docgid.ru

Доступная среда для инвалидов. Программа «Доступная среда

31 марта 2018 , Инвалиды. Безбарьерная среда Постановление от 30 марта 2018 года №352. В соответствии с Бюджетным кодексом параметры финансирования госпрограммы приведены в соответствие с Федеральным законом «О федеральном бюджете на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов».

23 февраля 2018 , О создании правовой основы для разработки государственной программы «Доступная среда» на период до 2025 года Распоряжение от 23 февраля 2018 года №308-р. Государственная программа «Доступная среда» продлена до 2025 года. Принятое решение создаёт правовую основу для разработки новой редакции государственной программы «Доступная среда».

8 февраля 2018 , Государственная программа «Доступная среда» на 2011–2025 годы О внесении в Госдуму законопроекта, направленного на повышение доступности телепрограмм для инвалидов по слуху Распоряжение от 6 февраля 2018 года №167-р. В целях повышения информационной доступности телеканалов для инвалидов по слуху законопроектом предлагается дополнить определённый Законом Российской Федерации «О средствах массовой информации» перечень лицензионных требований при осуществлении телевизионного вещания и радиовещания новым лицензионным требованием в отношении лицензиатов – вещателей телеканалов. Новое лицензионное требование предусматривает обеспечение доступности для инвалидов по слуху продукции средства массовой информации в объёме не менее 5% от объёма вещания в неделю.

16 ноября 2017 , Инвалиды. Безбарьерная среда Об изменениях в государственной программе «Доступная среда» на 2011–2020 годы Постановление от 9 ноября 2017 года №1345. Основные направления реализации подпрограммы «Совершенствование государственной системы медико-социальной экспертизы» госпрограммы дополнены положением о проведении независимой оценки качества оказания услуг федеральными учреждениями медико-социальной экспертизы.

4 апреля 2017 , Государственная программа «Доступная среда» на 2011–2025 годы О внесении изменений в государственную программу «Доступная среда» на 2011–2020 годы Постановление от 31 марта 2017 года №371. В соответствии с Бюджетным кодексом параметры финансирования госпрограммы приведены в соответствие с Федеральным законом «О федеральном бюджете на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов».

30 декабря 2016 , Инвалиды. Безбарьерная среда О распределении в 2017 году субсидий на реализацию пилотного проекта по формированию системы комплексной реабилитации и абилитации инвалидов, в том числе детей-инвалидов Распоряжение от 28 декабря 2016 года №2868-р. В рамках госпрограммы «Доступная среда» на 2011–2020 годы. Средства в размере 300 млн рублей предоставлены бюджетам Пермского края и Свердловской области. Это позволит отработать подходы к формированию системы комплексной реабилитации и абилитации инвалидов, в том числе детей-инвалидов, которая в дальнейшем будет распространена во всех субъектах Федерации.

21 декабря 2016 , Государственная программа «Доступная среда» на 2011–2025 годы Об утверждении плана реализации Концепции ранней помощи Распоряжение от 17 декабря 2016 года №2723-р. В рамках государственной программы «Доступная среда». Планом, в частности, предусматриваются разработка типовых документов, стандартов, образовательных программ, статистического инструментария, методических рекомендаций для органов исполнительной власти субъектов Федерации по вопросам ранней помощи детям; реализация пилотных проектов по отработке подходов к формированию системы ранней помощи детям в регионах. К 2020 году будет сформирована система мер, направленных на создание в субъектах Федерации условий для оказания услуг ранней помощи детям.

3 сентября 2016 , Охрана здоровья матери и ребёнка. Ранняя помощь Об утверждении Концепции ранней помощи Распоряжение от 31 августа 2016 года №1839-р. В рамках государственной программы «Доступная среда» на 2011–2020 годы. Под ранней помощью понимается комплекс медицинских, социальных и психолого-педагогических услуг, оказываемых нуждающимся в них детям и их семьям в рамках индивидуальных программ ранней помощи для каждого ребёнка. Концепция направлена на раннее выявление детей, имеющих ограничения жизнедеятельности, а также детей с риском развития таких ограничений, их сопровождение и содействие развитию и включению их в среду сверстников.

29 апреля 2016 , Инвалиды. Безбарьерная среда О распределении субсидий на поддержку региональных систем инклюзивного профессионального образования инвалидов Распоряжение от 28 апреля 2016 года №802-р. В рамках госпрограммы «Доступная среда» на 2011-2020 годы. Субсидии в размере 306 млн рублей распределены между бюджетами 49 субъектов Федерации. Это позволит создать не менее 49 базовых профессиональных образовательных организаций, обеспечивающих поддержку региональных систем инклюзивного среднего профессионального образования инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья.

20 апреля 2016 , Инвалиды. Безбарьерная среда Об увеличении объёма субвенций субъектам Федерации на социальную защиту инвалидов и ветеранов Распоряжение от 18 апреля 2016 года №711-р. В рамках госпрограммы «Доступная среда» на 2011–2020 годы. Средства, выделяемые из федерального бюджета бюджетам 12 субъектов Федерации, увеличены до 6725,5 млн рублей. Это позволит регионам в полном объёме обеспечить в 2016 году реализацию переданных федеральных полномочий по предоставлению инвалидам и ветеранам технических средств реабилитации.

5 апреля 2016 , Инвалиды. Безбарьерная среда О распределении субсидий на обеспечение доступности объектов и услуг для инвалидов и других маломобильных групп населения Распоряжение от 2 апреля 2016 года №567-р. В рамках госпрограммы «Доступная среда» на 2011–2020 годы. Субсидии в размере 2,29 млрд рублей распределены между бюджетами 81 субъекта Федерации.

3 декабря 2015 , Государственная программа «Доступная среда» на 2011–2025 годы О продлении государственной программы «Доступная среда» до 2020 года Постановление от 1 декабря 2015 года №1297. Позволит обеспечить доступность приоритетных объектов и услуг в важнейших сферах жизнедеятельности инвалидов и других маломобильных групп населения, сформировать систему комплексной реабилитации и абилитации инвалидов.

Программу "доступная среда" в текущем году вновь продлили. На сей раз до 2020 года. Откорректированный закон о доступной среде для инвалидов в 2016 году гарантирует людям с физическими ограничениями не только возможность беспрепятственного перемещения по городу, но и многое другое.

Министр труда и соцзащиты Максим Топилин рассказал, что с января 2016 года все городские ведомства и госструктуры обязали, что называется, "повернуться лицом" к инвалидам. Это проявится в наличии пандусов, вместительных лифтов и специально оборудованных туалетов в каждом из учреждений.

Программа доступная среда для инвалидов в сфере образования

Инклюзивное образование продолжает внедряться в российские школы. Помимо специализированных образовательных учреждений для детей-инвалидов теперь открыта дорога во многие общеобразовательные школы, где ребёнок с ограниченными возможностями сможет обучаться вместе со здоровыми детьми. Если раньше таких школ в стране было совсем немного (а в Москве их и вовсе можно было сосчитать по пальцам), то теперь их количество увеличено вдвое.

И хотя Топилин отмечает, что далеко не во всех школах педагоги и дети готовы к взаимодействию с не вполне здоровым ребёнком, положительная тенденция, всё же, прослеживается - всё чаще дети охотно помогают своим одноклассникам в передвижении, а в школах проводятся так называемые "уроки добра", на которых ребятам прививают мысль о том, что инвалидов не нужно сторониться.

Высшие учебные заведения тоже распахнули свои двери для "особенных" студентов - зайдите на сайт любого ВУЗа (неважно, как давно он основан и учились ли в нём раньше люди с физическими ограничениями), и гарантировано увидите раздел или отдельную страничку, на которой прописаны правила приёма инвалида в конкретный университет, порядок вступительных испытаний для таких студентов, наличие условий для них и многое другое. В ВУЗах также существует доступная среда для слепых и слабовидящих и для лиц с нарушениями слуха - для них существуют, например, отдельные правила проведения вступительных экзаменов - не такие, как для студентов с опорно-двигательными заболеваниями.

Трудоустройство

Одним из главных признаков социальной интеграции инвалида является его возможность работать. С 2013 года на различных предприятиях создавались рабочие места для инвалидов, постепенно их количество в каждой организации увеличивалось. Сейчас в рамках программы "Доступная среда" для инвалидов предусмотрены обучающие курсы по тем или иным профессиям, специальные центры занятости. Всё это требует не только и не столько дополнительного финансирования, - гораздо важнее восприятие каждого потенциального сотрудника с инвалидностью, как равного, перспективного, способного.

Кстати, о восприятии. Неуклонно растёт процент здоровых граждан, положительно относящихся к реализации программы "Доступная среда" и интеграции инвалидов в общество. Пять лет назад количество таких людей едва превышало 30%. На сегодняшний день их 54%.

Среди 146-миллионного населения Российской Федерации 9% граждан имеют инвалидность, у многих она диагностирована с детства. Это ставит перед государством и обществом сложные задачи адаптации этих людей в современную жизнь. Для этого в 2008 году была разработана Программа «Доступная среда» для инвалидов. Действие ее впоследствии было продлено до 2025 года.

Давайте разберем ее основные параметры, а также промежуточные итоги реализации по состоянию на 2019 год.

Законодательная база

Этапы программы


Так как мероприятия реализуются уже довольно длительное время, то некоторые этапы считаются выполненными, другие либо действуют сейчас, либо ждут своей очереди.

В настоящее время программа включает пять этапов:

  1. 2011-1012 годы. В этот период создавалась нормативно-правовая база, которая ныне предоставляет возможности для:
    • реализации мероприятий;
    • инвестирования средств в конкретные объекты.
  2. 2013-2015 годы. Создание материальной базы за счет федеральных средств. А именно:
    • строительство, реконструкция центров реабилитации;
    • их оснащение необходимыми техническими средствами;
    • приобретение специального оборудования для учреждений:
      • здравоохранения;
      • образования.
  3. 2016-2018 годы. Реализация основных задач программы. Контроль за внедрением заявленных целей и приоритетов. Корректировка взаимодействия:
    • федеральных и региональных ведомств;
    • организаций - исполнителей и органов власти.
      В 2016 г. включено дополнительно направление – создание реабилитационной инфраструктуры. В 2018 г. в Свердловской области, Пермском крае действуют пилотные проекты, позволяющие формировать реабилитационные системы.
  4. 2019-2020 годы:
    • Проведение мониторинга эффективности проделанной работы.
    • Подведение итогов.
    • Анализ результатов.
    • Выработка решений по поводу дальнейшей деятельности в сфере создания условий для нормальной жизни граждан с ограниченными возможностями.
    • Финансирование регионов (на сумму до 400 млн р.) для оснащения реабилитационных центров.
  5. 2021-2025 годы:
    • отработка пилотных проектов по сопровождаемому проживанию, в том числе учебному (тренировочному), для обучения лиц с инвалидностью навыкам самостоятельной жизни; С 2021 г. ключевым направлением станет реабилитация. 18 субъектов РФ будет профинансировано из федерального бюджета для:
      • закупки оборудования в реабилитационные центры,
      • обучения специалистов,
      • разработки ИС.

Точный перечень мероприятий будет определяться в ходе бюджетирования в соответствующие бюджетные периоды.

Ответственным исполнителем программы заявлено Министерство труда РФ. На это ведомство возложена задача по координации дельности иных многочисленных исполнителей мероприятий. К примеру:

  • Министерства связи РФ;
  • Министерство образования и науки РФ:
  • Пенсионного фонда;
  • Фонда соцстрахования и других.

Цели и задачи ФЦП «Доступная среда»

Мероприятия задумывались с тем, чтобы:

  • граждане с ограниченными возможностями ощущали себя полноценными членами общества;
  • остальные люди воспринимали их таковыми.

То есть ФЦП имеет два направления воздействия, сводящиеся к одному: преодолению разделения населения по критериям физических возможностей.

Заявленные цели

Цели мероприятий правительство видит в следующем:

Основная

  1. Создание законодательных условий для того чтобы повысить уровень и качество жизни людей с ограничениями:
    • в социальной сфере;
    • на основании самостоятельной экономической активности.

Дополнительные:

  1. Увеличение количества инфраструктурных объектов для граждан с физическими отклонениями, в том числе:
    • реабилитационной направленности;
    • лечебных и оздоровительных;
    • образовательных.
  2. Выявление и анализ мнений граждан по вопросам взаимодействия с инвалидами в процессе жизнедеятельности.
  3. 2.3. Увеличение количества социальных объектов, деятельность которых направлена на улучшение жизни таких граждан, в том числе детей с ограниченными возможностями, в муниципалитетах.
  4. 2.4. Работа по подготовке кадровой базы специалистов по работе с инвалидами:
    • обучение;
    • стимулирование к профессиональной деятельности;
    • повышение квалификации.
  5. 2.5. Привлечение граждан с физическими ограничениями к взаимодействию с государственными органами.
  6. 2.6. Трудоустройство граждан из числа лиц с физическими отклонениями.
  7. 2.7. Обеспечение медучреждений специализированным оборудованием для обслуживания пациентов с ограниченными возможностями.
Без поддержки населения эффективность программы окажется низкой. Необходима работа всего общества над реализацией госпрограммы.

Задачи ФЦП

Разработчики мероприятий поставили перед властными структурами и обществом такие задачи:

  1. Сделать доступ к объектам сферы обслуживания одинаковым для всех граждан, в том числе и с ограниченными возможностями.
  2. Создать условия для бесплатного медицинского обслуживания инвалидов равный с остальным населением.
  3. Обеспечение рабочими местами граждан с ограничениями по здоровью, в том числе путем:
    • их обучения;
    • переквалификации и повышения профессионального уровня;
    • создания специальных условий на производстве (или специализированных предприятий).
  4. Повышение уровня объективности медицинской экспертизы.

Вам нужна по этому вопросу? и наши юристы свяжутся с вами в ближайшее время.

Вопросы финансирования ФЦП

В области выделения средств программа основана на принципах софинансирования. То есть деньги выделяются из федерального и местных бюджетов. В настоящее время действует следующее правило вливания средств из центра:

  1. Субъекты, с долей дотаций из федерального бюджета в последние три года на уровне 40% и ниже, получают на реализацию мероприятий ФЦП не более 95%;
    • к ним относятся: Республика Крым и г. Севастополь.
  2. Другие - не больше 70%.
В 2017 году на финансирование мероприятий была запланирована сумма в размере 52 919 205,8 тыс. руб. Для сравнения: ранее выделялось 47 935 211,5 тыс. руб.

Подпрограммы «Доступной среды»

Сложные задачи необходимо делить на сегменты, чтобы конкретизировать и детализировать их реализацию.

Для этого в ФЦП выделены следующие подпрограммы:

  1. Усовершенствование предоставления гражданам с ограничениями по здоровью государственных услуг. В том числе:
    • создание им свободного доступа в здания органов власти;
    • повышение качества обслуживания;
    • выявление проблем таких людей, которые в состоянии решить государство и местные власти.
  2. Повышение уровня адаптации и абилитации. А именно:
    • развитие производства предметов и оборудования для них;
    • внедрение соответствующих законов.
  3. Совершенствование медицинского обслуживания граждан с ограниченными возможностями:
    • выработка объективных критериев медэкспертизы;
    • контроль за своевременностью предоставления им помощи.
К 2016 году доля объектов, доступных для инвалидов, увеличилась до 45% (для сравнения показатель 2010 г. - 12%). За пятилетие своего существования программа позволила модернизировать под нужды и физические возможности инвалидов свыше 18.000 социально значимых для них объектов.

Мероприятия по реализации подпрограмм

Для достижения поставленных целей разработаны и внедряются следующие мероприятия:

Подпрограмма № 1:

  1. Создание и внедрение архитектурных проектов общественных зданий с учетом нужд граждан с ограничениями по здоровью. Например, школы, кинотеатры, торговые центры.
  2. Обеспечение улиц городов специальными наглядными пособиями:
    • картами;
    • баннерами;
    • указателями.

3. Проведение культурных и массовых мероприятий с привлечением инвалидов и стимулированием их активности.

4. Строительство нового жилья под потребности лиц с ограничениями.

Подпрограмма № 2:

  1. Создание и внедрение национальных шаблонов, направленных на нормальное восприятие в обществе физических ограничений некоторых его членов. Например, проведение специальных уроков в школах.
  2. Стимулирование предпринимателей с целью трудоустройства инвалидов.
  3. Организация мероприятий для детей-инвалидов с целью их адаптации в общественную среду.

Подпрограмма № 3:

  1. Создание и внедрение единой модели для взаимодействия медучреждений.
  2. Формирование профессиональной кадровой базы для обслуживания лиц с ограничениями.
  3. Совершенствование критериев медицинской экспертизы.
  4. Создание единой электронной базы для медучреждений.

Промежуточные итоги реализации ФЦП «Доступная среда»


Реализация такой сложной задачи, как доведение качества жизни инвалидов до уровня здорового гражданина, является трудоемким процессом.

Иной раз кажется, что полностью добиться заявленной цели не получится.

Однако действительность показывает сдвиги в общественном сознании в нужном направлении.

  1. Нормально функционируют предприятия, где трудятся инвалиды.
  2. В стране увеличилось количество центров реабилитации.
  3. В массовых мероприятиях люди с ограниченными возможностями принимают участие все активнее. Перестают стесняться увечий.
  4. На улицах больших и малых городов появились светофоры со звуковыми сигналами, таблички и указатели для инвалидов по зрению.
  5. Работают телеканалы с сурдопереводом.
  6. Платформы столичного метрополитена устроены с тем, чтобы в вагон могли спокойно заезжать колясочники.
  7. Звуковое оповещение об остановках внедряется на общественном транспорте.
Другие федеральные программы тоже включают в себя элементы улучшения жизни инвалидов, профилактики появления на свет малышей с ограниченными возможностями. То есть правительство осуществляет комплексный подход к решению заявленных задач. Важно: в октябре 2017 года российским Правительством был сделан еще один шаг на пути реализации указанных программ. В частности, контроль и надзор за обеспечением доступности для лиц с инвалидностью объектов социальной инфраструктуры (средств связи) передан Роскомнадзору.

Что делается для детей-инвалидов


В Российской Федерации инвалидность имеет порядка 1,5 миллиона детей. Часть из них обучается в специализированных образовательных учреждениях (90%). А это, в свою очередь, создает преграды для их социальной адаптации.

Дети лишены возможности общаться со здоровыми сверстниками, что затрудняет нормальное восприятие их проблем подрастающим поколением без отклонений. Однако попытки организовать совместное обучение положительных результатов не показали.

В регионах развивают иные виды поддержки детей-инвалидов:

  1. В Тамбове реализуется местная программа по созданию безбарьерного образования. В нее включено порядка 30 школ, в которых проводится инклюзивное обучение.
  2. В некоторых регионах за счет местных бюджетов:
    • постоянно приобретается и направляется в школы специализированное оборудование;
    • проводится реконструкция зданий с тем, чтобы облегчить их использование детьми с ограниченными возможностями.
  3. Централизованно организована подготовка кадров для работы с такими гражданами в области:
    • логопедии;
    • олигофренопедагогике;
    • сурдопедагогике и других.
Дети страдают от осознания своей неполноценности больше, чем взрослые. Одна ободряющая улыбка или слово незнакомого человека значит для такого ребенка намного больше, чем вся активная деятельность чиновников.

Промежуточные успехи регионов

На уровне субъектов федерации тоже идет работа по созданию для людей с ограничениями достойных условий.

Например:

  1. В некоторых районах столицы строятся здания, адаптированные для жизни инвалидов-колясочников. Дома снабжены широкими подъемниками, нестандартными дверными проемами. Туалеты и ванные комнаты в квартирах обстроены специализированными приспособлениями, позволяющими инвалидам самостоятельно пользоваться удобствами.
  2. В Улан-Удэ спроектирован целый жилой квартал для людей с ограниченными возможностями. Он включает:
    • жилые здания;
    • спортивные сооружения;
    • магазины и поликлинику;
    • производственные предприятия.

Каждое из зданий адаптировано для удовлетворения нужд инвалидов.

Дорогие читатели!

Мы описываем типовые способы решения юридических вопросов, но каждый случай уникален и требует индивидуальной юридической помощи.

Для оперативного решения вашей проблемы мы рекомендуем обратиться к квалифицированным юристам нашего сайта.

Последние изменения

Внесены изменения в подпрограмму о совершенствовании критериев качества МСЭ: дополнена возможностью проведения независимой оценки качества услуг, оказываемых федеральными учреждениями МСЭ. Также изменился порядок субсидирования региональных бюджетов в рамках данной программы и формула расчетов выделяемых субсидий.

Работа по социальной адаптации инвалидов продолжается. Нельзя сказать, что она близка к завершению. Сделать еще предстоит очень много. И не только правительству и ведомствам. От самих граждан как здоровых, так и ограниченных в возможностях тоже многое зависит.

В феврале 2018 г. произошло продление программы «Доступная среда» до 2025 г.

Наши эксперты отслеживают все изменения в законодательстве, чтобы сообщать вам достоверную информацию.

Подписывайтесь на наши обновления!

23 февраля 2017, 01:42 Мар 3, 2019 13:50

Загрузка...