docgid.ru

Богослужения в храме анастасии узорешительницы. Церковь святой великомученицы анастасии узорешительницы

Святая великомученица АНАСТАСИЯ Узорешительница (†ок.304)

Святая великомученица Анастасия жила во времена императора Диоклитиана (284-305). Она была дочерью римского сенатора Претекстата, исповедавшего языческую веру. Мать же ее Фауста тайно веровала во Христа.

Анастасия отличалась благородством, душевною и телесною красотою, благим нравом и кротостью. В девическом возрасте Анастасия была поручена своею матерью для обучения христанину Хрисогону, известному своею ученостью и благочестием. Хрисогон учил Анастасию Священному Писанию и исполнению закона Божия. По окончании учения об Анастасии говорили как о мудрой и прекрасной деве.

После смерти матери, не считаясь с желанием дочери, отец выдал ее замуж за язычника Помплия, также происходившего из сенаторского рода. Но под предлогом вымышленной болезни она сохранила девство. Иногда, муж пытался применить насилие, но Анастасия, с невидимою помощью ангела-хранителя, вырывалась из его рук.

В темницах Рима в то время находилось много заключенных христиан. В нищенской одежде святая тайно посещала узников, — умывала и кормила больных, неспособных двигаться, перевязывала раны, утешала всех, кто нуждался в этом. Ее учитель и наставник два года томился в заключении. Встречаясь с ним, она назидалась его долготерпением и преданностью Спасителю. Муж святой Анастасии, Помплий, узнав об этом, жестоко избил ее, поместил в отдельной комнате и у дверей поставил стражу. Святая скорбела, что лишилась возможности помогать христианам. После смерти отца Анастасии Помплий задумал извести супругу, чтобы наследовать все ее имение и жить с другой женою на чужие деньги. Обращаясь с ней, как с пленницею и рабою, он ежедневно истязал и мучил ее. Святая писала своему учителю: «Муж мой... томит меня как противницу его языческой веры в столь тяжком заключении, что мне ничего не остается, как только, предав дух Господу, упасть мертвою». В ответном письме святой Хрисогон утешал мученицу: «Свету всегда предшествует тьма, и после болезни часто возвращается здоровье, и после смерти обещана нам жизнь». И предсказал скорую смерть ее мужа. Через некоторое время Помплия назначили послом к персидскому царю. По дороге в Персию он утонул во время внезапно начавшейся бури.


Теперь святая вновь могла посещать томившихся в темницах христиан. Вместе со свободой она получила и все родительское наследство, которое она употребляла на одежду, пищу и лекарства для больных.

В то время царю Диоклетиану донесли из Рима что темницы наполнены великим множеством христиан, что они, не смотря на разнообразныя мучения, не отрицаются от своего Христа и что во всем этом их подкрепляет христианский учитель Хрисогон.


При
римском императоре Диоклетиане в империи разразились самые жесточайшие гонения на христиан. Первые 19 лет его правления отмечены только мученичеством среди воинов, потому что воины то и дело отказывались приносить положенные жертвы богам, и за это подвергались казни. Христиане чувствовали себя настолько спокойно, что даже против дворца императора в Никомидии возвышалась большая христианская церковь.

Но под конец своего царствования Диоклетиан предпринял уже повсеместное гонение на христиан. В течение одного года он один за другим издает целых четыре эдикта (указа) против христиан, и эти эдикты предопределяют все более нарастающие масштабы гонений. Сначала произошла конфискация церковного имущества. После конфискации святынь и церковной собственности последовали аресты и казни духовенства. Преследованию подлежали все до единого духовные лица: не только епископы, но и все низшие клирики, которых в то время было очень много, потому что не было твердой границы между клириками и простыми церковными служащими: например, привратники в Церквах или санитары, которые обслуживали церковные больницы и богадельни, тоже считались клириками. Все христиане должны были вернуться к язычеству, к протестующим применялись пытки.


«Последняя молитва христианских мучеников». Ж.-Л. Жером.

Узнав о Хрисогоне, Диоклетиан велел послать его к нему в Аквилею (город в верхней Италии) на суд, а христиан всех казнить. Анастасия последовала за своим учителем. Диоклетиан надеялся убедить Хрисогона отречься от Христа, но не смог выдержать свободных речей святого и велел отрубить ему голову. Тело святого Хрисогона после его мученической кончины, по Божественному откровению, было положено в ковчег и сокрыто в доме пресвитера Зоила. Через 30 дней после смерти святой Хрисогон явился Зоилу и предсказал о близкой кончине трех юных христианок, живших недалеко, — Агапии, Хионии и Ирины (†304; память 16 апреля). И повелел послать к ним святую Анастасию. Такое видение было и святой Анастасии. Она пошла к пресвитеру, помолилась у мощей святого Хрисогона, затем в духовной беседе укрепила мужество трех дев перед предстоящими им пытками. Святую Агапию и Хионию бросили в огонь. Здесь они скончались, но тела их остались неповрежденными. А святую Ирину один из воинов ранил стрелою из тугого лука, после чего святая скончалась. После кончины мучениц, Анастасия сама похоронила их тела.

Святая Анастасия стала странствовать. Овладев к тому времени врачебным искусством, она повсюду ревностно служила христианам, заключенным в темницах. Все свои средства Анастасия истратила на помощь нуждающимся, а золотые, серебряные и медные статуэтки перелила на деньги и кормила многих голодных, одевала нагих, помогала немощным.

В Македонии святая познакомилась с молодой вдовой-христианкой Феодотией, которая после смерти мужа осталась с тремя младенцами-сыновьями. Блаженная Анастасия часто жила у вдовы и та помогала ей в благочестивых трудах.

Вскоре Анастастия была схвачена как христианика и предана в руки Диоклетиана (поскольку Анастасия была из знатного римского рода, решить ее участь мог только император). Однако, устрашившись ее премудрых речей, со словами «Не подобает царскому величеству беседовать с безумной женщиной», Диоклетиан передал ее в руки верховного жреца Ульпиана, чтобы тот склонил ее к жертве языческим богам или предал жестокой казни. Жрец предложил святой Анастасии сделать выбор между богатыми дарами и орудиями пытки, положенными с двух сторон около нее. Святая, не колеблясь, указала на орудия пытки: «Окруженная этими предметами, я стану прекраснее и угоднее вожделенному Жениху моему — Христу...» Прежде, чем подвергнуть святую Анастасию пыткам, Ульпиан решил осквернить ее. Но, как только прикоснулся к ней, ослеп, страшная боль сжала ему голову, и через некоторое время он скончался.

Святая Анастасия оказалась на свободе и вместе с Феодотией продолжала служить узникам. Вскоре святая Феодотия и три ее младенца-сына были преданы мученической смерти (их бросили в огненную печь) в их родном городе Никее (ок. 304; память 29 июля и 22 декабря).

Казнь святой Анастасии

Тем временем святая Анастасия была предана суду в Иллирии. Корыстолюбивый правитель тайно предложил ей уступить ему все богатства: «Исполни же заповедь своего Христа, Который повелевает вам презирать все богатства и быть нищими». На что премудрая Анастасия благоразумно ответила: «Кто будет настолько безумен, чтобы дать тебе, богатому человеку, то, что принадлежит нищим?»

Святую Анастасию вторично заключили в темницу и 60 дней истязали голодом. Каждую ночь мученице являлась святая Феодотия, одобряла и укрепляла в терпении. В идя, что голод не причинил святой вреда, игемон Иллирии приказал утопить ее вместе с осужденными преступниками, среди которых был и гонимый за веру христиан Евтихиан (память 22 декабря).

Воины посадили узников на корабль и вышли в открытое море. Достигнув глубины, воины просверлили несколько отверстий в корабле, а сами пересели в лодку и поплыли к берегу. Судно стало погружаться в воду, но узники увидели мученицу Феодотию, управлявшую парусами и направлявшую корабль к берегу. 120 человек, пораженные чудом, уверовали во Христа — святые Анастасия и Евтихиан крестили их.

Узнав о случившемся, игемон приказал казнить всех новокрещеных. Святую Анастасию растянули над костром между четырьмя столбами . Так окончила свой мученический подвиг святая Анастасия Узорешительница. Ее тело, не поврежденное огнем, некая благочестивая женщина Аполлинария похоронила в саду. По окончании гонений она построила над гробом святой великомученицы Анастасии церковь.

Мощи святой Анастасии Узорешительницы


В V веке мощи святой Анастасии были перенесены в Константинополь, где во имя ее был построен храм. Позднее главу и десницу великомученицы перенесли в созданный недалеко от города Салоник монастырь святой Анастасии Узорешительницы .


Монастырь святой Анастасии Узорешительницы

Иконография

Святая великомученица Анастасия изображена на иконах с крестом в правой руке и небольшим сосудом в левой. Крест - путь к спасению, в сосуде - святой елей, врачующий раны.

Святую великомученицу Анастасию называют «Узорешительницей» , поскольку ей от Господа дана сила излечивать телесные и духовные болезни, разрешать узы неправедно осужденных, подавать утешение пребывающим в заключении. Просят святую и о защите от колдовских чар.

Материал подготовил Серегей ШУЛЯК

для Храма Живоначальной Троицы на Воробьевых горах в Москве

Тропарь, глас 4:
Победоноснаго Воскресения / истинноименитая наречена еси, / мученице Христова, / победы на враги поставила еси мук терпением, / Христа ради, Жениха твоего, / Егоже возлюбила еси. / Того моли спасти души наша.

Кондак, глас 2:
Во искушениих и скорбех сущии,/ к твоему храму притекающии, /приемлют честная дарования/ от живущия в тебе Божественныя благодати, Анастасие:/ ты бо присно миру точиши исцелени.

Молитва великомученице Анастасии Узорешительнице:
О многострадальная и премудрая великомученице Христова Анастасие! Ты душею на Небеси у Престола Господня предстоиши, на земли же данною тебе благодатию различная совершаеши исцеления; призри убо милостивно на предстоящия люди и молящияся пред иконою твоею, просящия твоея помощи, простри ко Господу святыя молитвы о нас и испроси нам оставление согрешений наших, помощи в трудах милосердных, укрепления духа в служении, кротости, смирения и послушания, недужным исцеление, скорбящим и во узах сущим скорую помощь и заступление, умоли Господа, да подаст всем нам христианскую кончину и добрый ответ на Страшнем Судищи Своем, да сподобимся и мы купно с тобою славити Отца и Сына и Святаго Духа. Аминь.

Адрес: Россия, Псковская область, г. Псков, Октябрьский пр., 9
Первые упоминания о деревянной церкви: 1487 год
Святыни: Ковчег с частицами мощей святой великомученицы Анастасии Узорешительницы, святой Фаусты - матери святой, святого мученика Хрисогона Аквилейского - учителя святой, ковчег с частицей мощей святой великомученицы Параскевы Пятницы, копия Туринской Плащаницы, нить Туринской Плащаницы, мощевик с частицей Гвоздя Распятия Господня и копия Гвоздя Распятия Господня, мощевик с частицей Древа Креста Господня и частицей Титла Креста Господня, мощевик с частицей шипа тернового венца Господня, крест с частицей Животворящего Древа Креста Господня и частицей Титла Креста Господня, ковчег с частицей мощей преподобной Марии Египетской, ковчег с частицей мощей святителя Андрея Критского, ковчег с частицей мощей и тапочками святителя Спиридона Епископа Тримифунтского, Чудотворца, ковчег с частицей мощей святого великомученика и целителя Пантелеимона, ковчег с частицей мощей святого преподобного Александра Свирского
Координаты: 57°48"53.6"N 28°20"19.2"E
Объект культурного наследия Российской Федерации

С юга от знаменитого Псковского Крома стоит храм, освященный в честь великомученицы Анастасии Узорешительницы. В древности вокруг этой церкви находился квартал, где жили ремесленники-кузнецы – Кузнечная слобода, поэтому о ней часто говорят, как о «церкви в Кузнецах». Несмотря на многочисленные реконструкции, старинный храм сохранил изначальные пропорции и выглядит очень гармонично. Многие искусствоведы считают его одним из самых красивых в городе.

Вид церкви со стороны ул. Некрасова

Кем была Анастасия Узорешительница

В начале XX века считали, что церковь в Кузнецах посвящена двум святым – Анастасии Римлянке и Анастасии Узорешительнице. Обе они жили в Риме и погибли, отстаивая христианскую веру. Однако, псковские краеведы выяснили, что первоначально церковь освящалась в честь Анастасии Узорешительницы.

Интересно, что в Пскове сохранился отдельный храм Анастасии Римлянки. Это небольшая живописная часовня, построенная в 1911 году по проекту архитектора А.В. Щусева. И стоит она на левом берегу реки Великой, рядом с Ольгинским мостом.

Анастасия Узорешительница, в честь которой названа церковь в Кузнецах, жила в IV веке, во время правления римского императора Диоклитиана. Она появилась на свет в столице великой империи, в семье сенатора. В римских тюрьмах тогда держали немало христиан, и Анастасия тайно посещала их, помогая едой и лечением. Потом она стала странствовать, стараясь повсюду помогать заключенным христианам. Узорешительницей Анастасию назвали за подвижнический труд, так как она давала страждущим не только еду и лекарства, но и избавляла их от уз отчаяния, сомнения и страха.

Когда власти узнали, что Анастасия придерживается христианской веры, ее привели к императору. Диоклитиан повелел верховному жрецу склонить христианку к языческой вере или казнить ее. Верховный жрец пытался прикоснуться к Анастасии, но внезапно ослеп. На некоторое время Анастасия оказалась на свободе и могла продолжить свое служение заключенным в тюрьмы христианам.

Однако, вскоре она опять попала в темницу и в течение двух месяцах подвергалась пыткам голода. Видя, что христианка не сломлена, римские власти посадили ее вместе с другими узниками на корабль и решили утопить их в море. Однако, задуманное не удалось. Тогда храбрую римлянку и других христиан публично казнили. Православная церковь считает Анастасию Узорешительницу великомученицей и празднует дань ее памяти 4 января.

История храма

Первая деревянная церковь в честь почитаемой верующими святой появилась в Пскове в 1487 году. Ее поставили как «обетную», в один день, после того, как в городе закончилась продолжительная эпидемия чумы. В Средние века в России и на территории Европы еще не умели бороться с «моровым поветрием», поэтому страшные болезни выкашивали население городов и деревень десятками тысяч. Любопытно, что в дореволюционной краеведческой литературе не раз публиковали псковское предание, что храм возвел Василий Дол в память о супруге и дочери, которые носили имя Анастасия.

Вид церкви с Октябрьского проспекта

Сведений о том, в какое время деревянную постройку заменили на каменный храм, не сохранилось, но известно, что в первой половине XVI века он уже стоял. В псковской летописи за 1538 год рассказывается о большом пожаре, во время которого выгорело 12 церквей. Пострадал и храм в Кузнецах. На нем обрушилась кровля, и в огне погибло четыре человека.

В 1639 году с севера к церкви пристроили придел и освятили его в честь Параскевы Пятницы. Когда в конце XVIII века началась церковная реформа, обветшавший храм хотели закрыть. Однако, его сохранили и приписали сначала к храму Василия на Горке, а потом к расположенной неподалеку Нововознесенской церкви.

В начале XIX века вновь встал вопрос о закрытии церкви, но прихожане так любили свой храм, что отправили прошение к императору. Из-за их заступничества старое здание было решено не трогать и поддерживать на частные пожертвования. На собранные прихожанами деньги отштукатурили стены, поменяли полы, заказали новый резной иконостас, а пообносившуюся тесовую кровлю заменили на железную.

В 1880-е годы церковь Анастасии Узорешительницы снова реконструировали. В ней обустроили несколько печей, и, благодаря отоплению, церковные службы стали проводить не только в теплое время года, но и зимой. Кроме того, строители с трех сторон закрыли крыльцо на колокольне рамами и дверьми, покрыли железом алтари и заменили обветшавшую главку на новую, но уже меньшего размера.

В начале прошлого века, вслед за общим прогрессом в храме появилось электрическое освещение. Священники, служившие в церкви, вели большую общественную работу. Они собирали краеведческие реликвии, изучали историю Пскова, работали в городском Статистическом комитете и организовывали Певческие праздники.

До 1932 года в храме велись регулярные службы, но потом городской Союз воинствующих безбожников добился, чтобы для верующих дорогу в церковь закрыли. Во время Великой Отечественной войны, когда немцы оккупировали Псков, а потом шли бои за его освобождение, старинный храм получил повреждения. От выстрелов и разрывов снарядов пострадала кровля, наружные стены и церковные интерьеры.

В 1960 году церковь признали архитектурно-историческим памятником и взяли под государственную охрану. Старое здание отремонтировали и отдали областной научной библиотеке, которая долгое время использовала его под книгохранилище.

Вид на церковную колокольню

В 2004 году храм передали приходской общине. Однако, библиотека никак не могла найти подходящее помещение для своих книг, и окончательно культовое здание освободили только в 2006 году. После этого начался период ремонтно-восстановительных работ. Строители переделали в храме системы электроснабжения и отопления, полностью перестелили старые полы, побелили стены, заменили окна и установили новый иконостас. Церковные службы здесь возобновились в 2007 году, а через два года на собранные деньги восстановили придел, освященный в честь Параскевы Пятницы.

Архитектурные особенности

Старинный храм имеет статус памятника федерального значения и воплощает лучшие традиции псковского храмового зодчества. Согласно древним архитектурным канонам фасады основного объема и придела разделены на части лопатками, а абсиды алтаря и барабан декорированы узором с поребриком и бегунцом.

Церковь можно считать двухъярусной, так как она стоит на мощном сводчатом подклетном этаже. Четверик опирается на четыре столба и имеет три абсиды. Венчает его одна главка, установленная на высоком световом барабане. Четверик покрыт четырехскатной кровлей, а галерея и придел имеют плоские крыши.

Ярусная колокольня, архитектура притвора и кровли сделаны в традициях классицизма во время перестройки храма в первой половине XIX века. Каменная двухуровневая колокольня сменила старую храмовую звонницу в 1819 году. Она была построена на деньги, пожертвованные богатой помещицей и владелицей Губернаторского дома Валуевой. Колокольня имеет открытые звонницы и завершение в виде купола с высоким шпилем.

Современное состояние и режим посещения

В наши дни церковь Анастасии Узорешительницы является действующим православным храмом, и ее двери открыты для верующих и туристов ежедневно с 9.00 до 19.00. Богослужения здесь проходят в 9.30 и 17.00.

В церкви хранится копия Туринской плащаницы, медальон, в котором находится нить от подлинной плащаницы, ковчеги с частицами мощей Анастасии Узорешительницы, Марии Египетской, Александра Свирского, целителя Пантелеймона и Параскевы Пятницы, а также частицы Животворящего Древа Креста Господня. Престольный праздник в храме отмечают 4 января.

Анастасии Узорешительницы в Теплом стане появился совсем недавно, но, несмотря на это, уже имеет свои предания и историю. У истоков создания православной общины при храме Анастасии Узорешительницы стоит замечательный человек — протоиерей Сергий Жигулин. В 1996 г. житель Теплого стана, отец Сергий по поручению Патриарха был отправлен в г. Грозный, где был захвачен в плен боевиками. Более 5 месяцев его содержали в нечеловеческих условиях, систематически избивали, морили голодом. И все это время отец Сергий молился святой Анастасии Узорешительнице.

Мозаичное изображение Анастасии Узорешительницы на стене у входа в храм

Святая покровительница храма Анастасия жила в III в. н. э. в Риме во времена правления императора Диоклетиана, гонителя христиан. Анастасия, будучи знатной и богатой римлянкой помогала христианам, заключенным в темницах как могла: деньгами, пищей, заботой. Она приняла мученическую кончину, и впоследствии была канонизирована в лике святых. Ей молятся о заключенных-христианах, называя Узорешительницей, то есть – облегчающей узы. Греки, при этом, называют ее Фармаколитрией – «исцеляющей» (за то, что она оказывала медицинскую помощь узникам и ухаживала за больными).

Храмовая икона Калужской Божией Матери

Освободившись из плена и вернувшись на Родину, о. Сергий принял монашеский постриг с именем Филипп и взялся за создание православной общины. Примерно в то же время власти получили прошение и от другой общины с просьбой о строительстве храма в честь Калужской иконы Божией Матери. Но в результате было одобрено строительство храма св. Анастасии с приделом иконы Калужской Богоматери.

Проект строительства Большого храма

15.06.2003
Освящение Калужской иконы Богородицы

Другим чудом можно назвать и то, что перед Троицей 2003 года появился в храме и старинный (XVIII в.) образ Калужской иконы Богородицы, который выкупали прихожане «всем миром». 4 января 2004 г. исполнилось 1700 лет со дня преставления св. Анастасии Узорешительницы, и в церкви был торжественно отпразднован престольный праздник.

В 2005 г. в канун Рождества был освящен еще один, приставной, престол храма – Калужской иконы Богоматери, к которой вел некогда проходящий через Теплый Стан Калужский тракт.

Анастасии Узорешительницы в Теплом стане сегодня не всегда может вместить всех желающих помолиться и получить духовную поддержку. Поэтому прихожане готовятся к строительству большого каменного храма на 1000 человек, собирая на него по крохам пожертвования.

Загрузка...