docgid.ru

Эссе на тему: "Профессиональное самообразование и саморазвитие учителя - путь к педагогическому мастерству". Саморазвитие личности в современном обществе Сложный путь саморазвития

Татьяна Романцева
Эссе «Саморазвиваться или плыть по течению?»

«Всегда мечтайте и стремитесь к большему, чем вы знаете, что можете достигнуть. Не трудитесь быть лучше своих предшественников или современников. Старайтесь быть лучше самих себя».

Уильям Фолкнер.

Какие существуют категории людей? Во-первых, не справившиеся с житейскими проблемами, опустившиеся на «дно» жизни маргиналы. Во-вторых, простые обыватели, «плывущие по течению » , которые в большинстве случаев стремятся только к материальному обогащению и финансовому благополучию, отбросив на задний план духовное обогащение и физическое здоровье. В-третьих, люди с активной жизненной позицией, стремящиеся к саморазвитию и самосовершенствованию .

Для меня самой привлекательной является третья категория людей - «активистов» . У таких людей на переднем плане всегда стоит саморазвитие . А что это такое? Саморазвитие , на мой взгляд, - это бесконечный процесс улучшения самого себя во всех гранях : духовной, психической, физической, интеллектуальной… Как и для любого процесса для саморазвития характерно наличие определенной цели. И неважно с какой скоростью ты будешь продвигаться к ней, будь то медлительность улитки или быстрота реактивного самолета , главное не останавливаться на достигнутом. Если ты достиг своей цели – то вперед к достижению следующей цели!

Саморазвитие – это легко и просто? Нет! Кому-то может показаться, что у некоторых людей все получается легко и непринужденно, но нет. В жизни каждого из нас происходят моменты, когда «опускаются руки» . Кто-то в таких ситуациях впадает в депрессию, а кто-то находит силы идти дальше и бороться за свою жизнь, желания, мечты. Только благодаря постоянной работе над собой и тренировке личных качеств нам становится легче преодолевать тернистый путь саморазвития .

Размышляла и пришла к выводу, что существуют благоприятные условия для саморазвития . Важно, чтобы в круг общения входили люди, стремящиеся к самосовершенствованию . Так будет легче развиваться, имея перед собой пример человека, имеющего активную жизненную позицию, созвучную с моей собственной. В обществе «маргиналов» для человека слабохарактерного или неуверенного в себе есть риск «опуститься на дно» и застопорить свое развитие. В то же время не следует забывать одну простую истину, как говорил Кано Дзигоро : «Не важно, будешь ли ты лучше кого-то. Важно, будешь ли ты лучше, чем вчера».

Можно ли «плыть по течению » , не прилагая никаких усилий? Можно, но ни о каком саморазвитии и тем более о самосовершенствовании речи быть не может . Хотите быть успешным и продвигаться по служебной лестнице – развивайте свои личностные качества, свои физические способности. Хотите быть замечательным отцом или матерью своим детям – углубляйте свои знания в педагогике и психологии, пополняйте свой жизненный багаж опытом. Хотите быть здоровым – правильно питайтесь, откажитесь от вредных привычек, не ленитесь – делайте утреннюю зарядку! Все это является элементарными ступенями саморазвития .

Каким образом идет саморазвитие в твоей жизни ?

В настоящее время у меня есть любимая профессия, в которую я пришла не сразу. Путем проб и ошибок, что является неотъемлемой частью самосовершенствования , я выбрала свой дальнейший жизненный путь. Как говорил Ричи Блекмор : «Никогда не бывает такого, чтобы я остался чем-то доволен. Я постоянно стараюсь совершенствовать свою музыку» - так же и я стремлюсь в своей работе овладеть навыками подлинного мастерства. Для этого я изучаю литературу, пытаюсь создать необходимые условия для всестороннего развития детей, интересуюсь новинками, стараюсь перенять опыт старших коллег. Я пытаюсь доказать себе самой , что способна на большее. По мнению Виктора Франкла : «Человек чем-то похож на самолет . Самолет может ездить и по земле, но чтобы доказать, что он - самолет , он должен подняться в воздух. Так же и мы : если не поднимемся над собой, никто и не догадается, что мы сможем полететь».

Публикации по теме:

Развитие познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста в рамках работы центров «Я выбираю» В любой из программ дошкольного воспитания одной из первоочередных задач стоит сохранение здоровья детей, а так же «возможность радостно.

«Вопрос на засыпку». Викторина о чае для детей старшего дошкольного возраста В зале расставлены столы по количеству участвующих команд, центральный стол и стол для членов жюри. - Здравствуйте, здравствуйте, гости.

Дидактическое пособие «Квартирный вопрос». Пособие создано для детей дошкольного возраста. Со временем изменились условия жизни человека,.

Сценарий интеллектуальной игры по ПДД «Вопрос на засыпку» Сценарий по познавательно-исследовательской деятельности Интеллектуальная игра «Вопрос на засыпку» Цель игры: Создать условия для обучения.

Конспект игры-соревнования в подготовительной группе «Вопрос на засыпку» Цель. Расширять кругозор детей, помочь раскрыть их творческие способности и научить сотрудничеству и командной работе. Развивать умение.

Сценарий КВН по экологии «Вопрос на засыпку» Вопрос на засыпку Цель. Привитие любви к природе, воспитание бережного отношения к ней. Развитие логического мышления, наблюдательности,.

Министерство образования Республики Беларусь

Учреждение образования "Витебский государственный технологический университет"

Кафедра истории и права

Контрольная работа

по курсу "Основы педагогики и психологии"

Самосовершенствование личности. Личность и творчество

Выполнила:

Студентка I курса заочного ф-та

Шифр №081747

Вайтехович М.В.

Проверила: Стародынова С.М.

Витебск 2009 г.

Самосовершенствование - цель жизнедеятельности человека. Пути и способы саморазвития и самосовершенствования компетентной и конкурентоспособной личности:

Личность - социальное существо, включенное в общественные отношения, участвующие в общественном развитии и выполняющее определенную общественную роль.

Личностью человек может стать только в социальной среде.

Если рассматривать личность как результат развития, то следует отметить, что только на определенном уровне психического развития челове становится личностью. Этот уровень характеризуется появлением определенной направленности личности, собственных взглядов и отношений, собственных требований, оценок и самооценок. На этом уровне развития человек способен сознательно воздействовать не только на окружающую действительность, но также и на собственную личность, изменяя в своих целях самого себя.

Среди характеристик личности XXI века приоритетное место занимает ее компетентность и профессионализм, обеспечивающие востребованность и конкурентоспособность в обществе.

В понятие "компетентность" сегодня включается не только соответствие занимаемой должности, способность решать профессиональные задачи, но и открытость новому опыту, способность принимать ответственные решения и находить выход из нештатных ситуаций, потребность и способность к личностному саморазвитию, самосовершенствованию и профессиональному росту в течение всей жизни.

Конкурентоспособность личности проявляется в процессе межличностного взаимодействия, соперничества, борьбы за достижение наивысших выгод, преимуществ на каком-либо поприще.

Ведущими характеристиками конкурентоспособной личности являются:

четкость целей и ценностных ориентаций,

трудолюбие,

творческое отношение к делу,

способность к риску,

независимость,

способность к непрерывному самообразованию и професжсиональная компетентность.

Личность, успешно конкурирующая на рынке труда, отличается тем, что постоянно стремится управлять собой и своей деятельностью, постоянно повышает уровень своей профессиональной компетентности, занимается самовоспитанием. Неконкурентоспособность на рынке труда является чаще всего результатом завышенной или заниженной самооценки. Самовоспитание конкурентоспособности предполагает знание приемов самопобуждения, способствующих реализации разработанной программы.

Высокий профессионализм человека, его компетентность и конкурентоспоспособность не могут вырасти только из профессиональных знаний, умений.

Важнейшим условием достижения высокого уровня профессионализма является личностный рост специалиста.

Отличительными признаками развитой личности являются:

способность и потребность брать на себя ответственность за свои действия;

умение удовлетворять свои потребности, нужды, не принося ущерба другим;

достижение значительных успехов в профессиональной деятельности, так как она является средством самовыражения;

энергия и жизнестойкость в повседневной жизнедеятельности;

открытость профессиональным переменам к новому жизненному опыту;

Точкой отсчета личностного роста, самовоспитания человека является выбор идеала-образца, на который хотелось бы ровняться. Это может быть конкретный человек или собирательный образ.

Под самовоспитанием понимают активно-творческое отношение к себе, "достраивание" самого себя, направленное на совершенствование определенных личностных качеств, нейтрализацию несовершенств своей личности. Отправной точкой самовоспитания, личностного роста являются: самонаблюдение, самоанализ, самоотношение, самооценка. Пути и способы саморазвития и самосовершенствования компетентной и конкурентоспособной личности:

Самосовершенствование-это процесс повышения уровня своей компетентности и конкурентоспособности, развития значимых качеств личности в соответствии с требованиями социума и личной программой саморазвития.

С точки зрения современной психологии, в основе процесса самосовершенствования лежит внутренний механизм преодоления противоречия между наличным уровнем личностного роста и некоторым воображаемым его состоянием. Цель самосовершенствования недостижима никогда, она убегает постоянно, как линия горизонта.

Поэтому предела самосовершенствования личности не существует.

В любой деятельности можно выделить две стороны - адаптивную и творческую. Творческая является определяющей в процессе самосовершенствования. Большинство людей останавливаются в своем развитии на уровне адапционных процессов, то есть процессов приспосабливания к условиям существования.

Повседневная работа требует от человека длительного интеллектуального напряжения, волевых усилий, эмоционального напряжения. Сила личности проявляется в способности человека сохранять чувство собственного достоинства при самых неблагоприятных стечениях обстоятельств. Преодолевая препятствия, человек становится сильнее. Значит в дальнейшем он может чувствовать себя уверенным, найдет достойный способ действовать в предлагаемых жизнью обстоятельствах.

Человек, контролирующий свои действия и поступки, является хозяином своей жизни, судьбы, карьеры. Для него присущи такие качества как храбрость, сострадание, терпение.

Бесплодное ожидание при пассивном отношении к жизни положительных результатов не принесет, а вызовет лишь чувство обиды и гнев.

Творческий потенциал личности и условия его развития:

Творчество - это деятельность, порождающая нечто новое, никогда ранее не существовавшее. Оно связано со способностью человека нестандартно мыслить. Этим даром наделен каждый в большей или меньшей степени, поскольку творчество - это реализация неповторимости и уникальности человеческой личности. Любую деятельность можно назвать более или менее творческой.

В жизнедеятельности человека творчество выполняет следующие функции:

выступает механизмом решения жизненно важных задач, алгоритм решения которых человеку не известен;

реализует право личности на свободу;

является средством самоактуализации, самореализации и самосовершенствования личности.

Творческая активность возникает в условиях решения творческих задач, и любой человек на какое-то время может стать творцом.

Творческий человек с трудом "вписывается"в жизнь социальной группы, хотя он открыт для окружающих и пользуется определенной популярностью. Общепринятые ценности он принимает только в том случае, если они совпадают с его собственными. Этот человек любознателен и постоянно стремится оперировать знаниями из разных областей. Восприятие мира у таких людей постоянно обновляется. Творческим людям свойственны также способность к удивлению и восхищению, мечтательность.

Все дети - творческие личности, однако обучение в школе построено таким образом, что ребенок, как правило, превращается в разумного, консервативного и расчетливого взрослого конформиста со средними творческими способностями.

Сочетание способностей, которое создает основу для отличного выполнения сложной творческой деятельности, называется одаренностью.

Внутренне - психологические и физиологические критерии одаренности характеризуются развитостью, своеобразием протекания и проявления всех психических и нервно - физиологических процессов.

Глубина, ясность, реординарность теоретического или образного мышления; свобода речевого самовыражения; богатство творческого воображения; прочность и оперативность логической, зрительной, слуховой, эмоциональной, сенсорно - двигательной памяти; быстрота реакций, гибкость нервной и физической организации тела; интеллектуальная раскрепощенность.

Творческая деятельность делает нашу жизнь более привлекательной; на творчестве держится искусство; без него невозможен прогресс науки.

Исследователями установлено, что развитие творческого потенциала зависит от особенности воспитания и обучения, нежели от возраста, поэтому условия развития творческих возможностей чрезвычайно важно.

Воспитание творческих возможностей в ВУЗе должно базироваться на учете индивидуальных особенностей и применение индивидуальных методов работы. Это позволяет студентам комфортно выражать свои мысли и чувства.

Ученые также обнаружили, что творческие личности рассматривают свою работу, как любимое занятие. Они работают часами, движимые любопытством и деланием достичь поставленной цели. Люди, которые занимаются творчеством, как правило, усердные труженики.

М, Горький писал: "Нужно любить то, что делаешь, тогда труд возвышает до творчества. " Таким образом, суть творчества - это труд, рожденный внутренним мотивом.

Мотивация творчества:

Мотивация - это процесс актуализации потребностей индивида, что приводит к напряжению в психике и к возникновению мотивов - внутренних побудителей к активной деятельности или поведению.

Если мотивация исходит от самого индивидуума, то она называется внутренней. Мотивация, которая обычно предлагается в школе и на работе, называется внешней мотивацией; она исходит от других в виде обещаний или денег.

Одним из внешних источников творческой мотивации является социальная фасилитация, то есть повышение скорости или продуктивности творческой деятельности вследствие воображаемого или реального присутствия других людей, выступающих в качестве соперников или наблюдателей. При этом среди творческих работников нередко встречается "белая" и "черная" зависть.

При "белой" зависти чужой успех оказывается для индивида стимулом творческой активности и стремления к соревнованию. "Черная" зависть подталкивает индивида к совершению враждебных действий по отношению к объекту зависти и оказывает деструктивное влияние на личность самого завидующего.

Для того, чтобы стимулировать человека к творчеству, необходимо повысить его внутреннюю мотивацию. В большинстве учебных заведений и практически на всех производствах присутствует только внешняя мотивация - школьникам учителя ставят отметки, работникам выплачивается зарплата.

И все же в школе и на работе следует так организовать деятельность, чтобы она способствовала проявлению творчества. Нельзя считать человека способным ученым, великим писателем, не обладая знаниями и техническими навыками, необходимыми в данной области.

Внутренние источники творческой мотивации - это интеллектуальные и эстетические чувства, которые возникают в процессе творческой деятельности.

Любознательность, удивление, чувство нового, уверенность в правильном направлении поиска и сомнения при неудачах, чувство иронии и юмора - вот примеры интеллектуально-творческих чувств.

Л.Н. Толстой говорил, что писал только тогда, когда не был в состоянии противодействовать внутреннему влечению к сочинительству.

А.М. Горький отмечал: "На вопрос: почему я стал писать? - отвечаю: по силе давления на меня томительно бедной жизни и потому, что не писать я не мог. "

Значит единство творческой мотивации проявляется в самом факте существования и развития потребности человека в самоактуализации, самореализации и самосовершенствовании.

Литература

1. Басова Н.В. Педагогика и практическая психология. - Ростов - на - Дону: Феникс, 2000.

2. Березовин Н.А. Основы психологии. - Минск: Новое знание, 2002.

3. Бороздина Г.В. Основы педагогики и психологии. - Минск: БГЭУ, 2004.

4. Вечерко Г.Ф. Основы психологии и педагогики: ответы на экзаменац. вопр. Минск: ТетраСистемс, 2007.

5. Лихачев Б.Т. Педагогика. -Москва: Юрайт, 1998.

6. Подласый И.П. Педагогика. В 2-х книгах. - Москва: Владос, 1999.

7. Реан А.А., Бордовская Н.В. Педагогика. - Санкт - Петербург: Питер, 2000.

8. Современный словарь по педагогике / сост. Е.С. Рапацевич. - Минск: Современное слово, 2001.

  1. Личность и творчество

    Реферат >> Педагогика

    ... ЛИЧНОСТЬ И ТВОРЧЕСТВО 1.Творчество как педагогическое явление. 2. Технологии развития творческого потенциала личности . 1. Творчество как педагогическое явление. Творчества ... своих взглядов и постоянному самосовершенствованию ; иметь творческое, возможно...

  2. Творчество в деятельности преподавателя психологии

    Реферат >> Психология

    Определяется социальной и практической значимостью проблемы самосовершенствования творческой личности педагога и его самоактуализации в... и эффективным, если внутренняя потребность и готовность личности к творчеству подкреплена возможностями их реализации на...

  3. Педагогика как наука о воспитании и развитии личности

    Шпаргалка >> Педагогика

    И профессионального самосовершенствования . 7.2. Акмеологические основы самосовершенствования личности . Проблемы самосовершенствования и реализации... , на свое самосовершенствование . Творчество предполагает наличие у личности определенных способностей, ...

.

Известно, что наиболее полное раскрытие способностей человека возможно лишь в общественно значимой деятельности. Причём важно, чтобы осуществление этой деятельности детерминировалось не только извне (обществом), но и внутренней потребностью самой личности. Деятельность личности в этом случае становится самодеятельностью, а реализация её способностей в данной деятельности приобретает характер самореализации.

З. Фрейд был одним из первых, кто попытался увидеть в доминантных инстинктах человека потребность в самореализации. Самореализация, по З.Фрейду, локализуется в бессознательном слое человеческой психики и проявляется в «стремлении к удовольствию», присущем человеку с рождения. Этой инстинктивной потребности в самореализации противостоят навязанные обществом императивные требования культуры (нормы, традиции, правила и т.д.), основная функция которых состоит в цензуре за бессознательным, в подавлении инстинкту подобных потребностей.

Немало страниц посвящает характеристике потребности в самореализации Э.Фромм. Он связывает её с потребностями человека в идентизации и целостности. Человек, отмечает Фрейд, отличается от животного тем, что он стремится выйти за пределы непосредственных утилитарных запросов, хочет знать не только то, что необходимо ему для выживания, но и стремится познать смысл жизни и сущность своего «Я». Эта самореализация достигается индивидом с помощью вырабатываемой им системы ориентаций в общении с другими людьми. Идентизация и есть то «ощущение», которое позволяет индивиду с полным основанием сказать о себе как о «Я», и социальная среда активно влияет на эту потребность. Потребность в самореализации, по Фромму, есть экзистенциальная потребность - психическое состояние, вечное и неизменное в своей основе. Социальные условия способны изменить лишь способы её удовлетворения: она может найти выход в творчестве и в разрушении, в любви и в преступлении и т.д.

Для мыслителей материалистов, не подлежит сомнению, что стремление человека к самореализации имеет не инстинктивное, а филогенетическое происхождение и, обязано своим существованием «второй человеческой природе», которая включает в себя:

а) трудовой способ существования;

б) наличие сознания;

в) специфический человеческий вид взаимоотношений между людьми - общение с помощью второй сигнальной системы. Благодаря этому человек стал «общественным животным». Но социальное становление человека сопровождалось формированием и такой фундаментальной, сугубо человеческой потребности, каковой явилось стремление к обособлению. Именно стремление к обособлению, ставшее возможным на определенной исторической ступени развития общества, явилось предпосылкой развития человеческой индивидуальности, а следовательно и потребности в самореализации. Таким образом, отсюда следует, что потребность, стремление к самореализации - родовая потребность человека.

Особенность потребности в самореализации состоит в том, что удовлетворяя её в единичных актах деятельности (например, написание романа, создание художественного произведения) личность никогда не может удовлетворить её полностью.

Удовлетворяя базовую потребность в самореализации в различных видах деятельности, личность преследует свои жизненные цели, находит свое место в системе общественных связей и отношений. Было бы грубой утопией конструировать единую модель самореализации «вообще». Самореализации «вообще» не существует. Конкретные формы, способы, виды самореализации у разных людей различны. В поливалентности потребности в самореализации выявляется и получает развитие богатая человеческая индивидуальность.

Вот почему, говоря о всесторонней и гармонически развитой личности, нужно подчеркивать не только богатство и всесторонность её способностей, но и (что не менее важно) богатство и многообразие потребностей, в удовлетворении которых осуществляется всесторонняя самореализация человека.

Плоды цивилизации и культуры, которыми мы ежедневно пользуемся в повседневной жизни мы воспринимаем как нечто вполне естественное, как результат развития производственных и общественных отношений. Но за таким безликим представлением сокрыто великое множество исследователей и великих мастеров осваивающих мир в процессе своей человеческой деятельности. Именно творческая деятельность наших предшественников и современников лежит в основе прогресса материального и духовного производства.

Творчество является атрибутом человеческой деятельности - это исторически эволюционная форма активности людей, выражающаяся в различных видах деятельности и ведущая к развитию личности. Главный критерий духовного развития человека - это овладение полным и полноценным процессом творчества.

Творчество является производной реализации индивидом уникальных потенций в определенной области. Поэтому между процессом творчества и реализацией способностей человека в общественно значимой деятельности, которая приобретает характер самореализации существует прямая связь.

Таким образом, творческая деятельность - это самодеятельность, охватывающая изменение действительности и самореализацию личности в процессе создания материальных и духовных ценностей, которая способствует расширению пределов человеческих возможностей.

Не обязательно чтобы все члены общества писали стихи или пели песни, были свободными художниками или играли роль в театре. Тот вид деятельности, в котором лучше всего, свободнее всего проявляется творческий подход, и тот объём, в каком человек может его проявить, зависит от склада личности, от привычек, от особенностей жизненного пути. Объединение всех сущностных сил человека, проявление всех его личностных особенностей в деле способствуют развитию индивидуальности, подчеркивают, наряду с общими для многих признаками, его уникальные и неповторимые черты.

Если человек освоил творчество в полной мере - и по процессу его течения и по результатам - значит он вышел на уровень духовного развития. Ему доступно переживание моментов единения всех внутренних сил. Если человек вышел на уровень духовного развития, какой бы он деятельность не занимался, остается одно - пожелать ему счастливого пути. И присматриваться к нему хотя бы иногда. Ведь, несомненно, чему нибудь хорошему он да научит.

САМОРЕАЛИЗАЦИЯ ЛИЧНОСТИ: ВЗГЛЯД С ПОЗИЦИЙ ХРИСТИАНСКОЙ ПСИХОЛОГИИ .

Христианская психология - это учение о человеке в его духовной динамике, в «духовной брани», в его отношении к Господу.

В центре самореализации личности, как ее понимает гуманистическая психология, лежат понятия, так или иначе связанные с самосознанием. Самосознание может определяться через познание себя, познание своей самости.

Самость - гипотетическое понятие, введенное в психологию К. Юнгом , это есть «центр тотальной, беспредельной и не поддающейся определению психической личности». Сознательное Ego подчинено или включено в самость, наделенную своим голосом, слышимым иногда в моменты интуиции и сновидений. Самоактуализация в этой концепции есть по существу эволюция самости, происходящая в направлении от бессознательного к нравственным идеалам.

Потребность в самореализации - высшая в иерархии потребностей. В результате ее удовлетворения личность становится тем, кем она может и должна стать в этом мире Главное профессиональное предназначение, дело человека совершается вместе с сотворением его личности. Но как человек узнает о своем предназначении».

Согласно К. Роджерсу , это происходит при открытости человека внутреннему и внешнему опыту, при осознавании всех его сторон. Из множества полусформировавшихся возможностей организм, как мощный компьютер, выбирает ту, которая наиболее точно удовлетворяет внутреннюю потребность, или ту, которая устанавливает более эффективные отношения с окружающим миром, или же другую, которая открывает более простой и удовлетворяющий человека способ восприятия жизни. В этом метафорическом представлении возможности не иерархизированы, акцент делается на свободном выборе среди потенциально равноценных предложений, которые отсеиваются мудрым организмом на основе собственных субъективных критериев.

Взглядам К. Роджерса близка позиция А Маслоу . Однако последний ощущает недостаточность понятий приспособляемости, адаптации применительно к конструированию личности Он пишет по этому поводу об автономности реализующего себя человека, «наблюдаемые мной здоровые индивиды внешне соглашались с принятыми в обществе нормами, но в душе не придавали им значения. Практически у всех из них я заметил спокойное, добродушное восприятие несовершенств нашей цивилизации в сочетании с более или менее активным, стремлением их исправить. Сейчас я хочу подчеркнуть отстраненность, независимость, самостоятельность характера этих людей, их склонность жить в соответствии с ценностями и правилами, установленными ими самими» (Маслоу А., 1997, с. 223)

Здесь есть даже признание важности не только отстраненности от мира, но и духовного созерцания в этом одиночестве. Однако цель этого созерцания без Бога - снова проникновение в самость, прислушивание к «истинному голосу самости». Предполагается, что в основе в «первичных процессах познания», близких к «здоровому бессознательному» (А. Маслоу), - нормальная, здоровая человеческая природа. Осознание ее потребностей, осознание своей биологической индивидуальности - залог здорового развития. Снова, как у Роджерса, концепция мудрого тела, лучше знающего, в чем нуждается душа.

Самость, самостояние человека - это реализация его суверенного права на выбор, выбор направления развития, жизненных целей и ценностей. Сама по себе реализация этой человеческой прерогативы при осознании всех возможностей, выслушивании звучащих на разные лады голосов, согласно представлениям гуманистической психологии, - залог творческой реализации. В течение жизни свободный выбор есть основное сущностное отношение человека к миру.

Более определенно направление творческого развития личности задается в современных интегративных моделях сознания, пытающихся синтезировать в них научные психологические представления, взгляды различных философских школ, христианскую антропологию, философию буддизма, западный и восточный мистицизм. Главная цель развития эксплицирована это накопление духовно-нравственного потенциала «Есть все основания полагать, что „я“ есть лишь словесно-психический способ фиксации восхождения (или ниспадения) нашей подлинной духовно-космической самости (сам-ось) по горной вертикали сознания» (Иванов А. В., 1994, с. 91). Накопление ценностей души происходит в духе неуклонно-поступательного развития, перенесенного в сферу индивидуальной психики, хотя возможность отступления - отрицательного духовного движения - также предусмотрена.

Слабое место гуманистической концепции творческой самореализации человека, очевидно, и состоит в предположении о скрытой мудрости организма и личности, определяющих совершение человеком оптимального выбора при открытости сознания всем слоям опыта. К. Роджерс полагает, что человек, как мощный компьютер, выбирает возможности, точно удовлетворяющие внутренние потребности. Предполагается, что точное удовлетворение потребностей - благо для личности и ее социального окружения. Источник добра, имманентный человеческой природе, подсказывает верный выбор. Если самость, высшая и последняя инстанция психики, разумна, то ее голос безошибочен. Важно уметь услышать его подсказку среди других голосов.

Но подскажет ли? Реальность не очень-то вписывается в эту оптимистическую модель. Мир направляет послания истинные и лживые. Внешние сигналы неблагополучного мира преисполнены агрессии, страха и неуверенности. Мир благополучный - сигналы скуки, цинизма и снова - страха. Имеет ли человек, в действительности, внутренний компас в поле таких влияний, надежен ли внутренний компьютер, эта метафора самости? В поле каких воздействий мы пребываем сегодня?

По мнению многих философов, на рубеже второго и третьего тысячелетий заканчивается одна из фаз антропогенеза. Вместе с тем человеческая цивилизация претерпевает крупнейший кризис, характеризуемый как антропологическая катастрофа. Теория прогресса - поступательного развития человечества - с Чернобыльской трагедией потеряла еще одну часть претензий на предсказательную силу. Впервые современное человечество ощутило реальность обратного движения - к распаду. Но ведь атомные электростанции - квинтэссенция научных и технологических достижений. Поэтому «ученые уже больше не только не могут гордиться успехами наук, но и должны видеть инфернально-зловещие стороны своей деятельности, благодаря которой сегодняшний мир не только разрушается, но и погрузился в густую сеть магических взаимозависимостей, страхов, заклинаний» (Горичева Т., 1991, с. 10).

Уходит в прошлое абсолютная вера во всесилие науки и разума. Современная физика выстроила новую картину мира, поразительно напоминающую знаменитую платоновскую метафору, где человек, пытающийся познать мир, представлен наблюдающим тени от костра в глубине пещеры. «Видимый мир является бледным и неполным отражением более содержательного невидимого мира» (Тростников В., 1980, с. 155). Последний в принципе ненаблюдаем, поскольку описывается волновой функцией, содержащей алгебраически мнимую величину, и к тому же восстанавливается даже по всей совокупности наблюдений неоднозначным образом. Наблюдаемое есть лишь неполное и бледное отражение богатейшей ненаблюдаемой онтологии.

Математика в двух теоремах Геделя показала открытость познавательных моделей - в плане противоречивости их аксиоматики, что означает невозможность алгоритмизации человеческого познания. В биологии теория эволюции видов Ч. Дарвина оказалась по крайней мере равносильной по наличию недоказанных исходных допущений креационистской теории происхождения человека.

Гуманистическая психология обречена искать поиск наиболее глубоких смыслов человеческого существования в обращении к Богу. Но еще раньше К. Юнг в поисках идеи Бога в глубинах бессознательного приходит к выводу об имманентной ее природе: «Идея всемогущего божества присутствует везде, если не признается сознательно, то присутствует бессознательно, ибо это архетип… Поэтому я считаю, что будет разумнее сознательно принять идею Бога, иначе Богом станет кто-нибудь еще, как правило, нечто несуразное и глупое» (цит. по: Мэй Р., 1994, с. 127). Здесь Бог сводится к архетипу коллективного бессознательного.

Однако Ролло Мэй , один из основоположников гуманистической психологии, уже не удовлетворен таким зависимым от человека. Его существованием «Чтобы сбалансировать определение Юнга , следует подчеркнуть трансцендентность идеи Бога» (Там же, с. 128). Здесь же он добавляет, что чем глубже консультант проникает в тайны психотерапии, тем теснее смыкаются его интересы с вопросами теологии. Просветление личности при психотерапии Р. Мэй называет чудом милости, «милостью Божией».

В таком подходе не артикулирован последний и ответственнейший мысленный шаг - от Бога-идеи к идее Бога живого. Он совершается уже за пределами гуманистической психологии. Ведь стремительным превращением психологии в гуманитарную науку не ограничиваются ее современные метаморфозы. Другое, радикальное преобразование связано с построением христианской психологии. В России этот процесс протекает на фундаменте христианской святоотеческой антропологии, разработанной в лоне православной церкви. В этом отличие основ православной психологии от западной христианской антропологии, использующей идеи научного синтеза, тем более от учений теософского толка, также выстраивающих синтетические концепции. «Богословие Православной Церкви, а оно всегда богословие сотериологическое (сотериология - это учение о спасении души. - В. М.), никогда не вступало в союз с философией с целью построения научного синтеза», - пишет русский богослов и философ В Н. Лосский (1991, с. 80). Он же добавляет, что, не связываясь с определенными философскими системами, оно вполне свободно пользуется философскими знаниями. Христианское богословие вполне допускает и глобальные научные теории, в частности теории мироздания, не переходящие положенных им границ, обозначающих пределы возможностей науки. То же можно сказать об отношении христианской антропологии к психологическому знанию.

Министерство образования Республики Беларусь

Учреждение образования «Витебский государственный технологический университет»

Кафедра истории и права

Контрольная работа

по курсу «Основы педагогики и психологии»

Самосовершенствование личности. Личность и творчество

Выполнила:

Студентка I курса заочного ф-та

Шифр №081747

Вайтехович М.В.

Проверила: Стародынова С.М.

Витебск 2009 г.


Самосовершенствование - цель жизнедеятельности человека. Пути и способы саморазвития и самосовершенствования компетентной и конкурентоспособной личности:

Личность - социальное существо, включенное в общественные отношения, участвующие в общественном развитии и выполняющее определенную общественную роль.

Личностью человек может стать только в социальной среде.

Если рассматривать личность как результат развития, то следует отметить, что только на определенном уровне психического развития челове становится личностью. Этот уровень характеризуется появлением определенной направленности личности, собственных взглядов и отношений, собственных требований, оценок и самооценок. На этом уровне развития человек способен сознательно воздействовать не только на окружающую действительность, но также и на собственную личность, изменяя в своих целях самого себя.

Среди характеристик личности XXI века приоритетное место занимает ее компетентность и профессионализм, обеспечивающие востребованность и конкурентоспособность в обществе.

В понятие «компетентность» сегодня включается не только соответствие занимаемой должности, способность решать профессиональные задачи, но и открытость новому опыту, способность принимать ответственные решения и находить выход из нештатных ситуаций, потребность и способность к личностному саморазвитию, самосовершенствованию и профессиональному росту в течение всей жизни.

Конкурентоспособность личности проявляется в процессе межличностного взаимодействия, соперничества, борьбы за достижение наивысших выгод, преимуществ на каком-либо поприще.

Ведущими характеристиками конкурентоспособной личности являются:

четкость целей и ценностных ориентаций,

трудолюбие,

творческое отношение к делу,

способность к риску,

независимость,

способность к непрерывному самообразованию и професжсиональная компетентность.

Личность, успешно конкурирующая на рынке труда, отличается тем, что постоянно стремится управлять собой и своей деятельностью, постоянно повышает уровень своей профессиональной компетентности, занимается самовоспитанием. Неконкурентоспособность на рынке труда является чаще всего результатом завышенной или заниженной самооценки. Самовоспитание конкурентоспособности предполагает знание приемов самопобуждения, способствующих реализации разработанной программы.

Высокий профессионализм человека, его компетентность и конкурентоспоспособность не могут вырасти только из профессиональных знаний, умений.

Важнейшим условием достижения высокого уровня профессионализма является личностный рост специалиста.

Отличительными признаками развитой личности являются:

способность и потребность брать на себя ответственность за свои действия;

умение удовлетворять свои потребности, нужды, не принося ущерба другим;

достижение значительных успехов в профессиональной деятельности, так как она является средством самовыражения;

энергия и жизнестойкость в повседневной жизнедеятельности;

открытость профессиональным переменам к новому жизненному опыту;

Точкой отсчета личностного роста, самовоспитания человека является выбор идеала-образца, на который хотелось бы ровняться. Это может быть конкретный человек или собирательный образ.

Под самовоспитанием понимают активно-творческое отношение к себе, «достраивание» самого себя, направленное на совершенствование определенных личностных качеств, нейтрализацию несовершенств своей личности. Отправной точкой самовоспитания, личностного роста являются: самонаблюдение, самоанализ, самоотношение, самооценка. Пути и способы саморазвития и самосовершенствования компетентной и конкурентоспособной личности:

Самосовершенствование-это процесс повышения уровня своей компетентности и конкурентоспособности, развития значимых качеств личности в соответствии с требованиями социума и личной программой саморазвития.

С точки зрения современной психологии, в основе процесса самосовершенствования лежит внутренний механизм преодоления противоречия между наличным уровнем личностного роста и некоторым воображаемым его состоянием. Цель самосовершенствования недостижима никогда, она убегает постоянно, как линия горизонта.

Поэтому предела самосовершенствования личности не существует.

В любой деятельности можно выделить две стороны - адаптивную и творческую. Творческая является определяющей в процессе самосовершенствования. Большинство людей останавливаются в своем развитии на уровне адапционных процессов, то есть процессов приспосабливания к условиям существования.

Повседневная работа требует от человека длительного интеллектуального напряжения, волевых усилий, эмоционального напряжения. Сила личности проявляется в способности человека сохранять чувство собственного достоинства при самых неблагоприятных стечениях обстоятельств. Преодолевая препятствия, человек становится сильнее. Значит в дальнейшем он может чувствовать себя уверенным, найдет достойный способ действовать в предлагаемых жизнью обстоятельствах.

Человек, контролирующий свои действия и поступки, является хозяином своей жизни, судьбы, карьеры. Для него присущи такие качества как храбрость, сострадание, терпение.

Бесплодное ожидание при пассивном отношении к жизни положительных результатов не принесет, а вызовет лишь чувство обиды и гнев.

Творческий потенциал личности и условия его развития:

Творчество - это деятельность, порождающая нечто новое, никогда ранее не существовавшее. Оно связано со способностью человека нестандартно мыслить. Этим даром наделен каждый в большей или меньшей степени, поскольку творчество - это реализация неповторимости и уникальности человеческой личности. Любую деятельность можно назвать более или менее творческой.

В жизнедеятельности человека творчество выполняет следующие функции:

выступает механизмом решения жизненно важных задач, алгоритм решения которых человеку не известен;

реализует право личности на свободу;

является средством самоактуализации, самореализации и самосовершенствования личности.

Творческая активность возникает в условиях решения творческих задач, и любой человек на какое-то время может стать творцом.

Творческий человек с трудом «вписывается»в жизнь социальной группы, хотя он открыт для окружающих и пользуется определенной популярностью. Общепринятые ценности он принимает только в том случае, если они совпадают с его собственными. Этот человек любознателен и постоянно стремится оперировать знаниями из разных областей. Восприятие мира у таких людей постоянно обновляется. Творческим людям свойственны также способность к удивлению и восхищению, мечтательность.

Все дети - творческие личности, однако обучение в школе построено таким образом, что ребенок, как правило, превращается в разумного, консервативного и расчетливого взрослого конформиста со средними творческими способностями.

Сочетание способностей, которое создает основу для отличного выполнения сложной творческой деятельности, называется одаренностью.

Внутренне - психологические и физиологические критерии одаренности характеризуются развитостью, своеобразием протекания и проявления всех психических и нервно - физиологических процессов.

Глубина, ясность, реординарность теоретического или образного мышления; свобода речевого самовыражения; богатство творческого воображения; прочность и оперативность логической, зрительной, слуховой, эмоциональной, сенсорно - двигательной памяти; быстрота реакций, гибкость нервной и физической организации тела; интеллектуальная раскрепощенность.

Творческая деятельность делает нашу жизнь более привлекательной; на творчестве держится искусство; без него невозможен прогресс науки.

Исследователями установлено, что развитие творческого потенциала зависит от особенности воспитания и обучения, нежели от возраста, поэтому условия развития творческих возможностей чрезвычайно важно.

Воспитание творческих возможностей в ВУЗе должно базироваться на учете индивидуальных особенностей и применение индивидуальных методов работы. Это позволяет студентам комфортно выражать свои мысли и чувства.

Ученые также обнаружили, что творческие личности рассматривают свою работу, как любимое занятие. Они работают часами, движимые любопытством и деланием достичь поставленной цели. Люди, которые занимаются творчеством, как правило, усердные труженики.

М, Горький писал: «Нужно любить то, что делаешь, тогда труд возвышает до творчества. » Таким образом, суть творчества - это труд, рожденный внутренним мотивом.

Мотивация творчества:

Мотивация - это процесс актуализации потребностей индивида, что приводит к напряжению в психике и к возникновению мотивов - внутренних побудителей к активной деятельности или поведению.

Если мотивация исходит от самого индивидуума, то она называется внутренней. Мотивация, которая обычно предлагается в школе и на работе, называется внешней мотивацией; она исходит от других в виде обещаний или денег.

Одним из внешних источников творческой мотивации является социальная фасилитация, то есть повышение скорости или продуктивности творческой деятельности вследствие воображаемого или реального присутствия других людей, выступающих в качестве соперников или наблюдателей. При этом среди творческих работников нередко встречается «белая» и «черная» зависть.

При «белой» зависти чужой успех оказывается для индивида стимулом творческой активности и стремления к соревнованию. «Черная» зависть подталкивает индивида к совершению враждебных действий по отношению к объекту зависти и оказывает деструктивное влияние на личность самого завидующего.

Для того, чтобы стимулировать человека к творчеству, необходимо повысить его внутреннюю мотивацию. В большинстве учебных заведений и практически на всех производствах присутствует только внешняя мотивация - школьникам учителя ставят отметки, работникам выплачивается зарплата.

И все же в школе и на работе следует так организовать деятельность, чтобы она способствовала проявлению творчества. Нельзя считать человека способным ученым, великим писателем, не обладая знаниями и техническими навыками, необходимыми в данной области.

Внутренние источники творческой мотивации - это интеллектуальные и эстетические чувства, которые возникают в процессе творческой деятельности.

Любознательность, удивление, чувство нового, уверенность в правильном направлении поиска и сомнения при неудачах, чувство иронии и юмора - вот примеры интеллектуально-творческих чувств.

Л.Н. Толстой говорил, что писал только тогда, когда не был в состоянии противодействовать внутреннему влечению к сочинительству.

А.М. Горький отмечал: «На вопрос: почему я стал писать? - отвечаю: по силе давления на меня томительно бедной жизни и потому, что не писать я не мог. „

Значит единство творческой мотивации проявляется в самом факте существования и развития потребности человека в самоактуализации, самореализации и самосовершенствовании.

Литература

1. Басова Н.В. Педагогика и практическая психология. - Ростов - на - Дону: Феникс, 2000.

2. Березовин Н.А. Основы психологии. - Минск: Новое знание, 2002.

3. Бороздина Г.В. Основы педагогики и психологии. - Минск: БГЭУ, 2004.

4. Вечерко Г.Ф. Основы психологии и педагогики: ответы на экзаменац. вопр. Минск: ТетраСистемс, 2007.

5. Лихачев Б.Т. Педагогика. -Москва: Юрайт, 1998.

6. Подласый И.П. Педагогика. В 2-х книгах. - Москва: Владос, 1999.

7. Реан А.А., Бордовская Н.В. Педагогика. - Санкт - Петербург: Питер, 2000.

8. Современный словарь по педагогике / сост. Е.С. Рапацевич. - Минск: Современное слово, 2001.

  • Категория: Сочинения на свободную тему

Самосовершенствование – тяжелая работа над собственной личностью. Стремление развивать способности и положительные качества под силу только целеустремленному человеку.

Достижение гармонии души и тела предшествует нелегкий труд: для развития ума и эрудиции приходится «грызть гранит наук», а для здоровья и хорошей формы нужно регулярно заниматься спортом. Человек не может быть совершенным во всем, но надо стремиться становиться умнее, выносливее, привлекательнее. Способность к самосовершенствованию присуща всем людям, но она раскрывается не у каждого. Для достижения успеха мало одного желания, его надо подкреплять ежедневным трудом, без поиска поводов для отдыха.

Нередко взрослые люди сетуют на судьбу, выражают недовольство карьерой и собственными достижениями.

Мы сами строим жизнь, поэтому не стоит винить кого-то в том, что события сложились иначе, чем хотелось. Думаю, первый шаг на пути к самосовершенствованию – умение признавать и исправлять ошибки. На пути к поставленной цели необходимо изменять себя, стремиться становиться лучше. В каждом человеке заложен талант к чему. Необходимо найти и развить его. Развивать присущие тебе качества гораздо проще, чем осваивать неизведанное. Но забывать про другие направления тоже нельзя, ведь самосовершенствование предполагает всестороннее развитие. Человеку полезно приобретать опыт в различных сферах.

По моему убеждению, каждый обладает силой воли и при желании обязательно изменится в лучшую сторону. Надо определить цель и стремиться к ней, чтобы в поисках своего особого пути не свернуть на заброшенную дорогу.

Загрузка...