docgid.ru

Архимандрит Алипий (Светличный): Сто лет назад в православной России был обычай изображать демонов. Архимандрит Алипий (Светличный): чем этот иерей теперь отличается от невзоровых

«Общепринятую точку зрения о дохристианских истоках праздника критикует современный историк В. Я. Петрухин.

Происхождение названия

Дохристианское название праздника неизвестно. Название "Иван Купала” имеет народно-христианское происхождение и является славянским вариантом имени Иоанн Креститель, поскольку эпитет Иоанна переводится с греческого как "купатель, погружатель” (греч. βαπτιστής). Выбор именно глагола "купать” для перевода эпитета "креститель” был обусловлен и собственно славянскими представлениями: праслав. "kǫpati” обозначало ритуальное омовение, очищение, которое осуществлялось в открытых водоёмах.

Божество «Купала» впервые упоминается в поздней Густынской летописи (XVII век) и является плодом недоразумения: летописец, зная о "бесовских игрищах” на Ивана Купалу, принял название праздника за имя языческого бога. Впоследствии это недоразумение было повторено переписчиками, а затем и ранними исследователями славянской мифологии, в результате чего в славянском пантеоне появилось новое "божество”. "Бесовские” имена начали тиражироваться в русской позднесредневековой книжности как имена "богов” под влиянием польской историографии. На деле же Купала божеством никогда не являлся и мог появиться в народных представлениях лишь как фольклорная персонификация праздника, отразившаяся, к примеру, в песнях.

Церковь о народной обрядности

Празднование новомесячий возжиганием костров и прыжками через них осуждает ещё 65-е правило Трулльского собора (692 год), приводя в пример языческие обряды ветхозаветного царя Манассии. Феодор Вальсамон (XII век) в своём комментарии к этому правилу детально описывает празднование Рождества Иоанна Предтечи в Константинополе:

"Вечером 23-го июня месяца собирались на морских берегах и в некоторых домах мужчины и женщины и какую-нибудь первородную девицу убирали как невесту. Затем после пиршества и неистового плясания, после пения и криков, наливали в медный сосуд с узким горлом морскую воду и влагали туда некоторые вещи, принадлежащие каждому из них. Как скоро эта девица получала от сатаны силу давать ответы на вопросы, они с криком спрашивали о чём-нибудь добром или предвещающем несчастье, а девица, вынув из вложенных в сосуд вещей какую-нибудь наудачу попавшуюся, показывала. Принимая вещь, неразумный владелец ее тотчас же приобретал уверенность, что в будущем ему предстоит благополучие или неблагополучие. На следующий день с тимпанами и хорами выходили на морские берега, почерпали много морской воды и окропляли свои жилища. И эти неразумные люди делали не только это, но и во всю ночь жгли груды сена, скакали чрез них и демонскою силою ворожили, то есть гадали о счастье и несчастии и о другом. Свой путь туда и обратно, здание, в котором происходило волхование, с прилежащими к нему наружными местами убирали коврами и украшали шелковыми тканями и венками из древесных листьев”.

Патриарх Михаил III Анхиальский, по словам Вальсамона, приказывал покончить с этими обрядами.

В средневековой Руси обряды и игрища этого дня тоже считались бесовскими и запрещались церковными властями. Так, в послании игумена Спасо-Елиазарова монастыря Памфила (1505 г.) к псковскому наместнику и властям обличается языческое буйство жителей Пскова в ночь на Рождество Иоанна Предтечи:

"зело не престала зде ещё лесть идольская, кумирное празднование, радость и веселие сатанинское… тому (сатане) я(ко)же жертва приносится всяка скверна и беззаконие богомерзкое празднование… стучат бубны и глас сопелий и гудут струны, женам же и девам плескание (ударенье в ладоши) и плясание и главам их накивание, устам их неприязнен кличь и вопль, всескверненые песни, бесовская угодил свершахуся, и хребтом их вихляние и ногам их скакание и топтание.

В «Стоглаве» (сборнике решений Стоглавого собора 1551 года) также осуждается разгул купальских празднеств, который возводится к эллинскому язычеству:

"Еще же мнози от неразумения простая чадь православных християн во градех и в селех творят еллинское бесование, различныя игры и плескание против праздника рождества великого Ивана Претечи в нощи и на самый праздник в весь день и нощь. Мужи и жены, и дети в домех, и по улицам обходя, и по водам глумы творят всякими игры и всякими скомрашствы, и песньми сатанинскими, и плясанми, и гусльми, и иными многими виды, и скаредными образовании, ещё же и пьянством” (Стоглав. Гл. 92. Ответ о игрищах еллинскаго бесования).

Но, несмотря на однозначное осуждение купальских традиций, поселяне очень стойко их держались. Ещё в XVIII веке Никодим (Кононов) писал:

"Народ издавна привык и не скоро оставляет эти <купальские> обычаи, а ревностным священникам приходилось терпеть и обиды. Ольшанский, напр., священник Потап чуть не был избит сотником за эту ревность. Наговоры, заговоры, залом колоса, гаданье с сушеною жабою, чтение заговорных волшебных тетрадей даже военными, гадание с родильною младенческою рубашкою, отравы - все это было в большом ходу среди насельников белгородской епархии”.

Современные представители Русской Православной Церкви по-прежнему выступают против некоторых обычаев праздника. При этом, отвечая на вопрос о "переплетении” христианского и языческого праздников, иеромонах Иов (Гумеров) выразил мнение:

"Вековая живучесть в народе некоторых обычаев дня Купалы не свидетельствует о двоеверии, а скорее о неполноте веры. Ведь сколько людей, никогда не участвовавших в этих языческих развлечениях, склонно к суевериям и мифологическим представлениям. Почвой для этого является наше падшее, поврежденное грехом, естество”«.

Итак, язычество мимикрировало и использовало торжество Церкви. Однако сегодня, как ни стараются журналисты, «купала» не имеет популярности у народа и остается фольклорным изыском массовиков-затейников.

Церковь же прославляет истинного Виновника торжества - Бога - и ликует о Предтече Христовом и его славном Рождестве.

С Праздником, други!

Священник Украинской православной церкви рассказал, чем вызван конфликт с Константинопольской патриархией

«Ну зачем, в конце концов, спорить? Неужели не все равно, какой патриархат или какая Церковь? Был Московский, теперь — Константинопольский, потом будет Киевский…»

Вопрос не праздный. Зачем вообще выступать против чего-то или защищать что-то?

Так многие удивляются и святому Предтече Иоанну.

Сидел бы себе на Иордане. Проповедовал, анахоретствовал, крестил бы… Чего он полез с обличениями царя? Зачем была ему эта политика?

Но дело в том, что там, где политика соприкоснулась с нравственными вопросами, человек такого авторитета, как Иоанн Креститель, не имел права молчать.

Ведь царь Антипа был предводителем религиозного народа, он стоял на вершине богоизбранного народа и служил, вольно-невольно, примером для тех, кого святой призывал к покаянию. Любой поступок царя становился тягостным соблазном или возвышенным примером, вдохновляющим на подвиг. Нужен был голос совести!

Нравственно-моральное преступление царя заставило Предтечу возвысить свой голос. И он оказался за решеткой в тюрьме.

Царь пользуется близостью присутствия праведника для продолжительных с ним бесед.

Возможно, что они бы привели к изменению жизни Ирода Антипы, если бы не развратный танец юной девицы — его племянницы во время попойки и пьяное бахвальство перед гостями…

Итак, стоило ли Иоанну Предтече обличать царя, стоило ли, как теперь жаргонно выражаются, «подписываться» тогда, когда Ирод был неправ, когда лично грешил?

Почему теперь мы не имеем права молчать о грехе патриарха Константинопольского против Христовой Церкви? Зачем эта принципиальность вплоть до гонений?

Неужели не проще закрыть глаза и согласиться, что с патриархом Константинопольским тоже можно спастись? Важна ведь любовь!

Можно со всем согласиться. Но в том-то и проблема, что, по словам апостола Павла, любовь «не бесчинна». И если это бесчиние навязывается под вывеской любви — это сугубое преступление! Против самой Любви!

Церковь веками разрабатывала каноны, как удерживающий порядок жизни церковного организма в норме и порядке. И единое нарушение канона бывает болезненным от любого христианина. Но особенной, смертельной раной становится тогда, когда это делает предстоятель Церкви и ему в этом разбое способствуют те, кто призван блюсти Церковь, —архиереи!

Власть, богатство и политика уничтожают Христианство в каждом, кто прилепляется этой грязи. Константинопольский Патриархат нынче пал. И быть с ним — быть в его преступлении против Церкви и Любви.

Я не могу на это согласиться. Я — грешник. Но масштабы прегрешения Константинопольского Синода меня просто пугают.

Оттого я остаюсь с Церковью гонимой, но стоящей на верной позиции, на позиции Истинной Церкви. И этим я счастлив.

Потому что в этой Церкви остаются только верные Христу. И я с благоговением взираю на нынешних святых архиереев и священников, на мирян Украинской Православной Церкви, созидающих полноту святости своей верностью. И прошу их не отвергать меня, грешного.

Свидетели величия?

«...мы возвестили вам силу и пришествие Господа нашего Иисуса Христа, не хитросплетенным басням последуя, но быв очевидцами Его величия. Ибо Он принял от Бога Отца честь и славу, когда от велелепной славы принесся к Нему такой глас: Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение. И этот глас, принесшийся с небес, мы слышали, будучи с Ним на святой горе. И притом мы имеем вернейшее пророческое слово; и вы хорошо делаете, что обращаетесь к нему, как к светильнику, сияющему в темном месте, доколе не начнет рассветать день и не взойдет утренняя звезда в сердцах ваших...» (2- е Соборное Послание апостола Петра)

Когда апостол Петр пишет о том, что Ученики Господни были очевидцами Его величия, невольно восклицаешь: «Когда? Когда это было ВЕЛИЧИЕ Спасителя?»
Рождество - в уединенной пещере. Крещение - при едином свидетеле, Крестителе. Распятие на Голгофе - среди поругания. Воскресение - никому не видимо. Вознесение - в окружении небольшого числа Его последователей. Когда ОНИ были свидетелями Его величия?

Да и сами Ученики как-то вели себя в отношении Господа просто и даже дерзко. Но апостол пишет, что были очевидцами Его величия.

Хорошо, что поясняет тут же, напоминая известное по Евангелиям апостолов Матфея, Марка, и Луки событие Преображения Господня. И это всё ставит по своим местам. Однако и здесь требуются некоторые важные пояснения.

Для чего?

Сосредотачивая свое внимание на преобразившемся виде Спасителя - на Его обновившейся одежде, сделавшейся белее снега, на лике, сияющем необыкновенным светом, - мы теряем главное событие и его смысл. А о нем и говорит апостол Петр: «Он принял от Бога Отца честь и славу, когда от велелепной славы принесся к Нему такой глас: Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение».

«Велелепная слава», откуда донесся голос Отца, это то, что иудеи называют «Шхина» - средоточие святости и всякой благости. Шхина - это, собственно, благодать. В событии Преображения Господня она явлена невещественным облаком. Оттуда принесся голос Отца.

Отец наименовывает Иисуса - Своим Сыном возлюбленным. Для чего это делается?

Об этом позже. А теперь продолжим следить за концепцией Апостола.

Гора

Очень интересным является упоминание Петром святой горы. Святой горой иудеи считали прежде гору Сион, но потом Сион стало именем нарицательным для всего Иерусалима.
Называлась так гора Мориа, но от времен Соломона эта гора стала просто именоваться Храмом, и святость сооружения превзошла значимость самой горы.

Осталась гора Елеон - Масличная гора на восток от Иерусалима. Она считалась святой. На ней помазывались на царство цари Иудеи, как бы перед лицом Иерусалима. Первоначально на этой горе росли ритуально чистые оливы для масла в храмовую менору (семисвечник). Потом, после возникновения кладбища на горе, которое стало продвигаться от Кидрона на север и вверх, этой чести удостоились особые оливковые рощи в Галилее, недалеко от нынешнего Назарета. Но гора продолжала именоваться «Святой горой». И в Мидрашской традиции (Мидраш - законническая книга евреев) этой горе упрочилось свойство подножия Престола Божьего.

Апостол Петр в Соборном послании замечает, что слышал слова Отца, когда были с Господом Иисусом на горе святой. Некоторые возразят: не могло событие Преображения произойти на Елеонской горе! И будут правы.

Поскольку евангелисты согласны в том, что преобразился Спаситель на горе между горой Ермон и городом Капернаум. И, как и апостол Петр, избегают именовать эту гору. В этом некая хитрость!

Помазанник

Дело в том, что само событие Преображения - это не просто изменение вида Христова, чтобы поразить Учеников. Это не просто проявление славы и могущества перед Распятием. Это - помазание на Царство.

И оно является самым важным событием перед приходом в Иерусалим и завершением обряда поставления на Царство схождением с горы Елеонской на белой ослице с осленком при ликовании иерусалимской толпы.

Итак на «святой горе» Господь преображается в присутствии двух пророков - Моисея и Илии - и при свидетельстве трех свидетелей - Учеников.
За шесть дней до этого события при истоке Иордана в Кессарии Филипповой Иисус вопрошает Своих учеников, за кого они Его принимают.
Это выглядит для читателя Евангелия как самый обычный вопрос любопытного человека. Но для Христа этот вопрос не простой. Он носит ритуальный характер. Так опрашивали народ при избрании царя. И представитель народа - первосвященник или старейшина синедриона - должен был в присутствии народа громко огласить, что видят в нем своего царя.
«Он говорит им: а вы за кого почитаете Меня? Симон же Петр, отвечая, сказал: Ты - Христос, Сын Бога Живаго. Тогда Иисус сказал ему в ответ: блажен ты, Симон, сын Ионин, потому что не плоть и кровь открыли тебе это, но Отец Мой, Сущий на небесах» (Ев. от Матфея гл. 16). И ответ Господа на слова Петра носит ритуальный характер, утверждающий именем Бога, что он сказал истину.

Удивительно и продолжение речи Спасителя. Оно напоминает благодарное обещание царя придворному за его услугу царю: «...и Я говорю тебе: ты - Петр, и на сем камне Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее; и дам тебе ключи Царства Небесного: и что свяжешь на земле, то будет связано на небесах, и что разрешишь на земле, то будет разрешено на небесах». И это тоже из ритуала поставления на царство...

А потом Господь вдруг запрещает Свом ученикам говорить кому-либо, что Он Иисус Христос. Понятно, что ключевым является слово «Христос», именно оно запретно, именно его от имени Учеников огласил Петр. Но важно, что теперь оно в плотной привязке к имени Иисус: Иисус Христос. Христос, напоминаю, - Помазанник.

Неоспоримое право

И вот, на неименованной горе происходит Преображение. А где же, спросите вы, само Помазание на Царство?

Действительно, читаем в Библии и знаем, что царей помазывают на царство священным елеем - миро, которое было изготовлено по указанию Божию еще Моисеем и Аароном. Так пророк Самуил помазал миро сначала Саула на царство, а затем, когда Саул стал поступать вопреки Божьей воле, помазал тайно Давида. Помазывались и другие цари иудейские.
Т.е. и от события Преображения, как от обряда поставления на Царство, мы тоже ждем ритуала помазания.

Но дело в том, что помазывались видимым помазанием на царство только те цари, которых право на царство оспаривалось! Так Давид помазывался, чтобы отнята была благодать помазания у Саула, Соломон был помазан потому, что на его престол претендовал Адония, Иосия - из-за Аталии, Иоахаз вынужден был помазываться из-за старшего на два года брата Иеахокима и т.д. Однако если не было претендентов на престол в силу прямого наследства, то только оглашали царем, переодевали в новые царские одежды и на белой ослице возвращали в Иерусалим царя для исполнения им Божьих Заповедей о своем народе. Т.е. царь должен был вести народ к спасению. Именно эти слова и кричали иудеи в Иерусалиме, приветствуя Господа с ветвями: «Осанна!». «Хошанна» - переводится как «спасение».

Других претендентов на Царство у Христа не было. Сам Отец огласил Его Своим Сыном для земных и Небесных обитателей. И об этих словах свидетельствует апостол Петр в своем Послании. Отец утвердил Его Своим Наследником. Помазание физическим миро больше не требуется - Он Христос!

Итак, в таинственном Преображении мы все становимся соучастниками, постфактум, удивительного действа поставления нам Царя в Вечность. И об этом Царстве Он нам говорит постоянно. Иногда намеками, притчами, а иногда и прямо, так что и уклониться от знания не получится. И нам открыто, что Царство Небесное внутри нас уже есть! И Он там теперь Царь. Он ведет нас ко спасению. И это мы должны кричать что есть мочи «Хошанна!», потому что мы видим, сколько усилий прикладывает наш Царь, чтобы ввести в Свое - наше Царство нас, народ Божий.

О чём умолчали апостолы?

А теперь о «горе святой». Апостолы умолчали ее имя. И нам до сих пор неведомо точно, на какой горе случилось Преображение, лишь позднее Предание нашло подсказку в Псалтири: «Фавор и Ермон о имени Твоем возрадуются». Догадавшись, что коль Господь опрашивал Своих учеников под Ермоном и вышел оттуда в Галилею, чтобы следовать к Елеонской горе, что над Иерусалимом, но не должен был пройти возрадовавшейся о имени Господнем Фавора, что возвышается над Изреельской долиной.
Однако Фавор для иудеев - не авторитетная гора. Она была отдана на поселение левитам еще во времена Первого Храма. И потому там была заповедная роща оливок для храмового семисвечника.

Таким образом благословение ритуальной чистоты с Елеона незаметно для кичливых иудеев перешло на тихий Фавор. И гора сделалась в глазах галилеян святой.
Но Апостолы показывают, что Престоловосхождение Христа не ограничивается одной горой. Ермон - место опрашивания. Фавор - место поставления на Престол. Елеон - явление Царя народу. Это все - «святая гора».

Однако завершилось все на Голгофе, где в изголовье Царя была прибита ничтожная табличка «Иисус Назорей Царь Иудейский». Завершилось как свидетельство исполнения пророчеств («...мы имеем вернейшее пророческое слово; и вы хорошо делаете, что обращаетесь к нему, как к светильнику, сияющему в темном месте» - ап. Петр).
Но началась совершенно другая история: «...начнет рассветать день и...взойдет утренняя звезда в сердцах ваших...»(Второе Соборное послание ап. Петра). Этот рассветный день, опираясь в земные точки, славы Господней простирается в Царство Вечности. Туда, где фаворский свет - естественное состояние каждого гражданина истинного Отечества Небесного. Быть его горячим патриотом, я бы не побоялся сказать - «националистом», призваны мы все стать. Это Царство, которое вручил на Фаворе Сыну Отец, и «Его же Царствию не будет конца» (из Символа веры).

Архимандрит Алипий (Светличный)

(В оформлении статьи использованы фрагменты мозаичного изображения Преображения Господня VI века из базилики Преображения в монастыре св. Екатерины на горе Синай)

Архимандрит Алипий Светличный Был такой период, когда я почти пять лет практически ежедневно ходил в Покровский монастырь к мощам блаженной Матроны Московской. Первично выстаивал длиннющие очереди, бывало, что и по полтора часа. А потом монахини меня приметили и, прознав, что я священник, предложили ходить вне очереди. Но стояние в очереди было для меня весьма полезно. Именно там я наслушался от людей массу чудесных случаев, связанных с заступничеством святой. Каждый имел свой опыт. Сегодня мне вспомнилось как одна женщина весело так рассказывала, что не так давно сына похоронила (и года нет!). Кажется у него лейкемия была (точно не скажу - запамятовал). Сыну не было и пятнадцати лет как умер. Она ради ребенка объездила всю заграницу и везде лечились. Но врачи отправили ее с сыном обратно в Москву. Понятно, что умирать... Говорит, что люди посоветовали ей пойти к Матроне. Ей помолиться. Не знала куда идти и нашла сообщение, что похоронена старица на Даниловском кладбище. Туда и пошла. Могилку нашла скоро (а преподобной тело уже выкопали, но на могилке народ собирался все равно в часовенке) по большой скученности людей. Рассказывает, что стоит в очереди, ждет когда сможет сама подойти. Плачет, как может молится: о сыночке просит. Зимой было, перед Новым годом. Из толпы выходит какая-то старуха и скользит по наклонной тропке, за оградки могильные хватается. Вот эта женщина и подхватила ее. А старенькая вся замотана платками теплыми, даже поверх ватного пальто обвязана была теплым большим клетчатым платком (при рассказе женщина на себе показала). И эта пожилая женщина не глядя поблагодарила ее и назвала "милой". А потом так же не глядя и говорит: "А чего ты плачешь? Не плачь. Сын твой со мной будет. Не оставлю его. " Женщина вся обнадежилась (легко человеку в доброе поверить, когда столько настрадался!) и спрашивает: "А куда мне его привезти? Вылечите ли его?" А старуха ей:" На земле не вылечится- нечего ему здесь лечиться! Господь его заберет в самый мой день!Что бы ты знала: кто в этот день умирает верный Христу Богу, того я сама буду вымаливать - мой он! Не плач!" Как услышала та раба Божья, что сын ее умрет, так вновь в слезы. И не уследила куда делась пророчица та. А подошла к могилке, увидела фотографию покойницы и ужаснулась, что с ней беседовала только что! Почил ее Денис в том же году в самый день памяти блаженной Матроны. Ушел легко. Причастился накануне. А женщина та (Валентина - помню, потому что до сих пор поминаю ее) закончила рассказ: "Хожу вот теперь к ней, сыночку приветы передаю! С ней, как с родной говорю. Прошу, чтобы и мне умереть в ее день!" Тогда и я возжелал этой чести: умереть в день блаженной Матроны в верности нашему Господу. Хочется иметь такую ходатаицу пред престолом Божиим...

Архимандрит Алипий (Светличный) отстоял ночь между митингующими на улице Грушевского и «беркутовцами», около 7 утра он написал об этом на своей странице в facebook :

"Отцы, братия и сестры! Я вернулся живым с ул. Грушевского. Милостью Божией отстояли эту ночь с отцом Сергием Заименко (моим сослужителем), монахом Амвросием, нашим пономарем Георгием. Мы подменили братию в 23:48.

Не могу не высказать своего восхищения их дерзновению и стойкости! Я их полюбил всей душой: отца Мелхиседека и отца Гавриила! Это ж надо: просто сорвались и пошли с Крестом и хоругвью в пекло! Вот уж силища и любовь!!! Невольно вспомнились Пересвет и Ослябя.

Стояли мы на молитве ночь не одни. Рад был видеть сомолитвенником и мужественным стоятелем на посту Владислава Головина.

С любовью лобызал Вячеслава Дятлова, принесшего свою икону Нерукотворенного Спаса и ею постоянно пытался остановить все агрессивные выходки! Рядом с Крестом и хоругвью стояли два парня, имена которых забыл. Не спросил имена еще двоих (пусть не обижаются, я их полюбил и безымянных!), там было не до сентенций!

Ночь выдалась сложноватой. То, что били постоянно в десятки металлических бочек и газовые балоны, - мелочь! А вот когда стали метать смесь «коктейль Молотова» - было не до шуток. Ведь на наших глазах горели бойцы «Беркута»! Один этот «коктейль» разорвался низко над головой: чудом уцелели. На плечо что-то горящее упало, но ряса была мокрая от снега и не загорелась. А отец Сергий все переживал о своей пышной бороде: не спалили ли!

Отвратительно было, когда пускали дорогущие фейерверки прямо в строй беркутовцев. Везде взрывы, как на войне. Представьте себе, каково было там молиться!

Фото в 2 часа ночи

Кстати, видели прецедент, когда пожарные поливали водой людей из пожарного шланга? На самом деле они гасили пожар, устроенный «коктейлем Молотова» в очередном ларьке на стадионе. И туда ринулись (как их называют) активисты майдана, чтобы не дать им загасить пожар. Там им и досталось из шланга. Но даже направление струи не меняли. Просто сами подлезли.

«Беркут» тихонько отстреливал активистов из травматического оружия. Знаю, что должны стрелять по ногам. Но не уверен, что именно так и поступали. Потому что из-за баррикад никто ноги для прострела не будет им показывать. Однако в итоге раненных не видел. И «скорой помощи» тоже.

К сожалению, был свидетелем, что из-за баррикад бросали булыжники. Но силенок было немного: ни один не долетел до «Беркута». А несколько упало рядом с нашей молитвенной церковью.

Очень приятно осознавать, что мы реально мешали обеим сторонам устраивать войнушку друг с другом. И не дали сойтись им в драке!

Надо сказать, что ребята на баррикадах совсем не звери. Там находятся довольно-таки положительные персонажи. Мы спокойно ходили по баррикадам. Везде встречали уважительное отношение к духовенству. Нам помогали перелазить через их баррикадные сооружения, везде подавали руку, понимая, что со своими рясами-подрясниками нам будет нелегко преодолеть то, что они нагородили. Очень трогательно было, когда из-за баррикад нам принесли горячий растворимый кофе. Замечу, что это вообще особый майдановский ритуал: всех угощать горячими напитками. Война - войной, а согреться надо!

Но, как ни странно, на тех же баррикадах вовсе немного воюющих! Думаю, что человек тридцать, до сорока. Впечатление такое, что нужны они не для войны, а для создания воинственного шума. Постоянные ритмичные выбивания на металлических бочках до сих пор в ушах! А воевали, может, человек шесть-семь. Это они были самыми активными забрасывателями «коктейлем Молотова», файерами, петардами. Со стадиона «Динамо» постоянно летели жуткие фейерверки низко над головой (не дешёвые: каждый за 1000 гривен!).

Я не слышал, но говорят, что на баррикадах возмущались нами, кричали, чтобы нас убрали, не обошлось и без «Геть московського попа!». Но это были несколько молодых крикунов (три хлопца лет до 20) с «Правого сектора»- анархистов. Они пытались вообще на баррикадах устанавливать свои порядки, практически всем руководили. Были бесстрашны, потому что почти не прятались. И удивительно, как не были травмированы.

В жутком шуме, особенно когда еще и беркутовцы начинали бить по своим щитам дубинками, приходилось молиться, едва слыша себя. Я еще пошутил над о. Сергием: «А ты говоришь, что наши старушки в храме шумят, молиться мешают!» На что он ответил, что теперь бормотания наших бабушек будет воспринимать как сладкую музыку.

Ночь выдалась трудная, но главное: не было кровопролития! Господь нас не оставил.

Сменили нас опять незаменимые отец Мелхиседек и отец Гавриил уже в 4:40. Спать не хочется. Возбужден, под впечатлениями. Но надо заставить себя лечь и укрыться - уже утро. И опять, видать, придется днем идти на Грушевского. Кому-то же надо сменить отцов Десятинки! Что-то киевское духовенство не очень хочет выйти в строй молитвенников между баррикадами и беркутовцами. А вот если бы все вместе вышли, стали бы между враждующими: это был бы толк! Никто не посмел бы и маленький камешек бросить!

Загрузка...