docgid.ru

Русские горелки. Подвижная игра «Зайцы и Волк». Не зевай ка - подвижная игра для взрослых

Старинная русская народная игра «Горелки» настолько древняя, что истоки ее уходят в то время, когда все славянские народы были еще единым племенем. Ведь игра, правда под разными названиями, присутствует в культуре не только русских, но белорусов, украинцев, чехов, латышей, болгар… – практических всех славянских народов Европы. Игра эта была изначально обрядовой, славила союз земли и солнца, их живородящую силу. Игра стала детской совсем недавно. Еще в конце XIX– начале XX века играла в «Горелки» в основном молодежь 14-18 лет. Да и сегодня, эту русскую народную игру можно предложить не только малышам-дошкольникам, но и ребятам подросткового возраста. «Горелки» прекрасно впишутся в любой фольклорный праздник, особенно если он проходит на улице. Но, традиционно, горелки были частью летних и .

Старинная русская народная игра «Горелки»

Считалкой выбирают водящего-горелку. Остальные игроки делятся на пары. Традиционно, в каждой паре девушка и юноша или мальчик и девочка. Но играя сегодня с детьми этого правила можно и не придерживаться. Пары встают друг за другом, а перед ними, примерно за три-пять метров от первой пары встает «горельщик». Это расстояние обозначают чертой. Все дети хором произносят слова:

Гори-гори ясно, чтобы не погасло
Глянь на небо, направо-налево,
Птички летят, колокольчики звенят!
Гори, не воронь, беги как огонь!

Как только прозвучали слова «беги как огонь!», последняя пара должна рассоединить руки и бежать по разные стороны колонны. Их задача – опять взяться за руки. Но сделать они это могут, только после того, как пересекут черту, где стоит «горельщик». «Горельщик» старается не допустить этого и поймать кого-нибудь из пары. Если ему это удается, то он с пойманным игроком становится первой парой, а оставшийся в одиночестве игрок становится новым «горелкой». Если пара смогла соединиться, то она становятся первой в колонну, а «гореть» продолжает все тот же водящий. Если «горельщик» долго не может никого поймать, его поддразнивают:

Гори, не спи
Сгоришь, смотри!
В огне стоишь,
Совсем сгоришь!

Если в старинную русскую игру «Горелки» играют подростки 13-17 лет, то правила можно чуть-чуть изменить – чтобы было интереснее. Пары составляются обязательно смешанные девушка-юноша. Водящим-«горелкой» выбирают обязательно юношу. Водящий обязательно должен гнаться за юношей из убегающий пары. Если он его догнал – то встает в пару с девушкой. А пойманный будет водить. Линию, за которой может соединиться убегающая пара, относят подальше – метров на пятнадцать от колонны игроков.

Старинная русская народная игра «Двойные горелки»

Эту игру имеет смысл затевать, когда игроков очень много. Отличия от обычных горелок минимальные. Вместо одной колонны игроки выстраиваются в две, параллельно друг другу. Соответственно, и водящих-«горельщиков» двое. Когда игроки заканчивают говорить речевку«Гори-гори ясно..», то бегут сразу две пары. Соединиться пары должны обязательно друг с другом, а вот ловить «горельщики» могут любого из четверых.

«Горелки с номерами»подвижная игра – современный вариант русской народной игры

Игроки встают в колонну, взявшись за руки. Перед началом игры водящий-«горельщик» проходит вдоль колонны и пересчитывает пары. Каждая пара должна запомнить свой номер. После этого, водящий встает впереди колонны и говорит:

Гори, гори ясно,
Чтобы не погасло!
Раз, два, три,
Пятая пара гори!

Водящий может назвать любой номер пары и бежать должна именно эта пара. В остальном играют так же, как и в обычные «Горелки».

«Заячьи горелки» подвижная игра – современный вариант русской народной игры

Отличаются от обычных «Горелок» игровой песенкой и «ролями». Роли более традиционные для салок. Водящий – волк, а остальные игроки зайцы. Игровая песенка взята из пьесы С.Я. Маршака «Двенадцать месяцев». Такой считалкой считаются белки и заяц, собираясь сыграть в «Горелки»:

Косой, косой,
Не ходи босой!
А ходи обутый,
Лапочки закутай.
Если будешь ты обут,
Волки зайца не найдут!
Не найдет тебя медведь,
Выходи, тебе гореть!

Если игроков очень много, можно играть в «Двойные заячьи горелки», по тем же правилам, что и в «Двойные горелки»

Выбирается водящий, он будет "гореть". Играющие встают парами друг за другом, водящий впереди. Участники игры говорят нараспев:

Гори, гори ясно, чтобы не погасло. Стой подоле, гляди на поле: Ходят грачи да едят калачи. Птички летят, колокольчики звенят!

Как только пропоют эти слова, последняя пара отпускает руки и пробегает вдоль колонны, один слева, другой справа. Когда они поровняются с водящим, все кричат ему:

Раз, два, не воронь, беги, как огонь! Двое бегут вперёд, стараясь увернутся от водящего. Если они снова возьмутся за руки, то встают перед первой парой, а водящий снова "горит". Если же ему удаётся поймать одного из убегающих, он встаёт с ним впереди, а "горит" тот, кто осталься без пары. Игра продолжается до тех пор, пока не пробегут все пары.

Участвуют 13-25 (и более) человек. Игра проводится на поляне, площадке.

Участники попарно, взявшись за руки, становятся друг за другом в колонну по два. Впереди в 3-5 м от первой пары спиной к ним стоит«горелыцик»(водящий). Все хором говорят;«Гори, гори ясно, Чтобы не погасло. Глянь на небо: Птички летят, Колокольчики звенят».

Подчиняясь словам«Глянь на небо …»,«горелыцик»смотрит вверх. В это время последняя пара разъединяет руки, идут вперед: один слева, другой справа колонны и, поравнявшись с«горелыщиком», ждут последнего слова«звенят». И как только оно произносится, они бегут мимо«горелыщика». Он, в свою очередь, пускается им вдогонку, пытаясь догнать и осалить любого из них, прежде чем они снова возьмутся за руки. Участник, которого«горелыщик»осалит, с ним и становится парой впереди всей колонны. А водит игрок, оставшийся один.

Если же«горелыщик»никого не поймает, он снова«горит»-становится водящим, ловит следующую пару.

Правила игры:

  • «Горелыцик» не имеет права оглядываться и подсматривать;
  • Нельзя начинать бег, прежде чем прозвучит последнее слово«звенят».

Играющие выбирают водящего и встают парами друг за другом, держась за руки. Водящий на расстоянии 2–3 шагов от первой пары проводит линию и становится за ней. По команде воспитателя все дети, стоящие парами, произносят:

Гори-гори ясно, Чтобы не погасло. Глянь на небо: Птички летят, Колокольчики звенят!

После этих слов дети в последней паре разнимают руки, и каждый бежит вдоль стоящих друг за другом детей: первый – с одной стороны, второй – с другой. Бегущие должны вновь соединиться в пару, взявшись за руки, а водящий старается кого-то из них осалить.

Если убегающим удалось взяться за руки, они встают перед первой парой, а водящий – на свое место. Если водящий осалил одного из убегавших, то он берет его за руку и вместе с ним встает в колонну перед первой парой. Тот, кто остался без пары, становится водящим.

В наши дни эту замечательную, но немного забытую игру можно встретить на праздновании широкой Масленицы или дня Ивана Купалы. Многие знают эту игру под названием «Гори-гори-ясно! »

Правила игры «Горелки»

В игре учавствует от 11 человек. Важно, чтобы количество играющих было нечетным. Для игры выбирается большая поляна или место во дворе . Выбирается водящий - он будет «гореть» .

Все остальные игроки делятся на пары и встают позади «горящего» на расстоянии 3-4 метра от него. Игроки поют:

«Гори-гори ясно,
Чтобы не погасло.
Глянь на небо:
Птички летят,
Колокольчики звенят!»

Как только они заканчивают петь, последняя пара расцепляет руки, и бежит вдоль колонны, один слева, другой - справа.

Как только они поравняются с водящим, они кричат ему:

«Раз, два, не воронь, беги, как огонь!»

После этого они бегут дальше, стараясь увернуться от водящего, встать перед ним и снова сцепить руки. Водящий, в свою очередь, старается их осалить или поймать. Если ему удалось осалить одного из игроков, он встает с ним парой впереди колонны, а оставшийся игрок становится «горящим ».

Если водящий никого не поймал, он продолжает водить, а бежавшие игроки встают парой в начале колонны.

Играть можно, пока не устанете!

Варианты напевов

«Гори, гори ясно,
Чтобы не погасло.
Стой подоле,
Гляди на поле,
Едут там трубачи
Да едят калачи.
Погляди на небо:
Звёзды горят,
Журавли кричат:
- Гу, гу, убегу.
Раз, два, не воронь,
А беги, как огонь!»

или такой вариант

«Гори, гори ясно,
чтобы не погасло.
Стой подоле, гляди на поле:
Ходят грачи да едят калачи.
Птички летят, колокольчики звенят!
»

Подготовительная группа детского сада.

Учитель: Трофимова Ирина Анатольевна, I категория.

При разработке конспекта я учла возрастные особенности детей, их степень заинтересованности той или игрой, доступность игр для детей дошкольного возраста, а так же игры с текстом, который дети смогли бы передать движениям; игры сопровождаются старинными русскими считалками. В конспект вошли дыхательные, логоритмические упражнения, упражнения на релаксацию, что позволило решить и оздоровительную задачу игрового занятия.

Были поставлены следующие задачи:

продолжать знакомить с русскими народными играми, развивать ловкость, увёртливость, умение действовать по сигналу; воспитывать выдержку, умение соблюдать правила игры, выполнять движения согласно с текстом, формировать дружеские взаимоотношения, приобщать детей к русской культуре, воспитывать интерес и любовь к русской народной игре.

Главным показателем успешности данного мероприятия является эмоционально окрашенность атмосферы. Эту атмосферу определяет естественность поведение детей, заинтересованность, радостные эмоции, рождаемые под действиями русского национального костюма.

Всё это мы сегодня наблюдали в игре. Дети активно приняли участие в игре и с удовольствием играли, выполняя все правила и условия игры. Ребята знают много считалок и зазывалок. Для этого была проведена предшествующая работа по заучиванию потешек, считалок, загадок, зазывалок. Дети смогли отразить в игре русскую народную культуру. Цель игры была достигнута, все задачи данного мероприятия были выполнены, дети остались довольны.

Результатами проведенной работы являются:

  1. Использование детьми в активной речи потешек, считалок, загадок, зазывалок.
  2. Умеют играть в русские народные подвижные игры. Используя считалки.


Цель:

Продолжить знакомить детей с русскими народными подвижными играми; вызвать интерес к русским традициям; приобщать детей к традиционной культуре на основе активного использования устного народного творчества (считалки, зазывалки); воспитывать любовь к народным традициям, уважение друг к другу.

Ход игры

Под мелодию «Околица» в зал входят девочки в русских сарафанах и исполняют «Танец с платочками». По окончанию танца в зал вбегают два мальчика в русских костюмах и зазывают на игру.

1-й мальчик:

Таю, таю, налетаю

Вас в игру всех приглашаю

А в какую, не скажу!

Зазывалку расскажу.

Кто опоздает, в небо улетает.

2-ой мальчик:

Тай, тай, налетай

Порезвись и поиграй!

Всех в игру мы принимаем

Никого не обижаем

А того кто не придёт,

Мигом кошка задерёт.

В зал вбегают мальчики.

3-й мальчик:

Поиграть пришла пора

Развеселая детвора

Пусть наш смех звучит вокруг

Становитесь дружно в круг!

Дети становятся в круг.

Воспитатель: Ребята, сегодня мы поиграем в народную подвижную игру «Горелки». Это старинная игра, в неё играли еще ваши прабабушки и бабушки. И вы уже знакомы с этой игрой.

Я напомню правила игры: В игру играют нечетное количество детей. Дети стоят в парах, а водящий «горельщик» стоит спиной к детям впереди всех.

Дети произносят слова:

Гори, гори ясно

Чтобы не погасло

Глянь на небо

Птички летят

Колокольчики звенят

Раз, два, три беги!

И последняя пара, разъединив руки, бегу с обеих сторон и должны перед водящим соединиться (т.е. взяться за руки, пока водящий не поймал кого-нибудь из пары). В том случае, если водящий поймал кого- нибудь, то водящим становится оставшийся из пары, а появившаяся пара становится в колонну и игра продолжается.

Цель: учить детей бегать в парах на скорость, начинать бег только после окончания слов. Развивать у детей быстроту движений, ловкость.

Ход игры:

Дети становятся в колонну парами. Впереди колонны на расстоянии 2-3 шагов проводится линия. По считалке выбирается Ловишка. Он становится на линию спиной к остальным детям. Все стоящие парами говорят:

«Гори, гори ясно,

чтобы не погасло.

Глянь на небо – птички летят,

Колокольчики звенят.

Раз, два, три – беги!»

С окончанием слов дети стоящие в последней паре бегут вдоль колонны (один – справа, другой - слева, стремясь схватиться за руки. Ловишка старается поймать одного из пары и соединить с ним руки.

Если ловящий успел это сделать, он образует с пойманным новую пару и становится впереди колонны, а оставшийся без пары становится ловишкой. Если Ловишка не поймал, он остаётся в той же роли.

Во время произнесения слов Ловишка не оглядывается, ловить можно до того, как играющие возьмутся за руки.

Подвижная игра «Ловишки» (с ленточками)

Цель: учить детей бегать врассыпную, не наталкиваясь друг на друга, действовать по сигналу быстро. Развивать ориентировку в пространстве, умение менять направление.

Ход игры:

Дети строятся в круг, у каждого имеется цветная ленточка, заправленная сзади за пояс. В центре круга стоит Ловишка. По сигналу воспитателя: «Раз, два, три – лови!» дети разбегаются по площадке. Ловишка старается вытянуть ленточку. По сигналу: «Раз, два, три в круг скорей беги – все дети строятся в круг». После подсчета пойманных, игра повторяется.

2 вариант

Чертится круг в центре стоит Ловишка. По сигналу «Раз, два, три лови» дети перебегают круг, а Ловишка пытается схватить ленту.

Подвижная игра «Мороз – красный нос»

Цель: учить детей перебегать в рассыпную с одной стороны площадки на другую, увёртываясь от ловишки, действовать по сигналу, сохранять неподвижную позу. Развивать выдержку, внимание. Закрепить бег с захлёстом голени, боковой галоп.

Ход игры:

На противоположных сторонах площадки обозначается два дома, в одном из них находятся игроки. Посередине площадки лицом к ним становится водящий – Мороз- красный нос, он говорит:

«Я мороз – красный нос.

Кто из вас решится

В путь дороженьку пуститься?»

Дети отвечают хором:

После этого они перебегают через площадку в другой дом, мороз их догоняет и старается заморозить. Замороженные останавливаются на том месте, где их настиг мороз, и стоят так до окончания пробежки. Мороз подсчитывает, сколько играющих удалось при этом заморозить, учитывается, что играющие выбежавшие из дома до сигнала или оставшиеся после сигнала, тоже считаются замороженными.



2 вариант.

Игра протекает так же, как и предыдущая, но в ней два мороза (Мороз-Красный нос и Мороз-Синий нос). Стоя посередине площадки лицом к детям, они произносят:

Мы два брата молодые, Я Мороз-Синий нос.

Два мороза удалые, Кто из вас решится

Я Мороз-Красный нос, В путь-дороженьку пуститься?

После ответа:

«Не боимся мы угроз и не страшен нам мороз»

все дети перебегают в другой дом, а оба мороза стараются их заморозить.

Подвижная игра «Коршун и наседка»

Цель: учить детей двигаться в колонне, держась друг за друга крепко, не разрывая сцепления. Развивать умение действовать согласованно, ловкость.

Ход игры:

В игре участвуют 8-10 детей, одного из игроков выбирают коршуном, другого наседкой. Остальные дети – цыплята, они становятся за наседкой, образуя колонну. Все держаться друг за друга. В стороне гнездо коршуна. По сигналу он вылетает из гнезда и старается поймать цыплёнка, стоящего в колонне последним. Наседка, вытягивая руки в стороны, не даёт коршуну схватить цыплёнка. Все цыплята следят за движениями коршуна и быстро двигаются за наседкой. Пойманный цыплёнок идёт в гнездо коршуна.

2 вариант.

Если детей много можно играть двумя группами.

Подвижная игра «Краски»

Цель: учить детей бегать, стараясь, чтобы не догнали, прыгать на одной ноге, приземляясь на носок полусогнутую ногу. Развивать ловкость, быстроту движений, умение менять направление во время бега.

Ход игры:

Участники игры выбирают хозяина и двух покупателей. Остальные игроки – краски. Каждая краска придумывает себе цвет и тихо называет его хозяину. Когда все краски выбрали себе цвет и назвали хозяину, он приглашает одного из покупателей. Покупатель стучит:



Тук! Тук!

Покупатель.

Зачем пришёл?

За краской.

За какой?

За голубой.

Если голубой краски нет, хозяин говорит: «Иди по голубой дорожке, найди голубые сапожки, поноси да назад принеси!» если покупатель угадал цвет краски, то краску забирает себе. Идёт второй покупатель, разговор с хозяином повторяется. И так они подходят по очереди и разбирают краски. Выигрывает покупатель который набрал больше краски. Хозяин может придумать задание сложнее задание, например: скачи на одной ножке по красной дорожке.

2 вариант:

Разговор повторяется, если покупатель угадал краску продавец говорит сколько стоит и покупатель столько раз хлопает продавца по вытянутой ладони. С последним хлопком ребёнок изображавший краску убегает а покупатель догоняет его и, поймав, отводит в условленное место.

Загрузка...