docgid.ru

Общая характеристика вирусов и их значение в природе. Iv. общая характеристика вирусов

Вирусы открыты русским ботаником Д.И. Ивановским (1864 – 1920 гг.) в 1892 году при исследовании мозаичной болезни листьев табака. Термин «вирус» был впервые предложен в 1898 г. голландским ученым М. Бейеринком (1851 – 1931 гг.).

В настоящее время известно около 3000 различных видов вирусов.

Размеры вирусов колеблются от 15 до 350 нм (длина некоторых нитевидных достигает 3 000 нм; 1 нм = 1·10 –9 м), т.е. большинство из них не видны в световой микроскоп (субмикроскопические) и их изучение стало возможным только после изобрете­ния электронного микроскопа.

В отличие от всех остальных организмов вирусы не имеют клеточного строения!

Зрелая вирусная частица (т.е. внеклеточная, покоящаяся – вирион )устроена очень просто: она состоит из одной или нескольких молекул нуклеиновых кислот, составляющих сердцевину вируса, и белковой оболочки (капсид) – это так называемые простые вирусы .

Сложные вирусы (например, гер­­песа или гриппа ) кроме, белков кап­сида и нуклеиновой кислоты содержат до­полнительную липо­проте­идную мем­бра­ну (оболочку, суперкапсид образуемый из плазматической мембраны клетки хозяина), раз­­­личные углеводы и фер­менты (рис.3.1).

Ферменты способствуют проникно­ве­нию вирусной НК в клетку и выходу обра­зо­вавшихся вирионов в среду (нейраминидаза миксовирусов, АТФ-аза и лизоцим некоторых фагов и др.), а также участвуют в процессах транскрипции и репликации вирусной НК (различные транскриптазы и репликазы ).

Белковая оболочка защищает нуклеиновую кислоту от различных физических и химических воздействий, а также препятствует проникновению к ней клеточных ферментов, предотвращая тем самым ее расщепление (защитная функция). Также, в составе капсида имеется рецептор, комплементарный рецептору заражаемой клетки – вирусы поражают строго определенный круг хозяев (определительная функция).

Вирионы многих вирусов растений и ряда фагов имеют спиральный капсид, в котором белковые субъединицы (капсомеры) уло­жены по спирали вокруг оси. Например, ВТМ (вирус табачной мозаики ) имеет форму палочек диаметром 15 – 17 нм и длиной до 300 нм (рис. 3.2.). Внутри его капсида имеется полый канал диаметром 4 нм. Гене­ти­ческим материалом ВТМ яв ляется одноцепочечная РНК, плотно уло­жен­ная в желобке спирального капсида. Для вирионов со спиральным капси­дом характерно высокое содержание белка (90 – 98%) по отношению к нуклеиновой кислоте.

Капсиды вирионов многих вирусов (например, аденовирус , вирус герпеса , вирус желтой мозаики турнепса – ВЖМТ) имеют форму симметричного мно­гогранника, чаще всего икосаэдра (многогранник с 12 вершинами, 20 треугольными гранями и 30 ребрами). Такие капсиды называют изометрическими (рис. 3.3.). В таких вирионах содержание белка составляет около 50% по отношению к НК.





В вирусе присутствует всегда один тип нуклеиновой кислоты (либо ДНК, либо РНК), поэтому все вирусы делят на ДНК-содержащие и РНК-содержащие. Молекулы нуклеиновой кислоты в вирионе могут быть линейными (РНК, ДНК) или иметь форму кольца (ДНК). Причем эти нуклеиновые кислоты могут состоять из одной цепочки или из двух. Вирусная НК имеет от 3 до 200 генов.

Нуклеиновая кислота вируса совмещает в себе функции обеих кислот (ДНК и РНК) – это хранение и передача наследственной информации, а также управление синтезом белков.

Начало истории вирусологии связано с именем Д.И. Ивановского, который в 1892 г. опубликовал работу по изучению мозаичной болезни табака. Он отметил, что возбудитель – мельчайшее существо, проходит через бактериальные фильтры, не растет на питательных средах, невидим в световом микроскопе.

В 1898 г. Леффлер и Фрош открыли вирус ящура.

В 1901 г. Рид и Кэррол выделили вирус из трупов людей, умерших от желтой лихорадки.

ДўЭррель в 1910 г. обнаружил вирусы бактерий – бактериофаги.

Вирусы широко распространены в природе, окружающей среде и практически вездесущи. Они находятся в воздухе, воде, пище, космосе и в живых организмах, а вирусы бактерий – бактериофаги – в бактериях.

Медицинская вирусология изучает лишь вирусы, патогенные для человека или значимые для медицины (бактериофаги).

Основной задачей медицинской вирусологии является изучение морфологии, физиологии, генетики, экологии и эволюции вирусов и разработка методов диагностики, лечения и профилактики инфекций у человека.

Основные свойства вирусов:

Не имеют типичного клеточного строения,

Состоят из белков и одной нуклеиновой кислоты (ДНК или РНК), где закодирована вся генетическая информация вируса,

Не обладают собственными метаболическими и энергетическими системами,

Используют рибосомы клетки хозяина для синтеза собственных белков,

Имеют особый способ размножения – дизъюнктивную (разобщенную) репродукцию: в клетке отдельно синтезируются нуклеиновые кислоты и белки вирусов, а затем происходит сборка их в вирусные частицы.

Могут интегрировать свой геном в геном клетки с образованием провируса,

Вирусы имеют малые размеры (от 15 до 250 нм и более).

Как и другие формы жизни вирусы обладают наследственностью и изменчивостью, сохраняют жизнеспособность при замораживании, высушивании, резистентны к антибиотикам, но чувствительны к высокой температуре.

Вирус вне клетки – вирион , имеет нуклеиновую кислоту (ДНК или РНК) и белковую оболочку, способен кристаллизоваться, обладает инфекционностью, т.е. благодаря адресным белкам, белкам прикрепления, ферментам проникает в клетку, где его называют «вирус», интегрированный с ДНК хозяина вирус называется провирус .

Кроме типичных вирусов известны необычные инфекционные частицы – прионы и вироиды .

Прионы белковые инфекционные частицы, которые имеют вид фибрилл размером 10-20х100-200 нм, массу 30 кД, не содержат нуклеиновой кислоты, устойчивы к нагреванию, к действию протеаз, ультрафиолетовых лучей, ультразвука и ионизирующей радиации. Прионы возникают как продукты мутации собственного гена или попадают в организм при употреблении мяса животных, содержащего прионы. Прионы накапливаются в пораженном органе, не вызывая цитопатогенного действия (ЦПД), иммунного ответа и воспалительных реакций. Они могут блокировать или активировать гены человека или животного.

Вироиды – это небольшие молекулы кольцевой суперспирализованной РНК, не содержащие белка, вызывающие заболевания у растений, возможно и у млекопитающих.

Классификация вирусов

В силу своих особенностей вирусы выделены в отдельное надцарство Vira, в котором по типу нуклеиновой кислоты различают рибовирусы и дезоксирибовирусы (табл. 1).

Подцарства делятся на семейства, которые подразделяются на подсемейства и роды. Вид – совокупность вирусов, имеющих почти идентичные геном (ДНК или РНК), свойства и способность вызывать определенный патологический процесс. Названия семейства имеют окончание viridae , подсемейство – virinae , рода – virus .

Признаки, используемые для классификации вирусов : 1) тип нуклеиновой кислоты – ДНК или РНК; 2) их структура (однонитевая, двунитевая, линейная, кольцевая, фрагментированная, нефрагментированная с повторяющимися и инвертированными последовательностями); 3) структура, размеры, тип симметрии, число капсомеров; 4) наличие или отсутствие внешней оболочки (суперкапсида); 5) антигенная структура; 6) феномены генетических взаимодействий; 7) круг восприимчивых хозяев; 8) географическое распространение; 9) внутриядерная или цитоплазматическая локализация; 10) чувствительность к эфиру и детергентам; 11) путь передачи инфекции.

Для определения принадлежности к семейству ретровирусов обязательно учитывается наличие фермента обратной транскриптазы.

Вирусы, вызывающие инфекционные процессы у человека, входят в состав как ДНК-содержащих, так и РНК-содержащих вирусных семейств (см. табл. 1).

Таблица 1.

Классификация и некоторые свойства вирусов

Семейство вирусов Тип нуклеиновой кислоты Размер вириона, нм Наличие суперкапсида Типовые представители
РНК-геномные вирусы
Arenaviridae Аренавирусы фрагментированная, однонитчатая 50-300 + Вирусы Ласса, Мачупо
Bunyaviridae Буньявирусы фрагментированная, однонитчатая, кольцевая 90-100 + Вирусы геморрагических лихорадок и энцефалитов
Caliciviridae Калицивирусы однонитчатая 20-30 - Вирус гепатита Е, калицивирусы человека
Coronaviridae Коронавирусы однонитчатая (+)РНК 80-130 + Коронавирусы человека
Orthomyxoviridae Ортомиксо- вирусы однонитчатая, фрагментированная (-)РНК 80-120 + Вирусы гриппа
Paramyxoviridae Парамиксо- вирусы однонитчатая, линейная (-)РНК 150-300 + Вирусы парагриппа, кори, эпидемического паротита, РС-вирус
Picornaviridae Пикорнавирусы однонитчатая (+)РНК 20-30 - Вирусы полиомиелита, Коксаки, ЕСНО, гепатита А, риновирусы
Reoviridae Реовирусы двунитчатая РНК 60-80 - Реовирусы
Retroviridae Ретровирусы однонитчатая РНК 80-100 + Вирусы рака, лейкоза, саркомы, ВИЧ
Togaviridae Тогавирусы однонитчатая (+)РНК 30-90 + Вирусы лошадиных энцефалитов, краснухи и др.
Flaviviridae Флавивирусы однонитчатая (+)РНК 30-90 + Вирусы клещевого энцефалита, желтой лихорадки, Денге, японского энцефалита, гепатитов С, G
Rhabdoviridae Рабдовирусы однонитчатая (-)РНК 30-90 + Вирус бешенства, вирус везикулярного стоматита
Filoviridae Филовирусы однонитчатая (+)РНК 200-4000 + Вирусы лихорадки Эбола, Марбург
ДНК-геномные вирусы
Adenoviridae Аденовирусы линейная, двунитчатая 70-90 - Аденовирусы млекопитающихся и птиц
Hepadnaviridae Гепаднавирусы двунитчатая, кольцевая с однонитчатым участком 45-50 + Вирус гепатита В
Herpesviridae Герпесвирусы линейная, двунитчатая + Вирусы простого герпеса, цитомегалии, ветряной оспы, инфекционного мононуклеоза
Papovaviridae Паповавирусы двунитчатая, кольцевая 45-55 - Вирусы папилломы, полиомы
Poxviridae Поксвирусы двунитчатая с замкнутыми концами 130-250 + Вирус осповакцины, вирус натуральной оспы
Parvoviridae Парвовирусы линейная, однонитчатая 18-26 - Аденоассоциированный вирус

4.2. Строение вирусов

По строению различают два типа вирусных частиц – простые и сложные. В составе простых вирионов есть ДНК или РНК и белки. У сложных в суперкапсиде содержатся липиды, полисахариды.

Внутренняя структура простых и сложных вируосв сходна, сердцевина вируса – вирусный геном, который содержит от 3 до 100 и более генов.

Морфология и структура вирусов. Простые вирусы имеют одну белковую оболочку – капсид , который состоит из капсомеров – белковых молекул, форма укладки которых определяет тип симметрии. Капсид представлен a-спиральными белками, способными к полимеризации.

Сложные вирусы имеют внешнюю оболочку – суперкапсид, расположенную поверх капсида. В состав суперкапсида входит внутренний белковый слой – М-белок, затем более объемный слой липидов и углеводов, извлеченных из клеточных мембран клетки хозяина. Вирусспецифические гликопротеиды проникают внутрь суперкапсида, образуя фигурные выпячивания (шипы, фибры), которые выполняют рецепторную функцию.

Различают 3 типа симметрии: 1) спиральный , когда капсомеры укладываются по спирали – винтообразная структура нуклеокапсида; 2) кубический (икосаэдрический), когда капсомеры укладываются по граням многогранника (12-20-гранника) – в основе лежит фигура икосаэдра (20-гранника). В зависимости от типа перегруппировки и числа субъединиц число капсомеров будет равным 30, 20, или 12. Вирионы со сложным капсидом, построенным более чем из 60 капсомеров, содержат группы из 5 субъединиц – пентамеры, или из 6 субъединиц – гексамеры; 3) смешанный тип симметрии (у бактериофагов).

Комплекс капсида и генома вируса называют нуклеокапсид . Сложные вирусы имеют суперкапсид (пеплос). Эта поверхностная оболочка вируса, состоит из липидов и белков клеточного происхождения.

Вирусные белки бывают: 1) структурные ; 2) неструктурные .

Среди структурных различают: капсидные – входят в состав капсомеров и образуют футляр, защищающий нуклеиновую кислоту; суперкапсидные – это гликопротеиды, которые формируют шипы на поверхности суперкапсида и выполняют: адресную функцию – узнают чувствительную клетку и адсорбируются на ней; прикрепительные белки, которые взаимодействуют со специфическими рецепторами клетки; белкислияния – способствуют слиянию вирусной и клеточной мембран и приводят к образованию симпластов; геномные – обладают антигенными свойсвами, участвуют во взаимодействии с клеткой.

Среди неструктурных белков различают: предшественники вирусных белков (нестабильные); РНК- и ДНК-полимеразы – участвуют в репликации вирусного генома; регуляторные белки – участвуют в репродукции вируса.

Функции белков:обладают антигенными и иммуногенными свойствами; участвуют в распознавании клетки и взаимодействии с ней; защищают геном от нуклеаз; обеспечивают тип симметрии.

Липиды входят в состав суперкапсида и представляют смесь нейтральных фосфо- и гликолипидов, многие из них – продукты мембраны клеток хозяина.

Они обусловливают инфекционность, чувствительность или устойчивость к эфиру; стабилизируют вирусную частицу.

Углеводы входят в состав гликопротеидов суперкапсида. Углеводы и липиды – составная часть гемагглютинина, который вызывает склеивание эритроцитов и обладает антигенной специфичностью.

Различают вирионные и вирусиндуцированные ферменты вирусов. К вирионным относят ферменты транскрипции и репликации (ДНК и РНК-полимеразы); обратную транскриптазу (у ретровирусов), АТФ-азы, эндо- и экзонуклеазы, нейраминидазы.

К вирусиндуцированным относятся ферменты, о которых имеется только информация в вирусном геноме, а появляются они в клетке. Это РНК-полимеразы тога-, орто-, пикорна- и парамиксовирусов; и ДНК-полимеразы у покс- и герпесвирусов.

Нуклеиновые кислоты обеспечивают наследственные признаки; являются хранителями генетической информации; необходимы для репродукции вирусов, многие из них могут вызывать инфекционный процесс самостоятельно, достаточно их проникновения в клетку.

Вирусная ДНК. Молекулярная масса равна 1,10 6 -1,10 8 дальтон. ДНК может быть одно- или двунитчатой, фрагментированной и сверхспирализованной, линейной или кольцевой, содержит несколько сотен генов. В каждой нити ДНК есть нуклеотидные последовательности, а на концах есть прямые или инвертированные (повернутые на 180 о) повторы, которые являются маркерами для отличия вирусной ДНК от клеточной. Эти повторы обеспечивают способность ДНК замыкаться в кольцо для последующих репликации, транскрибирования и встраивания в клеточный геном. Генетическая информация инфекционной ДНК транслируется на мРНК в клетке с помощью полимераз.

Вирусная РНК может быть одно- и двунитчатой, линейной, кольцевой, фрагментированной. У РНК-содержащих вирусов генетическая информация закодирована в РНК таким же кодом, как в ДНК всех других вирусов и клеточных организмов. Вирусные РНК по своему химическому составу не отличаются от РНК клеточного происхождения, но характеризуются разной структурой.

Наряду с типичной для всех РНК однонитевой формой у ряда вирусов имеется двунитевая РНК. В составе однонитевых РНК имеются спиральные участки типа двойной спирали ДНК, образующиеся вследствие спаривания комлементарных азотистых оснований. Вирусы с однонитчатой РНК делятся на 2 группы: (+)РНК (положительный геном) и (-)РНК (отрицательный геном). Вирусная (+)РНК инфекционная и обладает функциями информационной РНК. Она может передовать генетическую информацию на рибосомы, как иРНК. Вирусы с отрицательным геномом не обладают инфекциозностью, т.к. нить (-)РНК выполняет только наследственную функцию и не обладает функцией иРНК. В зараженной клетке на матрице вирусной геномной РНК с помощью фермента транскриптазы осуществляется синтез РНК-комплементарной геному.

Нити (+)РНК вирусов в отличие от (-)РНК имеют специальные концы в виде «шапочки» для специфического узнавания рибосом.

Патогенность вирусов обусловлена совокупностью их свойств: способностью проникать в макроорганизм, связываться с клеточными мембранами и проникать в клетку, управлять метаболизмом и белоксинтезирующей функцией клетки, обеспечивать транскрипцию и репликацию собственного генома и осуществлять весь цикл репродукции вирусов. Все эти свойства зависят от генома вирусов и наличия соответствующих структурных белков и ферментов. Репродукция вирусов приводит к развитию патологии: цитопатогенному (разрушающему) действию, развитию воспаления, повреждению различных клеток и тканей.

7 класс

Урок № 65 по теме: «Общая характеристика вирусов. История их открытия. Строение вируса на примере вируса табачной мозаики»

Тип урока: изучение с первичным закреплением новых знаний.

Цель: познакомить учащихся с неклеточными формами жизни – вирусами.

Задачи:

Развивающие - развитие способностей к поиску решения проблемы, самостоятельного мышления, умения формирования определений.

Воспитательные - стимулирование интереса к поиску фактов, событий; развитие коммуникативных способностей свободного и активного включения в диалог.

Тип урока:изучение нового материала.

Форма проведения урока: лекция, беседа, выступления учащихся.

Форма организации учебной деятельности: фронтальная.

Методы обучения:объяснительно – иллюстративный, проблемное изложение, частично поисковый.

Оборудование: таблица «Строение вирусов», научно-популярная литература о вирусах, мультимедийная презентация урока.

Если вы не готовы столкнуться с неожиданным,

То никогда с ним и не столкнетесь,

Поскольку его нельзя найти или выследить

Гераклит, философ V века до нашей эры.

ХОД УРОКА

Этап урока

Содержание учебного материала

ФОПД

модули

I . Орг. момент

Здравствуйте, ребята. Я рада видеть вас сегодня на уроке. Давайте улыбнемся друг другу, настроимся на поиск и начнем урок.

Индивид

Новые подходы в преподавании и обучении (Обучение тому, как учиться, диалоговое обучение)

Оценивание для обучения и оценивание обучения

Преподавание и обучение в соответствии с возрастными особенностями учеников

Управление и лидерство в обучении

Использование ИКТ в преподавании

Преподавание и обучение в соответствии

с возрастными особенностями учеников

Обучение критическому мышлению

II . Мотивация

Коллект

III .

Изучение нового материала

А). Самостоятельная работа с учебником по заданиям для работы в группах:

используя материал на стр. 250-252 учебника,

подготовьте рассказ

1 группа – происхождение слова вирусы;

2 группа – история открытия вирусов;

3 группа – наука о вирусах;

4 группа – жизнеспособность вирусов;

5 группа- форма вирусов.

Примерные ответы групп:

1 группа – (от лат. «вирус» – яд).

2 группа – (Д.И.Ивановский, 1892г – вирус табачной мозаики).

3 группа – (вирусология - наука о вирусах).

4 группа – (вирусы – внутриклеточные организмы, т.е. жизнеспособны вирусы только в живой клетке).

5 группа - (вирусы по форме – шаровидные (вирус гриппа), кубовидную (вирус оспы), овальные, палочковидные (вирус табачной мозаики) , нитевидные).

Б). Размеры вирусов:

Вирусы нельзя увидеть в оптический микроскоп, так как их размеры меньше длины световой волны. Разглядеть их можно лишь с помощью электронного микроскопа.

    мельчайшие живые организмы

    размеры варьируют от 20 до 300нм

    в среднем в 50 раз меньше бактерий

    нельзя увидеть с помощью светового микроскопа

    проходят через фильтры, не пропускающие бактерий

В). Строение вирусов.

Используя материал учебника на стр. , выпишите в тетрадь особенности строения вирусов.

Наличие капсида отличает вирусы от других инфекционных агентов, вироидов. Вирусы содержат только один тип нуклеиновой кислоты: либо ДНК, либо РНК. Полностью сформированный вирус называется вирионом.

Г). В какое царство относят вирусы и почему?

В настоящее время писано более 1000 различных видов вирусов. Виды объединяют в роды и семейства. Все вместе их выделяют в особое царство живой природы – Вирусы . Более 500 видов вирусов могут вызывать инфекционные заболевания человека. Не описаны вирусы мхов и водорослей. Несколько видов вирусов известны у грибов, папоротникообразных и голосеменных. Известно много вирусов у цветковых растений.

Д). Размножение бактерий. Вирусы способны размножаться только в клетках других организмов.

Г). Бактериофаги, их строение.

В 1915 году Ф.Тоуртом были открыты вирусы бактерий – бактериофаги. Бактериофаги, или фаги, способны проникать в клетку бактерий и разрушать ее.

Самостоятельная работа с учебником по заданиям для работы в группах:

используя материал на стр. 11, рис. 2 параграфа 2 учебника под редакцией Кайыма,

ответьте на вопрос: Каково же строение фага?

Д). Вирусы – возбудители болезней.

Вирусы как возбудители заболеваний человека, животных, растений известны с глубокой древности. В прошлые века вирусные инфекции носили характер опустошительных эпидемий, охватывавших обширные территории. В 18 веке в Москве оспа уничтожила почти 80% населения. Заболевания вирусной природы широко распространены и в настоящее время.

А что вам известно о вирусных заболеваниях?

Вирусные заболевания наносят большой ущерб животноводству и могут разрушить его в масштабе целой страны. Подобная катастрофа наблюдалась в конце 2000г. в Великобритании. В настоящее время от вируса птичьего гриппа погибает огромное количество домашних и диких птиц.

Самостоятельная работа с дополнительным материалом заданиям «о наиболее известных вирусных заболеваниях» для работы в группах:

1 группа – вирусные заболевания человека (корь, свинка, грипп, полиомиелит, бешенство, оспа, желтая лихорадка, трахома, энцефалит, некоторые онкологические (опухолевые) болезни, СПИД, бородавки, герпес, гепатит, краснуха и др.);

2 группа – вирусные заболевания растений (мозаичная болезнь табака, огурцов, томатов; карликовость; скручивание листьев и др.);

3 группа – вирусные заболевания животных (птичий грипп, ящур, чуму, бешенство; у насекомых - полиэдроз, грануломатоз);

4 группа - СПИД;

    группа – лечение вирусных инфекций и понятие об иммунитете.

Работа в группах

Коллект

Работа в парах

Работа в группах

Индивид

Работа в группах

Работа в группах

III. Закрепление

А). Фронтальный опрос:

1. Как переводится слово вирус с латинского?

2. Кто открыл вирусы?

3. Что представляют собой вирусы?

4. Что является обязательными компонентами любого вируса?

5. Почему ученым не удается вырастить вирусы на искусственных питательных средах?

6. Как размножаются вирусы?

7. Почему вирусы – это уникальная форма жизни?

8. Что такое бактериофаг?

9. Перечислите вирусные заболевания растений.

10. Перечислите вирусные заболевания животных.

11. Перечислите вирусные заболевания человека.

12. Чем опасна ВИЧ-инфекция?

13. Каково значение вирусов?

Б). Закончите фразы (письменно):

    Наука о вирусах называется (вирусология).

    Вирусы обитают только в (живых клетках).

    В состав вирусов входит нуклеиновая кислота (ДНК) или (РНК) и несколько белков,

    Белковая оболочка вируса, предохраняющая его нуклеиновую кислоту от внешних

воздействий, носит название (капсид).

    Вирус, поражающий бактерии, называется (бактериофаг).

    Наука о вирусах (вирусология).

(взаимопроверка по шкале оценивания:

«5» - 8 ответов; «4» - 6- 7 ответов; «3»- 4-5 ответов; «2» - менее 2 ответов).

Индивид

Индивид

V . Подведе

ние итогов

Наш урок подходит к концу, и мне хотелось бы, чтобы вы составили синквейн по теме «Вирус»:

    Существительное

    Вирусы (Яд)

    Два прилагательных

    Простые и сложные

    Изложение темы тремя словами

    Вызывают различные заболевания

    Отношение к теме четырьмя словами

    Защита организма – укрепление иммунитета

5. Синоним слова-сути темы

Индивид

VI . Д/З:

Выучить С. 250-252, ответить на вопросы на с 253 с 1-5., подготовить сообщения о проявлении вирусных заболеваний.

Индивид

VII . Рефлексия

Подумайте и скажите: необходимы ли вам знания, полученные сегодня на уроке? Почему?

Индивид


Приложение

Понятие о вирусах

Вирусы – внутриклеточные организмы

Вирусы представляют собой молекулы нуклеиновых кислот (ДНК или РНК), заключённые в защитную белковую оболочку (капсид). Вирусы содержат только один тип нуклеиновой кислоты: либо ДНК, либо РНК.

Вирусы являются одной из самых распространенных форм существования органической материи на планете по численности: воды мирового океана содержат колоссальное количество бактериофагов (около 10 11 частиц на миллилитр воды).

История изучения вирусов

В 1852 году русский ботаник Дмитрий Иосифович Ивановский получил инфекционный экстракт из растений табака, пораженных мозаичной болезнью.

В 1898 году голландец Бейеринк ввел термин «вирус» (от латинского – «яд»), чтобы обозначить инфекционную природу определенных профильтрованных растительных жидкостей

Жизненный цикл вирусов

В отличие от всех организмов вирусы не способны размножаться бинарным делением (разделяться надвое). Попадая в клетку, нуклеиновая кислота вируса «заставляет» клетку синтезировать компоненты вируса из ее клеточных материалов. Это приводит клетку к гибели и освобождению образовавшихся новых (дочерних) вирионов, которые уже способны заражать другие клетки

Вирусные заболевания растений

У растений - мозаику или иные изменения окраски листьев либо цветков, курчавость листьев и другие изменения формы, карликовость; наконец, у бактерий - их распад.

Вирусные заболевания животных

У животных вирусы вызывают ящур, чуму, бешенство; у насекомых - полиэдроз, грануломатоз.

Вирусные заболевания человека

Вирусными заболеваниями человека являются корь, свинка, грипп, полиомиелит, бешенство, оспа, желтая лихорадка, трахома, энцефалит, некоторые онкологические (опухолевые) болезни, СПИД, бородавки, герпес.

СПИД

В 1981 году появилось новое, ранее не известное науке заболевание, получившее название СПИД. В 1983 году был открыт вирус, названный ВИЧ, вызывающий это заболевание

ВИЧ – вирус иммунодефицита человека, вызывающее заболевание СПИД – синдром приобретенного иммунодефицита. При этом заболевании происходит повреждение системы клеточного иммунитета – развиваются инфекционные заболевания и злокачественные новообразования, организм становится совершенно беззащитным перед микробами.

Вирус, вызывающий СПИД, содержит 2 молекулы РНК. Он специфически связывается с клетками крови – лейкоцитами, вследствие чего снижается их функциональная активность.

Многие путают два совершенно различных понятия – ВИЧ-инфицированный и больной СПИДом. Разница заключается в том, что человек, инфицированный вирусом иммунодефицита, может в течение многих лет оставаться работоспособным, относительно здоровым человеком. Такой человек не представляет никакой опасности для окружающих

Пути передачи ВИЧ-инфекции:

    Половой

    От матери к ребенку: внутриутробно, при родах, при кормлении,

    Через кровь: при переливании крови, при пересадке органов, тканей,

    При использовании загрязненных мед. инструментов (шприц наркомана)

Какова вероятность заболеть СПИДом? Ведь в данном случае поражается система, выполняющая защитную функцию.

Группы риска, где вероятность заболеть достаточно высока.

    гомосексуалисты

    люди, ведущие беспорядочную половую жизнь

    проститутки

    наркоманы

    доноры и реципиенты

Что же надо делать, чтобы защитить себя от этой болезни?

    использовать одноразовые инструменты

    установить хороший контроль за донорской кровью

    вести борьбу с наркоманией, связанной с заражением СПИДом.

Вирусы бактерий - бактериофаги

Бактериофаги – «пожиратели бактерий. Открыты в 1917 году одновременно во Франции и Англии

Используются при лечении заболеваний, вызываемых некоторыми бактериями (чума, тиф, дизентерия)

Три основных способа борьбы с вирусными заболеваниями: каждый из них действует по-своему.

1 способ - вакцинация .

Суть его сводится к простой формуле «Бей врага его же оружием». Вирус здесь выступает против вируса. Вакцины включают систему иммунитета. В 1885 году французский ученый Луи Пастер изобрел вакцину против бешенства. При введении в организм такие вирусы не вызывают заболевания, но создается активный иммунитет к данному вирусу.

2 способ – химиотерапия.

Это воздействие химических препаратов на вирусы. Трудность состоит в том, что вирусы размножаются внутри клеток, используя их системы, в силу чего, воздействия на вирусы приводит к нарушению обмена веществ клеток.

3 способ – интерферон.

Это защитный белок, вырабатываемый клетками в ответ на заражение их вирусами. Он действует по принципу стоп-сигнала и подавляет размножение вирусов уже проникших в клетку. Опыт показывает, что если интерферон вырабатывается слабо, то вирусные заболевания протекают тяжелее).

Закончите фразы (письменно):

1. Наука о вирусах называется …. .

2. Вирусы обитают только в … … .

3. Вирусы являются внутриклеточными … .

5. В состав вирусов входит нуклеиновая кислота … или …. и несколько белков, образующих оболочку вокруг нуклеиновой кислоты.

6. Белковая оболочка вируса, предохраняющая его нуклеиновую кислоту от внешних воздействий, носит название … .

7. Вирус, поражающий бактерии, называется …

8. Наука о вирусах … .

(взаимопроверка по шкале оценивания: «5» - 8 ответов; «4» - 6- 7 ответов; «3»- 4-5 ответов; «2» - менее 2 ответов).



Загрузка...