docgid.ru

Биография заратустры

Современные историки не сомневаются в существовании реального жреца и пророка Заратустры, или Заратуштры, а по-гречески Зороастра, несмотря на скудость информации об этой личности. Тут дело не только в упоминаниях о нем конкретных людей и реальных событиях, но и в той искренности, с которой написаны его обращения к Богу - сакральные стихи Авесты. Не важно, как на самом деле звали этого человека, но 17 гимнов, называемых "Гаты" ("Песнопения"), были созданы. Значит, их кто-то написал!

Вторая часть имени Заратуштра - уштра - означает "верблюд". Первая часть имени оказывается более многозначной: "желтый", "старый", "погоняющий". В таком случае Заратуштра можно перевести так - "обладающий старым верблюдом" или "тот, кто погоняет верблюдов". Нормальное крестьянское имя или?… В имени царя-покровителя Заратустры Виштаспа или отца пророка Пурушаспа содержится слово аспа - "лошадь". В Авесте перечислены имена, имеющие уничижительный оттенок: "Не-быстро-верблюдый", "Тоще-лошадный", "Тоще-быкий". По предположению некоторых ученых, такие "имена-обереги" давались детям намеренно, чтобы защитить их от злых духов.

Любителям всяческих изысков наверняка понравится гипотеза Анкетиля Дюперрона, который заменил слово "желтый" на "золотой", а во второй половине слова выделил не "верблюда - уштра", а корень - "Тиштрия". Так арийцы именовали звезду Сириус.

Согласно одной пехлевийской хронике, великий реформатор религии Древнего Ирана жил "за 258 лет до Искандара", то есть Александра Македонского, значит, время деятельности пророка зороастризма (маздеизма) падает на VII-VI века до нашей эры. Зороастрийцы вели летосчисление с момента передачи царской власти от персидского царя Дария III к Александру Великому, что произошло в 330 году до нашей эры. Простого действия арифметики достаточно, чтобы получить, казалось бы, более точную дату - 588 год до нашей эры. Не успокаивает даже тот факт, что время жизни Будды было вычислено таким же способом. Правда, исследователи отталкивались от событий, произошедших за какое-то количество лет до царствования Ашоки.

"Примем ли мы время жизни Заратуштры на основании свидетельства Аристотеля - за 6000 лет до Рождества Христова - или согласно более современному ученому Навроджи Фаридунджи (1817-1885 годы - индийский просветитель и реформатор) из Бомбея, который датирует его VI веком до Рождества Христова ("Tareekh-i-Zurtoshtee", или "Дискуссия об эпохе Зороастра"), - все являет тьму и противоречия, и каждое утверждение сталкивается с непреодолимыми фактами, - писала известная писательница и теософ Елена Блаватская. - Общество Рахнуман Маздайаснан Сабха, основанное в 1851 году с целью вернуть вере Зороастра ее первозданную чистоту, было не более удачливо в своих изысканиях".

Лингвистический анализ наиболее древней части Авесты - "Гаты", традиционно приписываемой Заратустре, относят время его проповеди к периоду между XII-X веками. Однако это тоже не приближает нас к решению вопроса его даты рождения. Все это предположения, и подтверждения этой гипотезе нет. Многие исследователи датируют сложение "Гат" первыми веками 1 тысячелетия до нашей эры. Французская энциклопедия Les maîtres spirituels ("Духовные учителя ") датами жизни реформатора называет - около 660-583 годов до нашей эры, а в качестве места рождения называют северо-восточный Иран. По другой версии (изложенной в "Гатах"), Заратустра происходил из восточноиранского небогатого рода Спитама. Однако в другом варианте говорится, что род Спитамы был очень богатый.

Локализация места создателя "Авесты", равно как и его происхождение, вызывает споры среди ученых. Считают его родиной и Россию, точнее сказать, территорию, которая нынче входит в состав Российской Федерации. И это не курьез - просто недоказуемый факт.

Возможно, будущий пророк родился в семье жреца. По одной легенде, Заратустра был сыном Пурушасты, четвертого человека, выжавшего священный сок растения и одновременно божества по имени Хаома, выполняющего также функцию мифологического древа жизни. Этот сок, будучи смешан с молоком, дарует бессмертие. Исследователи видят в этом легендарном соке коноплю, хвойник, или эфедру, и даже мухомор. Словом, любое растение, способное вызвать измененное состояние сознания. Мать Заратустры звалась Дугдова.

Сказочная версия появления на свет Заратустры гласит, что после сотворения мира Ахура-Мазда создал духовную сущность пророка, которую поместил в ствол дерева. После схватки добра со злом Заратустра воплотился в человека, озаренного светом истины, исходившим из ствола этого дерева.

Заратустра был третьим из пяти детей в семье. В 15 лет стал священнослужителем, приобретя к этому времени репутацию мудреца. В 20 лет покинул дом и отправился искать истину. В 30 лет на берегу реки Дайть, недалеко от дома, где он жил, Заратустра встретил Ахура-Мазду. В этом первом видении перед Заратустрой возникла фигура ростом "в девять раз выше человека". Это было главное божество верховной триады иранского пантеона богов - Вогу-Мано ("Благая Мысль").

Божество задало Заратустре несколько вопросов, повелев отделиться от своего и взойти к Ахура-Мазде. Когда пророк появился на небе, то не увидел своей тени "по причине яркого света ангелов", окружавших его. Затем он выдержал три страшных испытания, и ему открылась Истина. Ахура-Мазда призвал Зороастра стать его пророком.

Сначала единственным последователем Заратустры был его родной брат. Правитель, которому нравилось учение Заратустры, под давлением своих родственников не смог ему следовать. Заратустру не признавали как пророка, он подвергся преследованиям правителя и чародея Дурашвара, что вынудило его покинуть родину. Однако за Заратутстру вступился местный царь (кави) Виштаспа, который способствовал распространению зороастризма в Иране.

В 42 года Заратустра сделался царским советником. Виштаспа велел записывать его изречения на воловьих шкурах золотыми письменами, в результате чего образовалась целая библиотека, состоящая из 12 тысяч больших шкур. По преданию, это была полная запись "Авесты". При Александре Македонском вместе со стихами Заратустры, которых, согласно преданию, было два миллиона, библиотека была уничтожена. Считается, что три четверти "Авесты" утеряно.

Заратустра был дважды женат, один раз на вдове, другой - на девственнице. Не находите ли сходство с Мухамаддом? От первого брака у него было два ребенка, а от второго - четыре, в том числе один мальчик.

Заратустра прожил 77 лет и 40 дней. Зная, что он умрет насильственной смертью, последние 40 дней пророк провел в непрерывной молитве. По преданию, его убил жрец древней религии, которую низверг великий реформатор.

Великий пророк Зороастр

«Так говорил Заратустра» - это название знаменитого произведения Фридриха Ницше. Однако подлинные пророчества Заратустры затеряны в глубине веков, и лишь отдельные его слова дошли до нас благодаря «Авесте» - священному преданию зороастрийцев.

Большинство сведений о Заратустре почерпнуто из «Авесты», но они чаще всего носят мифологический характер. И это неудивительно: если дату его рождения невозможно установить с точностью хотя бы до столетия, то о его происхождении, детстве и юности тоже трудно сказать что-либо определенное. Однако о деяниях пророка мы знаем гораздо больше - Заратустра был одним из тех, чье имя стало известным далеко за пределами его родины. Пифагор утверждал, что неоднократно встречался и беседовал с Заратустрой, однако у историков есть серьезные сомнения относительно возможности таких встреч… Иранский поэт Фирдоуси в знаменитой поэме «Шахнаме» описывает, как князь Виштаспа принимал при своем дворе Заратуштру (это одно из возможных наименований имени пророка)… Впрочем, «Шахнаме» - не историческая летопись, а, следовательно, из факта упоминания имени Заратуштры можно сделать лишь один вывод: Фирдоуси было известно имя пророка. К каким бы историческим документам ни обращались исследователи, сколько бы ни старались по крупицам восстановить истину, все, что касается жизни Заратустры, по-прежнему остается тайной за семью печатями. Но гипотез, тем не менее, существует великое множество, и каждая из них имеет право на существование…

Вавилонские, греческие и иранские летописи по-разному называют великого пророка: Заратустра, Заратуштра, Зороастр, Зердушт и Зардушт… В имени «Заратуштра» нет ничего поэтического: это самое обычное иранское имя, состоящее из двух частей. Первая имеет несколько значений - «желтый», «старый» и «погоняющий». Вторая - «уштра» - означает «верблюд». Нетрудно догадаться, что «погонщик верблюда» - имя человека небогатого, незнатного и едва ли занимавшего высокую должность. Вероятно, такое несоответствие имени знаменитого мудреца и его происхождения заставило ученых придумать другую версию. Если первую часть имени интерпретировать как «золотой», а вторую прочесть несколько иначе, как «Тиштрия» - Сириус, имя «Заратуштра» можно будет истолковать как «Золотой Сириус». Именно такой точки зрения придерживается, в частности, французский исследователь Анкетиль Дюперрон. Существует и еще одна гипотеза: Заратустра - это вовсе не имя, а обозначение жреческого сана. Действительно, такой вариант тоже нельзя исключать: в древности было принято принимать прозвище либо по месту своего рождения, либо по роду занятий - отголоски этой традиции сохранились в большинстве языков. Например, нас ничуть не удивляют фамилии Бондарь, Ткач или Коваль… Но имя - это далеко не самое загадочное в истории жизни Заратустры.

Еще большие расхождения во взглядах связаны с местом и датой рождения пророка. Восточные историки говорят, что Заратустра родился через девять тысяч лет после сотворения мира. Западные историки приводят и вовсе несопоставимые даты: одни полагают, что пророк жил за шесть тысяч лет до Рождества Христова, другие - за тысячу, третьи - за шестьсот лет… Даже официально признанная датировка жизни Заратустры охватывает ни много ни мало четыре века! Как могло случиться, что об исторической личности сохранились столь противоречивые сведения? А может, не было никакого пророка по имени Заратустра? Может быть, это художественный образ? Ведь никому из биографов не приходит в голову выяснять подробности жизни Ноя? Все становится на свои места, если допустить, что Заратустра… един в двух лицах! Одна его ипостась - сплетение мифов, которые имеют собственные законы развития сюжета. Другая - реально существовавший человек, автор гат. И каждая из ипостасей имеет собственную биографию.

Заратустра, каким его изображают последователи зороастризма, то есть в высшей степени идеализированный образ пророка - потомок царского рода. В «Зендавесте» говорится, что он родом из Ариана-Вейи, как и его отец. Магометанские же источники приводят более развернутую картину. Когда Дугда, мать Заратустры, носила его под сердцем, ей приснился вещий сон, настолько ужасный, что утром она в испуге побежала к предсказателю. Ей приснилось, что над ее домом появилось облако, из которого посыпались львы, тигры, змеи, драконы и другие чудовища. Одно из них, самое ужасное, бросилось на нее, чтобы вырвать из ее чрева ребенка и растерзать его. Но ребенок внезапно заговорил. Он сказал матери, что чудовища не могут причинить ему вреда и ей не нужно бояться. После этих слов с неба спустилась сияющая гора, а из нее вышел прекрасный юноша с жезлом. Чудовища разбежались, кроме трех самых злых: льва, волка и пантеры. Но и они были вынуждены отступить, когда юноша направил на них свой жезл… Истолковать сон было нетрудно, и прорицатель сообщил Дугде, что ее ребенок станет великим мужем, но вначале ему придется пройти через множество испытаний.

Пророческий сон Дугды стал первым из чудес, которые после рождения Заратустры стали происходить одно за другим. Когда ребенок появился на свет, он не заплакал, а засмеялся. Все очень удивились и сочли это хорошим предзнаменованием. Тем временем демоны зла стремились уничтожить пророка. Первую попытку они сделали вскоре после его рождения. Предводитель злых духов подкрался к его колыбели, но только поднял руку, чтобы убить младенца, как рука его отсохла, и он был вынужден отступить. Затем злые духи выкрали Заратустру у матери и отнесли его в пустыню, развели большой огонь и бросили ребенка в пламя. Но когда Дугда отыскала его, Заратустра сладко спал среди бушующего пламени. На нем не было ни одного ожога. В дальнейшем маленького Заратустру похищали еще несколько раз. Его клали на пути стада быков, но самый большой бык закрыл его своим телом, и ребенок оставался невредим. Без единой царапинки он остался и в другой раз, когда его бросили к лошадям, и в третий - в логове волчицы… Итак, всякий раз он чудесным образом избегал опасности.

Когда Заратустре было семь лет, демоны предприняли новую атаку. При помощи волшебства они вызвали на свет ужасных чудовищ, надеясь напугать мальчика до смерти. Всех присутствовавших при этом охватила паника, и только Заратустра остался спокоен. Затем ему во время болезни поднесли отравленное питье, но пророк оттолкнул его и вскоре стал выздоравливать. О дальнейших годах жизни пророка известно мало. Упоминается лишь, что в пятнадцать лет он приобрел сан священнослужителя и до тридцати лет вел чистую жизнь, а затем стал проповедовать свое учение.

Учение Заратустры стало на тот момент революционным. Он заявил, что существует два первичных духа-близнеца: Ахурамазда и Ангра-Майнью (Ариман), первый из которых выбрал путь добра, а второй - путь зла. Их борьба породила существующий мир и будет продолжаться до конца времен, после чего зло будет окончательно повержено. До того времени на родине пророка поклонялись целому пантеону, каждой сфере жизни покровительствовало свое божество. Новая религия была одновременно проще и сложнее, ее сила была в том, что у людей появилась надежда на спасение и смысл жизни: личное участие в битве добра и зла.

В родном отечестве, как это обычно бывает, Заратустра не встретил понимания. Он вместе с немногочисленными учениками и ученицами покинул Ариану-Вейю и после долгих странствий вышел к берегу моря. Ни лодок, ни кораблей поблизости не было, а переправляться вплавь Заратустра счел неприличным, поскольку с ним были и женщины… Он поднял руки к небу, море расступилось, и Заратустра с учениками спокойно прошел по дну (не правда ли, этот эпизод напоминает Ветхий Завет?).

В конце концов небольшой отряд путешественников достиг Ирана. В день его прибытия был праздник, и Заратустра незаметно смешался с пирующими. А ночью он увидел сон, предвещавший успех его новой проповеди в Иране. Приблизительно в то же время он стал пророком, то есть человеком, который наделен даром восприятия божественных посланий. Свой пророческий дар Заратустра обрел чудесным образом. Ему явился добрый дух, амшаспанд, и отвел его к Ахурамазде (Ормузду) - верховному божеству. Заратустре было позволено задавать вопросы. И первое, о чем он спросил, было: какое из божьих созданий самое лучшее? И Ахурамазда ответил: «Человек, чистый сердцем». Затем Заратустре пришлось пройти через множество испытаний: огненную гору, раскаленную медь, изъятие внутренностей. А в конце Ахурамазда вручил своему избраннику священную книгу «Зенд-Авесту» и повелел идти ко двору царя Гистаспа и там проповедовать новое учение. С этого и началась история зороастризма - одной из самых «человечных» мировых религий.

«Человечность» зороастризма проявляется, прежде всего, в том, что человек в нем выступает не рабом или игрушкой высших сил, а помощником Ахурамазды в постоянной борьбе добра и зла. Своими добрыми делами, словами и мыслями каждый человек помогает добру, а злыми - увеличивает силу зла на Земле. Последователи зороастризма должны стремиться следовать истине - Аша - и идти по пути добра, совершая тридцать три благих деяния. Первое из них - благородство, а тридцать третье - оказание гостеприимства больным, беспомощным и путешественникам. У грехов в зороастризме - свой перечень. Самым тяжким считается содомский грех, а самым легким - но, тем не менее, вошедшим в список, - сожаление о совершенном добром поступке.

Мир в зороастризме разделен на три эры: «Творение», «Смешение» и «Разделение». И каждой их них соответствует свой спаситель. О появлении каждого из них будет возвещать чудо. Когда придет первый пророк, солнце десять дней и десять ночей будет стоять в зените. Когда настанет время второго - «солнцестояние» продлится уже 20 суток, а приход третьего будет отмечен тридцатидневной остановкой солнца в небе. Последний спаситель (его имя - Сошиос, что означает «избавитель») будет призван спасти мир окончательно. Тогда настанет судный день, мертвые восстанут из своих могил и предстанут перед Ахурамаздой. И те из них, кто окажется осужден на смерть, умрут еще раз - уже навсегда, а праведники получат вечную жизнь. И тогда на Земле настанет царство добра, где не будет ни голода, ни болезней, исчезнут все разногласия и люди сольются под властью единой религии. Но задолго до этой окончательной победы, по предсказанию самого Заратустры, его учение вернется туда, откуда оно вышло…

Но вернемся к судьбе Заратустры. Получив повеление Ахурамазды, он немедленно отправился ко двору Гистаспа (существует еще два написания этого имени: Гуштасп и Виштаспа). Это был великий правитель древности, царь Персии Дарий I Гистасп, правивший в конце VI - начале V вв. Придворные мудрецы вступили с пришельцем в полемику, но все они были вынуждены признать свое поражение. Заратустра прочел царю несколько изречений из «Зенд-Авесты», и тот был очарован его красноречием. Впрочем, само учение он не принял и последователем Заратустры не стал. Узнав об этом, мудрецы принялись очернять Заратустру перед царем. Однажды они тайно принесли в его дом различные вещи, которые считались нечистыми, а среди его одежды спрятали головы собак и кошек, внутренности животных и прочие атрибуты чернокнижия. Затем они пришли к царю и заявили, что Заратустра - обманщик, да вдобавок еще и колдун. Царь пришел в неистовство и повелел посадить Заратустру в тюрьму. Но Ахурамазда не оставил своего посланника в беде. Случилось новое чудо: любимый конь царя внезапно лишился ног: они оказались втянуты в тело. Никто из мудрецов не сумел исцелить жеребца. И тогда Заратустра через стражников передал царю, что готов помочь горю. Но взамен поставил четыре условия: принятие нового учения царем, его супругой и сыном, а также новое расследование своего обвинения. Когда согласие царя и его семьи было получено, ноги жеребца отросли одна за другой.

Следствие по делу Заратустры доказало, что он не виновен в колдовстве, а нечистые предметы в его жилище подбросили враги. С тех пор Заратустра стал личным советником царя, и недоброжелатели были вынуждены смириться с этим. Он проповедовал свое учение, совершал обряды, и число его последователей неуклонно возрастало. Заратустра трижды был женат и имел трех сыновей и трех дочерей. Впрочем, возможно, эта цифра не соответствовала действительности. В мифе говорится о том, что от трех сыновей Заратустры произошли три сословия: жрецы, воины и землепашцы. Кроме того, число «три» считается священным у многих народов. Тем не менее, дети у пророка были - об этом сообщают многие независимые источники.

Прожил он, согласно легенде, семьдесят семь лет. Но как окончил он свой земной путь, достоверно неизвестно. Греческие историки говорят, что он был уничтожен небесным огнем и затем взят на небо. Восточные писатели вот что сообщают о его смерти. В некоторых записях говорится, что Заратустра погиб при осаде Балка, царской столицы: один из чужеземных воинов ворвался в храм и убил великого пророка. А «Бундегеш» - средневековый иранский документ - не ограничивается простым сообщением о смерти Заратустры, а описывает, как это произошло. По его версии, Заратустра просил у бога бессмертия, но Ахурамазда сказал ему, что если бессмертие будет дано ему, то его следует дать и злому Турбератору, иначе загробная жизнь будет невозможна и люди лишатся надежды на победу над злом в этом мире. Затем Ахурамазда показал Заратустре блаженство рая и страдания ада, и пророк заявил, что вполне доволен устройством этого мира…

Такова (в основных чертах) легенда о великом пророке Заратустре. Но если сопоставить исторические документы, то мы обнаружим упоминания о жизни человека, который вполне мог быть реальным Заратустрой, исторической личностью. Бесспорно, гипотеза, о которой сейчас пойдет речь, не считается единственной, однако она наиболее полная и логически непротиворечивая из всех.

Итак, целый ряд ученых полагает, что под именем Заратустры в VI в. до н. э. выступал Спитак Спитама. Род Спитама был достаточно хорошо известен древним историкам. Эта фамилия встречается в деловых документах самого крупного банкирского дома того времени - дома Мурашу, сыновей Ниппура, о ней же упоминается в самой «Авесте». Это была богатая и влиятельная мидийская семья, владевшая обширными поместьями в провинции Рагиана.

Благодаря документам становится возможным уточнить и место рождения Заратустры. Греческий историк Ктесий сообщает, что это была Рага. Город впервые упоминается в Бехистунской надписи, кроме того, о нем говорится и в «Авесте»: в одном месте встречается упоминание о «Pare заратустровской», а в другом говорится, что Рага - двенадцатая прекрасная страна, созданная Ахурамаздой. Более того: восточные историки сообщают, что дворец отца Заратустры стоял на берегу реки Дараджа, на горе Збар.

Записи Ктесия проливают свет и на родословную Заратустры. По его словам, Спитама Заратустра был сыном дочери последнего индийского царя Астата и главы одного из мидийских кланов. После завоевания Экбатана Киром мать Заратустры вышла за него замуж, так что дочь Кира Атосса была сестрой Заратустры по матери.

Но если историкам удалось установить имена родителей Заратустры, возможно, и время его жизни также может быть вычислено? Из «Бундехиша», «Шахнаме» и храмовых летописей всплывает знаменательная дата: 258 год до Александра Македонского. Эта дата - год основания религии Заратустры, а не год его рождения. Но мы уже знаем, что первые проповеди Заратустры прозвучали, когда ему исполнилось 30 лет… Кроме того, существует еще одно, пусть и косвенное, свидетельство - история кипариса, посаженного Заратустрой в память обращения царя Гистаспа. Кипарис был посажен у храма огня в Хурасане, и на его стволе сделана надпись: «Гуштасп принял благую религию». Халиф ал-Мутаваккиль срубил кипарис во время гонений на зороастрийцев, в 245 году хиджры (то есть в 860 году по христианскому летосчислению). Трудно поверить, но дереву в это время было более 1450 лет… Разумеется, годовые кольца на стволе кипариса не считали, однако исторический промежуток они указывают довольно точно, и он совпадает с тем, который стал известен из рукописей. Остается произвести подсчет: Спитама Заратустра родился в 569 году до н. э. и основал новую религию в 538 году до н. э. А умер он, прожив семьдесят семь лет, в 492 г. до н. э.

Как и любая гипотеза, эта версия вызывает немалые возражения. Прежде всего вызывает сомнение то, что в гатах Заратустра не раз упоминает о недостатке материальных средств. Но если он был сыном одного из богатейших родов, то не должен был терпеть нужду… Возможно, он дал обет добровольной бедности? Но зороастризм вовсе не требует от своих последователей аскетизма, он лишь указывает на то, что богатство должно быть нажито честным путем. А может быть, семья была разгневана тем, что Заратустра покинул отчий дом и стал проповедовать новую веру и отказала ему в помощи? Таких примеров история знает немало… Многие из первых христиан, скажем, были знатного происхождения и после обращения оставили свой дом. А ведь Заратустра был не последователем, а основателем новой религии или, как минимум, ее реформатором.

Как бы то ни было, в гатах и Авесте упоминается целый ряд членов семьи Спитама: Пурушаспа и его брат Дигдова, Заратустра, его три сына - Исатвастра, Рвагатнара и Хварчитра, а также «самая младшая дочь Пуручиста». Да и сам автор гат называет себя Спитамой. Так что, возможно, историкам удалось установить настоящее имя пророка и определить время его жизни…

То, что Заратустра оказался при дворе царя Дария Гистаспа, также вполне объяснимо. Этот великий правитель стремился объединить разрозненные персидские державы в одно мощное государство. Зороастризм мог стать для персов мощным объединяющим фактором, той основой, на которой новое государство сплотилось бы вокруг центра… Собственно говоря, Дарию удалось достичь поставленной цели. Его правление было блистательным, и лишь греко-персидские войны омрачили конец его царствования. Кстати, если мы обратимся к знаменитой Бехистунской надписи, высеченной по приказу Дария в скале в 516 г. до н. э., то узнаем любопытные вещи… Дарий сел на трон государства Ахеменидов в период смут и неразберихи, которые начались после неожиданной смерти Камбиса, предыдущего царя Персии. Вот как выглядят события тех лет в изложении самого Дария: «…некто, именем Камбис, сын Кира, из нашего рода, был здесь царем. Этот Камбис имел брата, по имени Бардия, от одного отца и одной матери. Камбис убил этого Бардию …народу было неизвестно, что Бардия убит. Затем Камбис пошел в Египет. Когда Камбис пошел в Египет, народ возмутился, ложь распространилась в стране, как в Персии, так и в Мидии, равно как и в прочих странах. Был человек, маг по имени Гаумата, возмутившийся в Пишиявада, у горы Аркадриш; оттуда он начал бунт. В месяце виякне 14 числа (11 марта 522 до н. э.) он возмутился. Народу он лгал, говоря: «я - Бардия, сын Кира, брат Камбиса». Тогда весь народ отпал от Камбиса к нему, и Персия, и Мидия, и прочие страны. Он захватил власть; это было 9 гармапада (2 апреля 522 до н. э.). Тогда Камбис умер, умертвив себя». Трудно более лаконично изложить историю самозванца… Дальнейшие события хорошо известны: Гаумата, захватив власть, долгое время оставался безнаказанным. Самозванца удалось победить Дарию Гистаспу, которому в тот момент (это произошло 29 сентября 522 г. до н. э) исполнилось 28 лет. При этом он не обладал значительной военной мощью - в надписи упоминается о том, что Гаумату он победил «с немногими людьми». После блистательной победы Дарий взял в жены дочь Кира Атоссу: этот брак призван был подчеркнуть единство династии Ахеменидов и законность унаследованного им царского достоинства. Вероятно, именно об этом шла речь в легендах о Заратустре. Однако в Бехистунской надписи Дарий прямо говорит: «Волей Ахурамазды я стал царем; Ахурамазда вручил мне царство». А в другом месте упоминает о том, что помолился Ахурамазде перед битвой… Получается, Дарий стал зороастрийцем еще до своего воцарения? Тогда к какому же «двору» пришел Заратустра? И был ли Гистасп царем, когда встретился с пророком? С момента, когда Заратустра получил откровение и стал проповедовать, до восшествия Дария на престол прошло ни много ни мало - 16 лет. Таким образом, если Заратустра в тридцатилетнем возрасте прибыл ко двору Дария, то будущему царю было… 12 лет! Можно, конечно, предположить, что некоторое время он провел в пути, однако в легенде упоминается жена Дария и его сын-наследник, который появился на свет несколько позже… Расхождения между легендой и историческими документами легко объяснимы: великим государственным деятелям нередко приписываются подвиги, которые совершались задолго до их рождения и через несколько десятилетий после их смерти. Но как быть с надписью, высеченной по приказу самого Дария? Точный ответ на этот вопрос дать трудно. Но можно высказать несколько предположений. Прежде всего, Заратустpa мог действительно встретиться с Дарием задолго до того, как тот стал царем. Тогда его мифическое появление при царском дворе и состязания с мудрецами - не более чем дань литературной традиции. Ведь и в эпических произведениях, и в сказках герой, прежде чем достичь вершины, должен пройти через испытания, в том числе - человеческой неблагодарностью и клеветой. Второе предположение основано на другой, не менее древней традиции - «переписывании» истории. Надпись появилась в 516 г. до н. э., через шесть лет после победы Дария. За это время он вполне мог обратить царя в истинную веру, а затем Дарий «задним числом» сообщил о молитвах Ахурамазде и дарованной им победе. Интересно, что это сообщение могло появиться лишь в том случае, если зороастризм уже получил распространение среди персов и был принят ими как откровение свыше. Иначе Дарий подвергся бы немалому риску как правитель, ломающий вековые традиции…

Что же касается пророчеств Заратустры - большая часть из них носит характер ответов на вечные вопросы: как устроен этот мир? Что его ожидает? Что таится за гранью смерти? Несмотря на то что человечество сумело раскрыть многие загадки мироздания, оно все еще не нашло разгадки тайны жизни и смерти, добра и зла, начала и конца этого мира. Быть может, поэтому наука никогда не сумеет заменить религию.

Зороастризм существует до сих пор. И хотя он не входит в тройку великих мировых религий, у него немало последователей. Иранцы с гордостью показывают туристам священный огонь, который, по преданию, зажег сам Заратустра. За всю историю страны - иногда очень неспокойную - он не угасал ни разу. Как и тысячи лет назад, последователи Заратустры становятся вокруг огня и, глядя в пламя, повторяют священные тексты. И вносят свою лепту в извечную борьбу добра и зла.

Из книги Необъяснимые явления автора Непомнящий Николай Николаевич

«ЗАЯЦ»-ПРОРОК И ЗЕМЛЕТРЯСЕНИЕ В ГЛАЗГО В одну из ноябрьских ночей 1974 года Эдвард Пирсон из Уэльса, «безработный пророк», как он сам себя именовал, проснулся с плохим предчувствием. Он знал, что землетрясения на Британских островах так же часты, как снег в июле. И тем не

Из книги Большая Советская Энциклопедия (ЗО) автора БСЭ

Из книги Русский рок. Малая энциклопедия автора Бушуева Светлана

ПРОРОК Группа образовалась 27 ноября 1996 года. В состав вошли: Алексей Зайцев (ударные), Алексей Горшков (соло), Михаил Старостин (ритм), Сергей Горшков (бас), Илья Тищенко (вокал). В феврале 1997 года произошли изменения в составе - И. Тищенко занялся еще и басом, появился

Из книги 100 великих людей автора Харт Майкл Х

93. ЗОРОАСТР (628–551 век до н. э.) Иранский пророк Зороастр был основателем зороастризма, религии, которая просуществовала более 2500 лет, да и сейчас еще имеет сторонников. Он также является автором «Гаты», древнейшей части «Авесты», сборника священных рукописей

Из книги 100 великих узников автора Ионина Надежда

Великий Тимур и его великий пленник Великий полководец Тимур много воевал. Уходя в дальние походы на завоевание новых земель, грозный повелитель приводил оттуда искусных мастеров и ремесленников, каменщиков и золотых дел мастеров, ткачей и оружейников, каких только мог

Из книги Русская мифология. Энциклопедия автора Мадлевская Е Л

Илья Пророк Илия - единственный ветхозаветный пророк, которого православная церковь чтит, как и своих святых. Илия, родом из города Фесвы, жил в IX веке до Рождества Христова, двадцать пять лет пророчествовал в Галааде. В его образе соединились черты аскета-подвижника,

Из книги Новейшая книга фактов. Том 2 [Мифология. Религия] автора Кондрашов Анатолий Павлович

Из книги Мифологический словарь автора Арчер Вадим

Зороастр - древнегреческая форма имени пророка

Из книги Энциклопедический словарь крылатых слов и выражений автора Серов Вадим Васильевич

Прошлое - лучший пророк будущего Слова английского поэта Джорджа Гордона Байрона (1788-1824) из его письма от 28 января 1821 г.Иносказательно: предугадать будущее (например, страны) можно, только изучив, подвергнув анализу ее историю, поскольку будущее - логическое продолжение

Из книги Все шедевры мировой литературы в кратком изложении. Сюжеты и характеры. Зарубежная литература XVII-XVIII веков автора Новиков В И

Фанатизм, или Пророк Магомет (Le Fanatisme, ou Mahomet la Proph?te)Трагедия (1742)В основу сюжета этой трагедии Вольтера легли события из жизни арабских племен Аравии, связанные с распространением ислама и деятельностью религиозного реформатора Магомета. Автор писал: «Я знаю, что Магомет

Из книги 100 великих праздников автора Чекулаева Елена Олеговна

Илья пророк 2 августа - особо почитаемый праздник пророка Ильи.Жил Илья во времена царствования израильского царя Ахава, когда в еврейском народе распространилось язычество. Он боролся против почитания языческих божеств и подвергался за это преследованию. Илья обладал

Из книги Философский словарь автора Конт-Спонвиль Андре

Из книги Шедевры русских художников автора Евстратова Елена Николаевна

Илья пророк. В 26 клеймах жития 1678. Художественный музей, ЯрославльБольшая часть жизни царского изографа Семена Спиридонова Холмогорца (художник был родом из Холмогор) прошла в Ярославле, втором по величине города Руси XVII века, из храмов которого происходят все

Культура часто накладывается одна на другую и не все понимают, что было раньше, а что позже. Те, кто увлечены творчеством Фридриха Ницше не особо знают о пророке, чье имя он использовал для написания своей повести о Заратустре.

Реальная личность

Заратустра, не смотря на скудное количество свидетельств своего существования, считается реальной личностью. Заратустра - это основоположник зороастризма. Именно этому человеку приписывают авторство 17 гимнов «Песнопений» («Гаты»).

Значение самого имени пророка до сих пор является предметом многих споров. Так, существует версия, по которой имя переводится как «тот, кто погоняет верблюдов». Однако А.Дюперрон предлагает собственную версию перевода. Для него Заратустра - это «золотой Сириус».

Так же, как и с переводом имени, у ученых много расхождений относительно места и времени жизни пророка. Одни считают его сыном купца, другие связывают его происхождение с небогатым восточноиранским родом. Существует даже смелое предположение, что он родился на территории современной Российской Федерации. Хотя доказательств этой гипотезы нет.

Легенда о Заратустре

По одной из известных легенд пророк родился третьим ребенком в семье с пятью детьми. С 15 лет он стал священнослужителем, а спустя пять лет покинул свой дом, чтобы отыскать истину.

В 30 лет он встретился с главным божеством из триады иранских богов. Ахура-Мазде задал Заратустре несколько вопросов, после чего взял к себе на небо. Там пророк прошел три испытания, после которых ему открылась истина.

Спустившись назад, он не получил поддержки среди близких людей, кроме брата. Ему пришлось покинуть родные места, однако благодаря местному царю, зороастризм распространился по всему Ирану.

Заратустра - это пророк. К 42 годам он стал советником этого царя. Все его изречения были записаны на воловьих шкурах. Его творения, включая стихи, были повреждены при сожжении библиотеке во времена Александра Македонского.

Прожил мудрец 77 лет и 40 дней. Зная, что умрет насильственной смертью, он провел последние 40 дней в молитвах. Будучи женатым за жизнь дважды, он оставил после себя шестерых детей.

О Фридрихе Ницше

«Так говорил Заратустра» является наиболее значимым произведением философа, который вложил в него все свои суждения о жизни и человеке.

Говорить о творчестве Фридриха Ницше достаточно сложно. Это связано с тем, что не у всех хватает сил и времени читать его путаные тексты полностью. Поэтому многие опираются на суждения других о смысле его произведений.

Именно из-за этого появился миф о том, что философские взгляды Ф.Ницше связаны с фашизмом и нацизмом. Этому также способствовала его сестра, яркая приверженка А.Гитлера.

По этому поводу прекрасно высказались браться Стругацкие: «Ницше. Это был большой поэт. Однако ему весьма не повезло с поклонниками».

Родился немецкий философ и поэт в 1844 году в семье лютеранского священника в третьем поколении. Он был назван Фридрихом Вильгельмом в честь прусского короля, который правил в то время.

В университетах он углубился в античную классику. В 1869 году он занял кафедру классической философии в университете Швейцарии. Однако во время франко-прусской войны записался рядовым санитаром в прусскую армию (1870). Подорвав здоровье, Фридрих вернулся в швейцарский университет.

Среди друзей философа было множество известных личностей, среди которых был и Р.Вагнер. Он оказал большое влияние на его творчество. Философ посвятил ему четвертую часть «Незавершенных размышлений».

Умер поэт в 1900 году в семье спустя год после сильного психического припадка. Так ушел Фридрих Ницше. Заратустра в качестве его героя и образа продолжает жить.

«Так говорил Заратустра»

Одно из наиболее известных произведений Фридриха Ницше «Так говорил Заратустра» написано в 1883-1885 годах. повествование невозможно изложить или пересказать кратко. Парадоксально звучит даже подзаголовок - «Книга для всех и ни для кого».

Книга не относится к трактатам. Это скорее философская поэма, хотя и написанная в прозе. Для того чтобы понять это, необходимо прочесть произведение на немецком языке. В оригинале ему присуща определенная ритмика, которая подтверждает, что Ницше больше поэт, чем философ, а тем более ученый.

Завязка произведения состоит в том, что тридцатилетний Заратустра (Ницше) покидает родину и уходит в горы. Он наслаждается одиночеством. Через десять лет он пресытился своей мудростью и решает спуститься к людям. По пути он встречает старца, который уговаривает мудреца остаться в лесу. Но слышит в ответ слова о том, что Заратустра любит людей. Однако более значимой фразой молодого человека является то, «что Бог умер».

В произведении «Так говорил Заратустра» герой общается с разными людьми. Притчи, которые он рассказывает, по содержанию относятся к разным направлениям:

  • моральные;
  • психологические;
  • философские.

Ницше знал, что его теорию о сверхчеловеке многие не поймут, поэтому вслед за этим произведением, он выпустил еще два: «По ту сторону добра и зла», «К генеалогии морали». Их целью было защитить идею от непонимания, пояснить ее смысл.

О «трех превращениях духа»

Наиболее значимым в произведении является рассказ о превращениях духа.

По словам мудреца, дух человека должен пройти три превращения. Сперва дух становиться верблюдом, поскольку он хочет испытать тяжесть собственной ноши. Затем он стремиться стать львом, чтобы обрести свободу и стать господином. Но поняв, что не сможет наслаждаться свободой, дух стремиться к полному обновлению. Это возможно при превращении в дитя.

О женщинах

Встретившись со старушкой, Заратустра говорит с ней о женщинах. Он относит им важную роль, а именно - принести в мир сверхчеловека. Единственным их счастьем должно быть понимание, чего хочет мужчина. Только тогда мир будет совершенен.

Для того чтобы оставаться желанной, женщина должна быть опасной игрой для мужчины. Поскольку они хотят в жизни только две вещи - опасность и игру. Для героя женщины остаются загадкой, однако «на все это есть одна разгадка: беременностью зовется она».

Идея сверхчеловека (Ubermensch)

Сквозь все произведение проходит мысль о том, что человек является лишь промежуточным звеном от обезьяны к сверхчеловеку. «Человек - это канат, натянутый между животным и сверхчеловеком».

Сверхчеловек отличается от простых людей несокрушимой волей. Однако смысл его жизни не в управлении другими людьми, он - гений и бунтарь, способный разрушить старые правила и ценности при этом создать новые. Так говорил Заратустра.

Ницше прописал этот романтический образ на интуитивном уровне. Концепция о сверхчеловеке не закончена. Автор прописал ее апофатически. Он указал, кем его герой быть не должен, а именно человеком толпы, средним обывателем. Он должен быть выше измельчавшего человечества. Заратустра - это тот, кто над толпой и живет вопреки ней.

Сегодня произведение, которое написал Фридрих Ницше, «Так говорил Заратустра» относиться к мировой классике. Произведение изучается как в философии, так и в литературе.

Согласно легенде, изложенной в "Шахнамэ", монументальном своде эпической истории Ирана, созданном классиком персидско-таджикской литературы Фирдоуси (934-1020 гг. н.э.), вскоре после очередного потопа, накрывшего территорию Средней Азии около 5100 лет тому назад, со стороны Уральских гор явился "пастырь человеков" Хаома, возвеститель нового закона. Он стал Отцом и Учителем древних иранцев, а при его преемнике люди начали строить поселения и возделывать поля. Сын преемника Хаомы - легендарный царь Джемшид - упорядочил жизнь сословий своего царства. В блестящее правление Джемшида "не умирали животные, не увядали растения, в воде и плодах нигде не было недостатка, не было ни мороза, ни жары, ни смерти, ни страстей, повсеместно господствовал мир". Но из-за гордости Джемшида блеск Божий оставил его. Губительный Зохак победил его, прогнал прочь и начал свое жестокое царствование. Затем последовали времена дикого восстания, из которого победителем вышел герой Ферндун, и его род стал господствовать над Ираном.

При шестом царе после Ферндуна - Густаспе - в древнем иранском роду Спитама появился мальчик, названный по традиции рода "Заратустра". Имя Заратустра (Заратушт, Зардушт, Зороастр) означает "обладающий старым верблюдом". Это было простое крестьянское имя, типичное для древнего Ирана. Наиболее вероятным временным периодом Его жизни считают VIII–VII вв. до н.э., а о точных датах жизни нет и речи. Отца Заратустры звали Поурушаспа, а мать Его носила имя Дайдай ("Божественная рыба"). Предсказанное во сне рождение мальчика виделось Его матери как благословение для всего мира, для тех, кто следует законам Бога. Она увидела прекрасного юношу, вышедшего из яркого света с жезлом и книгой в руках. Его рождению радовалась природа, а сам ребенок, по преданию, появился на свет с радостным смехом, приветствуя мир. Он смеялся, оставляя грудь матери, и от Его смеха дворец наполнялся светом. Когда Заратустра был ребенком, совершалось много чудес, что вызывало зависть у темных сил. Много раз они посягали на жизнь Заратустры, но безуспешно. Заратустра был защищен Божественной силой.

С семи лет его начали обучать священству. Обучение было устным, так как иранцы не знали письма, и состояло из изучения обрядов и выучивания великих "мантр" (заклинаний), составленных мудрецами предыдущих поколений. Считалось, что зрелость достигается в пятьнадцать лет, и в этом возрасте Заратустра стал самостоятельным священником. Сам он называл себя "мантран" - сочинитель мантр, вдохновенных экстатических изречений, заклинаний и гимнов. Он обладал поэтическим даром.

Время, когда жил Заратустра, являлось временем упадка нравственности. Это была эпоха жестоких войн, кровавых жертвоприношений, могущества колдунов и магов. По преданию, в двадцатилетнем возрасте будущий Пророк оставил мирские желания и ступил на путь праведности, скитаясь в поисках Истины, а в тридцать лет получил божественное откровение, оставил дом и пустился в странствия. Это событие упомянуто им в одной из "Гат" (Ясна 43) и кратко описывается в пехлевийском сочинении "Задспрам" (20-21). Как-то раз Заратустра участвовал в сборище по случаю весеннего празднества и пошел на рассвете к реке за водой для приготовления ритуального напитка "сома". Этот напиток изготавливался из листьев кустарника "эфедра", и оказывал на человека возбуждающее действие: "возбужденные, мы поднимаемся на ветрах, как на наших конях, а вы, смертные, можете видеть лишь наши тела" ("Риг-Веда"). Заратустра вошел в реку и взял воду из середины потока, где она была свежее и чище. Когда он возвратился на берег в состоянии ритуальной чистоты, перед ним в свежем воздухе весеннего утра возникло видение. Он узрел на берегу сияющее существо, которое позвало его за собой и привело к шести другим излучающим свет персонам, в присутствии которых Заратустра "не увидел собственной тени на земле из-за их яркого свечения". Это были Божества во главе с Ахура-Маздой. Заратустра провозгласил Его единственным несотворенным Богом, вечно существующим, Творцом всего благого, включая всех других добрых и благих Божеств. Позднее Заратустра не раз еще чувствовал присутствие Ахура-Мазды или слышал Его слова, призывавшие Пророка на служение.

Заратустру считают основателем религии древних иранцев, называемой зороастризмом, или парсизмом; человеком, открывшим людям завет Бога: "хумата, хухта, хваршта" - "добрые помыслы, добрые речи, добрые дела". Когда-то зороастризм исповедовали на территории древнего Ирана, Афганистана, Средней Азии, Южного Казахстана; он объединил большие пространства и оказал немалое влияние на мировые религии. Особенностью учения Заратустры в том, что путь к Богу лежит не столько через обряды и жертвоприношения, сколько через добрые мысли и праведное поведение. Заратустру считают первым Пророком в истории человечества, проповедовавшем монотеизм, учение о единобожии.

Проповедническая деятельность, проведенная Заратустрой среди соплеменников, оказалась бесплодной. Мидийцы (западный Иран) отказались принять новую религию и сохранили старую. Община изгнала Его, и лет десять Пророк провел в скитаниях. Будучи в оппозиции духовенству, Он прошел через тяжелые испытания. Разные жрецы и правители отказывали Ему в крове, видимо, не принимая нравственного и монотеистичного учения нового Пророка.

И тогда Заратустра понес Свое учение в Перейду (восточный Иран). Там Он нашел единомышленников, и Ему удалось добиться благосклонности царя Кави Виштаспы, могущественного правителя Арьешаяны (современные Туркменистан и Афганистан), и его жены - царицы Хутаосы. Это рассердило правителей соседних государств, которые потребовали от Виштаспы возврата к прежней религии и объявили ему войну. Но Виштаспа отказался выполнить их требования, выиграл войну и объявил учение Заратустры официальной религией всего Восточного Ирана. Проповеди Заратустры были записаны золотом на двенадцати тысячах бычьих кож. Главную священную книгу, Авесту, поместили в царскую сокровищницу. В горах Бухары Заратустра выбрал круглую пещеру, украсил ее многочисленными символическими и астрономическими изображениями и торжественно посвятил ее Митр-Азу - незримому Божеству, Отцу Вселенной. В центре потолка яркой жемчужиной изображалось Солнце, вокруг него последовательно располагались планеты, блистая золотом на лазурном фоне, Зодиак был выгравирован чеканным золотом. Четыре века мира были представлены глобусами из золота, серебра, меди и железа.

Заратустра прожил при дворе Кави Виштаспы долгую жизнь, был трижды женат и имел нескольких детей. Он погиб от рук бактрийских кочевников, воевавших против Кави Виштаспы. После гибели Заратустры часть Его учеников переселилась в Мидию (западный Иран) и обратила в свою веру племя "магов". Затем цари рода Ахеменидов распространили учение Заратустры и свою власть на все близлежащие области.

ОСОБЕННОСТИ УЧЕНИЯ

Священным символом для последователей учения Заратустры был Огонь. Понятие огня было очень широко, это и всеоживляющая мировая сила, и добро, и путь восхождения к свету, и пламя домашнего очага, и молния. Жертвоприношения состояли исключительно из растений, сожжение животных считалось оскорблением огня. Огню позднее стали поклоняться в специальных храмах-башнях. Внутри такого храма, как правило, находился двухметровый четырехступенчатый каменный алтарь, наверху которого в огромной латунной чаше помещалось Священное Пламя. От других помещений храма зал с огнем отгораживали так, чтобы верующие, молящиеся в храме, не могли видеть само пламя, а видели только его отблески на стенах. Огонь на алтаре придавал людям силы в борьбе со злом, к Священному Пламени могли прикасаться только жрецы, надевавшие специальные белые халаты, белые шапочки и белые маски на лица. Огню не только служили, за ним ухаживали как за живым существом, очищали его и обновляли. Священное Пламя составляли из шестнадцати различных видов огня, в том числе его приносили из домашних очагов представителей различных слоев общества. Самым ценным видом огня считался огонь от удара молнии в дерево, его долго ждали и тщательно берегли.

Древнеперсидская религия задавалась многими вопросами: о времени и пространстве; о происхождении мира и условиях его существования; о судьбе и нравственности человека. Огромное внимание уделялось нравственной и физической чистоте. Нравственные добродетели реализовывались в практических действиях: земледельческом труде, благотворительности, рождении потомства. Учение Заратустры воспитывало уважение к плодородной земле, огню и воде, требовало оберегать их чистоту. Он запретил кровавые жертвоприношения и проповедовал доброе отношение к животным. Учение уравнивало все сословия перед лицом Космоса. Происхождение и состояние не имело значения, свободой воли и нравственным выбором обладали одинаково все.

Заратустра был первым Пророком, который учил о рае и аде, о грядущем воскрешении и о всеобщем Последнем Суде. Спасение каждого человека зависит только от совокупности его мыслей, слов и дел, и вмешиваться в это из сострадания или прихоти не может ни одно Божество. В день Суда человек будет держать ответ не только за судьбу собственной души, но и разделит общую для всех ответственность за судьбу всего мира. Это было учение о мировых силах добра и зла и их борьбе. По содержанию оно пересекается с библейскими текстами, с учением Платона об идеальных первообразах вещей, с неоплатонизмом.

Заратустра пришел в мир, когда в Иране господствовал маздеизм, арийская религия, проповедующая существование множества божественных сил. Это был политеизм, или многобожие, прославляющий Богов в форме элементов природы: Агни - Огонь, Ваю - Ветер, Варуна - Океан и т.д. Принципиально новым в Его учении было то, что образ Ахура Мазды, Мудрого Господа, Бога Света, был возведен в высший ранг за счет умаления остальных богов. В противовес Богу Света действует Ахриман - принцип зла. Так древний политеизм превратился в дуалистический монотеизм - учение о едином Боге, противостоящем мировому злу. Роль человека стала также чрезвычайно высока, роль его личного выбора могла предрешить исход мировой битвы, судьбу мира. Значит, человек стал ответственным за миропорядок. Несомненно, добро восторжествует, в конце концов, но каждый человек должен сам сделать свой выбор и бороться, чтобы ускорить эту победу. Нас судят после смерти по нашим деяниям. Нужно быть хорошими в мыслях и действиях, так как добрые пойдут в рай, а злые будут наказаны.

Итак, добро восходит к верховному творцу Ахура Мазде, Владыке Мудрому, источнику блага и света. Духи добра, или добрые стихии природы, называются асурами (ахурами). Высшие божества, или святые, зороастрийского пантеона скорее являются аспектами Бога Всемогущего, аллегориями Его благих качеств. Это Благая мысль (Воху Мана), Лучшая истина (Аша Вахишта), Власть желанная (Хшатра Вайрья), Святое благочестие (Спента Армайти), Здоровье (Хаурватат), Бессмертие (Амертат). Именно поэтому зороастризм считают монотеистической религией с ярко выраженной нравственной доктриной.

Даже устройство Вселенной непосредственно связано с нравственными основами. Четырехьярусная модель космоса представляет собой аспекты блага. Орбита звезд есть благие мысли, орбита Луны есть благие слова, орбита Солнца соответствует благим делам. Высшей является светоносная сфера, это обитель Ахура Мазды и Его окружения, а царство тьмы соответственно в преисподней.

Дух зла Ангхро Манью - противоположность Ахура Мазде, живет во мраке. Он создал все, что мешает человеку наслаждаться миром и покоем - суровую зиму, удушливую жару, нечистых животных, он положил начало аду, он - виновник зла, отец лжи. Духи зла в зороастризме называются дэвами, и их не надо путать с дэвами индуизма. Здесь дэвы - это злые силы, дурные наклонности человека. Дух зла Ангро Манью был окружен главными злыми духами: ложью (злым словом), духом грабежа (злым делом) и злой мыслью.

Согласно учению Заратустры, сначала Ахура-Мазда сотворил с помощью Святого Духа (Спэнта-Манью) шесть более низких Божеств; их создание Он сравнивает с зажиганием одного светильника от другого. Все эти и другие Божества являются эманациями (излияниями) самого Ахура-Мазды и служат творению добра и уничтожению зла. Вся Вселенная была сперва создана в нематериальном, "духовном" виде, и только потом Ахура-Мазда придал всему материальный облик. Материальное творение оказалось уязвимым для сил зла. Во главе их стоит Ангра-Манью (Архиман). Демоны вызвали все нравственные пороки и духовное зло, от которых страдают люди. Для защиты от них человек должен так сильно почитать Ахура-Мазду и другие Божества и настолько полно принять Их всем своим сердцем, чтобы в нем не осталось места для пороков и слабостей.

Кроме ярко выраженного дуализма учения - двойственности, противоположности мировых сил, - в зороастризме присутствует и троичность. Добро олицетворяет небесная троица: Вездесущий Ахура Мазда, дух огня Арту Вахишта и дух скота Воху Манна, или три нравственных принципа: благое слово, благое дело, благая мысль. Вездесущий был носителем благого слова, дух огня - благого дела, дух скота нес благую мысль. Триада главных нравственных заповедей руководила всей жизнью человека, если он хотел усовершенствоваться. Душа человека имеет свое начало в Ахура Мазде, то есть в бесконечном Божественном свете и мудрости.

Хронология мировой истории также троична, она делится на три эры. Первый мировой период есть царство Ахура Мазды, царство добра и правды, то есть золотой век. В первую эпоху существует исходный духовный мир предсуществования идей и вещей, прообразы добра и зла. Это Менок - мир невидимый, в котором обитают прообразы всего, что будет создано на земле. Во вторую эпоху происходит сотворение мира. Ахура Мазда создает небо, звезды, землю, первобыка и первочеловека. Одновременно начинает действовать и мировое зло, персонифицированное в образе Ангро Манью. Он создает планеты и кометы, не подчиняющиеся движению небесных сфер, загрязняет воду, насылает смерть на первого человека и первого быка. Мир приходит в движение от столкновения добра и зла, рождается человеческий род и все животные. Это эпоха противостояния добра и зла. Все сущее вовлечено в битву лжи против истины. Третий период описан в зороастризме как разрешение конфликта, как грядущая эпоха окончательной победы добра после Судного дня. Вселенная будет очищена огнем, который испепелит злые силы, а праведники пройдут сквозь него невредимыми. Люди-злодеи уйдут в окончательное небытие, праведники войдут в жизнь вечную. Прощенные грешники восстанут и облекутся в новую плоть. Весь мир очистится потоком расплавленного металла, и все, что уцелеет, обретет жизнь вечную.

Борьба между воинством добра и зла составляет содержание мировой истории. Человек, находясь одновременно в присутствии света и тьмы, обладает свободной волей и должен выбирать себя. Во вселенской борьбе двух начал едва ли не ключевая роль отведена человеку. Праведные поступки укрепляют Истину. Истина (Аша) является одним из основных понятий зороастризма. Напротив, дурные поступки человека усиливают стан зла.

Пожалуй, самым удивительным является то, что именно человек творит качество мировой истории. Основным героем является первочеловек, и от его нравственности зависит многое. Во время золотого века первочеловек добродетелен. Он занимается земледелием и скотоводством; выращивает растения, животных и птиц. Природа отвечает ему полным взаимопониманием. Когда человеку не хватает земли, он взмахивает бичом, и она раздвигается, создавая для него новые плодородные угодья. Но вот нарастает гордыня. Человек, имеющий все по своему желанию, перестает прислушиваться к советам и пожеланиям Бога, начинает употреблять в пищу мясо священных быков. В наказание его изгоняют из райской земли и лишают бессмертия. Одновременно нарастают космические силы зла, до сих пор не проявлявшие себя, дремавшие в нижних пластах земли. Человек становится на сторону лжи, активизируя силы зла. Идет второй период мировой истории, противостояние... Однако, согласно пророчествам Заратустры, все благополучно заканчивается. Учение наполнено верой Бога в человека, удивительной актуальностью характеристик добра и зла, и методикой очищения от зла, которую можно применить к самому себе, проверить на практике.

АВЕСТА

История Авесты сложна. Ее содержание восходит к устным сюжетам второго тысячелетия до нашей эры, религиозным гимнам и песнопениям. По существу, они являются ровесниками древнеиндийских Вед. Первые письменные тексты были зафиксированы не ранее III века н.э. Была написана двадцать одна книга, но большая часть текстов не сохранилась. Кроме того, они многократно редактировались в разные времена.

В состав Авесты входят следующие части:
1. Ви даэва датем – Закон, данный против дэвов. Это жреческий кодекс установлений и предписаний, направленных на то, чтобы оградить человека от злых сил.
2. Висперед, что в переводе означает "Все владыки". Это свод литургических молитвенных песнопений.
3. Ясна, или Поклонение, Почитание. Это свод молитв, читавшихся на богослужениях и при отправлении различных ритуалов. Семнадцать глав Ясны называются Гатами, то есть песнями, гимнами. Их авторство приписано Заратустре. Гаты написаны от первого лица и представляют собой назидательные проповеди, прославления Ахура Мазды и бессмертных святых. В языковом отношении диалект Гат очень близок к древнеиндийскому языку "Ригведы", самой ранней из священных книг брахманизма. Судя по языковым особенностям именно Гаты являются древнейшей частью Авесты, они и наиболее почитаемы зороастрийцами. Мало того, именно Гаты дошли до нас в своем первозданном виде, хотя гатский диалект вышел из употребления уже в те времена, когда авестийский язык был разговорным. Соответсвенно Гаты превратились в устойчивые священные формулы, а их буквальное содержание давно утрачено.
4. Яшт – Почитание, Восхваление. Это хвалебные гимны, посвященные отдельным божествам.
5. Малая Авеста представляет собой сборник молитв и гимнов, предназначенных для ежедневного обихода мирян, краткий молитвослов.

Однако сложность древних текстов кажущаяся. Мораль Авесты проста и понятна: это чистота помыслов; взаимопомощь людей в нужде; борьба с завистью, корыстью, тщеславием и гневом; умеренность в желаниях. Это космическая сила человека, способного преодолеть мировое зло.

Согласно "Авесте" высшая цель нашей жизни - достичь совершенного счастья (радости). Средство достижения этой цель - знать волю Бога и поступать сообразно ей. Пусть радость, получаемая от жизни, заполнит сердце до краев. Целомудрие - одно из главных добродетельных качеств. Супружество - одно из самых незыблемых договоров, а дети - дар. Женщины - поддерживающие силы супружества и человечества. Целомудренная женщина - благороднейшее творение Ахуры Мазды.

"Женщина - это чудо творения. Непревзойденная и несравненная по образу и красоте, она пребывает в семи царствах. Она расцветший цветок в саду жизни, распространяющий вокруг аромат".

"Женщина - учительница учтивости для мужчины. Она помогает мужчине духовно расти. Она - поддерживающая сила жизни мужчины".

"Душа, которая убоялась бороться против зла, не смогла выполнить своей духовной миссии и напрасно растратила свою жизнь во время пребывания в этом мире."

"В день Воскресения вы будете нести ответ перед Ахурой Маздой за свои мысли, слова и поступки в этом мире."

Зороастр – греческое искажение древнеиранского имени «Заратустра», которое носил в Иране в VII в. до Р. Х. основатель великой мировой религии, называемой по своему пророку зороастризмом .

Другие названия зороастризма: маздеизм (так как главное божество этой религии – , Ормузд) или парсизм. Учение Зороастра является дуализмом : всеблагое, светлое божество Ахурамазда ведёт в нём вечную борьбу со злым духом Ангра-Майнью (Ахриманом).

Последователей веры Зороастра называют ещё магами (по сословному имени жрецов), гебрами («неверными» – для мусульман), огнепоклонниками (потому что главным символом этой религии является огонь).

До проповеди Заратустры древние иранцы (распадавшиеся тогда на племена мидян, бактрийцев, персов, систанцев, согдов и др.) чтили множество богов и духов природы. Эта их вера была близка к ведической религии древних индусов, вместе с которым иранцы составляли две главные ветви древнеарийской нации.

Полулегендарный Заратустра, по преданию, реформировал старое арийское многобожие иранцев в дуалистическом духе, подчинив всех древних светлых богов их верховному владыке – Ахурамазде, а мрачных демонов соединив вокруг величавого, могучего князя тьмы и зла, Ахримана.

Пророк Заратустра (Зороастр) - основатель зороастризма

Вопрос о том, когда проповедовал мудрый вероучитель Зороастр, еще не разъяснен с достоверностью. Есть мнение, что он жил в середине VI века до нашей эры, то есть был современником Кира Старшего и Будды . Главным поводом к этому послужило предположение, что царь Густасп (Висташпа), называемый в священной книге зороастрийцев, Авесте , распространителем благого закона – это Гистасп (Hystaspes), отец великого царя Дария I . Это предположение существовало еще в древности, но оно ошибочно. Зороастр принадлежит доисторическому, мифическому времени староиранских царей, окончившемуся с основанием мидийского и персидского царств. Из клинописи нам известно, что около 500 г. до Р. Х. «святой закон» Зороастра уже господствовал на всём пространстве персидского царства. Поэтому надо полагать, что основатель этого закона жил по крайней мере двумя столетиями ранее. Авеста не упоминает ни об одном из больших городов Мидии и Персии, ни о Пасаргадах, ни об Экбатанах, ни о Персеполе. Все иранские земли, кроме Бактрии, Согдианы и Маргианы она называет страною злых духов, а мидийский город Рагу местом «дурного, безмерного сомнения». Все это показывает, что она была написана раньше построения Экбатан, раньше основания мидийско-персидского царства. Из этих и других подобных фактов следует, что ещё около 800 года до Р. X. учение Зороастра не только уже существовало, но и владычествовало в Восточном Иране, и было уже так сильно, что проникло оттуда на запад, к близкородственным восточным иранцам мидянам и персам.

Согласно легендам, Заратустра был маг (жрец), из северо-западной Мидии (теперь – Азербайджан). На 30-м году жизни, испытав наитие свыше, он выступил как горячий проповедник не только нравственно-религиозной, но и общественно-экономической реформы, выступая за повсеместный переход от кочевого к оседлому, земледельческому быту. Как об индийских мудрецах, о Зороастре рассказывается, что он удалился размышлять о вере в уединении. Предание говорит, что Зороастр провел на горах в размышлениях десять лет, а потом ходил по стране, проповедуя и воздвигая повсюду алтари для служения огню.

Через 12 лет учение Зороастра принял вышеупомянутый Виштаспа (Гистасп, Густасп) один из царей далекой Бактрии (на противоположном от Азербайджана, северо-восточном краю Ирана). Не без насилия Виштаспа провел религиозную реформу в своем владении. Говорят, что в память этого великого события Зороастр посадил у Каспийского моря священный кипарис, вырезав на коре этого дерева надпись о принятии его учения Виштаспой. Последователи Зороастра до самых времен ислама чтили этот священный кипарис, много пилигримов ходило поклоняться ему

Поэтическо-философское вероучение Зороастра сблизило божества с человечеством, придав этим олицетворениям сил природы нравственные качества. Зороастр внес определенность в понятия об отношениях между божествами, подчинив их двум верховным богам. Главного бога добрых божеств он назвал Ахурамаздой («ахура» – значит «владыка»; «мазда» – или «много ведающий», мудрый, или «много дающий», благой). Главным богом злых божеств поставил он Ангра-Майнью («зложелателя»). Впоследствии имя Ахурамазды получило форму Ормузд , а имя Ангра-Майнью – форму Ахриман . Прежние боги природы не были устранены реформой Зороастра , но были поставлены в подчиненное отношение: добрые – к Ахурамазде, злые – к Ангра-Майнью, и обратились добрых или злых духов.

Главный бог зороастрийцев, Ахурамазда (Ормузд), борется с демоном зла Ахриманом

Не были устранены Зороастром и древние обряды жертвоприношений и молитв. Но главное место в преобразованном культе заняли законы об очищениях и заповеди о способах наиуспешнейшей борьбы против сил зла. Центром народного культа осталось служение тем богам природы, которым поклонялись арии, когда пасли стада и возделывали нивы в долинах Амударьи и её притоков, ещё до своего переселения в Иран. Народ по-прежнему приносил на озарённых солнцем высотах гор жертвы и молитвы богу солнца Митре, возливал ему укрепляющий силу, дающий бессмертие сок хаомы (у индусов – сома ), для выжимания которого постоянно были в каждом доме стебли этого священного растения, ступка и чаша. Народ по-прежнему чтил огонь, чьё красное пламя заботливо подпитывалось в алтарях чистым, сухим, благовонным деревом; по-прежнему благоговейно чтил землю «терпеливую» и «покорную», и воду, текущую со священных гор в великое озеро, плодотворящую поля и пастбища. И после реформы Зороастра оставались богами в сознании народа и светлый Веретрагна (Бехрам), разгоняющий в сумерки вечера враждебные силы, и вооруженный булавою Шраоша (Серош) – спутник-охранитель начинающегося дня, прогоняющий привидения ночи.

Зороастр оставил народу его старые божества, представления о которых коренились в физических особенностях иранской страны с её синим, безоблачным, дивно сияющим небом, и в национальных преданиях, как индийские брахманы оставили своему народу Индру . Но наибольшую важность в своем вероучении Зороастр дал деятельной, нравственно чистой жизни. Вернейшие средства устранять влияние неприязненных сил состоят, согласно его учению, в том, чтобы сообщать земле плодородие заботливою обработкой, истреблять вредных животных, делать все необходимое для ослабления вредных действий зимы, пустыни, бурь, и при этом быть праведным и честным, охранять свою душу от греха, приближать ее молитвой и очищениями к богам света. Учение Зороастра было, в сущности, не провозглашением новой религии, а естественным развитием народных понятий, влагавшим в них духовный смысл, направлявшим их к нравственным целям.

Судьбы учения Зороастра в Персии

Из Бактрии зороастризм распространился по всему Ирану. Величайший персидский царь династии Ахеменидов, Дарий I Гистасп (522 – 486 до Р. Х.) являлся ревностным зороастрийцем. Несмотря на чувствительный удар, нанесенный ей завоеванием Александра Македонского и владычеством его эллинистических преемников, религия Зороастра вновь стала национальным и государственным исповеданием Ирана в годы царствования парфянской династии Аршакидов (250 до Р. Х. – 224 по Р. Х.). Затем она пережила период ещё большего подъема и блеска под властью основателей Новоперсидской монархии – прославленного царского рода Сасанидов (224 – 650), вплоть до мусульманского завоевания VII века. Зороастризм, таким образом, преобладал в Иране около полутора тысяч лет.

Главный зороастрийский бог Ахурамазда вручает знаки царской власти основателю династии Сасанидов, Ардаширу I. Рельеф III века по Р. Х. в Нахш-е-Рустаме

Он далеко не сразу был вытеснен из Персии и после её покорения магометанами. Даже ещё и в X веке каждое село Персии имело храм огня. Однако вследствие жестоких мусульманских гонений зороастризм был мало-помалу уничтожен или вытеснен на чужбину, в Индию, где его последователи обосновались по преимуществу вокруг Бомбея.

Боги, ангелы и бесы зороастризма

Зороастр отрицал непротивление злу, пассивность и нирвану и требовал деятельной борьбы со злом во имя добра, чтобы в конце веков светлый бог Ормузд победил темного Ахримана.

Добрый бог Ахурамазда и злой Ангра-Майнью будут долго вести жестокую борьбу друг с другом. В конце мира из семени пророка Заратустры чудесно родится обетованный новый пророк, праведник-избавитель, мессия Саошьянт (Сосиош), восторжествует Добро, а Зло будет уничтожено. Все мертвые воскреснут. Мессия Саошьянт прогонит Ахримана и подвластных ему злых дэвов . Ахурамазда сразит Ахримана. Старый грешный мир сгорит в потоке раскаленного металла, и начнется новая блаженная жизнь.

Ахриман сильно напоминает христианского Сатану, но его роль в религии Зороастра гораздо важнее. Она и является не монотеизмом и дуализмом именно потому, что злое начало здесь почти равносильно доброму.

Зороастрийского бога Ахуразмазду окружает сонм ангелов («язатов»), среди которых выделяются шесть архангелов («амешаспенты »). Вокруг бога зла Ахримана тоже имеется сонм бесов («дэвов») с шестью архидьяволами.

Из бесов в религии Зороастра самый ужасный Аэшма-дэва (Асмодей), а среди ангелов-язатов есть несколько более славных, в которых народ видит даже не столько ангелов, сколько низших богов и богинь. Это божество огня (Атар), гении воды (в том числе Анахита, небесный водный поток, источник плодородия, чей образ близок к греческой Афродите), божество солнца (Хоршид) и впоследствии слившееся с ним божество света и истины (Митра , близкий к Аполлону), божества луны и звезд (Тир или Сириус – главный) и др.

Кроме того у пресветлого престола Ахурамазды витают души праведников («фраваши », «ферверы»), а в нечистой свите Ахримана состоят «друджи» (от слова «ложь») – мелкие черти и чертовки, трупные упыри, ведьмы-пери и т.п. Души грешников, согласно учению Зороастра, терзаются в преисподней до страшного суда и до появления мессии-избавителя.

Нечистая ночная сила боится собаки и пения петуха-световозвестителя, так что убивать собаку грех, а разводить кур – душеспасительное дело. Собаку и петух Зороастр считает главными священными животными Ахурамазды.

Зороастризм о чистоте

Великое праведное дело – земледелие. Ещё одним священным животным Ахурамазды является бык, созданный специально для пахоты.

Моча коровы, освященная надлежащим образом и разведенная в воде, часто служит для обрядового зороастрийского очищения.

Зороастром предписывается строгая чистота – телесная и душевная. Ложь и обман, оскверняют человека. К вместилищам внешней скверны относится мертвечина. Зороастрийцы считают, что похороны осквернили бы святую землю. Поэтому последователи этой веры оставляют трупы усопших на съедение хищным птицам (обыкновенно часа через два все мясо на мертвеце бывает съедено стаей коршунов).

В зороастрийском богослужении широко используется животворное, благодатное питьё из сока растения «хаомы» (у индусов «сома»). Зороастр говорил, что одна капля хаомы губит бесов.

Образец зороастрийского религиозного искусства

Книга Авеста – краткое содержание

Вероучение Зороастра изложено в его «Библии», которая называется «Авестой » («текст») или «Зенд-Авестой» («текст с толкованием»). Книга Авеста написана на древнеиранском языке, а Зенд-Авеста – на среднеперсидском (пехлевийском) языке. Древняя редакция Авесты, записанная ближайшими учениками Зороастра и употреблявшаяся при Ахеменидах, была утеряна после македонского завоевания. Не дошла до нас и редакция парфянских времен. Нынешний текст книги Авесты создан в начале эпохи Сасанидов (III – IV вв. по Р. Х.). Но и сасанидский канон мы имеем не полностью, а лишь примерно пятую его часть, связанную по преимуществу с богослужением. О содержание утерянных отделов Авесты можно составить представление лишь из средневековых пехлевийских сокращённых переводов.

Полная зороастрийская книга Авеста была богата повествованиями и научными сведениями. Сохранившаяся Авеста распадается на пять частей:

1) «Ясна» («богослужение») – чин божественной литургии для освящения сока хаомы. Древнейшую часть содержания Ясны составляют псалмы Зороастра («Гаты»).

2) «Висперед» («Все главы») ­– литийные моления, вставляемые то в ту, то в другую ектению Ясны по годовым праздникам.

3) «Вендидад» («Видэвдад» – «закон отречения от дэвов») – часть Авесты, которая содержит в себе прежде всего законы Зороастра о чистоте и правила очищений от скверны

4) «Яшты» («Поклонения») – содержит славословия Ахурамазде, Амешаспентам и язатам, преимущественно тем, которым посвящен тот или иной день месяца. У персов-зороастрийцев не существовало недель, а было 30 разных дней в месяце, из которых четыре (1-й, 8-й, 15-й, 23-й) посвящались Ахурамазде, а остальные – главным язатам. Кроме славословий, в Яштах сообщаются и старинные сказания. 19-й яшт представляет собой своеобразное краткое изложение древнеиранского эпоса с перечнем его героев

5) «Малая Авеста» («Хорде Авеста») – сборник повседневных молитв.

Обзор и пересказ утерянных сейчас частей Авесты есть в энциклопедических зороастрийских сводах IX столетия по Р. Х. на пехлеви: «Денкард» и «Бундехеш».

Первый перевод Авесты на европейские языки сделал француз Анкетиль Дюперрон (1771), который поступил простым солдатом на службу в Индию, чтобы сблизится там с парсами и изучить их язык и священную книгу.

Фаравахар - один из главных зороастрийских символов

Литература о Зороастре

Д. Менан. «Парсы. История зороастрийской общины Индии». Париж, 1898

А. Джексон. «Зороастр, пророк древнего Ирана». Нью-Йорк, 1899 (часть книги переведена на русский язык А. Погодиным в 1903)

Л. Х. Миллз. «Зороастр и греки». Оксфорд, 1903-1904

Л. Х. Миллз. «Зороастр, Ахемениды и Израиль», 1905-1906

В. Миллер. «Зороастр и его учение». («Мир Божий», май 1892.)

А. Погодин. «Религия Зороастра». Спб., 1903

Загрузка...