docgid.ru

Чехов). Анализ рассказа «Попрыгунья» (А. П. Чехов) Смысл образа главной героини попрыгунья

Русский писатель, прозаик и драматург Чехов за четверть века своего творчества написал более 300 великолепнейших произведений. Это были и юмористические рассказы, и повести, и рассказы, и пьесы, многие из которых стали классикой мировой литературы. Особенное внимание обратили на себя такие произведения, как «Вишневый сад», «Палата № 6», «Дядя Ваня», «Дуэль», «Чайка», «Три сестры» и другие.

Ольга Ивановна

К самым разным мыслям приводит любое прочтение его произведения, а тем более - глубокий анализ. Чехова «Попрыгунья», например, как и «Дама с собачкой», и «Душечка» и т. д. - рассказы, созданные им в 90-х годах. В них писатель занимается исследованием характера женщин современного ему времени, их помыслов, интересов, и, наконец, смысла жизни. Иногда писатель кажется жестоким и безжалостным, он часто обделяет своих персонажей духовностью, умением любить и сострадать. И очень даже полезным может стать этот показательный и своеобразный разбалованных анализ Чехова. «Попрыгунья» - это произведение, в самом названии которого определяется основная характеристика главной героини Ольги Ивановны, которую Чехов описывает как особу легкомысленную и пустую, даже несмотря на то, что окружает она себя людьми совсем не простыми. Каждый из ее свиты был чем-нибудь примечателен, считался какой-нибудь знаменитостью или подавал блестящие надежды. Но на самом деле вся эта толпа живет пустой и лишенной какого бы то ни было смысла жизнью. Из года в год они пишут, поют и играют одно и то же, создавая тем самым для себя богемную обстановку.

«Попрыгунья»: Чехов, анализ рассказа

Изначально он назвал свой рассказ «Великий человек», но затем оно ему не понравилось, и он исправил его на «Попрыгунью». Таким образом он сместил акцент с героя на героиню и этим подчеркнул скромные достоинства своего героя.

Хозяйка дома Ольга Ивановна тоже по чуть-чуть занимается музыкой, живописью и пением, однако так и остается во всех этих делах большой дилетанткой.

Однако, если продолжить этого известного произведения анализ, Чехова «попрыгунья» своего мужа доктора Дымова Осипа Степановича ставит ниже всех, если не сказать, что презирает. Она не понимает его гениальности и душевности. В самом начале сюжет построен так, что вроде бы ничего не предвещает трагической развязки. Ольга Ивановна, будучи замужем за Дымовым, окружила себя актерами, певцами, литераторами, музыкантами и художниками, все ее учат своему искусству, она очень увлечена этим процессом и, конечно же, гостями. Роковой красавец, молодой человек Рябовский, стал тем, на кого положила глаз сама хозяйка дома. Ее муж в этой компании оказался маленьким, чужим и лишним, хоть и был высокого роста и широк в плечах.

Смерть Дымова

Можно и дальше в том же духе продолжать анализ. Чехова «попрыгунья» напоминает ту неуемную и беззаботную стрекозу из басни Крылова «Стрекоза и Муравей». Совсем не зря он ее так называет, ведь Ольга Ивановна, занимая себя своими постоянными гостями, и собирая их у себя, просто не замечала доброй и самоотверженной души своего мужа. Но однажды он лечил больного ребенка от дифтерита и сам заразился той смертельной болезнью. Когда он умирал, друзья говорили о нем как об очень редком и замечательном человеке. И только тогда его жена поняла, кого она потеряла.

Ольга Ивановна растратила всю свою любовь и нежность не на мужа - интеллигентного, мягкого и любящего ее человека - а на того, кто привык забавляться и менять своих пассий как перчатки и кому она очень быстро стала глубоко безразлична.

Видя всю эту любовную игру и принимая в своем доме духовно ограниченных людей, Осип Степанович, в силу своих понятий о культуре, не позволяет себе выразить любое недовольство, он даже не сопротивляется и просто мирится с бесцеремонностью своей жены, которой готов простить все. Даже узнав о том, что его жена ему изменяет, он не решается на какие-то объяснения, глубоко в душе надеясь, что эта ужасная драма сама разрешится. Но в этот самый момент Дымов покидает этот свет и Ольга Ивановна остается одна.

Стиль

Анализ «Попрыгуньи» Чехова очень привлекательно показывает уже достаточно отчетливый художественный стиль, которым он прекрасно овладел к тому времени. Писатель великолепно иронизирует над своей главной героиней Ольгой Ивановной, которая поклонялась пустым идолам и совсем не понимала, что все ее счастье было в умном, чутком и добром Осипе Степановиче. Безропотное, доброе, молчаливое, бесхарактерное, кроткое и слабое существо глухо переносило свои человеческие страдания, оно лежало где-то там у себя на диване и не жаловалось. А если б и пожаловалось, даже в бреду болезни, то дежурные доктора сразу бы узнали, что причина таких физических расстройств заключается не только в дифтерите.

Расплата

Анализ рассказа «Попрыгунья» Чехова можно понимать и таким образом, что к героине прозрение приходит слишком поздно, когда ничего уже нельзя изменить. Она вдруг понимает, что именно ее невнимание привело семью к этой трагедии. Она плачет и сильно жалеет, но не мужа, в первую очередь ей обидно за себя, за то что она теперь осталась в полном бессилие и одиночестве. Ведь Ольга Ивановна уже вряд ли найдет такого бескорыстно любящего человека, который терпеливо выполнял все ее поручения и прихоти, не жалея на них всех своих средств.

Очень ярко позицию самого Чехова высказывает один из коллег и друзей Дымова Коростелев, который говорит с большой горечью, что "Оська Дымов пожертвовал собой…, какая же это потеря для науки…, какие дарования…, если всех нас сравнить с ним, то он был необыкновенный и великий человек…, ученый, которого днем с огнем не найдешь…, ай-ай!" И тут приговор автора начинает сурово звучать, так как Чехов начинает серьезным образом обличает глупость, бездушие и бездуховность Ольги Ивановны.

Итог

Русь всегда славилась женщинами, умеющими любить ближнего и сострадать ему. Так что же произошло с современницами писателя? Анализ «Попрыгуньи» Чехова открывает личное отношение автора к такого рода женщинам, как Ольга Ивановна. Он начинает осуждать свободу таких женщин, их излишнюю самостоятельность и самовольность, так как не видит в этом ничего хорошего и положительного.

Рассказ Чехова «Попрыгунья» относится к числу ярких, запоминающихся произведений. Прочитав его лишь однажды, становится просто невозможно забыть основных действующих лиц и происходящие события. Этот рассказ производит сильное впечатление на настоящих ценителей русской литературы.

Его хочется иногда перечитывать, постоянно находя новые детали и смыслы. Рассказ глубокий, имеет множество значений, позволяет взглянуть на описываемую ситуацию со стороны. Филологи называют произведение настоящим прозрением, которое обязательно наступает после переосмысления прочитанного.

«Попрыгунья» Чехова - это настоящий шедевр. После знакомства с рассказом возникает чувство сожаления и грусти. У некоторых людей обнаруживается стойкое ощущение несправедливости происходящего.

Краткое содержание «Попрыгуньи» Чехова знакомо многим: главная героиня долгое время не замечает выдающихся особенностей своего супруга. Она старается жить полной жизнью, в которой присутствуют яркие впечатления, интересные личности. За всеми этими событиями она не замечает близкого человека, не уделяет ему достаточного внимания. Лишь скоропостижная смерть Дымова заставляет ее о многом задуматься, совершить переоценку ценностей.

Главные герои

Осип Степанович Дымов - простой врач, на первый взгляд ничем не примечательный человек. Он интересуется естественными науками, занимается медициной. Его мир - это, в первую очередь, пациенты, на данный момент времени нуждающиеся в помощи. Дымов видит смысл жизни в том, чтобы быть полезным окружающим.

Ольга Ивановна - его жена, которая увлечена искусством. Ее восхищают люди творческие, выдающиеся и неординарные. Она занималась всем понемногу: пела, сочиняла стихи, писала этюды. Главной особенностью героини является то, что она, хотя и уважала своего мужа, однако не видела в его личности ничего особенного. Супруг ей казался самым заурядным человеком, который привык жить самыми обычными мечтами и потребностями. Их конфликт, зашедший слишком далеко, как раз и отображен в данном произведении. Герои «Попрыгуньи» Чехова живут каждый в своем мире, которые, к сожалению, не пересекаются друг с другом.

Противостояние характеров

Ольга Ивановна не терпела в муже его простоту, его неумение разбираться в искусстве, произносить красивые речи. Она постоянно искала для себя какой-то новый который бы определил ее существование. На самом деле героиня просто пыталась заполнить душевную пустоту, замаскировать свою проблему. Она желала убежать от собственной сущности. Основная проблема «Попрыгуньи» Чехова заключается как раз в том, что жена не сумела понять и принять внутренний мир своего мужа, а постоянно старалась его переделать на свой лад.

У героини часто возникало чувство раздражения из-за того, что супруг не соответствует ее ожиданиям. Ее сердце не загоралась рядом с ним, не было прилива нежности и восхищения. Она не умела по-настоящему любить этого человека, потому как постоянно искала чего-то нового. Дымов не проявлял по отношению к жене негативных чувств. Он ведет себя чрезвычайно кротко, не позволяет никаких грубостей. Основной чертой его характера является деликатность и смирение. Такое противостояние характеров показано в «Попрыгунье» Чехова.

Верность и измена

Сформировавшийся конфликт обязательно должен был к чему-то привести. У Ольги случился роман с молодым художником. Она восхищалась его непревзойденным талантом, видела в этом человеке что-то глубоко возвышенное и постоянно сравнивала его достижения с занятиями мужа. Художник в ее глазах представлялся выдающимся, обладающим неординарными способностями. Ее развитая фантазия рисовала долгие годы счастливой жизни рядом с этим человеком. Вот почему она решается на измену, поддавшись первому же порыву чувств. Супруг на его фоне казался ей серой, непредставительной и неинтересной личностью.

Дымов же сохранял верность жене, уважал ее даже после того, как ему стало известно о свершившемся факте измены. Ни единого слова упрека не прозвучало из его уст! Осип Степаныч обладал способностью замечать достоинства, а на недостатки просто не обращал внимания. С его стороны показано проявление истинной любви, которая далека от осуждения и любого негатива. Автор обнаруживает перед читателем персонажа, обладающего большим терпением и выдержкой.

Болезнь Дымова

Она является следствием нерешенного конфликта с Ольгой. Главный герой в какой-то момент попросту почувствовал себя абсолютно ненужным и невостребованным. Ведь любому человеку необходимо признание и уважение. Именно настоящей любви и недоставало Осипу Степанычу. Он постоянно ощущал себя заброшенным и ненужным. На работе Дымов заразился дифтеритом. Болезнь быстро перешла в тяжелую форму. Он даже не боролся с ней, потому что утратил способность радоваться жизни, уже не надеялся получить признание со стороны своей супруги. Примечательно и то, что Ольга Ивановна, опасаясь заразиться, не присутствует рядом с ним в последние дни его жизни. Она делает все необходимое, отдает распоряжения по уходу, но издалека. По сути, она и раньше стремилась держаться от него на расстоянии. Героев отделяет друг от друга целая пропасть.

Смысл названия рассказа

Краткое содержание «Попрыгуньи» Чехова показывает, насколько глубок конфликт супругов. Противоречие взглядов на жизнь, доминирующих ценностей не дают персонажам обрести индивидуальное счастье. Причем если Осип Степаныч легко принимает увлечения своей жены и не препятствует ей ни в чем, то Ольга откровенно считает супруга недалеким и неинтересным человеком. Автор отображает проблему поиска смысла жизни и определение собственного предназначения. Главная героиня показана как ветреная особа, которая не умеет любить, принимать близкого человека таким, какой он есть.

Вместо заключения

Таким образом, чистота души Дымова оказалась незамеченной его женой. Краткое содержание «Попрыгуньи» Чехова помогает понять главную проблему рассказа - неумение отдавать и принимать любовь. Автор очень ненавязчиво приводит читателя к этой мысли.

Смелость, верность профессии, верность в любви.
Доктор Дымов - благородный человек, выбравший своей профессией служение людям. Только неравнодушие к окружающим, их бедам и болезням может послужить причиной такого выбора. Несмотря на невзгоды в семейной жизни, Дымов думает о пациентах больше, чем о себе. Его самоотверженность в работе нередко грозит ему опасностями, поэтому он умирает, спасая мальчика от дифтерита. Он проявляет себя как герой, делая то, чего он делать был не обязан. Его мужество, верность своей профессии и долгу не позволяют ему поступить иначе. Чтобы быть доктором с большой буквы необходимо быть смелым и решительным, таким как Осип Иванович Дымов.

Доктор Дымов верен не только своей профессии, но и своему выбору в любви. Он заботится о жене, стараясь сделать ее счастливой, потому старается не акцентировать внимание на ее недостатках, ведет себя как настоящий мужчина, прощая ей капризы и «слабости». Узнав об измене, он погружается в работу. Его верность и любовь настолько сильны, что он готов даже простить жену, если она проявит хоть немного понимания.

Равнодушие/ измена в любви.

из рассказа "Попрыгунья" А.П. Чехова

Смелость, верность профессии, верность в любви.

Доктор Дымов - благородный человек, выбравший своей профессией служение людям. Только неравнодушие к окружающим, их бедам и болезням может послужить причиной такого выбора. Несмотря на невзгоды в семейной жизни, Дымов думает о пациентах больше, чем о себе. Его самоотверженность в работе нередко грозит ему опасностями, поэтому он умирает, спасая мальчика от дифтерита. Он проявляет себя как герой, делая то, чего он делать был не обязан. Его мужество, верность своей профессии и долгу не позволяют ему поступить иначе. Чтобы быть доктором с большой буквы необходимо быть смелым и решительным, таким как Осип Иванович Дымов.

Доктор Дымов верен не только своей профессии, но и своему выбору в любви. Он заботится о жене, стараясь сделать ее счастливой, потому старается не акцентировать внимание на ее недостатках, ведет себя как настоящий мужчина, прощая ей капризы и «слабости». Узнав об измене, он погружается в работу. Его верность и любовь настолько сильны, что он готов даже простить жену, если она проявит хоть немного понимания.

Равнодушие / измена в любви.

Русский писатель, прозаик и драматург Чехов за четверть века своего творчества написал более 300 великолепнейших произведений. Это были и юмористические рассказы, и повести, и рассказы, и пьесы, многие из которых стали классикой мировой литературы. Особенное внимание обратили на себя такие произведения, как «Вишневый сад», «Палата № 6», «Дядя Ваня», «Дуэль», «Чайка», «Три сестры» и другие.

Ольга Ивановна

К самым разным мыслям приводит любое прочтение его произведения, а тем более - глубокий анализ. Чехова «Попрыгунья», например, как и «Дама с собачкой», и «Душечка» и т. д. - рассказы, созданные им в 90-х годах. В них писатель занимается исследованием характера женщин современного ему времени, их помыслов, интересов, и, наконец, смысла жизни. Иногда писатель кажется жестоким и безжалостным, он часто обделяет своих персонажей духовностью, умением любить и сострадать. И очень даже полезным может стать этот показательный и своеобразный разбалованных женских душ анализ Чехова. «Попрыгунья» - это произведение, в самом названии которого определяется основная характеристика главной героини Ольги Ивановны, которую Чехов описывает как особу легкомысленную и пустую, даже несмотря на то, что окружает она себя людьми совсем не простыми. Каждый из ее свиты был чем-нибудь примечателен, считался какой-нибудь знаменитостью или подавал блестящие надежды. Но на самом деле вся эта толпа живет пустой и лишенной какого бы то ни было смысла жизнью. Из года в год они пишут, поют и играют одно и то же, создавая тем самым для себя богемную обстановку.

«Попрыгунья»: Чехов, анализ рассказа

Изначально он назвал свой рассказ «Великий человек», но затем оно ему не понравилось, и он исправил его на «Попрыгунью». Таким образом он сместил акцент с героя на героиню и этим подчеркнул скромные достоинства своего героя.

Хозяйка дома Ольга Ивановна тоже по чуть-чуть занимается музыкой, живописью и пением, однако так и остается во всех этих делах большой дилетанткой.

Однако, если продолжить этого известного произведения анализ, Чехова «попрыгунья» своего мужа доктора Дымова Осипа Степановича ставит ниже всех, если не сказать, что презирает. Она не понимает его гениальности и душевности. В самом начале сюжет построен так, что вроде бы ничего не предвещает трагической развязки. Ольга Ивановна, будучи замужем за Дымовым, окружила себя актерами, певцами, литераторами, музыкантами и художниками, все ее учат своему искусству, она очень увлечена этим процессом и, конечно же, гостями. Роковой красавец, молодой человек Рябовский, стал тем, на кого положила глаз сама хозяйка дома. Ее муж в этой компании оказался маленьким, чужим и лишним, хоть и был высокого роста и широк в плечах.

Смерть Дымова

Можно и дальше в том же духе продолжать анализ. Чехова «попрыгунья» напоминает ту неуемную и беззаботную стрекозу из басни Крылова «Стрекоза и Муравей». Совсем не зря он ее так называет, ведь Ольга Ивановна, занимая себя своими постоянными гостями, и собирая их у себя, просто не замечала доброй и самоотверженной души своего мужа. Но однажды он лечил больного ребенка от дифтерита и сам заразился той смертельной болезнью. Когда он умирал, друзья говорили о нем как об очень редком и замечательном человеке. И только тогда его жена поняла, кого она потеряла.

Ольга Ивановна растратила всю свою любовь и нежность не на мужа - интеллигентного, мягкого и любящего ее человека - а на того, кто привык забавляться и менять своих пассий как перчатки и кому она очень быстро стала глубоко безразлична.

Видя всю эту любовную игру и принимая в своем доме духовно ограниченных людей, Осип Степанович, в силу своих понятий о культуре, не позволяет себе выразить любое недовольство, он даже не сопротивляется и просто мирится с бесцеремонностью своей жены, которой готов простить все. Даже узнав о том, что его жена ему изменяет, он не решается на какие-то объяснения, глубоко в душе надеясь, что эта ужасная драма сама разрешится. Но в этот самый момент Дымов покидает этот свет и Ольга Ивановна остается одна.

Стиль

Анализ «Попрыгуньи» Чехова очень привлекательно показывает уже достаточно отчетливый художественный стиль, которым он прекрасно овладел к тому времени. Писатель великолепно иронизирует над своей главной героиней Ольгой Ивановной, которая поклонялась пустым идолам и совсем не понимала, что все ее счастье было в умном, чутком и добром Осипе Степановиче. Безропотное, доброе, молчаливое, бесхарактерное, кроткое и слабое существо глухо переносило свои человеческие страдания, оно лежало где-то там у себя на диване и не жаловалось. А если б и пожаловалось, даже в бреду болезни, то дежурные доктора сразу бы узнали, что причина таких физических расстройств заключается не только в дифтерите.

Расплата

Анализ рассказа «Попрыгунья» Чехова можно понимать и таким образом, что к героине прозрение приходит слишком поздно, когда ничего уже нельзя изменить. Она вдруг понимает, что именно ее невнимание привело семью к этой трагедии. Она плачет и сильно жалеет, но не мужа, в первую очередь ей обидно за себя, за то что она теперь осталась в полном бессилие и одиночестве. Ведь Ольга Ивановна уже вряд ли найдет такого бескорыстно любящего человека, который терпеливо выполнял все ее поручения и прихоти, не жалея на них всех своих средств.

Загрузка...