docgid.ru

Неврозоподобное состояние у взрослых. Неврозоподобные расстройства. Клинические проявления со стороны нервной системы

Для полного понимания такой проблемы, как неврозоподобный синдром у детей, что это такое, и к каким последствиям он приводит, следует рассмотреть причины возникновения такого состояния. Решение данного вопроса позволит предотвратить появление неврозов у подростков.

Виды детских неврозов

Под неврозом понимается функциональное и обратимое расстройство нервной системы. Первичные признаки психических нарушений возникают обычно в возрасте старше трех лет. В некоторых случаях подобные расстройства могут развиваться еще раньше.

В медицинской практике принято выделять следующие виды неврозов у детей и подростков:

  • истерия;
  • неврастения;
  • энурез;
  • пищевой невроз.

Появление истерических реакций у детей вызывает частую смену настроения и эгоцентризм.

При такой форме нарушений у пациентов как истерический невроз отмечаются судорожные задержки дыхания. Однако клинические явления в данном случае обусловлены поведением ребенка. Дети искусственно вызывают истерию, стремясь привлечь к себе внимание взрослых. Головная боль при неврозе этого типа либо спазмы желудка возникают при условии, что расстройство обусловлено соматической патологией.

При неврастении возникает депрессия. У детей дошкольного возраста неврологические расстройства этого типа вызывают стремление спать дольше необходимого. Они в состоянии депрессии не выказывают интереса в отношении игрушек или подарков.

У подростков на неврастению указывают частые жалобы на боли, локализующиеся в районе сердца или желудка. Ребенок в этом состоянии полагает, что страдает от смертельной патологии.

Неврозы навязчивого состояния вызывают появление беспричинного страха. Причем в качестве объекта, провоцирующего тревожное состояние, могут выступать как реальные вещи или животные, так и абстрактные понятия. Например, подростки опасаются наступления скорого конца света.

Навязчивые состояния характеризуются тем, что дети постоянно выполняют повторяющиеся действия: почесывают нос, теребят ухо, потирают руки и так далее. При таком типе расстройства требуется психологическая коррекция. Дети не способны силой воли избавиться от навязчивости. Но даже если им удается, например, прекратить почесывать нос, в стрессовом состоянии это действие будет заменено другим повторяющимся движением.



Энурез как проявление неврозоподобного синдрома часто выступает в качестве единственного признака, указывающего на психические нарушения. В отсутствии лечения данное состояние делает пациентов замкнутыми, излишне ранимыми.

При пищевом неврозе у детей наблюдается отсутствие аппетита, а после еды возникает рвота. Этот тип расстройства возникает у людей любого возраста вплоть до новорожденных. Без лечения пищевые нарушения провоцирует развитие авитаминоза и анорексии. Часто к расстройству приводят насильственные действия со стороны родителей, которые силой заставляют малыша есть то, что ему не нравится.

Причины неврозов у детей

Причины неврозов у детей носят разнообразный характер. Появление расстройств в первые годы жизни обычно обусловлено биологическими факторами:


Позднее неврозы у детей возникают по следующим причинам:

  • физическое и умственное переутомление;
  • недостаток сна;
  • особенности психики пациента (мнительность, повышенная чувствительность).

Также расстройства нервной системы возникают из-за органической патологии головного мозга. Однако основная причина возникновения неврозов в детском возрасте кроется в поведении родителей и социального окружения. В данном случае речь идет о психологической травме.

Неврозы у детей возникают из-за неспособности адаптироваться к изменяющимся условиям. Внешние факторы оказывают угнетающее воздействие на психику, поэтому и возникают нарушения в работе нервной системы.

Особую роль в этом играют родители.Ошибки в воспитании, семейные конфликты могут спровоцировать невротическое состояние. Подобные явления часто возникают у детей с повышенной самооценкой. Из-за эгоцентризма дети постоянно испытывают потребность во внимании со стороны близких людей. В случаях, когда они не получают удовлетворения, у них возникает страх перед одиночеством и другие навязчивые состояния.

Отдельного внимания заслуживает так называемый школьный невроз. Постоянные учебные нагрузки, неправильное поведение со стороны учителей и сверстников вызывают у детей неприятие подобного образа жизни, что приводит к нервным расстройствам.

В действительности самостоятельно выявить причины неврозоподобного состояния достаточно сложно. Поэтому при появлении симптомов нервных расстройств необходима помощь психолога.

Общие признаки и симптомы неврозов

Невроз у детей вызывает различные симптомы. Характер клинической картины определяется множественными факторами. В частности, признаки психического расстройства зависят от возраста пациента. У детей до 6-7 лет патологическое состояние характеризуется боязнью темноты, одиночества, неизвестности. Пациент, испытывающий страх, становится беспомощным и теряет способность совершать простые действия.

У подростков на неврастению могут указывать следующие клинические явления:


Приступы невроза характеризуются повышением температуры тела. Психические расстройства также изменяют поведение пациента. У детей отмечаются:

  • ранимость, мнительность;
  • зацикленность на конфликте;
  • нарушение когнитивных функций;
  • непереносимость яркого света, громких звуков;
  • проблемы со сном;
  • приступы тахикардии.

Во время сильного стресса возможно непроизвольное выделение кала и мочи.

Как лечить невроз у детей?

Диагностика и лечение невроза осложнена тем, что при таких нарушениях симптомы во многом напоминают проявления различных заболеваний.

Поэтому при подозрении на психические расстройства требуется комплексное обследование пациента, в ходе которого уточняются все обстоятельства, которые могут привести к развитию рассматриваемой проблематики.

Какие врачи лечат детский невроз?

При подозрении на детский невроз лечение определяет врач-невропатолог. При этом пациента отправляют на обследование к кардиологу, психологу, эндокринологу и другим специалистам. Такой подход позволяет исключить течение заболеваний, вызывающих описанные выше симптомы.

Медикаментозное лечение

Лечение неврозов у детей медикаментами дополняет психотерапевтическую коррекцию. Лекарственные препараты восстанавливают работу нервной системы и устраняют депрессивное состояние. В зависимости от характера клинической картины медикаментозное лечение включает в себя прием:


При сильной возбудимости пациента лечение дополняется «Сонопаксом». Принимать антидепрессанты и транквилизаторы необходимо под непосредственным контролем со стороны врача. В ином случае снизится эффективность психотерапии при неврозоподобном синдроме.

Психотерапия

Основу лечения детских неврозов составляют психотерапевтические методики. Для восстановления психического состояния пациента применяются:

  • гипноз;
  • арт-терапия;
  • рациональная терапия;
  • игровая терапия;
  • суггестивная психотерапия.

Каждый метод лечения подбирается, исходя из характера развития невроза, индивидуальных особенностей психики и причинного фактора.

Психотерапевтическое вмешательство направлено на коррекцию поведения пациента. В особых случаях (особенно, когда лечатся неврозы у подростков) занятия с больным проводятся в группах.

Семейная терапия

Чтобы повысить эффективность лечения неврозов у детей дошкольного возраста, нередко проводятся сеансы семейной терапии. Такой подход позволяет выявить истинную причину развития психического расстройства.

На начальном этапе врач в рамках данного метода лечения устанавливает особенности поведения и взаимодействия внутри семьи. В дальнейшем проводятся консультативные беседы с родителями. Затем назначаются сеансы совместной психотерапии, в которых участвуют взрослые и дети. На этом этапе врач прорабатывает с пациентов и его родителями сценарии, которые могут вызвать негативную реакцию.

Лечение неврозов у подростка также часто проводится в рамках семейной терапии, так как часто именно из-за негативного отношения со стороны взрослых возникают нервные расстройства.

Как снизить риск развития неврозоподобного синдрома?

Профилактика неврозов у детей предусматривает комплексный подход к решению данной проблемы. Важную роль в предотвращении развития нервных расстройств играет психологический климат в семье. Родители не должны конфликтовать между собой на глазах у ребенка. Также им следует скорректировать тактику поведения с детьми, отказавшись от чрезмерного давления.

Кроме того, необходимо постоянно общаться с ребенком, чтобы сразу выявить наличие у того проблем со сверстниками или учителями.

К профилактике неврозов нужно прибегать сразу после появления малыша на свет. Родители должны внимательно следить за поведением детей, отмечая излишнюю требовательность или капризность.

Неврозы и неврозоподобные состояния

Врач-невролог Ю.М. Амдур

Нервное расстройство или невроз – это следствие психологической травмы, возникшей в результате сильного испуга, страха или затянувшейся психотравмирующей ситуации. Невротические расстройства могут проявляться по-разному, например, навязчивыми действиями (сосание пальцев, кусание ногтей и т.д.), тиками, заиканиями, энурезом. При неврозе обычно присутствуют три характерных симптома: сниженное настроение, расстройство сна и нарушения аппетита.


Нервные расстройства можно разделить на три степени:

Кратковременная невротическая реакция (длится от нескольких минут до нескольких суток);

Невротическое состояние (длится несколько месяцев);

Невротическое развитие личности (временный невроз перерастает в хронический и искажает развитие личности).

Предпосылки и причины неврозов у детей

Первое, на что хочется обратить внимание , это то, что существуют определенные возрастные периоды, характеризующиеся повышенной ранимостью нервной системы, это 2 - 3 года (кризис 3-х лет, при котором ребенок вступает в «борьбу» с родителями) и 5 - 7 лет, когда ребенок особенно близко принимает к сердцу травмирующие ситуации, но ещё не умеет влиять на них и не обладает психологической защитой.

Кроме того, разные дети подвержены неврозам в разной степени. Наиболее склонны к нервным расстройствам дети, обладающие следующими особенностями характера, нервной системы и здоровья:

неуверенность в себе;

Повышенные:ранимость, стеснительность, впечатлительность, зависимость, внушаемость, раздражительность, возбудимость, тревожность, гиперактивность;

Повышенное стремление к первенству , желание всегда быть лучше других.

Социально-психологические факторы:

Завышенные требования со стороны родителей к ребенку, формальные отношения в семье, подавление инициативы ребенка, чрезмерная опека, авторитарное воспитание;
- непоследовательность в воспитании; отсутствие единого стиля воспитания, несогласованность взглядов на воспитание между родителями;
- «запугивающее» воспитание, при котором ребенка постоянно пугают («Не будешь спать, сейчас прилетит баба Яга и заберет тебя») или «беспокойное» воспитание, при котором родители постоянно волнуются за ребенка («Не бери нож в руки, ты порежешься»).

Также для возникновения невроза имеют значение:

Биологические факторы (особенности психики и физиологии ребенка): наследственность, темперамент (сильный или легковозбудимый тип нервной системы), перенесенные заболевания, общее физическое здоровье, течение беременности матери и роды , пол и возраст, особенности телосложения и т.д.

Общеистощающие факторы: хроническое недосыпание, физические и умственные перегрузки (всевозможные кружки и секции) , острые и хронические болезни.

Можно выделить три основные формы невроза:


1. Неврастения (астенический невроз)

Если ребенок мнителен, робок, раздражителен, плохо переносит любое психическое напряжение, частоболеет, то у него имеется предрасположенность к заболеванию неврастенией.

Астенический невроз возникает на фоне общей ослабленности ребенка (повышенная утомляемость, головокружения, головные боли, желудочно-кишечные расстройства), нарушения сна, вегетативные расстройства (боли в области сердца, похолодание рук и ног, потливость, ощущения, что «внутри что-то сжимается»). При волнении или физической нагрузке эти расстройства усиливаются. Часто возникают после перенесенных инфекционных заболеваний, продолжительного стресса или психотравмирующей ситуации, недосыпания, переутомления, чрезмерной умственной или физической перегруженности.

Ребенок при неврастении вступает в конфликт с самим собой: «Я хочу», но «Я не могу». Он становится раздражительным, легко огорчается и плачет. Поведение его зачастую непредсказуемо: то он труслив, то отчаянно решителен, то берется за непосильное задание, то пасует перед простой задачей.

Часто неврастения возникает на фоне завышенных требований со стороны родителей, их неспособности принять ребенка таким, каков он есть на самом деле. При этом ребенок, постоянно чувствуя эти завышенные ожидания (должен быть самым умным в классе, знать английский, как родной и т.д.), начинает чувствует себя «неполноценным», испытывает хроническое нервное напряжение, в результате чего и развивается неврастения.

Другой причиной неврастении может быть переключение внимания родителей на появившегося в семье другого ребенка. Старший ребенок, лишившись родительского внимания, испытывая ревность и обретя новые обязанности (помощь по уходу за малышом), начинает страдать нервными срывами.

2. Истерический невроз

Если ребенок эгоистичный, капризный, "демонстративный", любит внимание, инфантильный, несамостоятельный, легко внушаем, капризен и часто всем недоволен, устраивает истерики (катается по полу, топает ногами, швыряет вещи), то есть большая вероятность, что он будет подвержен истерической депрессии или истерическим припадкам.

Внутренний конфликт такого ребенка заключается в ущемлении его эгоистической позиции «хочу/не хочу», при которой возникает обида и недовольство. Ребенок еще не умеет отстаивать свои интересы, поэтому добивается своего доступными ему путями.

Например, в первые два года после рождения ребенку всё разрешалось, а после двух лет родители ввели строгие ограничения. Другой вариант: родители придерживаются одной позиции в воспитании (строгость и всевозможные ограничения), а бабушка с дедушкой – противоположной (вседозволенность).

Истерический невроз может также развиться вследствие отсутствия элементарного внимания к ребенку. И по мере накопления дефицита внимания, ребенок устраивает демонстрации - впадает в истерики, бьется головой или, как мы уже говорили, заболевает (температура, рвота и т.д.). Этим он привлекает к себе внимание, показывая свои переживания и страдания.

3. Невроз навязчивых состояний

Если ребенок неуверен в себе, боязлив, чрезмерно осторожен, тревожен и мнителен, и, в то же время, педантичен, принципиален, дотошен и рассудителен, то существует вероятность того, что у него вследствие хронической травматизации психики (когда то и дело потребности и желания ребенка входят в конфликт с установкой «надо» ) разовьется невроз навязчивых состояний.

Этот невроз характеризуется непроизвольными, навязчивыми переживаниями и страхами. Как сопутствующий симптом могут появиться нервные тики - однообразные движения (мигания, наморщивание лба, пожимание плечами, покашливания) - или однообразные действия (частое мытьё рук, пощипывание подушки), которые несут защитную и успокоительную функцию, снимают нервное напряжение.

Корни этого невроза – нарушения семейных отношений (повышенная требовательность и принципиальность родителей, излишняя строгость и авторитарность).

Как быть с детским неврозом

Невроз легче предотвратить, чем лечить.

Неврозы – психогенные заболевания, они порождаются не органическими нарушениями, а дисгармонией в межчеловеческих отношениях, поэтомуведущая роль в данной ситуации принадлежит психологу.

И основной способ лечения невроза – это выявление, устранение или смягчение причин, вызывающих стресс. Седативная (успокоительная терапия) является лишь помощником.

Необходимо изменить стиль воспитания , укрепить характер ребенка , развить его эмоциональную сферу . Психолог или психотерапевт поможет успокоить ребенка, вселить в него уверенность , помочь повторно пережить травму (если это для ребенка не слишком болезненно), чтобы прояснить и проработать её.

Неврозоподобные состояния

Неврозоподобные состояния у детей чаще всего возникают в возрасте от 2 до 7 лет. В отличиие от неврозов, в происхождении таких нарушений отсутствует психотравмирующий фактор. Патология имеет органическую природу и зачастую связана с нарушениями деятельности головного мозга. Началу течения неврозоподобного состояния могут способствовать некоторые болезни внутренних органов.

Возникновение патологических состояний у детей может быть вызвано нарушением процесса внутриутробного развития, врожденной детской нервностью (невропатией), аллергическими заболеваниями и др. Расстройство может возникнуть на фоне перенесенных заболеваний, травм головы, токсических факторов. Большую роль играют врожденные факторы, наследственность, алкоголизм родителей и т. д.

Клиническая картина

Неврозоподобные состояния у детей часто проявляются гиперактивностью с синдромом двигательной расторможенности, наличием страхов и ночных кошмаров, состоянием депрессии, плаксивостью, недовольством, агрессивностью и т. д.

Дети находятся в состоянии тревоги, беспокойства, становятся пугливыми, жалуются на усталость. Частыми спутниками заболевания являются нервные рвоты с отказом от еды (анорексия), ночное недержание мочи, заикание, тики, страхи и т. д. Патология характеризуется замедлением или учащением пульса, тошнотой и рвотой, сухостью кожи или повышенной потливостью, задержкой стула или диареей и другими болезненными проявлениями.

Диагностика и лечение

Главными диагностическими признаками, на основании которых неврозоподобное состояние можно отличить от невроза, являются отсутствие связи заболевания с психотравмирующими ситуациями, а также меньшая результативность психотерапии. При обнаружении и устранении причины НС постепенно восстанавливается и здоровье больного. Медикаментозное лечение в комбинации с психологической помощью, физиотерапией и созданием спокойной домашней обстановки с доброжелательным отношением к ребенку гарантирует благоприятный исход.

Неврозы (невротические состояния) могут возникнуть из-за внезапного страха или нервного напряжения и т.д. Невротические и могут проявляться разными способами, например действиями навязчивого характера, такими как кусание ногтей, сосание пальцев и т.д. Неврозы могут выражаться в виде заикания, тиков, недержания мочи.

Почти все неврозы и невротические состояния сопровождаются основными симптомами:

  • потерей аппетита;
  • тревожными состояниями;
  • нарушением сна.

Степени нервных расстройств

  1. Кратковременная невротическая реакция, ее продолжительность составляет от нескольких часов до нескольких дней.
  2. Невротическое состояние может длиться месяцами.
  3. . Невроз, который появлялся периодически, перерастает в хроническое состояние. От этого личность меняется до неузнаваемости.

Невротическое состояние

Это психогенно обусловленное состояние, которое возникает из-за воздействия психотравмирующих факторов. Проявляется невроз общеневротическими клиническими феноменами, плохим ночным сном, головными болями и различными вегетативно-висцеральными симптомами функционального характера при отсутствии психотических явлений.

К характерным чертам невроза относятся:

  • обратимость патологических явлений;
  • он относится к психогенной природе заболевания;
  • при клинических проявлениях болезни доминируют эмоциональные расстройства психики.

В отличие от психических видов болезней при неврозе не наблюдаются такие явления как бред, галлюцинации, расстройство восприятия, нарушение сознания и др.

Вернуться к оглавлению

Как появляется невроз?

Формирует невроз два фактора — это страх и вегетативные нарушения, например бессонница, боль, расстройство пищеварения. Навязчивые состояния, страх вызывают панику, это, в свою очередь, приводит к вегетативным расстройствам, которые также порождают панику. И этот порочный круг порой трудно разорвать. Данные действия могут усиливаться в зависимости от тяжести болезни.

До сих пор ученые не могут с уверенностью назвать точную причину возникновения невротических состояний. Кто-то утверждает, что невроз — это внутренний конфликт, который сформировался на основе неправильного воспитания и множества запретов. Другие же придерживаются мнения, что заболевание это защитная реакция на враждебное или агрессивное воздействие окружающей среды.

К наиболее распространенным причинам возникновения неврозов можно отнести:

  • сильные душевные переживания, они могут быть связаны со многими событиями в жизни, например, смерть близкого человека, болезнь, развод, проблемы на работе, финансовые проблемы и т.п.;
  • умственное напряжение встречается у студентов, ответственных работников и т.д.;
  • возникшие проблемы, которые невозможно решить;
  • наследственный фактор;
  • наличие хронических болезней, которые вызывают общую интоксикацию и истощение нервной системы;
  • никотин и алкоголь.

Радует только то, что невроз это обратимый процесс временного характера.

Проявляться невротические состояния могут следующим образом:

  1. Невроз навязчивых состояний. У человека присутствуют различные фобии. Прежде всего, это боязнь общества.
  2. . Человек может вести себя неадекватно, появляются расстройства сексуального плана. Возникают нервные срывы, вегетативные нарушения. Нарушение движений.
  3. Неврастения. Вегетативные расстройства, повышенная возбудимость и в то же время быстрая утомляемость. Человек несдержан и раздражителен. Работоспособность снижена. Постоянная смена настроений, нарушен сон.

Вернуться к оглавлению

Виды неврозов и их проявления

В настоящее время в медицине существуют следующие виды неврозов:

  • неврастения;
  • невроз навязчивых состояний;
  • истерия;
  • фобия;
  • ипохондрический вид;
  • депрессия.

Данные виды могут проявляться как соматически, так и психически. У каждого вида имеются особенности в проявлении, но объединяют все виды невротических состояний следующие симптомы:

  • снижается работоспособность;
  • быстро наступает утомляемость и усталость;
  • возникают приступы лени;
  • бессонницы;
  • неуверенность в действиях;
  • постоянное присутствие напряжения и тревоги.

К соматическим проявлениям болезни всех видов относятся:

  • боли в районе сердца;
  • повышенное потоотделение;
  • иногда обморочное состояние.

Неврастения — это нервное истощение, которое может быть вызвано психологической травмой, напряжением эмоционального характера и т.д. Неврастения может проявляться двумя состояниями — гиперстеническим, когда повышена раздражительность, и гипостеническим, т.е. депрессивным состоянием.

Невроз навязчивых состояний проявляется постоянными страхами, опасениями, тревожностью, неуверенностью. Возникнуть такие состояния могут из-за психической травмы, которая возможно перенесена еще в детском возрасте.

Истерия проявляется нервностью и раздражительностью. Предугадать дальнейшее поведение больного человека невозможно. В некоторых случаях может возникнуть тремор или навязчивые движения. Приступы истерии могут возникать с целью привлечения внимания к себе, но в некоторых случаях это результат патологических нарушений.

Фобия — вид невроза, который сопровождается постоянными страхами. При этом ярче проявляются вегетативные симптомы — сердечные боли, частое мочеиспускание, нарушение пищеварительного тракта.

Проявляется повышенным вниманием к своему здоровью. Люди при этом приписывают себе несуществующие болезни и активно занимаются их лечением.

Депрессия обычно возникает из-за нерешенных проблем. При этом вегетативные расстройства могут затрагивать все системы и органы. К наиболее частым проявлениям относятся рвота, диарея, боли в груди, головные боли, повышенная утомляемость, затрудненное дыхание, тахикардия и др.

Крепкой нервной системой сейчас может похвастаться не каждый. Ритм человеческой жизни постоянно ускоряется, а это приводит к тому, что люди меньше спят и больше работают. Постоянными спутниками и дома, и на работе становятся информационные, эмоциональные перегрузки и стресс. Даже самые сдержанные люди срываются, ведь накопленная раздражительность находит выход рано или поздно. Частыми стимуляторами являются семейные конфликты и сложности на работе.

Определение понятия «неврозы и невротические состояния»

Состояние невроза - это функциональное нарушение психики, которое характеризуется обратимостью, спровоцированное длительными или острыми травмирующими факторами внешней или внутренней среды. у человека выражается в состоянии неудовлетворенности и психологического неблагополучия.

Характеристики невроза

Неврозы человека, как и любое другое расстройство, имеют свои особенности и свойства.

Во-первых, источник невроза психогенный. Во-вторых, расстройство обратимо во времени. В-третьих, форма течения заболевания - затяжная. В-четвертых, неврозы и невротические состояния не приводят к прогрессирующим изменениям личности. В-пятых, пациент адекватно и критически относится к своему состоянию.

Понятие невроза в западном и отечественном научном мире

Отечественные ученые разработали классификацию и выделили три базовых элемента. Итак, вот эти виды навязчивых состояний, неврастения и истерия. Советские психиатры в 70-80-х годах ХХ века добавили в представленную типологию еще и такой невротический синдром, как невротическая депрессия.

Западные ученые к этому расстройству причисляют еще и неврозы страха, ипохондрию, тревогу и невротическую фобию.

Невротические состояния у детей - это тоже не столь редкое явление. Ребенок получает в наследство некоторые свойства характера и привычки матери или отца, которые имеют деструктивные тенденции. Также влияют на возникновение этого расстройства у детей неадекватные воспитательные меры (слишком строгие или слишком добрые родители, потакающие своим чадам, недостаток или избыток любви).

У взрослых людей невротические реакции могут появиться в результате тяжелого заболевания, длительного стресса, утраты родного человека, проблем в личной или семейной жизни, чрезвычайного использования физических и умственных ресурсов без соответствующего перерыва. Алкоголь в больших дозах и применение наркотиков также способствует развитию невроза.

Симптоматика невроза

Интересным является тот факт, что больной в течение многих лет может не распознавать как патологические паттерны своего организма. И лишь когда ему станет плохо, он обратится к специалисту. В чем же дело? Ответ простой: ведь люди привыкли воспринимать усталость, необъяснимую тревогу как что-то обычное, а не как невроз. Отзывы пациентов о своем состоянии показывают нам картину этого расстройства. В случае если перечисленные симптомы начинают все больше и больше мешать жить, человек понимает, что, наверное, с ним происходит неладное. Также у невротика будет нестабильное настроение. Ранимость, нерешительность, обидчивость, плохая устойчивость к стрессам - все это говорит нам о заболевании.

Самая важная характеристика, которая определяет сущность невротического расстройства - это противоречия в системе ценностей человека, которые порождают отсутствие конкретного мировоззрения, колебания в желаниях и стремлениях, нестабильное отношение к себе и окружающему миру.

Спутниками неврозов часто стают специфические заболевания психики (обсессии, компульсивные действия, переедание, булимия, анорексия, депрессия).

Три основных вида неврозов

Виды неврозов, выделенные советскими учеными, мы рассмотрим более подробно. Приступим к первому виду.

Неврастения (астенический невроз)

Это расстройство характеризуется следующими астеническими проявлениями:

  • Высокий уровень психической и физической утомляемости.
  • Рассеянность.
  • Отсутствие способности к сосредоточенности.
  • Низкая работоспособность.
  • Обостренная потребность в отдыхе, который помогает восстановить силы.

Следует отметить, что высокий уровень психической истощаемости и гиперстезия (высокая возбудимость) также присутствуют при неврастении. Неврастеники не могут сдержать свои эмоции, довольно-таки вспыльчивы, им свойственно постоянное внутреннее напряжение. Мелочи, которые раньше человек просто не замечал, теперь сильно раздражают и вызывают бурю эмоциональных реакций, которые могут завершиться слезами.

Головная боль, нарушение сна и различные систем являются признаками такого заболевания, как астенический невроз. Симптомы и лечение оценит специалист и поможет человеку восстановиться.

Невроз навязчивых состояний

Клинической картиной этого невроза являются многочисленные "навязчивости". Неврозы и невротические состояния этой категории включают в себя такие различные фобии: агорафобия, социофобия, страх болезней, клаустрофобия и др.

Представленное расстройство имеет тенденцию к затяжному характеру течения, если сравнивать его с другими видами неврозов. В случае консервации симптоматики, то есть когда новые симптомы не появляются, больной адаптируется к фобии и пытается избегать ситуаций, где может проявиться страх. Получается, что болезнь не слишком изменяет уклад жизни человека.

Истерия

Расстройство имеет двигательные и сенсорные нарушения, а также проявляется в проблемах вегетативных функций, которые имитируют анатомофизиологические заболевания (конверсия).

Двигательные нарушения включают в себя истерический паралич и парез, тик, тремор и другие разные произвольные движения. Получается, что человек может быть как обездвиженным, так и двигаться произвольно.

Сенсорные расстройства предусматривают возникновение анестезии, чрезмерной чувствительности (гиперстезии) и истерической боли (головная боль, стискивающая виски).

Нервная анорексия, энурез и заикание - это тоже невроз. Симптомы и лечение определяет врач, специализирующийся в области человеческой психологии.

Причины невротического состояния

Причиной любого невроза становится конфликт, который может идти как из внутренней, так и с внешней среды или из обеих одновременно. Конфликты, спровоцированные внешней средой, - это конфликты межличностных отношений и противостояние человека с окружающим миром. Чтобы ситуация разрешилась, иногда достаточно просто сменить обстановку, которая принесет больший психологический комфорт, чем предыдущая. Но если у человека есть и внутриличностный конфликт, то смена атмосферы - мера временная и недлительная.

Второй вид конфликта - внутренний - часто протекает латентно и может, вообще, не осознаваться человеком, но это совсем не значит, что его разрушительное влияние будет меньше, наоборот, даже сильнее. Так происходит потому, что личность действует под воздействием противоречивых желаний и стремлений.

Возникает в том случае, если детские установки, заложенные родителями, начинают вступать в противоречие с реальностью, потребностями и желаниями личности. Каждый человек, который имеет невроз, характеризуется своей личной индивидуальной картиной конфликтов и противоречий.

Профилактика и лечение

Для того чтобы избавиться от невротического состояния, медики рекомендуют внести изменения в свой стиль жизни. Например, человек может уделять больше времени прогулкам, спортивным занятиям, прекратить пить алкоголь, есть фастфуд. Благотворно влияет на нервную систему новая обстановка, например, новые города, страны, путешествия. Ученые утверждают, что люди, имеющие хобби, чувствуют себя намного лучше, чем те, кто ничем не увлекается.

Бывают случаи, что в моменты волнения и беспокойства человек моет посуду, окна, полы, убирает, то есть что-нибудь делает, освобождая таким образом внутреннюю энергию. Помогают сохранить психическое здоровья йога и аутогенные тренировки.

Врачи советуют побольше гулять в парке, лесных массивах, работать в саду, ведь зеленый цвет положительно влияет на нервную систему больного неврозом. Зеленые оттенки успокаивают человека, ликвидируют раздражительность, помогают исчезнуть утомлению, бессоннице и установить душевную гармонию. В психиатрических клиниках зеленый цвет используют в лечении истерических больных.

Также в специализированных учреждениях для доктора применяют различные диеты, прием витаминов, физические нагрузки, ноотропные препараты, антидепрессанты и транквилизаторы. Есть и психологическая помощь. С больными работают психологи и психотерапевты, проводя индивидуальные консультации и тренинги. Психотерапевт должен создать такие условия, которые будут способствовать выработке у пациента новой жизненной установки.

Заключение

Медикаментозное лечение невротических расстройств не отличается высокой эффективностью. Принимая препараты, человек может страдать заболеванием в течение нескольких лет или даже десятков лет. Опасность такого лечения заключается в возможности возникновения зависимости от транквилизаторов или других лекарственных препаратов. Поэтому психотерапия является обязательным элементом лечения.

Врачи могут использовать как краткосрочные техники для снятия интенсивности симптома, так и длительную психотерапию, которая поможет определить источник невроза и разрешить конфликт. Человек в процессе работы личностно растет и вырабатывает новые паттерны поведения. Такая терапия может длиться в течение двух-трех лет. Это зависит от сложности индивидуальной истории пациента.

Жизнь с человеком, у которого развилось невротическое состояние, бывает очень сложной, а иногда и просто невозможной. Невротик очень требователен. Все ваше внимание и любовь должны принадлежать только ему. Если вы снижаете концентрацию любви и заботы, то реакция в виде обиды будет незамедлительной. Он начинает придираться и тем самым отбивает у партнера любовь и желание заботиться о нем.

Такой человек постоянно ноет и жалуется окружающим людям, рассказывает о своих страхах и нагружает близких и родных людей, не осознавая этого. Людям вообще непонятны такие жалобы, ведь перед ними здоровый на вид человек, а он рассказывает, что все плохо. Но это лишь верхушка айсберга. На самом деле невротик сильно страдает и переживает свое состояние. В связи с этим лучше не затягивать, а сразу обратиться к специалисту и пройти курс психотерапии, разобраться в себе, в своих мыслях, желаниях. Только сам человек может себе помочь.

Неврозы – наиболее распространенная группа нервно-психических заболеваний у детей. Проявления неврозов у них отличаются большим разнообразием.

Причина неврозов – межличностные конфликты (невротический конфликт). Невроз является формой психической адаптации (с проявлением признаков дезадаптации). Он всегда обусловлен конституционально, связан с особенностями психики, а не с характером психотравмирующей ситуации. Форма невроза у человека не меняется на протяжении всей жизни. Невротическая форма реагирования закладывается в детстве как проявление сверхкомпенсации какого-либо качества при нарушении значимых отношений с микроокружением и имеет детский оттенок. Оранические изменения головного мозга при невозах отсутствуют.

Важной особенностью невроза является то, что человек сознает свою болезнь и стремится ее преодолеь. Сохраняется способность адаптироваться к окружающей среде.

Выделяют три основные формы невроза:

1. Неврастения (астенический невроз) - наиболее распространенная форма невроза. В развитии невроза у детей и подростков основная роль принадлежит стрессу или хроническим психотравмам, чаще всего связанным с конфликтами в семье (ссоры между родителями, алкоголизм, их развод, конфликтная ситуация из-за отсутствие работу супругов, чувство социальной несраведливости – недоступность многого, что есть у других сверстников) или затяжными школьными конфликтами. Имеет значение и неправильный подход к воспитанию (чрезмерные требования, излишние ограничения), а также ослабление здоровья ребенка вследствие частых заболеваний, сособствует развитию невоза перегрузка ребенка различными занятиями, в первую очередь интеллектуальными (повышенная учебная нагрузка в специализированных школах, дополнительные занятия в кружках и т.п.). Однако сам по себе фактор интеллектуальной (а также физической) перегрузки в детском и подростковом возрасте, хотя и может вызвать переутомление и астенизацию нервной системы, при остутствии психотравмирующей ситуации обычно не ведет к развитию астенического невроза.

Астенический невроз в развернутой форме встречается только у детей школьного возраста и подростков (у детей раннего, дошкольного и младшего школьного возраста наблюдаются начальные и атипичные астенические реакции).

Основное проявление неврастении - состояние раздражительной слабости, характеризуется, с одной стороны, повышенной несдержанностью, склонностью к аффективным разрядам недовольства, раздражительности и даже гнева, нередко агрессии (чрезмерное реагирование по малозначительному поводу), а с другой - в психическом истощении, слезливости, непереносимости любого психического напряжения, быстрой утомляемости. Чрезмерно выражены реакции пассивной защиты. При этом волевая активность снижена, возникает чувство бесперспективности на фоне сверхответственности, настроение подавленное, отмечается недовольство собой и всеми вокруг, депрессия – сильная тоска, спровождающаяся чувством отчаяния и тревоги, могут быть попытки суицида (самоубийства).

При неврастении всегда присутствуют вегетативные нарушения: сердцебиение, чувство замирания сердца или перебои, боли в области сердца, склонность к сосудистым обморокам (при быстрой смене положения тела), понижение или повышение АД, одышка, повышенный рвотный рефлекс, сниженный аппетит, поверхностный сон, похолодание рук, ног, потливость (гипергидроз), что способствует простудным заболеваниям ребенка, которые в свою очередь отягощают течение астенического невроза.

2. Истерия (греч. hystera– матка) – по частоте занимает второе место после неврастении. Возникает у инфантильных, истероидных личностей со слабой психической адаптацией (часто с пикнотической соматической конституцией), часто в психотравмирующей ситуации, связанной с противоречием между желаемым и реально достижимым (низкая успеваемость, невнимание со стороны сверстников и т.п.), с ущемленным самолюбием, с недовольством своим положением в коллективе. Формы ее разнообразны и нередко маскируются под различные заболевания («большая обманщица», «большая обезьяна» - так образно именуют этот вид невроза).Формы ее отражают два известных животных (и детских) типа реагирования перед лицом опасности – «мнимая смерть» (замирание) и «двигательная буря» (пугание, избегание, нападение) – припадки (по типу эпилепсии). Истерический припадок обычно бывает в присутствии зрителей и направлен на привлечение их внимания. Частичная фиксация может проявляться функциональными параличами и парезами, расстройствами болевой чувствительности, координации движений, расстройствами речи (заикание, беззвучность вплоть до полной немоты), приступами удушья, напоминающими астматические и др. «Бегство в болезнь» играет роль своеобразной патологической защиты личности от трудных для нее ситуаций, оправдывают неуспеваемость ребенка или избавляют от необходимости ходить в школу.

3. Невроз навязчивых состояний. Встречается чаще у астеников, людей меланхолического склада. Считают, что очерченнй невроз навязчивых состояний не может возникнуть ранее 10-летнего возраста. Это связано с достижением определенной степени зрелости самосознания личности ребенка и формирования тревожно-мнительного фона психики, на основе которого и возникают навязчивые явления. У детей более раннего возраста целесообразно говорить не о неврозе, а о невротических реакциях в форме навязчивых состояний.

Выделены две разновидности невроза:

Невроз навязчивых страхов (фобии). Их содержание зависит от возраста ребенка. У детей более младшего возраста преобладают навязчивые страхи заражения и загрязнения, острых предметов, закрытых помещений. У детей старшего возраста и подростков доминируют страхи, связанные с сознанием своего физического «Я». Например, навязчивые страхи болезни и смерти, страх покраснеть (эрейтофобия), навязчивый страх речи у заикающихся (логофобия). Особую разновидность фобического невроза у подростков представляет невоз ожидания, который характеризуется тревожным ожиданием и страхом неудачи при выполнении какого-либо привычного действия (например, страх устных ответов перед классом, несмотря на то что хорошо поготовлен), а также нарушением его при попытке выполнения.

Невроз навязчивых действий. Однако часто встречаются навязчивые состояния смешанного характера. Настроение при этом имеет тенденцию к снижению, возникают вегетативные расстройства.

У детей нередко возникают системные неврозы:

Невротическое заикание - нарушение ритма, темпа и плавности речи, связанное с судорогами мышц, участвующих в речевом акте. У мальчиков оно возникает чаще, чем у девочек.

Мутизм (лат. mutus - молчание) – это расстройство преимущественно школьного возраста (у взрослых – редко), т.к. формирующаяся речь ребенка – самая молодая функция психики, поэтому чаще ломается подвлиянием самых разнообразных вредных факторов.

Дети с мутизмом нуждаются в бережном отношении- не наказывать, не высмеивать, не оскорблять, не выставлять к доске «пока заговорит».

Невротические тики – разнообразные автоматизированне привычные элементарные движения (мигание, облизывание губ, подергивание головой, плечами, различные движения конечностями, туловищем), а также покашливания, «хмыканье», «хрюкающие» звуки (так называемые респитаротные тики), которе возникают в результате фиксации того или иного защитного действия. Чаще всего наблюдаются в возрасте от 7 до 12 лет. Тики могут приобретать навязчивый характер, тогда они относятся к проявлению невроза навязчивых состояний;

Нервная анорексия – отказ от еды;

Невротическое расстройство сна – нарушение засыпания, глубины сна с ночными пробуждениями, ночнми страхами, а также снохождение (сомнамбулизм) и сноговорение.

Невротический энурез – неосознанное недержание мочи, преимущественно во время ночного сна;

Невротический энкопрез – непроизвольное выделение испражнений, возникающее при отсутствии нарушений и заболеваний нижнего отдела кишечника. Как правило, ребенок не испытывает позыва к дефекации, вначале не замечает наличия испражнений и лишь спустя некоторое время ощущает неприятный запах. Чаще всего встречается в возрасте 7–9 лет, у мальчиков чаще.

Методы лечения неврозов основаны на сочетании фармакологической терапии с различными видами психотерапии.

1. Буянов М.И. Беседы о детской психиатрии. – М.: Просвещение, 1992

2. Буянов М.И. Основы психотерапии детей и подростков.- М.: Просвещение, 1998

3. Дорошкевич М.П. Неврозы и невротические состояния у детей и подростков: Учеб.пособие для студентов пед специальностей высш.учеб.заведений/ -Мн.:Беларусь, 2004

4. Еникеева Д.Д. Пограничные состояния у детей и подростков: основы психиатрических знаний. Пособие для студ. Высш. Пед. Уч.заведений.-М.: 1998

5. Основы психологических знаний – Уч.пособие. Автор-составитель Г.В.Щекин – Киев, 1999

1. перечислить наиболее частые признаки нарушений познавательной деятельности, эмоциональной и волевой деятельности.

2. назвать пограничные психические состояния у детей.

3. объяснить необходимость знаний о таких состояниях для учителя.

4. охарактеризовать различные виды психопатий

5. проанализировав причины психопатий, дать рекомендации по их профилактике.

6. дать понятие невроза.

7. рассказать о видах неврозов и их профилактике.

Загрузка...