docgid.ru

Пещерный город Чуфут-Кале — прошлое и настоящее

Пещерный город Чуфут-Кале в Крыму – это одно из самых интересных мест на его территории, затмевающее все многочисленные , которыми так славится полуостров. Благодаря своей хорошей сохранности и широкой известности он на протяжении многих десятилетий является предметом пристального внимания не только туристов, но и ученых, открывающих новые подробности его существования.

Большинство сохранившихся памятников древнего зодчества, расположенных здесь, представляет огромную ценность и знаменует собой целую эпоху в истории Крыма, делая его незаменимым звеном в развитии местных культур и народов. Сейчас это один из наиболее посещаемых туристических объектов Бахчисарайского района, кроме разве что , где никогда не бывает безлюдно и тем более скучно.

Где находится комплекс пещер в Крыму?

Исторический объект находится в южной части полуострова, на юго-западной оконечности Крымских гор. Расположен он в 2,5 км от Бахчисарая и в 58 км от , возле Староселья. Совсем неподалеку раскинулся .

Чуфут-Кале на карте Крыма

Возникновение и значение пещерного города

История знает множество превращений и неожиданных поворотов. Одним из них является недавнее открытие, когда ученым удалось установить, что нынешний туристический объект – это и есть древняя крепость Фулла, долгое время считавшаяся выдумкой античных авторов. На фото пещерный город Чуфут-Кале сейчас спокоен и безмятежен, но сотни лет назад он был ареной жесточайших сражений и политических событий, сыгравших важнейшую роль в истории всего Крыма.

Точное время основания города-крепости точно не выяснено, предположительно это V век нашей эры, но в действительности он может быть древнее на несколько столетий. Известно лишь, что в V-VI вв. населенный преимущественно аланами, он стал камнем преткновения для продвижения византийцев на север, не позволив им завоевать всю территорию полуострова. В этот период под названием Фулла он был широко известен по письменным источникам Херсонеса, но с упадком последнего исчез со страниц истории и легендарный форпост скитов, готов и аланов, проживавших в нем.

После более чем полтысячелетия забвения и безвестности Чуфут-Кале вновь всплыл в XII веке как Кырк-Ер – столица одноименного княжества кыпчаков, боровшихся за независимость с ханами Золотой Орды. В 1299 г. его захватил и разграбил ордынский эмир Ногай, он не был разрушен, но после покорения начал быстро приходить в упадок, а население его стало стремительно сокращаться. Не совсем понятно, почему кыпчаки начали покидать Кырк-Ер, но спустя 50 лет большинство его жителей составляли уже караимы, поселившиеся тут с разрешения хана Джаныбека.

Наибольшего значения и расцвета пещерный город Чуфут-Кале в Крыму достиг в XV веке, когда при Хаджи Гирее I стал столицей Крымского Юрта в 1421 г., а в 1428 г. независимого от Орды ханства. Но вместе с тем на протяжении всего столетия он оставался ареной кровопролитной борьбы за власть между разными представителями династии Гиреев, пока в 1502 г. Менгли Гирей I не перенес резиденцию в основанный им . На этом величие поселения из пещер закончилось, но все же на протяжении нескольких столетий оно считалось важнейшей из ханских крепостей, хотя основным населением тут оставались караимы. Как населенный пункт он прекратил существование во второй половине XIX века, когда его окончательно покинули последние жители.

Чем интересен Чуфут-Кале для посещения?

Сейчас пещерная крепость – это настоящая сокровищница для археологов с одной стороны и туристов – с другой. Многочисленные, прекрасно сохранившиеся внутренние и наземные сооружения Чуфут-Кале – это как каменная книга по истории древнего города. По видам застройки и четкой планировке можно без труда определить все периоды его развития, возвышений, падений и преобладания этнических групп, проживавших здесь.

В южной части городского комплекса расположены древнейшие следы пребывания здесь человека, относящиеся к первым векам нашей эры. В большинстве это пещерные сооружения, где нетрудно различить черты храмов, жилых и хозяйственных помещений. Всего это более 150 пещер и гротов разной величины и формы, отличающихся также тщательностью обработки стен и проемов.

Все эти помещения похожи на пчелиные соты, поскольку вырублены в скале друг над другом в несколько уровней, чем-то напоминая многоквартирные дома. Археологи говорят о наличии в этом месте и наземных сооружений, но все они разрушены до основания, единственное целое здание – Мавзолей Ненекеджан-Ханым, построенный на тысячу лет позже пещерной гряды.

В восточной части расположены более поздние постройки, относящиеся уже к XIV-XVIII вв., преимущественно наземные, в основном это жилые дома и караимские кенассы. Новый город отделен от старого мощной крепостной стеной,
достигающей 10 м в высоту – с четырьмя массивными, полуразрушенными башнями и арочными воротами Орта-Капу.

Среди, условно говоря, новых встречаются и намного более древние сооружения, такие как загадочное погребение, состоящее из многотонных каменных плит. Но самой яркой достопримечательностью пещерного города Чуфут-Кале небезосновательно считается Мавзолей Джаныке-ханым, где покоится прах дочери хана Тохтамыша.

Чуфут-Кале - средневековый город-крепость в Крыму, расположен на территории Бахчисарайского района в 2,5 км к востоку от Бахчисарая .

Чуфут-Кале переводится с крымскотатарского языка как «еврейская крепость». Караимы называют город Джуфт-Кале (в переводе с караимского языка «двойная крепость». Ранее город был известен под названиями Кырк-Ер, Кырк-Ор, Гевхер-Кермен.


В эпоху Менгли Гирея I город получил своё нынешнее название. Как правило, это объясняется тем, что караимизм - религия населявшего крепость караимского народа, родственна в равной степени иудаизму, мусульманству и христианству, поскольку для всех четырёх авраамических религий свойственно признание Ветхого Завета священной книгой. Однако лишь для караимизма последний считается единственным источником веры. Стоит отметить, что кроме караимов, в крепости была и община крымчаков, исповедующих ортодоксальный иудаизм. Сами караимы именуют город Джуфт-Кале или просто Кале.


Город возник предположительно в V-VI веках как укреплённое поселение на границе византийских владений. Вероятно, что в ту эпоху он носил название Фуллы. Город с таким названием встречается в различных источниках, но историки однозначно не могут определить, какое из известных ныне городищ ему соответствует. Население города в этот период состояло в основном из алан.


В эпоху господства в Крыму кыпчаков город перешёл под их контроль и получил название Кырк-Ер.


В 1299 году Кырк-Ер был взят штурмом и ограблен ордынской армией эмира Ногая. В XIII-XIV веках город был центром небольшого княжества, находившегося в вассальной зависимости от правителей Крымского Юрта Золотой Орды. Начиная с XIV века в городе стали селиться караимы и к моменту образования Крымского Ханства они, скорее всего, составляли уже большую часть населения города.


Кырк-Ер был резиденцией первого хана независимого Крыма Хаджи I Гирея. После основания при Менгли I Гирее Бахчисарая ханская столица была перенесена туда. Во времена Крымского Ханства крепость была местом содержания высокопоставленных военнопленных, там же располагался и государственный монетный двор.


###Страница 2

После вхождения Крыма в состав Российской империи караимы стали покидать крепость и переселяться в другие крымские города. К концу XIX века Чуфут-Кале был полностью покинут жителями. В крепости осталась жить лишь семья смотрителя.

Успенский монастырь


И в Первую, и во Вторую оборону там размещались военные госпитали. А где госпитали, там и кладбища…же на фото - кладбище XIX века (кресты в центре снимка). А белая постройка в скале над кладбищем - отнюдь не кельи, но всего лишь монастырский курятник.


Пещерные кельи)


Последствия Великой Отечественной…


Ущелье Марьям-дере чем-то напоминает большую оранжерею - много-много зелени и влажный воздух.


Табличка на воротах в пещерный город


###Страница 3

Фортификационные сооружения в Чуфут-Кале – совершенно необыкновенные. Штурмовать такую крепость из ущелья - занятие крайне затяжное и неблагодарное.





Древние улицы Чуфут-Кале


Центральные и Восточные ворота


Экскурсия в пещерный город Чуфут-Кале в Бахчисарае: история и достопримечательности. Где находится, как добраться, что посмотреть во время экскурсии.

Древний пещерный город Чуфут-Кале в Бахчисарае входит в «золотой фонд» достопримечательностей Крыма. Он находится в ущелье Марьям-Дере, что в трех с половиной километрах от Бахчисарая. Это самый знаменитый из дошедших до наших дней пещерных городов в Крыму, пользующийся наибольшей популярностью у туристов. Данный архитектурный памятник обладает особой энергетикой.

«Иудейский город» Чуфут-Кале

Панорама пещерного города Чуфут-Кале

Экскурсия на Чуфут-Кале - одна из популярнейших в Бахчисарае

Древние камни хранят память о давно минувших временах. Посещение Чуфут-Кале с его загадочными горными пещерами это — уникальная возможность прикоснуться к древней истории и ощутить себя в потоке великой и таинственной реки времени, впадающей в вечность.

Великолепные пейзажи, открывающиеся с верхних точек города, только усиливают эти невероятные переживания, больше похожие на медитацию, чем на обычные эмоции.

Чуфут-Кале — это самый знаменитый из дошедших до наших дней пещерных городов в Крыму, обладающий особой энергетикой.

В переводе на русский язык «Чуфут-Кале» означает «иудейский город». Но это не первое название древнего поселения. Татары, проживавшие здесь в период 13-17 вв., называли его «Кырк-Ер», что переводится как «сорок замков». В результате археологических раскопок и исторических исследований ученые установили, что город был основан в 8 веке, а первые поселенцы (готы и аланы) пришли на эти земли Крымского полуострова еще раньше.

Пещерные города возникали в древности не просто так. Времена тогда были неспокойные, а набеги кочевых племен — обычным делом. Высокогорные плато отлично подходили для строительства укрепленных населенных пунктов, которые было намного сложнее взять штурмом, чем города на равнинах. Первые пещерные города появились в Крыму в 6 веке и просуществовали до конца 17 — начала 18 вв.

Чуфут-Кале уже несколько столетий является мертвым городом. К настоящему времени эта достопримечательность Бахчисарая сохранилась лишь частично.

Большая часть города лежит в руинах. Но многие постройки разрушены не полностью, а некоторые отлично сохранились для своего возраста. Это караимские молельные дома — кенасы Большая и Малая, которые являются не только ценными памятниками архитектуры, но и дают представление о религиозных традициях караимов. Из нескольких сотен жилых строений полностью сохранилось лишь одно. Сегодня в этой усадьбе открыт музей А. Фирковича — известного просветителя и выдающегося культуролога.

Большой интерес представляет и мавзолей Джаныке-Ханым — дочери легендарного хана Тохтамыша. С личностью этой женщины связано несколько легенд и преданий. Мужества и самоотверженности Джаныке-Ханым было не занимать. Историческим фактом является то, что отважная женщина спасла жителей города во время одной из вражеских осад – она всю ночь напролет носила людям воду в маленьком кувшине, которую набирала из горной расщелины, а под утро умерла от потери сил.

Высокогорные плато отлично подходили для строительства укрепленных населенных пунктов. Первые пещерные города появились в Крыму в 6 веке.

Древний город Чуфут-Кале — это огромный комплекс из 170 пещер, расположенных на высоте 600 метров над уровнем моря, сразу над тремя долинами.

долинами.По легенде, наутро в осажденном Чуфут-Кале образовалось настоящее горное озеро с питьевой водой. За мавзолеем 15 века до сих пор растет дерево-долгожитель, корни которого, как гласит предание, уходят в самое сердце Джаныке. Говорят, если обнять это дерево и искренне загадать желание, то оно непременно исполнится.

История Чуфут-Кале

Если не включить воображение, то трудно представить, что когда-то на месте этих руин жили и трудились люди. Поселенцы выращивали фрукты на расположенных поблизости плодородных землях. Особенно было развито виноградарство. Также они занимались различными ремеслами, в частности — чеканкой монет. А в 1731 г. именно в Чуфут-Кале начала работать первая на полуострове Крым типография. Были хорошо налажены и торговые связи с Бахчисараем.

Древний город представляет собой огромный комплекс из 170 пещер, расположенных на высоте 600 метров над уровнем моря - сразу над тремя долинами.

Что можно увидеть на Чуфут-Кале? В первую очередь - пещеры.

Стоянка авто у подножия гор: место начала экскурсии

Когда-то эти пещеры использовались в качестве жилых домов, хозяйственных, рабочих и складских помещений. Город никогда не страдал от эпидемий чумы, тифа и холеры, так как находился на большой высоте. Целебный воздух гор в буквальном смысле спас жизни тысячам жителей Чуфут-Кале. И сегодня его посещение - не только увлекательный исторический экскурс, но и полезная оздоровительная прогулка.

История этой крымской достопримечательности очень богата. Есть в ней и мрачные периоды. Несколько пещер в 16-17 вв. использовались как тюремные камеры, где томились в ожидании своей участи многие узники, в число которых входили польский гетман Андрей Потоцкий, литовский посол Лез и Василий Грязной - опричник Ивана Грозного, впавший в немилость кровавого царя. Больше двадцати лет в пещерном заточении провел В. Шереметьев - полководец, проигравший в 1660 году сражение с татарами. На свободу он вышел полностью ослепшим, измученным старцем и скоро скончался.

Я рассказала вам о дворце крымских ханов в Бахчисарае и о той истории любви, которая там произошла и которая настолько потрясла «нашего всё» Пушкина, что он написал о ней свою поэму — «Бахчисарайский фонтан».

Но славный город Бахчисарай может удивить вас ещё одним интересным местом. Это пещерный город Чуфут-Кале. До него от ханского дворца можно (и нужно) дойти пешком. Вот как мы это сделали.

Пещерный город Чуфут-Кале.

Выйдя из Ханского дворца, мы пешком отправляемся к следующим достопримечательностям Бахчисарая. Вблизи города также расположены Свято-Успенский мужской монастырь и средневековая крепость Чуфут-Кале .

По пути пытаюсь успевать делать фото, чтобы хоть немного проникнуться атмосферой места. В этом минус организованных экскурсий — ты не можешь «зависнуть» в каком-то понравившемся тебе месте, рассмотреть всё повнимательнее.

Так, я буквально на пару минут забегаю в сувенирную лавку, но не успеваю рассмотреть даже половину товаров. Только пару кадров сделать:


И всё равно умудрилась отстать от гида. Муж вытаскивает меня на улицу из сувенирной лавки, и мы догоняем группу бегом. В общем-то, можно было особо не торопиться. Если уж вы оказались в ханском дворце, то дальше вряд ли заблудитесь. В том направлении — к Чуфут-Кале — идет много народа. Дело в том, что на пути к Чуфут-Кале есть еще одно важное место, это Свято-Успенский пещерный монастыр ь.


Монастырь мы оставляем на обратный путь. Потому что на небе сгущаются тучи, и начал моросить мелкий дождик. Поэтому мы стремимся как можно скорее попасть на Чуфут-Кале, пока погода совсем не испортилась.

Миновав монастырские владения, мы продолжаем идти под моросящим дождём в гору. Асфальтированная дорожка заканчивается, и дальше дорога превращается в каменистую тропу.


А потому мой вам дружеский совет, граждане и особенно гражданки — одевайте не просто удобную, а хорошо сидящую на ноге обувь . Никаких сланцев — отобьёте себе пальцы о камни! Никаких каблуков или платформ, иначе вывихи лодыжек вам гарантированы. Только кроссовки и иже с ними.

По обеим сторонам тропы ютятся вездесущие палатки с сувенирами. Но лучше смотрите себе под ноги…Идти по такой тропе, по моим ощущениям не больше километра.

После этого мы попадаем на открытое плато:


И здесь уже просматриваются очертания пещерного города. Поэтому любопытство заставляет нас шагать бодрее. А дождь между тем всё усиливается. И некоторые дамы из нашей группы, не вынеся тягот каменистой тропы, поворачивают назад — обувь у них явно не подходила для такой прогулки…

А мы уже приближаемся к Южным воротам, за которыми таится целый мир подземных и наземных сооружений… Когда-то вражеские воины, попадая на узкий пятачок перед воротами, оказывались как на ладони для защитников крепости и попадали под их прицельный огонь… Но это когда то давно, а сейчас за воротами стоит касса и можно войти в Чуфут-Кале совершенно спокойно, купив билет за 200 руб.


История города.

Не буду утомлять вас подробным пересказом многовековой истории Чуфут-кале, друзья. Но всё-таки несколько слов том, как возник этот город и какие события происходили в нём, сказать стоит. Потому что без этого непонятно будет, что за место и почему в него стремятся попасть многие туристы.

Одни считают, что город возник в V-VI веках как укреплённое поселение на границе византийских владений. По мнению других, укрепленное поселение возникло здесь в X–XI вв. В любом случае, несмотря на свой древний возраст, этот пещерный город — самый хорошо сохранившийся из всех подобных городов в Крыму.

Самые ранние письменные источники, которые сообщают о нём, датируются только XIII–XVII веками. В это время укрепление носит тюркское имя и называется Кырк-Йер («земля рода кырков» , тюрк.), или Кырк-Ор («сорок укреплений» , тюрк.), или, не исключено, Кырк-Ер («сорок расселин» , тюрк.). Караимы, считающие Чуфут-Кале своим родовым гнездом, находят наиболее правильным название Джуфт-Кале («двойная крепость» , тюрк.; варианты: Чуфт-Кале, Чифт-Кале ). Однако на картах и в книгах в большинстве случаев зафиксирован искаженный по написанию и смыслу, фактически ошибочный вариант топонима - Чуфут-Кале («иудейская крепость» , тюрк.)

На раннем этапе существования города основное его население составляли аланы - самое могущественное из позднесарматских племен иранского происхождения. Они стали проникать в Крым со II в. н. э. Обосновавшись в горном Крыму, аланы приняли христианство. В 1299 г. татарская орда эмира Ногая совершила очередной набег на Крымский полуостров. Среди прочих ограбленных городов значился и Кырк-Ор. Захватив город, татары разместили в нем свой гарнизон. На рубеже XIV–XV вв. впереди восточной линии укреплений татары поселили караимов-ремеслеников, которые для защиты своей слободы построили вторую оборонительную стену. Так возникла новая часть города.


Первый крымский хан Хаджи-Гирей , по достоинству оценив крепость, в XV в. превратил старую часть города в свою укрепленную резиденцию. Она и позднее укрывала ханов во время междоусобиц, была надежным убежищем в период их борьбы с Золотой Ордой за самостоятельность. После разгрома Золотой Орды Крымское ханство заметно усилилось, и значение Кырк-Ора как крепости упало, крымский хан Менгли-Гирей переселился в новую столицу - Бахчисарай. Старый город оставался своеобразной цитаделью Бахчисарая и местом заточения знатных пленников.

После ухода татар караимы жили здесь еще более 200 лет. Приняв иудейскую религию, караимы были последователями древнееврейской ветхозаветной Библии. Со временем слово «караим» стало этнонимом - названием народности.

После завоевания Крыма и включения его в состав России караимы объявили себя ее приверженцами. Царское правительство разрешило караимам жить на всей территории империи. С этого времени Чуфут-Кале стал пустеть. Жители покидали плато с его суровыми условиями жизни и переселялись в Бахчисарай, Евпаторию и другие города. Так что к середине XIX в. город опустел окончательно.

Однако на Чуфут-Кале до сих пор сохранились архитектурные памятники, отражающие различные этапы истории этого города.

И под усиливающимся дождём мы отправились их осматривать. Первым делом нашему осмотру подверглись пещеры (всё -таки это же пещерный город!). Почувствовать себя пещерными людьми желали все. Выглядело это как-то так:



Однокомнатная пещера-«малосемейка», видимо:


Увлекательно лазать по пещерам, доложу я вам. Но стоит вылезти из первых пещер и отправиться дальше, вверх по мощёной булыжниками улице — там тоже есть что посмотреть…

На самом деле тут сохранились и вполне цивилизованные постройки.

Одни из таких построек — это кенассы. Кенасса это караимский молельный дом, т.е. церковь по нашему. Вот так она выглядит.


Заходим во дворик:


Далее на нашем пути нам встречаются руины мечети . Крым за свою историю множество раз уходил из под влияния одних народов и попадал под влияние других. Поэтому на одном и том же клочке земли можно увидеть следы разных цивилизаций и культур. От мечети остались кусочки стен и места где были колонны.


В это время дождь полил как из ведра, и лучшее, что смогла для нашей группы придумать тетёнька-гид, это укрыться под сводами мавзолея-усыпальницы. Чтобы переждать дождь и узнать историю великой женщины, которая и была похоронена в этой усыпальнице .

История Джаныке-ханым, крымской Жанны Д’Арк


Мавзолей Джаныке-ханым (а на фото именно он) — это монументальное восьмигранное сооружение с высоким порталом. В глубине мавзолея, на ступенчатом возвышении — гробница с арабской вязью: «Это гробница знаменитой государыни Ненекеджан-ханым, дочери Тохтамыш-Хана, скончавшейся месяца рамазана 841 Хизры» (1437-38 г.). По принятой легенде Джаныке-ханым была начальницей тысячного гарнизона пещерного города и погибла, защищая город во время осады. На месте смерти дочери Тохтамыш-Хан воздвиг мавзолей.

Есть и реальная история этой женщины . В ней меньше патетики и лирики, но из неё больше понятно, чем эта женщина заслужила уважение к себе. И эта история такова.

Владелец Кырк-Ора, хан Киркельский Хаджибек, будучи вассалом Золотой орды, выдал свою дочку Тогайбек за золотоордынского хана Тохтамыша. Она стала его третьей женой, и от этого брака родилась Джаныке (Наныкеджан). Около 1397 г. Тохтамыш-Хан выдал юную дочь за эмира Белой Орды, основателя Ногайской Орды, Едыгея . Ему прочили большое будущее. Но Едыгей, надежда и опора Тохтамыша, предал любящего тестя, перейдя на сторону бывшего покровителя тестя, Тимура. В припадке ярости Тохтамыш убил не менее любимую Тогайбек, мать Джаныке.

Повзрослевшая Джаныке совершила в 1416 г. с пышной свитой паломничество в Мекку и стала известной персоной в мусульманском мире (да, ничего не меняется, друзья, под Луною: «засветись» вовремя в культовом месте — и ты звезда, как говорится). В 1420 г. сын Тохтамыша и любимый брат Джаныке, Кады-Берды-Хан повёл войска через Итиль (Волгу) на Едыгея. Бой состоялся на р. Яик. Оба полководца не вернулись с поля боя.

Джаныке-ханым остаётся старшей в роду Тохтамыша, тем самым, возымев самостоятельность и политический вес, как сейчас сказали бы. Но она не стала бороться за власть в Орде, а, будучи правительницей Кырк-Ора, применила своё политическое влияние на то, чтобы Крымский улус Золотой Орды стал независимым государством. Не претендуя на власть, она дальновидно поддержала Хаджи- Гирея, ставшего основателем Крымского Ханства, родоначальником династии Гиреев, который и перенёс резиденцию из Солхата в Кырк-Ор. Здесь в столице новосозданного Крымского Ханства и скончалась Джаныке-Ханум в возрасте пятидесяти с лишним лет в 1437 г. Она была погребена с почестями великой государыни.

Вот эту историю мы и услышали в тишине сводов её мавзолея. Но наша туристическая группа никак не потревожила покой этой дамы: произведенными в 1940 году расчистками и вскрытием склепа установлено, что усыпальница не раз была разорена, поэтому захоронения в ней не обнаружено.

Вот тебе и роль личности в истории. И роль мусульманской жены в истории целого города. Так что, есть женщины в любых селениях…

А дождь меж тем стих. И мы отправились дальше исследовать Чуфут-Кале. Благо дорога, которая вела дальше, позволяла это сделать — над проезжей частью, по которой нёсся мутный поток, возвышался нормальный такой тротуар! Берите пример, мэры современных городов!


Вскоре перед нами нарисовалась арка. Это арка располагается в средней оборонительной стене.


Стена делит город на старый и новый. Ну понятно. что все это условно.

Справа опять видно какое то, хорошо сохранившееся строение. Это усадьба Фирковича. Товарищ Авраам Фиркович был известным караимским историком и археологом.


Фиркович жил тут до середины 19 века, ну а после него тут жил смотритель Чуфут-Кале.

Можно заглянуть за стену и там открывается вот такой замечательный вид.


Ну, а настоящим сюрпризом этого дня стала для нас музыкальная пауза в одном из каменных подземелий:


Туда мы спустились всей группой, влекомые звуками нежной музыки… Казалось, будто это хитрый дух подземелья заманивает нас в свои владения. Но всё оказалось гораздо интереснее: в подземной комнате нас встретил симпатичный парень с необычной гитарой, из которой он и извлекал столь мелодичные звуки…


Акустика в помещении идеальная, как ни странно. Потому что вообще-то это подвал одного из зажиточных домов, хоть и с тремя окнами. Стоим как заворожённые, слушаем музыку, каждый думает о своём. Энергетика места проникает в мысли. Никакой суеты. Ничего лишнего в голове. Лишь думы о вечности…

Тем более, вид из окон этого самого подвала очень уж впечатляющий… Да и сам подвал немаленький такой, двухъярусный.


Сдаётся мне, не овощи с грядок здесь хранили…Прямо вот вижу явно: стоят вдоль стеночек сосуды с крымским вином, и ближе к вечеру, тихо улизнув от всех домочадцев, сидит тут хозяин дома с парой верных друзей и обсуждает последние городские новости…

Нагулявшись по подземельям, мы вылезли наверх.


По направлению к мавзолею шагала очередная туристическая группа (видимо, так же пережидали где-то дождь…) Ну, а мы попив горячего чаю с крымскими травами из термоса, выдвигаемся в обратный путь, к Южным воротам.

А там нам навстречу попалась ещё и такая вот необычная группа «туристов»:


А вот эта парочка отстала от всех:


Видимо задержались, делая «селфи» на фоне пещер)))

В общем, Чуфут-Кале нас впечатлил. Место, конечно, очень энергетически заряженное. Если б не привязка ко времени отъезда экскурсионного автобуса, мы бы побродили здесь подольше.

Теперь же путь наш лежал в Свято-Успенский пещерный монастырь.

Свято-Успенский пещерный монастырь.

Итак, монастырь православный. Опять же несколько версий по поводу времени его основания существует. По одной версии, был основан на границе 8 и 9 века и практически был центром христианства в Крыму. В то время, Крым находился под татарским влиянием, христианам приходилось очень нелегко, их всячески притесняли, облагали огромными непосильными налогами. И они укрылись от этого притеснения в горных расщелинах. Затем на некоторое время монастырь прекратил свою деятельность, но в 14 веке возродился. Избежав разгрома во время турецкого вторжения, Успенский монастырь стал резиденцией митрополитов Готфских. Однако материальное положение монастыря было бедственным, что заставляло искать помощи у московских великих князей и царей. И с 15 века

Другие считают, сто монастырь появился где-то в 15 веке. Но как бы то ни было, Успенский монастырь был главным оплотом религиозной жизни православного населения Крыма, начиная с 15 и вплоть до 18 века. Он вполне успешно пережил русско-турецкие войны. В Крымской войне в 1854-1855 годы в кельях, доме паломников и других строениях монастыря размещался госпиталь. Умерших от ран хоронили на монастырском кладбище.

Но от советской власти он не спасся. Как гласят первоисточники, «в 1921 году монастырь был закрыт, имущество разграблено, монахи расстреляны». Уж кто бы сомневался… Во время Отечественной войны на территории Успенского монастыря разместили военный госпиталь, а после войны открыли самую настоящую психлечебницу. И только в 1993 году монастырь снова возродился.

Для того, чтобы увидеть сам монастырь, придётся немного потрудится — наверх идёт крутая лестница. Но зато вид оттуда открывается весьма достойный:


Фотографий внутри мы не делали, там это запрещено. Но я опишу. Внутри храм очень маленький. Народа много. Один поток идёт наверх, внутрь храма, другие вниз — на выход. Основное помещение храма невелико. Меня поразил потолок этого небольшого помещения: он каменный, и видно, что его усердно тесали, так как он весь испещрён каким-то специальным долотом. Прямо по центру, конечно, иконостас, а за ним алтарь. А если посмотреть направо, там есть небольшая комнатка, где находиться икона Матери Божией Бахчисарайской, называемая Панагией.

Туда люди заходили по очереди, молча стояли у иконы и молча выходили. И прямо здесь же, на выходе из комнатки, сидела шустрая бабуля и к каждому (!) человеку обращалась с просьбой о пожертвовании. Честно, меня это коробило. Сидела бы она молча, или где-то уже на спуске, и глядишь — было бы и не так …слово не могу подобрать нужное…Нарочито, что-ли… А так, человек выходит, погруженный в свои мысли, а тут ему поперёк дороги — дайте-подайте на храм! Меня как-то покоробила такая прямолинейность… Или я слишком чувствительная?


Вообще, меня больше впечатлил наружный вид монастыря. Нависающие каменные карнизы, иконы, нарисованные прямо на скалах… Это была последняя точка съёмки. Делаем пару фоток (а на большее у нас времени уже не остаётся). И отправляемся обратно на место парковки нашего автобуса.

Тут же расположена стоянка для многочисленных автомобилей, есть кафе и даже гостиница.


А у нас предусмотрительно заказан обед в одном из этих кафе. Который к нашему возвращению уже готов. Желаем себе приятного аппетита (а уж с этим у нас после 3-х часовой прогулки под дождиком проблем нет!) и принимаемся за еду


Отправляемся в обратный путь сытые и довольные. Автобус плавно едет, гид рассказывает…Я проваливаюсь в сон.

В общем, подведём итог этой экскурсии. Чуфут-Кале однозначно стоит увидеть. Подъем в гору не такой уж страшный (мне после он и вовсе показался лёгкой прогулкой), только вот с совсем маленькими детьми, наверно, не стоит туда лезть. Хотя дети тоже разные бывают…

О монастыре впечатление сложилось как-то по остаточному принципу. Ну, если учесть, что мы с утра ещё и посмотрели, то это понятно — эмоциональный перегруз имеет место быть.

А в целом, Крым продолжал удивлять, покорять нас своими красотами и…Стоп. Об этом — в следующих постах. На этой ноте закончу свой рассказ.

До встреч на блоге!

Город-крепость Чуфут-Кале был построен в 6 веке (по другим источникам в 9), расположен в 2.5 км от Бахчисарая в тихом укромном месте, затерявшись в лесном массиве.
Уникальность этой постройки в том, что, в отличие от других крепостей, например, как Генуэзская, Чуфут-Кале не стояла грозно на виду у всех, наводя страх на врагов. Чуфут-Кале так надежно прятала в каменной толще обитателей, что неприятель, подойдя к ней, либо оказывался на виду перед неприступными скалами и попадал под удары ее защитников, либо пропадал в ловушках лабиринтов при попытке проникнуть внутрь пещерного города.

В 16 веке население укрепленного города составляло около 4 тысяч человек и состояло, в основном, из аланов и готов.

За свою историю Чуфут-Кале никогда не была взята штурмом и избежала захвата и разрушения от набегов кочевников в отличие от других городов-крепостей Крыма.

Несмотря на это, крепость поменяла много хозяев, которые постоянно ее достраивали и совершенствовали. В разное время город принадлежал аланам, хазарам, Золотой Орде, крымским татарам и, наконец, России. Практическая неприступность города обеспечила ему самую долгую жизнь на полуострове: с 6 века до 19 века. В целом Чуфут-Кале представляет собой самый настоящий пещерный город со сложной системой коммуникаций.

Количество пещер насчитывает больше полутора сотен, но точное количество никто не знает. Пещеры переходят одна в другую, часто пересекаясь на разных уровнях. Здесь есть жилые пещеры, есть для скота и хранения разнообразных запасов.

Наверху, на плато, был построен еще город, в котором хорошо сохранились каменные улицы с выбитыми глубокими колеями от повозок и разнообразные постройки из известняка. Здесь мы видим дома с подвалами, мавзолей, крепостные сооружения. Все вместе это составляло превосходно укрепленный, неприступный для врагов, комплекс.

Авиабилеты Москва — Симферополь ищите на этой странице.

В этом городе, как в историческом фокусе, сплелись различные культуры и цивилизации. В период Татарского Ханства город был заселен караимами, народностью, исповедующей иудаизм. Поэтому и сам город был назван «Чуфут-Кале», что в переводе означает «Иудейский город». Это название вошло в обиход и упоминается в литературных источниках с конца 19 в.

Раньше пещерный город назывался «Кырк-Ерк», что на русском звучит как «Сорок братьев». Следует отметить еще оду небольшую народность, населявшую крепость - крымчаки, чьей религией являлся ортодоксальный иудаизм. После того, как в 17 в. был построен город Бахчисарай с прекрасным ханским дворцом, Хаджи-Гирей, первый крымский хан, покидает Чуфут-Кале и больше туда не возвращается. А в городе продолжают жить караимы вплоть до 1852, когда исчезла из колодцев пресная вода, что заставило их переселиться в Бахчисарай, Симферополь, Евпаторию.

Хорошо сохранившийся город продолжает привлекать туристов, поражая их воображение первобытной красотой крепости, строительным мастерством и трудолюбием, населявших его людей. Человек вместе с природой создал уникальное творение, полное загадок и тайн, из которых и сейчас складываются легенды.

Чуфут-Кале на карте Крыма:

Как добраться до пещерного города.

Если вы передвигаетесь по Крыму не на собственном автомобиле, из ближайших городов, Ялты, Евпатории и Севастополя, доехать до крепости можно только через Бахчисарай.

Эти города соединены с Бахчисараем автобусным сообщением.
Автобус до Чуфут-Кале отправляется от Железнодорожного вокзала. Маршрут №2. Вам надо выйти на остановке «Старолесье» и пройти пешком еще около 1,5 километров.

Расстояние до пещерного города от Бахчисарая – 4,7 километров, от Севастополя – 58.
Для тех, кто едет в крепость на автомобиле с навигатором, координаты GPS: 44.741028, 33.924467

Часы работы:

С октября по апрель сооружения доступны для посещения с четверга по понедельник с 9.00 до 19.00
С мая по сентябрь график работы иной: среда-понедельник с 9.00 до 19.00

Загрузка...