docgid.ru

Владимир Николаевич Челомей: биография. Прорыв в будущее. Генеральный конструктор В.Н. Челомей Другие формы увековечения памяти

Челомей Владимир Николаевич – Генеральный конструктор ракетно-космической техники, академик АН СССР.
Родился 30 июня 1914 года в городке Седлец Привисленского края (ныне территория Польши) в 70 километрах от Варшавы в семье учителей. Вскоре семья переехала в город Полтаву (Украина), подальше от района боевых действий в начавшейся Первой мировой войне.
В 1926 году семья переехала в Киев, где В. Н. Челомей продолжил учебу в семилетней трудовой школе. В 1929 году после окончания школы поступил в Киевский автомобильный техникум; в 1932 году, закончив техникум, поступил на авиационный факультет Киевского политехнического института (в 1933 году на базе этого факультета был создан Киевский авиационный институт).
В 1932 г. Владимир поступает на авиационный факультет Киевского политехнического института. С первого курса он совмещает учебу с работой техником-конструктором в филиале НИИ Гражданского воздушного флота, кроме того, посещает лекции по математике в Киевском государственном университете. В Академии наук УССР прослушал курс лекций по механике и математике итальянского ученого Т. Леви-Чевита. Любимой дисциплиной юноши становится механика, особенно ее раздел « Теория колебаний», которой он занимался всю свою жизнь. В студенческие годы Владимир Николаевич общался с выдающимися учеными: академиком Д. А. Граве, известным своими трудами по алгебре, прикладной математике и механике; крупным специалистом по нелинейной механике и численным методам академиком Н. М. Крыловым. В 1936 г. В. Н. Челомей, еще студент, опубликовал свою первую работу - « Векторное исчисление» - краткий курс векторного анализа, содержащий интересные приложения для решения задач механики. Институт откомандировал выдающегося студента для чтения лекций. В частности, осенью того же года Владимир Николаевич прочитал курс лекций по вопросам динамики конструкций для инженеров завода им. П. И. Баранова (г. Запорожье). По его рекомендациям устранены вибрации в узлах двигателей, которые выпускал этот завод.
Проходя практику на Запорожском моторостроительном заводе, он « …выполнил большую расчетно-исследовательскую работу по крутильным колебаниям авиамоторов» и « …проявил особо высокую теоретическую и инженерную подготовку» (справка Запорожского завода). Эта и другие работы Челомея позволяли выяснять причины отказов авиадвигателей. Уже тогда у него возник замысел пульсирующего воздушно-реактивного двигателя, и он, получив разрешение, проводил на оборудовании завода опыты в интересах его разработки и создания.

На заводе он прочел большой 70-часовой курс лекций по теории колебаний инженерам завода. По отзыву академика Л. И. Седова, многие теоретические результаты, изложенные в этих лекциях, для того времени были новыми и в дальнейшем вошли в учебники и специальные справочники.
В 1937 году В. Н. Челомей на год раньше с отличием окончил Киевский авиационный институт. Дипломная работа на тему « Колебания в авиационных двигателях» была защищена блестяще и признана Ученым советом выдающейся, на уровне кандидатской диссертации.
После окончания института работал в Институте математики АН УССР и учился в аспирантуре. В 1939 году защитил кандидатскую диссертацию на тему « Динамическая устойчивость элементов авиационных конструкций».
Научные интересы В. Н. Челомея сосредоточились на исследовании динамической устойчивости упругих систем. В ходе этих исследований он получил важные теоретические результаты, нашедшие применение в практике, – предложенный им метод определения продольных, поперечных и крутильных колебаний упругих систем. Этот метод позволяет создать универсальную вычислительную программу для ЭВМ и широко применяется и сейчас.
В 1940 г. в числе 50 лучших молодых ученых СССР его принимают в специальную докторантуру при АН СССР. Тема диссертации: « Динамическая устойчивость и прочность упругой цепи авиационного двигателя», но война перечеркнула все.
С первых дней войны В. Н. Челомей работает в Центральном институте авиационного моторостроения им. П. И. Баранова. Владимира Николаевича назначают начальником отдела, занимающегося разработкой пульсирующих воздушно-реактивных двигателей (машина периодического действия, работающая без компрессора при повышенном давлении воздушного потока). Отдел организован по его инициативе.
Приказ Наркомата авиационной промышленности от 19 сентября 1944 года о назначении В. Н. Челомея Главным конструктором и директором опытного авиационного завода № 51 положил начало созданию новой организации, со своей тематикой, своими задачами, принципами и методами работы, которые привил коллективу его главный конструктор.
К началу 1945 года в КБ ученым был создан самолет-снаряд 10Х. В 1948 году закончились его испытания, но на вооружение он не был принят из-за неудовлетворительных тактико-технических характеристик. В. Н. Челомей на некоторое время отошел от практической конструкторской работы, занимался наукой и преподаванием, однако тематику крылатых ракет (так стали называть самолеты-снаряды) не оставил.
Разработками В. Н. Челомея заинтересовалось командование ВМФ, и в июне 1954 года в подмосковном Тушино на моторном заводе № 500 была создана специальная конструкторская группа по проектированию крылатой ракеты второго поколения. В этой ракете реализовывались новые идеи ученого: во-первых, ракета помещалась в транспортно-пусковом контейнере, закрытом герметичной крышкой; во-вторых, крылья ракеты в контейнере находились в сложенном положении и раскрывались после старта; в-третьих, применялся пороховой ускоритель для вывода ракеты из контейнера. Реализация этих идей позволила опередить США в вопросе вооружения подводных лодок.
В 1955 году В. Н. Челомею был передан механический завод в городе Реутове под Москвой, где было создано ОКБ-52 Министерства авиационной промышленности. Челомей сумел создать на предприятии сплоченный и эффективно работающий творческий коллектив, что было важным достижением, обеспечившим дальнейшие успехи. За короткое время под его руководством КБ выросло и превратилось в мощную научно-конструкторскую организацию.
В 1956 г. он указал на практическую возможность повышения устойчивости упругих и жидкостных систем с помощью высокочастотных вибраций. Это исследование получило позже обширное теоретическое развитие и практические применения; в 1958 г. разработал нелинейную теорию статической и динамической устойчивости гидравлических и пневматических золотниковых сервомеханизмов. Эту теорию В. Н. Челомей подтвердил специальными экспериментами.
В 1958 г. В. Н. Челомея избрали членом-корреспондентом АН СССР, а в 1962 г. - действительным членом АН СССР по специальности « механика». Как отмечает в своих воспоминаниях академик А. А. Дородницын, « теоретический багаж у В. Н. Челомея был выше, чем у остальных конструкторов… он был большим авторитетом и в академической среде. Он решал не только технические задачи, но и научные проблемы. В. Н. Челомей был ближе к аэродинамике. Его работы отличались лучшими аэродинамическими свойствами. Он также первый преодолел страх перед автоматикой. У него автоматически раскрывались крылья еще на крылатой ракете. Он не боялся практически применять те возможности автоматики, которые пока были известны лишь теоретически. У него чутье на все новое».
В 1963 г. по представлению академика М. В. Келдыша В. Н. Челомей избирается членом Президиума АН СССР. Академик Л. И. Седов, представляя В. Н. Челомея в академики, в своем отзыве отмечал, что научные и конструкторские работы В. Н. Челомея представляют…начало целой серии новых изысканий в области упругих систем, имеющих крупнейшее прикладное значение… В. Н. Челомей впервые создал теорию расчета винтовых пружин различной формы на устойчивость и колебания… его работы получили дальнейшее развитие и крупное прикладное значение в области автоматического управления. Он - автор разнообразных типов конструкций, многих принципиально новых изобретений в мировой технике, имеющих важное значение для обороны страны. В. Н. Челомею принадлежит создание первого ракетного старта крылатых беспилотных объектов. Такой старт теперь является общепринятым в мировой ракетной технике.

Челомей и Келдыш

19 июля 1963 г. Президиум АН СССР в Постановлении за подписью президента АН СССР постановил, что « академики С. П. Королев и В. Н. Челомей осуществляют общее руководство разработкой научных проблем по новой технике». В начале 1958 г., как пишет в своей книге С. Н. Хрущев, его учитель по МВТУ профессор Л. И. Ткачев, зная увлечение С. Н. Хрущева флотом, повез его к В. Н. Челомею - главному конструктору ракетного вооружения подводных лодок. Вначале конструкторское бюро Челомея выглядело весьма скромно, « небольшой трехэтажный цех с пристроенным к одной стене так называемыми бытовками, рядом помещение, похожее на сарай. Там размещался сборочный цех - святая святых конструкторского бюро. Территорию окружал деревянный забор… в ворота пропускали беспрепятственно, без пропусков. Кабинет В. Н. Челомея невелик, на счету каждый сантиметр, на стенах красочные плакаты - невиданные подводные лодки с какими-то трубами, из труб вылетают ракеты с маленькими, сильно скошенными назад крылышками».
Далее В. Н. Челомей продемонстрировал плексигласовый цилиндр на невысокой подставке и ракету с плотно прижатыми к туловищу крылышками и подчеркнул преимущество крылатых ракет, которые тогда называли самолеты-снаряды. За счет подъемной силы крыльев они способны при значительно меньшем весе нести более тяжелый груз. Рассказал о ФАУ-1, американских « Матадорах», « Регулусах». Изобретения В. Н. Челомея в то время поддерживали моряки.
На этом этапе к 1965 г. реализованы основные проекты ракетных комплексов, а П-6, П-35, « Аметист», « Малахит», П-7, « Базальт» и ряд других сдаются на вооружение или находятся в стадии летных испытаний. За эти работы, имеющие характер национальных программ, в 1959 г. и 1963 г. предприятие награждается орденами Ленина и Трудового Красного Знамени;
— создание систем управляемых КА, начало разработки пилотируемых кораблей и станций;
— создание баллистических ракет и ракет-носителей. В короткие сроки путь от проектов до летных испытаний проходят ампулизированная баллистическая ракета УР-100 (SS -11), поставляемая с завода в контейнере, и универсальные ракеты УР-200 и УР-500, которые могли использоваться и как боевые, и как ракеты-носители.
Обсуждение новых проектов ракетного оружия. В нижнем ряду — генеральный конструктор В. Н. Челомей, министр общего машиностроения С. А. Афанасьев и главнокомандующий ВМФ С. Г. Горшков
Сейчас кажется невероятным, но от аванпроекта в 1961 г. до запуска первого в мире маневрирующего спутника « Полет» (прототип истребителя спутников, ИС), с совершенно новой системой управления академика А. Расплетина и главного конструктора А. Савина и новыми двигательными установками ОКБ-52 и КБ Туманского, в ноябре 1963 г. прошло чуть больше двух лет! А в 1965 г. — запуск первого в мире тяжелого ИСЗ « Протон» ракетой нового класса УР-500.
Этап 1966–1978 гг. связан с реализацией проектов ракетно-космических систем и баллистических ракет стратегического назначения. Именно в эти годы получила путевку в жизнь тяжелая РН УР-500К, которая вывела 16 ноября 1968 г. автоматическую научную станцию « Протон-4» массой 17 т. Названная именем этого спутника, ракета « Протон» и сегодня надежно служит делу освоения космического пространства.
Разработкой ракетно-космического комплекса « Алмаз», начатой в 1965 г., была заложена основа семейства орбитальных пилотируемых станций (ОПС). В 1973 г. была запущена станция « Алмаз» (ОПС-1) под названием « Салют-2», в 1974 г. – ОПС-2 « Салют-3», на которой нес вахту экипаж Павла Поповича и Юрия Артюхина. В 1976 г. была запущена ОПС-3 « Салют-5», на которой 49 суток проработали космонавты Борис Волынов и Виталий Жолобов, а затем, в 1977 г. – Виктор Горбатко и Юрий Глазков. По оценке В. Н. Челомея, комплекс задач в этом полете был наиболее сложным, а уровень работы именно последнего экипажа стал эталонным для тех, кто в дальнейшем готовился к полетам.

Ракетные академики Макеев и Челомей

С 1978 г. предприятие вытесняется руководством ВПК из пилотируемой программы Советского Союза. Но богатое наследство комплекса « Алмаз» продолжало жить в пилотируемых и беспилотных станциях, кто бы их ни строил. Известно, что все станции « Салют» и « Мир» ведут свое начало от ОПС « Алмаз», тяжелый транспортный корабль ТКС с возвращаемым аппаратом, разработанные для комплекса « Алмаз», летали в составе станций « Салют-6», -7, а модули комплекса « Мир» также созданы на базе ТКС. Задел комплекса « Алмаз» служит и в проекте Международной космической станции.
В 1983 году принимается на вооружение противокорабельная крылатая ракета П-700 « Гранит». Комплекс « Гранит» обладал рядом качественно новых свойств. Впервые была создана ракета большой дальности стрельбы с автономной системой управления. Бортовая система управления строилась на основе мощной трехпроцессорной вычислительной машины с использованием нескольких информационных каналов, что позволяло успешно разбираться в сложной помехой обстановке и выделять истинные цели на фоне любых помех. В ракете воплотился богатый опыт НПО по созданию электронных систем искусственного интеллекта, позволяющий действовать против одиночного корабля по принципу « одна ракета — один корабль» или « стаей» против ордера кораблей. Система управления ракетами выполняла функции распределения и классификации целей по важности, выбора тактики атаки и плана её проведения. Возможность маневрирования ракет позволила реализовать рациональный боевой порядок их в залпе с наиболее эффективной формой траектории. Это обеспечило успешное преодоление огневого противодействия сильной корабельной группировки.

Челомей, министр общемаша Афанасьев и Главком ВМФ Горшков с группой офицеров обсуждают вопросы ракетного вооружения флота

Ни в одной из предыдущих крылатых ракет, созданных в НПО машиностроения, не было сконцентрировано и успешно реализовано столь много новых сложнейших задач, как в ракете « Гранит». Ракеты нового универсального ракетного комплекса третьего поколения « Гранит» имели как подводный, так и надводный старт, дальность стрельбы 550 километров, обычную или ядерную боевую часть, несколько гибких адаптивных траекторий (в зависимости от оперативной и тактической обстановки в морском и воздушном пространстве района операции), скорость полета в 2,5 раза больше скорости звука.
8 декабря 1984 г. В. Н. Челомея не стало. Он ушел из жизни полный идей и творческих планов.

Семейный склеп Челомеев на Новодевичьем кладбище

Его именем названы улицы в городе Москве и в городе Реутов (Московская область), а также малая планета солнечной системы, зарегистрированная в международном каталоге под номером 8608 и названная « Челомей».

Бюст Челомея во дворе школы на Байконуре

Бюсты академика В. Н. Челомея установлены в Москве возле МГТУ имени Н. Э. Баумана и в Байконуре, а также в городе Байконур в честь академика назван Международный Космический лицей « им. В. Н. Челомея». Установлены мемориальные доски в Киеве на доме, где он жил и на здании Киевского института инженеров гражданской авиации (ныне Национальный авиационный университет), в Полтаве на здании школы № 10, в которой он учился. На территории НПО машиностроения создан мемориальный кабинет Героя. В Полтавском музее авиации и космонавтики открыт мемориальный зал В. Н. Челомея. Учреждена медаль имени Челомея, которой отмечаются деятели науки техники за выдающиеся работы в области ракетно-космической техники. В 2000 году создан союз ученых и инженеров имени академика Владимира Николаевича Челомея.

Награды:

— Дважды Герой Социалистического Труда (1959 , 1963).
— Лауреат Ленинской премии (1959 ) и трёх Государственных премий (1967 , 1974, 1982).

Владимир Николаевич Челомей (17 17 (30) июня 1914, Седльце, Российская империя - 8 декабря 1984, Москва, СССР) - советский конструктор ракетно-космической техники и учёный в области механики и процессов управления, академик АН СССР (1962). Дважды Герой Социалистического Труда (1959, 1963). Лауреат Ленинской премии и трёх Государственных премий СССР. Фактически возглавлял Совет главных конструкторов в 1961–1964 гг.

Биография

Владимир Николаевич Челомей родился 30 июня 1914 года в семье учителей народной школы губернского города Седльце Привислинского края Российской империи (ныне Польша).

В 1937 году окончил Киевский авиационный институт, где остался работать преподавателем.

В 1941 году начал работать в Центральном институте авиационного моторостроения (ЦИАМ) в Москве.

С 1944 года возглавлял Объединённое конструкторское бюро 51, ранее возглавлявшееся Н. Поликарповым, и ставшее сегодняшним «НПО машиностроения» (г. Реутов Московской области).

В 1952 стал профессором МВТУ им. Н. Э. Баумана, в 1962 году - академиком АН СССР.

С 1974 года - депутат Верховного Совета СССР.

Похоронен на Новодевичьем кладбище.

Достижения

Академик Челомей участвовал в создании ряда двигателей и прочих важнейших объектов ракетной, космической и авиационной техники. Под его руководством были разработаны ракеты-носители («Протон» активно используется до сих пор), искусственные спутники Земли «Протон» и «Полёт», орбитальные станции серии «Алмаз», пилотируемый корабль ТКС и т. п.

В. Н. Челомей являлся одним из ключевых создателей советского «ядерного щита». Однако же, один из крупнейших проектов учёного - интегрированный оборонно-наступательный океаническо-сухопутно-космический комплекс - не был реализован и остался невостребованным советской и российской оборонной промышленностью.

Основные труды по конструкции и динамике машин, теории колебаний, динамической устойчивости упругих систем, теории сервомеханизмов.

Награды

  • дважды Герой Социалистического Труда (26.06.1959; 28.04.1963)
  • 5 орденов Ленина (16.09.1945; 26.06.1959; 29.06.1964; 28.06.1974; 29.06.1984)
  • орден Октябрьской Революции (26.04.1971)
  • медали
  • Ленинская премия (1959)
  • три Государственных премии СССР (1967, 1974, 1982)

Память

Память в названиях объектов

В честь В. Н. Челомея названы:

  • Улица в Москве
  • Улица и площадь в Реутове
  • Астероид 8608, открытый Крымской обсерваторией.

Памятники и мемориальные доски

В память В. Н. Челомея установлены:

  • Памятник на площади Академика Челомея в Реутове.
  • Памятник на Лефортовской набережной в Москве.
  • Бюст в г. Байконур во дворе Международной космической школы имени академика В. Н. Челомея.
  • Мемориальная доска на здании школы № 10 в Полтаве.
  • Бронзовая мемориальная доска на фасаде здания Киевского института инженеров гражданской авиации (ныне Национальный авиационный университет).

Также имеются бюсты ученого у входа в МГТУ им. Баумана, в центральном сквере НПО «Машиностроение» в Реутове, на могиле академика на Новодевичьем кладбище. Кроме того, комиссией по монументальному искусству одобрено предложение по установке памятника ученому на Аллее Героев космоса возле Мемориального музея космонавтики в Москве.

«...бронзовый бюст на родине Героя <...> был положен. Загвоздка была в том, что городок Седльце, в котором родился Владимир Николаевич Челомей, находился к тому времени на территории Польши. <...> Бюст В.Н. Челомея был установлен возле МВТУ им. Н.Э. Баумана в июне 1984 года, к 70-летию академика. <...> После смерти В.Н. Челомея, этот же бюст, чуть измененный [скульптором] Виктором Сониным, стал основой для памятника В.Н. Челомею, который сейчас стоит на территории ОАО «ВПК «НПО машиностроения» <...> напротив корпуса № 24... На церемонию открытия памятника в сентябре 1988 года прибыло много почетных гостей. <...> От Министерства обороны на торжества приехали Вице-адмирал Федор Новоселов и Генерал-лейтенант РВСН Виктор Рюмкин. От Академии Наук СССР присутствовал академик Леонид Седов».

Владимир Птецов, ОАО «ВПК «НПО машиностроения».

    Могила Челомея на Новодевичьем кладбище Москвы

    Мемориальная доска в Киеве по месту жительства (1926–1941)

    Мемориальная доска в Полтаве по месту учёбы (1922–1926)

    Почтовая марка Украины (2003)

    Почтовая марка РФ (2014)

    Памятная монета Банка России (2014)

Другие формы увековечения памяти

  • Лицей «Международная космическая школа им. В. Н. Челомея» г. Байконур
  • Учреждена медаль имени В. Н. Челомея.
  • В 2003 году была выпущена почтовая марка Украины, посвящённая Челомею.
  • Именем Челомея назван самолёт А-320 (бортовой номер VQ-BCN) авиакомпании «Аэрофлот».
  • 30 июня 2014 выпущена Памятная серебряная монета из серии «Выдающиеся личности России» посвященная 100-летию со дня рождения конструктора В. Н. Челомея номиналом 2 рубля.

Фильмы

  • Л. Млечин. Советский космос: Четыре короля (2012).
  • Звёздные войны Владимира Челомея. ВГТРК, 2014 г.

    Челомей, Владимир Николаевич - Владимир Николаевич Челомей. ЧЕЛОМЕЙ Владимир Николаевич (1914 84), ученый в области механики и процессов управления. Под руководством Челомея в СССР разработаны ракета носитель и искусственный спутник земли “Протон”, некоторые другие… … Иллюстрированный энциклопедический словарь

    Челомей Владимир Николаевич - [р. 17(30).6.1914, Седлец], советский учёный в области механики и процессов управления, академик АН СССР (1962; член корреспондент 1958), дважды Герой Социалистического Труда (1959, 1963). Член КПСС с 1941. После окончания в 1937 Киевского… … Большая советская энциклопедия

    Челомей Владимир Николаевич Энциклопедия «Авиация»

    Челомей Владимир Николаевич - В. Н. Челомей Челомей Владимир Николаевич (1914—1984) — советский учёный в области механики и процессов управления и конструктор в области авиационной и ракетно космической техники, академик АН СССР (1962; член корреспондент 1958),… … Энциклопедия «Авиация»

    Челомей Владимир Николаевич - В. Н. Челомей Челомей Владимир Николаевич (1914—1984) — советский учёный в области механики и процессов управления и конструктор в области авиационной и ракетно космической техники, академик АН СССР (1962; член корреспондент 1958),… … Энциклопедия «Авиация»

    Челомей Владимир Николаевич - В. Н. Челомей Челомей Владимир Николаевич (1914—1984) — советский учёный в области механики и процессов управления и конструктор в области авиационной и ракетно космической техники, академик АН СССР (1962; член корреспондент 1958),… … Энциклопедия «Авиация»

    ЧЕЛОМЕЙ Владимир Николаевич - (1914 84) российский ученый, академик АН СССР (1962), дважды Герой Социалистического Труда (1959, 1963). Руководил разработкой ракеты носителя и искусственного спутника Земли Протон, искусственного спутника Земли Полет, орбитальных станций типа … Большой Энциклопедический словарь

    Челомей Владимир Николаевич - (1914 1984) советский учёный в области механики и процессов управления и конструктор в области авиационной и ракетно космической техники, академик АН СССР (1962; член корреспондент 1958), дважды Герой Социалистического Труда (1959, 1963). После… … Энциклопедия техники

    Челомей, Владимир Николаевич - [р. 17(30) июня 1914] сов. ученый в области механики, чл. корр. АН СССР (с 1958). Чл. КПСС с 1941. После окончания в 1937 Киев. авиационного ин та преподавал там. В 1941 44 работал в Центральном ин те авиационных моторов, а затем в ряде других н … Большая биографическая энциклопедия

    Челомей Владимир Николаевич - (1914 1984), учёный в области механики и процессов управления, академик АН СССР (1962), Герой Социалистического Труда (1959, 1963). Руководил разработкой ракеты носителя и искусственного спутника Земли «Протон», искусственного спутника Земли… … Энциклопедический словарь

Книги

  • Челомей (изд. 2017 г.) , Бодрихин Николай Георгиевич. Владимир Николаевич Челомей (1914-1984) - один из основоположников советского ракетостроения и космонавтики, выдающийся советский учёный в области механики и процессов управления, Генеральный…

Владимир Николаевич Челомей (укр. Володи́мир Микола́йович Челоме́й ; 17 (30) июня 1914, Седлец, Российская империя (ныне территория Польши) - 8 декабря 1984, Москва, СССР) - советский учёный в области механики и процессов управления, академик АН СССР (1962). Дважды Герой Социалистического Труда (1959, 1963).

Биография

Владимир Николаевич Челомей родился 30 июня 1914 года в семье учителей народной школы губернского города Седльце Привислинского края Российской империи (ныне Польша).

В 1937 году окончил Киевский авиационный институт, где остался работать преподавателем.

В 1941 году начал работать в Центральном институте авиационного моторостроения (ЦИАМ) в Москве.

С 1944 года возглавлял Объединённое конструкторское бюро 51, ранее возглавлявшееся Н. Поликарповым, и ставшее сегодняшним «НПО машиностроения» (г. Реутов Московской области).

В 1952 стал профессором МВТУ им. Н. Э. Баумана, в 1962 году - академиком АН СССР.

С 1974 года - депутат Верховного Совета СССР.

Похоронен на Новодевичьем кладбище.

Достижения

Академик Челомей участвовал в создании ряда двигателей и прочих важнейших объектов ракетной, космической и авиационной техники. Под его руководством были разработаны ракеты-носители («Протон» активно используется до сих пор), искусственные спутники Земли «Протон» и «Полёт», орбитальные станции серии «Алмаз», пилотируемый корабль ТКС и т. п.

В. Н. Челомей являлся одним из ключевых создателей советского «ядерного щита».

Основные труды по конструкции и динамике машин, теории колебаний, динамической устойчивости упругих систем, теории сервомеханизмов.

Награды

  • Дважды Герой Социалистического Труда (1959, 1963).
  • Лауреат Ленинской премии (1959) и трёх Государственных премий (1967, 1974, 1982).

Память

Память в названиях объектов

В честь В. Н. Челомея названы:

  • Улица в Москве
  • Улица и площадь в Реутове
  • Астероид 8608, открытый Крымской обсерваторией.
Памятники и мемориальные доски

В память В. Н. Челомея установлены:

  • Памятник на площади Академика Челомея в Реутове.
  • Памятник на Лефортовской набережной в Москве.
  • Бюст в г. Байконур во дворе Международной космической школы имени академика В. Н. Челомея.
  • Мемориальная доска на здании школы № 10 в Полтаве.

Также имеются бюсты ученого у входа в МГТУ им. Баумана, в центральном сквере НПО «Машиностроение» в Реутове, на могиле академика на Новодевичьем кладбище. Кроме того, комиссией по монументальному искусству одобрено предложение по установке памятника ученому на Аллее Героев космоса возле Мемориального музея космонавтики в Москве.

Другие формы увековечения памяти

  • Учреждена медаль имени В. Н. Челомея.
  • В 2003 году была выпущена почтовая марка Украины, посвящённая Челомею.
  • Именем Челомея назван самолёт А-320 (бортовой номер VQ-BCN) авиакомпании «Аэрофлот».
  • 30 июня 2014 выпущена Памятная серебряная монета из серии «Выдающиеся личности России» посвященная 100-летию со дня рождения конструктора В. Н. Челомея номиналом 2 рубля.

Владимир Николаевич Челомей (1914-1985 гг.) – выдающийся инженер XX века. Его жизнь вобрала наиболее значимые, сущностные черты эпохи. В его биографии слышен «шум времени».

XX столетие вошло в мировую историю как динамичное и радикальное время. Для России это был период войн, революций, кардинальных преобразований. Страна предлагала миру новую модель развития – социалистическую. Справедливо вспоминая горькие страницы советской истории, нельзя забывать и о том, что тогда же осуществлялись грандиозные замыслы, народ много и напряженно трудился. В различных сферах советской жизни появлялись увлеченные, энергичные люди. Творческие победы наших соотечественников также часть нашего прошлого. Среди плеяды талантливых имен есть и имя Владимира Николаевича Челомея. Деятельность ученого и конструктора была связана с ракетно-космической техникой, его вклад в укрепление оборонной мощи СССР – огромен.

На сегодняшний день знания о Владимире Николаевиче Челомее недостаточны. Но все же, собранные по крупицам, они существуют. Вместе с тем, знание эпохи, в которой он жил и работал, позволяет реконструировать его биографию.

Николай Михайлович Челомей ‒ отец В.Н. Челомея

Владимир родился 17 (30) июня 1914 года в семье учителей народной школы: Николая Михайловича и Евгении Фоминичны Челомей, в маленьком городке Седлец (ныне территория Польши). Затем семья переехала в Полтаву, на родину матери. Здесь родители подружились с Быковыми и Данилевскими, потомками А.С. Пушкина, Н.В. Гоголя, Г.П. Данилевского.

Евгения Фоминична Челомей ‒ мать В.Н. Челомея

Стоит напомнить и о том, что Челомеи тесно общались с педагогом А.С. Макаренко и писателем В.Г. Короленко. Та интеллигентная, насыщенная духовностью среда, в которой рос Володя, была наполнена уважением и традицией интеллектуального поиска. Как известно, в значительной степени, человека формирует его окружение, оно сыграло серьезную роль в становлении юноши. Семья, друзья родителей привили Челомею не только любовь к чтению, истории, музыке, живописи, технике, но и повлияли на становление твердого, упорного, целеустремленного характера.

Владимир Челомей, студент Киевского авиационного института. 1934 г.

В 1926 году Челомеи переехали в Киев. Окончив в 1929 году семилетнюю школу, Владимир поступил в Киевский автомобильный техникум, а в 1932 году ‒ в Киевский политехнический институт, на авиационный факультет. Через год этот факультет станет Киевским авиационным институтом им. К.Е. Ворошилова. Одновременно юноша учился в Киевском университете. В Академии наук УССР посещал занятия итальянского ученого Т. Леви-Чевита. Тогда же и на всю жизнь, механика, особенно ее раздел «Теория колебаний» станет его любимой дисциплиной. Обучение студент совмещает с работой техником-конструктором в филиале НИИ Гражданского воздушного флота.

Известно, что В.Н. Челомей говорил, что на его становление большое влияние оказал И.Я. Штаерман (1891 ‒ 1962 гг.) – математик, механик и педагог. Именно он стал руководителем первых научных работ студента В. Челомея.

Владимир Челомей писал рефераты, принимал участие в научных семинарах и конференциях, публиковал научные статьи. Он общался с учеными и техническими специалистами, порой спорил, отстаивая свою точку зрения. Но что не менее важно, учился принимать аргументированные взгляды оппонентов, учился изменять траекторию своих поисков, когда появлялись новые, ранее неизвестные выводы. Он постепенно превращался в конструктора, способного мыслить креативно.

А тем временем, в СССР шла индустриализация, выполнялись первые пятилетние планы. Инженер превращался в значимую фигуру экономических преобразований. Армия и инженерная специальность стали неразрывны. Выпускники получали не только диплом, но и звание лейтенанта. Молодого инженера захватили перемены, он готов был активно участвовать в укреплении обороноспособности страны. В 1937 году, на год, опередив однокурсников, Владимир Челомей с отличием закончил вуз. В 1939 году он защитил кандидатскую диссертацию. В 1940 году был принят в докторантуру Академии наук СССР. Тогда же о нем появилась заметка в газете «Правда», в которой отмечались его талант, прекрасная инженерная подготовка и склонность к изобретательству. Ему 26 лет, он сталинский стипендиат. 1 июня 1941 года блестяще защитил докторскую диссертацию «Динамическая устойчивость и прочность упругой цепи авиационного двигателя». Но началась война. Документы, поступившие в ВАК, пропали.

К 1940 году по абсолютным объемам промышленного производства, Советский Союз вышел на второе, после США, место в мире. Масштабные преобразования индустрии стали реальностью. Многие советские люди были уверены, что участвуют в строительстве самого справедливого общества на планете. Трудности быта и эксцессы той поры, казались временными и случайными.

В начале 1941 года В.Н. Челомей вступил в ряды Всесоюзной Коммунистической партии (большевиков). Думается, это был искренний поступок молодого человека, готового посвятить себя, свои умения, способности, свой труд родной советской стране. Отныне вся его жизнь, его работа будут принадлежать партии и государству. Отечеству требовались специалисты для создания первоклассного оружия, особенно в условиях нарастания военной угрозы.

22 июня 1941 года началась Великая Отечественная война. Также как и многие его сверстники, Челомей явился в военкомат, он был готов вступить в ряды Красной армии. Но неожиданно его оставляют в тылу, дают бронь и поручают производство оружия. В 1942 году он выдвинул ряд теоретических положений по пульсирующим воздушно-реактивным двигателям. В 1943 году создал пульсирующий двигатель, на базе которого появляются самолеты-снаряды. Занимается он также вопросами нестационарной газовой динамики и динамической устойчивости. Начинается карьерный рост. Осенью 1944 года В.Н. Челомей в 30 лет становится директором завода, на котором создавалось новое оружие – беспилотная боевая техника. Руководитель был молод. Отсутствие опыта компенсировал энтузиазм. Лично И.В. Сталин поддерживал эти начинания, полагая, что у ракетной техники большое будущее.

В.Н. Челомей среди сотрудников завода. 1945 г.

После войны возможности советской промышленности расширились. Американские историки Ф. Ордуэй и М. Шарп отмечали в связи с этим: «Советским специалистам нечему было учиться у немцев в сфере теории. В сфере же практики они быстро освоили немецкие методы инженерных расчетов и принципы управления научно-техническим процессом, а затем стали создавать по этим принципам свои собственные коллективы специалистов» .

За успехи в деле создания боевой техники в 1945 году В.Н. Челомея наградили орденом В.И. Ленина.

После завершения Великой Отечественной войны В.Н. Челомей вновь возвращается к своим научным изысканиям. Для защиты докторской диссертации Челомей выбирает Ученый Совет Московского высшего технического училища им. Н.Э. Баумана, знаменитую инженерную школу СССР. Высокая эрудиция диссертанта была оценена по достоинству. В 1951 году состоялась блестящая защита. Признано, что среди своих коллег-ракетостроителей, именно Челомей имел самое «ракетное» образование: теория колебаний, динамическая устойчивость упругих систем – альфа и омега полета ракеты. В 1952 году он стал профессором МВТУ им. Н.Э. Баумана.

Закончилась Вторая мировая война. Круг челомеевских задач был очерчен ясно и четко: создавать новое ракетное вооружение. Казалось, дальнейший подъем обеспечен. Но послевоенные надежды разбились о жестокую реальность: в конце 1940-х годов началась новая волна репрессий. В. Н. Челомей был среди тех, кто мог оказаться в системе ГУЛАГа. События разворачивались стремительно. В феврале 1953 года на заводе, который он возглавлял, все исследования были прекращены. Постановлением правительства руководитель был освобожден от должности. Казалось, что карьера закончилась, не успев начаться всерьез. Ждала ли Владимира Николаевича судьба зэка? Скорее всего, да. Но время сработало в его пользу. В феврале его сняли с работы, а 5 марта 1953 года страна узнала о смерти В.И. Сталина. У Владимира Николаевича появился шанс отстоять свои научные идеи и замыслы. В 1954 г. ему удалось прорваться на прием к Н.С. Хрущеву, показать макет своей крылатой ракеты. Первый секретарь пригласил конструктора на ближайшее заседание Президиума ЦК КПСС, где ему предоставили возможность выступить. Челомей боролся и за себя, и за дело своей жизни. И победил. Единогласно было принято решение о продолжении работ. 9 июня 1954 года появился приказ о создании «Специальной конструкторской группы». В ее первоначальном составе было всего 20 человек, а к концу 1954 года уже 200. Челомею предоставили базу в Подмосковье. К 1958 году конструкторское бюро Челомея стало головным по разработке крылатых ракет для военно-морского флота. При жизни конструктора 18 типов прошли летные испытания и 10 – приняты на вооружение.

В середине ХХ века мир вступил в период «холодной войны». Военные потенциалы СССР и США увеличивались. Стремясь не отстать в гонке вооружений, XX съезд КПСС объявил первоочередными задачи ускорения научно-технического прогресса. Число научно-исследовательских учреждений в 1950-е годы выросло с 2,8 до 3,2 тыс., а научных работников – со 160 до 350 тыс. По количеству инженеров СССР почти вдвое обогнал США.

Конечно, В.Н. Челомей был в числе тех, кто готов был все свои силы отдать укреплению мощи своего Отечества. При этом следует понимать, что такие руководители как он были важным звеном советской системы.

Конструктор создал сильный коллектив. Его единомышленниками стали В.С. Авдуевский, И.К. Денисов, О. И. Зубкова, М.И. Лифшиц, С.Л. Попок, С.Б. Пузрин, В.В. Сачков, П.Я. Федоров, Ю.Н. Шкроб. Он умел руководить людьми, был до крайности требователен, но в сложных жизненных ситуациях всегда старался помочь своим сотрудникам.

Будучи перспективно мыслящим человеком, готовил смену, воспитывая новые поколения инженеров. В 1960 г. В.Н. Челомей основал в МВТУ кафедру СМ-2 («Аэрокосмические системы»). Преподавателем он был запоминающимся, внимательно относился к способным студентам, лучших выпускников принимал на работу в Реутово.

Заведующий кафедрой СМ-2 МВТУ им. Н.Э. Баумана

Конец 1950-х – начало 60-х – плодотворная пора для Челомея. В 1958 году его избрали членом-корреспондентом АН СССР, а в 1962 году – действительным членом АН СССР по специальности «механика». Академик А.А. Дородницын отмечал, что Челомей был авторитетом в академической среде, что его часто приглашали не только для решения технических задач, но и для обсуждения научных проблем.

По воспоминаниям коллег, еще в 1959 году Челомей «заболел» Космосом. На Земле ему стало тесно. Челомея влекла пока неизведанная область управляемого полета в космосе. Он мечтал о подчинении траектории своей воле: маневрах, сближениях, облетах, стыковках и расстыковках.

На месте С.П. Королева хотели оказаться многие. И все же Сергей Павлович навсегда остался первым. Вместе с тем такой авторитет, как академик Е.А. Федосов отмечал: «Я убежден, что вклад Челомея в отечественное ракетостроение не меньше, чем вклад Королева».

В.Н. Челомей, Г.А. Ефремов и президент Академии наук СССР М.В. Келдыш,

Полет человека в космос во много раз увеличил количество инженерных задач. Тогда, в 1959 году Челомей увлекся плазменными двигателями, раскручивающими космический корабль по спирали вокруг Земли до тех пор, пока он не ложился на траекторию к Марсу или Венере. Еще одна задумка Владимира Николаевича воспроизводила вариант корабельной крылатой ракеты, она выпархивала в Космос из контейнера. Спустя десятилетия уверенность В.Н. Челомея получит реальное подтверждение: отечественный «Буран» и американский «Спейс-Шатл» спускались на землю именно на крыле. Челомей контактировал с коллегами А.А. Дородницыным, А.М. Люлькой, А.И. Макаревским, Г.И. Петровым, В.В. Струминским, Я.М. Серебрийским, Г.П. Свищевым..

Порой в исторической литературе пишут об отсутствии взаимопонимания и единства у тех, кто занимался ракетной техникой. Более того, настаивают: между Королевым и Челомеем существовала неприязнь. Однако мемуарные свидетельства это опровергают. Б.Е. Черток, В.А. Поляничко, Е.А. Федосов, С.Н. Хрущев свидетельствуют о товарищеских взаимоотношениях ученых. Вместе с тем, они ясно дают понять, что конкуренция между специалистами существовала. Ее активно нагнетали партийные аппаратчики.

В 1964 году в КБ В.Н. Челомея началось проектирование совершенно новой космической станции. По мнению специалистов, «Алмаз» обогнал конкурентов (Королева, американцев) не меньше, чем на десятилетие. Станция стала тогда сгустком новейших технологий, а сам Челомей проявил себя как мощнейший ученый-аналитик. Он проектировал пилотируемый корабль, который назвал «ракетоплан». Этот замысел не оставляла Владимира Николаевича до конца жизни. Но ему не суждено было осуществиться. По этому поводу один из сотрудников Челомея горько заметил, что среди военных это предложение Челомея приравняли к пустым, заоблачным фантазиям.

Любое дело в СССР зависело от политической конъюнктуры. Когда в 1964 г. сняли Первого секретаря ЦК КПСС Н.С. Хрущева, на В.Н. Челомея обрушился шквал проверок, инициированных в ЦК.

Главным недругом был Д.Ф. Устинов. На страницах многих воспоминаний роль министра обороны СССР в решении вопросов военно-промышленного комплекса описывается неоднозначно. Его отношение к В.Н. Челомею, его предприятию, многие очевидцы называют «зловещим». Этому неоднократно пытались дать объяснение. Возможно, правы те, кто полагает, что артиллерист Д. Ф. Устинов считал ракетостроение продолжением артиллерии. Он покровительствовал только своим. Челомей – авиатор, т.е. чужой, при этом он убежден, что может делать ракеты лучше. Устинов решил, что Владимира Николаевича надо уничтожить. Не физически, конечно. Всего лишь сузить его профессиональные горизонты: не допускать к космической тематике, оставив его ОКБ только морские проекты. Челомею устроили «чистилище». Принципиальную позицию в спорах заняли М.В. Келдыш, Н.Д. Сербин, ряд главных конструкторов, прежде всего А.М. Исаев. Челомея поддерживали оба министра обороны ‒ сначала Р. Я. Малиновский, затем А.А. Гречко. И тот и другой в разное время выходили на Генерального секретаря ЦК КПСС Л.И. Брежнева и объясняли ему полезность ОКБ Челомея для общего дела. И это был один из эпизодов того противостояния, которое разгорелось между конструкторами, стоявшими за каждым из них генералами и партийными функционерами.

Запуск крылатой ракеты

В.Н. Челомей все же смог осуществить некоторые свои замыслы, сыграв одну из ведущих ролей в развитии ракетной техники и космонавтики. История навсегда сохранит его имя в своих анналах, как и имена: С.П. Королева, М.К. Янгеля. Согласимся с мнением тех, кто не берется судить, кто из великой троицы заслуживает первого места, полагая, что все вместе, и никто в отдельности. Ведь и С.П. Королев, и В.Н. Челомей, и М.К. Янгель были творцами нашей космической славы. Они конкурировали друг с другом в научной, технической и организационной сфере. Однако, они одновременно друг друга дополняли, побуждая к новым поискам и открытиям.

Запуск с корабля

Благодаря напряженной работе В.Н. Челомея и коллектива, которым он руководил, удалось блестяще осуществить три национальных оборонных программы. Во-первых, военно-морской флот СССР оснастили подводными, противокорабельными ракетами. До настоящего времени эти ракеты, в значительной степени усовершенствованные, позволяют современной России успешно конкурировать с потенциальным противником на морских просторах.

Во-вторых, к 1974 году с помощью комплексов УР-100 и УР-100Н, удалось достигнуть паритета СССР и США по межконтинентальным баллистическим ракетам.

В третьих, именно В. Н. Челомей создал военно-орбитальную станцию «Алмаз». Данная разработка позволила СССР преодолеть отставание от США в информационной области с помощью космических средств и вновь открытых возможностей.

Реальными символами технологических прорывов СССР стало выполнение ядерной, ракетной и космических программ. За каждой из них стояли выдающиеся Конструкторы, Ученые, Инженеры. В числе этих незаурядных людей ‒ В.Н. Челомей, человек яркой индивидуальности. О нем сохранили различные, порой неоднозначные воспоминания, знавшие его люди.

Владимир Николаевич был под стать своему времени: волевым и бескомпромиссным. Решительным и жестким, грубым и бесстрашным, талантливым и сильным. Но всегда ‒ великолепным руководителем; гениальным конструктором, принципиальным человеком!

Восприемники Челомея полагают, что его труды по теории колебаний, устойчивости динамических систем, сервомеханизмов, вибрационных парадоксов внесли существенный вклад в развитие мировой науки. Его разработки в ракетостроении и проектировании специальных систем востребованы уже более 60 лет. Созданное им НПО успешно продолжает свою деятельность по тем направлениям, которые были заложены В.Н. Челомеем. Символом соединения традиций и новаторства стала созданная совместно с индийскими партнерами ракета БраМос» ‒ одна из самых быстрых на Земле. Долгая жизнь «Протона» ‒ лучшая память о конструкторе. Современные разработки «Кондор – Э» ‒ реальное подтверждение актуальности научно-технических идей Челомея.

Академик не раз высказывал своим ученикам важную для всякого исследователя мысль: «Помните, что разработка самой идеи занимает 10-15% времени, остальные 85-90% ‒ это упорный труд, борьба с судьбой, с жизненными обстоятельствами, без чего невозможен успех. В непрерывном состязании с судьбой и состоит движение вперед».

Научные, инженерные, организационные способности академика В.Н. Челомея был реализован в военной сфере. Он и его коллектив создавали грозное оружие, и тем самым вносили значительный вклад в развитие военной мощи страны. Но необходимо сказать и о том, что все его проекты носили рациональный характер, были весьма экономичны. Генеральный конструктор всегда искал и находил оптимальные, экономящие финансы страны, решения. Будучи гением военной техники, создавая ее, он не приближал войну, а старался уберечь от военной напасти свою страну, которую хотел видеть мощной и готовой противостоять любой опасности.

Сподвижники называли В.Н. Челомея генератором идей. Недоброжелатели – Мечтателем. Но разве без мечты, можно изменить устаревшее,создать новое, приблизить будущее?

Один из проектов В.Н. Челомея сопровождало следующее описание: «…Среди россыпи немигающих звезд скользит удивительное создание рук человеческих: расправив огромные узкие крылья радиаторов, раскручивает спирали орбиты космический аппарат, постепенно набирая скорость и высоту. Пункт назначения странника – орбита вокруг Марса … Наконец он у цели… Объективы фотокамер и датчики приборов внимательно изучают поверхность загадочной Красной планеты…».

В. Н. Челомей всегда шел за своей мечтой. Последними его словами, сказанными им любимой жене 8 декабря 1984 г., стала фраза: «Я такое придумал! Я такое придумал…».

Всю свою напряженную творческую жизнь Владимир Николаевич действительно пытался «сказку сделать былью». Во многом ему это удалось. Вот почему его незаурядная судьба помогает понять сложный, противоречивый XX век и надеяться на то, что в XXI столетии Россия сумеет достойно ответить на вызовы времени.

Щербакова Ольга Михайловна,
кандидат исторических наук,
доцент, доцент кафедры истории Московского государственного
технического университета им. Н.Э. Баумана

Отрокова Ольга Юрьевна,
кандидат исторических наук,
доцент, зам. декана факультета СГН по научной работе
Московского государственного технического университета им. Н.Э. Баумана

Евтеев И.М. Золотой фонд академика Челомея (документальные очерки). М.: ООО Бионформсервис, 2001. С.11-18.

Лельчук В.С. Апогей и крах сталинизма. М.: Институт Российской истории РАН, 1998. С. 126.

Владимир Николаевич Челомей. Посвящается 100-летию со дня рождения Генерального конструктора, академика /Сост. М.А. Лукичёв, А.О. Дегтярев, Н.Е. Дементьева, В. А. Поляченко, Л. Д. Смиричевский. Ярославль: «Издательство РМП»,2014. С.34-42.

Россия: удачи минувшего века./ Бордюгов Г.А. [и др.] М. АИРО-XX, 2004. С.214.

Основатели научных школ Московского государственного технического университета имени Н.Э. Баумана. Краткие очерки / под ред. Е.Г. Юдина, К.Е. Демихова. М.: Из-во МГТУ им. Н.Э. Баумана. С.560-561.

Хрущев Н.С. Воспоминания. М.: Вагриус, 1997.

Ильинский И. М. Холодная война: новый этап // Знание. Понимание. Умение. 2015. № 3. С. 5-17.

Данилов А.А., Пыжиков А.В. Рождение сверхдержавы: CCCР в первые послевоенные годы. М.: РОСПЭН, 2001.

Хрущев С.Н. Никита Хрущев: кризисы и ракеты. Взгляд изнутри. М.: Новости, 1994. Т.1. С.489-491.

Макаров Л.Е. Памятные страницы. Р.: ОАО «ВПК «НПО машиностроения», 2015.

Щербакова О.М. История через личность: историческая биография деятеля ВПК // Гуманитарный Вестник (МГТУ им. Н.Э. Баумана): электронный журнал, 2013. №9 . Режим доступа: http:// hmbul.bmstu.ru/articles/124/124.pdf.

Смиричевский Л.Д. Откровенно о сокровенном. Записки заслуженного испытателя космической техники. Реутов: 2011. С.125-129.

Хрущев C.Н. Рождение сверхдержавы. Книга об отце. М.: Время, 2003. С. 248.

Генеральный конструктор, Академик Владимир Николаевич Челомей: воспоминания современников. М: Воздушный транспорт,1990. С.59.

Поляченко В.А. На море и в космосе. Санкт-Петербург: МОРСАР АВ, 2008. С.62.

Хрущев С.Н. Никита Хрущев: кризисы и ракеты. Взгляд изнутри. М.: Новости, 1994. С.252.

Ефремов Г.А. Владимир Николаевич Челомей – конструктор, организатор, стратег/ Аэрокосмические технологии: Научные труды Второй международной научно-технической конференции, посвященной 95-летию со дня рождения академика В.Н.Челомея» // Симоньянц Р.П. М.: МГТУ им.Н. Э. Баумана, 2012. С.21-24.

Хрущев Н.С. Рождение сверхдержавы. Книга об отце. М.: Время, 2003. С.666-668.

Леонов А.Г. Военно-техническое сотрудничество и обеспечение национальной безопасности России /Аэрокосмические технологии: Научные труды Второй международной научно-технической конференции, посвященной 95-летию со дня рождения академика В. Н. Челомея» // Симоньянц Р.П. М.: МГТУ им. Н. Э. Баумана, 2012. С.25-34.

Владимир Николаевич Челомей. Посвящается 100-летию со дня рождения Генерального конструктора, академика /Сост. М.А. Лукичёв, А.О. Дегтярев, Н.Е. Дементьева, В. А. Поляченко, Л. Д. Смиричевский. Ярославль: «Издательство РМП»,2014. С.2.

Черток Б.Е. Ракеты и люди. Книга 1.- 2-е изд., М.: Машиностроение, 1996. 416 с. Черток Б.Е.. Ракеты и люди. Фили-Подлипки-Тюратам. 2-е изд. Книга 2. М.: Машиностроение, 1999. 448 с.; Черток Б.Е. Ракеты и люди. Горячие дни холодной войны. М.: Машиностроение, 1999.- 2-е изд., 448 с.; Черток Б.Е. Ракеты и люди. Лунная гонка. М.: Машиностроение, 1999. 2-е изд. 538 с.;

Яркий след крылатого «Метеорита» /Г.А.Ефремов [и др.] М.: Бетретдинов и Ко, 2012. С.192-193.

Гордиенко, Н. И. Космонавтика: иллюстрированная энциклопедия. М.: Эксмо, Наше слово, 2010. С.127-130.

Бодрихин Н.Г. Челомей. М.: Молодая гвардия, 2014. С.497.

Загрузка...