docgid.ru

Сценарий мероприятия о собаках в библиотеках. Развлекательно-познавательная программа "Всё о собаках". конкурс: «Верные друзья»

Цели программы:

  • Узнать интересные факты из истории происхождения пород и жизни собак.
  • Вспомнить или познакомиться с произведениями, в которых встречаются собаки как главные или второстепенные персонажи.
  • Воспитывать сострадание, бережное отношение к “братьям нашим меньшим” и особенно бездомным животным.

Подготовительная работа.

За две-три недели объявить тему и предложить ребятам:

  1. Вспомнить произведения художников, поэтов, писателей, где есть собаки.
  2. Принять участие в фотовыставке “Собака - лучший друг” (или выставке рисунков).
  3. 3) Конкурс сочинений или мини-рассказов про собак - домашних питомцах.
  4. Вспомнить пословицы и поговорки, крылатые слова и выражения про собак.
  5. Подготовить слайды, картины, чистые листы, карандаши.

Организация программы.

  • Подготовить стенды, где будут размещаться фотографии, лучшие сочинения и рисунки.
  • Приобрести призы и подарки.
  • Приготовить зал.
  • Продумать систему оценок (в виде косточек, “бобиков”, и т.п.)

Визитка.

Команды говорят название и девиз.

Разминка. Карточки-буквы перевёрнуты и перемешаны. Чтобы найти правильные – нужно отгадать загадки:

с о б а к и
С – А -

За тобой плетется,
Хотя на месте остаётся. (след)

На окне стеклянный пруд,
А рыбачить не дают. (аквариум)

О – К -

Накормишь - живёт,
Напоишь - умрёт. (огонь)

Я в тайге, и в океане
Он отыщет путь любой.
Умещается в кармане.
А ведёт он за собой. (компас)

Б – И-

Сели птицы на страницы,
Знают быль и небылицы. (буквы)

Тебе дано,
А люди пользуются (имя)

Итак, как вы уже догадались, наша программа посвящена СОБАКАМ.

Вступительное слово.

Кто из нас в детстве не мечтал о собаке? Жизнерадостное, ласковое, любящее существо с преданными глазами. Любящее беззаветно и самоотверженно. Способное разделить и радость и горе. Конечно мечта о собаке - мечта о друге, чья любовь к нам гораздо больше гой заботы, которая требуется от нас.

Много тысяч лет назад дикая собака подошла к костру первобытного человека и стала его верным другом. Человек кочевал с места на место, добывая средства к существованию. Помогала ему в этом собака, великолепное чутьё которой, быстрота ориентации делали её неоценимым союзником людей.

Среди собак встречаются злые, агрессивные, трусливые, но предательство собаки дело неслыханное. Наоборот, ради хозяина они готовы на всё.

1 конкурс.

Объясни смысл “крылатых выражений”:

Ходить на задних лапках - выслуживаться, подлизываться
Слюнки текут - ждать чего-то вкусного, приятного
Вот где собака зарыта л с- к с- п?.ться до сути, узнать истину - докопаться до сути, узнать истину.
Гладить против шерсти - говорить гадости, разозлить, раздражать
Держать нос по ветру - контролировать ситуацию
Держать ухо востро - быть осторожным, насторожиться
Окатить холодной водой - опозориться, оконфузиться
Собаку съесть - быть асом в чём-либо, хорошо разбираться
Спать без задних ног - очень устать, ничего не слышать
Собачья преданность - быть очень верным
Спустить всех собак - быть чем-то недовольным, ругаться
Идти по следу быть на правильном пути, догонять

2 конкурс.

Литературная дуэль . Назовите произведения художественной литературы, героями которых являются собаки:

(Варианты:

Чехов А.П. “Каштанка”, Казаков Ю. “Артур - гончий пёс”, Тургенев И.С. “Му-му”, Троепольский Г. Н. “Белый Бим Чёрное Ухо”, Толстой Л.Н. “Лев и собачка”, “.Булька”, Дойл А.К. “Собака Баскервилей”, Джером К. Джером “Трое в лодке, не считая, собаки”, Куприн А.И. “Белый пудель”, “Барбос и Жучка”, Носов Н. “Бобик в гостях у Барбоса”, Стихи А. Барто, С Маршака. С.А. Есенин “Дай, Джим, на счастье лапу мне”,“Ехал Ваня на коне”, “У попа была собака”).

3 конкурс.

Озвучь рассказ.

Командам раздаются комиксы. За 3 минуты нужно придумать надписи, комментирующие рисунки. (Рисунки отобраны на конкурсной основе заранее).

4 конкурс.

Чудесные превращения.

Преврати одно слово в другое, изменяя при этом в каждом новом слове одну букву.

Пёс - Кот, Кот - Пёс, Кис - Гав, Гав - Кис и т.д.

(Например: Пёс- пас - пат - кат - кот; Кот - кит - кат - пат - пас - пёс)

(Кис - рис - тис - тёс - пёс - пас - паз - газ – гав).

5 конкурс. Киногерои.

Назовите фильмы, где главные роли исполняли собаки.

(“Участок”, “Капитан Рэкс”, “Лесси”, “Катс и его собака:”, “Ко мне. Мухтар”, “Возвращение Мухтара”, “Белый Бим Чёрное Ухо”, “Солёный пёс”, “Собака Баскервилей” и др.)

6 конкурс.

Ирга-тренинг.

Вопросы о собаках.

1. Вспомним фразеологизмы (крылатые выражения) и их толкования. “Обвести вокруг пальца” означает обмануть, “идти по следу” - догонять, “Быть на седьмом небе” - очень обрадоваться. А через минуту вспомните, какое нужно употребить крылатое выражение, чтобы объяснить смысл фразы “докопаться до сути,
додуматься, найти истину”.

(Узнать, где собака зарыта)

2. Вспомните детскую игру с мячом. Одна команда становится за круг, и участники бросают друг другу мяч. Они - лисички, а вот как называют команду соперников, находящуюся в кругу и пытающуюся отобрать мяч вы ответите через минуту.

(собачки)

3. Гениальный сыщик из произведения “По следам Бременских музыкантов” обладал
животными навыками: орлиным взором и... Дополните список через минуту.

(нюх как у собаки)

4. М. Боярский, Н. Караченцов, А. Джигарханян, М. Терехова и др. Эти популярные
артисты снимались в музыкальной кинокартине, поставленной по пьесе Лопе де Вега...? Жду ответ через минуту.

(Собака на сене)

5. У этого “мультяшного” героя к перемене погоды то кости ломило, то лохматость понижалась. Через минуту вы назовёте мультфильм и персонаж.

(Пёс Шарик. “Трое из Простоквашино”)

6. Звёздная роль этого пса - друг участковою Кравцова (Сергей Безруков) в сериале “Участок”. Настоящая кличка - Цезарь. Па кинопробах Цезарь вёл себя на редкость

профессионально. Ожидая вердикта, направился к зеркалу.

Не дойдя до него сантиметров десять, замер. Посмотрел на своё отражение, подумал и... заглянул за зеркало. Никого там не обнаружил, вернулся, снова посмотрел на отражение. И так несколько раз. За кадром во время съемок остались воспоминания, как вся съёмочная группа боролась с обильным слюнотечением Цезаря. И даже родилась шутка: “Не стой под слюной!”. Назовите породу Цезаря.

(бладхаунд)

7. Жители Китая очень практичный народ. Поэтому всех собак они делят на сторожевых, охотничьих и.... Жду ответ через минуту.

(съедобных)

8. В переводе с немецкою название этой породы собак означает “Лужица”. Это объясняется тем, что предки этой породы охотились в воде.

Что это за порода?

9. Кто из героев Пушкина так жил?

В нетопленой конуре
Живёт, пьёт воду, ест сухие корки.
Всю ночь не спит, всё бегает да лает
- А золото спокойно в сундуках
Лежит себе...

(Барон, “Скупой рыцарь”)

10. Писатели, делая собак персонажами своих произведений, стремились показать стороны характера человека. Не случайно в русской литературе запечатлены такие широко известные, не стареющие шедевры, как “Му-му” И.С.Тургенева, “Каштанка” А.П. Чехова, “Белый пудель” А.И. Куприна.

(Гавриила Николаевич Троепольский).

11. По восточному гороскопу 2006 год- год собаки. Собака очень любит точность и порядок. Она также очень самоуверенна и целеустремленна. Кто родился в год собаки - тому присущи определенные качества. Овен - бойцовская собака, телец - очень преданная, скорпион - злобная собака, рыба- оригинальная и уникальная.
Через минуту догадайтесь, в чём уникальность рыбы - собаки?

(имеет интерес к плаванию)

12. Республика Корея планирует израсходовать 33,4 млрд. долларов на создание машины, которая возьмёт на себя часть обязанностей животных. Догадайтесь, в какой должности будет работать такая машина-робот?

(охранять границу)

13. В США существуют общественные организации, которые помогают больным оздоравливаться таким нетрадиционным способом. Опросы пациентов проводились сразу после посещения их членами этой организации. Душевное состояние пациентов оценивается по пятибалльной шкале. На вопрос как долго вы чувствуете эффект от визита этих гостей, участники опроса дают такие ответы: 12% - постоянно; 20% - в течении нескольких дней; 50% - в течении нескольких часов; 16% - в течении нескольких минут; 2% - сразу пропадает. Чем занимается данная общественная организация?

(приводит к пациентам своих питомцев - собак)

14. В каком произведении А.П.Чехова герои Иван Иванович, Фёдор Тимофеевич и Тётка вовсе не люди, хотя имеет человеческие имена?

(в рассказе “Каштанка”).

15. Кто именовал свою собаку, словом, означающим название профессии?

(помещик Полутыкин звал свою собаку астрономом. И.С.Тургенев “Хорь и Калиньгч”)

16. Кто из гоголевских персонажей брал взятки борзыми щенками?

(Судья Ляпкин-Тяпкин, комедия Н.В. Гоголя “Ревизор”)

17. Кто из гоголевских персонажей читал письма написанные собачками, и вообразил себя испанским королем?

(титулярный советник Попришин, повесть “Записки сумасшедшего”)

18. Объясни мораль басни И.А Крылова “Слон и Моська”:

“Ай, Моська! Знать она сильна,

Что лает на Слона!”

19. Объясни мораль басни И. А Крылова “Волк и Волчонок”:

“А где пастух дурак,

там и собаки дуры…”

20. Вопрос о происхождении собак до настоящего времени остается открытым. Точно не установлено, от какого предка, и в какой части земного шара произошла собака.
Древнейшие породы северных собак могли произойти от прирученного дикого

волка или гибрида волка и гак называемой болотной, или торфяной собаки. От них повели свои род пастушьи собаки. Сходство с волками имеют и ездовые лайки. Некоторые мелкие породы (шпицы, пинчеры, терьеры) произошли от торфяной собаки. А вот древнейшие породы южных собак произошли от этого дикого животного. Ареал его распространения Юго-Восточная Европа, Южная и Средняя Азия. Северная Америка. Они всегда селились возле человеческого жилья, охраняя себя от нападения крупных хищников. Кроме того, эти животные предупреждали людей о приближении диких зверей. Кто они?

21. В трудах древнегреческого писателя Плутарха и римского писателя и учёного Плиния говорится, что собаки в древние времена находили широкое применение в хозяйственной деятельности человека и в этом ремесле. Собаки высоко ценились. Например, хорошая собака в древней Германии обменивалась на двух лошадей. О большой роли собак, их исключительной преданности человеку в этом неоднократно упоминали Лукреций, Геродот, Страбон. Какое это ремесло?

(военное дело)

22. Расширялись и появлялись области человеческой деятельности. Вместе с этим претерпевала изменение и собака, верный спутник человека. Появлялись новые
породы, в которых усиливались или ослаблялись те или иные качества животного. Иногда в становлении какой-либо породы главную роль играли капризы моды. Если раньше разведением собак и формированием новой породы человек занимался почти вслепую. То бурное развитие науки и познание законов генетики помогли ему внести определённый порядок. В настоящее время в мире насчитывается более 400 пород собак. Их принято делить на три группы. Назовите эти группы.

(служебные, охотничьи и декоративные (комнатные))

23. Ещё в XVII столетии монахи августинского монастыря святого Бернара в Швейцарских Альпах разводили огромных сторожевых собак. Эти собаки прославили себя и своих хозяев тем, что во время снежных бурь они находили и спасали заблудившихся, замерзающих, обессиливших путников. Собак стали называть по имени монастыря, где их разводили. Один из героев-собак Барри, живший при монастыре в начале XIX века, за 10 лет спас от верной смерти 40 человек. Самое интересное, что эту благородную работу собаки выполняют и по сей день. Так же называют и один из перевалов в Альпах. Назовите породу этих собак.

(сен-бернар)

24. Эта собака родом с Северо-восточного побережья Канады. В формировании породы участвовали матушка природа и “его величество” случай. Считается, что предками згой породы с одной стороны были корабельные собаки, которые попали на сушу с судов, проходивших с разными целями к этим берегам. С другой - местные рабочие собаки, возможные потомки индейских собак и баскских овчарок. И ясно одно: никакая из этих собак не страдала водобоязнью. И ещё можно утверждать, что их предки были отнюдь не маленькими. Что это за порода?

(ньюфаундленд)

25. Какая кудрявая собачка названа по имени итальянского города?

(болонка, город Болонья)

26. В каком российском городе есть памятник Биму - четвероногому герою повести Г.Н. Троепольского “Белый Бим Чёрное Ухо”?

(в Воронеже)

27. В книге-справочнике “400 советов собаководу-любителю” читаем совет: “за городом можно употребить ведро, в доме поможет и стакан воды. Нужно сделать так, чтобы собака поняла связь её поступка с вашими действиями”. Когда нужно совершать такие действия?

(при наказании).

28. Если применяем свёрнутую или сложенную газету-это тоже неприятная процедура, ведь газета так шуршит. Зачем хозяин берёг эти атрибуты?

(применить в случае непослушания)

Можно распределить вопросы по турам:

Узнаем на экране ТУ - № 3-6,

2 - поговорим о породах - № 8, 23-25,

3 - читаем классику - № 9-10,14-19,

4 - собачьи “профессии” - №11-13. 21,

5 - с миру, но нитке - 1,2,7,20,22,26-28.

7 конкурс. Найди соответствие.

Учащимся предлагают иллюстрации, на которых изображены породы собак и надписи, несоответствующие им. Нужно найти соответствие.

Используемая литература:

  1. Агеев И.Д. Весёлая география на уроках и праздниках. – М.: Творческий центр, 2005 г.
  2. Дубровин М.И. Русские фразеологизмы в картинках. – М.: Русский язык,1987г.
  3. Нехаев В.Воспитай себе друга. Издательство “Детская литература”,1991 г.
  4. Петрович В., Петрович Н. Литературные викторины для детей.– М.: “Рипол классик”,2000г.
  5. Сборник загадок. Составитель Карпенко М.Т. – М.: Просвещение, 1998 г.
  6. Собака. Кто она? Библиотека собаковода. – М.: “Эра”,1992г.

Журналы:

  1. Друг. № 6, 2000 г.(статья на стр. 30.Бигль.)
  2. Мурзилка. № 1, 2006 г.(статья Е. Аленовой. Портрет с другом.)
  3. Ника. № 2,1991г.(статья на стр. 28. О хвостах.)
  4. Ника. № 3,1991г.(С. Бобырь. Потерянные в веках.)
  5. Читаем. Учимся. Играем. № 5, 2005 г; № 10, 2005 г.

Цель : воспитание сопереживания, внимательного отношения к животным, развитие способности заботиться о животных, пополнить знания учащихся любопытными и интересными фактами из жизни собак.

Оборудование : картинки с изображением собак, рисунки детей, крылатые выражения о собаках, слайды, музыкальный центр.

Звучит песня «Это знает каждый» из к\ф «Приключения Электроника»

Ведущий : На заре истории голод и страх были постоянными спутниками первобытных людей, пока они не приобрели союзников - домашних животных. И первым из них стала собака.

Ни одно домашнее животное не используется так всесторонне, как домашняя собака. Замечательные чутьё и слух, выносливость, быстрота, а главное своеобразный «ум» - все эти качества собаки привлекли человека. Все мы сталкивались с проявлением собачей преданности, с примерами самоотверженного служения человеку в самых различных условиях.

1 ученик: Собаки… Сколько их и какие они разные! В наше время человечеству служат более 400 пород. Есть совсем маленькие - они умещаются на ладони и весят не более 1\2 килограмма. И есть великаны, вес которых достигает 80 килограмм.

2 ученик: Есть длинноногие, и есть коротконогие. Есть лохматые, а есть совсем гладкие. У одних уши висят, у других торчком.

3 ученик : Одни быстрые, подвижные, другие - неуклюжие. И все они - самые верные наши друзья. И самые древние. Потому что собаки первыми из всех животных стали домашними. Конечно, люди приручили не собак, а волков и потом уже вывели множество пород собак.

4 ученик: Самые верные - потому то ни одно другое животное не предано человеку так, как собака, не служит ему так беззаветно, как это удивительное существо.

Ведущий : Есть собаки охотничьи, есть служебные, есть декоративные.

5 ученик: Охотничьи собаки помогают людям на охоте. И у каждой собаки есть своя специальность. С одними собаками охотятся в лесу на пушных зверей, лосей, кабанов. С другими - на водоплавающую дичь. С третьими - на зайцев, волков и лисиц. И на охоте они ведут себя по-разному.

6 ученик: Фокстерьеры и таксы (показ рисунка) выгоняют зверей из нор.

Лайки (показ рисунка) отыщут добычу и облаивают её, задерживают, пока не подоспеет охотник.

7 ученик: А легавые (пойнтеры, сеттеры) найдут дичь по запаху, молча застынут в стойке и этим указывают охотнику, где затаилась птица. Гончие (показ рисунка) с громким лаем преследуют зверя.

(Ведущий знакомит с другими породами охотничьих собак)

1 ученик: Кто не знает пограничных собак? Днём и ночью помогают они охранять священные рубежи нашей Родины. По поведению собак пограничники своевременно узнают о приближении нарушителя. Обнаружив следы нарушителя, пограничные собаки находят его и, если потребуется, вступают в схватку.

Ведущий : Пограничники обходили границу. Вдруг, собака Алмаз остановилась, стала нюхать траву. Шерсть у неё встала дыбом, значит, здесь прошли чужие. След привёл пограничников к большому озеру. В кустах стояла лодка. Алмаз прыгнул в неё, обнюхал и бросился в камыши. Здесь он нашёл 3-х нарушителей границы. Их связали и повели на заставу.

Трудно обойтись без собак при борьбе с преступниками. Собака-ищейка - гроза для всех нарушителей закона.

Почти 10 лет помогал работнику милиции Петру Бушмину розыскной пёс Султан, не раз спасал своего хозяина от гибели. Они участвовали более чем в 4000 операций по задержанию преступников. С помощью Султана было задержано 3000 преступников, диверсантов, раскрыто 996 преступлений.

Но шло время. Пёс состарился, потерял зрение, потом слух, и его освободили от работы, поселив в тёплом питомнике как почётного «пенсионера». После смерти собаки о ней была написана повесть, а по повести снят фильм. Правда, в фильме собаку зовут Мухтар, называется он «Ко мне, Мухтар!» и посвящён многим розыскным собакам.

2 ученик: Служебные собаки пасут и охраняют стада. (южнорусская овчарка, кавказская овчарка, пули)

В горах сенбернары спасают попавших в беду людей, ньюфаундленды спасают тонущих.

3 ученик: Во время ВОВ собаки выносили и вывозили раненных, работали связными, помогали сапёрам разыскивать мины, подтаскивали снаряды. С помощью собак было подбито 300 немецких танков.

4 ученик: Благодаря великолепному чутью, собаки освоили некоторые новые, необычные обязанности. После специального обучения они «работают» газовщиками - почуяв запах газа, лаем сообщают об этом. Геологам помогают отыскивать полезные ископаемые.

5 ученик: Человеку, потерявшему зрение, собака как бы заменяет глаза: приведёт на работу и домой, оберегает его в пути. Собака облегчает труд чабана: пасёт овец, охраняет и защищает их от хищников (восточно-европейская овчарка, южнорусская, колли).

Ведущий : Служебные собаки - очень серьёзные животные, но ведь они тоже когда-то были маленькими щенками. И как все дети, они мечтают совершать подвиги, хотят быстрее вырасти.

6 ученик:

Я не зря глаза таращу -
Я давно хочу узнать,
Как овчаркой настоящей
Поскорее можно стать.
Чтобы уши не болтались,
Чтобы стал послушен хвост,
Чтобы сразу догадались
Как умён я и не прост.
Чтобы взяли на границу
Чтоб в дозоре я лежал
Долго мне ещё учиться?
Очень долго? Очень жаль…

Ведущий : И так же, как детям, им снятся сны, в которых они совершают героические поступки.

7 ученик:

Два года прожил водолаз
И вдруг подумал мрачно,
Что никого ещё не спас,
Что жизнь его не удалась,
Сложившись неудачно.
А сколько раз в геройских снах
Он плыл в стремительных волнах,
Нырял бесстрашно в глубину,
Искал на дне, со дна тянул.
И сколько раз, ах сколько раз!
Ему спасённый лапу тряс!
А там, в толпе, на берегу,
Кричали все об этом:
«Я за медалью побегу!»
«Я сообщу в газету!
…Но просыпался каждый раз
На этом месте водолаз.

Ведущий : Сейчас всем хорошо известны и декоративные собаки. Болонки, тойтерьеры, карликовые пинчеры, японские хины, пекинесы - они живут в домах и выполняют своё главное предназначение - быть друзьями человека, делать его жизнь интереснее. Также декоративные собаки выступают в цирке.

8 ученик:

А на что способны шпицы,
Можно в цирке убедиться:
Он танцует и играет
И по карточкам считает,
Прыгает через каркас.
А таблицу умноженья
Знает он не хуже вас.
…Цирк грохочет:
«Браво! Бис!
Замечательный артист!»
Ведущий: Ребята, а что это за собаки?
Вежливые, словно колли,
Упрямые, как бульдоги,
Сильные, как волкодавы,
Умные, как сенбернары,
Храбрые, хоть на заставы,
Славным овчаркам в пару.
(дворняжки)

Песня «Мой щенок»

Ведущий : Почему-то к дворняжкам иногда бывает неправильное, несправедливое отношение. А ведь именно они, беспородные дворняжки летали в космос. Это Лайка, Белка и Стрелка, Уголёк и Ветерок, Денёк, Альбина, Белянка и др.

Многие ребята очень любят своих питомцев, ухаживают за ними, воспитывают, кормят их, смотрят, чтобы никто не обидел. И вы, наверное, переживаете, если вдруг куда-то пропала ваша собака. Так же, как и ребята из этой песни.

Песня «Люси»

1 ученик: Трудно даже представить себе, сколько подвигов, больших и малых, известных и неизвестных, совершили собаки. И не случайно во многих странах установлены памятники этим необыкновенным животным.

2 ученик: В Санкт-Петербурге сооружён памятник собаке, служащей науке.

3 ученик: В Париже есть необычный памятник. На фоне стены, изображающей горы, стоит собака с умной и доброй мордой. А на её спине - ребёнок. Малыш крепко обнял руками шею собаки. Это памятник сенбернару по кличке Барри - собаке, которая в Альпийских горах спасла 40 человек во время снежных заносов.

4 ученик: В Берлине - собаке-проводнику слепых.

5 ученик: На Аляске - вожаку упряжки Бальту, доставшему во время эпидемии лекарство в занесённый снегом посёлок.

6 ученик: В Италии - собаке по кличке Верный, который 14 лет каждый вечер приходил встречать хозяина, убитого на войне.

Ведущий: О собаках, их преданности человеку, красоте и уме можно рассказывать очень много.

Не зря о них написаны сотни книг, рассказов, стихов, сложены песни. Недаром поставлены памятники.

Каждый человек мечтает или мечтал когда-нибудь иметь собаку. И неудивительно: ведь всякому хочется, чтобы у него был верный и преданный друг. Но бывает и так. Завёл себе человек собаку, а она требует внимания, заботы. Надоели человеку эти заботы. И выбросил он собаку на улицу, предал друга. Предательство - один из самых отвратительных поступков человека. Надо помнить об этом.

Стихотворение Э. Асадова «Рыжая дворняга»

Ведущий : Надеюсь, что вы никогда не станете похожими на этих людей, никогда не предадите своего друга, будь то человек, собака или другие животные.

Песня «Пропала собака»

Итоги конкурсов: рисунки, сочинения.

Использованы материалы.

Муниципальное учреждение дополнительного образования

«Детский эколого-биологический центр г. Черемхово»

Директор МУДО ДЭБЦ г. Черемхово Зам. по УМР МС протокол №__

Матвеева В.В. _____ Толстикова С.Н. «__»________20___г.

Методическая разработка

Сценарий Дог-Шоу

«Четвероногий друг»

Козырина ЕленаВикторовна,

педагог доп.образования

МУДО ДЭБЦ, г. Черемхово

I квалиф. Категории

Черемхово, 2016

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3

Методическое обеспечение…………...………………………………………….4

Сценарий………………………………………………………………………......5

Заключение………………………………………………………………………...7

………………………………………….....8

Положение 1«Фото снарядов»…..……………………………………………... 9

Положение 2 « Стихи о собаках »………………………………………………..10

Положение 3 Текст песни «Пропала собака» ………………………………….11

Положение 4 Викторина для зрителей «Вопрос ответ » ……………………....12

Положение 5 «Оценочный лист»……………………………………………….13

Приложение 6 «Викторина для участников»…………………………………..14

Введение

Одной из главных современных проблем является человеческое равнодушие ко всему живому. Для гармоничного психо-эмоционального развития детям необходимо жить в согласии с природой, её законами и принципами. Любой педагог знает, какважно заинтересовать, пробудить у детей желание любить этот многогранный мир, где особое место отведено животным. Животные учат нас принимать и отдавать свою любовь, не бояться выражать свои чувства. Для каждого животного важна забота и внимание. Поэтому детидолжны знать, как ухаживать и заботиться о своих питомцах. Для этого и был разработан - сценарий мероприятия ДОГ-ШОУ «Мой четвероногий друг».

В ходе мероприятия участникампредоставляется возможность представить своего любимца, ответить на вопросы викторины, пройти полосу препятствий, что поможет укрепить полученные знания о собаках.

Цель: Привлечение внимания детей и взрослых к правильному воспитанию собак.

Задачи:

Укрепить у детей знания о собаках;

Развить интерес к дрессировке собак;

Воспитыватьответственное отношение к собакам.

Продолжительность: 1час.20мин.

Целевая аудитория: дети возрасте 7- 13 лет.

Может быть использована педагогами доп.образования.

Методическое обеспечение

Оформление: иллюстрации собак разных пород, картинки отпечатков лап, воздушные шары, плакат с названием мероприятия.

Методический материал : оценочный лист (Приложение5), песни о собаках

Оборудование: музыкальная установка.

Реквизит: кегли, лакомство (мясо, колбаса, сухой корм), поводки, шлейка, тоннель, бум, глухой забор(Приложение 1).

Поощрение участников: дипломы и призы.

Сценарий мероприятия

Ведущий . Здравствуйте, дорогие гости!! Как вы знаете,собака - верный друг и помощник человека с давних времён. Она первой пришла к нему из лесной чащи и при няла его покровительство. Это было очень-очень давно. Первобытный человек постоянно боролся за свою жизнь. Он прислушивался к каждому шороху, к незнакомому звуку: не под крадывается ли враг? А собака слышит то, что не слышит чело век, чувствует запахи, которые недоступны человеческому обо нянию. Особенно она чутка ночью, ведь в прошлом собака была ночным хищником. Понадобилось много веков, прежде чем хищ ник забыл дикие привычки и стал настоящим другом человека. Постепенно человек приучил собаку сторожить дом - пе щеру. Собака стала помогать человеку на охоте: отыскивать дичь, приносила её хозяину, помогала человеку защищаться. А когда человек занялся скотоводством, собака стала охранять скот. По всюду, где живут люди, рядом с ними встречают собак. Вот и сегодня наши верные друзья с нами на «Дог-Шоу Четвероногий друг» . Наши участники очень волнуются, давайте поддержим их бурными аплодисментами. Итак, мы начинаем!!!

Представление участников

Ведущий. На любых соревнования, где принимают участия собаки со своими хозяевами, присутствуют судьи, итак наша судейская коллегия.

Объявление судейской коллегии

Ведущий. Ну вот, все представлены и наш первый этап соревнования «Как я люблю свою собаку» . Участникам потребуетсяв течение 2-х минут рассказать о своем питомце(порода, кличка, как появился, повадки и.т.д.)

Максимальная оценка за данный этап10 баллов.

Прохождение этапа

Ведущий. Все породы собак делятся на три основные группы: служебные, охотничьи , комнатно-декоративные. К служебным собакам относятся овчарки, боксёр, дог, колли и др., к охотничьим - русская гончая, русская псовая борзая, лайки, сет тер, спаниель и др., к комнатно-декоративным - пудель, болонка, тойтерьер и др.Но всех их связывает одно-соблазны! Мы переходим на следующий этап соревнования «Аллея соблазнов» . Этап будет проходить на время.Участникам необходимо пройти по дорожке (шириной примерно полтора метра), на которой выкладывается лакомство и игрушки. Участникведет собаку на поводке. Ей разрешается нюхать лакомства, игрушки, но если собака возьмет что-то в пасть, то она проигрывает.

Объявление участников

Прохождение э тапа

Ведущий. Ребята, очень много посвящено стихов животным, я предлагаю вам немного отдохнуть и послушать замечательное стихотворение о собаках(Приложение2).

Чтение стихотворения

Ведущий. Мы все должны заботиться о наших четвероногих друзьях.

Ведь мы в ответе за тех, кого приручили!!!А сейчас наш следующий этап соревнования «Минута славы». З а 2 минуты участники демонстрируют наиболее интересные и выдающиеся способности своей собаки(произвольная программа).

Прохождение этапа

Ведущий. Наши собачки показали себя просто замечательно, а теперь время наших юных кинологов.Наш следующий этап соревнования «Вопрос ответ». Участники отвечают на вопросы викторины, за каждый правильный ответ 1 балл (Приложение 6).

Прохождение этапа

Ведущий. Молодцы ребята, вы замечательно справились! Ну а теперь самое время перейти кэтапу«С таканчик с сюрпризом» . Перед вами 4 стакана в одном из них находится сюрприз, ваша собака должна определить в каком стакане он находится, стаканы разрешается собаке только обнюхивать.Все немного подустали и чтобы нам немного отдохнуть, для вас прозвучит песня(Приложение 3)

Прохождение этапа

Ведущий. Ну, вот инаш последний этап соревнования «Полоса препятствий» . Ребята как вы уже заметили, перед вами расставлены снаряды: бум, глухой забор, тоннель, змейка. Вам нужно со своим питомцем быстро и без ошибок преодолеть препятствия за преодоление каждого препятствия 1 балл (Приложение1).

Прохождение этапа

Ведущий. Ну вот, наше мероприятие подошло к концу и пришловремя подвести итог, а пока наши судьи решают, кто же оказался сегодня самым лучшим, мы проведем игру со зрителями «Вопрос ответ» . (Приложение 4)

Ведущий. Наше соревнование подошло к концу. Мы приглашаем судей, объявить результаты.

Заключение

В процессе эволюции люди приручили к себе разных животных, и среди них отвели важное место собаке, научив её разным премудростям: помогать охотиться, охранять дом, перевозить мелкий скарб, пасти скот. И стала собака со временем верным другом человека…

А вот многие люди относятся к собакам как к игрушкам, видя перед собой миленький комочек шерсти им сразу хочется взять его себе, но они не задумываются, что он превратится во взрослое животное, за которое нужно нести ответственность в плохих руках собака может стать опасной.Поэтому мы должны проводить мероприятия привлекающие внимание взрослых и детей к содержанию и воспитанию собак.

Это мероприятие направлено на повышение чувства ответственности за домашнее животное. Участие в такой конкурной программе способствует сближению детей с питомцами, стимулирует юных хозяев на более глубокое познание особенностей собак и условий их содержания, расширяется их кругозор и интерес к дрессировке.

Перспективы. Провести конкурс «Собачья мода».

Список использованныхисточников

1.Бауэр М. Всегда рядом. Книга о собаках / Бауэр М.; [пер. с сербско-хорватск.В.М.Сушкова]. - М.: Агропромиздат, 1991. - 271с.

2.Кинология. Учебное пособие для вузов / [Г.И.Блохин, М.Ю.Гладких, А.А.Иванов и др.] - М.: ООО «Изд-во Скрипторий 2000», 2001. - 432с.

3.Полищук Ф.И. Кинология: Учебник для высших учебных заведений / Ф.Й.Полищук, О.Л.Трофименко. - К.: Ирпень: ВТФ «Перун», 2007. - 1000с.

4.Трофименко О.Л. Біотехнія собаки: посіб. Для вищ.навч.закл. / О.Л.Трофименко, Ф.Й. Поліщук, П.П.Лєщинський. - К.: Ірпінь: ВТФ «Перун», 2010. - 244 с.

Приложение 1

Фото снарядов

(Бум облегченный - собака проходит сверху, поднимаясь и спускаясь по лесенкам)

(Глухой забор- собака должна его перепрыгнуть. Желательно установить два, высокий забор и низкий.(Для собак разной высоты в холке )

(Змейка-собака должна преодолеть, не задев ни одной кегли или палочки)

(Тоннель - собака должна войти тоннель с одной стороны, а выйти с другой)

Приложение 2

Стихи о собаках

Собаки врать не умеют.

Всё говорят как есть.
И если хвостом метелят -
Это любовь, не лесть.
Нет у них задней мысли
В дружбе искать расчёт.
Пёс не предаст ни в жизни
друга - скорей умрёт!

Воет, когда уходим
Мы по своим делам.
Много ль друзей найдётся,
Готовых завыть по нам?
Если хозяин грустный,
Пёс ему тащит кость -
"На, похрусти, это вкусно!
От грусти должно помочь.
Не хочешь?-Вот тапочки, мячик...
Чем бы тебя ублажить?"
Сердце своё собачье
Готов он к ногам положить!
"Спасибо, дружок" - ответом
Звенящий от счастья лай.
Может как раз за это?
Все псы попадают в рай?...

Скажите мне: вы, люди, замечали,
Уткнувшись в телефоны и на стены
Глаза собаки полные печали,
Живущей возле метрополитена?

Когда она лежит, потупив морду,
Как будто виновата перед нами
За то, что от отсутствия породы
Ее не гладят добрыми руками.

Ей нужно мало для поднятья духа:
Чтоб кто-нибудь из проходящей тыщи
Остановился, и коснувшись уха
Ей положил под нос остатки пищи..

И горько мне.. особенно ночами,
Что не могу я, преклонив колено,
Забрать собаку с грустными глазами,
Живущую у метрополитена .

Приложение 3

Текст песни «Пропала собака»

Автор текста (слов): Ламма А. Композитор (музыка): Шаинский В.

Висит на заборе колышется ветром
Колышется ветром бумажный листок
Пропала собака пропала собака

Пропала собака пропала собака
Пропала собака по кличке Дружок
Щенок белоснежный лишь рыжие пятна
Лишь рыжие пятна и кисточкой хвост


Он очень занятный он очень занятный
Совсем еще глупый доверчивый пес
А дождь забияка листочек закапал
И буквы и строчки заплакали вдруг
Найдите собаку найдите собаку

Найдите собаку найдите собаку
Вернись поскорее мой маленький друг
Найдите собаку найдите собаку
Вернись поскорее мой маленький друг

Приложение 4

Викторина для зрителей «Вопрос - ответ»

1. В чем главное отличие зрения собак и человека? (У собаки черно-белое зрение)

2. Какое название получила собака, которая охраняла овечьи стада? (Овчарка)

3. Как по-другому называется шотландская овчарка? (Колли)

4. Название какой породы собак с английского просто переводится «собака»? (Дог)

5. Как звали собаку, о печальной кончине которой поведал в своем рассказе Иван Сергеевич Тургенев? (Муму)

6. Поведение главной героини комедии Лопе де Вега, Дианы, подсказало драматургу, как назвать эту комедию. Вспомните ее название. («Собака на сене»)

7. В каком произведении Михаила Афанасьевича Булгакова главного персонажа профессор Ф.Ф.Преображенский с помощью операции превратил из собаки в человека? («Собачье сердце»)

8. Какое имя получил пес Шарик в повести Михаила Булгакова «Собачье сердце» после операции? (Полиграф Полиграфович Шариков)

9. Какой сказочный пес носил на лапе часы? (Артемон в сказке Алексея Николаевича Толстого «Приключения Буратино»)

10. Какая порода собак получила свое название от европейской страны? (Спаниель от Испании)

11. Название какой породы с английского переводится как «бычья собака»? (Бульдог)

12. Как назвали Каштанку в рассказе Антона Павловича Чехова, когда она попала в цирк? (Тетка)

13. Как называется рассказ Николая Николаевича Носова, повествующий о том, как одна собака пригласила к себе в гости другую? («Бобик в гостях у Барбоса»)

14. Книга Рувима Исаевича Фраермана называется «Дикая собака Динго, или...». Закончите название повести. («Повесть о первой любви»)

15. Какая порода собак называется так же, как остров, принадлежащий Канаде? (Ньюфаундленд)

Приложение 5

Таблица «Оценочный лист»

Конкурс №1 «Как я люблю свою собаку»1-10б

Конкурс №2 «Аллея соблазнов»

Взяла-о

Невзяла-10б

Конкурс №3 «Минута славы»

1-10б

Конкурс№4 «Вопрос ответ»

За правильный ответ 1 б

Конкурс №5 «Стаканчик с сюрпризом»

10б

Конкурс №6 «Полоса препятствий»

за пройденное препятствие 1-б

Приложение 6

Викторина для участников «Вопрос – ответ»

1.Как звали собаку в басне Крылова, которая лаяла на слона? (Моська)

2.Какой породы был пес Хатико, памятник которому поставили за преданность в Токио. (Акита-Ину).

3. «Посвящается неукротимому Духу Ездовых Собак, которые доставили сыворотку за 600 миль бездорожья, ненадежного морского льда и арктических буранов из Ненаны в охваченный болезнью Ном. Выносливость. Верность. Ум». Как звали вожака упряжки. (Балто)

4.Какой породы был пес в фильме Бетховен. (Сенбернар)

5.Порода собаки, у которой синий язык! (Чау-Чау и шарпей)

МБОУ Шипуновская общеобразовательная средняя школа имени А.В. Луначарского


Собака – друг человека

сценарий внеклассного мероприятия

для учащихся 5-6 классов

Выполнила:

Крутько Наталья Александровна

учитель биологии

высшей квалификационной категории

Шипуново, 2013

Цели:

    Познакомить детей с историей одомашнивания собаки.

    Расширить знание детей о породах собак, их назначении.

    Воспитывать любовь к четвероногим друзьям.

Подготовка к мероприятию:

1. Книжная выставка «Такие верные и разные собаки».

2. Стенгазета «Собаки- существа, любящие нас больше, чем самих себя».

3. Выставка рисунков «Мой любимец».

4. Электронная презентация о породах собак.

5. Музыкальное оформление (Пропала собака, Люси)

6. Плакаты:

«Собака - не футбольный мяч. С ней приходится иметь дело и после игры», «Плохо воспитанную и необученную собаку перевоспитать трудно», «Собака в доме - это радость», « Будь человеком! Тогда тебе будет другом каждая собака!», «Они - не мягкие игрушки», «Человек - друг собаки».

Ход занятия

I .Организация класса.

II .Основная часть.

Ребята я сегодня пришла в вам со своим другом. А кто он? Я вам загадаю загадку, а вы постарайтесь узнать тему нашего занятия.

Не говорит, не поет,

А кто к хозяину идет,

Она знать дает.

Правильно, мы сегодня будем говорить о собаках. Наше мероприятие посвящено всем вам известному домашнему животному, верному другу человека – собаке. Ирландская старинная поговорка гласит: «Дом без ребёнка, собаки или кошки - это дом без любви и радости».

Первая страница «Дикие собаки».

Ученые долго спорили, но потом пришли к единому мнению, что предком собаки является именно волк, а не шакал.

В давние времена первобытному человеку потребовался друг и сторож, а так как охота тогда была главным занятием, человек позавидовал быстроте и чутью собаки, с этого и началось. Собака пришла к пещере человека и стала охотиться вмести с ним. Но человеку понадобились тысячелетия, прежде чем хищник забыл дикие привычки и стал настоящим другом. Постепенно человек приучил собаку сторожить дом-пещеру. Собака стала помогать человеку: отыскивать дичь, приносила ее хозяину, помогала человеку защищаться, вступала вместе с воинами в битву.

Ребятам раздаю шаблоны собак, они рисуют цвет шерсти, форма носа, ушки, глаза. И начинаем разговор, что вы знаети об этих признаках. Учащиеся отвечают, учитель дополняет о каждом признаке .

Цвет зависит от гена. За длину шерсти зависит гены, отвечающие за длинную шерсть, жесткую шерсть_ например у таксы там один ген отвечает.

скрученная шерсть – Спаниели, один ген рецессивный.

курчавая шерсть- разные гены.

Нюх у собаки –один из самых чувствительных среди всех домашних животных. В ноздрях у собак находиться в 40 раз больше нюхательных луковиц, нежели у человека. Нос у собаки всегда влажный потому, что через него испаряется влага, и тем самым выводится часть тепла тела, влажный нос легче определяет направление, откуда идет запах.

Слух. Человек таких звуков, которые слышит собака не слышит.

Собаки легко могут повернуть уши к источнику звука, и быстро определить откуда идет звук. Движению ушей помогает 18 мышц, которые позволяют собаке повернуть или приподнять уши.

Зрение у собаке развито меньше, чем у человека. Собака видит только серые и черные тона, более 40 оттенков серого цвета она различает.

Возраст собак:

1год собачьей жизни равен за 7 лет человеческой. В среднем собачей век 13-15 лет. У некоторых пород 15-17лет.

3х летний пес равен 26 годам человека, пес в этом возрасте полон сил.

15лет собаке она считается долгожителем прожившая до 86 лет. Собаки мелких пород дожившей до 14 лет.

Собаке крупной породы до 10 лет является долгожителем. Для догов срок жизни может стать неопределенный 8 летний рубеж.

Ребята, а что вы знаете о породах собак?

Игра с детьми по рядам, кто больше знает о породах собак?

За правильный ответ дается житон.

Раздаются на парту породы собак с описанием пород, и начинают учащиеся рассказывать о своих собаках.

Вторая страница «Породы собак».

На свете множество собак

И на цепи и просто так:

Собак служебных - пограничных,

Дворовых, «шариков» обычных,

И молодых пугливых шавок,

Что тявкать любят из-под лавок,

И тех изнеженных болонок,

И не на что уже не годных-

Бродячих псов, всегда голодных.

Первые одомашненные собаки, скорее всего, были и сторожами, и помощниками на охоте. Затем исторически сложилось деление собак на группы в зависимости от их хозяйственного назначения. Первыми появились охотничьи и сторожевые собаки, позднее - декоративные собаки, от которых не требовали никакой службы. Такая классификация пород собак является в значительной степени условной. С развитием человеческого общества область применения некоторых пород собак радикально изменилось. В наибольшей степени это относиться к охотничьим собакам, которые в настоящее время либо находятся на грани исчезновения, либо переходят в разряд домашних любимцев. Многие из них нашли применение на службе в полиции, в социальной сфере (собаки- проводники слепых).

    Пастушьи породы

    Сторожевые, розыскные и служебные породы

  1. Охотничьи

  2. Комнатно-декоративные.

Немецкая овчарка .

Распространенные крупные породы собак из группы служебных. Это смышленые, умные, легко дрессированные собаки, обладающие острым чутьем, но для этого у них должен быть один хозяин. Их используют для розыскной службы, охраны государственных границ. Немецкие овчарки чаще других пород используются для сопровождения слепых.

Лайка.

Это собака среднего роста. Для лаек характерно сухое крепкое телосложение, высокий постав заостренных подвижных ушей, хвост крючком или тугой « баранкой» закинут на спину. Эти собаки любят охотиться, бесстрашные, с молниеносной реакцией в схватке со зверем, выносливы, с живым подвижным нравом.

Пекинес.

Это небольшая комнатная собака, обладает оригинальной внешностью. Шерсть длинная, густая, прямая. Несмотря на небольшой рост, собака сильная, смелая, с чувством собственного достоинства. Собака сохраняет до самой смерти редкую игривость. К ее недостатком можно отнести то, что пекинес разборчив в еде и храпит во сне.Есть множество историй о маленьких собачках, которые держали свечи для императора или сидели возле него и лаяли, оказывая людям почести. Шли годы, и эти маленькие собачки стали особой дворцовой породой. Потом их стали называть собаками Китайской империи. Но почему же львиная собачка? Это название было обусловлено не только их внешностью. Считалось, будто именно эти собачки были воплощениями львов, которых Будда делал из своих пальцев.

Ребята, а вы можете рассказать, а собака которые вам помогала в жизни. Расскажите свои случаи.

Третья страница «Собака- помощник человека»

«У нас собаку уважают недаром:

Собака на фронте была санитаром, связистом, сапером.

Порою, собаки на танки фашистов бросались в атаку.

Да, на войне получалось и так,

Что «тигры», «пантеры»

Боялись собак.»

По всем военным дорогам прошли более 68 тысяч собак, которые внесли неоценимый вклад в дело Великой Победы над врагом.

Животные работали нюхачами, искальщиками мин, поводырями, вытаскивали раненых из развалин, вывозили с поля боя тяжелораненых, подвозили боеприпасы, грузы.

И в мирное время днём и ночью собаки помогают охранять священные рубежи нашей Родины. Они преследуют нарушителей границы, беря неразличимый порой след, помогают задерживать и обезвреживать врагов нашей Родины.

Собака – ищейка – гроза всех нарушителей закона. Она ищет следы, наркотики, украденные ценности.

Собаки облегчают тяжелый труд чабана: пасет овец, охраняет и защищает их от хищников.

Собаки поводыри - запоминают маршруты и водят по ним своего слепого хозяина.

Лабрадор Колли

Колли порода этой собаки проявляет искреннюю заботу и любовь. Чаще всего каждый год в США награждают собак- героев, при пожарах и на воде.

Эти собаки способны вынести любые детские игры, но наедине нежелательно ребенка оставлять, ваш питомец обороняясь может случайно укусить мучащего его ребенка.

Лабрадор – порода обладает высоким болевым порогам, поэтому дети могут смело брать этих собак за уши и крепко обнимать.

В освоении космического пространства собаки также сыграли большую роль. Прежде чем человек проник в космос, на разведку к звездам поднялась собака Лайка.

Человечество по достоинству оценило бескорыстную собачью службу. Во многих странах поставлены памятники собакам. В Париже поставлен памятник сенбернару Барри, спавшему во время снежных заносов 40 человек .

Памятник в Париже сенбернару Барри

Четвертая страница «Легенды о собаках»

Легенда о боксере

Бог, сотворив животных и человека, подумал, что ему понадобятся и собаки. И придумал и сотворил самых разных и могучих мастиффов, и стройных легконогих борзых и легкомысленных пуделей и прочие полезные или просто красивые породы. Но как-то всё ему не очень нравилось, хотелось создать собаку-совершенство. Не слишком большую и не маленькую, сильную и прыгучую, выносливую и очень ловкую, изумительно сложенную. И вот, наконец,модель удалась. Бог отложил ещё мягкую статуэтку собаки на просушку и ушёл отдохнуть. Свежеслепленная собака, однако, была очень нетерпелива. Она слышала, что Бог назвал её совершенством и возгордилась. Объявила себя повелителем всех собак и потребовала от них подчинения. Маленькие собаки не возражали, но большие отказались признать её первенство. Зарычали и оскалились. У новой собаки немедленно вскипела кровь, она, забыв о том, что глина ещё не затвердела, кинулась в бой на ближайшего соперника и от удара её нос сплющился. На шум прибежал Бог, забрал незадачливое творение в руки и начал смеяться. Потом пожурил собаку и сказал: занимаясь совершенством твоей фигуры, я забыл про характер. Отныне будешь менее вспыльчива и более терпелива. А твой сплющенный нос тебе останется навсегда - как память и предостережение.

А сказки о собаках вы знаети?

Литературный конкурс.

Много прекрасных стихов, повестей, рассказов и сказак посвящено собаке. Вы их, несомненно, читали. А хорошо ли запомнили? Вот сейчас и проверим.

1. Назовите любимую обувь Шарика из повести Э.Н.Успенского «Трое из Простоквашино». (Кеды)

2. Какой кличкой, созвучной названию дерева, наградил собаку А.В.Чехов? (Каштанка.)

3.Какая собака из одноименного рассказа И.С.Тургенева пала жертвой помещечьего произвола? (Муму.)

4.В какой сказке собачка гавкала: «Тяф, тяф! Старикову дочь в злате, в серебре везут, а старухину замуж не берут!» («Морозка».)

5.»Человек собаке друг /Это знают все вокруг… Из какого мультфильфа эти строчки? («Бобик в гостях у Барбоса».)

Ребята, а есть сегодня проблемы с нашим другом? Если есть назовите ее? А можно ли как-то ее решить?

Пятая страница «Не бейте брошенных собак»

«
Не бейте брошенных собак.
Их много - где кусты, заборы...
Им тяжело забраться в бак,
Чтоб перерыть очистков горы.
Не бейте брошенных собак...
И вечный голод, вечный страх
Стоит в глазах собак упреком,
Заледенел, замерз в глазах,
Замерз в глазах... Так одиноко...»

/ Р.Рождественский «Не бейте Брошенных собак...»/

Шестая страница «Викторина для любознательных»

1 тур

1. Как называется «общежитие» для собак? (псарня)

2. Где в Росси стоит памятник собаке?(Под Петербургом. пос. Колтушино, Центр имени И.П.Павлова)

3. Как звали собаку, впервые полетевшую в космос? Когда это было? (Лайка, 1958г)

4. Какая собака чаще всего мелькает на экране телевизора? (Филя, передача « Спокойной ночи, малыши»)

5. Каким собакам обрубают (купируют) хвост? (Бульдогам, доберманам и догам)

6. В чем главное отличие зрения собаки от человеческого? (Собака различает только черные и белый цвет)

Имена многих собак остались в истории. Одни – как герои книг, другие – благодаря собственным подвигам и заслугам. В этом конкурсе вам нужно вспомнить как можно больше кличек собак, собачек, щенков, псов.

Вопросы

Как звали:

1. Собаку доктора Айболита? (Авва.)

2. Собаку, помогающую деду и бабке тянуть из земли репку? (Жучка.)

3.Песика, которого Чебурашка и Крокодил Гена знакомили с Львом Чандром? (Тобик.)_

4.Маленькую собачку охотника Пульки из сказки Н.Н.Носова «Приключения Незнайки»? (Булька.)

5. Первых собак –космонавтов? (Белка и Стрелка.)

Я надеюсь, что после этого занятия, вы будете относиться к собакам с любовью, как верному своему другу, и она будет вам отвечать тем же.

Предлагаю вам сделать фото на память, можете взять моего друга на руки и он вместе с нами будет на фото.

Итог. Рефлексия. Что вы узнали на занятии?

    Сегодня я узнал…..

    Было трудно….

    Я выполнял задание…..

    Я понял, что……

    Теперь я могу…..

    Урок дал мне для жизни….

Библиографический список.

1. Ачкастова, Н.В. Я познаю мир.- М.: Издательство «Олимп», 2002.

2. Гусев, В.Г. Охотничьи собаки.- М.: Издательство «Лесная промышленность», 1981.

3. Никулина, Т.Н. Декоративные собаки.- М.: Издательство «Лесная промышленность», 1988.

4.Журнал «Читаем, учимся, играем» статья «Как собака подружилась с человеком» стр. 48-52 №7 2002год

5. Журнал» Читаем, учимся, играем» статья «Мордочка, хвост и четыре ноги» стр90-97. №7 2009год.

6.Журнал «Читаем, учимся, играем» статья «Четвероногим-за верность и преданность», №7 2007год

Государственное бюджетное образовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа п.г.т. Осинки

Название внеклассного мероприятия (игровой программы): «Мой четвероногий друг»

Возрастной адресат программы: 8 – 9 лет (учащиеся 2 – 3 классов)

Место работы: ГБОУ СОШ п.г.т. Осинки, Безенчукский район, Самарская область

Пояснительная записка

В настоящее время актуальной является проблема занятости ребёнка во внеурочное время. Как научить малыша с пользой проводить это время? Как отвлечь его от компьютера? Как научить общаться со сверстниками, с окружающими? На помощь приходит игра.

Игровая программа «Мой четвероногий друг» рассчитана на учащихся 2 – 3 классов и призвана решать следующие задачи:

  1. Расширять представление учащихся о мире собак.
  2. Развивать коммуникативные способности, уважительное отношение к окружающим, любознательность.
  3. Прививать любовь к животным.
  4. Развивать творческие, артистические способности учащихся.

Данная игровая программа позволяет отправиться в путешествие, где детям предстоит петь, танцевать, участвовать в викторинах, заниматься стихосложением, проявлять смекалку. Немаловажным элементом является соревновательная форма программы, именно в соревновании рождаются азарт и стремление покорять вершины неизведанного.

Сценарий (в том числе и стихотворный материал) сочинён автором (Чижовой С.А.).

Развлекательно-познавательная программа

«Мой четвероногий друг»

Здравствуй, публика честная!

Отложи-ка все беседы!

Вы готовы? Выступаем!

На сцене группа «Непоседы»!

Песня на мелодию «Прованс»

Приветствуем, друзья, (Слайд 1)

Сегодня вас на этой сцене!

Нам обойтись нельзя

Сегодня здесь без приключений.

Готовы танцевать

И петь для вас мы до упада.

Друзья, должны вы знать:

Аплодисменты нам награда!

Припев: Здесь и сейчас мир открывает нам шире двери.

Лишь прихвати с собой смекалку, настроенье.

Ждут приключенья. Без сомненья, откроешь много тайн.

Верь в удачу. И она настигнет. О-о!

Ребята! Я думаю, что сегодня в этом праздничном зале собрались самые весёлые и самые любознательные. И наша встреча обещает быть задорной и увлекательной. Но для начала давайте познакомимся. Меня зовут … А это мои помощники – группа «Непоседы». А теперь нам хочется узнать, как зовут вас. По команде «Громче!» каждый из вас выкрикнет своё имя. Готовы?

Громче!

Замечательно! Есть среди нас и …

Сегодня нас ждёт увлекательное путешествие в мир тайн и сказок. А чтобы интереснее было путешествовать, мы с вами разбились на 2 команды.

Те ребята, которые получили солнышко, вошли в состав команды «Солнышко». А ну-ка, «Солнышки», поднимитесь, покажитесь. Представьте, пожалуйста, своего капитана.

Те ребята, которые получили звёздочки, вошли в состав команды «Звёздочки». А ну-ка, «Звёздочки», отзовитесь. Представьте, пожалуйста, своего капитана.

Проверим, какая команда дружнее: чья команда дружнее и громче выкрикнет своё название по призыву «Громче!»?

Внимание: «Громче!»

Молодцы! Трудно вам будет соперничать. Обе команды сильны и дружны.

А ещё труднее придётся нашим уважаемым членам жюри, которым предстоит выявить сильнейшего в нашей сегодняшней встрече.

Итак, начинаем.

Первым делом определим, кому же будет посвящено наша встреча. Для этого нужно отгадать загадку:

Он пушистый и игривый.

У него нет густой гривы.

Часто он хвостом виляет

И при встрече громко лает. (Собака)

Речь пойдёт о собаке (Слайд 2) , а точнее о щенке, который совсем недавно пропал. Посоветуйте, ребята, что нужно сделать, чтобы найти пропавшего щенка? (Повесить объявление) (Слайд 3)

Спасибо, дорогие друзья! Я так и сделаю – воспользуюсь объявлением, да не простым, а музыкальным. Ребята, а вы хотите принять участие в поиске пропавшего щенка? Тогда все дружно исполняем караоке (Слайд 4) – так дружно, чтобы щенок нас услышал. Посмотрим, какая команда будет наиболее активна.

Приглашаем на сцену наших музыкальных помощников. Маэстро, музыку!

Песня «Пропала собака»

Висит на заборе, колышется ветром,

Колышется ветром бумажный листок.

Пропала собака (3р) по кличке Дружок.

Щенок белоснежный. Лишь рыжие пятна.

Лишь рыжие пятна и кисточкой хвост.

Он очень занятный (2р). Совсем ещё глупый доверчивый пёс.

А дождь-забияка листочек закапал.

И буквы, и строчки заплакали вдруг.

Найдите собаку (2р). Вернись поскорее, мой маленький друг.

Молодцы! Объявление дано. Итак, в поисках пропавшего щенка предлагаю отправиться в путешествие с незатейливым названием «Мой четвероногий друг». (Слайд 5)

ШУМ ВЕТРА. УРАГАН

Что случилось? Что за ветер? Настоящий ураган! Ветер дует вправо – наклонились вправо. Ветер дует влево – наклонились влево. А это настоящий смерч (вращение).

Вот так занесло нас – прямо в Сказочную страну! (Слайд 6)

Напомню, что в Сказочной стране для исполнения желания (а нам надо найти пропавшего щенка) нужно пройти 3 испытания.

От такого урагана в Сказочной стране всё перемешалось, всё перепуталось. Приглашаю вас заглянуть в гости к сказочным героям. (Слайд)

Шапокляк и Хоттабыч

Ведущий: Речь пойдёт об этой даме.

Вы её узнайте сами:

Пакостит, вредит, шалит.

Людям ни за что грубит.

Делает всё кое-как,

Потому что … (Шапокляк).

По дорожке она шла

И кувшинчик вдруг нашла.

Шапокляк: Что за прелесть? Что за чудо? (Появляется старик Хоттабыч)

Напугал, дед! Ты откуда?

Хоттабыч: Джин я, госпожа. Спасибо!

Как же здесь у вас красиво!

Наконец, освободился!

Сколько лет я здесь томился! (Берёт кувшин)

Шапокляк: Ты не болен, старый дед?

Как ты влез сюда?

Хоттабыч: О, нет!

Заколдован я жестоко.

Сам я родом аж с Востока.

Шапокляк: Где твоя трахти-бидох?

Борода где? В чём подвох?

Госпожа теперь тебе я!

Право я сейчас имею

Загадать всё, что хочу:

Самолёт! (Слайд 7) Как полечу!

Нет! Хочу я BMW (Слайд 8) ,

Чтобы мчаться по шоссе.

А ещё хочу…

Хоттабыч: Старушка,

Получи свои игрушки! (Слайд 9)

У тебя одно желанье

Лишь осталось…

Шапокляк: Наказанье!

Ты кого назвал старушкой?

Доходяга ты с макушкой!

Слушай, дед, ты госпожу –

Вот что я тебе скажу:

Лезь в кувшин скорей обратно!

Ну и как? Тебе приятно? ...

Боже мой! Что натворила?!

Я желание сгубила!

Тук-тук-тук! Любезный дед!

Выходи скорей!

Хоттабыч: Обед

У меня уже начался.

Я с тобою замотался!

Спать пора мне год, другой.

Всё. Пора мне на покой!

Шапокляк: Ах, я глупая девчонка!

Был же милый старичонка!

Надо было не грубить.

Надо дружно с людьми жить!

Помните, друзья, об этом!

Добру учит сказка эта!

Почтальон: Тук-тук-тук!

Шапокляк: Кто там?

Почтальон: Это я – почтальон Печкин. Принёс журнал «Мурзилка»! Тьфу ты!

Телеграммы я принёс.

Шапокляк: Бросьте их! Я столько слёз

Пролила, вас ожидая.

Почтальон: Бабушка, вы кто такая?

Шапокляк: Ах, ты, глупый мужичонка!

Получи!

Почтальон: Вы что? Легонько!

Шапокляк: Легче некуда, лопух!

Почтальон: Вы пронзаете мой слух!

Шапокляк: Я не так сейчас пронзю!

Оревуар, друзья. Спешу!

(Чижова С.А.)

Итак, сказка – ложь, да в ней намёк, добрым молодцам урок. Ребята, чему же научила вас эта сказочная история? (Быть вежливым)

Посмотрим, что за телеграммы принёс почтальон Печкин. … Вот оно что – телеграммы от известных собак.

Конкурс № 1 «Узнай известного пса»

Внимание командам – объявляется 1 конкурс нашего путешествия, в которое мы отправились в поиске пропавшего щенка. Это конкурс «Узнай известного пса». (Слайд 10)

Всё очень просто: зачитывается телеграмма; поднимается рука; жюри определяет, кто был первым; заслушивается ответ; определяется верный.

Итак, определите, от кого телеграмма.

ТЕЛЕГРАММЫ

  1. « Я - друг дяди Фёдора и Матроскина». (Шарик)
  2. «Я горда тем, что лаяла на слона» (Моська)
  3. «Я дружу с Мальвиной и Буратино» (Артемон)
  4. «Я участвовала в вытягивании репки» (Жучка)
  5. «Я путешествовала вместе с Элли в Изумрудный город» (Тотошка)
  6. «Я – герой сказки Н. Носова, побывавший в гостях у Барбоса» (Бобик)
  7. «Я – герой рассказа Н. Носова, прокатившейся «зайцем» в чемодане с дырочками» (Дружок)
  8. «Я – друг семи богатырей, пытающийся спасти царевну от проделок мачехи» (Соколко)
  9. «Я – пёс из кинофильма «Приключения Электроника» (Рэсси)

Первый конкурс завершён. Слово жюри. (Результаты выносятся на табло)

Конкурс № 2 «Конкурс капитанов»

В следующем конкурсе нашего поединка честь команды будут отстаивать капитаны. Объявляется конкурс капитанов. (Слайд 11) Капитаны, на сцену!

Не секрет, что маленький щенок требует особого ухода. А знаете ли вы, уважаемые капитаны, что необходимо, чтобы содержать щенка?

А это мы сейчас проверим. Перед вами изображение предметов по уходу за различными животными. За ограниченное время (пока будет звучать музыка) вам нужно выбрать только то, что необходимо для щенков. Итак, начали. (Звучит «Финская полька»)

Проверим.

Слово жюри.

Конкурс № 3. Викторина «Породы собак»

Ну и, наконец, пришло время 3 конкурса. Объявляется викторина по определению пород собак. (Слайд 12) Вниманию команд предлагается изображение собаки. Кто первым поднимет руку, тот и называет породу собаки. Одновременно проверим наблюдательность команд – помнят ли они, как выглядел пропавший щенок. Кто первым даст знать, что на экране появился пропавший щенок, тот принесёт своей команде дополнительный балл. Ну, а уважаемое жюри, как всегда, просим быть на чеку.

ПРЕЗЕНТАЦИЯ «ПОРОДЫ СОБАК» (Слайды 13-40)

Так какова же порода пропавшего щенка? (Сенбернар)

Замечательная порода. Этих псов на горных перевалах обучали спасать людей, находить их под снегом, отогревать и показывать верную дорогу. Так было спасено множество людей, попавших в беду.

Наступило время подведения итогов. Слово жюри.

Основные конкурсы завершены, но до окончания нашего путешествия жюри вправе добавить баллы более активной команде.

ВЫСТУПЛЕНИЕ ЖЮРИ

Ребята, с вашей помощью мы прошли 3 испытания в Сказочной стране, но почему же пропавший щенок не объявляется? Наверное, нужно произнести волшебное заклинание (Слайд 41) :

Мы так много угадали.

В сказке шли то вниз, то ввысь.

Долго, пёс, тебя искали.

Наконец-то, появись!

А вот и пропажа! (Выходит щенок и поёт песню)

Песня «Человек собаке друг»

Человек собаке друг – это знают все вокруг.

Понятно всем, как дважды два, нет добрее существа!

Лапу первым подаёт. Волю нервам не даёт.

Ещё никто не замечал, чтобы хоть раз он зарычал!

Он не лает, не кусается. На прохожих не бросается.

И на кошек – ноль внимания! Вот это воспитание!

Щенок: - Здравствуй, милая хозяйка!

Вижу, что тебе несладко.

Радуйся: я жив – здоров!

Буду защищать твой кров!

Жучке бегал я помочь (Слайд 42)

Убежала мышка прочь!

Вместе ухватились крепко –

Вытянули чудо-репку!

Есть хочу! Готовь обед!

Детворе физкультпривет!

Очень приятно, дорогие ребята, что вы не остались равнодушны ни ко мне, ни к переживаниям моей хозяйки. Так давайте же веселиться!

Вы готовы вилять хвостиком, как я? (Показ) Не слышу! Громче!

Вы готовы махать ушками, как я? (Показ) А ну-ка, вместе!

Вы готовы работать лапками, как я? (Показ) А ну-ка, вместе!

Тогда начинаем собачью дискотеку! Танцуют все!

ТАНЕЦ (Слайды 43, 44)

Замечательно повеселились. Осталось лишь накормить голодного пса. Без вашей помощи, ребята, мне не обойтись. Нужно хором закончить стихотворные строчки и определить, верно ли полученное утверждение. Если вы согласны с придуманным словом, хлопайте. Если не согласны – топайте.

Стихотворение «Обед для щенка» (Слайды)

1.Положу щенку я в миску

Эту чудную … (сосиску). (Слайд 45)

2.Есть не хочет пёс ватрушку –

Угощу его … (петрушкой). (Слайд 46)

3.Чтоб щенок работал чётко,

Положу ему … (селёдку). (Слайд 47)

4.Чтоб щенок не брызгал злостью,

Угощу его я … (костью). (Слайд 48)

5.Что ж, щенок мой молодец!

Пусть получит … (огурец). (Слайд 49)

6.Каждый день в районе часа

Ест щенок мой только … (мясо). (Слайд 50)

Большое спасибо за помощь. Как хорошо, когда всё хорошо кончается! Щенок найден, накормлен. Уж теперь-то я его от себя ни на шаг не отпущу. Всё потому, что это мой четвероногий друг. И нет на свете преданнее существа, чем собака. Именно поэтому по всему свету за преданность, смышлёность и верность собакам устанавливали памятники. Внимание на экран. (Слайды 51-56)

Загрузка...