, стоит отметить некоторую противоречивость этих отношений. С одной стороны, чем более развито общество, тем больше природных ресурсов оно потребляет, т.е. существует проблема истощения планеты. С другой стороны, при добыче необходимых обществу ресурсов человек нарушает естественные экосистемы, что в свою очередь приводит к экологическим проблемам, которые негативно влияют на здоровье человека и условия его жизни. Таким образом, можно сказать, что чем больше человек «покоряет» природу, тем сильнее он начинает зависеть от ее состояния. Предыдущее пренебрежение к вопросам охраны природы при неограниченном потреблении ресурсов привели к экологическому кризису планетарного масштаба. И приблизительно с конца XX в. можно говорить о попытках положительного влияния человека на окружающую среду: организации систем защиты от загрязнения, охране редких и вымирающих видов растений и животных, стремлении к использованию энергосберегающих технологий и т.д.

Заключение

И все же как ответить на вопрос, какова взаимосвязь общества и природы, кратко? Важно понимать, что как бы человек ни стремился отделиться от природы, до конца это невозможно. Окружающая среда оказывает сильное влияние на развитие человеческого общества посредством географического положения, климатических условий, наличия полезных ископаемых, стихийных бедствий. А общество, в свою очередь, в погоне за прогрессом оказывает воздействие на природу, как негативное, так и «условно положительное», пытаясь исправить причиненный естественным экосистемам вред.

Билет 5

Вопрос 1 . Взаимосвязь общества и природы.

Природа – это совокупность естественных условий существования человека и общества. Человек – часть природы, природное существо в силу своего происхождения. В самом начале своего существования человечество, т. е. первобытное общество, остро ощущало свою зависимость от природы, тесное единство с ней, боготворило силы природы (дождь, грозу, ветер и др.). Однако со временем характер взаимодействия природы и человеческого общества менялся. Общество – это обособившаяся от природы часть окружающего мира. Обособление человека от природы приобретало постепенно значительный характер. Человек расширял свои знания об окружающем мире, стремился полнее использовать природные богатства для удовлетворения своих разнообразных потребностей. Таким образом, человеческое общество выступает в качестве творца, преобразователя окружающего мира, создателя культуры. Культура в наиболее широком смысле означает все созданное человеком: это сотворенная человеком «вторая природа», без которой он не мыслит своего существования.

Природа развивается по своим собственным, не зависимым от человека и общества законам. Вторгаясь в мир природы, обустраивая этот мир для себя, хищнически используя природные богатства, человек может поставить под угрозу само свое существование, забыв о своем тесном единстве с природой.

Сегодня человечеству важно осознать неразрывную связь природы и общества, которая носит взаимный характер. Природная среда, географические и климатические условия и по сей день оказывают значительное влияние на развитие хозяйства той или иной страны, народа, ускоряя или замедляя темпы их развития.

И русские историки (В. О. Ключевский), и зарубежные заметили благотворное влияние рек на хозяйственную и общественную жизнь народов. Реки служили удобными торговыми путями; не позволяли населению обособляться; содействуя компактному проживанию; ускоряли процесс формирования государства. Суровый климат, богатая среда обитания замедляли темпы развития народов, отбрасывая их на периферию мировой истории.

Уже в 20-е годы ХХ века на фоне превращения деятельности человека в широкомасштабную силу, которая не только созидает, но и разрушает, русским мыслителем В. И. Вернадским и французским философом Т. де Шарденом вырабатывается концепция ноосферы. Ноосфера – это область господства разума. Выдающиеся ученые считали, что в ХХ веке единство природы и человека достигнет нового качественного уровня. На основе разума человек будет руководить ходом природных процессов.

В настоящее время перед человечеством стоит очень сложная задача – обеспечить совместную эволюцию общества и природы, но для этого необходимо нравственное, ответственное отношение к природе. Относясь таким образом к природе, человек относится ответственно к себе, к будущим поколениям.

Человек существует не сам по себе, а благодаря природе, и должен обеспечить такую организацию общественной жизни, при которой возможно гармоничное развитие общества и природы.

Загрузка...