docgid.ru

Новые группы расходов

Изменения, вносимые в Налоговый кодекс РФ, направлены на устранение недостатков в применении упрощенной системы налогообложения, системы налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности и налога на добавленную стоимость.

Установлено, что при переходе налогоплательщика с упрощенной системы налогообложения или единого сельскохозяйственного налога на общий режим налогообложения для получения права на освобождение от НДС документом, подтверждающим размер выручки от реализации продукции (работ, услуг) за 3 месяца, является выписка из книги учета доходов и расходов организаций и индивидуальных предпринимателей.

Скорректирован перечень операций, освобождаемых от налогообложения НДС. Так, добровольно применявшаяся налогоплательщиками льгота по освобождению от налогообложения реализации лома и отходов черных и цветных металлов заменена обязательной к применению аналогичной льготой, но в отношении только цветных металлов. Действующая льгота в отношении реализации товаров, работ, услуг, производимых и реализуемых лечебно-производственными (трудовыми) мастерскими при противотуберкулезных, психиатрических, психоневрологических учреждениях, учреждениях социальной защиты или социальной реабилитации населения, распространена на государственные унитарные предприятия при этих учреждениях.

Уточнено положение о налоговых ставках НДС. Конкретизировано, что налогообложение по налоговой ставке 10% производится при реализации лекарственных средств, включая лекарственные средства, предназначенные для проведения клинических исследований. Установлен порядок подтверждения обоснованности применения налоговой ставки 0%, а также момент определения налоговой базы налогоплательщиками, которые не представляют в налоговые органы таможенные декларации.

Ряд изменений касается порядка отнесения сумм налога на затраты по производству и реализации товаров (работ, услуг) и налоговых вычетов.

В перечень видов деятельности, к которым может применяться ЕНВД, включена деятельность по оказанию услуг по передаче во временное владение и (или) пользование земельных участков для организации торговых мест в стационарной торговой сети, не имеющей торговых залов, а также для организации объектов общественного питания, не имеющих зала обслуживания посетителей. Базовая доходность установлена в зависимости от площади земельного участка: не более 10 кв. м - 5000 руб.; выше 10 кв. м - за квадратный метр 1000 руб.

Федеральный закон вступает в силу с 1 января 2008 г., но не ранее чем по истечении одного месяца со дня его официального опубликования, за исключением некоторых норм по НДС и упрощенной системе налогообложения, распространяющихся на правоотношения, возникшие с 1 января 2007 г.

(ЕНВД).

Комментарий к изменениям в налоговом законодательстве, регулирующем упрощенную систему налогообложения и систему налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности, введенным в действие с 1 января 2008 года

Ю.В. Подпорин,
зам. начальника отдела Департамента налоговой
и таможенно-тарифной политики Минфина России

1. Упрощенная система налогообложения

Федеральным законом от 17.05.2007 N 85-ФЗ "О внесении изменений в главы 21, 26.1, 26.2 и 26.3 части второй Налогового кодекса Российской Федерации" (далее - Закон N 85-ФЗ), введенным в действие с 1 января 2008 года, глава 26.2 Налогового кодекса Российской Федерации (НК РФ) дополнена рядом положений, содержащих требования к налогоплательщикам, применяющим упрощенную систему налогообложения (УСН) или переходящим на этот режим налогообложения (ст. 346.12 и 346.13 НК РФ).

Так, Законом N 85-ФЗ расширен перечень расходов, учитываемых при определении налоговой базы (ст. 346.16 НК РФ). При этом изменения, внесенные в порядок учета расходов, могут учитываться налогоплательщиками при определении налоговой базы за 2007 год.

Уточнен порядок уплаты налогов в период перехода с общего и иных режимов налогообложения на УСН и в период возврата с УСН на иные режимы налогообложения (ст. 346.25 НК РФ).

Для индивидуальных предпринимателей, переходящих на УСН на основе патента, представляет интерес новый перечень видов предпринимательской деятельности, для которых законодательными органами субъектов Российской Федерации, городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга утверждаются размеры платы за патент, а также порядок получения патента (ст. 346.25.1 НК РФ).

В соответствии с дополнениями, внесенными в п. 2 и 3 ст. 346.11 НК РФ, организации и индивидуальные предприниматели, применяющие УСН и осуществляющие предпринимательскую деятельность в рамках простого товарищества, не освобождаются от уплаты НДС по деятельности, осуществляемой в рамках простого товарищества.

В данном случае согласно ст. 174.1 НК РФ плательщиком НДС признается участник товарищества, осуществляющий ведение общих дел.

Пункт 4 ст. 346.12 НК РФ изложен в новой редакции, которая применяется с 1 января 2008 года. Поэтому положение данного пункта ст. 346.12 НК РФ о том, что для налогоплательщиков, переведенных на уплату единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности (ЕНВД), предельный размер доходов, позволяющих переходить на УСН, учитывается только по тем видам деятельности, которые не переведены ЕНВД, следует применять при подаче заявлений о переходе на УСН с 1 января 2009 года.

В заявлении о переходе на УСН с 1 января 2008 года вышеназванные налогоплательщики указывают доходы за 9 месяцев 2007 года по всем видам деятельности, в том числе по деятельности, переведенной на уплату ЕНВД.

Читателям журнала следует также иметь в виду, что налогоплательщики, перешедшие на УСН, для определения предельного размера доходов, позволяющего применять данный специальный режим налогообложения (как в текущем, так и в последующие годы), должны учитывать только доходы, облагаемые в рамках УСН в соответствии со ст. 346.15 НК РФ (п. 4 ст. 346.13 Кодекса).

В связи с изменениями, внесенными Законом N 85-ФЗ в п. 1 ст. 346.13 НК РФ, при переходе на УСН с 1 января 2009 года организации, кроме данных о размере доходов за 9 месяцев 2008 года, должны будут приводить сведения о средней численности работников за вышеуказанный период и об остаточной стоимости основных средств и нематериальных активов.

п. 4 ст. 346.13 НК РФ. В связи с этим начиная с 1 января 2008 года налогоплательщики считаются утратившими право на применение УСН не только при превышении предельных значений по доходам, по численности работников и по стоимости основных средств и нематериальных активов, но и в случае, если они незаконно применяли объект налогообложения, предусмотренный ст. 346.14 НК РФ ("доходы" или "доходы, уменьшенные на величину расходов").

Перечень расходов, предусмотренный ст. 346.16 НК РФ, дополнен расходами на обслуживание контрольно-кассовой техники (подпункт 35 п. 1 ст. 346.16 Кодекса) и расходами по вывозу твердых бытовых отходов (подпункт 36 п. 1 ст. 346.16 НК РФ), которые могут быть учтены налогоплательщиками при определении налоговой базы за 2007 год.

Кроме того, к расходам на приобретение (сооружение, изготовление) основных средств добавлены расходы на их достройку, дооборудование, реконструкцию, модернизацию и техническое перевооружение (подпункт 1 п. 1 ст. 346.16 НК РФ), которые учитываются в налоговом периоде ввода в эксплуатацию основных средств с момента их ввода в эксплуатацию и определяются в соответствии с п. 2 ст. 257 Кодекса.

При этом следует отметить, что данные расходы могли учитываться и ранее через механизм увеличения первоначальной стоимости основных средств в порядке, установленном п. 2 ст. 257 НК РФ.

Законом N 85-ФЗ уточнена редакция подпункта 4 п. 2 ст. 346.17 НК РФ, в соответствии с которой учитываются расходы на приобретение только тех основных средств, которые используются в предпринимательской деятельности.

Пункт 1 ст. 346.17 НК РФ дополнен положением о том, что при возврате ранее полученного аванса на сумму возврата уменьшаются доходы того периода, в котором произведен возврат.

В ст. 346.17 НК РФ включен новый п. 4, согласно которому при изменении объекта налогообложения "доходы" на "доходы, уменьшенные на величину расходов" остаточная стоимость основных средств и нематериальных активов, приобретенных в период применения УСН с объектом налогообложения в виде доходов, в целях применения главы 26.2 Кодекса не определяется и расходы на приобретение таких основных средств и нематериальных активов при применении УСН с объектом налогообложения в виде доходов, уменьшенных на величину расходов, не учитываются.

Статья 346.25 НК РФ дополнена п. 5 и 6, согласно которым при переходе на УСН НДС по ранее полученным авансам при возврате налога покупателям принимается к вычету в последнем налоговом периоде по НДС.

При возврате на общий режим налогообложения НДС по товарам (работам, услугам), которые оплачены в период применения УСН и будут использованы для деятельности, облагаемой НДС, подлежит вычету после перехода на общий режим налогообложения.

Законом N 85-ФЗ внесены изменения в ст. 346.25.1 НК РФ.

Так, уточнен перечень видов предпринимательской деятельности, налогообложение которых может осуществляться в рамках УСН на основе патента.

Установлено, что переход с УСН на основе патента на общий порядок применения УСН и обратно может быть осуществлен только после истечения периода, на который выдается патент.

Налогоплательщику, имеющему патент в одном субъекте Российской Федерации, предоставлено право подавать заявление на получение патента на территории другого субъекта Российской Федерации. При этом патент действует только на территории того субъекта Российской Федерации, на территории которого он выдан.

Патент выдается по выбору налогоплательщика на один из следующих периодов: квартал, шесть месяцев, девять месяцев, календарный год, то есть на период в пределах календарного года, и этот период не может переходить на следующий календарный год.

Если законом субъекта Российской Федерации по какому-либо из видов предпринимательской деятельности размер потенциально возможного к получению индивидуальным предпринимателем годового дохода не изменен на следующий календарный год, то в этом календарном году при определении годовой стоимости патента учитывается размер потенциально возможного к получению индивидуальным предпринимателем годового дохода, действовавший в предыдущем году. Размер потенциально возможного годового дохода ежегодно (начиная с 2008 года) подлежит индексации на коэффициент-дефлятор согласно абзацу третьему п. 2 ст. 346.12 НК РФ.

Введена обязанность индивидуального предпринимателя сообщать в налоговый орган об утрате права на применение УСН на основе патента и о переходе на иной режим налогообложения в течение 15 календарных дней с начала применения иного режима налогообложения.

Индивидуальному предпринимателю, перешедшему с УСН на основе патента на иной режим налогообложения, разрешено вновь перейти на УСН на основе патента не ранее чем через три года после того, как он утратил право на применение данного вида специального налогового режима.

Налогоплательщикам, применяющим УСН на основе патента, разрешено при оплате оставшейся части стоимости патента уменьшать ее на сумму страховых взносов на обязательное пенсионное страхование. Если, например, налогоплательщик имеет два патента: в субъекте Российской Федерации по месту жительства и в другом субъекте Российской Федерации, - то он может воспользоваться правом на вышеуказанный вычет только в одном месте - по месту жительства.

Налогоплательщики, применяющие УСН на основе патента, освобождены от представления в налоговые органы налоговых деклараций. В то же время они обязаны вести налоговый учет в книге учета доходов и расходов организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих УСН. В связи с тем что объектом налогообложения у них являются доходы, то вести налоговый учет расходов им не обязательно.

2. Система налогообложения в виде ЕНВД

Согласно изменениям, внесенным Законом N 85-ФЗ в подпункт 8 п. 2 ст. 346.26 НК РФ, 1 января 2008 года к услугам общественного питания для целей главы 26.3 Кодекса не относятся услуги общественного питания, оказываемые учреждениями образования, здравоохранения и социального обеспечения.

Законом N 85-ФЗ внесено изменение в подпункт 13 п. 2 ст. 346.26 НК РФ, состоящее в том, что на уплату ЕНВД может переводиться деятельность по передаче в аренду не только торговых мест в объектах стационарной торговой сети, не имеющих торговых залов, но и объектов нестационарной торговой сети, а также объектов общественного питания, не имеющих залов обслуживания посетителей.

В соответствии с вновь введенным подпунктом 14 п. 2 ст. 346.26 НК РФ на уплату ЕНВД переводится деятельность по оказанию услуг по передаче во временное владение и (или) в пользование земельных участков для организации торговых мест в стационарной торговой сети, а также для размещения объектов нестационарной торговой сети (прилавков, палаток, ларьков, контейнеров, боксов и других объектов) и объектов организации общественного питания, не имеющих залов обслуживания посетителей.

Согласно новой редакции п. 2.1 ст. 346.26 НК РФ ЕНВД не применяется в отношении видов предпринимательской деятельности, в случае их осуществления в рамках договора простого товарищества (договора о совместной деятельности) или договора доверительного управления имуществом, а также в случае их осуществления налогоплательщиками, отнесенными к категории крупнейших в соответствии со ст. 83 НК РФ.

Статья 346.26 НК РФ дополнена п. 8 и 9.

При переходе с общего режима налогообложения на уплату ЕНВД суммы НДС, уплаченные с сумм оплаты, частичной оплаты, полученной до перехода на уплату ЕНВД в счет предстоящих поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг или передачи имущественных прав, осуществляемых в период после перехода на уплату ЕНВД, подлежат вычету в последнем налоговом периоде, предшествующем месяцу перехода налогоплательщика на уплату ЕНВД, при наличии документов, свидетельствующих о возврате сумм налога покупателем в связи с переходом налогоплательщика на уплату единого налога.

При переходе на общий режим налогообложения суммы НДС, предъявленные налогоплательщику, перешедшему на уплату ЕНВД, по приобретенным им товарам (работам, услугам, имущественным правам), которые не были использованы в деятельности, подлежащей обложению ЕНВД, подлежат вычету при переходе на общий режим налогообложения в порядке, предусмотренном главой 21 НК РФ.

Законом N 85-ФЗ в ст. 346.27 НК РФ внесены изменения, заключающиеся в следующем.

К услугам по ремонту, техническому обслуживанию и мойке автомобилей не относятся услуги по гарантийному ремонту и обслуживанию.

К розничной торговле не относится реализация газа в баллонах, грузовых и специальных автомобилей, прицепов, полуприцепов, прицепов-роспусков, автобусов любых типов, товаров по образцам и каталогам вне стационарной торговой сети (в том числе в виде почтовых отправлений (посылочная торговля), а также через телемагазины и компьютерные сети), передача лекарственных препаратов по льготным (бесплатным) рецептам.

К услугам общественного питания не относятся услуги по производству и реализации подакцизных товаров, указанных в подпунктах 3 и 4 п. 1 ст. 181 НК РФ.

Согласно новой редакции ст. 346.27 НК РФ торговое место - это место, используемое для совершения сделок розничной купли-продажи. К торговым местам относятся здания, строения, сооружения (их часть) и (или) земельные участки, используемые для совершения сделок розничной купли-продажи, а также объекты организации розничной торговли и общественного питания, не имеющие торговых залов и залов обслуживания посетителей (палатки, ларьки, киоски, боксы, контейнеры и другие объекты, в том числе расположенные в зданиях, строениях и сооружениях), прилавки, столы, лотки (в том числе расположенные на земельных участках), земельные участки, используемые для размещения объектов организации розничной торговли (общественного питания), не имеющих торговых залов (залов обслуживания посетителей), прилавков, столов, лотков и других объектов.

Определено, что стационарное торговое место - это место, используемое для совершения сделок купли-продажи в объектах стационарной торговой сети. К стационарным торговым местам относятся также земельные участки, передаваемые в аренду организациям и индивидуальным предпринимателям для организации стационарной торговой сети.

Законом N 85-ФЗ введено понятие "помещение для временного размещения и проживания", под которым подразумевается помещение, используемое для временного размещения и проживания физических лиц: квартира, комната в квартире, частный дом, коттедж (их части), гостиничный номер, комната в общежитии и другие помещения.

Общая площадь помещений для временного размещения и проживания определяется на основании инвентаризационных и правоустанавливающих документов на объекты предоставления услуг по временному размещению и проживанию [договоров купли-продажи, аренды (субаренды), технических паспортов, планов, схем, экспликаций и других документов].

При установлении общей площади помещений для временного размещения и проживания объектов гостиничного типа (гостиниц, кемпингов, общежитий и других объектов) не учитывается площадь помещений общего пользования проживающих (холлов, коридоров, вестибюлей на этажах, межэтажных лестниц, общих санузлов, саун и душевых комнат, помещений ресторанов, баров, столовых и других помещений), а также площадь административно-хозяйственных помещений.

Объекты предоставления услуг по временному размещению и проживанию - это здания, строения, сооружения (их части), имеющие помещения для временного размещения и проживания: жилые дома, коттеджи, частные дома, постройки на приусадебных участках, здания и строения [комплексы конструктивно обособленных (объединенных) зданий и строений, расположенных на одном земельном участке)], используемые под гостиницы, кемпинги, общежития и другие объекты.

Законом N 85-ФЗ введено также понятие "площадь стоянки", используемой для хранения транспортных средств, под которым подразумевается общая площадь земельного участка, на которой размещена платная стоянка, определяемая на основании правоустанавливающих и инвентаризационных документов.

Законом N 85-ФЗ внесены изменения в п. 3 ст. 346.29 НК РФ. Так, изменена таблица, в которой поименованы виды предпринимательской деятельности, переводимые на ЕНВД, физические показатели, а также размер базовой доходности, применяемые при исчислении ЕНВД (в таблицу ниже включены только вновь введенные или претерпевшие изменения виды деятельности, показатели и базовая доходность).

Виды предпринимательской деятельности

Физические показатели

Базовая доходность в месяц (руб.)

Оказание автотранспортных услуг по перевозке грузов

Количество автотранспортных средств, используемых для перевозки грузов

Оказание автотранспортных услуг по перевозке пассажиров

Посадочное место

Розничная торговля, осуществляемая через объекты стационарной торговой сети, имеющей торговые залы

Площадь торгового зала (в квадратных метрах)

Розничная торговля, осуществляемая в объектах стационарной торговой сета, а также в объектах нестационарной торговой сети, площадь торгового места в которых не превышает 5 кв.м

Торговое место

Розничная торговля, осуществляемая в объектах стационарной торговой сети, а также в объектах нестационарной торговой сета, площадь торгового места в которых превышает 5 кв.м

Площадь торгового места в квадратных метрах

Оказание услуг общественного питания через объекты организации общественного питания, не имеющие залов обслуживания посетителей

Количество работников, включая индивидуального предпринимателя

Оказание услуг по передаче во временное владение и (или) в пользование торговых мест, расположенных в объектах стационарной торговой сети, не имеющих торговых залов, объектов нестационарной торговой сети (прилавков, палаток, ларьков, контейнеров, боксов и других объектов), а также объектов организации общественного питания, не имеющих залов обслуживания посетителей, в которых площадь одного торгового места, объекта нестационарной торговой сета или объекта организации общественного питания не превышает 5кв.м

Количество торговых мест, переданных во временное владение и (или) в пользование другим хозяйствующим субъектам

Оказание услуг по передаче во временное владение и (или) в пользование торговых мест, расположенных в объектах стационарной торговой сети, не имеющих торговых залов, объектов нестационарной торговой сета (прилавков, палаток, ларьков, контейнеров,

боксов и других объектов), а также объектов организации общественного питания, не имеющих залов обслуживания посетителей, в которых площадь одного торгового места, объекта нестационарной торговой сети или объекта организации общественного питания превышает 5 кв.м

Площадь торговых мест, переданных во временное владение и (или) в пользование другом хозяйствующим субъектам (в квадратных метрах)

Оказание услуг по передаче во временное владение и (или) в пользование земельных участков площадью, не превышающей 10 кв.м, для организации торговых мест в стационарной торговой сети, а также для размещения объектов нестационарной торговой сети (прилавков, палаток, ларьков, контейнеров, боксов и других объектов) и объектов организации общественного питания, не имеющих залов обслуживания посетителей

Количество земельных участков, переданных во временное владение и (или) в пользование

Оказание услуг по передаче во временное владение и (или) в пользование земельных участков площадью, превышающей 1 0 кв.м, для организации торговых мест в стационарной торговой сети, а также для размещения объектов нестационарной торговой сета (прилавков, палаток, ларьков, контейнеров, боксов и других объектов) и объектов организации общественного питания, не имеющих залов обслуживания посетителей

Площадь земельных участков, переданных во временное владение и (или) в пользование (в квадратных метрах)

Читателям журнала следует обратить особое внимание на то, что по многим видам предпринимательской деятельности изменены физические показатели, применяемые при исчислении ЕНВД.

Так, при оказании автотранспортных услуг по перевозке пассажиров предлагается применять физический показатель "посадочное место" вместо ранее применявшегося показателя "количество транспортных средств, используемых для перевозки пассажиров и грузов". При этом базовая доходность в расчете на одно посадочное место в месяц установлена в размере 1500 руб.

При осуществлении розничной торговли в объектах стационарной торговой сети, а также в объектах нестационарной торговой сети, площадь торгового места в которых не превышает 5 кв.м, в качестве физического показателя применяется "торговое место".

Но если площадь торгового места превышает 5 кв.м, то в качестве физического показателя применяется "площадь торгового места в квадратных метрах". Базовая доходность в расчете на 1 кв.м установлена в размере 1800 руб. в месяц.

Пример.

Индивидуальный предприниматель арендует в торговом комплексе два торговых места, площадь которых составляет 5 и 20 кв.м.

Сумма ЕНВД по розничной торговле за месяц составит 6300 руб. { х 15%}.

В этом случае индивидуальный предприниматель должен заполнить раздел 2 "Расчет единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности" налоговой декларации по ЕНВД отдельно по каждому торговому месту.

Таким образом, в целях исключения злоупотреблений налогоплательщиков, осуществляющих розничную торговлю, физическими показателями (площадь торгового зала в квадратных метрах или торговое место) законодательно установлен предельный размер площади торгового места, при котором применяется физический показатель "торговое место". При превышении предельного размера площади торгового места налогообложение осуществляется в размерах, аналогичных налогообложению площади торгового зала.

Примерно такой же подход предусмотрен в отношении обложения ЕНВД предпринимательской деятельности по передаче во временное владение и (или) пользование торговых мест, расположенных в объектах стационарной торговой сети, не имеющих торговых залов, объектов нестационарной торговой сети (прилавков, палаток, ларьков, контейнеров, боксов и других объектов), а также объектов организации общественного питания, не имеющих зала обслуживания посетителей.

Если площадь торгового места, или объекта нестационарной торговой сети, или объекта общественного питания не превышает 5 кв.м, то в качестве физического показателя применяется количество торговых мест, переданных во временное владение и (или) в пользование. При этом базовая доходность в расчете на одно торговое место на один месяц установлена в размере 6000 руб.

Если же площадь торгового места, или объекта нестационарной торговой сети, или объекта общественного питания превышает 5 кв.м, то налогообложение осуществляется исходя из площади переданных во временное владение и (или) в пользование торговых мест в квадратных метрах. При этом базовая доходность в расчете на один квадратный метр площади торгового места на месяц установлена в размере 1200 руб.

При передаче во временное владение и (или) в пользование земельных участков для организации торговых мест в стационарной торговой сети, а также для размещения объектов нестационарной торговой сети (прилавков, палаток, ларьков, контейнеров, боксов и других объектов) и объектов организации общественного питания, не имеющих залов обслуживания посетителей, если площадь земельного участка не превышает 10 кв.м, в качестве физического показателя применяется количество земельных участков, переданных во временное владение и (или) в пользование. Базовая доходность в расчете на один земельный участок на месяц установлена в размере 5000 руб.

Если площадь передаваемого во временное владение и (или) в пользование земельного участка превышает 10 кв.м, то в качестве физического показателя используется площадь земельных участков, переданных во временное владение и (или) в пользование (в квадратных метрах). При этом базовая доходность в расчете на один квадратный метр площади земельного участка на месяц установлена в размере 1000 руб.

Пример.

ОАО "Центральный рынок" осуществляет предпринимательскую деятельность в сфере оказания услуг по передаче во временное владение и (или) в пользование торговых мест и земельных участков для организации торговых мест.

Во временное владение и (или) в пользование передано 50 торговых мест, площадь каждого из которых не превышает 5 кв.м, 5 палаток, площадь каждой из которых составляет 10 кв.м, и 10 земельных участков, площадь каждого из которых составляет 15 кв.м.

Сумма ЕНВД за месяц составит 76 500 руб. {[(6000 руб. х 50 мест) + (1200 руб. х 5 палаток х 10 кв.м) + (1000 руб. х 10 участков х 15 кв.м)] х 15%}.

Налогоплательщик обязан заполнить раздел 2 "Расчет единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности" налоговой декларации по ЕНВД отдельно по торговым местам, палаткам и земельным участкам.

"Упрощенная система налогообложения: бухгалтерский учет и налогообложение", 2007, N 7

Федеральный закон от 17.05.2007 N 85-ФЗ "О внесении изменений в главы 21, 26.1, 26.2 и 26.3 части второй Налогового кодекса Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 85-ФЗ) изменил гл. 26.2 НК РФ в части:

  • перечня налогов, уплачиваемых "упрощенцами";
  • ограничений по применению этого режима налогообложения;
  • перечня и порядка признания расходов;
  • уплаты налогов, учета доходов и расходов при переходе на применение УСНО либо с применения этого режима;
  • применения УСНО на основе патента.

Новшества вступят в силу с 01.01.2008. Поправки в ст. 346.16 и п. 2 ст. 346.17 НК РФ распространяются на правоотношения, возникшие с 01.01.2007. Знание изменений позволит "упрощенцу" либо налогоплательщику, пожелавшему перейти на УСНО, снизить налоговые риски, более точно трактовать законодательство.

Плательщик НДС

Согласно действующей редакции п. п. 2 и 3 ст. 346.11 НК РФ организации и индивидуальные предприниматели, применяющие УСНО, не признаются плательщиками НДС, за исключением НДС, уплачиваемого при ввозе товаров на таможенную территорию РФ. Пунктом 13 ст. 1 Федерального закона N 85-ФЗ, действующим с 01.01.2008, указано, что лица, применяющие УСНО, являются плательщиками НДС в соответствии со ст. 174.1 НК РФ.

До 01.01.2008

С 01.01.2006 в гл. 21 НК РФ действует ст. 174.1 "Особенности исчисления и уплаты в бюджет налога при осуществлении операций в соответствии с договором простого товарищества (договором о совместной деятельности) или договором доверительного управления имуществом на территории Российской Федерации". Из ее п. 2 следует, что участник договора простого товарищества, ведущий общий учет операций, и доверительный управляющий признаются плательщиками НДС в отношении операций, осуществляемых в соответствии с договорами простого товарищества или доверительного управления имуществом. В результате в законодательстве образовался пробел. С одной стороны, гл. 21 НК РФ не предусмотрено, что положения ст. 174.1 НК РФ не распространяются на лиц, применяющих УСНО, с другой - в ст. 346.11 НК РФ указано, что "упрощенцы" не являются плательщиками НДС, и не установлены исключения для лиц, поименованных в ст. 174.1 НК РФ. Как нужно трактовать данное противоречие?

По нашему мнению, оно должно быть разрешено в пользу ст. 346.11 НК РФ, которая является специальной по отношению к ст. 174.1 НК РФ, носящей общий характер. О том, что специальная норма имеет приоритет над общей, сказал, например, судья Конституционного Суда РФ А.Л. Кононов в Постановлении КС РФ от 14.05.2003 N 8-П.

Финансовое ведомство по-разному подходит к договорам простого товарищества и доверительного управления имуществом (Письмо от 22.12.2006 N 03-11-05/282): индивидуальный предприниматель, применяющий упрощенную систему налогообложения и осуществляющий ведение общих дел по договору простого товарищества, признается плательщиком налога на добавленную стоимость в отношении операций по реализации товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации, осуществляемых в рамках указанного договора. Аналогичная позиция представлена им в Письмах от 20.11.2006 N 03-11-04/2/246, от 21.02.2006 N 03-11-04/2/49.

Письмо Минфина России от 18.12.2006 N 03-04-14/27: доверительный управляющий, применяющий упрощенную систему налогообложения, с суммы вознаграждения, получаемого за услуги по управлению имуществом, переданным ему в доверительное управление, налог на добавленную стоимость не исчисляет и в бюджет не уплачивает, поскольку согласно нормам гл. 26.2 "Упрощенная система налогообложения" Кодекса организации и индивидуальные предприниматели, применяющие упрощенную систему налогообложения, не признаются налогоплательщиками налога на добавленную стоимость.

С 01.01.2008...

Статья 346.11 НК РФ будет действовать с уточнением, согласно которому "упрощенцы" признаются плательщиками НДС в отношении операций, предусмотренных ст. 174.1 НК РФ. Для целей обложения НДС в ст. 174.1 НК РФ сказано, что участник договора простого товарищества, ведущий общий учет операций, и доверительный управляющий выставляют счета-фактуры при совершении операций в рамках договоров простого товарищества или доверительного управления имуществом. Эти лица могут принять к вычету НДС по товарам (работам, услугам), приобретенным для производства и (или) реализации товаров (работ, услуг) в соответствии с указанными договорами. Данный участник договора простого товарищества, а также доверительный управляющий (при осуществлении иной деятельности) обязаны вести раздельный учет в отношении активов, используемых в рамках данных договоров и для иной деятельности.

Ограничения по применению УСНО

Случаи, когда организация или индивидуальный предприниматель не вправе переходить на УСНО либо применять этот режим, перечислены в ст. ст. 346.12 и 346.13 НК РФ. В связи с нововведениями они подкорректированы.

Настоящей редакцией пп. 18 п. 3 ст. 346.12 НК РФ предусмотрено, что не вправе применять УСНО иностранные организации, но не все, а только имеющие обособленные подразделения на территории РФ. Законодатель отказал в применении этого режима всем иностранным организациям без исключений.

Совмещение режимов налогообложения

Действующей редакцией п. 4 ст. 346.13 НК РФ (действует с 01.01.2006) не указан порядок расчета доходов налогоплательщика, уплачивающего ЕНВД, для подтверждения права на переход на УСНО в отношении других видов деятельности. В ней указано, что ограничение по численности работников и стоимости основных средств и НМА определяется исходя из всех видов деятельности. Нужно ли при суммировании доходов учитывать и те, которые получены от деятельности, облагаемой ЕНВД, ведь они несопоставимы, имеют разные объекты налогообложения? Согласно Письму Минфина России от 05.12.2006 N 03-11-05/265 при переходе на упрощенную систему налогообложения ограничения по численности работников и доходам, определяемым в соответствии со ст. 248 Кодекса, по отношению к таким организациям и индивидуальным предпринимателям применяются исходя из всех осуществляемых ими видов деятельности.

С 01.01.2008 в п. 4 ст. 346.12 НК РФ будет действовать уточнение, принятое в пользу налогоплательщиков, согласно которому в предельную величину доходов не включаются доходы от деятельности, по которой уплачивается ЕНВД.

Договоры простого товарищества и доверительного управления имуществом

В ст. 346.14 НК РФ изложены особенности применения объекта налогообложения. Пунктом 3 ст. 346.14 НК РФ (действует с 01.01.2006) предусмотрено, что "упрощенцы" - участники договоров простого товарищества или доверительного управления имуществом применяют в качестве объекта налогообложения доходы, уменьшенные на величину расходов. Таким образом, "упрощенцы", которые в течение налогового периода 2006 или 2007 г. стали участниками данных договоров, обязаны были сменить объект налогообложения на "доходы" либо не применять данный режим.

Вопрос: нужно ли до конца налогового периода менять объект налогообложения? Сделать это в некоторых случаях не позволяет п. 2 ст. 346.14 НК РФ, предусматривающий, что объект налогообложения не может изменяться налогоплательщиком в течение трех лет с начала применения УСНО. Возникало противоречие, когда общая норма не разрешает менять объект налогообложения до истечения трех лет применения УСНО, а другая - специальная - обязывает участников договоров простого товарищества или доверительного управления имуществом сменить объект налогообложения.

Фискальные ведомства запрещают в данных случаях менять объект налогообложения, если срок применения УСНО не превышает трех лет, говоря об утрате права на применение УСНО. Но суды придерживаются иного мнения (см., например, Постановления ФАС УО от 10.04.2007 N Ф09-2404/07-С3, ФАС ЦО от 27.06.2006 N А68-АП-128/11-06).

Законодатель поддержал фискальные ведомства. В перечень критериев, установленных п. 4 ст. 346.13 НК РФ и несоблюдение которых влечет потерю права на применение УСНО, включен п. 3 ст. 346.14 НК РФ. Теперь "упрощенец" с объектом налогообложения "доходы", став участником договора простого товарищества или доверительного управления имуществом, теряет право на применение УСНО, если он не сменил объект налогообложения.

Заявление о переходе на "упрощенку"

Действующей редакцией п. 1 ст. 346.13 НК РФ предусмотрено, что налогоплательщик для перехода на УСНО должен подать в налоговые органы заявление в течение ноября года, предшествующего году, в котором он собирается применять данный режим налогообложения.

Приказом МНС России N ВГ-3-22/495 <1> утверждено Заявление о переходе на упрощенную систему налогообложения (форма N 26.2-1), в котором предусмотрены строки для указания суммы доходов за 9 месяцев, средней численности работников, стоимости амортизируемого имущества. При этом п. 1 Приказа уточнено, что заявление носит рекомендательный характер для организаций и индивидуальных предпринимателей, поэтому налогоплательщики вправе подать его в произвольной форме.

<1> Приказ МНС России от 19.09.2002 N ВГ-3-22/495 "Об утверждении форм документов для применения упрощенной системы налогообложения".

Пунктом 1 ст. 346.13 НК РФ предусмотрено, что в заявлении нужно указать размер доходов за 9 месяцев. Следовательно, указание среднесписочной численности работников и остаточной стоимости амортизируемого имущества необязательно. Это объясняется тем, что гл. 26.2 НК РФ для перехода на УСНО предусматривает соблюдение только одного критерия - предельного размера доходов организации. Другим критериям необходимо следовать при применении данного режима налогообложения.

Законодатель внес поправки в эту норму. С 01.01.2008 в заявлении нужно указывать также сведения о средней численности работников за 9 месяцев, а также остаточной стоимости основных средств и НМА на 1 октября текущего года.

Обратите внимание: при подаче заявления о применении УСНО с 01.01.2008 данное нововведение еще не будет действовать.

Учет доходов

Иногда покупатель возвращает товар. При этом настоящей редакцией гл. 26.2 НК РФ порядок действий продавца в такой ситуации не рассмотрен, что приводит к вопросам. Так как доходы "упрощенца" учитываются по кассовому методу, полученный аванс включается им в налогооблагаемую базу. Если продавец в случае отказа покупателя от товара и по иным причинам возвращает покупателю аванс, то необходимо осуществить корректировку, потому что доход уже был учтен.

Минфин разрешает сделать корректировку (Письмо от 25.01.2006 N 03-11-04/2/15) в случае возврата неиспользованной части авансового платежа покупателям налогоплательщики могут уменьшать полученные доходы на сумму возвращенных авансовых платежей.

В Письме Минфина России от 09.04.2007 N 03-11-04/2/96 сказано, что при возврате налогоплательщиками ранее полученных ими сумм предоплаты (авансов) уточнение налоговой базы по налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы, осуществляется за тот отчетный период, в котором указанные суммы были получены.

В Письме Минфина России от 02.04.2007 N 03-11-04/2/75 сообщается, что возможность пересчета налогоплательщиками налоговых обязательств при обнаружении в текущем (отчетном) налоговом периоде ошибок (искажений) в исчислении налоговой базы, относящихся к прошлым налоговым (отчетным) периодам, в том числе в случае возврата налогоплательщику (налогоплательщиком) авансов, предусмотрена ст. ст. 54 и 81 Кодекса.

Если ошибки (искажения) допущены в исчислении налоговой базы в текущем налоговом периоде, корректировка доходов и расходов для целей налогообложения и, соответственно, пересчет налоговых обязательств могут быть произведены в Книге учета доходов и расходов. В случае если ошибки (искажения) произошли в исчислении налоговой базы за прошлый налоговый период, корректировка доходов и расходов для налогообложения, а также пересчет налоговых обязательств могут быть произведены в налоговой декларации по единому налогу в общеустановленном порядке. Аналогичная позиция изложена в Письмах УФНС по г. Москве от 28.11.2005 N 18-11/3/87288, УМНС от 20.04.2004 N 21-09/26699.

В частности, в ст. 54 НК РФ сказано, что при обнаружении ошибок (искажений) в исчислении налоговой базы, относящихся к прошлым налоговым (отчетным) периодам, в текущем налоговом (отчетном) периоде перерасчет налоговой базы и суммы налога производится за период, в котором были совершены указанные ошибки (искажения). Согласно ст. 81 НК РФ необходимо представить уточненную налоговую декларацию за этот период. Таким образом, при возврате аванса, полученного в предшествующем налоговом периоде, "упрощенец" должен подать уточненную налоговую декларацию по единому налогу за налоговый период, в котором был получен аванс.

Нововведение в п. 1 ст. 346.17 НК РФ разъясняет порядок действий при возврате аванса покупателю: в случае возврата налогоплательщиком сумм, ранее полученных в счет предварительной оплаты поставки товаров, выполнения работ, оказания услуг, передачи имущественных прав, на сумму возврата уменьшаются доходы того налогового (отчетного) периода, в котором произведен возврат.

Учет расходов

Этот раздел будет интересен тем, кто выбрал объектом налогообложения доходы, уменьшенные на величину расходов. Перечень расходов и порядок их учета установлены ст. 346.16 и п. 2 ст. 346.17 НК РФ. "Упрощенцу" необходимо учесть, что нововведения Федерального закона N 85-ФЗ распространяются на правоотношения, возникшие с 01.01.2007.

Основные средства

Законодатель расширил перечень расходов, указанных в пп. 1 п. 1 ст. 346.16 НК РФ. До 01.01.2006 можно было учесть расходы на приобретение основных средств, но не разъяснялось, что следует понимать под приобретением. Фискальные ведомства ограниченно трактовали эту норму и разрешали учитывать только расходы на приобретение основных средств по договору купли-продажи. Суды поддерживали налогоплательщиков, исходя из норм ГК РФ, и позволяли учесть расходы не только на приобретение, но и, например, на создание основных средств.

С 01.01.2006 пп. 1 п. 1 ст. 346.16 НК РФ был дополнен - можно принять расходы на приобретение, сооружение, изготовление основных средств. При этом законодатель снова не объяснял, что понимать под приобретением, сооружением, изготовлением - все способы поступления ОС или только некоторые из них? Поэтому споры возникали, в частности, по поводу учета расходов на реконструкцию ОС. Налоговики против их учета - Письма УФНС по г. Москве от 24.01.2007 N 18-08/3/05907@, от 14.09.2006 N 18-11/3/081312@, от 31.03.2006 N 18-11/3/25186.

Финансисты в первом полугодии 2006 г. также отказывали в учете этих расходов (Письмо от 10.02.2006 N 03-11-04/2/35). Потом их позиция изменилась (Письма от 26.10.2006 N 03-11-04/2/226 и от 20.10.2006 N 03-11-04/2/215): расходы на реконструкцию и модернизацию могут быть отнесены на увеличение первоначальной стоимости помещения и после введения в эксплуатацию данного помещения учитываются в составе расходов организации в порядке, предусмотренном п. 3 ст. 346.16 Налогового кодекса Российской Федерации.

Неоднозначно их мнение о возможности учета расходов на модернизацию. В начале прошлого года они запрещали принимать их (Письмо от 10.02.2006 N 03-11-04/2/35), позднее - разрешили учитывать (Письмо от 20.10.2006 N 03-11-04/2/215).

Узкое толкование фискальными ведомствами пп. 1 п. 1 ст. 346.16 НК РФ привело к тому, что законодатель снова расширил перечень расходов. Он уточнил, что учитываются расходы не только на приобретение, сооружение, изготовление основных средств, но и на их достройку, дооборудование, реконструкцию, модернизацию, техническое перевооружение. В п. 4 данной статьи указано, что расходы на достройку, дооборудование, реконструкцию, модернизацию и техническое перевооружение учитываются в соответствии с п. 2 ст. 257 НК РФ. Если данные расходы произведены в период применения УСНО, то они учитываются с момента ввода основных средств в эксплуатацию.

В абз. 2 и 3 пп. 3 п. 3 ст. 346.16 НК РФ для приобретенных (сооруженных, изготовленных) основных средств, а также приобретенных (созданных самим налогоплательщиком) НМА до перехода на УСНО уточнен порядок исчисления срока списания остаточной стоимости. Например , действующая редакция Кодекса говорит о том, что в отношении ОС со сроком полезного использования до трех лет включительно остаточная стоимость списывается в течение одного года применения УСНО. Неясно было, как исчислять этот период для случая, когда организация, созданная не с начала года, перешла на УСНО: как 12 месяцев или как период до окончания календарного года? Федеральный закон N 85-ФЗ уточнил, что остаточная стоимость списывается в течение первого календарного года. Аналогичная поправка внесена в порядок списания остаточной стоимости основных средств и НМА со сроком полезного использования от трех до пятнадцати лет включительно.

В случае реализации (передачи) приобретенных (сооруженных, изготовленных) ОС до истечения трех лет с момента учета расходов на достройку, дооборудование, реконструкцию, модернизацию и техническое перевооружение необходимо пересчитать налоговую базу.

Частичная оплата. Действующей редакцией пп. 4 п. 2 ст. 346.17 НК РФ предусмотрено, что расходы на ОС учитываются на последнее число месяца отчетного (налогового) периода по оплаченным активам.

Но можно ли учесть расходы на суммы частичной оплаты ОС? Позиция фискальных ведомств отражена в Письме Минфина России от 25.05.2007 N 03-11-04/2/140: расходы на приобретение нежилого помещения с рассрочкой платежа на 3,5 года, приобретенного, введенного в эксплуатацию и прошедшего государственную регистрацию в период применения упрощенной системы налогообложения, могут быть учтены в налоговом периоде его окончательной оплаты. Такое же мнение они высказали в Письме от 04.04.2007 N 03-11-04/2/89.

Федеральный закон N 85-ФЗ устранил разногласия в пользу налогоплательщика: расходы на приобретение (сооружение, изготовление) основных средств, достройку, дооборудование, реконструкцию, модернизацию и их техническое перевооружение отражаются в последнее число отчетного (налогового) периода в размере уплаченных сумм. То есть, например, по эксплуатируемому основному средству, оплачиваемому в рассрочку, расходы будут учитываться по мере оплаты. Это нововведение распространяется и на расходы на приобретение (создание самим налогоплательщиком) НМА.

Корректировка действующих расходов

Сумма единого налога. В пп. 22 п. 1 ст. 346.16 НК РФ указано, что включаются в расходы суммы налогов и сборов, уплаченные в соответствии с законодательством. Исключений из данной нормы нет, а в п. 2 этой статьи не указано, что расходы, поименованные в ее пп. 22, учитываются в соответствии с порядком учета, предусмотренного соответствующими нормами гл. 25 НК РФ. Это приводит к спорам о возможности учета суммы уплаченного единого налога при применении УСНО.

Фискальные ведомства правомерно отказывают в ее учете, но приводят обоснование, которое направлено против них. Например , в Письме Минфина России от 19.12.2006 N 03-11-04/2/281 сказано, что перечнем п. 1 ст. 346.16 НК РФ не предусмотрен такой вид расходов, как расходы в виде уплаченного единого налога. Такое объяснение ошибочно, поэтому налогоплательщики решают споры в суде. Суды принимают сторону налоговиков. Федеральный закон N 85-ФЗ поставил точку в спорах, уточнив в пп. 22 п. 1 ст. 346.16 НК РФ, что не учитывается сумма налога, уплачиваемая в соответствии с гл. 26.2 НК РФ.

Приобретение товаров. Подпункт 23 п. 1 ст. 346.16 НК РФ позволяет учесть расходы по оплате стоимости товаров, приобретенных для дальнейшей реализации, за вычетом суммы НДС. Этот подпункт законодатель периодически корректирует. С 01.01.2006 было уточнено, что можно учесть расходы, непосредственно связанные с реализацией товаров, в том числе на их хранение, обслуживание и транспортировку. Аналогичное указание содержится в п. 2 данной статьи. Так как в отношении реализуемых товаров налогоплательщик несет расходы, связанные не только с их реализацией, но и приобретением, возникает вопрос о возможности учета на основании пп. 23 п. 1 ст. 346.16 НК РФ расходов на приобретение товаров.

Письма Минфина:

  • от 15.02.2007 N 03-11-05/32: пропорционально стоимости реализованных товаров следует учитывать расходы по оплате услуг сторонних организаций по доставке товаров на склад налогоплательщика;
  • от 12.01.2006 N 03-11-02/3: расходы, связанные с транспортировкой реализованных товаров, осуществленные налогоплательщиками как при их приобретении, так и при дальнейшей реализации, должны учитываться при налогообложении. Это относится и к расходам по оплате транспортных услуг, оказанных сторонними организациями, и к расходам по перевозке товаров собственным транспортом.

По нашему мнению, финансовое ведомство хотя и в пользу налогоплательщика, но расширительно трактует пп. 23 п. 1 ст. 346.16 НК РФ, так как в нем указано, что учитываются не все расходы на хранение, обслуживание и транспортировку товаров, а только те, которые связаны с реализацией. Федеральный закон N 85-ФЗ в пп. 23 п. 1 ст. 346.16 НК РФ уточнил, что можно учесть расходы, связанные с приобретением товаров, в том числе на их хранение, обслуживание и транспортировку.

Новые группы расходов

Согласно нововведениям Федерального закона N 85-ФЗ расширен перечень расходов, указанных в п. 1 ст. 346.16 НК РФ, - добавлены две группы затрат - п. п. 35 и 36. Первый позволяет учесть расходы на обслуживание ККТ, второй - на вывоз твердых бытовых отходов.

Обслуживание ККТ. Согласно п. 7.1 Типовых правил эксплуатации контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением <2> техническое обслуживание ККТ осуществляется для поддержания их в постоянной исправности, предупреждения выхода из строя при эксплуатации и продления срока службы. Техническое обслуживание означает строгое соблюдение предусмотренных для каждого типа машин структуры планово-предупредительных ремонтов и межремонтных сроков и включает межремонтное обслуживание, осмотр машины, текущий и капитальный ремонты.

<2> Письмо Минфина России от 30.08.1993 N 104.

Несмотря на то что расходы на техническое обслуживание ККТ не поименованы в действующей редакции п. 1 ст. 346.16 НК РФ, их можно учесть в составе материальных расходов (пп. 5 п. 1 ст. 346.16 НК РФ), учитываемых согласно ст. 254 НК РФ. Подпункт 6 п. 1 ст. 254 НК РФ относит к материальным расходам затраты на приобретение работ и услуг производственного характера, выполненных сторонними организациями или индивидуальными предпринимателями. В частности, к таким работам (услугам) относятся контроль за соблюдением установленных технологических процессов, техническое обслуживание основных средств.

Фискальные ведомства не препятствуют учету "упрощенцами" расходов на обслуживание ККТ в составе материальных расходов (Письма Минфина России от 16.08.2005 N 03-11-04/2/49, от 27.01.2005 N 03-03-02-05/6, ФНС России от 24.02.2005 N 22-1-11/247@).

Налоговые инспекции иногда в ходе проверок придерживаются иной позиции, но суды поддерживают налогоплательщика (см., например, Постановления ФАС ПО от 29.03.2006 N А65-25615/05-СА2-9, ФАС ЗСО от 09.02.2006 N Ф04-174/2006(19428-А46-29)).

Федеральный закон N 85-ФЗ уточнил, что расходы на обслуживание ККТ - отдельный вид расходов, поименованных п. 1 ст. 346.16 НК РФ.

Вывоз бытовых твердых отходов. Эти расходы не поименованы в п. 1 ст. 346.16 НК РФ, в то же время их можно учесть как материальные расходы (пп. 5 данной нормы) в соответствии с пп. 6 п. 1 ст. 254 НК РФ как расходы на работы (услуги) производственного характера, в частности, транспортные услуги сторонних организаций.

Производственный характер данных расходов подтверждается требованием законодательства к организациям по обеспечению сбора и вывоза мусора, бытовых отходов, образуемых в процессе производства. Статья 22 Федерального закона РФ от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения": отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Фискальные ведомства отказывали в учете рассматриваемых расходов (Письма Минфина России от 16.08.2005 N 03-11-04/2/49, ФНС России от 24.02.2005 N 22-1-11/247@, УФНС по г. Москве от 25.05.2005 N 18-11/3/37734). Арбитражная практика поддерживает налогоплательщика (Постановления ФАС ПО от 17.10.2006 N А65-2926/2006-СА2-9, от 29.03. 2006 N А65-25615/05-СА2-9). Законодатель также на его стороне - в п. 1 ст. 346.16 НК РФ поименованы расходы на вывоз твердых бытовых отходов.

В.В.Никитин

Редактор

журнала "Акты и комментарии для бухгалтера"

Внесены изменения в главы 21 "Налог на добавленную стоимость", 26.1 "Система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог)", 26.2 "Упрощенная система налогообложения", 26.3 "Система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности" части второй Налогового кодекса РФ.

В частности, изменениями, внесенными в статью 145, установлено, что в качестве документа, подтверждающего право на освобождение от НДС организаций и индивидуальных предпринимателей, перешедших с упрощенной системы налогообложения или единого сельскохозяйственного налога на общий режим налогообложения, для подтверждения размера выручки от реализации продукции будет использоваться выписка из книги учета доходов и расходов организаций и индивидуальных предпринимателей.

Изменения в статьи 346.1, 346.11 и 346.26 НК РФ закрепляют за налогоплательщиками, применяющими специальные налоговые режимы, обязанность по уплате налога на добавленную стоимость по операциям, осуществляемым в рамках договора простого товарищества.

Перечень видов деятельности, которые могут быть переведены на уплату единого налога на вмененный доход, дополнен предпринимательской деятельностью по оказанию услуг по передаче в аренду (субаренду) земельных участков для организации торговых мест в стационарной торговой сети, не имеющей торговых залов, а также объектов организации общественного питания, не имеющих зала обслуживания посетителей.

Запрещено применение системы налогообложения в виде ЕНВД в отношении услуг общественного питания, оказываемых бюджетными учреждениями, так как оказание ими услуг общественного питания неразрывно связано с функционированием данных учреждений и организация питания в них не является самостоятельным видом предпринимательской деятельности, который следует облагать единым налогом на вмененный доход.

Определен механизм постановки на налогоплательщиков единого налога на вмененный доход.

В новой редакции изложена таблица, содержащая физические показатели, используемые для характеристики определенного вида предпринимательской деятельности, и базовую доходность в месяц.

Поправки в статью 346.12 Кодекса уточняют механизм индексации предельного размера доходов организации, переходящей на упрощенную систему налогообложения, на индекс-дефлятор.

Вводится обязанность организаций указывать в заявлении о переходе на упрощенную систему налогообложения данные о средней численности работников и остаточной стоимости основных средств и нематериальных активов. Уточнены особенности уплаты налога на добавленную стоимость при переходе с общего режима налогообложения на уплату единого налога и при переходе с уплаты единого налога на общую систему налогообложения.

Установлено, что если , применяющий в виде доходов, стал в течение отчетного (налогового) периода участником договора простого товарищества (договора о совместной деятельности) или договора доверительного управления имуществом, то это является одним из оснований для того, чтобы такой налогоплательщик считался утратившим право на применение упрощенной системы налогообложения с начала того квартала, в котором допущено несоответствие указанному требованию.

Кроме того, уточнен механизм индексации доходов организации в период применения упрощенной системы налогообложения на индекс-дефлятор.

Изменения, внесенные в статью 346.25.1 "Особенности применения упрощенной системы налогообложения индивидуальными предпринимателями на основе патента", связаны с приведением указанных в данной статье видов деятельности в соответствие с Общероссийским классификатором по видам экономической деятельности, вводимым в действие с 1 января 2006 года. Также установлен порядок перехода с упрощенной системы на основе патента на общий порядок применения упрощенной системы налогообложения и обратно, порядок зачета уплаченных сумм страховых взносов на обязательное пенсионное страхование при уплате стоимости патента, порядок представления налоговых деклараций и ведения налогового учета.

Загрузка...