docgid.ru

Нормативно-правовое обеспечение образования в российской федерации. Нормативно-правовые документы и локальные акты дошкольной образовательной организации в условиях реализации фгос до Нормативно правовые документы законы в образовании

  • 2.Личность бакалавра профессионального обучения: направленность личности, профессиональная компетентность, профессионально важные качества.
  • 3.Система непрерывного профессионально-педагогического образования: сущность, структура. Виды профессионально-педагогических учебных заведений, их название и особенности.
  • 4.Понятие общей и профессиональной педагогики. Объект, предмет, функции общей и профессиональной педагогики. Отрасли педагогики.
  • 5.Методы педагогических исследований. Теоретические, эмпирические, математические, инструментальные методы.
  • 1.Теоретические.
  • 2.Эмпирические.
  • 4.Инструментальные
  • 6.Становление общей и профессиональной педагогики (этапы становления, основоположники и выдающиеся ученые).
  • 6.Становление общей и профессиональной педагогики (этапы становления, основоположники и выдающиеся ученые).(2)
  • 8.Сущность и специфические понятия профессиональной педагогики (профессия, специальность, квалификация, профессиональная компетенция, компетентность).
  • 10.Основные тенденции развития системы профессионального образования.
  • 11.Законодательно-правовая база профессионального образования. Федеральный Закон «Об образовании» как государственный документ, регулирующий развитие системы образования.
  • Нормативная основа образования
  • 12. Образование как социально-педагогическое явление. Место и задачи профессионального образования в системе образования Российской Федерации. Образование как социальное явление
  • 2. По типу, рассказу, труд. Детельности:
  • 3. Классификация по назначению:
  • 14.Цель как категория педагогики. Виды педагогических целей.
  • 15.Сущность педагогических принципов и их роль в построении педагогического процесса. Общедидактические принципы и их характеристика.
  • 17.Методы осуществления педагогического процесса.
  • Классификация методов осуществления целостного педагогического процесса:
  • 19.Инновационные технологии в профессиональном образовании
  • 3. Виды педагогических технологий.
  • 2. Выбор индивидуальной образовательной траектории
  • 5. Ситуативность обучения
  • 6. Принцип образовательной рефлексии
  • 21.Сущность и характерные признаки педагогической технологии(как 20)
  • 22.Функции, принципы и структурные компоненты педагогических технологий.
  • 23.Сущность педагогических средств. Взаимосвязь средств обучения с методами осуществления педагогического процесса.
  • 24.Формы организации педагогического процесса. Взаимосвязь педагогических форм с педагогическими методами и содержанием педагогического процесса.
  • 25.Урок как основная форма организации педагогического процесса.
  • 27.Методы и формы воспитания в профессиональном образовательном учреждении.
  • 1 Классификация методов воспитания по направленности (по Щукиной):
  • 2 Классификация методов воспитания (по Пидкасистому):
  • 30.Педагогическое проектирование: сущность, функции, объекты, технология.
  • 31.Образовательно-проектировочная деятельность бакалавра
  • 32.Научно-исследовательская деятельность бакалавра профессионального обучения
  • 34.Сущность, функции профессионального обучения.
  • 35.Закономерности и принципы профессионального обучения
  • 36.Структура процесса профессионального обучения
  • 38.Учебно-программная документация профессионального обучения: квалификационная характеристика, федеральный государственный образовательный стандарт, учебный план, учебная программа.
  • 39.Федеральный государственный образовательный стандарт спо: понятие, структура, содержание. Дидактическая характеристика дисциплин профессионального цикла.
  • 40.Учебный план как модель специальности: понятие, структура, виды. Понятие учебный предмет. Цикл учебных предметов.
  • 41.Учебная программа как проект учебной дисциплины: понятие, виды, структура.
  • 42.Проектирование целей профессионального обучения. Виды педагогических целей. Таксономия целей. Цели и задачи профессионального обучения.
  • 43. Содержание теоретического обучения в профессиональных образовательных учреждениях. Понятие об учебном материале, учебном предмете. Уровни изучения и усвоения содержания учебных дисциплин.
  • 44. Проектирование содержания дисциплин профессионального цикла: принципы, критерии отбора учебного материала, структурирование.
  • 45.Средства обучения в деятельности преподавателя: понятие, классификация, формирование.
  • 46.Методы и методические приемы профессионального обучения. Классификация методов по характеру познавательной деятельности, дидактическим целям. Уровню активности учащихся
  • 47. Формы организации учебного процесса в профессиональной школе.
  • 48.Подготовка преподавателя к учебным занятиям в профессиональной школе.
  • 49.Методика планирования и проведения семинарского занятия.
  • 50. Методика планирования и проведения комбинированного урока.
  • 51. Методика планирования и проведения дидактической игры.
  • 52. Методика планирования и проведения практического занятия.
  • 54.Методика диагностики знаний и умений учащихся.
  • 55. Методика разработки тестов контроля профессиональных знаний и умений.
  • 56.Оценка и учет результатов учебной деятельности учащихся.
  • 57.Комплексное методическое обеспечение по учебной дисциплине.
  • 60. Методическая деятельность бакалавра профессионального обучения
  • 11.Законодательно-правовая база профессионального образования. Федеральный Закон «Об образовании» как государственный документ, регулирующий развитие системы образования.

    Всеобщая декларация прав человека; Конвенция о правах ребенка; Конституция РФ; Закон РФ об образовании; Законы субъектов РФ об образовании

    Нормативная основа образования: Государственный образовательный стандарт; Учебный план; Учебная и рабочая программы; Типовое положение и Устав образовательного учреждения

    Законодательная база образования: 1. Базовой юридической основой образования является статья 26 Всеобщей декларации прав человека , принятой ООН 10 декабря 1948 года. Начальное образование должно быть обязательным. Техническое и профессиональное образование должно быть общедоступным, и высшее образование должно быть одинаково доступным для всех на основе способностей каждого». 2. В 1989 году ООН была принята Конвенция о правах ребенка , в которой имеются статьи о праве ребенка на образование соответствующего уровня и содержания, в том числе на получение бесплатного и обязательного образования. Декларация - рекомендации, которые не имеют обязательной силы. Конвенция - соглашение, имеющее обязательную силу для государств, которые к нему присоединены 3. Право каждого человека на образование закреплено в статье 43 Конституции РФ , принятой в 1993 году. В ней говорится:- Каждый имеет право на образование.- Гарантируется общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях. - Каждый вправе на конкурсной основе бесплатно получить высшее образование в государственном или муниципальном образовательном учреждении и на предприятии.Конституцией РФ гарантируется общедоступность и бесплатность среднего профессионального образования. Однако в последние годы под воздействием экономических проблем общедоступность профессионального образования в России снижена. Во многих учреждениях профессионального образования значительная часть контингента переведена на платное обучение.4. Закон об образовании 2013 - федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации"

    Регулирует общественные отношения, возникающие в сфере образования в связи с реализацией права на образование, обеспечением государственных гарантий прав и свобод человека в сфере образования и созданием условий для реализации права на образование (далее - отношения в сфере образования) Устанавливает правовые, организационные и экономические основы образования в Российской Федерации, основные принципы государственной политики Российской Федерации в сфере образования, общие правила функционирования системы образования и осуществления образовательной деятельности, определяет правовое положение участников отношений в сфере образования.

    Нормативная основа образования

    Стандарт (норма, образец) - система параметров результатов деятельности людей (продукции).

    1. Конституцией РФ и Законом «Об образовании» в Российской Федерации устанавливаются государственные образовательные стандарты , включающие федеральный и национально-региональный компоненты.

    Образовательные стандарты определяют обязательный минимум содержания основных образовательных программ.

    Максимальный объем учебной нагрузки обучающихся.

    Требования к уровню подготовки выпускников.

    Госстандарт состоит из трех компонентов:

    Федеральный компонент - инвариантная (неизменяемая) часть учебного плана. В него входят предметы, подлежащие изучению во всех образ.учреждениях данного профиля РФ.

    Национально-региональный компонент - вариантная часть учебного плана, перечень учебных предметов в составе данного компонента, который определяется региональными органами управления образованием с учетом национальных и региональных традиций, особенностей экономического и социально-культурного развития региона.

    Вузовский компонент - вариантная часть учебного плана, которая формируется педагогическим коллективом образовательного учреждения с учетом потребностей и интересов обучающихся, мнения их родителей, возможностей образовательного учреждения.

    2. На основе ГОСов разрабатываются учебные планы образовательных учреждений. Учебный план - нормативный документ, определяющий состав учебных предметов, изучаемых в данном образовательном учреждении, их распределение по годам обучения, годовое и недельное количество времени, отводимое на каждый учебный предмет, и структуру учебного года.

    Типовые учебные планы утверждаются Министерством образования РФ и носят рекомендательный характер. Собственно учебные планы образовательных учреждений разрабатываются на основе типовых планов на весь период обучения. Рабочие планы разрабатываются с учетом конкретных условий на каждый год обучения.

    В учебных планах определяется состав учебных предметов, изучаемых в данном образовательном учреждении, их распределение по годам обучения, недельное и годовое количество учебных часов и структура учебного года.

    3. На основе учебных планов разрабатываются учебные программы.Учебная программа - нормативный документ, определяющий содержание образования по каждому учебному предмету и объем времени, выделяемого как на изучение предмета в целом, так и на каждый раздел и тему.

    4. Деятельность государственных, муниципальных образовательных учреждений регулируется типовыми положениями о соответствующих типах и видах образовательных учреждений, утверждаемыми Правительством Российской Федерации. Нормы типовых положений не могут ограничивать права граждан и образовательных учреждений по сравнению с законом. Для негосударственных образовательных учреждений типовые положения выполняют функции примерных.

    5. На основе примерного положения разрабатывается Устав образовательного учреждения , в котором указывается:

    наименование, место нахождения, юридический и фактический адрес, статус, учредитель, организационно-правовая форма образовательного учреждения;

    цели образовательного процесса, типы, виды реализуемых образовательных программ, основные характеристики организации образовательного процесса, система оценок, режим занятий, наличие платных образовательных услуг и порядок их предоставления;

    структура финансовой и хозяйственной деятельности;

    порядок управления образовательным учреждением.

    Устав принимается коллективом образовательного учреждения и утверждается учредителем.

    Нормативно-правовое обеспечение образования является важным вопросом, заслуживающим детального рассмотрения и изучения. В настоящее время обучение в высших учебных заведениях играет важнейшую роль в социальной и экономической политике страны. Именно поэтому так важно нормативно-правовое обеспечение образования, особенно в период реформирования данной отрасли.

    Современные тенденции

    В настоящее время происходит интернационализация в области высшей школы. Сейчас создается единое образовательное пространство. После того как наша страна стала полноценным участником Болонской образовательной системы, особенно актуальным стало нормативно-правовое обеспечение системы образования.

    Признаки и особенности

    Нормативно-правовое обеспечение образования предполагает определенные нормы. Правовой акт синтезирует в себе общие обязательные правила поведения, создаваемые и охраняемые государством. К общим нормативно-правовым актам причисляют конституцию страны, иные законы, различные нормативные документы, которые утверждены органами исполнительной власти.

    Нормативные акты оперативно и в полном объеме характеризуют меняющиеся потребности развития. Они обеспечивают нужную стабильность и результативность правового регулирования.

    Иные источники права, такие как административные и судебные прецеденты, не обладают общей регулятивной важностью.

    Важные моменты

    Нормативно-правовое обеспечение образования характеризуется некоторыми важными составляющими. Например, система воспитательного и развивающего процесса регламентируется законами. Под законом понимают нормативный акт, который принимается высшим законодательным органом либо в результате референдума.

    Основным в отечественной системе школ, детских садов, колледжей, академий и институтов является закон "Об образовании".

    Что такое правовая норма

    Нормативно-правовое обеспечение деятельности в образовании является важным и необходимым инструментом управленческой работы. Термин «норма» рассматривается в качестве узаконенного установления обязательного порядка, построения новой системы. Термин «право» рассматривается в качестве совокупности обязательных общих правил, которые санкционированы либо установлены государством.

    Каким должно быть нормативно-правовое обеспечение в сфере образования? Оно опирается на нравственность и право, направлено на обеспечение безопасности педагогов и обучающихся в любом учебном учреждении.

    Системный подход

    Чтобы оценить нормативно-правовое обеспечение образования РФ, необходимо рассмотреть данный вопрос с позиций системного подхода на региональном, федеральном, муниципальном уровнях, а также в рамках отдельной образовательной организации.

    Содержание, смысл, использование любых нормативных и правовых актов в первую очередь определяются свободами и правами человека и гражданина, которые установлены основным законом нашей страны - Конституцией. Поэтому нормативно-правовое обеспечение образования Российской Федерации базируется на Конституции РФ, законодательных документах страны, нормативных приказах и распоряжениях Министерства образования и науки в РФ. Также в данную систему включены распоряжения региональных, муниципальных органов, распоряжения по конкретным образовательным организациям.

    Нормативно-правовое обеспечение среднего образования в качестве основного компонента рассматривает права и обязанности граждан, которые декларированы в Конституции нашей страны, на базе которых функционирует современное законодательство РФ (ФЗ от 29.12.2012 №273, ст. 29).

    Реализация образовательной деятельности связана с трудовым законодательством, законом РФ «Об образовании», законами о предпринимательстве, Гражданским кодексом РФ, законами, связанными с уголовным и административным правом.

    Нормативные документы Министерства образования РФ

    К ним причисляют постановления профильного министерства, инструкции, приказы, методические письма, положения по разным сферам просветительской работы. Данные документы регулируют основную образовательную работу на базе Конституции, закона "Об образовании". Они направлены на правовое и нормативное обеспечение, охватывающее множество сфер обучающей деятельности единой российской системы.

    Инклюзивное

    Что это? Нормативно-правовое обеспечение инклюзивного образования базируется на Конституции РФ, приказе Министерства образования и науки РФ, ФЗ "Об образовании", от 29 декабря 2012 года, ст. 2. В связи с увеличением на территории страны количества детей, имеющих серьезные проблемы с физическим и психическим здоровьем, на уровне Правительства РФ было принято решение об организации специального обучения. В рамках национального проекта, разработанного с целью обучения детей с ограниченными возможностями здоровья, педагоги прошли специальную подготовку, получили сертификаты на право дистанционной работы с детьми-инвалидами.

    Нормативно-правовое обеспечение инклюзивного образования основывается на основных правах человека, которые указаны в Конституции РФ, в частности, на получении качественного бесплатного обучения. В каждом российском регионе разработаны дополнительные региональные распоряжения и приказы, в которых уточнены особенности организации такого обучения. Во всех российских регионах созданы специальные центры, координирующие деятельность дистанционных педагогов, обеспечивающие доступность и качество воспитания и образования детей-инвалидов.

    На федеральном уровне деятельность основывается на федеральных нормах. Структура и совокупность нормативных документов аналогичны федеральной системе, в ней выделяются приказы, постановления регионального министерства, инструктивно-методические письма, положения, инструкции.

    Подобные нормативы гарантируют функционирование региональной образовательной системы в рамках суммарного образовательного пространства страны с учетом региональных и национальных особенностей каждого субъекта РФ.

    Дошкольное

    Каково нормативно-правовое обеспечение дошкольного образования? Оно характеризуется теми же нормативными документами, которые применимы и к иным сферам российского образования. На муниципальном уровне приказы и распоряжения базируются на региональных и федеральных нормативных документах (ст. 10 ФЗ 115 от 25 июля 2002 г.) После их получения муниципальный орган управления дошкольным образованием издает приказы, распоряжения, рассылает в дошкольные учреждения инструкции и письма, распространяет положения по разным вопросам воспитательной и образовательной деятельности, учитывая специфические особенности конкретной территории.

    Нормативно-правовое обеспечение дошкольного образования не должно противоречить Конституции РФ, Конвенции о правах ребенка, трудовому, уголовному, административному праву.

    Среди важных изменений, которые произошли в последнее время в дошкольном российском образовании, необходимо выделить распоряжение Министерства образования РФ об организации доступности посещения детских садов детьми с трехлетнего возраста. Данное распоряжение способствовало восстановлению системы дошкольного образования, позволило молодым мамам выходить на работу после отпуска по уходу за ребенком.

    Дополнительное

    В последнее время вопросам, связанным с организацией внеучебной занятости подрастающего поколения, уделяется особое внимание. Каково нормативно-правовое обеспечение дополнительного образования в нашей стране? Помимо закона "Об образовании", Конвенции о правах ребенка, в данной сфере издаются специальные распоряжения, приказы, инструкции региональных министерств образования и науки, муниципальных управлений. Согласно приказу Министерства образования Российской Федерации, на данный момент в стране существует огромная система дополнительного обучения, охватывающая разные направления (ст. 75, ФЗ от 29.12.2012 № 273).

    При очевидном приоритете федеральных, региональных, муниципальных нормативов в каждом таком центре существуют собственные локальные акты: Устав организации, правила трудового распорядка, положение о доплатах - на основании которых осуществляется деятельность данной организации. В связи с укрупнением образовательных организаций, происходящим в настоящее время во многих российских регионах, следует остановиться еще на одном важном вопросе.

    Среди которые обеспечивают функционирование центра дополнительного образования, которое является структурным подразделением школы, следует выделить положения о разных структурных подразделениях школы, правилах и особенностях организации в них учебного процесса.

    Также в качестве нормативных документов, которые связаны с организацией деятельности в центре дополнительного образования, необходимо упомянуть приказы и распоряжения директора, разнообразные инструкции, которые разрабатываются администрацией. К примеру, в качестве подобного документа можно рассмотреть правила трудового внутреннего распорядка. Также к нормативно-правовым актам, без которых невозможно представить дополнительное образование, причисляют должностную инструкцию. Ее разработкой и утверждением занимается директор центра, учитывая мнение профсоюзного комитета организации, предложения сотрудников.

    Высшее

    Реформирование, наблюдаемое в последние годы в образовательной системе Российской Федерации, не обошло стороной и обучение в высших учебных заведениях. Нормативно-правовое обеспечение профессионального образования основывается на Конституции РФ, основных законах, распоряжениях, имеющих прямое отношение к этому вопросу.

    Помимо применения закона «Об образовании» (от 29 декабря 2012 года, ст. 3) в компетенцию учреждений профессионального образования включено право на разработку и нормативное утверждение учебных планов, просветительских программ, определенных учебных предметов. Подобные полномочия характеризуют принцип автономности российских образовательных учреждений. Существенно изменилась компетенция, которая обеспечивает реализацию принципа автономности.

    По требованиям новых образовательных стандартов, повышена ответственность руководителя организации за последствия и результаты образовательной деятельности организации, вверенной ему в рамках должностных обязанностей. В частности, в установленном законодательством страны порядке учебное учреждение высшего звена несет ответственность за следующие действия:

    • невыполнение функций, возложенных на учебное заведение в рамках компетенции;
    • за неполную реализацию основных образовательных программ;
    • за низкое качество знаний и умений выпускников;
    • за нарушение основных свобод и прав учеников, воспитанников, работников данной организации;
    • за здоровье и жизнь работников и учеников в рамках учебного процесса.

    Международные документы

    Кроме нормативных документов федерального, областного, районного уровня, касающихся ведения деятельности образовательной организации любого типа, важными являются и некоторые нормативные международные документы, касающиеся организации воспитательного и развивающего процесса. Так, нельзя оставлять без должного внимания Международную Конвенцию о правах ребенка, которая была принята на 44 сессии Генеральной Ассамблеи ООН в 1989 году, ратифицирована в нашей стране в 1990 году. Этот документ необходимо использовать при разработке образовательной организацией Положения о правах и обязанностях учащихся в рамках познавательного процесса. В Конвенции отмечены основы светского воспитания, использовать которые важно при составлении инновационных просветительских программ на разных ступенях образовательной деятельности.

    Современное законодательство регулирует взаимоотношения в сфере образования. Права детей, формы и способы их защиты указаны в законодательстве нашей страны, а также в международных документах.

    Несколько слов в заключение

    Основным документом, который определяет особенности воспитательного, развивающего, обучающего процессов, в нашей стране является закон "Об образовании".

    После присоединения в 2003 году России к Болонской конвенции (признания "Декларации о европейском пространстве для высшего образования") произошли существенные реформирования высшего, среднего и дошкольного образования.

    Российское законодательство устанавливает равные возможности для всех граждан страны на получение образования любого уровня, независимо от национальности, расы, пола, материальных возможностей.

    Именно на данном положении закона «Об образовании» должны основываться все региональные, муниципальные органы, разрабатывая определенные приказы, инструкции, распоряжения, касающиеся воспитания и обучения подрастающего поколения россиян.

    Среди особенностей, которые появились в российской образовательной системе, - открытость и доступность. В настоящее время родители могут ознакомиться с учебными планами, развивающими программами, реализуемыми в конкретном учебном заведении. Для этого им достаточно внимательно изучить информационный сайт организации, который, согласно требованиям отечественного законодательства, в настоящее время имеет каждая школа, колледж, университет. Это поможет родителям быть не наблюдателями в процессе обучения их детей, а активными участниками.

    ООП определяет содержание и организацию образовательной деятельности Учреждения. Программа составлена в соответствии с действующим законом «Об образовании в Российской Федерации» и федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования. Структура ООП составлена в соответствии с требованиями ФГОС ДО. Включает в себя: целевой, содержательный, организационный разделы. Целевой раздел включает: пояснительную записку: программа сформирована как программа психолого – педагогической поддержки позитивной социализации и индивидуализации. Программа реализуется на государственном языке Российской Федерации – русском языке. Освоение Программы не сопровождается проведением промежуточных аттестаций и итоговой аттестации воспитанников Цель ООП: Формирование общей культуры дошкольников, в том числе ценностей здорового образа жизни; развитие социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, расширение прав, возможностей, способностей ребенка; воспитание чувства собственного достоинства, уверенности в себе, самостоятельности, ответственности, инициативности. Задачи ООП: 1. Сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей, формирование ценностного отношения к ЗОЖ, интереса к физической культуре. 2. Воспитание основ гражданственности, патриотических чувств, содействие становлению ценностных ориентаций, социальной и познавательной мотивации и формирование способности произвольного регулирования деятельности и поведения. 3. Содействие развитию познавательных интересов, формирование целостной картины мира, расширение кругозора, развитие познавательной инициативы, любознательности и познавательной активности. 4. Комплексное развитие всех сторон речи, развитие способности к восприятию разговорной речи, развитие речевого творчества. 5. Формирование интереса к эстетической стороне окружающей действительности, содействие художественно-эстетическому развитию, удовлетворение потребности в творческом самовыражении в разных видах художественной деятельности. 6. Объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества. 7. Обеспечение преемственности целей, задач и содержания дошкольного и начального общего образования. 8. Создание благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и творческого потенциала каждого ребёнка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром; 9. Обеспечение вариативности и разнообразия содержания Программ и организационных форм дошкольного образования, возможности формирования Программ различной направленности с учётом образовательных потребностей, способностей и состояния здоровья детей; 10. Обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей. Принципы и подходы к формированию программы: Программа является интегративной программой, реализующей деятельностный и личностно-ориентированныйподходы к развитию ребенка и культурологический подход к отбору содержания образования. Реализация деятельностного подхода проявляется в принятии и реализации идеи главенствующей роли деятельности в развитии ребенка, и особенно ведущего вида деятельности. Характеристики особенностей развития детей дошкольного возраста (младшего, среднего, старшего) Планируемые результаты освоения Программы Целевые ориентиры: Планируемые результаты освоения Программы конкретизируют требования Стандарта к целевым ориентирам в обязательной части и части, формируемой участниками образовательных отношений, с учетом возрастных возможностей и индивидуальных различий (индивидуальных траекторий развития) детей, а также особенностей развития детей с ограниченными возможностями здоровья, в том числе детей-инвалидов (далее - дети с ограниченными возможностями здоровья). Целевые ориентиры дошкольного образования определяются независимо от форм реализации Программы, а также от её характера, особенностей развития детей и Организации, реализующей Программу. Система оценки результатов освоения ООП: Реализация программы предполагает оценку индивидуального развития детей. Такая оценка производится педагогическим работником в рамках педагогической диагностики (оценки индивидуального развития дошкольников, связанной с оценкой эффективности педагогических действий и лежащей в основе их дальнейшего планирования). Педагогическая диагностика проводится в ходе наблюдений за активностью детей в спонтанной и специально организованной деятельности Содержательный раздел: Данный раздел представляет общее содержание Программы, обеспечивающее полноценное развитие личности детей и охватывающее следующие направления развития и образования детей (далее именуемые как образовательные области): социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие Содержание Программы состоит из обязательной части и части, формируемой участниками образовательных отношений. Обе части являются взаимодополняющими и необходимыми с точки зрения реализации требований федерального государственного образовательного стандарта. Обязательная часть программы предполагает комплексность подхода, обеспечивая развитие детей во всех пяти взаимодополняющих образовательных областях. В части, формируемой участниками образовательных отношений, представлены парциальные программы и методики организации образовательной работы – в связи с недостаточной проработанностью определенных разделов в комплексных программах в части организации непосредственно образовательной деятельности (далее - НОД). Между разными возрастными периодами устанавливаются системные связи (в задачах, содержании, методах воспитания) – установление таких связей обеспечивает целостность Программы. Обязательная часть ОП (80%) – «Детство» Бабаевой Т.И.; Часть ООП, формируемая участниками образовательного процесса (20%) – «Ладушки» И.М. Каплуновой, И.АНовоскольцевой; Программа «Развитие речи» О.С.Ушаковой;Программа «Цветные ладошки» А.И.Лыковой. Характеристика каждой образовательной области содержит: значимые характеристики области, вариативные формы, способы, методы и средства реализации, особенности ОД разных видов и культурных практик, способы и направления поддержки детской инициативы, особенности взаимодействия педагогического коллектива с семьями воспитанников, наиболее существенные характеристики содержания Программы (специфика национальных, социокультурных и иных условий) Организационный раздел: включает материально-техническое обеспечение (характеристики групп и помещений, территории), обеспеченность методическими материалами и средствами обучения и воспитания (учебные пособия и технологии по образовательным областям), распорядок и режим дня, учебный план образовательной деятельности, годовой календарный учебный график, особенности традиционных событий, праздников, мероприятий, требования к психолого-педагогическим условиям, особенности организации развивающей предметно-пространственной среды, требования к кадровым условиям, требования к результатам освоения Программы; краткую презентацию ООП.

    Учебный план - нормативный документ, который определяет состав учебных предметов; порядок (последовательность) их изучения по годам обуче­ния; недельное и годовое количество учебных часов, отводимых на изучение каждого предмета; структуру и продолжительность учебного года.

    В практике современной общеобразовательной школы используется не­сколько типов учебных планов: базисный учебный план, типовые федераль­ные и региональные учебные планы и собственно учебный план Школы.

    Базисный учебный план - это основной государственный нормативный документ, являющийся составной частью Государственного образователь­ного стандарта. Базисный учебный план для основной школы утверждается Государственной Думой, а для полной средней школы - Министерством образования РФ.

    Базисный учебный план определяет:

      общую продолжительность обучения (в учебных годах) и по каждой ступени;

      максимальный объем учебной нагрузки обучающихся, состав обра­зовательных областей и учебных предметов;

      учебное время, отводимое на освоение содержания образования по классам, образовательным областям и учебным предметам;

      недельную учебную нагрузку для базовых учебных курсов на каждой ступени общего среднего образования, для обязательных занятий по выбо­ру учащихся и для факультативных занятий.

    Базисный учебный план служит основой для разработки типовых феде­ральных и региональных учебных планов и исходным документом для финан­сирования образовательного учреждения.

    Региональный учебный план разрабатывается региональными органами управления образованием на основе федерального базисного учебного пла­на. Несет нормативную нагрузку на уровне региона, является основой для разработки учебного плана образовательного учреждения.

    Учебный план школы составляется с соблюдением нормативов базисного учебного плана. Существует два типа таких планов: собственно учебный план и рабочий учебный план. На основе государственного базисного учебного плана на длительный период разрабатывается собственно учебный план. Он отражает особенности конкретной школы (в качестве его может быть при­нят один из типовых учебных планов). С учетом текущих условий разраба­тывается рабочий учебный план. Он ежегодно утверждается педагогическим советом школы. В структуре учебного плана выделяют:

    инвариантную часть, обеспечивающую приобщение учащихся к об­щекультурным и национально значимым ценностям, формирование лич­ностных качеств, соответствующих общественным идеалам;

    вариативную часть, обеспечивающую индивидуальный характер раз­вития школьников и учитывающую их личностные особенности, интересы и склонности.

    В учебном плане общеобразовательного учебного заведения эти две час­ти представлены тремя основными видами учебных занятий: обязательны­ми занятиями, составляющими базовое ядро общего среднего образования; обязательными занятиями по выбору учащихся; факультативными занятиями.

    В качестве примера приведем базисный учебный план общеобразова­тельных учреждений РФ.

    Средством реализации образовательных стандартов на практике служат образовательные программы, которые еще называются учебными программа­ми. Термин «образовательная программа» является официальным, зафик­сированным в Законе РФ «Об образовании».

    Образовательные программы определяют содержание образования опре­деленного уровня и направленности. В Российской Федерации реализуют­ся образовательные программы, подразделяемые на общеобразовательные (основные и дополнительные) и профессиональные (основные и дополни­тельные).

    Общеобразовательные программы направлены на решение задач форми­рования общей культуры личности, адаптации личности к жизни в обще­стве, на создание основы для осознанного выбора и освоения профессио­нальных образовательных программ.

    К общеобразовательным относятся программы дошкольного образова­ния, начального общего образования, основного общего образования, среднего (полного) общего образования.

    Профессиональные образовательные программы направлены на решение за­дач последовательного повышения профессионального и общеобразователь­ного уровней, подготовку специалистов соответствующей квалификации.

    К профессиональным относятся программы начального профессионально­го образования, среднего профессионального образования, высшего профес­сионального образования, послевузовского профессионального образования.

    Обязательный минимум содержания каждой основной общеобразова­тельной программы или основной профессиональной образовательной программы (по конкретной профессии, специальности) устанавливается соответствующим государственным образовательным стандартом, им же определяются и нормативные сроки их освоения в государственных и му­ниципальных образовательных учреждениях.

    Общеобразовательные программы реализуются в дошкольных образова­тельных учреждениях, образовательных учреждениях начального общего, основного общего, среднего общего образования, в том числе в специаль­ных (коррекционных) образовательных учреждениях для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии, в образовательных учреждени­ях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (закон­ных представителей).

    Образовательные программы специальных (коррекционных) образова­тельных учреждений разрабатываются на базе основных общеобразователь­ных программ с учетом особенностей психофизического развития и воз­можностей обучающихся.

    Образовательные программы дошкольного, начального общего, основ­ного общего и среднего общего образования являются преемственными, т. е. каждая последующая программа базируется на предыдущей.

    Более подробно рассмотрим, что представляют собой общеобразова­тельные программы, реализуемые в школах. Чаще их называют учебными программами определенного предмета.

    Учебная программа - это нормативный документ, очерчивающий круг ос­новных знаний, умений и навыков, которые должны быть усвоены по каждому отдельно взятому учебному предмету.

    Учебные программы могут быть типовыми, рабочими и авторскими.

    Типовые учебные программы разрабатываются на основе Государствен­ного образовательного стандарта по определенной дисциплине. Они имеют рекомендательный характер.

    Рабочие учебные программы создаются на основе типовых, утверждают­ся педагогическим советом школы. Они отражают требования образова­тельного стандарта и возможности конкретного учебного заведения.

    Авторские учебные программы учитывают требования образовательного стандарта, но могут иметь другую логику изложения учебного материала, авторские взгляды на изучаемые явления и процессы. Они обсуждаются (защищаются) на школьном педсовете или заседаниях районных методи­ческих объединений. После чего программы утверждаются для использова­ния в учебном процессе. Авторские программы чаще всего разрабатывают­ся для курсов по выбору, факультативов.

    Учебные программы в структурном отношении состоят из трех основ­ных компонентов. Первый компонент - пояснительная записка, в которой определяются целевые направления изучения данного конкретного учебно­го предмета в системе учебных дисциплин общеобразовательной школы, основные задачи учебного предмета, сто воспитательные возможности, ве­дущие научные идеи, лежащие в основе построения учебного предмета. Второй компонент - собственно содержание образования: тематически]": план, перечень разделов и тем по курсу, основные понятия, умения и на­выки, возможные виды занятий. Третий компонент - некоторые методи­ческие указания о путях реализации программы.

    Исторически сложились два структурных способа изложения учебного материала в программах: концентрический и линейный. В последнее время получает распространение спиральный способ изложения. Существует также смешанная структура изложения учебного материала.

    Линейный способ изложения состоит в том, что материал каждой после­дующей ступени обучения является логическим продолжением того, что изучалось в предыдущие годы.

    При концентрическом способе изложения материал данной ступени обу­чения в более усложненном виде изучается на последующих ступенях. Кон-центризм обусловлен необходимостью учета возрастных особенностей уча­щихся.

    Характерной особенностью спирального способа изложения материала является то, что постоянно расширяется и углубляется круг знании по ис­ходной проблеме. В отличие от концентрической структуры, при которой к исходной проблеме возвращаются порой даже спустя несколько лет, в спиральной структуре таких перерывов нет.

    Существует также смешанный способ изложения материала, представляющий собой комбинацию вышеуказанных подходов.

    Конкретное содержание образовательного материала раскрывается в учебниках и учебных пособиях различных типов: хрестоматиях, справочни­ках, задачниках, книгах для дополнительного чтения, практикумах, сборниках текстов, словарях, картах, атласах, учебных пособиях для учащихся и учите лей, учебно-методических комплексах, рабочих тетрадях и пр. Фиксируется

    Первостепенное значение в раскрытии содержания материала принад­лежит учебнику. Учебник - это книга, излагающая основы научных знаний по определенному учебному предмету.

    Учебник выполняет две основные функции: является источником учеб­ной информации, раскрывающей в доступной для учащихся форме преду­смотренное образовательным стандартом содержание; выступает средством обучения с помощью которого осуществляется организация образователь­ного процесса, в том числе и самообразование учеников.

    Структура учебника включает в себя текст (как главный компонент) и внетекстовые (вспомогательные) компоненты.

    Тексты разделяются на тексты-описания, тексты-повествования, текс­ты-рассуждения. Также выделяют основные, дополнительные и пояснитель­ные тексты.

    Основной текст, в свою очередь, подразделяется на два компонента: теоретико-познавательный и инструментально-практический. К теоретико-познавательному компоненту относятся: базовые термины; ключевые по­нятия и их определения; основные факты, явления, процессы, события; опыты; описание законов, теорий, ведущих идей: выводы и т. п.

    К инструментально-практическому компоненту относятся характерис­тики основных методов познания, правил применения знаний, способов усвоения и самостоятельного поиска знаний; описание задач, опытов, уп­ражнений, экспериментов; обзоры, разделы, систематизирующие и интег­рирующие учебный материал.

    Дополнительный текст включает документы; хрестоматийный материал; обращение к читателям; биографические, народоведческие, статистические сведения; справочные материалы, выходящие за рамки программы.

    Пояснительный текст включает предметные введения к учебнику, раз­делам, главам; примечания, разъяснения: словари; определители; поясне­ния к картам, схемам, диаграммам; указатели.

    Кроме учебного текста, в учебниках содержатся так называемые внетекс­товые компоненты. К внетекстовым компонентам относятся аппарат орга­низации усвоения материала; иллюстративный материал; аппарат ориенти­ровки.

    Аппарат организации усвоения материала включает: вопросы, задания, памятки, инструктивные материалы, таблицы, шрифтовые выделения, под­писи к иллюстрированному материалу, упражнения.

    К иллюстративному материалу относятся предметные и сюжетные мате­риалы, документ, технические карты, диаграммы, схемы, планы, чертежи, инструкции-методики, графики, справочники, иллюстрации.

    Аппарат ориентировки включает предисловие, оглавление, примечания, приложения, указатели, сигналы-символы.

    Дополнением к учебнику являются учебные пособия, которые углубляют и расширяют ее содержание.

    К учебной литературе, особенно учебникам, предъявляются определен­ные требования. Учебник должен и единстве отражать логику науки, логику учебной программы и логику учебного предмета. Он должен содержать вы­соконаучный материал и одновременно быть доступным для учащихся, учитывать особенности их интересов, восприятия, мышления, памяти. Формулировки основных положений, выводов должны отличаться пре­дельной ясностью и четкостью. Язык изложения материала должен быть образный, увлекательный с элементами проблемного изложения. Хороший учебник информативен, энциклопедичен, побуждает к самообразованию и творчеству.

    Вопросы для самоконтроля

    1. Что понимают под содержанием образования?

    2. Назовите подходы к определению сущности содержания образования.

      Каковы критерии и принципы отбора содержания образования?

      Каково назначение Государственного образовательного стандарта?

    5. Каковы нормативные документы, регламентирующие содержание образования?

    Основная литература

      Педагогика: Учеб. пособие для студ. пед. вузов и пед. колледжей / Под ред. П. И. Пидкасистого. М.: Педагогическое общество России, 1998.

      Харламов И. Ф. Педагогика: Компакт, учеб. курс. Минск.: Универси­тетское, 2001.

      Хуторской А. В. Современная дидактика: Учебник для вузов. СПб.: Питер, 2001.

    Дополнительная литература

      Зуев Д. Д. Школьный учебник. М., 1983.

      Каким быть учебнику: дидактические принципы построения / Под ред. И. Я. Лернера и Н. М. Шахмаева. Ч. 1,2. М., 1992.

      Национальная доктрина образования в РФ // Народное образова­ние. 2000. № 2.

      Концепция структуры и содержания общего среднего образования (в 12-лстнсй школе). М., 2001.

      Учебные стандарты школ России. Государственные стандарты на­чального общего, основного общего и среднею (полного) общего образова­ния. Кн. 1,2/ Под ред. В. С. Лсднсва, Н. Д. Никандрова, М. Н. Лазутовой. М.: ТЦ Сфера, 1998.

    Подборка нормативных правовых актов, затрагивающих вопросы образования.

    Каждый документ открывается в интернет-версии специального выпуска "ГАРАНТ-Образование", которая позволит наиболее комфортно работать с его текстом. Обратите внимание, интернет-версия спецвыпуска "ГАРАНТ-Образование" обновляется 1 раз в неделю, по-этому все документы представлены в актуальных редакциях.

    Кодексы РФ

    Федеральные законы РФ и Законы РФ

    Постановления и распоряжения Правительства РФ

    • Постановление Правительства РФ от 3 ноября 1994 г. N 1206
      "Об утверждении Порядка назначения и выплаты ежемесячных компенсационных выплат отдельным категориям граждан"
    • Постановление Правительства РФ от 25 апреля 1995 г. N 420
      "Об утверждении Типового положения о специальном учебно-воспитательном учреждении для детей и подростков с девиантным поведением"
    • Постановление Правительства РФ от 26 июня 1995 г. N 610
      "Об утверждении Типового положения об образовательном учреждении дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов"
    • Постановление Правительства РФ от 26 июня 1995 г. N 612
      "Об утверждении Типового положения об общеобразовательной школе-интернате"
    • Постановление Правительства РФ от 12 марта 1997 г. N 288
      "Об утверждении Типового положения о специальном (коррекционном) образовательном учреждении для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья"
    • Постановление Правительства РФ от 31 июля 1998 г. N 867
      "Об утверждении Типового положения об образовательном учреждении для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи"
    • Постановление Правительства РФ от 5 сентября 1998 г. N 1046
      "Об утверждении Типового положения об общеобразовательной школе-интернате с первоначальной летной подготовкой"
    • Постановление Правительства РФ от 31 декабря 1999 г. N 1441
      "Об утверждении Положения о подготовке граждан Российской Федерации к военной службе"
    • Постановление Правительства РФ от 19 марта 2001 г. N 196
      "Об утверждении Типового положения об общеобразовательном учреждении"
    • Постановление Правительства РФ от 6 декабря 2007 г. N 846
      "О выплатах гражданину Российской Федерации, обучающемуся по программе военной подготовки в учебном военном центре при федеральном государственном образовательном учреждении высшего профессионального образования"
    • Постановление Правительства РФ от 14 февраля 2008 г. N 71
      "Об утверждении Типового положения об образовательном учреждении высшего профессионального образования (высшем учебном заведении)"
    • Распоряжение Правительства РФ от 6 марта 2008 г. N 275-р
      "Об учебных военных центрах, факультетах военного обучения и военных кафедрах при федеральных государственных образовательных учреждениях высшего профессионального образования"
    • Постановление Правительства РФ от 6 марта 2008 г. N 152
      "Об обучении граждан Российской Федерации по программе военной подготовки в федеральных государственных образовательных учреждениях высшего профессионального образования"
    • Постановление Правительства РФ от 30 апреля 2008 г. N 328
      "Об утверждении Типового положения о суворовских военных, нахимовских военно-морских, военно-музыкальном училищах и кадетских (морских кадетских) корпусах"
    • Постановление Правительства РФ от 14 июля 2008 г. N 521
      "Об утверждении Типового положения об образовательном учреждении начального профессионального образования"
    • Постановление Правительства РФ от 18 июля 2008 г. N 543
      "Об утверждении Типового положения об образовательном учреждении среднего профессионального образования (среднем специальном учебном заведении)"
    • Постановление Правительства РФ от 8 декабря 2010 г. N 991
      "О стипендиях аспирантам и докторантам федеральных государственных образовательных учреждений высшего профессионального образования, образовательных учреждений дополнительного профессионального образования и научных организаций"
    • Постановление Правительства РФ от 11 марта 2011 г. N 164
      "Об осуществлении государственного контроля (надзора) в сфере образования"
    • Распоряжение Правительства РФ от 8 декабря 2012 г. N 2303-р
      "О перечне ГОУ ВПО, которым предоставляется право проводить в 2013 г. дополнительные вступительные испытания"
    • Постановление Правительства РФ от 5 июля 2001 г. N 505
      "Об утверждении Правил оказания платных образовательных услуг" (утратило силу)

    Приказы и Письма Министерства образования и науки РФ

    • Приказ Минобразования РФ от 14 октября 1997 г. N 2033
      "Об утверждении Положения об экстернате в государственных, муниципальных высших учебных заведениях Российской Федерации"
    • Приказ Минобразования РФ от 27 марта 1998 г. N 814
      "Об утверждении Положения о подготовке научно-педагогических и научных кадров в системе послевузовского профессионального образования в Российской Федерации"
    • Приказ Минобразования РФ от 3 декабря 1999 г. N 1076
      "Об утверждении Положения о золотой и серебряной медалях "За особые успехи в учении", о похвальной грамоте "За особые успехи в изучении отдельных предметов" и похвальном листе "За отличные успехи в учении"
    • Приказ Минобразования РФ от 23 июня 2000 г. N 1884
      "Об утверждении Положения о получении общего образования в форме экстерната"
    • Приказ Минобразования РФ от 25 сентября 2000 г. N 2749
      "Об утверждении Примерного положения о структурных подразделениях дополнительного профессионального образования специалистов, организуемых в образовательных учреждениях высшего и среднего профессионального образования"
    • Приказ Минобразования РФ от 13 мая 2003 г. N 2057
      "Об утверждении форм справки-вызова, дающей право на предоставление по месту работы дополнительного отпуска и других льгот, связанных с обучением в высшем учебном заведении, которое имеет государственную аккредитацию"
    • Приказ Минобразования РФ от 10 июля 2003 г. N 2994
      "Об утверждении Примерной формы договора об оказании платных образовательных услуг в сфере общего образования"
    • Приказ Минобразования РФ от 5 марта 2004 г. N 1089
      "Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования"
    • Приказ Минобразования РФ от 9 марта 2004 г. N 1312
      "Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования"
    • Приказ Министерства образования и науки РФ от 10 марта 2005 г. N 65
      "Об утверждении Инструкции о порядке выдачи документов государственного образца о высшем профессиональном образовании, заполнении и хранении соответствующих бланков документов"
    • Приказ Министерства образования и науки РФ от 28 ноября 2008 г. N 362
      "Об утверждении Положения о формах и порядке проведения государственной (итоговой) аттестации обучающихся, освоивших основные общеобразовательные программы среднего (полного) общего образования"
    • Приказ Министерства образования и науки РФ от 2 марта 2009 г. N 68
      "Об утверждении Порядка выдачи свидетельства о результатах единого государственного экзамена"
    • Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 сентября 2009 г. N 337
      "Об утверждении перечней направлений подготовки высшего профессионального образования"
    • Приказ Министерства образования и науки РФ от 6 октября 2009 г. N 373
      "Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования"
    • Приказ Министерства образования и науки РФ от 28 октября 2009 г. N 505
      "Об утверждении перечня вступительных испытаний в образовательные учреждения высшего профессионального образования, имеющие государственную аккредитацию"
    • Приказ Министерства образования и науки РФ от 23 ноября 2009 г. N 655 "Об утверждении и введении в действие федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования"
    • Приказ Министерства образования и науки РФ от 15 февраля 2010 г. N 117
      "Об утверждении Типового положения о кадетской школе и кадетской школе-интернате"
    • Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 января 2011 г. N 25
      "Об утверждении перечня направлений подготовки (специальностей), по которым при приеме в образовательные учреждения высшего профессионального образования для обучения по программам бакалавриата и программам подготовки специалиста могут проводиться дополнительные вступительные испытания творческой и (или) профессиональной направленности"
    • Приказ Министерства образования и науки РФ от 20 июля 2011 г. N 2151 "Об утверждении федеральных государственных требований к условиям реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования"
    • Приказ Министерства образования и науки РФ от 11 октября 2011 г. N 2451
      "Об утверждении Порядка проведения единого государственного экзамена"
    • Приказ Министерства образования и науки РФ от 27 октября 2011 г. N 2562 "Об утверждении Типового положения о дошкольном образовательном учреждении"
    • Приказ Министерства образования и науки РФ от 28 декабря 2011 г. N 2895
      "Об утверждении Порядка приема граждан в образовательные учреждения высшего профессионального образования"
    • Приказ Министерства образования и науки РФ от 15 февраля 2012 г. N 107
      "Об утверждении Порядка приема граждан в общеобразовательные учреждения"
    • Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 мая 2012 г. N 413
      "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования"
    • Приказ Министерства образования и науки РФ от 24 августа 2012 г. N 654
      "Об утверждении перечня специальностей научных работников технических и естественных отраслей наук, при подготовке диссертаций по которым аспирантам и докторантам федеральных государственных образовательных учреждений высшего профессионального образования, образовательных учреждений дополнительного профессионального образования и научных организаций установлены стипендии в размере 6 000 рублей и 10 000 рублей соответственно"
    Загрузка...