docgid.ru

Тренировка периферического зрения. Расширение угла зрения - тренировка скорочтения. Как отключить навязчивые мысли

Приложение: | Бесплатно | Универсальное приложение | Установить

Если вы имеете проблемы со скоростью чтения, основная причина этого заключается в том, что у вас слабо развито периферическое зрение, которое также отвечает за общий уровень внимательности и концентрации. Сегодня очень хороший день для того, чтобы исправить этот недочет, так как лучшее приложение для развития периферического зрения в App Store доступно абсолютно бесплатно. Речь идет о приложении с названием "Таблица Шульте - Тренировка периферического зрения и развитие способностей мозга".

Говоря простым языком, периферическое зрение отвечает за все то пространство, которое находится вне точки нашего внимания. К примеру, если вы неподвижны и смотрите на какой-нибудь объект, вы отчетливо видите его форму, цвет, размеры и так далее — все это возможно человеку благодаря центральному зрению. Но, помимо этого объекта, в поле зрения находятся и другие предметы, которые мы видим не так четко, но все же способны улавливать их и реагировать на их движение — именно эта возможность и достигается при помощи периферического зрения.


Развить периферическое зрение можно при помощи приложения «Таблица Шульте», которое имеет простой и понятный принцип работы. Нашему вниманию предоставляется таблица, состоящая из 25 ячеек. В каждой ячейке в хаотичном порядке расположены цифры от 1 до 25. Упражнение требует сфокусировать взгляд в центре таблицы, далее, используя лишь периферическое зрение, находить цифры в порядке их возрастания и нажимать на них.


Если данная задача слишком сложна для вас, советую зайти в настройки приложения и выбрать наиболее удобный для вас шрифт. В день необходимо практиковать не больше 10 таблиц. После того как вы заметите, что ваши показатели скорости прохождения таблицы значительно возросли, опять зайдите в настройки для того, чтобы выбрать таблицу с большим количеством ячеек.


«Таблица Шульте — Тренировка периферического зрения и развитие способностей мозга» — это удобное приложение, которое имеет понятный интерфейс, подходящие звуковые эффекты, которые нам приходится слышать при нажатии на ячейки таблицы, а также широкие возможности настроек: мы можем цифры переключить на буквы, изменить количество ячеек в таблице, шрифт, цвета, размеры. Использование бесплатной версии приложения омрачает только наличие рекламы, платная версия обойдется вам в 59 рублей.

Человек воспринимает окружающий мир с помощью центрального и бокового (периферического зрения). Первое отвечает за передачу формы, размеров и яркости объектов, в то время как второе позволяет ориентироваться в пространстве. Тренировка периферического зрения способствует расширению зоны видения и получению большего объема информации.

Для чего требуется зрение периферийное?

Центральное зрение позволяет человеку сформировать приоритетную точку обзора. За его работу отвечают колбочки, расположенные в центре сетчатой оболочки. Если человек не концентрируется на каком-либо конкретном объекте, то видит общую картину, например, парковый ландшафт со скамейками и деревьями, но при этом не различает деталей предметов: форму листьев, веток и пр. Благодаря центральному зрению при необходимости он может сфокусироваться на каком-либо предмете и рассмотреть его во всех деталях. Например, присмотреться к одному из деревьев, чтобы определить его породу. При этом все остальные детали пейзажа выпадают из сектора обзора и воспринимаются как размытый фон благодаря периферическому (боковому) зрению. Приоритетная фокусировка позволяет разгрузить нервную систему человека. Если бы мозг в равной степени считывал всю информацию об окружающих его объектах, сознание и подсознание были бы подвержены колоссальной нагрузке.

Острота периферического зрения значительно ниже, чем центрального. Это связано с тем, что количество колбочек в периферических отделах сетчатой оболочки значительно меньше, чем в центральной. Работу бокового зрения координируют специальные рецепторы — палочки, расположенные в большей степени по краям сетчатки. Благодаря им мы можем видеть объекты, расположенные на периферии от основного приоритетного объекта фокусировки. Научно доказано, что область наиболее четкого видения человека составляет 1.5 градуса. В свою очередь, зона ясного видения — 15 градусов, а максимальная зона видения (включая периферию) — 35 градусов. Чтобы изучить объекты, расположенные за этим сектором, человеку нужно перевести взгляд: изменить его фиксацию или «захват». Таким образом, за одну фиксацию взгляда человек может получить определенный объем информации.

Для чего требуется периферическое зрение:

  • Позволяет ориентироваться в пространстве;
  • Обеспечивает широкий угол обзора до 35 градусов (без детализации на конкретных предметах);
  • Способствует целостному восприятию картинки (сигналы от рецепторов центрального и бокового зрения передаются в головной мозг, где соединяются в целостную картинку).

Следует отметить, что периферический обзор чрезвычайно важен. Если по каким-либо причинам он пропадет, человек не сможет самостоятельно передвигаться, даже при нормальном функционировании центрального зрения.

Для чего требуется тренировка периферического зрения?

Тренировка периферического зрения позволяет несколько расширить зону видения (угол обзора) человека и тем самым увеличить объем данных, получаемых за одну фиксацию взгляда. В первую очередь она будет полезна студентам, школьникам и всем людям, деятельность которых связана с обработкой большого объема текста.

В настоящее время широкой популярностью пользуется методика скорочтения, которая базируется именно на тренировке периферического зрения. Люди, овладевшие данной методикой, могут усваивать до 500 слов за 1 минуту чтения, в то время как скорость чтения среднестатистического человека варьируется в пределах 180-210 слов. Таким образом, тренировка бокового зрения способствует значительному повышению скорости обработки текста. Суть методики скорочтения сводится к тому, чтобы уменьшить количество фиксаций взгляда на одной строке текста за счет расширения угла обзора. Нетренированный человек, как правило, видит и воспринимает слова, расположенные только в середине строки. Для восприятия остальной информации нужен очередной «захват», поскольку эти слова находятся в «темной зоне», вне угла обзора. Методика скорочтения позволяет читателю сразу видеть и воспринимать все слова в строке, фокусируя внимание в ее центральной части.

Следует отметить, что поле обзора периферического (бокового) зрения и его качество являются изменяющимися величинами. Если целенаправленно тренироваться, можно значительно их повысить. Выгоды от расширения угла видения неоспоримы, ведь «прокачка» периферического зрения позволяет увеличить объем информации, поступающей в мозг человека за одну фиксацию взгляда. Это актуально не только в области текстов, но и в повседневной жизни, в особенности для водителей, спортсменов и пр., поскольку позволяет лучше ориентироваться в пространстве.

Кому будет полезна тренировка бокового зрения?

  • Студенты и школьники;
  • Люди, деятельность которых связана с обработкой большого количества текстовых данных;
  • Водителям;
  • Спортсменам;
  • Всем, кто хочет лучше ориентироваться в пространстве.

Тренировка периферического зрения по тибетской методике

Тибетская методика тренировки бокового зрения является достаточно простой и эффективной. Она основана на систематическом выполнении простых упражнений. Тренироваться можно где угодно: дома или на работе — главное, чтобы под рукой были обычные карандаши. Первый результат не заставит себя ждать. Отзывы многих людей свидетельствуют о том, что уже спустя месяц после начала тренировок боковое зрение становится намного острее и четче. В самом начале занятий очертания карандашей будут нечеткими, что является нормой.

Тренировка зрения по тибетской методике:

Исходная позиция: возьмите по карандашу в каждую руку, соедините их вместе в горизонтальном положении на расстоянии 30 см от глаз. Затем сфокусируйте взгляд на каком-либо объекте вдали. По мере выполнения упражнений продолжайте смотреть на тот же предмет, что и вначале — важно не переводить фокус на руки или карандаши.

  • Медленно разводите руки в стороны до тех пор, пока карандаши не достигнут границ сектора обозрения (левой и правой). Верните руки в исходную позицию, чтобы карандаши вновь соединились. Повторите упражнение 10 раз. Затем вернитесь в исходную позицию.
  • Медленно поднимайте одну руку вверх, а вторую опускайте вниз, пока карандаши не достигнут границ сектора обозрения (верхней и нижней). Повторите упражнение 10 раз. Затем вернитесь в исходную позицию.
  • Медленно двигайте левую руку вниз, а правую — вверх — до тех пор, пока карандаши не достигнут границ угла обзора. Повторите упражнение 10 раз, а затем смените направление движения рук. Далее вернитесь в исходную позицию.
  • Очертите взглядом воображаемую окружность вокруг карандашей — сперва по часовой стрелке, а затем — против нее. Повторите упражнение 10 раз.

Тибетская методика является достаточно эффективной. Она позволяет не только развить периферическое зрение, но и основательно укрепить мышцы органов зрения.

Тренировка бокового зрения по таблицам Шульте

Сейчас одной из наиболее популярных методик улучшения качества периферического зрения является система тренировок с помощью таблиц Шульте. Она появилась более 10 лет назад и использовалась для обучения детей и взрослых скорочтению. Отзывы людей свидетельствую о том, что эти таблицы чрезвычайно эффективны и просты. Главное в данной методике — это желание развить зрительные способности и системный подход к тренировкам.

В стандартном варианте такая таблица представляет собой квадрат, состоящий из 25 ячеек, в которых на белом фоне хаотично расположены числа от 1 до 25. В процессе тренировки человек должен как можно скорее отыскать их в правильной последовательности (от меньшего к большему). Нетренированный человек, как правило, тратит на выполнение этого задания достаточно много времени, поскольку его взгляд поочередно фокусируется на каждой из 25 цифр. По мере «прокачки» периферического зрения точка фокусировки постепенно перемещается в центр, и остальные цифры легче определяются без смены фиксации взгляда. Благодаря этому человек тратит все меньше и меньше времени на выполнение упражнения. Стандартный формат таблицы для новичков содержит 25 ячеек. Однако существуют и другие виды этого простого и эффективного зрительного тренажера. Для профессионалов разработаны варианты на 100 ячеек (цифры от 1 до 100), а также таблицы с буквенными матрицами (вместо цифр в них нужно искать буквы алфавита). Кроме того, большой популярностью пользуются детские таблицы Шульте на 9 ячеек.

  • Располагать таблицу следует на расстоянии 45-50 сантиметров от глаз;
  • Тренироваться желательно в сидячем положении;
  • Фиксировать цифры в таблице нужно только взглядом (не следует проговаривать их вслух);
  • Занимайтесь минимум 3 раза в неделю. Уделяйте тренировке с таблицей примерно 20-30 минут;
  • Старайтесь избегать зрительного переутомления. Если чувствуете, что глаза устают, завершите упражнение раньше времени;
  • При желании занимайтесь онлайн, воспользовавшись специальной программой для генерации таблиц Шульте в неограниченном количестве.

Пользуетесь контактными линзами? Рекомендуем ознакомиться с широким ассортиментом высококачественной продукции от мировых брендов, таких как Air Optix , Acuvue , Soflens , PureVision , Dailies и пр., в интернет-магазине . У нас Вы сможете выгодно заказать товары и получить их в кратчайший срок!

Когда человек смотрит прямо перед собой, он все равно улавливает то, что происходит сбоку. В просторечии это называют «уловить краем глаза». Научное же название — периферическое зрение. Оно есть у всех без исключения позвоночных, является важным аспектом зрения. Его еще называют «боковым».

В литературе часто можно найти еще и понятие «периферийное зрение». Возникают споры, а какое все же у нас зрение, периферическое или периферийное? Правильно и так, и так. Это по разному названо одно и то же явление.

Периферическим зрением лучше всего воспринимается белый свет, а дальше, в порядке убывания все цвета спектра, начиная от красного. также оно слабо воспринимает форму предметов, но зато чувствительно к движению, мельканию предметов. И чем это мелькание быстрее, тем лучше его воспримет глаз.

Есть еще центральное зрение — в него попадают все объекты, когда мы смотрим непосредственно вперед. Значит, в «зону ответственности» периферического попадает большая часть того, что мы видим. А сколько мы видим, зависит от нашего поля зрения. Так что при проверке у окулиста обязательно будет проведено и исследование периферического зрения.

Поле зрения

Когда мы в расслабленном состоянии смотрим вперед, то помимо находящихся там объектов замечаем и то, что находится по бокам. Все, что таким образом захватывает глаз, и есть поле зрения. Чем выше острота зрения человека, тем он видит дальше, но от этого практически не зависит боковое зрение.

Под «полем зрения» понимают не только то, что человек видит по горизонтали, но и по вертикали тоже.

Исследование состояния этого зрения очень важно при диагностике заболеваний сетчатки, глазных нервов и остроты зрения. При заболеваниях сетчатки врач исследует поле зрения больного в динамике, на протяжении длительного времени. И именно состояние периферического зрения может указать на особенности протекания патологического процесса в глазу, помогает подобрать эффективное лечение.

В определенной степени поле зрения сужено из-за выступающих частей лица — носа, скул, бровей. Если человек носит очки, то и их оправа может несколько ограничивать обзор.

Исследование поля зрения — главный способ диагностики периферического зрения. И самый простой из всех — контрольный способ. При нем не нужно никаких приборов, врач со здоровым и полным полем обзора сравнивает таковое у обследуемого со своим.

Для более точного определения проводится компьютерная диагностика — пациент смотрит в окуляры, врач демонстрирует различные предметы, которые возникают по бокам и приближаются к середине обзора. Чуть только пациент их замечает, он нажимает на кнопку, компьютер фиксирует.

Исследование периферического зрения проводят на каждом глазу отдельно.

Зачем нам нужно периферическое зрение

Этот вид зрения есть у всех позвоночных и у птиц. Только у разных видов живых организмов оно охватывает разный радиус. У человека со здоровым зрением этот угол составляет 120 градусов каждым глазом. по вертикали и горизонтали. При некоторых глазных заболеваниях этот угол сужается. Ухудшится периферическое зрение может и в случае травмы самого глаза — его сотрясения, ожога, ушиба, либо перенапряжения самого глаза.

Сужение периферического зрения может быть следствием и болезней головного мозга.

Строение сетчатки глаза: палочки и колбочки

Человеческий глаз — сложный оптический инструмент. Он воспринимает, анализирует и передает информацию на сетчатку, дает представление о цвете, расстоянии, и т.д. В различное время суток за все это отвечают различные области сетчатки, ее различные рецепторы. Эти рецепторы преображают световое раздражение в нервное. Другими словами, свет преобразуется в электрические импульсы, а зрительный нерв передает их в мозг. Благодаря сходности формы, их назвали

  • палочки — те, которые отвечают за восприятие в темное время суток
  • колбочки — ответственны за остроту зрения и

И именно палочки больше всего участвуют в работе периферического зрения.

В глазу здорового человека находится около 120 млн палочек, и всего 7 млн. колбочек.

Палочки очень светочувствительны, им достаточно лишь 1 фотона света, чтобы они отреагировали, но они не могут различить цвет предмета. Так как палочек несоизмеримо больше, они располагаются в основном «на периферии» сетчатки, тогда как колбочки — в основном в ее центре. Благодаря большому количеству палочек на периферии глаза, человек и замечает в темноте окружающие его предметы.

Периферийное зрение хорошо действует в темноте, когда цветовосприятие неактуально, поэтому оно черно-белое. То, что мы в светлое время суток воспринимаем боковым зрением цвета, обусловлено работой колбочек.

Функции

Оно нам необходимо, чтобы лучше ориентироваться в пространстве. Его осуществляет большей частью палочковый аппарат, поэтому это еще и . Благодаря ему мы можем двигаться в темное время суток, различать предметы даже в практически полной темноте, ведь палочки реагируют на мельчайшие световые излучения.

У травоядных млекопитающих глаза всегда расположены по бокам, и угол их обзора составляет практически полную окружность. Зато центральное зрение у них не очень хорошее, его острота довольно низкая.

Развитие периферического зрения

Глаза у эмбриона человека начинают развиваться еще в первый месяц после зачатия, такой это сложный орган и столько времени надо на его формирование. Тогда же закладывается сетчатка, палочки и колбочки.

У новорожденного ребенка оно развито очень слабо, малыш им практически не пользуется. Ограничивается оно в это время только реагированием на свет. Ребенок может поворачивать голову в сторону источника, но еще не следить глазами.

С возрастом ребенка зрительная функция возрастает, уже к трем годам малышу не нужно поворачивать голову к заинтересовавшему его изображению, а к 6 годам периферическое зрение практически полностью сформировано. Теперь оно только развивается и укрепляется — до пубертатного возраста. Угол зрения подростка уже ничем не отличается от такового у взрослого.

Однако уже сформировавшееся периферическое зрение можно улучшать и укреплять. Этому способствуют специальные упражнения для развития широты зрения.

Чтобы не перепутать, какие рецепторы сетчатки за что отвечают, можно запомнить — днем ученые работают с колбочками, ночью, чтобы не упасть, пользуются палочкой.

Зачем развивать

Боковое зрение возникло у человека еще в доисторические времена, когда человека на каждом шагу подстерегала опасность, надо было ее вовремя выявлять.

Периферическое зрение физиологически слабее центрального, оно имеет свойство сужаться с возрастом. Но его можно развить при помощи нескольких довольно несложных упражнений.

Вполне резонно будет звучать вопрос — а зачем его развивать?

В том-то и дело, что это необходимо, во многих случаях хорошо развитое периферическое зрение может спасти жизнь.

  • Ситуации на дороге. Самая распространенная ситуация в городе — человек переходит дорогу, из-за поворота на большой скорости появляется машина. Боковым зрением человек замечает ее и успевает среагировать, остановиться. То же самое и с водителями — надо перестроиться в соседний ряд, но появляется другая машина, которую лучше пропустить. Боковым зрением ее успели уловить, оценить ситуацию. Да и просто идя по дороге видеть других участников движения.
  • В спорте. В групповых видах спорта это зрение помогает замечать то, что происходит рядом, лучше взаимодействовать с командой, видеть соперника. Во время встреч единоборств спортсмены также улавливают любые движения соперника.
  • Скорочтение. Основным принципом скорочтения является умение «захватывать» большие объемы текста при расширении угла зрения. Таким образом тренируется навык «чтения по диагонали».

И еще в очень многих жизненных ситуациях невозможно обойтись без периферического зрения.

Нарушения периферического зрения

Нарушения периферического зрения довольно часто носят временный характер, например, поле зрения сужается при сильном алкогольном опьянении. Оно восстанавливается, когда человек приходит в норму.

При сильной кровопотере, при травмах, шоковом состоянии, стрессе, азотном отравлении — все это приводит к кратковременному нарушению периферического зрения.

Бывает органическое повреждение сетчатки, когда проблема практически неразрешима, и течение болезни можно только замедлить, вылечить невозможно, например, как при глаукоме.

  • Случается отсутствие периферического зрения, когда есть только центральное. В таком случае человек видит все предметы, как будто бы через трубу. Такое нарушение называется . Если подобное состояние вызвано глаукомой или дегенерацией сетчатки, возможно назначение лечения. Такое же состояние зачастую возникает у людей в экстремальных ситуациях, когда есть перегрузка зрительного нерва — у космонавтов, военных летчиков, водолазов, альпинистов на большой высоте, при прочих случаях кислородного голодания. Но в таком случае туннельное зрение долго не держится и глаза быстро приходят в норму без лечения. Им просто надо дать отдохнуть.
  • Случается и обратное — периферическое зрение присутствует, а центрального нет. Это состояние носит название центральная скотома. Их существует несколько видов, часто скотома обусловлена угнетением коры головного мозга. Тогда человек в центральной части глаза видит мерцание, тогда как по периферии изображение четкое.

В обоих случаях функции зрения нарушены.

Ишемическая нейропатия зрительного нерва

Это поражение зрительного нерва, случающееся при внезапном ухудшении его кровоснабжения. Тогда внезапно и резко сужается поле и острота зрения, страдает периферическое зрение. Подвержены ей в основном мужчины после 40 лет, и это не самостоятельное заболевание глаз — оно сопутствующее другим системным заболеваниям. Это очень серьезное состояние, при отсутствии лечения чаще всего приводит к полной необратимой слепоте.

Чаще всего приступ бывает на одном только глазу, но у трети пациентов бывает и двусторонние нарушения. Обычно второй глаз подвергается атаке спустя несколько дней, но бывает, что проходит от двух до пяти лет. Приступ развивается внезапно и стремительно — после сна, физического напряжения, сауны, горячей ванны, стресса. Сразу же наступает ухудшение зрения, вплоть до десятых долей. Может наступить полная потеря светоощущения, тотальная слепота. Причем болезнь может развиться в течение нескольких минут, так что при обращении к врачу больной с точностью до нескольких минут укажет время начала приступа.
Часто случаются так называемые симптомы-предвестники — кратковременное помутнение в глазах, боли «за глазом», резкие головные боли. При таких признаках нельзя откладывать консультацию у врачей.

При первых же симптомах немедленно начинают лечение периферической нейропатии — сразу назначают противоотечные препараты, антикоагулянты, витамины, проводится тромболитическая, спазмолитическая терапия, магнитотерапия, электро- и лазерстимуляция зрительного нерва.

Прогноз, чаще всего, неблагоприятен, так как происходит быстрая атрофия зрительного нерва. В редких случаях удается поднять зрение на 0,1 единицу.

Для профилактики этого заболевания проводят общую сосудистую терапию, лечение остальных системных заболеваний организма. Пациентов, перенесших это заболевание на одном глазу, ставят на учет у офтальмолога, они находятся на пожизненном диспансерном учете, им прописывается соответствующая профилактическая терапия.

Упражнения для развития периферического зрения

Эти упражнения хороши тем, что многие из них можно выполнять, не привлекая ничьего внимания, даже идя по улице или сидя в транспорте. Для других понадобится спокойная обстановка, чуть больше места. Но в любом случае, их выполнение не потребует от вас большого количества времени, и научиться правильно их делать можно за один день. Общее у этих упражнений то, что выполнять их надо без напряжения, находясь в расслабленном состоянии.

  1. Сосредоточьтесь на одной точке впереди себя. Старайтесь не двигать зрачками. При этом фиксируйте все, что вы видите вокруг, вне поля прямого взгляда — по бокам, сверху, снизу. Сначала выполняйте это упражнение сидя и дома, через какое-то время можно потренировать его и на природе. Не беда, если при этом некоторые объекты будут двигаться, например, самолет.
  2. Возьмите в руки карандаши. Смотрите прямо перед собой. Выдвиньте вперед руки, начинайте их разводить в стороны, пока не перестанете их видеть. Сначала это будет совсем небольшое расстояние, затем угол зрения значительно увеличится. В дальнейшем двигайте руки с карандашами в разных плоскостях, важно только не двигать зрачками.
  3. Нарисуйте на листке А3 квадрат с цифрами от 1 до 9, в центре поставьте большую точку. Читайте цифры, глядя только на точку. В дальнейшем цифр можно сделать мельче, а их количество увеличить.

Сегодня рассмотрим третье – поле зрения.

Посмотрим на движение глаза по строке при обычном чтении.

Движение – фиксация – движение.

Несколько важных моментов:

1. Мы можем видеть только тогда, когда глаза неподвижны. Когда они движутся, мы не воспринимаем входящую информацию. Это как фотоаппарат – фиксация информации только в момент нажатия.

2. Мы воспринимаем текст только в пределах поля зрения.

3. Глаза не отвечают за распознавание информации. Информацию мы воспринимаем исключительно благодаря нашей способности мыслить. Глаза здесь не при чем.

Физиологический процесс такой: глаз запечатлел, то, что попало в поле зрения — преобразовал в электрический импульс – передал импульс в мозг – мозг обработал сигнал.

Движения глаз при чтении

Информацию о характере движения глаз при чтении ученые получили после проведения экспериментов с аппаратом, записывающим движение глаз.

На следующем рисунке показано движения глаз при чтении 6 строк. Малые точки – это отметки времени 6,8 мс, большие точки – фиксации.

После осуществления скачка глаз переходит в состояние фиксации, в процессе которой происходит собственно восприятие предмета. В этом состоянии глаз находится 90 - 95% всего времени наблюдения.

Фиксация — неподвижное состояние глаз, во время которой происходит распознавание слов.

«Глаза делают остановки в самых разных частях текста. Точный механизм этого учеными до сих пор не выяснен. Глаза могут остановиться и не на конкретном слове, а между словами. Однако мы этого не осознаем. С нашей субъективной точки зрения мы воспринимаем непрерывный текст. На самом деле мозг получает информацию небольшими кусочками, но затем складывает ее воедино ». И. Головлева. «Учимся читать быстро».

Эксперименты показали, что читатель совершает 10-15 фиксаций на строке, перемещая глаза скачками, а затем переходит на следующую строку. В среднем глаза останавливаются на фиксацию на ¼ секунды.

Вот как будет выглядеть движение глаза при чтении текста «садовник встретил дочку кухарки, которая пошла в школу».

С повышением наших читательских навыков сокращается число фиксаций и регрессий, что наглядно видно в следующей таблице.

Динамика количества фиксаций и регрессий (из книги О.А.Кузнецова и Л.Н. Хромова «Техника быстрого чтения» ).

Длительность же фиксаций с некоторого момента обучения, держится на уровне 0,24 сек. Другие опыты показывают, что эта длительность слабо меняется вне зависимости от навыка чтения.

Микродвижения и фиксации – это природа нашего зрения, поэтому изменить этот механизм невозможно. Но... можно его оптимизировать, сократив число фиксаций.

Так может выглядеть в динамике процесс обучения навыкам скорочтения.

Важный вывод: чем меньше остановок – тем выше скорость чтения.

Области зрения при чтении

При движении взгляда по строкам текста наибольшая острота зрения и полнота восприятия возникает только в центральной зоне сетчатки глаза, так называемой зоне ясного видения. Все, что лежит за пределами этой зоны, на периферии, видится как бы в тумане.

При чтении мы можем распознавать в среднем 4-5 букв слева от точки фиксации и 8-11 справа при обычных размерах шрифта.

Различные физиологические зоны зрения показаны на рисунке ниже.

Физиологические зоны изменить мы не в состоянии (у каждого человека это постоянная величина), но более эффективно использовать периферическое зрение возможно.

Этим самым мы увеличим широту поля зрения.

Что это означает – расширится объем воспринимаемой информации за одну фиксацию, за счет периферического зрения и повысится способность угадывать содержание информации по расплывчатым формам.

Определимся с некоторыми понятиями.

Поле зрения — это широта охвата информации за одну фиксацию глаза.

Горизонтальное поле чтения – отрезок строки, воспринимаемый за одну фиксацию.

Вертикальное поле чтения – отрезок текста, воспринимаемый за одну фиксацию.

На практике поле зрения по вертикали составляет от половины до 2/3 расстояния по горизонтали. Определено, что за один взгляд мы можем увидеть от одной до пяти строк . Отсюда вертикальное чтение вполне возможно.

Овладевшие навыками быстрого чтения, почти не передвигают глаза по горизонтали слева направо. Их глаза двигаются в основном зигзагообразно по вертикали сверху вниз. О способах движения глаз мы поговорим в следующей статье.

Упражнения для расширения поля зрения

Тренировки, направленная на увеличение поля зрения включают упражнения с таблицами Шульте, с пирамидами цифр и др.

В этой статье я подробно не останавливаюсь на упражнениях, при желании их легко можно найти в любой литературе по скорочтению. Остановлюсь лучше на более важных моментах — принципах.

Упражнения принесут больше пользы, если понимаешь – на что они направлены. Ведь тренировка с таблицами и пирамидами – это не самоцель. Цель – помочь мозгу изменить программу восприятия текста, так чтобы в единицу времени принималось наибольшее количество именно смысловой информации.

Ведь само по себе расширение поля зрения может и не повлиять на скорость чтения, даже если мы и будем видеть намного больше слов за одну фиксацию. Здесь важна психологическая сторона.

Все эти тренировки носят чисто психологический характер. Поскольку при этом не меняется сама природа работы глаз, не повышается эффективность зрения, но обостряется и ускоряется умственная реакция на визуальное изображение.

Чтение, как синтез физической и умственной деятельности

Будем помнить, что чтение – это психофизиологический акт – синтез физической и умственной деятельности. Здесь важна работа и глаза, и мозга. Расширения поля зрения можно добиться только объединив усилия глаза и мозга. Именно мозг обязывает глаза видеть шире и больше.

Возможности мозга превышают возможности глаз при чтении, он может обработать 10 в 15 степени операций в секунду. Такое количество информации не поступает в мозг даже при самой высокой скорости чтения. Поэтому важно, чтобы глаз фиксировал только содержательную информацию.

Мы знаем, что многие тексты избыточны . Есть слова, передающие основной смысл, но есть и слова, использующиеся в конструктивно-стилистических целях – для организации текста.

Структурная лингвистика утверждает, что в общественно-политических, научно-популярных стилях, существенная информация содержится в небольшой части текста – 25-30 %.

Мозг очень избирательно относится к различной информации и может оперативно обнаруживать в тексте существенное. Встретив это существенное, он даст команду глазам пробежаться именно по этим строкам, этим словам. Т.е. мозг и осмысливает и одновременно направляет глаза на нужную информацию.

Не будем забывать и о способности мозга к антиципациям , т.е. предвидению. Мы уже говорили в одной из статей об этом качестве. Оно распространяется не только на слова, но и на большие отрывки. Мы предугадываем дальнейший ход и соответственно глаза уже готовы искать эту важную информацию, попутно исключая второстепенную.

Важное замечание: Широкое поле зрения существенно сокращает время поиска именно информативных фрагментов текста.

Думаю, что стало более понятно — зачем повышать поле зрения.

Не только для того чтобы больше увидеть на строке, а скорее для того чтобы помочь мозгу быстрее выделить важную информацию. Мы как бы закачиваем в него больше данных, в которых ему легче сориентироваться и выделив главное более эффективно управлять процессом зрения по дальнейшему поиску этого главного. Вот такой замкнутый цикл.

На этом закончим с физиологическими аспектами скорочтения и в следующих статьях рассмотрим стратегические и тактические приемы повышающие скорость, понимание и запоминание прочитанного.

Жду Ваших вопросов, пишите, пожалуйста, в комментариях.

Если статья понравилась нажмите, пожалуйста, на кнопку соц. сетей.

8 комментариев к записи “Поле зрения при скорочтении”

    Николай, спасибо за полезную информацию! Ваши статьи хочется читать не в сутолоке рабочего дня, а в тишине и на «свежую» голову. Ловлю себя на мысли, что при прочтении профессиональной литературы именно так и воспринимается моим мозгом текст. Но мне сейчас хочется прочитать как можно больше классической литературы. Ведь, согласитесь, что истинное понимание классиков приходит с годами, а не в юности, как бы нам не «разжевывали» в школе. Поэтому для меня важно научиться технике быстрого чтения именно с этой целью. Помню, Вы писали, что техника быстрого чтения не применима для чтения художественной литературы. Возможно, я не правильно поняла Вас. Посоветуйте, пожалуйста.

    • И Вам спасибо Галина за отклик и вопрос!

      Художественная литература. Она ведь тоже разная. Если детектив хочется читать как можно быстрее стремясь к развязке, но как можно быстро читать Паустовского, Пришвина, Нагибина?

      Или пример которой я приводил в серии статей по чтению комедии «Горе от ума» начиная с этой статьи

      Попробуйте прочесть две страницы за минуту.

      Почувствуйте результат. Удалось что-то понять, прочувствовать. В книге 300 страниц — при такой скорости — затратится 2,5 часа. Можно ли выдержать такой темп 2,5 часа? При этом получив удовольствие от чтения и проникнув в атмосферу, созданную писателем.

      Этот простой опыт показывает, что при такой скорости упускаются детали, пропускаем описательную часть. Следим только за сюжетом.

      Но можно читать и так. В своей книге «Как прочитать все самое лучшее» я описывал три стадии прочтения — первая — это только сюжет. Отследили сюжет, далее второе прочтение — это уже детали,атмосфера, третье — более глубокое проникновение в произведение. По другому я слабо представляю чтение, ведь это все таки художественное произведение, а не новости.

      Техника быстрого чтения может быть применена к чтению художественной литературы, но вряд ли от такого чтения можно получить удовольствие, которое автор закладывает в детали и описания, которое при быстром прочтении пропускается.

      Хотя есть вариант быстрого чтения художественной книги, опишу в ближайшей статье.

      А пока у меня к Вам вопрос — как прошел эксперимент с чтением двух страниц за 1 минуту? Если вы ответите, то я возможно смогу помочь советом, какие навыки вам следует развить.

      Кстати три последние статьи направлены на устранение физиологических моментов тормозящих скорость чтения. Даже это позволит повысить скорость до 500 слов при этом не теряя качества погружения. Но для этого нужна длительная тренировка. Вcе ли готовы к этому?

      С уважением, Николай.

      • Осилила только одну страницу (250 слов) за минуту, да и этот темп для меня велик. Вы правы, упускаешь тонкости, детали. Хочется перечитать. Буду благодарна, если дадите конкретный совет. Спасибо.

        • Вот теперь Вы на собственном опыте знаете, что стоит за быстрым чтением художественной литературы. Потеря качества.

          Устранение внутреннего проговаривания, без регрессий и расширив поле зрения. Об этом три моих последних статьи.

          Но... даже такая скорость не дает возможности прочитать все то что хотелось бы.

          Если при скорости 250 слов/минуту книгу в 300 страниц можно прочесть за 5 часов. При скорости 500 — за 2,5 часа. Это свободное время еще можно можно найти в течении дня. Но это дает 1 книгу в день.

          Вас устраивает такой результат? Если да — то стоит освоить обычную технику скорочтения, устранив три ограничения.

          2 книги — 3 часа и тд.

          Все эти сказки про 1 000 слов в минуту и более — относятся к технике извлечения информации из нехудожественных книг. Поэтому не стоит слишком верить различному фоточтению и тд.

          Хотя чисто теоретически можно читать страницу за секунду — но... в таком случае нужно развивать не технику скорочтения, а целостное восприятие. На это могут уйти годы, не меньше. Требуется отработка множества навыков на тысячах объектов.

          Если кратко — то тренируется наблюдательность. В любом объекте без подготовки человек видит с десяток деталей. Задача видеть сотни. Постепенно формируется целостное видение. Постепенно — это годы.

          Результата достигают поистине гении, я по крайне мере таких не встречал. Хотя знаю что они есть — несколько человек, но вряд ли они могут описать технологию. Скорее — это природное свойство.

          Поэтому будем исходить из реалий. Если интересует теоретические возможности — я остановлюсь на них подробнее. Но все же это возможности теоретические.

          Если интересует практические возможности, то одну технику нестандартного чтения я опишу в следующей статье.

          Например по этой технологии я «прочел» буквально вчера книгу Уоррена «Дебри» за 1 час.

          Но все же это одна книга в день. Нужно время и на другие дела.

          С уважением, Медведев Николай.

          • Николай, огромное спасибо за ответ! Для меня достаточно научиться быстрому чтению в 500 слов в мин. Две книги в день — в голове будет каша от прочитанного. Я бралась однажды за освоении техники быстрого чтения по книге О.А. Андреева. Все три принципа мне знакомы. Но применять их на практике так и не получилось: то ли терпения не хватило, то ли внимания, то ли времени. В любом случае, это должно зависеть от меня, моих способностей, возможностей, желания. Буду признательна любому Вашему совету. Если у меня не получается освоить технику самостоятельно, то может попробовать приобрести какие-то он-лайн программы. Какого Вы о них мнения?

            Все школы скорочтения настроены на работу с нехудожественной литературой. Методики по устранению недостатков чтения предполагают длительную практику. Обычно в этих школах даются некоторые алгоритмы рационального чтения, отсюда возникает иллюзия, что стали читать быстрее. На самом деле — стали пользоваться алгоритмами чтения. Влияние базовых недостатков (допустим что их 3) несколько уменьшилось, но не существенно. Поэтому для нехудожественной литературы вроде бы и нормальные результаты.

            Но в отношении с художественной несколько другой результат. За те 2-3 недели от недостатков не избавишься. А для художественной литературы именно они являются ограничением, поскольку текст читается без пропусков фрагментов и требуется банально увеличить скорость, а не рационально искать нужную информацию.

            Для начала нужно определить для себя желаемый уровень извлечения информации из художественной книги. Только сюжет или все же что-то еще.

            Вариант: прочитать книгу со скоростью 1 минута — 2 страницы, улавливая главную нить и делая пропуски деталей. Всю книгу. Затем отложить — подумать, если есть необходимость второго прочтения, то уделить внимание деталям. Большинство книг даже не требует второго прочтения — достаточно сюжета. Если очень понравилась — третье прочтение — получить удовольствие от художественности. Любимые книги — перечитывают всю жизнь.

            Что касается навыков по устранению недостатков, тренировать их следует на практике чтения, а не абстрактно. Курсы уже не нужны — Вы же знаете о них, поэтому читаете и применяете: не проговаривая, не возвращаясь. Время сделает свое дело и результат будет. Это хотя бы для начала. Всего не опишу сейчас — подготовлю отдельную статью.

            С уважением, Николай.

    Николай, большое спасибо! Буду тренировать свою технику чтения. Из Ваших комментариев я поняла, что чтение художественной литературы, во всяком случае для меня, достаточно в том темпе, какой есть. Иначе теряется смысл самого чтения. И все-таки... «нет предела совершенству»! Буду стремиться к нему.

    Позвольте предложить Вам тему для новой статьи. В наш век компьютерных гаджетов очень сложно усадить ребенка за чтение даже интересной книги. Я вижу выход только в том, чтобы самой читать детям вслух, т.к. чтение «из-под палки» не эффективно (помню из своего детства). Возможно у Вас есть некоторый опыт, или желание изучить данную тему и рассказать в своих статьях. Спасибо за участие! Всего Вам доброго!

Большинство из вас узнали о безынструментальной детекции лжи благодаря сериалу «Обмани меня», затем кто-то прочел книгу, а может и книги Пола Экмана, возможно прочли Джо Наварро или Аллана Пиза и посчитали, что немного попрактиковавшись, станут «видеть людей насквозь». Большинство даже не предполагали о существовании графологии, оперативной психодиагностике, холодном и горячем чтении и о черепно-лицевом профиле. Если и знали, то не предполагали, что это все используется для детекции лжи. Кто-то знал формулу необихевиоризма, но не знал, что она так же используется в профайлинге. Одного знания мимики не достаточно для оперативного видения всей картины в целом. Кто-нибудь слышал о таблицах Шульте? А ведь навык развиваемый ими является основополагающим для отслеживания мимических действий.

Таблицы Шульте — таблицы, в ячейках которой хаотично размещена определенная информация, зачастую — последовательно идущие числа. В самом стандартном исполнении это одноцветная квадратная таблица в 25 ячеек с хаотично разбросанными числами. Задача: найти все числа по порядку за максимально короткое время. При грамотном и регулярном выполнении развивается темп восприятия информации и расширяется периферическое зрение. От развитости которого зависит: увидите ли вы напряжение челюсти (желваки)у своего собеседника или же пропустите, потому что смотрите ему в глаза?

Но как и в тренажерном зале, если вам дадут штангу, а вы будете ее ногами по полу катать, сами понимает, толку будет не много. Для того чтобы правильно выполнить упражнение, и следовательно, быстрее найти все цифры, нужно сфокусироваться на центральной ячейке таблицы так, чтобы видеть таблицу полностью. Наибольшего результата вы добьетесь если при тренировке у вас полностью будут отсутствовать горизонтальные и вертикальные движения глазами. Это сложно и, разумеется, поначалу у вас могут возникнуть сложности с выполнением, но с каждой тренировкой ваш навык будет расти, а трудности исчезать. Главное — стабильные занятия; достаточно уделять таблицам по 15-20 минут в день. После двух-трех недель занятий вы, наверное, почувствуете, что эти таблицы слишком просты для вас. Тогда попробуйте уложенные варианты; двухцветные, многоцветные, асимметричные и т.д.

Не стоит преувеличивать свои знания и умения. Да, безусловно, в какие-то простые моменты повседневной жизни вам поможет то знание, которое вы получили из сериалов и научно-популярной литературы, к примеру понять что ваш ребенок слукавил, сказав что ничего не задали. Но для того, чтобы считать себя хотя бы начинающим специалистом нужно посвятить не один год на изучение всех аспектов науки и еще не один год на отработку навыков. Не зря ведь говорят -«Век живи, век учись, а дураком помрешь.»

Узнать больше том как развить свои когнитивные навыки и повысить умственные способности вы сможете из материалов сайта, размещенных в .



Загрузка...