Психическое состояние ребенка может быть. Эмоционально-психологическое состояние ребенка. Синдром дефицита внимания
Мозг человека необычайно сложно устроенный биологический организм, вернее одна из его составляющих. Потаенные уголки его до сих пор вызывают бурные обсуждения и недоумения, выявляя в ходе проводимых экспериментов всё более и более интересные способности. Изучением психики человека врачи и ученные занимаются уже давно, но вряд ли можно сказать, что дело движется к концу.
Условные и безусловные рефлексы, нормы и отклонения, патологии и аномалии всё это в принципе, проявление активности мозга и психики. И кто мы такие, чтобы считать, что что-то идет не так и пытаться всех уровнять в способностях. Вполне возможно, что «особенные» дети это новый виток развития, ведь их мозгу и психике подвластны такие загадки и ребусы, которые среднестатистический человек вряд ли сможет осилить.
Возвращаясь к психике, хочется отметить, что для удобства, люди договорились разделять психические явления по 3-м факторам:
— сами психические процессы;
— следующие за ними, сложившиеся психические состояния;
— и подмеченные в их результате психические свойства.
Первый подпункт - это самое распространенное и понятное явление, которое мы можем наблюдать практически каждый день. Психические процессы, говоря простым языком, это то, как наша психика реагирует на реальность и происходящие в реальности события. Примером могут послужить такие свойства как ощущения, внимание, мышление, решения, принимаемые в ходе, какой либо ситуации, и выражаются эти процессы разными переживаниями и впечатлениями.
Психическое состояние
Психические состояния менее активное понятие в отличие от психических процессов, так как настрой и состояние видоизменяются не с такой стремительной скоростью и для того чтобы повлиять на него нужны весомые обстоятельства. К примеру, сильные и частые стрессы могут привести к апатии, когда силы и нервы истощатся и реакции замедлятся. Так что, включая защитные механизмы, организм вводит человека в бесстрастное состояния для восстановления затраченных душевных сил и накопления новых эмоций.
Психические свойства, это понятие всеобъемлющее. Оно рассматривает психику индивидуума в целом, подчеркивая его основные характеристики, такие как темперамент, характер, установки.
Исходя из этого, получается, что психика человека зависит от нескольких составляющих, среди которых как влияние генетических особенностей, заложенных родителями, так и влияние особенностей социального строя, в котором индивидуум растет и развивается. Изучая психику человека, ученные пришли к выводу, что эти два понятия являются неразрывными и изучения одного из них в отрыве друг от друга не могут привести к достоверному результату. Ведь обладая заложенной на генном уровне информацией, мы появляемся на свет с одной стороны уже сформировавшейся личностью, чем и можно объяснить поведение детей в грудном возрасте. Одни ведут себя спокойно и не доставляют родителям много хлопот, а другие кричат ночи напролет, потому что их что-то не устраивает или раздражает что-то по своей сути.
Но далее, развиваясь и попадая в социальную среду, психика ребенка претерпевает изменения, он учиться подстраиваться под окружающие его стереотипы, правила поведения и распорядки, постепенно видоизменяя черты своего характера, заложенного природой. Естественно, фундаментальные основы меняются редко, но попадая в конфликтную среду, правила которой противоречат психике индивидуума возможны сбои, которые повлекут за собой болезни и срывы.
И так происходит на каждом этапе становления личности, вне зависимости от возраста. Ученные продолжают изучать, вследствие чего психика видоизменяется и поражается, но результаты до сих пор слишком противоречивы и с трудом поддаются анализу. Так что, пока, наука делает лишь первые неуверенные шаги к разгадке такой тайны как психика человека.
Детские рисунки – хороший способ определить психологическое состояние ребенка, который сам еще не может понять и рассказать, что он чувствует. Согласно исследованиям швейцарского психолога Макса Люшера, влияние цвета на человека имеет древние корни.
У человека в процессе развития сложились определенные цветовые ассоциации в теми или иными явлениями - синий цвет ночи, цвет покоя, умиротворения, желтый - цвет солнца, активности, энергии, красный - цвет атаки, зеленый - цвет защиты, обороны.
Рассмотрим общие значения цветов:
- темно-синий: покой, слияние, объединение, гармония, начало координат, любовь (матери и младенца). Темно-синий - это небо и первичный океан, где зародилась жизнь. Это состояние блаженства еще не родившегося ребенка.
- темно-зеленый: символ - росток, пробивающийся сквозь асфальт. Воля, целеустремленность, жизнелюбие, решительность, упорство, честолюбие, упрямство.
- оранжево-красный: символ - огонь, кровь, взрыв. Экспансия, расширение "Я", подчинение окружающей среды, сила, энергия, активность во всех направлениях.
- лимонно-желтый: символ - расширяющийся луч солнца, изменение, новые горизонты, творчество, гибкость, растворение, отзывчивость на внешние стимулы, всепроникновение, радость.
- бордовый: слияние красного с синим, искусство, мистичность, необычность, гармония духовности, перерождение, рождение нового, удвоение сущности, хрупкое динамическое равновесие.
- светло-коричневый (сочетание красного и черного, желтого и черного): тревога, беспокойство, болезнь, неприкаянность, неуверенность, переживание неуютности, физический и психологический дискомфорт, важность соматических ощущений.
- черный: символ - коллапс, пустота, ночь, уничтожение, является усилителем стоящего рядом цвета - эксцентричность.
Что же может сказать родителем выбор ребенком цвета для своих рисунков?
ЧЕРНЫЙ - стоит насторожиться, если ваш ребенок предпочитает использовать для рисования исключительно черный цвет. Черный - цвет угрозы. Он говорит о том, что ребенок находится в состоянии стресса. Однако не стоит беспокоиться, если ребенок начинает рисунок с черного цвета, а затем добавляет красок, используя другие – яркие цвета и оттенки. Это говорит лишь о том, что он – гармонично развитая личность.
ЖЕЛТЫЙ цвет, по мнению психологов, выбирают творческие детки, дети-мечтатели. Таким детям нередко больше нравится играть с веточками, камнями, тряпочками и песком, нежели с дорогими игрушками. Эти дети самые большие мечтатели, способность мечтать они не утрачивают и во взрослой жизни.
ОРАНЖЕВЫЙ цвет чаще всего выбирают легковозбудимые малыши. Такие детки веселятся, шалят и кричат всегда, везде и без всякой причины. Очень часто оранжевый становится любимым цветом гиперактивных деток, а также детей, которые страдают синдромом дефицита внимания. Однако не пугайтесь раньше времени. Если ваш ребенок предпочитает исключительно оранжевый цвет, это еще не говорит серьезном нарушении. Возможно, у него просто такой период и через некоторое время он начнет рисовать совершенно другими цветами.
РОЗОВЫЙ - розовыми и светло-сиреневыми красками любят рисовать робкие детки. Такие дети нуждаются в постоянной поддержке, для них очень важно мнение окружающих.
ГОЛУБОЙ цвет для своих рисунков выбирают беззаботные дети. Не зря голубой цвет часто преобладает в летних рисунках детей, которые были сделаны на школьных каникулах, когда у ребенка много свободного времени и мало обязанностей.
КРАСНЫЙ - по мнению детских психологов, этот цвет любят открытые и активные дети. Они очень энергичны, напористы, часто ломают игрушки. Кстати, интересный факт – очень многие успешные политики в детстве предпочитали красный и желтый цвета. Возможно, вы воспитываете будущего президента. Вообще красный – это цвет жизни, энергии и здоровья. Очень даже неплохой выбор!
СИНИЙ - а вот синий цвет выбирают детки спокойные, уравновешенные. Такие дети больше любят читать книжки, чем играть в шумные игры. Дети, в рисунках которых преобладает синий цвет, не всегда тихони. Иногда и активный энергичный ребенок вдруг начинает рисовать синие картинки. По мнению психологов, это говорит о том, что в данный момент ребенок просто нуждается в покое, возможно, он просто устал от шумных игр.
ЗЕЛЕНЫЙ - если в рисунках ребенка преобладает зеленый, и особенно темно-зеленый цвет, это должно немного насторожить родителей, так как, по мнению психологов, зеленый выбирают детки, которым не хватает заботы и внимания. Даже если вам кажется, что вы уделяете своему ребенку достаточно внимания, попробуйте проводить с ним больше времени. Развивайте в ребенке открытость к окружающему миру, чтобы он не стал замкнутым. Сине-зеленые тона выбирают дети, которые находятся в напряжении. Возможно, ребенок недавно просто перенес стресс или, может быть, родители слишком строги к малышу и требуют слишком многого – каких-то достижений в спорте или же отличной учебы. Кстати, если говорить о взрослых, а не о детях, то сине-зеленые цвета чаще выбирают чиновники и люди на административных ответственных должностях. Возможно, и на вашем ребенке лежит слишком много ответственности. Предоставьте малышу больше свободы, поощряйте в нем проявление инициативы, чаще хвалите, и ваш ребенок начнет рисовать яркие солнечные картинки!
ФИОЛЕТОВЫЙ цвет редко нравится детям младшего возраста. По наблюдению психологов, этот цвет чаще выбирают дети школьного возраста. Дети, которые предпочитают фиолетовые оттенки другим, чувствительные и ранимы. У них очень богатый внутренний мир.
СЕРЫЙ цвет часто выбирают замкнутые, тихие детки. Таких детей необходимо поддерживать во всех начинаниях. Уделяйте ребенку больше внимания, и его рисунки раскрасятся в яркие цвета.
КОРИЧНЕВЫЙ цвет, по мнению психологов, любят дети, которые живут в своем собственном придуманном мире. Если раньше ребенок предпочитал другие цвета и вдруг внезапно перешел на коричневый, это может говорить о психологических трудностях, недавно перенесенном заболевании, стрессе или проблемах в семье.
Психические расстройства у детей возникают в силу особых факторов, провоцирующих нарушения развития детской психики. Психическое здоровье детей настолько уязвимо, что клинические выраженные проявления и их обратимость зависят от возраста малыша и длительности воздействия особых факторов.
Решение проконсультировать ребенка у психотерапевта, как правило, родителям дается непросто. В понимании родителей это означает признание подозрений на наличие у ребенка нервно-психических расстройств. Многих взрослых пугает постановка малыша на учет, а также связанные с этим ограниченные формы обучения, а в будущем ограниченный выбор профессии. По этой причине родители зачастую стараются не замечать особенности поведения, развития, странности, которые обычно являются проявлениями психических расстройств у детей.
Если же родители склоняются к мнению, что ребенка надо лечить, то сначала, как правило, предпринимаются попытки в лечении нервно-психических расстройств домашние средства или советы знакомых знахарей. После неудачных самостоятельных попыток в улучшении состояния отпрыска, родители принимают решение обратиться за квалифицированной помощью. Обращаясь впервые к психиатру или врачу-психотерапевту родители, зачастую, стараются это сделать анонимно, неофициально.
Ответственные взрослые не должны прятаться от проблем и при распознавании ранних признаков нервно-психических расстройств у детей, своевременно обращаться к врачу и после следовать его рекомендациям. Каждый родитель должен обладать необходимыми знаниями в области невротических расстройств, чтобы предупредить отклонения в развитии своего ребенка и при необходимости обратиться за помощью при первых признаках расстройства, поскольку вопросы, которые касаются психического здоровья малышей, являются уж слишком серьезными. Самостоятельно экспериментировать в лечении недопустимо, поэтому следует вовремя обращаться к специалистам за советами.
Зачастую родители списывают психические расстройства у детей на возраст, подразумевая, что ребенок еще маленький и не понимает, что с ним происходит. Нередко данное состояние воспринимается, как обычное проявление капризов, однако современные специалисты утверждают, что невооруженным взглядом психические расстройства очень заметны. Зачастую эти отклонения отражаются негативно на социальных возможностях малыша и его развитии. При своевременном обращении за помощью можно полностью излечить некоторые расстройства. При обнаружении подозрительных симптомов у ребенка на ранних стадиях, можно предотвратить тяжелые последствия.
Психические расстройства у детей подразделяются на 4 класса:
- задержки развития;
- раннего детского возраста;
- синдром дефицита внимания.
Причины психических расстройств у детей
Появление психических расстройств могут вызываться различными причинами. Врачи утверждают, что на их развитие могут оказывать влияние всевозможные факторы: психологические, биологические, социопсихологические.
Провоцирующими факторами выступают: генетическая предрасположенность к психическим заболеваниям, несовместимость по типу темперамента родителя и ребенка, ограниченность интеллекта, мозговые поражения, семейные проблемы, конфликты, травмирующие психику события. Не последнее значение имеет семейное воспитание.
Психические расстройства у детей младшего школьного возраста часто возникают из-за развода родителей. Нередко увеличивается шанс возникновения психических расстройств у детей из неполных семей, или, если у одного из родителей в анамнезе имеется какое-либо душевное заболевание. Для определения, какого вида помощь необходимо оказать малышу, следует точно установить причину проблемы.
Симптомы психических расстройств у детей
Данные расстройства у малыша диагностируются по следующим симптомам:
- тики, синдром навязчивости;
- игнорирование установленных правил, ;
- без видимых причин часто меняющееся настроение;
- снижение интереса к активным играм;
- замедленные и необычные телодвижения;
- отклонения, связанные с нарушением мышления;
Периоды наибольшей подверженности психическим и нервным расстройствам приходятся на возрастные кризы, которые охватывают следующие возрастные периоды: 3-4 года, 5-7 лет, 12-18 лет. Из этого очевидно, что подростковый и детский возраст является подходящим временем для развития психогений.
Психические расстройства у детей до года обусловлены существованием ограниченного круга отрицательных и положительных потребностей (сигналов), которые малыши должны удовлетворить: боль, голод, сон, необходимость справления естественных потребностей.
Все эти потребности имеют жизненно-важное значение и не могут быть не удовлетворены, поэтому чем педантичнее родители соблюдают режим, тем быстрее вырабатывается положительный стереотип. Неудовлетворение одной из потребности может привести к психогенному поводу и чем больше отмечается нарушений, тем тяжелее депривация. Другими словами, реакция малыша до года обусловлена мотивами удовлетворения инстинктов и, безусловно, в самую первую очередь — это инстинкт самосохранения.
Психические расстройства у детей 2 лет отмечаются, если мать сохраняет чрезмерную связь с ребенком, способствуя тем самым инфантилизации и торможению его развития. Такие попытки родителя, создавая препятствия на пути самоутверждения малыша, способны привести к фрустрации, а также элементарным психогенным реакциям. При сохранении чувства сверхзависимости от матери развивается пассивность ребенка. Такое поведение при дополнительном стрессе способно принимать патологический характер, что зачастую бывает у детей неуверенных и пугливых.
Психические расстройства у детей 3 лет обнаруживают себя в капризности, непослушании, ранимости, повышении утомляемости, раздражительности. Подавлять растущую активность малыша в возрасте 3-х лет необходимо осторожно, поскольку таким образом можно способствовать дефициту общения и дефициту эмоционального контакта. Дефицит эмоционального контакта способен привести к (замкнутости), расстройствам речи (задержке развития речи, отказам от общения или речевого контакта).
Психические расстройства у детей 4 лет проявляются в упрямстве, в протесте против власти взрослых, в психогенных срывах. Отмечаются также внутренняя напряженность, дискомфортность, чувствительность к депривации (ограничение), которая вызывает .
Первые невротические проявления у детей 4 лет обнаруживаются в поведенческих реакциях отказа и протеста. Достаточно незначительных отрицательных воздействий для нарушения психического равновесия малыша. Кроха способна реагировать на патологические ситуации, негативные события.
Психические расстройства у детей 5 лет обнаруживают себя в опережении психического развития сверстников, особенно если интересы малыша приобретают одностороннюю направленность. Поводом к обращению за помощью к психиатру должна послужить утрата малышом приобретенных ранее навыков, например: бесцельно катает машинки, беднеет словарный запас, становится неопрятным, прекращает ролевые игры, мало общается.
Психические расстройства у детей 7 лет связывают с подготовкой и поступлением в школу. Неустойчивость психического равновесия, хрупкость нервной системы, готовность к психогенным расстройствам могут присутствовать у детей 7 лет. Основой для этих проявлений выступает склонность к психосоматической астенизации (нарушения аппетита, сна, утомляемость, головокружения, сниженная работоспособность, склонность к страхам) и переутомлению.
Занятия в школе тогда становятся причиной невроза, когда требования, предъявляемые к ребенку, не соответствуют его возможностям и он отстает по школьным предметам.
Психические расстройства у детей 12-18 лет проявляются в следующих особенностях:
— склонность к резким колебаниям настроения, беспокойство, меланхолия, тревога, негативизм, импульсивность, конфликтность, агрессивность, противоречивость чувств;
— чувствительность к оценке другими своей силы, внешности, умений, способностей, излишняя самоуверенность, чрезмерная критичность, пренебрежение к суждениям взрослых;
— сочетание чувствительности с черствостью, раздражительности с болезненной застенчивостью, желание признания с независимостью;
— отказ от общепринятых правил и обожествление случайных кумиров, а также чувственное фантазирование с сухим мудрствованием;
— шизоидность и циклоидность;
— стремление к философским обобщениям, склонность к крайним позициям, внутренняя противоречивость психики, эгоцентризм юношеского мышления, неопределенность уровня притязаний, тяготение к теоретизированию, максимализм в оценках, многообразие переживаний, связанные с пробуждающимся половым влечением;
— непереносимость опеки, немотивированные колебания настроения.
Зачастую протест подростков вырастает в нелепое противодействие и бессмысленное упрямство всякому разумному совету. Развиваются самоуверенность и заносчивость.
Признаки психического расстройства у детей
Вероятность появления психических расстройств у детей в различные возрастные периоды разнятся. Учитывая, что психическое развитие у детей осуществляется неравномерно, то в определенные периоды оно становится дисгармоническим: одни функции формируются быстрее других.
Признаки психического расстройства у детей, могут обнаруживать себя в следующих проявлениях:
— чувство замкнутости и глубокой печали, продолжающееся больше 2-3-х недель;
— попытки убить себя или навредить;
— всепоглощающий без причины страх, сопровождающийся быстрым дыханием и сильным сердцебиением;
— участие в многочисленных драках, применение оружия с желанием кому-то навредить;
— бесконтрольное, жестокое поведение, причиняющее вред, как себе, так и другим;
— отказ от еды, применение слабительных средств или выбрасывание еды для того, чтобы похудеть;
— сильные тревоги, мешающие обычной активности;
— трудности с концентрацией внимания, а также неспособность усидеть на месте, что представляет физическую опасность;
— употребление алкоголя или наркотиков;
— сильные перепады в настроении, ведущие к проблемам в отношениях;
— перемены в поведении.
На основании только этих признаков сложно установить точный диагноз, поэтому родителям следует, обнаружив вышеизложенные проявления обратиться к психотерапевту. Данные признаки совсем не обязательно должны проявляться у малышей, имеющих психические отклонения.
Лечение психических проблем у детей
За помощью в выборе метода лечения следует обращаться к детскому психиатру или психотерапевту. Большинство расстройств нуждаются в длительном лечении. Для лечения маленьких пациентов применяются те же препараты, что и для взрослых, однако в меньших дозах.
Как лечить психические расстройства у детей? Эффективны в лечении антипсихотики, противотревожные препараты, антидепрессанты, различные стимуляторы и стабилизаторы настроения. Большое значение имеет : родительское внимание и любовь. Родителям нельзя оставлять без внимания первые признаки расстройств, развивающихся у ребенка.
При проявлениях непонятных симптомов в поведении ребенка можно получить консультативную помощь по волнующим вопросам у детских психологов.
Чтобы успешно воспитывать, надо знать, кого воспитываешь. Именно поэтому педагогика настаивает на индивидуальном подходе к ребенку , требует, чтобы воспитатель обязательно учитывал его особенности . Ученик получает посредственные отметки, но мы видим, что он старается, и не упрекаем его. Лентяй за те же отметки заслуживает строгого порицания. В данном случае мы принимаем во внимание более или менее устойчивые черты личности детей, например способности или характер. Но только ли это надо учитывать?,
Психические состояния детей: что это такое и от чего зависят
Наша повседневная жизнь представляет собой смену так называемых психических состояний. Они преходящи, вызываются различными причинами .
Все знают, что такое самочувствие, настроение. Часто оно зависит просто от того, насколько человек здоров (так, многие болезни начинаются с плохого самочувствия; еще не знаешь, где и что болит, но уже знаешь, что заболел). В течение дня у человека самочувствие может меняться. Сидел долго в закрытой, плохо проветренной комнате - появилось нехорошее самочувствие; вышел на воздух, погулял - самочувствие улучшилось. Каждому знакомо состояние повышенной работоспособности- подъема, вдохновения, энтузиазма - и состояние пониженной работоспособности - утомления, апатии, скуки. Все, что мы называем настроением, относится к психическим состояниям . Но многие психические состояния, например рассеянность, неряшливость, замешательство, нельзя назвать настроениями.
Психические состояния у детей имеют разную продолжительность: есть мимолетные настроения, есть и такие, которые длятся несколько часов, а иногда и суток. Но все равно они временны и своей временностью отличаются от индивидуальных особенностей личности, имеющих известную устойчивость. Раздражительность может быть временным состоянием у обычно нераздражительного человека.
Психические состояния часто определяют возможности человека: способен ли он в данное время выполнить работу, считает ли он себя готовым ее выполнить. В житейском обиходе употребляются выражения: «Я не в состоянии это выполнить», «В состоянии ли он продолжать работу?» и тому подобные.
Психические состояния у детей не возникают сами по себе; они вызываются определенными внешними или внутренними воздействиями (состояние здоровья, окружающая обстановка, приятные или неприятные обстоятельства, природа, люди).
Иногда человек не отдает себе отчета , почему у него такое психическое состояние: очень часто оно вызывается рядом ничтожных и незамеченных причин. Каждая из них в отдельности не могла бы повлиять на наше психическое состояние, однако, взятые вместе, эти причины оказывают известное воздействие на психику человека. Бывает, что человек стесняется признаться даже самому себе в причине, вызвавшей данное психическое состояние. Мальчик не понимает, почему у него плохое настроение, а дело в том, что его приятель пошел на каток не с ним, а с другим товарищем. Мальчику же стыдно признаться, что он находится в зависимости от своего приятеля.
Обычно мы замечаем у себя только те психические состояния, которые чем-либо выделяются, подобно тому как мы обращаем внимание на свое здоровье только в тех случаях, когда или имеются в нем болезненные отклонения, или, напротив, у нас особенно хорошее физическое самочувствие. Иногда психические состояния бывают очень сложными, и мы стараемся лучше разобраться в них, чтобы правильнее действовать. Таково состояние человека, переживающего внутренний конфликт, когда, например, долг требует одного, а нас влечет к другому. Простой житейский пример : ученик знает, что сегодня ему необходимо много заниматься подготовкой уроков, чтобы исправить отметки, а друзья соблазняют идти в кино. Конечно, долг всегда на первом месте, но, признаемся, нередко следование долгу сопровождается огорчением, поскольку мы отказываемся от чего-то интересного.
Состояние повышенной возбудимости у ребенка
Как много ошибок в воспитании совершаем мы оттого, что не даем себе труда проникнуть в психическое состояние ребенка !
Примеры:
Между двумя мальчишками произошла ссора, перешедшая в драку. Они находятся в очень возбужденном состоянии. Отец, вместо того чтобы их успокоить, делает назидание, которого дети не понимают: оно просто не доходит до них и не может дойти, пока дети не успокоятся. Надо их сначала успокоить, а затем уж делать выговор.
В состоянии повышенного возбуждения дети нередко поступают необдуманно, например говорят дерзости старшим. Конечно, дерзости, как и все другие проявления неуважения к старшим, недопустимы. Но, к сожалению, бывает ведь и так, что сами старшие своим неумелым обращением с детьми приводят их в такое возбужденное состояние, при котором те теряют над собой контроль.
Мальчику хочется после обеда поиграть с друзьями в футбол. Приходят за ним друзья, а мать не пускает его: «Заиграешься и вовремя не придешь домой готовить уроки». Мальчик упрашивает мать, обещает не опаздывать, а мать в ответ на это начинает бранить футбол, которым, по ее словам, занимаются «бездельники». Мальчика это возмущает, он возбужден спором и говорит матери грубость. Матери следовало бы учесть, что интерес к футболу велик у ребят, и этот интерес, если его регулировать, ничего дурного собой не представляет. Если же у матери имелись серьезные основания не пускать сына играть, то, зная, как ему хочется пойти поиграть с друзьями, она должна была в чуткой форме, уважая интерес сына к футболу, сказать, что сейчас ему своим любимым спортом заниматься нельзя, пусть товарищи зайдут за ним в другое время.
Состояние повышенной возбудимости у детей, часто переходящее в то, что на житейском языке именуют «нервозностью», вызывается разными причинами .
Нередко это состояние возникает, когда ребенку предъявляются непосильные требования. В одной семье родители хотели, чтобы их дочь-шестиклассница была во что бы то ни стало «отличницей». Девочка эта очень старательная, требовательная к себе, но по разным причинам учение ей дается с большим трудом. Девочке хочется удовлетворить желание родителей, ей неприятно, что они делают ей замечание, когда она получает отметку не 5, а 4 и она начинает нервничать, перевозбуждается.
Другой случай. Отец в претензии на сына за то, что он не слушает его, а сын пришел из школы в возбужденном состоянии: в классе было бурное собрание, на котором он активно выступал. Он еще переживает это собрание и невосприимчив к словам отца.
Часто дети нервничают потому, что у них плохо организован режим дня, не хватает времени заниматься уроками или интересующими их развлечениями. Отсутствие должного порядка в домашних занятиях приводит к суетливости, неуверенности, раздражительности.
Когда ребенок очень возбужден - узнайте причину, постарайтесь, если можно, устранить ее. Воздержитесь от назидательных слов до тех пор, пока дети не успокоятся. Резкие слова, произносимые старшими в повышенном тоне, могут еще больше возбудить ребенка.
Есть и такое состояние возбуждения у детей, которое вполне допустимо и не требует устранения. Так, часто дети возбуждаются, ожидая какого-либо интересного, приятного для них дела, например готовясь к вечеру самодеятельности, соревнованию. Отличайте такого рода здоровое волнение ребенка от возбуждения, мешающего правильно думать и действовать.
Противоположное состояние — вялость и пассивность
Противоположны возбужденности психические состояния вялости, пассивности, скуки. Такие состояния у детей нередко бывают тогда, когда они утомлены . Ученица приходит из школы очень утомленная, так как после шести уроков пришлось еще заниматься с подругами. У нее даже аппетита нет, а лишь одно желание - спать. Мать недовольна дочерью, называет ее «соней», старается как-то ее растормошить, А девочка прежде всего нуждается в отдыхе.
Скучают дети, когда им неинтересно . Мать читает своей пятилетней дочке монотонным голосом не очень занимательный рассказ. Девочка закрывает глаза от скуки и стремится к своим куклам.
Чувство страха тоже относится к таким психическим состояниям, которые понижают активность. Страх демобилизует детей , вызывает у них неуверенность в себе, сковывает их действия, подавляет инициативу. Страх перед физическим наказанием может дисциплинировать, но эта дисциплинированность не сознательная, а рабская. Ни в коем случае не старайтесь добиваться от детей чего-либо, запугивая их!
Как и состояния повышенной возбудимости, состояния пассивности, вялости, так называемой «заторможенности» детей, имеют разные причины.
Иногда причина пассивности, вялости - нездоровье . Нередко именно дети физически слабо развитые, малокровные, страдающие частыми головными болями обнаруживают вялость.
Вся обстановка жизни может способствовать развитию пассивности. В романе Ивана Александровича Гончарова «Обломов» в главе «Сон Обломова» показано, как удручающая скука жизни в помещичьей усадьбе превращала живого и любознательного Илюшу в флегматичного, сонного, бездеятельного человека. В наше время такого барства не встретишь, но разве редки случаи, когда родители всеми силами стараются подавить активность детей, например отрицательно относясь к занятиям физической культурой и спортом, несправедливо ограничивая общественную деятельность детей, создавая дома такие «тепличные» условия, в которых дети в конце концов начинают скучать.
Как воздействовать на психические состояния детей?
Не следует смешивать временные психические состояния детей с чертами характера.
Примеры:
Первоклассница Оля упорно отказывается прочитать на домашней елке стихи, хотя хорошо знает их. Родители говорят ей: «Какая ты упрямая!» На самом деле девочка совсем не упрямая. Нежелание читать стихи - лишь временное психическое состояние упрямства. Оно вызвано тем, что девочка стесняется читать в присутствии взрослых, малознакомых ей людей.
Володя, шестиклассник, вообще не отличающийся упрямством, ведет себя упрямо только по отношению к старшему брату. Почему? Тот нечутко и слишком «начальственно» к нему относится.
«Какая воспитанная, вежливая девочка!» - говорят о маленькой Тане гости. Они не знают, что Таня вежлива только для вида. Ей хочется, чтобы гости пригласили ее поиграть с их детьми.
Надо быть крайне осторожным , приписывая ребенку ту или другую черту характера. Очень часто сказать ребенку, что он грубый или капризный, - значит внушить ему неверие в возможность исправления своего недостатка. «Что мне делать, если я уж такой грубый?» - оправдывается подросток Саша перед своими родителями, часто называвшими его грубияном. Даже в тех случаях, когда вы уверены, что у ребенка сложилась устойчивая отрицательная черта характера, лучше говорить с ним так, будто у него только временное отрицательное состояние.
Сегодня ты рассеянная, Лида, - говорит мать своей дочери-пятикласснице. - Надо быть внимательной, какой ты можешь быть и часто бываешь.
Но и не перехваливайте ребенка, наделяя его положительными чертами, чтобы у него не развилось самомнение, мешающее быть самокритичным и работать над собой. Семикласснику Николаю родители часто говорили о его исключительных способностях, талантливости, и он так о себе возомнил, что стал меньше заниматься, рассчитывая на свои способности; у него появилось высокомерие.
Воздействие на психические состояния детей заключается в том, чтобы отрицательные состояния предупреждать, искоренять, а положительные - закреплять, делая их устойчивыми чертами личности.
Устраняя все поводы, которые могут вызвать у детей повышенную возбудимость, рассеянность, нетерпеливость или же, напротив, вялость, апатичность, леность, и ногда сами родители подают детям дурной пример:
Мать говорят дочери-подростку: «Ты видишь, как я изнервничалась, - надо меня пожалеть». Впоследствии, выслушав упрек от матери за грубость, дочь говорит: «Я просто понервничала». Проявить при детях неуравновешенность, неумение владеть собой часто означает давать повод детям переживать такие же состояния, оправдывая их тем, что родители тоже от них не свободны. Конечно, родителям, как всем людям, свойственны разные настроения и состояния, в том числе и чувства гнева, печали, страха; но следите за собой, избегайте проявлять эти чувства при детях.
Отец делает выговор сыну, находясь в весьма возбужденном состоянии, кричит, бьет кулаком по столу. «Что же ты молчишь?» - спрашивает он сына, а тот отвечает: «Да я не понял, о чем ты говоришь». Сын слышал шум и крик, видел озлобленное лицо отца; смысл назидания до него просто не дошел.
Мать убеждает дочь быть более аккуратной и точной, но говорит так вяло, будто произносит какие-то казенные слова, значением которых она сама не проникается. Такого рода унылое назидание обычно не приводит к цели.
Учить детей правильно переживать удачи и неудачи, радостные и печальные факты.
Пусть дети знают, что удача не должна вызывать состояния успокоенности и любования собой. Переживание радости от удачи вполне законно и хорошо, когда оно ободряет, вносит в работу нужный подъем. Ученик радуется, что у него за четверть нет ни одной тройки, и тут же решает: буду стараться теперь, чтобы пятерок побольше было. Это - радость активная.
Неприятности - то, что Михаил Иванович Калинин называл жизненными уколами, - естественно, вызывают плохое настроение. Научите детей быстро изживать такое настроение и, если они сами виноваты в его причине, - устранять эту причину. Сравним переживания двух шестиклассниц, получивших неудовлетворительные отметки:
Вера, придя домой, с плачем заявляет:
- Я только на один вопрос не ответила, а получила двойку. Сколько ни учи - ничего у меня не получается, особенно по этой противной алгебре.
У нее после неудач, как говорят, руки опускаются.
Катя, получив плохую отметку, заявляет родителям:
- Я постараюсь, чтобы больше двоек у меня не было. Мне стыдно.
Катя не столько говорит о своей двойке, сколько стыдится ее. Значит, она готова работать, не подавлена.
Положительные психические состояния поддерживайте и закрепляйте.
Николай, ученик 5-го класса, отличался леностью, небрежным отношением к занятиям. Классный руководитель, желая воспитать у него интерес к учению, применил два приема: ставил ему поощрительные отметки, сопровождаемые похвалой, когда Николай изредка отвечал неплохо, а также давал ему ответственные поручения лаборанта на уроках ботаники. Учитель правильно рассчитал, что надо ученику пережить новые для него чувства удовлетворенности и радости от успеха, и тогда он войдет во вкус и будет более прилежным. Действительно, пережив радость от хороших отметок и от доверия учителя, Николай захотел хорошо работать в школе, у него зародилась потребность в учении.
Чтобы ликвидировать у детей упрямство и капризность, полезно создать такие условия, при которых дети хоть один раз почувствовали бы всю нелепость и непозволительность этих черт.
Расплакавшаяся без особого повода капризная шестилетняя девочка посмотрела на себя в зеркало и рассмеялась: каприз кончился, он ей показался смешным. Научив детей стыдиться своих капризов, своего упрямства, видеть в них что-то заслуживающее осмеяния, можно успешно бороться с этими весьма отрицательными чертами характера.
Чтобы учитывать при воспитании детей их временные психические состояния, своевременно их замечайте . Это не всегда легко. У некоторых детей их настроение ярко выражается во внешнем облике, в поведении, у других оно скрыто, замаскировано. По продолжительности и силе плача не судите о тяжести переживания ребенком горя: есть просто плаксивые дети, которые плачут по пустякам, а есть и такие, которые стыдятся своих слез, и если плачут, то стараются это делать незаметно.
Мы воспитываем детей бодрыми, активными, жизнерадостными. Успех в большой мере зависит от того, в какой обстановке живет ребенок дома, какой пример подают ему старшие, наполнена ли его жизнь интересной деятельностью и, наконец, найден ли по отношению к нему индивидуальный подход, при котором требовательность сочетается с чуткостью.
По материалам статей профессора Н. Д. Левитова
Вам понравилось? Нажмите кнопочку:
- ЖЕЛТЫЙ
- Желтый цвет, по мнению психологов, выбирают творческие детки, дети-мечтатели. Таким детям нередко больше нравится играть с веточками, камнями, тряпочками и песком, нежели с дорогими игрушками. Эти дети самые большие мечтатели, способность мечтать они не утрачивают и во взрослой жизни.
- ОРАНЖЕВЫЙ
- Оранжевый цвет чаще всего выбирают легковозбудимые малыши. Такие детки веселятся, шалят и кричат всегда, везде и без всякой причины. Очень часто оранжевый становится любимым цветом гиперактивных деток, а также детей, которые страдают синдромом дефицита внимания. Это как раз наша ситуация. До двух лет мой сын категорически отказывался рисовать каким-либо цветом, кроме оранжевого. Если я убирала оранжевый из коробки с фломастерами, то ребенок отказывался рисовать вообще, искал его, плакал, обижался, сердился. Со временем мой сын полюбил еще и желтый цвет. Теперь все рисунки у нас солнечные желто-оранжевые. Однако не пугайтесь раньше времени. Если ваш ребенок предпочитает исключительно оранжевый цвет, это еще не говорит о его гиперактивности. Возможно, у него просто такой период и через некоторое время он начнет рисовать совершенно другими цветами.
- РОЗОВЫЙ
- Розовыми и светло-сиреневыми красками любят рисовать робкие детки. Такие дети нуждаются в постоянной поддержке, для них очень важно мнение окружающих.
- ГОЛУБОЙ
- А вот голубые оттенки для своих рисунков выбирают беззаботные дети. Не зря голубой цвет часто преобладает в летних рисунках детей, которые были сделаны на школьных каникулах, когда у ребенка много свободного времени и мало обязанностей.
- КРАСНЫЙ
- по мнению детских психологов, этот цвет любят открытые и активные дети. Они очень энергичны, напористы, часто ломают игрушки. Кстати, интересный факт очень многие успешные политики в детстве предпочитали красный и желтый цвета. Возможно, вы воспитываете будущего президента. Вообще красный это цвет жизни, энергии и здоровья. Очень даже неплохой выбор!
- СИНИЙ
- А вот синий цвет выбирают детки спокойные, уравновешенные. Такие дети больше любят читать книжки, чем играть в шумные игры. Дети, в рисунках которых преобладает синий цвет, не всегда тихони. Иногда и активный энергичный ребенок вдруг начинает рисовать синие картинки. По мнению психологов, это говорит о том, что в данный момент ребенок просто нуждается в покое, возможно, он просто устал от шумных игр.
- ЗЕЛЕНЫЙ
- Если в рисунках ребенка преобладает зеленый, и особенно темно-зеленый цвет, это должно немного насторожить родителей, так как, по мнению психологов, зеленый выбирают детки, которым не хватает заботы и внимания. Даже если вам кажется, что вы уделяете своему ребенку достаточно внимания, попробуйте проводить с ним больше времени. Развивайте в ребенке открытость к окружающему миру, чтобы он не стал замкнутым. Сине-зеленые тона выбирают дети, которые находятся в напряжении. Возможно, ребенок недавно просто перенес стресс или, может быть, родители слишком строги к малышу и требуют слишком многого каких-то достижений в спорте или же отличной учебы. Кстати, если говорить о взрослых, а не о детях, то сине-зеленые цвета чаще выбирают чиновники и люди на административных ответственных должностях. Возможно, и на вашем ребенке лежит слишком много ответственности. Предоставьте малышу больше свободы, поощряйте в нем проявление инициативы, чаще хвалите, и ваш ребенок начнет рисовать яркие солнечные картинки!
- ФИОЛЕТОВЫЙ
- Фиолетовый цвет редко нравится детям младшего возраста. По наблюдению психологов, этот цвет чаще выбирают дети школьного возраста. Дети, которые предпочитают фиолетовые оттенки другим, чувствительные и ранимы. У них очень богатый внутренний мир.
- СЕРЫЙ
- Серый цвет часто выбирают замкнутые, тихие детки. Таких детей необходимо поддерживать во всех начинаниях. Уделяйте ребенку побольше внимания, и его рисунки раскрасятся в яркие цвета.
- КОРИЧНЕВЫЙ
- Коричневый цвет, по мнению психологов, любят дети, которые живут в своем собственном придуманном мире. Если раньше ребенок предпочитал другие цвета и вдруг внезапно перешел на коричневый, это может говорить о психологических трудностях, недавно перенесенном заболевании, стрессе или проблемах в семье.
- ЧЕРНЫЙ
- Стоит насторожиться, если ваш ребенок предпочитает использовать для рисования исключительно черный цвет. Черный цвет угрозы. Он говорит о том, что ребенок находится в состоянии стресса. Однако не стоит беспокоиться, если ребенок начинает рисунок с черного цвета, а затем добавляет красок, используя другие яркие цвета и оттенки. Это говорит лишь о том, что он гармонично развитая личность.