Как понять существительные общего рода. Примеры существительных общего рода. Что такое существительные общего рода
Образование
Примеры существительных общего рода. Что такое существительные общего рода?
11 января 2018Имя существительное относится к числу наиболее часто употребляемых частей речи. При этом такие слова имеют род, каковых в русском языке три: мужской (пес, дом, лук, отец), женский (коза, кошка, комната, груша) или средний (село, небо, варение, расстояние). Категория рода относится к числу постоянных признаков данной части речи. Однако есть и ряд исключений. Предлагаем познакомиться с примерами существительных общего рода.
Что такое род
- Это постоянный признак. Так, если число и падеж могут меняться (например, слова «кошка» - ед. ч. и «кошки» - мн. ч.), то род всегда остается один и тот же. О каком бы количестве кошек ни шла бы речь, это слово всегда женского рода.
- Во множественном числе у существительных эта категория не выражена. В данном случае при необходимости определения слово следует поставить в ед. ч.
- Слова, которые не употребляются в единственном числе (ножницы, носилки), не имеют рода.
Как определить
Самый простой способ определения рода - подстановка местоимений. Этому учат в школе. Например:
- Стол, дом, шкаф, стул - он мой.
- Собака, дверь, юбка, герань - она моя.
- Масло, молоко, растение, сочинение - оно мое.
Иногда с течением времени слово может поменять родовую принадлежность, например, слово «лебедь» ранее было женского рода, теперь же - мужского.
Видео по теме
Общий род
Познакомимся с примерами существительных общего рода и рассмотрим, что это такое. Есть ряд слов, которые могут употребляться по отношению к существу любого пола:
- Неряха.
- Растяпа.
- Плакса.
- Ябеда.
- Тихоня.
- Зануда.
Из контекста становится понятно, о каком роде идет речь. Например:
- Таня была ужасной плаксой и всегда решала проблему слезами.
- Егор был ужасным плаксой и всегда решал проблему слезами.
Слово «плакса» - это и есть пример существительного общего рода.
Примеры
Слов, которые подходят под категорию «имена существительные общего рода», достаточно много. Приведем ряд примеров словосочетаний:
- Бедняга пес - бедняга Ольга.
- Всезнайка Максим - всезнайка Катерина.
- Подлиза (мальчик, девочка).
- Грязнуля (Ваня, Аня).
- Обжора (кот, собака).
Это и есть слова общего рода. Чаще всего они обладают ярко выраженной эмоциональной окраской, выражают отношение говорящего к описанному им предмету.
Приведем примеры предложений с существительными общего рода:
- Кроха сын постоянно задавал множество вопросов.
- Почемучка Юля нередко ставила своих родителей в тупик.
- Простофиля Кирилл так часто попадал в нелепые ситуации, что смеяться над ним уже устали.
- Этот человек вошел в историю как цареубийца.
Из примеров видно, что по своей форме такие слова напоминают существительные женского рода, на это указывают окончания -а/я, однако при сочетании необходимо учесть, от слова какого рода они зависят.
Первый пример
Работяга Петров получил премию. Слово общего рода «работяга» характеризует мужчину, поэтому также относится к сущ. мужского рода. Согласованное определение следует выбрать соответствующее: «добросовестный, исполнительный работяга».
Другой пример
Самоучка Аксенова добилась значительных успехов в научной деятельности. Здесь «самоучка» описывает женщину, поэтому слово следует отнести к женскому роду, согласованное определение будет таким: «талантливая, умная, работоспособная самоучка».
Примеры из текстов
Приведем примеры существительных общего рода из произведения Крылова «Слон и Моська»:
Так за Слоном толпы зевак ходили.
Могу попасть в большие забияки.
Здесь присутствуют два слова общего рода - "зевака", "забияка"; оба первого склонения, множественного числа.
В басне «Кот и повар» есть еще один пример имени существительного общего рода:
Ах ты, обжора! ах, злодей! -
Тут Ваську повар укоряет.
Здесь используется слово «обжора» общего рода.
Еще один пример - из басни «Зеркало и обезьяна»:
Из кумушек моих таких кривляк пять-шесть.
И вновь перед нами пример имени существительного общего рода.
Как не допустить ошибку
Нередко без контекста становится сложно выявить, к лицу какого пола относится существительное общего рода. К примеру:
- Ну ты и выскочка!
- Ты одиночка, не умеешь работать в команде.
Слова означают качественную характеристику человека, однако не дают указания на его пол. Если же дополнить примеры опорными словами, смысл станет ясен:
- Ну ты и выскочка, Миша!
- Катя, ты одиночка, не умеешь работать в команде.
Благодаря опорным словам мы понимаем, что в первом примере слово «выскочка» относится к мальчику, поэтому является существительным мужского рода, а во втором - к девочке, потому род его - женский.
Слова общего рода следует отнести к мужскому роду в случае, когда они обозначают лицо мужского пола, или к женскому, когда обозначают лицо женского.
Распространенная ошибка
Нередко школьники могут ошибочно принять за слова-существительные общего рода лексические единицы, которые обозначают профессии:
- доктор;
- профессор;
- геолог;
- археолог;
- библиотекарь;
- палеонтолог;
- хирург.
Они могут относиться как к мужчинам, так и к женщинам, однако род их всегда мужской: доктор Иванова, хирург Смирнова. При необходимости согласовать с ними прилагательное следует помнить о том, что они сочетаются с формой мужского рода: талантливый хирург Смирнова. Сочетание «талантливая хирург Смирнова» будет ошибкой.
Большая часть этой лексики не имеет параллельной формы женского рода, но иногда в разговорной речи могут проскальзывать обороты вроде «врачиха Иванова» «библиотекарша Савинова», в литературной речи недопустимые.
Есть в русском языке и слова женского рода, означающие наименование лиц по профессии: машинистка, балерина. Если необходимо обозначить лицо мужского пола, на помощь приходят описательные обороты: артист балета.
Имена собственные
В качестве примеров существительных общего рода можно привести и собственные имена - несклоняемые фамилии как русского, так и иностранного происхождения: Сидоренко, Видных, Гродас.
Общий род имеют и уменьшительно-ласкательные формы, которые могут относиться к людям обоих полов: Сашенька, Шурочка, а также сокращенные формы имен: Валя, Саша.
Группы существительных общего рода
На основании вышеизложенного материала можно выделить три группы имен общего рода:
- Нарицательные существительные, своей формой напоминающие слова женского рода, на что указывает окончание -а/я: сирота, неумеха, пройдоха, сладкоежка. Чаще всего они обладают яркой эмоциональной окраской.
- Уменьшительные имена собственные, относящиеся как к мальчикам, так и к девочкам: Саня, Валя, Женя.
- Несклоняемые фамилии: Савченко, Дюма, Седых.
Существительные общего рода важно правильно употреблять в речи, но чаще всего носители языка понимают смысл высказывания благодаря опорным словам или исходя из общего смысла диалога.
Имя существительное относится к числу наиболее часто употребляемых частей речи. При этом такие слова имеют род, каковых в русском языке три: мужской (пес, дом, лук, отец), женский (коза, кошка, комната, груша) или средний (село, небо, варение, расстояние). Категория рода относится к числу постоянных признаков данной части речи. Однако есть и ряд исключений. Предлагаем познакомиться с примерами существительных общего рода.
Что такое род
- Это постоянный признак. Так, если число и падеж могут меняться (например, слова «кошка» - ед. ч. и «кошки» - мн. ч.), то род всегда остается один и тот же. О каком бы количестве кошек ни шла бы речь, это слово всегда женского рода.
- Во множественном числе у существительных эта категория не выражена. В данном случае при необходимости определения слово следует поставить в ед. ч.
- Слова, которые не употребляются в единственном числе (ножницы, носилки), не имеют рода.
Как определить
Самый простой способ определения рода - подстановка местоимений. Этому учат в школе. Например:
- Стол, дом, шкаф, стул - он мой.
- Собака, дверь, юбка, герань - она моя.
- Масло, молоко, растение, сочинение - оно мое.
Иногда с течением времени слово может поменять родовую принадлежность, например, слово «лебедь» ранее было женского рода, теперь же - мужского.
Общий род
Познакомимся с примерами существительных общего рода и рассмотрим, что это такое. Есть ряд слов, которые могут употребляться по отношению к существу любого пола:
- Неряха.
- Растяпа.
- Плакса.
- Ябеда.
- Тихоня.
- Зануда.
Из контекста становится понятно, о каком роде идет речь. Например:
- Таня была ужасной плаксой и всегда решала проблему слезами.
- Егор был ужасным плаксой и всегда решал проблему слезами.
Слово «плакса» - это и есть пример существительного общего рода.
Примеры
Слов, которые подходят под категорию «имена существительные общего рода», достаточно много. Приведем ряд примеров словосочетаний:
- Бедняга пес - бедняга Ольга.
- Всезнайка Максим - всезнайка Катерина.
- Подлиза (мальчик, девочка).
- Грязнуля (Ваня, Аня).
- Обжора (кот, собака).
Это и есть слова общего рода. Чаще всего они обладают ярко выраженной эмоциональной окраской, выражают отношение говорящего к описанному им предмету.
Приведем примеры предложений с существительными общего рода:
- Кроха сын постоянно задавал множество вопросов.
- Почемучка Юля нередко ставила своих родителей в тупик.
- Простофиля Кирилл так часто попадал в нелепые ситуации, что смеяться над ним уже устали.
- Этот человек вошел в историю как цареубийца.
Из примеров видно, что по своей форме такие слова напоминают существительные женского рода, на это указывают окончания -а/я, однако при сочетании необходимо учесть, от слова какого рода они зависят.
Первый пример
Работяга Петров получил премию. Слово общего рода «работяга» характеризует мужчину, поэтому также относится к сущ. мужского рода. Согласованное определение следует выбрать соответствующее: «добросовестный, исполнительный работяга».
Другой пример
Самоучка Аксенова добилась значительных успехов в научной деятельности. Здесь «самоучка» описывает женщину, поэтому слово следует отнести к женскому роду, согласованное определение будет таким: «талантливая, умная, работоспособная самоучка».
Примеры из текстов
Приведем примеры существительных общего рода из произведения Крылова «Слон и Моська»:
Так за Слоном толпы зевак ходили.
Могу попасть в большие забияки.
Здесь присутствуют два слова общего рода - "зевака", "забияка"; оба первого склонения, множественного числа.
В басне «Кот и повар» есть еще один пример имени существительного общего рода:
Ах ты, обжора! ах, злодей! -
Тут Ваську повар укоряет.
Здесь используется слово «обжора» общего рода.
Еще один пример - из басни «Зеркало и обезьяна»:
Из кумушек моих таких кривляк пять-шесть.
И вновь перед нами пример имени существительного общего рода.
Как не допустить ошибку
Нередко без контекста становится сложно выявить, к лицу какого пола относится существительное общего рода. К примеру:
- Ну ты и выскочка!
- Ты одиночка, не умеешь работать в команде.
Слова означают качественную характеристику человека, однако не дают указания на его пол. Если же дополнить примеры опорными словами, смысл станет ясен:
- Ну ты и выскочка, Миша!
- Катя, ты одиночка, не умеешь работать в команде.
Благодаря опорным словам мы понимаем, что в первом примере слово «выскочка» относится к мальчику, поэтому является существительным мужского рода, а во втором - к девочке, потому род его - женский.
Слова общего рода следует отнести к мужскому роду в случае, когда они обозначают лицо мужского пола, или к женскому, когда обозначают лицо женского.
Распространенная ошибка
Нередко школьники могут ошибочно принять за слова-существительные общего рода лексические единицы, которые обозначают профессии:
- доктор;
- профессор;
- геолог;
- археолог;
- библиотекарь;
- палеонтолог;
- хирург.
Они могут относиться как к мужчинам, так и к женщинам, однако род их всегда мужской: доктор Иванова, хирург Смирнова. При необходимости согласовать с ними прилагательное следует помнить о том, что они сочетаются с формой мужского рода: талантливый хирург Смирнова. Сочетание «талантливая хирург Смирнова» будет ошибкой.
Большая часть этой лексики не имеет параллельной формы женского рода, но иногда в разговорной речи могут проскальзывать обороты вроде «врачиха Иванова» «библиотекарша Савинова», в литературной речи недопустимые.
Есть в русском языке и слова женского рода, означающие наименование лиц по профессии: машинистка, балерина. Если необходимо обозначить лицо мужского пола, на помощь приходят описательные обороты: артист балета.
Имена собственные
В качестве примеров существительных общего рода можно привести и собственные имена - несклоняемые фамилии как русского, так и иностранного происхождения: Сидоренко, Видных, Гродас.
Общий род имеют и уменьшительно-ласкательные формы, которые могут относиться к людям обоих полов: Сашенька, Шурочка, а также сокращенные формы имен: Валя, Саша.
Группы существительных общего рода
На основании вышеизложенного материала можно выделить три группы имен общего рода:
- Нарицательные существительные, своей формой напоминающие слова женского рода, на что указывает окончание -а/я: сирота, неумеха, пройдоха, сладкоежка. Чаще всего они обладают яркой эмоциональной окраской.
- Уменьшительные имена собственные, относящиеся как к мальчикам, так и к девочкам: Саня, Валя, Женя.
- Несклоняемые фамилии: Савченко, Дюма, Седых.
Существительные общего рода важно правильно употреблять в речи, но чаще всего носители языка понимают смысл высказывания благодаря опорным словам или исходя из общего смысла диалога.
Этот класс составляют одушевленные существительные со значением лица. Этот термин и понятие общего рода ввел в грамматику впервые М.В.Ломоносов: «Некоторые имена, происходящие от глаголов: плакса, пьяница, ханжа суть рода общего». В большинстве своем это слова, являющиеся качественной характеристикой лица (чаще всего отрицательной): егоза, невежда, хохотушка, грязнуля, болтушка, жадюга, жадина, кривляка, зубрила, забулдыга, гулена, пройдоха и т.д.; это экспрессивно окрашенные слова.
Слова общего рода имеют обязательно окончание -а/-я. Подобные существительные обозначают лиц как мужского, так и женского пола, т.е. их род зависит от конкретной семантики слова. Все зависимые от этих существительных слова согласуются в роде по семантике: наш неряха – наша неряха, мой хвастунишка – моя хвастунишка.
В состав слов общего рода входит и небольшая группа уменьшительных имен: Женя, Валя, Шура, Саша.
Особую группу составляют фамилии типа Гюго, Золя, Шевченко, Белых, Чавчавадзе.
От слов общего рода следует отличать слова типа змея, пила шляпа, лиса и др., которые в синтаксической обусловленности употребляются для названия экспрессивной характеристики. Такие слова, обозначая лиц как мужского, так и женского пола, свой род не меняют, и в речи все зависимые от них слова согласуются с ними формально, а не по смыслу, как слова общего рода. Ср.: круглый сирота – круглая сирота. Но: Черная жемчужина была удалена с поля (о футболисте Пеле) (Из газет).
Также в русском языке существуют слова с немаркированным значением рода. Это такие слова, которые указывают и на мужской, и на женский пол. Например, в классе слов мужского рода есть группа существительных, которые могут обозначать лицо как мужского, так и женского пола: учитель, философ, профессор, инженер, начальник, доктор, врач и т.д. Эта группа большая и продуктивная, в неё входят прежде всего существительные со значением лица по профессии, роду занятий.
В ряде случаев от таких слов образуются корреляты (коррелят – член пары взаимно обусловленных, соотносительных языковых единиц) женского рода, но в такой паре слово мужского рода выступает как общее название лица по специальности, без указания на его пол: учитель – учительница.
Коррелят женского рода к таким существительным может быть нейтральным стилистически (учительница ), но может быть стилистически сниженным (начальница – разговорное, врачиха - просторечное). В речевой практике род таких существительных выражается синтаксически: Врач пришел – Врач пришла.
Другая группа слов с немаркированным значением - это существительные, обозначающие животных, рыб, птиц, насекомых. Сюда относятся существительные мужского рода комар, соболь, дрозд, карп и т. д.;существительные женского рода курица, щука, кукушка, муха и т.д.
Урок № ________
Тема: « Имена существительные общего рода»
Цель урока: познакомить учащихся с понятием “общий род” у имен существительных.
Задачи: предметные: сформировать умения находить существительные общего рода в предложении, тексте; начать формировать умения употреблять в речи существительных общего рода;
метапредметные : развивать связную речь, логическое мышление, способствовать развитию интереса к познанию нового.
личностные : создать атмосферу, способствующую воспитанию личности в условиях социального партнерства (ученик – ученик, ученик – учитель, ученик – коллектив), воспитать любовь к русскому языку.
Тип урока: урок открытия нового знания.
Ход урока
Деятельность учителя
Деятельность обучающихся
Организационный этап.
Проверка готовности класса к уроку. Выяснение отсутствующих, причины. Запись в журнале и тетради приёма-передачи.
Приветствуют.
Дежурные по классу отвечают.
Проверка д/з.
Проверка наличия домашнего задания
Показывают работы.
Орфографическая разминка
Приклеить, пригореть, пришкольный, пристанционный, пребольшой, приходящая няня, преходящий успех, приземлиться, прилуниться, прибывать в город, пребывать в городе, прискакать, пренеприятный, преогромный, прекрасный.
Объясняют выбор приставки.
Задание : записать по памяти все разносклоняемые существительные.
Двое работают у доски.
Языковая разминка.
Задание : записать предложения, графически обозначить грамматическую основу, определить род имени существительного.
Мотивация УД.
Вопросы:
1.Назовите постоянные морфологические признаки имени существительного.
2. Итак, род один из постоянных признаков имени существительного, т.е. такой, который дается раз и навсегда.
3.Определите, какого рода данные существительные (тихоня, непоседа ).
Существительные могут быть нарицательными или собственными, одушевленными или неодушевленными, относится к одному их 3-х родов: женскому, мужскому, среднему.
Ученики высказывают свое мнение: одни считают, что мужского рода, другие – женского (возникновение проблемной ситуации ).
Рядом со словами появляются имена “Лена – тихоня”, “Вася – непоседа”
4.Скажите, а сейчас мы сможем определить род имени существительного “тихоня” и “непоседа” (предъявление второго факта)
Ученики определяют
тихоня – женский род
непоседа – мужской род
Учитель меняет местами имена собственные и получается
“Лена – непоседа”, “Вася – тихоня”
5. А так можно сказать?
6. Что интересного вы заметили? (побуждение к осознанию противоречия)
7. Но род – это постоянный морфологический признак имен существительных.
Какой возникает вопрос после рассмотрения данных примеров ?
Какую проблему мы должны решить на сегодняшнем уроке ? (побуждение к формулированию проблемы)
ДА!
Эти имена существительные могут быть как мужского, так и женского рода.
Почему некоторые имена существительные могут быть как мужского, так и женского рода? Как они называются? (учебная проблема как вопрос
Объявление темы. Постановка цели, задач. Объяснение плана урока.
Объявляет тему, цель, задачи урока, план. Запись на доске и в классном журнале.
Оформление тетради. Оформление эпиграфа.
Работа над темой.
Формулируется определение “общий род”.
В русском языке есть имена существительные с окончанием -а (-я) в единственном числе, которые относятся к мужскому роду, если обозначают лиц мужского пола, и к женскому роду, если обозначают лиц женского пола.
Такие имена существительные называются существительными общего рода.
Работа с учебником §32, стр. 124
Изучение материала учебника (коллективная работа).
Задание: записать слова в два столбика:
1 столбик – существительные общего рода, которые называют непривлекательные черты характера человека
2 столбик – другие существительные общего рода
1 вариант : задира, обжора, растяпа, подлиза, ябеда, плакса, рева, забияка, разиня, придира, зануда, грязнуля, зазнайка.
2 вариант : сластена, чистюля, сладкоежка, тихоня, умница, непоседа, бедняжка.
Какая группа получилась больше?
Попробуйте предположить в каком стиле речи чаще всего используются слова этой группы.
Определите, к какому виду деятельности нам предстоит перейти сейчас? Один древнегреческий философ однажды заметил: “Здоровье – это то, что люди больше всего стремятся сохранить и меньше всего берегут”
В первом столбике слов больше. Скорее всего - это разговорный стиль, реже художественный.
Физкультминутка (Делают разминку под чтение стихотворения)
Облако
Нарисуйте глазами облако на потолке класса и проследите путь снежинки до земли.
Проведем, друзья, сейчас упражнение для глаз. Вправо, влево посмотрели, глазки все повеселели. Снизу вверх и сверху вниз. Ты, хрусталик, не сердись, Посмотри на потолок, отыщи там уголок. Чтобы мышцы крепче стали, смотрим мы по диагоналям. Мы не будем циркуль брать, будем взглядом круг писать. А теперь слова напишем. Чьи же буквы будут выше? «Папа», «мама», «дом», «трава» - за окном у нас видна. За окно ты посмотри. Что ты видишь там вдали? А теперь на кончик носа. Повтори так восемь раз - Лучше будет видеть глаз. Глазки нас благодарят, Поморгать нам всем велят. Плавно глазками моргаем, Потом глазки закрываем, чтобы больше было силы, К ним ладошки приложили.
Закрепление материала.
Формирование навыков употребления в речи существительных общего рода.
На доске представлены предложения:
Совместно с учителем вырабатывают алгоритм согласования существительных общего рода с прилагательными и местоимениями.
1. Мой брат Витя – настоящ… забияка.
1.Найдем в предложении существительные общего рода.
2. Сестренка Оля – всем известн… тихоня.
2. Определим к лицу мужского или женского пола оно относится.
3. Эт… маленьк… непоседа не мог усидеть покойно ни минуты.
3. Если мужского, то существительное общего рода и окончания прилагательного и местоимения будут соответствовать мужскому роду.
Задание: допиши окончания прилагательных и местоимений.
4. Если женского рода, то и существительное общего рода и прилагательное будут женского рода.
Например : 1) Забияка – существительное общего рода, относится к существительному Витя.
2) Витя – брат, мальчик, обозначает лицо мужского пола.
3) Забияка – мужской род, значит “Мой брат Витя – настоящий забияка”.
Творческое задание . Написать сочинение – миниатюру “Характер моего друга” с употреблением существительных общего рода по плану:
1 предложение – положительные черты характера;
2 предложение – отрицательные черты характера;
3 предложение – свое отношение.
Пишут сочинение в течение 5 минут, а затем читают вслух.
Образец: Моя подруга Таня – большая умница, чистюля и сластена. Иногда она бывает ужасной задирой и ябедой. Но я ее люблю.
Упр. 244, стр. 125
Рефлексия.
Какова была тема урока? Что нового узнали? Чему научились?
Существительные общего рода.
Существительные общего рода могут быть женского рода, если обозначат лиц женского пола и могут быть мужского пола, если обозначают лиц мужского пола.
Научились употреблять их в речи и правильно согласовывать с прилагательными, местоимениями, глаголами в прошедшем времени.
Домашнее задание. Оценивание.
§32, упр. 242.
Запись в дневник.
В конце урока игра “Наоборот”:
И нам с тобой пришел черед
Сыграть в игру “Наоборот”.
Скажу я слово “высоко”, а ты ответишь: “низко”
Скажу я слово “далеко”, а ты ответишь: “близко”
Скажу тебе я слово “трус”, ответишь ты: “храбрец”
Теперь “начало” я скажу. Ну, отвечай: “конец!”