docgid.ru

Гендерный признак и его отличие от полового. Гендерная идентичность

Многие авторы используют термины «пол» и «гендер» как синонимы. Однако каждый из этих терминов имеет собственное специфическое значение. Пол Указывает на нашу биологическую принадлежность к числу мужчин или женщин. Биологический пол характеризуется двумя аспектами: Генетическим полом , определяющимся нашими половыми хромосомами, и Анатомическим полом , включающим очевидные физические различия между мужчинами и женщинами. Понятие Гендер Охватывает круг специфических психосоциальных значений, дополняющих понятие биологической мужественности и женственности. Таким образом, если наш пол определяется различными физическими атрибутами (хромосомами, наличием пениса или вульвы и т. д.) то наш гендер включает психологические и социокультурные характеристики, ассоциирующиеся с нашим полом. Иными словами, наша гендерная принадлежность характеризует нашу «мужественность» или «женственность». В данной главе мы будем использовать термины Маскулинность (мужественность) и Фемининность (женственность) для характеристики форм поведения, типичных для мужчин или для женщин. Одним из нежелательных аспектов использования подобных ярлыков служит то, что они могут ограничивать спектр форм поведения, демонстрируя которые люди чувствуют себя комфортно. Так, мужчина может воздерживаться от проявлений заботы, боясь показаться женоподобным, а женщина может избегать уверенного поведения из опасения походить на мужчину. В наши намерения отнюдь не входит укрепление стереотипов, ассоциирующихся с подобными ярлыками. Однако мы считаем необходимым использовать эти термины при обсуждении гендерных вопросов.

Пол. Биологическая принадлежность к сообществу мужчин или женщин.

Гендер. Психосоциальные и социокультурные характеристики, ассоциирующиеся с нашим полом.

Встречая людей впервые, мы сразу обращаем внимание на их пол и на основании половой принадлежности делаем предположения относительно их наиболее вероятного поведения. Иными словами, мы делаем Гендерные предположения . Для большинства людей гендерные предположения составляют важный элемент повседневных социальных контактов. Мы разделяем людей на принадлежащих либо нашему, либо другому полу. (Мы избегаем термина Противоположный пол , поскольку считаем, что его использование преувеличивает различия между мужчинами и женщинами.) Многие из нас испытывают трудности, общаясь с лицами, в гендерной принадлежности которых мы не вполне уверены. Не будучи убеждены, что правильно идентифицировали гендерную принадлежность своего собеседника, мы испытываем замешательство и неловкость.

Половая принадлежность это совокупность генетических, морфологических и физиологических особенностей, обеспечивающих половое размножение организмов. В наиболее широком смысле пол - это комплекс репродуктивных, соматических и социальных характеристик, определяющих индивид как мужской либо женский организм. Пол будущего ребёнка определяется в момент зачатия: если с женской половой клеткой соединяется сперматозоид, несущий женскую хромосому, зачинается девочка, если же сперматозоид несёт мужскую хромосому, зачинается мальчик. Раздельнополость - самый первый, самый обязательный и самый глобальный феномен сексуальности человека. Разделение человеческих особей на мужчин и женщин предполагает у каждого индивида полное соответствие анатомического строения половых органов, мужских и женских пропорций тела (рост, соотношение ширины плеч и таза, выраженность и распределение подкожного жирового слоя и т. д.), полового самосознания (т.е. ощущения себя представителем определённого пола) и, наконец, адекватную направленность полового влечения и наличие соответствующих стереотипов полового поведения. Абсолютная норма предполагает однозначную направленность всех компонентов перечисленного рода без единого исключения, впрочем, в сексологической практике наблюдается крайняя вариативность состава человеческой популяции, послужившая основой для выделения и рассмотрения при исследовании пола таких абсолютно самостоятельных категорий и понятий, как трансвестизм, транссексуализм, гетеросексуальность, бисексуальность, гомосексуальность.

Такое многообразие проявлений пола определяется сложностью механизмов его детерминации, в основе которых лежит система иерархических отношений, охватывающих диапазон от генетических влияний до психологического выбора сексуального партнёра.

Становление данной системы начинается с детерминации генетического пола, определяемого набором половых хромосом. Генетический пол в свою очередь обусловливает гонадный (либо настоящий) пол, идентифицируемый по основному показателю половой принадлежности - гистологическому строению половой железы. Истинным его называют потому, что, определяя гаметный пол, т.е. способность половой железы образовывать сперматозоиды либо яйцеклетки, гонады тем самым выявляют роль данного индивида в процессе воспроизведения. Вместе с этим гонадный пол определяет также и гормональный пол, т.е. способность половой железы секретировать специфические половые гормоны. Уровень и доминирующая направленность гормональных воздействий определяют морфологический (либо соматический) пол (фенотип) субъекта, т.е. строение и развитие его внутренних и наружных половых органов, включая проявления вторичных половых признаков. Социально-психологическое воздействие на половую принадлежность индивида начинается с гражданского (акушерского), т.е. определяемого иным лицом, пола. Гражданский пол определяет пол воспитания (от выбора формы одежды, причёски и игр до использования наказаний за несоответствующее сексуальное поведение), тем самым формирует половое самосознание, которое в свою очередь определяет играемую индивидом половую роль, прежде всего подбор партнёра.

Определённый интерес вызывает соотношение полов, которое не выражается ожидаемым статистическим соотношением 1:1. Большая часть ученых едины во мнении, что мужских зачатий больше, чем женских. Приводимые различными авторами данные колеблются от 180 до 120 зачатий мальчиков на 100 зачатий девочек. При вторичном соотношении полов при рождении в большинстве стран на 1 000 000 рождений число мальчиков превосходит 510 тысяч, тогда как девочек меньше - 490 тысяч. В начале 1980-х годов во всём мире мужчины составляли 50,2процентов населения, женщины49,8процентов (в СССР соответственно 47процентов и 53процентов в 1987 г.). Следует помнить, что впрочем нередко слова "пол" и "секс" отождествляются, впрочем они имеют разное значение. Термин "пол" употребляется по отношению к явлениям, связанным с дифференцировкой и различием мужчин и женщин, тогда как термин "секс" имеет отношение к личности, психологическим особенностям взаимоотношений и эротическим чувствам.

Ваш сын проявляет интерес к косметике и одежде для девочек?
Когда такие особенности поведения проявляются у детей среднего подросткового возраста, их родители зачастую начинают ощущать беспокойство, у них возникает много вопросов: является ли поведение моего ребенка аномальным? Должен ли я постараться изменить его? Нуждается ли мой ребенок в помощи специалистов?
На самом деле некоторые отличительные особенности пола ребенка начинают развиваться задолго до наступления среднего подросткового возраста. Осознание ребенком своего пола - будь то мальчик или девочка - приходит уже в первый год жизни. Зачастую это начинается уже в возрасте 8-10 месяцев, когда младенец впервые обнаруживает свои половые органы. После этого в возрасте от одного до двух лет дети приходят к пониманию физических различий между мальчиками и девочками; до трех лет по мере обретения ребенком определенного представления о самом себе он уже может твердо сказать, мальчик он или девочка. К четырем годам определение ребенком отличительных особенностей своего" пола становится стабильным, и он точно знает, что всегда будет мальчиком или девочкой.
В это же время дети узнают отличительные особенности поведения людей того или иного пола - делают вещи, «которые должны делать мальчики» или «которые должны делать девочки». Еще до трехлетнего возраста дети способны различать игрушки, которые обычно отождествляются с мальчиками или девочками (машинки или куклы). К трем годам они уже больше знают о действиях, интересах и занятиях мальчиков и девочек; многие из них начинают играть с детьми того же пола. Вы наверняка замечали, что ваша дочь предпочитает играть с куклами, печь пирожки и играть в домик. А сын, наоборот, играет в более энергичные и активные игры, проявляет интерес к игрушечным солдатикам и машинкам. Такие отличительные особенности поведения, включая игрушки, которыми играют дети, и игры, в которых они принимают участие, зависят от того, как ребенка воспитывают и какие надежды на него возлагают.
В среднем подростковом возрасте отличительные особенности пола продолжают сильно проявляться не только в предпочтениях ребенка играть с детьми одного с ним пола, но и в его желании вести себя, выглядеть и иметь вещи такие же, как у его сверстников того же пола. В этот период вы заметите, как ваш ребенок выражает свою половую принадлежность при помощи особенностей поведения того или иного пола (а начали проявляться они уже в дошкольные годы):

  1. Через его или ее игрушки, выбор игр, домашние задания и роли в семье. Чаще всего мальчики предпочитают играть в игры, «типичные для мальчиков», с характерными мужскими признаками, в то время как девочки предпочитают занятия, «типичные для девочек», с характерными женскими особенностями.
  2. Через поведение в обществе, которое отражает степень агрессивности, доминирования, подчинения и мягкости характера.
  3. Через манеру и способ выражения поведенческих и физических жестов и мимики, а также других невербальных действий, которые свойственны мужчинам или женщинам.
  4. Через социальные взаимоотношения, включая пол выбираемых ребенком друзей и людей, которым он старается подражать. В начальной школе дети по-прежнему подвержены большему влиянию со стороны других детей одного с ними пола: мальчики больше играют с мальчиками, а девочки - с девочками. В ранние школьные годы мальчики часто выражают сильную нелюбовь к девочкам и наоборот - вероятно, это служит средством укрепления их личностных отличительных особенностей.

Поведение ребенка с явным проявлением отличительных особенностей его пола скорее всего сильно обусловлено отождествлением его с мужчинами и женщинами, которые присутствуют в его жизни. Все дети приобретают характерные черты мужчин и женщин, которые их окружают, включая эти особенности в собственные индивидуальные характеристики и системы ценностей. Помимо этого на них оказывают влияние герои телевизионных передач и спортивных мероприятий, а также взрослые, принимающие участие в других родах деятельности их жизни. Спустя некоторое время совместное действие всех этих влияний может оказаться определяющим для закрепления многих мужских или женских качеств. Вероятно, наиболее значимым фактором является тонкость взаимоотношений каждого ребенка с его отцом и матерью, а также особенности поведения родителей по отношению друг к другу и к ребенку, которые оказывают влияние на его или ее проявление особенностей поведения, свойственных его/ее полу.

Стереотипы полового поведения ребенка

Стереотипы характерных особенностей мужского и женского поведения занимают прочное место в нашем обществе, и когда склонности и интересы ребенка отличаются от принятых форм поведения, он часто подвергается насмешкам и дискриминации.
Беспокойство вас как родителя по поводу того, как вашего подростка принимает общество, вполне объяснимо. Вы стараетесь научить его, как следует вести себя в обществе, чтобы он мог выбирать правильные действия, являясь членом данной культуры, даже если в некоторых случаях они противоречат его интересам и способностям. Тем не менее вам следует правильно оценивать свои благие намерения, направленные на подчинение его определенным нормам, и не забывать о том, что ребенок должен при этом чувствовать себя комфортно и оставаться в ладу с самим собой. Даже если он не соответствует принятым стереотипам - к примеру, если ваш сын не проявляет особых успехов в спорте либо же абсолютно им не интересуется, - всегда имеется множество различных возможностей и сфер для проявления способностей. У каждого ребенка есть свои сильные и слабые стороны, и в некоторых случаях они могут не соответствовать ожиданиям со стороны окружающего общества либо его самого. Тем не менее они по-прежнему могут служить источником его настоящего и будущего успеха и уверенности.
Заметим не без иронии, что стереотипы со временем эволюционируют. На протяжении последних нескольких десятилетий наблюдается волна происходящих изменений в половых ролях и поведении. Сегодня от женщин ждут проявления большей самоуверенности и «феминизма», чем проявляли их мамы и бабушки. От мужчин общество ожидает проявления мягкости, большего сострадания и более «феминистической» позиции.
Таким образом, не пытайтесь заставить своего ребенка соответствовать принятым на данный момент или традиционным формам полового поведения, а вместо этого помогите ему развить собственный уникальный потенциал. Не уделяйте слишком много внимания и беспокойства тому, соответствуют ли интересы и сильные стороны ребенка социальным ролям, определенным обществом на данный момент. Дайте ему возможность проявить себя по-своему.

Когда происходит смешение отличительных особенностей полов

Временами у детей наблюдается смешение половых ролей. К примеру, мальчики не только перестают проявлять интерес к спорту, но и отождествляют себя с женским полом. Таким же образом некоторые девочки проявляют у себя больше мужских черт.
В результате возникновения противоречий в половой принадлежности дети могут отрицать различие полов. Вместо того чтобы учиться принимать себя таким, какой он есть на самом деле, ребенок может выражать неприязнь к той части себя, из-за которой он и является мальчиком или девочкой.
В самых крайних случаях мальчик может вести себя более женственно, и у него будет проявляться одна из следующих характеристик.

  • Он хочет быть девочкой.
  • Он хочет вырасти женщиной.
  • Он проявляет повышенный интерес к женским родам занятий, включая игры с куклами или игры, где он выступает в роли девочки или женщины.
  • Он проявляется повышенный интерес к косметике, ювелирным изделиям или одежде для девочек, ему нравится надевать на себя предметы одежды для девочек.
  • Его излюбленными друзьями являются девочки.
  • В редких случаях он может носить одежду противоположного пола и на самом деле считать себя девочкой.

Мальчики с проявлением женских черт в некоторых случаях подвергаются насмешкам, сверстники дразнят их, называя гомосексуалистами, и избегают их. Такое неприятие мальчика может только усиливаться по мере его взросления. В результате мальчики замыкаются в себе, становятся неуверенными или подавленными и начинают бороться со своей самооценкой и социальными взаимоотношениями.
С другой стороны, девочек, отождествляющих себя с мальчиками, называют сорванцами. Как правило, они сталкиваются с меньшим количеством насмешек и сложностей в отношениях со сверстниками, чем женоподобные мальчики. Для многих девочек некоторая доля озорства является естественной линией поведения, направленной на формирование здоровой подростковой половой индивидуальности. Тем не менее в редких случаях у девочек проявляются следующие характерные черты.

  • Они изъявляют желание быть мальчиком.
  • Они предпочитают дружить и общаться с мальчиками.
  • Во время игр с вымышленными героями и событиями они предпочитают мужские роли.

Эти характерные черты служат причиной возникновения противоречий или смешений полов и взаимоотношений со сверстниками одного с ними пола. Вероятные причины этих вариаций гипотетические и противоречивые. Результаты исследований доказывают, что определенную роль в смешении характерных особенностей полов играют как биологические факторы, так и социальные навыки.
Влияние семьи и родителей также может способствовать смешению полов. Исследования семейных отношений показывают, что у женоподобных мальчиков очень тесные взаимоотношения с матерями и холодные с отцами. Результаты исследований наводят на мысль, что матери некоторых женоподобных мальчиков сами способствуют и поддерживают «женственный» род занятий своих сыновей.
Родители таких детей часто задают вопрос, повлияет ли смешение поведения на сексуальные предпочтения и ориентацию позже, то есть станет ли их ребенок гомосексуалистом. Долгосрочные исследования свидетельствуют о том, что некоторые (но отнюдь не все) женственные мальчики и девочки-сорванцы на самом деле становятся бисексуалами или гомосексуалистами в более позднем подростковом и взрослом возрасте.

Что делать?

Если у вашего ребенка среднего подросткового возраста проявляются нарушения и смешение определений полов, поговорите с ним или с ней напрямую о поведении мальчиков и девочек, мужчин и женщин. К примеру, поговорите с ребенком о характерных манерах или поведении, которые могут вызвать реакцию окружающих-, и вместе с ним определите более подходящие действия. Чуткий диалог может помочь вашему ребенку лучше понять свое поведение и то, почему оно вызывает такую реакцию со стороны сверстников. Если вы поддержите ребенка, это укрепит его самооценку и поможет ему противостоять давлению со стороны сверстников и общества, с которым ему приходится сталкиваться.
Помимо приложения ваших собственных усилий поговорите с педиатром, который может посоветовать вам обратиться за консультацией к детскому психиатру или психологу, чтобы помочь подростку преодолеть подростковое половое смешение и внутренний конфликт. Консультация специалиста в области психического здоровья может потребоваться в том случае, если существуют вопросы в отождествлении полов, в особенности если присутствует хотя бы один из следующих моментов:

  • ребенок отказывается принимать свой биологический пол;
  • ребенок играет с детьми только противоположного пола;
  • в школе ребенок социально изолирован и/или его дразнят или высмеивают сверстники.

Профессиональное вмешательство на ранней стадии может оказать помощь ребенку с признаками полового смешения. Тем не менее существует слишком мало доказательств того, что психологическая помощь действительно может оказать влияние на половое отождествление в среднем подростковом возрасте.
Наше общество продолжает двигаться в направлении разрушения многих стереотипов, определяющих и ограничивающих наше поведение, создавая атмосферу более широкого полового равенства и сбалансированности. Необходимость или желание получить профессиональную помощь должно быть лишь в некоторой мере обусловлено определенным дискомфортом внутри семьи - гораздо в большей степени социальным дискомфортом самого ребенка.

Сексуальная ориентация ребенка

Сексуальная ориентация ребенка - область, которая может вызывать беспокойство некоторых родителей. Интересы и поведение ребенка в среднем подростковом возрасте могут вызывать обеспокоенность со стороны матери и отца в отношении существующей вероятности того, что их ребенок гомосексуалист. Они могут без повода наказывать ребенка или обращаться за помощью к специалисту для того, чтобы убедиться, что их ребенок станет гетеросексуальным.
Тем не менее это такое время, когда первостепенным для ребенка являются одобрение и поддержка. Физическое и эмоциональное тяготение человека к лицам того же или противоположного пола - явление биологического порядка. Результаты некоторых последних исследований свидетельствуют о том, что головной мозг гомосексуального мужчины - в особенности количество тканей в области гипоталамуса - отличается от мозга гетеросексуального мужчины. Только в редких случаях, если таковые вообще могут случиться, сексуальная ориентация обусловлена личным опытом и окружающей средой.
Сексуальная ориентация вашего ребенка на самом деле твердо проявится к среднему возрасту. Но поскольку возможности проверить и выявить сексуальную ориентацию практически не существует, она может оставаться незамеченной остальными членами семьи до юношеского и более старшего возраста. Между тем помните о том, что многие дети пробуют различные формы взаимоотношений со своими сверстниками, которые могут быть перепутаны с гетеросексуальной или гомосексуальной ориентацией.
Самой большой сложностью для детей и родителей-гомосексуалистов является социальное давление, требующее от них гетеросексуального поведения, а также дискриминация, с которой им, вероятно, приходится сталкиваться из-за их сексуальной ориентации. Это может стать причиной изолированности от сверстников и даже семьи, из-за чего сильно пострадают их самооценка и уверенность в себе. Существенная часть попыток подросткового суицида связана с вопросами смешения полов и осознанным неприятием юноши или девушки с гомосексуальной ориентацией.
Сексуальную ориентацию изменить невозможно. Гетеросексуальность или гомосексуальность ребенка прочно укореняется, являясь его частью. Самая важная роль вас как родителя заключается в том, чтобы показать ребенку свое понимание, уважение и поддержку. Неосуждающий подход позволит вам добиться доверия ребенка и лучшего положения, благодаря которому вы сможете помочь ему справиться с этим непростым периодом его жизни. Вы должны оказать ребенку свою помощь и поддержку вне зависимости от его сексуальной ориентации.

Психический пол

Психический пол - в широком смысле слова комплекс психических , психологических и поведенческих характеристик, отличающих мужчину от женщины и которые могут применяться для определения и идентификации мужчин и женщин по их поведению и психологическим особенностям.

Само явление различия мужчин и женщин по психологии и поведению носит название полового дипсихизма, по аналогии с тем, как различие мужчин и женщин по анатомическому и морфологическому строению называется половым диморфизмом .

Различное поведение мужчин и женщин в различных ситуациях (не только сексуальных) называется полодиморфическим поведением, хотя этимологически и терминологически правильнее было бы связывать различное поведение не с половым диморфизмом (различием анатомического строения), а с половым дипсихизмом (различием психических и поведенческих реакций).

В узком смысле слова психический пол - это синоним понятия гендерная идентичность, то есть тот пол , в котором человек сам себя ощущает и осознаёт, пол самоощущения, пол самоидентификации.

Психический пол (и в широком, и в узком смысле слова) не обязательно совпадает с биологическим полом , и также не обязательно совпадает с полом воспитания , социальным полом или с паспортным полом . Такое несовпадение может порождать транссексуальность или трансгендерность (трансгендерами обычно называют людей, чувствующих себя представителями иного пола, чем врожденный биологический, но не собирающихся изменять свой пол хирургическим путем, в отличие от транссексуалов).

Примечания

См. также

  • Гендерные отличия

Ссылки

  • Информационный портал MTF TS - информационный портал
  • Гендерные исследования - портал
    • Кто ты, прелестное дитя? Итоги операций по конверсии пола у младенцев
    • Половые предпочтения в выборе детских игрушек у приматов не-гоминоидов
    • Аллан и Барбара Пиз. Язык взаимоотношений (Мужчина и женщина)
    • Evolution and Human Behavior: Самки макак оказались в 13 раз разговорчивее самцов
    • Элхонон Голдберг. Стили принятия решений и лобные доли. Нейропсихология индивидуальных различий (у мужчин и женщин)
    • Мужская и женская стратегия ориентирования на местности. Публикация в «Behavioral Neuroscience»
    • Developmental Endocrine Influences on Gender Identity (PDF-document) Развивающие эндокринные влияния на гендерную идентичность

Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Гендерная идентичность" в других словарях:

    Гендерная идентичность - базовая структура социальной идентичности, которая характеризует человека (индивида) с точки зрения его принадлежности к мужской или женской группе, при этом наиболее значимо, как сам человек себя категоризирует. Понятие идентичность впервые… …

    ГЕНДЕРНАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ - Идентичность (1), переживаемая относительно собственной принадлежности к мужскому или женскому полу. Это значение самосознания обычно рассматривается как внутреннее, личное переживание внешних проявлений тендерной роли. См. половая идентичность … Толковый словарь по психологии

    Гендерная идентичность - осознавание собственной половой принадлежности. Может быть нарушена в связи с патологией самовосприятия … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

    ГЕНДЕРНАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ - (gender identity) осознание себя связанным с культурными определениями мужественности и женственности (см. Тендер). Понятие действует отнюдь не за пределами субъективного опыта и служит психологической интериоризацией мужских или женских черт,… … Большой толковый социологический словарь

    Гендерная идентичность инвалидов - Инвалидность возникает, когда нарушения физического, сенсорного, умственного типа сталкиваются с реакцией общества, а также отсутствием необходимых технологий или услуг. В России проблема гендерной идентичности в связи с инвалидностью практически … Термины гендерных исследований

    Гендерная идентичность творческой личности - обусловлена в значительной мере тем обстоятельством, что такая личность несет в себе психофизиологические особенности противоположного пола, является психологически андрогинной. Загадка творящей личности каждого пола издавна волновала… … Термины гендерных исследований

    МКБ 10 F64.9.64.9., F64.8.64.8. МКБ 9 302.85 … Википедия

    В этой статье не хватает ссылок на источники информации. Информация должна быть проверяема, иначе она может быть поставлена под сомнение и удалена. Вы можете … Википедия

    ГЕНДЕРНАЯ СОЦИОЛОГИЯ - (SOCIOLOGY OF GENDER) Гендерная социология изучает, каким образом физические различия между мужчинами и женщинами опосредуются культурой и социальной структурой. Социокультурная опосредованность этих различий заключается в том, что (1)… … Социологический словарь

Загрузка...