docgid.ru

Именные иконы. Святая икона тимофея

День памяти: 22 января (ст.ст.) - 4 февраля (н.ст.)
Прославлен в лике: Апостолов, Мучеников
Когда жил: ок. 50 - 100 г.г.
Где жил: Ликаония - юго-восточная область Малой Азии
Тропарь, глас 4: Благости научився, и трезвяся во всех благою совестию, священнолепно оболкся, почерпл еси от сосуда избраннаго неизреченная, и веру соблюд равное течение совершил еси, Апостоле Тимофее, моли Христа Бога, спастися душам нашим.
Кондак, глас 1: Божественнаго ученика, и спутешественника Павлова Тимофея вернии воспоим вси, с сим почитающе мудраго Анастасия, возсиявшаго от Персиды яко звезду, и отгонящаго душевныя наша страсти, и недуги телесныя.

Житие: «Святой апостол Тимофей»

Святой апостол Тимофей происходил из Ликаонской области , а воспитание и образование получил в знаменитом городе Листры , который не столько прославился изобилием плодов земных, сколько этою богонасажденною плодоносною ветвью. Этот молодой побег произрос, однако, от не совсем здравого корня: ибо как благоухающая роза вырастает из терния, так и святой Тимофей произошел от неверующего еллина, который был известен своим языческим нечестием и настолько погряз в пороках, насколько впоследствии сын его превосходил всех людей добродетелями и высокою нравственностью. Матерь же и бабка святого Тимофея были родом евреянки, обе святые и праведные, украшенные добрыми делами, как об этом свидетельствует святой апостол Павел в словах: "желаю видеть тебя, воспоминая о слезах твоих, дабы мне исполниться радости, приводя на память нелицемерную веру твою, которая прежде обитала в бабке твоей Лоиде и матери твоей Евнике; уверен, что она и в тебе " (2Тим. 1:4. 5).

Еще будучи отроком, блаженный Тимофей, питаемый свею матерью не столько телесною пищею, сколько словом Господним, всячески уклонялся от языческого и иудейского заблуждения и затем обратился к святому апостолу Павлу, сей богогласной церковной трубе. Это произошло таким образом. Святой апостол Павел вместе с учеником и апостолом Христовым Варнавою пришел в Листры, как об этом повествует Божественный Лука в Деяниях Апостольских: "они удалились, говорит он, в Ликаонские города Листру и Дервию и в окрестности их " (Деян. 14:6). По прибытии своем туда святой апостол Павел совершил великое чудо: хромого от чрева матери исцелил единым словом. Видя это, жители города сильно удивились, говоря: "Боги в образе человеческом сошли к нам ". Когда же они узнали, что это не боги, а люди, и называются апостолами и проповедниками Живого Бога, притом суть противники ложных богов, и для того именно и посланы, чтобы обращать людей от бесовского заблуждения к Истинному Богу, могущему не только хромых исцелять, но и мертвых воскрешать, тогда многие от заблуждения своего обратились к благочестию (Деян. 14:8-18). В числе таких была и матерь сего блаженного апостола Тимофея, оставшаяся вдовою по смерти своего мужа. Она с радостью приняла святого апостола Павла в дом свой, заботилась о его содержании и удобствах жизни и, наконец, отдала ему в обучение сына своего, святого Тимофея, как дар за совершенное в их городе чудо и за воспринятый от него свет истинной веры. Святой Тимофей был еще очень молод годами, но весьма способен и подготовлен к восприятию семени слова Божия. Святой Павел, приняв юношу, не только нашел в нем кротость и расположение к добру, но и прозрел в нем благодать Божию, вследствие чего возлюбил его даже более, чем его родители по плоти . Но так как святой Тимофей был еще очень юн и не мог переносить тягостей путешествия, то святой апостол Павел оставил его в доме матери, приставив к нему искусных учителей, которые научили бы его Божественному Писанию, как об этом он сам вспоминает в послании к Тимофею: "Ты из детства знаешь священные писания " (2Тим. 3:15). Сам же апостол Павел, по наущению иудеев, побитый народом камнями, был вытащен за город, после чего пошел в другие города.

Спустя несколько лет, когда святой апостол Павел, вышедши из Антиохии, захотел посетить братию во всех городах, в которых раньше проповедовал слово Божие, то, взяв с собою Силу , пришел в Листры , где жил святой Тимофей. Видя, что он достиг совершенного возраста и преуспевает во всякой добродетели, притом пользуется высоким уважением у всех тамошних христиан, апостол Павел принял его к себе на апостольское служение и сделал его своим постоянным спутником во всех трудах и сослужителем о Господе. Когда же он хотел выйти из города, то ради некоторых иудеев, во множестве проживавших там и в окрестных местах, обрезал Тимофея по закону Моисееву (Деян. 16:3), - не потому, чтобы это было необходимо для спасения, ибо новая благодать подается вместо обрезания во святом крещении, но для того, чтобы не соблазнялись о нем иудеи, так как все они знали о его происхождении от язычника. Вышедши из Листр, святой апостол Павел проходил города и селения, уча и благовествуя Царствие Божие и всех просвещая светом благочестия. За ним, как звезда за солнцем, воссиявшим от третьего неба, следовал Божественный Тимофей , воспринимая немерцающий свет благочестия учение благовествования Христова и научаясь высоким подвигам и добродетельной жизни, как об этом и сам святой апостол Павел свидетельствует: "ты последовал мне в учении, житии, расположении, вере, великодушии, любви, терпении, в гонениях, страданиях " (2 Тим. 3:10, 11).

Так святой Тимофей почерпнул все добродетели от сосуда избранного, апостола Павла, и воспринял от него, ради Христа, апостольскую нищету. Не приобретая себе никаких богатств, ни золота, ни серебра, ни каких-либо других вещественных благ, он переходил с места на место, возвещая Евангелие Царствия Божия. Он усвоил обычай воздавать добром за зло; укоряемый - он благословлял, гонимый - терпел, поносимый - радовался духом, и во всем являл себя Божиим слугою, будучи истинным подражателем своему учителю. Святой апостол Павел, видя ученика своего столь преуспевающим в добродетелях, поставил его сначала диаконом, затем пресвитером и наконец - епископом , хотя он был и молод годами. Сделавшись чрез возложение рук апостольских служителем Христовых Тайн, святой Тимофей сделался усерднейшим подражателем тягостей и трудов апостольских, не уступая другим апостолам в страданиях и трудах во время благовествования учения Христова. Ни юность, ни слабость тела не могли когда-либо воспрепятствовать ему в исполнении принятого им на себя подвига. Во всей своей деятельности он обнаруживал величие духа, как об этом свидетельствует учитель его, святой апостол Павел, в первом своем послании к коринфянам: "если придет к вам Тимофей, смотрите, чтоб он был у вас безопасен, ибо он делает дело Господне, как и я. Посему никто не пренебрегай его " (1 Кор. 16:10-11). Несколько выше, похваляя его, святой апостол Павел писал: "Я послал к вам Тимофея, моего возлюбленного и верного в Господе сына, который напомнит вам о путях моих во Христе " (1Кор. 4:17). Подобным образом и в других своих посланиях он называет святого Тимофея своим братом, говоря: "Павел, узник Иисуса Христа, и Тимофей брат " (Флм. 1:1), "Павел, волею Божьею Апостол Иисуса Христа, и Тимофей брат " (2Кор. 1:1), "Павел, волею Божьею посланник Иисуса Христа, и Тимофей брат " (Кол. 1:1). И еще он пишет: "Мы послали Тимофея, брата нашего и служителя Божия, и сотрудника нашего в благовествовании Христовом, чтобы утвердить вас и утешить в вере вашей " (2Сол. 3:2). Эти и многие другие свидетельства в похвалу святому Тимофею находятся в посланиях апостола Павла. Однако, св. Тимофей не превозносился этим, но, живя в смиренномудрии и строгом соблюдении себя от греха, постоянными трудами и постом так изнурял себя, что и сам учитель его, взирая на его подвиги и посты, сильно жалел его. Он убеждал святого Тимофея - не пить одной воды, но употреблять и немного вина ради его желудка и частых недугов (1Тим.5:22), которыми, хотя и постоянно тело его было обременено, но зато душевная чистота оставалась нетронутою и свободною от всякого повреждения. Святой Тимофей с учителем своим проходил все концы мира: то в Ефесе, то в Коринфе, то в Македонии, то в Италии, то в Испании, они возвещали слово Божие, так что с полным правом можно было сказать о них: "По всей земле проходит звук их, и до пределов вселенной слова их " (Пс.18:5). При этом святой Тимофей был проницателен в рассуждениях, быстр в ответах, - в проповеди слова Божия - искусный оратор, в изложении Божественных писаний - увлекательный истолкователь, в церковном управлении и защите истин веры - достойнейший пастырь. В особенности же достойно внимания то, что он получил изобильную благодать, так как учение свое он почерпнул из двоякого источника: он не только имел своим учителем святого Павла, но поучался и у святого Иоанна, возлюбленного ученика Христова . Когда же святой Иоанн был сослан императором римским Доминианом в изгнание на остров Патмос , то Тимофей был вместо него епископом города Ефеса, где, спустя немного времени, и пострадал за свое свидетельство об Иисусе Христе следующим образом.

Однажды в Ефесе совершался особенно торжественный праздник, называемый "катагогиум", в который идолопоклонники, мужчины и женщины, надев на себя изображения различных странных существ, брали в руки идолов и дреколия и с бесстыдными плясками обходили улицы города. При этом они пели нестройными голосами песни и бросались на встречных, как разбойники, и даже многих убивали. Совершали они и много других скверных беззаконий, которыми думали выразить почитание своих мерзких богов. Видя это, блаженный Тимофей воспламенился огнем Божественной ревности и, явившись на это богопротивное зрелище, открыто и смело проповедовал Единого Истинного Бога, Господа нашего Иисуса Христа, - ясно показал заблуждения и самообольщения их относительно своих богов и свободно высказал многое, что было полезно для убеждения их. Они же, блуждая во тьме языческих заблуждений, не поняли и не уразумели речей апостола, но, единодушно устремившись против него, жестоко били его имевшимися в руках их дреколиями, немилосердно и бесчеловечно влачили его по земле, попирая ногами, и, наконец, замучили его до смерти . Пришедшие затем христиане нашли его едва дышавшим. Они вынесли его за город, и когда он преставился, погребли его на месте, называемом по-гречески Пион, т.е. тучное. Спустя много времени честные мощи святого апостола Тимофея, по повелению царя Констанция, сына Константина Великого, были перенесены святым мучеником Артемием из Ефеса в Константинополь и положены в церкви святых апостолов вместе с мощами святого апостола Луки и Андрея Первозванного. Так было благоугодно Богу, ибо в житии их все было общее: характер, учение и проповедь Евангелия. Поэтому и общий гроб приличествовал им по смерти, тем более, что и упокоение их на небесах - общее в Царстве Господа нашего Иисуса Христа, со Отцом и Святым Духом царствующего во веки. Аминь.

1 Ликаония - юго-восточная область Малой Азии. Христианство было насаждено здесь св. апостолом Павлом
2 Листры - город в Ликаонии, на границе ее с Исаврией. Ныне на месте Листр - селение Латик или Ладик.
3 Св. апостол Варнава, из лика семидесяти апостолов, спутник апостола Павла в его апостольских путешествиях. Память его празднуется Церковью 11 июня.
4 Это видно я из того, что апостол Павел везде называет его своим сыном (1Кор.4:17; 1Тим.1:2,18; 2 Тим.1:2, 2:1). Из этого также ясно видно, что обращением своим к христианству апостол Тимофей обязан апостолу Павлу.
5 Св. ап. Сила - из лика семидесяти, ученик и ближайший сотрудник святого апостола Павла. Память его Церковь празднует 4 января.
6 Это было во второе апостольское путешествие св. апостола Павла.
7 От Листр св. Тимофей сопровождал апостола Павла во всех следующих его путешествиях и ревностно исполнял все его поручения. Он сопровождал его во втором его путешествии от Листр до Троады, и отсюда по городам македонским до Греции - Афин и Коринфа. В третьем путешествии ап. Павла Тимофей сопутствовал ему в Ефесе, где апостол пребывал долгое время, и откуда апостол посылал его в Македонию для сбора милостыни и потом в Коринф, где апостол пребывал три года, и он сопутствовал ему и в Македонии и Греции, и сопровождал его и на обратном пути до Троады и Асии. Впоследствии св. ап. Тимофей был с апостолом Павлом в Риме и вместе с ним заключен в узы, но потом был освобожден. После того он снова сопровождал апостола Павла в предпринятом им путешествии для посещения малоазиатских и македонских церквей; в это время он и был рукоположен во епископа Ефесской церкви, став, таким образом, первым епископом Ефесской церкви. Во время разлуки с ап. Тимофеем св. апостол Павел написал ему два послания пастырского характера.
8 Посвящению св. ап. Тимофея в пастырское служение, по словам апостола, предшествовали пророчества о нем (1Тим.1:18), и самое посвящение произведено по предварительном исповедании веры (1Тим.6:12), с возложением рук священства, причем ему сообщен особенный дар благодати Божией для достойного прохождения обязанностей (1Тим.4:12-16), к которым он был призван.
9 В 60 годах по Р. X. св. апостол Иоанн оставил Иерусалим, где пребывал до Успения Божией Матери, и проповедовал слово Божие в Малой Азии и особенно в Ефесе, и, таким образом, мог непосредственно руководить ап. Тимофеем в его пастырском служении.
10 Римский император Домициан, жестокий гонитель христианства, царствовал с 81 по 96 г.
11 Это было в 96 г. Патмос - голый, бесплодный, скалистый остров Эгейского моря (Архипелага), на юго-западе от Ефеса, причисляемый к так называемым Спорадским островам.
12 Св. ап. Тимофей мученически скончался около 97 г.
13 Память св. великомученика Артемия празднуется Церковью 20 октября. Перенесение св. мощей апостолов: евангелиста Луки, Андрея Первозванного и Тимофея было совершено 24 июня 356 г.

Тимофей, апостол, епископ

22 января по ст.ст. / 4 февраля по н.ст.

В изложении святителя Димитрия Ростовского

Святой апостол Тимофей происходил из Ликаонской области 1 , а воспитание и образование получил в знаменитом городе Листры 2 , который не столько прославился изобилием плодов земных, сколько этою богонасажденною плодоносною ветвью. Этот молодой побег произрос, однако, от не совсем здравого корня: ибо как благоухающая роза вырастает из терния, так и святой Тимофей произошел от неверующего еллина, который был известен своим языческим нечестием и настолько погряз в пороках, насколько впоследствии сын его превосходил всех людей добродетелями и высокою нравственностью. Матерь же и бабка святого Тимофея были родом евреянки, обе святые и праведные, украшенные добрыми делами, как об этом свидетельствует святой апостол Павел в словах: "желаю видеть тебя, воспоминая о слезах твоих, дабы мне исполниться радости, приводя на память нелицемерную веру твою, которая прежде обитала в бабке твоей Лоиде и матери твоей Евнике; уверен, что она и в тебе" (2Тим. 1:4. 5).

Еще будучи отроком, блаженный Тимофей, питаемый свею матерью не столько телесною пищею, сколько словом Господним, всячески уклонялся от языческого и иудейского заблуждения и затем обратился к святому апостолу Павлу, сей богогласной церковной трубе. Это произошло таким образом. Святой апостол Павел вместе с учеником и апостолом Христовым Варнавою 3 пришел в Листры, как об этом повествует Божественный Лука в Деяниях Апостольских: "они удалились, говорит он, в Ликаонские города Листру и Дервию и в окрестности их" (Деян. 14:6). По прибытии своем туда святой апостол Павел совершил великое чудо: хромого от чрева матери исцелил единым словом. Видя это, жители города сильно удивились, говоря: "Боги в образе человеческом сошли к нам". Когда же они узнали, что это не боги, а люди, и называются апостолами и проповедниками Живого Бога, притом суть противники ложных богов, и для того именно и посланы, чтобы обращать людей от бесовского заблуждения к Истинному Богу, могущему не только хромых исцелять, но и мертвых воскрешать, тогда многие от заблуждения своего обратились к благочестию (Деян. 14:8-18). В числе таких была и матерь сего блаженного апостола Тимофея, оставшаяся вдовою по смерти своего мужа. Она с радостью приняла святого апостола Павла в дом свой, заботилась о его содержании и удобствах жизни и, наконец, отдала ему в обучение сына своего, святого Тимофея, как дар за совершенное в их городе чудо и за воспринятый от него свет истинной веры. Святой Тимофей был еще очень молод годами, но весьма способен и подготовлен к восприятию семени слова Божия. Святой Павел, приняв юношу, не только нашел в нем кротость и расположение к добру, но и прозрел в нем благодать Божию, вследствие чего возлюбил его даже более, чем его родители по плоти 4 . Но так как святой Тимофей был еще очень юн и не мог переносить тягостей путешествия, то святой апостол Павел оставил его в доме матери, приставив к нему искусных учителей, которые научили бы его Божественному Писанию, как об этом он сам вспоминает в послании к Тимофею: "Ты из детства знаешь священные писания" (2Тим. 3:15). Сам же апостол Павел, по наущению иудеев, побитый народом камнями, был вытащен за город, после чего пошел в другие города. Спустя несколько лет, когда святой апостол Павел, вышедши из Антиохии, захотел посетить братию во всех городах, в которых раньше проповедовал слово Божие, то, взяв с собою Силу 5 , пришел в Листры 6 , где жил святой Тимофей. Видя, что он достиг совершенного возраста и преуспевает во всякой добродетели, притом пользуется высоким уважением у всех тамошних христиан, апостол Павел принял его к себе на апостольское служение и сделал его своим постоянным спутником во всех трудах и сослужителем о Господе. Когда же он хотел выйти из города, то ради некоторых иудеев, во множестве проживавших там и в окрестных местах, обрезал Тимофея по закону Моисееву (Деян. 16:3), - не потому, чтобы это было необходимо для спасения, ибо новая благодать подается вместо обрезания во святом крещении, но для того, чтобы не соблазнялись о нем иудеи, так как все они знали о его происхождении от язычника. Вышедши из Листр, святой апостол Павел проходил города и селения, уча и благовествуя Царствие Божие и всех просвещая светом благочестия. За ним, как звезда за солнцем, воссиявшим от третьего неба, следовал Божественный Тимофей 7 , воспринимая немерцающий свет благочестия учение благовествования Христова и научаясь высоким подвигам и добродетельной жизни, как об этом и сам святой апостол Павел свидетельствует: "ты последовал мне в учении, житии, расположении, вере, великодушии, любви, терпении, в гонениях, страданиях" (2 Тим. 3:10, 11).

Так святой Тимофей почерпнул все добродетели от сосуда избранного, апостола Павла, и воспринял от него, ради Христа, апостольскую нищету. Не приобретая себе никаких богатств, ни золота, ни серебра, ни каких-либо других вещественных благ, он переходил с места на место, возвещая Евангелие Царствия Божия. Он усвоил обычай воздавать добром за зло; укоряемый - он благословлял, гонимый - терпел, поносимый - радовался духом, и во всем являл себя Божиим слугою, будучи истинным подражателем своему учителю. Святой апостол Павел, видя ученика своего столь преуспевающим в добродетелях, поставил его сначала диаконом, затем пресвитером и наконец - епископом 8 , хотя он был и молод годами. Сделавшись чрез возложение рук апостольских служителем Христовых Тайн, святой Тимофей сделался усерднейшим подражателем тягостей и трудов апостольских, не уступая другим апостолам в страданиях и трудах во время благовествования учения Христова. Ни юность, ни слабость тела не могли когда-либо воспрепятствовать ему в исполнении принятого им на себя подвига. Во всей своей деятельности он обнаруживал величие духа, как об этом свидетельствует учитель его, святой апостол Павел, в первом своем послании к коринфянам: "если придет к вам Тимофей, смотрите, чтоб он был у вас безопасен, ибо он делает дело Господне, как и я. Посему никто не пренебрегай его" (1 Кор. 16:10-11). Несколько выше, похваляя его, святой апостол Павел писал: "Я послал к вам Тимофея, моего возлюбленного и верного в Господе сына, который напомнит вам о путях моих во Христе" (1Кор. 4:17). Подобным образом и в других своих посланиях он называет святого Тимофея своим братом, говоря: "Павел, узник Иисуса Христа, и Тимофей брат" (Флм. 1:1), "Павел, волею Божьею Апостол Иисуса Христа, и Тимофей брат" (2Кор. 1:1), "Павел, волею Божьею посланник Иисуса Христа, и Тимофей брат" (Кол. 1:1). И еще он пишет: "Мы послали Тимофея, брата нашего и служителя Божия, и сотрудника нашего в благовествовании Христовом, чтобы утвердить вас и утешить в вере вашей" (2Сол. 3:2). Эти и многие другие свидетельства в похвалу святому Тимофею находятся в посланиях апостола Павла. Однако, св. Тимофей не превозносился этим, но, живя в смиренномудрии и строгом соблюдении себя от греха, постоянными трудами и постом так изнурял себя, что и сам учитель его, взирая на его подвиги и посты, сильно жалел его. Он убеждал святого Тимофея - не пить одной воды, но употреблять и немного вина ради его желудка и частых недугов (1Тим.5:22), которыми, хотя и постоянно тело его было обременено, но зато душевная чистота оставалась нетронутою и свободною от всякого повреждения. Святой Тимофей с учителем своим проходил все концы мира: то в Ефесе, то в Коринфе, то в Македонии, то в Италии, то в Испании, они возвещали слово Божие, так что с полным правом можно было сказать о них: "По всей земле проходит звук их, и до пределов вселенной слова их" (Пс.18:5). При этом святой Тимофей был проницателен в рассуждениях, быстр в ответах, - в проповеди слова Божия - искусный оратор, в изложении Божественных писаний - увлекательный истолкователь, в церковном управлении и защите истин веры - достойнейший пастырь. В особенности же достойно внимания то, что он получил изобильную благодать, так как учение свое он почерпнул из двоякого источника: он не только имел своим учителем святого Павла, но поучался и у святого Иоанна, возлюбленного ученика Христова 9 .

Когда же святой Иоанн был сослан императором римским Доминианом 10 в изгнание на остров Патмос 11 , то Тимофей был вместо него епископом города Ефеса, где, спустя немного времени, и пострадал за свое свидетельство об Иисусе Христе следующим образом.

Однажды в Ефесе совершался особенно торжественный праздник, называемый "катагогиум", в который идолопоклонники, мужчины и женщины, надев на себя изображения различных странных существ, брали в руки идолов и дреколия и с бесстыдными плясками обходили улицы города. При этом они пели нестройными голосами песни и бросались на встречных, как разбойники, и даже многих убивали. Совершали они и много других скверных беззаконий, которыми думали выразить почитание своих мерзких богов. Видя это, блаженный Тимофей воспламенился огнем Божественной ревности и, явившись на это богопротивное зрелище, открыто и смело проповедовал Единого Истинного Бога, Господа нашего Иисуса Христа, - ясно показал заблуждения и самообольщения их относительно своих богов и свободно высказал многое, что было полезно для убеждения их. Они же, блуждая во тьме языческих заблуждений, не поняли и не уразумели речей апостола, но, единодушно устремившись против него, жестоко били его имевшимися в руках их дреколиями, немилосердно и бесчеловечно влачили его по земле, попирая ногами, и, наконец, замучили его до смерти 12 . Пришедшие затем христиане нашли его едва дышавшим. Они вынесли его за город, и когда он преставился, погребли его на месте, называемом по-гречески Пион, т.е. тучное. Спустя много времени честные мощи святого апостола Тимофея, по повелению царя Констанция, сына Константина Великого, были перенесены святым мучеником Артемием 13 из Ефеса в Константинополь и положены в церкви святых апостолов вместе с мощами святого апостола Луки и Андрея Первозванного. Так было благоугодно Богу, ибо в житии их все было общее: характер, учение и проповедь Евангелия. Поэтому и общий гроб приличествовал им по смерти, тем более, что и упокоение их на небесах - общее в Царстве Господа нашего Иисуса Христа, со Отцом и Святым Духом царствующего во веки. Аминь.

Тропарь, глас 4:

Благости научився, и трезвяся во всех благою совестию, священнолепно оболкся, почерпл еси от сосуда избраннаго неизреченная, и веру соблюд равное течение совершил еси, Апостоле Тимофее, моли Христа Бога, спастися душам нашым.

Кондак, глас 1:

Божественнаго ученика, и спутешественника Павлова Тимофея вернии воспоим вси, с сим почитающе мудраго Анастасия, возсиявшаго от Персиды яко звезду, и отгонящаго душевныя наша страсти, и недуги телесныя.

________________________________________________________________________

1 Ликаония - юго-восточная область Малой Азии. Христианство было насаждено здесь св. апостолом Павлом.

2 Листры - город в Ликаонии, на границе ее с Исаврией. Ныне на месте Листр - селение Латик или Ладик.

3 Св. апостол Варнава, из лика семидесяти апостолов, спутник апостола Павла в его апостольских путешествиях. Память его празднуется Церковью 11 июня.

4 Это видно я из того, что апостол Павел везде называет его своим сыном (1Кор.4:17; 1Тим.1:2,18; 2 Тим.1:2, 2:1). Из этого также ясно видно, что обращением своим к христианству апостол Тимофей обязан апостолу Павлу.

5 Св. ап. Сила - из лика семидесяти, ученик и ближайший сотрудник святого апостола Павла. Память его Церковь празднует 4 января.

6 Это было во второе апостольское путешествие св. апостола Павла.

7 От Листр св. Тимофей сопровождал апостола Павла во всех следующих его путешествиях и ревностно исполнял все его поручения. Он сопровождал его во втором его путешествии от Листр до Троады, и отсюда по городам македонским до Греции - Афин и Коринфа. В третьем путешествии ап. Павла Тимофей сопутствовал ему в Ефесе, где апостол пребывал долгое время, и откуда апостол посылал его в Македонию для сбора милостыни и потом в Коринф, где апостол пребывал три года, и он сопутствовал ему и в Македонии и Греции, и сопровождал его и на обратном пути до Троады и Асии. Впоследствии св. ап. Тимофей был с апостолом Павлом в Риме и вместе с ним заключен в узы, но потом был освобожден. После того он снова сопровождал апостола Павла в предпринятом им путешествии для посещения малоазиатских и македонских церквей; в это время он и был рукоположен во епископа Ефесской церкви, став, таким образом, первым епископом Ефесской церкви. Во время разлуки с ап. Тимофеем св. апостол Павел написал ему два послания пастырского характера.

8 Посвящению св. ап. Тимофея в пастырское служение, по словам апостола, предшествовали пророчества о нем (1Тим.1:18), и самое посвящение произведено по предварительном исповедании веры (1Тим.6:12), с возложением рук священства, причем ему сообщен особенный дар благодати Божией для достойного прохождения обязанностей (1Тим.4:12-16), к которым он был призван.

9 В 60 годах по Р. X. св. апостол Иоанн оставил Иерусалим, где пребывал до Успения Божией Матери, и проповедовал слово Божие в Малой Азии и особенно в Ефесе, и, таким образом, мог непосредственно руководить ап. Тимофеем в его пастырском служении.

10 Римский император Домициан, жестокий гонитель христианства, царствовал с 81 по 96 г.

11 Это было в 96 г. Патмос - голый, бесплодный, скалистый остров Эгейского моря (Архипелага), на юго-западе от Ефеса, причисляемый к так называемым Спорадским островам.

12 Св. ап. Тимофей мученически скончался около 97 г.

13 Память св. великомученика Артемия празднуется Церковью 20 октября. Перенесение св. мощей апостолов: евангелиста Луки, Андрея Первозванного и Тимофея было совершено 24 июня 356 г.

  • Ефесский
Святой апостол Тимофей, имя которого переводится на русский язык как «любящий Бога», любимейший из учеников первоверховного апостола Павла , апостол из числа семидесяти происходил из семьи, смешанной по религиозным убеждениям – отец, эллин, исповедовал язычество, а мать Евника и бабка Лоида были благочестивыми иудеянками. Появился он на свет примерно около 17 года от Р.Х. в малоазийской провинции Ликоании, в большом и знаменитом тогда городе Листры, теперь эта территория принадлежит Турции, область Конья.

Добрые плоды воспитания и духовного образования, данного матерью и бабкой будущему апостолу, позже святой апостол Павел отмечал особо, вспоминая об этом во Втором Послании к Тимофею (2 Тим. 1; 5).

Впрочем, отец, имя которого первоисточники не сохранили, не мешал жене и теще в исповедании иудаизма, к тому же Евника рано овдовела, и юный Тимофей был с малых лет беспрепятственно наставляем в Законе Божием. Ему были привиты многие нравственные добродетели, и не просто как некие знания: как пишет о нем святитель Димитрий Ростовский, юный Тимофей «превосходил всех людей добродетелями и высокою нравственностью». Таким образом, милостью Божией его дух был изначально приготовлен, чтобы принять веру Христову как истинную и служить Господу горячо и преданно, как и его наставник – святой апостол Павел, который называл его не иначе как «истинным сыном в вере» (1 Тим. 1, 2), «возлюбленным сыном» (Кор. 4, 17, 2 Тим. 1, 2) в своих посланиях к нему.

Когда святой апостол Павел пришел с апостолом и учеником его Варнавой с проповедью о Христе в Листры, то им во славу Божию было совершено чудо исцеления хромого от рождения (Деян. 14, 6–18). Жители города, преимущественно язычники, сочли апостолов за Зевса и Ермия – языческих божеств, сошедших с неба в человеческом облике. Но апостолы горячей проповедью убедили всех, что они не боги, а обычные люди и что чудо исцеления было совершено не магической силой волшебства, а по воле Господа Иисуса Христа, Бога Живого, к которому призвали обратиться. Чудо, убежденность проповеди тронули многих, пробудив в них стремление больше знать о Христе и, узнав, последовать за Ним. Среди них была и овдовевшая Евника, которая приняла апостолов в своем доме и заботилась о них все время их пребывания, а затем с радостью отдала Тимофея в обучение святому Павлу.

Однако апостол видел, что мальчик был еще слишком мал, чтобы перенести тяготы и лишения миссионерских путешествий. Он решил, что Тимофею лучше пока остаться с матерью, а чтобы за время взросления он возрастал и в вере, то назначил ему попечителей, знающих Евангелие и могущих наставить в вере.

О проповеди апостола Павла узнали иудеи из Антиохии и Иконии. Разгневанные такой смелостью, они явились в Листры и, призвав на свою сторону тех, чье сердце не было тронуто апостольской проповедью, побили святого Павла камнями так сильно, что даже сочли его за умершего и бросили бездыханным за городом. Встревоженные ученики нашли его, апостол пришел в себя, вернулся в город, и затем они с Варнавой оставили Листры.

Святой апостол Павел вернулся в Листры во втором миссионерском путешествии и нашел святого Тимофея повзрослевшим душою, окрепшим телесно и просвещенным в вере настолько, что еще совсем молодой человек, он пользовался великим уважением у местных христиан. Теперь же святой взял его с собою, и так Тимофей вышел на путь проповедования слова Христова вместе с его учителем, о чем сказано святым Павлом: «Ты последовал мне в учении, житии, расположении, вере, великодушии, любви, терпении, в гонениях, страданиях» (2 Тим. 3, 10–11). Однако прежде чем пуститься в путь, по настоянию святого апостола Павла святой Тимофей принял обрезание. Это было важно для того, чтобы, как пишет святой Иоанн Златоуст в его «Творениях», «…слушатели имели более доверия к Тимофею, и он пришел к ним обрезанный, чтобы уничтожить обрезание», и во время проповеди среди иудеев они не усомнились в нем, так как было известно многим, что отец его был язычником.

Святой апостол Тимофей сопровождал святого Павла, разделяя с ним все – и радости, и страдания. Называя апостола Тимофея своим сыном, святой наставник доверял ему самостоятельные проповеди, давая такие рекомендации: «Ибо я не имею никого такого усердного, кто бы столь искренно заботился о вас, потому что все ищут своего, а не того, что угодно Иисусу Христу, а его верность вам известна, потому что он, как сын отцу, служил мне в благовествовании» (Флп. 2, 20–22). Вместе с тем, уже не раз испытав на себе тягчайшие гонения, избиения и заключения в темницу, зная, что путь апостольский – радостный путь во славу Бога, но путь страдания – от людей, святой апостол обращается в Посланиии к Римлянам к христианам Рима: «Если придет к вам Тимофей, смотрите, чтобы он был у вас безопасен; ибо он делает дело Господне, как и я. Посему никто пусть не пренебрегает им, но проводите его с миром, чтобы он пришел ко мнe; ибо я жду его с братьями» (Римл. 16, 10–11).

Святой апостол Тимофей сопровождал апостола Павла во втором его путешествии после разлуки с апостолом Варнавой – о том подробно говорится в «Деяниях святых апостолов», в главах 16 – 17. После того как святой апостол Павел попал в гонение в Фессалониках (Солуни), он ушел в Пергию, где затем святой Тимофей был оставлен им вместе с апостолом Силой для наставления новообращенных, а апостол Павел последовал в Афины. Находясь в Афинах, апостол Павел послал святого Тимофея в Фессалоники с его 1-м Посланием к Фессалоникянам. Святой Тимофей проповедовал вместе с учителем в Коринфе, Ефесе, и во многих Посланиях святого апостола Павла имя его любимого ученика, духовного сына упоминается с призывом следовать во всем ему. Вновь святой Тимофей увиделся с наставником в Ефесе, где был оставлен им, очевидно, для подготовки к рукоположению в епископство, однако перед тем уже стал пресвитером местной христианской общины. В этот период святой Тимофей по направлению святого апостола Павла совершил еще одно относительно недолгое путешествие из Ефеса – надо было собрать пособие для нуждающегося народа Палестины. По возвращении его он вновь сопровождал апостола Павла, теперь уже в Рим, где апостол был взят под стражу. По предположениям историков Церкви, апостол Тимофей в то время тоже был в Риме. Что они были там оба, также можно полагать, исходя из первых глав Посланий к Филиппийцам, Колоссянам, Филимону. По эпистолярной традиции той эпохи все письменные послания начинались с имен отправителей, одного или нескольких, и указывались все, например: «Павел, волею апостол Иисуса Христа, и Тимофей брат…» (Кол. 1, 1), а время этих посланий как раз приходилось на начало 60-х годов от Р.Х.

После освобождения из темницы в Риме святой апостол Павел прибыл в Милет, потом в Ефес, и, очевидно, там произошло рукоположение молодого пресвитера Тимофея в епископский сан, после того как, согласно свидетельству святителя Димитрия Ростовского, святой апостол Иоанн, первый проповедник Евангелия в Ефесе по выпавшему ему жребию, был взят под стражу в Ефесе и выслан на Патмос.

Унаследовать епископскую кафедру после проповеди тут любимого ученика Иисуса – великая честь и ответственность. И потому Первое послание святого апостола Павла содержит завещание апостолу Тимофею, в котором подробно изложены правила богослужебных собраний. Здесь же апостол рассказывает молодому епископу, какими личными качествами должен обладать священник, чтобы достойно исполнять его нелегкую и ответственную миссию, дает необходимые наставления, разъясняет пастырские обязанности.

В посланиях к народам, которые посещал святой апостол Павел с благовествованиями и затем поддерживал в них веру письменными наставлениями, он неоднократно превозносил его замечательные качества, однако, как говорит о святом апостоле Павле святитель Димитрий Ростовский в его жизнеописании, «святой апостол Тимофей не превозносился этим, но, живя в смиренномудрии и строгом соблюдении себя от греха, постоянными трудами и постом так изнурял себя, что и сам учитель его, взирая на его подвиги и посты, сильно жалел его». Святой апостол Павел даже советовал любимому ученику пить не только воду, но малое, как лекарство, количество вина, чтобы поддерживать силы и избегать недугов.

«…Святой Тимофей был проницателен в рассуждениях, быстр в ответах, – в проповеди слова Божия – искусный оратор, в изложении Божественных писаний – увлекательный истолкователь, в церковном управлении и защите истин веры – достойнейший пастырь», – эта замечательная характеристика святителя Димитрия Ростовского созвучна похвалам апостола-наставника. Его, находясь во вторичном и последнем для него римском заключении, призывал святой апостол Павел, который уже знал в духе, что его срок подошел. Строки с 9-й по 22-ю четвертой главы 2-го Послания апостола Павла к Тимофею после его признания возлюбленному духовному чаду в предчувствии конца звучат как эпитафия самому себе: «Подвигом добрым я подвизался, течение совершил, веру сохранил. А теперь готовится мне венец правды, который даст мне Господь, праведный Судия, в день оный; и не только мне, но и всем, возлюбившим явление Его» (2 Тим. 4, 7–8). Известно, что к концу его служения среди апостолов и их последователей начались брожения, стали появляться лжеучения, уводившие некоторых последователей христианства в сторону от Истинного Слова. Один Лука оставался с ним в последние его дни, и потому святой апостол просил: «Постарайся прийти ко мне скоро» (2 Тим. 4, 9) и потом еще раз ниже: «Постарайся прийти до зимы» (2 Тим. 4, 21), и еще – чтобы привел апостола Марка, нужного ему для служения. Вся последняя глава послания (2 Тим. 4, 10–22) звучит так лично, так как-то по-семейному, что становится ясно – святой апостол Тимофей для святого апостола Павла был очень близким человеком, оба были связаны узами родства не по крови, но по духу, которое превосходит кровные узы.

Епископом Ефеса святой апостол Тимофей был в течение 15 лет, научая в вере новообращенных, помогая укреплению ее в тех, кто уже принял Крещение, совершая многие деяния во славу Божию и спасения паствы. Кончина его случилась там же, в Ефесе, в царствие императора Домициана. Ефесские язычники совершали свой ежегодный праздник «катагогиум», посвященный богине охоты Диане, во время которого они надевали чудовищные личины то ли животных, то ли чудовищ, брали своих идолов, дреколья и с неприличными плясками и варварскими нестройными песнопениями обходили дома. Причем одними плясками и песнями дело не обходилось: разгоряченные, почти полубезумные, они бросались на прохожих, тех, кто осмеливался им препятствовать, могли забить до смерти, и все эти безобразия были в обычае как особо торжественное проявление местного идолопоклонства.

Святой Тимофей, епископ Ефесский, не мог безразлично смотреть на бесчинства, творимые в городе. Он стал против беснующейся толпы и начал проповедовать слово Божие и призывать услышать его во славу Бога Истинного. Но язычники, распаленные многими нападениями на других горожан и уже совершенными ими насилиями, не только не вняли словам святого апостола, а, наоборот, впали в еще большее умопомрачение – они начали бить его дрекольями, мучили и забили до смерти. Когда едва дышавшего пастыря нашли христиане, он уже отходил к Богу. Святой апостол Тимофей мученически отошел к Богу примерно в период между 89 и 91 годами от Р.Х. и поначалу был упокоен в месте, которое называли Пион, что в переводе с греческого означает «тучное». После него епископство принял святой апостол Иоанн, вернувшийся из ссылки на остров Патмос.

Через почти три века, в 361 году от Р.Х., сын святого равноапостольного царя Константина Великого Констанций повелел перенести святые останки святого апостола Тимофея в Константинополь и положить в церкви святых Апостолов вместе с останками апостола-евангелиста Луки и апостола Андрея Первозванного, согласно сохранившимся фрагментам «Церковной истории», составленной Федором Чтецом-Анагностом, жившим в конце V– начале VI века.

Однако в XIII веке мощи апостола оказались в Италии, в городе Термоли – очевидно, были перенесены из Константинополя во избежание поругания: за последующие века многие хранившиеся там святыни покинули его, будучи вывезены в Европу, поскольку город неоднократно оказывался во власти то варваров, то мусульман.

Честные мощи святого апостола Тимофея, помещенные в ящик, были обретены в 1945 году в Термоли. О том, что это именно останки первого епископа Ефесского, свидетельствовала надпись на ящике: «Во имя Иисуса Христа. Аминь. Год 1239 по Рождестве Христове. Здесь покоится тело блаженного Тимофея, ученика апостола Павла, сокрытого здесь преосвященнейшим Стефаном, епископом Термоли». Останки святого апостола хранятся в бронзовой урне в крипте собора Божией Матери. Крипта, часовня под храмом, перевод названия с греческого – «скрытая», подземное сводчатое помещение, в западном церковном зодчестве обычно располагается под алтарной и хоральной частями здания и устроена для погребения мощей святых. Сюда верующие приходят поклониться им и почтить память их и их подвига во славу Божию.

Значение иконы

Если Вы принимаете как данность утверждение: икона – окно в мир горний, то непременно чувствуете на молитве, как между Вами и иконописным образом образуется особое, священное пространство, в котором Вы пребываете одновременно с первообразом того, чей лик смотрит на Вас с иконы. Ведь произнося слова молитвы, Вы обращаетесь не в никуда, не в пустоту, Вы говорите с личностью святого в едином пространстве Святого Духа, исходящего от его иконы, просите, спрашиваете, благодарите. И если вдруг Вас одолели сомнения, колебания в вере, то, прибегая к помощи святого апостола Тимофея перед иконой его, Вы заручаетесь помощью и поддержкой самого любимого духовного чада святого апостола Павла, прекрасного проповедника, мудрого наставника, который на своем земном пути испытал много тягот, лишений. Но в трудностях, чем они жестче, тем больше, всегда скрыто немалое искушение все бросить, в одночасье отказаться от тягот, чтобы здесь и сейчас жить легче. А потом… Ну, кто на самом деле знает, что будет – потом? Вот тут начинаются сомнения и колебания: а стоит ли это все терпеть, ради чего? И лишь имя Господне возвращает нас и подкрепляет на прямом пути веры, и житие святого апостола Тимофея, неразрывно связанное с житием святого апостола Павла, чьи судьбы теснейшим образом по воле Божией переплелись, тому прекрасный и уникальный пример.

Великолепна икона Юрия Кузнецова «Святой апостол Тимофей». Тона ее весьма сдержанны по сравнению со многими другими иконами кузнецовского письма. Она не сверкает открыто, но посверкивает красками, как драгоценными каменьями, которые в правильной огранке сияют отражением не внешних плоскостей, но свет, живущий в них, исходит, преломляясь внутри камня, и открывает его особую глубинную суть. Так, воплощая блики великолепия Царства Божия, которые нам дано видеть на земле и где ныне пребывает святой Тимофей, епископ Ефесский, иконописец подчеркивает, что с иконы на нас смотрит аскет, которого его наставник, сам призывавший к максимальной сдержанности в плотской жизни и максимальной самоотдаче в жизни духовной всех, кто следует по пути христианина, жалел и даже призывал хотя бы временами смягчать его аскезу.

Величайший ревнитель веры, вышедший один против толпы разъяренных идолопоклонников, наверняка зная, что ему придется отдать жизнь за маломальскую возможность спасти своей ревностью о Боге хотя бы одного из них, – ему ли не быть нашим советчиком и молитвенником за нас перед Престолом Его? Высоколобый старец, указующий тонкими перстами на книгу Евангелия в левой руке как на путь Истины, образ его – не спасение ли для души, впавшей в духовное смятение?

Читая жития святых, открывая для себя всю драгоценную красоту их человеческой натуры, переливающейся, как все самоцветы мира, мы восхищаемся этим величием. Однако и им Царство Божие силою давалось, и они отдавали на то все силы, какие имели от рождения, и многими трудами стяжали милость Господню, получая от Него еще большие, и снова, приумножив их, возвращали Богу. Теперь они служат Ему, становясь для человеческих душ маяком в воздушном мраке на пути к Богу и точкой опоры для крепкого стояния на земле. Молитва же перед иконою любого из них – это как дивная встреча с оставленным отчим домом, в котором ожидают каждого, кто стремится вернуться домой из временных скитаний в мире сем.

Святой апостол ТИМОФЕЙ, епископ Эфесский (†ок.80)

Тимофей (почитающий Бога ) (ок. 17 - ок. 80 гг.), апостол из числа семидесяти, ученик и спутник апостола Павла, епископ Эфесский. Память 17 января (70 ап.) и 4 февраля .

Родом из малоазийской провинции Ликаонии. Отец его был эллин, мать - еврейка, глубоко преданная вере отцов и с юных лет внушившая своему сыну любовь к изучению Священного Писания. Отец Тимофея если и не был «прозелитом врат», то во всяком случае дозволил воспитать своего сына по правилам и обычаям иудейским.

К вере Христовой Тимофей был обращен, по всей вероятности, самим апостолом Павлом, когда тот в первый раз (52 г. по Р.Х.) проходил с проповедью Евангелия ликаонские города.

Святой апостол Павел вместе с учеником и апостолом Христовым Варнавою пришел в Листры. По прибытии своем туда святой апостол Павел совершил великое чудо: хромого от чрева матери исцелил единым словом. Видя это, жители города сильно удивились, говоря: "Боги в образе человеческом сошли к нам". Когда же они узнали, что это не боги, а люди, тогда многие от заблуждения своего обратились к благочестию (Деян. 14:8-18). В числе таких была и матерь сего блаженного апостола Тимофея, оставшаяся вдовою по смерти своего мужа. Она с радостью приняла святого апостола Павла в дом свой, заботилась о его содержании и удобствах жизни и, наконец, отдала ему в обучение сына своего, святого Тимофея. Святой Тимофей был еще очень молод годами, но весьма способен и подготовлен к восприятию слова Божия.

Так как святой Тимофей был еще очень юн и не мог переносить тягостей путешествия, то святой апостол Павел оставил его в доме матери, приставив к нему искусных учителей, которые научили бы его Божественному Писанию, как об этом он сам вспоминает в послании к Тимофею: "Ты из детства знаешь священные писания" (2Тим. 3:15) . Сам же апостол Павел, по наущению иудеев, побитый народом камнями, был вытащен за город, после чего пошел в другие города.

Спустя несколько лет, когда святой апостол Павел, вышедши из Антиохии, захотел посетить братию во всех городах, в которых раньше проповедовал слово Божие, то, взяв с собою Силу, пришел в Листры, где жил святой Тимофей. Видя, что он достиг совершенного возраста и преуспевает во всякой добродетели, притом пользуется высоким уважением у всех тамошних христиан, апостол Павел принял его к себе в проповедники Евангелия и сделал его своим постоянным спутником. Когда же он хотел выйти из города, то ради некоторых иудеев, во множестве проживавших там и в окрестных местах, обрезал Тимофея по закону Моисееву (Деян. 16:3), - не потому, чтобы это было необходимо для спасения, ибо новая благодать подается вместо обрезания во святом крещении, но для того, чтобы не соблазнялись о нем иудеи, так как все они знали о его происхождении от язычника.

Святой Тимофей сопровождал апостола Павла в его путешествиях, помогал ему в проповеднических трудах, по его поручению обходил со словом назидания и утешения разные христианские общины. Он прошел с апостолом Павлом Фригию, Галатию, Мизию и Македонию.

Святой апостол Павел, видя ученика своего столь преуспевающим в добродетелях, поставил его сначала диаконом, затем пресвитером.

Когда Павел отправился из Филипп, Тимофей для укрепления христиан в вере остался на некоторое время там; точно так же оставался он на время в Верии; из Афин, по поручению апостола, он отправился в Фессалоники для утверждения тамошних христиан, претерпевавших гонение от соотечественников.

В Коринфе он пробыл с апостолом Павлом около полутора лет; при нем апостол написал здесь оба послания Фессалоникийцам (1 Фес. 1:1; 2 Фес. 1:1). По возвращении апостола из Иерусалима в Эфес туда прибыл к нему и Тимофей и получил от него поручение отправиться в Македонию для сбора милостыни на бедных христиан.

Между тем в коринфской церкви произошли беспорядки; для восстановления правильного течения церковных дел Павел отправил туда Тимофея.

Затем Тимофей вместе с апостолом прибыл в Македонию из Эфеса вследствие мятежа, произведенного серебренником Димитрием (Деян. 20:4). Из Македонии апостол Павел отправился в Ахайю (Грецию) и, по обещанию, посетил коринфскую церковь; за ним следовал и Тимофей, как видно из послания к Римлянам (Рим. 16:21), написанного именно в это время.
Из Коринфа Павел отправился в Сирию и Палестину для передачи денежного сбора бедным палестинским христианам; в этом путешествии сопровождал его и Тимофея до Филипп. Оттуда он отправился в Троаду и ожидал там апостола.

Далее в истории жизни Тимофея оказывается значительный пробел: он упоминается вновь уже при первых узах апостола Павла в Риме. О бытности его с апостолом в Риме говорится в посланиях к Колосянам (Кол. 1:1), Филиппийцам (Флп. 1:1) и Филимону (Флм. 1:1). Из послания к Филиппийцам, кроме того, видно, что апостол Павел намерен был послать Тимофея из Рима в Филиппы (Флп. 2:19-23).

В послании к Евреям Тимофей представляется узником и получает свободу вместе с апостолом (Евр. 13:23).


В 65г. апостол Павел посвятил Тимофея во епископа Эфесской церкви которой святой Тимофей управлял 15 лет (1 Тим. 1:18; 1 Тим. 4:14; 2 Тим. 1:6), после чего написал ему из Македонии свое первое послание.

"Смотри, - пишет ему апостол Павел, - чтобы никто не пренебрегал юностью твоею, но будь образцом для верных в слове, в житии, в любви, в духе, в вере, в чистоте. Пока не приду, занимайся чтением, наставлением, учением. Не оставляй в пренебрежении находящегося в тебе дарования" (1 Тим. 4:12-14).

Обязанности, возложенные на Тимофея, были нелегки и сложны. Он должен был управлять пресвитерами, многие из которых были старше его по летам, распределять между ними вознаграждение, разбирать распри и жалобы, заведовать делами благотворения и женских общежитий, рукополагать пресвитеров и диаконов. Ему приходилось умиротворять недовольных его главенством, да и самим апостолом, которого иные считали неспособным, за старостью, к дальнейшей апостольской деятельности и к управлению церквами.

Пользуясь продолжительным отсутствием апостола, в Эфесе появились самозванцы, выступавшие с новыми вероучениями и отвергавшие авторитет апостола. В своем первом послании к Тимофею апостол Павел дает ему ряд наставлений, как действовать в столь затруднительных обстоятельствах.

"Держись правды, веры, любви, мира со всеми призывающими имя Господа от чистого сердца. От глупых и невежественных состязаний уклоняйся, зная, что они рождают ссоры; раб же Господень не должен сердиться, но должен быть приветлив ко всем, учителей, незлобив, с кротостью наставлять противников" (2 Тим. 2:22-25).

Будучи вторично в узах в Риме и предвидя свою близкую кончину, апостол написал Тимофею второе послание, увещевая его «возгревать полученный им через рукоположение дар Божий» и предсказывая, какие еще тяжкие дни ожидают церковь. Указав на свое одиночество, - так как все его сотрудники, за исключением Луки, разошлись по разным сторонам, - апостол просил Тимофея придти к нему возможно скорее.

Скончался Тимофей мученической смертью в царствование Домициана. В Эфесе совершался праздник в честь Дианы, во время которого замаскированные идолопоклонники, с идолами и дрекольем в руках, ходили по городским улицам и пели песни. Чтобы остановить это торжество, сопровождаемое развратом, Тимофей со словом обличения и назидания вышел к народному собранию; разъяренная толпа бросилась на него с палками и забросала его камнями. Полагают, что Тимофей был епископом Эфесским 15 лет; поэтому мученическую кончину его можно отнести к 80 году по Р. Х.

Мощи его почивают в Константинополе, в храме апостолов, вместе с мощами апостолов Луки и Андрея Первозванного, куда они были перенесены в царствование Констанция.


Тропарь, глас 4:
Благости научився и трезвяся во всех, благою совестию священнолепно оболкся, почерпл еси от сосуда избраннаго неизреченная, и веру соблюл, равное течение совершил еси, апостоле Тимофее. Моли Христа Бога спастися душам нашим.

Кондак, глас 4:
Яко звезду пресветлую Церковь всегда стяжа тя, апостоле Тимофее, чудес твоих многоподаванием просвещаема. Темже зовем Христу: спаси чтущих верою память Твоего апостола, Многомилостиве.

Среди святых, нареченных этим именем - святой апостол Тимофей . Он родился в городе Литры в Малой Азии. В 52-ом году апостол Павел обратил его ко Христу. Это произошло так: когда апостолы Павел и Варнавы в Листре исцелили хромого от рождения человека, многие жители тогда уверовали в истинность христианства, в их числе был и святой Тимофей, вместе со своей матерью Евникой и бабушкой Лоидой. После этого семена веры настолько сильно проросли в святом Тимофее, что он стал одним из самых ближайших учеников апостола Павла, и его верным помощником в проповеди Евангелия. В 65-ом году апостол Павел рукоположил апостола Тимофея во епископа Церкви Ефесской. 15 лет непрестанно апостол Тимофей стоял во ее главе.
Когда апостол Павел уже находился в темнице, предвидя свою скорую кончину, и попросил, чтобы к нему прибыл его любимейший ученик апостол Тимофей, где он наставлял его.
Сам святой Тимофей также окончил свою жизнь мученически. В один из дней в Ефессе язычники устроили праздник. Они носили идолов по городу, сопровождая это песнями и обрядами. Святой Тимофей пытался образумить их, увещевая об истинности христианства. Однако, язычники не слушали его слов. Они пришли в ярость и стали избивать камнями апостола Тимофея. Так он принял мученическую смерть. Мощи святого перенесли в Царьград, в храм Святых Апостолов.

Загрузка...