docgid.ru

8 варфоломеевская ночь во франции. Какое событие называют Варфоломеевской ночью? Иван Грозный в ужасе

Одним из эпизодов Религиозных войн 16 века является Варфоломеевская ночь, случившаяся в конце августа 1572 года. Французских протестантов вырезали около 30 000 человек во время ее.

Чем были вызваны события варфоломеевской ночи

Провокаторшей этой страшной ночи считается Екатерина Медичи, подначиваемая итальянцами. Католики с гугенотами и прежде схлестывались в стычках не без жертв, а после Варфоломеевской ночи еще погибло более 6 000 человек. Драки происходили в таких городах Франции, как Лион и Орлеан, Тулуза и Бордо, Руан и Бурж. Почему же так непримиримы были последователи двух ветвей одной христианской религии? Ведь Мессия проповедовал возлюбить даже врагов!

Религия во Франции 16 века была явлением политическим. Появление еретиков в обществе расшатывало устои и даже вело к распаду его. Король Франциск 1 запрещал кальвинистам устраивать богослужения, изымал книги и рукописи протестантов. Дело дошло до того, что подозреваемых в "альтернативной религии" французов решили сжигать на кострах. Несмотря на это, в стране было около пяти тысяч общин кальвинистов. Члены «огненной палаты» ревностно выслеживали гугенотов, невзирая на звания и чины. Противодействие католиков и протестантов грозило закончиться чем-нибудь страшным, это и произошло во время ночи с 23 на 24 августа, когда отмечался день памяти Святого Варфоломея - одного из апостолов Христа. Этого ученика Мессии по легенде распяли вниз головой на кресте, затем содрали с него кожу и отрубили голову.

До Варфоломеевской ночи уже случились три религиозные войны. В одной из них был застрелен гугенотом герцог Франсуа де Гиз. Правительство Франции было на стороне католиков. Но Екатерина Медичи и ее сын Карл 9 опасались чрезмерного усиления власти их. В 1570 году между протестантами и католиками был заключен мирный договор (в Сен-Жермен-ан-Ле), положив конец 3-й Религиозной войне. Не всех он устроил, особенно католиков.

В Нидерландах же зрело восстание протестантов против испанского засилия. Адмирал Колиньи, исповедовавший протестантскую веру, склонял Карла 9 к военному походу в Голландию, дабы помочь революционерам. Мать французского короля была против этого, ей ни к чему была война с Испанией. 22 августа 1572 года ранили адмирала Колиньи в руку выстрелом из аркебузы, подозрение пало на Гизов. Гугеноты обсуждали между собой, что делать, идти к королю с требованием наказать дворян или мстить им самостоятельно. Карл 9 обещал разобраться и наказать виновных, посетив раненого адмирала. Но гугеноты не унимались, обстановка накалялась. Король, понимая, что в случае самосуда над Гизами он окажется сторонником протестантов, устроил длившийся два дня совет в составе его самого, матери, Генриха Анжуйского, вездесущего маршала Тавана и еще нескольких дворян. Было решено на воскресную ночь 24 августа убить несколько наиболее активных протестантских лидеров, предварительно заперев городские ворота во избежание их бегства. Первым в 2 часа ночи погиб Колиньи, и солдаты начали врываться в дома, где жили, вернее, спали гугеноты. Так начиналась Варфоломеевская ночь.

Варфоломеевской ночью было названо массовое истребление гугенотов в Париже в ночь с 23 на 24 августа 1572 года в преддверии дня святого Варфоломея. Резня, устроенная в Париже, послужила сигналом для уничтожения гугенотов по всей Франции.

За два года до описываемых событий был подписан Сен-Жерменский мир, который завершил Третью гугенотскую войну во Франции и дал французским протестантам свободу вероисповедания, остановив религиозное противостояние в стране. В результате представители концессии получили доступ к высшим государственным должностям. Так, глава гугенотов адмирал де Колиньи стал членом государственного совета при короле. Ради укрепления мира между гугенотами и католиками было принято решение о заключении брака между принцессой Маргаритой Валуа и одним из видных представителей протестантской конфессии Генрихом Наваррским.

Адмирал де Колиньи был политиком, мечтающим о благополучии и мировом могуществе Франции. Он считал главным врагом Франции католическую Испанию. Став первым советником Карла IX, Колиньи предложил оказать помощь протестантам из Нидерландов, которые отстаивали независимость у испанских католиков. Это послужило бы, по мнению адмирала, началом войны с королевой морей, но поспособствовало сплочению французских католиков и гугенотов, которых бы объединила общая национальная идея. Карл IX, мечтавший о присоединении Нидерландов к Франции и подстрекаемый де Колиньи, всё более и более склонялся к войне с Испанией.

Однако война с католической Испанией категорически не устраивала королеву-мать Екатерину Медичи, крайне недовольную усилением влияния гугенота на молодого короля. Она небезосновательно полагала, что планируемый военный конфликт ополчит против Франции папу римского и всех католиков Европы.

Свадьба Маргариты и Генриха, назначенная на 18 августа, привлекла в Париж огромное число гостей – богатых вельмож из числа гугенотов. Разместившись в центре города, традиционно населённом исключительно католиками, они вызвали негодование и злость горожан. Роскошная свадьба явно пришлась не по душе парижанам. Атмосфера в городе накалялась.

Начало кровавым событиям положило убийство адмирала де Колиньи. Убийство адмирала взял на себя герцог де Гиз, рьяный католик, ненавидевший Колиньи. Выстрел, произведенный из дома Гизов, однако оказался не смертельным – проходивший мимо дома де Колиньи был лишь ранен в руку. Дело довершил наёмник герцога, который вечером 24 августа ворвался во главе толпы в дом раненого адмирала, добил его шпагой и выбросил в окно.

Сигналом для начала массовой резни гугенотов по всему Парижу послужил колокольный звон королевской часовни. Насилие захлестнуло улицы города. Легко различимые своей черной одеждой протестанты нигде не могли найти себе спасения от опьяненной кровью толпы – смерть настигала их на улицах и в домах. Не щадили никого – ни женщин, ни детей, ни стариков.

Екатерина Медичи планировала убить лишь несколько десятков гугенотских вожаков, но ситуация стала неуправляемой. Наступило утро 24 августа, а убийства все не прекращались. В Париже начались грабежи, вооружённые стычки. Граждане гибли просто так. Уже была не важна религиозная принадлежность. Власти потеряли контроль над городом.

Ужас ситуации заключался ещё и в том, что беспорядки в Париже положили начало массовых убийств гугенотов и в других городах. Были убиты тысячи. Беспорядки пошли на спад лишь после издания королевского воззвания, в котором он призвал жителей страны к восстановлению порядка. Также были разосланы письма по городам Франции, в которых писалось, что король предотвратил антигосударственный переворот.

Жертвами кровавых событий стало, по разным оценкам, от 5 до 30 тысяч человек. Позициям протестантов во Франции был нанесён сокрушительный удар – большинство гугенотских предводителей были убиты.

Генрих Наваррский остался невредим, так как принял католичество. Так же поступил и его кузен Генрих Конде.

Современники неоднозначно отнеслись к событиям Варфоломеевской ночи. Одобрение на массовую резню гугенотов дали папа римский и испанский король. Зато это вызвало неодобрение у Англии и Германии. Плохо это восприняли также и в Московском царстве. Даже Иван Грозный, отнюдь не отличавшийся человеколюбием, посчитал «что такое безчеловечество Француской король над толиком народом учинил и кровь толикую без ума пролил».

Но теперь ни католики, ни протестанты не желали повторения этой ужасной ночи. Это было расценено как вышедший из-под контроля народный бунт. Поэтому с тех пор словосочетание «Варфоломеевская ночь» стало нарицательным, а произошедшее не перестает волновать воображение писателей и кинорежиссеров.

Противостояние двух религиозных течений во Франции - католиков и гугенотов - вылилось в массовую резню, вошедшую в историю под названием Варфоломеевской ночи. Это произошло 24 августа 1572 года, после бракосочетания Генриха Наваррского и Маргариты де Валуа.

Глубокой ночью 24 августа 1572 года в столице Франции произошло массовое убийство людей, вошедшее в историю под названием «Варфоломеевская ночь». Инцидент носит ещё одно название - «Парижская кровавая свадьба». В ту ночь были убиты гугеноты, приехавшие в Париж на бракосочетание Генриха Наваррского и Маргариты де Валуа. Это был очередной религиозный конфликт. За один месяц были лишены жизни около 30 000 протестантов. Человеческая история не знает более масштабной резни, разгоревшейся на религиозно-политической почве.

Противостояние гугенотов и католиков

На протяжении второй половины XVI в. (1562 – 1598 гг.) во Франции произошло 8 религиозных (гугенотских) войн. Современные историки называют их гражданскими войнами. С начала столетия феодалы раскололись на две фракции: католики и лютеране (протестанты). Католический союз возглавил семейный род Гизов, владеющий обширными территориями в центре и на северо-востоке страны, среди которых: Бургундия, Лион, Лотарингия и Шампань.

Общество гугенотов было организовано Кальвинистской дворянской партией, последователями богослова Жана Кальвина. По предположению историков, слово гугенот произошло от немецкого eyguenot, что в переводе звучит, как союзник, собрат или соратник. Изначально гугенотами презрительно называли швейцарцев, которые проживали на территории Франции и являлись лютеранами. А затем прозвище закрепилось за всеми протестантами, фанатично исповедующими кальвинизм. Гугенотами руководили принцы из рода Бурбонов:

  • король наваррский Антуан;
  • принц, а затем король Франции Генрих IV (сын Антуана);
  • принцы Конде - младшая ветвь венценосного рода Бурбонов;
  • Шатильоны - знатный французский род, известный с IX века и угасший в 1762 году (многие из Шатильонов принимали участие в Крестовых походах).

Кальвинистская дворянская партия имела могущество на юге и на западе Франции. Под её влиянием находились такие области, как Гасконь, Дофине, Лангедок и Прованс.

Рис.1 Гугеноты, кадр из фильма «Генрих 4 Наваррский» (Henri 4) 2010 г.

Причина религиозных войн

Последователи Мартина Лютера, основателя нового вероисповедания и выступающего против католицизма, старались распространить лютеранство на другие государства и избавить их от влияния Папы Римского. Возглавил движение богослов Жан Кальвин, чьё имя стало названием французского протестантства - кальвинизм. Всех лютеран стали называть кальвинистами или гугенотами.

До 1560 года королевская семья снисходительно относилась к гугенотам, так как многие из них были аристократами, видными деятелями политики и торговли. К 1562 году количество гугенотов в стране выросло до 2 млн человек. Они построили себе около 2 000 церквей. В адрес католиков и их обрядов посыпались насмешки со стороны кальвинистов. Дабы усмирить насмешников их начали арестовывать за распространение оскорбительных листовок. Более того, протестантам запретили молиться и носить оружие. Гугеноты ушли в подполье.

Запреты и репрессии не удовлетворили католиков. Аристократия пожелала очистить Францию от иноверцев. 1 марта 1562 года герцог де Гиз по собственной инициативе напал на гугенотов в коммуне Васси, когда те проводили тайный обряд богослужения в подвале одного из домов. Большая часть прихожан была убита. Это событие послужило спусковым механизмом для начала первой жестокой войны гугенотов против католиков.

Кто организовал нападение на протестантов

После 3 войн, вспыхивающих и угасающих на протяжении 8 лет, королева Франции Екатерина Медичи решила породниться с врагом. Для этого она организовала бракосочетание своей дочери Маргариты де Валуа и принца наваррского Генриха. Вот уже 2 года между католиками и гугенотами был хрупкий мир. Свадьба состоялась 18 августа 1572 года. На торжество съехалась вся правящая элита протестантов и простые кальвинисты. Одним из лидеров делегации являлся адмирал Гаспар II де Колиньи. Екатерина Медичи тепло принимала «бывших» врагов.

Феодалы католики с трудом сдерживали ненависть. Королева-мать улыбалась гостям, а вместе с этим испытывала сладкое предвкушение скорого убийства адмирала. Кроме протестантства, Екатерина обвиняла его в дурном влиянии на своего сына. Первое покушение на Гаспара де Колиньи произошло 22 августа у дома герцога де Гиза. Однако гугенот был ранен и выжил. Королева кипела от ярости. Необходимо было любой ценой довести дело до конца.

Начало Варфоломеевской ночи

Екатерина и герцог де Гиз срочно разработали новый план устранения адмирала. В ночь с 23 на 24 августа 1572 года в дом раненого Гаспара II ворвалась толпа католиков, которая расправилась с де Колиньи и его свитой. После убийства предводителя католики рассредоточились по городу, выискивая гугенотов.

По приказу королевы ворота Парижа были закрыты, дабы не дать протестантам возможность бежать. Сигнал к резне пробил набат церкви Сен-Жермен-л’Оксерруа в 3:00. Его подхватили колокола всех церквей столицы. Для внешнего отличия католики наносили на головные уборы и одежду белые кресты.

Папа римский Григорий XIII отслужил молебен и выбил медаль с изображением убийства Колиньи, заявив, что это событие стоит пятидесяти таких побед, как при Лепанто.


Рис.2 Картина «Сцена в день Святого Варфоломея» (Scène de la Saint-Barthélemy) автор Joseph-Nicolas Robert-Fleury 1833 год.

Головорезы врывались в дома с обысками. В хаосе убивали и католиков, войдя в раж или сводя личные счёты с неприятелями. В итоге за одну ночь погибли 3 000 гугенотов. Однако резня не прекратилась с восходом солнца, а продолжилась ещё на целую неделю. Католики выискивали спрятавшихся и расправлялись с ними на месте.

Некоторые предприимчивые парижане, лишённые чести и совести, предоставляли укрытие беглецам за деньги. Получив оплату, они расправлялись с еретиками, присваивая их имущество. Одним из таких «укрывателей» был итальянский парфюмер Рене. По слухам, он отравил королеву Наварры Жанну д’Альбре и членов её свиты. Хотя, по другим сведениям, она скончалась за 2 месяца до Варфоломеевской ночи, во время сватовства, от яда Екатерины Медичи.

Массовое истребление гугенотов вспыхнуло по всей Франции. Основными центрами расправы стали города: Тулуза, Руан, Бурж и Лион. Хаос удалось остановить 3 октября. К этому времени католики истребили 30–60 тыс. протестантов.


Рис.3 Варфоломеевская ночь

Жених Генрих Наваррский и принц Конде остались в живых во время резни. За первого заступилась Екатерина Медичи, а за второго - герцог Невер. Они и ещё 40 дворян-гугенотов собрались в королевской спальне и с ужасом осознавали происходящее. Под утро Генрих и Конде покинули спальню по приглашению короля. Оставшихся дворян-гугенотов больше никто не видел в живых.

Король Карл IX потребовал от Генриха Наваррского и принца Конде отречься от протестантизма. Конде первый сменил религию 12 сентября. Генрих принял католичество 26 сентября.

События после резни

Некоторые гугеноты бежали из страны. Оставшихся преследовали по политическим мотивам, обвиняя в заговоре против королевской семьи. Найденных резали на месте поимки. После того как от рук головорезов начали появляться жертвы католического общества, ситуацию взяла под контроль королевская семья.

Было объявлено перемирие. Однако оно оказалось формальным, и гугеноты продолжали погибать. События Варфоломеевской ночи негативно сказались на внутренней и международной политике. Население перестало доверять властям, в страну боялись ехать иноземцы. Европейские государства осудили кровавые методы принуждения к порядку.

Русский царь Иван IV Грозный, казнивший за 50 лет правления меньше неугодных, заговорщиков и предателей и уже отказавшийся к тому времени от опричнины, осудил парижские убийства. Об этом он изложил в письме германскому императору Максимилиану II Габсбургу.

Последствия Варфоломеевской ночи

Парижская кровавая свадьба явилась некой отсечкой, благодаря чему католики «выпустили пар», а гугеноты утратили иллюзию полного воцарения лютеранства над Францией. Кроме того, протестантам дали понять в суровой форме, что ужиться по соседству с главенствующей верой будет сложно. В ответ гугеноты создали независимую конфедерацию и организовали сопротивление. Ряды кальвинистов расширились. К ним присоседилось много католиков после массовой резни.


Рис.4 Кадр из фильма «Генрих 4 Наваррский» (Henri 4) 2010 г.

Последующие 38 лет религиозный конфликт возгорался ещё 5 раз. В итоге Франция раскололась на 2 лагеря. Сторонники протестантского движения создали настоящую конфедерацию лютеранских городов на юге страны. Они перестали подчиняться королевской власти. На долгие годы столицей гугенотов стал город Ла-Рошель. Попытки королей захватить и подчинить столицу приводили к новым религиозным войнам. После того как 2 августа 1589 на трон Франции взошёл Генрих Наваррский, с гражданскими религиозными войнами было покончено.

[франц. la nuit de la Saint Barthélemy], название, к-рое получили события в Париже в ночь с 23 на 24 авг. (т. е. перед днем памяти ап. Варфоломея) 1572 г., «избиение» гугенотов , собравшихся на свадьбу франц. принц. Маргариты Валуа и Генриха Бурбона, кор. Наварры (буд. франц. кор. Генриха IV). Один из самых кровавых эпизодов религ. войн между католиками и гугенотами во Франции; до наст. времени В. н. воспринимается как символ религ. фанатизма.

Правительство кор. Карла IX и его матери Екатерины Медичи, не сумев предотвратить гражданские войны, начавшиеся в 1562 г., старалось лавировать между «партиями» гугенотов и католиков. Неоднократно предпринимались попытки замирить страну путем установления сосуществования этих конфессий. В 1570 г. был подписан Сен-Жерменский мир, к-рым правительство, опасавшееся чрезмерного усиления ультракатолич. партии, возглавляемой лотарингскими герцогами Гизами, предоставило гугенотам уступки. Представители гугенотов были включены в Королевский совет, где особое влияние приобрел адмирал Гаспар де Колиньи , фактический руководитель франц. гугенотов. Мир должен был скрепить брак сестры короля Маргариты Валуа и вождя гугенотов Генриха Бурбона.

18 авг. 1572 г. состоялась свадьба. На церемонию съехались наиболее видные представители гугенотского дворянства. В Париже, большинство населения к-рого оставалось католич., широко распространились слухи о гугенотском заговоре, целью к-рого называли в т. ч. и убийство короля. 22 авг. Колиньи был ранен выстрелом из аркебуза в руку. Стрелявший успел скрыться, но, как выяснило следствие, стреляли из дома человека, связанного с семейством Гизов. Гугеноты потребовали от короля наказать герц. Генриха Гиза, виновного, по их мнению, в покушении. В пятницу и в субботу заседал своеобразный «кризисный комитет»: король, Екатерина Медичи, брат короля герц. Анжуйский, маршал Таван, канцлер Бираг и еще неск. вельмож,- был принят план нанесения превентивного удара гугенотам, уничтожения собравшихся в Париже представителей кальвинист. аристократии. Примерно в 2 ч. ночи к дому Колиньи явились люди Гиза, к к-рым примкнули солдаты из королевской охраны. Они убили адмирала и выкинули тело на улицу. Ворота города были закрыты, и началось массовое избиение гугенотов.

Утром разнеслась весть, что расцвел сухой боярышник на кладбище Невинноубиенных, это было интерпретировано как чудо: якобы Бог показывал, что католики начали «святое дело». Резня продолжалась еще неделю, перекинувшись из Парижа в нек-рые провинциальные города (Бордо, Тулузу, Орлеан, Лион). Полагают, что в Париже погибли ок. 2 тыс. чел.- гугенотская знать и члены их семей, парижане, подозреваемые в кальвинизме. Общее число погибших по всей Франции в погромах кон. авг.- нач. сент. составляло не менее 5 тыс. чел. Жизнь Генриху Бурбону и его кузену, младшему принцу Конде, сохранили, заставив их под угрозой смерти принять католичество.

Утром 24 авг. король отдал приказ о немедленном прекращении беспорядков, выступив с заявлением, что все случилось по его воле. Но он не аннулировал прежний Сен-Жерменский мир, а, напротив, подтвердил его статьи о религ. свободе на специальном заседании Парижского парламента, отменив лишь право гугенотов иметь собственные крепости и войска. В письмах, разосланных протестант. государям, правительство и близкие к нему публицисты утверждали, что король не покушался на религ. свободу подданных. Речь якобы шла о ликвидации гугенотского заговора против короля, но вмешательство парижской черни привело к излишнему кровопролитию. Папе Римскому Григорию XIII и испан. кор. Филиппу II Екатерина Медичи писала, что случившееся есть осуществление давнего ее плана восстановить католич. единоверие в стране. Известия о В. н. были с радостью встречены в Риме и Мадриде и вызвали озабоченность в Англии, Германии и Польше. Царь Иоанн IV Грозный осудил избиение мирных подданных (Лурье Я . Вопросы внешней и внутренней политики в посланиях Ивана IV // Послания Ивана Грозного / Под ред. В. П. Адриановой-Перетц. М.; Л., 1951).

Существует неск. концепций о событиях В. н. Первая, «классическая», возлагает ответственность на правительство, гл. обр. на Екатерину Медичи. В своем крайнем виде эта версия была высказана еще в гугенотских памфлетах. В той или иной степени она воспроизведена в романах О. де Бальзака, А. Дюма, П. Мериме, Г. Манна, в исторических экранизациях и популярных изданиях. В наст. время эта т. зр. существует в более смягченной форме, снимающей вину с Екатерины Медичи, поскольку разжигание религ. фанатизма никак не вяжется с предшествующей политикой королевы, и до и после В. н. делавшей все возможное, чтобы установить мир в стране (И. В. Лучицкий, Ж. Гарриссон). «Ревизионистская» концепция была предложена франц. исследователем Ж. Л. Буржоном, к-рый возлагает ответственность не на короля и правительство, а на заинтересованных в устранении Колиньи Гизов, кор. Испании Филиппа II и папу Римского. По мнению Буржона, 23-24 авг. 1572 г. в Париже вспыхнул городской мятеж, где оголтелая жестокость толпы соседствовала с продуманным планом действий его закулисных руководителей, использовавших недовольство парижан растущими налогами и наступлением короля на старые городские вольности. Представители 3-го направления стремятся объяснить события, рассматривая их глазами участников. По мнению Б. Дифендорф, антигугенотская спонтанная реакция была вызвана не происками иностранной агентуры и не случайным стечением обстоятельств, но вытекала из стремления католиков предотвратить распад общества в результате религ. раскола. Для Р. Десимона события 1572 г., как и вся история религ. войн, укоренены в глобальных социальных изменениях. В. н. была вызвана сопротивлением традиц. городской системы новой логике абсолютизма, менявшей само существо связи индивида и общества. Для Д. Крузе, чьи исследования основаны на анализе большого числа различного рода памфлетов, «летучих листков», дневников и мемуаров, политических трактатов, памятников худ. лит-ры и живописи, В. н. была порождена конфликтом 3 идей: 1) ренессансной гуманистической монархии, основанной на неоплатонической идее всеобщей любви и единения; мистический акт свадьбы призван был покончить с распрями и войнами и установить «золотой век»; 2) тираноборческой традиции, согласно к-рой король только тогда король, когда он справедлив и правит по воле народа, а если он становится тираном или руководим тиранами, то бороться с ним можно любыми средствами, на первых порах такие настроения были в большей степени свойственны гугенотам; 3) представления о государе как главе «общины верных», ответственного перед Церковью и Богом за спасение душ своих подданных. Гугеноты были страшны католикам не только сами по себе, но еще и тем, что вызывают неминуемый гнев Божий и приближают конец света. «Христианнейший король» должен выполнить волю Божию и дать приказ истребить еретиков; в противном случае он сам может быть заподозрен в пособничестве диаволу.

В. н. не принесла выгод королевской власти: война вспыхнула с новой силой, кальвинист. дворянство и города оказали ожесточенное сопротивление католикам. В ходе последующих войн правительство вынуждено было идти им на уступки. Но гугеноты взяли курс на создание практически независимого гос-ва на юге и юго-западе Франции. Однако, безусловно, В. н. явилась своеобразным шоком для французов. Гугеноты ждали ее повторения, католики боялись реванша - «Варфоломеевской ночи для католиков». Но несмотря на то что ожесточненные сражения религ. войн продолжались еще четверть века, ничего подобного во Франции больше не повторилось. В. н. явилась своеобразной точкой отсчета в начавшемся процессе эволюции франц. католицизма в сторону большего внимания к внутренней религиозности человека.

Лит.: Лучицкий И . В . Гугенотская аристократия и буржуазия на юге после Варфоломеевской ночи (до Булонского мира). СПб., 1870; Garrisson J . La S. Barthélemy. Brux., 1987; idem . Le massacre de la S. Barthélemy: Qui est responsable? // L"histoire. 1989. Vol. 126. P. 50-55; Bourgeon J .-L . Charles IX et la S. Barthélemy. Gen., 1995; idem . L"assassinat de Coligny. Gen., 1992; Diefendorf B . Beneath the Cross: Catholics and Huguenots in 16th Century. P.; N. Y.; Oxf., 1991; Crouzet D . La nuit de la S. Barthélemy: Un rêve perdu de la Renaissance. P., 1995; Варфоломеевская ночь: Событие и споры: (Мат-лы «круглого стола», май 1997 г.) / Под ред. П. Ю. Уварова. М., 2001; Десимон Р . Варфоломеевская ночь и парижская «ритуальная революция» // Там же. С. 138-189; Эрланже Ф . Резня в ночь на св. Варфоломея: Пер. с франц. СПб., 2002.

П. Ю. Уваров

ВАРФОЛОМЕЕВСКАЯ НОЧЬ

24 августа 1572 года в Париже и во всей Франции произошли события, получившие затем имя «Варфоломеевской ночи». В ночь накануне дня святого Варфоломея католики устроили по приказу Карла IX и его матери Екатерины Медичи расправу над протестантами-гугенотами.


Франсуа Дюбуа "Варфоломеевская ночь". XVI век.
Картина того времени. В XVI веке на картине, изображающей историческое событие, спокойно могли сочетаться разные временные пласты. И здесь так: на первом плане - то, что происходило в ночь резни, а дальше - то, что было после. Обратите внимание на фигуру Екатерины Медичи в чёрном платье слева вдали. Когда всё стихло, она специально вышла из Лувра посмотреть на убитых протестантов, это исторический факт. Екатерину всегда изображают в чёрном, и правильно - после смерти мужа она до конца жизни носила траур, снимая его только в редчайших торжественных случаях. Вообще, здесь всё точно - по рассказам очевидцев, вода Сены действительно была красной от крови.

Эта резня стала возможной из-за сложного сочетания политических, религиозных и психологических факторов, постоянной борьбы за первенство между Францией, Испанией и Англией, а также жестоких противоречий внутри самой Франции. На первом месте в сложном клубке мотивов, приведшем к трагедии, стояло понятие Реформации. Когда в последний день октября 1517 года Лютер прибивал свои 95 тезисов к дверям церкви, а несколько позже Кальвин в Женеве разрабатывал свое учение об абсолютном предопределении, предпосылки для Варфоломеевской ночи уже были созданы, оставалось лишь подождать, когда в европейской бочке окажется достаточно пороха и найдется нужный человек с огнем.

В наши дни очень сложно понять, почему одни христиане называли других еретиками и были готовы убивать или отправлять на костер тех, кто не посещает мессу, не признает авторитета Папы или, напротив, прилежно ходит в храм, почитает Богоматерь и святых. Для человека Средневековья религия оставалась одним из важнейших факторов его жизни. Конечно, правители могли с легкостью переходить из католицизма в протестантизм и обратно в зависимости от политической конъюнктуры, знатные люди покупать индульгенции, не сильно заботясь о своем нравственном состоянии, а простые люди - отзываться на религиозные войны, преследуя при этом вполне земные цели.

В этой борьбе протестантов и католиков было бы неверно рассматривать одну из сторон, как прогрессивную и гуманную, а вторую - как жестокую и архаичную. Вне зависимости от принадлежности к той или иной христианской конфессии политики во Франции и за ее пределами могли являть как образец благородства, так и чудеса коварства и изворотливости - периодически происходили кровавые погромы, жертвами которых становилась то одна, то другая сторона. Вот, например, что говорилось в протестантской листовке, распространяемой в Париже 18 октября 1534 года: «Я призываю небо и землю в свидетели истины против этой напыщенной и горделивой папской мессы, которая сокрушает и однажды окончательно сокрушит мир, ввергнет в бездну, сгубит и опустошит». От протестантов не отставали и католики, отправлявшие своих противников на костер как еретиков. Однако сгоревшие мученики рождали на свет все новых последователей, так что Екатерине Медичи, правившей во Франции во второй половине XVI века, приходилось проявлять чудеса изворотливости для сохранения хотя бы видимости единства страны.

Мир вокруг стремительно менялся - все больше людей считали религию своим частным делом, все меньше христиан нуждалось в посредничестве Церкви. Эта индивидуализация веры не принесла успокоения людям - все громче раздавались проповеди, посвященные адским мукам, страшному суду и пляске смерти, все тише звучал голос христианского милосердия и любви. В этих условиях главным оружием протестантов и католиков стали интриги, а не способность передать свои убеждения другим. Власть над Францией была движущей силой этих сражений, в коих религия играла очень важную роль. 24 августа 1572 года католики убивали гугенотов с полным осознанием того, что эта ярость толпы угодна Богу: «Видно, какой может стать сила религиозной страсти, и это кажется непонятным и варварским, когда видишь на всех здешних улицах людей, хладнокровно совершающих жестокости против безобидных соотечественников, часто знакомых, родных» . Автор этих слов венецианский посланник Джованни Микиели был одним из очевидцев происходящего.

Варфоломеевской ночи непосредственно предшествовали два события - свадьба любимицы короля, его родной сестры, католички Маргариты де Валуа с лидером гугенотов Генрихом Наваррским. Это была отчаянная попытка Екатерины Медичи сохранить во Франции мир, но она окончилась неудачей. На брак не дал разрешения римский папа, Генриха сопровождала большая свита богатых гугенотов, все мероприятия проходили в католическом квартале Парижа, и протестантов обещали заставить посетить католический собор. Горожан возмущала показная роскошь церемонии - все это и привело через несколько дней к трагедии.

Формальным поводом к началу резни стало неудачное покушение на еще одного предводителя гугенотов - адмирала Гаспара де Колиньи. Он побуждал короля Карла IX к войне с католической Испанией в союзе с Англией. Человек лично храбрый, с постоянной зубочисткой во рту, которую жевал во время стрессов, адмирал пережил несколько покушений на свою жизнь. Последнее состоялось накануне трагедии: выстрел из аркебузы раздался в тот момент, когда Колиньи нагнулся. Две пули оторвали ему один палец и застряли во второй руке, но эта попытка убийства, заказанного Екатериной Медичи, не желавшей войны с Испанией, сделала резню практически неизбежной, поскольку в Париже находилось множество гугенотов, а сам город в основном населяли католики.

Все началось с сигнала с колокольни церкви Сен-Жермен-л"Оксеру. Истребив вождей протестантов, толпа ринулась убивать без разбора всех, кто не был католиком. На улицах Парижа и других городов разыгрывались кровавые сцены, гибли старики, женщины и дети. Уже на утро 24 августа предприимчивые дельцы стали продавать самодельные талисманы с надписью «Иисус-Мария», которые должны были защищать от погрома.

Испуганный зверствами, Карл IX уже 25 августа берет протестантов под свою защиту: «Его Величество желает знать в точности имена и прозвища всех тех, кто придерживается протестантской веры, у кого есть дома в этом городе и предместьях… (Король -А.З.) желает, чтобы указанные квартальные старшины повелели хозяевам и хозяйкам или тем, кто проживает в названных домах, тщательно охранять всех, кто держится упомянутой веры, чтобы им не было причинено какого-либо ущерба или неудовольствия, но была обеспечена добрая и надежная защита». Королевский приказ не смог остановить поток убийств - до середины сентября, а в отдельных областях еще и дольше, гугенотов грабили и убивали по всей Франции. Историки по-разному оценивают число жертв Варфоломеевской ночи. Максималисты говорили о 100 000 погибших, реальная цифра была значительно меньше - около 40 000 по всей Франции.

28 августа 1572 года в Париже появляется листовка, демонстрирующая до каких жестокостей скатились участники резни за четыре дня: «Впредь никто не дерзнул захватить и держать пленника по причине, указанной выше, без особого распоряжения короля или его служителей, и не пытаться забирать на полях, в усадьбах или имениях коней, кобыл, быков, коров и прочего скота... и не оскорблять ни словом, действием работников, но дозволять им производить и выполнять в мире со всей безопасностью их труд и следовать своему призванию». Но и это заявление Карла IX не смогло остановить бойню. Слишком соблазнительным для многих было желание завладеть имуществом и жизнью людей, фактически поставленных вне закона. Религиозная составляющая происходящего окончательно отошла на второй план, а на первый вышла жестокость отдельных мерзавцев, сотнями убивавших гугенотов (один убил 400 человек, другой - 120, и это только в Париже). По счастью, большинство людей сохранили человеческий облик и даже прятали детей протестантов, спасая их от злодеев.

Самой интересной реакцией на Варфоломеевскую ночь было заявление ярых приверженцев католицизма. Герцог де Невер в большой докладной записке оправдывал Карла IX, полагая, что король не несет ответственности за резню, совершавшуюся «гнусной городской чернью, безоружной, не считая небольших ножей». Самих же участников погромов герцог называл служителями Бога, которые помогли «очистить и облагородить Его Церковь». История показала, что попытка спасти страну или веру, убив часть населения, обречена на провал. Борьба между протестантами и католиками продолжалась еще несколько столетий.

Андрей ЗАЙЦЕВ

Загрузка...