docgid.ru

Что такое уныние в православии. Уныние и печаль – как с этим бороться. г) Надо возгревать в себе веру, надежду, размышление о благом Промысле Божием, о грядущих вечных благах

Из чего произрастают уныние и его порождения

Уныние возникает от недоверия к Богу, так что можно сказать, что это плод маловерия.

Но что такое, в свою очередь, недоверие к Богу и маловерие? Оно не возникает само собой, из ниоткуда. Оно является следствием того, что человек слишком сильно доверяет себе, потому как слишком высокого о себе мнения. И чем больше человек доверяет себе, тем меньше он доверяет Богу. А доверие себе более, чем Богу, - яснейший признак гордыни.

Первый корень уныния - гордыня

Поэтому, по словам преподобного Анатолия Оптинского, «отчаяние есть порождение гордости. Если ожидаешь от себя всего плохого, то никогда не отчаешься, а только смиришься и будешь мирно каяться». «Отчаяние - обличитель находившихся в сердце неверия и самости: верующий в себя и уповающий на себя не восстанет из греха покаянием» (святитель Феофан Затворник).

Как только случается в жизни гордеца что-либо, что изобличает его бессилие и неосновательность доверия к самому себе, он тут же унывает и отчаивается.

А такое может произойти от самых разных причин: от оскорбленного самолюбия или от того, что делается не по-нашему; также и от тщеславия, когда человек видит, что равные ему пользуются бо льшими преимуществами, чем он; или же от стеснительных обстоятельств жизни, как свидетельствует о том преподобный Амвросий Оптинский.

Человек смиренный, верующий в Бога, знает, что этими неприятными обстоятельствами испытывается и укрепляется его вера, как укрепляются мускулы спортсмена на тренировках; он знает, что Бог рядом и что Он не положит испытаний сильнее, чем можно вынести. Такой человек, надеющийся на Бога, никогда не унывает даже в тяжких обстоятельствах.

Гордец же, надеявшийся на себя, как только оказывается в тяжких обстоятельствах, которые он сам изменить не в силах, сразу же впадает в уныние, думая, что если он не может исправить случившегося, значит, это не может исправить никто; да еще при этом тоскует и раздражается из-за того, что эти обстоятельства показали ему собственную его слабость, чего гордец не может вынести спокойно.

Именно потому, что уныние и отчаяние есть следствие и, в определенном смысле, демонстрация неверия в Бога, один из святых сказал: «В минуту отчаяния знайте, что не Господь оставляет вас, а вы Господа!»

Итак, гордость и маловерие есть одни из главных причин уныния и отчаяния, но все же далеко не единственные.

Преподобный Иоанн Лествичник говорит о двух основных видах отчаяния, происходящих из разных причин: «Есть отчаяние, происходящее от множества грехов и отягчения совести и нестерпимой печали, когда душа, по причине множества сих язв, погружается и от тяжести их утопает во глубине безнадежия. Но есть отчаяние и другого вида, которое бывает от гордости и возношения, когда падшие думают, что они не заслужили своего падения… От первого исцеляют воздержание и благонадежие; а от последнего - смирение и то, чтобы никого не судить».

Второй корень уныния - неудовлетворенность страстей

Итак, что касается второго вида отчаяния, происходящего от гордости, мы уже выше показали, каков его механизм. А что подразумевается под первым видом, «происходящим от множества грехов»?

Этот вид уныния, по утверждению святых отцов, приходит тогда, когда какая-либо страсть не нашла себе удовлетворения. Как пишет преподобный Иоанн Кассиан, уныние «рождается от неудовлетворения желания какой-нибудь корысти,когда кто видит,что он потерял рожденную в уме надежду получить какие-нибудь вещи».

Например, чревоугодник, страдающий язвенной болезнью или диабетом, будет унывать, потому что не может услаждаться желаемым количеством пищи или разнообразием ее вкуса; скупой человек - из-за того, что не может избежать траты денег, и так далее. Унынием сопровождаются практически любые неудовлетворенные греховные желания, если человек не отказывается от них по тем или иным причинам.

Поэтому преподобный Нил Синайский говорит: «Кто связан печалью, тот побежден страстями, потому что печаль бывает следствием неудачи в плотском пожелании, а пожелание сопрягается со всякою страстью. Кто победил страсти, тем не владеет печаль. Как больной виден по цвету лица, так страстного изобличает печаль. Кто любит мир, тот много будет печалиться. А кто небрежет о том, что в мире, тот всегда будет веселиться».

По мере возрастания уныния в человеке конкретные желания утрачивают свое значение, и остается душевное состояние, которое отыскивает именно те желания, выполнения которых достичь невозможно, - уже именно для подпитки самого уныния.

Тогда, по свидетельству преподобного Иоанна Кассиана, «мы подвергаемся такой скорби,что не можем с обычной приветливостью принимать даже любезных лиц и родственников наших, и что бы ни было сказано ими в приличном разговоре,нам все кажется несвоевременным и лишним, и мы не даем им приятного ответа, когда все изгибы нашего сердца наполнены желчной горечью».

Потому уныние как болото: чем дольше человек в него погружается, тем тяжелее ему из него выбраться.

Другие корни уныния

Выше были описаны причины, которые возбуждают уныние в неверующих и в маловерных людях. Однако уныние нападает, хотя и менее успешно, на верующих людей. Но уже по другим причинам. Об этих причинах подробно пишет святитель Иннокентий Херсонский:

«Источников уныния много - и внешних и внутренних.

Во-первых, в душах чистых и близких к совершенству уныние может происходить от оставления их на время благодатью Божиею. Состояние благодати есть самое блаженное. Но чтобы находящийся в сем состоянии не возомнил, что оно происходит от его собственных совершенств, благодать иногда удаляется, предоставляя любимца своего самому себе. Тогда бывает со святою душою то же, как если бы среди дня наступила полночь: в душе является темнота, хлад, мертвость и вместе с тем уныние.

Во-вторых, уныние, как свидетельствуют люди опытные в духовной жизни, бывает от действия духа тьмы. Не могши прельстить душу на пути к небу благами и удовольствиями мира, враг спасения обращается к противному средству и наводит на нее уныние. В таком состоянии душа бывает как путник, вдруг застигнутый мглою и туманом: не видит ни того, что впереди, ни того, что позади; не знает, что делать; теряет бодрость, впадает в нерешимость.

Третий источник уныния есть наша падшая, нечистая, обессиленная, помертвевшая от греха природа. Доколе мы действуем по самолюбию, наполнены духом мира и страстями, дотоле сия природа в нас весела и жива. Но перемените направление жизни, сойдите с широкого пути мира на узкий путь самоотвержения христианского, примитесь за покаяние и самоисправление - тотчас откроется внутри вас пустота, обнаружится духовное бессилие, ощутится сердечная мертвость. Доколе душа не успеет наполниться новым духом любви к Богу и ближнему, дотоле дух уныния, в большей или меньшей мере, для нее неизбежен. Сему роду уныния больше всего подвергаются грешники после их обращения.

Четвертый, обыкновенный источник уныния духовного, есть недостаток, тем паче прекращение деятельности. Престав употреблять свои силы и способности, душа теряет живость и бодрость, становится вялою; сами прежние занятия ей противеют: является недовольство и скука.

Может происходить уныние и от различных печальных случаев в жизни, как-то: смерти сродников и любимых лиц, потери чести, достояния и других несчастных приключений. Все это, по закону нашей природы, сопряжено с неприятностью и печалью для нас; но, по закону же самой природы, печаль сия должна уменьшаться со временем и исчезать, когда человек не предается печали. В противном случае образуется дух уныния.

Может происходить уныние и от некоторых мыслей, особенно мрачных и тяжелых, когда душа слишком предается подобной мысли и смотрит на предметы не во свете веры и Евангелия. Так, например, человек легко может впасть в уныние от частого размышления о неправде, господствующей в мире, о том, как праведные здесь скорбят и страдают, а нечестивые высятся и блаженствуют.

Могут, наконец, источником уныния душевного быть различные болезненные состояния тела, особенно некоторых его членов».

Как бороться с унынием и его порождениями

Великий русский святой преподобный Серафим Саровский говорил: «Нужно удалять от себя уныние и стараться иметь радостный дух, а не печальный. По слову Сираха, “печаль многих убила, а пользы в ней нет (Сир. 31: 25)”».

Но как именно можно удалить от себя уныние?

Вспомним упомянутого в начале статьи несчастного молодого бизнесмена, который на протяжении многих лет ничего не может поделать с охватившим его унынием. Он на своем опыте убедился в справедливости слов святителя Игнатия (Брянчанинова): «Земные развлечения только заглушают скорбь, но не истребляют ее: они умолкли, и снова скорбь, отдохнувшая и как бы укрепленная отдохновением, начинает действовать с большею силою».

Теперь пришло время рассказать подробнее о том особенном обстоятельстве в жизни этого бизнесмена, о котором мы обмолвились ранее.

Его жена - глубоко верующий человек, и она свободна от той мрачной, непроглядной тоски, которой окутана жизнь ее мужа. Он знает, что она верующая, что она ходит в храм и читает православные книги, равно как и то, что у нее нет «депрессии». Но за все те годы, что они вместе, ему ни разу не пришло в голову связать эти факты воедино и попробовать самому сходить в храм, почитать Евангелие… Он по-прежнему регулярно ездит к психологу, получая кратковременное облегчение, но не исцеление.

Сколь многие люди изнемогают от этой душевной болезни, не желая поверить, что исцеление - совсем рядом. И этот бизнесмен, к сожалению, один из них. Нам хотелось бы написать, что в один прекрасный день он заинтересовался верой, которая дает его жене силы не поддаваться унынию и сохранять чистую радость жизни. Но, увы, пока что этого не произошло. И до тех пор он будет оставаться в числе тех несчастных, о ком сказал святитель Димитрий Ростовский: «Нет у праведных печали, которая не претворялась бы в радость, как нет и у грешников радости, которая не обращалась бы в печаль».

Но если бы вдруг этот бизнесмен обратился к сокровищнице православной веры, то что он узнал бы о своем состоянии и какие способы исцеления получил бы?

Он узнал бы, помимо прочего, что в мире есть духовная реальность и действуют духовные существа: добрые - ангелы и злые - бесы. Последние по своей злобе стремятся причинить как можно больший вред душе человека, отвратив его от Бога и от пути к спасению. Это - враги, стремящиеся убить человека как духовно, так и телесно. Для своих целей они пользуются разными способами, среди них наиболее распространенный - внушение людям определенных мыслей и чувств. В том числе помыслов уныния и отчаяния.

Хитрость состоит в том, что бесы силятся убедить человека, будто это его собственные мысли. Человек неверующий или маловерующий совершенно неподготовлен к такому соблазну и не знает, как относиться к таким мыслям, он их действительно принимает за свои. И, следуя за ними, все ближе подходит к погибели - точно так же и путник в пустыне, приняв мираж за истинное видение, начинает гоняться за ним и все дальше уходит вглубь безжизненной пустыни.

Человек же верующий и духовно опытный знает про существование врага и про его хитрости, умеет распознавать его помыслы и отсекать их, тем самым успешно противоборствуя бесам и побеждая их.

Унылый человек не тот, кто испытывает по временам помыслы уныния, но тот, кто побежден ими и не борется. И наоборот, свободен от уныния не тот, кто никогда таких помыслов не испытывал, - таких людей нет на земле, а тот, кто с ними борется и побеждает их.

Святитель Иоанн Златоуст говорил: «Чрезмерное уныние вреднее всякого демонского действия, потому что и демоны, если в ком властвуют, то властвуют через уныние».

Но если человека глубоко поразил дух уныния, если демоны получили в нем такую власть, то значит, сам человек совершил нечто, что дало им такую власть над ним.

Выше уже было сказано, что одной из причин уныния у неверующих является отсутствие веры в Бога и, соответственно, отсутствие живой связи с Ним, источником всякой радости и блага. Но и отсутствие веры редко является чем-то прирожденным для человека.

Веру в человеке убивает нераскаянный грех. Если человек грешит и не желает каяться и отказываться от греха, то он рано или поздно неизбежно теряет веру.

И наоборот, вера воскресает в искреннем покаянии и исповедании грехов.

Неверующие сами лишают себя двух самых эффективных способов борьбы с депрессией - покаяния и молитвы. «Истреблению уныния служат молитва и непрестанное размышление о Боге», - пишет преподобный Ефрем Сирин.

Стоит привести список основных средств борьбы с унынием, которыми располагает христианин. О них говорит святитель Иннокентий Херсонский:

«От чего бы ни происходило уныние, молитва всегда есть первое и последнее против него средство. В молитве человек становится прямо лицу Божию: но если, став против солнца, нельзя не озариться светом и не почувствовать теплоты, тем паче свет и теплота духовные суть непосредственные следствия молитвы. Кроме сего, молитвою привлекается благодать и помощь свыше, от Духа Святого, а где Дух Утешитель, там нет места унынию, там сама скорбь будет в сладость.

Чтение или слушание слова Божия, особенно Нового Завета, есть также сильное средство против уныния. Спаситель не напрасно призывал к Себе всех труждающихся и обремененных, обещая им успокоение и радость. Радость сию Он не взял с Собою на небо, а всецело оставил в Евангелии для всех скорбящих и унылых духом. Кто проникается духом Евангелия, тот престает скорбеть безотрадно: ибо дух Евангелия есть дух мира, успокоения и отрады.

Богослужения, и особенно святые таинства Церкви, также великое врачевство против духа уныния, ибо в церкви, яко доме Божием, нет для него места; таинства все направлены против духа тьмы и слабостей природы нашей, особенно таинство исповеди и причащения. Слагая с себя тяжесть грехов посредством исповеди, душа чувствует легкость и бодрость, а приемля в евхаристии брашно тела и крови Господа, чувствует оживление и радость.

Собеседования с людьми, богатыми духом христианским, также средство против уныния. В собеседовании мы вообще выходим более или менее из мрачной глубины внутренней, в которую душа погружается от уныния; кроме сего, посредством мены мыслей и чувств в собеседовании мы заемлем у беседующих с нами некую силу и жизненность, что так нужно в состоянии уныния.

Размышление о предметах утешительных. Ибо мысль в унылом состоянии или вовсе не действует, или кружится около предметов печальных. Чтобы избавиться от уныния, надо принудить себя мыслить о противном.

Занятие себя трудом телесным также прогоняет уныние. Пусть начнет трудиться, даже нехотя; пусть продолжает труд, хотя без успеха: от движения оживает сначала тело, а потом и дух и почувствуется бодрость; мысль среди труда неприметно отвратится от предметов, наводивших тоску, а это уже много значит в состоянии уныния».

Молитва

Почему молитва является самым эффективным средством против уныния? По многим причинам.

Во-первых, когда во время уныния мы молимся, мы тем самым боремся против беса, который пытается нас в это уныние повергнуть. Он делает это ради того, чтобы мы отчаялись и отошли от Бога, в этом его замысел; когда же мы обращаемся с молитвой к Богу, то разрушаем ухищрения врага, показывая, что мы не попали в его капкан, не сдались ему, а напротив, его козни используем как повод для того, чтобы усилить ту связь с Богом, которую бес пытался оборвать.

Во-вторых, поскольку уныние в большинстве случаев есть следствие нашей гордыни, то молитва помогает исцеляться и от этой страсти, то есть вырывает из земли сам корень уныния. Ведь каждая смиренная молитва с просьбой к Богу о помощи - даже такая короткая, как «Господи, помилуй!», - означает, что мы признаем свою слабость и ограниченность и начинаем доверять Богу больше, чем себе. Поэтому каждая такая молитва, даже произнесенная через силу, - это удар по гордыне, подобный удару огромной гири, которой крушат стены ветхих домов.

И, наконец, в-третьих, самое главное: молитва помогает потому, что это является обращением к Богу, Который единственный действительно может помочь в любом, даже самом безвыходном положении; единственный, Кто силен подать настоящее утешение и радость и свободу от уныния. «
В скорбях и искушениях Господь помогает нам. Он не освобождает нас от них, а подает силу легко переносить, даже не замечать их.
Если мы будем со Христом и во Христе, то никакая скорбь нас не смутит, а радость наполнит наше сердце так, что мы и при скорбях, и во время искушений будем радоваться» (преподобный Никон Оптинский).

Некоторые советуют молиться ангелу-хранителю, который всегда невидимо рядом с нами, готовый поддержать нас. Другие советуют читать акафист Иисусу Сладчайшему. Также есть совет много раз подряд читать молитву «Богородице Дево, радуйся», с надеждой, что Господь непременно ради молитв Божией Матери даст мир нашей душе.

Но особого внимания заслуживает совет святителя Игнатия (Брянчанинова), который рекомендовал во время уныния как можно чаще повторять такие слова и молитвы.

«Слава Богу за все».

«Господи! Предаюсь Твоей Святой воле! Буди со мной Воля Твоя».

«Господи! Благодарю Тебя за все, что Тебе благоугодно послать на меня».

«Достойное по делам моим приемлю; помяни мя, Господи, во Царствии Твоем».

Святые отцы отмечали, что в унынии человеку молиться особенно тяжело. Поэтому исполнять сразу большие молитвенные правила не все смогут, но произносить те короткие молитвы, которые указал святитель Игнатий, может каждый, это не сложно.

Что же касается нежелания молиться в унынии и отчаянии, то нужно понимать, что это не наше чувство, а вселенное в нас бесом специально с той целью, чтобы лишить нас того оружия, которым мы можем его победить.

Святитель Тихон Задонский так говорит об этом нежелании молиться при унынии: «Советую тебе следующее: убеждай себя и принуждай к молитве и ко всякому доброму делу, хотя и не хочется. Как ленивую лошадь люди гонят плетью, чтобы она шла или бежала, так нам нужно принуждать себя ко всякому делу, а особенно к молитве. Видя такой труд и старание, Господь подаст охоту и усердие».

Из четырех фраз, предложенных святителем Игнатием, две являются фразами благодарственными. О том, почему они даны, он сам объясняет: «В особенности благодарением Богу отгоняются помыслы скорбные; при нашествии таких помыслов благодарение произносится в простых словах, со вниманием и часто - доколе не принесется сердцу успокоение. В скорбных помыслах никакого нет толку: от скорби не избавляют, никакой помощи не приносят, только расстраивают душу и тело. Значит - они от бесов и надобно их отгонять от себя… Благодарение сперва успокаивает сердце, потом приносит ему утешение, впоследствии принесет и небесное радование - залог, предвкушение радости вечной».

Во время отчаяния бесы внушают человеку мысль, что для него нет спасения и его грехи не могут быть прощены. Это величайшая бесовская ложь!

«Пусть никто не говорит: “Много я нагрешил, нет мне прощения”. Кто говорит так, забывает о Том, Кто пришел на землю ради страдающих и сказал: “…бывает радость у ангелов Божиих и об одном грешнике кающемся” (Лк. 15: 10) и еще: “Я пришел призвать не праведников, а грешников к покаянию” (Лк. 5: 32)», - учит преподобный Ефрем Сирин. Пока человек жив, для него действительно возможно покаяться и получить прощение грехов, какими бы тяжкими они ни были, и, получив прощение, преобразить свою жизнь, наполнить ее радостью и светом. И как раз этой возможности пытаются бесы лишить человека, внушая ему помыслы отчаяния и самоубийства, потому что после смерти уже покаяться невозможно.

Так что «никто из людей, даже дошедших до крайней степени зла, не должен отчаиваться, даже если приобрел навык и вошел в природу самого зла» (святитель Иоанн Златоуст).

Святитель Тихон Задонский объясняет, что испытание унынием и отчаянием делает христианина более осторожным и опытным в духовной жизни. И «чем более продолжится» такое искушение, «тем большую душе пользу принесет».

Православный христианин знает, что насколько тяжелее печаль всех других искушений, настолько и больше воздаяния получат переносящие с терпением печаль. И в борьбе с унынием даруется самый большой венец. Поэтому «не будем унывать, когда приключатся с нами огорчения и скорби, а, напротив того, станем более радоваться, что идем путем святых», - советует преподобный Ефрем Сирин.

Бог всегда находится рядом с каждым из нас, и Он не дозволяет бесам поразить человека унынием настолько, насколько им бы хотелось. Он даровал нам свободу, и Он же заботится о том, чтобы никто у нас не отнял этого дара. Так что в любой момент человек может обратиться к Богу за помощью и принести покаяние.

Если человек этого не делает - это его выбор, бесы сами не в состоянии его к тому принудить.

В заключение хотелось бы привести молитву, составленную святителем Димитрием Ростовским как раз для людей, страдающих от уныния:

Боже, Отче Господа нашего Иисуса Христа, Отец щедрот и Бог всякаго утешения, утешающий нас во всякой скорби нашей! Утеши каждаго скорбящаго, опечаленнаго, отчаявающагося, обуреваемаго духом уныния. Ведь каждый человек создан руками Твоими, умудрен премудростию, возвеличен десницей Твоею, прославлен благостию Твоею… Но вот посещены мы ныне Отеческим Твоим наказанием, кратковременными скорбями! - Ты сострадательно наказываешь тех, кого любишь, и милуешь щедро и призираешь на их слезы! Итак, наказав, помилуй и утоли печаль нашу; преложи скорбь на веселие и радостию раствори печаль нашу; удиви на нас милость Твою, дивный в советах Владыко, Непостижимый в судьбах Господи и благословенный в делах Твоих во веки, аминь.

Уныние трактуется в православии как смертный грех. Под воздействием неблагоприятных факторов человек нередко впадает в уныние или скорбное состояние. Уныние порождает отчаяние, скуку, печаль, кручину, меланхолию и хандру. А современная медицина называет такое состояние депрессией.

Почему уныние считается грехом?

С точки зрения православия, уныние относится к 8-му смертному греху, то есть такому греху, который непосредственно разрушает человеческую душу, а соответственно, и тело. «Злое разление» — так называет это состояние священник Олег Моленко. Подвергаясь унынию, человек делается ленивым, ему тяжело принудить себя даже к мало-мальски спасительному делу. Унылый ничему не радуется, ничем не утешается, ни на что не надеется и ни чему не верит. Существует меткая поговорка – «унылый дух сушит кости».

Уныние, как, впрочем, любой грех, берет начало не от Создателя, корни этого негативного чувства в преисподней. Любой человек на время может подвергнуться воздействию уныния, а некоторые просто одержимы этим духом. Такие люди склонны чрезмерно жалеть себя, отличаются повышенной ранимостью, обидчивостью, концентрацией исключительно на своей личности, завышенной самооценкой. Общаться с такими очень тяжело. Они буквально во всем видят подвох, желание других обидеть или унизить их. На лице таких людей зачастую печать греховности уныния, искажается и их духовный мир. Ведь никто не отменял истину: о чем помышляешь в сердце, таков ты и есть.

Вообще, библейские упоминания о сердценадо понимать, как дух человека. Чуткие исследователи Священного Писания отмечают три составляющие, из которых и слагается дух. Это интуиция, совесть, способность восприятия голоса Божьего. Также и у души есть 3 составляющие – воля, чувства, ум. Дух и душа заключены в теле. Поэтому человека с этой точки зрения можно рассматривать как дух, вместивший в себя душу и находящийся в теле.

Православные объясняют, почему уныние считается грехом тем, что это чувство способно проникать в душу, укореняться в ней, а затем, подобно вирусу, поразить и дух человека, разрушая его и духовно и на физическом уровне.

Как противостоять унынию?

Согласно притче 17:22, «сердце веселое подобно благотворному врачеванию, унылый же дух сушит кости». В костях у нас находится костный мозг. Именно в нем происходят процессы созревания клеток крови и имунной системы, чрезвычайно важных для правильной работы всех систем организма. При нехватке этого вещества возникают тяжелые заболевания. Человек, пребывающий в постоянном унынии, отличается и характерной вялой походкой, безразличной манерой общения, апатией.

Святые Отцы советуют не унывать даже в самом отчаянном положении, а во всем полагаться на Спасителя. При этом игнорировать душевную проблему не стоит, а постараться понять причины ее вызвавшие. А еще чаще славить Бога. Его любовь найдет выход и из самой тупиковой ситуации. Контролировать свои мысли, чтобы негативные эмоции не доминировали над нами. Не справляетесь сами, молитвенно просите духовной поддержки.

Впрочем, нелишне будет обратиться и к квалифицированной медицинской помощи. Медики накопили большой опыт лечения депрессивных состояний. А народная медицина в качестве проверенного средства рекомендует трудотерапию, особенно на свежем воздухе.

Скачать данный материал:

(Пока оценок нету)

Если рассматривать уныние, исходя из библейских канонов, то его во все времена причисляли к разряду смертных грехов. По какой причине уныние является грехом и если оно есть грех, то как его победить? Мне стало очень интересно разобраться в этом вопросе и я предлагаю вам сделать это вместе.

Впадая в состояние тоски, грусти, уныния, печали – человек совершенно не думает про возможные последствия, которыми чреваты эти негативные, разрушительные эмоции.

Некоторые даже приписывают подобному состоянию некоторую тонкость таинственной русской души. А вот эксперты психиатрии говорят про то, когда человек длительное время находится в угнетённом состоянии, то развивается депрессия, а значит, серьёзная опасность для его здоровья и даже жизни. Разные исследователи называют цифру 20% — ровно столько людей по всему Земному шару страдают от подавленного морального состояния.

Что касается Церкви, то она уже давно внесла уныние в список основных грехов. Дальше мы будем разбираться, чем же это было обусловлено.

Чем является уныние в православии

Обратимся к высказыванию профессора Российского православного университета Иоанна Богослова Виктора Тростникова, который глаголит следующее:

«Уныние причисляется к разряду смертных прегрешений исключительно в православии. Для сравнения католики в этот перечень включили печаль, но лишь в православии уныние выделяется в качестве отдельно взятого греха.

Именно по этой причине в православии всего 8 смертных грехов, а не 7. На первый взгляд может показаться, что печаль с унынием является одним и тем же. Если же разобраться более детально, то устанавливаем, что печаль является некоторым проходящим ощущением, касающимся каких-то неприятных происшествий, но данное чувство носит временный, проходящий характер.

А если же мы говорим про уныние, то должны отметить, что оно выступает в виде затяжного, хронического состояния, причём для него часто отсутствуют какие-либо очевидные факторы. Уныние выступает именно душевным состоянием, оно вполне способно посетить вас даже, если внешне всё выглядит вполне благополучно. При этом человек сам себе не сможет дать вразумительный ответ на вопрос, в чём же он в действительности нуждается.

Как бы там ни было, Церковь именует и печаль, и уныние смертными грехами. Мирянин должен воспринимать все посылаемые ему виды испытаний, имея целостную душу, будучи наполненным верой, надеждой и любовью в своей душе. В противоположном же случае он начинает отрекаться от единого целого, не признаёт это единое целое, а значит, осуждает учение про Бога, мир и человечество. Это одна из вариаций отсутствия веры. Когда дух предоставляется сам себе, а индивид автоматически обрекается на различные патологии и страдания».

Все смертные прегрешения разрушительно воздействуют на физическую и духовную оболочки человека. Совершенно не зря уныние известно, как «злое разленение». Когда на индивида начинает воздействовать данная страсть, он становится ленивым, ему трудно мотивировать себя выполнять любые действия. Также он не испытывает никакой радости и утешения, утрачивает веру и надежду в лучшее.

Совершенно не зря существует поговорка, что «сухой дух способен иссушить кости».

Унылый дух иссушает кости

  • нарушается сон (человек страдает от бессонницы либо повышенной сонливости);
  • меняется аппетит (увеличивается либо утрачивается);
  • наблюдаются проблемы с кишечником (запоры);
  • заметно снижается сексуальный потенциал;
  • понижается общее энергетическое состояние, человека начинают сильнее утомлять привычные физические и умственные нагрузки;
  • возникают различные дискомфортные болевые виды ощущений в туловище.

В результате подобного конфликта с собой может возникнуть даже органическая патология. Таким образом, грех начинает проникать в физическое тело человека.

В современной медицине предлагаются методики исцеления от депрессий, однако, знаменитый специалист данной области Полищук, являющийся доктором медицинских наук, советует пользоваться также духовными и религиозными способами психотерапии.

Он высказывает следующее мнение про лечение от уныния: «Если бы ко мне обратился кто-то, кто страдает от депрессии и попросил бы выхода из данного состояния, я бы однозначно порекомендовал ему не просто посетить храм Божий, а заняться поиском своего личного духовного наставника в одном из монастырей.

Безусловно, такой вариант будет более сложным, так как требует приложения усилий на поиски, но зато в результате вас не просто выслушают в течение пары минут, а будут стараться установить истинный источник душевных страданий. Разговоры с духовными наставниками длятся по нескольку часов, а иногда обратившемуся предлагают вообще пребывать в стенах монастыря в течение определённого времени, чтобы выдержать пост и начать лечить свою душу».

Отец (Берестов), выступающий иеромонахом и руководителем Душепопечительского православного центра Иоанна Кронштадтского, а также – доктором медицинских наук, уверен в том, что человек, мечтающий исцелить данный недуг не только на телесном, но и на духовном уровне, обязательно должен обращаться за помощью к Святой Церкви.

Ведь именно православная медицина призвана спасти человека, освободить его от внутренних грехов, разрушающих тело с душой».

Хотя с другой позиции верующим людям, пострадавшим от депрессивных состояний, нельзя пренебрегать и официальной медициной, ведь по утверждению святителя Феофана Затворника «медицина и медикаменты даны нам от Всевышнего и отказаться от них – это означает укорить Создателя».

Что способно привести человека к смертному греху уныния?

Становится понятно, что уныние способно серьёзно навредить, как нашему физическому организму, так и причинить урон нашей бессмертной душе.

Но почему же возникает эта страсть? Из главных факторов, провоцирующих уныние, можно выделить следующие:

  1. Потеря смысла жизни.
  2. Состояние, когда человек не контролирует свою жизнь.
  3. Утраченная вера в себя и во Всевышнего.
  4. Лень.
  5. Отсутствие ответственности.
  6. Потеря радости.
  7. Разочарование (в себе, других людях, идеалах, жизни в целом и так далее).
  8. Постоянное чувство вины.
  9. Нежелание признавать собственные ошибки.

Конечно, пожалуй, самый важный пункт из всех перечисленных – это смысл жизни. Пока человек не нашёл ответ на вопрос, зачем он живёт на Земле, в чём заключается его истинное предназначение все попытки достичь счастья потерпят неудачу.

В результате этого начинают возникать внутренние блоки сознания, проявляющиеся в виде безответственности, неверия в собственные силы, ненависти себя и полного отказа от движения вперёд, пренебрежение своими возможностями.

По каким причинам возникает грех уныния согласно православию

Православная церковь называет свои специфические факторы появления данной страсти:

  • испытания, посланные человеку Богом, чтобы он мог совершенствоваться в духовном плане;
  • уязвление самолюбия;
  • тщеславность;
  • потеря веры;
  • безбожность;
  • мало духовной жизни.

Из-за нарушенного образа жизни и нежелания соблюдать нравственную мораль люди оказываются в состоянии духовного криза, выбраться из которого уже достаточно проблематично.

Уныние провоцирует порочный круг: индивид пребывает в угнетённом состоянии, у него нет желания выполнять какие-то действия, подобная праздность ещё больше ввергает его в состояние уныния, заставляет ещё меньше что-то делать, что по итогу чревато ещё большим состоянием уныния.

Святые отцы утверждают, что периодически каждый из нас может столкнуться с состоянием естественной тоски. Благодаря душевным страданиям в личности взращиваются нравственные благодетели. А когда личность справляется с состоянием уныния, то начинает самосовершенствоваться в духовном плане и становится ближе к Создателю.

Поэтому можно рассматривать грех уныния в виде испытания, посланного свыше, с которым необходимо справиться.

Как бороться с унынием

Если не предпринимать никаких действий, то состояние уныния способно спровоцировать глубокую депрессию. Медики отмечают, что зачастую выход из депрессивных состояний достаточно проблематичный (иногда – невозможный) без посторонней помощи.

Современная психология и медицина предлагает различные методики и средства, которые устраняют подобные состояния. А вот церковь всегда советовала людям, подвергшимся унынию, находить выход в молитвах. Но ведь, как правило, все молитвы произносят, наедине с собой, а значит, человек бессознательно ещё больше замыкается от окружающего мира. Одиночество дополняется ещё и внутренним чувством вины. Эффект от подобной «терапии» будет по итогу весьма сомнительным.

Что же советуют людям в борьбе с унынием современные медики? Знаменитые психоаналитики, психиатры и психологи настоятельно рекомендуют улучшать свою жизнь активной деятельностью – отдыхом, знакомствами, развлечениями. Проследить эффект от такой рекомендации очень легко – у вас просто не хватит времени, чтобы грустить и тосковать.

Конечно, есть особенно запущенные ситуации, когда человек пришёл к доктору слишком поздно и уже требуется медикаментозная терапия. В борьбе с унынием не следует забывать про то, что оно часто доходит до затяжной депрессии, а она может завершиться весьма плачевно.

Поэтому, обращайтесь к специалисту, как только вы заметите у себя или кого-то из своих родных, друзей начальные симптомы данной патологии.

Как защитить себя от уныния?

Самое действенное средство от уныния – это умеренная физическая нагрузка и поддержание подвижного образа жизни. Когда человек подвергается нагрузке, он избавляется от всего негатива, накопленного в теле, и становится спокойным, плюс более уверенным в себе и своих способностях.

Помимо этого, в жизни каждого спортсмена, неважно, будет он профессионалом либо любителем, всегда присутствует цель. В некоторых случаях она проявляется не так ярко, как в других и больше обладает характером борьбы с самим собой.

Но даже начинающие спортсмены, когда покидают спортзал, думают: «Сегодня я сумел выполнить такую-то и такую-то нагрузку. А завтра смогу выполнить ещё больше (быстрее пробежать, поднять больший вес и так далее). А это и есть цель, которая выступает основным спасением от состояния уныния. И совершенно несущественно, какая цель имеется ввиду.

Также старайтесь окружить себя позитивом во всех его признаках – пусть в вашей жизни будут исключительно весёлые люди, хорошие добрые фильмы и увлекательные происшествия. Если жизнь посылает вам мало позитива – начинайте привлекать его самостоятельно.

Интересные ответы эксперта на вопросы об унынии

Очень интересно получать информацию от умных людей, разбирающихся в теме вопроса. Приводим познавательные рассуждения Юрия Щербатых, который является профессором психологии в Московском гуманитарно-экономическом институте, а также доктором биологических наук и автором монографии «Семь смертных грехов для верующих и неверующих».

— Кто чаще других искушается грехом уныния?

— В основном это люди-меланхолики, имеющие сниженную энергетику. К примеру, факторы, приводящие к длительной печали и унынию у меланхоликов, будут вызывать приступы ярости у холериков, а у сангвиников – только мимолётное неудовлетворение.

Многие известные личности подвергались приступам хандры. Из последних можно назвать знаменитых писателей и поэтов – Николая Васильевича Гоголя, Некрасова Николая Алексеевича и Ги де Мопассана.

— Кроме темперамента, что ещё влияет на развитие душевного страдания?

— Основным фактором можно назвать окружающих людей, в особенности близких нам, способных неоправданно причинить нам обиду, оскорблять, клеветать или просто невнимательное относиться там, где мы хотим получить внимание к своей персоне. Говоря про конкретно последний случай, настоящая причина уныния -это совершенно иной грех гордыни.

Помимо этого, к состоянию безысходной тоски часто приводит наше физическое самочувствие: апатия, патологии, регулярный недосып. Также случается, что человек впадает в депрессивное состояние, когда начинает предъявлять повышенные требования к Вселенной.

Ещё страсть уныния нередко нападает на людей в преддверии некоторого возрастного рубежа – в сорок, пятьдесят либо шестьдесят лет. В такие моменты личность вдруг ощущает, что она прожила свою жизнь абсолютно впустую и в ней превышали неудачи, чем успехи.

— В чём опасность уныния для физического здоровья?

— Состояние уныния становится опасным, если оно доходит до депрессивного расстройства. Ведь в результате такого угнетённого состояния в центральной нервной системе начинают появляться разные виды биохимических нарушений – прежде всего, ухудшается обмен нейротрансмиттеров (вещества, влияющие на показатели психической деятельности).

Примечательно, что очень яркие и характерные симптомы депрессии показаны в Библии у царя Давида: «Я весь согбён и поникший, целыми днями сетую. Я изнемогаю и сокрушаюсь выше всякой меры, кричу, так как сердце моё постоянно терзается. Сердце моё начинает трепетать, моя сила покинула меня, у меня нет даже света в глазах моих».

— Врачам удалось исцелять депрессию?

— Да, американские исследователи смогли установить серотонин, который выступает биологически активным веществом, влияющим на настроение человека. А на его основе изобретено много лекарств, призванных помогать в борьбе с депрессией.

— Как же устранить этот патологический порок?

— Не забывайте про то, что депрессию невозможно излечить с помощью антидепрессантов, алкоголя либо наркотиков, напротив, состояние только ухудшится. Также помните про то, что мировой скорбью с лёгкостью воспользуются и ваши враги с конкурентами. Не удивляйтесь, если более жизнерадостные коллеги с лёгкостью «обскачут» вас по карьерной лестнице, а любимая девушка не выдержит постоянные ворчания и жалобы и найдёт себе более весёлого и активного парня. Поэтому старайтесь жить так, чтобы унывали ваши враги, а вы будьте полным оптимистом.

Внесите изменения в свой образ жизни – вместо привычной сидячей работы найдите себе что-то более интересное и подвижное, бросайте употреблять спиртное и проводить время на диване, займитесь активным расширением своего круга общения. И, конечно, пусть в вашей жизни будет максимум спорта и прогулок на природе.

Установите для себя жизненный девиз: «Меньше жалости к себе и как можно больше улыбок!».

А в завершение темы просмотрите интересное видео:

Энциклопедия изречений
  • прп.
  • свящ. Павел Гумеров
  • прп.
  • прот. Сергий Филимонов
  • схиигумен
  • прп.
  • прот. Андрей Лоргус
  • свящ. Сергий Дергалев
  • Формы проявления уныния:

    1) безучастность к молитве, храмовому богослужению;

    2) лень, ослабление духовной ; в рамках иночества, монашества — охлаждение к подвижнической жизни вплоть до полного разочарования и возникновения желания оставить монастырь;

    3) суета, многоделание, развлечения, даже труды на пользу ближних, стремление внешним деланием уйти от внутренней духовной жизни.

    Из опыта жизни Церкви известно, что унынию могут подвергаться и довольно стойкие, ревностные христиане. Имея это в виду, апостол Павел, обращаясь к своим собратьям по вере, нарочито обращал их внимание, чтобы они, взирая на его скорби, не унывали ().

    Последствия:

    Даже по меркам мирской, обыденной жизни уныние признаётся довольно опасным психологическим состоянием.

    Уныние может способствовать быстрой утомляемости, рассеянию памяти и внимания, потере интереса к насущным проблемам, профессиональным и семейным обязанностям. Нередко оно служит фактором, провоцирующим депрессии или, что хуже, суицидальные настроения.

    Достаточно распространенным спутником уныния бывает желание утопить грусть в стакане, залить тоску алкоголем, отвлечься, забыться в увеселительных заведениях. Однако, такое народное средство «помогает» лишь ненадолго. В ряде случаев это приводит к длительным запоям. Пьянство уже и само по себе губительно и для духовного, и для физического здоровья, а сопровождаемое страстью уныния часто приводит к куда более плачевному результату: эмоциональному выгоранию, деградации личности, конфликтам и пр.

    В рамках религиозной деятельности уныние препятствует надлежащему исполнению христианского делания. Во время частного моления или храмового оно мешает внутреннему сосредоточению, способствует блужданию и рассеиванию ; в более острых формах уныние может перерасти в и даже вовсе отвлечь человека от .

    Методы борьбы:

    Методы борьбы с унынием могут опираться как на психологические, так и на аскетические средства.

    В качестве психологических средств рекомендуется: не опускать рук; нагружать себя, по мере сил, полезным трудом (в том числе - нравящимся, любимым делом); стараться придерживаться режима дня, распорядка; не замыкаться в себе, не отстраняться от общения с близкими; не зацикливаться на предмете печали, стараться отвлекаться от угнетающих, мрачных мыслей посредством полезных и интересных занятий (чтения, физкультуры, прогулок на свежем воздухе); избегать злостных советчиков-тунеядцев и др.

    Важнейшим христианским (аскетическим) средством к преодолению уныния является молитва (хотя бы она осуществлялась и через усилие, через «не хочу»). В Евангелии молитва прямо противопоставляется этому греху: «должно всегда молиться и не унывать» (). Кроме того, уныние, как и любой , требует . По возможности нужно стараться ходить в храм, участвовать в общественных молитвах, в Таинствах Церкви, просить молитвенного поминовения у ближних.

    Протоиерей Валериан Кречетов:
    – Как бороться с унынием, если даже нет сил на молитву?
    – Ну, что значит, нет сил на молитву? Невозможно произнести «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя, грешного»? Вполне возможно. Или: «Боже, милостив буди мне, грешному». И это можно. Ну, если засыпаешь – поспи. Проснешься, опять молись. А чего унывать? Здесь всё проходит. Помните кольцо Соломона: «Всё проходит, пройдет и это». Каждый момент – вот мы сейчас говорим – а он уже проходит. И так вся жизнь. Поэтому мучить себя тем, что уже проходит, не стоит. Тем, что прошло, совсем безумно. А тем, что еще не наступило, – тем более. Этого нет еще, зачем же страдать?

    Здравствуйте уважаемые читатели моего блога! Сегодня я решил структурировать и собрать топ методов, которые помогут в таком вопросе, как победить депрессию уныние и тоску. Хоть порой эти состояния и оказываются для нас ресурсными и полезными, хотя бы для развития и получения опыта, но если их проживание затягивается – необходимо применять меры, иначе они могут разрушить отношения с другими людьми, здоровье, карьеру и вообще жизнь.

    О чувствах

    Про депрессию я уже рассказывал в статье , а вот уныние и тоска – ощущаются физически, в виде тяжести на лице, груди, сердце и вообще по всему телу. Человек, проживая их, более расслаблен, у него замедляются психические и соматические процессы, да и вообще, темп жизни становится очень заторможенным.

    Хандра выполняет полезную функцию, потому что даёт возможность приостановиться и оглянутся, чтобы осознать, что со мной происходит, где я сейчас, пересмотреть свои ценности и, вообще, иначе взглянуть на обстановку, ведь порой в спешке мы не успеваем заметить себя и других, отследить свои чувства и потребности. Но есть и обратная сторона, когда человек начинает получать удовольствие от этого расслабленного и тягучего состояния.

    А если присутствует склонность к пессимизму, тогда риск попасть в замкнутый круг негативного мышления только увеличивается. И мрачное мировосприятие становится его постоянным спутником, усиливая депрессию. Поэтому давайте рассмотрим варианты, с помощью которых возможно улучшить свою жизнь и избавиться от внутренней пустоты.

    Топ 15 лучших методов

    1.Ответственность

    Взять ответственность в свои руки и сказать себе: «У меня только одна жизнь, и только от меня зависит, во что я её превращу и как проживу!». Не нужно надеяться на другие обстоятельства и людей, поймите, что какая бы судьба не была предопределена, в любой момент мы можем её изменить. Ведь если человек решил, что ему не везёт и жизнь его бессмысленна, никто и ничто не сможет ему помочь. Наше внимание избирательно, и тогда просто не будут замечаться какие-либо возможности и шансы, а акцентирование будет только на неудачах. Ваша жизнь зависит только от вас! К примеру, посмотрите мою статью , и вы увидите, что эти герои были в самых разных ситуациях, порой в таких, когда выхода не было видно, и всё равно смогли взять себя в руки, не сдались и добились мирового признания.

    2.Испытания

    В нашей жизни не происходит что-то просто так, испытания даны для того, чтобы мы развивались. Поэтому проанализируйте и пофантазируйте о том, почему это произошло с вами? Уныние и тоска не возникают просто так, а вследствие каких-либо событий или неоправданных ожиданий.

    3.Планирование и контроль

    Чтобы вернуться к жизни, важно понимать, что вас где-то ждут, что есть запланированные дела и необходимость выходить из дома. Самым лучшим лекарством при депрессии и подобных эмоциональных расстройствах и потрясениях – это работа, как только человек выпадает из ритма жизни, когда никуда не надо идти, когда не знает чем заняться и вообще, кому он нужен, а есть только желание того, чтобы день поскорее закончился – выбраться будет очень сложно. Поэтому планируйте каждый свой день, чтобы он не был похожим на другой, превращаясь в обыкновенное рутинное существование.

    4.Питание

    16. Научитесь прощать

    Это очень важное качество, прощать людей, обиды, предательство, какие то жизненные ситуации и т.д. А как это сделать, вы можете почитать в этой инструкции .

    Заключение

    На этом всё, уважаемые читатели! Помните, что только от вас зависит качество вашей жизни. Найдите в себе силы оглянуться и заметить всё её разнообразие, и тогда никакая тоска и уныние не помешает наслаждаться ею. Не забывайте подписываться на обновления блога. Пока пока.

    Загрузка...