docgid.ru

Сколько длится лфк. Формы занятий лечебной физической культурой. Двигательные режимы, включаемые в основные курсы ЛФК

Термин «лечебная физкультура» прежде всего, обозначает раздел медицины, изучающий лечение и профилактику заболеваний методами физкультуры (обычно в сочетании с физиотерапевтическими процедурами и массажем ).

С другой стороны, лечебная физическая культура является разделом физической культуры , в котором рассматривают физические упражнения для восстановления здоровья больного человека и его трудоспособности.

Вместе с тем лечебная физкультура — это самостоятельная научная дисциплина, объединенная по существующему государственному стандарту в единую научную специальность: «лечебная физическая культура и спортивная медицина с курсами курортологии и физиотерапии», имеющая шифр научной специальности 14.00.51. Это — медицинские науки . То есть специалистом в области лечебной физкультуры может быть врач с дипломом лечебного или педиатрического факультета медицинского института. Составной частью ЛФК являются механотерапия, трудотерапия и лечебный массаж. Средством ЛФК может являться любая двигательная активность: и плавание, и ходьба, и банные процедуры, и даже игры, в том случае если они применяются в лечебных целях.

Физическая нагрузка пациента во время занятий ЛФК зависит от многих условий и факторов, наиболее важными из них являются следующие:

  • Исходное положения имеет значение для правильного выполнения физических упражнений. Оно может упростить или усложнить их и сделать более легким или более трудным.
  • Величина и число мышечных групп, участвующих в упражнениях, также определяют физическую нагрузку.
  • Амплитуда движения влияет на величину нагрузки прямо пропорционально.
  • Число повторений отдельных упражнений — самый простой способ дозирования физической нагрузки.
  • Темп выполнения упражнений имеет большое значение для дозирования.
  • Ритм облегчает выполнение физических упражнений.

Оздоровительный и лечебный эффект физических упражнений от занятий ЛФК наблюдается только в том случае, если интенсивность занятия будет соответствовать определенному уровню ее пороговой величины: от ЗСМЮ % в начале и до 80-90 % в конце курса лечения.

Пороговая интенсивность определяется путем выполнения нагрузок на велоэргометре, возрастающей мощности от 50 до 500 кгм/м и больше. Увеличение нагрузок продолжают до появления изменений, свидетельствующих о пределе их переносимости.

Методические основы и формы лечебной физической культуры . Эффективность ЛФК зависит не только от дозирования физической нагрузки, но и от правильного подбора разнообразных средств ЛФК, последовательности физических упражнений при однократном занятии и в курсе лечения. В основе ЛФК лежат дидактические принципы физической тренировки: повторность, регулярность и длительность воздействия, необходимые для укрепления двигательного навыка; постепенность повышения физической нагрузки, помогающая избежать физического перенапряжения; всесторонность воздействия с помощью упражнений для разных групп мышц; доступность упражнения в соответствии с индивидуальными особенностями больного.

Выбор средств ЛФК зависит от состояния больного, назначенного ему режима двигательной активности и условий лечебно-профилактического учреждения. В кабинете ЛФК стационаров и поликлиник используют преимущественно лечебную гимнастику, утреннюю гигиеническую гимнастику, дозированную ходьбу, упражнения на тренажерах, физические упражнения в воде и плавание в бассейне, трудотерапию и механотерапию. Другие формы ЛФК и спортивные игры находят широкое применение в санаториях и реабилитационных центрах у больных, находящихся на тренирующем режиме.

Гимнастические упражнения в лечебной гимнастике для целенаправленного их применения классифицируют по анатомическому признаку (например, упражнения для рук, ног, туловища), по степени усилия мышц, активности больного (активные выполняет сам больной; пассивные — инструктор ЛФК), по характеру целевой направленности упражнения (дыхательные, на координацию движений, на равновесие, корригирующие и др.). Для усиления тренирующего действия упражнений используют резиновые ленты, гантели, эспандеры или тренажеры общего действия. Для создания условий, уменьшающих нагрузку, применяют блоковые установки и другие приспособления, изменяют исходное положение при выполнении движений (лежа, сидя, стоя, стоя с опорой у гимнастической стенки или стула), проводят упражнения в воде. Большое значение придают дыхательным упражнениям, благодаря которым обеспечивается лучшее снабжение тканей кислородом. Дыхательные упражнения, сопровождающиеся только движением грудной клетки и диафрагмы, условно называют статическими, а если они сочетаются с движениями рук, ног, туловища, то их относят к динамическим.

Гимнастические упражнения нередко проводят в музыкальном сопровождении, что повышает интерес больных к занятиям, вызывает положительные эмоции. Используя различные музыкальные ритмы, можно усиливать тонизирующее влияние упражнений или оказывать успокаивающее действие на нервную систему.

Физические упражнения в воде и плавание обладают тренирующим и закаливающим свойствами. Лечебную гимнастику в бассейне с температурой воды 25—27° применяют при лечении болезней системы кровообращения, дыхания, обмена веществ, нервной системы и повреждений опорно-двигательного аппарата. В большинстве случаев ее назначают в фазе стойкой компенсации и ремиссии хронического заболевания. При температуре 34—36° водная среда способствует расслаблению мышц, что используют для уменьшения спастических явлений и боли при движениях. В связи с этим физические упражнения в такой воде назначают больным с целью разработки подвижности суставов конечностей, позвоночника, уменьшения мышечной ригидности при спастических параличах и парезах.

Лечебную гимнастику проводят групповым или индивидуальным методами. Группы больных комплектуют по нозологическому принципу. Продолжительность занятия составляет 10—15 мин у больного, находящегося на постельном режиме, и 45—50 мин у выздоравливающих. Занятие состоит из вводной части (15—20% общей продолжительности), основной (65—75%) и заключительной (10—15%). Вводная часть включает наиболее простые упражнения, подготавливающие организм больного к физической нагрузке. В основной части занятия применяют упражнения, оказывающие тренирующее и лечебное действие, при этом поддерживается определенная интенсивность физической нагрузки, допустимая по состоянию здоровья, возрасту и физической подготовленности больного. В заключительной части физическая нагрузка постепенно снижается.

Из других форм ЛФК наиболее доступна дозированная ходьба, оздоровительное и тренирующее действие которой зависит от пройденного расстояния и темпа. Применяют ходьбу на лыжах в спокойном темпе с остановками для отдыха. В летнее время целесообразно физические упражнения сочетать с приемом воздушных и солнечных ванн. Спортивные игры (волейбол, настольный и большой теннис, бадминтон и др.) назначают индивидуально, преимущественно больным молодого и среднего возраста, обычно облегчая условия игры.

Дозирование физической нагрузки в разных формах ЛФК определяется нозологической формой, тяжестью течения болезни, состоянием больного, его возрастом и полом. При назначении ЛФК проводят функциональные пробы с физической нагрузкой (пробу с приседанием, велоэргометрию), ортостатические и другие тесты, которые позволяют определить оптимальный ее уровень. В процессе ЛФК врач контролирует адекватность физической нагрузки состоянию больного по его самочувствию, частоте дыхания, сердечных сокращений, величине АД, а у больных с сердечно-сосудистыми заболеваниями проводится запись ЭКГ

Показания и противопоказания . ЛФК применяют чрезвычайно широко, учитывая ее стимулирующее и общеукрепляющее действие. Она показана при заболеваниях сердечно-сосудистой системы в фазе компенсации кровообращения и декомпенсации I—II степени (ишемическая болезнь сердца, гипертоническая болезнь, порок сердца, дистрофия миокарда и др.), болезнях периферических сосудов, дыхательной системы (пневмония, хронические неспецифические заболевания, туберкулез), болезнях системы пищеварения (холецистит, гастрит, язвенная болезнь в фазе ремиссии, колит и др.), болезнях обмена веществ (ожирение), болезнях мочевыделительной системы (хронический нефрит, мочекаменная болезнь). ЛФК назначают в ранние сроки после операций на сердце, сосудах, легких и органах брюшной полости с целью профилактики послеоперационных осложнений и ускорения восстановления, компенсации функций.

Лечебную физкультуру применяют при заболеваниях и травмах центральной и периферической нервной системы, сосудистых заболеваниях мозга, сопровождающихся двигательными расстройствами, нарушением чувствительности и вестибулярными расстройствами, при неврозах, в пред- и послеоперационном периоде у нейрохирургических больных. Большое значение имеют занятия ЛФК у больных с заболеваниями и травмами опорно-двигательного аппарата для восстановления его функции, подвижности в суставах, укрепления мышц, коррекции деформаций, улучшения регенераторных процессов костной и мягких тканей. ЛФК используют также при ожоговой болезни и после различных ортопедических и пластических операций.

Лечебная физкультура показана беременным женщинам, при лечении гормональных расстройств, хронических воспалительных процессов в матке и придатках, опущении матки.

Общими противопоказаниями являются многие острые лихорадочные состояния и воспалительные процессы, обострения ряда хронических заболеваний, предрасположенность к кровотечению, нарастающая сердечно-легочная недостаточность, резко выраженная недостаточность кровообращения, тромбоэмболия, выраженный болевой синдром, острые повреждения до иммобилизации, большинство злокачественных новообразований. ЛФК противопоказана также при неадекватных психических реакциях на процедуру.

Вопросы для самоподготовки: «Дозирование и критерии величины физической нагрузки в ЛФК. Показания и противопоказания при назначении ЛФК»

1. Что такое ЛФК?

2. Входит ли ЛФК в раздел медицины? (пояснить)

3. В какие разделы входит термин ЛФК?

4. От каких условий и факторов зависит физическая нагрузка пациента во время занятий ЛФК?

5. Какова пороговая величина интенсивности занятия ЛФК?

6. От чего зависит эффективность занятий ЛФК?

7. От чего зависит выбор средств на занятиях ЛФК?

8. По каким признакам классифицируют гимнастические упражнения в лечебной гимнастике?

9. Для чего некоторые занятия ЛФК проводят под музыку?

10. Какими свойствами обладают занятия ЛФК в воде и бассейне?

11. Какие методы существуют в ЛФК? (охарактеризовать)

12. Как определяется дозирование физической нагрузки в разных формах ЛФК?

13. При каких заболеваниях применяют занятия ЛФК?

14. Можно ли беременным женщинам заниматься ЛФК?

15. При каких противопоказаниях нельзя заниматься ЛФК?

Тест по теме: «Дозирование и критерии величины физической нагрузки в ЛФК. Показания и противопоказания при назначении «ЛФК»
Вариант-1

1.Как расшифровывается аббревиатура ЛФК?

Б) лакто функциональные критерии

В) лечебно-физиологический комплекс

Г) лечебная физическая культура

2.Какие разделы входят в ЛФК?

А) медицина
Б) физика

В) образование
Г) культура

3.Сколько частей входит в занятие ЛФК?
А) 1
Б) 2
В) 3
Г) 4

4.Какие функциональные пробы проводят при назначении ЛФК?

А) пробу с приседанием, велоэргометрию, ортостатические и другие тесты.
Б) стойку на руках, гибкость позвоночного столба.
В) стойку на лопатках, пресс.
Г) 30’ бег.

5.Какие методы входят в ЛФК?
А) совместный, универсальный
Б) лечебный, вспомогательный
В) индивидуальный, групповой
Г) нравственный, систематический

6.Сколько длится индивидуальная процедура ЛФК?

А) 3-6 мин.

Б) 20-25 мин.

В) 10-15 мин.

Г) 5-10 мин.

7. Какие исходные положения существуют в ЛФК?

А) лежа
Б) сидя
В) стоя
Г) все ответы верны

8. Какие упражнения включает вводная часть занятия ЛФК?

А) наиболее сложные, чтобы в последующем больной быстрее вернулся в состояние покоя

Б) наиболее простые подготавливающие организм больного к физической нагрузки.
В) более двигательные и подвижные для оказания большего лечебного действия
Г) в водной части за больного все делает инструктор по ЛФК

9.С какого дня назначают занятия ЛФК?

А) с 5 дня лечения
Б) с 1 дня лечения

В) после выздоровления
Г) по желанию больного

10.Как определяется методика применения физических упражнений?
А) состоянием больного
Б) терапевтическими задачами
В) возрастом и степенью тренированности
Г) все ответы верны

11.Какая температура воды способствует расслаблению мышц?
А) 25-27°
Б) 34—36°
В) мышцы расслабляются в воде не зависимо от температуры воды
Г) 36-40°

12. Какие существуют дидактические принципы физической тренировки?

А) повторность, регулярность и длительность воздействия, постепенность повышения физической нагрузки, всесторонность воздействия с помощью упражнений для разных групп мышц; доступность упражнения в соответствии с индивидуальными особенностями больного.
Б) физические упражнения, естественные факторы природы

В) игровой, спортивный, тренировочный

Г) целенаправленность, научность, последовательность

13.Какие спортивные игры могут входить в формы ЛФК?

А) прятки, краски, два мороза
Б) только сюжетные игры

В) волейбол, настольный и большой теннис, бадминтон и др.
Г) в ЛФК могут входить любые игры

14.Какие гимнастические упражнения классифицируют по характеру целевой направленности?
А) дыхательные, на координацию движений, на равновесие, корригирующие и др.
Б) общеразвивающие упражнения
В) специальные беговые упражнения
Г) все выше перечисленные упражнения

15.Какие действия учитывают при назначении ЛФК?
А) рефлекторные
Б) корригирующие
В) активные с пассивные
Г) стимулирующее и общеукрепляющее действия


Вариант-2

Под дозировкой физической нагрузки в лечебной физкультуре следует понимать установление суммарной дозы (величины) физической нагрузки при применении как одного физического упражнения, так и целого комплекса (утренняя гигиеническая гимнастика, лечебная гимнастика и др.).

Физическая нагрузка должна соответствовать функциональным возможностям больного, не снижая или, наоборот, не превышая их: в первом случае она не даст желаемого лечебного эффекта, во втором - ухудшит состояние больного.

В лечебной физкультуре дозировка физической нагрузки осуществляется путем выбора исходных положений тела, подбора физических упражнений, продолжительности их выполнения, количества упражнений в комплексе и повторений каждого упражнения, темпа и амплитуды движений, степени усилия и сложности движений, соотношения общеразвивающих и дыхательных упражнений, использования эмоционального фактора.

Исходное положение тела . При занятиях физическими упражнениями является важным элементом регулирования нагрузки.

В лечебной физической культуре выбор исходных положений зависит от двигательного режима, назначенного врачом. Различают три основных исходных положения - лежа, сидя и стоя. И.п. лежа имеет следующие варианты: лежа на спине, на животе, на боку. И.п. сидя имеет такие варианты: сидя на стуле, сидя в постели, на ковре - ноги прямые; сидя в постели - ноги спущены. И.п. стоя имеет следующие варианты: стоя на четвереньках; основная стойка - без опоры и с опорой на костыли, палки, «ходилки», брусья, перекладину, гимнастическую стенку, спинку стула и т.д. При заболевании сердечно-сосудистой и дыхательной систем могут использоваться и.п. лежа, полулежа с высоким положением головы, сидя и стоя; при повреждении позвоночника - и.п. лежа на спине, на животе, стоя на четвереньках, полулежа, стоя.

Подбор физических упражнений . Осуществляется с учетом принципа постепенности - от простого к сложному, а также особенностей течения болезни и уровня физической подготовленности больного.

Продолжительность выполнения физических упражнений . Определяется фактическим временем, которое затрачивает больной на их выполнение; в первую очередь зависит от степени сложности упражнений.

Количество упражнений в комплексе и количество повторений каждого упражнения . Зависит от особенностей течения болезни, характера и вида упражнений, входящих в данный комплекс, продолжительности их выполнения. Например, количество повторений упражнений для мелких мышечных групп может быть больше, чем для крупных мышц.

Темп выполнения движений . Может быть медленным, средним и быстрым. В условиях стационара используют медленный и средний темп, на поликлиническом и санаторном этапах реабилитации - медленный, средний и быстрый.


Уменьшение или увеличение амплитуды движений . Позволяет регулировать физическую нагрузку.

Степень усилия при выполнении движений. Влияет на величину нагрузки. На занятиях ЛФК необходимо постепенно увеличивать нагрузки в упражнениях по мере овладения ими и роста функциональных возможностей организма.

Степень сложности движений . Также влияет на величину нагрузки. На занятиях ЛФК необходимо постепенно усложнять упражнения по мере овладения ими и роста функциональных возможностей организма.

Соотношение общеразвивающих и дыхательных упражнений . Зависит от периода заболевания. По мере выздоровления уменьшается количество дыхательных и увеличивается количество общеразвивающих упражнений.

Использование эмоционального фактора . Состоит в том, чтобы на занятиях физическими упражнениями вызвать у больного положительные эмоции, что повышает лечебно-оздоровительный эффект и отдаляет наступление утомления.

При дозировке физической нагрузки большое значение имеет также плотность занятия ЛФК . Она определяется отношением фактического времени выполнения упражнений к продолжительности всего занятия. На занятиях ЛФК плотность должна быть 50-60%; в санаторно-курортных условиях, при тренирующем двигательном режиме, она может достигать 75% и более.

Включая в занятия дыхательные упражнения и упражнения в расслаблении мышц, чередуя упражнения для различных мышечных групп, можно поддерживать высокую плотность занятия и в то же время не вызывать утомления у занимающихся.

Принципы ЛФК:

1) ЛГ должна воздействовать на весь организм больного.

2) Сочетать общеукрепляющие и специальные упражнения.

3) Соблюдать принципы постепенности и последовательности.

4) Чередовать мышечные группы, вовлекаемые в выполнение физические упражнения.

5) Упражнения выполнять ритмично с постепенным возрастанием объёма движений.

6) Вводить в лечебную гимнастику дыхательные упражнения.

7) Ежедневно частично обновлять или усложнять комплекс ЛГ, вводить 10-15% новых упражнений.

8) На последних занятиях обучать самостоятельным занятиям.

9) Соблюдать дидактические принципы: сознательность, активность, наглядность, доступность, систематичность, последовательность.

Курс ЛФК подразделяется на три периода:

1) Вводный (подготовительный) – 3-6дней. Применяют облегчённые нагрузки, щадить поражённые системы.

2) Основной (тренировочный) – используются все формы ЛФК, в соответствии с двигательным режимом для решения общих или специальных задач.

3) Заключительный – 3-5 дней. Обучение больных правильному выполнения упражнений в домашних условиях.

Процедура лечебной гимнастики состоит из трех частей:

1) Вводная – 20% (в начале курса ЛГ) , 10% (в конце курса ЛГ).

2) Основная – 60% (в начале курса ЛГ) , 80% (в конце курса ЛГ).

3) Заключительная -20% (в начале курса ЛГ) , 10% (в конце курса ЛГ).

Правила составления комплексов ЛГ (лечебной гимнастики).

При составлении примерного комплекса занятий ЛГ необходимо учитывать:

Диагноз заболевания;

Физическое развитие и степень подготовленности;

Возраст

Профессию.

Затем подбирают физические упражнения, выбирают:

И.п. (исходные положения);

Систематизируются специальные и общеукрепляющие упражнения с дыхательными

Указывают темп, число повторений, амплитуду движений, длительность комплекса;

Предусматривается постепенное повышение нагрузки, учитывается необходимость чередования мышечных групп, участвующих в упражнениях. Выбранные средства систематизируются в схеме занятия.

Пример: Схема занятий ЛГ при ИМ (постельный режим).

Вводный раздел.

Задачи и методические указания: стимулирование (улучшение) периферического кровообращения. Обучение правильному дыханию. Темп медленный.

И.п. лёжа на спине. Упражнения для мелких и средних мышечных групп конечностей в сочетании с дыхательными. Дозировка 2-3мин.

Основной раздел:

Задачи и методические указания: стимуляция вспомогательных факторов кровообращения. Подготовка к переходу в положение сидя. Темп медленный, дыхание не форсировать.


Заключительный раздел:

Дозирование физической нагрузки в ЛФК:

Изменить величину физической нагрузки при проведении лечебной гимнастики можно:

1) Выбором исходного положения.

2) Объёмом мышечных групп, участвующих в упражнениях.

3) Амплитудой движений.

4) Числом повторений отдельных упражнений.

5) Темпом выполнения упражнений.

6) Степенью сложности упражнений.

7) Степенью силового напряжения мышц.

8) Ритмом движений.

9) Точностью выполняемых заданных упражнений.

10)Чередованием мышечных групп.

11)Использованием дыхательных упражнений.

12) Упражнениями на расслабление.

13)Использованием предметов и снарядов.

14) Продолжительностью занятия.

1) Интенсивностью – пульсовым режимом. (220-возраст) 75-80%

2) Длительностью – общее время физкультурного занятия.

3) Плотностью- выражается в процентном соотношении времени фактического выполнения физических упражнений к общему времени занятий. В начале курса, в стационаре: 20-25%, в завершении стационарного лечения – 50-75%, в санаторно- курортном лечении – 80-90%.

4) Объёмом нагрузки: Большая – без ограничения выбора средства ЛФК. Средняя – исключить бег, прыжки и др. сложные упражнения. Слабая – элементарные гимнастические упражнения в сочетании с дыхательными упражнениями.

Двигательные режимы стационара:

1) Строгий постельный режим – назначают тяжёлым больным. Применяют лёгкий массаж и пассивные упражнения неполной и полной амплитуды для конечносте й по 2-3 раза в день в течении 5-10 мин и статическое дыхание (грудное или брюшное, или произвольная экономизация дыхания в зависимости от заболевания). Диафрагмальное или грудное дыхание повторяют 2-3 раза, повторяют каждый час бодрствования. Используют идеомоторные упражнения или упражнения на расслабление, или психопотенцирование. Максимальное повышение пульса рекомендуется на 6 ударов в минуту.

2) Расширенный постельный – при общем удовлетворительном состоянии. Занятия 1 раз в день по 15-20мин. И.п.- лёжа на спине, на боку, используют элементарные гимнастические упражнения для конечностей без усилий с ограниченной и постепенно возрастающей амплитудой в чередовании с дыхательными упражнениями. Также используют экономизацию дыхания, психопотенцирование. Максимальное повышение пульса рекомендуется на 12 ударов в минуту.

3) Палатный режим – ЛГ в И.п. – лёжа, сидя, стоя. Упражнения без предметов и с предметами до 500гр. Постепенно включать гимнастические упражнения для мышц туловища. Длительность занятия 20-25мин. Включают медленную ходьбу 60 шагов в минуту, на расстояние 100-150 метров. Максимальное повышение пульса рекомендуется на 18-24 удара в минуту.

4) Свободный режим – ЛГ 1 раз в день 25-30 минут, добавляют малоподвижные и подвижные игры. Ходьба со скоростью 60-80 шагов в минуту на расстояние до 1 км, с отдыхом. Максимальное повышение пульса рекомендуется на 30-32 удара в минуту, максимальное повышение систолического давления рекомендуется на 10-25мм рт ст.

Двигательные режимы амбулаторного лечения (санаторно- курортное лечение):

1) Щадящий – сходен со свободным двигательным режима стационара. Добавляют ходьбу до 3 км, купание, плавание в тёплой воде, спортивные игры. Запрещено: туризм, дальние экскурсии.

2) Щадяще –тренирующий – длительность ЛГ 45минут, плотность занятия 70-75%, включают быструю ходьбу до 4км, терренкур, спортивные игры (волейбол, баскетбол, теннис, бадминтон) , плавание, ходьба на лыжах, катание на лодках, коньках. Максимальное повышение пульса рекомендуется на 42-48 удара в минуту. Максимальное повышение систолического артериального давления на 30-35мм рт ст.

3) Тренирующий – пульс на занятии 120-150 ударов в минуту, для больных с СС заболеваниями оптимальный 120ударов, занятия в группах общей физической подготовки.

Противопоказания для ЛФК:

Чаще имеют временный характер:

1. Отсутствие контакта с больным (тяжёлое состояние, нарушение психики).

2. Острый период заболевания, и его прогрессирующее течение.

3. Сильные боли.

4. Кровотечение или его угроза.

5. Повышение СОЭ и выраженный лейкоцитоз.

6. Высокая температура тела.

7. АД выше 220/120 мм.рт.ст.

8. Частые гипер- и гипотонические кризы.

9. Частые приступы нарушения ритма сердца и коронарного кровообращения.

10. Тахикардия в покое.

11. Злокачественные новообразования до радикального лечения.

12. Необратимые прогрессирующие заболевания.

13. Глюкоза в крови выше 16ммоль\л.

1.выбор И.П.

2.подбор физ.упр-ий

3.повторяемость, темп и ритм движений

4.амплитуда движения

5.точность выполнения движений

6.степень сложности упр-я

7.степень усилия при выполнении движения

8.исп-ие дыхательных упр-ий

9.эмоц-й фактор

10.чередование мышечных нагрузок

Критерии дозировки физ.нагрузки:

Дозировка должна учитывать общий объем и интенсивность нагрузки:

1.подбор физ.упр-й (спец.и ОРУ)

2.кол-во повторений (дает возм-ть инд-но подходить к школьнику)

3.темп движения

4.плотность нагрузки (физиологич.кривая)

5.продолжит-ть процедуры (зависит от задач)

В основе остеохондроза позвоночника лежит дегенерация межпозвонкового диска с последующим вовлечением в процесс тел с позвонков, а также изменения в межпозвонковых суставах и I ном аппарате.

Остеохондроз шейного отдела позвоночника. Общие задачи ЛФК укрепление всего организма, снижение патологической проприоцептивной импульсации с шейного отдела позвоночника на плечевой пояс и с плечевого пояса на шейный отдел, улучшение кровообращения в пораженном участке, уменьшение явлений ирритации.

Частные задачи ЛФК:

- при плечелопаточном периартрозе: уменьшение болей в плечевом суставе и верхней конечности, профилактика развития нервногенной контрактуры плечевого сустава, восстановление нормальной амплитуды движений суставов;
амплитуды движений в суставах;

- при заднем шейном симпатическом синдроме: профилактика вестибулярных нарушений;

- при дискогенной ишемической миелопатии: укрепление ослабленных мышц и борьба со спастическими проявлениями заболевании

ЛГ назначают в остром периоде заболевания. В занятия вкл. физические упражнения для мелких и средних мышечных гр. и суставов, упражнения на расслабление мышц плечевого пояса и верхних конечностей, маховые движения верхней конечностью. Всеупражнения выполняют из и.п. лежа и сидя на стуле.

По мере стихания болевого синдрома в занятия вводят упр.на укрепление мышц плечевого пояса и верх. конечностей (статические и динамические), которые чередуют с махательными и упражнениями на расслабление мышечных групп. прибавляют упражнения на координацию движений, на выработку пространственного представления, на равновесие.

Остеохондроз пояснично-крестцового отдела позвоночника. Острый и подострый периоды. В периоды обострений больным реком-ся лежать на полужесткой постели, подложив под колени ватно-марлевый валик с целью расслабления мышц.

При подборе физических упражнений для занятий ЛГ в острой и подострой стадиях следует соблюдать следующие условия:

Упр-я вып-ть при полной разгрузке позвоночника

Уже на ранних стадиях заболевания вводят физические упр.на расслабление мышц туловища и конечностей.

На острой и подострой стадиях противопоказаны упр.на разгибание поясничного отдела позвоночника.

Противопоказаны «кифозирующие» упражнения, связанные с наклонами туловища вперед более чем на 15-20°. Т.к. способствуют значительному повышению внутридискового давления; смещению диска, растяжению фиброзных тканей и мышц поясничной области.

Упражнения, направленные на вытяжение позвоночника по его оси.

Примерный комплекс упражнений для больного остеохонд. пояснично-крестцового отдела (вне обострения заболевания):

И.п. лежа на спине

1. Руки в стороны - вдох, вернуться в и.п. - выдох (4-5 р)

2. Сжать пальцы в кулак и разжать с одновременным тыльным подошвенным сгибанием стоп (10-12 раз).

3. Попеременно сгибать ноги в коленных суставах, скользя стопой по полированной плоскости (10-12 раз каждой ногой).

4. Диафрагмальное дыхание.

5.Медленно поднять правую (левую) прямую ногу, согнуть стоя до угла 90°, вернуться в и.п. То же другой ногой

6.Последовательно расслаблять мышцы голени, бедра и туловища.

7.Кисти к плечам, локти соединить перед грудью. Развести локти в стороны - вдох, соединить перед грудью - выдох.

8.Руки вытянуты вперед, ладони внутрь. Вытянуть правую руку как можно больше вперед, то же левой рукой.

9. Имитировать езду на велосипеде. Следить за движениями суставов.

10. Попеременно прижать к коврику голову, лопатки, поясницу, таз, бедра, голени с последующим расслаблением мышц (экспозиция напряжения 5-7 с).

И.п. лежа на боку

1. Правая рука под головой, левая на коврике перед грудью в упоре. Согнуть в тазобедренном суставе прямую левую ногу, медленно разогнуть (6-8 раз).

2. Отвести в сторону прямую левую ногу, удержать ее в течении 5-7 с, вернуться в и.п. (5-6 раз).

3. Пауза для отдыха.

4. Правая рука под головой, левая вдоль туловища, ноги согнуты-вдох. Выпрямляя ноги, левую руку поднять вверх, потянуться-выдох (5-6 раз).

5. Правая рука под головой, левая вдоль туловища, ноги вы
лены - вдох. Согнуть ноги, максимально приблизив их к живо
выдох (6-8 раз).

И.п. лежа на животе

1. Имитировать плавание стилем брасс: на вдохе медленно развести руки через стороны - вдох; вернуться в и.п. - выдох.

2. Руки под головой, упор на пальцы стоп. Выпрямить колени и

Дозировка в ЛФК -- это суммарная величина физической нагрузки, которую больной получает на занятии процедуре.

В ЛФК лечебно-профилактические задачи дополняются воспитательными. В связи с этим большое значение имеет ряд дидактических принципов в обучении больных физическим упражнениям: сознательность, активность, наглядность, доступность, систематичность и последовательность. Принцип систематичности и последовательности предусматривает использование следующих правил:

  • а) от простого к сложному;
  • б) от легкого к трудному;
  • в) от известного к неизвестному.

Дозирование физической нагрузки в ЛФК - установление суммарной дозы (величины) физической нагрузки при применении как одного физического упражнения, так и какого-либо комплекса (утренняя гигиеническая гимнастика, лечебная гимнастика, прогулки и др.). Физическая нагрузка должна быть адекватной состоянию больного и его физическим возможностям.

Основные критерии дозировки при проведении лечебной гимнастики:

  • а) подбор физических упражнений;
  • б) количество повторений;
  • в) плотность нагрузки на протяжении процедуры (занятия);
  • г) продолжительность процедуры.

Кроме того, общая физическая нагрузка подразделяется на 3 степени. Большая нагрузка

  • (А) -- без ограничения выбора физических упражнений, применяемых в ЛФК; средняя нагрузка
  • (Б) исключает бег, прыжки и более сложные гимнастические упражнения; слабая нагрузка
  • (В) допускает применение элементарных гимнастических упражнений, преимущественно для рук и ног в сочетании с дыхательными упражнениями.

Дозировка прогулок по ровному месту определяется в основном расстоянием, продолжительностью и темпом ходьбы. Дозировка терренкура определяется длительностью, рельефом дорожки, количеством остановок для отдыха и номером маршрута. Маршруты ближнего туризма дозируются их продолжительностью, рельефом местности и темпом ходьбы, а также соотношением продолжительности ходьбы и отдыха на привалах. Дозировка оздоровительного бега (трусцой) предусматривает сочетание бега, ходьбы и дыхательных упражнений с учетом постепенного возрастания продолжительности бега. Дозировка нагрузки при купании и плавании зависит от температуры воды и воздуха, активности занимающегося и продолжительности процедуры. Прогулочная гребля дозируется чередованием движений гребца с паузой для отдыха, сменой гребцов и использованием привалов для отдыха на берегу. При прогулках на лыжах и катании на коньках дозировка нагрузки определяется продолжительностью и темпом передвижения, а также паузами для отдыха.

Нагрузка должна быть оптимальной и соответствовать функциональным возможностям больного. Для дозировки нагрузки, следует принимать во внимание ряд факторов, которые влияют на величину нагрузки, увеличивая или уменьшая ее:

Исходные положения лежа, сидя -- облегчают нагрузку, стоя -- увеличивают.

Величина и число мышечных групп. Включение небольших групп (стопы, кисти) -- уменьшает нагрузку; упражнения для крупных мышц -- увеличивают.

Амплитуда движения: чем больше, тем больше нагрузка.

Число повторений одного и того же упражнения: увеличение его повышает нагрузку.

Темп выполнения: медленный, средний, быстрый.

Ритмичное выполнение упражнений облегчает нагрузку.

Требование точности выполнения упражнений: вначале увеличивает нагрузку, в дальнейшем при выработке автоматизма -- уменьшает.

Упражнения сложные на координацию -- увеличивают нагрузку, поэтому их не включают в первые дни.

Упражнения на расслабление и статические дыхательные упражнения -- снижают нагрузку: чем больше дыхательных упражнений, тем меньше нагрузка. Их соотношение к общеукрепляющим и специальным может быть 1:1; 1:2; 1:3; 1:4; 1:5.

Положительные эмоции на занятиях в игровой форме помогают легче переносить нагрузку.

Различная степень усилий больного при выполнении упражнений: изменяет нагрузку.

Принцип рассеивания нагрузки с чередованием различных мышечных групп: позволяет подобрать оптимальную нагрузку.

Использование предметов и снарядов влияет не только на повышение, но и на уменьшение нагрузки.

Общая физическая нагрузка на занятии зависит, от интенсивности, длительности, плотности и объема ее. Понятие плотности нагрузки обозначает время, затраченное на фактическое выполнение упражнений, и выражается в процентах к общему времени занятия. Объем нагрузки -- это общая работа, которая выполнена на занятии. Равномерное без перерывов выполнение упражнений на занятии обозначают как поточный метод, общая физическая нагрузка при этом определяется интенсивностью и длительностью занятий. При интервальном (раздельном) методе с паузами между упражнениями нагрузка зависит от плотности занятий.

Опорно-двигательный аппарат занимает особое место в жизнедеятельности человека. Он включает в себя костную систему, суставы, связки, скелетные мышцы и обладает большими анатомическими и функциональными резервами (возвращение способности к движению за счет деятельности здоровых групп мышц при ранениях или атрофии какой-либо мышцы).

Человек начинает двигаться еще в период внутриутробной жизни. Шевеление плода удовлетворяет потребность мышц в движении. После рождения ребенка потребность в движениях проявляется в беспорядочных движениях рук и ног. Но такие движения целесообразны. Это приучает ребенка координировать движения, тренировать мышцы.

Известно, что малоподвижные дети нередко отстают в развитии, их слабым мышцам трудно поддерживать туловище в правильном положении, в связи с чем, обычно в школьном возрасте появляется сутулость, искривление позвоночника, нарушающие нормальную деятельность сердечно-сосудистой системы, дыхания, пищеварения.

Большинство подростков отличаются подвижностью. Они охотно бегают, много ходят пешком, занимаются спортом. Двигательная активность людей среднего и пожилого возраста значительно снижена, недостаточная мышечная активность стала распространенной у лиц многих профессий и, на их фоне возникают болезни опорно-двигательного аппарата, уменьшается жизненная емкость легких и нарушение сердечно-сосудистой системы, учащаются травмы.

ЛФК - это метод лечения и, следовательно, должна применяться строго по показаниям и под контролем.

Существует огромное количество разработанных комплексов ЛФК, мы коснемся только тех, которые человек может выполнять по разработанной методике, но самостоятельно.

Как уже упоминалось, малоподвижность характерна для многих профессий. Люди жалуются на разбитость, непонятную усталость (а ведь целый день сидят), боли в пояснице, раздражительность. Таким людям рекомендуют больше ходить пешком вне работы, в выходные дни уделить внимание физическим нагрузкам и спортивным упражнениям и играм. В то же время на работе использовать так называемую невидимую для посторонних глаз гимнастику.

ЛФК используется в сочетании с правильно организованным режимом в клинической, поликлинической, санаторно-курортной практике и в домашних условиях.

Физические упражнения изменяют реактивность организма: в первую очередь влияют на центральную нервную систему, вызывая изменение подвижности нервных процессов в коре головного мозга; корригируют функции основных систем организма (кровообращение, дыхание и др.), процессов обмена; способствуют их компенсации; влияют на эмоциональное состояние больного, отвлекают от мысли о болезни, вызывают чувство бодрости и уверенности.

ЛФК показана при открытых и закрытых переломах, повреждениях мягких тканей с целью более быстрого заживления, образования костной мозоли, при контрактурах различного происхождения, полиартрите, спондилоартрите,спондилезе. Широко используется при операциях на брюшной, грудной полостях и др. (пред- и послеоперационная гимнастика) как средство предупреждения различных послеоперационных осложнений (пневмония, атония кишечника, спайки, ограничения движения в суставах и др.) и борьбы с ними.

Физические упражнения улучшают питание мышцы сердца, усиливают ее сократительную функцию. ЛФК применяется при пороках сердцав начальных стадиях недостаточности кровообращения, миокардитах в подостром и хроническом периоде, кардиосклерозе,стенокардии, инфаркте миокарда, гипертонической болезни, гипотонических состояниях; при заболеваниях сосудов конечностей: облитерирующих поражениях артерий, хронических тромбофлебитах и варикозном расширении вен. Лечебная физкультура показана при заболеваниях легких (пневмонии, плевриты, туберкулез, бронхиальная астма, эмфизема, пневмосклерози др.); желудка и кишечника (гастриты, колиты,энтериты, энтероколиты), при опущении желудка и других внутренних органов, запорах,язвенной болезни, болезнях печени и желчевыводящих путей; при болезнях обмена и эндокринных (ожирение, подагра, сахарный диабет); заболеваниях женской половой сферы (хронические воспалительные процессы, опущение стенок влагалища, неправильные положения матки, расстройства менструального цикла).

ЛФК применяется в послеродовом иклимактерическом периодах. Физические упражнения широко применяются при заболеваниях и травмах центральной и периферической нервной системы. ЛФК показана как метод восстановительной терапии при параличах и парезах, вызванных нарушением мозгового кровообращения, при последствиях заболеваний нервной системы(энцефалиты, менингиты, полиомиелит, полиневриты, радикулиты, нарушения вестибулярной функции и неврозы). ЛФК широко применяется в комплексном лечении различной патологии у детей (ревматизм, заболевания сердечно-сосудистой и дыхательной систем и др.). Особенно показана ЛФК как лечебное и профилактическое средство при дефектах и заболеваниях опорно-двигательного аппарата у детей (нарушения осанки, сколиозы, плоскостопие и др.).

Основное средство лечебной физкультуры -- комплексы физических упражнений -- делятся на гимнастические, спортивно-прикладные (плавание, гребля, лыжи, конькии др.), подвижные и спортивные игры. Они применяются в сочетании с естественными факторами природы (воздух, вода, солнце), которые наиболее полно используются в условиях санаторно-курортного лечения. Из комплекса средств чаще всего назначают гимнастические упражнения в форме лечебной гимнастики. (Упражнения для исправления сколиоза)

При назначении больному самостоятельных занятий в домашних условиях даются специальные рекомендации по самоконтролю

Методические принципы занятий: нагрузку дозируют соответственно физическим возможностям больного, общеукрепляющие упражнения должны чередоваться с дыхательными и специальными. Величина нагрузки в занятиях зависит от исходного положения, продолжительности процедуры, количества повторений упражнений, темпа, объема движений, их сложности, степени усилия в упражнении, применения снарядов, сочетания с дыхательными упражнениями.

Методическое руководство ЛФК осуществляется врачебно-физкультурными диспансерами, в составе которых имеются кабинеты ЛФК со штатом специалистов врачей и инструкторов по ЛФК.

Занятия ЛФК в условиях фельдшерско-акушерского пункта проводит только инструктор (методист) лечебной физкультуры или средний медработник, имеющий специальную подготовку. Кабинеты лечебной гимнастики должны иметь гимнастическую скамейку, стенку, горизонтальную лестницу, палки, булавы, гантели, мячи и др.

Загрузка...