docgid.ru

Дидактические игры и упражнения для формирования слоговой структуры слова. "картотека игр на развитие слоговой структуры слова"

Игры и упражнения для формирования слоговой структуры слова.

Упражнения на уровне звуков:

  1. «Произнеси звук [А] столько раз, сколько точек на кубике. Произнеси звук [О] столько раз, сколько раз я хлопну в ладоши»
  2. «Узнай, какой звук (серию звуков) я произнесла». Узнавание по беззвучной артикуляции, произнесение с голосом.
  3. Определение ударного гласного в ударной позиции (в серии звуков).

Упражнения на уровне слогов:

Произносить цепочку слогов с одновременным построением башни из кубиков (перекладыванием бусинок, пуговиц).
- «Пальчики здороваются» - произнесение цепочки слогов с прикосновением на каждый слог пальцев руки с большим пальцем.
- Сосчитать количество слогов (произнесённых).
- Назвать ударный слог в цепочке услышанных слогов.
- Запоминание и повторение цепочки слогов разных типов.

Упражнения на уровне слова:

Игра с мячом

Цель: учить отхлопывать слоговой ритм слова.
Материал: мяч.
Ход игры: ребёнок отбивает мячом ритм заданного слова.

Игра «Телеграф»

Цель: развивать умение делить слова на слоги.
Материал: палочки.
Ход игры: ребёнок «передаёт» заданное слово, отстучав его ритмический рисунок.

Игра «Сосчитай, не ошибись»


Материал: пирамидка, кубики, камешки.
Ход игры: ребёнок произносит заданные слова и выкладывает камешки (кольца пирамидки, кубики, пуговицы, бусинки). Сравнить слова: где больше, то и слово длиннее.

Цель: учить делить слова на слоги, одновременно выполняя механическое действие.
Материал: мяч.
Ход игры: дети передают мяч друг другу и одновременно называют слог заданного слова.

Упражнение «Что изменилось?»

Цель: учить различать разную слоговую структуру слова.
Материал: картинки.
Ход упражнения: ребёнок объясняет различие между словами.
Слова: кот, кошка, котёнок. Дом, домик, домище.

Упражнение «Найди самое длинное слово»

Цель: закреплять умение делить слова на слоги.
Материал: картинки.
Ход упражнения: ребёнок выбирает из предложенных картинок ту, на которой изображено самое длинное слово.

Упражнение «Какое слово отличается»

Цель: учить различать слова с разной ритмической структурой.
Материал: картинки.
Ход упражнения: логопед называет серию слов, дети определяют лишнее слово (использовать картинки, если дети затрудняются).
Слова: бак, рак, мак, ветка. Вагон, бутон, батон, самолёт.

Упражнение «Назови одинаковый слог»

Цель: закреплять умение сравнивать слоговую структуру слов.
Материал: картинки.
Ход упражнения: ребёнок должен найти одинаковый слог в предложенных словах (самолёт, молоко, мороженое).

Игра «Конец слова за тобой»

Цель: учить синтезировать слова из слогов.
Материал: мяч.
Ход игры: взрослый начинает слово и бросает мяч ребёнку, он добавляет одинаковый слог ША: ка…, ва…, Да…, Ма…, Ми…

Игра «Слоговые кубики»

Цель: упражнять в синтезе двухсложных слов.
Материал: кубики с картинками и буквами.
Ход игры: дети должны собрать слова из двух частей.

Игра «Пирамида»

Цель: закреплять умение анализировать слоговой состав слова.
Материал: набор предметных картинок.
Ход игры: ребёнок должен расположить картинки в заданной последовательности: одно вверху - с односложным словом, два в середине - с двухсложными словами, три внизу - с трёхсложными словами.

Упражнение «Подбери слово»

Цель: закреплять умение анализировать слоговую структуру слов.
Материал: предметные картинки, карточки со схемами слоговой структуры. Карточки со словами (для читающих детей).
Ход упражнения:
Вариант 1. Ребёнок подбирает схемы к картинкам.
Вариант 2. Ребёнок подбирает картинки к схемам.

Игра «Наведём порядок»

Цель: совершенствовать слоговой анализ и синтез.
Материал: набор карточек со слогами на тонированной бумаге.
Ход игры: дети выбирают из общего количества слоги и расставляют их в нужном порядке.

Игра «Кто больше»

Цель: совершенствовать умение синтезировать слова из слогов.
Материал: набор карточек со слогами на бумаге одного цвета.
Ход игры: из общего количества слогов дети выкладывают как можно больше вариантов слов.

Формирование слоговой структуры слова

Одним из наиболее трудных для коррекции среди разнообразных нарушений речи у детей дошкольного возраста является такое особое проявление речевой патологии, как нарушение слоговой структуры слов. Нарушение слоговой структуры слов обычно выявляется при логопедическом обследовании детей с общим недоразвитием речи. Этот дефект речевого развития характеризуется трудностями в произношении слов сложного слогового состава (нарушение порядка слогов в слове, пропуски либо добавления новых слогов или звуков) . Логопедическая работа по коррекции нарушений звукослоговой структуры слова представляет собой часть общей коррекционной работы в преодолении речевых нарушений. И достаточно часто подобные задания учитель-логопед может рекомендовать для повторения дома. Особенно это актуально для детей с моторной алалией.

Выделяют два этапа работы по формированию слоговой структуры слова :

1) Подготовительный этап -развитие чувства ритма, стимулирование восприятия ритмической структуры слова.

Рекомендуется проводить работу по формированию ритмических навыков: можно использовать различные виды ходьбы с музыкальным и речевым сопровождением, танцевальные движения в сочетании с хлопками в ладоши , речь в определенном ритме, отхлопывание ритмов, отстукивание мячом об пол, использование музыкальных инструментов – барабана, бубна, металлофона, простые танцевальные упражнения. Упражнение на развитие координации рук: выполнение движений поочередно правой и левой руками, а затем одновременно обеими руками (кулак левой руки – ребро правой руки и т. д.) .

2) Коррекционный этап - воспроизведение ритмических долей в собственной речи ребенка без нарушений сначала по подражанию, затем в самостоятельной речи.

Данный этап проходит в следующем порядке:

· - уточнения артикуляции сохранных звуков;

· - проговаривание слоговых рядов различной степени сложности только с сохранными звуками по схеме:

Гласный +гласный /ау, уа, иа/
Согласный + гласный /ба-ба-ба/;
Гласный + согласный /ам-ам-ам;ох – ох – ух/
Гласный +согласный + гласный /апа-апа-апа/
Согласный + согласный + гласный /ква – ква – ква/
Гласный + согласный + согласный /афт – афт - афт/
Гласный + согласный + согласный + гласный /адна-адна-адна/

· - проговаривание слов за взрослым отраженно, называть слова по картинкам, составлять предложения со знакомыми словами.

Выделяют 14 типов слоговой структуры слова по возрастающей степени сложности (классификация слов по А.К. Марковой).Учитывать данную классификацию (см. приложение 2) необходимо и при обучении чтению. Усложнение заключается в наращивании количества и использовании различных типов слогов:

1. Двухсложные слова из открытых слогов (ива, дети ).

2. Трехсложные слова из открытых слогов (охота, малина ).

3. Односложные слова (дом, мак ).

4. Двухсложные слова с закрытым слогом (диван, мебель ).

5. Двухсложные слова со стечением согласных в середине слова (банка, ветка ).

6. Двухсложные слова из закрытых слогов (компот, тюльпан ).

7. Трехсложные слова с закрытым слогом (бегемот, телефон ).

8. Трехсложные слова со стечением согласных (комната, ботинки ).

9. Трехсложные слова со стечением согласных и закрытым слогом (ягненок, половник ).

10. Трехсложные слова с двумя стечениями согласных (таблетка, матрешка ).

11. Односложные слова со стечением согласных в начале слова (стол, шкаф ).

12. Односложные слова со стечением согласных в конце слова (лифт, зонт ).

13. Двухсложные слова с двумя стечениями согласных (плетка, кнопка ).

14. Четырехсложные слова из открытых слогов (черепаха, пианино ).

В основе работы над речевым ритмом или ритмом на уровне слова лежит прохлопывание слов по слогам с выделением ударного слога голосом и более громким хлопком.

Нарушения слоговой структуры слова удерживаются в речи дошкольников с ОНР дольше, чем недостатки произношения отдельных звуков. Слоговая структура слова, усвоенная в изолированном произношении, нередко вновь искажается при включении слова во фразу или самостоятельную речь.

Усвоение слоговой структуры слова является одной из предпосылок для овладения грамотой и дальнейшего успешного обучения ребенка в школе.

Приложение 1

Нормы развития слоговой структуры слова

у детей разной возрастной категории:

3 года : воспроизведение слов, состоящих:

Из 2-х слогов, например, (вата, ива, сова и т. д.),

Из 3-х слогов (кабина, машина, утята и т.д.)

Из 1 слога, например, (мак, сок, дым, и т.д.)

4-5 лет: воспроизведение слов:

Из открытых слогов без стечения согласных (малина, пуговица,помидоры…);

Из 4-5 слогов со стечением согласных в начале, середине, конце слова (снег, капуста, крыша, кошка, мостик, скворечник, простокваша, лекарство, сквозняк, телевизор, сковорода, свисток, милиционер, аквариум, парикмахерская, строительство...)

Ребенок должен уметь:

Назвать предметные картинки;

Повторить слова за взрослым;

Ответить на вопросы (Где подстригают волосы?..).

После 5 лет дети повторяют за взрослым предложения с большой концентрацией сложных слов, например:

Водопроводчик чинил водопровод.

Милиционер регулирует уличное движение.

В аквариуме плавают разноцветные рыбки.

Строители работают на строительстве высотного дома.

Волосы подстригают в парикмахерской.

Кроме того, детям могут самостоятельно составить предложения по сюжетным картинкам.

Детишкольного возраста должны уметь выполнять задания, как в устной, так и в письменной форме:

Чтение слов сложной слоговой структуры;

Чтение предложений, насыщенных словами разного типа;

Чтение скороговорок;

Списывание сложных слов и предложений.

Приложение 2

Типы слоговой структуры слова по возрастающей степени сложности

1. Двусложные слова из открытых слогов:

дыня, вода, мыло, вата, кофе, муха, сова, дети, духи, луна, ноги, ива, ваза, ноты, коза, зубы, чудо, сани, лето, зима, лиса, коза, пена, тина.

Таня, Катя, Витя, Оля, Саня, Петя, Валя, Вадя, Женя, Коля, Толя, Галя,

хожу, ношу, веду, несу, иду, даю, бегу, беру, ною, пою, сею, вею.

2. Трехсложные слова из открытых слогов:

лопата, собака, кубики, сапоги, кабина, панама, утята, голова, малина, газета, мимоза, ягоды, машина, монета, колесо, молоко, корова, дорога, сорока, хижина, рябина, калина, овощи, погода, работа, береза, ребята, курага, замена, фонари, полено, борода, забота, колено, голова, копыто, радуга, железо, сапоги, телега, пижама

3. Односложные слова из закрытого слова:

мак, лук, мяч, кит, лес, жук, сом, сок, дуб, лев, мед, дом, кот, гусь, дым, нос.

Дон, сын пар, кот, шум, вес, чем, зал, бил, жил, мыл, дал, пел, сел, ляг, сядь, пой, дай, сыпь, лей.

4. Двусложные слова с закрытым слогом:

лимон, веник, паук, банан, огонь, пакет, бидон, гамак, вагон, батон, утюг, петух, каток, диван, совок, канат, живот, жираф, пенек, денек, тенек, салон, диван, один, парад, паром, парус, базар, банан, балет, баран, пожар, повар, полет, буфет, бутон, букет, пилот, питон, пирог, бизон, билет, бисер, петух, пенал, перец, бегун, табун, талон, тазик, топор, товар, томат, дозор, салат, сапог, сачок, судак, сучок, завод, замок, запах, закат, каток, кабан, ковер, козел, фазан, факел, факир, горох, газон, город, голос, вагон, финал, филин, финик, вирус, висок, виток, вираж, шалун, шалаш, шалит, чулок, чугун, чудак, щенок, щегол, щебет, носок, ножик, номер, лопух, локон, лоток, мешок

5. Двусложные слова со стечением в середине слова:

банка, юбка, письмо, ветка, буквы, утка, ванна, нитки, кепка, вилка, тыква, тапки, окно, коньки, майка, такси, ватка, деньки, бубны, пакля, место, тесто, белка, семья, лепка, леска, тетка, кошка, мышка, шишка, челка,

Костя, Настя, Герда, Тишка, Жучка, Тошка.

держу, ползу, молчу, верчу, возьму, нарву.

6. Двусложные слова с закрытым слогом и стечением согласных:

кантик, плитка, компот, бантик, лесник, лейка, чайник, поднос, альбом, дождик, кактус, фонтан, медведь, бублик, магнит, тюльпан, индюк, дельфин, костюм, компас, солдат, павлин, пальто, бульон, пастух,

Сергей, Матвей, Антон, Павлик.

Толкал, успел, вертел, чертил, терпел, чистил.

блюдо, блины, слоны, стена,

Плавать, глотать, стучать

Гриша, Степан, Герман, Андрей, Света

7. Трехсложные слова с закрытым слогом:
колобок, самолет, помидор, чемодан, бегемот, петушок, ананас, василек, телефон, барабан, водолаз, попугай, молоток, капитан, теленок, магазин
пеликан, пирожок, самолет, ледокол,
8. Трехсложные слова со стечением согласных:

яблоко, шахматы, колбаса, конфеты, кукушка, гантели, комната, калитка, ботинки, улитка, капуста, удочка, иголка, беседка, валенки, девочка, лягушка, палатка, петарда, тарелка, булавка.

9. Трехсложные слова со стечением согласных и закрытым слогом:

панамка, пуговка, банкетка, купальник, пипетка, комната, селедка, минутка, калитка, гантели, улитка, солянка, паяльник, коленка, напильник, автобус, кузнечик, осьминог, индеец, автомат, ягненок, шиповник, садовник, памятник, половик, будильник, апельсин, виноград, охотник, маятник, кофейник.

10. Трехсложные слова с двумя стечениями:

матрешка, избушка, игрушка, Незнайка, винтовка, лампочка, антенна, таблетки, морковка, скакалка, клубника, гвоздика, скамейка, индейка, футболист, гармошка

11, 12 .Односложные слова со стечением согласных в начале или в конце слова:

Проговаривание слоговых рядов с данными согласными:

зна – зно – зну – зны
гна – гно – гну – гны
кля – клё – клю – кли
тля – тлё – тлю – тли
нта – нто – нту – нты
ста – сто – сту – сты
дна – дно – дну – дны
фта – фто–фту – фтыи т.д.

флаг, хлеб, гном, шкаф, знак, дно, клей, бант, лист, болт, куст, танк, кекс, зонт, лифт, винт, дни, пни, гнуть, клён, ткать, ткань, тля, кто, клин, тля, шарф, болт, фарш, холм, мост.

13. Двусложные слова с двумя стечениями:

звезда, штанга, гнездо, спички, птенцы, флажки, клюшка, гвозди, плетка, клетка, клюква, скалка, кнопка, спутник, книжки, пингвин.

1. Двухсложные слова из открытых слогов.

2.Трехсложные слова из открытых слогов.

3.Односложные слова.

4.Двухсложные слова с закрытым слогом.

5.Двухсложные слова со стечением согласных в середине слова.

6.Двухсложные слова из закрытых слогов.

7.Трехсложные слова с закрытым слогом.

8.Трехсложные слова со стечением согласных.

9.Трехсложные слова со стечением согласных и закрытым слогом.

10.Трехсложные слова с двумя стечениями согласных.

11.Односложные слова со стечением согласных в начале или середине слова.

12.Двухсложные слова с двумя стечениями согласных.

13.Трехсложные слова со стечением согласных в начале и середине слова.

14.Многосложные слова из открытых слогов.

Двухсложные слова из открытых слогов

(1-ый тип слоговой структуры.)

1. 1. Упражнение «узнай, кто это?» Цель:

    Учить четко произносить двухсложные слова с повторяющимися слогами.

    Учить однословно отвечать на поставленные вопросы с опорой на сюжетные картинки.

    Развивать слуховое внимание и память.

Оборудование: сюжетные картинки.

Ход игрового упражнения.

Логопед раскладывает перед ребёнком 5 сюжетных картинок, одновременно проговаривая предложения к ним:

Мама купает Вову.

Папа играет с сыном.

Дядя идет домой.

Во дворе стоит баба из снега.

Няня гуляет с детьми.

А затем предлагает ребенку ответить на вопросы:

Логопед: Ребенок:

Кто купает Вову? Мама.

Кто играет с сыном? Папа.

Кто стоит во дворе? Баба.

Кто гуляет с детьми? Няня.

Кто идет домой? Дядя.

1.2. Упражнение «конец слова за тобой». Цель:

  1. Учить произносить слова слоговой структуры 1-го типа.

  2. Упражнять в простейшем слоговом синтезе.

    Активизировать и расширять словарный запас.

Оборудование: мяч.

Ход игрового упражнения.

Логопед, бросая мяч ребенку, произносит первый слог. Ребенок, возвращая мяч, говорит второй слог, затем называет слово полностью.

Логопед: Ребенок: Логопед: Ребенок:

Но нота ба баня

Ва вата ня няня

Да дата ды дыня

Ха ТА хата То НЯ Тоня

Мя мята А Аня

Би бита Ва Ваня

Фа фата Та Таня

Ка Катя и иди

Пе ТЯ Петя бу ДИ буди

Ви Витя ве веди

Ми Митя хо ходи

(Лексический материал этого упражнения можно разделить на два занятия. Значение незнакомых ребенку слов необходимо уточнить).

Татьяна Сырых
Игры по формированию слоговой структуры слова у детей 3–4 лет

Работа творческой группы учителей-логопедов

Чугайновой Н. Я МАДОУ «Детский сад № 390»

Сырых Т. М. МАДОУ «Детский сад № 400»

Крохиной О. В. МАДОУ «Детский сад № 394»

Мельниковой Н. С. МАДОУ «Детский сад № 394»

Каменских Т. А МАДОУ «Детский сад № 144»

Ефимовой С. Г МАДОУ «Детский сад № 144»

При нормальном речевом развитии и в условиях его патологии становление и функционирование всех компонентов языковой системы – фонетики, лексики и грамматики – органически связано с таким понятием, как слоговая структура слова .

Непременным условием для начала работы по коррекции слоговой структуры слова является наличие фонетико – фонематической базы, то есть определенного уровня развития фонематического восприятия и произносительных навыков.

В начале обучения ребенку предлагаются упражнения со слогами , словами , содержащими только правильно произносимые звуки.

Ребенок 3-4 лет должен уметь произносить простые по произношению звуки : А, Х, О, И, Э, Б, П, М, В, Ф. Также в этом возрасте идет подготовка артикуляционного аппарата для произношения звуков : Т, Д, К, Г, Х, Ы.

Неречевые игры

Цель первого этапа - развитие слухового внимания и слуховой памяти, что особенно важно для успешного развития фонематического восприятия вообще. Неумение вслушиваться в речь окружающих часто является одной из причин неправильного произношения, поэтому нужно научить ребенка слышать звуки, уметь их сравнивать.

Рассмотрим, какие игры и упражнения можно проводить с детьми на первом этапе работы.

Предложите малышу послушать звуки за окном : Закрой глазки и прислушайся! Что шумит? Что гудит? Кто кричит? Кто разговаривает? Кто смеется?

Используйте следующие игры :

Игра "Солнце или дождик?"

Сегодня мы пойдем гулять. Дождика нет. Погода хорошая, светит солнышко, и можно собирать цветы. Ты гуляй, а я буду звенеть бубном, будем весело гулять под эти звуки. Если начнется дождь, я начну стучать в бубен, а ты, услышав стук, должен бежать под зонтик. Слушай внимательно!

Игра "Солнце и дождик" достаточно простая, однако очень нравится деткам и проходит всегда весело

Игра "Большой или маленький"

Посадите на стол двух игрушечных зайцев (кукол или мишек) - большого и маленького. Объясните и покажите, как играет на барабане большой зайчик, у которого много сил, - громко, сильно, и как маленький - тихо. Затем закройте игрушки ширмой и за ней производите то громкие, то тихие удары в барабан. Малыш должен отгадать и показать, который из зайцев только что играл.

Такие игры нужно проводить с детьми, начиная с 2-3 лет. Но даже если малыш уже старше и вы обнаружили снижение фонематического слуха, вам так, же следует начать работу именно с этих игр. Поскольку только постепенное усложнение заданий позволит добиться максимальной эффективности.

2 этап - различение высоты, силы, тембра голоса

На этом этапе необходимо научить ребенка понимать интонацию речи и самому владеть теми средствами, которыми выражаются эмоциональные оттенки речи.

Игра "Далеко - близко"

Игра направлена на развитие основных качеств голоса : силы, высоты.

Взрослый показывает ребенку игрушечного котенка и просит внимательно послушать и запомнить, как он мяукает, когда находится близко (громко, и как - когда далеко (тихо) . Затем произносит "Мяу", меняя силу голоса, а малыш отгадывает, близко или далеко мяукает котенок. Затем малыш сам мяукает по сигналу взрослого : "близко" - "далеко".

Игры на формирование неречевого слуха

1.«Кто там?»

Цель : Учить детей прислушиваться к неречевым звукам.

Вызвать интерес и внимание к нам.

Показать, что неречевые звуки (стук) могут о чем-либо сообщать, предупреждать.

Оборудование : кукла, мишка

Ход игры:

В игре вместе с детьми участвуют двое взрослых. Дети заняты различными видами игр. Раздается стук в дверь. За дверью оказываются мишка и кукла. Педагог садится в круг с детьми, обращает внимание на персонажей, которые пришли к детям в гости. Что сделали мишка и кукла перед тем, как вошли к нам в группу? (Постучали) . Постучать с детьми, повторить те же действия и послушать. Можно поиграть с мишкой и куклой. Мишка шел по лесу и у него лапами скрипел снег (использовать фольгу или фантики от конфет) . Персонажи остаются в группе. Дети продолжают играть.

2. «Что звучало?»

Цель : Прислушиваться к неречевым звукам

Вызвать интерес, внимание

Определить, что звуки могут быть разными.

Оборудование : машинка грузовая или легковая.

Клаксон или какая-либо дудка, имитирующая сигнал машины.

Ход игры :Звучит клаксон, обозначающий сигнал машины. Педагог из-за ширмы, стола или двери вывозит машинку. Дети рассматривают машину, слушают сигнал, который она издает. В конце игры дети катают куклу и мишку в машине и слушают сигнал.

3. «Кто пришел?»

Цель : Различать неречевые звуки. Обращать внимание на разнообразие звуков.

Оборудование : кукла, колокольчик.

Ход игры:

Дети свободно сидят на ковре… Раздается звон колокольчика. После того, как дети обратят внимание на звук, педагог спрашивает, что это? Дети объясняют, как могут или говорят, что это колокольчик.

Из-за ширмы появляется кукла с колокольчиком в руке. Кукла предлагает рассмотреть свой колокольчик, затем каждому позвонить и послушать звук.

Пальчиковые игры для развития слоговой структуры слова

у детей 3-4 лет

Все игры с пальчиками развивают речевые центры коры головного мозга. Помогают согласовать работу понятийного и двигательного центров речи. Стихи, сопровождающие упражнения, - это та основа, на которой формируется и совершенствуется чувство ритма. Они учат слышать рифму, ударения, делить слова на слоги .

«Гости»

Малыш сидит и держит ладошки сомкнутыми перед грудью, пальчики левой ручки плотно прижимает к пальчикам правой ручки.

Ма-ма, ма-ма!

Что, что, что?

Гос-ти е-дут! (четыре раза постукивает мизинчиками друг о друга)

Ну и что? (три раза постукивает друг о друга указательными пальчиками)

Здрась-те, здрась-те! (перекрещивает средний и безымянный пальчики дважды с теми же пальчиками другой руки, обходя то справа, то слева)

Чмок, чмок, чмок! (постукивает средним и безымянным пальчиками по тем же

пальчикам другой руки).

«Мама»

Ма-моч-ка ма-ма,

Ми-ла-я мо-я,

Ма-моч-ка ма-ма,

Я люб-лю те-бя.

Поставив ладони, друг перед другом, на каждый слог смыкают и размыкают сначала мизинцы, затем безымянные пальцы, средние, указательные. На последний слог прижимают подушечки больших пальцев друг к другу и губами имитируют поцелуй.

«Кукушечка»

слог пальцы правой руки соединяются с большим в следующем порядке

Ле-ти ско-рей в ле-сок (взмахи руками как крыльями на каждый слог )

Ку-ку, ку-ку ку-ку-шеч-ка (на каждый слог пальцы левой руки соединяются с большим в следующем порядке : указательный, средний, безымянный, мизинец)

По-дай свой го-ло-сок (хлопаем в ладоши на каждый слог )

Подвижные игры для развития слоговой структуры слова у детей 3 – 4 лет

1. Игра «Карусель»

Цель : Развивать внимание, умение ориентироваться в пространстве, умение ритмично двигаться, согласовывая слова с движениями .

Ход игры : Воспитатель и дети, взявшись за руки, идут по кругу, и говорят :

Еле – еле, еле – еле, завертелись карусели.

А потом, а потом, все бегом, бегом, бегом!

Тише, тише, не бегите, карусель остановите!

Раз и два, раз и два, вот и кончилась игра!

(Е Тихеева)

В соответствии со словами песенки дети бегут по кругу все быстрее и быстрее, затем все медленнее и останавливаются.

2. «Кот и мыши» .

Цель : Развивать координацию и согласованность движений, чувство ритма.

Материал : шапочка «Кота» , игрушечные часы.

Ход игры : Ребенок «кот» сидит на стуле и «спит» . Рядом стоят игрушечные часы или настоящий будильник. Дети «мышки» стоят за чертой в «домике» на другой стороне комнаты. Дети вместе со взрослым начинают идти к спящему коту, проговаривая текст :

Вышли мышки как-то раз

Посмотреть, который час.

Раз, два, три, четыре,

Мышки дернули за гири!

Вдруг раздался страшный звон –

Убежали мышки вон! (С. Маршак.) Взрослый хлопает в ладоши, ребенок -«кот» просыпается, мяукает и гонится за мышками.

3. «Лохматый пес» .

Цель : Учить детей двигаться ритмично по площадке и дружно проговаривать стихотворный текст.

Материал : игрушечная собака (или шапочка «Собаки» ).

Ход игры : Воспитатель сажает игрушечную собаку на пол и объясняет детям : «Собачка спит, попробуем ее разбудить!» Дети вместе с воспитателем идут к собаке и говорят :

Вот лежит лохматый пес,

В лапы свой уткнул он нос,

Тихо, смирно он лежит,

Не то дремлет, не то спит.

Подойдем к нему, разбудим,

И посмотрим, что же будет?

Дети подкрадываются к собаке, и тихо зовут ее : «Собачка, поиграй с нами!

«Собака» лает и бежит за детьми. Дети разбегаются.

Игры с проговариванием

«Поет птичка»

Оборудование : картинки большой, маленькой птички.

Описание игры :

1 вариант. Педагог показывает картину большой птицы : «Она поет громко : ПИ-ПИ-ПИ» . Ребенок повторяет. Педагог показывает картинку маленько птички : №Она поет тихо : пи-пи-пи». Ребенок повторяет. Педагог произносит : «ПИ-ПИ-ПИ» , то громко, то тихо. Ребенок отгадывает.

2 вариант. Можно использовать картинки большой дудочки - она играет громко ДУ-ДУ-ДУ, маленькой дудочки – она играет тихо ду-ду-ду.

«Теремок»

Цель : Развитие слухового внимания, ритмичной выразительности, силы голоса, речевого дыхания.

Оборудование : картинки теремок, мышка, ежик волк.

Описание игры : Педагог говорит : «Чтобы попасть в теремок, в него надо постучаться. Мышка должна стучать вот так : «ТУК-ТУК» . Ежик вот так : «тук-тук-тук» . Волк вот так : «ТУК-тук-тук» .

Угадай, кто стучит! Педагог поочередно изображает и проговаривает как стучали звери.

«Зверушки забыли, как надо стучать, чтобы попасть в теремок. Помоги им! Скажи и покажи, как надо стучать мышке, ежику, волку».

«Подскажи словечко »

Цель : Развитие фонематического слуха, закрепление произношения звука в речи, развитие слухового внимания.

Оборудование : картинки – петух, горох, молоко, сок, дом, щенок.

Описание игры :

Педагог : «Подскажи слово , какое подходит, затем проговори все сам».

На столе картинки : петух, горох, молоко, сок, дом, щенок.

ХА-ХА-ХА - мы поймали… петуха

ОХ-ОХ-ОХ – мы посеяли… горох

КО-КО-КО – кошка любит… молоко

ОК-ОК-ОК – Саня пил вкусный… сок

ОМ-ОМ-ОМ – мы построим большой… дом

ОК-ОК-ОК – бегал маленький… щенок

Настольно – печатные игры

Игра «Кто гуляет на полянке?»

Оборудование : Сюжетная картинка с изображением солнца, облаков, цветов, цыпленка, жука.

Ход : Посмотри на картинку. Кто гуляет в зеленой травке? Послушай внимательно : цы-пле-нок…жук… Слова звучат по-разному : есть короткие, а есть длинные. Цыпленок – длинное слово , а жук – короткое. Назови другие длинные слова (облако, цветок, солнышко) .

Игра «Помоги девочкам»

Оборудование : На сюжетной картинке нарисовано дерево и две девочки.

Ход : На этой картинке девочки ищут слова : девочка с короткими волосами ищет короткие слова , а девочка с длинными волосами ищет длинные слова . Давай им поможем. Называй картинки, колторые ты видишь на дереве (шар, мороженое, мед, карандаш, яблоки, сыр, дерево) .

Правильно сформированная слоговая структура — залог грамотного чтения и письма ребенка. Поэтому чем раньше вы решите проблему или предотвратите ее, тем легче будет вашему ребенку дальше в учебе!

ВИДЫ НАРУШЕНИЙ СЛОГОВОЙ СТРУКТУРЫ

1. Нарушение количества слогов:
– сокращение слога;
– опускание слогообразующей гласной;
– увеличение количества слогов за счёт вставки гласных.
2. Нарушение последовательности слогов в слове:
– перестановка слогов;
– перестановка звуков соседних слогов.
3. Искажение структуры отдельного слога:
– сокращение стечений согласных;
– вставки согласных в слог.
4. Уподобление слогов.
5. Персеверации (циклическое повторение).
6. Антиципации (замена предшествующих звуков последующими).
7. Контаминации (смешение элементов слова).

Это все классификации, которые мамам не совсем то и нужны. Вопрос в том, что если есть хоть какие-то проблемы со слоговой структурой ближе к 4 годам — их нужно решать! Но играть с ритмом можно с самого рождения, то есть массаж, пестовальная гимнастика и любые действия с малышом можно делать с сопровождением потешок, стихов, песенок. И естественно в этот момент делать какие-то манипуляции с телом в ритм вашим словам.

Но когда уже есть проблема в старшем возрасте, то делаем следующие упражнения:

1. Послушай-Повтори

Вы простукиваете простой ритм ладошкой по столу, коленкам, инструментом (маракасы, барабан, бубен). Ребенок повторяет. Один раз ГРОМКО, второй тихо или два раза тихо, один ГРОМКО. Можно это делать хлопками рука об руку, причем меняя захват на каждый слог.

2. Сколько ударов?

  • Вы стучите 3 раза, например — ребёнок должен посчитать сколько ударов.
  • Или можно, чтобы ребенок стучал столько раз, сколько выпало на кубике, или на карточке, которую он вытянул из мешочка.

3. Работа со схемами ритма (предварительно ребенка знакомим со схемой, которую можно привязать к визуальной опоре).

То есть картинка ЗАяц и схема — зайчик стучит так ГРОМКО-тихо

Картинка коЗА и схема тихо-ГРОМКО

И когда ребенок это знает, то уже может подобрать схему к заданному педагогом ритму или наоборот, может воспроизвести ритм по схеме.

4. Длинный-короткий

Логопед произносит слова, ребенок определяет, какой они длины и выбирает длинную или короткую полоски.

Или можно сделать с опорой на картинку и схему.

5. Неуловимые звуки.

  • Произнеси звук «О» определенное количество раз (кубик, карточка из мешочка, мое количество хлопков)
  • Поймай звук «А» в словах. Логопед произносит, когда ребенок слышит звук — хлопает.
  • Назови ударный гласный, например оАу, аоУ. Выделяем ударный звук очень ГРОМКО.

6. Слоги

  • Называем слоги с простукиванием, перекладыванием, складыванием пирамиды, башни.
  • Называем слоги сочетая с пальчиковой гимнастикой, на каждый слог один из четырех пальчиков соединяем с большим.
  • Считаем сколько слогов сказал логопед
  • Называем ударный слог в слове, цепочке слогов. Естественно выделяем ударный намного громче.

7. Игра с мячом

  • Бросаем мяч, произнося слово и разделяя его на слоги. На каждый слог мяч у одного человека.
  • Пробуем отбить мячом количество слогов в заданном слове.

8. Угадай по ритму.

Ребенок отстукивает слово, одно из трех картинок, логопед должен угадать. И наоборот.

9. Выкладываем ритм предметами

Ребенок проговаривает слово и выкладывает предметы по количеству слогов. Это могут быть камешки, листики, палочки. Потом по количеству определяем длину слова.

10. Найди самое длинное

Из картинок или предметов ребенок выбирает ту, в составе слова которой больше всего слогов.

11. Считаем слоги по картинке

Показываем картинку, ребенок показывает цифру количества слогов. Или можно показать какой по счету ударный слог.

12. Четвертый лишний

Логопед называет серию слов: мак, дом, карета, ров. Ребенок определяет лишнее слово по количеству слогов.

Логопед произносит цепочку слов, показывая при этом картинку с названием. ТАрелка, красоТА, каТАмаран. Ребенок определяет общий слог в словах ТА, потом можно без картинок.

14. Продолжи слово

Логопед бросает мяч, называя при этом начало слова, ребенок должен продолжить слово одним и тем же слогом, например ША. Ма-ША, Ми-ША, ка-ША

15. Скажи ласково

Логопед называет слово, ребенок должен его преобразовать в уменьшительно-ласкательное, добавляя суффикс: кот-котик, мяч-мячик

Логопед произносит цепочку из слов, среди которых одно правильное. Ребенок должен назвать правильный вариант. гебемот, бегетом, бетегом, БЕГЕМОТ.

17. Собери картинку и слово

Ребенок должен собрать картинку, разрезанную на то количество частей, сколько слогов в названии.

Вот такое пособие можно скачать у нас или сделать самому.

18. Цепочка (паровоз) слов.

Ряд картинок с надписями разрезают пополам, по типу домино, ребенок должен составить ряд. Лучше использовать слова из 2 слогов.

19. Сортировка по количеству слогов.

Ребенок сортирует картинки по количеству слогов. Можно раскладывать по домикам, по гаражам с машинами.

Загрузка...