docgid.ru

Протоиерей Димитрий Рощин. Родительская неприкосновенность. «Многодетная семья – это система, которая воспитывает сама себя

Он собирался снимать фильмы, но стал сначала дворником, а потом пастырем

5 фактов об отце Димитрии


  • До прихода в Церковь снялся в пяти фильмах. Первая роль -- в восьмилетнем возрасте в телефильме «Приключения Тома Сойера».

  • До рукоположения в диаконы работал дворником, убирал территорию около резиденции Патриарха и канцелярии Московской Патриархии.

  • Много лет возглавлял приход храма Священномученика Антипы на Колымажном дворе. Среди его духовных чад немало актёров театра и кино. Ныне служит настоятелем храма Святителя Николая на Трёх Горах.

  • Имеет восемь детей. Жена Любовь Вячеславовна - дочь известного скульптора Вячеслава Клыкова.

  • В начале этого года возглавил Управление по работе с общественными объединениями и организациями Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ.

Димитрий Рощин родился в 1973 году в звёздной семье. Мама - актриса Екатерина Васильева, отец - драматург и прозаик Михаил Рощин. Димит­рий окончил ВГИК, хотел работать режиссёром. Но за несколько дней его жизнь круто изменилась, и он уже 20 лет служит Церкви.

Поездка в деревню заменила Петербург

Ваша мама рассказывала, что крестила вас ребёнком, и тогда же крестилась сама. И что этому событию предшествовало чудо. Какое?

Мне было года два, я жил с родителями на даче. Как-то ночью мне вдруг стало очень плохо. Родители разыскали детского врача - женщину, которая буквально спасла мне жизнь. Её звали Екатерина Трубецкая. Благодаря ей мама стала общаться со священниками, познакомилась с отцом Владимиром Волгиным, который впоследствии стал и её, и моим духовным отцом. Поворотным стал 1995 год, когда я окончательно пришёл к вере.

Что тогда произошло?

Мне было 22 года. Собирался переезжать в Петербург, где ждали серьёзные проекты, связанные с кино, с питерской богемой. Но перед этим я пришёл за советом к отцу Владимиру Волгину. В тот период с ним были сложные отношения из-за моего охлаждения к Церкви. Я сказал, что хочу куда-нибудь ненадолго уехать, чтобы отвлечься от суеты, сосредоточиться. «А не хочешь ко мне в деревню? - предложил он. - Помнишь, какой там чудный лес?» Мне понравилась эта идея. В итоге в Петербург я так и не отправился.

Произошёл стремительный и чудесный переход. Меня словно взяли из одного места и поставили в другое. Хорошо помню момент, когда пришла уверенность, что Бог есть. Помню и место, и время, и даже как светило солнце. В этом не было экзальтации. Просто явное и ясное посещение. От меня требовалось откликнуться на призыв, и я это сделал. Стало ясно, что я уже никогда не уйду из Церкви и что буду священником.

Общение со старцем

Трудно было сделать такой шаг?

Да, было страшно, мучили сомнения. Какой из меня пастырь? Я и сейчас продолжаю считать себя недостойным. Но, слава Богу, мой духовный отец всегда рядом и напоминает о моём долге и ответственности. Особой помощью для меня является благословение старца Иоанна Крестьянкина.

Расскажите о вашем общении с отцом Иоанном.

Я никогда не спрашивал у него, как поступать, что делать. Общение с таким человеком - это прежде всего радость присутствия. Сам образ отца Иоанна полагал конец любому сердечному смущению. Сегодня Церковь находится в сложном положении, потому что мы говорим о святости, проповедуем её, но сами не в состоянии показать достойный пример. А тогда достаточно было подвести человека к отцу Иоанну, который обнимал его, говорил несколько слов, - и человек менялся, потому что видел перед собой святость.

Начинал дворником в Чистом переулке

Режиссёрское образование помогает вам?

Безусловно. У священника труд собирателя, как и у режиссёра, который из многих разрозненных компонентов составляет нечто целое. Но служение священника гораздо шире. Здесь сходятся воедино все самые серьёзные мужские профессии. Священник - и учитель, и врач, и строитель, и воин, и миротворец. Когда я учился во ВГИКе, мы обсуждали, кто такие супермены, и я сказал, что это… священники. Передо мной был тогда образ отца Владимира Волгина, я видел его труд, его человеческую мощь, его влияние на других людей. Поэтому я выбрал его в учителя и не прогадал.

Ваша мама была счастлива, что вы стали священником. А как к этому отнёсся отец?

Одобрительно. Но он был далёк от понимания того, что такое Церковь, хотя в последние годы исповедовался, причащался, пытался читать Евангелие и молиться. Ему, как многим отцам, хотелось практической пользы, моего карьерного роста. А меня поначалу благословили работать дворником в Московской Патриархии в Чистом переулке. Полгода трудился в этой должности. Отец жил неподалёку и выходил ко мне покурить. Сядет на лавочку, а я в это время лёд колю или снег убираю. «Хорошо, - говорит, - я рад, что ты рядом с Патриархом». Он не знал, что я дворник, думал, что я вышел размяться, а работаю в самом престижном кабинете, бок о бок со Святейшим.

Вашим прадедушкой был выдающийся педагог Антон Макаренко. Сегодня мы знаем, что он вырос в религиозной семье и был верующим. Вы используете его опыт в воспитании своих детей? Насколько вам близок его образ?

Очень близок. На Западе, кстати, внимательно изучают опыт Макаренко, а мы про него как-то забыли. Я считаю, что это вершина русской педагогики. Не знаю, насколько я использую его опыт, но в юности зачитывался и «Педагогической поэмой», и «Флагами на башнях». Думаю, что-то во мне отложилось. Но вообще заниматься воспитанием по какой-то теории вряд ли возможно. Детей формирует не теория, а атмосфера в семье. Мне очень нравится ответ митрополита Антония Сурожского: «Не знаю, как воспитывать детей, но знаю, что над ними надо молиться».

Беседовала Елена АЛЕКСЕЕВА

Знаменитая актриса Екатерина Васильева всегда отличалась нестандартностью, какой-то непохожестью на остальных представителей своей профессии как внешне, так и своими поступками. Её решения порой вызывали у окружающих искреннее удивление. Не менее удивительна и судьба единственного сына Екатерины Васильевой Дмитрия , который, пренебрегая открытым перед ним неограниченным возможностям в театре и кино, предпочёл совершенно иной жизненный путь, абсолютно не вяжущийся в сознании широкого круга обывателей с образом жизни отпрысков звёздных семейств.

На фото - Екатерина Васильева с сыном - отцом Димитрием

Гены у сына Екатерины Васильевой Дмитрия и впрямь выдающиеся, и не только по материнской линии, поскольку и отец его - значительная фигура в мире искусства - драматург Михаил Рощин. Правда, его родители развелись, когда герой нашей публикации был ещё совсем маленьким. Если верить сведениям из прессы, с тех пор с родным отцом Дмитрий общался нечасто. Учитывая то, что Екатерина Васильева - одна из самых выдающихся актрис, казалось, дальнейший путь её сына предопределён. Тем не менее, хоть поначалу наследник актрисы и поступил во ВГИК, но целью его изначально стала не актёрская, а режиссёрская стезя. Но и с неё сын Екатерины Васильевой довольно быстро свернул в совершенно непредсказуемом направлении - в сторону духовенства и религии. На сегодняшний день Дмитрий Рощин - священник в храме Священномученика Антипы, в строительстве которого его мать приняла активное участие. Кстати, сама Екатерина Васильева служит там же в должности казначея.

На фото - сын Екатерины Васильевой с отцом - драматургом Михаилом Рощиным

Однако приходу к вере, как водится, предшествовала вполне мирская жизнь. Будучи студентом ВГИКа, подающим надежды, Дмитрий Рощин успевал и на личном поприще. В годы учёбы его связывали близкие отношения с ныне известной актрисой Еленой Кориковой . Правда, до свадьбы у влюблённых дело так и не дошло. Поговаривают, что из-за вмешательства знаменитой актрисы Екатерины Васильевой. Так или иначе, а у Кориковой от этих отношений остался сын, которого никто из семьи её бывшего возлюбленного так и не признал.

На фото - Елена Корикова с сыном Арсением (фактически старшим внуком Екатерины Васильевой), которому довелось расти без отца

На фото - Дмитрий Рощин с женой Любовью и шестым сыном в гостях у отца

Сам же Дмитрий Рощин, вступив на путь служения Господу, вскоре обзавёлся и спутницей жизни - его супругу зовут Любовь. Она подарила сыну Екатерины Васильевой уже семерых детей. Кстати, и знаменитая мама сейчас живёт вместе с ними. Каким бы удивительным ни казался такой поворот в биографии сына Екатерины Васильевой, он не единственный из наследников киношной богемы встал на этот путь. К примеру, сын Валерия Золотухина Денис также служит в церкви.

Отец Димитрий – весьма популярный среди московской интеллигенции священник. И дело не только в «звёздном» происхождении: его мать – актриса Екатерина Васильева, отец – драматург Михаил Рощин. Несмотря на ещё достаточно молодой возраст, это «крепкий», серьёзный батюшка, сочетающий ответственное пастырское служение и социальную активность. О ней мы и говорим с ним на втором ярусе старинного московского Храма священномученика Антипы на Колымажном дворе, где о. Димитрий протоиерействует.
– Отец Димитрий, у вас при храме создано «Общество православных стоматологов Москвы». В принципе, понятно: храм носит имя священномученика Антипы, который считается особо действенным помощником при зубной боли. Но как пришла такая мысль?

– Общество стоматологов – это не наша идея, а полностью инициатива самих стоматологов. Надеюсь, что она будет иметь количественное развитие.

– Отсюда пойдут православные зубоврачебные кабинеты?

– Да, нет, конечно. Общество не ставит задачей создавать клиники, просто это объединение медиков, разделяющих православные взгляды и, возможно, что с помощью такого объединения число православных стоматологов будет расти. Они решают в обществе нравственные, может быть какие-то идеологические проблемы, оказывают друг другу помощь, но не занимаются с его помощью коммерцией. Я, честно говоря, слабо контролирую этот процесс: участвовал в нескольких заседаниях общества, так сказать, напутствовал, и надеюсь, что это движение будет развиваться в нужном направлении, не уклоняясь никуда.


– Не кажется ли вам сегодня определённой данью моде прибавление к профессиям титла «православный»? Понятно, что это востребовано обществом, которое среди волн определённой нестабильности чувствует неколебимую нравственную высоту Церкви. Но когда читаешь в рекламных объявлениях «православный таксист» или даже «православный сантехник»,
то невольно на уста просится улыбка: это что же, значит, гайки он вместо мата крутит с молитовкой?

– Я никогда не возьму сам и не посоветую другим брать, куда бы то ни было на работу человека только потому, что он объявляет себя «православным». Это нонсенс. На работу нужно брать профессионала, с вероисповеданием это никак не связано.

– Но ведь, считается, и не без оснований, что православный христианин не будет врать, воровать, приходить на работу пьяным, разве не так?

– Это всё подразумевается, но этого мало. Мы живём сейчас в таком обществе – я пытаюсь уйти от резких слов – в обществе, которого не существует. У нас просто нет никакого общества…

– Как это понимать?

– Вот так и понимать. Есть отдельные личности, какие-то группировки по профессиям, интересам, которые выживают в тех рамках, которые им удалось как-то оформить и огородить вокруг себя. Искать среди них какие-то «столпы» и твёрдые основания нет никакого смысла.

– Получается, что когда какие-то компании, группы людей пытаются в своей коммерческой деятельности использовать «православный бренд», то они во многом злоупотребляют доверчивостью людей?

– Да, это часто именно так и бывает.

– У вашего храма есть ещё одно интересное направление работы – детский православный палаточный лагерь «Лесной городок», который вы организуете каждое лето. А это откуда пошло?

– К нам пришли несколько лет назад интересные ребята из филиала организации, которая называется «Норд-Русь» – Национальная Организация Добровольцев. Её сфера деятельности – внешкольное воспитание детей и юношества в православном, патриотическом духе. Они рассказали, что ведут начало от движения «потешных», основанного по наказу государя Николая II педагогом Антиохом Луцкевичем в 1908 году как ранняя подготовка к воинской службе. Затем этот опыт в виде «дружины юных разведчиков» развил и расширил, сделав всероссийским, штабс-капитан Пантюхов. А после него уже в эмиграции в Югославии выдающийся общественный деятель Русского Зарубежья Борис Мартино создал Организацию Российских Юных Разведчиков. Это движение иногда называют «православным скаутством», хотя это и не совсем верно.

Сначала я отнёсся к ним с осторожностью, но присмотревшись внимательнее и получив благословение священноначалия, пустил их под своё крыло без всякой официальной «вывески». Это стало называться «Детским историческим клубом» при приходе. Ныне в нём состоят 40 подростков. Главное отличие этого движения от скаутского – то, что оно имеет под собой колоссальную педагогическую базу. Московской Духовной Академией и приходом нашего храма выпущены уже две книги по организации приходской работы с детьми: «Малыши на приходе» и «Дети на приходе: опыт создания подросткового объединения». Первая излагает принципы составления комплексных программ работы с детьми младшего школьного возраста (6–10 лет) и конкретные рекомендации, которые помогут организовать систему занятий с детьми в церковной общине. Вторая – обобщает опыт работы не только приходского детского клуба и летнего лагеря, но и многих поколений православных педагогов.

– Что ждёт детей в вашем лагере?

– Сам лагерь у нас организуется каждый годс православной школой села Рождествено, что в Тверской области, и «Русской Школой» Твери на полуострове между реками Созь и Чернавка. Там чудесная природа: сосны, земляничные поляны. За две смены в программе лагеря принимают участие до ста детей от 8 до 12 лет.

Традиционно лагерь разбит на четыре «дозора» (Северный, Южный, Западный, Восточный) – это такие небольшие отряды по 10–12 человек, которые живут немного обособленно, собираясь на общие дела и занятия. Это позволяет сохранить тихую атмосферу, где каждый дозор живёт своей насыщенной жизнью. В лагере присутствует и вся «походная» романтика: с кострами, дежурствами, ориентировкой в лесу, рыбалкой. С ребятами занимается профессиональный орнитолог. Мальчики учатся фехтовать на мечах и другом историческом оружии, девочки делают тряпичных кукол, плетут бисерные украшения и красивые пояски. Разумеется, всё делается с молитвой.

– Какие самые главные «установки» и навыки должны вынести дети из занятий в историческом клубе и летнем лагере?

– Быть верным Богу, Родине, чести – есть такая формула. Главные же навыки – это духовное оружие в виде православной молитвы, православного миросозерцания, которое прививается без надрыва, в игре, но твёрдо и последовательно.

Люди, которые развивали это движение в эмиграции, находились в отчуждённой, часто враждебной среде и хотели духовно вооружить своих детей. Сегодня мы делаем попытку «реставрировать», возродить заново те русские православные начала и их носителей. А реставрация эта может произойти только силою Святого Духа и только в Церкви. Отец Иоанн Крестьянкин, совершенно искренне не считавший себя кем-то особенным, говорил, что для того, чтобы на русской земле появились такие люди, как он, должны смениться пять–шесть воцерковлённых поколений. Может быть, мы первое поколение, а может быть, ещё «нулевое». Мне сорок лет, про наше поколение отец Иоанн Крестьянкин сказал «миленькие, но гниленькие». И вот нам надо каждому из этого «поколенческого» болота на твёрдую почву выбираться.

В минувшее воскресенье отметила 65-летний юбилей блистательная актриса Екатерина Васильева. После разрыва со вторым мужем - Михаилом РОЩИНЫМ звезда неожиданно оставила сцену и кинематограф, и посвятила себя Богу, став прихожанкой храма Софии Премудрости Божией. Ее единственный сын Дмитрий стал священником. С 1997 года актриса вновь начала сниматься, но с церковью остается неразлучной. Словно отмаливает грехи, совершенные в мирской жизни.
- На свой юбилей 15 августа Катя меня не позвала, - посетовал Рощин. - Последний раз она приезжала ко мне на дачу в Переделкино в прошлом году, когда еще была жива моя жена Таня. Я тогда не стал Кате говорить, в чем ее главный грех, но хочу через вас ей это передать.


Потерю последней жены - Татьяны Бутровой, которой не стало в марте этого года, 77-летний драматург до сих пор не может пережить. Он даже не поехал на похороны друга - драматурга Михаила Шатрова: настолько плохо себя чувствовал. Сейчас, когда жизнь, по его словам, прожита, Михаил Михайлович решился рассказать правду о том, почему его бывшая жена Катя так истово молится в храме и по какой причине они развелись.

Катя Васильева - человек необычайного таланта и такого же дурного нрава, - начал свой рассказ Рощин. - То, что ей Богом намечено, портит из-за несносного характера.

С журнального столика Михаил Михайлович взял журнал, где опубликовано интервью с Васильевой:

Вот здесь Катя перечисляет свои грехи, которые теперь отмаливает: «Я лгала, пила, разводилась с мужьями, аборты делала». Она надеется, что ее в царство Божие примут очищенной. Катенька, не это - твой самый страшный грех. Он в том, что ты только себя одну и любила всю жизнь. Приходят на память слова Фаины Раневской: «У нее всегда было такое выражение лица, будто ей под нос подсунули говно». Такой и у Кати нрав. А как же главная заповедь, Катенька: «Возлюби ближнего, как самого себя»?

Сейчас, когда вы одиноки, нужен уход близкого человека. Не хотели бы увидеть Васильеву возле своей кровати?

Я переживаю за нее, потому что безумно любил. И она любила меня по-своему, насколько позволял эгоизм. Как сказал мой друг Олег Ефремов: «Ну что ты, Миша, плачешь? У нее нет органа, которым любят». Помню, как после инсульта я прилетел из Америки в Москву. Мы ехали из Шереметьево в Переделкино. По дороге Катя просит остановиться и сходить за картошкой. У меня сердце больное, а она меня навьючила. Это лишь один из примеров.

Эффект бумеранга

Роман Васильевой и Рощина случился еще при ее первом муже - режиссере Сергее Соловьеве. Высокая, яркая, с рыжими волосами, она словно манила своей необычной свободой. Как вспоминал покойный ныне писатель Александр Александров , Катя могла выпить, выругаться и закрутить интрижку: «Когда мы с ней после накануне выпитого спиртного оказались утром в одной постели, она потащила меня каяться к мужу Соловьеву. Он был моим другом, но после этого наши пути разошлись».

Сергей Александрович принял раскаявшуюся жену обратно. Но та вдруг влюбилась в драматурга Рощина. Ее не смутил тот факт, что Михаил был женат на актрисе Лидии Савченко. - Я думаю, Сергей Александрович все знал про нас с Катериной, - вспоминает Рощин. - Катя и ушла от него из-за меня. Я был безумно в нее влюблен, в эту гремучую смесь таланта и дурного нрава.

Все, что пришлось перенести Соловьеву, бумерангом вернулось к самой Васильевой. Однажды она застала мужа в постели со своей подругой Ириной.

Ирина просто была поводом, - уверяет Рощин. - Не она стала истинной причиной нашего развода. Ирина была подсобной работницей: она мыла пол, помогала по дому, водила нашего сына в детский сад. Когда я остался с Митей после развода, то позвал Ирину, Митю оставить мне было не с кем.

Рощин первым подал на развод с Васильевой. А бывшая подруга Ирина вскоре заняла ее место.

Никакой попытки примирения со стороны Кати не было. Даже когда она уже ходила в церковь и можно было помириться, она этого не сделала. А Ирина меня женила на себе.

Привезла на дачу тетю из загса и зарегистрировала брак. Я прожил с ней несколько лет, но эти годы были невеселыми. Как только пришел в себя, развелся и женился на Татьяне.

Самое интересное, что Ирина родила от меня мальчика. Алексею уже 25 лет, и его судьба меня беспокоит. Он не учился и ничем не увлекался. Я пытаюсь ему как-то помочь.

Наследственная болезнь

Причину развода с Васильевой Рощин объясняет так:

Нам надо было расстаться, резко и категорично. Катя так пила в то время, что спасения, казалось, не было. Поэт Васильев, отец Кати, был известный пьяница. Катя знает, что это - наследственная болезнь. В каких только клиниках она не лечилась, ничего не помогало. Но встретила священника отца Владимира, который помог ей вылечиться от алкоголизма. Думаю, она искренне стала верующей, иначе бы ничего не получилось. Год назад, когда мы встретились, она только пригубила бокал шампанского. Я понимал, что мальчик без матери не может, и отдал ей сына, а она стала таскать его с собой в церковь.

Дмитрий Рощин стал священником в том же храме, где работает казначеем его мать.

С сыном у нас хорошие отношения, - говорит Михаил Михайлович. - Я пытался понять, как он пришел в церковь. В детстве, когда мы с Катей ездили по Подмосковью и заходили в храмы, Митя бежал оттуда, словно резаный.

Я рассказываю ему об этом, а он понять не может, как такое могло происходить. Но он мне сказал однажды, будто отрезал: «Я про это сейчас знаю намного больше, чем ты. Поэтому ты меня не одолеешь». Я верю, что он искренне верит в Бога. Больше к этой теме мы не возвращались. В отличие от мамы своей он любит людей. Для меня это - главное.

Первую невестку не признала

Дело было в студенческие годы, и отношения носили гражданский характер. Сын Екатерины Васильевой Дмитрий Рощин учился во ВГИКе на курсе Сергея Соловьева, и красавица-однокурсница Елена Корикова буквально вскружила ему голову. Вступившей на путь служения Господу Васильевой избранница сына не нравилась. Она сделала все, чтобы их отношения прекратились.

Я читал про эту историю в журнале, - говорит Михаил Рощин . – Сын мне сам ничего про эту девушку не рассказывал. Вполне могло случиться, что тут вмешалась со своим дурным нравом Катя, и они из-за нее разошлись.

Мальчика, которого родила Елена Корикова , никто из семейства не признал. Дмитрий вскоре стал священником в храме Святого Антипы, где казначеем работает и его мать. Отец Дмитрий нашел себе скромную девушку по имени Любовь, на которой вскоре женился.

Я горжусь своими внуками, - говорит Рощин. – Их у меня шесть. Они часто навещают меня с Дмитрием и его матушкой Любой.

Грехи земные

Екатерине ВАСИЛЬЕВОЙ приписывают многочисленные романы, особенно в тот период, когда она состояла в браке с Сергеем СОЛОВЬЕВЫМ.

По утверждению Михаила Рощина, от него Екатерина не сделала ни одного аборта. Соловьев тоже утверждает, что от него она не беременела. Сама же актриса признавалась в интервью в этом своем грехе. Получается, что детей она зачинала от внебрачных отношений. В театральных кругах судачили о ее связи с известным актером Константином Григорьевым. Тогда газеты писали: «Он покорил сердце самой Васильевой!».

Григорьев в 1984 году перенес несколько операций на мозге и потерял речь. Оставшись инвалидом, он продолжал играть немые роли во МХАТе, но вскоре оттуда уволился. Кто знает, может, именно из-за этой трагедии Екатерина Васильева и ушла на время в Толжский монастырь? В 2007 году Константин Григорьев умер от рака.

А вот о романе с поэтом Геннадием Шпаликовым известно достоверно. Писатель Александров в своей книге рассказывал:

«За неделю до самоубийства Гена (Шпаликов) рассказал мне замечательную историю:

Знаешь, из-за чего мы расстались с Сережей Соловьевым? Запили мы как-то с Катькой и переспали попьяни. Я же не знал, что произойдет дальше. А она взяла меня за жабры и повезла к Сереже каяться. «Мы, - говорит мужу, - такие вот - растакие, согрешили!» Соловьев стал кататься по полу и кричать: «Катя, что ты наделала?!»

Соловьев знал об измене жены

Режиссер Сергей СОЛОВЬЕВ познакомился с Екатериной ВАСИЛЬЕВОЙ во ВГИКе, где они учились на одном курсе. Поженились в студенческие годы и были вместе около пяти лет.

Я не могу сказать, чем конкретно Катя меня поразила. Она была необыкновенной во всем. Дураки говорили, что ей надо поправить нос, глаза, уши. Но сама Катя так не считала. На мой взгляд, она была первой красавицей на нашем курсе.

Семейное счастье разбилось, когда у Екатерины закрутился роман с драматургом Михаилом Рощиным.

Я знал об этой связи, - говорит Сергей Александрович. - И благодарен Рощину, что он появился в нужный момент. Наши отношения с Катей к тому времени себя исчерпали, и тут вовремя появился Михаил.

А как же роман с писателем Александром Александровым? Он рассказывал, как приезжал к вам - каяться в связи с вашей женой.

Это все бред Александрова, которому надо было бы полежать в психбольнице.

Что, на ваш взгляд, привело Катю в церковь?

Внутренние поиски согласия с самой собой. Именно в церкви она это согласие нашла.

Почему у вас не было детей?

Все время пытались их завести, но никак не получалось. Наши отношения с Катей остались замечательными. Недавно я снял ее в роли матери Вронского в картине «Анна Каренина» и буду звать ее в другие свои картины. Я не жду приглашения на Катин юбилей, приеду к ней сам. И Михаилу Рощину следовало бы сделать то же самое.

После развода с Васильевой Сергей Соловьев женился на актрисе Марианне Кушнировой, которая родила режиссеру сына Митю. Во время беременности супруги Соловьев влюбился в 14-летнюю Татьяну Друбич. Но поженились они только через девять лет. Все эти годы режиссер жил на две семьи.

Настоятель храма святителя Николая на Трех горах. В прошлом году его семья отметила 20-летний юбилей. Для прихожан храма семья настоятеля - эталон. Мужья иногда говорят своим женам: «Вот бы ты была как матушка Люба!» И получают закономерный ответ: «Если бы ты был как отец Димитрий, то и я была бы как матушка Люба!» Отец Димитрий и матушка Любовь рассказали о том, как они выстраивают отношения друг с другом и воспитывают своих восьмерых детей.

Отец Димитрий:

Брак может состояться только в одном случае - когда у него есть сверхзадача. У меня сверхзадача - Бог. Я всегда говорю, что, если убрать Бога из моей жизни, сразу всё закончится. Я могу являть любовь и внимание к окружающему миру, только находясь в Боге. Без Него всё рухнет.

Я никогда не думал, что стану многодетным отцом. И сейчас я себя им не ощущаю. Как я не чувствую, что у меня есть борода, так я не чувствую, что у меня есть брак и восемь детей. Это какая-то вещь, которая присутствует в моей жизни в рамках некоей сверхзадачи. И я люблю это всё так же, как я люблю эту сверхзадачу. Мне не тяжело это нести, я делаю это с большой радостью. То есть это действительно мое счастье, но оно заключено внутри моих взаимоотношений с Богом. Вне этого оно было бы просто невозможно.

Мы так воспитаны, что нам кажется, будто жизнь сложно устроена, а жизнь устроена очень просто. Если изначально человеку были даны правильные установки, они потом задают порядок всему. Все эти переживания человеческие, которые сейчас выливаются во всякие отклонения, поиски смысла жизни, отвратительное современное искусство, похожее на мерзкий крик умирающего существа, - всё это результат того, что человечество уже в нескольких поколениях живет неправильно. Когда жизнь выстроена правильно, она, может, не так драматически ярка, но она не так трагична, не так развалена. Если человек живет в Боге, он не занимается проблемой своих страстей, часто неисцелимых, а занимается своим развитием.

Если убрать Бога из моей жизни, сразу всё рухнет

Матушка - христианка по сути своей. Она создана для того, чтобы дарить людям вдумчивую, не сомневающуюся, жертвенную любовь. Это благодатная почва, на которую упали семена евангельские, она в этом смысле нашла себя. Я уверен, что если бы она была монахиней, было бы то же самое; если бы она была замужем за другим человеком, было бы то же самое. У нее есть определенная направленность на жертву. Это такая жертва, которая, как и настоящая любовь, не видит никаких изъянов, а если видит, то не осуждает, а страдает. Матушка, как любой человек, имеет свои неприглядные черты, но так как она реализует свое женское предназначение, все эти вещи покрываются ее трудом. Труд - это лучшее средство от всяких внутренних недугов.

Чтобы родители стали авторитетом для детей, они должны быть авторитетом друг для друга. Нужно относиться друг к другу с величайшим почтением, тогда и дети будут относиться к родителям с величайшим почтением. Это очень простой закон, никакого другого закона нет. Старшие дети должны быть воспитаны в почтении к родителям, а младшие будут брать с них пример, потому что у них просто нет другого выхода.

Нет проблемы детей, есть проблема родителей, и во всех детских несчастьях и сложностях виноваты родители

Самый сложный вопрос воспитания - сохранить детское доверие. Надо общаться с детьми, дружить с ними. Это должна быть дружба сильного с менее сильным, наполненного с менее полным. Воспитание - это переливание из одного в другое. Но все условия должны быть оговорены заранее, чтобы не возникло панибратства в этой дружбе. Должны быть очерчены точные границы, и каждый из родителей их очерчивает сам, у каждого они индивидуальны. Если границы нарушаются, это не проблема детей. Вообще нет проблемы детей, есть проблема родителей. Бывают очень сложные детские характеры, но родители - хозяева в этом общении; если мы тратим на него время, думаем о нем, выстраиваем его, то у нас всегда всё будет хорошо с детьми, потому что дети полностью зависят от нас. Все детские несчастья, ошибки, сложности - в них виноваты не дети. В них виноваты родители - и больше никто.

В многодетной семье дети не растут эгоистами, каждому из них не уделяется избыточное внимание. На наших последних мальчишках вообще никакого внимания не сосредоточено. У них нет повода возгордиться. Многодетная семья - это естественная среда, в которой ребенку проще находиться, потому что он понимает, что вокруг есть другие люди и эти люди тоже на что-то претендуют. В общем, это правильно. Многодетная семья - это система, которая воспитывает сама себя.

Матушка Любовь:

На венчании наш духовный отец Владимир Волгин сказал нам удивительную проповедь о том, что отношения мужа и жены - как цветы, которые должны принести плоды. И чем позже они созреют, тем лучше, потому что ранние плоды ненадежные, не могут дать душе достаточно пищи. Еще мне запомнился тост взрослой супружеской пары: они сказали, что важно всегда иметь чувство необходимости присутствия супруга в твоей жизни. Ощущать, что тебе его не хватает, тянуться к нему душой.

О том, сколько у меня будет детей, я никогда не задумывалась. Отец Владимир как-то сказал мне: «Скоро будешь многодетной матерью». Меня никак это не тронуло. Я просто не знала, что это такое, как это - много детей. Меня ждали удивительные открытия: оказалось, что если душа не готова к рождению ребенка, к забвению себя, придется нажать на многие выключатели своей жизни и это будет болезненно. Например, тебе хочется спать - а ты не можешь. К тушению света своей личной жизни я была не готова; начался очень сложный период моего становления.

Нужно научиться терпеть не столько другого человека, сколько себя - свое несовершенство, свои пристрастия

Вся жизнь с момента замужества - это длительный путь друг к другу. Муж и жена должны стать одной плотью - это процесс, который занимает всю жизнь. Ты узнаёшь другого человека, он тебя узнаёт. И как ни парадоксально это звучит, но в нельзя нарушать личное пространство друг друга. Несмотря на то, что вы становитесь одной плотью, ты не должен заставлять другого человека жить твоей жизнью, твоими прихотями. Нужно научиться терпеть не столько другого человека, сколько себя - свое несовершенство, свои пристрастия, свое несогласие с чем-либо.

В самом начале нашей супружеской жизни отец Владимир посоветовал мне молиться святым мученикам Гурию, Самону и Авиву - они покровители брака, помогают сохранить его в крепости и чистоте. Это вообще главное в семейной жизни - молитвы святых, духовного отца и родителей. А так - чем больше терпения и смирения, тем лучше. Любовь в браке появляется не сразу, она растет по мере становления личности. Первые чувства - это влюбленность, а потом она обтачивается обстоятельствами, совместной жизнью и становится любовью. Это произойдет вернее и надежней, если человек живет праведно, ведь в храме созидается дом души его. Я как-то читала дневник одного из Оптинских старцев; там было написано: нужно постоянно испытывать себя, в вере ты или нет. Если это перефразировать, то в семейной жизни тоже нужно постоянно испытывать себя: в любви ты или нет? Как в моем сердце возник много лет назад огненный образ батюшки, так и горит до сих пор. И если вдруг он начинает тускнеть, я понимаю, что со мной что-то не так. Потому что любовь не зависит от того, плох другой или надоел тебе. Только от тебя зависит, любить другого человека или нет. И если это чувство ослабевает, его нужно срочно возвращать, не дожидаясь, когда оно совсем остынет.

Отец Димитрий всегда был ко мне необыкновенно внимателен, делал всё, чтобы скрасить мою жизнь, превратить ее в праздник. Он старался оградить меня от быта, чтобы быт не свел меня с ума; всегда искал возможность развлечь меня, дать мне отдохнуть. Как он дарит подарки, как организует поездки - это всегда красиво, щедро.

Вся наша жизнь строится на батюшке и вокруг батюшки. Двигатель нашей жизни - личность папы. Дети очень любят его, он является для них огромным авторитетом. Особого воспитательного принципа в нашей семье нет. Разве что я стараюсь избегать каких-то вещей, которые ранили меня в моем детстве. Например, я очень тяжело переживала ежедневные походы в детский сад, мне было плохо без мамы. Поэтому я категорически не хотела отдавать в детский сад своих детей. Я не заставляю их есть, если они не хотят. Но вообще это всё вещи второстепенные. Главное - воспитать детей христианами.

Наша семья - это чудо. Я не могла бы ни представить, ни придумать себе такую жизнь. Случилось так, как и говорил отец Владимир: чем позже появится плод, тем полезней он будет душе. Сложно сказать, что нас еще ждет, но если говорить про сегодняшний день, то можно вздохнуть полной грудью и жить счастливо.

Загрузка...