docgid.ru

Великан на поляне, или Первые уроки экологической этики — Плешаков А., Румянцев А. — Узнай-ка! Великан на поляне, или первые уроки экологической этики

В чем же достоинства книги и чем она может быть полезна ученику?

Как вести себя на природе?

Это, пожалуй, главный вопрос, на который дают ответ авторы. «Великан на поляне» (краткое содержание это покажет) в большей мере научно-популярное издание, которое содержит немало интересных сообщений о растениях, животных, насекомых. Уже во вступлении дается определение «экологической этики» (сочетание вынесено в подзаголовок), поясняется значение слова «великан» (это человек по отношению к тем, для кого природа - родной дом). Обращение к реалиям жизни, описание событий, произошедших с обычными детьми, делают книгу очень познавательной и интересной для маленьких читателей.

Рассмотрим, к примеру, как строится рассказ о бронзовке золотистой.

Краткое содержание первого рассказа из книги «Великан на поляне»

Главный герой истории - грибник Петр Петрович. Часто этот человек возвращается из лесу с пустой корзинкой. И дело не в том, что он не умеет находить грибы. Петр Петрович идет в лес с другой целью - понаблюдать за тем, как живут его обитатели. И вот он как зачарованный наблюдает за бабочкой-медведицей или жуком-скакуном. А однажды с ним произошло удивительное событие. Грибник заметил, что рядом летает зеленый жук, названный за свой вид бронзовкой золотистой. Петр Петрович вытянул руку и поднял И тут случилось то, что редко бывает в дикой природе. Бронзовка приземлилась на палец, какое-то время посидела, шевеля усиками, и полетела дальше.

Что могло привлечь насекомое? Почему оно не побоялось человека? Авторы считают, что доброта и тепло, исходящие от Петра Петровича, по-настоящему любящего окружающий мир. Только такие люди могут в полной мере постичь истинную красоту природы - делается вывод в книге «Великан на поляне».

Дальше героями произведения становятся самые мелкие жители земли. Беседующие майские жуки: один из них рассказывает жуткую историю о том, как оказался в руках мальчишек и случайно вырвался на свободу. Жук-грибник, попавший в дом Тани вместе с грибами и отнесенный назад в лес девочкой и ее умным папой. Две гусеницы-путешественницы, одной из которых посчастливилось перебраться через дорогу, а вот другая погибла, так как мальчик решил помочь насекомому, но сделал это неумело. Медведка, едва не ставшая жертвой мальчишек, которых она напугала своим внешним видом. Благо рядом оказался ученый-энтомолог, освободивший ее из стеклянного плена (бутылки).

Включает книга «Великан на поляне», краткое содержание которой вы читаете, и удивительные истории о превращении рогатой гусеницы в прекрасного махаона, о школьном учителе, на нос которого приземлилась пролетавшая мимо оса, о трудолюбивых муравьях. Для многих станет открытием жизнь пчелы-каменщицы.

Обитатели водоемов и животные

Раки, пиявки, ракушки, головастики, слизни, жабы, лягушки, ящерицы, тритон… О каждом из них авторы рассказывают интересные истории, из которых становится понятно, что все в природе закономерно. Коль родилось существо на свет, значит, оно необходимо. Авторы призывают ребят относиться к каждому жителю планеты с уважением и лишний раз не вмешиваться в среду его обитания. Ведь человек для них и в самом деле «великан на поляне».

Краткое содержание истории о Наде показывает, как может измениться мнение человека о существе, которое он считал мерзким и противным. Как-то девочке приснилась мудрая царевна-лягушка. Они долго беседовали. Проснувшись, Надя решила непременно с ней повстречаться. Утром она отправилась к пруду. На берегу сидела большая и важная лягушка. Она вдоволь наплавалась и теперь, наверное, решила отдохнуть. Девочка подошла поближе - лягушка сидела на своем месте и смотрела на Надю своими удивительными глазками. Она показалась очень необычной: блестящая, зеленая, с небольшими пятнышками. Дома Надя с восторгом рассказывала маме: «Настоящая красавица! Нужно только повнимательнее разглядеть ее».

Беззащитные животные и птицы

В довершение авторы приводят истории о животных и птицах, становящихся жертвами человека. Это может происходить намеренно, например, когда мальчишки разрушают чью-то нору, или из благих побуждений. Кто-то решил на лето взять в дом ежа, а осенью выпустил его в лес. Однозначно, животное погибнет, так как не подготовилось к спячке.

Значение произведения

Непререкаемым является воспитательное значение книги «Великан на поляне». Краткое содержание каждой истории завершается анализом поступков героев, советами по поводу того, как следовало поступить в каждом конкретном случае. Будут полезны и Как убрать за собой мусор. Как разжечь костер, чтобы не навредить природе. Почему не следует брать с собой на прогулку собаку. и многие другие.

Надеемся, что наша статья, описывающая книгу «Великан на поляне» (краткое содержание), главные строчки которой напечатаны в конце книги, поможет вам правильно вести себя за городом и вызовет желание прочитать произведение полностью. А правило: «Поступай по отношению к природе так, как ты хотел бы, чтобы поступали по отношению к тебе», - станет и вашим девизом в жизни.

ВЕЛИКАН НА ПОЛЯНЕ,

ИЛИ ПЕРВЫЕ УРОКИ

ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ЭТИКИ

Пособие для учащихся общеобразовательных учреждений

«Просвещение»

ВЕЛИКАН НА ПОЛЯНЕ

Наша планета Земля очень велика в сравнении с каждым человеком, а он так мал в сравнении с ней! Но тот же человек, идущий по лесной поляне, опушке, лугу, превращается в огромного великана. Во-первых, потому, что на полянах и опушках живут существа, которые гораздо меньше человека: жуки и муравьи, гусеницы и бабочки, пчёлы и шмели, пауки и улитки и многие, многие другие. Во-вторых, потому, что даже большие обитатели Земли, например вековые деревья, не говоря уже о маленьких существах, чаще всего перед человеком беззащитны. Причём могущественным Великаном на поляне может быть не только взрослый, но и ребёнок. Как хорошо, если этот великан добрый. Он не наступит нарочно на скрытый в траве муравейник, не обидит неповоротливую гусеницу, сидящую на листке, не сорвёт напрасно цветок, не оставит после себя мусора... И как печально, если великан окажется недобрым, равнодушным, а то и жестоким к тому, что его окружает.

Мы расскажем тебе, как лучше вести себя в природе, что можно в ней делать, а чего нельзя и почему. Ведь природа страдает не только от дыма заводов и фабрик, от грязных отходов, постоянно выливающихся в реки и моря, от вырубки лесов... Природе плохо и оттого, что многие люди, собирая грибы, ловя рыбу, просто гуляя и отдыхая, нередко вредят ей, порой и сами того не замечая. Ведь многих взрослых, когда они были маленькими, почти совсем не учили беречь природу. А многие дети ещё не успели этому научиться.

Книга называется «Великан на поляне». Но её можно назвать и по-другому: «Первые уроки экологической этики».

Что это означает?

Этикой называют науку о душевных качествах человека (таких, как доброта, честность, отзывчивость), о том, как нужно и как не нужно поступать в различных жизненных ситуациях, о том, что хорошо, а что плохо.

А экология - это наука о нашем природном доме.

Вот и получается, что экологическая этика учит, как нужно относиться к природе, как вести себя в ней.

Но мы написали: «Первые уроки экологической этики». Что значит первые уроки? Конечно, мы вовсе не имеем в виду обычные школьные уроки. В книге собраны всего лишь рассказы, но мы надеемся, что они могут кое-чему научить. Причём очень важному и даже самому главному в отношении к природе. К тому же мы писали эту книгу для того, чтобы она помогала тебе не только в повседневной жизни, но и на школьных уроках тоже. Если ты занимаешься по учебникам, на которых написано «Зелёный дом», то эта книга тебе обязательно пригодится.

На страницах нашей книги живут и действуют ребята (такие же, как ты, или помоложе, или постарше тебя), их родители, учителя и учёные, туристы и грибники. Большинство рассказанных историй не выдумано, а взято из жизни.

Животные и растения, камни и почва, вода и воздух - это всё природа. Человек - её часть. И если человек красив, добр, умён, то именно таким - красивым, добрым, умным - должно быть его поведение в природе.

ЗАБАВНАЯ ИСТОРИЯ

С БРОНЗОВКОЙ ЗОЛОТИСТОЙ

Живёт рядом с нами, встречаясь на лесных опушках и полянах, изумрудный, сверкающий жук - бронзовка золотистая. Если летом ты будешь проходить по опушке леса и заметишь цветущие кусты шиповника, остановись и вглядись в то, что на них происходит. Возможно, тебе повезёт и в каком-нибудь из ярких, ароматных цветков ты увидишь её, бронзовку. Что она здесь делает? Конечно же лакомится пыльцой, которой так много в цветках шиповника.

Однажды по лесу шёл грибник Пётр Петрович. Впрочем, грибник он был не совсем обычный. Нередко, не набирая грибов, он приходил из лесу очень довольный. Знакомые и соседи говорили ему: «Что же вы, Пётр Петрович, ходили за грибами, а корзинка почти пуста?»

А он, немного смущаясь, отвечал, что грибник он совсем неважный и, наверное, грибы его не любят.

Но всё дело было в том, что в лесу его интересовали не столько грибы, сколько другие живые создания, населяющие лес. И больше всего те, которые имеют шесть ножек, - насекомые. Встречи с интересными насекомыми доставляли этому доброму человеку больше радости, чем найденный гриб.

Пётр Петрович шёл по лесу и внимательно присматривался к окружающему. Присматривался и прислушивался: не пробежит ли по дорожке ловкий, быстроногий жук-скакун? Не мелькнёт ли над травой яркая бабочка-медведица? Не прожужжит ли где-нибудь среди деревьев полосатый, как тигр, красавец шершень?

Замечательных насекомых на свете много, они тут, рядом. Надо только любить их и хотя бы немного знать, и тогда желанная встреча обязательно произойдёт.

Пётр Петрович остановился на маленькой лесной полянке и вдруг увидел, что вокруг него летает сверкающий зелёный жук. Это была она - золотистая бронзовка. Уменьшая свои круги, красавица приближалась к человеку. Тогда любитель насекомых, решив, что жук ищет место, куда бы сесть отдохнуть, поднял вверх указательный палец правой руки и замер. И произошло маленькое чудо: замечательный жук «приземлился» на кончик пальца и там остался. Отдыхая на пальце, бронзовка шевелила своими усиками, а лицо человека озаряла счастливая улыбка.

Промелькнули мгновения, и она взмыла в воздух, полетев куда-то по своим делам. Почему зеленокрылый жук выбрал для отдыха человеческий палец, остаётся тайной. Ведь вокруг было много веточек и листочков, на которых можно было преспокойно сидеть. А что, если маленькое создание почувствовало доброе тепло, исходящее от человека, который так любил всё живое? И именно оно, это тепло, привлекло жука к нему? Всё возможно, ведь люди, многое зная о жизни насекомых, ещё больше не знают...

Может быть, и тебе посчастливится, и когда-нибудь на твой указательный палец тоже прилетит отдохнуть изумрудный жук.

О ЧЁМ РАССКАЗАЛ МАЙСКИЙ ЖУК

Два майских жука сидели на берёзовом листочке и мирно беседовали.

Как хорошо жить на свете, - сказал один и с удовольствием откусил от нежного листа аппетитный кусочек.

Да, - поддержал другой. - Приятный разговор, вкусная еда, теплый денёк - что может быть лучше?

Со всех сторон раздавались мелодичные песни птиц, лёгкий ветерок приятно шевелил берёзовую веточку...

И вдруг...

Помогите! Помогите! - услышали жуки.

Помогите! Помогите! - раздалось через минуту совсем рядом, и на веточку плюхнулся такой же, как они, майский жук.

Что случилось? - спросили два приятеля в один голос.

По... По... Помогите! - прилетевший жук пытался отдышаться. - По... По... Посмотрите, не бегут ли они за мной?

Кто?! - воскликнули жуки, и опять в один голос.

Мальчишки, конечно же мальчишки, - ответил их новый знакомый испуганным шёпотом.

Успокойтесь, - сказал один из жуков солидно. - За вами никто не бежал. Здесь никого нет, кроме нас. Здесь очень хорошо. Приятный разговор, вкусная еда и всё такое. А кто это - мальчишки?

Вы счастливые, - произнёс прилетевший жук, немного

успокаиваясь. - Вы не знаете, кто такие мальчишки. А я знаю, увы...

И он рассказал свою историю.

Раньше я тоже не знал мальчишек. До тех пор, пока не попал в их лапы. У них ужасные лапы с пятью огромными пальцами. Я, знаете ли, никогда больше не забуду эти пальцы, которые схватили меня и запихнули в тесный ящик. Мальчишки называли его спичечным коробком. Я в нём едва помещался. Ох, как там было душно, темно. Они засовывали этот ящик в огромный мешок, который называли карманом, и всё время трясли, отчего у меня кружилась голова. Время от времени они открывали коробок, и я думал, что меня хотят съесть. Но они только смотрели на меня, трогали жуткими пальцами и снова закрывали эту невыносимую тюрьму.

Жук перевёл дух и страдальчески посмотрел на потрясённых слушателей.

Да-да, это всё было, да-да, - сказал он и продолжал. - А потом они вытащили меня и стали заставлять ползать по огромному полю, которое они называли учительским столом. Они клали передо мной какие-то брёвна, называемые карандашами, и заставляли перелезать через них. А когда я отказывался, они толкали меня сзади изо всех сил. Как это было унизительно...

Затем они взяли толстую верёвку, которую называли ниткой, и хотели привязать её к моим ногам. Они хотели, чтобы я летал на этой нитке им на потеху. Ох, как я боролся, как боролся... К счастью, в этот момент раздался какой-то оглушительный звон. Мои мучители закричали: «Звонок! Звонок!», и все куда-то побежали. Я воспользовался суматохой и вырвался из лап главного мучителя. Мои крылья, мои чудесные, сильные крылья спасли меня. Я вылетел через открытое окно и помчался что было силы. Я летел, не разбирая дороги, всё дальше, дальше. Я боялся, что они преследуют меня... И вот я здесь. Будьте добры, посмотрите, всё ли у меня цело - ножки, усики...

Страница 1 из 16

Наша планета Земля очень велика в сравнении с каждым человеком, а он так мал в сравнении с ней! Но тот же человек, идущий по лесной поляне, опушке, лугу, превращается в огромного великана. Во-первых, потому, что на полянах и опушках живут существа, которые гораздо меньше человека: жуки и муравьи, гусеницы и бабочки, пчёлы и шмели, пауки и улитки и многие, многие другие. Во-вторых, потому, что даже большие обитатели Земли, например вековые деревья, не говоря уже о маленьких существах, чаще всего перед человеком беззащитны. Причём могущественным Великаном на поляне может быть не только взрослый, но и ребёнок. Как хорошо, если этот великан добрый. Он не наступит нарочно на скрытый в траве муравейник, не обидит неповоротливую гусеницу, сидящую на листке, не сорвёт напрасно цветок, не оставит после себя мусора… И как печально, если великан окажется недобрым, равнодушным, а то и жестоким к тому, что его окружает.
Мы расскажем тебе, как лучше вести себя в природе, что можно в ней делать, а чего нельзя и почему. Ведь природа страдает не только от дыма заводов и фабрик, от грязных отходов, постоянно выливающихся в реки и моря, от вырубки лесов… Природе плохо и оттого, что многие люди, собирая грибы, ловя рыбу, просто гуляя и отдыхая, нередко вредят ей, порой и сами того не замечая. Ведь многих взрослых, когда они были маленькими, почти совсем не учили беречь природу. А многие дети ещё не успели этому научиться.
Книга называется «Великан на поляне». Но её можно назвать и по-другому: «Первые уроки экологической этики».
Что это означает?
Этикой называют науку о душевных качествах человека (таких, как доброта, честность, отзывчивость), о том, как нужно и как не нужно поступать в различных жизненных ситуациях, о том, что хорошо, а что плохо.
А экология - это наука о нашем природном доме.
Вот и получается, что экологическая этика учит, как нужно относиться к природе, как вести себя в ней.
Но мы написали: «Первые уроки экологической этики». Что значит первые уроки? Конечно, мы вовсе не имеем в виду обычные школьные уроки. В книге собраны всего лишь рассказы, но мы надеемся, что они могут кое-чему научить. Причём очень важному и даже самому главному в отношении к природе. К тому же мы писали эту книгу для того, чтобы она помогала тебе не только в повседневной жизни, но и на школьных уроках тоже. Если ты занимаешься по учебникам, на которых написано «Зелёный дом», то эта книга тебе обязательно пригодится.
На страницах нашей книги живут и действуют ребята (такие же, как ты, или помоложе, или постарше тебя), их родители, учителя и учёные, туристы и грибники. Большинство рассказанных историй не выдумано, а взято из жизни.
Животные и растения, камни и почва, вода и воздух - это всё природа. Человек - её часть. И если человек красив, добр, умён, то именно таким - красивым, добрым, умным - должно быть его поведение в природе.

ЗАБАВНАЯ ИСТОРИЯ
С БРОНЗОВКОЙ ЗОЛОТИСТОЙ

Живёт рядом с нами, встречаясь на лесных опушках и полянах, изумрудный, сверкающий жук - бронзовка золотистая. Если летом ты будешь проходить по опушке леса и заметишь цветущие кусты шиповника, остановись и вглядись в то, что на них происходит. Возможно, тебе повезёт и в каком-нибудь из ярких, ароматных цветков ты увидишь её, бронзовку. Что она здесь делает? Конечно же лакомится пыльцой, которой так много в цветках шиповника.
Однажды по лесу шёл грибник Пётр Петрович. Впрочем, грибник он был не совсем обычный. Нередко, не набирая грибов, он приходил из лесу очень довольный. Знакомые и соседи говорили ему: «Что же вы, Пётр Петрович, ходили за грибами, а корзинка почти пуста?»
А он, немного смущаясь, отвечал, что грибник он совсем неважный и, наверное, грибы его не любят.
Но всё дело было в том, что в лесу его интересовали не столько грибы, сколько другие живые создания, населяющие лес. И больше всего те, которые имеют шесть ножек, - насекомые. Встречи с интересными насекомыми доставляли этому доброму человеку больше радости, чем найденный гриб.
Пётр Петрович шёл по лесу и внимательно присматривался к окружающему. Присматривался и прислушивался: не пробежит ли по дорожке ловкий, быстроногий жук-скакун? Не мелькнёт ли над травой яркая бабочка-медведица? Не прожужжит ли где-нибудь среди деревьев полосатый, как тигр, красавец шершень?
Замечательных насекомых на свете много, они тут, рядом. Надо только любить их и хотя бы немного знать, и тогда желанная встреча обязательно произойдёт.
Пётр Петрович остановился на маленькой лесной полянке и вдруг увидел, что вокруг него летает сверкающий зелёный жук. Это была она - золотистая бронзовка. Уменьшая свои круги, красавица приближалась к человеку. Тогда любитель насекомых, решив, что жук ищет место, куда бы сесть отдохнуть, поднял вверх указательный палец правой руки и замер. И произошло маленькое чудо: замечательный жук «приземлился» на кончик пальца и там остался. Отдыхая на пальце, бронзовка шевелила своими усиками, а лицо человека озаряла счастливая улыбка.
Промелькнули мгновения, и она взмыла в воздух, полетев куда-то по своим делам. Почему зеленокрылый жук выбрал для отдыха человеческий палец, остаётся тайной. Ведь вокруг было много веточек и листочков, на которых можно было преспокойно сидеть. А что, если маленькое создание почувствовало доброе тепло, исходящее от человека, который так любил всё живое? И именно оно, это тепло, привлекло жука к нему? Всё возможно, ведь люди, многое зная о жизни насекомых, ещё больше не знают…
Может быть, и тебе посчастливится, и когда-нибудь на твой указательный палец тоже прилетит отдохнуть изумрудный жук.

О ЧЁМ РАССКАЗАЛ МАЙСКИЙ ЖУК

Два майских жука сидели на берёзовом листочке и мирно беседовали.
- Как хорошо жить на свете, - сказал один и с удовольствием откусил от нежного листа аппетитный кусочек.
- Да, - поддержал другой. - Приятный разговор, вкусная еда, теплый денёк - что может быть лучше?
Со всех сторон раздавались мелодичные песни птиц, лёгкий ветерок приятно шевелил берёзовую веточку…
И вдруг…
- Помогите! Помогите! - услышали жуки.
- Помогите! Помогите! - раздалось через минуту совсем рядом, и на веточку плюхнулся такой же, как они, майский жук.
- Что случилось? - спросили два приятеля в один голос.
- По… По… Помогите! - прилетевший жук пытался отдышаться. - По… По… Посмотрите, не бегут ли они за мной?
- Кто?! - воскликнули жуки, и опять в один голос.
- Мальчишки, конечно же мальчишки, - ответил их новый знакомый испуганным шёпотом.
- Успокойтесь, - сказал один из жуков солидно. - За вами никто не бежал. Здесь никого нет, кроме нас. Здесь очень хорошо. Приятный разговор, вкусная еда и всё такое. А кто это - мальчишки?
- Вы счастливые, - произнёс прилетевший жук, немного
успокаиваясь. - Вы не знаете, кто такие мальчишки. А я знаю, увы…
И он рассказал свою историю.
- Раньше я тоже не знал мальчишек. До тех пор, пока не попал в их лапы. У них ужасные лапы с пятью огромными пальцами. Я, знаете ли, никогда больше не забуду эти пальцы, которые схватили меня и запихнули в тесный ящик. Мальчишки называли его спичечным коробком. Я в нём едва помещался. Ох, как там было душно, темно. Они засовывали этот ящик в огромный мешок, который называли карманом, и всё время трясли, отчего у меня кружилась голова. Время от времени они открывали коробок, и я думал, что меня хотят съесть. Но они только смотрели на меня, трогали жуткими пальцами и снова закрывали эту невыносимую тюрьму.
Жук перевёл дух и страдальчески посмотрел на потрясённых слушателей.
- Да-да, это всё было, да-да, - сказал он и продолжал. - А потом они вытащили меня и стали заставлять ползать по огромному полю, которое они называли учительским столом. Они клали передо мной какие-то брёвна, называемые карандашами, и заставляли перелезать через них. А когда я отказывался, они толкали меня сзади изо всех сил. Как это было унизительно…
Затем они взяли толстую верёвку, которую называли ниткой, и хотели привязать её к моим ногам. Они хотели, чтобы я летал на этой нитке им на потеху. Ох, как я боролся, как боролся… К счастью, в этот момент раздался какой-то оглушительный звон. Мои мучители закричали: «Звонок! Звонок!», и все куда-то побежали. Я воспользовался суматохой и вырвался из лап главного мучителя. Мои крылья, мои чудесные, сильные крылья спасли меня. Я вылетел через открытое окно и помчался что было силы. Я летел, не разбирая дороги, всё дальше, дальше. Я боялся, что они преследуют меня… И вот я здесь. Будьте добры, посмотрите, всё ли у меня цело - ножки, усики…
Два жука внимательно осмотрели своего измученного собрата и поспешили заверить его, что всё в порядке.
- Поешьте, - предложил один из них с глубоким вздохом, - здесь очень вкусный листочек.
А другой задумчиво произнёс:
- Надо же, как всё-таки опасно жить на свете…

СЛУЧАЙ С ЖУКОМ-ГРИБНИКОМ

В тот тёплый июльский день Танин папа принёс из леса много грибов. Таня с интересом рассматривала разные грибы в корзине. Особенно ей понравился большой подберёзовик. Она взяла его и с восторгом воскликнула: «Мама, смотри, какой красивый гриб!»
И в этот момент маленькое, не больше сантиметра, юркое существо выскочило из грибной шляпки и побежало по руке девочки, а затем упало на пол и устремилось под шкаф.
«Ой, кто это?!» - воскликнула Таня и с испугу уронила гриб.
Мама заглянула под шкаф. Маленькое существо выбежало на середину комнаты и заметалось там, а потом забегало вокруг ножки стула. Это было какое-то насекомое, кажется - жук.
«Его надо немедленно раздавить, а то ещё укусит», - сказала мама и принялась ловить жука. А тот, словно поняв, что вот-вот погибнет, быстро забрался на папину ногу и застыл, как будто просил защиты.
Папа сидел молча и с любопытством рассматривал необычного жука. А тот действительно был необычным. У большинства жуков брюшко закрыто твёрдыми надкрыльями, а у этого - нет. Бегая, он поднимал и опускал своё брюшко. Наверное, это движение испугало маму, как будто жук хочет ужалить, но ведь никакого жала у него и в помине нет.
Учёные называют этого жука грибником, а если совсем точно, то грибником рыжим. Называют так за то, что он встречается в грибах и окрашен главным образом в рыжий цвет. Впрочем, голова и часть брюшка у него чёрные. Голова у грибника большая, а на ней длинные, словно кинжалы, челюсти. Другое название этого жука - хищник рыжий. Он действительно хищник, но опасен только для мелкой живности, обитающей в грибах. И прежде всего для маленьких «червячков» - личинок грибных комариков и мушек, тех самых, из-за которых грибы бывают червивыми.
Вот такой это оказался жук.
Что же с ним делать?
Мнения разделились. Мама по-прежнему хотела его раздавить, а папа предложил отнести жука в лес.
Этому очень обрадовалась Таня, ведь она совсем не желала гибели грибного жука.
Папа ловко поймал рыжего грибника и посадил его в баночку. Потом принёс и положил туда несколько зелёных листочков. Он закрыл баночку крышкой со множеством отверстий, чтобы жук не задохнулся. Утром следующего дня папа по дороге на работу зашёл в ближайший небольшой лес и отпустил жука на волю…
Да, взрослые и дети любят ходить в лес по грибы, за ягодами, за орехами. Дело это нужное и хорошее. Но вот о чём не стоит забывать: вместе с ягодами, орехами, грибами в наши корзинки, сумки, банки попадают самые разные мелкие животные. Это всевозможные насекомые: маленькие жучки, клопики, муравьи, гусенички… Это паучки и иногда маленькие многоножки. Это улитки с раковинками и без них.
Все они вместе с грибами, орехами, ягодами попадают к нам домой. А тут их ждёт чаще всего печальная судьба. Многие люди уничтожат их сразу же, разбирая грибы и ягоды. А тех, кто сумеет убежать и спрятаться где-нибудь в квартире, тоже ожидает гибель. Ведь все они - обитатели леса и могут жить только там.
Как же быть? А вот как: собирая грибы, ягоды, орехи, будь внимательнее. Осмотри их и всю живность сними и оставь в лесу. Или просто подожди, пока животные сами убегут и уползут. Они в большинстве своём делают это довольно быстро. Кому же хочется пропадать!
И всё равно кто-то из них попадёт к вам домой. В этом случае их можно собрать в небольшую закрывающуюся коробочку или баночку, но такую, в которой они могли бы дышать и не погибли. А затем не поленись и отнеси их в ближайший лес, парк или сквер.
Вот, скажешь ты, какая канитель. Но пусть твоей наградой будет радость от того, что ты спас жизнь стольких живых существ!


ВЕЛИКАН НА ПОЛЯНЕ,

ИЛИ ПЕРВЫЕ УРОКИ

ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ЭТИКИ

Пособие для учащихся общеобразовательных учреждений

«Просвещение»

ВЕЛИКАН НА ПОЛЯНЕ

Наша планета Земля очень велика в сравнении с каждым человеком, а он так мал в сравнении с ней! Но тот же человек, идущий по лесной поляне, опушке, лугу, превращается в огромного великана. Во-первых, потому, что на полянах и опушках живут существа, которые гораздо меньше человека: жуки и муравьи, гусеницы и бабочки, пчёлы и шмели, пауки и улитки и многие, многие другие. Во-вторых, потому, что даже большие обитатели Земли, например вековые деревья, не говоря уже о маленьких существах, чаще всего перед человеком беззащитны. Причём могущественным Великаном на поляне может быть не только взрослый, но и ребёнок. Как хорошо, если этот великан добрый. Он не наступит нарочно на скрытый в траве муравейник, не обидит неповоротливую гусеницу, сидящую на листке, не сорвёт напрасно цветок, не оставит после себя мусора... И как печально, если великан окажется недобрым, равнодушным, а то и жестоким к тому, что его окружает.

Мы расскажем тебе, как лучше вести себя в природе, что можно в ней делать, а чего нельзя и почему. Ведь природа страдает не только от дыма заводов и фабрик, от грязных отходов, постоянно выливающихся в реки и моря, от вырубки лесов... Природе плохо и оттого, что многие люди, собирая грибы, ловя рыбу, просто гуляя и отдыхая, нередко вредят ей, порой и сами того не замечая. Ведь многих взрослых, когда они были маленькими, почти совсем не учили беречь природу. А многие дети ещё не успели этому научиться.

Книга называется «Великан на поляне». Но её можно назвать и по-другому: «Первые уроки экологической этики».

Что это означает?

Этикой называют науку о душевных качествах человека (таких, как доброта, честность, отзывчивость), о том, как нужно и как не нужно поступать в различных жизненных ситуациях, о том, что хорошо, а что плохо.

А экология - это наука о нашем природном доме.

Вот и получается, что экологическая этика учит, как нужно относиться к природе, как вести себя в ней.

Но мы написали: «Первые уроки экологической этики». Что значит первые уроки? Конечно, мы вовсе не имеем в виду обычные школьные уроки. В книге собраны всего лишь рассказы, но мы надеемся, что они могут кое-чему научить. Причём очень важному и даже самому главному в отношении к природе. К тому же мы писали эту книгу для того, чтобы она помогала тебе не только в повседневной жизни, но и на школьных уроках тоже. Если ты занимаешься по учебникам, на которых написано «Зелёный дом», то эта книга тебе обязательно пригодится.

На страницах нашей книги живут и действуют ребята (такие же, как ты, или помоложе, или постарше тебя), их родители, учителя и учёные, туристы и грибники. Большинство рассказанных историй не выдумано, а взято из жизни.

Животные и растения, камни и почва, вода и воздух - это всё природа. Человек - её часть. И если человек красив, добр, умён, то именно таким - красивым, добрым, умным - должно быть его поведение в природе.

ЗАБАВНАЯ ИСТОРИЯ

С БРОНЗОВКОЙ ЗОЛОТИСТОЙ

Живёт рядом с нами, встречаясь на лесных опушках и полянах, изумрудный, сверкающий жук - бронзовка золотистая. Если летом ты будешь проходить по опушке леса и заметишь цветущие кусты шиповника, остановись и вглядись в то, что на них происходит. Возможно, тебе повезёт и в каком-нибудь из ярких, ароматных цветков ты увидишь её, бронзовку. Что она здесь делает? Конечно же лакомится пыльцой, которой так много в цветках шиповника.

Однажды по лесу шёл грибник Пётр Петрович. Впрочем, грибник он был не совсем обычный. Нередко, не набирая грибов, он приходил из лесу очень довольный. Знакомые и соседи говорили ему: «Что же вы, Пётр Петрович, ходили за грибами, а корзинка почти пуста?»

А он, немного смущаясь, отвечал, что грибник он совсем неважный и, наверное, грибы его не любят.

Но всё дело было в том, что в лесу его интересовали не столько грибы, сколько другие живые создания, населяющие лес. И больше всего те, которые имеют шесть ножек, - насекомые. Встречи с интересными насекомыми доставляли этому доброму человеку больше радости, чем найденный гриб.

Пётр Петрович шёл по лесу и внимательно присматривался к окружающему. Присматривался и прислушивался: не пробежит ли по дорожке ловкий, быстроногий жук-скакун? Не мелькнёт ли над травой яркая бабочка-медведица? Не прожужжит ли где-нибудь среди деревьев полосатый, как тигр, красавец шершень?

Замечательных насекомых на свете много, они тут, рядом. Надо только любить их и хотя бы немного знать, и тогда желанная встреча обязательно произойдёт.

Хорошо или плохо поступают взрослые, когда сжигают траву? Что будет, если сжечь траву — молодая быстрее вырастет? Примерно такие вопросы заставили двух друзей Петю и Юру, проживающих в деревеньке Холмы, поспорить и даже поссориться. Петя верил взрослым, которые считали, что прошлогоднюю траву нужно сжигать. Он ее поджег на одном из холмов.

Однако Юра загасил пламя и сказал, что огонь погубит насекомых. Поссорившись, друзья отправились к ученому-биологу Ивану Петровичу. И он очень образно объяснил, что в огне погибают разные букашки и червячки, молодая трава, семена. И это грозит тем, что будет расти только та трава, у которой корни глубоко в земле. Значит, поменяется растительность. А на месте кострища со временем начнет разрушаться почва, и может даже овраг появиться.

ГОРИТ ТРАВА
Деревня Холмы потому так и называлась, что раскинулась на высоких холмах, у подножий которых
текла речка Быстрая Хороша была речка, много родников питало ее Вода в ней была чиста и
прозрачна А с берега можно было видеть, как на глубине ходит рыба.
Неподалеку от деревни стоял большой сосновый лес. Сосны в нем были все как на подбор, стройные,
красивые. Высоко к синему небу возносили они свои вечнозелёные кроны. А сколько в этом лесу
было грибов! Му а воздух, пропитанный ароматным запахом хвои и смолы, казалось, можно было
просто «пить».
На краю деревни жили два друга. Петя и Юра. Они уже были совсем большими (так они сами
считали) и учились в пятом классе. Друзья были верные, друг другу всегда и во всём помогали и
почти никогда не ссорились
Но однажды они сначала сильно поспорили, затем поссорились, а дальше и того хуже - чуть не
подрались, чего с ними никогда не бывало А произошло все из-за самой обычной травы, густым
ковром покрывавшей склоны холмов у деревни
Кто-то из взрослых сказал Пете, что хорошо бы поджечь на холмах старую сухую прошлогоднюю
траву Её станет меньше, и тогда быстрее пробьется к свету молодая зелёная травка И делать это
надо в конце апреля. Мальчишка, недолго думая, решил заняться этим в сухой солнечный денек. Он
поджёг старую траву на одном из холмов и стал наблюдать, как она горит
Но вдруг откуда ни возьмись рядом с Петей появился Юра Ничего не говоря своему другу, он
большой сухой веткой начал гасить разгорающееся пламя. Петя сильно возмутился поведением Юры
и стал отпихивать его от огненной полосы, приговаривая «Ты почему не даешь мне жечь старую
траву, ведь она мешает расти молодой!» «Ты хоть понимаешь, что делаешь? - не отступал Юра, -
ведь старую траву жечь нельзя. 8 ней сгорит вся мелкая живность!» «Ну и пусть сгорит, зато лучше
будет расти молодая трава1» - отвечал Петя
Не на шутку рассердившиеся друзья долго кричали и чуть было не пустили в ход кулаки. Но вовремя
остановились Ведь они были настоящими друзьями и всерьёз поссориться никак не могли Они
вместе решили затушить пламя, а затем пойти к Ивану Петровичу.
Иван Петрович был старым профессором ботаники Всё своё время он отдавал изучению растений В
деревне он жил с весны и до осени. Ребята любили старого ученого и нередко приходили к нему в
гости А тот искренне радовался своим юным любознательным друзьям. Именно так он их называл.
Профессор писал книгу о растениях и постоянно ходил в ближние леса изучать их в природе.
Бывало, что и ребята ходили вместе с ним Найдя какую-нибудь совсем неприметную травинку, Иван
Петрович мог очень много и долго рассказывать о ней. Любовь к маленькому зеленому созданию
светилась в глазах учёного А Юра с Петей, слушая его рассказ, удивлялись тому, как интересно
может- быть самое обыкновенное растение. Но ещё больше их удивляло то. что можно так много о
нём знать и так сильно его любить
Уж кто-кто. а Иван Петрович наверняка знает, как правильно поступить, подумали мальчишки и
направились к его дому.

Старый ученый вышел к друзьям и. узнав, зачем они к нему пожаловали, улыбнулся.
- Ну что ж, сядем вот здесь, на крылечке, и поговорим А кто из вас прав, сами и увидите
- Когда Петя поджег сухую, старую прошлогоднюю траву. - начал Иван Петрович. - он. наверное
и не заметил, что с нею вместе загорелись и зелёненькие ростки свежей молодой травы А ведь он
вроде бы из-за нее и старался
Мальчик смутился Он вспомнил, что среди сухой травы действительно уже показалась кое-где
живая зеленая травка, но он тогда не обратил на это внимания. А ведь огонь не пощадил ни старую,
ни молодую траву
- Кроме того. - продолжал Иван Петрович. - луга и опушки, где ежегодно поджигают траву, со
временем становятся очень бедными - там остаётся гораздо меньше разных видов растений Ведь
сохраняются лишь те растения, у которых корни в почве расположены глубоко и от огня не страдаю
Другие растения погибают Сгорают и семена, сохраняющиеся на почве с прошлого лета
А теперь скажите, кто ещё сгорает или может сгореть?
Юра сразу ответил, что сгорают маленькие животные, населяющие траву насекомые, пауки, улитки
и другие.
- Правильно, молодец - сказал старый ученый и продолжил свои рассуждения - В самом
верхнем слое почвы живут и совсем маленькие растения и животные. Они так малы, что их можно
увидеть только в микроскоп Что же происходит с ними, когда горит трава?
- Наверное, они тоже гибнут, ведь самые верхние комочки почвы могут сильно нагреться и там буде
очень горячо. - ответил Петя
- Верно« А хорошо это или плохо для почвы? - спросил Иван Петрович.
- Наверное, плохо, - догадались мальчишки
- Не просто плохо, а очень плохо! Ведь всё. что в почве живёт, ей очень нужно« - воскликнул стары
ботаник.
Профессор помолчал, а затем продолжил
- Но это ещё не всё. Земля, то есть почва, нуждается в природном удобрении Травы, растущие на
ней. все нужные им вещества берут из почвы. А когда они умирают, то эти вещества обратно в почву
и возвращаются Что же получится, если траву сжигать?
Иван Петрович внимательно посмотрел на друзей. А те молчали. Несколько минут они напряженно
демали
Вдруг Петя воскликнул. «Понял, понял! Все эти вещества превратятся в дым, а в почву не вернутся!*
«Значит, в почве станет меньше нужных ей веществ», - добавил Юра
Профессор кивнул в ответ и продолжал;
- А ведь ещё частенько сгорают остатки уже отмерших растений, из которых со временем мог бы
образоваться перегной И в результате там. где траву постоянно жгут, почва истощается, то есть
становится бедной питательными веществами На ней с течением времени появляются небольшие
участки, совсем не покрытые, незащищённые травой. Во время сильных дождей или таяния снегов
потоки воды разрушают такую почву, особенно на крутых склонах
- И может появиться овраг? - спросили ребята в один голос.

Да. со временем вполне может появиться, - с горечью ответил профессор
- Иван Петрович! А ведь от горящей травы может загореться и наш красивый сосновый лес. Да и в
нашей деревне может начаться пожар. - сказали мальчишки
- Ну. надеюсь, до этого не дойдет. Хотя разных бед от огня может быть немало. В местах, где
полыхают подожжённые травы, очень плохо бывает птицам и зверькам Попав в кольцо огня, мелкие
животные нередко гибнут. Дышать им трудно, ведь в воздухе столько дыма. Загораются от искры и
пламени такого пожара стога соломы и даже иногда, вы правы, жилые дома и другие постройки А
ещё нарушается красота земли. Ведь у весны цвет должен быть зелёный, а не чёрный.
- Ну. вот и всё. - заключил профессор - А теперь сами скажите, можно или нет поджигать старую,
сухую траву на лугах и опушках, на лесных полянах, на склонах оврагов и балок, да и в других
местах? птица
- Ни в коем случае нельзя! - хором воскликнули друзья, очень довольные тем. что получили такое
подробное объяснение Им даже казалось, что они вроде бы и сами додумались до всего этого И
только Петя был немного смущён. Ведь он спорил с Юрой, а тот оказался прав
- Иван Петрович. - спросили мальчишки. - но почему же тогда некоторые взрослые да и дети
считают, что нужно каждую весну поджигать траву?
Мудрый старик с печальной улыбкой ответил
- Они это делают по незнанию. Многие люди, к большому сожалению, вообще не задумываются над
своим поведением в природе От этого страдают и природа, и они сами
- Ну а теперь пошли пить чай. Устали, наверное, от размышлений и споров, - сказал Иван
Петрович и пригласил ребят в дом

Загрузка...