docgid.ru

Турбины Siemens не спасут. Почему Крым и дальше будет погружаться во тьму

Специально для Крым.Реалии

Россия ищет обходные пути поставки в Крым турбин немецкой фирмы Siemens для строящихся в Симферополе и Севастополе теплоэлектростанций. Почему же страна-гигант газодобычи, осваивающая космос, не имеет предприятий и технологий для производства подобного оборудования?

Россия строит две электростанции общей мощностью 940 мегаватт в Крыму, что должно усилить энергонезависимость полуострова, который уже соединен с российским материком энергомостом. Первая очередь станций должна быть введена в конце 2017 года, вторая – в 2018 году. Так, на Симферопольской ТЭС планируется поставить 8 турбин суммарной мощностью 470 МВт, столько же – в Севастополе.

Мощных газовых турбин в Российской Федерации не делают, а поставка западного оборудования в Крым запрещена санкциями

Строящиеся в Крыму ТЭС должны закрыть энергодефицит в регионе. Общая мощность генерации на полуострове – 920,3 МВт, на пике требуется до 1,43 ГВт. Часть спроса закрывает энергомост через Керченский пролив (800 МВт) и перевезенные с Дальнего Востока России мобильные ГТЭС. Но мощных газовых турбин в Российской Федерации не делают, а поставка западного оборудования в Крым запрещена санкциями.

О срыве сроков строительства генеральный директор Ростеха Сергей Чемезов впервые сообщил еще в декабре 2016 года. В апреле же 2017-го глава Минэнерго России Александр Новак рассказал , что строительство Симферопольский и Севастопольской ТЭС будет завершено чуть позже первоначально планируемого срока из-за срыва поставок оборудования одной из западных компаний.

«Работы идут, они не остановлены, несмотря на проблемы по поставкам оборудования западной компанией, работы продолжаются и идет работа по покупке другого оборудования. Да, там будет небольшая сдвижка по срокам», – сказал он.

Новак добавил, что ведомство планирует компенсировать отставание от сроков за счет возведения генерации малой мощности, которая будет построена на базе Сакской ТЭЦ, и перебазирования в Крым трех газотурбинных электростанций. «Для того чтобы эту сдвижку компенсировать, мы вышли с инициативой построить еще дополнительно собственную генерацию небольшой мощности 120 МВт на базе Сакской теплоэлектростанции и на базе использования российского оборудования «Объединенной двигателестроительной корпорации». Кроме этого, мы занимаемся перебазированием еще трех газотурбинных электростанций в Крым, общая дополнительная мощность которых будет порядка 70 МВт. Таким образом, это 200 МВт дополнительной генерации», – сказал Новак и подчеркнул, что на данный момент электроэнергии достаточно для обеспечения потребностей Крыма, в том числе в период пиковых нагрузок.

Российские СМИ сообщили, что «Ростех» нашел турбины для Крыма в Иране. Оказалось, что это продукция фирмы Mapna, которая работает по лицензии Siemens

На днях российские СМИ сообщили , что «Ростех» нашел турбины для Крыма в Иране. Но, при ближайшем рассмотрении, оказалось, что это продукция фирмы Mapna, которая работает по лицензии Siemens и по немецким же чертежам. Чуть более года назад немецкая промышленная группа Siemens подписала соглашение в энергетической сфере с иранской компанией Mapna Group, специализирующейся в энергетике и инфраструктуре, что дало ей возможность скорейшего повторного внедрения в Иран после отмены санкций против этой страны.

Ирану такое сотрудничество необходимо – в стране строят новые электростанции, в возведении которых принимает участие и Россия. Но вот получится ли у последней завезти необходимое оборудование в Крым через третьи страны – большой вопрос. Это ведь не турецкие абрикосы, которые сейчас привозят на полуостров под видом «фруктов из Азербайджана». А учитывая жесткую позицию канцлера германии Ангелы Меркель в вопросе антироссийских санкций за аннексию Крыма, можно не сомневаться, что подобную жесткость проявит к своим иранским партнерам и руководство Siemens.

Турбины строить – не в космос летать

«Турбины строить – это вам не в космос летать на украинских двигателях», – иронизируют по поводу «турбинного провала» в соцсетях.

Советский Союз пытался «догнать и перегнать» Запад по всем отраслям, но в итоге потерпел сокрушительное поражение

Почему же так оказалось, что наследница бывшей сверхдержавы – СССР – сегодня не в состоянии сама произвести мощные турбины для ТЭС или кабель для энергомоста через Керченский пролив? Про микропроцессоры, мобильные телефоны, телевизоры и другие предметы бытовой техники можно даже не упоминать. Как говорил Козьма Прутков , «невозможно объять необъятное». Именно для того чтобы обеспечить растущие потребности государств в быстроменяющемся технологическом мире и существует международное разделение труда. Советский Союз, отгородившись от остального мира «железным занавесом», пытался «догнать и перегнать» Запад по всем отраслям, но в итоге потерпел сокрушительное поражение, достигнув всемирных успехов разве что в освоении космоса и производстве вооружений.

Россия, оказавшись на развалинах СССР, приняла цивилизованные правила игры, в том числе и в энергетической отрасли.

Сегодня единственный завод в России, выпускающий необходимые турбины, – совместное предприятие немецкого Siemens и российских «Силовых машин», в котором доля немецкого акционера составляет 65%. Известно, что немецкая компания – признанный лидер по производству турбин высокой мощности. Совместное предприятие существует с 2011 года, а завод по производству и сервису газовых турбин был введен в строй в 2015 году.

В 2014 году Россия цивилизованные правила нарушила и, в результате, оказалась под санкциями ряда ведущих западных стран. Санкции пока применяются секторально. Можно представить, к каким катастрофическим последствиям привел бы, например, запрет на поставку оборудования для газодобычи – оно практически все импортное. А новый «железный занавес», только уже со стороны Запада, неизбежно привел бы к краху России как государства.

После объявления санкций, мы получили системную проблему, она касается многих областей производства и машиностроения

Иван Андриевский

Играть по правилам кремлевские вожди не хотят, но экономика – не политика, где играют словами и войсками. Без электричества в современном мире не проживешь и «присоединенный Крым» – не исключение. Импортозамещение тоже вряд ли поможет – уж больно много «дыр» в экономике придется закрывать, ведь работая с иностранными компаниями, Россия не стремилась развивать собственные технологии. «В результате, после объявления санкций, мы получили системную проблему, она касается многих областей производства и машиностроения. Поскольку нужно либо полностью интегрироваться в мировую экономику, либо, если мы делаем заявку на независимую внешнеполитическую позицию по ряду геополитических вопросов, активно развивать собственное производство, становиться независимыми», – указывает первый вице-президент Российского союза инженеров Иван Андриевский .

Пока же Россия идет по пути СССР, отгораживаясь от остального мира в угоду безумной политике ее нынешних руководителей.

Андрей Покровский , крымчанин (имя и фамилия автора изменены в целях безопасности)

Взгляды, высказанные в рубрике «Мнение», передают точку зрения самих авторов и не всегда отражают позицию редакции

Минэнерго вряд ли найдет в России поставщика газовых турбин большой мощности для ТЭЦ Крыма.

Под эти требования подходит только турбина Объединенной двигателестроительной корпорации (ОДК) ГТД-110, но она не будет доработана к моменту строительства этих станций. А нынешние владельцы ГТД-110 сходятся в том, что модель действительно нуждается в серьезной модернизации.

Объединенная двигателестроительная корпорация (входит в «Ростех») не успеет доработать газовую турбину ГТД-110 к моменту планового окончания строительства генерации в Крыму, где планируется использование турбин большой мощности.

Как вчера сообщил заместитель гендиректора ОДК Сергей Михайлов, сейчас ОДК совместно с «Интер РАО» и «Роснано» занимается модернизацией ГТД-110. Планируется увеличить мощность турбины со 110 до 120 МВт и повысить ее КПД на 2-3%. По плану-графику, говорит господин Михайлов, опытно-промышленный образец модернизированной ГТД-110М должен быть создан во второй половине 2017 года, говорит он, потом он будет испытан на спецстенде и установлен на Ивановских ПГУ «Интер РАО».

Топ-менеджер отметил, что поскольку завершение строительства ТЭЦ большой мощности в Крыму должно состояться в 2017 году, то использовать ГТД-110М здесь «не представляется возможным». «ОДК готова предложить для решения оперативных вопросов энергообеспечения потребителей Крыма газотурбинные электростанции с блоками по 25 МВт»,— добавил он.

В энергодефицитном Крыму, на 80% зависящем от поставок с Украины и столкнувшемся с перебоями в энергоснабжении из-за топливного кризиса в этой стране, планировалось построить две крупные газовые ТЭЦ общей мощностью 770 МВт. Но введение Евросоюзом и США запрета на поставки энергооборудования в Крым фактически свело на нет возможность строительства крупноблочных ТЭЦ, турбины для которых в основном импортные.

«Россети» предложили альтернативный план с турбинами малой мощности (25-50 МВт), его поддержали и власти Крыма, но Минэнерго России было против (см. «Ъ» от 25 ноября). Вчера в Минэнерго комментариев не дали, пообещав обновить позицию после совещания на следующей неделе.

ГТД-110 — единственная российская газовая турбина большой мощности, но надежность ее работы до сих пор под вопросом. «Газпром энергохолдинг» (ГЭХ), у которого эта турбина установлена на Рязанской ГРЭС, из-за нестабильной работы уже не первый год хочет заменить ее на зарубежную, но пока это не удалось. В ГЭХ говорят, что «оборудование нуждается в существенной доработке». На Ивановских ПГУ «Интер РАО» эксплуатируются четыре такие турбины, сейчас из них работает одна. В «Интер РАО» сообщили, что ГТД-110 — «инновационное оборудование, нуждающееся в усовершенствовании».

Как говорит глава отдела электротехнической промышленности и энергомашиностроения департамента металлургии, станкостроения и тяжмаша Минпромторга Олег Токарев, взаимоотношения машиностроителей и энергетиков в РФ разрушены в 1990-е годы.

«Отечественное машиностроение не могло обеспечить ни по количеству, ни по качеству спрос со стороны отрасли, и она обратилась к зарубежным производителям,— говорит он.— Последовало снижение заказов, невозможно было создавать новое оборудование, тиражировать его, наложился и недостаточный уровень господдержки. В результате в 2013 году объем заказов российским предприятиям сократился по сравнению с 1975 годом в 15 раз, по турбинам всех видов — втрое».

Но после санкций спрос на российское оборудование возник вновь. По данным «Ъ», власти Крыма активно ищут поставщиков оборудования среди российских производителей. В Минэнерго Крыма комментариев вчера не дали. По информации «Ъ», для этой цели изучали возможности компаний «Протон — Пермские моторы» (контролируется ГКНПЦ имени Хруничева) и СП «Интер РАО» и GE в Рыбинске, которое отгрузит первую турбину на 79 МВт «Роснефти» уже в 2015 году (в «Интер РАО» этот вопрос не комментируют).

Поставщики паровых турбин также изучают возможность участия в укомплектовании крымских станций. Так, в ЗАО «РОТЕК» «Ъ» сообщили, что в проектах развития энергосистемы Крыма могут использоваться турбоагрегаты Уральского турбинного завода, прежде всего паровые турбины.

Одна из самых скандальных историй 2017 года — спор вокруг поставки турбин для строящихся в Крыму — накануне получила свое продолжение.

«Основные блоки уже стоят на фундаментах»

Арбитражный суд Москвы отказал компании Siemens в удовлетворении иска к структурам корпорации «Ростех» (ОАО и ООО «Технопромэкспорт») о возврате газовых турбин, поставленных в Крым якобы обход санкций Евросоюза.

Суд также отказал «Технопромэкспорту» во встречном иске о признании недействительными пунктов контракта с Siemens, которые запрещали поставки турбин в Крым в обход санкций Евросоюза.

Одновременно замминистра энергетики РФ Андрей Черезов объявил, что на двух строящихся в Крыму объектах уже завершен монтаж двух турбин.

«Первые две турбины на Севастопольской и Симферопольской ТЭС уже смонтированы, выполняются мероприятия по центровке перед запуском. Монтаж двух других турбин заканчивается в декабре, основные блоки уже стоят на фундаментах», — приводит слова чиновника «Российская газета».

Как заявил Черезов, ввод первой и второй очередей Севастопольской и Симферопольской ТЭС запланирован на май—июнь 2018 года.

«Отставаний в строительстве нет, но есть вопросы, связанные с подводящей инфраструктурой в Республике Крым — газопровод и схема выдачи. У нас есть вопросы к „Черноморнефтегазу“ и „Крымэнерго“, сегодня на совещании будем это обсуждать», — сказал заместитель министра во время своей рабочей поездки в Севастополь.

Энергетическая битва за Крым

С 2014 года, когда Крым и Севастополь присоединились к России, возникла необходимость в осуществлении целого ряда масштабных инфраструктурных проектов, самым известным из которым является Крымский мост.

Одновременно идет и строительство федеральной автомобильной трассы «Таврида», и реконструкция железных дорог, которые с введением железнодорожного моста в Крым станут полноправной частью общероссийской железнодорожной сети, и строительство нового аэровокзального комплекса в аэропорту Симферополя, и многое другое.

Но одной из важнейших проблем стало обеспечение энергобезопасности Крыма.

В период Советского Союза энергетического снабжение полуострова было налажено за счет станций, расположенных на территории Украины. После присоединения Крыма к России Киев попытался использовать это обстоятельство как способ давления на крымчан. В ноябре 2015 года после подрыва опор ЛЭП представителями украинских радикальных группировок поставки электроэнергии на полуостров из Украины были прекращены. Крым оказался в условиях энергетической блокады.

Киевские политики исходили из того, что Россия не сможет оперативно решить вопрос энергоснабжения Крыма, и население полуострова ждут долгие месяцы во мгле. Ресурсов тех станций, что работают в Крыму, для самостоятельного обеспечения электроэнергией было недостаточно.

Однако с весны 2014 года Россия вела работы по строительству энергомоста из Краснодарского края в Крым, который должен был заменить поставки украинской энергии российской. Одновременно шла работа по строительству новых лини электропередач и подстанций.

2 декабря 2015 года президент России Владимир Путин запустил в тестовом режиме первую нитку энергомоста из Тамани в Крым. Вторая нитка энергомоста была введена в строй 15 декабря.

На полную мощность энергомост заработал 11 мая 2016 года. 18 мая 2016 года в Республике Крым, а 25 мая и в Севастополе был отменён режим чрезвычайной ситуации.

Севастопольская и Симферопольская ТЭС

В рамках федеральной целевой программой «Социально-экономическое развитие республики Крым и Севастополя до 2020 года» было предусмотрено строительство двух тепловых электростанций мощностью по 470 мегаватт каждая.

Их ввод в строй позволит увеличить собственную генерацию Крыма и полностью снять все вопросы по энергообеспечению как населения, так и промышленных предприятий полуострова.

Работать ТЭС будут на природном газе, поставки которого будут осуществляться по уже проложенному газопроводу Кубань-Крым.

Решение о строительстве Симферопольской и Севастопольской ТЭС было принято в 2014 году. Работы на участках, выделенных под строительство, начались в 2015 году.

Проекты обеих станции соответствуют последнему слову техники. Учтены вопросы экологии, а также вододефицит Крыма. Станции способны выдержать землетрясение мощностью 8 баллов, а также пережить в автономном режиме на аварийном запасе дизельного топлива прекращение поставок газа.

Осенью 2016 года член Комитета Госдумы РФ по энергетике Михаил Шеремет заявлял, что первые два энергоблока Севастопольской и Симферопольской ТЭС будут сданы в эксплуатацию к началу декабря 2017 года. В марте 2018 года, по словам Шеремета, должны войти в строй и вторые энергоблоки станций.

Если турбины нужны, то они будут

Однако вскоре выяснилось, что возникли проблемы. «Сердце» теплоэлектростанций — турбины, а с их поставками сложилась неясная ситуация.

Проект предполагал использование турбин модели SGT5−2000E, производимых компанией Siemens и ее дочерними предприятиями.

Однако поставки такого оборудования в Крым попадали под санкции Евросоюза.

В декабре 2016 года генеральный директор Ростеха Сергей Чемезов заявил, что ввод в строй ТЭС в Крыму откладывается на полгода. «У нас по плану конец 2017 года, но понятно, что мы уже не успеваем, поэтому, думаю, к середине 2018 года завершим строительство», — приводил ТАСС слова Чемезова, который прямо заявил, что проблема в поставках турбин для энергоблоков.

Казалось, ситуация тупиковая. Но 30 июня 2017 года на YouTube появился видеоролик, на котором пользователь запечатлел груз, прибывший в Камышовую бухту Севастополя. По всем признакам, это были две турбины и сопутствующее оборудование для Севастопольской ТЭС. Информацию о поставке турбин в обход санкций ЕС распространило агентство Reuters.

Siemens обвинили в сознательно нарушении режима санкций, однако компания все категорически отрицала. Затем ее представители объявили, что стали жертвой обмана. Якобы дочернее предприятие концерна «Ростех» — фирма «Технопромэкспорт» — подписала с Siemens контракт о поставки турбин и полного комплекта оборудования для двух ТЭС в Тамани.

Но вместо Тамани турбины оказались в Крыму. Компания Siemens обратилась в суд, требуя возврата турбин и разрыва контракта.

В «Технопромэкспорте» возражали — турбины, поставленные в Крым, приобретены на вторичном рынке и доработаны российскими специалистами.

Санкции — санкциями, а стройка — стройкой

Оскорбленные в лучших чувствах представители Евросоюза 4 августа ввели санкции против компаний «Технопромэкспорт» и «Интеравтоматика», связанных с поставкой турбин в Крым, а также внесли в свои санкционные списки замминистра энергетики РФ Андрея Черезова, главу департамента Минэнерго Евгения Грабчака и гендиректора «Технопромэкспорта» Сергея Топор-Гилку . В декабре стал известно, что «Технопромэкспорт» попытается оспорить наложенные санкции в Европейском суде юстиции.

Сегодня со всей очевидностью можно говорить об одном — как и стройка Крымского моста, строительство Севастопольской и Симферопольской ТЭС будет доведено до конца, несмотря на санкции ЕС, истерику Киева и раздражение Госдепа.

В Саках заканчивается строительство ТЭЦ мощностью в 120 МВт, которая полностью обеспечит регион светом, а сам город - теплом.

Станция полностью сделана из отечественных материалов и оборудования. Кроме того, впервые в силовой установке использованы переделанные авиационные турбины с самолета Ту-204. На таком лайнере летает президент России Владимир Путин.

Авиация - энергетике

Сакская ТЭЦ будет полностью запущена в ноябре текущего года, а аттестована - уже к 1 июня. Об этом журналистам рассказал заместитель генерального директора АО «КрымТэц» Феликс Копышевский. На данный момент на агрегатах идут пусконаладочные работы.

«На сегодняшний день ведутся наладочные работы на ОРУ (открытое распределительное устройство - ред.), ведутся наладочные работы на газотурбинных агрегатах, прокачка масляных систем и блоков дожимных компрессорных станций. Готовим станцию к подключению газа. С 15 по 20 апреля мы уже начнем запускать турбины. Через 24 дня после пусконаладочных работ мы выйдем в сеть. Вся станция будет аттестована к 1 июня», - сообщил Феликс Копышевский.

Отдельное внимание он уделил турбинам ГТА-25, которые впервые используются при строительстве ТЭЦ.

«Это отличные турбины ГТА-25 на 22,5 МВт, очень надежные. Произведены они в России - в Перми. Такие турбины работают на газовых и нефтяных месторождениях. Кроме того, такие же турбины, но чуть по-другому оборудованные, используются на самолетах Ту-204. На таком летает наш президент Владимир Путин. На второй очереди будут установлены две другие турбины по 16 МВт каждая. Все оборудование, которое используется на нашей станции, отечественного производства», - рассказал замгенерального директора «КрымТэц».

Импортозамещенная ТЭЦ

При строительстве использовались также только отечественные материалы, которые доставлялись в Крым со всей России.

«Оборудование поступает со всей России. Все, что связано с “силовым островом” поставляет предприятие “Ростеха”, систему выхлопа и котлы-утилизаторы делает предприятие из Таганрога, градирни - Московская область, а “Калужский турбинный завод” поставляет турбины», - уточнил Копышевский.

Кроме того, по его заверению, станция «абсолютно экологически чистая».

«У нас трубы 75 метров высотой - все согласно экологическим нормам. Эта станция абсолютно экологически чистая и никакого вреда окружающей среде она наносить не будет. Проектировщик принял такое решение, поскольку Саки - курортный город»

Феликс Копышевский

В дальнейшем планируется, что по такой же схеме будут модернизированы и другие станции. Например, Камыш-Бурунская в Керчи.

«Станция сама по себе уникальна. Установлены отличные двигатели и впервые они используются на электростанции. Мы рассматриваем вопрос о строительстве таких станций в дальнейшем, поскольку необходимо развивать Камыш-Бурунскуюстанцию и другие. Нам нужно 2,5 ГВт генерации в Крыму. Поэтому в Керчи необходима станция с такой же генерацией - не меньше 120 МВт. У нас достаточно сил и средств, чтобы начать эту работу», - рассказал Феликс Копышевский.

«КрымТЭЦ» в 2017 году выиграла конкурс на право строительства 120 МВт в Крыму на базе существующей Сакской ТЭЦ. Цена мощности по итогам конкурса составила 2,115 миллиона рублей за 1 МВт. По постановлению правительства РФ, дата поставки мощности новой генерации - с 1 декабря 2017 года. Допускается отсрочка до 1 июня 2018 года в отношении всего объема, и до 1 ноября 2018 года - в отношении 25% от мощности.

Полная стоимость проекта составит 14 миллиардов рублей, это кредитные ресурсы. Потребление газа строящейся станции в номинальном режиме составит порядка 26 тысяч кубометров в час. На втором этапе строительства будет дополнительно смонтировано оборудование для использования выхлопных газов станции на производство электроэнергии с помощью паровой турбины. Потребление газа при этом не увеличится, отметили в компании.

Загрузка...