docgid.ru

Как сделать так чтоб ребенок любил читать. Рецепты «книгоедения». Как сделать так, чтобы ребёнок читал сам и с охотой

Чтение - вот лучшее учение.
А.С. Пушкин


К сожалению, сейчас люди читают намного меньше, чем лет двадцать назад. С одной стороны, это неудивительно. Телевидение, компьютеры, интернет стали занимать все больше времени в нашей жизни. Но если родители еще как-то по привычке читают, то многие дети вообще не проявляют интереса к этому занятию. А зря.

Читающий человек всегда на шаг впереди

Давайте мысленно нарисуем портрет человека, который любит читать. Это грамотная, эрудированная личность, с красивой богатой речью, развитой фантазией. Хотите, чтоб в будущем ваш ребенок стал именно таким? Прививайте любовь к чтению.

Меньше времени будет уходить у него на подготовку таких уроков как история, биология, география. Ведь много читающий ребенок быстрее осилит параграф, чем тот, который читает мало. Да и память у книгомана лучше. Даже задачки по математике, прежде чем решать, сначала нужно прочесть. Пока другие вчитываются, ваш ребенок уже половину решит. Вам нравится такая перспектива?

. Покажите пример.
Личный пример - самый лучший стимул. Ребенок с детства должен видеть, что в семье все читают, что это занятие доставляет удовольствие. В доме должно быть много интересных книг.

. Заведите ритуалы чтения.
Обсуждайте прочитанные книги в семье. Относитесь к книгам бережно, с пиететом. Ребенку младшего школьного возраста можно традиционно читать на ночь.

. Обрывайте чтение на самом интересном месте.
Почему фильм прерывают на рекламу всегда в самом интересном месте? Чтобы вы непременно дождались продолжения! Поступайте так, читая увлекательную книгу ребенку. Ему наверняка захочется дочитать быстрее, не дожидаясь вас.

. Выбирайте интересные книги.
Привлекайте к выбору ребенка. Малышам интересны книжки с красивыми иллюстрациями. Ребята среднего возраста обычно любят современные приключения, фантастику. Поделитесь с детьми вашими любимыми книгами, которые читали в их возрасте.

. Ограничьте взаимодействие ребенка с компьютером и телевизором.
Четко обозначьте время, в течение которого ребенок может играть в игры или общаться в социальных сетях. Например, час в будние дни, два - в выходные. Чтение приветствуйте в любое время.

. Покупайте книги по интересам.
Детей, которые совсем не хотят читать художественную литературу, можно попробовать , связанной с их хобби, увлечениями.

. Смотрите фильмы - экранизации книг.
Если ребенку понравился фильм, порекомендуйте прочесть книгу, объяснив, что книга обычно интереснее фильма. Вы не представляете, сколько школьников ринулось читать «Войну Миров» или «Гарри Поттера» после выхода этих фильмов.

. Купите электронную книгу.
Детей постарше можно заинтересовать ридером или электронной книгой. Она очень удобна, не вредит зрению.

К огромному сожалению, книга не выдерживает конкуренции с гаджетом и компьютерными играми, особенно у ребенка, который читает с трудом и огромными энергозатратами. Поэтому, пока у него есть планшет, телефон или постоянный свободный доступ к компьютеру, мальчик у вас читать не будет.

Девочка, может, и зачитает, они чуть менее зависимы от гаджетов, но с потерей многих значимых месяцев развития. Лучше раньше 13 лет гаджеты ребенку не покупать. А в 13 лет они, боюсь, сами уже в жизнь просочатся, но, может, у подростка уже успеет сформироваться какая-то воля.

Тут, правда, есть тонкий момент, с которым мы сами столкнулись.

Компьютер – это не то однозначное зло, которое нужно во всех случаях кропить святой водой. Он разный.

Компьютер – это и развивающие мультфильмы, и кинофильмы, и познавательные каналы.

Мы для себя решили вопрос так. У нас несколько ноутбуков. У старших детей (примерно с 13 лет) свободный доступ, свои телефоны, компьютеры, пароль к вайфаю. Они вообще сами эти вопросы решают.

Для тех, кто младше – два ноутбука. Один подключен к интернету, но там стоит программа «Тайм-босс». Она ограничивает время пребывания в сети двумя часами в день. Причем для всех вместе. То есть, если один истратил больше времени, другому достанется меньше. Иногда мы выбираем игры, где несколько человек могут играть – один скорость жмет, другой стреляет.

А мультфильмы, фильмы мы скачиваем и смотрим уже на другом ноуте, который в сеть не выходит.

А вот смартфоны под запретом примерно лет до 13. И даже если бы им айфон последний кто-то подарил – я бы его в стиралку отправил купаться. Уже обжигались.

Чем чаще ребенок будет видеть вас с книгой, тем скорее он и сам зачитает. А то мы часто пропагандируем те ценности, которых сами не разделяем. Мама в телефоне сидит, а сын должен читать. С какой радости?

Хороший вариант, который всех спасает – это чтение вслух семейных книг. То есть таких, которые интересны будут и мамам, и детям, и всем. Например, «Папа, мама, бабушка, 8 детей и грузовик» Вестли, «Веселая семейка» Носова, где дети цыплят выводили, у нас идет на ура.

Если из моих – «Бунт пупсиков», «Таинственный Ктототам», «День карапузов».

Есть грустный анекдот, как мама и Ваня идут выбирать Ване питомца.

Ваня: Мам, купи мне хомяка!
Мама: Какой еще тебе хомяк?
Ваня: Купи мне птичку!
Мама: Тебя вообще не спрашивают! Ты хочешь иглистую мышь!

Примерно то же самое и в книжных магазинах происходит. Позвольте ребенку выбрать книгу самому. Пусть даже то, что лично вы не стали бы приобретать, но зато уже с условием, что это будет прочитано. Человек больше ценит то, что выбирает сам. Иногда причем выбирает что-то совершенно неожиданное, не по возрасту. Чуть не «Физику твердого тела». Ну и пускай.

Мальчики очень любят научную познавательную литературу. Книги с опытами, про насекомых, про танки и так далее. Но пусть выбирает сам.

Правда, есть еще вариант, что мальчик будет выбирать книгу с яркими картинками, где двести слов текста и цена, как у вертолета. Но тут уже можно объяснить: «Это дорого – ее мы в библиотеке возьмем лучше, давай еще поищем варианты». Обычно они находятся. А еще можно выбирать в интернет-магазинах – в некоторых цена пониже и много книг маленьких издательств, которых нет в обычных книжных.

Конечно, это неправильно, но многие читают именно так всю жизнь. И, кстати, это считается признаком одаренности. Вдруг, чисто случайно, у вас одаренный ребенок.

В библиотеках есть отличные читальные залы, куча развивающих программ, и в фонды пускают детей довольно свободно, чтобы они выбирали книги.

Умный ребенок быстро понимает плюсы библиотеки. К тому же там работают неравнодушные люди, которые могут заинтересовать даже не очень способного юного читателя и подобрать ему книги по интересам.

Да только долго придется ждать. Чтение ребенок начинает любить примерно через триста часов практики. Первые триста часов он его ненавидит.

Пока чтение не станет свободным, это очень мучительный процесс.

А почти никто из детей не хочет себя утомлять. Поэтому суммарно 300 часов надо ребенка «вычитать».

Можете завести себе блокнот и записывать:

1 января. 10 мин.
2 января. 8 мин.
3 января. 12 мин.
4 января. 21 мин. = ого, уже почти час! Осталось еще 299 часов!!

И пообещайте ребенку за 300 часов что-нибудь значимое, вроде черепахи. Или иглистой мыши, на худой конец.

Например, вы купили ребенку искусственный снег. А там инструкция мелкими буквами, которую надо прочитать. И всякие там сложные слова. Вот пусть и читает всю инструкцию сам до последней буквы. С лупой читает! Вы же видите, что ему интересно! Сами не читайте. И не давайте ему химичить, пока он все не прочитает. Потому что снег – дело важное.

Почти наверняка ребенок проводит у вас в машине не меньше часа в день. А некоторые и по три-четыре часа. Воткните в магнитолу флешку с аудиокнигами.

Лучше подходят полные тексты книг, начитанные одним актером, не аудиоспектакли! Один голос гораздо меньше утомляет, если слушаешь долго. И легче детьми воспринимается. Результат увидите примерно через месяц. И порадуетесь ему, скорее всего.

Моя бабушка говорила: «Делай уроки, а книги будешь читать на пенсии».

Чем больше ребенок читает ВНЕ ШКОЛЫ, тем проще ему дается школа. Человеку, который прочитывает за два-три вечера роман, «Отцы и дети» прочитать – это вообще не проблема. Учителя прекрасно знают, что чем больше ученик читает, даже и не по программе, тем легче у него идет и программное.

Уроки, конечно, никто не отменяет. Их делать надо. Но когда уроки совсем забивают всякое другое развитие, чтение, рисование – это не вариант.

Оптимальное время сделать чтение запойным – до седьмого класса. Золотое время – это 4-й, 5-й, 6-й классы. Не терзайте ребенка школой класса до седьмого. Очень многие успешные люди активно начали куда-то готовиться только класса с 8-го. А до восьмого читали, читали, читали в свое удовольствие. И, поверьте, это не в песок ушло, а стало фундаментом успешности.

10 способов увлечь ребенка чтением

1. Слоговые таблицы

Занятия очень сильно увеличивают скорость чтения. Набор буквенных комбинаций велик, но не безграничен. Всякие вещи типа «здр» или «встр» – нужно учиться читать одним взглядом. После слоговых таблиц это не проблема.

2. Жужжащее чтение

Хорошие учителя начальной школы широко применяют этот метод. Он состоит в том, чтобы дети читали все разом и шепотом, а то если все и вслух, то можно будет оглохнуть.

Обычно в школах читают по 5-10 минут в день жужжащим чтением. Ну а кто вам может помешать читать жужжащим чтением в очереди в детской поликлинике? Это все идет в нашу копилку 300 часов.

3. Вспышечное чтение и отсекающее чтение

МАШАПОШЛАВЛЕСТАМБЫЛВОЛКВОЛКСЪЕЛМАШУНЕТУБОЛЬШЕМАШИТАКАЯВОТГРУСТНАЯСКАЗКА – тут надо понять, где что заканчивается.

Печатайте предложения вроде:

«Ежик живет в лесу».
«Олень съел моржа».

Пусть они будут любой степени бессмысленности. Неважно, что олени моржей не едят. Показывайте их на 2-3 секунды, чтобы ребенок прочитывал их очень быстро. Это хорошо учит схватывать текст.

Пусть один ребенок пишет такую бессмыслицу для другого. Обычно это очень веселит детей, и они не замечают, что учатся.

4. Детские журналы с кроссвордами

Там, кроме кроссвордов, которые дети обычно любят разгадывать, много упражнений в стиле «Найди десять отличий между двумя рисунками» и разных упражнений на внимательность: лабиринт, следы и т.д. Детям обычно нравится. И навык чтения незаметно совершенствуется.

5. Игра «Найди текст»

Возьмите любую страницу текста. Найдите там какое-то предложение в любом месте. Например, «Маша пошла в лес и нашла гриб». Не показывайте ребенку, где оно. Засекайте время. Пусть ребенок его найдет. Ну и получит от вас какой-то приз, когда найдет 10 предложений на разных страницах.

6. Многократное чтение

Если ваш ребенок все время хочет перечитывать одну и ту же книгу, которую хорошо знает, ну и пусть перечитывает. Только все больше и больше страниц за один раз – это тоже большой плюс, даже если ребенок угадывает слова.

7. «Давай поврем!»

Дети часто не умеют пересказывать тексты, но зато порой охотно выдумывают то, чего на самом деле в книге нет. Ну и замечательно! Не мешайте! Это очень полезный навык.

8. Чукча не читатель, чукча писатель

9. Упражнение «Бросок»

Открываем книгу, ребенок кладет руки на колени и начинает читать по команде. Читает 30 секунд. Потом 10 секунд отдыхает. И снова читает. Суть в том, чтобы глазами – глазами! – быстро найти тот участок текста, где он закончил чтение. На начальной стадии это очень тяжело – но потому и упражняемся.

10. Скоростной минимум чтения – 120 слов в минуту

Многие читают по 200-300, но уже про себя, вслух речевой аппарат не потянет. 120 слов – это реально абсолютно для каждого среднего ребенка. Если скорость ниже, то много времени будет затрачиваться впустую на уроки, чтение учебных параграфов и попытку что-то понять.

Вы замечаете, как редко теперь можно встретить читающих людей, например, в транспорте?
А ведь, казалось бы, сейчас с появлением многочисленных электронных «читалок» все стало гораздо проще. Проще достать нужную книгу, проще носить ее с собой не в виде пудового тома, а в виде миниатюрного устройства. Только вот почему-то большинство предпочитает погонять какой-нибудь шарик или пострелять на этом же устройстве. Так проще. Думать не надо.

Чтение — это процесс, требующий труда. Ведь нужно не только сложить буквы в слова, а слова в предложения, но и еще понять смысл. А главное — создать в собственном сознании образ прочитанного. Для человека, особенно ребенка, привыкшего получать готовые образы из телевизора — это трудная работа, ведь воображение у него не тренированное.
Если даже большинство взрослых предпочитают развлечения «на халяву», что же требовать от ребенка, для которого даже сам процесс складывания букв в слова — пока труден?

Причин такого бедственного положения с чтением две — легкодоступное развлечение телевизионными образами и, как ни странно, школа. Часто чтение книг из обязательной школьной программы воспринимается ребенком как бессмысленный и тяжелый труд. Как же нам решить эту задачу, как помочь ребенку полюбить литературу, получать от нее наслаждение? Ведь у людей, которые не читают, беднее речь, не развито воображение, как правило, и пишут они менее грамотно.

Вот 10 советов, которые вам помогут:

1. Прежде всего, создайте в вашем доме культуру чтения.
Если ребенок не видит вас, получающего удовольствие от книги, то и сам он вряд ли станет активным читателем. Ведь детей учат не наши слова, а наши поступки.

2. Семейное чтение вслух.

По возможности вовлеките в это занятие других членов семьи. И читайте друг другу. Выберите книгу на тему, которая интересна вашему ребенку. Кстати, подумайте, а хорошо ли вы знаете его интересы?
Ребенка пока не просите вам читать, пусть только слушает, если сам захочет. Вы можете просто сказать ему: «Папа нашел очень интересную книгу про... (любимая тема ребенка) и хочет мне почитать. Если хочешь, ты можешь тоже послушать».

Пусть один из родителей прочитает интересный отрывок книги. А затем взрослые могут между собой начать обсуждать прочитанное. Спросите ребенка, а что думает он?

Благодаря этому занятию вы и получите удовольствие сами, и улучшите домашнюю атмосферу, и покажете ребенку, что чтение — это процесс, от которого многие получают удовольствие. Кроме того, во время слушания у ребенка развивается творческое воображение, которое поможет ему в дальнейшем.
И не жалейте времени на чтение вслух ребенку. Это не только приобщение к чтению. Это моменты близости, которые вы будете вспоминать, когда ребенок вырастет.

3. Дефицит и вызов.

На начальном этапе приучения к чтению очень важно делать это невзначай, без каких либо объяснений, назиданий и просьб к ребенку почитать самому. Лучше, наоборот, создайте ощущение дефицита и труднодоступности заинтересовавшей книги, если ребенок ее попросит, вы можете ответить: «Я сама хочу еще почитать. Ладно, я дам тебе эту книгу, только ненадолго, мне очень хочется самой прочитать, что там дальше. Да и ведь тебе еще уроки делать надо».
Вы даже можете добавить, что ребенок пока маловат для этой книги, что он не все поймет. Такой вызов побудит многих детей доказать, что они уже умные и взрослые.
В этом подходе самое важное, чтобы вам самим была интересна эта книга, ведь иначе ребенок мгновенно почувствует фальшь.

4. Рисуйте иллюстрации.

Особенно пока ребенок маленький — рисуйте вместе с ним иллюстрации к книге, которую вы ему читаете. Большинство детей с удовольствием рисуют, а особенно, если вы поможете. Это привлечет дополнительное внимание и любовь к книге, даст возможность обсудить, что ребенку запомнилось, впечатлило. И будет способствовать развитию воображения.

5. Начинайте с легкого и интересного.

Сначала определите для себя, зачем вам, чтобы ребенок читал? Чтобы мог осилить школьную программу, и вам бы не было за него стыдно? Или вы хотите заинтересовать его чтением как источником радости, интереса и знания?
Вначале предлагайте ребенку книги, которые будут для него развлечением и радостью. Которые ему будет легко читать, по возрасту. Пусть это будут приключения, фантастика, рассказы о животных или о первой любви — лишь бы ребенку было интересно. А уж когда он полюбит чтение, тогда можно будет предложить ему что-то более серьезное и трудное.

Нам, конечно, хочется, чтобы ребенок был хорошо знаком с классикой. Но школьная программа предлагает, например, «Путешествие из Петербурга в Москву» Радищева. В результате чтение трудных, малопонятных произведений, да еще и написанных для взрослых, и больше двух веков назад, может вовсе отбить желание у начинающего читателя.

6.Читайте произведение заранее, до того, как его будут разбирать в школе.

Нередко на уроках литературы так долго и занудно разжевывается и анализируется произведение, что от одного этого становится тошно. Ведь произведение часто препарируется так, будто задача школьного курса подготовить литературных критиков.
Поэтому, пусть лучше ребенок прочтет, например, «Преступление и наказание» как детектив, а уж потом его разберут по косточкам на уроке.

7. Читайте произведение одновременно с ребенком.

Когда ребенку нужно прочесть большое серьезное произведение, например, «Войну и мир», начните читать с ним одновременно. Вы и сами получите удовольствие, возможно, упущенное в школьные годы по вышеназванным причинам, и сблизитесь с ребенком, станете единомышленниками. Делитесь с ним своими находками и размышлениями, объясняйте трудные места.

8. Устройте конкурс читателей.

Вы можете организовать такой конкурс в классе, где учится ваш ребенок, или подключить к нему его друзей. Мы делаем это на наших Курсах «Управление Будущим» — на тренингах для детей и подростков. Предложите детям список интересных книг и объявите конкурс с заманчивым призом, который должен состояться, например, через 2 или 3 месяца. Первое место займет тот, кто прочел больше всех и смог ответить на вопросы по книгам. А остальные пусть получат утешительные призы.

9. Приобретете ридер.

Желательно с минимальными возможностями играть в игры. Тогда у вас всегда будут с собой интересные книги. И в любой момент — в транспорте, в очереди - вы сможете почитать ребенку. А когда он захочет — подарите это полезное развлечение ему.

10. Никогда не используйте чтение как наказание или условие для чего-то другого .

Нельзя говорить ребенку: «вот прочтешь главу, тогда разрешу посмотреть телевизор». Это приучит ребенка к мысли, что чтение само по себе — процесс неприятный. Чтение должно упоминаться только в контексте удовольствия и интереса.

Желаю вам увлекательного совместного чтения!

Все права защищены. Никакая часть данной книги не может быть воспроизведена в какой бы то ни было форме без письменного разрешения владельцев авторских прав.

© Юлия Кузнецова, 2018

© ООО «Манн, Иванов и Фербер», 2018

Я детский писатель. Пишу книги для малышей и подростков. Много езжу по городам, выступаю с лекциями, участвую в семинарах, темы которых звучат так:

«Читают ли наши дети?»

«Почему дети не читают?»

«Как сделать так, чтобы ребенок читал»

После выступлений читатели подходят подписать книги, а заодно уточнить: «Ведь ваши дети любят читать?».

Когда я впервые услышала этот вопрос, моим детям было шесть и восемь лет. И да, они очень любили читать. Журнал «Маленький пони» и комиксы «Том и Джерри».

А! Еще сообщения в моем телефоне. Пока я не вижу.

Усаживались на колени, когда я переписывалась в скайпе, и силились разглядеть, что я там пишу.

А вот читали ли они книги?

Как-то раз я пришла домой после книжного фестиваля. Услышав, как повернулся ключ в двери, дети выбежали в коридор:

– Мама! – повисли они на мне по очереди. – А ты подарок принесла?

– Вот, – протянула пакеты, – книги…

– Книги?.. – разочарованно. – А нормальный подарок?

В те времена наш дом прямо-таки ломился от литературы. Заполняя школьную анкету, мы не могли ответить на вопрос «Сколько в доме детских книг?» Книги лежали у нас повсюду: в шкафу, на шкафу, в столе, на диване, под кроватью, на подоконнике, на кухонной табуретке, под кухонной табуреткой…

Дети любили пролистать новые книги и посмотреть картинки. Часто их внимание привлекала просто симпатичная обложка. Дочке нравились маленькие книги с лошадкой или козочкой на верхней крышке. Но она воспринимала их как некую прелестную штуковину, которую можно:

а) хранить у себя в столике;

б) показать подругам в школе;

в) прижимать к груди, радостно попискивая.

Как думаете, о чем беспокоился детский писатель, постоянный участник круглых столов на тему детского чтения, когда приходил в книжный магазин? О рекомендательных списках? Может, о нравственности, которая обязательно должна присутствовать в детских книгах? О качественном слоге? Нет. Он думал, как бы найти книжечку с козой или лошадкой на обложке. Допускалась еще мышка. На худой конец – кролик.

Самое трудное было удержаться от нотаций. Не заявить: «Я тебе эту книгу с козочкой купила не для того, чтобы ты ее Насте носила показывать! Не для того, чтобы ты ее под подушкой прятала! А для того, чтобы ты ее читала !» Конечно, так продолжалось не всегда, иначе я не смогла бы написать эту книгу.

Осознав, что шестилетка и восьмилетка проводят вечера перед компьютером и телевизором, не делая попыток читать книги, я поняла: что-то нужно делать.

Я стала задаваться вопросами: как организовать жизнь детей, чтобы в ней присутствовало чтение книг? что изменить в быту? нужно ли для этого лишать детей телевизора и компьютерных игр? надо ли продолжать читать им вслух или они уже большие? как поощрять чтение, но при этом не следить за ребенком, чтобы он обязательно читал? считаются ли книгами электронные издания и аудиозаписи? где в доме располагать те или иные книги? правильно ли разрешать детям выбирать книги самим?

Эта книга пригодится как родителям ДОШКОЛЬНИКОВ (она расскажет, как организовать процесс чтения дома), так и родителям уже ЧИТАЮЩИХ ДЕТЕЙ шести – девяти лет (поможет ребенку полюбить чтение).

Чего хотят родители…

Если поместить в поисковик запрос «Зачем детям читать книги?», то обнаружится целая подборка статей на разных сайтах, где разъясняется польза чтения для ребенка.

Чаще всего в них упоминаются познавательная и воспитательная функции чтения, а также улучшение речевых способностей маленького человека, который благодаря чтению узнает много новых и красивых слов и начинает употреблять их в разговоре. Но те ли это причины, по которым стоит требовать от детей «читать, читать и читать», и лучше книги потолще, желательно классику, а не «эти твои комиксы по сотому разу»? Давайте разберемся.

В наше время удовлетворение познавательной функции преимущественно взял на себя интернет. Проведем небольшой тест. Предположим, что ребенок спросил вас: «Как возникает тайфун?» Вы предло жите уточнить эту информацию в книге или возьмете смартфон и найдете все о тайфунах, параллельно демонстрируя ребенку фото и видео? Скорее всего, второе. А ребенок, наблюдая за вами, сделает вывод: не знаешь – погугли.

Идем дальше. Воспитательная функция. Как показывает практика, дети далеко не всегда считывают воспитательный посыл, который содержится в книгах, когда читают сами. Ведь им в первую очередь интересна история. А вот морально-нравственный аспект, как правило, всплывает при обсуждении книги со взрослыми, а еще лучше – когда эту книгу взрослый читает вслух и может проговорить какие-то темы по горячим следам. Да и потом, воспитание ребенка в большей степени зависит от того, как ведут себя взрослые в семье.

Наконец, язык и речь. Знаете ли вы семьи, где взрослые разговаривают между собой, частенько используя обороты со сниженной лексикой и идиомами, далекими от литературного языка, а их дети при этом выражаются «высоким штилем»? Нет! Даже предположение звучит комично. Наоборот, часто негативно судят о семье по детям, которые грубо разговаривают на детской площадке: «Видно, дома такие обороты приняты».

Есть еще одна причина, которая часто упоминается родителями и заслуживает отдельного внимания. «Чтобы знал и любил классику – это наша история» – совершенно справедливая установка. Детям важно знать и классику, и историю. А вот с «любить» сложнее. Проблема в том, что наше старшее, «бесфейсбучное» поколение отличается от современных детей. Мы умели концентрироваться на большом тексте. Нашим детям это трудно. Они воспринимают информацию совершенно иными объемами. Им надо как можно быстрее узнать, что, с кем и как приключилось. То есть концентрация информации на единицу текста обязана быть очень плотной.

А откройте роман Достоевского или Толстого. Сколько строчек посвящено описанию людей? А природы? Дело вовсе не в детской лени. Дело в навыке считывать и воспринимать информацию.

Недавно мне попалась в журнале «Афиша» (№ 7, 2015 г.) любопытная статья Георгия Биргера, посвященная взаимоотношениям современных детей с интернетом. В статье приводятся слова психолога Анастасии Рязановой: «Чтобы получить впечатления, современные дети должны совершить куда меньше волевых усилий, чем дети предыдущих поколений. Довольно часто у ребенка не формируются качества, связанные с умением предпринимать длительные целенаправленные усилия, нет способности что-то спланировать и поднапрячься, чтобы этого достичь. Еще бы: нажимаешь на кнопочку, и у тебя яркие картинки, интенсивный звук – нервная система начинает получать впечатления очень быстро, с минимальными с твоей стороны затратами. И в этом смысле такая культура создает основу для формирования зависимостей в будущем».

Кирилл и Мефодий - создатели славянской азбуки. Благодаря этим двум святым мы сейчас можем наслаждаться творениями отечественных и зарубежных классиков и современников.

Но что делать, если ваш ребенок не любит читать? О том, как приучить малыша и подростка любить книги рассказывают психолог В.С. Юркевич и библиотекарь Людмила Лукзен.

В чтении существует два этапа: этап технического чтения, так называемый “голый” навык, и этап содержательного чтения, когда сразу ухватывается содержание текста. Первый этап удовольствия не приносит, и более того, если на нем застрять, то есть остаться больше положенного времени, то любовь к чтению становится проблематичной.

Готовых рецептов научить ребенка или взрослого любить нет. Так что для начала я перечислю лишь то, чего ни в коем случае нельзя делать, когда ваш читать уже научился, но у него еще только техническое - то есть сам еще читать не хочет и по настоящему (для себя, для удовольствия) даже и не может.

Чтение должно с самого начала соединяться только с чувством удовольствия. Никаких даже мыслей о репрессиях. Ни в коем случае не заставлять и не уговаривать - ах, прочитай еще хоть одну строчку. Придумывайте любые маневры, любые , но должен сам захотеть читать, хоть и не сразу понимает, о чем это он все-таки прочитал.

Радуйтесь каждому прочитанному слову ребенка, понимая, что это действительно его маленькие победы.

Не привлекайте его внимание к ошибкам в чтении, постарайтесь их поправлять самым незаметным образом, а если можно обойтись без этого, то и вовсе не поправляйте.

Берите для первого чтения только подходящие книжки - яркие, с крупными буквами, где много картинок и самое главное, яркий сюжет, за которым интересно следить.

А теперь о маневрах - их великое множество, а вот что поможет вашему ребенку, выбирайте сами. Лучше, конечно, придумать свой.

Метод Кассиля

Этот метод годится для ребенка, который читает уже достаточно свободно, но читать не любит, и фактически все равно находится на этапе продвинутого технического чтения. Выбирается интереснейший текст с ярким сюжетом и родитель читает ему, вдруг останавливаясь на самом интересном месте, а потом у отца (матери, у всех домашних) категорически уже нет времени на ребенку. Ребенок без особого энтузиазма берется за книгу, в надежде, что все-таки кто-то сжалится, и прочитает ему, убили все-таки или нет главного героя. Домашние тут же расхваливают ребенка за желание читать, и читают все-таки с ним вместе - строчку ты, две строчки я. И так далее. Навык из технического по мере укрепления переходит в содержательный.

Метод Искры Даунис (детского психолога)

Когда ваш научится читать сам, просите его почитать вам. Не урок, заданный в школе, а просто хорошую историю, пока вы что-то делаете руками, на кухне, например. Если делает ошибки при чтении, то, когда ошибка не имеет значения для восприятия текста - не перебивайте его сразу, не дайте ему потерять увлеченности историей, которую ОН, преисполненный важности, читает ВАМ. Можно вернуться и прочитать слово правильно и позже.

Дайте ему уверенность в том, что вам интересно и полезно его . Никогда не показывайте, что вы слушаете его по необходимости или проверяя задание. Поощряйте его вслух: газеты, журнала, истории, сказки. Вам некогда почитать, и он это делает для вас. Нет лучшего способа поощрить ! Обсудите прочитанное, удивитесь, обрадуйтесь, ужаснитесь вместе с ним.

Все это не сложно. И если вы последуете нашим советам, то, незаметно для себя, воспитаете Настоящего Читателя. Вашему ребенку будет намного легче учиться. Он будет знать, чем занять свободное время. Он с легкостью будет находить и творчески перерабатывать любую информацию. И это обязательно приведет его к успеху!

По материалам сайта: Russianlibrary

Загрузка...